Педагогика или её отсутствие? о том, как быстро летает родитель-вертолет

Педагогика или её отсутствие? О том, как быстро летает родитель-вертолет

Симметричное ему понятие «родитель-вертолет» применяется по отношению к матери или отцу, принимающим в жизни детей избыточное участие, стараясь устранить все возможные препятствия и трудности на пути детей, понять и выполнить их желания и уберечь от разочарований.

Родительство – одна из самых трудных задач в жизни человека. И в то же время – один из важнейших источников счастливых переживаний. Большинство из нас хотели бы, чтоб ребенок рос здоровым, морально и физически сильным, умным, успешным.

Мы стараемся с самого рождения научить его всему тому лучшему, что умеем сами.

И тем не менее наряду с радостью, удовлетворением и гордостью все родители эпизодически чувствуют усталость, неуверенность, раздражение, которые не всегда позволяют действовать так хорошо, как хотелось бы.

В России раньше существовала народная педагогика (в том числе и советская), и всему обществу было понятно, что считать хорошим воспитанием, а что – плохим. В процессе социальной перестройки прежние ориентиры и традиции воспитания разрушились и обесценились, теперь вместо них в семьях иногда складываются довольно хаотичные или непродуманные педагогические подходы .

Обратите внимание

Так называемый «родитель-вертолет» – один из таких вариантов, и его можно рассматривать как разновидность гиперопеки. Он характеризуется стремлением родителей окружить ребенка повышенным вниманием, оградить от возможных проблем и трудностей, предотвратить появление у него негативных переживаний – огорчений, обид, злости.

Иногда такое воспитание называют еще тепличным и при этом рисуют такую картинку: заботливая мама, сидя на корточках, завязывает шнурки своему сыну-третьекласснику.

И это понятно: сердце какой матери не дрогнет, когда она услышит в голосе своего ребенка нотки плача или увидит кислое выражение лица, когда чаду напоминают о необходимости убрать постель, или заметит, как напрягается его спина от школьного рюкзака.

Стоит отметить, что в своем крайнем проявлении такое отношение может иметь массу негативных последствий для ребенка. Он может стать чрезмерно зависимым от родителей и превратиться в того самого ребенка-бумеранга, о котором мы упомянули в начале статьи.

Такому человеку очень трудно трезво оценивать особенности ситуации, принимать ответственные решения и рисковать, если этого предполагают новые обстоятельства и задачи. У него низкая стрессоустойчивость и энергетика. Такой человек зачастую не готов столкнуться с превратностями несовершенного мира и преодолеть преграды на пути к своим целям.

И в этом смысле справедливо замечание Роберта Энтони: «Спасибо тем, кто отказал мне в помощи. Именно благодаря им я справился сам».

Любопытна в этом отношении переиначенная, до боли знакомая сказка о мачехе, дочери и падчерице.

Жил да был в одной деревне старик со своей дочерью Машей. Любил он ее безмерно и вот решил, что ей нужна мать. Старик женился и привёл в дом старуху, мачеху, у которой была своя любимая дочь, Глаша. Старуха, ясное дело, сразу невзлюбила падчерицу и решила её извести. Но мачеха была начитанной и сказки хорошо знала, поэтому поступила по-своему.

Важно

Поднимала она утром свою дочь Глашу, заставляла её убирать, готовить, вязать и прясть. А Машеньке говорила, чтоб та все больше на перинах лежала, не марала свои белые ручки на тяжёлой работе. Соседи не могла надивиться: «Ах, как же она любит свою падчерицу, холит, лелеет, бережет».

Выросли девушки. Проезжал раз через деревню принц, влюбился в работящую Глашу и взял её в жёны. А Маша так и осталась ни с чем, никто не захотел жениться на ленивой и сварливой девушке.

В такой опекающей позиции родителей, однако, есть и свой позитив.

Подобно тому, как цветок, которому созданы благоприятные условия, растет быстрее, ярче, свободнее, так и ребенок, чье развитие стимулируют и поощряют, может добиться большего прогресса.

Поэтому в какой-то степени и такой стиль может быть оправдан. К тому же сильно опекающих родителей отличает теплое, исключительно терпеливое и внимательное отношение к ребенку, что само по себе ценно.

При этом, конечно, не стоит брать в расчет совсем патологические варианты развития событий, описанные в многочисленных российских фильмах, когда сверхобеспеченные родители, день-деньской поглощенные развитием бизнеса, в порядке компенсации недополученного ребенком родительского внимания и заботы потакают своему ребенку-подростку буквально во всем. Такая полная вседозволенность подростка нередко приводит его к пагубным последствиям.

Причиной такой потворствующей гиперопеки может быть, в первую очередь, тревога за ребенка, за его будущее (чтоб не упал, не простудился, не попал в плохую компанию), желание видеть ребенка успешным (чтоб поступил в университет, быстро нашел работу, был востребованным, чтоб вообще все легко давалось и жилось безбедно). Такая тревога родителя может быть связана с неким случаем реальной опасности (серьезная болезнь, травма) для жизни ребенка или какого-то другого родственника. И, даже когда опасность миновала, в матери еще долго может жить страх за ребенка и диктовать свои, уже не соответствующие ситуации требования.

Другой причиной может быть тот факт, что ребенок очень долгожданный, поздний или единственный. Или если, например, мама с неудавшейся личной жизнью передает весь пыл своей души ребенку по принципу «не сложилось у меня судьба счастливо, так пусть хоть у тебя все будет как надо».

Иногда цель такого родителя – быть идеальной мамой или идеальным папой . Чтоб потом упреки ребенка или чувство вины не омрачили и без того не очень радостные будни. Чтобы потом, когда ребенок встанет на ноги, можно было расслабиться и сказать себе: «Я сделал все, что мог. Теперь ты действуй сам».

Только вот это «сам» не получается ни у родителя, ни у выросшего ребенка: привыкли жить заботами о другом и себя не понимают.

Совет

В основе гиперпротекции – бессознательное желание взрослого оградить малыша или подростка от таких же негативных переживаний, какие были в детстве или юности у мамы (для пап это вообще свойственно меньше).

И если это не всегда удается, то маму может мучить ощущения безмерной жалости к ребенку, острой вины и беспомощности.

Поэтому в некоторым смысле чрезмерная опека является попыткой мамы избежать этих своих тягостных чувств.

Стоит помнить, что противоречия и неприятности так же естественны в жизни ребенка, как радости и победы. Фокус не в том, чтобы их избежать, а чтобы учиться умело находить компромиссы и преодолевать трудности.

Источник: http://domik.ua/novosti/pedagogika-ili-eyo-otsutstvie-o-tom-kak-bystro-letaet-roditel-vertolet-n169854.html

Как летает вертолет ?

Прежде всего интересно знать, как летает вертолет ? В чем особенность его конструкции?

Не менее любопытно выяснить, какой путь в своем развитии прошел этот, один из первых по идее, летательный аппарат тяжелее воздуха.

Сам собой напрашивается вопрос:

  • Почему же понадобились века для того, чтобы идея вертолета была претворена в жизнь и появился современный летательный аппарат, пригодный для практических нужд?
  • Может ли вертолет быть реактивным?
  • А разве не интересно познакомиться с конструкциями и существующими схемами вертолетов?

По вертолету можно задать тысячу вопросов, один интереснее другого.

Но самым интересным является вопрос о летных возможностях вертолета, которые определяют его практическую ценность для созидательной деятельности человека.

Когда требуется использовать самолет с посадкой на каком-либо месте, то прежде всего выясняют, есть ли там аэродром, на который бы самолет мог совершить посадку и с которого мог бы затем взлететь. Если поблизости от намеченного пункта нет аэродрома или хотя бы ровной площадки, пригодной для посадки самолета, то как бы ни была нужда в самолете, вопрос о его использовании отпадает.

