Музыка романтизма: какой она была? феликс мендельсон-бартольди

Феликс Мендельсон-Бартольди

Мендельсон – один из выдающихся музыкантов Германии первой половины XIX века. Среди современных ему романтиков он занимает особое место. Его музыка, развиваясь в русле романтизма, теснейшим образом связана с классическими традициями.

Классическое и романтическое начала составляют в ней удивительно гармоничный сплав, который проявляется в каждом конкретном случае по-своему. И именно это единство определило образный строй его произведений – уравновешенный, жизнеутверждающий и гармоничный.

Для Мендельсона, в отличие от других романтиков, не характерна трагическая конфликтность, в его творчестве нет ощущения непримиримого разлада с окружающей действительностью. Его искусство освещено верой в человека и человеческий разум.

В музыке Мендельсона множество типично романтических образов:

  • «музыкальных моментов», отражающих душевные состояния человека;
  • картин быта и природы (особенно привлекала композитора романтика моря);
  • причудливой фантастики, в которой нет ничего мрачного, «демонического». Это сказочные образы народных преданий – эльфы, феи, гномы (то, что оказало большое влияние на Листа, Грига);

Вместе с тем, будучи преемником Шуберта и Вебера в романтизме, Мендельсон многое воспринял от венской классической школы. О близости к эпохе Просвещения, к классической традиции говорят:

  • ясный, уравновешенный тон мендельсоновской лирики;
  • стремление к воплощению объективных, устойчивых идеалов;
  • стройные пропорции форм;
  • доходчивость, демократичность тематизма, который основан на обобщенных, устоявшихся интонациях.

Сын богатого просвещенного банкира, щедро одаренный от природы разнообразными талантами, Мендельсон с детства был окружен атмосферой высокой интеллектуальности. Условия для формирования личности были идеальными. Его дед был выдающимся философом.

В родном доме будущий композитор мог общаться с самыми блестящими представителями научной и художественной элиты – Гегелем, Гете, Гейне, Вебером, Паганини. Стойкому интересу к классической музыке, не угасавшему в течение всей жизни Мендельсона, способствовал сам характер полученного им образования.

Его учителем был Цельтер – руководитель Берлинской певческой капеллой, где часто исполнялась музыка И.С. Баха.

Обратите внимание

В 16 лет Мендельсон получает персональное приглашение от Керубини, директора Парижской консерватории, учиться там. Он ответил отказом, поскольку современная музыкальная культура Франции казалась ему далекой от идеалов отечественной классики.

Личность Мендельсона можно считать воплощением античного идеала гармонично развитого, совершенного человека. Он свободно владел несколькими языками, включая латынь и древнегреческий. Прекрасно рисовал, занимался верховой ездой и плаванием.

Увлекался литературой, театром, бытом и историей стран, где ему довелось побывать.

Интересно, что в литературных пристрастиях композитора также наблюдалось своеобразное соединение классического и романтического: его любимыми авторами были одновременно Гете, Шекспир и романтик Жан Поль.

Вся многогранная деятельность Мендельсона как композитора, дирижера, пианиста, педагога была проникнута просветительскими идеями.

Он стал первым немецким музыкантом-просветителем государственного масштаба: в 1843 году по его инициативе была создана Лейпцигская консерватория, которая способствовала росту музыкального профессионализма в Германии.

На основе консерватории возникло новое направление в немецком музыкальном искусстве – Лейпцигская школа во главе с Мендельсоном.

Композитор писал свою музыку для широкого круга любителей, вкус которых хотел воспитать, отвратить от звучавшей вокруг пошлости. К модным виртуозным исполнителям композитор относился с откровенным презрением («Они доставляют мне так же мало удовольствия, как акробаты и канатные плясуны»).

Кумиром Мендельсона, как и всех немецких романтиков, всегда оставался Бетховен. Однако увлекали его и композиторы эпохи барокко (что отличает Мендельсона от большинства современников).

Важно

Он разыскивал повсюду давно забытые сочинения Шютца, Баха, Генделя, старых итальянских мастеров, и их музыка воскресала благодаря его усилиям.

В 20 лет ему посчастливилось найти и исполнить «Страсти по Матфею» Баха и с тех пор имя Мендельсона всегда с благодарностью упоминается, когда речь заходит о «втором рождении» Баха. Позднее он исполнил баховскую мессу си-минор и осуществил грандиозную постановку оратории Генделя «Израиль в Египте».

На его концертах многие современные слушатели впервые открывали для себя классические шедевры. Характерно, что самого Мендельсона современники воспринимали как «ученика Баха».

Отношение к творчеству Мендельсона менялось с течением времени. При жизни он очень рано вошел в число лучших композиторов Германии. Созданная в 17 (!) лет гениальная увертюра «Сон в летнюю ночь» привлекла к нему всеобщее внимание.

Будучи великолепным дирижером и пианистом, Мендельсон объездил всю Европу и завоевал громкую славу. В отличие от многих других художников-романтиков он не знал непризнания и одиночества. Выдающиеся люди считали его своим единомышленником.

Так, Шуман называл Мендельсона «вторым Моцартом», мечтая сочинять симфонии столь же ясные и уравновешенные, а Гейне говорил о нем, как о «музыкальном чуде».

Однако спустя некоторое время имя Мендельсона перестало вызывать былой энтузиазм. То, что он был стойким приверженцем классических традиций, дало повод причислить его к принципиальным консерваторам, вызвало обвинения в академизме.

Ясность и уравновешенность в бурную эпоху позднего романтизма казались равнодушием и рассудочностью. Широкую популярность «Песен без слов» объясняли расчетом на невзыскательные вкусы.

Музыку Мендельсона стали критиковать за отсутствие философской глубины, бетховенской героики, яркой новизны, противопоставляя новаторству Берлиоза и Листа.

Совет

Действительно, искусство Мендельсона далеко от порывистой страстности Шумана, национального патриотизма Шопена, радикальной смелости Берлиоза и Вагнера. Героика, трагедийность и острая конфликтность – не его сфера. Он был лириком по преимуществу.

Мендельсоновская лирика отмечена стремлением к ясности, уравновешенности, тонкой поэтичности, нередко ей присуща элегичность тона. Она покоряет искренностью, тонкой поэтичностью, безукоризненным вкусом, отсутствием чисто внешней эффектности.

Характерна также опора на бытовые формы музицирования и близость к немецкой народной песне.

Наряду с лирикой излюбленной сферой композитора была изящная скерцозность, связанная, как правило, с фантастическими образами. В причудливой фантастике Мендельсона нет ничего мрачного, «демонического». Это сказочные образы народных преданий – эльфы, феи, гномы (Elfen-musik – то, что оказало большое влияние на Листа, Грига).

