Орудия труда писателя — какие они?

История.ру

Изделия солютрейского типа из Костёнок IV на Дону. По бокам — сотрия из Кремнёвых пластин, в центре — двустроронне обработанный листовидный наконечник.

Вместе с тем в отличие от предшествующего мустьерского времени теперь всё чаще и чаще встречаются наконечники копий и дротиков, изготовленные из кости.

Из кремня выделывались наконечники с боковой выемкой в основании, а также изящные крупные наконечники лавролистной формы, характерные для позднесолютрейских поселений.

Обратите внимание

Встречаются, кроме того, миниатюрные наконечники метательных стрел или дротиков, очень близкие по форме к позднейшим, относящимся уже к периоду неолита (новокаменного века).

Таковы, например, найденные в верхнепалеолитических поселениях Испании наконечники с вогнутым основанием и с черешком.

Миниатюрные наконечники треугольной формы с вогнутым основанием, тоже очень сходные с неолитическими, обнаружены и в нижних, наиболее древних, слоях костёнковских поселений на Дону, у Воронежа.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

Для метания стрел и дротиков, как уже говорилось, применяли теперь специальное приспособление в виде стержня с крючком на конце — метательную доску. Метательная доска резко усиливает энергию движения копья и дальность полёта.

Она явилась поэтому важным нововведением, открывавшим путь к изобретению лука. Костяные образцы копьеметалок сохранились в поселениях верхнего палеолита на территории Франции.

В верхнем палеолите обнаруживаются и первые свидетельства развития различных, в том числе механически действующих, ловушек и западней для добычи животных.

В пещерах найдены условные рисунки, изображающие, по-видимому, ямы-ловушки, в том числ< для мамонтов, ловчие изгороди и даже сети, аналогичные, должно быть, сетям из ремней у арктические племён недавнего прошлого; при помощи таких сетей ловили северных оленей, гусей, куропаток.

Такие ловушки экономили силы охотников, заменяли тяжёлую работу целого коллектива и обеспечивали несравненно более обильную, чем прежде, добычу.

Важно

Одновременно развиваются, невидимому, способы заготовления мяса впрок, в основном такие же, как у современных арктических племён. Мясо хранилось в ямах-кладовках, подобных найденным в Костёнках (около Воронежа), в вяленом, сушёном и мороженом виде, жир и сало — в пузырях и мешках из шкур животных.

Немалое значение должна была иметь, по крайней мере в определённых местах, добыча рыбы. Прямым указанием на это служит наличие в кухонных отбросах костей лососей, этих характерных обитателей быстрых и холодных рек Севера с их чистой и прозрачной водой. На палеолитических рисунках лососи изображаются живо и точно.

При ловле рыбы, надо полагать, помимо сетей применялись и грубые прототипы позднейших рыболовных крючков, в виде заострённых на обоих концах коротких стерженьков.

Но главное место принадлежало, очевидно, гарпуну, которым палеолитические рыболовы и поражали крупную рыбу с таким же искусством и меткостью, с какими это делали и делают сейчас различные племена Юга и Севера.

Недаром находки гарпунов в палеолите так многочисленны, а рисунки их на стенах пещер так распространены.

Дальнейшее развитие охоты, ставшей постоянным и организованным промыслом, улучшение охотничьего вооружения, прогресс в развитии техники, а также усовершенствование хозяйства в целом привели к оформлению достаточно высокой, передовой по тому времени культуры населения приледниковой области, к возникновению своеобразного и характерного уклада жизни древних охотников на мамонта и северного оленя.

Источник: http://www.istoriia.ru/iv-seredina-i-tysyacheletiya-do-nashej-ery/orudiya-truda.html

Первые орудия людей

Наши далёкие предки добывали пищу, собирая съедобные растения и охотясь на животных.

У людей нет крепких когтей, чтобы откапывать сочные коренья, и нет острых зубов, чтобы убивать добычу, зато есть руки, которыми можно взять палку.

Палка стала первым орудием труда — лопатой для выкапывания корней и оружием — дубинкой или копьём. А первым техническим достижением древнего человека стали орудия труда из природных материалов-дерева, камня, кости.

Возраст

  • Ручное рубило 2,5 млн лет до н. э.
  • Ретушёр 80 тыс. лет до н. э.
  • Составные орудия 40 тыс. лет до н. э.
  • Лук 12 тыс. лет до н. э.

ПЕРВЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Кости животных также служили материалом для орудий. Из кости, например, делали инструмент, подобный долоту, с помощью которого сколы получались точнее, и нуклеус приобретал более совершенную форму. Костяное долото — ретушёр — это первый инструмент для изготовления других инструментов.

С его помощью человек смог изготовить специализированные, тонко обработанные каменные орудия: острые ножи, скребут, пилы, резцы, свёрла. Благодаря новым инструментам люди смогли обрабатывать камень более твёрдый, чем галька, — кремень.

Кремниевые орудия были прочнеe и долговечнее, а их края — острее.

Костяной ретушёр

Тонкие отщепы разных форм с острыми краями, которые откалывались от нуклеуса, люди использовали как скрёбла и ножи для снятия шкур с убитых зверей и для разделки туши 1. Каменные отщепы. Европейская часть России. Ок. 1 млн лет назад 2. Скребло и нож, изготовленные из отщепов. Кавказ. Ок. 500 тыс. лет до н. э.

Кремниевая пила. Ок. 20 тыс. лет до н.э.

