Маковецкому — 60! как актёр работал дворником, но не ушёл из театра?

Культура

№45 от 08 ноября 2018 года



Сергей Маковецкий – актер популярный и востребованный. Он снимается в фильмах, играет в театре, озвучивает мультипликационные фильмы. Его кинодебют состоялся в 1982 году
в фильме «Взять живым», а всего на счету Маковецкого около 80 ролей. В 1994 году он был признан лучшим драматический актером Европы.

– Сергей Васильевич, в детстве вы хотели быть врачом, а театром увлеклись случайно?

– В 8 классе у меня с мамой был разговор, она интересовалась, кем я хочу быть, когда окончу школу.

И я уверенно сказал ей, что после  8 класса поступлю в медицинское училище, а после буду работать фельдшером. Затем окончу медицинский институт и стану детским врачом.

Но этому не суждено было сбыться, потому что, как вы говорите, я случайно увлекся театром, хотя еще в детстве разыгрывал представления.

– Расскажите, как это происходило? 

– Включал музыку и импровизировал фигурные прыжки с поворотами, кульбитами. У меня по очереди выступали спорт- смены из Англии, Америки и советский фигурист, в котором я видел себя.

После каждого выступления комментировал,  затем оценивал и всегда Сергей Кузнецов был лучшим и становился чемпионом. Моя игра была предощущением актерской работы.

Обратите внимание

А еще в детстве  любил проводить время в деревне у тети, а у нее было пятеро детей, которых она оставляла на меня. И я их развлекал, устраивал кукольные представления, сочинял сказки.

Позже пел в школьном хоре, танцевал в ансамбле народных танцев, играл на барабанах. Однажды учительница английского языка, которая организовала школьный театр, настойчиво стала приглашать меня зайти к ним после занятий. Я всячески отнекивался, но она не сдавалась. Ничего не оставалось, как зайти в ее класс.

А Татьяна Петровна как будто меня ждала, сразу заявила, что они готовят к постановке пьесу Островского и в ней есть для меня роль Аркашки Счастливцева. И протянула мне текст со словами: «Почитайте». Я, заикаясь, начал читать под общий хохот. Но удивительно – меня зацепило! А еще мне понравилось, что на время репетиций учеников снимали с уроков.

Словом, стал готовиться к роли. Память у меня была хорошая, поэтому текст выучил легко.

И вот премьера перед всей школой. До сих пор помню, как дрожали у меня ноги, когда впервые вышел на сцену. Не знаю почему, но я решил, что буду хромать. Играя на сцене, вдруг понял, что хромаю на самом деле: выбирая для постановки вещи, надел все самое старое, что было в доме, в том числе ношеные ботинки,  в одном ботинке вылез гвоздь, который цапал мне ногу.

Прямо на сцене снял ботинок, нашел полено и стал забивать этот гвоздь. В зале думали, что я это делаю потому, что так нужно по роли, и было много аплодисментов и смеха. В результате – большой успех и первые цветы. И пусть это была ветка вишни, они цвели около школы, мне было приятно, что  мне ее подарила девочка.

А все преподаватели точных предметов поняли, что я не их ученик, а прирожденный артист.

Помню, что после того спектакля у меня была бессонная ночь, которая перевернула мое сознание.

Важно

А Татьяна Петровна убедила, что мне необходимо среднее образование – ведь после 10 классов я могу поступить в театральный вуз.

И когда маме сказал, что еду в Москву поступать на актера, она не стала спорить. Только вздохнула: «Ой, Сережа, на это надо большие деньги». На что я ответил: «Пробьемся, мама».  

– Но после школы вы не поехали в Москву, а поступали в Киевский институт театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого?

– Да, и получил по сочинению два, потому что написал от волнения не по теме. Было задание написать сочинение «Исторические образы в романе «Война и мир». Я размышлял, кто в романе больше исторический персонаж – Пьер Безухов или Наташа Ростова, и выбрал Ростову.

Но за 10 минут до окончания экзамена произошло прояснение в голове, и  понял, что написал не по теме, потому что на самом деле исторические образы в романе – Кутузов и Наполеон.

Времени переписывать не было, и под сочинением оставил
постскриптум: «Сочинение хорошее, поэтому прошу быть снисходительными».

В общем, после провала экзамена по литературе устроился в театр имени Леси Украинки рабочим сцены. А через год поехал покорять Москву.

В 18 лет я был нахальный, без всяких комплексов. И поэтому ехал прямо к Табакову: прочитал в газете, что он набирает курс. Но в приемной комиссии Табакова не увидел, сначала растерялся, а потом стал громко читать стихи Симонова. Но громко – это не значит хорошо, и Константин Райкин меня не оценил.

Провалившись, вышел в коридор, спросил, почему Олега Павловича нет в комиссии. Мне объяснили, что он будет принимать у следующего потока. Набравшись наглости, повторно зашел на курс, который набирали Табаков, Андреев, Центральный детский театр и Театр юного зрителя.

После того, как прочитал стихи, видно было, что Табаков сомневается, потому что в последней пятерке, которую запустили в финале, оказалось два равноплановых претендента. Поэтому он спросил у своих коллег: «Ну что, есть интерес?».

Совет

Я не слышал обсуждения (уже вышел из аудитории), но чуть позже ко мне подошла декан факультета ГИТИСа и сказала, что мной заинтересовались педагоги Центрального детского театра. Я категорически ответил, что не хочу в детский театр.

В тот же день без документов, которые остались в ГИТИСе, попал на прослушивание  в Щукинское училище. А назавтра узнал, что получил «пять» и побежал в ГИТИС забирать документы.

– После окончания театрального училища вы были приняты в труппу театра имени Е.Б. Вахтангова. А правда ли, что из актеров вы на три месяца были переведены в дворники?

– Такой случай действительно был: я оказался не прав, и меня разжаловали в дворники.

Художественный руководитель театра Рубен Симонов очень хорошо ко мне относился, но в то же время боялся давать мне главные роли. Помню, очень хотел сыграть Моцарта в новом спектакле.

Ради этого похудел на 15 килограммов, но когда  после отпуска с горящими глазами пришел на распределение ролей и вместо Моцарта получил роль слепого музыканта, был возмущен.

Чтобы доказать, что готов к роли Моцарта, решил поговорить с директором театра, но от эмоций не хватило слов: схватил стул и бросил его в зрительный зал.

На следующий день директор театра пришел с перевязанным пальцем, утверждая, что это я ему повредил руку, зацепив стулом. Меня хотели выгнать из театра, но я показал им КЗОТ, где было написано, что по такой-то статье предусмотрен перевод на нижеоплачиваемую должность.

А так как в театре была свободна только ставка дворника, меня из актеров на три месяца перевели в дворники, что, естественно, сказалось на моей семье, потому что вместо 140 рублей я стал получать 60. У меня был участок от служебного входа до входа в театр.

И я честно его убирал от снега и льда.

– Раз уж вы вспомнили про семью… Говорят, у вас была удивительная история знакомства с вашей женой Еленой.

– История знакомства действительно интересная. Я в то время снимался на Одесской киностудии. Проходя по коридору, обратил внимание, что Станислав Говорухин разговаривает с симпатичной женщиной (это была моя будущая жена), которая жалуется ему на свою женскую долю – одна растит сына. На что Говорухин со свойственным ему юмором сказал: «В таком положении кому ты нужна, старая кляча?».

Лена отшутилась, что если захочет, то найдет себе молодого парня, который на ней женится. И показала на меня: «Например, вот этот». Когда я замедлил шаг, Лена в шутку спросила у меня: «Молодой человек, женитесь на мне?». И я, чтобы поддержать разговор, согласился. А потом вечером мне почему-то захотелось увидеть эту женщину, я ее разыскал.

Постучавшись, зашел в комнату со словами: «А где моя жена?».

Мы стали общаться и при встрече друг другу говорить: «Привет, жена», «Привет, муж». Не заметили, как стали близкими людьми. И когда я из Одессы уехал в Москву, то понял, что мне не хватает общения с Леной.

Обратите внимание

Благодарен ей за то, что она – адмиральская дочка, оставила в  центре Одессы хорошую квартиру, уехала за мной в Москву, где быт был неустроен. Ленин сын Денис был тогда совсем маленьким, мы его вместе воспитывали, и я считаю его своим ребенком.

Теперь я уже дедушка двух взрослых внуков – Ванечки и Глаши.

– Сергей Васильевич, вы 35 лет в браке. Раскройте секрет его долговечности.