Многие типично романтические мотивы были чужды Мендельсону – внутренняя раздвоенность, разочарованность, мировая скорбь, туманная мистика.

Творческое наследие Мендельсона охватывает абсолютно все музыкальные жанры своего времени. Наиболее обширная и значительная часть – это инструментальная музыка. Она представлена симфониями, увертюрами, концертами, камерными ансамблями, сонатами для разных инструментов (в т.ч. органа), фортепианными сочинениями.

Главное открытие Мендельсона в симфонической области – его концертные программные увертюры – область, в которой он выступил смелым новатором.

Жанр увертюры имеет многовековую историю. Возникновение его связано с оперой, с XVII веком. Концертные же увертюры – детище романтизма. Именно у романтиков они стали самостоятельными произведениями с определенным программным содержанием.

Обратите внимание

Предназначенные для концертного исполнения, они не были связаны ни с драматическим спектаклем, ни с оперой или балетом (увертюра «ни к чему»). Жанр этот был чрезвычайно востребован временем, с него обычно начинались концертные программы.

Увертюра «Сон в летнюю ночь»

Первая романтическая концертная увертюра – «Сон в летнюю ночь».

Это единственное шекспировское произведение в творчестве Мендельсона.

В отличие от многих своих современников (Россини, Беллини, Верди, Берлиоза, Листа), композитор увлекся не трагедиями великого драматурга, а одной из самых жизнерадостных его комедий.

Ее народно-сказочные образы в Германии были очень популярны («Оберон» Вебера). Знаменательно, что шекспировский сюжет привлек внимание Мендельсона в переводе немецких романтиков Шлегеля и Тика.

Композитор не ставил перед собой задачу последовательно передать в увертюре все события комедии Шекспира. Он обрисовал те поэтические образы, которые были особенно притягательны для него: светлую фантастику, мягкую лирику и задорный юмор. Музыка рисует сказочную жизнь волшебного леса в летнюю ночь.

Музыкальный материал очень разнообразен: классически стройная сонатная форма отличается обилием тем. Особенно оригинальна стремительно-кружащаяся, воздушная «тема эльфов» – первая тема главной партии (e-moll, скрипки divizi).

Она возникает после долгих, протянутых аккордов деревянных-духовых во вступлении (образ «зачарованного сна»).

Характер всех остальных тем экспозиции вполне реальный: это и празднично-приподнятая, маршеобразная вторая тема главной партии (E-dur), сопровождаемая ликующими фанфарами, и три лирические темы в побочной партии (H-dur), и бойкая, задорная заключительная партия с неожиданными скачками и резками акцентами.

Контраст фантастики и реальности в увертюре дан не в противопоставлении. Наоборот, все образы спаяны единым эмоциональным настроением беззаботной жизнерадостности.

Важно

Будучи уже зрелым мастером, Мендельсон снова обратился к образам комедии Шекспира, написав к ней несколько больших симфонических номеров (в том числе знаменитый Свадебный марш), два хора и музыку к мелодрамам.

Кроме этой увертюры Мендельсон написал еще девять, среди которых есть и яркие, новаторские, и малозначительные. Лучшими считаются увертюры «Морская тишь и счастливое плавание», «Гебриды, или Фингалова пещера», «Прекрасная Мелузина», «Рюи Блаз».

Программность в увертюрах Мендельсона имеет обобщенный характер. Он не стремился к последовательной сюжетности, к фиксации отдельных подробностей содержания. Кроме того, в отличие от Берлиоза и Листа Мендельсон избегал развернутых литературных предисловий и ограничивался одними заголовками, которые, к тому же, нередко менялись даже после премьеры.