РУЧНОЕ РУБИЛО

Совет

Камень — самый прочный материал, известный древним людям. На берегах рек и морей древние люди находили обкатанную водой гальку, такую удобную для захвата рукой. Овальный плоский камень мягкой породы становился нуклеусом — заготовкой будущего орудия.

Более твёрдым и крупным рабочим камнем человек оббивал края нуклеуса, заостряя их. Результат кропотливого груда — древнейшее изготовленное человеком орудие, ручное рубило. Рубилом разрывали землю, счищали кору, раскалывали орехи, убивали мелких животных.

Первые подобные орудия были найдены в Африке, в Олдувайском ущелье.

Ручные каменные рубила

КОСТИ И КОГТИ

Многие инструменты делали из кости: иглы, шила, рыболовные крючки, зазубренные наконечники гарпунов. Австралийские аборигены до сих пор делают наконечники стрел из острых когтей крупной птицы — казуара.

ПОЯВЛЕНИЕ РУКОЯТКИ

Важным этапом развития орудий стало появление рукоятки — древка. Каменные орудия вставлялись в расщеп деревянного древка или зажимались в развилке сучка и крепились верёвками из растительных волокон или лентами из сырой кожи.

Так получились первые составные орудия — топоры и копья. Позднее древний человек стал каменными свёрлами проделывать отверстия в каменных рубилах.

В отверстие вставляли палку-рукоятку и закрепляли её верёвкой — каменное топорище стало прочно держаться на рукоятке.

РАЗВИТИЕ ИДЕИ

Даже после освоения металла каменные топоры ещё тысячи лет использовались наряду с дорогими металлическими.

Умение работать с камнем пригодилось людям при переходе к оседлому образу жизни: из обработанных камней стали возводить стены, жилища, храмы. Навыки обработки камня и кости привели к зарождению искусства.

Обратите внимание

Первые скульптуры — женские фигурки, так называемые «Венеры», появились за 35 тыс. лет до н. э.

СВЕРЛЕНИЕ

Для проделывания отверстий в камнях люди прикрепляли каменное сверло к рукоятке, которую вращали меж ладонями. Эту монотонную работу упростило изобретение лучкового сверления.

Рукоятку сверла обматывали верёвкой — тетивой, натянутой между концами палки, — и двигали палку от себя и к себе. Сверло при этом вращалось, просверливая заготовку. Горизонтальное движение руки преобразовывалось во вращательное движение сверла, удерживаемого на заготовке.

Так впервые человек усовершенствовал процесс ручного груда, изобретя первую технику — лучковую дрель.

Ручное и лучковое сверление

ГЕНИАЛЬНОЕ ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ

Позднее люди нашли новое применение лучковой дрели, преобразовав её в лук — оружие для метания стрел. Стрелы древние мастера изготавливали, прикрепляя к палочкам тонко обработанные мелкие и острые каменные наконечники.

Изобретение лука — высшее техническое достижение древности, реализация сложной инженерной задачи постепенного накопления и резкого высвобождения энергии. Энергия мышц человека, натягивающего тетиву, накапливалась в выгнутой деревянной чао и лука, приобретающей свойства сжатой пружины.

При отпуска пни тетивы эта энергия резко высвобождалась и передавалась стреле, благодаря чему она с силой вылетала из лука.

    6938      

Поддержите проект Мир Знаний, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен

Источник: http://mir-znaniy.com/pervyie-orudiya-lyudey/

Древние каменные орудия труда

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В продолжение своей статьи , которая вызвала неоднозначную реакцию и множество споров, в этот раз я решил написать о том, как и чем обрабатывали природные материалы древние люди. В первую очередь, речь пойдёт о камне.

Чем интересная эта тема? Тем, что, как оказалось, многие читатели и комментаторы не владеют информацией о древних орудиях труда в должной мере и, видимо, ограничились той информацией, которую они получили ещё в школе (на уроках истории в пятом классе, ага).

И хотя многое из того, что я тут опубликую, не является каким-то «великим открытием», эти данные могут быть полезны всем любителям древностей, которые интересуются историей техники (инструментов и приспособлений) и её влиянием на наш с вами современный быт.

Важно

Ибо многое из того, что узнали тогда, дало толчок для развития человечества, а кое-что дошло до нас почти без изменений основных принципов их действия.

Также я хотел бы заметить, что я не владею каким-то писательским даром, поэтому просьба отнестись благосклонно к тому, что я тут опубликую. «Чукча не писатель, чукча читатель», а посему прошу «понять и простить» :).

За основу будет взят вот материал.

—————————————————————————————————

Первые каменные орудия

Первыми каменными орудиями труда были орудия из гальки. Самой ранней находкой является найденный чоппер, датируемый 2.7 млн. лет до н. э. Первой археологической культурой, использовавшая каменные орудия труда была археологическая культура Олдувай. Данная культура существовала в период с 2.7 по 1 млн. лет до н. э.

Чопперы использовали еще австралопитеки, однако с их исчезновением изготовление таких орудий труда не остановилось, многие культуры использовали гальку как материал до начала бронзового века.

Австралопитеки изготавливали орудия труда примитивным способом: просто разбивали один камень о другой, а затем просто выбирали подходящий осколок. Вскоре австралопитеки научились обрабатывать такие рубила с помощью костей или других камней. Они работали другим камнем как рубилом, делая острый конец еще более острым.

Так у австралопитеков появилось что-то вроде резака, представлявший собой плоский камень с одной острой гранью. Главное отличие его от рубила было то, что таким резаком не долбили, а резали, например, дерево.