– Думаю, он в умении терпеть, не обращать внимания на какие-то вещи, в способности быстро исправлять недоразумения. И, конечно, нужно найти своего человека, с которым комфортно идти по жизни.

Артур МЕХТИЕВ

Источник: https://7dney.by/ru/issues?art_id=6074

Сергей Маковецкий: неравный брак, бедность, ревность и любовь

Второго такого Актера в современной России нет.

Талантище и прекрасный человек! 13 июня 2018 года у Сергея Маковецкого юбилей, ему исполнилось 60 лет, больше половины из которых он прожил вместе со своей женой Еленой.

Спустя 35 лет брака они относятся друг к другу с таким же трепетом, как и в первые дни знакомства. Их совместную жизнь не назовешь безоблачной, но из всех испытаний супруги вышли победителями — и сохранили свою любовь.

Бедный актер и дочь адмирала

Получив диплом об окончании театрального училища, Сергей Маковецкий не мог похвастать успешным стартом актерской карьеры. Да, его приняли в театр Вахтангова, но работая там, ему казалось, что он стоит на месте. Маковецкий мечтал попасть в кино — но на «Мосфильме» ему отказывали, и не единожды.

Тогда он попробовал сменить Москву на Одессу — и не ошибся. На местной киностудии ему предложили роль в фильме «Я — сын трудового народа». День первого гонорара Маковецкий запомнил на всю жизнь.

Радуясь долгожданной работе и зарплате, он бежал по коридору киностудии, когда услышал обращенный к нему вопрос молодой женщины, стоявшей в компании режиссера Говорухина: «Молодой человек! Вы на мне женитесь?»

Настроение у Сергея было отличное, так что игру он поддержал.

— На вас? Женюсь?

— А когда?

— На майских! После этого он побежал дальше, а компания, стоявшая в коридоре, разошлась. Шутку быстро забыли — все, кроме Сергея.

В Москву, за любимым

Что мог он предложить обеспеченной дочке адмирала? Елена подкармливала его даже на свиданиях — приносила из дома вкусные бутерброды. Но Маковецкий тоже старался произвести на нее впечатление: весь гонорар спускал на шампанское и любимые сигареты Лены. Когда съемки в Одессе закончились, встал вопрос, что делать дальше.

Сергею нужно было возвращаться в Москву, к своим туманным перспективам и комнате в театральном общежитии. Лена пошла на это, не задумываясь.

«У ребенка не было письменного стола, и он вынужден был читать книжку в туалете. Стыдно было пригласить в гости друзей. Тут же лежала больная мама Лены… И все — в одной комнате с соседкой. Это могло испортить наши отношения, и нас бы поняли», — признавался Маковецкий.

Выдержать испытание бедностью помогла Ленина мудрость. Будучи старше мужа на 18 лет, она хорошо понимала — чтобы мужчина добился высот в карьере, его надо бесконечно хвалить, несмотря на окружающие обстоятельства.

И она каждый день внушала Сергею, что он гениальный актер, которого в ближайшем будущем ждут признание и популярность.

Дрогнула только однажды — когда охранник на входе не хотел пропускать их в Дом кино.

Лена плакала от обиды, Сергей утешал ее, а затем спросил с горечью: «Когда же я стану знаменитым, чтобы нас пускали в дом кино?» Жена утерла слезы и вдруг уверенно ответила — через полгода. Так и вышло.

Когда на экраны вышел фильм Владимира Хотиненко «Патриотическая комедия», актер Маковецкий мгновенно стал популярным. И их семье пришлось справляться уже совсем с другими трудностями.

Поклонницы

Переехав в Москву, Елена недолго поработала на Мосфильме, а затем посвятила себя дому и заботам о семье. Пока Маковецкий блистал в театре и кино, она оставалась в тени — но по-прежнему вела себя мудро.

«Сережа в смысле женщин, безусловно, верный. Кроме меня, для него никого не существует. Хотя мужа надо всегда контролировать, проверять. У   моего мужа такая профессия, что он весь на виду. Если он на гастролях, на спектаклях, я знаю каждую секунду, где он находится», — рассказывала она.

Но иногда уверенность все же подводила Елену. Однажды Маковецкий уехал на гастроли в Париж и вдруг перестал звонить, хотя в их семье норма созваниваться каждый час. Похудев от волнений на 7 килограммов, Елена встречала его в аэропорту, уже уверенная, что у Сергея роман с другой.

Первые минуты встречи еще больше убедили ее в этом — муж прилетел без обручального кольца.

Важно

Когда выяснилось, что в Париже актера ограбили, забрав телефон и кольцо, Елена даже вздохнула с облегчением. Больше поводов для ревности Сергей не давал — даже с поклонницами разобрался самостоятельно.

«Поклонницами нужно уметь держать дистанцию. Однажды очень настойчивой, которая хотела все, вплоть до семьи, я сказал: «Милая, давай так: мы общаемся, я могу давать советы, быть старшим товарищем, но не больше». Ее это не устроило. И она ушла к другому артисту», — рассказал однажды Маковецкий.

За все 35 лет отношений Елена ни разу не пожалела, что однажды доверила ему свою судьбу, а он ни разу ее не подвел. У супругов так и не появилось совместных детей, но сын Елены от первого брака заполнил этот пробел.

Маковецкие по-прежнему вместе и по-прежнему счастливы — их любовь смогла преодолеть все испытания.

Потоп (1983)

Я, сын трудового народа (1983)

Завещание (1985)

Жизнь Клима Самгина (1986-1988)

Мать (1989)

Сукины дети (1990)

Ребенок к ноябрю (1992)

Макаров (1993)

Брат-2 (2000)

Жизнь и судьба (2012)

Ликвидация (2007)

Поп (2010)

Источник

Источник: https://vse-pro.com/sergej-makoveckij-neravnyj-brak-bednost-revnost-i-lyubov/

Сергею Маковецкому — 60

13 июня исполняется 60 лет известному актеру театра и кино Сергею Маковецкому, которого сегодня называют одним из самых высокооплачиваемых артистов.

Популярность пришла к нему достаточно поздно – долгое время в театре ему доставались только эпизодические роли, а в кино он начал активно сниматься только после 30.

О несыгранных ролях он не жалеет, более того, часто сам отклоняет предложения режиссеров: некоторые темы для него – табу, сообщает Kulturologia.

Сергей Маковецкий родился в Киеве в 1958 г. Своего отца он не знал – тот оставил семью за несколько месяцев до его появления на свет, а вот с матерью у Сергея всегда были очень близкие отношения.

В школьные годы он мечтал стать врачом – но однажды в школьном театре учительница предложила ему сыграть в спектакле по пьесе Островского «Лес». С тех пор он грезил актерской профессией, однако сразу поступить в Киевский театральный институт не удалось – получил двойку за сочинение.

Неудача его не остановила – он устроился в театр имени Леси Украинки рабочим сцены, а через год оправился покорять Москву.

Однако и тут его ждало разочарование: Константин Райкин, который был членом приемной комиссии, прервал Маковецкого, не дослушав до конца, и посоветовал навсегда оставить мечты об актерской профессии – мол, шансы у него ничтожны.

Совет

Зато в Щукинском училище в его талант поверили и приняли на курс Аллы Казанской. После окончания учебы он попал в труппу театра имени Евгения Вахтангова, однако на протяжении 10 лет Маковецкому доставались только эпизодические роли.

Читайте также:  Была ли растерянность в правительстве ссср в первые дни войны?

Первый успех пришел к нему только в конце 1980-х – тогда за роль в спектакле «Зойкина квартира» Маковецкий получил премию фестиваля «Московская театральная весна».

В 1990-х, когда многие актеры остались без работы и были вынуждены оставить профессию, к Сергею Маковецкому пришла настоящая популярность.

Сначала это произошло на театральной сцене, когда он стал ведущим актером театра Романа Виктюка, а затем и в кино.

В конце 1980-х он запомнился зрителям по фильмам «Жизнь Клима Самгина», «Посвященный» и «Мать», в начале 1990-х были «Патриотическая комедия» и «Макаров» Владимира Хотиненко. А благодаря фильмам Киры Муратовой и Алексея Балабанова Маковецкого стали называть одним из лучших актеров России.

После работ в фильмах «Мне не больно», «72 метра», «Двенадцать», «Жмурки» и «Ликвидация» Маковецкий стал одним из самых востребованных артистов. Его творческий диапазон настолько широк, что, казалось бы, ему подвластен любой образ. Однако от многих ролей актер отказывается сознательно.

