Средневековая европа. какие причины привели к крестовым походам?

Христианское воинство: крестовые походы 1.призыв папы. 2.причины крестовых походов. 3. крестоносное войско. 4.i крестовый поход (10961099). 5. государства. — презентация

1 ХРИСТИАНСКОЕ ВОИНСТВО: КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ 1.Призыв папы. 2.Причины крестовых походов. 3. Крестоносное войско. 4.I крестовый поход ( ). 5. Государства крестоносцев. 6.Монахи-рыцари. 7.IV крестовый поход ( ). 8. Последние усилия. 1.План: Чупров Леонид Александрович МОУ СШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края<\p>

2 Призыв папы. 27 ноября 1095 г. на открытой площади французского города Клермона собрались тысячи взволнованных рыцарей, крестьян, богомольцев. Многие пришли издалека специально, чтобы услышать проповедь папы Урбана II. Его трон, установленный на возвышении посреди площади, приковывал взоры толпы. Первые слезы пролились из глаз слушателей, когда любимый ими странствующий проповедник Петр Пустынник рассказывал о страданиях христиан в Святой земле. Он говорил: о завоевании Иерусалима турками, о том, что тысячи богомольцев месяцами стоят под стенами города и не могут припасть к Гробу Господню, что иноверцы врываются в храмы и оскверняют их.<\p>

3 Его слова потонули в громких всхлипах рыдающей толпы. Поднявшийся со своего трона Урбан II не стал прерывать рыданий. Напротив, он призвал всех плакать, скорбеть и страдать. Но этого мало, вскричал папа, Христос хочет, чтобы Святая земля, место Его земной жизни, была освобождена от врагов. Он простит прегрешения заблуждавшихся. Души всех, кто отправится на отвоевание Гроба Господня, будут спасены и попадут в Царство Небесное. Там найдут они реки, текущие молоком и медом, край плодородный и изобильный. Общий крик: «Так хочет Бог» был ему ответом. Проталкиваясь к трону папы, люди брали из рук епископов и священников полоски красной материи, тут же нашивали их на правый рукав одежды. Все клялись отправиться в Святую землю и освободить ее для христиан.<\p>

Обратите внимание

4 Весть о призыве Урбана II разнеслась быстро. По всей Европе разошлись проповедники, убеждавшие людей «принять крест». Их речи имели огромный успех. Чтобы купить одежду и оружие, продавали самое необходимое: рабочий скот, плуг, запасы зерна. Первые крестовые походы собирали под свои знамена десятки и даже сотни тысяч людей. Почему? Что двигало ими? Какие причины стояли за происходящим?<\p>

5 Причины крестовых походов. Ответить на эти вопросы непросто. В крестовых походах отразилось все многообразие перемен, которыми была охвачена средневековая Европа. Рост населения, расчистка лесов и осушении болот, возникновение городов, где начинали новую жизнь покинувшие деревню крестьяне. Часть же крестьян примкнула к крестоносцам в надежде найти в Святой земле достаток и благополучие. А рыцарство, грабившее купцов на больших дорогах! Земля доставалась обычно старшим сыновьям сеньоров. Младшие должны были позаботиться о себе сами. Да и купцы, торговавшие с Востоком, надеялись, что крестовые походы облегчат их трудности, обеспечат безопасность и помогут возвыситься над местными торговцами.<\p>

6 Поразившие многие районы Европы : неурожаи, засухи, наводнения, голод усиливали в народе стремление овладеть, наконец, новыми землями на Востоке. Оттуда везли роскошные ткани, перец, драгоценности значит, убежденно говорили уставшие от бедствий люди, там и найдем мы богатство и безбедную жизнь. Для папства и служителей католической церкви крестовые походы стали тем Божьим делом, которое должно было укрепить их власть над христианами. Вот где папы выступали организаторами общего для Европы и угодного Богу начинания! Земные владыки, по их убеждению, признают главенство римского престола и подчинятся ему.<\p>

7 Важно понять и другое. Призыв к крестовому походу, к освобождению Гроба Господня затронул самые тонкие и сильные чувства в душах людей. «Принять крест» их заставляли и надежда на спасение души, и мечта о прощении грехов, и желание отомстить «неверным». Многие даже не знали, где находится Иерусалим, кто живет в Святой земле! Это не имело для них никакого значения. Первые крестоносцы верили: Бог приведет к стенам города и сокрушит врагов.<\p>

8 Крестоносное войско. На пламенные призывы многочисленных проповедников откликнулись самые разные слои населения. Конечно, основной силой крестоносного войска стали рыцари. Распродав все, что можно, они приобрели необходимое вооружение и начали собираться под знамена крупных сеньоров. Здесь были рыцари из Италии и Франции, Германии и Нормандии, Англии и Шотландии. Немало монахов, странников, богомольцев влились в ряды крестоносцев. Проповедями, рассказами о Христе и Богоматери, напоминаниями об унижениях, которые терпят христиане в Святой земле, они поднимали дух участников походов.<\p>

9 Много было и простого люда: крестьян, бросивших дома и семьи (кто-то же, напротив, пришел с женами и детьми), городской бедноты, бродяг. Часть из них, не дожидаясь назначенного дня, двинулась в Святую землю под руководством Петра Пустынника и одного рыцаря, прозванного «Неимущим» (или, еще выразительнее, «Голяком»). Грабежи и еврейские погромы, которыми участники похода занимались по пути следования, восстановили против них местное население. До Константинополя дошло не больше половины. Почти все погибли в первом же столкновении с турками, на дальних подступах к Святой земле.<\p>