Самолет приземляется с большой поступательной скоростью и совершает по посадочной полосе длинный пробег до полной остановы. Оторваться от земли самолет может

только тогда, когда, предварительно разбежавшись по взлетной дорожке, разовьет большую скорость, а для этого самолету надо совершить довольно длинный разбег. Скоростные самолеты для отрыва от земли развивают скорость более 200 км/час, а чтобы такую скорость развить, самолету необходим разбег около одного километра.

Свойство крыла самолета состоит в том, что оно создает достаточную для взлета подъемную силу только в том случае, если обтекается потоком воздуха с большой скоростью. Если скорость мала, то и подъемная сила мала. Если скорость равна нулю (т. е. самолет стоит на месте), то подъемной силы нет. В обоих случаях самолет не может подняться в воздух.

В авиационных кругах многих стран уже сейчас говорят о так называемой аэродромной проблеме. В самом деле, есть над чем задуматься, если развитие авиации идет бурными темпами, а каждый новый аэродром — это сотни гектаров превосходной земной поверхности, отнимаемой от сельского хозяйства, от лугов и пашен. Это особенно касается стран с гористым рельефом, территория которых невелика.

Однако если непременным условием создания подъемной силы на крыле является обтекание его воздухом с большой скоростью, то нельзя ли сделать так, чтобы самолет стоял на месте, а крыло двигалось относительно воздуха и создавало подъемную силу?

Обратите внимание

Достаточно сформулировать задачу, как явится и простейшее решение: крылья должны вращаться в горизонтальной плоскости, при этом они будут описывать окружность.

Вращение крыльев заставит воздух обтекать их с достаточной скоростью даже тогда, когда поступательной скорости всего аппарата нет, т. е. когда аппарат стоит или висит на месте.

Крылья становятся как бы лопастями воздушного винта, вращающегося не в вертикальной плоскости, как у самолета с поршневым двигателем, а в горизонтальной. Таково принципиальное решение аэродромной проблемы.

У вертолета крылья вращаются, как лопасти винта. Отсюда и происходит название этого класса летательных аппаратов тяжелее воздуха — винтокрылые аппараты.

Таким образом можно без труда ответить на следующие вопросы.

  • —   Чему равна взлетная скорость вертолета? — Нулю. Вертолет может взлетать с места.
  • —   Чему равна длина разбега вертолета? — Нулю. Вертолету разбег не нужен.
  • —   Велики ли посадочная скорость и длина пробега вертолета? — Посадочная скорость и длина пробега также равны нулю, так как вертолет может опускаться отвесно вниз.

Стало быть, необходимость в обширных аэродромах отпадает.

Огромнейшее преимущество вертолета в том и состоит, что его можно использовать всюду. Он может «приземляться» на крышу высотного здания, на палубу морского корабля или речного парохода, на плот, на железнодорожную платформу, на горное плато, на полянку в лесу, на автомобиль.

Для вертолета поверхность посадочной площадки может быть неровной, немного наклонной, холмистой или бугристой, с пнями или со строениями, подвижной или неподвижной,— ничто не помешает вертолету произвести посадку и снова взлететь.

Итак, первым решающим фактором, обеспечивающим вертолету широкое распространение, является возможность вертикально, без разбега взлетать и отвесно, без пробега приземляться, что не исключает возможности взлета и посадки вертолета подобно самолету, т. е. «по-самолётному».

Вторым решающим фактором является возможность вертолета неподвижно висеть в воздухе как над самой поверхностью земли или воды, так на высоте нескольких километров.

Диапазон скоростей каждого самолета для каждой высоты полета ограничен, с одной стороны, максимальной скоростью, а с другой — минимально допустимой скоростью.

Ввиду того, что лобовое сопротивление самолета увеличивается с увеличением скорости полета, а двигатель не может развивать мощность, большую его максимальной мощности, существует некоторая максимальная скорость установившегося горизонтального полета.

Дальнейшее увеличение максимальной скорости полета в данном случае может произойти только за счет снижения самолета (потеря высоты). Максимальная скорость полета современных самолетов достигает 1000 и более км/час.

Важно

Минимально допустимая скорость реактивных самолетов, т. е. наименьшая скорость, на которой самолет способен совершать горизонтальный и криволинейный полет, 200—300 км в час. Если скорость будет еще меньше, то самолет начнет терять устойчивость и свалится на крыло с последующим переходом в штопор.

Легкие связные самолеты могут летать со скоростью не меньше чем 50—70 км/час, у вертолета минимальная скорость толста равна нулю, а максимальная горизонтальная скорость полета— 150—200 км/ч. Более того, вертолет может останавливаться в воздухе, поворачиваться на месте, совершать полет в стороны и даже назад.

Естественно, что такие возможности вертолета открывают широкие перспективы его использования в самых различных областях народного хозяйства, подчас там, где, казалось бы, летательный аппарат не может быть использован.

Все эти положительные стороны вертолета не должны, однако, заслонять собой его отрицательных качеств.

Вертолет не может летать с большими скоростями, он обладает пока еще недостаточной устойчивостью, сложен в управлении и более уязвим от огня стрелкового оружия, чем самолет.

Посмотреть раздел вертолеты

Источник: http://avia.pro/blog/kak-letaet-vertolet

Как летает вертолет?

Как летает вертолет?

Авиация – сколько в этом слове завораживающего и невероятного! Чего стоят одни только самолёты и вертолёты! А задумывались ли вы, как летает вертолет? Ну, с самолётом всё понятно, крылья позволяют ему держаться в небе, не падая, лететь вперёд, в сторону. «А вот вертолёт таких крыльев не имеет» — скажете вы. И будете правы только наполовину. Но об этом подробней.

Принцип полета вертолета

Вероятно, все видели винт, расположенный на крыше у вертолёта. Именно он и отвечает за поднятие машины в воздух. Несущий винт больших размеров состоит из лопастей, которые при вращении и подымают вертолёт. Они выполняют функцию крыла, как у самолёта, вот только по размеру меньше, а количество их больше.

Когда заводится двигатель, лопасти винта начинают вращение, заставляя летательный аппарат взлетать в небо. Сила, которая применяется к каждому крылу-лопасти, суммируется в общую силу, которая применяется ко всей машине в целом.

Совет

Именно эта аэродинамическая сила перпендикулярная по отношению к плоскости, создающейся при вращении всех лопастей и винта в целом, способствует поднятию в воздух тяжёлого летательного аппарата. Если сила вращения винта больше, чем вес всего летательного аппарата, он будет взлетать. Если сила меньше, полёт не будет совершён. А вот если сила одинаковая, вертолёт застрянет на месте.

Можно посмотреть подробней о том, как летает вертолет, на видео. Вы заметите, что после того как лопасти набирают обороты, вертолёт начинает взлетать, но не сразу. Сперва он немного зависает, а уж после того как набирает обороты, взлетает.

Топливо для полета

Для вертолёта в основном используют бензин – авиационный керосин. Но с развитием технологий начинают искать более подходящее и менее дорогостояще топливо. Например, метан, вернее, криогенное топливо, которое делают из метана. Оно устойчиво к малым температурам (- 170 градусов).

Это природный газ, который можно безопасно транспортировать на тех же вертолётах. Также верным ответом на вопрос о том, на чем летает вертолет, будет и такой газ как бутан или пропан. Такое топливо можно перевозить в условиях обычных температур.

Оно отлично подходит для двигателя, не портит качества полета, считается практически лучшим топливом для летательного аппарата.

Стоит сказать, что топливо для вертолёта может использоваться совершенно разное, но при этом портится качество полета. Как и в машине, если залить плохой, некачественный бензин, автомобиль ездит плохо, так и с вертолетами: плохое топливо негативно влияет на работу вертолета. 

