Платоновское «государство». актуален ли труд великого философа в наши дни?

Актуальна ли концепция идеального государства Платона в наши дни?

В наши дни в повседневных разговорах все больше речь заходит  о государстве, демократии, гражданском обществе. Большинство стран переживает экономический кризис, которые вдобавок сопровождаются политическими проблемами.

Для преодоления кризиса ученые и специалисты из разных уголков мира пытаются найти решение. Некоторые обращаются к опыту предыдущих веков, опираясь на концепции мыслителей и философов древних времен.

Один из самых влиятельных трудов, является работа Платона «Государство».  

Пять типов государства по Платону

В своих трудах, Платон выделял пять типов государственного строя. Четыре из них несут отрицательный характер, а пятое государство – идеальное, то, к которому должно стремиться каждое общество.  Согласно учениям Платона, в идеальном государстве каждый волен заниматься тем, что ему удается лучше всего.

Государство строится по двум принципам: этический и экономический.  Существование идеального государства невозможно без справедливости. Как правило, в идеальном государстве власть не стремиться к своему полному могуществу и беспринципности, а опирается на понятие блага.

Но, Платон не отрицает того, что достигнуть статуса «идеальное государства» —  трудная задача.

Обратите внимание

Все изначально строится не так, если в государстве устанавливается господство военных сил – это называется тимократия. Тимократия основывается на соперничестве. При данном типе господства избежать вечной борьбы за власть фактически невозможно. Постоянная вражда порождает соответствующие моральные устои в обществе, т.е. о справедливости не может быть и речи.

Из-за постоянных конфликтов и войн все богатство государства сосредотачивается в руках конкретных индивидов, таким образом, возникает олигархия.

Олигархия – это тип государственного строя, при котором во главе государства стоят богатые люди, а бедняки не принимают участия в правлении.

Различи между тимократией и олигархией в том, что при тимократии вражда идет между отдельными индивидами государства, а при олигархии – между богатыми и бедными.

Вражда между бедняками и богачами приводят к установлению демократии в государстве. Для демократии характерно равенство всех граждан перед законом, т.е. закон – это высшая инстанция.

При демократии, в отличие от олигархии, в обществе возникает уже три лагеря: богатые, народ и трутни.

Зачастую именно трутни занимают высокопоставленные должности в государстве, в случае, если обладают даром харизмы и убеждений.

В свою очередь из демократии вырастает тирания. Происходит это потому, что демократия «ослепляет» своей свободой. При тирании во главе государства стоит тиран, который наделен неограниченными возможностями. Как правило, тиран пытается сохранить свою власть любыми способами, что порой приводит к военным конфликтам с соседями.

Важно

В современном же обществе есть и бедные и богатые. Согласно трудам Платона это признак отрицательного типа государства.

Как говорилось выше, при демократическом типе государства (который на сегодня является лучшей формой государственного строя), происходит разделение общества на богатых, бедных и трутней.

В демократическом государстве сегодняшних дней именно трутни (чиновники, депутаты) занимают государственные посты. Платон опирался на концепцию Справедливости в государстве, но, к сожалению, это невозможно в сегодняшней реальности.

Ведь большинство граждан думает о собственном благе в первую очередь, а уж потом о благе государства. Высокие цены и низкие доходы, аморальное поведение, не соблюдения законов – все это не сопоставимо с концепцией Платона об идеальном государстве. Поэтому, пока что идеальное государство – это все еще недостижимая утопия.

Источник: http://kartinamira.info/conceptpower/3433-aktualna-li-konczepcziya-idealnogo-gosudarstva-platona-v-nashi-dni

Платон: философов на царство — Православный журнал «Фома»

Журнал «Фома» открывает новую рубрику “Попытки рая на Земле”. Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю.

Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. Начнем мы с идеального государства Платона.

Кто: великий древнегреческий философ Платон

Где: в Древней Греции и на Сицилии

Когда: V век до Р. Х.

Материал по теме

Рай

Рай… Безграничное, совершенное, и в то же время такое простое человеческое счастье — каждый миг жизни, постоянно, вечно. Но где искать этот рай? И может ли человек вообще когда-нибудь по-настоящему быть счастлив — навсегда?

Когда Платон в очередной раз отправлялся в дальнее плавание по морю в Сиракузы на Сицилии, чтобы уговорить тамошнего тирана Дионисия Старшего построить идеальное государство, он не знал, что все кончится продажей его, философа, в рабство…

А начиналось все с того, что Платон написал диалог «Государство», в котором изложил знаменитое учение об идеальном государстве. В нем он доказывал, что государства до тех пор не избавятся от бед и неустройств, пока философия и власть не объединятся и не станут действовать сообща, в тесном союзе:

«Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – их много, – которые ныне порознь стремятся либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно».

Государство, 5-ая книга

Платон попытался воплотить эту свою идею в жизнь. Он начал искать такого правителя, который мог бы заинтересоваться его философией, чтобы привести в согласие со своими философскими идеалами его государство.

Он знакомится на Сицилии сначала с тираном Сиракуз Дионисием Старшим (кстати, слово «тиран» у древних греков не несло обязательной отрицательной нагрузки и могло значить просто «единоличный правитель, обладающий неограниченной властью»), а потом его сыном – Дионисием Младшим, который стал править Сиракузами после своего отца.

Их обоих он пытается научить справедливости («О справедливости» – другое название диалога Платона об идеальном государстве) и добродетели, получить своего рода опытную территорию для воплощения своих философско-государственных идей. Но из этого ничего не выходит.

Хотя оба тирана поначалу проявляют интерес к платоновским идеям, они его быстро теряют и даже проникаются враждой к Платону.