10 I крестовый поход ( ). Между тем под стенами Константинополя уже собрались рыцарские отряды. Утверждают, что в огромном войске насчитывалось 600 тысяч человек. Они с трудом понимали друг друга и не смогли договориться об общем командовании. Византийский василевс Алексей I Комнин был напуган. Необразованные, грубые «франки» не проявляли должного почтения, вели себя вызывающе и порой грабили «греков». Поначалу Алексей даже запретил местным жителям продавать крестоносцам продукты. Впрочем, он быстро понял, как отвести опасность. Весной 1097 г. крестоносцы на кораблях переправились на Ближний Восток.<\p>

11 Иерусалим покорился им только через два года. То были годы тяжелых испытаний. Изнуряла непривычная даже для жителей Южной Европы жара. Мучила жажда. Пугали редкие, но сильные дожди: вода низвергалась с небес, маленькие ручейки превращались в стремительные мутные потоки. Сражения и стычки с арабами и турками уносили тысячи жизней. Свирепствовали болезни. Все время спорили вожди похода, решая, кому должны принадлежать власть и добыча. Многие впадали в отчаяние. Кто-то не справлялся с ним, бежал из становившейся ненавистной земли. Большинство оставалось и радовалось даже призраку надежды. Силу давала вера. Осажденные турками в Антиохии крестоносцы уже смирились с неизбежностью поражения.<\p>

Важно

12 Но приснился сон бедняку Пьеру: нужно найти копье, которым был пронзен Христос, и тогда придет победа. Несколько дней двенадцать человек копали землю в соборе святого Петра и нашли, наконец, заветный кусочек металла, похожий на наконечник копья. Были такие, кто увидел в произошедшем не чудо, а обман. Но тысячи обретших надежду возликовали. На следующее утро турки были разбиты. Иерусалим крестоносцы взяли в июле 1099 г. Страшное сочетание искренней веры в милосердие Христа и безграничной жестокости к «иноверцам», которое так поражает в крестовых походах, проявилось здесь особенно ярко. Убив десятки тысяч жителей города, победители бросились к Гробу Господню, где плакали, целовали священные камни, каялись в грехах и молились.<\p>

13 Государства крестоносцев. На узкой полоске Средиземноморского побережья уместились четыре государства крестоносцев. Главным было Иерусалимское королевство. Многое здесь напоминало о покинутой Европе. По образцу французских возводили каменные громады замков. Зависимые крестьяне (обычно из местных) должны были выполнять в пользу сеньора обычные для средневековой Европы повинности. Вассалы клялись верно служить сеньорам. В короле признавали «первого среди равных» и в отношениях с ним вели себя как подобает вассалам. В торговых городах главную роль играли итальянские купцы из Генуи и Венеции. На новых землях сложились порядки, свойственные европейскому средневековью. Поэтому государства крестоносцев иногда называют так: «Запад на Востоке».<\p>

14 Монахи-рыцари. Крестовые походы привели к созданию новых монашеских орденов духовно-рыцарских. Вступавший в орден становился монахом, но продолжал быть рыцарем. Как монах, он отказывался от семьи, имущества и отдавал себя под власть папы и великого магистра. В отличие от обычного монаха, который не имел права носить оружие и проливать кровь, он клялся сражаться с «иноверцами» и врагами церкви. Молва о монахах-рыцарях распространилась в Европе довольно быстро. Говорили об их жестокости, замкнутости, умении хранить сокровенные секреты ордена. Страх внушал даже внешний облик этих сумрачных и суровых людей: монашеский плащ дополнялся мечом, щитом, шлемом с прорезями для глаз. Госпитальеры носили красный плащ с белым крестом, тамплиеры белый плащ с красным крестом, тевтонцы белый плащ с черным крестом.<\p>

15 Попытка соединить духовную власть церкви с военной силой и правом проливать кровь людей не добавила авторитета ее служителям. Госпитальеры в начале XIV в. покинули Святую землю и после двухсотлетних скитаний осели на Мальте. Тевтонцев из Иерусалима вытеснили соперничавшие с ними тамплиеры. Они перебрались в Прибалтику, откуда постоянно угрожали русским землям. Накопивший несметные богатства орден тамплиеров был запрещен французским королем, а его великий магистр сожжен на костре.<\p>

16 IV крестовый поход ( ). В XII в. папство еще дважды выступало с призывами к походам на Восток. Оба похода возглавляли монархи европейских государств Франции, Англии, Германии. Больших успехов добиться не удалось. Иерусалим, потерянный накануне III крестового похода, возвращен не был, зато усилилась вражда между католическим Западом и православной Византией. Когда папа Иннокентий III заявил о необходимости пойти войной на египетского султана, сомнений не возникло ни у кого. Опять был брошен клич освобождения Гроба Господня, опять разошлись по Европе папские посланцы с вестью о подготовке похода. Но произошло непредвиденное. Крестоносное воинство сначала овладело христианским городом Зад ар, а потом оказалось под стенами Константинополя. Долгие переговоры, взаимные интриги, попытки соглаше­ний ни к чему не привели.<\p>

17 В апреле 1204 г. Константинополь пал. Веками копившаяся ненависть проросла ядовитыми побегами. Крестоносцы безжалостно расправлялись с жителями древней столицы христианской империи, как когда-то их деды не щадили мусульманское население Иерусалима. Как очутились «воины Христовы», направлявшиеся в Египет, на берегах Босфора? Об этом спорят до сих пор. Одни обвиняют Иннокентия III, не наказавшего виновных в разгроме Задара. Другие указывают на хитроумного венецианского правителя Энрйко Дандбло, сумевшего обмануть вождей похода и направить их в противоположную от Египта сторону. Венеция давно мечтала укротить строптивых византийцев, мешавших ее торговым успехам. IV крестовый поход ясно показал: старая идея священной войны против врагов христиан потеряла былую привлекательность. Крестоносное движение утрачивало всякий смысл.<\p>