Олдованские чопперы из Дманиси (Южная Грузия, около 1,8 млн. л.н.).Фото предоставлено Е.В.Беляевой ()

Приблизительно 100 тыс. лет назад, люди поняли, что сначала более эффективно придать большому камню простые геометрические формы, а затем откалывать от него тонкие каменные пластины.

Часто такая пластина уже не требовала дальнейшей обработке, так как режущая сторона становилась острой после откалывания.

Прорыв в орудийной деятельности

Примерно в 20 тыс. годах до н. э. предки людей догадались, что каменные орудия станут более эффективными, если к ним приделать деревянные ручки, или же ручки из кости, рога животных. Именно в этот период появляются первые примитивные топоры. Кроме этого люди начали делать первые копья с каменными наконечниками, они были существенно крепче, нежели обычные деревянные наконечники.

Читайте также:  Как римляне завоевали британию? 5. анабасис второго легиона

Когда к дереву придумали прикреплять камень, тогда размер этих орудий труда значительно уменьшился, так появились так называемые микролиты.

Микролиты – это каменные орудия труда небольших размеров. Макролиты в свою очередь большие каменные орудия труда, размер от 3 см, всего, что до 3 см – микролиты.

Совет

Во времена палеолита примитивный нож делался из длинного обломка камня, который был острым с одного или двух концов.

Теперь же технология изменилась: к деревянной ручке с помощью смолы клеились маленькие осколки камня (микролиты), так получалось примитивное лезвие.

Такое орудие труда могло служить оружием, и были значительно длиннее, чем обычный нож, однако оно было не прочным, поскольку микролиты часто ломались при ударе. Такое орудие труда или же оружие было очень простым в изготовлении.

Во время, когда на Земле наступил последний ледниковый период, а точнее когда он уже подходил к концу, у многих племен возникало требование на частично оседлую жизнь, а такой способ жизни требовал некой технической революции, орудия труда должны были стать более совершенными.

Микролиты в форме лезвий ()Бифас из Олдувайского ущелья, 1 млн л. н. ()

Орудия труда времен мезолита

В данном временном промежутке люде научились новым методам обработки каменных орудий труда, среди которых была шлифовка, сверление камня и его пиление.

Шлифовали камень следующим образом: брали камень и терли об мокрый песок, так могло продолжаться несколько десятков часов, но такое лезвие уже было более легким и острым.

Техника сверления также существенно усовершенствовала орудия труда, так как так проще было соединять камень с древком, и такая конструкция была куда прочнее предыдущей.

Шлифовка распространялась очень медленно, широкое использование такой технологии имело место только в четвертом тысячелетии до нашей эры.

Каменные орудия труда в эпоху неолита

В данном периоде существенно было усовершенствовано изготовление микролитов – маленьких каменных орудий. Теперь они имели уже правильную геометрическую форму, собой они образовывали ровные лезвия. Размеры таких орудий стали стандартными, значит, их было очень просто заменить. Чтобы сделать такие одинаковые лезвия, камень раскалывали на несколько пластин.

Когда на территории Ближнего Востока появляются первые государства, появляется профессия каменщика, который специализировался на профессиональной обработке каменных орудий труда. Так на территории Древнего Египта и Центральной Америки, первые каменщики могли вырезать даже длинные каменные кинжалы.

Вскоре микролиты заменило собой макролиты, теперь технология пластин забывалась. Чтобы где-то брать каменные орудия труда, было необходимо найти скопления камня на поверхности, в таких местах появлялись примитивные карьеры.

Обратите внимание

Причиной возникновения карьеров, было небольшое количество пригодного камня для создания орудий труда. Для изготовления качественных, острых и довольно легких орудий труда был необходим обсидиан, кремень, яшма или же кварц.

Когда плотность населения возросла, начали создаваться первые государства, миграции к камню уже были затруднительными, тогда возникла примитивная торговля, в местах, где были залежи камня, местные племена отвозили его туда, где этого камня было недостаточно. Именно камень стал первым предметов торговли между племенами.

Обсидиановые орудия труда было особенно ценными, так как они были острыми и твердые. Обсидиан – это вулканическое стекло. Главным недостатком обсидиана была его редкость. Чаще всего использовался кварц с его разновидностями и яшма. Еще использовались и минералы, вроде нефрита и сланца.

Многие племена аборигенов до сих пор используют каменные орудия труда. В местах, куда он не добрался, как орудия использовались раковины моллюсков и кости, в худшем случаи люди пользовались только деревянными орудиями труда.

«Нож» из обсидианаШлифовка камняКаменный топорБеседы по археологии. Каменные орудия. Приемы изготовленияРазвитие техники в каменном веке, стр. 63Создание ручной дрелиЕщё один вариант ручной дрелиПроцесс сверления небольшого отверстия (для украшения, например)Неолит: новые технологии обработки камня

—————————————————————————————————

Сравнить характеристики разных горных пород можно . К сожалению, сайт на английском и там есть не всё, но при этом он довольно удобен (лично для меня, по крайней мере). Если у Вас есть ссылка на подобный ресурс на русском языке, напишите об этом в комментарии (я добавлю ссылку в статью, если она мне понравится :)).

Если у вас в закладках есть подобные видео, скиньте ссылку на них, пожалуйста, в комментариях.

Рекомендую ознакомиться с книгой: Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. 1968 г. Там более подробно рассмотрено то, что описано и показано тут.

Спасибо за внимание!

P.S.: Как обычно предупреждаю: хамство, троллинг и прочее неадекватное поведение будет сурово караться (удаление комментариев, бан и всё такое).