Читайте также:  «побег из шоушенка». история создания: кто такой фрэнк дарабонт и почему ему доверился сам стивен кинг?

Второй винт

Часто можно увидеть вертолёт с двумя винтами, один из которых располагается на хвосте. Благодаря ему он и взлетает. Хвостовой винт создаёт противодействие основному.

Его лопасти вращаются не в унисон несущему винту, а наоборот.

Таким образом, создавая тягу, второй винт уравновешивает силу несущего, чем и заставляет вертолёт взлететь, при этом защищая его от «заносов» влево или вправо при вращении большого винта.

Но на некоторых вертолётах нет хвостового винта. На моделях такого летательного аппарата находится ещё один несущий винт. Он расположен под верхним несущим. Его лопасти так же, как и у хвостового, вращаются противоположно. Вертолёты с таким механизмом взлетают быстрее, поскольку винты имеют одинаковую силу при подъёме. Такие вертолеты подымаются в воздух немного быстрее. 

Источник: https://elhow.ru/ucheba/estestvoznaniej/kak-letaet-vertolet

Ловушки альфа-родительства

Все больше и больше родителей считает воспитание ребенка «проектом», который необходимо успешно реализовать. Чем чревато такое неусыпное внимание к своей роли родителей?

В одном из выпусков «Вашингтониана» журналистка Брук Фостер опубликовала статью под броским заголовком «Ловушка для альфа-родителей».

В ней она обращает внимание на тревожащую тенденцию — все больше и больше родителей считает воспитание ребенка «проектом», который необходимо успешно реализовать.

Родители все чаще обсуждают конкретные достижения своих детей, кружки, на которые малыши регулярно ходят, навыки и умения, требующие развития с младенчества.

«Особенность нашего поколения, — рассуждает Фостер, — состоит в отрицании правильности воспитательной системы наших родителей. Оказывается, нас самих не так кормили, не так развивали и — о ужас — разрешали нам спать на животе. И теперь мы ставим своей целью не просто воспитание здорового и счастливого ребенка, но ребенка, которые ест цветную капусту, не спит на животе и играет на пианино».

Раньше в американских книгах и журналах часто можно было встретить обсуждение родителей-вертолетов (heliсopter parenting), которые «кружат» на своим ребенком, оберегая его от всех невзгод. Сейчас родительская роль изменилась — мамы на детских площадках больше не мешают получать своему чаду жизненный опыт.

Вместе с детьми родители лепят из пластилина, ищут бассейны с нехлорированной водой, записываются на музыкальные классы раннего развития, ходят на занятия иностранным языком и приглашают няню-иностранку, чтобы ребенок рос в «мультикультурной среде».

Проблема, как во всем идеальном, состоит в том, что люди растворяются в своей роли родителей, заменяя ей все остальные сферы жизни.

Даже если не упоминать в этой беседе профессиональную карьеру, которая часто приносится в жертву (и хуже всего, если сам родитель считает это жертвой), есть еще роли супругов, детей для собственных родителей, друзей, соседей, который тоже оказываются незанятыми.

Обратите внимание

Таким образом получается, что вы — это ваш ребенок, а ваш ребенок — это вы. Мы стали слишком много читать, мы знаем почти все о воспитании детей — и от этого чувствуем себя немного неловко.

Супер-популярная книга «Чего ожидать, когда ждешь ребенка» (What to expect when you are expecting) подробно расписывает этапы подготовки к появлению ребенка, книги Сирзов учат нас, что теперь вы и ребенок — это неразрывное целое.

Историк Питер Стэрнс говорит, что у предыдущего поколения родителей не было такого доступа к информации. В продаже было несколько книг по воспитанию детей, в основном же все спрашивали советов у соседей, друзей и собственных родителей.

Раньше, если с ребенком что-то шло не так, родители выбирали тактику «подождать и посмотреть, что будет дальше». Сегодня благодаря Интернету родители могут поставить диагноз ребенку или обнаружить новую болезнь без консультации с педиатром.

Проблема глубже, чем просто чрезмерная опека или тревожность о своем ребенке. Альфа-родители боятся провалить тест на собственное родительство. Мы живем в мире, где постоянно что-то случается.

И если вы иногда специально пропускаете вечерние выпуски новостей, то вы тоже так думаете. Родители сегодня хотят контролировать, где ребенок проводит время, чему он научился, и как применяет эти навыки.

Альфа-родитель выдает своему ребенку «план» развития, и отслеживает каждый этап его выполнения.

Вашингтонский игровой терапевт Дженифер Уивер говорит, что родители стали одержимы идеей помочь детям понять собственные чувства. Они говорят что-то вроде «ты расстроен и не можешь сейчас играть» или «ты рассержен на своего друга и поэтому ударил его».

Важно

С одной стороны, детям важно осознавать и переживать свои чувства — включая негативные.

Но родители часто убирают негативную составляющую, и тогда попытка понимания звучит как: «Ты расстроен тем, что у тебя не получился рисунок, ну что ж — пойдем гулять в парк».

Таким образом родители моментально переключают ребенка от проблемы к ее решению, тогда как важная часть развития ребенка состоит в проживании эмоций и приобретения этого опыта. Уивер предупреждает, что ребенок слышит от родителей послание: «Твое чувство неудобно мне и окружающим, тебе прийдется что-то с ним сделать, и как можно быстрее, чтобы снова стать «нормальным».

В разное время в мире господствовали разные точки зрения на воспитание детей, но наличие правильных и неправильных моделей воспитания — идея довольно новая и характерна только для нашего времени.

Так, авторы двух невероятно популярных и диаметрально противоположных книжек предлагают свои рецепты воспитания успешных детей.

Но для каждой из авторов успех — как и для большинства из нас — это очень личное восприятие.

Эми Чу, американка китайского происхождения, в своей книге «Боевой гимн матери-тигрицы» (Battle Hymn Of The Tiger Mom) рассказывает о методах воспитания двух дочерей-подростков.

Девочки свободно говорят на английском и китайском, великолепно играют на музыкальных инструментом, приносят из школы отличные оценки, а также очень вежливы и воспитаны.

Девочки с детства занимаются ежедневно по несколько часов музыкой, не имеют права оставаться в гостях у подружек на ночь и не участвуют в школьных спектаклях, так как это вредит учебе. В первые недели после выхода книга продавалась рекордными тиражами.

Совет

Казалось, она чуть приоткроет секрет успеха восточной педагогики, а может быть, и покажет ее преимущества перед западной . Секрет оказался в том, о чем многие догадывались — в жесткой дисциплине и постоянной практике навыков. Свободное время считается бездельем, и автор выражает скептическое отношение по поводу излишнего наличия этого самого времени у одноклассников своих дочерей.

Памела Друкерман, автор другого бестселлера « Bringing up bebe » (в русском переводе — «Французские дети не плюются едой» ) сравнивает французский и американский подходы к воспитанию детей.

Переехав с мужем из Нью-Йорка в Париж и родив троих детей, Друкерман восхищается французскими педагогическими традициями. От детей не требуют читать к году или плавать в бассейне уже на первых занятиях.

Французы придерживаются политики созерцательного знакомства ребенка с окружающим миром, предлагая ему новые знания и впечатления для общего развития вкуса и кругозора.

При этом французские дети безукоризненно воспитаны, едят строго по расписанию домашнюю еду, в состоянии сами себя занять, пока взрослые беседуют и не являются центром сосредоточения постоянного внимания родителей.

Французские дети в большинстве своем спят всю ночь уже через несколько месяцев после рождения — родители с самого начала дают им возможность побыть одним и не спешат на первый же писк. Друкерман сравнивает американских детей, не отрывающихся от телевизора, когда в дом приходят гости, неспособных высидеть спокойно ужин вместе со взрослыми, требующих постоянного внимания с маленькими французами, первыми словами которых становятся чаще всего «здравствуйте» и «спасибо», и сравнение происходит явно в пользу последних.

