Почему все еще актуален национальный вопрос?

Россия: национальный вопрос

Дать полномасштабный ответ тем, кто кричит «Хватит кормить Кавказ», достаточно сложно по одной простой причине: лозунги об отделении Кавказа и тому подобное -это чисто эмоциональные вещи. И этому можно противопоставить только эмоции.

Никаких особых эмоций в статье Путина не содержится, поскольку это статья ответственного политика, который просто по определению не может в этом конфликте занимать никакую сторону, кроме государственной. А это значит, что с национальной точки зрения это не устраивает ни тех, ни других:  ни  русских националистов, ни кавказских.

Поэтому в эмоциональном смысле ответа тут нет и быть не может. Естественно, все разговоры на тему, что русских обижают, что кавказские парни бьют наших парней, останутся и никуда не денется. 

Обратите внимание

С точки зрения государственной программы Путин предлагает ряд мер достаточно очевидных, которые применяются абсолютно во всех странах Европы.

Вообще, национальная проблема России, как большинство других проблем России, совершенно не оригинальна и не отличается от общеевропейских проблем.

Это мы со своим вечным  желанием считать себя особенными, утверждаем, что это какая-то русская специфика. 

Во всей Европе есть приезжие и проблемы точно такие же: рынки  и торговлю  захватили приезжие, приезжие не желают учить язык и так далее. Поэтому Путин никакого велосипеда тут не изобретает. Усиление миграционного законодательства весьма разумно, так же как  и  закон о знании языка. 

Другое дело, что у нас все законы ударяются о взятки и разбиваются об них. И второе: предложенные меры, о которых шла речь выше, относятся только к приезжим из других стран, прежде всего, из Средней Азии,  и  никаким  образом не могут касаться граждан России, то есть жителей  Северного Кавказа.  Здесь нужны  другие механизмы.  А так сами по себе предложения абсолютно здравые и  разумные.  

Что касается роли образования, то мировой опыт говорит, что оказать влияние на формирование национальной идентичности оно вряд ли может.  Дело в том, что самые оголтелые националисты, как правило, — люди высокообразованные.

Идеологи нацизма, идеологи национализма  — в основном профессора, авторы толщенных книг и так далее. И поэтому само по себе образование никакого значения не имеет. Образованные люди и необразованные люди совершенно в равной степени привержены национализму или  космополитизму, интернационализму или шовинизму.

А то что касается того, чтобы было больше гуманитарных предметов в школе, ну, может их и будет больше. Здесь вопрос не в том, больше их будет или меньше, здесь вопрос в том, какие они будут, кто их будет преподавать.

Важно

Если под гуманитарными предметами будет восприниматься рассказ о том, что Россия самая великая, самая лучшая страна в мире, нам мешает американский империализм и проходу не дает —  это одно, и если будет рассказ о том, что мир един и сегодня в XXI веке национальные границы имеют совершенно второстепенное значение – это другое.  То есть, сами по себе гуманитарные предметы, также как и само по себе образование, это все лишь шапка, в которую можно засунуть самые разные головы. 

Путин также предлагает создать новое ведомство, которое будет заниматься национальными вопросами. Само по себе создание или ликвидация любого министерства — это вопрос чисто чиновный. Министерство такое было. Потом его закрыли. Теперь его опять откроют. Ровным счетом от этого ничего не меняется.

  Но нужно понимать, что Россия такая страна, что, если не прилагается государственная власть, то ничего не получается.  А гражданское общество – понятие растяжимое. Организация фанатов, которая бьет кавказцев. Это что? Это гражданское общество.

Организация антифа, которая воюет с фанатами —  тоже гражданское общество? Кавказская община в Москве, которая может покрывать  преступников – тоже гражданское общество? Все, что ни делается в стране  — это гражданское общество? Если власть самоустраняется, то это открывает простор для холодной гражданской войны.

Если бы не было сильных милицейских усилий, то у нас бы на улицах убивали бы направо- налево таджиков, например. А кавказские общины, я думаю, очень не хило разбирались бы с теми людьми, которые их не устраивают. 

Совершено очевидно, что без сильного государственного вмешательства решение проблем невозможно.  Если все предоставить  гражданскому обществу в надежде, что оно организуется, оно так сорганизуется, что на улицы не возможно будет выйти. Другое дело, такого рода усилия государство будет предпринимать. 

На самом деле, национальные проблемы в России, как и во всей Европе, воспринимаются остро.

По крайне мере, мой личный опыт общения с обычными людьми говорит, что раздражение против кавказцев и жителей Средней Азии, приезжих из Средней Азии, примерно такое же, на самом деле, даже больше, чем раздражение против чиновников.

Совет

Я бы вот так определил бы: на первом месте – раздражение против приезжих, на втором — раздражение против чиновников, и на третьем —  против богатых. 

Причем, богатые — это довольно абстрактная категория, потому что так называемые олигархи — это вообще фантастика, никто их никогда не видел, так только, мельком по телевизору. Богатые соседи вызывают зависть. Но за 20 лет все как-то уже успели с этим смириться, адаптироваться.

Тем более, что у каждого человека есть богатые родственники или богатые друзья, как-то с этими богатыми каждый связан. То есть, здесь какая-то адаптация наступила. А вот в отношении к нерусским раздражение  гораздо более сильное.

По крайней мере, мне так кажется, на основании личного общения с обычными людьми.

Если говорить о каком-то особенном культурном коде, свойственном России, это опять из серии, что мы какие-то уникальные. На самом деле, наши проблемы схожи с европейскими. Несколько особенное  государство в этом плане — Соединенные Штаты Америки. Там есть, конечно, сильные национальные проблемы. Но там, в отличие от  других стран,  нет нации, которая бы доминировала по численности.

Даже в Советском Союзе русские численно доминировали.  А о России уже и говорить нечего, 80 процентов русских. Что касается того, что русские эмигранты за границей, нерусские этнически, считают себя русскими, что-то я сильно в этом сомневаюсь.  Есть только небольшая категория людей, безусловно, которая не является этнически русскими, но считают себя таковыми.

Это исключительно узкий круг людей, которые так или иначе связаны с гуманитарной культурой. Ну да, понятно,  что если фамилия человека Струве, а зовут его Глеб, и он крупный литературовед, он не будет без конца копаться, какая  у него кровь немецкая, какая шведская, какая датская. Он —  русский литературовед. Тоже можно сказать о Якобсоне.