Источник: http://musike.ru/index.php?id=57

Мендельсон — яркий представитель музыкального романтизма

Новости оперы, балета и классической музыки

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов. Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, какразличных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
22.03.2013 18:44
В период расцвета музыкального романтизма Феликс Мендельсон стал одним из ярких представителей этого стиля в Австрии. Его дебют совпал с закатом творчества Бетховена – последнего венского классика. Современниками Мендельсона были Шуберт, Шуман, Вебер и юный Вагнер. Но не только музыкой их обогатилась австро-немецкая культура. Эти композиторы вели широкую общественно-просветительскую работу, знакомя все слои населения с новинками мира музыки. Шуман, к примеру, издавал газету, а Мендельсон руководил консерваторией. Период творчества Мендельсона совпал с романтической эпохой в музыке, но основная идея его произведений была далека от этого стиля, хотя и в них и присутствуют элементы, навеянные «духом времени». Своей целью в искусстве Мендельсон считал возрождение классических идеалов. Впрочем, явного подражания классическим образцам (Гайдну, Бетховену, Моцарту) в его сочинениях нет. Из классики он заимствует лишь общие принципы построения композиции, чистоту и отточенность форм. Не погружался он и в бездны философских исканий или глубинные противоречия человеческой натуры, чужда ему оказалась и тема одиночества. Мендельсон вырос в благополучной мещанской среде, и размеренная жизнь все-таки наложила на его творчество определенный отпечаток. Лирик по натуре, Мендельсон любит изображать светлые стороны жизни и в окружении бурного и порою мрачного творчества его современников-романтиков выглядит в известном смысле поверхностным. В равной степени отдавая должное разных жанрам инструментальной и вокальной музыки, Мендельсон был автором и сценических пьес, и духовных ораторий, и программных увертюр («Сон в летнюю ночь», «Рюи-Блаз» и «Гебриды»), и даже нескольких симфоний («Реформационной», «Итальянской», «Шотландской» и других). Но именно в крупных произведениях для фортепиано с оркестром его талант раскрывается в наибольшей степени. На фоне фривольной и легкомысленной салонной музыки его фортепианные пьесы удивительно проникновенны, чисты и «целомудренны». Вырос Феликс Мендельсон в исключительно интеллектуальной среде. В доме его родителей постоянно проходили научные диспуты и беседы об искусстве, там собирался весь цвет немецкой культуры. Нередкими гостями были Гегель и Гейне, Паганини и Вебер, Гофман и Гумбольдт. Но самое сильное влияние на будущего композитора оказал Гете. Отец Мендельсона происходил из интеллигентной еврейской семьи( он был внуком философа и просветителя Мозеса Мендельсона), и его дети получили благодаря этому хорошее и разностороннее образование. Музыке Феликса и его сестру Фанни с удовольствием обучала мать, ведь оба ребенка были прекрасно музыкально одарены. После оккупации Гамбурга французами родители Феликса переезжают в Берлин и принимают там крещение, поспешно окрестив и своих четырех детей. Семейство берет новую фамилию – Бартольди, но Феликс всю жизнь продолжает выступать под фамилией Мендельсон, гордясь своим еврейским происхождением. С ранних лет разносторонне одаренный мальчик проявляет себя и в музицировании, и в рисовании, обнаружились у него и блестящие способности к языкам. Берлинское окружение поспособствовало его быстрому профессиональному росту как музыканта: уроки мальчику давали Карл Хеннинг (скрипач), Людвиг Бергер (пианист) и теоретик Карл Цельтер, познакомивший Мендельсона с великим немецким драматургом и поэтом Гете. Как пианист Феликс дебютирует в возрасте девятнадцати лет, а еще через год состоялся его вокальный дебют (у Мендельсона был приятный высокий голос). В это же время он ставит свой первый шуточный спектакль по сочиненной им опере «Два племянника» и пробует себя в сочинении музыки для фортепиано, органа и скрипки.Дирижерский же дебют Мендельсона состоялся на домашнем концерте в 1822 году и с тех пор он активно участвует в концертной жизни.В 1925 году Феликс едет с отцом в Париж, и поездка эта способствует новому витку его музыкальной карьеры. В столице Франции в те времена работали многие выдающиеся композиторы: Россини, Керубини (служивший директором консерватории) и Мейербер. Керубини заметил талантливого мальчика и предложил ему свои услуги преподавателя, дабы тот смог закончить музыкальное образование. Но Феликс отказывается от предложения: тогдашняя французская опера его не впечатлила.Заслуживает внимания факт, что в композиторском мастерстве Мендельсона не прослеживается никакого поступательного развития. Его поздние произведения (например, «Сон в летнюю ночь», написанное им в 1842 году) практически не отличаются по уровню от его же пьес шестнадцатилетней давности.В конце 1820-х годов Мендельсон принимает наконец решение о выборе профессии музыканта. Однако он не мыслит себя и своего творчества вне культурной среды родной Германии, понимая, что уровень немецкой музыкальной культуры на тот момент является передовым, и за пределами этой среды композитор его уровня вряд ли сможет состояться. Свои зрелые произведения Мендельсон создает в 1920-1930-х годах. Среди них встречаются и достаточно тонкие, интересные работы (увертюры «Прекрасная Мелузиана», «Гебриды», «Сон в летнюю ночь», «Итальянская» симфония и знаменитые «Песни без слов»). Уже вернувшись в Берлин из Парижа, он завершает свою оперу на сюжет из «Дон-Кихота» («Свадьба Камачо»), но пьеса из-за многочисленных интриг на сцене не задерживается. После окончания Берлинского университета Мендельсон три года гастролирует по Европе, посещая с концертами Францию, Англию, Италию, Швейцарию и Шотландию. В Европе Мендельсон был поражен тем, что музыка любимых им классиков оказалась незаслуженно забытой. Чтобы возродить к ней интерес, он по возвращении в Германию ведет активную просветительскую деятельность. Внесло свой вклад в возрождение творчества старых мастеров и его участие в выступлениях Берлинской певческой капеллы, которой тогда руководил его учитель Цельтер. Тогда он и прославил музыку Баха, исполнив его «Страсти по Матфею». Это выступление вызвало огромный резонанс в культурной жизни Германии. После смерти Баха Мендельсон исполнял «Страсти по Матфею» впервые, и этот смелый шаг оказался не напрасным: музыкальный гений Баха словно пережил с его легкой руки второе рождение. Всю оставшиеся ему годы Мендельсон продолжает начатое, возрождая великие творения классиков к сценической жизни. Он «реанимирует» Восьмую и Девятую симфонии Бетховена, «Фигаро» и «Дон Жуана» Моцарта, избранные произведения Генделя, Баха, Перголези и Палестрины. Мендельсон всю жизнь был на удивление скромным человеком, несмотря даже на европейскую славу. Не получив должности директора Берлинской Певческой Академии, он уезжает в городок Дюссельдорф и там руководит концертной жизнью. Слава блестящего музыканта-виртуоза помогала ему повсеместно пропагандировать серьезную музыку, включая творения его кумиров-классиков.Несмотря на активную концертную деятельность, Мендельсон не забывает уделять внимание сочинению музыки: пишет Первый концерт, «Реформационную симфонию», «Блестящее рондо» и «Блестящее каприччио» для фортепиано с оркестром. В 1835 году двадцатишестилетний композитор переезжает в Лейпциг и почти до конца жизни возглавляет оркестр Лейпцигской Филармонии («Гевандхауза). Именно в Лейпциге подружились Григ и Чайковский, здесь же родился Вагнер, в Лейпциге прошли и последние годы Баха. Концерты оркестра «Гевандхауза» вскоре становятся значительным событием культурной жизни Лейпцига. Женится Мендельсон в 1832 году на Сесилии Жанрено, дочери пастора. В этом счастливом браке у него рождается пятеро детей. В Лейпциге он создает в 1843 году и первую немецкую консерваторию для подготовки профессиональных музыкальных кадров. Это учебное заведение стало базой для крепкого становления музыкальной культуры в Германии. В нем готовили педагогов, оркестрантов, концертмейстеров, дирижеров и солистов, а к преподаванию привлекались выдающиеся музыканты, такие как Роберт Шуман. Мендельсон помог систематизировать музыкальное образование, и его систему вскоре переняли другие музыкальные учреждения. В творчестве Мендельсона того периода возникают патетические черты. Духовные оратории на сюжеты Священного Писания «Илия» и «Павел» стали образцами романтического хорового искусства и воплотили демократические идеалы композитора. С романтиками эти произведения роднит проникновенная лиричность некоторых образов, а возвышенные хоралы отсылают к классической манере Бетховена и Генделя. Уделяет композитор внимание и театральным постановкам. Так, в 1940х годах появляется музыка к «Сну в летнюю ночь», «Аталии, «Антигоне» и «Эдипу в Колене». Тогда же он чувствует в себе силы для написания серьезной оперы и начинает работу над «Лорелеей».Сочинения 40-х годов – «Рюи-Блаз» и «Шотландская симфония» наполнены небывалым драматизмом, а скрипичный концерт является единственным произведением композитора, написанном в этом жанре. Этот концерт и два фортепианных трио становятся поистине знаковыми событиями в музыке после эпохи Бетховена. Глубина скрипичного концерта контрастирует с поверхностной виртуозностью модных тогда фортепианных пьес. Наиболее характерные черты музыки Мендельсона: напевная лиричность, любование природой, блестящие скерцо – словно сконцентрировались в этом концерте. Тонкость инструментальных деталей прекрасно уживается в нем с классической чистотой форм. Объединив три части цикла, Мендельсон здесь выступил новатором сонатной формы. В сочинении «солирует» не главная партия, а ведущая, что тоже стало необычным нововведением. Нарушает традиции и собственного сочинения каденция, где каждая нота гармонирует и общим строем произведения. Яркие, богатые образы и почти бетховенский драматизм ставят скрипичный концерт в один ряд с концертами Брамса, Чайковского и самого Бетховена. Одновременно с руководством консерваторией в Лейпциге, Мендельсон преподает в Академии искусств в Берлине. Но эта должность не приносит ему удовлетворения. Затеяв реформу музыкального образования, он встречает жесткое сопротивление тогдашней городской администрации. Мендельсон в этот период много гастролирует по Англии, где его встречает неизменно радушная публика.Композитор сильно привязан к семье, и смерть отца в 1835 году становится для него тяжелым ударом, оправиться от которого он смог только погрузившись в работу над ораторией «Павел». Еще через семь лет умирает его мать, а два года спустя – нежно любимая сестра. Это потрясение становится непреодолимым для мастера. Подкошенный трагедией он умер в возрасте всего тридцати восьми лет, так и не успев закончить воплощение замысла оперы «Лорелея».
Читайте также:  За что мария склодовская-кюри дважды получила нобелевскую премию?