Ему нередко приходилось играть негодяев и антигероев, но он считает, что соглашаться воплощать на экранах образы преступников и отъявленных мерзавцев – значит, заниматься их популяризацией и заставлять зрителей понять их и проникнуться к ним симпатией.

Именно по этой причине он категорически отказался играть маньяка Чикатило: «Понимаете, есть темы, которые лучше не поднимать, и есть люди, в которых не нужно перевоплощаться, ведь чем больше у вас таланта, тем сильнее вы, сами того не замечая, заставите публику полюбить вашего героя, сопереживать ему… Вы понимаете, ведь для того, чтобы сыграть некого исторического человека (не будем называть, но страшного), о котором мы с вами знаем, его же нужно оправдать, как это ни парадоксально! Иначе публика ничего не поймет».

Обратите внимание

Есть такие роли, от которых Маковецкий отказывается не раздумывая: «Во-первых, я не стал бы сниматься в фильме, где было бы жестокое отношение к детям, к животным. Есть темы, которые меня отталкивают, и у меня были случаи, когда мне предлагали сценарий, а я отказался.

Не стану я сниматься и в кино, где какая-то бесовщина замешана, темные стороны, чернота. Не хочу я вникать в эти темы.

Бывает, что от тебя требуют уж слишком глубоко в себя заглянуть: чтобы сыграть персонажа, нужно открыть внутри себя двери, двери, двери… Но никогда не знаешь, что на тебя посмотрит, когда ты откроешь одну из последних дверей!».

Своим принципам он не изменяет никогда – считает это залогом успеха и единственным способом не утратить самоуважения: «В кино не обо всем надо рассказывать. Я никогда не бросался на работу. Когда ее не было, а мне очень хотелось сниматься, я все равно не брался за что бы то ни было».

Многие режиссеры, которые работали с Маковецким, замолкали, когда он выходил на съемочную площадку, и предоставляли ему полную свободу действий. Алексей Балабанов, снявший актера в пяти своих фильмах, говорил: «На него интересно смотреть на экране. Объяснить такие вещи невозможно.

Он может ничего не делать. Просто стоять. Причем на площадке часто кажется, что ничего особенного. Потом смотришь материал – и все. Разводишь руками. Потому что он именно кинематографичен. Это важно: передается человек на пленке или нет.

У пленки есть такое мистическое свойство – она не всякого любит».

Сергей Маковецкий не скрывает того, что был рад премиям, наградам и званиям, но считает «фанфары» самым сложным испытанием в своей профессии.

Он уже научился спокойно относиться к похвалам и так же спокойно воспринимать критику в свой адрес: «У актера обязательно должно быть смирение. Умение не реагировать на какие-то кажущиеся мелочи. Это очень сложно.

Важно

Ведь большинство актеров считают, что они заслуживают наград и почестей больше, чем кто бы то ни было».

Источник: http://girl21.ru/news/12626-sergeyu-makovetskomu-60.html

Сергей Маковецкий

Народный артист Российской Федерации Сергей Маковецкий – один из немногих российских актеров, снискавших признание и за рубежом: в 1994 году получил звание лучшего драматического актера Европы. Кинокритиками и зрителями артист «вписан» в знаменитый квартет под кодовым названием «ММММ»: Миронов – Машков – Меньшиков – Маковецкий.

Актер Сергей Маковецкий

Этого актера называют «гуттаперчевым мальчиком», мягким и податливым, как пластилин. Ему по силам роли в любых жанрах, он естественен во всех амплуа.

В образе рафинированного интеллигента Сергей Маковецкий смотрится так, словно вырос в семье потомственных аристократов. А в роли бандита он – дитя подворотен и трущоб.

Не верится, но в начале творческого пути Сергей Васильевич получил отказ от мэтров Олега Табакова и Константина Райкина.

Детство и юность

Сергей Маковецкий родился 13 июня 1958 года на окраине Киева – в дачном поселке Дарница на берегу Днепра. Сына воспитала мама – отец оставил семью, когда до рождения Сережи оставалось пару месяцев. В 16 лет, получая паспорт, Сергей взял мамину фамилию, оставив в память об отце разве что отчество.

Мама позаботилась, чтобы Сережа получил все, что имели ровесники. Мальчик рос разносторонне развитым: пел в хоре, играл на ударных инструментах, катался на коньках, ходил в бассейн. Подростком он увлекся водным поло и метил во взрослую сборную, но мама идею сына уйти в большой спорт отвергла.

Сергей Маковецкий в молодости

актерству Маковецкого подтолкнула рука судьбы, в лице которой выступила учительница английского: женщина приобщила ученика к миру театрального искусства в принудительном порядке. В 8 классе по настоянию учительницы Сергей сыграл Несчастливцева в спектакле «Лес». Первое впечатление от выхода на школьную сцену – дикий страх, второе – счастье и упоение от игры. Парень забыл о зрителях.

Желание выучиться после школы на земского врача улетучилось. Сергей Маковецкий, едва получив аттестат зрелости, отправился в Киевский театральный институт. По одной информации, парень «засыпался» на сочинении, по другой – не оказалось мест.

Актер Сергей Маковецкий

Сергей Маковецкий устроился в театре имени Леси Украинки на техническую должность, но через год поехал покорять Москву.

В ГИТИСе будущая звезда слишком выразительно прочитал Константину Райкину стихи Константина Симонова, но мэтр громогласного киевлянина не дослушал, вынеся уничижительный вердикт и совет не тешить себя напрасными надеждами.

Не в характере Сергея было сдаваться после первой неудачи. Абитуриент отправился в другие театральные вузы.

Сергей Маковецкий в молодости

Надежд киевлянина не оправдал и Олег Табаков, к которому тот вскоре попал на экзамен. Нет, Олегу Павловичу монолог булгаковского Лариосика в исполнении юноши понравился, но скорая перспектива армейской службы, на которую Сергей Маковецкий вот-вот отправится, заставила мэтра сказать «нет».

«Да» Маковецкий услышал в Щукинском училище. Сергея приняли на курс Аллы Казанской. От армии талантливый притворщик успешно «откосил»: призывная комиссия увидела в исполнении артиста спектакль под названием «Мигрень». Аплодисментов не последовало, но «белый билет» вручили.

Театр

После окончания училища в 1980 году Сергей Маковецкий по распределению попал в театр имени Евгения Вахтангова. Дебютировал в постановке «Старинные водевили», но главные роли его обходили: актеру до конца 80-х доверяли эпизоды.

Перелом в творческой биографии случился в 1989 году: за роль китайца Херувима в постановке «Зойкина квартира» Маковецкому вручили премию фестиваля «Московская театральная весна».

Сергей Маковецкий в театре

В 1990 году актер познакомился с Романом Виктюком, который ставил пьесу в театре имени Вахтангова. Молодой талант сразу же приглянулся режиссеру, и хотя тогда Маковецкого в постановке не задействовали, Роман Виктюк пригласил Сергея играть в собственном театре.

На 7 лет Сергей Маковецкий стал ведущим актером в театре Виктюка, играя там главные роли Шостаковича в пьесе «Уроки мастера», Ильи в «Рогатке», Валерио в эксцентричной постановке «Любовь с придурком». Благодаря гастролям театра о таланте российского артиста узнали за рубежом.

Роман Виктюк, Людмила Максакова и Сергей Маковецкий

По некоторым сведениям, режиссер и актер рассорились, и их сотрудничество прекратилось. Название последнего спектакля Виктюка, в котором Маковецкому досталась роль – «Я тебя больше не знаю, милый», оказалось пророческим.

После ухода от Романа Григорьевича Сергей Маковецкий разъезжает по стране с антрепризами, задействован в спектаклях Гарольда Пинтера «Коллекция» и «Любовник», а на вахтанговских подмостках играет Яго, Тригорина и Городничего.

Сергей Маковецкий на сцене театра

В дальнейшем актер сотрудничал с другими столичными театрами и режиссерами, продолжая при этом работать в театре имени Вахтангова.

На этой сцене Маковецкий сыграл в двух десятках спектаклей. Зрители с упоением наблюдали за игрой артиста в постановках «Мистерия-Буфф», «Роза и Крест», «Государь ты наш, батюшка…», «Дядя Ваня» и «Евгений Онегин».

Сергей Маковецкий в спектакле «Черный монах»

В качестве приглашенной звезды Сергей Маковецкий вышел на сцену «Современника», сыграв Генри Хиггинса в «Пигмалионе», а в столичном ТЮЗе он появился в образе Коврина в спектакле «Черный монах». С моноспектаклем «Неслучайная встреча» артист побывал во многих городах России.