18 Последние усилия. В XI в. состоялся один крестовый поход на Восток, в XII в. два, в XIII в. целых пять (включая четвертый). С каждым столетием больше. Спешить с выводами, однако, не стоит. Число походов росло, но все меньше участников они собирали. И самое главное: глубокий душевный подъем, который владел первыми крестоносцами, исчез почти без следа. Нет, были, конечно, и те, кто принимал крест и жертвовал жизнью за дело веры. Таков, например, вождь двух последних походов французский король Людовик IX Святой. Но даже рыцари с прохладцей откликались на призывы папства. Наступил день, когда было с разочарованием и горечью произнесено: «Нам час пришел за ратью рать Святую землю покидать!» В 1291 г. последняя крепость крестоносцев на Востоке пала. Это был конец эпохи крестовых походов.<\p>

19 Итоги. Влияние крестовых походов на историю Западной Европы значительно и противоречиво. У них были многочисленные жертвы: сотни тысяч человеческих жизней, драгоценные памятники культуры, книги, города, целые государства. Византийская империя так и не сумела возродиться во всем ее прежнем могуществе. Горький опыт крестоносного движения усилил вражду между католической Европой и православной Византией, их церквами. Еще глубже стали противоречия между мусульманским Востоком и христианским Западом.<\p>

Совет

20 К концу эпохи упали влияние и власть папства, не сумевшего воплотить, в жизнь грандиозные планы создания единой христианской державы. Вера, соединенная с жестокостью и кровью, не дала добрых всходов. Но были и другие итоги. Крестовые походы: укрепили торговые связи Европы и Востока, дали сильный толчок развитию европейской торговли. С Востока пришли в Европу арбузы, гречиха и лимоны, бани и обычай носить бороду, производство тростникового сахара. Расширялись знания людей об окружающем мире. Остается открытым вопрос: чему больше научились европейцы терпимости к другим, не похожим на них народам или ненависти и недоверию?<\p>

21 1.Расскажите о проповеди папы Урбана II в Клермоне. Что в его речи более всего «задевало» слушателей? 2.В чем состояли причины крестовых походов? 3.Какие события предшествовали I крестовому походу? 4.Из каких групп населения состояло крестоносное воинство? Какие мотивы лежали в основе их решения отправиться в Святую землю? 5.Какие чувства владели участниками I крестового похода? 6.В каком смысле говорят о том, что государства крестоносцев были своеобразным «Западом на Востоке»? 7.Что такое духовно-рыцарские ордены? Расскажите о них. 8.Каким образом участники IV крестового похода появились в Константинополе? 9.Что в событиях 1204 г. свидетельствовало о наступавшем упадке крестоносного движения. 10.Какое влияние оказала эпоха крестовых походов на средневековую европейскую историю? ?<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/844327

Какие причины способствовали началу крестовых походов?

Крестовыми походами или крестовыми войнами историки называют военные походы европейцев под руководством папы римского и католической церкви против исламского мира.[1] С 1096 по 1291 годы европейцы совершили несколько крестовых походов. В этих войнах между собой столкнулись последователи двух больших мировых религий, и эти войны охватили собой немалую географическую территорию.

Христиане утверждают, что причиной начала крестовых войн была религия, то есть стремление освободить священный город Иерусалим. Но мусульмане не согласны с данным утверждением христиан. Мусульмане считают, что религия была только прикрытием.

На самом деле основной причиной начала крестовых войн было стремление к распространению влияния церкви и захвату новых территорий,а также накопленных веками знаний.

Сегодня эти военные походы известны как крестовые войны,[2] хотя данный термин является новым термином, и он не был известен в средние века.[3] Термин «крестовые войны» получил распространение только в восемнадцатом веке.

[4] Христианские историки, для того чтобы показать, что цели этих походов целиком и полностью были связаны с религией и ничем больше, ввели в обиход множество фраз и выражений, например, паломничество к святой земле, священный поход, освобождение гроба Господа и множество других.

Все эти фразы и выражение подчёркивали возвышенные и духовные цели участников этих походов. По этой причине в течение длительного времени участников этих походов в Европе называли пилигримами, то есть совершившими паломничество на святую землю.[5] В противоположность им мусульманские исследователи никогда не применяли подобные выражения.

Как уже было сказано ранее, мусульмане никогда не прекращали говорить о том, что религия была лишь поводом для начала войны. Главной целью крестовых походов было распространение влияния на новые территории, обогащение, получение доходов из новых земель.

Крестовые войны и крестовые походы были названы таковыми по причине роли креста в этих походах, ибо крест в христианской традиции является символом, окружённым ореолом религиозной святости и возвышенности. Католические священники и европейские воины, участвовавшие в этих походах, несли с собой кресты или нашивали изображение креста на свою одежду.

Обратите внимание

Крестовые войны в истории человечества, а в особенности в истории Европы и Ближнего Востока, считаются одними из важнейших общественных, политических и религиозных событий. Эти войны, длившиеся в течение долгого времени, вовлекли в кровавое противостояние миллионы людей.

Эти войны повлекли за собой множество последствий, как негативных, так и положительных. Нет сомнений в том, что для начала крестовых войн были предпосылки и причины, в которых необходимо разобраться, что и делают историки вот уже в течение нескольких веков.

В этой небольшой статье мы постараемся вкратце изложить причины и итоги крестовых походов.

Причины начала крестовых походов

В первые века нашей эры христианский мир раскололся, разделившись на два больших направления, каждое из которых сформировало свою церковь и своё учение Христа. Восточное направление христианства образовало православную церковь, а западное направление – католическую церковь.