Дионисий Старший так рассердился на Платона за его попытки ограничить тираническую власть, что он организует продажу Платона в рабство, сопровождая это насмешливыми словами: «Это ему нисколько не повредит, ведь он – человек справедливый и даже находясь в рабстве, будет счастлив». Из рабства Платона потом выкупают его ученики.

Совет

Тем не менее, Платон проявляет большую настойчивость. Трижды он ездит на Сицилию со своими идеальными планами, и трижды его постигает неудача.

После этого, как говорит древнегреческий писатель Диоген Лаэртский в трактате «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», «более он государственными делами не занимался, хоть из сочинений его и видно, что он был государственный человек. Дело в том, что народ уже свыкся с совсем иными государственными установлениями».

Так первая, наверно, историческая попытка построения идеального государства натолкнулась на одно из главных препятствий – отсутствие идеального правителя, который мог бы принять философские идеалы настолько близко к сердцу, что никогда уже не стал бы от них отступать. Различные страсти помешали тогда, да и всегда будут мешать действовать так, как того требует та или иная умозрительная, идеальная схема, пусть трижды справедливая и разумная. Человеческий фактор, ничего не поделаешь…

Хотя, надо сказать, идеальное государство Платона мало походило на рай и не обещало особого райского блаженства. Подразделяя население на три сословия – правящих философов, воинов и ремесленников и крестьян – Платон вводил для первых двух, самых главных сословий очень жесткие правила.

Они не должны были ничего иметь в своей собственности, у них не должно быть своих семей и даже домов, даже пищу они должны били принимать сообща. Жены, дети, дома, еда – все общее. Настолько, что про любую вещь в идеальном государстве Платона надо говорить не «моя» или «твоя», а только «наша».

Все это нужно было для того, чтобы философы и стражи могли всецело посвятить себя служению государству и общему благу, и чтобы ничто не отвлекало их от этого служения:

«– Мы с тобой уже согласились, Главкон, что в образцово устроенном государстве жёны должны быть общими, дети — тоже, да и всё их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле.

– Да, мы в этом согласились.

– И договорились насчёт того, что как только будут назначены правители, они возьмут своих воинов и расселят их по тем жилищам, о которых мы упоминали ранее; ни у кого не будет ничего собственного, но всё у всех общее. Кроме жилищ мы уже говорили, если ты помнишь, какое у них там будет имущество.

– Помню, мы держались взгляда, что никто не должен ничего приобретать, как это все делают теперь. За охрану наши стражи, подвизающиеся в военном деле, будут получать от остальных граждан вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, а обязанностью их будет заботиться обо всём государстве».

Государство, 8-ая книга

Платон считается одним из предшественников утопического коммунизма. И суровый аскетизм, как у него, встречается и в других утопических проектах. Ведь что кому принадлежать и почему, в этих схемах решается исходя из представлений об общем благе, а они у разных авторов могут быть весьма причудливы.

Главное, что авторы подобных утопий свято уверены в том, что они точно знают, что человеку нужно, а любые отступления от предписанных ими норм толкуют как неразумие и неповиновение. И когда подобные утопии пытались воплотить в жизнь, они оборачивались ужасным насилием над человеком и его свободой.

Обратите внимание

Но об этом более подробно мы поговорим в следующих рассказах о попытках построения рая на Земле.

На заставке фрагмент головы Платона. Римская копия с греческого оригинала. 

Источник фото wikipedia.org

Источник: https://foma.ru/platon-filosofov-na-tsarstvo.html

Идеальное государство Платона

Отдав должное выдающемуся китайскому мыслителю, вернемся в Древнюю Грецию, чтобы познакомиться с представлениями об идеальном государстве древнегреческого философа Платона (427—347 гг. до н.э.).

Если Конфуций считал, что государство будет идеальным, если будет соответствовать элементарной ячейке общества — семье, то, с точки зрения Платона, идеальное государство должно соответствовать строению человеческой души. Это средство гармонизации взаимоотношений человека и государства.

Как душа состоит из трех частей: разумной с главной добродетелью мудростью; чувствительной с главной добродетелью мужеством; вожделенной с главной добродетелью умеренностью, так идеальное государство должно состоять из трех классов. Высший класс — класс правителей, и его основное достоинство мудрость.

Так как данная добродетель в большей степени присуща философам, то именно они должны управлять государством. Идеальный проект Платона — это феномен борьбы новой отрасли культуры — философии с новой сферой общественной жизни — политикой (в узком смысле слова).

«Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия (и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии), до тех пор… государствам не избавиться от зол».

Второй класс — класс воинов, главное достоинство представителей которого — мужество. В третий класс входят земледельцы, ремесленники, торговцы и т.п. Главная добродетель представителей этого класса — умеренность.

Данный проект имеет много общего с кастовой системой, существовавшей вплоть до XX в. в Индии. Правда, высшая каста Индии — жрецы, а не философы, и у Платона отсутствует каста неприкасаемых.

Индийское общественное устройство основывалось на представлении о карме — естественной этической причинности, определяющей судьбу человека, а платоновское идеальное государство — на представлении об иерархическом строении души.

Платон связал политическое устройство общества с вопросами собственности. В его государстве частную собственность и семью могут иметь лишь представители третьего класса.

Важно

Платон , полагал, что если разрешить иметь частную собственность всем, то представители двух высших классов, как самые умные и сильные, захватят ее, не оставив ничего третьему классу, и государство будет далеко не идеальным.

Платон посчитал лучшим для воплощения идеального законодательства государство с тираническим правлением. Сиракузский тиран, приказав продать Платона в рабство, практически продемонстрировал философу его заблуждение.

Дело, конечно, не только в нежелании тирана утвердить идеальное государство, но прежде всего в неготовности к этому народа. Тогда возникает искушение достичь идеала с помощью насилия, принудить народ к счастью.