Друкерман, также обращает внимание на американскую сакральность женской роли как матери — так, этой ролью можно оправдывать все что угодно, включая собственный неухоженный вид. Во Франции, став матерью, женщина должна оставаться женщиной. Общество ожидает быстрого возвращения молодой мамы к своим прежним ролям, потому что появление ребенка не отменяет все остальные стороны жизни.

В американском английском языке есть термин «soccer mom». Это чуть снисходительное, но довольно дружелюбное определение женщин среднего класса, живущих в пригороде, которые весь день развозят на машине своих детей в школу и на секции. Во Франции говорят maman-taxi, подразумевая то же самое, но это совершенно точно не является комплиментом для женщины.

Обратите внимание

Друкерман восхищается элегантностью французского подхода к воспитанию детей, системой дошкольного образования и культурой еды. Она воспитывает детей в двуязычной мультикультурной среде и надеется, что у нее получится предложить лучшее, что есть в обеих традициях обеих стран. Хотя американский подход к воспитанию детей вызывает у нее все больше сомнений.

Возвращаясь к американскому альфа-родительству среднего класса, Брук Фостер описывает еще одну область, в котором нет места компромиссам — образование. Отдавая ребенка в ясли, вашингтонские родители хотят знать, когда их ребенка научат читать.

Дети с шестимесячного возраста учат иностранные языки и плавают, а едва начав ходить, занимаются балетом, спортом и рисованием.

Успешные целеустремленные родители с хорошим образованием слишком привязаны с своему жесткому расписанию (спортзал в обеденный перерыв, частный репетитор иностранного языка на дом, пока ребенок спит) и им уже сложно вспомнить, как в своем детстве они были в гораздо большей степени предоставлены самим себе.

Все исследования показывают, что сегодня родители проводят с детьми гораздо больше времени, чем они это делали 50 лет назад. За счет сокращения времени на отдых, сон и откладывания домашних дел. При этом одним из самых сильных родительских чувств остается чувство вины за недостаточное внимание к собственному ребенку.

Но ведь детям и не нужно, чтобы их постоянно развлекали. Иногда им нужно поскучать или придумать себе самим занятия, без постоянного стимула со стороны взрослых. Дети узнают, как устроен окружающий мир, просто наблюдая за окружающими.

В этом и состоит основная задача детства — научиться понимать мир и взаимосвязи в нем, чтобы вырасти в успешных и реализованных взрослых людей.

В прошлом году Алисон Гопник, профессор психологии университета Калифорнии в Беркли, провела вместе в коллегами серию экспериментов. Двум группам детей предложили музыкальную игрушку, которая включается при определенном наборе действий.

Важно

В первой группе инструктор притворилась, что не знает, как игрушка работает. Дети пробовали разные варианты, и в итоге многие из них нашли короткий путь, как включить музыку.

Во второй группе инструктор показала более долгий порядок действий для запуска музыки и попросила детей включить игрушку.

Все дети повторили в точности ее инструкции, не пытаясь при этом найти более эффективный путь запуска механизма — они были уверены, что инструкции учителя не могут оказаться неверными. Помимо очевидного вывода о том, что точные инструкции мешают развитию креативности, этот эксперимент заставлять задумать еще кое о чем.

Мы все живые люди, мы все можем ошибаться. Ребенок может придумать или увидеть что-то, незамеченное и непонятое нами, но мы об этом никогда не узнаем, если не дадим ему попробовать самому.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/lovushki-alfa-roditelstva.htm?full

У нас в гостях журнал «хобби для всех». мы — пилоты вертолетов!

ВЗРОСЛЫЕ ИГРЫ

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Так выглядит автомат перекоса одной из серийных моделей вертолета.

Схема автомата перекоса: 1 — несущий ротор; 2 — неподвижное кольцо; 3 — подвижное кольцо; 4 — тяги управления лопастями; 5 — тяги управления кольцом; a — угол наклона автомата перекоса.

Реактивный момент несущего ротора вертолета компенсируется тяговым усилием хвостового ротора (F).

Автомат перекоса заставил вертолет накрениться на нос: задняя половина диска ротора создает бo'льшую подъемную силу, чем передняя.

Вертолет движется вперед. Вертикальная составляющая подъемной силы компенсирует вес, горизонтальная — обеспечивает движение.

Гироскопическая прецессия. С помощью автомата перекоса пилот обеспечил максимальный угол атаки лопасти в точке А. Однако реакция винта проявится лишь в точке Б, что заставляет вертолет накрениться вперед.

Электрический микровертолет Hornet CP весит всего 300 г. Тем не менее его винт при наборе высоты вращается со скоростью 2000 об/мин, что позволяет модели выполнять «петли», «бочки» и некоторые другие фигуры пилотажа.

У знаменитого польского писателя-фантаста Станислава Лема был макет железной дороги, с которым он до глубокой старости самозабвенно играл в свободное время, в чем признавался без малейшего смущения. Многие великие полководцы в разные века столь же самозабвенно разыгрывали битвы с игрушечными армиями, почитая такие игры вполне достойным занятием в часы отдыха.

Совет

Период игр не заканчивается вместе с детством. Очень многим людям свойственно играть всю жизнь. Одни играют в робинзонов и пржевальских, отправляясь в туристические походы по горам и рекам, другие предпочитают игрушки натуральные, механические или электронные.

Индустрия игрушек для взрослых в последние десятилетия развивается весьма стремительно. Отрасль оказалась прибыльной. Управляемые модели автомобилей, кораблей и летательных аппаратов бороздят просторы планеты, множатся клубы любителей взрослых игр.

Техническими видами спорта и моделированием, согласно анкетным опросам, увлекаются около трети читателей журнала «Наука и жизнь». А зачем, собственно, они играют? Стоит ли искать точный ответ? Потому что — хочется. Потому что — интересно! И еще потому что — игрушки того стоят.

Например, радиоуправляемые модели вертолетов. За рубежом сейчас их выпускается великое множество. В бывшем СССР модели вертолетов тоже делали, но в сегодняшней России производство моделей отсутствует. И спортсмены-авиамоделисты, специализирующиеся в управлении вертолетными моделями, строят их самостоятельно.

В авиамодельном спорте вертолеты выделены в отдельный класс F3C. (Подробнее о делении авиамоделей на классы см. «Наука и жизнь» № 5, 2004 г.)

Модели вертолетов продаются в виде наборов деталей, из которых будущему пилоту предстоит самостоятельно собрать машину, руководствуясь подробной инструкцией, отладить, тщательно отрегулировать узлы и агрегаты. Теперь остается заправить топливный бак или зарядить аккумулятор, и можно приступать к полетам.

«Летать» на радиоуправляемой модели вертолета — занятие увлекательное, но отнюдь не простое. Аварии случаются часто, и не всякая ошибка пилота поправима. Разбить недешевую игрушку насовсем — дело нехитрое.

Потому изготовители настоятельно предлагают начинать, так же как и на больших, настоящих вертолетах, с инструктором.

Кстати, пока пилот не научится управлять моделью, на нее устанавливают дополнительное тренировочное шасси — широкие гибкие опоры, страхующие от необратимых повреждений.

Обратите внимание

Обучают пилотированию не за час и не за день. Вот, например, одна из рекомендаций: «Поднимаем и завешиваем модель в воздухе. Если вы сможете удержать модель в течение двух минут без посадок и резких перемещений, ваши навыки достаточны для продолжения. Иначе — потренируйтесь в висении еще пару недель…»

Это действительно непросто, особенно если тренировка происходит на открытом воздухе. Пилоту мешает не только отсутствие навыка, но и ветер. Далее пилот учится удерживать вертолет в положении боком к себе, разворачивать его на любой угол, тренируется в скольжении над самой землей. Потом наступает черед пилотажных фигур. Первая — «восьмерка».