Фильмы

Кинематографическая биография Сергея Маковецкого стартовала в конце 80-х. До этого, по словам актера, он «приходил к «Мосфильму» и стоял с голодными глазами». Первые роли в кино ему предложили на Одесской киностудии. Сергей Васильевич снялся в фильме «Экипаж машины боевой».

Ощутимый успех в киноиндустрии пришел к Сергею Маковецкому в 1987 году: он появился на экране в картине «Жизнь Клима Самгина». Работы актера в лентах Олега Тепцова «Посвященный» и Глеба Панфилова «Мать» заметили кинокритики и зрители: мастерство Маковецкого бросалось в глаза.

Сергей Маковецкий в фильме «Жизнь Клима Самгина»

Первый громкий успех обрушился на Маковецкого в начале 90-х. «Крестным отцом» актера стал режиссер Владимир Хотиненко.

В 1992 году Сергей Маковецкий снялся в его фильме «Патриотическая комедия» в роли интеллигента-отшельника Ильина. В следующем году Хотиненко доверил талантливому киевлянину главную роль в философской притче «Макаров».

Совет

Актер блестяще перевоплотился в провинциального поэта Макарова, по случаю купившего пистолет-«тезку». Оружие стало частью человека, вытеснив из жизни все остальное.

За работу в криминальной мелодраме Сергея Маковецкого отметили призами киноакадемия «Ника», кинофестивали «Киношок» и «Золотой овен». Артист появился на экране в компании Елены Майоровой, Ирины Метлицкой и Владимира Ильина. «Макаров» превратил Маковецкого в звезду российского кинематографа. Неожиданно для себя он стал одним из самых востребованных актеров постсоветского кино.

Сергей Маковецкий в фильме «Макаров»

Режиссеры и кинокритики вдруг заметили, что за обычной внешностью артиста просматривается некая ирреальность, завораживающая странность.

Эти характеристики подтолкнули режиссера Вадима Абдрашитова дать Маковецкому главную роль в кино-притче «Пьеса для пассажира». Сергей Маковецкий создал психологический образ бывшего судьи, ставшего проводником скорого поезда.

В поездке герой Маковецкого встречает когда-то осужденного им пассажира.

1995 год оказался щедрым для актера. На экраны вышли эротическая мелодрама Алексея Балабанова «Черная вуаль», драма Александра Прошкина «Трофим» и картина Сергея Урсуляка «Летние люди». За эти работы Сергей Маковецкий удостоился от кинопрессы приза «Лучший актер года».

Сергей Маковецкий в фильме «Пьеса для пассажира»

Типаж артиста не раз подталкивал режиссеров использовать Маковецкого в ролях злодеев.

«Линию зла» Сергей Васильевич начал в мелодраме Ивана Дыховичного «Прорва» и продолжил в трагифарсе Киры Муратовой «Три истории», где перевоплотился в опереточно-нелепого убийцу, притащившего в котельную труп красавицы-соседки. Компанию ему составили Рената Литвинова и Олег Табаков.

Настоящим апофеозом в карьере стала драма Алексея Балабанова «Про уродов и людей». В ней Сергей Маковецкий виртуозно сыграл владельца ателье, специализирующегося на порнографических снимках. Мастерство перевоплощения актера оказалось настолько высоким, что его герой вызвал у зрителей испуг и отвращение.

Сергей Маковецкий в картине «Про уродов и людей»

Однако не всех предлагаемых персонажей Сергей Васильевич готов воплощать на съемочной площадке. Сценарий про Чикатило Маковецкий выбросил из дома: артиста, глубоко погружавшегося в психологию героя, испугала перспектива заглянуть в подсознание монстра и примерить его психическую болезнь на себя.

В новом веке Сергей Васильевич не потерялся. У него непререкаемый авторитет звезды российского кинематографа. Неожиданно актеру помог в раскрутке клип Алсу «Зимний сон», ставший маленькой кинодрамой.

Третью-лишнюю в нем сыграла Елена Яковлева, юной Алсу досталась роль набоковской Лолиты, а Сергею Маковецкому – Гумберта.

Клип сняли в загородном доме Любови Орловой и крутили по всем каналам ТВ каждый день.

Сергей Маковецкий в клипе Алсу

Укрепиться на кино-Олимпе Маковецкому помогли культовый боевик «Брат-2» Алексея Балабанова и исторический проект Александра Прошкина «Русский бунт». Обе роли – отрицательные, за последнюю Сергей Маковецкий в 2000-м получил главный приз «Кинотавра».

Звездный статус и несомненный талант превратили артиста в самого высокооплачиваемого среди коллег, но не испортили. Звезда готов сниматься бесплатно, если роль ему интересна. Маковецкий появился в короткометражной ленте Александра Велединского «Ты да я, да мы с тобой» потому, что в сценарии «узнал» судьбу двоюродного брата Юрия. В картине Маковецкий сыграл в тандеме с Владимиром Стекловым.

Сергей Маковецкий в фильме «Брат-2»

В 2004 году зрители увидели фильм-катастрофу Владимира Хотиненко «72 метра», рассказывающую об аварии на подводной лодке. Драма вышла на экраны спустя 2 года после трагедии подлодки «Курск» и не оставила равнодушными никого. «Звездный букет» из Андрея Краско, Марата Башарова, Владислава Галкина и Чулпан Хаматовой говорит за себя сам.

Сергей Маковецкий в фильме «72 метра»

Сергею Маковецкому посчастливилось сниматься у Эльдара Рязанова. Мэтр задействовал актера в двух комедиях – «Ключ от спальни» и «Карнавальная ночь-2». Герой Маковецкого – Кабачков – последователь Огурцова из первой «Карнавальной ночи», перестраховщик, бюрократ и хамелеон новой формации.

Обратите внимание

Не обошел вниманием звезду Никита Михалков. В юридической драме «12» Сергей Маковецкий появился в «звездном букете», где каждое имя известно зрителям. Он сыграл одного из 12 присяжных, ученого-физика и протагониста, инициировавшего раскол. В 2010-м Михалков пригласил Сергея Васильевича в продолжение «Утомленных солнцем».

Сергей Маковецкий в фильме «12»

Сергей Маковецкий не отказывается работать в сериалах. Но каждый из многосерийных проектов, где он появился, не «мыльная» однодневка, а событие года. В «Гибели империи» Хотиненко актер сыграл офицера Нестеровского, а в ленте Вячеслава Криштофовича «Косвенная улика» – Феонова.

Сериалы «Ликвидация», «Жизнь и судьба», «Петр Первый. Завещание» и «Две зимы и три лета» в представлении не нуждаются: проекты побили рекорды просмотров.

Сергей Маковецкий в сериале «Ликвидация»

В 2006 году Балабанов снова вспомнил о любимом актере и предложил ему роль в комедийном боевике «Жмурки». Образ Карона написан специально «под Маковецкого». Сергей Маковецкий, Григорий Сиятвинда и Анатолий Журавлев составили трио на манер Труса, Бывалого и Балбеса.

Сергей Маковецкий в фильме «Жмурки»

Из последующих работ в фильмографии мэтра интерес представляют драма «Девушка и смерть» нидерландского режиссера Йоса Стеллинга, в которой Сергей Маковецкий и Рената Литвинова сыграли главные роли, трагифарс «ЧБ» и детективная лента Павла Лунгина «Родина».

Особняком стоит военная драма «Поп» Владимира Хотиненко, снятая под эгидой Московской Патриархии. За работу в картине Русская православная церковь наградила артиста Орденом святителя Иннокентия.

Сергей Маковецкий и Нина Усатова в драме «Поп»

В 2015 году Сергей Маковецкий снялся в драматическом сериале Сергея Урсуляка «Тихий Дон», сыграв Пантелея Мелехова.

В 2017-м лента награждена «Золотым орлом», а мастерство любимого миллионами актера выше всяких похвал: ХХI кинофестиваль «Виват кино России!» отдал Маковецкому пальму первенства, вручив приз за лучшую мужскую роль в сериале.

Еще один аналогичный приз – от кинопремии «Золотой орел».

Личная жизнь

Биография звезды соткана из удивительных событий. Актер познакомился с будущей супругой Еленой Демченко в Одессе. Сергей Маковецкий снимался в картине «Я сын трудового народа». Лена – дочь адмирала флота и актриса по образованию.

Пара встретилась случайно, когда на Одесской киностудии Елена разговорилась с коллегами, и один из них едко заметил, что разведенную женщину с ребенком замуж никто не возьмет. Актриса возразила: «Захочу – женится первый встречный!».