Есть определенное противоречие между признанием Платоном, вслед за Сократом, что к добродетели человек должен приходить самостоятельно. «Вполне правильно утверждение многих, что хорошие афиняне по преимуществу хороши.

Читайте также:  Можно ли заработать на forex?

Ибо только их добродетель возникает без принуждения, сама собою»1 и жесткой внешней регламентацией в его идеальном государстве, не останавливающейся перед запретами и даже обманом со стороны законодателей, хотя «по природе, власть закона распространяется не насилием, но добровольным подчинением».

С этих пор проблема правомерности и успешности применения насилия для воплощения в жизнь идеалов — одна из основных в социальной философии. Утопия Платона продемонстрировала опасность, которую несет в себе представление об общечеловеческой истине — опасность тоталитаризма, принуждающего всех думать и поступать по одному шаблону.

Во всей последующей 2,5-тысячелетней истории человечества утопические проекты возникали неоднократно.

Почему они не осуществились? Прежде всего потому, что подобные проекты не учитывали устойчивости существующих социальных структур.

Совет

Как бы то ни было, несмотря на свою практическую несостоятельность, они оказали огромное влияние на развитие общества. «Возможного нельзя было бы достичь, — подчеркивал М. Вебер, — если бы люди не стремились к невозможному».

Платону принадлежит первая классификация видов государственного устройства. Взяв за основу количество правителей, Платон различал монархию, аристократию, демократию, тимократию, олигархию и тиранию. Три последних вида являются извращенными формами трех первых.

Тимократия основывается на честолюбии и властолюбии, и «тимократический человек» считает, что основанием власти должно быть не умение рассуждать, но военные подвиги, и потому-то он любит «гимнастику и охоту». Сегодня бы назвали такое государство диктаторским или полицейским.

Следующий извращенный вид государственного устройства — олигархия (от «олига» — часть, «строй, основывающийся на имущественном цензе: у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении». При этом «заранее объявляется, что к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза.

Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивания». «В олигархических государствах не обращают внимания на распущенность, даже допускают ее». В таком государстве множество трутней и нищих.

Переход от тимократии к олигархии Платон описывает так: «Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними…

Затем, наблюдая, кто в чем преуспевает, и соревнуясь друг с другом, они уподобляют себе и все население». Ростом экономического благосостояния объясняет развитие общества и Маркс, только для него это прогрессивно, а для Платона регрессивно.

Платон подходит к решению этого вопроса преимущественно с этических позиций, Маркс — с экономических.

Обратите внимание

В современных государствах нет имущественного ценза. Тем не менее, поскольку на деньги можно купить власть, встречается много такого, что Платон считал присущим олигархическому правлению. Слово «олигарх» для обозначения очень богатых людей, близких к власти или претендующих на нее, стало ныне модным в России.

Оба строя — тимократия и олигархия — связаны с концепцией идеального государства Платона. Они получаются тогда, когда второй или третий класс идеального государства, отказавшись от своей основной добродетели — мужества и умеренности, — захватывают власть.

Платон критиковал и демократию. Недостатком демократии, имея в виду ее греческий вариант, Платон называл выравнивание равных и неравных (в то время как люди от природы неравны), замещая государственные должности по жребию и нисколько не озабочиваясь «тем, кто от каких занятий переходит к государственной деятельности».

Демократия, по Платону, возникает из олигархии, когда бедняки, одержав победу, всех уравнивают в гражданских правах и замещении государственных должностей.

Третий извращенный вид государства — тирания. «Так вот, тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство».

Платон говорит о переходе видов государственного устройства от одного к другому в определенной последовательности.

Первоначальным «наилучшим государством было царство мудрейших и богоподобных людей, затем начинается гераклитова вражда — движущая сила всех перемен из-за эгоистических, главным образом материальных и экономических интересов».

Вслед за аристократией — правлением представителей лучших родов — идет тимократия — господство благородных воинов, сражающихся за честь и славу. За ней олигархия — правление богатых семейств. Из нее возникает демократия — царство свободы, следствием которого является беззаконие и тирания. Итак, линия развития: монархия -> аристократия -> тимократия -> олигархия -> демократия -> тирания.

Движущей силой всех политических революций, по Платону, выступает борьба. «Изменения в государстве обязаны своим происхождением той его части, которая обладает властью, когда внутри нее возникают раздоры».

В диалоге «Политик» Платон предлагает несколько иную классификацию. По признаку соблюдения законов он противопоставляет монархию и аристократию соответственно тирании и олигархии. Демократия по этому признаку делится на два подвида с общим названием.

В другом месте одному из них дается название охлократии — власти толпы.

Значение законов вытекает из общефилософской позиции Платона. Вечные идеи Платон представляют собой законы общекосмической жизни, и идеальность есть соответствие этим законам. Такова же точка зрения Маркса, о которой речь пойдет ниже.

Важно

Лучшая, по Платону, форма государственного правления — монархия, когда правит один («моно» — один), худшая — тирания/ На следующем месте после монархии находится аристократия, когда правит некоторое количество лучших людей («аристос» — лучший) и затем олигархия.

Самый слабый вид государственного устройства — демократия, не способная ни на большое зло, ни на большое добро.

Недостаток всех шести форм правления —- отсутствие совершенного, мудрого правителя, который настолько совершенен, что ему нет необходимости соблюдать законы, не способные предусмотреть все обстоятельства жизни человека.

В идеальном государстве граждан связывает единство истинного мнения о прекрасном, справедливом и добром. В классификации Платона смешиваются реально функционирующие и идеальные виды правления.

Это, впрочем, присуще и современной классификации политических режимов.

Источник: https://psyera.ru/idealnoe-gosudarstvo-platona_8259.htm

Платон (427 – 347 г.г. до н.э.)