  Но о таких людях говорить, как о каком-то массовом национальном факторе, я думаю, не стоит. 

И вообще, о чем разговор? Вот распался Советский Союз. Если бы была, действительно, эта самая пресловутая общность советских людей, то наверное бы все страны бывшего Советского Союза тяготели бы друг к другу и считали бы себя или русскими или советскими.

Но мы же видим, что это абсолютно не так. Во всех бывших советских республиках сильнейшее национальное движение часто было направлено против русских.  Например, в Средней Азии, где их просто колотили, выгоняли, забирали имущество.

В Прибалтике в более цивилизованной форме, но есть четко антирусское движение. Пожалуй, только Белоруссия — единственная из всех бывших советских республик не имела такого антирусского фактора, но и то потому, что отличие русских от белорусов действительно очень минимальное.

Обратите внимание

Поэтому мне кажется, что это советский пропагандистский миф о единой исторической общности  советского народа.

Конечно, в каждой бывшей империи:  французской,  британской  и т.д. какие-то общие моменты есть. Например, в британских колониях все еще знают, хотя и плохо, английский язык.  И, естественно, в республиках бывшего Советского Союза плохо, но знают русский язык.

Но знание языка совершено не означает, что эти люди считают себя русскими, или принадлежащими к какой общности.  Попробуйте-ка в Таджикистане скажите, что они русские, они вас просто не поймут.  Что касается усиления России посредством популяризации языка, культуры и т.д. — все это из сферы благих пожеланий.

20 лет мы это слышим, да, надо объединять русских, надо популяризировать язык, и.д. Которые русские хотели  приехать,  за эти 20 лет давно приехали.  Остальные не приедут. Никаких тут особых условий для них никто не создавал, и не создает.

Да какие особые условия? Тут со своими-то гражданами никто не цацкается, кто будет создавать особые условия для русских, приехавших из других стран?  Что касается популяризации языка, культуры и т.д.,  то нужно понять, что мы хотим делать.

О каких традициях идет речь? В России, на всю страну вы не найдете ни одного русского ансамбля, кроме ансамбля «Березка», которая ездит по за границам. Какие фильмы идут в России?  Это американское кино, переведенное на русский язык.

Что нам сейчас популяризировать? Русскую культуру XIX- века? Современная русская культура очень слабо с ней связана. В России была оригинальная культура, действительно, великая в области  литературы, и великая в области музыки. Современная российская культура  не является оригинальной. Это более или менее талантливое подражание международной, прежде всего, американской культуре. 

Кстати сказать, и хваленый русский национализм, он что, русский национализм?  Рядом даже не стоят. Это бездарные пересказы немецкого, итальянского и тому подобного фашизма, но в более или менее мягкой форме.

Важно

Это, простите,  русские националисты вскидывают руку при приветствии  «Зиг хай»? Это русские националисты? Как странно! Я плохо себе представляю немецких, или датских, или шведских нацистов, которые пускаются в присядку в сапогах и кричат: «Россия, вперед!» Извините, такого в Германии нет.

А в России вскидывают голову с даже не переведенным на русский язык нацистским приветствием «Зиг  хайль». Какие же они русские? 

И если сейчас нам  что-то популяризировать, надо понять что и зачем. Прежде, чем современна русская культура сможет популяризироваться, не мешало бы ее создать.  А нынешние переводы американских фильмов, романов, изданные под именем российских писателей или русских режиссеров, это  — не русская культура.  

Источник: http://actualcomment.ru/rossiya_natsionalnyy_vopros.html

Пять проблем современной России

Давайте устроим небольшой флеш-моб. Или мозговой штурм. Или киберсимпозиум.

Конечно, крылатое изречение Иосифа Сталина — «жить стало лучше, жить стало веселей» — вполне актуально сейчас, в 2012-м году. Денег в стране стало больше, магазины ломятся от разного барахла, которое можно купить за деньги. В конце концов, мы стали более лучше одеваться.

Но… Россия — страна большая, и проблем в ней более чем достаточно.

Давайте составим список из пяти главных проблем современной России.

Не с какой-нибудь конкретной целью, а просто чтобы понимать — что в нашей стране сейчас не так, и какой проблеме мы с вами должны уделять максимум внимания.

Я, для затравки, изложу свою версию наших пяти проблем. Тех проблем, которые я считаю самыми важными для нашей страны.

1. Национальная депрессия и упадок духа россиян.

Жители России несчастны, это факт. И, увы, для этого несчастья нет никаких материальных причин: кубинцы, индусы, китайцы и, вообще, 70% населения планеты живёт беднее нас. В некоторых странах население пребывает в чудовищной нищете… но, тем не менее, люди там вполне довольны жизнью.

В России же, увы, абсолютно никого не удивляет здоровый тридцати- или сорокалетний москвич, без материальных и каких-либо ещё проблем, который прямо во время обмывания покупки очередного внедорожника жалобным голосом ноет таким же скорбным друзьям как ему плохо живётся в этой проклятой Б-гом стране.

Конечно, в России, как и в любой другой стране, есть люди, которым реально тяжело. Однако проблема в том, что несчастными чувствуют себя не только бедные/больные, но и здоровые/богатые. Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что «грустных» — в плохом смысле этого слова — у нас девяносто процентов населения.

Читайте также:  Как приручить полосу невезений?

Эта проблема обходится нам безумно дорого. Достаточно упомянуть продолжительность жизни, которая в России чуть ли не на десять лет ниже, чем могла бы быть: именно из-за того, что люди чувствуют себя несчастными и не хотят ни вовремя навещать врачей, ни заниматься спортом, ни хотя бы доживать до пенсии.

2. Отвратительно низкий уровень образования.

Совет

К сожалению, наше образование превратилось сейчас в некий оторванный от жизни ритуал, в процессе которого у детей отбирают время и здоровье, выдавая им взамен шикарный букет неврозов и несколько бесполезных бумажек.