Читайте также:  Нужно ли в доме хозяйственное мыло?

Вертолет может летать в любом направлении — носом, боком и хвостом вперед, поэтому первая «восьмерка» начинающего пилота называется «ленивой» — машина медленно и аккуратно проходит всю траекторию, оставаясь повернутой хвостом к пилоту, и только после освоения этого упражнения пилот начинает ориентировать вертолет носом строго по курсу. После освоения этой фигуры наступает черед очередных — «круги», «квадраты» и далее вплоть до фигур высшего пилотажа. Понятно, что полный курс тренинга отнимет у пилота достаточно много времени. Сделаться асом, способным выполнять «мертвую петлю», удастся далеко не сразу.

А тем, кто начинает играть, не будет лишним вспомнить, что вообще позволяет вертолету держаться в воздухе и совершать сложные эволюции.

КАК ЛЕТАЕТ ВЕРТОЛЕТ

Вертолет — замечательное изобретение хотя бы тем, что, подробно изучая принципы его полета, придется познакомиться с теоретической механикой, аэродинамикой, теорией машин и механизмов и еще с десятком технических дисциплин. Так глубоко забираться мы не будем, но основ все же коснемся.

Итак, подъемную силу вертолету сообщает большой винт — несущий ротор. Изменяя угол наклона лопасти к плоскости вращения ротора, мы увеличиваем или уменьшаем подъемную силу, заставляя вертолет подниматься или опускаться.

Чтобы компенсировать реактивный момент несущего ротора, который заставляет корпус разворачиваться, вертолет снабжен хвостовым или же соосным винтом, вращающимся в противоположную сторону (в наших примерах мы будем рассматривать вертолет с хвостовым винтом).

Изменяя угол атаки лопастей хвостового винта, пилот заставляет машину вращаться вокруг вертикальной оси в любую сторону.

Вертолет взлетел и завис. Сила тяги ротора равна весу машины. Чтобы вертолет начал двигаться горизонтально, он должен наклониться в нужном направлении. Тогда баланс действующих на вертолет сил нарушается: появляется горизонтальная составляющая. Но как же его заставить это сделать?

В 1911 году российский ученый, аэродинамик Б.Н. Юрьев изобрел автомат перекоса, который и по сей день остался неизменным узлом в конструкции практически любого вертолета.

Важно

Кстати, он же, Юрьев, в 1912 году построил первую действующую модель геликоптера, которую продемонстрировал на 2-й Международной выставке по воздухоплаванию в Москве, удостоившись золотой медали. Автомат перекоса расположен на оси винта и состоит из двух колец, подвешенных на карданном шарнире к неподвижной опоре.

Кольца соединены с тягами управления. Под действием тяг внутреннее кольцо автомата наклоняется, заставляя угол установки лопастей синусоидально изменяться при вращении.

Представим окружность, описываемую ротором, в виде сплошного диска и разделим общую подъемную силу надвое, приложив каждую к одной из половинок диска.

При включенном автомате перекоса угол атаки лопастей в одной половине диска окажется больше, чем в другой, а следовательно, там возрастет подъемная сила. Она и накренит вертолет.

Теперь у несущего ротора появится и горизонтальная составляющая, которая вызовет скольжение в нужном направлении.

В последнее время появляются машины, использующие иные способы управления полетом. Например, воздушные рули, изменяющие направление потока воздуха от несущего ротора (см. «Наука и жизнь» № 8, 2006 г.).

Накренить машину автомат перекоса позволяет в любом направлении — вот почему вертолет может двигаться и прямо, и назад, и вбок. Но тут присутствует один очень интересный момент, вызванный проявлением гироскопической прецессии. Что это такое?

Вращающийся ротор представляет собой, по сути, гироскоп. Чтобы изменить положение его оси вращения, требуется приложить дополнительную силу. Прецессия гироскопа — реакция на прилагаемое усилие.

На практике она проявляется запаздыванием примерно на 90о поворота лопастей.

Совет

А это означает, что для того чтобы заставить вертолет накрениться, к примеру, вперед, пилот с помощью автомата перекоса словно бы пытается наклонить его вправо: минимальный и максимальный углы атаки лопасти имеют, находясь перпендикулярно к продольной оси машины.

Когда вертолет начинает двигаться горизонтально, подъемная сила несущего ротора увеличивается за счет набегающего на лопасти потока воздуха. Поэтому, чем быстрее движется вертолет, тем лучше его летные качества, проще управление.

Еще одно полезное свойство вертолета — авторотация: если двигатель машины заглох в полете, ротор вращается за счет набегающего на лопасти потока воздуха. Это позволяет вертолету сохранять управляемость при снижении и существенно замедляет его вертикальную скорость, обеспечивая безопасность.

Конечно же вертолеты тоже падают и разбиваются, но, используя авторотацию, пилот всегда имеет немалые шансы сохранить машину от разрушения, а свою жизнь и жизнь пассажиров — от гибели.

Для этого в трансмиссии вертолета имеется специальная обгонная муфта, срабатывающая при аварийном отключении двигателя и позволяющая винту свободно вращаться.

МОДЕЛИ НА ЛЮБОЙ ВКУС

Модели бывают самые разные: с двигателями внутреннего сгорания, с электродвигателями на аккумуляторных батареях, вертолеты для полетов в закрытых помещениях и на открытом воздухе, совсем маленькие и побольше.

Бензиновые модели в зависимости от объема двигателя разделяются на классы. Наиболее распространенными являются вертолеты 30, 40 и 60-го классов. На вертолеты 30-го класса устанавливают двигатели объемом 0,32 — 0,35 куб.

дюйма; 40-го класса — 0,45 — 0,50 куб. дюйма; 60-го класса — около 1 куб. дюйма.

Каждый класс обладает своими достоинствами и недостатками: маленькие вертолеты дешевле, проще в эксплуатации и обслуживании, зато большие имеют бo, льшую стабильность в полете и соответственно меньшую восприимчивость к порывам ветра. Семейство моделей конечно же названными классами не ограничивается.

Обратите внимание

Существуют, например, «комнатные» микровертолеты — как с электрическим, так и с бензиновым двигателем, весящие всего 280 — 300 г.

Они боятся даже слабенького ветерка, но в закрытых помещениях или в полный штиль способны исполнять практически весь набор фигур высшего пилотажа, поэтому рекомендуются начинающим пилотам для тренировки в управлении.

Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/8107/

Родители-вертолеты: пора покончить с домашним микроменеджментом

Особенно печально дело обстоит с домашними заданиями.

Родители почему-то полностью лишают детей ответственности и самостоятельности: «А что тебе задали?», «А ты отступил четыре клеточки?», «А наклон у этой буквы у тебя такой же, как на образце?» Понятно, что после такого пристального контроля вы будете делать уроки с ребенком и в пятом, и в десятом классе. Просто на место прописей постепенно придут сочинения, а на смену арифметике — тригонометрия.

Микроменеджмент в отношении детей — общемировая тенденция. В английском языке есть даже такой термин, как «Helicopter Parent» — дословно «родитель-вертолет», характеризующий родителей, которые подобно вертолету парят над своим чадом и не дают ему шагу ступить без контроля.

Согласно международным исследованиям, гиперопека и микроменеджмент родителей-вертолетов приводят к тому, что в старшем возрасте дети часто испытывают страх, беспокойство и в целом склонны к депрессиям.

Кроме того, выявлена прямая зависимость между наличием родителей-вертолетов и успеваемостью ребенка: чем больше вы его контролируете и опекаете в школе, тем хуже он учится в университете.