Платон родился в Афинах, его настоящее имя – Аристокл. Платон («широкоплечий») – прозвище, которому он обязан своим мощным торсом. Философ происходил из знатного рода, получил хорошее образование, в возрасте около 20 лет стал учеником Сократа.

Сначала Платон готовил себя к политической деятельности, после смерти своего учителя, он покинул Афины и много путешествовал, главным образом, по Италии.

Разочаровавшись в политике и чуть не попав в рабство, Платон возвращается в Афины, где и создает свою знаменитую школу – Академию (она располагается в роще, посаженной в честь греческого героя Академа), которая просуществовала более 900 лет.

Обучали здесь не только философии и политике, но и геометрии, астрономии, географии, ботанике, каждый день проводились гимнастические занятия. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. Почти все произведения, дошедшие до нас, написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона.

Основные философские труды Платона

«Апология Сократа», «Менон», «Пир», «Федр», «Парменид», «Государство», «Законы».

Философия Платона

Основным вопросом досократовской философии была разработка натурфилософии, проблема поиска первоначала, попытка объяснить происхождение и существование мира.

Предшествующие философы понимали природу и космос как мир вещей видимых и чувственно воспринимаемых, но так и не смогли объяснить мир с помощью причин, в основе которых лежат только «стихии» или их свойства (вода, воздух, огонь, земля, горячее, холодное, разряжение и т.п.).

Заслуга Платона заключается в том, что он вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира, приходит к открытию другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом; тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального.

Совет

С этих пор происходит размежевание философов на материалистов, для которых истинным бытием является материальный, чувственно воспринимаемый мир (линия Демокрита), и идеалистов, для которых истинное бытие – нематериальный, сверхчувственный, надфизический, умопостигаемый мир (линия Платона).

Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.

Теория идей

Мир идей Платона

Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их «идеями», или «эйдосами».

Вещи материального мира могут меняться, рождаются и умирают, а вот их причины должны быть вечными и неизменными, должны выражать сущность вещей.

Главный тезис Платона заключается в том, что «…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть».

Идеи представляют собой всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению Платона, достойно познания. Этот принцип распространяется на все предметы исследования, но в своих диалогах Платон большое внимание уделяет рассмотрению сущности прекрасного.

В диалоге «Гиппий Больший» описан спор о прекрасном между Сократом, представляющим точку зрения Платона, и софистом Гиппием, который изображен простоватым, даже глуповатым человеком. На вопрос: «Что такое прекрасное?», Гиппий приводит первый пришедший на ум частный случай и отвечает, что это прекрасная девушка.

Сократ говорит, что тогда надо признать прекрасным и прекрасного коня, и прекрасную лиру и даже прекрасный горшок, но все эти вещи прекрасны лишь в относительном смысле. «Или ты не в состоянии вспомнить, что я спрашивал о прекрасном самом по себе, которое все, к чему бы оно ни присоединилось, делает прекрасным, – и камень, и дерево, и человека, и бога, и любое деяние, любое знание».

Речь идет о таком прекрасном, которое «никогда, никому и нигде не могло бы показаться безобразным», о том, «что есть прекрасное для всех и всегда». Понятое в этом смысле прекрасное и есть идея, или вид, или эйдос.

https://www.youtube.com/watch?v=-IQPPH2dv9I

Можно сказать, что идея – сверхчувственная причина, образец, цель и прообраз всех вещей, источник их реальности в этом мире. Платон пишет: «…идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия, самая же причастность вещей идеям заключается не в чем ином, как только в уподоблении им».

Таким образом, можно выделить основные признаки идей:

  • вечность
  • неизменность
  • объективность
  • безотносительность
  • независимость от чувств
  • независимость от условий пространства и времени

Структура идеального мира

Платон понимает мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи отличаются друг от друга степенью общности. Идеи нижнего яруса – в него входят идеи естественных, природных вещей, идеи физических явлений, идеи математических формул – подчинены более высоким идеям.

Высшими и более ценными идеями являются те, которые призваны объяснить человеческое бытие – идеи прекрасного, истины, справедливости. На вершине иерархии находится идея Блага, которая является условием всех остальных идей и необусловлена никакой другой; это цель, к которой стремятся все вещи и все живые существа.

Таким образом, идея Блага (в других источниках Платон её называет «Единым») свидетельствует о единстве мира и его целесообразности.

Мир идей и мир вещей

Мир идей, по Платону, – мир истинносущего бытия. Ему противопоставляется мир небытия – это материя, беспредельное начало и условие пространственного обособления множественности вещей.

Оба эти начала одинаково необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи. Мир же вещей, чувственный мир, есть порождение мира идей и мира материи, то есть бытия и небытия.

Таким разделением Платон подчеркивает, что сфера идеального, духовного имеет самостоятельную ценность.

Обратите внимание

Каждая вещь, будучи причастна к миру идей, есть подобие идеи с её вечностью и неизменностью, а материи вещь «обязана» своей делимостью и обособленностью. Таким образом, мир чувственных вещей соединяет в себе две противопо-ложности и находится в области становления и развития.

Идея как понятие. Помимо онтологического смысла, идея Платона рассматривается и в плане познания: идея есть и бытие, и мысль о нем, а значит соответствующее бытию понятие о нем.

В этом гносеологическом смысле идея Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета.

Таким образом, он затрагивает важную философскую проблему формирования общих понятий, которые выражают сущность вещей.

Диалектика Платона

В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.

В деятельности активной мысли, лишенной чувственного восприятия, Платон выделяет «восходящий» и «нисходящий» пути. «Восхождение» заключается в том, чтобы двигаться вверх от идеи к идее, вплоть до самой высшей, отыскивая единое во многом.