Вместе с тем, полноценной альтернативы существующей полумёртвой системе дрессировки школьников и студентов пока не существует. Процитирую классика, как нельзя более лучше подходящие к нынешней ситуации:

«Так называемая „интеллигенция“, как известно, всегда смотрит сверху вниз на каждого пришельца, который не имел счастья пройти через учебные заведения всех надлежащих степеней и „накачаться“ там всеми надлежащими „знаниями“. Ведь обыкновенно у нас не, спрашивают, на что годится этот человек, что он умеет делать, а спрашивают, какие учебные заведения он кончил».

Чтобы избежать ненужных вопросов, отмечу, что подробно про образование я писал, например, вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/329435.html

3. Детские дома.

Хороших детских домов не бывает — как не бывает, например, хороших концлагерей. Детские дома — это позор России, и я очень надеюсь, что в ближайшие годы все детские дома в нашей стране будут закрыты, а семьсот тысяч детдомовцев будут распределены по семьям.

Сделаю, кстати, лирическое отступление и отмечу, что пять миллиардов беспризорников, про которых так любят говорить разные болтуны из зомбоящика, это миф. На всю огромную Россию беспризорников — только пять тысяч.

Полиция их регулярно отлавливает и возвращает в детские дома, из которых они снова убегают — убегают, так как жизнь в детском доме назвать жизнью можно разве что условно. Ребёнку нужны родители, хотя бы один.

Это медицинский факт.

Почему я внёс эту проблему в список самых важных для России?

Потому что сейчас в детских домах гниют заживо 700 тысяч человек. Для стасорокамиллионной России вернуть этих детей к нормальной жизни — это не просто вопрос престижа или морали. Это вопрос решения или провала демографической политики.

4. Гнилая наркополитика.

У нас беда с наркотиками — в то время как этанол и табак активно рекламируются и навязываются россиянам, менее вредные вещества, такие, например, как каннабис и LSD, запрещаются и криминализируются.

Обратите внимание

Вокруг нелегальной торговли наркотиками расцветает преступность и коррупция самого поганого сорта — с убийствами, шантажом и прочей мерзостью, включая образование насквозь гнилых криминальных структур с официальным статусом, типа разных «контролирующих» наркотики организаций.

Грамотная наркополитика — мягкое удушение торговли этанолом/табаком и аккуратная декриминализация наркотиков — может резко снизить смертность в России и не менее резко улучшить криминальную обстановку в нашей стране.

5. Незащищённость собственности.

К сожалению, бизнесмены не чувствуют свою собственность защищённой. При этом если разного рода рейдерство происходит относительно редко, и сталкивается с ним далеко не каждый предприниматель, то вот, скажем, внезапное расторжение договора аренды — это классика, с которой сталкивался чуть ли не каждый второй собственник бизнеса.

Приведу пример из жизни. Рядом с моим домом вот уже несколько лет расположена автостоянка. В которую хозяева все эти годы практически не вкладывали денег. Так как… земля принадлежит им на временных, птичьих правах, и, следовательно, в любой момент их могут оттуда попросить уйти.

Я вынужден ежедневно парковать машину среди ям и колдобин. Но я не могу требовать от владельцев парковки закатать всё в гладкий асфальт: ведь нужно быть последним дураком, чтобы вкладывать серьёзные деньги в развитие не принадлежащей тебе территории.

К сожалению, эта ситуация для российского бизнеса типична. Уверенности в завтрашнем дне у бизнесменов нет, из-за этого их горизонт планирования составляет не пять-десять лет, как это принято в той же сытой Европе, а жалкие два-три года или ещё меньше.

При этом бизнесмены отлично понимают, что народ-богоносец держит их за жуликов и спекулянтов. И, следовательно, если завтра у них уничтожат бизнес — например, расформировав рынок, на котором они держат торговую точку — на митинг в защиту их собственности не выйдет никто, кроме их самих и их ближайших родственников.

Подведу итог

Несложно заметить, что все вышеперечисленные пять проблем можно объединить в одну — «разруха в головах». К сожалению, простого рецепта решения этой проблемы у меня нет. Возможно, нам следует просто воспользоваться старинным рецептом эстонской медицины: спокойно продолжать делать максимум возможного и дать времени шанс залечить душевные язвы россиян.

Важно

Впрочем, это всего лишь моё личное мнение. Я таки хочу увидеть вашу версию списка пяти главных стоящих перед современной Россией проблем. Пожалуйста, выкладывайте ваши перечни в комментариях.

Источник

Источник: http://www.pravda-tv.ru/2012/03/15/13200/pyat-problem-sovremennoj-rossii

Национальный вопрос в современном мире (стр. 1 из 3)

Национальный вопрос в современном мире

1. Основные понятия социологии этнических отношений

Изучение этнических структур необходимо для понимания специфики современного общественного развития. Национальная проблематика находит свое место и в экономике, демографии, политологии, этнографии и других гуманитарных науках.

Социология наций, национальных отношений изучает социально-экономические, социально-политические, культурные, образовательные процессы, вопросы ассимиляции, консолидации и интеграции наций и народностей.

Специфика исследований национальных проблем в нашей стране заключалась в том, что ими занимались в основном ученые из союзных республик, и часто результаты напоминали здравицы в честь старшего брата, дружбы народов, интернационализма. На все сложные и противоречивые вопросы межнациональных отношений было наложено табу. Теперь за это приходится платить распадом многонационального государства, межнациональными конфликтами.

Своевременно не было замечено, что на фоне интернационализации экономики и политики параллельно шел процесс роста национального самосознания, на чем спекулировали некоторые политики. Так проросли всходы махрового национализма, проявилось стремление обеспечить своему народу привилегии за счет других, проживающих на той же территории.

Надо иметь в виду, что в мире практически не осталось этнически чистых государств.

Поэтому рост национального самосознания, демократизация практически везде сопровождаются этническими конфликтами (Канада, США, Югославия, Ирак, Бельгия, Испания, Индия, Северная Ирландия, многие африканские государства).

Так что если говорить о межнациональных конфликтах в нашей стране между грузинами и осетинами, армянами и азербайджанцами, молдаванами и гагаузами, русскими и прибалтами, поляками и литовцами, то они не составляют исключения, а развиваются в соответствии с мировыми тенденциями.