Императоры восточных христианских земель, столицей которых был город Константинополь, в течение долгих лет вёли войны с мусульманами и другими народами. В результате долгих войн восточная империя (Византия) существенно ослабла, лишившись своего былого военного потенциала.

В это же время среди мусульман стали набирать силу турки-сельджуки, которые впоследствии образуют Османский халифат. Набирающие силу и влияние турки представляли серьёзную угрозу для Константинополя и восточных христианских территорий.

Битвы и столкновения между двумя государствами не прекращались, в одной из которых, произошедшей на территории Армении, мусульмане нанесли христианам сокрушительное поражение. В результате этого поражения три четверти территории Малой Азии на десятилетие оказалась под влиянием турков-сельджуков.

[6] После этих событий Константинополь как никогда был близок к поражению. По этой причине император Византии вынужден был обратиться к папе римскому за помощью в противостоянии с турками. Положение действительно было исключительным, так как лишь подобная исключительность могла заставить императора Византии обратиться с просьбой о помощи к папе римскому.

Ведь между восточной и западной империями, каждая из которых стремилась быть главной в христианском мире, существовала давняя вражда. Таким образом, угроза Константинополю, которая являлась угрозой всему христианскому миру, стала одной из причин призыва людей к началу крестовых походов.[7]

Важно

Среди христиан той эпохи было распространено мнение, что мусульмане плохо относятся к христианским паломникам, совершающим паломничество в Иерусалим.

Множество христианских паломников прибывали в Иерусалим, а затем люди говорили, что мусульмане не оказывают им уважения и относятся к ним с пренебрежением. Ходили разговоры, что мусульмане осадили несколько христианских монастырей.

[8] В это же время главный священнослужитель Иерусалима попросил папу римского освободить Иерусалим из под власти мусульман.[9] Это тоже стало причиной начала военного похода христиан против мусульман.

Если предыдущие две причины были для христиан внешними причинами, то следующая причина являла собой внутреннюю причину, также способствовавшую нагнетанию обстановки и раздуванию пламени войны.

В одиннадцатом веке Европу поразила засуха, повлёкшая за собой неурожай, бедность и болезни. Жители Европы погрязли в нужде. Над городами и селениями нависла тень разрушений и исчезновения, люди болели и умирали. Люди искали выход из сложившегося положения.

И именно в это время среди них начали ходить разговоры о том, что Восток богат и благоустроен, там много плодородных земель. И, если переселиться туда, можно спастись от бедности и нужды, можно достичь множества земных благ.

Таким образом, это сыграло не последнюю роль в том, что жители Европы с воодушевлением восприняли призыв церкви к походу на Иерусалим.[10]

Также не нужно забывать о том, что сердца предводителей католической церкви и правителей европейских государств были охвачены жаждой наживы и стремлением к захвату новых территорий. Территорий, которые были богаты и благоустроены. Они стремились к тому, чтобы завоевать новые земли и установить на них свою власть и своё влияние.

Начало крестовых походов

Папа Урбан второй[11] считается в истории церковным деятелем, который призвал европейцев к первому крестовому походу. Конечно, нужно отметить, что предыдущий папа римский (Георг седьмой) также призывал людей к началу крестового похода.[12] Однако по ряду причин его призыв остался без ответа.

Совет

В эпоху Георга седьмого турки-сельджуки был сильны и могущественны, так как среди них еще не было разногласий. И сам папа римский не обладал должными возможностями для начала такого большого военного похода. Но такая возможность представилась Урбану второму, который был единомышленником своего предшественника.

Он призвал народ к крестовому походу и настроил против мусульман весь христианский мир. В 1095 году он собрал во Франции множество правителей и церковных деятелей.[13] На этом собрании папа римский обратился к правителям и священниками с исторической речью, которую можно назвать началом первого крестового похода.

Эта речь была полностью направлена против мусульман. В ней он выставил мусульман в роли самых заклятых врагов христианского мира. Он напомнил о войнах мусульман против восточных христиан и призвал западных христиан не сидеть сложа руки.

[14] Папа римский пробудил в собравшихся стремление к освобождению Иерусалима (гроба Господня, как говорят христиане). Папа говорил, что Иерусалим попал в руки мусульман, которые правят оттуда и делают, что хотят.

Этот город является святыней христиан (так же, как для мусульман и иудеев), поэтому он занимал в их умах важное место. Вследствие этого призыв к освобождению Иерусалима возымел эффект, и в христианах появилась невиданная доселе злоба и вражда по отношению к мусульманам.

Христиане считали крестовый поход против мусульман священной войной, угодной Богу. Многие люди присоединились к этому походу, искренне полагая, что участие в нём дарует им множество благ в обоих мирах. Христианские священники и монахи ходили по городам и деревням, призывая их жителей присоединиться к огромной армии.

Множество бедняков и отчаявшихся людей, поверив соблазнительным речам священников, присоединились к армии крестоносцев.[15] Вместе с искренне верующими людьми, желавшими избавления от грехов и стремящихся освободить святой город, в армии было множество алчных людей, стремящихся к богатству.

Эти люди смекнули, что участие в таком походе сулит немалую наживу и богатство, поэтому они вступили в ряды крестоносцев. Стремление к наживе и богатству было основной причиной участия в этих походах знатных феодалов, герцогов и князей.

В то время, когда христиане начали первый крестовый поход, среди мусульман шли внутренние разногласия, нередко перераставшие в кровавые столкновения. Это ослабило их перед лицом надвигающейся опасности.

Обратите внимание

В конце концов первый крестовый поход начался, что повлекло за собой крестовые войны, продолжавшиеся с перерывами почти двести лет. Историки упоминают в своих трудах о восьми крестовых походах, но важнейшим из них был первый крестовых поход.