В младшем возрасте родители контролируют изготовление поделок и домашние задания, в студенчестве — сдачу экзаменов и устройство ребенка на работу. Но самое главное в отношениях — это доверие. Когда вы полностью контролируете своего ребенка — вы даете понять, что ему не доверяете. Но и он перестает вам доверять. Ведь этот процесс взаимный.

Где грань между разумным контролем и всеобъемлющей опекой

Полностью контроля избежать нельзя. В таком «управлении» есть определенные плюсы: чем младше ребенок, тем больше он нуждается в маленьких задачах и контроле. Дети, как правило, очень любят режим и четкую последовательность действий.

К примеру, им всегда нужно знать, что за купанием и чисткой зубов идет переодевание в пижаму, затем сказка на ночь и сладкий сон. Дети до определенного возраста вообще очень консервативны: любят определенную одежду, еду и скучную в нашем понимании рутину.

Но даже в таких бытовых вопросах важно сразу обозначить ребенку правила игры и зоны его ответственности. К примеру, трехлетний малыш еще не умеет читать, но вполне способен сам выбрать книгу на ночь. Или ребенок не может полностью взять на себя уход за животным, но кормление котенка — его ответственность.

Важно

Конечно, постепенно количество этих зон увеличивается. Причем дети, как правило, сами дают это понять: не зря их любимая фраза зачастую «я сам».

Плохой руководитель — это тот, кто не умеет делегировать полномочия, просит ставить себя во все копии писем, контролирует все этапы работы, доделывает за подчиненными проекты вместо того, чтобы четко поставить задачи и переложить ответственность на другие уровни.

Родители-вертолеты поступают примерно так же, когда забирают нож из рук ребенка, чтобы он не порезался, вместо того, чтобы научить пользоваться прибором. Кормят, обувают, одевают, выполняют домашние задания, ведь так быстрее и лучше. Водят 12-летнего ребенка в школу, потому что это проще, спокойнее и безопаснее.

В итоге у него нет возможности проявить самостоятельность и научиться чему-то на собственных ошибках. Но не во всех культурах это так.

Например, к тому, чтобы воспитать самостоятельных детей, очень стремятся французы. Их опыт благодаря бестселлеру Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа» стал известен почти во всем мире.

Такой подход и правда работает: если ребенок банально сам пользуется прибором с момента, как научился сидеть, если ему позволено самостоятельно выбирать еду и решать, есть суп из брокколи или оставаться голодным до следующего приема пищи, то большая вероятность, что он рано поймет, что у него есть ответственность за свой выбор, а у любого действия есть свои последствия.

Микроменеджеры и в компаниях, и дома с детьми — очень трудолюбивые и целеустремленные люди. Как правило, они хорошо учились в школе и университете, получали высокие оценки, имеют красный диплом или какие-то другие значимые достижения.

Они так рьяно желают успеха детям, что делают для них слишком много. У них в голове есть очень четкий план, как именно должен расти ребенок. Если они видят сына футболистом, то никогда не отдадут его на танцы.

Если математиком, то с презрением будут смотреть на литературный кружок.

Совет

Все эти ситуации приводят к тому, что дети долго зависят от взрослых и, вступая в самостоятельную жизнь, не могут принимать решения, им постоянно не хватает энергии, они не знают, чем хотят заниматься.

В какой-то степени это веяние времени: современные дети не гуляют одни, так как в СМИ постоянно транслируется негатив, поэтому им нужно придумывать какой-то досуг, который они, к сожалению, не могут потянуть самостоятельно. Надо отвезти, переодеть, поговорить с тренером или преподавателем, снова переодеть, привести домой, сделать уроки.

Сегодня вся детская рутина подчинена взрослым. Изменить ситуацию, особенно в больших городах, практически нереально. Тем не менее мы в состоянии как-то на нее повлиять.

В первую очередь родители должны избавиться от перфекционизма по отношению к детям. Четверка — это тоже хорошая оценка, и даже двойка. И поделка на конкурсе необязательно должна войти в число лучших.

Многие родители ночами выполняют уроки и задания, собирают гербарий, рисуют плакаты, чтобы не упасть в грязь лицом на родительском собрании. Звание лучшей матери года не должно достаться кому-то другому, как и звание самого талантливого ученика. Но все же самое важное — быть другом своему ребенку.

А дружба возможна, только когда есть базовое доверие. Для этого надо слезть со своего вертолета и опуститься на землю.

Источник: https://www.forbes.ru/forbes-woman/368119-roditeli-vertolety-pora-pokonchit-s-domashnim-mikromenedzhmentom

«Родители-вертолеты»: особенности визита в детскую поликлинику

Вам наверняка попадались в жизни родители, чрезмерно опекающие своих детей.

Не только маниакально проверяющие портфель и дневник чада вплоть до 11 класса и каждое утро самостоятельно завязывающие шарф — ведь сам он наверняка забудет! А если лето — то уйдет без панамы и получит солнечный удар! — но и принимающие за ребенка гораздо более серьезные повседневные и стратегические решения.

Родители-вертолеты (Helicopter parents) — термин, описывающий вид гиперопеки, когда родители как бы постоянно кружат над детьми, стремясь предупредить или устранить любое препятствие или трудность, которое может появиться на их пути, пытаясь предотвратить разочарования и выполняя любую прихоть.

Если в этом описании вы узнали себя, то вам обязательно стоит обратить внимание на свое родительское поведение во время визитов к врачу с ребенком подростком.

Новый национальный опрос Университета системы здравоохранения штата Мичиган (University of Michigan Health System) показал, что большинство родителей берут полный контроль на себя во время плановых и обычных посещений врача.

Оказывая тем самым в дальнейшем медвежью услугу собственному ребенку: навыкам самостоятельной заботы о здоровье у подростка взяться просто неоткуда!

Обратите внимание

Привычная картина в кабинете врача — достаточно взрослый для того, чтобы отвечать на вопросы городской олимпиады по физике ребенок не может четко сформулировать, что именно у него болит. Как правило, вовсе не потому, что ему нечего рассказать врачу. Просто рядом с ним на соседнем стуле сидит заботливая мама (папа или даже бабушка) и торопливо отвечает на все вопросы врача сама.

Только одна треть — 34% — из опрошенных в ходе исследования родителей признались, что их дети 13-18 лет обсуждают вопросы собственного здоровья самостоятельно и без присутствия родителей. Менее 10% уверены в том, что их дети способны самостоятельно заполнить медицинские формы и ответить на вопросы об истории и особенностях их здоровья.

«Большинство родителей стремятся управлять ситуацией при посещении врача подростками, и их дети упускают ценную возможность научится брать на себя ответственность за собственное здоровье во время таких визитов», — говорит Сара Дж. Кларк (Sarah J. Clark), профессор медицины, заместитель директора детской больницы
C. S. Mott (Children's Hospital).

При общении с чрезмерно заботливыми родителями врачи стараются подчеркивать, насколько важно предоставлять ребенку право самостоятельно записываться на прием, заполнять сопутствующие формы и карты и, самое главное, самостоятельно описывать проблемы со здоровьем. Только роль активного участника беседы, а не статиста позволит сформировать навык управления собственным здоровьем в дальнейшей жизни.

Впрочем, врачи понимают, что беспокойство родителей в таком важном вопросе совершенно естественно, поэтому предлагают схему мягкого перехода от полной опеки к большей независимости подростка в решении медицинских вопросов.

Вот три главных совета, как помочь вашему ребенку стать более независимым при визитах к врачу:

— Перед посещением врача поощряйте подростка записывать любые проблемы со здоровьем или вопросы, которые он хотел бы задать.

— Во время визита к врачу попросите вашего ребенка уточнить информацию о посещении в регистратуре или на стойке регистрации, а также заполнить самостоятельно формы, если они имеются.