Для анализа социально-этнических отношений следует уточнить некоторые понятия. Прежде всего стоит обозначить понятие рас — это группы людей с общими для них биологическими признаками (цвет кожи, разрез глаз, цвет и текстура волос). В этнографии выделяются черная, желтая и белая, в западной социологии — кавказская раса.

В этническом развитии человечество прошло несколько ступеней: род, племя, народность и, наконец, нация.

Совет

При всей спорности трактовки понятия «нация» большинство социологов сходится на том, что нация — «большая социальная группа людей, сложившаяся на определенной территории, имеющая общий литературный язык, общность исторического прошлого, культуры и некоторые особенности психического склада».

Важно уточнить, что большинство наций сложилось в условиях капитализма.

Стремление буржуазии обеспечить возможность для своего свободного развития способствовало объединению разрозненных феодальных образований, требовало государственного единства территории, на которой проживало население, говорящее на одном языке.

Следует также отметить, что процесс образования наций продолжается и в настоящее время, но происходит он в других социальных и политических условиях, и его движущими мотивами выступают другие факторы.

Этнические группы — группы людей, различающиеся по своему культурному наследию, языку, истории, духовной культуре. Например, евреи, цыгане в России. В западной социологии (М.

Хегтер) «этническая группа существует на базе чувств, которые связывают личности в солидарную группу на основе некоей культурной основы». Например, иудаизм для евреев.

Важность изучения социально-этнических отношений неоспорима.

2. Специфика национального вопроса в России

Россия — одна из самых многонациональных стран мира. Точное число народностей, проживающих в России, трудно назвать. В 1926 году в листах переписи фигурировало 194 народа, в 1939 г. — всего 99, в 1989 — 128 народов СССР, а в 1994 г. — 176 народов России.

Подавляющая часть — свыше 94% — приходится на долю всего 10 крупнейших по численности народов. Причем, в отличие от других стран, например США, где люди разных национальностей имеют свою прародину и для них возможна реэмиграция, что и имело место после великой депрессии 30-х гг.

, в нашей стране большинство народов являются коренными жителями.

До начала перестройки для нашей страны был характерен высокий уровень национальной терпимости. По данным опроса, в начале 1989 г. одинаково относились к людям любой национальности 77 процентов опрошенных, для 8,6 процента национальные вопросы вообще были безразличны.

Обратите внимание

Сравнительно высок был и уровень межнационального общения: 84 процента населения было удовлетворено межнациональными отношениями по месту работы, 44 процента положительно относились к межнациональным бракам, 55 процентов имели родственников другой национальности, а у 88 процентов были друзья среди лиц другой национальности.

В то же время 2,7 процента отрицательно относились к лицам другой национальности, а 8,7 процента считали, что в их регионе должны жить только лица коренной национальности.

Однако годы перестройки, появление движений националистического толка, борьба за национальные суверенитеты очень сильно раскачали ситуацию.

В ряде республик были созданы вооруженные отряды экстремистских националистических боевиков, которые брали под жесткий контроль поведение населения (Армения, Грузия, Литва, Чечня).

Практически везде такая политика привела к серьезным межнациональным столкновениям, к формированию своего рода этнократических государств, где лица нетитульной нации практически не могут получить гражданства и вынуждены эмигрировать (Эстония, Латвия).

Не надо полагать, что если СССР в его обычном представлении перестал существовать, то и межнациональные вопросы разрешены: все стали суверенными и самостоятельными.

Проблемы еще больше обострились: взаимоотношения между коренными и некоренными народами, беженцы, федерализация и дезинтеграция России, Украины, Казахстана и др. Еще многое впереди.

Судите сами: в Ямало-Ненецком автономном округе с его многонациональным населением почти половина населения — граждане бывших республик СССР, теперь самостоятельных и суверенных государств.

Важно

При приватизации газовой промышленности — основного богатства Ямала — нетрудно предсказать, как могут осложниться национально-этнические отношения, если большая часть акций и доходов окажется в руках граждан других государств. Казалось, выходом из такой ситуации могло бы стать двойное гражданство, но возникают непростые вопросы для молодежи: в какой армии служить, кому присягать?

В нашей стране представлены все мировые религии. Это тоже отражается на характере взаимоотношений между народами. Часто межнациональный конфликт на поверку оказывается межконфессиональным.

И наоборот: для разжигания межнациональных конфликтов используется принадлежность соперников к разным религиям. В США существуют две основные религии: католики и протестанты христианского толка.

А сколько конфликтов, вплоть до гражданской войны, имели в своей основе межконфессиональные противоречия.

Межнациональные отношения всегда усложняются при разном уровне экономического и культурного развития наций. К примеру, в начале ХХ века русская, украинская, латышская нации уже сложились, узбеки, башкиры, казахи, таджики еще не консолидировались. Малочисленные народы Сибири и Крайнего Севера, а их 28, находились на патриархальном уровне развития, не имели письменности.

Кроме того, приходится считаться и с особенностями расселения, и численностью тех или иных народов. Одно дело, если народ проживает компактно на исторически сложившейся территории, и другое, если он живет вперемешку с другими народами, например, евреи, курды, греки и др. В конце 20-х гг.

было принято решение о создании Еврейской автономной области. Ее, в принципе, надо было создавать в Одессе или Бердичеве, Киеве. Но там государственность другого народа. Отыскали свободную территорию на Дальнем Востоке, откуда казаки после гражданской войны ушли в Китай, образовали Еврейскую автономную область.

Большие трудности возникают при попытках восстановить национальную государственность поволжских немцев, крымских татар. В годы войны их насильно выселили с традиционных территорий проживания, за сотрудничество с фашистами, без разбора, кто прав, а кто виноват. Безусловно, это преступление перед народами и необходимо восстановить справедливость.

Но надо относиться к решению национальных вопросов спокойно, не использовать их для нового разжигания страстей. Было бы полезно помнить о том, что массовое переселение народов в случае военной опасности — не чисто сталинское изобретение.

США и Канада после Пирл-Харбора переместили в глубь своих стран сотни тысяч японцев с Тихоокеанского побережья, конфисковали и растащили их собственность, по сути, в концлагерях японцы провели всю войну.

Совет

В истории человечества проблема взаимоотношения наций всегда была самой сложной и острой. Вспомним создание Израиля, взаимоотношения евреев с арабами, армян с турками и азербайджанцами и т. д.