Важно

Также не просите меня объяснить вам, как было сделано то или иное — я не телепат, у меня нет хроноскопа, по фото гадать не люблю и вообще — надо опыты ставить, а такой возможности сейчас просто нет :).

Поэтому постарайтесь держать себя в руках, пожалуйста!

Источник: https://xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai/drevnie-kamennye-orudiya-truda/

Орудие труда и оружие славян

Основные орудия труда славян появились вместе с земледелием. Для обработки земли и сбора урожая необходимы были специальные приспособления. Однако и в других хозяйственно-бытовых сферах жизни были свои инструменты. Конечно, орудия труда древних славян были достаточно примитивными. Но в дальнейшем, с развитием народов, им на смену пришли более современные инструменты.

Какие орудия труда были у славян? Орудия труда восточных славян, их названия:

    • Соха. Была одним из самых популярных инструментов, особенно в средней лесной полосе. Разновидностей у сохи было много. Например, с одним, двумя или множеством зубьев. Также они могли отличаться формой сошника: узкий, широкий, перовой. Основной частью сохи была так называемая рассоха. Последняя представляла собой длинную деревянную доску, раздвоенную книзу. Другой частью сохи был сошник. Обычно его делали из железа. Сошник необходим был для подрезания пласта земли.
    • Сабан. Это более совершенная соха. Она отличалась от своей предшественницы большей устойчивостью.
    • Косуля. Также являлась аналогом сохи.
    • Мотыга. Состоит из длинной деревянной рукояти, на конце которой – металлическая пластина, похожая на налопатник. Мотыгой срезали сорняки под корень.
    • Орало. Использовалось для пахоты. Благодаря ему почва дробилась сильнее, а значит проще было ее бороновать. В целом орало было гораздо удобнее сохи.
    • Рало. Одно из самых старых орудий труда древних славян, используемое для пахоты. Представляло собой крюк, который вырезали из куска дерева с корнем. По видам могло быть с одним, двумя или несколькими зубьями.
    • Плуг. Считался пригодным для обработки тяжелых почв. Для работы с ним не нужно было прилагать много усилий. Будучи деревянным, он имел железный нож и лемех. Наиболее большое распространение плуг получил в южных регионах, где преобладали степи. Основной функцией плуга являлось переворачивание верхнего пласта земли. Как только плуг появился, его вел сам человек. Но позже догадались ставить за него лошадей.
    • Борона. Этот инструмент использовали уже после того, как почву вспахали. Изначально появилась деревянная борона-суковатка (из бревен с сучками). Позже появились и железный бороны с зубьями. Борону использовали при подсечно-огневом типе земледелия для сбора сорняков и предотвращения высыхания почвы.
    • Серп. Состоял из двух частей: деревянной рукоятки и железной, изогнутой в виде полумесяца пластины. С внутренней поверхности последней находились зубцы или острое лезвие. С помощью серпа убирали урожай, срезая культуры. Процесс этот носил название жатвы. И занимались ей в основном женщины.
    • Коса. Это длинная деревянная рукоять с железной пластиной, имеющей лезвие. У косы было много различных модификаций. Например, коса с грабками. Использовали этот инструмент для сенокосов.
    • Грабли. Наверное, не требуют описания. С тех пор они не изменили своего облика. Применялись при уборке сена, удалении сорняков на вспаханной почве.
    • Вилы. Имели длинную деревянную рукоять, а на конце ее – железные острые мощные зубья (в виде буквы «Е»). Но вилы могли иметь и два зубца (в виде буквы «П» или «Л»). Основным применением их была уборка навоза, перетаскивание сена. Иногда вилами прокалывали почву, чтобы обогатить ее кислородом.
    • Топор. Также не требует разъяснений. Топоры были у дровосеков, они отличались более крупными размерами и мощными частями. Но топоры были и у столяров. Они были более «изящными» и легкими.
    • Лопата. Не нуждается в представлении. Изначально лопаты, собственно как и мотыги, были цельнодеревянными. То есть не было еще железных элементов.
    • Заступ. Появился до лопаты и был ее прототипом. Первые заступы были полностью выполнены из дерева. А в дальнейшем наконечник их стал металлическим.
    • Цеп. Состоял из двух элементов. Первым была длинная (полтора-два метра) рукоять (деревянная), а вторым – короткая (полметра) часть. Последняя называлась молотилом. Цеп применялся для обмола зерен.

В зависимости от вида земледелия, от региона проживания у славян отличались орудия труда. Например, южные славяне, у которых основным видом земледелия был перелог, изначально пользовались деревянным ралом, а позже – плугом с железным лемехом.

Это очень увеличило производительность труда, скорость обработки земли. А в северных районах преобладало подсечно-огневое земледелие. И, соответственно, орудие труда у славян было представлено мотыгой, а также сохой и бороной.

Собирать выращенный урожай приходилось серпом.

Сейчас мы рассмотрели основные земледельческие орудия у славян. Но ведь у наших предков были и другие занятия, для каждого из которых требовались свои инструменты и приспособления.

Орудия труда у восточных славян

Какие орудия труда были у восточных славян?

Орудия восточных славян было примерно таким же, как и других славян. Могли быть лишь некоторые отличительные нюансы. А какое орудие труда использовали славяне в других делах ремеслах?

Например, для обработки льна также были необходимы орудия труда, они назывались мялками. Мялка – это длинная и высокая деревянная доска с желобом по всей продолжительности, внутри которой находится другая доска (соответствующая размерами) с ручкой. Эта конструкция устанавливалась на специальные ножки.