 

Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Исторические факты о театре, опере и балете

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или…

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность…

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту…

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х…

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной…

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной…

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом…

Совет

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы…

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в…

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса….

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на…

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в…

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889…

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но…

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским….

Обратите внимание

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал…

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен…

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился…

Предыдущая Следующая

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский…

Источник: http://glinka-capella.ru/f-mendelson/kratko/1754-mendelson-jarkij-predstavitel-muzykalnogo.html

Феликс Мендельсон-Бартольди фортепианные произведения композитора

                        УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

                            ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

                          ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА

                Кафедра специального музыкального инструмента

                     ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ

          ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ  КОМПОЗИТОРА

                                              Реферат

           по предмету «История музыкального исполнительства»

                                                                  Выполнила студентка 1 курса 1 группы

                                                                     Тучковская Ольга Станиславовна

                                                  Гродно, 2012

                                                 ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3                                                                                                               

Глава I Фортепианные сонаты Мендельсона: особенности раннего стиля композитора………………………………………………………………………5                        

Глава II «Песни без слов»………………………………………………………11

Заключение..………………………………………………………………………14                                                                                             

Использованные источники…………………………………………………….15                                                                            

ВВЕДЕНИЕ

Одним из крупнейших деятелей немецкой музыкальной культуры второй четверти XIX века был Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) . Он принадлежит к числу передовых музыкантов-просветителей своего времени. Ему были чужды и ненавистны рутина, мещанская тупость, попытки низвести музыку до пустой салонной болтовни.

Он стремился воспитывать любовь к серьезному искусству, к творчеству великих мастеров. Его интенсивная концертная деятельность способствовала подъему немецкой музыкальной культуры. Руководя лейпцигским Гевандхаузом, Мендельсон добился блестящего расцвета этой концертной организации.

В 1843 году он основал в Лейпциге первую немецкую консерваторию.

Важно

Мендельсон был выдающимся исполнителем. Фортепианной игре он учился у Людвига Бергера (1777-1839). Тонкий мастер фортепиано, превосходный пианист клементиевской школы, Бергер способствовал быстрому виртуозному развитию своего ученика.

С девятилетнего возраста Мендельсон начал выступать публично.

Когда Феликсу исполнилось двенадцать лет, Цельтер – учитель по композиции – привел его к Гете, и тот часами слушал игру талантливого мальчика (обычно это были импровизации, исполнение фуг Баха или еще каких-нибудь произведений).

По мере художественного  развития молодого музыканта постепенно складывались его просветительский воззрения. Одновременно у него усиливалось  отрицательное отношение к искусству  модных салонных виртуозов. « Зачем  я буду тридцать раз слушать вариации  Герца, — говорил Мендельсон.

– Они  доставляют мне так же мало удовольствия, как канатные плясуны и прыгуны; смотря на последних, испытываешь по крайней мере варварское удовлетворение оттого, что, хотя и боишься все время, как бы они не свернули себе шею, с ними этого все-таки не случается, фортепианные же прыгуны даже не рискуют своей жизнью, а лишь нашими ушами, в чем я не хочу принимать никакого участия».

Под управлением Мендельсона  систематически звучали выдающиеся произведения мировой симфонической  и хоровой литературы. Выступая как  пианист, он играл, помимо собственных  произведений, произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Вебера и других крупных  композиторов.

Особенно отмечали его  исполнение Четвертого концерта Бетховена  ( в 1832 году Мендельсон познакомил с ним парижских слушателей, для которых сочинение оказалось новинкой).

Среди заново открытых им произведений классиков был Концерт для трех клавиров Баха ( исполнен по рукописи в 1835 году Мендельсоном, Мошелесом и Кларой Вик).

Игра Мендельсона, по свидетельству  современников, отличалась « изумительной  законченностью и выдержкой, точностью  и силой». Но не это в ней было главным.

Она приковывала внимание прежде всего своей редкой одухотворенностью: « Инструмент забывался, воспринималась лишь интерпретация сочинения – Мендельсон играл, правда, только значительную музыку.

Это было музыкальное откровение, обращение духа к духу».

                                             ГЛАВА I

                 ФОРТЕПИАННЫЕ СОНАТЫ  МЕДЕЛЬСОНА:

           ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО СТИЛЯ КОМПОЗИТОРА

Совет

Ранний  период творчества Феликса Мендельсона – 1820-е годы – уникален по своей интенсивности. В это время не только происходит становление творческой  личности композитора и закладываются основы его художественного стиля, но и появляются первые шедевры.

Читайте также:  Откуда у невроза ноги растут?

Основанием столь блестящих результатов становится активнейшее освоение юным Мендельсоном практически всех основных европейских жанров.

В исключительно многообразную жанровую картину творчества композитора 1820-х годов входят музыкально-театральные жанры (зингшпили, лидершпили, отдельные сцены), духовные жанры (кантаты,  Salve Regina, Te Deum, Gloria, Magnificat и др.

), светские кантаты, хоровые и сольные песни, концертные арии, камерно-инструментальные жанры (фортепианные квартеты, струнные квартеты, сонаты для скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано и т.д.), симфонии, концерты для фортепиано и для скрипки, увертюры ( в том числе, «Сон в летнюю ночь», «Морская тишь и счастливое плавание»),  фортепианная музыка.