Не все гладко было и в нашей истории. Конечно, в 20-е гг., когда многие народы начинали практически с нуля свое экономическое и культурное развитие, политика равноправия, помощи отсталым народам дала свои результаты. Достаточно отметить, что в 30-е гг.

в бюджете некоторых среднеазиатских республик до 90 процентов составляли дотации из центрального бюджета и только 10 процентов — свои собственные поступления. Шло создание промышленности, национального рабочего класса, интеллигенции, национальных академий, кинематографа, театрального искусства.

Или такой факт: несколько десятков небольших народов Сибири и Дальнего Востока получили свою письменность. К примеру, буряты до 1917 г. не имели письменности, среди них насчитывалось только 9 человек с высшим образованием, а со средним — 40; 92 процента населения было неграмотным, не работало ни одной средней школы.

К 1959 г. по уровню образования они обошли русское население Восточной Сибири.

Источник: http://MirZnanii.com/a/227785/natsionalnyy-vopros-v-sovremennom-mire

Вопрос внутреннего единства России

Президент России Владимир Путин одобрил идею создания закона «О российской нации», а также выступил за проведение Года единства российской нации. Заявления были сделаны во время Совета по межнациональным отношениям, проходившего 31 октября в Астрахани.

Путин отнес к вещам, «которые точно нужно реализовывать», предложение о создание закона «О российской нации».

По словам президента, для этого нужно переработать Стратегию государственной национальной политики в России до 2025 года.

«Кроме всего прочего, это могло бы быть очень интересно. Мы, к сожалению, сами еще не все понимаем, в какой стране мы живем, в какой красивой стране», — сказал Владимир Путин.

«И для многих людей, проживающих рядом со своими соседями, было бы интересно узнать об этносах и народах, которые населяют страну. Такие вещи, с которыми мы, к сожалению, не сталкиваемся в быту каждый день, но которые, безусловно, — основа российского многонационального народа и, безусловно, — наша ценность», — заключил Путин.

Знать культуру и обычаи своих соседей по стране это, конечно, хорошо. Но возникает вопрос, который «Свободная пресса» не раз уже поднимала в рамках дискуссий «Россия для русских?» и «Русский мир после Русской весны»: что такое российская нация и почему до сих пор народ, составляющий более 80 процентов населения страны не получил статус государствообразующего?

— В России плохо применимы принципы территориальной гражданской нации, которую у нас пытаются создать, — говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — В нашей истории, как границы государства, так и конституционные основы менялись очень сильно. У нас это не константы, а переменные.

И это не то, что нас делает субъектом истории, народом. Связывает нас русская культура и историческое самосознание. Это то, на что государство может опереться. Нация, основанием которой является русская культура, может являться, да и является по факту открытым сообществом, принимающим в себя людей с самой разной кровью, но считающих русскую культуру своей.

Но пока я не вижу, что в нашем государстве появилось понимание необходимости поднять этнокультурное самочувствие русского народа, а также необходимости интеграции общества на базе русской культуры. Ничего не говорится о том, что Россию надо сохранять как страну с преобладание русской культуры.

Поэтому основной центростремительный фактор выносится за скобки государственной национальной политики, что делает её беспомощной.

«СП»: — Почему так происходит?

— Сегодня всё, что касается национального вопроса в России, носит противоречивый характер. В Конституции мы видим одно — там говорится о многонациональном народе России, но русские опять же не упоминаются.

Обратите внимание

Если будет принят закон о «российской нации», мы получим уже другую формулировку. Поэтому я бы не стал плодить неразбериху и не принимал бы закона до той поры, пока мы не придём к единой формуле.

Поскольку и другие крупные этносы в России, те же татары, вряд ли согласятся, что они просто часть российской нации, а не самобытный народ.

Достаточно в законе прописать основные цели и инструменты осуществления государственной межнациональной политики. Хотя это и так уже прописано в Стратегии национальной политики в России до 2025 года. Закон мог бы поднять это на более высокий уровень.

И всё же я ожидаю, что этот закон просто закрепит парадоксальную конфигурацию пространства нашей национальной политики, в которой отсутствует осевое звено, каким является крупнейший народ России, на базе которого этого общество было создано и воспроизводится.

— Предложение провести год единства российской нации озвучил Владимир Зорин, — говорит принимавший участие в астраханской встрече член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Богдан Безпалько.

— А предложение принять закон о российской нации выдвинул академик, глава Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков. В общем-то, их предложения проистекают из той концепции, которой они давным-давно придерживаются.

Столь же давно эта концепция подвергается критике со стороны ряда экспертов. Тем не менее, последние события показывают, что руководством страны сделана ставка на то, что нынешняя политика приведёт к сохранению и даже укрепление внутреннего единства.

Это важно, когда в условиях экономического кризиса это единство может быть подвергнуто серьёзным испытаниям.

Я предполагаю и надеюсь, что в законе будет прописан механизм воздействия, в том числе, на национальные республики России, которые сейчас порой допускают во внутреннем законодательстве противоречия законодательству федеральному.

Лично я хотел выступить на Совете с докладом о том, что в настоящее время ряд общественных этнических объединений пытаются путём давления воздействовать на политику России. В целом, пока можно считать, что обеспечение внутреннего единства является приоритетной задачей для России, о чём говорит и заявление Владимира Путина.

«СП»: — Однако есть ощущение, что на этом единстве некоторые республике не прочь выбить для себя особое положение. В частности, критика президентом Чечни намерения Минфина сократить бюджет республики говорит об этом.

— Я думаю, что как раз новый закон о российской нации должен как-то урегулировать подобные моменты в отношениях. Управление такой большой и разнородной в этническом плане державой, как Россия, всегда строилась по принципу выстраивания системы сдержек и противовесов. Эта система должна быть гибкой и учитывать все опасности.

Что касается преимущественно русских регионов, здесь опасность иного рода. Русские регионы, составляющие ядро нашего государства, могут нести опасность для единства России по причине своей социально-экономической деградации. Эти проблемы не столь заметны, как противоречия на том же Северном Кавказе, но могут таить в себе серьёзные угрозы.