Также было у славян и трепало. По внешнему виду оно выглядело как большой нож из дерева. Не стоит забывать и про прялки, веретена.

В кузнечном деле использовались специальные молотки, долота. А вот у гончаров имелся специальный гончарный круг.

Многие орудия труда восточных славян дошли и до наших дней. Они с большим успехом используются в современном сельском хозяйстве.

Орудия труда и оружие славян

Кроме орудий труда у славян существовало и оружие. Мы знаем, что часто они страдали от набегов соседних племен. В любом случае средства защиты были очень важны в то время. Большую роль они играли и при встрече с дикими животными.

По данным письменных источников зарубежных авторов, в пятом-седьмом веках у славян не было ничего, кроме защитных щитов. Затем уже появились дротики (другое их название – сулицы) и луки со стрелами.

Читайте также:  Что такое психологический стресс?

Щиты сначала делали из прутьев, обтянутых кожей. А уже потом материалом для них стали доски. Трудно представить, но длина щита достигала человеческого роста. Конечно, переносить такое громоздкое средство защиты было очень тяжело.

Со второй половины девятого века военное дело начинает бурно развиваться. Разумеется, что вместе с этим появляется более совершенное оружие. Например, меч, копья, боевые топоры.

Совет

Для обороны использовали щиты разных видов, панцири. Тело от вражеских ударов защищала кольчуга – это металлическая рубаха до уровня колен.

Изготовление кольчуги было очень сложным, долгим (до нескольких месяцев) и кропотливым процессом. Да и весила она около семи килограмм.

Ближе к тринадцатому веку у славян стали появляться доспехи (пластинчатые или чешуйчатые). Примерно в это же время получили широкое распространение шлемы. Они защищали не только голову (лобные, теменные части), но и верхнюю часть лица.

Самым популярным оружием с девятого-десятого веков был меч. Существовало множество разновидностей этого холодного оружия. Они отличались шириной, длиной клинков, рукоятки. Часто элементы меча были украшены резьбой. Носили воины мечи сначала на плече, а позже на поясе.

В южных районах большую известность приобрела сабля. Однако в письменных источниках она упоминается гораздо реже по сравнению с мечом. Использовали в бою и топоры – длинные или короткие.

Что касается оружия для ближнего боя (ударное оружие), то его было достаточно много.

    • Булава, расцвет которой пришелся на двенадцатый век, представляла собой сферу из бронзы, внутри котлрой был свинец. Пользовались ей как в конном бою, так и в пехоте. Вес ее составлял порядка двухсот-трехсот грамм. Появилась булава впервые в шестом веке.
    • Кистень. Это подобие гири (чаще из железа или другого металла). Форма могла быть различной: круг, звезда, овал. Крепилась она к ремню, длина которого составляла около полуметра. Использовали его следующим образом: ремень наматывали на кисть, а потом резко направляли гирю в сторону противника. Такой удар получался достаточно сильным. Самые первые примитивные кистени появились еще в третьем веке.
  • Палица. Наибольшее распространение получила в тринадцатом веке. Представляла собой подобие палки с утолщением на конце.

В двенадцатом-тринадцатом веках основным оружием у пехотинцев становится копье. Оно представляло собой рукоять с острым наконечником. Последний мог иметь разную длину и форму.

Восточные славяне очень любили использовать в бою сулицы (дротики). Они имели острые наконечники, которые было трудно достать из раны. Известным оружием был еще и лук со стрелами. Особенностью его было то, что использовали их как в бою, так и в охоте. Сам лук изготавливался из разных пород дерева (дуба, березы, можжевельника), а стрелы из тростника, камыша.

Это далеко не все виды оружия, которыми пользовались наши предки. Часть из них была заимствована у других племен, государств. Но часть все же была изобретением чисто славянским. И, конечно, оружие открывало перед славянами большие возможности в борьбе с врагом.

Жизнь и быт древних славян

Источник: http://SlavicNews.ru/orydie-tryda-i-oryjie-slavian/

Орудия труда русских крестьян

Русский народ издавна был народом-земледельцем. В Лаврентьевской летописи, повествующей о событиях начального периода русской истории, под годом 946-м говорится: «Все гради ваши…

делают нивы своя и земле своя». Земледелие оставалось главной отраслью хозяйства России вплоть до начала XX в.

Наряду с выращиванием зерна русские люди занимались разведением технических культур (льна и конопли), огородничеством и садоводством.

Обратите внимание

Основная часть аграрной продукции России производилась в крестьянских хозяйствах. Этим словом обычно называлось хозяйство, основанное на ручном труде и тягловой силе животных, работы в котором выполнялись отдельной семьей без применения наемного труда.

Каждое крестьянское хозяйство имело определенное количество земли, а также определенный набор орудий труда и транспортных средств, предназначенных для работы на ней: орудия для пахоты, для сеяния, для уборки урожая, для обмолота и веяния.

Кроме того, крестьяне использовали специальные механизмы и приспособления для переработки зерна в муку, семян льна и конопли в масло, их стеблей в волокно, а затем — в нити и ткани.

Все традиционные орудия крестьянского труда, за исключением почвообрабатывающих, были одинаковы на всей территории расселения русского народа.

Для сеяния зерна, семян льна и конопли по всей России применялись корзины-севалки, для жатвы — серпы, для обмолота зерновых культур — цепы, для обмолота льна и конопли — вальки, для веяния — лопаты, для переработки зерна в муку в домашних условиях — жернова, большое количество зерна перерабатывалось на мельницах.