В этом поистине бесконечном  ряду ранних сочинений Мендельсона  особое место занимает жанр фортепианной сонаты, представленный циклами g-moll op. 105 (1821), E-dur op.6 (1826), B-dur op.106 (1827) и «Шотландской сонатой» (Фантазией) fis-moll op. 28 (1828-1829).

Кроме того, есть сведения о набросках сонат e-moll и a-moll, а также о сонате f-moll (1820), опубликованной в Нью-Йоркском издательстве Тодда, которая, к сожалению, пока для нас не доступна.

На рубеже 1830-х – 40-х годов Мендельсон обратился к фортепианной сонате еще раз, задумав соль-мажорный цикл, но это произведение сохранилось в отдельных фрагментах.

Фортепианные сонаты Мендельсона  мало известны широкой публике.

  Вероятно, это связано с тем, что сам композитор опубликовал только ми-мажорный цикл и «Шотландскую сонату» ( Фантазию), а в 1830-е – 40-е годы работал в других жанрах – концертных и предназначенных для любительского музицирования, которые отодвинули на второй план более ранние сочинения. Между тем, в фортепианной сонате не только последовательно предстает процесс формирования художественной индивидуальности композитора, но и в практически полностью сформировавшемся виде очерчивается образная картина, характерная для творчества Мендельсона, а также происходит обобщение его исканий, связанных с другими жанрами, например, с камерными ансамблями, симфониями, увертюрами. Кроме того, в фортепианных сонатах складывается своя специфика, отличающая их от других жанровых форм сонатного цикла.

Облик каждой мендельсоновской сонаты индивидуален, что во многом предопределяет интенсивной творческой эволюции автора. Так, соль-минорная соната, написанная в двенадцатилетнем возрасте, достаточно традиционна: она представляет собой трехчастный цикл лирико- драматического характера.

Обратите внимание

Сочиненная двумя годами позже соната E-dur – уже совершенно зрелое произведение. В ее содержании акцентируется лирическая сторона, а в большой четырехчастной композиции, явно вдохновленной бетховенской сонатой A-dur op. 101, обнаруживаются поэмные черты.

Законченный приблизительно через год после ми-мажорной сонаты цикл B-dur сохраняет ее контуры, однако теперь на первый план выходят образы динамичного, празднично-концертного характера, продолжающие линию ми-мажорного финала.

Наконец, в Фантазии – «Шотландской сонате», написанной через два года посте сонаты си-бемоль мажор, Мендельсон возвращается к лирико-драматической идее и трехчастной композиции.

В фортепианных сонатах проявляется  романтическое отношение композитора  к художественному образу как  к явлению внутри себя бесконечно сложному, постоянно развивающемуся, устремленному к возвышенному идеалу.

С этим связаны драматургические решения первых частей в сонатах g-moll и B-dur, когда тематический материал первой половины экспозиции продолжает свое развитие во второй, меняя свой колорит на более светлый, акцентируя лирическую сторону содержания.

С этим также связан «улетающий», «парящий» облик многих мендельсоновских тем, причем, не только фигурационных, но и мелодических, даже хорально-аккордовых.

Появляются характерные для Мендельсона «многоточия» — замирающие, растворяющиеся в тишине окончания праздничных финалов в сонатах E-dur и B-dur, как в увертюре «Сон в летнюю ночь» — казалось бы «реальные» жанровые картины также оказываются эфемерными, устойчивость, стабильность – лишь иллюзия.

Праздник трактуется как переход, грань, после которой начнется новая жизнь, появятся новые мечты. Это ощущение бесконечности жизненного потока и его устремленности к светлой, идеальной стороне бытия придает художественному миру Мендельсона удивительно счастливый характер: как будто имя композитора предопределяет сущность его художественного мира.

Важно

Наверное, ярче всего ранний стиль Мендельсона раскрывается в его интерпретации лирики, которая  имеет в фортепианных сонатах  исключительно утонченный, изменчивый, «нематериальный» характер, не столь  свойственный, например, его многим концертным, симфоническим или салонным образцам, более «определенным» , завершенным.

  Эти качества мендельсоновского лирического образа проявились уже в ми-бемоль мажорном Adagio из детской соль-минорной сонаты – романтической кульминации цикла, с диалогом выразительных арабесок, с постоянными интонационными и структурными их преобразованиями, с неоднозначной формой, которая словно «растворяет» в себе признаки различных структур. Медленная часть (третья в цикле) Adagio e senza Tempo из сонаты E-dur становится узловым моментом в драматургии цикла. Ее драматургия максимально удаляется от исходной позиции, обозначенной в первой части – плавного, последовательного развития лирических образов. Она представляет собой напряженный диалог подчеркнуто экспрессивной, минорной главной партии, оформленной как фугато, но превращающейся по мере своего развития в фантазию, и возвышенно-идеального хорала в побочной партии. В то же время именно в Adagio непосредственно возвращается материал первой части – фантастическая фигурация из заключительной партии, осуществляющая переходы от экспозиции к репризе, от репризы к следующей части – финалу.

Лирическая часть сонаты B-dur – Andante. Quasi Allegretto – по сравнению с предшествующими образцами выглядит на первый взгляд более простой, непосредственной, предвосхищающей стиль будущих «песен без слов».

Однако эти черты оказываются своеобразной маской, скрывающей образ внутренне сложный, с тонкими переходами от эйфории дуэта-согласия до скорбного ощущения одиночества.

Воплощение этого образа происходит через постоянные интонационно-фактурные преобразования, придающие структуре Andante свободный, динамичный характер.

Значимость лирики для  юного Мендельсона проявляется  и в том, что в сонатном цикле  она может выйти на первый план, как в цикле E-dur – где первой частью становится романтическое ноктюрновое Allegretto con espressione с непрерывным развертыванием лирического образа, являющего нам все новые грани, или в «Шотландской сонате», I часть которой – Con moto – основана на сопоставлении фантазийно-импровизационных пассажей и фрагментов с мелодическим тематизмом, развивающим образно-тематический диалог из Adagio ми-мажорной сонаты.

Особая интенсивность  развития художественного мира в  фортепианных сонатах Мендельсона  сочетается с ощущением его целостности, масштабности.

Продолжая творческие искания Бетховена, Шуберта и  Вебера, композитор стремится объединить сонатный цикл в единую поэмную композицию, вводя прием  attacca, выписывая связующие ходы между частями, обращаясь к тематическим реминисценциям.

Совет

Например, в ми-мажорной сонате тема заключительной партии появляется в III части – Adagio и связывает его с финалом, а проведение мечтательной темы главной партии I части завершает весь цикл, в сонате B-dur переход к финалу осуществляют мотивы из главной партии первой части, а в эпизоде перед кодой финала звучат мотивы из скерцо. Тематические репризы композитор будет использовать и в других произведениях, например, в струнном квартете op.13 a-moll, в «Шотландской» симфонии, в которой тема вступления возвратится в финале, но уже в радикально измененном виде.