В диалоге «Федр» он рассматривает это как обобщающую «…способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно…». Коснувшись этого единого начала, ум начинает двигаться «нисходящим» путем.

Он представляет собой способность все разделять на виды, идя от более общих к частным идеям. Платон пишет: «…это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров…».

Эти процессы Платон и называет «диалектикой», а философ, по определению, есть «диалектик».

Читайте также:  Средневековая европа. какие причины привели к крестовым походам?

Платоновская диалектика охватывает различные сферы: бытия и небытия, тождественного и иного, покоя и движения, единого и многого.

Важно

В своем диалоге «Парменид» Платон вы-ступает против дуализма идеи и вещи и доказывает, что если идеи вещей отделены от самих вещей, то вещь, не содержащая в себе никакой идеи самой себя, не может содержать никаких признаков и свойств, то есть перестанет быть самой собой.

Кроме того, он рассматривает принцип идеи как какое бы то ни было одно, а не только как сверхчувственное единое, а принцип материи как какое бы то ни было иное в сравнении с одним, а не только как материальный чувственный мир. Таким образом, диалектика одного и иного оформляется у Платона в предельно обобщенную диалектику идеи и материи.

Теория познания Платона

Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием.

По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает.

Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.

При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В диалоге «Государство» он разделяет знание на чувственное и интеллектуальное, каждое из которых, в свою очередь, делится на два вида.

Чувственное знание состоит из «веры» и «подобия». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое представление вещей, мыслительное построение, основывающееся на «вере».

Знание такого рода не является истинным, и Платон называет его мнением, которое не есть ни знание, ни незнание и находится между ними обоими.

Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы.

В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее.

Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.

В диалоге «Менон» Платон развивает учение о припоминании, отвечая на вопрос о том, каким образом мы знаем то, что знаем, или как познавать то, чего не знаем, ибо мы должны иметь предварительное знание о том, что собираемся познавать.

Совет

Диалог между Сократом и необразованным рабом приводит к тому, что Сократ, задавая ему наводящие вопросы, открывает в рабе способность отвлечься от мира явлений и возвысится до абстрактных математических «идей».

Это означает, что душа познает всегда, так как она бессмертна, а, соприкоснувшись с чувственным миром, начинает припоминать уже известные ей сущности вещей.

Учение Платона об идеальном государстве

Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.

Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других.

Философ пишет: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом».

Человеку, прежде всего, необходимы пища, одежда, жилье и услуги тех, кто это производит и поставляет; затем люди нуж-даются в защите и охране и, наконец, в тех, кто умеет практически управлять.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

  • 1. крестьяне, ремесленники, купцы
  • 2. стражи
  • 3. правители

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.

2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.

Обратите внимание

3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью.

Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы.

«Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол…».

Итак, Платон:

  • является основателем объективного идеализма
  • впервые подчеркивает самоценность идеального
  • создает учение о единстве и целесообразности мира, в основе которого лежит сверхчувственная, умопостигаемая реальность
  • вносит рациональный взгляд на объяснение и познание мира
  • рассматривает философскую проблему формирования понятий
  • превращает диалектику в универсальный философский метод
  • создает учение об идеальном государстве, уделяя большое внимание нравственным качествам граждан и правителей

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/platon

Утопия — путь в никуда

Ценность идеала в том, что он удаляется по мере того, как мы приближаемся к нему.

М.Ганди

Оборудование: портреты мыслителей древности, социалистов-утопистов, основателей марксизма.

Основные понятия: идеал, идеальное государство, утопия, коммуна.

Основные вопросы:

1. Мыслители древности о государстве.

2. Идеи социалистов-утопистов.

Ход урока

Постановка цели:

В ходе урока мы познакомимся с различными моделями идеального государства, обсудим их достоинства и недостатки. Вы сможете проанализировать полученную информацию, высказать свое мнение и сделать выводы. А также попытаться ответить на вопрос: может ли государство быть идеальным?

Мотивационная беседа

Многие мыслители древности пытались понять причины неравенства между людьми, несправедливости в повседневной жизни. Почему одни богатые, а другие бедные? Почему одни управляют, а другие подчиняются? Как сделать это общество справедливым для всех? Над этими вопросами размышляло не одно поколение людей.

Тема о справедливом, идеальном государственном устройстве актуальна и в наше время. Когда-нибудь вы задумывались, что означает слово «идеал»? В толковом словаре слово «идеал» трактуется как образец, совершенство в чем-либо, высшая цель, определяющая стремления и поведение отдельного человека и общества в целом.

Это может быть представление о совершенном общественном строе.

Сегодня на уроке обществознания мы с вами попытаемся ответить на вопросы: может ли государство быть идеальным? Каким должно быть идеальное государство? На уроке мы с вами будем работать в группах, у вас на столах задания, которые вы должны прочитать, проанализировать и высказать свое суждение.

Изучение нового материала

Яркую и содержательную страницу в истории развития знаний о человеке, обществе представляют взгляды Платона, Аристотеля, которые мы рассмотрим более обстоятельно. На прошлом уроке вам было дано опережающее задание: найти документальную информацию о мыслителях.

Документальный материал

Платон (437-347 до н.э.) — древнегреческий философ и социальный мыслитель, один из основоположников политической науки. Разработал модель «идеального» государства. Одной из наиболее известных работ стала «Государство».

«Говорят, что творить несправедливость обычно бывает хорошо, а терпеть ее плохо. Однако, когда терпишь несправедливость, в этом гораздо больше плохого, чем бывает хорошего, когда ее творишь.

Поэтому, когда люди отведали и того, и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, тогда они, раз уж нет сил избегать одной и придерживаться другой, нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости, и не страдать от нее.