Сергей Маковецкий и Елена Демченко

Первым встречным оказался Сергей Маковецкий. На шутливое предложение незнакомой женщины жениться он серьезно ответил: «Женюсь!». На вопрос «когда?» ответил: «На майские». И слово сдержал. В мае актер повел старшую на 18 лет женщину в загс.

Читайте также:  Как развивать мышление?

Вместе супруги живут 33 года. У них нет совместных детей, но Сергей Маковецкий стал любящим отчимом для сына Елены, Дениса. Никто и никогда не уличил актера в неверности, хотя совместная жизнь супругов не соткана из роз.

В интервью Маковецкий признался, что в бурной актерской молодости любил выпить лишнего. В один из таких пьяных загулов жена не выдержала и ушла из дома.

Страх потерять любимую женщину и боль, увиденная Маковецким в глазах сына, заставили Сергея Васильевича поставить крест на алкоголе.

Пара регулярно появляется вместе на всех кинофестивалях и «красных дорожках». Разница в возрасте супругов не видна, они отлично смотрятся вместе на фото.

Рост Сергея – 1,70 м, как и у его «половинки» (при этом вес звезды экрана не превышает 75 кг). У Сергея Маковецкого нет персональных профилей в социальных сетях, таких как «Инстаграм».

Важно

Актер предпочитает общаться с поклонниками посредством искусства, но при этом не отказывается от интервью.

Звезду любят приглашать на ток-шоу: слушать Маковецкого всегда интересно. В марте 2017 года Сергей Васильевич побывал в студии Юлии Меньшовой «Наедине со всеми», где рассказал о карьере, личной жизни и внуках. Приемный сын Денис осчастливил родителей двумя малышами, которые называют звезду «деда Сережа».

Сергей Маковецкий в программе «Наедине со всеми»

Народный артист России родился в Украине и никогда не забывает, что родом из Киева. Он каждый год приезжает на родину, ведь на одном из киевских кладбищ похоронена мама. Сергей Маковецкий внес огромный вклад в развитие российского кинематографа, поэтому на вопрос о национальности отвечает: «У актеров нет национальности».

Сергей Маковецкий сейчас

В 2017 году Сергей Маковецкий появился на экранах в многосерийном боевике «Трасса смерти». Он снялся в компании Агнии Кузнецовой и Андрея Мерзликина. Премьера криминальной ленты состоялась в середине апреля на канале НТВ.

Сергей Маковецкий и Андрей Мерзликин в сериале «Трасса смерти»

В начале 2018 года состоялся показ совместного российско-эстонского проекта «Зеленые коты». Сергей Маковецкий перевоплотился в одного из жуликов, который после долгих лет тюремного заключения выходит на свободу. Но современные реалии становятся причиной множества нелепых ситуаций, в которые попадают главный герой и его друг.

Сергей Маковецкий в картине «Зеленые коты»

Также на Московском кинофестивале была представлена очередная работа режиссера Бориса Хлебникова под названием «День до…», в которой автор собрал звездный актерский состав. Сергей Маковецкий получил эпизодическую, но, как всегда, яркую роль.

Летом актер отметил 60-летний юбилей на сцене родного театра. В этот день Маковецкий появился в главной роли в спектакле по Антону Чехову «Дядя Ваня».

Сергей Маковецкий в сериале «Годунов» в 2018 году

Сейчас завершились съемки сериала «Годунов», в котором звезда экрана предстал в образе царя Ивана Грозного. В числе прочих исполнителей главных ролей значатся Сергей Безруков, Андрей Мерзликин, Светлана Ходченкова, Анна Михалкова.

Главную роль физрука Яр-Саныча Сергей Маковецкий воплощает в драме о солдатах-афганцах «Ненастье». Также в скором времени репертуар киноактера пополнится военной картиной «На Париж», ретро-драмой «Подкидыш», экранизацией «Зулейха открывает глаза».

Фильмография

  • 1990 – «Сукины дети»
  • 1992 – «Патриотическая комедия»
  • 1998 – «Ретро втроем»
  • 1998 – «Про уродов и людей»
  • 2000 – «Брат-2»
  • 2005 – «Гибель империи»
  • 2005 – «Жмурки»
  • 2007 – «Ликвидация»
  • 2007 – «12»
  • 2008 – «Живи и помни»
  • 2009 – «Поп»
  • 2012 – «Девушка и смерть»
  • 2015 – «Тихий Дон»
  • 2017 – «Трасса смерти»
  • 2018 – «День до…»
  • 2018 – «Ненастье»
  • 2018 – «Подкидыш»
  • 2018 – Зулейха открывает глаза

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/821-sergej-makoveckij.html

60 лет исполняется актеру театра и кино Сергею Маковецкому

Он собирался стать детским врачом, работал дворником и ночным сторожем, но вот уже 38 лет служит в театре. Корреспондент «МИР 24» Елизавета Генералова рассказала о творчестве известного актера театра и кино.

Актер отметит юбилей на сцене Театра имени Вахтангова. Весь коллектив Apartment.Ru поздравляет Сергея Маковецкого с Днём рождения.

Маковецкий является ведущим актёром Московского театра имени Вахтангова, в котором играет ключевые роли в спектаклях «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Улыбнись нам, Господи». «У меня никогда не было роли, о которой я мечтал», — заявил Маковецкий в интервью ТАСС.

Актеру кино и театра Сергею Маковецкому в среду, 13 июня, исполняется 60 лет.

Окончил театральное училище имени Щукина, после был зачислен в театр имени Вахтангова.

Сергей Маковецкий участвовал в спектаклях Евгения Симонова, Роберта Стуруа, Петра Фоменко, Владимира Мирзоева, а постановки Романа Виктюка в течение нескольких лет не обходились без его участия. Однако главной сценой своей жизни актер считает театр имени Вахтангова, где всегда играет в знаковых спектаклях.

Подробнее: Радио Культура

Народный артист России Сергей Маковецкий принимает сегодня поздравления с 60-летием.

Этого отнять я никому не позволю», — утверждает режиссер, народный артист РФ Владимир Хотиненко.

Сергей Маковецкий родился в Киеве, но больше 40 лет живет в Москве.

В Киевское театральное училище его не приняли, и Сергей пошел работать в Театр имени Леси Украинки монтировщиком декораций.

Подробнее: Комсомольская правда

Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию.

Владимир Хотиненко: «Артистов такого уровня у нас очень мало» – Сергей Маковецкий мой самый любимый актер.

Совет

Известный актер театра и кино Сергей Маковецкий отмечает 60-летний юбилей. В свой день рождения актер выйдет на сцену родного Театра имени Вахтангова, где служит уже 38 лет.

13 июня народному артисту России Сергею Маковецкому исполняется 60 лет. Маковецкий является ведущий актёр Московского театра имени Вахтангова, в которм играет ключевые роли в спектаклях «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Улыбнись нам, Господи».

Маковецкий родился в Киеве, учился в средней школе и даже не помышлял об актерской профессии. Однако его попросили сыграть роль в школьной постановке «Леса» Александра Островского, после чего Маковецкий захотел связать свою жизнь со сценой.

Один из любимейших российских актеров Сергей Маковецкий отмечает юбилей.

Карьера Маковецкого началась 38 лет назад в театре имени Вахтангова, сотрудником которого он остается и по сей день.

Российский актер Сергей Маковецкий празднует юбилей.

Его актерская карьера начала в восьмидесятых годах прошлого столетия.

Источник: http://www.chsvu.ru/60-let-ispolnyaetsya-akteru-teatra-i-kino-sergeyu-makoveckomu/

Первые профессии звезд: Маковецкий работал дворником, а Билан — грузчиком

«Комсомолка» заглянула в трудовые книжки звезд — какие еще профессии они осваивали, с чего начинали?

Это сейчас их всех знают в лицо, но успех к ним пришел не сразу. Пришлось искать свою дорогу в жизни окольными путями — натирать трудовые мозоли в сферах, далеких от их настоящего призвания. Мы решили выяснить: а где заработали первую копейку наши знаменитости?

Актриса Светлана КРЮЧКОВА: «До сих пор пишу слова специальными значками»

Кем работала: машинисткой-стенографисткой, лаборантом, слесарем-сборщиком.

— На титульном листе трудовой книжки в графе «Профессия» у меня написано — машинистка. В старших классах школы мы в обязательном порядке проходили практику, и я окончила курсы машинописи и стенографии. До сих пор некоторые слова пишу специальными значками.