Особое внимание Мендельсона  к временным процессам в его  фортепианных сонатах касается не только образно-интонационного развития и  обновление внутренних структур, но и  обращения к разным стилям, что  придает драматургии произведений особую глубину.

Прежде всего, это открытость молодого композитора барочной традиции, которая проявляется в активном использовании полифонических приемов, включении фугато в сонатный процесс  ( причем, не только в разработку, как в I части сонаты B-dur, но и в главную партию – в Adagio сонаты E-dur ), обращении к барочному фантазийному стилю ( в сонате E-dur и «Шотландской сонате»), к старинным принципам развития – как в экспозиции I части «Шотландской сонаты», которую можно представить как период старинного типа, с ядром в виде главной партии и развертыванием, охватывающим остальные партии. Эти качества мендельсоновского фортепианного стиля формируются как в фортепианной миниатюре, так и в фортепианных сонатах. Более того, в них классический стиль как будто начинает уходить в прошлое. Примером тому может служить Менуэт из ми-мажорной сонаты, который является именно танцем XVIII столетия, с острой, «суховатой» артикуляцией, выдержанной тихой динамикой, вызывающими ассоциации со звучанием старинных инструментов, четкими ритмичными мотивами, лаконичной фактурой, тогда как менуэты Вебера и Шуберта нередко ничем не отличаются от скерцо.

Для сонатной драматургии  Мендельсона в целом характерно активное взаимодействие, диалог барочного, классического и романтического стилей: так, Менуэт следует после  романтического Allegretto con gran espressione, барочные фугато-фантазии в Adagio сочетаются с лирическим хоралом и фантастическими фигурационными арабесками, предвосхищающими образы Шопена, Шумана и Листа, в первой части Фантазии – «Шотландской сонаты» — барочные пассажи чередуются с проведениями выразительной «балладной» темы, интонации которой получат развитие у самого Мендельсона, например, в лейттеме  «Шотландской симфонии», некоторых песня без слов, и у Шумана – в теме главной партии I части его фортепианного концерта. При этом романтический стиль также воспринимается композитором как явление уже сложившееся и связанное с конкретными образцами, например, с музыкой Вебера, с фрагментами поздних бетховенских сонат.

Процессуальность, динамичность художественного мира фортепианных сонат Мендельсона проявляется не только на уровне отдельных циклов и их внутренних структур, но и на уровне жанровой системы в целом – как непрерывное становление этого мира.

Наметившиеся в детской соль-минорной сонате скерцозно-драматические и лирические образы развиваются в последующих сонатных циклах: в сонате E-dur на первый план выходит лирика в многообразии своих оттенков, в сонате B-dur не менее многообразно представлены скерцозные образы, в Фантазии ( «Шотландской сонате» ), как и в цикле g-moll, активизируется драматическая сторона, что уравновешивает проявления лирического и жанрово-скерцозного начал в мажорных циклах. В этом последовательном развитии образных сторон, осуществляющемся в фортепианных сонатах, особенно отчетливо выражена «органичность» художественной системы Мендельсона, в которой даже в поздних произведениях обнаруживается явная преемственность по отношению к сочинениям раннего периода творчества. Сонаты, таким образом, можно представить как своего рода «ствол» жанрового «древа», от которого произрастают «ветви» концертных жанров, симфоний, камерных ансамблей, разнообразных малых форм – предназначенных как для салонного музицирования, так и для профессионального бытования.

Источник: http://stud24.ru/music/feliks-mendelsonbartoldi-fortepiannye-proizvedeniya-kompozitora/417403-1436016-page1.html

Феликс Мендельсон: биография, интересные факты, видео, творчество

Феликс Мендельсон

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди – выдающийся композитор, автор знаменитого «Свадебного марша», который также прославился как пианист, вокалист, преподаватель и дирижер. Он считается крупнейшим представителем романтического направления в классической музыке. Кроме того, Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию и стал первым ее руководителем.

Краткая биография

Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге в состоятельной и влиятельной семье еврейского банкира. Его отцом был Авраам Мендельсон, а дедом Моисей Мендельсон, основоположник движения еврейского Просвещения, философ и проповедник идеи веротерпимости.

Спустя пару лет после рождения мальчика его семья обратилась в лютеранство, после этого события к главному семейному имени добавилось второе – Бартольди. С малых лет Феликс воспитывался в благоприятной обстановке, способствующей просвещению, созданной для детей их любящими родителями.

Обратите внимание

Он получил отличное разностороннее образование, имел возможность общаться со знаменитыми представителями интеллигенции, в доме частенько гостили выдающийся философ современности Фридрих Гегель и музыкант Карл Цельтер.

Мама маленького Феликса первой заметила склонность к музыке у будущего композитора и его родной сестры Фанни. Именно она стала их первым преподавателям, привила детям чувство прекрасного и заложила основы нотной грамоты.

Когда Леа поняла, что дала все, что могла, отдала детей на обучение к выдающемуся берлинскому преподавателю музыки Людвигу Бергеру. Теорией с ними занимался сам Цельтер.

Также мальчик пожелал осваивать скрипку, в чем ему тоже помогали первоклассные преподаватели, а затем перешел на альт, который в будущем станет его любимым музыкальным инструментом.

Уже в возрасте 9 лет Феликс впервые выступил на публике как пианист, а всего через год покорил зрителей своими вокальными способностями. В это же время появляются его ранние сочинения: сонаты для скрипки и фортепиано, органные композиции.

Генрих Гейне уже тогда называл юное дарование «музыкальным чудом».

В это же время композитор вовсю занимается концертными выступлениями, предстает перед публикой как дирижер и исполнитель не только чужих, но и собственных творений, а в 1824 году на сцене была сыграна его первая самостоятельная опера «Два племянника».

Начало серьезного творчества

На творчество и взгляды Мендельсона, помимо образования и общения с умнейшими людьми той эпохи, всегда оказывали влияния путешествия. Родители всегда старались показывать мальчику свет, и когда тому исполнилось 16 лет, отец Авраам взял его с собой в деловую поездку в Париж.

В то время город считался культурным центром Европы, в нем жили и творили известнейшие композиторы – Россини, Мейербер.

Важно

Руководитель консерватории в Париже дал наивысшую оценку его успехов, однако на самого Мендельсона французские музыкальные традиции не оказали особого впечатления.

Об этом говорит его личная переписка с друзьями и записи его сестренки Фанни. Тем не менее полезные связи в высшем обществе творческой интеллигенции Феликсу удалось завести.