Для переработки стеблей льна и конопли в волокно, а волокна в нить и ткань использовали мялки, трепала, прялки, веретёна, самопрялки, вьюшки, мотовила, бараны, сновалки, кросны — ткацкие станы.

Местное своеобразие всех этих орудий труда и приспособлений если и проявлялось, то лишь в отдельных деталях, не влиявших на их общую конструкцию.

Так, например, севалки различались лишь материалом, из которого они были сделаны; цепы разных районов России — способом соединения била с рукоятью; прялки — размерами и орнаментацией лопасти, куда прикреплялась кудель, и т. п.

Важно

Единообразие орудий крестьянского труда было обусловлено общностью технологического процесса, в котором они использовались на всей территории России. Разнообразие же почвообрабатывающих орудий было связано с природно-климатическими условиями и системой земледелия, принятой в той или иной местности.

На большей части территории России основным пахотным орудием была соха — орудие с высоким прикреплением тяговой силы, хорошо приспособленное для обработки легких лесных почв с обилием мелких камней, корней кустарников и деревьев.

Соха применялась там, где была распространена паровая трехпольная система земледелия, при которой одно поле ежегодно оставляли «в пару», «под паром» для восстановления плодородия почвы, а два других засевали озимой и яровой рожью.

В центральных районах Европейской России наряду с сохой была известна косуля, применявшаяся для поднятия нови, а также для работы на черноземных и суглинистых почвах. Она имела, как и соха, высокое прикрепление тяговой силы, но отличалась наличием одного лемеха и резца вместо двух ральников, характерных для сохи.

Тяжелые черноземные почвы степных и лесостепных губерний России распахивали с помощью плуга — орудия с низким прикреплением тяговой силы, с одним лемехом и резцом. Для разрыхления земли после вспашки, перемешивания пластов и удаления сорных трав использовали бороны.

По завершении работы сохой или косулей применяли деревянные бороны с деревянными зубьями, а после плуга — бороны (деревянные или металлические) с металлическими зубьями.

Следует отметить, что все почвообрабатывающие орудия имели множество вариантов конструкции, что объясняется стремлением крестьян сделать их более совершенными, лучше приспособленными к почвам и климату той местности, где они использовались.

Каждый вариант того или иного орудия имел свое название, которое либо отражало особенности его устройства, либо указывало на место его бытования, например: соха-двусторонка, соха-односторонка, соха с брылей, косуля костромская, косуля ярославская, курашимка, чегандинка, плуг русский, плуг малороссийский и т. п.

Совет

С земледелием было тесно связано животноводство, которое давало хозяйству тягловую силу и удобрения. В этом разделе читатель найдет сведения об орудиях по уходу за животными — это орудия для заготовки кормов (в первую очередь сена) и для выпаса скота. В комплект орудий, необходимых для заготовки сена, обязательно входили коса, грабли и вилы.

Каждое из этих орудий также имело целый ряд вариантов конструкции.

Так, для косьбы травы на заливных лугах использовали и косу-стойку, и косугорбушу, на болотистых или каменных угодьях — преимущественно косу-горбушу; для ворошения сена применяли грабли с прямой колодкой, а для его копнения — со слегка округлой; стогование осуществляли с помощью деревянных трехзубых или четырехзубых вил, в зависимости от высоты стога и объема поднимаемой копны — с длинными или, наоборот, сравнительно короткими рукоятками. Орудия выпаса скота: кнут, палка-батог, сигнальный рожок, как правило, были характерными атрибутами пастуха. При выпасе скота без пастуха применяли различного рода колокольчики подшейные, которые звенели, болтаясь на шее животного, и позволяли хозяину быстро его отыскать.

Орудия труда, необходимые для ведения хозяйства, изготавливали на русских заводах и в кустарных мастерских, которых было множество в России XIX — начала XX в. Крестьяне приобретали их на ярмарках, базарах или заказывали непосредственно кустарям.

В первую очередь это касалось орудий, изготовление которых не представлялось возможным в домашних условиях. Орудия и приспособления, более простые по конструкции, не требовавшие для изготовления специальных знаний, большой затраты сил и времени, мастерили сами крестьяне.

Орудия, использовавшиеся в крестьянском хозяйстве, создавались и совершенствовались на протяжении всей многовековой истории русского народа. Они были конструктивно продуманы, хорошо приспособлены к различным природно-климатическим условиям.

Можно с уверенностью говорить, что для своего времени они были достаточно совершенны и лишь технический прогресс со второй половины XIX в. постепенно вытеснил их из хозяйственной жизни русского крестьянина.

Материал создан: 22.10.2015

Русский дом, двор и хозяйственные постройки

Источник: http://iamruss.ru/orudiya-truda-russkih-krestyan/

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

Автор: Войнова Яна Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад 119», город Череповец, Вологодская область

В раздел дошкольное образование

Проект Проект «Первые орудия труда человека». Воспитатель: Войнова Яна Владимировна
Тема проекта «Первые орудия труда человека».

Актуальность

: Дети дошкольного возраста – важнейший период в развитии ребенка. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром

.

Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Главное в трудовом воспитании детей дошкольников является формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам.

Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.

Обратите внимание

Главное в трудовом воспитании детей дошкольников является формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам.

Цель проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к труду. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Первые орудия труда человека». Поиск и изучение сведений об истории появления и изготовления первых орудий труда.