Для кого-то это непонятные крючки, а для меня — опознавательная система. Машинописью давно не пользуюсь. Но от нее мне достался потрясающий навык — я раньше многих коллег научилась бойко стучать по клавишам компьютера и освоила Интернет.

Со мной всегда ноутбук и смартфон.

Следующая работа — старший препаратор сельхозмашин в Кишиневском институте сельского хозяйства. Может, должность звучала пафосно, но на деле я была обычным лаборантом — показывала студентам, как работают сеялки и веялки. А во время экзаменов проносила им шпаргалки.

Уже после школы я приехала в Москву поступать в театральный. В Школе-студии МХАТ дошла до третьего тура, но в итоге все равно срезалась. Возвращаться домой, в Кишинев, не хотела и осталась перезимовать в столице, устроившись по лимиту на филиал ЗИЛа слесарем-сборщиком третьего разряда.

Я собирала карданные валы.

7 кг железа плюс подвижные шпицы и массивные крестовины… Дикий физический труд, малопригодный для женского организма. Чтобы ворочать эти карданные валы, нужно было хорошо кушать, много спать и иметь мощную мускулатуру. А я тогда была прозрачная, худющая-худющая и вечно полуголодная — купить пару рыбных котлет для меня было счастьем.

Проработала так три месяца, мысленно упираясь в одно: «Надо учиться, чтобы не зарабатывать на жизнь горбом». И со второй попытки поступила в Школу-студию МХАТ.

Актер Сергей МАКОВЕЦКИЙ: «Сегодня я с лопатой, завтра — Лановой»

Кем работал: дворником.

В конце 80-х служил в Театре им. Вахтангова актер Сергей Маковецкий. Работал хорошо, но все на второстепенных ролях — изображал стражников и мухоморов. Наконец более значительная роль забрезжила — в театре готовилась к выходу пьеса о Моцарте. Маковецкий ждал, что ему предложат роль Моцарта, но, увы, огласили список, и актер с прискорбием узнал, что он — слепой музыкант.

Тут ангельское терпение Сергея Васильевича лопнуло. Он на репетиции учинил скандал, в котором больше всех пострадал директор театра — в него полетел табурет, брошенный Маковецким. Такое поведение грозило обернуться увольнением. Но Маковецкий, дотошно пролистав КЗоТ, свои трудовые права начал отстаивать.

Обратите внимание

А в качестве дисциплинарного взыскания предложил перевод на менее оплачиваемую работу. Его и перевели в дворники. Три месяца Маковецкий убирал снег перед служебным входом. Однажды его при исполнении обязанностей ткнула в бок одна из постоянных зрительниц: «Вы что это, дежурите?» «Да, это у вахтанговцев такая повинность.

Сегодня я дежурю, завтра — Лановой», — отшутился Маковецкий.

Певица Ольга ГОРБАЧЕВА: Водила экскурсии по Киеву

Кем работала: экскурсоводом, сценаристом.

Родители надеялись, что Ольга станет переводчиком, а сама она мечтала стать преподавателем немецкого. Поэтому учила язык Гете и Шиллера. Для этого Горбачева, окончив школу, отправилась в Киев поступать в лингвистический институт.

Параллельно будущая звезда подрабатывала экскурсиями для иностранцев, а по ночам — писала сценарии для телевидения.

Талантливую девушку вскоре заметили и пригласили вести музыкальную программу на Biz-TV. Потом была «Мелорама» и проект «Арктика». Так что переводчика из Горбачевой не получилось. А диплом филолога она все же получила, но уже будучи в статусе звезды.

Музыкант КУЗЬМА: Cпас Украину от плохого стоматолога

Кем работал: стоматологом.

Лидер группы «Скрябин» Андрей Кузьменко медицинское образование получил, чтобы обрадовать маму. Та переживала, что у сына нет приличной профессии. Но хорошего стоматолога из Кузьмы не получилось, все сессии он сдавал на тройки.

— Во время интернатуры я работал в поликлинике, — вспоминает артист. — Однажды вышел покурить и услышал разговор двух бабушек-пациенток. Одна сказала обо мне: «Я к молодому врачу пойду».

— «Что — хорошо лечит?» — «Нет, денег не берет». Однажды я такую пломбу поставил пациентке, что она просто не могла закрыть рот.

А в тот день, когда я получил диплом, принес его родителям и прибил на кухне к стенке гвоздями. Там он и до сих пор висит.

Впрочем, о своей не сложившейся врачебной карьере Скрябин не жалеет, считая, что Украина бы сильно потеряла, если бы он все-таки стал стоматологом.

Певец Дима БИЛАН: «Из-за ночного графика просыпал свою остановку»

Кем работал: грузчиком.

— Днем я учился в Гнесинке, а ночью подрабатывал в магазине молодежной одежды — разгружал товар. Занятие вроде немудреное, но не высыпался катастрофически. Заканчивал в 6 — 7 утра, садился в метро и всегда проезжал свою станцию — неизменно погружался в сон. Только на конечной меня будил кто-то из пассажиров, и я возвращался обратно.

Но энтузиазм брал верх над тяготами — настраивал себя, что не выбьет из колеи эта ночная работа. Придет время, я и высплюсь, и положение дел как-то поменяется. К тому же мое маленькое, но жалованье покрывало часть расходов — на оплату мобильного телефона, еду и проезд на метро.

Важно

Так что картина вырисовывалась довольно оптимистическая. И, прорываясь к самостоятельной жизни, не хотел тревожить родителей. Поэтому и искал возможность любого заработка. Они мне звонили с вопросом: «Ну как дела?» А я бодро рапортовал: «Все отлично».

Хотя на самом деле кушать в этот вечер было нечего.

Источник: https://kp.ua/culture/308340-pervye-professyy-zvezd-makovetskyi-rabotal-dvornykom-a-bylan-hruzchykom

ДНИ.РУ — Маковецкий швырнул стул в директора театра Вахтангова

Знаменитый актер Сергей Маковецкий стал гостем Юлии Меньшовой в шоу «Наедине со всеми». В беседе с телеведущей артист вспомнил, как однажды швырнул стул в директора своего театра и был за это сурово наказан.

Маковецкий был принят в труппу театра имени Вахтангова сразу после окончания училища имени Щукина. С тех пор там и служит верой и правдой.

Правда, как-то раз по молодости артист не совладал с эмоциями и едва не лишился работы. Один из конфликтов с руководством привел к тому, что Сергея разжаловали из актеров в дворники.

И он – без шуток – мел территорию возле Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова на Арбате.

«Был такой период… Я бы не прав… Я действительно был разжалован в дворники. У меня был участок от служебного входа до входа в театр», – подтвердил Маковецкий.

Артист специально подчищал метлой снежок в тот момент, когда коллеги шли на службу. «Я не с утра это делал и не глубокой ночью. А именно когда все шли на спектакль.

Одна женщина смотрит и говорит: «У вас сегодня дежурство? Вы же актер этого театра?» Я ей: «Да. Сегодня дежурю я, завтра будет Василий Семенович Лановой дежурить».

Чистота у меня была идеальная», – не без гордости сообщил Сергей.

Актер признал, что пострадал тогда по своей вине. «Я был не прав. Нельзя так себя вести. Нельзя бросать стулья в директора. Я был прав по существу, по своей обиде я был прав, но мне не хватило слов. И чтобы поставить красивую точку в этой игре, я швырнул стул в нашего директора. Я промахнулся.

Совет

Он на следующий день пришел с перевязанным пальцем. Потом, видимо, перепутал, и перевязал другой. Я никак не мог понять, какой у него палец перевязан. Типа я ему его сломал. Меня хотели выгнать из театра, но я беру КЗоТ и говорю: «Почему выгонять? По статье есть перевод на нижеоплачиваемую должность».

И меня перевели», – рассказал Маковецкий.

В тот момент он уже был женат. «У меня была семья. Я потерял в зарплате. Я получал 140 рублей. Это казалось очень много. Это максимум, что мог получать актер без звания. 160 – это уже заслуженный. А тут ниже. Около 65 рублей», – не без содрогания вспоминает Сергей, которому пришлось целых два месяца работать дворником с незавидной зарплатой.

Урок из сложившейся ситуации он извлек. «Это было некрасиво. Нельзя поддаваться такому темпераменту. Он мне мешал с детства, – посетовал Маковецкий. – Это бурчание… Я не знаю, как избавиться от этой черты характера. Наверное, это будет уже до конца».