Мендельсоны возвратились домой в Берлин в конце того же года. Юноша повторно отправляется к Гёте и у него в гостях впервые исполняет посвященный ему концерт для фортепиано. В августе 1825 года он заканчивает работу над своей первой серьезной работой — оперой в двух частях «Свадьба Камачо» по мотивам «Дон Кихота».

Читайте также:  Действительно ли люди верят в бога?

Летом 1826 года за считаные недели Мендельсон пишет одно из самых узнаваемых своих творений – знаменитую Увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». 12 минут композиции открывают слушателю чудесный мир, полный слегка наивных юношеских грез.

В 1827 году впервые планировалась сценическая интерпретация «Свадьбы Камачо». Премьеру спектакля публика приняла тепло, опера заслужила хорошие отзывы критиков, но из-за постоянных закулисных интриг и хитросплетений вторая постановка оказалась сорванной.

Мендельсон остался так разочарован в своем творении, что навсегда зарекся писать оперы, а сосредоточил свое внимание на инструментальных произведениях.

В этом же году молодого музыканта принимают в Берлинский университет имени Гумбольдта, где он слушает лекции одного из самых первых своих преподавателей Фридриха Гегеля.

С ранних лет Мендельсон заинтересовался творчеством незаслуженно забытого в то время И.С. Баха.

Совет

Еще в детстве бабушка мальчика преподнесла ему манускрипт «Страстей по Матфею», а нотные тетради с сочинениями Баха, в роли учебного пособия на занятиях, давал ему Цельтер.

Позднее, в 1829 году под руководством Мендельсона публика вновь услышала «Страсти по Матфею» и это событие вошло в историю музыки.

Концертная деятельность

На волне успеха от показа «Страстей по Матфею» Мендельсон впервые едет в концертный тур в Лондон.

Здесь он многократно выступает со своими оркестровыми произведениями, ставшей знаменитой и узнаваемой увертюрой ко «Сну в летнюю ночь», а также исполняет любимые произведения Бетховена и Вебера.

Концерты музыканта пользуются такой популярностью, что вслед за Лондоном он едет покорять Шотландию, позже, находясь под неизгладимыми эмоциями от поездки, он напишет «Шотландскую» симфонию. Домой в Берлин Мендельсон приезжает звездой европейского масштаба.

Визит в Англию стал лишь началом гастрольной деятельности композитора, которую спонсировал его отец, после нее он отправляется покорять Италию, а по дороге наведался в гости к Гете. В 1830 году Мендельсону поступило предложение занять вакантную должность при Берлинском университете, где ранее обучался, но он отвергает его в пользу тура.

Все лето 1830 года пролетает в разъездах: Мюнхен, Париж, Зальцбург. В Риме композитор остается до конца зимы, где работает над вступлением к «Гебриде» и пишет ноты к «Первой Вальпургиевой ночи».

Путь домой весной 1831 года пролегает снова через Мюнхен, где Мендельсон дает целый ряд фортепианных концертов.

Обратите внимание

Он весь погружен в страстное чувство к красавице Дельфине фон Шаурот, он посвящает ей свой новый клавирный концерт, наспех записывает его на клочке бумаги и исполняет перед королем Баварии.

Невероятный успех Мендельсона

В возрасте 26 лет Феликс Мендельсон становится самым молодым руководителем Гевандхауса. Он сразу же находит общий язык с оркестром, ему удается обуздать и настроить под себя музыкантов, которые даже того не замечают.

Концерты в Гевандхаусе под предводительством Мендельсона быстро приобретают общеевропейскую значимость, а сам композитор становится видной персоной.

В Лейпциге Мендельсон успевает работать только во время отпуска, именно тогда он заканчивает задуманный еще в дюссельдорфском периоде триптих на религиозную тему «Элиа – Павел — Христос».

Вскоре после кончины отца, матушка Феликса берет с него обещание найти себе подходящую жену, и уже осенью 1836 года он сочетается браком с девушкой из зажиточной семьи – Сесилией Жан-Рено. В семейной жизни Мендельсон обрел долгожданную гармонию.

Жена его не отличалась особым умом, но была заботливой и хозяйственной, к тому же он не раз заявлял, что высокообразованные дамы из высшего общества ему глубоко отвратительны. В браке родилось пятеро детей, а окрыленный Мендельсон черпал в семейном счастье новые творческие замыслы.

В 1840 году ходатайствует об учреждении в Лейпциге первой в Германии консерватории, которая затем была основана спустя три года.

В 1841 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV вызывает Мендельсона в Берлин, которому по его задумке была уготована честь стать главным музыкальным центром всей Германии.

Он поручает композитору заняться реформированием Королевской Академии искусств.

Важно

Мендельсон решительно берется за дело, но его деятельность натыкается на такой яростный отпор со стороны берлинской творческой интеллигенции, что он оставляет попытки и покидает Берлин.

Последний период жизни и творчества

В 1845 году король саксонский убеждает Мендельсона возвратиться в Лейпциг. Он снова берет на себя руководство оркестром Гевандхауса и сохраняет этот пост в течение оставшегося ему времени.

В 1846 году он оканчивает свой труд над ораторией «Элиа» и представляет ее слушателям в Бирмингем. После, в письмах к брату он напишет, что никогда еще созданные им произведения не имели такого успеха, как премьера «Элиа».

Несколько часов кряду, пока длился концерт, публика сидела не шелохнувшись, находясь в постоянном напряжении.

После окончания гастролей он приступает к третьей части – «Христос», но здоровье подводит композитора, и он вынужден прервать работу.

Музыканта часть мучают приступы плохого настроения и все усиливающаяся головная боль, поэтому семейный врач запрещает ему гастрольную деятельность. В октябре 1847 году он перенес инсульт, а сразу за ним 3 ноября второй.

4 ноября 1847 года ранним утром на 39 году жизни композитора Феликса Мендельсона не стало. До последнего вздоха рядом с ним была его любимая жена Сесилия.