Важно

Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор. Установления закона и получили имя законных и справедливых — вот каково происхождение и сущность справедливости.

Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто был в нем счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом…»

Как вы думаете?

1. Что понимается в документе под несправедливостью и справедливостью?

2. Согласны ли вы с авторской позицией о причинах появления законов?

3. Что для автора важнее — человек или государство? Как вы думаете, почему?

Сейчас мы с вами рассмотрим, каким должно быть идеальное государство по представлению Платона.

Историческая справка

Проект Платона об идеальном государстве (см. схему 1).

Информация для развития аналитического мышления

Платон нарисовал идеал справедливого государства, которым руководят одаренные и хорошо подготовленные, высоконравственные люди, действительно способные мудро управлять государством. Основным принципом идеального государства Платон считал Справедливость.

Руководствуясь справедливостью, государство решает самые важные задачи: защиты людей, обеспечения их материальными благами, создания условий для их творческой деятельности и духовного развития.

Платон подразделил людей на три группы: к первой относятся те, у кого преобладает разумное начало, развито чувство справедливости, стремление к праву. Их он назвал Мудрецами. Они должны быть правителями в идеальном государстве.

Тех же, кто отличается храбростью, мужеством, чувством долга, Платон относил ко второй группе — воинам и «Стражам», которые призваны заботиться о безопасности государства. И, наконец, есть люди, призванные заниматься физическим трудом, — это крестьяне и ремесленники. Они производят необходимые материальные блага.

В представлениях Платона, индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет ради государства.

Совет

По мнению Платона, философы и воины не должны иметь никакой частной собственности. Воины «должны ходить в общие столовые и жить сообща, как в лагере», они «не должны прикасаться к золоту и серебру.

Не должны даже входить в дом, где есть золото, надевать на себя золотые и серебряные вещи, пить из золотого или серебряного кубка…

Если бы каждый тащил в дом все, что мог приобрести отдельно от других, между прочим, и собственную жену, и собственных детей, которые, как лично ему принадлежащие, возбуждали бы в нем личные радости и скорби».

Собственность в разумных рамках допустима только для крестьян и мастеровых, так как не мешает им работать. Но она противопоказана тем, ко предан высоким размышлениям, стоит на страже государства. Это общество не имеет семьи, обремененной бытом. Мелодии, размягчающие душу, не должны звучать в этом обществе. Здесь есть место только для бодрой, воинственной музыки.

Как вы думаете?

1. Что привлекает и что отталкивает вас в нарисованной картине идеального общества?

2. Хотели бы вы жить в таком государстве?

3. Следует ли считать взгляды Платона на государство утопией? Объясните почему?

Информация для развития аналитического мышления

Историческая справка

Аристотель (384-382 до н.э.) — древнегреческий философ, мыслитель, энциклопедист, основоположник логики. Был воспитателем Александра Македонского.

Его «Политика» охватывает право, экономическую, социальную и политическую сферу жизни, которые органически связаны с этикой.

По мнению Аристотеля, государство возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей, цель его существования — достижение блага людей.

(См. схему 2).

Аристотель не отрицал и считал, что опорой государства должны быть средние слои общества. Крайне бедных он относил к гражданам «второй категории», очень богатых подозревал в применении «противоестественного способа» приобретения состояния.

К основным задачам государства философ относил недопущение чрезмерного роста политической власти личности, предотвращение излишнего накопления имущества гражданами, удержание в повиновении рабов.

Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не могут воспитать в себе многие добродетели, те — рабы по природе и могут осуществлять лишь волю других.

Обратите внимание

Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми. Самая правильная форма — полития (правление большинства в интересах общей пользы).

Как вы думаете?

1. Какова цель государства, по мнению Аристотеля?

2. Согласны ли вы с причинами появления государства?

Работа в группах. Каждая группа должна прочитать и обсудить задания и дать обоснованный, аргументированный ответ.

Задание № 1

Предлагая жесткое разделение труда среди граждан идеального государства, Платон исходил из того, что каждый человек имеет склонность к определенному виду деятельности; специализируясь именно в нем, он принесет максимальную пользу обществу как целостному организму. Поэтому три основных сословия государства должны заниматься только своим делом.

Читайте также:  Как помочь близкому человеку в депрессии?

Разделяете ли вы вывод Платона? Согласны ли вы с его аргументами? Свою позицию обоснуйте.

Задание № 2

Почему Платон лишал мудрецов и стражей права на частную собственность? Как это связано с его представлением о справедливом обществе?

Задание № 3

Платон был сторонником уравнительного землепользования: земля, являясь собственностью государства, должна быть поделена на равные доли, ее покупка и продажа в идеальном государстве запрещались. Были ли попытки в реальной истории осуществить такую форму аграрных отношений? Приведите примеры. Каковы были последствия этой земельной политики?

Задание № 4

Из всех групп населения предпочтительным для государства, по мнению Аристотеля, является преобладание среднего класса. «…Где средние граждане многочисленны, всего реже бывают среди граждан группировки и раздоры».

Подтвердило ли историческое развитие правильность этого вывода?

Задание № 5

Аристотель выделил следующие принципы подлинной демократии.

Все должностные лица назначаются из всего состава граждан.

Должности замещаются по жребию либо все, либо за исключением тех, которые требуют особого знания.

Важно

Занятие должностей не обусловлено никаким имущественным цензом или обусловлено цензом самым невысоким.

Никто не может занимать одну и ту же должность дважды, за исключением военных должностей.

Судебная власть принадлежит всем, избираются судьи из всех граждан и судят по всем делам или по большей части их.

Соответствуют ли эти положения современным представлениям о демократических формах правления? Свой ответ обоснуйте.