Первый крестовый поход был самым массовым, самым разрушительным и повлёк за собой множество последствий для обеих сторон. В первом крестовом походе христиане сумели одолеть мусульман и захватили Иерусалим, создав там своё государство.

[16] Иерусалим находился во власти христиан в течение 83 лёт, пока Салахуддин Аййуби во главе большого и хорошо организованного мусульманского войска не вернул город обратно.[17] Однако возвращение Иерусалима обратно под власть мусульман не стало причиной окончания войны.

Как уже было сказано ранее, крестовые походы христиан против мусульман с перерывами продолжались до 1291 года. Но в следующих походах христиане уже не смогли забрать у мусульман святой город Иерусалим.

Итоги крестовых походов

Войны, которые длятся в течение долгого времени, непременно влекут за собой множество жертв и разрушений. Крестовые походы не были исключением. Огромное количество жертв с обеих сторон было самым большим и негативным последствием крестовых походов. Каждый человек, изучив историю этих войн, сумеет понять масштаб трагедии и количество жертв и разрушений.

Но вместе с отрицательными последствиями у крестовых походов были и положительные итоги, которые сформировали будущее обеих сторон конфликта, в особенности будущее европейцев. Поэтому положительные итоги войны тоже были значительны, и о них сегодня говорят множество историков и исследователей.

Укажем вкратце на некоторые положительные итоги крестовых походов, которые повлияли на будущее христианского мира:

1. Жители Европы изменили своё отношение к исламу и мусульманам, их умы осознали величие исламской цивилизации и культуры.

2. У многих христиан стало меняться отношение к католической церкви, начали раздаваться голоса, призывающие к исправлению многих религиозных постулатов.

Одним из важнейших итогов крестовых походов стало то, что христиане перестали взирать на папу римского и католическую церковь как на что-то чистое и святое. Люди устали от войны, которую разожгла церковь и священники.

В Европе начало зарождаться движение, направленное против засилья церкви. Многие верующие люди стремились исправить сложившееся положение. Конечно же, это движение наберёт обороты только через несколько веков во времена Лютера и других христианских реформаторов.

Важно

Но нет сомнений в том, что корни этого движения стали зарождаться в процессе крестовых походов и их итогов, после того как христиане узнали исламскую цивилизацию и в некоторой мере оказались под её влиянием.

3. Крестовые походы стали одной из причин зарождения новой европейской цивилизации. Двухсотлетние войны познакомили европейцев с мусульманами и исламской цивилизацией, с их культурой, бытом, науками, моралью. Подобное знакомство дало толчок развитию европейской цивилизации. Рассмотрим это в двух темах:

Во-первых: Влияние на развитие наук и знаний. Нет сомнений в том, что знакомство европейцев с исламской цивилизацией оказало огромное влияние на развитие наук и знаний.

Множество книг в различных областях были переведены с арабского языка на языки европейских народов, были основаны университеты, в которых стали преподаваться новые науки, которые христиане переняли у мусульман. Одной из основных наук, многим сторонам которой европейцы научились у мусульман, была медицина.

Развитием медицины в христианском мире, появлением больниц в Европе и излечением ранее неизлечимых болезней европейцы обязаны опытам и исследованиям мусульманских медиков. Множество медицинских трудов, принадлежащих перу мусульманских авторов, были переведены на европейские языки.

Эти книги приходили в Европу из мусульманской Испании, а также с Ближнего Востока после окончания эпохи крестовых походов. В течение длительного времени многие из этих книг преподавались в университетах Европы, например, Канун, принадлежащий перу Ибн Сины (Авицены).[18]

Мыслители средних веков, познакомившись с идеями мусульманских богословов и философов, принесли в Европу философию. С приходом философии и других наук в Европе закончилась тёмная эпоха, наполненная невежеством, суевериями и отсутствием научной мысли.

Через несколько веков после окончания крестовых походов среди европейцев произошёл всплеск науки, и немалую роль в этом сыграла мусульманская мысль. Например, труды мусульманского мыслителя Ибн Рушда оказали значительное влияние на европейских исследователей средних веков.

С конца тринадцатого века и до шестнадцатого века философские идеи Ибн Рушда давали пищу для европейских мыслителей. Ибн Рушд был последователем рационального направления и считал, что всё должно соответствовать разуму.

Его книги преподавались в университетах Парижа, конечно же после того, как христианская цензура изъяла из них то, что по мнению священнослужителей не соответствовало христианскому учению.[19]

Во-вторых: Влияние на быт и культуру. После крестовых походов в жизнь европейцев вошли множество традиций мусульман, что проявилось в искусстве, чистоте и гигиене, одежде, питании, архитектуре, украшении домов и так далее.[20]

Европа эпохи крестовых походов была лишена культуры и цивилизации, большая часть людей жили в невежестве и суевериях. Кроме жителей Рима, который был наследником Римской империи и столицей католической церкви, жители других городов и стран не знали ни наук, ни культуры, ни цивилизации, ни хорошей жизни.

В Европе царил феодальный строй, и правитель какой-либо территории нещадно эксплуатировал в свою пользу жителей этой территории. Люди не имели ни прав, ни собственности. Однако крестовые походы в какой-то мере дали толчок экономическому развитию, и постепенно феодальный строй стал сменяться отношениями, основанными на частной собственности.

Стали процветать города, ремёсла, а жизнь народа стала улучшаться.[21]

В эпоху крестовых походов европейцами было перенято множество ремёсел и технологий мусульман. Это касается военного оружия, одежды, строительства.