Источник: https://dni.ru/showbiz/2017/3/7/363356.html

Сергей Маковецкий: никогда не было роли, о которой я мечтал

13 июня народному артисту РФ Сергею Маковецкому исполняется 60 лет. Он — ведущий актер Московского театра имени Вахтангова, где играет главные роли в таких спектаклях, как «Дядя Ваня», «Евгений Онегин», «Улыбнись нам, Господи».

Снялся в десятках фильмов и сериалах. В театре, где служит актер, он дал интервью, в котором рассказал о том, как намерен отметить юбилей, почему в свое время не был принят в пионеры и в проектах каких режиссеров хотел бы поучаствовать в будущем.

— Сергей Васильевич, для начала скажите, как планируете отметить юбилей?

Читайте также:  Менять ситуацию или отношение к ней?

— Я родился 13 июня, в пятницу, 1958 года в городе Киеве. В эту среду, 13 июня, мне исполнится 60 лет. Это какое-то маленькое недоразумение. Когда начинаешь составлять эти цифры 6:0, ты понимаешь, что это хороший сухой счет. Дай бог, чтобы наша сборная по футболу выиграла хотя бы один матч с таким счетом 6:0, всухую. По ощущениям, это какое-то странное недоразумение.

Буквально еще вчера мне казалось, что я только пришел в театр и только начинаю постигать эту профессию. А на самом деле у меня заканчивается 38-й сезон в Театре имени Евгения Багратионовича Вахтангова.

У меня была уверенность, что день рождения я встречу где-то на стороне. Это повелось с момента моего рождения — мама начала рожать меня в машине, с тех пор моя жизнь и проходит «на колесах». Помню, что 50 лет я отмечал в Сочи на «Кинотавре», 55 лет встречал в Женеве — играл на гастролях спектакль «Дядя Ваня».

Все следующие дни рождения тоже были на выезде. Когда исполнялось 58 лет, был на гастролях в Германии, и как раз в этот день мы переезжали из Берлина в Майнц.

У меня в купе был накрыт стол, люди подходили, поздравляли меня, выпивали за мое здоровье и угощались. Один немец выпил, закусил и стал давать деньги, решив, видимо, что попал в частный бар.

И был счастлив, что в моем «буфете» все бесплатно.

И в 59 лет тоже были гастроли Театра Вахтангова, уже в Нью-Йорке. Потому я был уверен, что 60 лет встречу на стороне. Но театр сделал юбилейную афишу, в которую включил четыре спектакля, где я занят.

6 июня, в день рождения Пушкина, я сыграл в «Евгении Онегине». 8 июня у меня было «Горячее сердце» по Островскому, 10 июня — «Мнимый больной» по Мольеру.

А в день 60-летия я сыграю чеховского «Дядю Ваню», так и отмечу юбилей.

— «Дядя Ваня» — ваш любимый спектакль?

— Да, это мой любимый спектакль. Я сказал в театре, что 13 июня буду играть «Дядю Ваню». Он так щемяще, по-хорошему падает на мою душу и позволяет каждый раз находить дополнительные нюансы. Я чувствую, понимаю этот спекталь, у которого 13 июня будет 227-е представление.

Обратите внимание

Когда этот спектакль только рождался, в нашем театре был сложный период. Старшее и молодое поколение разошлись во взглядах на нового худрука Римаса Туминаса, возглавившего труппу. Молодежь была «за Туминаса», потому что почувствовала, что талантлива и нужна. А старшее поколение почему-то решило, что Туминас не вахтанговский режиссер.

Мы репетировали «Дядю Ваню» с Туминасом, несмотря ни на что, не будучи на 100% уверенными, что выиграем эту историю. Мы оберегали Римаса. Все в этом спектакле виртуозно: Чехов, режиссура Римаса Туминаса, все персонажи, музыка Фаустаса Латенаса. Я теперь знаю, какая музыка должна звучать на последнем прощании. Это — тема «Дяди Вани».

— Вам рано об этом думать. Скоро 60 лет даже не будет пенсионным возрастом, который намерены законодательно продлить.

— Кстати, актеры могут уходить на пенсию досрочно, как балетные артисты. В 55 лет можно уйти на заслуженный отдых. Однако, по-моему, актер и пенсия — вещи несовместные.

Если актер почувствует, что нет ни одной работы в театре, мгновенно набрасывается тоска, болезни, реальный возраст увеличивается в каких-то кубических масштабах. И человек уходит.

А когда он знает, что у него есть хоть один спектакль, и он идет один раз в месяц, это его держит на этой бренной земле, он нужен. Актер не может уходить на пенсию. И не должен.

— Интересно, а сколько спектаклей сейчас в вашем репертуаре?

— У меня пять спектаклей в Театре Вахтангова. Еще я играю в «Пигмалионе» в Театре «Современник».

В Московском ТЮЗе у меня есть спектакль «Черный монах», но боюсь, что 30 июня мы сыграем этот спектакль последний раз.

Это связано со здоровьем моего партнера — замечательного актера Игоря Николаевича Ясуловича, которому трудно играть в этой сложной в техническом отношении постановке. Он сам мне об этом сказал.

У меня есть и антрепризный спектакль, он называется «Бумажный брак», который я с радостью играю. Подумываю и о новом антрепризном спектакле. Ведь в репертуарном спектакле ты хочешь-не хочешь, а должен играть. А антреприза — это твой личный выбор. Главное, чтобы эта работа была качественной, сделанной на хорошем материале. Это для меня непререкаемые условия контракта.

— Вы говорите, что много ездите. А в родном Киеве давно бывали?

— Я родился в Киеве, там закончил школу. Там наша троица друзей, как чеховские три сестры, мечтала: в Москву, в Москву. И мы приехали в Москву.

Я поступил в Щукинское училище, наша подруга Ниночка Нижерадзе — в мастерскую Олега Табакова (она сейчас работает в Киеве в ранге заслуженной артистки Украины), а наш третий друг Сергей в тот год не поступил, он поступил после армии и затем работал в Театре Образцова.

Последний раз я был в Киеве в 2016 году. Надеюсь, что я ничего плохого для моей родины не сделал. Мне хочется поехать, я давно не был на могиле моей мамы. Когда я приезжаю на родину, у меня открываются все фибры моей души. И Россия уже моя родина, ведь я здесь с 1976 года, когда еще был Советский Союз. Я — посол мира.

Важно

Наша профессия — самая мирная. Я вообще считаю, что хорошие театральные коллективы надо отправлять туда, где есть какое-то негативное отношение к нам.

Никогда не забуду, когда мы играли «Онегина» в Лондоне. Я открыл газету и прочитал, что наш «Евгений Онегин» получил у британских критиков высшую оценку — «пять звезд», и они рекомендуют своим соотечественникам посмотреть наш спектакль. Мы ассоциируемся у них не с матрешками и водкой, они смотрели на нас, раскрыв глаза.

То же самое было и с «Дядей Ваней», нам также выставили в Лондоне «пять звезд» и аплодировали с восторгом. В общем, хорошие театры надо отправлять в страны, где есть к нам негативное отношение. Думаю, что публика посмотрит и все поймет. Она поймет, что с нами можно и нужно иметь дела.

— Скажите, вы верующий человек?

— Да. Я крещен мамой. Я православный христианин. И в пионеры меня не приняли, потому что мы с мамой уехали на Пасху.

— А комсомольцем вы были?

— В комсомол меня заставили вступить, хотя я честно признавался, что не являюсь пионером. Но меня, похоже, не услышали и велели прочитать устав ВЛКСМ, что я и сделал.
В комсомол меня принимали ровно одну минуту.

Я вошел в кабинет, где заседала комиссия в составе 15 бодрых юношей и девушек, мне задали вопрос: «Что такое быть коммунистом?» Я ответил: «Коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память всем тем прекрасным, что создало человечество.

Владимир Ильич Ленин». Меня приняли единогласно.

— И членом КПСС вы тоже были?

— Нет. Мыслей таких даже не было. Я работал в театре, занимался ролями. А там все само рассосалось.
Хотя настоящих коммунистов я знал. Это, например, Михаил Александрович Ульянов. Он входил в ревизионную комиссию ЦК КПСС и свято верил в светлое будущее, в коммунизм. Жил и работал по-честному, достойно.

И Евгений Семенович Матвеев тоже был истинным коммунистом. Сколько буду жить, столько буду помнить его благородный поступок по отношению к себе. У меня решался квартирный вопрос, мне сказали, чтобы я взял кого-нибудь для поддержки. Я позвонил Матвееву, и он пришел. А я накануне отказался сниматься в его фильме «Любить по-русски», мне показалось, что предложенная роль мне не подходит.