Вывод. В целом древнегреческие мыслители Платон и Аристотель, выдвигая идеи о создании «идеального» государства, в первую очередь отстаивали интересы первенства государства перед личностью.

Мечтали о справедливом обществе и социалисты-утописты, идеал они искали не в прошлом, а в будущем и называли такое общество социалистическим. Название «утописты» пошло с работы Т.Мора «Утопия». Современный перевод слова «утопия» имеет две версии: 1. Место, которого нет. 2. Благословенная страна.

Информация для развития аналитического мышления

Т.Мор (1478-1535)

В своем главном произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» Т.Мор так представляет идеальное общество.

На острове Утопия счастливые жители не знают частной собственности, все трудятся. С общественных складов берется все необходимое. Денег нет, золото — презренный металл, идущий на изготовление ночных горшков и кандалов для преступников. Жители городов по очереди переселяются в деревню для сельскохозяйственных работ.

Т.Кампанелла (1568-1639)

Совет

В «Городе Солнца» Т.Кампанеллы жители также свободны от частной собственности. Трудовой день не превышает четырех часов. При этом достигнуто полное материальное изобилие. Для продолжения рода начальники отбирают будущих родителей: «…

женщины статные и красивые соединяются только со статными и красивыми мужами, полные же — с худыми, а худые — с полными, дабы они хорошо, и с пользою уравновешивали друг друга». Дети подлежат общественному воспитанию, которое осуществляют специальные служащие по единому распорядку.

Преступления против власти караются смертью: народ «убивает или побивает осужденного камнями».

А.Сен-Симон (1760-1825), Ш.Фурье (1772-1837)

Сущность теорий Сен-Симона и Фурье состояла в изображении идеального общественного строя, который предстоит утвердить на Земле.

Для такого общества должны быть характерны социальная гармония и общность интересов всех граждан, свободный творческий труд и равноправие в возможности применения своих способностей. Установление социалистического общества они считали объективным процессом.

Работа в группах. Каждая группа должна прочитать и обсудить задания и дать обоснованный, аргументированный ответ.

Задание № 1

В городе Солнца Т.Кампанеллы к подрастающему поколению относятся так: детей, отобранных у матерей, растят специальные служащие по единому распорядку. Государство определяет судьбу более или менее одаренных, решает, кто к каким должностям пригоден.

Кто из известных вам философов уже предлагал общественное воспитание детей и раннее выявление их будущего места и роли в обществе? Почему, на ваш взгляд, эта идея вновь возродилась — теперь уже у ранних утопистов?

Задание № 2

Соответствует ли взглядам утопистов следующее утверждение: «Как же богатеют богатые, если не путем завладения вещами, принадлежащими всем. Если бы каждый брал лишь то, что нужно для поддержания его жизни, оставляя излишки другим, не было бы ни бедных, ни богатых»? Как вы относитесь к этому утверждению?

Задание № 3

В понятие «утопия» нередко вкладывается негативный смысл (утопический — значит надуманный, несуществующий, невозможный в будущем). Утопия рассматривается как досужий вымысел, фантазия. Однако утопии возникли гораздо раньше, чем появилось социально-философское сочинение Т.Мора (1516).

Их присутствие без труда можно обнаружить в мифологическом творчестве в виде мечты о лучшем устройстве жизни, а также в религиозных учениях. Известно обращение к утопии и в античной философии (Платон), а в дальнейшем Т.Кампанеллы, А.Сен-Симона, Ш.Фурье, К.

Оуэна, русских народников, анархистов.

Обратите внимание

Объясните причины живучести утопий. Назовите современные формы проявления утопического сознания. Что вам известно об антиутопиях?

Задание № 4

В 1808 г. один из ярких представителей утопического социализма ХIХ в. А.Сен-Симон писал: «Наиболее широко внушаемый принцип морали — это принцип евангельский: не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы он делал тебе…

Я предлагаю заменить евангельский принцип следующим: человек обязан трудиться. Самый счастливый человек — это тот, кто трудится. Самая счастливая семья — это та, все члены которой с пользой употребляют свое время.

Самый счастливый народ — это тот, в котором меньше всего неработающих людей».

Какой социальный принцип отстаивал в начале ХIХ в. Сен-Симон? Каково ваше отношение к этому принципу?

Задание № 5

Недавно учащийся одной из школ в сочинении на тему «Если бы я все мог» написал: «По радио, телевидению постоянно говорят о деньгах, богатстве, красивой жизни.

Но я сделал бы так, чтобы на всей Земле не было нищих, у которых тоже есть где-то семьи и которые хотят жить по-человечески. Мне вообще не нравится, что одни живут богато, а другие ходят по помойкам».

Правильно ли отнести взгляды ученика к утопическим? Свой ответ поясните.

Вывод. Мыслители этого периода выделили много оригинальных и творческих идей и подходов в изучении общественных явлений, которые так и остались идеалом и несбывшейся мечтой — «утопией».

Домашнее задание

Каждой группе составить проект идеального государства.

Итог урока

Что нового узнали на уроке?

Какие существуют модели идеального государства?

Какие для себя вы сделали выводы?

Исторический опыт человечества проверил многие из этих идей на подлинный гуманизм, жизненность и эффективность. Однако и сегодня не на все вопросы получены окончательные ответы.

Рустам АЗИСОВ, учитель истории и обществознания, Мордовия

Источник: http://www.ug.ru/archive/10467

Платон: мир идей и мир вещей

«Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая… Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рожденное… В-третьих, есть пространство: оно вечно…»
Платон

Платон — первый идеалист в истории философии. Он считал, что кроме видимого физического мира существует невидимый, где содержатся идеальные формы всех вещей.