Совет

Особенно явно влияние мусульман на европейские ремёсла и технологии видно в двенадцатом и тринадцатом веках. Столярничество, ювелирное дело, изготовление кафеля, производство стекла, всё это пришло в Европу из мусульманских земель.

С улучшением ремесленничества следом стала развиваться торговля.[22]

Мусульманская культура оказала влияние на строительство европейских храмов и дворцов. До эпохи крестовых походов католические строения отличались тремя особенностями: 1. Толстые массивные стены; 2. Низкие потолки; 3. Отсутствие достаточного количества света.

После того, как европейцы увидели мусульманские мечети и дворцы, стиль их архитектуры постепенно поменялся. Они стали возводить более тонкие стены, стали строить высокие потолки и купола, а также стали использовать стекло для света и украшать здания.

[23]

20 апреля 2014

Источник: http://www.moidagestan.ru/blogs/14882/43773

Крестовые походы на Восток

Естественно, рождение и развитие Ислама на Востоке не могли пройти незамеченными Римской церковью. С чем ассоциировался Восток у католического духовенства? Это в первую очередь несметные богатства. Нищая, вечно голодная Европа, прикрывши свои алчные побуждения именем Иисуса Христа, пошла грабительскими походами на Святую землю.

Цель и причины Крестовых походов

Официальной целью первых Крестовых походов было освобождение Гроба Господнего от «неверных» мусульман, которые, как тогда считалось, кощунствуют над святыней. Католическая церковь смогла профессионально внушить участникам Крестовых походов, что их героизм будет вознагражден Богом прощением всех их земных грехов.

Первый Крестовый поход датируется 1096 г. Основной характеристикой его является то, что участники похода были разных социальных классов: от феодалов до крестьян.

Участие в Первом Крестовом походе принимали представители Европы и, уже православной на то время Византии.

Несмотря на внутреннюю разобщенность, участникам Крестового похода удалось, путем страшных кровопролитий захватить Иерусалим. 

За два столетия католической церкви удалось организовать восемь Крестовых походов, большинство из них было направленно не только на Восток, но и на территории Прибалтики.

Последствия Крестовых походов

Крестовые походы имели огромные последствия для Европы. Крестоносцы переняли и принесли в Европу с Восточных стран традицию жестоких казней, которые будут в дальнейшем неоднократно применятся в инквизиционных процессах.

Завершение Крестовых походов стало в какой–то степени началом падения в Европе средневековых устоев. Участники Крестовых походов восхищались Восточной культурой, ведь раньше они считали арабов варварами, но та глубина искусства и традиций, которая была присуща Востоку, изменила их мировоззрение.

 После возвращения домой, они начнут активно распространять арабскую культуру по странам Европы.

Обратите внимание

Дорогостоящие Крестовые походы фактически разорили Европу. Но открытие новых торговых путей, значительно улучшили ситуацию.

Византийская империя, которая помогала Римской церкви в Первом Крестовом походе, в итоге, спровоцировала свое падение: после того, как ее полностью разграбили османы в 1204 году, она уже не смогла достичь бывшего могущества и полностью пала спустя два столетия. После падения Империи, Италия стала единоличным монополистом в торговле Средземноморского региона.

Два века жесточайших конфликтов между католической церковью и мусульманами принесли огромное количество страданий и смертей обоим сторонам.

Естественно, алчные желания только пошатнули положение Католической церкви в обществе: верующие увидели ее бескомпромиссность в вопросах связанных с властью и деньгами.

В сознание населения Европы начали зарождаться первые несогласия с ее идеологией, что станет основой для создания реформаторских церквей в будущем.

Еще в начале XX века Ватикан принес официальные извинения перед мусульманским миром за Крестовые походы.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Католическая церковь: путь к вершине могущества, становление церкви
Следующая тема:   Католическая церковь в борьбе с еретиками

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/krestovye-pokhody

Итоги и последствия крестовых походов

Падение власти крестоносцев на Востоке

Папа Григорий X старался, но без успеха, организовать новый крестовый поход. Обещали идти в Святую землю многие (в том числе Рудольф Габсбургский, Филипп Французский, Эдуард Английский, Хайме Арагонский и другие), но никто не исполнил обещания. В 1277 году умер Бейбарс, и началась борьба за его наследство. Неурядицы шли и среди христиан.

В 1267 году, со смертью короля иерусалимского Гуго II (сын Генриха I Кипрского), прекратилась мужская линия Лузиньянов; власть перешла к Гуго III, принцу антиохийскому. Мария Антиохийская, считая себя наследницей иерусалимской короны, уступила свои притязания Карлу Анжуйскому, который овладел Акрой и требовал, чтобы его признали королем.

Гуго III умер в 1284 году; на Кипре ему наследовал его сын Иоанн, но он умер уже в 1285 году. Брат его Генрих II изгнал из Акры сицилийцев и получил короны кипрскую и иерусалимскую. Между тем возобновились враждебные действия против мусульман. Султан Калаун взял Маркаб, Маракию, Лаодикею, Триполи (Боэмунд VII умер в 1287 году).

Важно

Крестоносная проповедь не производила более на Западе прежнего действия: монархи, под влиянием самих крестовых походов, потеряли веру в возможность дальнейшей успешной борьбы за Гроб Господень и земли на Востоке; прежнее религиозное настроение ослабевало, развивались светские стремления, возникали новые интересы.

Сын Калауна, Малик-аль-Ашраф, взял Акру (18 мая 1291 года). Король Генрих покинул осаждённый город и отплыл на Кипр. После Акры пали Тир, Сидон, Бейрут, Тортоза; христиане потеряли все свои завоевания на сирийском берегу. Масса крестоносцев погибла, остальные выселились, преимущественно на Кипр. На Кипр удалились, после падения Акры, и иоанниты.