Важно

Когда эти «русские проблемы» выйдут на первый план, не исключено, что решить их будет крайне сложно, или даже невозможно. Что касается недавнего заявления Кадырова, то оно действительно, как минимум, странное. Можно подумать, что Чечня — единственный субъект РФ, которому почему-то решили урезать бюджет. В стране и в мире — экономический кризис.

В той или иной степени все регионы несут издержки, и никто не может быть здесь исключением.

«СП»: — В закон о «единстве российской нации» можно внести положение о государствообразующем статусе русского народа?

— Насколько я могу судить, вряд ли такой статус будет закреплён за русским народом в ближайшее время.

На мой взгляд, как бы этот закон не назывался, он будет благом для русского и других народов, если поможет обеспечить межэтнический мир в России.

Поскольку при нынешней международной обстановке любые внутренние волнения будут иметь крайне тяжёлые последствия как для русских, так и для России.

Надо понимать, что сейчас взять и нивелировать деление элиты в России по этническому признаку, возникшее ещё с советских времён, невозможно. Поэтому необходимо постепенно «выравнивать ситуацию», искать возможности поднятия реального, а не «бумажного» статуса русского народа.

А до национальных элит в республиках надо активней доносить мысль, что без русского народа рухнет и Россия, а от этого ничего хорошего не ждет и другие народы, и в том числе их элиты.

Поскольку именно «внешняя оболочка» большой России обеспечивает им возможность довольно спокойного и комфортного существования. Получив формальную независимость, российские этносы тут же станут марионетками в руках глобальных мировых игроков.

Мы это хорошо видим на примере большинства бывших республик СССР.

Источник: https://svpressa.ru/politic/article/159760/

В национальном вопросе тоже нужна справедливость

ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ – СЛАБОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ТАК СЧИТАЕТ ИЗВЕСТНЫЙ ПОЛИТИК СЕРГЕЙ МИРОНОВ, КОТОРОГО МЫ ПОПРОСИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ МЫСЛЯМИ НА ЭТУ ЗЛОБОДНЕВНУЮ ТЕМУ

 После событий в Кондопоге, на Манежной площади, ряда других конфликтов на межэтнической почве, говорить о том, что в России в сфере межнациональных отношений все благополучно, – значит, выдавать желаемое за действительное.

Пусть не по всей стране, но в целом ряде регионов их градус явно далек от нормального. Так, по данным соцопроса Левада-центра, 75% жителей Москвы опасаются возможных конфликтов и столкновений межэтнического характера. В целом же по России такую возможность допускают больше половины россиян.

Никогда прежде социологи не фиксировали столь высокий уровень обеспокоенности по данному вопросу.

Сама жизнь выводит проблематику межнациональных отношений в центр политической повестки дня. Каждая партия ищет какие-то свои подходы. ЛДПР как обычно запускает призывы «защитить русских», хотя избирателям пора бы задаться вопросами, почему же вся эта «защита» никогда дальше деклараций не идет.

Совет

Коммунисты тоже настаивают на некоем первенстве в «русском вопросе», заявляют, что, мол, «никому его не отдадут». «Правое дело» раскрашивает свои партийные слоганы в цвета имперского флага и пытается заигрывать с деятелями националистического толка.

Некоторые политологи полагают, что и «Единая Россия» не прочь поиграть на этом поле.

Во всяком случае, включение спешно восстанавливаемого Конгресса русских общин в народный фронт дает основания предполагать, что единороссовскую либерально-консервативную «кашу» в ходе думской кампании будут усиленно приперчивать национал-патриотической риторикой.

Беда в том, что все эти политические хороводы вокруг крайне важной для многонациональной России темы могут свестись лишь к игре на чувствах избирателей и к банальному пиару. Национальный вопрос в целом, и в особенности русский вопрос, — не повод для разыгрывания «предвыборных карт».

Это сложная и деликатная проблема, решение которой надо искать не в балансировании между ксенофобией и толерантностью западного образца, не в спекуляциях на имперских или антиимперских комплексах, а в решении кардинальных вопросов нашей российской жизни.

Ничего хорошего не получится, пока мы не взглянем правде в глаза и не признаем: обострение национального вопроса в России – это прежде всего результат слабости государственной власти, которая не справляется со своими функциями и очень многое пускает на самотек. Это порождение колоссальной коррупции, разъедающей госаппарат снизу доверху.

Это детище совершенно бездарной миграционной политики, которая не регулирует, а лишь фиксирует миграционные потоки, порождает возникновение обособленных национальных анклавов, не стимулирует приезжих интегрироваться в новую социальную среду.

Весьма негативную роль играют и просчеты бюджетной политики. Характерный пример – практика так называемого «бюджетного умиротворения» кавказских республик. Колоссальные средства закачиваются из центра на Северный Кавказ, но значительная часть их не идет на развитие, а разворовывается местными кланами.

Самое прискорбное, что в Правительстве РФ и в «Единой России» все это видят, знают, но продолжают гнуть ту же линию. В итоге это не столько стимулирует стабилизацию на Кавказе, сколько провоцирует растущее раздражение по отношению к жителям кавказских республик среди граждан других регионов страны.

Власть ведет себя подобно страусу, прячущему голову в песок. Уроки не извлекаются, острые проблемы замазываются. Взять хотя бы события, которые разыгрались в июле в уральском поселке Сагра, где местным жителям пришлось давать отпор многонациональной банде, приехавшей наводить свои порядки.

Обратите внимание

Казалось бы, после убийства футбольного болельщика Егора Свиридова и беспорядков на Манежной площади правоохранители и чиновники обязаны были сделать должные выводы. Нет, опять острый конфликт представляли обычной бытовой дракой, снова прикрывали виновных.

Даже, когда под давлением общественности стала выясняться правда, ответственные лица, словно мантру, твердили: «Это не межнациональный конфликт».

Как будто вся суть лишь в формальной фабуле событий, а не в позорном факте вольготного существования в Екатеринбурге и области агрессивной криминальной среды, где активнейшую роль играют приезжие, многие из которых не граждане России.

Как такое можно было допустить? Кто попустительствовал этому? Сколько еще таких этнических или «интернациональных» банд, угрожающих безопасности россиян, расплодилось в стране? Вот какие вопросы вправе задавать россияне властям всех уровней – федерального, регионального, местного.