Идеальный мир Платона

Платон (ок. 428– 347 до н. э.) родился в аристократической семье, был учеником Сократа. После смерти учителя путешествовал. По возвращении в Афины основал собственную школу

Платон был уверен: то, что мы видим, вовсе не является реальностью. Мы можем воспринимать только низший мир, а на самом деле существует еще и высший, идеальный, и как раз он является настоящим.

В идеальном мире находятся идеи, или образцы, всех вещей, существующих в мире материальном.

Важно

Например, все лошади, которых можно обнаружить в нашем мире, — это лишь слепки с идеи лошади, обитающей в мире высшем.

Каким же образом идеальный слепок становится земным объектом? Идея соединяется с материей — и получается физически ощутимый объект. Но любой слепок — это лишь копия, бледное подобие. Так и весь наш физический мир — бледное подобие мира идей, яркого и настоящего.

Свою теорию Платон иллюстрировал легендой о пещере. Пещера — это земной мир, а человечество — пленники, заточенные в этой пещере. За пределами пещеры раскинулись зеленые просторы, на голубом небе сияет солнце, бродят прекрасные животные и летают птицы. Но несчастные пленники ничего этого не видят, они могут наблюдать только тени на стене пещеры и принимают эти тени за реальность.

Философ применял свою теорию об идеях не только к материальным объектам, но и к этическим принципам, таким как справедливость, добродетель, благо. Он считал, что в нашем мире можно найти лишь несовершенные копии этих понятий.

В высшем мире, который Платон называл «умным местом», существует своя иерархия. На вершине всего находится идея блага, ей подчиняются другие моральные понятия, а идеи вещей и предметов расположены в самом низу этой системы.

Слово «академия» — и производное от него «академический» — возникло благодаря школе, которую основал Платон. Платон собирал своих учеников в священной, окруженной стенами оливковой роще в шести стадиях к северо-западу от Афин, в местечке, которое называлось рощей Академа в честь древнегреческого героя Академа, похороненного там.

Школа Платона получила название «Академия». Сначала это было неформальными собраниями богатых молодых людей, но к 380 году до н. э. Академия стала официальным местом обучения, за право поступить в которую ученикам приходилось платить.

Первым выпускником Академии стал Аристотель, который стал конкурентом Платона, основав собственную школу — Лицей.

Бессмертие и переселение душ

Душа человека, считал Платон, приближена к идеальному миру, поэтому она так же вечна и совершенна, как и все идеи. Тело же полностью находится в материальном мире, поэтому оно страдает от несовершенств и умирает. Платон верил в переселение душ. По его мнению, душа, ушедшая на небо, в высший мир, находится там десять тысяч лет, после чего снова возрождается в новом теле.

Платон не был сторонником равенства. он выступал за построение политической системы, в которой только философы, такие как он, имели право принятия решений — потому что только они могут править справедливо и разумно

Но просто верить для философа недостаточно, он должен подтвердить свою теорию логическими доказательствами. И Платон это делает: во многих своих сочинениях он приводит развернутые аргументы в пользу бессмертия души.

Совет

Первое доказательство, самое главное, он называл циклическим. В чем же оно заключается? Мир состоит из противоположностей, и наличие одной противоположности подразумевает существование второй.

Раз есть сон, то есть и бодрствование, раз есть смерть, то есть и бессмертие.

«Если бы все, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мертвым и вновь не оживало, — разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла?» — говорит Платон.

Второе доказательство — «припоминание». Платон был уверен, что все важнейшие абстрактные понятия, такие как красота, добро и т. п., изначально есть в сознании человека, о них помнит бессмертная душа. Мы их не узнаем заново, а просто «припоминаем». Третье доказательство связано с двумя видами сущностей. Тело относится к видимым смертным субстанциям, душа — к невидимым вечным.

Учение о государстве

Земной мир полон зла, потому что он далек от идеалов. Как же изменить такое положение вещей? Платон предлагал использовать политические средства, которые описал в трактате «Государство».

«Платон и Аристотель» (Рафаэль, нач. XVII века) Платону придано портретное сходство с Леонардо да Винчи

Философ считал, что душа состоит из трех частей: разумной, яростной и страстной. В разных людях преобладают разные части души, и это нужно учитывать, создавая государство. Основа благополучия, по Платону, в разделении труда. Если каждый член общества будет заниматься тем делом, к которому у него имеется предрасположенность, то наступит гармония и порядок.

Люди разделяются на три класса, в зависимости от того, какое начало преобладает в их душе.

Те, кто находится во власти низших потребностей (люди рабочих профессий, производители), должны подчиняться людям с преобладанием яростного начала (воинам, защитникам), как более мужественным и сильным.

Ну а во главе стоят те, в ком преобладает разумное начало (философы, правители). Неравенство сословий, считал Платон, совершенно естественно, так как люди неодинаково одарены природой.

Платон был уверен, что частная собственность — зло. Все имущество должно быть общим, дети должны воспитываться коллективно. Самым справедливым государственным устройством Платон считал аристократическую республику, где правят лучшие, самые достойные граждане.

Картина 1604 года н. э. изображает Пещеру Платона и ее жителей — простой народ, обреченный на жизнь в невежестве, пока стоящие вкруг философы обсуждают, что есть истина, чтобы предложить разъяснения менее одаренным.

Обратите внимание

В книге Платона «Государство» философ излагает свое видение идеального государственного устройства. Он верил, что человеческая душа состоит из трех частей: желание, эмоции и разум. В городе Платона крестьянами управляли только страсти. Класс воинов подчинялся эмоциям, и только философы были под контролем разума. Царем города, по Платону, мог быть только философ.

Клочок рукописи, содержащий отрывок из книги Платона, чье название по-гречески звучит как «Politeia», что в переводе означает «государство».

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/filosofiya/platon_mir_idej_i_mir_vecshej.html

Ссылка на основную публикацию