Тамплиеры перебрались сначала также на Кипр, потом во Францию; тевтонцы нашли себе ещё ранее новое поле действия на севере, среди пруссов.

Мысль о возвращении Святой земли не была, однако, окончательно оставлена на Западе. В 1312 году папа Климент V проповедовал крестовый поход на Вьеннском соборе. Несколько государей дали обещание идти в Святую землю, но никто не пошёл.

Несколько лет спустя венецианец Марино Сануто составил проект крестового похода и представил его папе Иоанну XXII; но время крестовых походов прошло безвозвратно. Кипрское королевство, подкрепленное бежавшими туда франками, долго ещё сохраняло свою независимость.

Один из его королей, Петр I (1359—1369), объехал всю Европу с целью поднять крестовый поход. Ему удалось завоевать и ограбить Александрию, но удержать её за собой он не мог.

Окончательно ослабили Кипр войны с Генуей, и после смерти короля Иакова II остров попал в руки Венеции: вдова Иакова венецианка Катерина Корнаро по смерти мужа и сына вынуждена была уступить Кипр своему родному городу (1489). Республика св. Марка владела островом почти целое столетие, пока не отняли его у неё турки.

Киликийская Армения, судьба которой со времени первого крестового похода была тесно связана с судьбой крестоносцев, отстаивала свою независимость до 1375 года, когда мамелюкский султан Ашраф подчинил её своей власти. Когда османские турки утвердились в Малой Азии, перенесли свои завоевания в Европу и стали грозить христианскому миру серьёзной опасностью, Запад пытался организовать крестовые походы и против них.

Совет

В числе причин неудачного исхода крестовых Походов в Святую землю на первом плане стоит феодальный характер крестоносных ополчений и основанных крестоносцами государств.

Для успешного ведения борьбы с мусульманами требовалось единство действия; между тем крестоносцы приносили с собой на Восток феодальное раздробление и разъединение.

Слабая вассальная зависимость, в которой крестоносные владетели находились от иерусалимского короля, не давала ему действительной власти, какая нужна была здесь, на границе мусульманского мира.

Крупнейшие князья (эдесский, трипольский, антиохийский) были совершенно независимы от иерусалимского короля.

Нравственные недостатки крестоносцев, эгоизм их вождей, стремившихся к созданию себе на Востоке особых княжеств и к расширению их за счёт соседей, слабое развитие у большинства крестоносцев политического смысла, делали их неспособными подчинять свои личные узкие мотивы более высоким целям (бывали, конечно, и исключения). К этому уже с самого начала добавились почти постоянные распри с Византийской империей: две главные христианские силы на Востоке истощались во взаимной борьбе. Такое же влияние на ход крестовых Походов оказало и соперничество между папами и императорами. Далее, важное значение имело то обстоятельство, что владения крестоносцев занимали лишь узкую прибрежную полосу, слишком незначительную, чтобы они могли без посторонней поддержки успешно бороться с окружающим мусульманским миром. Поэтому главным источником сил и средств сирийских христиан была Зап. Европа, а она лежала далеко и переселение оттуда в Сирию не было достаточно сильно, так как большинство крестоносцев, исполнив обет, возвращались домой. Наконец, успеху дела крестоносцев вредило различие в вероисповедании между крестоносцами и туземным населением.

Последствия крестовых походов

Крестовые Походы не остались, однако, без важных последствий для всей Европы. Неблагоприятным их результатом было ослабление восточной империи, отдавшее её во власть турок, а также гибель бесчисленного количества людей, занос крестоносцами в Западную Европу жестоких восточных наказаний и грубых суеверий, преследования евреев и тому подобное.

Но гораздо значительнее были следствия, благотворные для Европы. Для Востока и ислама крестовые Походы далеко не имели того значения, какое принадлежит им в истории Европы: они изменили весьма немногое в культуре мусульманских народов и в государственном и общественном их строе.

Крестовые Походы несомненно оказали известное влияние (которого, однако, не следует преувеличивать) на политический и общественный строй Западной Европы: они содействовали падению в ней средневековых форм.

Численное ослабление барониального рыцарского класса, являвшееся следствием отлива рыцарей на Восток, продолжавшегося почти непрерывно в течение двух столетий, облегчало королевской власти борьбу с оставшимися на родине представителями феодальной аристократии.

Обратите внимание

Небывалое дотоле развитие торговых сношений содействовало обогащению и усилению городского класса, который в Средние века был опорой королевской власти и врагом феодалов.

Затем, крестовые Походы в некоторых странах облегчили и ускорили процесс освобождения вилланов от крепостной зависимости: вилланы освобождались не только вследствие ухода в Святую землю, но и методом выкупа свободы у баронов, которые нуждались в деньгах при отправлении в крестовый Поход и поэтому охотно вступали в такие сделки.

В крестовых Походах принимали участие представители всех тех групп, на которые делилось население средневековой Западной Европы, начиная от крупнейших баронов и кончая массами простых вилланов; поэтому крестовые Походы содействовали сближению всех классов между собой, как и сближению различных европейских народностей.

Крестовые походы впервые соединили в одном деле все общественные классы и все народы Европы и пробуждали в них сознание единства. С другой стороны, приводя в близкое соприкосновение различные народы Западной Европы, крестовые Походы помогали им уяснить свои национальные особенности.

Приведя западных христиан в близкое соприкосновение с иноплеменными и иноверными народами Востока (греками, арабами, турками и так далее), крестовые Походы содействовали ослаблению племенных и религиозных предрассудков.

Близко ознакомившись с культурой Востока, с материальной обстановкой, нравами и религией мусульман, крестоносцы приучались видеть в них себе подобных людей, начинали ценить и уважать своих противников.