Задачи:

1. Расширять и систематизировать знания детей о первых орудиях труда (палка-копалка, заостренный камень, дубина, рубило); 2. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность (узнать, как раньше люди изготовляли орудия труда, чем пользовались); 3. познакомиться с историей возникновения первых орудий труда; 4. Развивать у детей произвольную память, речь.

Участники проекта

: дети старшей группы № 11, воспитатель группы №11 Я.В. Войнова, родители. Организация проекта

I этап

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Читайте также:  Как написать читаемое произведение?

Проблема исследования.

На прогулке, когда мы вместе с детьми прибирались на участке, готовили его к зиме, убирали опавшие листья, окапывали кусты, у одного из ребенка возник вопрос: А кто придумал первую лопату? А какие еще орудия труда были у древних людей? А как они изменились? Дети долго это обсуждали. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников не достаточны

.

Таким образом, возникла проблема: « Нужны ли нам орудия труда? А когда же появились первые орудия труда человека?» Какую роль играют орудия труда в жизни человека?». Участие детей в проекте позволит сформировать представления о первых орудиях труда человека, о их пользе.

Деятельность детей:

участие в обсуждении этапов проекта. Дети вместе с родителями дома нашли материал по этой теме, иллюстрации. Но у детей появились новые вопросы

Гипотеза

образовательного проекта (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы, экскурсии в археологический музей).

В результате целенаправленной и системной работы с детьми дошкольного возраста по теме «Первые орудия руда человека» возможно, у детей будут сформированы знания о том, почему возникли орудия труда, простейшие представления о том, как они помогли развиваться человеку, а также повыситься уровень познавательного развития. В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы: 1. Познакомиться с внешним видом первых орудий труда человека. 2. Выделить наиболее важные условия, при которых они видоизменялись. 3. рассматривание иллюстративного материала по теме.

Результаты исследования:

 Сборник загадок, стихов о труде;  Выставка иллюстраций «Орудия руда человека »;  Выставка поделок;  Сборник дидактических и подвижных игр .

II этап

Организация исследований в рамках проекта 1. Сбор, анализ и систематизация информаций о внешнем виде орудий труда  подбор загадок, пословиц, поговорок об орудиях труда  Рассматривание иллюстраций «Первые орудия труда человека»  Экскурсия в музей археологии  вводная беседа с детьми о древнем мире.  участие в обсуждении этапов проекта.

Важно

Создание мини-групп по сбору материала.  Взаимодействие с семьёй: обсуждение подбора атрибутов по проекту. 2. Творческая деятельность детей  Изготовление и апробация дидактических игр  Оформление газеты « Такие разные орудия труда»  Составление альбома « Как изменились орудия труда человека».

 аппликация на занятии и рисование дома на тему «Первые орудия труда человека»

III этап

Презентация этапов исследования:  Организация выставки рисунков и аппликаций детей на тему «Первые орудия труда человека»  Презентация сборника «Первые орудия труда человека» рассказы, загадки, стихи, подобранные и составленные детьми с родителями, воспитателем.

 Сбор материала, полученного на познавательных занятиях, систематизация полученной информации: составление книжек- раскрасок  познавательные занятия. Проведение игр по выбранной теме проекта.  Активизация словаря  просмотр познавательных видео фильмов.  Подбор иллюстраций.

 изготовление макета и атрибутов.

Подведение итогов

 Деятельность детей: отражение своих впечатлений в рисунках, оформленных с родителями.  Деятельность педагога: подведение итогов на круглом столе.  Взаимодействие с семьёй: отражение своих впечатлений в рисунках совместно с детьми. Сроки реализации проекта полтора месяц

В раздел дошкольное образование

Форма: E-mail:

для обращений
pedrazvitie@mail.ru

  • Подписаться на новости сайта
  • Отписаться от рассылки новостей
  • Условия использования
  • pedrazvitie.ru © 2013 — 2019

Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 60640 от 20.01.2015г.

Возрастная категория: 0+

Источник: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=48789

Читать

Автор посвящает написанный им учебник «Всемирная история для школьников» памяти своей матери Валерии Ивановны Лукьяновой

Данный учебник является модулем единого цикла «Всемирная история для школьников». Он служит органическим продолжением пропедевтического курса «Рассказы Клио» для начальной школы, но рассчитан и на самостоятельное использование его учащимися школ и гимназий, стремящимися углубить свои знания.

Внимание! В связи с участившимися недоразумениями автор вынужден подчеркнуть, что учебник применяется на первом году обучения истории.

Учебник может быть также применен и для самообразования.

Автор настоятельно просит преподавателей не использовать учебник в «усеченном» виде, не пытаться «усовершенствовать» его, не применять для обучения школьников младшего или старшего возрастов.

Тщательно отлаженный именно для первого года изучения истории в средней школе, методический аппарат учебника совершенно исключает такого рода «новаторство» и не только не даст запланированного роста уровня знаний, но и приведет к его падению.

Автор просит учителей по всем вопросам обращаться за консультацией лично к нему и готов оказать любую помощь.

Автор дает свое разрешение издательствам и частным лицам на свободное тиражирование и распространение настоящего учебника как в печатной так и в электронной форме, как на коммерческой так и на некоммерческой основе в течение 2009-2010 учебного года. Письменное уведомление об этом владельца авторских прав является обязательным. Никакое нарушение целостности и неизменности учебника, без ведома и прямого согласия владельца авторских прав не допускается.