А нас вместо решения наболевших вопросов чаще уводят в частности. Вот, скажем, в Правительстве РФ готовят законопроект о некоторых «терминологических уточнениях», связанных с национальными проблемами. Предлагается установить, к примеру, что вместо понятия «межнациональный конфликт» следует употреблять «межэтнический конфликт».

Наверное, в этом есть смысл.

Читайте также:  Как пишется и звучит в других странах слово «россия»?

Но неужели это сегодня главное? Разве таких решений ждут ныне люди? Разве от того, что мы назовем конфликт не межнациональным, а межэтническим, он станет менее опасным? Верить в это – все равно что верить в бабкины заговоры, в шаманство, в то, что раковую опухоль можно вылечить, назвав ее не раковой, а как-нибудь иначе.

Нашей многонациональной стране необходима не имитация кипучей деятельности бюрократов, не уточнение второстепенных законодательных нюансов.

России давным-давно нужен хороший, современный закон о национальной политике, в котором была бы заложена и правильная терминология, и — что гораздо существенней — действенные механизмы, обеспечивающие учет национального фактора при решении всех социально-экономических задач.

Важно

Стране нужен закон, который бы создал регуляторы межэтнических отношений, систему профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, систему межкультурных коммуникаций и т. д.

Я лично убежден: в душе русского человека, душах людей других национальностей, проживающих в России, нет почвы для межнациональной розни. У нас за плечами – многовековой опыт совместного, добрососедского проживания, и этот опыт сидит в наших генах. Так что вспышки конфликтов возникают не из-за ментальной враждебности или ксенофобской эпидемии.

Они возникают потому, что отсутствие внятной национальной политики порождает множество больших и малых несправедливостей, недоговоренностей, противоречий, вносящих раздрай буквально во все – от обыденной жизни граждан до государственного устройства.

В национальном вопросе тоже нужна справедливость! Ее дефицит здесь ощущается даже острее, чем в иных сферах.

Не умаляя ни в коей мере проблем других национальностей и народностей, не могу не сказать особо о несправедливостях, допущенных по отношению к русскому народу.

Во-первых, вспомним, что развал СССР больнее всего ударил именно по нему: миллионы соотечественников в один момент оказались отделены границами от своей исторической родины. Во-вторых, учтем последствия «парада суверенитетов» 90-х, когда из ряда национальных республик произошел массовый исход русских.

Это и многое другое нанесло глубокие раны русскому самосознанию. Между тем, именно русские всегда были и являются сейчас ядром и объединяющей силой многонационального народа России. Именно на них лежала и лежит миссия собирателя земель и главного поставщика человеческих ресурсов для выполнения этой миссии.

Тот факт, что сегодня более 80% населения России составляют русские, безусловно, должен адекватно учитываться в государственной национальной политике. Можно ли сказать, что это делается? Отнюдь не всегда и не во всем.

Русская культура — это фундамент российской нации. Русский язык – это важнейший скреп народов России, фактор, обеспечивающий их единство. Все это и многое другое говорит о том, что русский народ де-факто, в силу своей исторической миссии, является государствообразующим народом.

Отсюда вопрос: если де-факто это так, то почему же мы стесняемся официально признать это де-юре? Ну, разве это не страусиная позиция? Вот почему я считаю необходимым и правильным законодательно закрепить за русским народом статус государствообразующего.

Кстати, это было бы вполне логично сделать при принятии предлагаемого нашей партией Закона о национальной политике.

Совет

Никакого превосходства, никакого противопоставления русских другим равноправным народам России, никаких особых привилегий эта идея ни в коем случае не подразумевает.

Поэтому, полагаю, у представителей других народов и народностей есть достаточно оснований с пониманием отнестись к такому подходу.

Ведь ничье национальное достоинство не задевает, к примеру, тот факт, что именно русский язык является государственным, что наше государство называется Российской Федерацией. Это нормально, это историческая данность, и общее признание такого рода данностей – на пользу всем.

Кроме того, надо понимать, что вся атмосфера в нашей стране, да и более того – сама жизнеспособность России, во многом определяется именно национальным самочувствием русского народа. А это самочувствие сейчас очень далеко от благополучного.

Не может быть будущего у той державы, в которой титульная нация чувствует себя ущемленной и более того, где она, по сути, вымирает.

А Россия уже почти два десятилетия живет под знаком так называемого «русского креста» — горького символа, свидетельствующего, что с начала 90-х кривая смертности русского населения пересеклась с кривой рождаемости и устремилась вверх от нее. Особенно тревожна ситуация в центральных регионах России.

В таких областях, как Костромская, Ярославская, Вологодская, Кировская и т. д. сегодня уже свыше 20% деревень и сел без населения. Всего же, согласно данным Всероссийской переписи, в стране уже почти 20 тысяч полностью обезлюдевших населенных пунктов.

Пять лет назад Правительство РФ попыталось как-то повлиять на драматические тенденции. Ввели материнский капитал, ряд других мер, направленных на повышение рождаемости. Но процесс вымирания русского этноса, лишь слегка замедлившись, продолжается. Явного перелома не произошло. А все потому, что опять ограничились полумерами.

Обратите внимание

В нынешней ситуации необходимо гораздо большее. Нужна, я бы сказал, социально­демографическая мобилизация нации, активная просемейная политика, обеспечивающая переориентацию всего строя жизни общества на интересы семьи с несколькими детьми.

Лозунг «Нас, россиян, должно быть больше» необходимо сделать мерилом всех решений и действий в социально-экономической сфере. А вообще эта простая и ясная формула, как я уже не раз предлагал ранее, могла бы послужить нам в качестве прекрасной объединяющей национальной идеи.

Умножаться и крепнуть должен и русский народ, и все другие национальности и народности России. В том-то и дело, что мы все вместе должны в этом деле объединить усилия и спасать страну, соскальзывающую в демографическую пропасть.

В свое время академик Д. С.Лихачев высказал такую мысль: «Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы». По логике великого ученого, заражаются национализмом именно те народы, которых обстоятельства вынуждают искать способы как-то сохранять себя.

Слабеющая по тем или иным причинам нация начинает инстинктивно искать спасение в националистических чувствах и идеологии, хотя это, как показывает исторический опыт, дело вообще-то безнадежное.