Те, кого они сначала считали полудикими варварами и грубыми язычниками, оказывались, в культурном отношении, выше самих крестоносцев.

Крестовые Походы наложили неизгладимый отпечаток на рыцарский класс; война, служившая ранее феодалам лишь средством к достижению эгоистических целей, в крестовых Походах получила новый характер: рыцари проливали свою кровь из-за идеальных, религиозных побуждений.

Важно

Идеал рыцаря, как борца за высшие интересы, борца за правду и за религию, образовался именно под влиянием крестовых Походов. Самым важным следствием крестовых Походов было культурное влияние Востока на Западную Европу.

Из соприкосновения на Востоке западноевропейской культуры с византийской и особенно с мусульманской вытекли чрезвычайно благотворные последствия для первой. Во всех областях материальной и духовной жизни встречаются в эпоху крестовых Походов или прямые заимствования с Востока, или явления, обязанные своим происхождением влиянию этих заимствований и тех новых условий, в какие стала тогда Западная Европа.

Мореплавание достигло во время крестовых Походов небывалого развития: большая часть крестоносцев отправлялась в Святую землю морем; морским же маршрутом велась и почти вся обширная торговля между Западной Европой и Востоком. Главными деятелями в этой торговле являлись итальянские купцы из Венеции, Генуи, Пизы, Амальфи и других городов.

Оживленные торговые сношения приносили в Западную Европу множество денег, а это, вместе с развитием торговли, приводило к упадку на Западе форм натурального хозяйства и содействовало тому экономическому перевороту, который замечается в конце Средних веков.

Сношения с Востоком приносили на Запад много полезных предметов, до тех пор или вовсе там не известных, или же бывших редкими и дорогими. Теперь эти продукты стали привозиться в большем количестве, дешевели и входили во всеобщее употребление.

Так были перенесены с Востока рожковое дерево, шафран, абрикос (дамасская слива), лимон, фисташки (сами слова, обозначающие многие из этих растений — арабские). В обширных размерах стал ввозиться сахар, вошёл в широкое употребление рис.

В значительном количестве ввозились также произведения высоко развитой восточной промышленности — бумажные материи, ситец, кисея, дорогие шёлковые ткани (атлас, бархат), ковры, ювелирные изделия, краски и тому подобное. Знакомство с этими предметами и со способом их изготовления повело к развитию и на Западе подобных же отраслей промышленности (во Франции тех, кто изготовлял ковры по восточным образцам, называли «сарацинами»).

С Востока заимствовано было много предметов одеяния и домашнего комфорта, которые носят в самих названиях (арабских) доказательства своего происхождения (юбка, бурнус, альков, софа), некоторые предметы вооружения (арбалет) и тому подобное.

Совет

Значительное количество восточных, преимущественно арабских слов, вошедших в эпоху крестовых Походов в западные языки, указывает обыкновенно на заимствование того, что обозначается этими словами. Таковы (кроме указанных выше) итал. dogana, фр. douane — таможня, — адмирал, талисман и др.

Крестовые Походы познакомили западных учёных с наукой арабской и греческой (например, с Аристотелем).

Особенно много приобретений сделала в это время география: Запад близко ознакомился с целым рядом стран, мало известных ранее; широкое развитие торговых сношений с Востоком дало возможность европейцам проникнуть в такие отдаленные и малоизвестные тогда страны, как Центральная Азия (путешествия Плано Карпини, Вильгельма из Рубрука, Марко Поло). Значительные успехи сделали тогда также математика, астрономия, науки естественные, медицина, языкознание, история. В европейском искусстве с эпохи крестовых Походов замечается известное влияние искусства византийского и мусульманского.

Такие заимствования можно проследить в архитектуре (подковообразные и сложные арки, арки в форме трилистника и остроконечные, плоские крыши), в скульптуре («арабески» — самое название указывает на заимствование от арабов), в художественных ремеслах. Поэзии, духовной и светской крестовые Походы дали богатый материал.

Сильно действуя на воображение, они развивали его у западных поэтов; они познакомили европейцев с сокровищами поэтического творчества Востока, откуда перешло на Запад много поэтического материала, много новых сюжетов.

В общем, знакомство западных народов с новыми странами, с иными чем на Западе политическими и общественными формами, со множеством новых явлений и продуктов, с новыми формами в искусстве, с другими религиозными и научными взглядами — должно было чрезвычайно расширить умственный кругозор западных народов, сообщить ему небывалую дотоле широту.

Западная мысль стала выбиваться из тисков, в которых католическая церковь держала до тех пор всю духовную жизнь, науку и искусство. Авторитет римской церкви был сильно подорван уже неудачей тех стремлений и надежд, с которыми церковь повела Запад в крестовые Походы.

Широкое развитие под влиянием крестовых Походов и через посредство сирийских христиан торговли и промышленности содействовало экономическому преуспеянию стран, принявших участие в этом движении, и давала простор разнообразным мирским интересам, а это ещё более подрывало дряхлевшее здание средневековой церкви и её аскетические идеалы.

Обратите внимание

Ближе ознакомив Запад с новой культурой, сделав для него доступными сокровища мысли и художественного творчества греков и мусульман, развив мирские вкусы и взгляды, крестовые Походы подготовляли так называемое Возрождение, которое хронологически непосредственно примыкает к ним и в значительной степени есть их следствие. Этим способом крестовые Походы косвенно содействовали выработке нового направления в духовной жизни человечества и подготовили, отчасти, основы новой европейской цивилизации.

Также произошёл рост европейской торговли: из-за падения Византийской империи началось господство итальянских купцов в Средиземном море.



Источник: http://biofile.ru/his/28992.html

Ссылка на основную публикацию