Совет

С откликами, вопросами и замечаниями автору, а так же по вопросам использования данного учебника обращайтесь непосредственно к автору по адресу электронной почты: [email protected] или 644077, Омск-77, Омский государственный университет, пр.Мира 55а, корп. 2, ист.фак-т, к-дра первобытной истории, к.515.

А.Н. Лукьянов

Ответственный редактор — профессор, доктор исторических наук В.И. Матющенко

Внимание! Перед Вами — только текстовый блок электронного учебника! Разумеется, он не может быть использован в образовательных целях и предназначен только для общего ознакомления! Его полная иллюстрированая «бумажная» версия и электронный оригинал расположены по адресу http://www.prehistoryforkids.archeologia.ru/

Уважаемые ребята! В этом учебном году вы начинаете изучение новых предметов, которых не было в начальной школе. Один из этих предметов называется историей. История будет сопровождать вас в течение всех дальнейших семи лет учебы.

Очень надеемся, что история увлечет многих из вас, научит понимать мир, объяснит неизвестное. Будем рады, если вы не ограничитесь учебником и будете читать другие книги по истории.

Автор и редактор учебника » История первобытной эпохи «

Введение в историю

Рассказ 1 Что такое история и для чего её изучают в школе?

Вопросы и задания:

1. Какие книги вы читали о прошлом нашей страны и других стран? Какие кинофильмы и телепередачи смотрели? Что вы слышали об истории?

2.Попробуйте ответить, что изучают историки. Для этого вспомните, что говорил на уроке учитель и внимательно прочтите этот рассказ.

1. История – наша общая память

Все мы помним, что произошло год назад, на прошлой неделе или вчера. У каждого есть своя память. Страшно даже представить, что произойдет, если мы забудем свое прошлое! Мы станем совсем беспомощными и погибнем. Ведь в памяти хранятся наши знания и опыт.

Есть особая память. Она принадлежит не отдельному человеку, а всем людям, вместе взятым. Вы, наверное, знаете, что в 1941-1945 годах шла кровопролитная Великая Отечественная война. Но ведь вы родились намного позднее. Откуда же вам известно об этом? Из истории. История-это память всего человечества о своем прошлом.

2. Что изучает история?

Представьте, что найдены окаменевшие кости мамонта — древнего зверя, который жил на земле целых пятьдесят тысяч лет назад. Заинтересует ли эта находка историков? Нет. Ведь по этим костям ничего нельзя узнать о жизни древних людей.

Однако, если кости мамонта найдены вблизи от золы древнего костра, если они разбитые и обгорелые, значит зверь стал добычей первобытных охотников. А это важно для ученых — историков. Ведь такая находка рассказывает о прошлом человечества. Запомните: история изучает не всякую древность, не любое прошлое, а только то, что связано с жизнью людей.

Историки изучают те времена, в которые на Земле жили люди, то есть с трех миллионов лет назад по вчерашний день.

3. В истории –много разделов

Обратите внимание

Можно написать, например, историю техники и рассказать, как люди вначале пользовались дубинами и каменными ножами и как потом изобрели простые инструменты, а позже — сложнейшие механизмы.

В истории одежды можно показать, как изменялась мода из века в век. История войн сообщит, когда и почему одни страны нападали на другие.

Значит, история есть у всех вещей и у всех человеческих дел? Разумеется, есть. И ее надо знать.

Написаны также истории отдельных стран: Англии, Бразилии, Венгрии и многих-многих других. История нашей Родины знакомит с тем, как наши предки защищались от набегов врага, строили города и поселки, расширяли пределы могучей державы, заселяли тайгу, степь, горы.

И все же не забывайте, что история Родины — только часть всемирной истории! Ведь и русские, и китайцы, и арабы, и австралийцы — жители одной планеты Земли.

Да, у каждого народа есть своя неповторимая интересная история, но она тесно связана с историей соседних народов.

4. Для чего нужна история?

Невежды иногда спрашивают: «Что толку в истории? Кому она нужна? Вот разные науки и техника приносят людям много пользы, создают новые вещи, машины. А историки попусту тратят время, изучая давно забытые времена. Зачем?» Это неверно. Никто не спорит: невозможно жить без разных наук и без техники.

Но уже тысячи лет назад наши мудрые предки поняли: прошлого забывать нельзя, надо передавать опыт и знания своим потомкам. Это и делает история. Она показывает, какие ошибки совершались в прошлом, и учит не повторять их в будущем.

Важно

Запомните: история учит правильно, грамотно рассуждать и понимать все, что творится в мире.

Человек, знающий историю, любит Родину и с уважением относится к другим народам. Запомните: история воспитывает достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников.

Ученые-историки ничего не имеют против людей, верящих в бога. Однако они не могут согласиться с религиозными заблуждениями, когда искажаются знания о прошлых веках. Запомните: историческое знание избавляет от религиозных заблуждений, не обижая при этом верующих людей.

История открывает прекрасный мир искусства, учит понимать красоту старинных ваз, картин и скульптур. Можно с удовольствием смотреть на древний дворец и восхищаться им, даже не зная, кто и когда его построил, кто в нем жил. Но, если знать это, чувство радости и гордости будет еще сильнее. Запомните: история учит понимать прекрасное, умное и доброе искусство.

5. История сражается за правду и справедливость

В некоторых странах захватывали власть чрезвычайно жестокие люди. Они казнили и бросали в тюрьмы тех, кто боролся против их владычества. Историки вызывали у таких властителей особую злобу. Ученых арестовывали, их учеников преследовали, книги сжигали на кострах. Отчего же?

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=111118&p=10

Ссылка на основную публикацию