— В ходе визита сначала предоставьте возможность подростку описать собственные проблемы или задать любые вопросы, только после этого можете дополнить информацию сами.

Источник: http://psy-health.org/deti/vospitanie/roditeli-vertolety-osobennosti-vizita-v-detskuyu-polikliniku/

Консультация по теме: Консультация для воспитателей «Портрты родителей — как общаться, чтобы к вам прислушивались»

Консультация для воспитателей

«Портреты родителей – как общаться, чтобы к вам прислушивались»

Читайте также:  Исаакиевский собор. амальгама на крови или амальгама на века?

            Психологи утверждают, что если знать к какому психотипу относится собеседник, то проще добиться нужного результата. Александра Фокина, доцент кафедры возрастной психологии, разработала собственную типологию родителей.

Она выделяет пять типов родителей: вертолет, танк, гоночная машина, скорый поезд и трехколесный велосипед. В каждом типе есть слабые и сильные стороны характера.

Эта типология не о том, как научить родителей воспитывать детей, а о том, как педагогам найти индивидуальный подход к каждому родителю и общаться без конфликтов. Понять какой именно персонаж перед нами поможет анкета (приложение).

Важно

Не стоит сообщать родителям, что вы решили вычислить их типажи. Просто скажите, что ответы на вопросы анкеты помогут вам учесть их требования в воспитательном процессе.

  1. Провести анкетирование среди педагогов
  2. Дать ключ к анкете
  3. Представить типажи родителей

«Родитель-вертолет»

             Хороший организатор, но большой паникер.

Типичные фразы «вертолета»:

— А если что-то случится?

— Вы за ними не уследите!

— Вы не знаете, что там будет!

— Да он заболеет!

Стоп – фразы

В беседе с «вертолетом» лучше не говорить:

— Успокойтесь!

— Не волнуйтесь!

— Это Вас не касается!

— Вы чересчур контролируете ребенка!

— Да ничего такого не будет!

— Это не так, это ерунда!

— Все так делают!

          — Все родители так решили!

-Мы не хотели Вам говорить, но…

          — У нас ЧП!

«Родитель – танк»

Знаток, но критик и провокатор

Типичные фразы «танка»:

— Я считаю…

— Я специалист, я знаю…

— Я выбрала этот сад…

— Это безобразие!

— Вы нарушаете!

Стоп — фразы

В беседе с «танком» лучше не говорить:

— Вы не правы.                                                 – Следите за собой и своим ребенком

— Это не так.                                                           – Это Вас не касается!

— Вы очень агрессивны.                                       – У нас и так все отлично!

— Нам конфликты и проблемы не нужны.       – Успокойтесь!

— Я не понимаю, что Вам не нравится.              – Не кричите!

«Родитель – гоночная машина»

Активист, но хвастун и не умеет проигрывать

Типичные фразы «гоночной машины»

— Мы пошли в 9 месяцев!

— Мы уже умеем читать!

— А мы заняли первое место!

— А мы!.. А мы!… А у нас!..

Стоп – фразы

В беседе с «гоночной машиной» лучше не говорить:

— У нас таких детей, как Ваш, много!

— А другие дети уже давно так умеют!

— У Вашего ребенка это не получается!

— У других детей это получается лучше!

— У Вас обычный ребенок!

— У Вас сложный ребенок!

— Это  Вашему ребенку не нужно!

— Воспитатель Вашим  ребенком недовольна!

— Не обращайте внимания на других.

— Ваш ребенок не будет участвовать в конкурсе (в танце, в мероприятии..)

«Родитель – скорый поезд»

Уступчивый, но равнодушный

Типичные фразы «скорого поезда»

— У меня очень много дел!

— Я не смогу прийти, сильно занят!

— Я пашу не ради себя, а ради ребенка!

Стоп – фразы

В беседе со «скорым поездом» лучше не говорить:

— Вы опять спешите?

— Вы забросили ребенка!

— Вам следует больше заниматься ребенком!

— Ваш ребенок не умеет вести себя!

—  Дела могут подождать!

— Вы должны…

— Вы видимо, не знаете…

— А другие родители…

— На Вашем месте я бы…

— Так нельзя!

«Родитель – трехколесный велосипед»

Добрая душа, но безответственная

Типичные фразы «трехколесного велосипеда»

— А мне никто не говорил, что это надо делать!

— Я не умею, я не могу.

— Не хочу давить на ребенка.

— Что бы я без Вас делал (а)!

Стоп – фразы

В беседе с «трехколесным велосипедом» лучше не говорить:

— Не важно, что Вы хотите

— Вы как ребенок!

— Будьте серьезнее, это не шутки

— Сколько можно Вам повторять?

— Вы плохо справляетесь со своими обязанностями!

— Это Ваша вина!

— За это Вы отвечаете!

— Вам надо…

-Тогда пусть это сделает Ваш(а) супруг(а)

— Хорошо, мы справимся без Вас!

ФИО родителя __________________________________________________

ФИО ребенка ____________________________________________

Анкета для родителей

Пожалуйста, выберите только один ответ в каждом вопросе.

  1. Отправив ребенка в сад, Вы чаще всего чувствуете:

А) тревогу: все ли у него хорошо? А вдруг что-то случилось?

Б) недовольство: из-за ошибок и недостатков детского сада вам приходится вставать на защиту своего ребенка

В) гордость: вы и ребенок точно на высшем уровне, это видно

Г) облегчение: вы можете заняться множеством дел, пока он там

Д) ничего особенного не чувствую, пусть поиграет, это же просто сад

  1. Много детей в группе заболело ветрянкой. Что Вы об этом думаете:

А) это очень опасно! Надо беречь моего

Б) это все невнимательные родители и несвоевременная реакция сада и врачей

В) а мы сделали прививки у хорошего педиатра

Г) надеюсь, воспитатели последят, чтобы заболевшие дети не контактировали с остальными, у меня нет времени сидеть на больничном

Д) да все будет хорошо!

  1. Самое сложное в родительстве для Вас:

А) беспокойство о том, что с ребенком может случиться что-то плохое

Б) множество некомпетентных людей кругом, которые действуют неправильно

В) то, что многие недооценивают моего ребенка и усилия нашей семьи

Г) то, что ребенку надо уделять так много времени

Д) ответственность и невозможность расслабиться

  1. Другой ребенок сильно ударил Вашего. Какие мысли Вас посетят?

А) как бы не было травмы или перелома! Мой, видимо, не умеет постоять за себя!

Б) немедленно разберусь с родителями этого хулигана, это просто безобразие

В) а мой ребенок никого не бьет, он хорошо воспитан

Г) воспитатели, наверное, приняли все необходимые меры

Д) а что я тут могу сделать?

  1. Основная задача родителя:

А) защищать и контролировать ребенка

Б) не допускать, чтобы на ребенка влияли некомпетентные люди

В) давать ребенку все самое лучшее

Г) обеспечивать семью и справляться со своей работой

Д) играть с ребенком и не быть занудой

  1. Меня огорчает, если в саду ребенок:

А) попадает в ситуации, где может случиться что-то плохое

Б) не получает то, что должен

В) ничем не блещет

Г) своим поведением требует много внимания

Д) заставляет меня разбираться с другими родителями или воспитателями

А) беспечный

Б) некритичный

В) «никакой», серая мышь

Г) занятый только ребенком

Д) слишком серьезный

  1. Мне не нравится, что воспитатель:

А) игнорирует некоторые опасные вещи

Б) допускает много ошибок

В) никак не учитывает достижения и достоинства моего ребенка

Г) все время чего-то ждет от меня

Д) слишком серьезно ко всему относится

А) ребенка нельзя оставлять одного

Б) все делается кое-как

В) надо быть на высоте

Г) на детей времени не остается

Д) хочется расслабиться и отдохнуть

Внесите, пожалуйста, свои ответы в таблицу:

Ключ к анкете, который поможет Вам определить типаж родителя

       Посмотрите, каких ответов больше всего. Это показатель того, к какому типу склонен человек. Если по каким — то типажам родитель набрал одинаковое количество баллов, это смешанный персонаж. Ему присущи черты разных типов.