Хорошо бы донести эти мысли до тех националистических горлопанов, которые носятся с лозунгами «Россия – для русских! », «Отделить Кавказ! », «Долой инородцев! ».

Они полагают, что таким образом защищают русский народ, но на самом деле унижают и ослабляют его, опуская широкое русское сознание до узкого, примитивного, родоплеменного уровня.

Хорошо бы мысли академика Лихачева усвоить и многим нашим государственным мужам, чиновникам, которые почему-то никак не могут понять, что национальная проблематика – не нечто отдельное, существующее само по себе. Она неотделима от проблем социальных, экономических, политических, духовно-нравственных и т. д.

Важно

Никто не спорит с тем, что нужно усиливать борьбу с проявлениями экстремизма, расизма, ксенофобии. Что надо активизировать деятельность правоохранительных органов, усиливать уголовную ответственность за преступления, совершенные на почве национальной розни и т. д.

Но считать, что лишь к этому сводится решение национального вопроса – наивно и безответственно.

Проявления ксенофобии и межнациональные конфликты – это верхушка айсберга. Фундаментальные, глубинные причины этих негативных явлений кроются в нерешенности социально-экономических проблем, массовой бедности и безработице.

Человека, который унижен, оскорблен фактом своего нищенского существования очень легко подтолкнуть к мысли, что в этом, якобы, виноват кто-то с другим цветом волос, разрезом глаз и т. д.

Вот почему я утверждал и утверждаю: обострение межнациональных проблем, с которыми сталкивается сегодня страна, – это явление отнюдь не закономерное, а так сказать, рукотворное. Оно порождено той политикой либеральных реформ, которые проводятся Правительством РФ при поддержке партии власти «Единая Россия».

Ошибочный курс на либерально-монетаристские методы, на постройку ортодоксальной капиталистической модели общественных отношений, от которой уже давным-давно отказались на Западе, ведет к немыслимому социальному неравенству, отрыву власти и элиты от нужд и проблем простых людей, к совершенно абсурдной расстановке приоритетов.

Можно приводить массу примеров в подтверждение этому. Предлагаю поразмыслить, скажем, над таким сопоставлением. В федеральном бюджете-2011 в графе «национальная политика» значится 80 млн. руб. Для такой масштабной задачи – это капля в море.

А тем временем корпорация «Газпром» только на проектирование супербашни в Лахта-центре запросто отваливает 7 млрд. рублей. Само же строительство обойдется в разы дороже. И что мы получаем? На решение проблем, от которых зависит межнациональный мир и, по большому счету, судьба страны, — денег у государства в обрез.

Совет

А вот на удовлетворение амбизиозных чиновничьих проектов их, оказывается, хоть залейся!

Еще пример. В последнее время спортивный мир поражен дорогостоящими покупками элитарных футболистов, которые производит махачкалинский клуб «Анжи». Только за камерунского форварда Это‘O, судя по сообщениям СМИ, владелец клуба миллиардер С.

Керимов раскошелился на 27 миллионов евро. Между тем, известно, как остро нуждается Республика Дагестан в инвестициях, в открытии новых производств, создании рабочих мест.

Известно, какой масштаб тут приобрела безработица, доводящая сотни тысяч земляков Керимова до безысходного состояния, до необходимости уезжать куда-то из родных мест в поисках заработков.

Как переломить эту ситуацию? Вот на что бы приложить силы и средства ответственному бизнесу! Не все же государству отдуваться. Но, увы, тут действует иная логика: мои деньги – как хочу, так и трачу.

Все это лишний раз подтверждает: рассчитывать на социальную ответственность представителей олигархически-бюрократической элиты, взывать к их совести, бесполезно. По-настоящему эффективен только путь, который предлагает «Справедливая Россия».

Нужна прогрессивная шкала подоходного налога, нужен налог на роскошь, нужны другие меры помогающие обуздывать рост социального расслоения и вакханалию демонстративного расточительства отечественных нуворишей, их циничную «оффшорную психологию».

Именно нынешняя правящая элита и в том числе партия власти — «Единая Россия» — главные виновники и ответчики и за социальное расслоение, и за межнациональную напряженность, которые так тормозят развитие страны, отравляют ее общественно-политическую атмосферу.

«Единая Россия» вообще все меньше и меньше соответствует своему названию, потому, что своим политическим монополизмом, консервативной ориентацией на сохранение нынешнего статус-кво, генерированием клановых связей, она, в сущности, работает не на единение россиян, а на их все больше разъединение и по социальному, и по национальному признаку.

Обратите внимание

Продолжение нынешнего курса на достройку капитализма для многонациональной России может оказаться роковым. Удержать такую огромную и многообразную страну на идее культа денег, на поощрении духа стяжательства, потребительства и индивидуализма невозможно.

Упорствование в ошибочной стратегии будет вести лишь к дальнейшему нарастанию проблем и противоречий, в том числе межнациональных, а в итоге так можно быстро докатиться и до развала страны.

По-настоящему объединить и сплотить народы России может только общая возвышающая идея, общая забота о построении социально ориентированной экономики и современного социального государства.

В этих условиях Программа, предлагаемая «Справедливой Россией», наша концепция нового социализма ХХI века, наши предложения по кардинальному развороту социально-экономических реформ в сторону интересов большинства народа, – это не просто альтернатива, это, я бы сказал, спасительная альтернатива.

Мы зовем россиян к обществу, основанному на ценностях Справедливости, Свободы и Солидарности, а значит и к обществу межнациональной гармонии, к возрождению самых светлых традиций дружбы народов, которые завещаны нам Историей, предками и которые так необходимы для того, чтобы достойно ответить на современные вызовы эпохи.

Сергей МИРОНОВ,

лидер партии «Справедливая Россия»,

руководитель фракции «Справедливая Россия»

в Государственной Думе ФС РФ

ОТ РЕДАКЦИИ

Напоминаем своим читателям, что — будь они высокопоставленные официальные лица, лидеры партий или “простые смертные”, — редакция “Делового вторника” не отдает особых предпочтений какой-либо одной политической силе, предпочитая публиковать самые различные мнения. Вот и на сей раз мы приглашаем высказаться по острому вопросу, поднятому г-ном Мироновым, и других руководителей партий и движений.

Источник: https://nvdaily.ru/info/1663.html

Ссылка на основную публикацию