Интересные факты

  • В 1821 году преподаватель теории Цельтер представил Мендельсона знаменитому Гёте, который очень положительно отнесся к трудам начинающего музыканта и в дальнейшем стал его старшим товарищем и наставником.
  • Кроме склонности к музыке, Мендельсон любил рисовать. Он прекрасно владел карандашом и акварелью, свои письма к друзьям и родным он нередко снабжал рисунками и юмористическими заметками, что свидетельствовало об остроте его ума и веселом нраве.
  • 11 мая 1829 года в Певческой Академии Берлина прошло первое со времен кончины Баха представление «Страстей по Матфею», под управлением Мендельсона. Впечатление, которое вызвало произведение, было таким мощным, что Академия приняла решение о ежегодном включении его в репертуар. Именно после этого выступления возрождается баховское движение XIX века, а Мендельсон получает мировое признание.
  • Во времена, когда Мендельсон принял на себя руководство лейпцигским Гевандхаузом, ему поступало множество предложений о включении в концертную программу произведений талантливых молодых и уже опытных композиторов. Одним из тех, кто предлагал свои труды, был и Рихард Вагнер со своей ранней Симфонией. К его негодованию работу Мендельсон куда-то подевал. Этим можно объяснить сильную нелюбовь Вагнера к композитору и его резкую критику после смерти последнего.
  • По мнению отца Авраама, именно старшая дочь Фанни подавала наибольшие надежды в музыкальном плане. Однако, в то время немыслимым считалось, чтобы женщина делала музыкальную карьеру. Фанни осталась талантливым, но непрофессиональным композитором.
  • Во время гастролей в Париже, Мендельсон представил публике «Реформационную симфонию», которая провалилась еще на стадии репетиции с оркестром. Это событие стало первым серьезным творческим разочарованием, после которого Мендельсон был глубоко уязвлен.
  • После успешного выступления в Лондоне, Мендельсон получил весьма выгодное предложение занять место главного дирижера Рейнского фестиваля в Дюссельдорфе. А в 1835 году, после выступления на кельнском музыкальном фестивале, он получает предложение занять пост руководителя оркестра симфонических концертов Гевандхауса в Лейпциге и сразу же его принимает.
  • 1836 году композитор получает звание доктора философских наук.
  • Образ Мендельсона часто идеализируют, описывая его примерным семьянином и спокойным человеком. Письма его племянника рушат этот образ, тот сообщает, что композитор был подвержен резким перепадам настроения, порой впадал в угрюмое состояние или начинал бессвязно бормотать. Возможно, такое поведение постепенно привело к ухудшению здоровья и повлекло за собой смерть в раннем возрасте.
  • Все дети Мендельсона, кроме второго по старшинству, который умер от долгой болезни, прожили длинные жизни и стали уважаемыми представителями науки, культуры и искусства. Жена Сесилия пережила любимого мужа всего на шесть неполных лет.
  • Спустя много лет после смерти композитора, выяснилось, что он мог быть не таким верным супругом для своей жены, как принято было считать. В документах, которые якобы существуют, но никогда не были представлены общественности, утверждается, что Мендельсон имел глубокую эмоциональную связь со шведской певицей Йенни Линд. Любопытно, что в нее был влюблен также знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен. В письмах к возлюбленной Феликс Мендельсон якобы молил ее о свиданиях и угрожал в случае отказа суицидом. После появления таких слухов возникли сомнения в том, что смерть композитора наступила по естественным причинам.
  • 17 мая 1847 года Мендельсон получил самый страшный удар, пережить который был уже не в состоянии из-за подорванного психического здоровья – в возрасте всего 42 лет от удара умирает его родная душа — горячо любимая старшая сестра Фанни. После ухода из жизни обоих родителей именно она олицетворяла его связь с семьей, и после ее кончины композитор, по его собственным словам, утратил свое «я».
  • При нацистском режиме во время Второй Мировой Войны имя Мендельсона, еврея по происхождению, было вычеркнуто из страниц истории немецкой музыки, а памятник, установленный перед зданием Лейпцигской консерватории, снесли и продали на металл.
  • При жизни репутация композитора была очень высока. Его уважали коллеги и ученики. Однако, после смерти Мендельсона на все его творчество с резкой критикой обрушился Рихард Вагнер, который называл произведения музыканта «бессмысленным бренчанием». Он порицает его за бессмысленное копирование великих классиков, а тщетность претензий на гениальность связывает с его еврейским происхождением. Впрочем, современники не раз отмечали, что Вагнер был не вполне искренним в своих нападках, а его истинное мнение часто расходилось с его напыщенными словами. 

Свадебный марш Мендельсона

Не многие композиторы могут похвастаться таким знаковым и узнаваемым произведением, как «Свадебный марш» Мендельсона. Если примерно подсчитать, сколько раз он был исполнен за все время в разных уголках планеты, то этот рекорд не сможет побить ни один другой шедевр классической музыки.

Впрочем, сам автор даже не догадывался, какой успех ждет его творение, да и во время премьеры, где исполнялась эта мелодия впервые, публика особо не оценила ее.

Стоит отметить, что «Свадебный марш» — это не самостоятельное произведение, а лишь часть музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» и изначально он не олицетворял трогательный момент вступления в брак двух любящих сердец.

Совет

Марш звучит во время женитьбы героев Шекспира – Осла и волшебной Королевы и является ничем иным, как насмешкой и сатирой над пышным церемониалом.

Свое современное значение Марш приобрел уже после смерти композитора, когда в качестве свадебной музыки его избрали будущий король Пруссии Фридрих III и его невеста английская принцесса Виктория. Девушка очень увлекалась музыкой и ответственно подошла к выбору произведений для церемонии бракосочетания. Перебрав все образцы, она остановила выбор на двух композициях, одной из которых и стал «Свадебный марш» Мендельсона.

Музыка в фильмах

Музыку Мендельсона можно встретить во многих кинолентах и мультфильмах. Режиссеры многих стран и десятилетий довольно часто обращались к творчеству композитора.

Произведение Фильм
Симфония 4 Итальянская  «Гранд Тур» (2017)
«Спасибо за обмен» (2012)
Свадебный марш      «Бархат» (2016)
 Мультсериал «Симпсоны»
«Теория большого взрыва»
«Красавцы» (2015)
«Менталист» (2013)
«Сбежавшая невеста» (1999)
Песни без слов     «Сопротивление» (2011)
«Льюис» (2010)
«Однажды» (2007)
«Шоу Рена и Стимпи» (1995)
«Чокнутый» (1993)
 Концерт для фортепиано №1   «Помнить» (2015)
«Испытания Кейт Маккол» (2013)
 «С тобой или без тебя» (1999)
 Концерт для скрипки ми минор  «Моцарт в джунглях» (2014-2015)

Известный композитор и музыкальный критик Шуман назвал Мендельсона «Моцартом девятнадцатого столетия», а П.И. Чайковский очень высоко оценил его композиторские способности. С этим трудно не согласиться, автор знаменитых «Песен без слов», «Свадебного марша» и многих других ярких произведений известен по всему миру, и ежегодно круг почитателей его таланта только возрастает.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть фильм о Феликсе Мендельсоне

Источник: http://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/feliks-mendelson

Ссылка на основную публикацию