А – родитель – вертолет

Б – родитель  — танк

В – родитель – гоночная машина

Г – родитель – скорый поезд

Д —  родитель – трехколесный велосипед

«Родитель – вертолет»

Недостатки. Родитель – вертолет пытается контролировать все, что касается его ребенка, тем самым мешая воспитателю работать. Драматизирует и тревожится о будущем, подогревая при этом других родителей.

Он постоянно находится в ожидании как бы чего не вышло. У него свои правила безопасности. Отсюда и образ: родитель, как вертолет, кружащий над своим чадом.

Но зачастую из-за такой гиперопеки он не замечает явные проблемы ребенка.

Достоинства. «Вертолет» сверхбдителен и осторожен во всем. Поэтому как помощник при организации детских мероприятий просто незаменим. Он предусмотрит и проконтролирует  все до мельчайших деталей. Попросите его заняться мероприятием или, к примеру, собрать родителей на субботник, он переключится и какое-то время  забудет о контроле за воспитателями.

Как общаться. С родителем – вертолетом лучше говорить о настоящем, а не о будущем. Но если видите, что он тревожится, предложите помощь и разделите его тревогу: «Я понимаю Ваши опасения», «я вижу, Вам сложно это принять».

Задавайте к опасениям вопросы: «что именно Вас беспокоит?», « какая помощь Вам нужна от меня, от сада?», «на все ли вопросы я смогла ответить?». Посоветуйте ему почитать педагогическую литературу, рекомендации.

Так у беспокойного родителя сложится ощущение, что у него все под контролем.

«Родитель – танк»

Недостатки. Родитель – танк – прирожденный критик, но критику в свой адрес не переносит. Он вдоль и поперек перечитал литературу о воспитании и здоровье детей, поэтому считает себя экспертом в любых вопросах.

Категорично выражает свои просьбы, как правило, в форме приказов. Чаще других родителей спорит с воспитателем, в том числе из-за мелочей, и становится инициатором конфликтов.

Совет

И даже если они уже исчерпаны, при любом удобном случае «танк» напомнит, кто в том споре был виноват, но конечно же, не он.

Достоинства. У «танка» талант создавать ажиотаж по любому вопросу.  Поэтому, если на родительском собрании вам необходимо обсудить с родителями какой – то вопрос и узнать их мнения, начните с «танка». Спросите, что он думает, и дискуссия вам обеспечена. Критический подход «танка» ко всему бывает и конструктивным. Он лучше других предвидит проблемы там, где они не так очевидны.

Как общаться. Родитель – танк считает себя авторитетом во всем. Поэтому, если предъявляет претензии, сделайте вид, что вам важно его мнение: «как, по Вашему, стоит поступить?», как реагировать, если ребенок делает так?» не обсуждайте с ним детали, которые не относятся к делу. А то на Вас польется шквал дополнительной критики и непрошенных советов.

«Родитель – гоночная машина»

Недостатки. Родитель – гоночная машина считает, что его ребенок умеет все и на «Отлично», но требует еще выше, сильнее, быстрее. Соревновательного духа требует родитель и от воспитателя. Причина не в том, что «гонщику» интересны состязания.

Ему в первую очередь важно, чтобы его признали исключительным родителем и что он воспитывает вундеркинда.  Без конкурсов такой родитель начинает провоцировать родителей соревноваться между собой, сравнивая своего ребенка с другими и нахваливая его даже без причин.

До последнего отрицает даже явные трудности ребенка, потому что тащить одеяло на себя важнее.

Достоинства.  Награды и победы в конкурсах детскому саду принесут дети именно такого родителя. Он постоянно стимулирует своего ребенка на достижения. Ради победы  в конкурсе готов его организовать и даже провести. «гонщик» обязательно поддержит вас, если вы затеяли в саду ремонт и прочие изменения.

Как общаться. Хвалите за вовлеченность, интерес к ребенку и детскому саду, но сравнивайте с другими родителями.

Обратите внимание

Используйте прием  «зато» если ребенок «гонщика» с чем-то не справляется: «Да Ваш ребенок пока не читает, зато прекрасно запоминает и рассказывает!». Не критикуйте родителя и его ребенка в присутствии других.

Вручайте грамоты и благодарности за любую помощь. Публично демонстрируйте достижения: на стендах с поделками, рисунками, фотографиями и т.д.

«Родитель – скорый поезд»

Недостатки. Родитель – скорый поезд вечно торопится, торопит других или вообще вне зоны доступа. Поэтому от него вы вряд ли добьетесь тесного сотрудничества. Он совершенно не интересуется, чем занимается его чадо. Не ходит на родительские собрания и утренники.

Он не смотрит со своими детьми мультики, не гуляет с ними и уж тем более не участвует в детских забавах. Все это ложится на плечи бабушек, няней, воспитателей и других чужих, по сути, людей.

Ребенок отстраненного родителя часто представлен сам себе, поэтому попадает в группу проблемных детей.

Достоинства. «Скорый поезд» хочет сам и призывает окружающих договариваться быстро и не конфликтовать. Он не вмешивается в работу сада и доверяет их работникам. Не ввязывается в склоки и не сплетничает с другими родителями.

Как общаться. Коротко и по делу: «давайте быстро обсудим…», «Уделите мне 5 минут, нам надо проговорить об…», «Я пришла к такому выводу..», «Я думаю, вам важно будет знать, что..».

родитель – скорый поезд зачастую просто не знает, как решить проблемы, с которыми он сталкивается в процессе воспитания. Поэтому избегает их. Ставьте его в известность, если у ребенка зафиксировали нарушения поведения.

Важно

Акцентируйте внимание на том, что необходимо быстро принять меры, чтобы не запустить проблему. Спрашивайте его мнение: «а что поможет, если он(а)…?», «как вы думаете, зачем он(а) так делает?».

«Родитель – трехколесный велосипед»

Недостатки.  Родитель – трехколесный велосипед сам как ребенок, не самостоятельный. Отсюда и образ – для поддержки нужно третье колесо. Не умеет принимать решения, отказывается от ответственности, перекладывает свои функции на других членов семьи.

Поэтому если вы поручили ему серьезную задачу, то будьте готовы – без вашего постоянного контроля он может все провалить. Любые серьезные переговоры он попытается свести к шуткам и смеху. Даже если Вы обсуждаете нужды и трудности ребенка, не ждите адекватной реакции.

Такой родитель считает, что игра важнее, чем всякие правила воспитания, которые навязывают ребенку в саду. Поэтому его дети, как правило, не способны соблюдать границы допустимого.

Достоинства. Милый, открытый и доброжелательный. Доверяет воспитателю, спрашивает и ценит его мнение. Участвует во всех детских праздниках, поддерживает игру и непосредственность детей.

Как общаться. Избегайте учительской позиции: поучать, пристыжать, разрешать, запрещать. Иначе «велосипед» так и не сможет сам принимать решения и нести за них ответственность. Проявляйте интерес к его мнению: «подумайте еще до завтра и обсудим».

Спрашивайте: «как Вы обычно поступаете, если…?», «что Вы предложите?». Напоминайте ему его же успешный опыт в воспитании. Поддерживайте любые проявления осмысленной заботы о ребенке., хвалите: «как хорошо, что вы уделяете этому внимание».

Поддерживайте его попытки высказать свое мнение, даже если оно наивное.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/01/27/konsultatsiya-dlya-vospitateley

Ссылка на основную публикацию