Матвеев был настоящий коммунист, и фильмы он снимал, как чувствовал, как верил. И партийный билет он не сжигал. Но таких коммунистов были единицы. Их вера у меня вызывает уважение. Потому что эта вера была истинная, не лицемерная. Они верили в коммунизм и с честью носили звание члена коммунистической партии Советского Союза.

— А вы сами во что сейчас верите?

— Сейчас, к сожалению, время безверия. В головах раскардаш. Тут же вспоминаешь Чехова: если бы они провели железные дороги, а по-прежнему тиф, нищета. Что-то отняли, во что человек верил, а взамен ничего не дали.

Сейчас все заменяет интернет, совсем какая-то другая жизнь, потусторонняя, зазеркалье. Вся наша молодежь владеет. Это я не умею. Мне мой внук говорит: «Деда, не волнуйся, это все для блондинок, тебе все подскажут». А я, обращаясь к интернету, всякий раз решаю гамлетовский вопрос: быть или не быть? Включить свою геопозицию на iPhone или нет? И нажимаю: «попозже».

Как-то очень хочется, чтобы не попозже, а сейчас наладилось здравоохранение, образование, законы. Сейчас, а не потом. Не хочется постоянно нажимать на кнопочку: «попозже».

— Но, согласитесь, как артисту вам же сейчас не на что жаловаться. Вы много играете в театре, постоянно снимаетесь в кино. Какие новые проекты обдумываете?

— Сейчас думаю о литературном материале. Почему-то подумал о «Старшем сыне» Вампилова, чтобы сыграть в этой пьесе Сарафанова. Хотя интересное можно найти и в русских народных сказках, и в японских сказках. Надо брать и читать.

В какой пьесе Чехова я хотел бы еще сыграть? В «Трех сестрах», наверное, уже поздно. Или в «Иванове»? А, может, взяться за «Ромео и Джульетту»? Ей 102 года, а ему — 103. Помните, как в фильме Муратовой «Три истории».

Старушка-мать и очень взрослая дочь ведут бесконечный диалог.

Старушка-мать с балкона кричит: «Ты почему не звонишь?» А очень взрослая дочь под балконом бесконечно отвечает: «Я звоню-звоню, а ты трубку не берешь!» Возможна же такая сцена на балконе в возрастных «Ромео и Джульетте»?

Никогда не было роли, о которой я мечтал. И до сих пор нет. Наверное, это плохо. Всегда роли приходили как-то неожиданно для меня. К примеру, недавно мне предложили сыграть Ивана Грозного в новом сериале, съемки которого начнутся в августе.

Совет

Никогда даже в страшных фантазиях я не мог помыслить об этой роли, а мне ее предложили. Как в свое время режиссер Кама Гинкас увидел мое интервью по телевизору и предложил мне роль в «Черном монахе». Многие роли, на которые я имел право, не пришли.

Пришли другие роли, о которых я и не думал, но оказался к ним готов.

— Если не секрет, с какими режиссерами в театре вы хотели бы еще поработать?

— В первую очередь, с Римасом Туминасом. Очень бы хотел, чтобы он сделал со мной новый спетакль. Хотел бы еще поработать с Сильвиу Пуркарете. Я с удовольствием играю в его постановке «Мнимый больной».

Возможно, и с Сашей Коручековым еще бы что-то сделал. Он недавно поставил «Горячее сердце», где я занят. Возможно, надо осуществить еще один проект, но на другом, более камерном, сольном материале.

Интересно было бы встретиться с Оскарасом Коршуновасом.

— А с Богомоловым, Серебренниковым не хотелось бы встретиться?

— Скажу честно, нет. Я не понимаю их. Единственный спектакль, который мне когда-то понравился, это был «Пластилин» Кирилла Серебренникова. Больше меня ничто не вдохновило.
Я не понимаю, почему у Константина Богомолова Роза Хайруллина должна играть Лешу Карамазова? Хоть убейте меня. Это какие-то собственные комплексы?

Мне кажется, что все это уже давно было. Мальчики играли девочек, а девочки — мальчиков. Однажды даже покойный Петр Наумович Фоменко сказал: «Все давно уже было, просто нас еще не было».

Эти ребята часто ездят по артхаусным фестивалям, которых в той же Германии очень много. Мне кажется, что у нас другие ощущения театра. Я не понимаю театра, где полчаса лежат и кашляют. А я должен на это смотреть.

Я хочу сидеть в зрительном зале и сопереживать тому, что происходит на сцене. Я должен быть соучастником спектакля, а не сторонним наблюдателем и разгадывателем ребусов.

Вот падают яйца с неба, а я думаю, сколько их еще упадет? Потом актер начинает их собирать ( кстати, это был спектакль «Чайка»), а я считаю, слава богу, осталось два яйца. Это что — театр? Для меня — нет.

Уверен, что у этих художников есть масса поклонников. На здоровье, смотрите. Ничего закрывать не надо. Но я за театр Римаса Туминаса.

— А в кино, кто для вас приоритетный режиссер?

— Сергей Урсуляк. Мы сделали с ним уже семь фильмов, сейчас заканчиваем работу над восьмым.

Нашей первой встречей были «Летние люди» по «Дачникам» Горького, потом было «Сочинение ко Дню Победы», где я играл взяточника Чечевикина. Потом — прекрасный детектив «Убийство Роджера Экройда», но Сережа почему-то назвал фильм «Неудача Пуаро».

Обратите внимание

Не надо включать в названия такие слова, как «неудача», у них очень сильная энергия. Далее последовала «Ликвидация», в которую я вошел после смерти замечательного Андрюши Краско. Потом — «Исаев», где я сыграл писателя Никандрова. Следующей стала «Жизнь и судьба», которую я обожаю.

Я обожаю моего прекрасного Виктора Павловича Штрума и горжусь там чтением письма матери.

Это подлинное письмо матери Гроссмана, которое она написала в гетто в 1941 году. Гроссман получил его в 1944 году, будучи на фронте. Достаточно прочитать это письмо, чтобы понять, что такое война.

Седьмым проектом Урсуляка, в котором я снимался, стал «Тихий Дон». Сережа доверил мне роль Пантелея Прокофьевича Мелехова. Урсуляк всех нас заставил ходить на ипподром. И меня тоже, потому что Пантелей Прокофьевич в свое время выступал перед государем и так ногу травмировал. Я не овладел джигитовкой, но на экране я сам мчусь галопом, и горжусь этим.

Недавно Урсуляк приступил к экранизации романа Алексея Иванова «Ненастье», где предложил мне роль Яра Александровича. «Роль небольшая, — сказал Сергей. — Если ты откажешься, я приму, если согласишься, буду рад.

Поверь, мы сделаем эту роль интересной». Сериал должен выйти осенью на канале «РТР». Это будет восьмая наша совместная работа с Урсуляком.

Дабы завершить кинотему, скажу, что получил приглашение сняться еще в двух крупных телесериалах, съемки которых начнутся в августе. 

— Вы такой успешный актер, наверняка ваш дом буквально заставлен наградами?

— У меня, действительно, очень много кинопризов. Три «Золотых Орла», две «Ники», два «Золотых Овна», еще есть «Золотое яблоко», «Золотой листок», гран-при разных кинофестивалей.

А вот театральных призов у меня практически нет. Есть только одна «Хрустальная Турандот» — за «Дядю Ваню». И ни одной «Золотой маски» у меня нет. Но нет и нет, никакого сожаления по данному поводу я не испытываю. На полочки есть что поставить.

— Вы практически никогда не рассказываете о доме, о семье. Почему?

— Я люблю свою семью. Супругу, сына, невестку, внуков. Это все мои любимые люди, о которых я забочусь, которых берегу и ценю, ради которых готов работать. Я просто стараюсь о семье много не говорить, потому что это та твоя душа, куда посторонних пускать не принято.

— Скажите, была ли в вашей жизни такая неудача, о которой вы больше всего переживаете?

— Первое, о чем я подумал, неужели нельзя было помочь маме преодолеть ее болезнь. Все ли я сделал, чтобы продлить ей жизнь Об этом думаю.

— А чем больше всего гордитесь?

— А вот про это не скажу. Просто процитирую одну фразу: «Если вы хотите что-то узнать у умного человека, подумайте, нужно ли вам это».

Беседовала Ольга Свистунова

Источник: https://tass.ru/interviews/5285611

Ссылка на основную публикацию