Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада?

Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям детского сада

Многие   малыши  в период   адаптации  становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в   детском  саду  один из многих, такой же как и другие.. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс  адаптации  менее болезненным?

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для  ребенка   детский  садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась.

В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Обратите внимание

   Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях.

Эти страхи — одна из причин затрудненной   адаптации  ребенка к яслям.

Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Первый день

Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей.  Рекомендации для того, чтобы этот день прошел более успешно:

·        Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.

·         Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

·        Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

<\p>

·         Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время.

Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора; здесь ребенку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.<\p>

·        В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку; принести с собой свои игрушки.

Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться.

Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, то с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.<\p>

·         Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим. 

Первая неделя

Первая неделя проходит очень эмоционально для ребенка, поэтому взрослым, кто окружает ребенка дома, нужно запастись терпением.

Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется — он становится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.

Важно

Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику — большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.

Как помочь ребенку на этом этапе?
1. Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, — на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
2.

Не реагировать на выходки и не наказывать за капризы.
3
. Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 2-3 часа, затем время увеличивается до 5-6 часов.
4. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад где какая-то из них будет самим ребёнком.

Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.
5. С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад.

Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите.

6. Когда вы уходите — расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в   детском  саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.
7.

Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в  детском  саду!
8
. Не  кутать  ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
9. Если   малыш  с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в   детский  сад его отец.
10.

Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру «Дорога от дома к  детскому саду — карта с дорожками и домиками-ориентирами: «Наш дом» «Мамина работа», «Папина работа», «Магазин», «Детский сад».

По дороге из дома в  сад  и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить (ставить) их на карту.   Ребенок ходит своей фигуркой, родители — своими.

Играя в «Дорогу в   детский сад»  по выходным, малыш не отвыкает от  сада, и понедельник не будет казаться ему ужасным днем.

Осложняющим фактором   адаптации  будут и конфликты в семье, необщительность родителей.   Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

Если ребенок — единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в   детский сад  должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой.

Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать.

Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза. 

Одежде ребенка также следует уделять внимание. Если его излишне кутать, то вследствие несовершенства терморегуляции малыш может легко вспотеть, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям. А слишком легкая одежда также может стать причиной заболевания.

Совет

     Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

  Важные моменты   для   родителей:

1.      Обсудите в семье с  ребенком, что положительного есть в   детском  саду  (новые товарищи, много игрушек и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся   детского сада  — тогда ему будет легче привыкать.

 Не в коем случае не угрожать ребенку  детским садом как наказанием за   детские  грехи, а также за его непослушание.<\p>

2.      .

Узнайте, быть может в этот  сад, ходят   дети  Ваших соседей или знакомых.

3.      Адаптация  пройдет легче, если в группе у  малыша есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.<\p>

4.      Учить ребенка дома всем навыкам самообслуживания, но  во время адаптации   не переучивать

5.       Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

6.       Повысить роль закаливающих мероприятий.<\p>

7.      Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет.

8.      Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.<\p>

В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике.

Рекомендации психологов следующие — около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели — сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку.

Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать «разгрузочные от садика» дни — один-два дня в неделю оставаться с ним дома.

Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он не чувствовал атмосферу «казенного дома».

Прощание с малышом . Обычно именно в это время ребенок начинает капризничать, держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики.

Не стоит насильно тащить сопротивляющегося кроху в группу с гневными словами в его адрес (такое поведение со стороны мам встречается), но и оттягивать момент расставания тоже не следует.

Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и «передать» в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются.

— И, наконец, когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать все свое время ему — гулять с ним, играть, чтобы он не почувствовал, что его «бросили».
— И каким бы ни был хорошим детский сад, не допускайте непоправимую ошибку — не считайте, что он заменяет семью.

Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад.

  • В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
  • «Наказывать» ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.
  • Мешать его контактам с детьми в группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.
  • Наказывать за детские капризы. Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно ничто не угрожает. Балуясь, он испытывает и себя, и мир на прочность, он определяет до каких допустимых границ могут простираться его действия в этом мире. При малейшем страхе, намеке на опасность он бежит искать защиты и помощи у взрослых, становясь образцом послушания. Это — признание своей ошибки и просьба о помощи. Ведь своего опыта еще нет. Требуется грамотная помощь взрослых: в трудной ситуации — дать образец новой формы поведения в изменившихся условиях.

P .S.Обучение способностям реагировать на ситуацию формирует качество ответственности — предпосылку самореализации. Родителям следует помнить, что в режиме повиновения существует опасность внедрения в ребенка негативных программ, особенно неосознанного и непрочувствованного чувства вины.

И если ответственность дарит силу для изменения своей жизни, то вина тратит силу впустую, расточает ее.

Обратите внимание

Получив от родителей представление о себе как о «жертве», человек продолжает быть доступным для манипуляций и все более удаляется в сторону от тех жизненных выборов, которые приносили бы только пользу и удовлетворение. 

Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.

Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!

«Детсадовская» еда

Отдельная тема — еда в детском саду. Вопреки распространенному мнению о том, что пища там невкусная и малопривлекательная, смеем заверить, что это не так. Рацион питания в   детских  садах  просчитывается до мельчайших деталей — в нем присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо или рыба, молочные продукты и т.д.

В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду — вина отчасти их родителей, которые «приучили» их к новомодным сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам. Поэтому совет родителям простой — приучайте детей к обычной и здоровой еде — супам, кашам, салатам и т.д. — и тогда проблем с едой в садике не будет.

Вот только нередко встречаются  дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения.

Здесь главное поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию, чтобы он ни в коем случае не заставлял насильно  ребенка  кушать — это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям. 

Источник: http://mdobu124.ucoz.ru/publ/sovety_psikhologa/ehto_vazhno_znat_roditeljam/kak_pomoch_rebjonku_adaptirovatsja_k_uslovijam_detskogo_sada/8-1-0-2

Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада?

Абсолютно все дети любого возраста, попадая в детский сад, переживают так называемый адаптационный период.

Естественно, чем ребенок старше, тем этот период короче и легче, а также легкость его протекания, несомненно, зависит от индивидуальных особенностей ребенка и  степени подготовленности ребенка к поступлению в детское учреждение (привитие навыков самообслуживания, соблюдения режимных моментов и т.д.), а также готовности самих родителей эмоционально «отпустить» ребенка, не испытывая при этом тревогу.

Важно

В любом случае 2 месяца — это минимальный срок адаптации детей к детскому саду. На самом деле адаптационный период длится, как правило, от 2 месяцев до полугода. Для того чтобы период адаптации ребенка прошел безболезненно и благополучно, и в дальнейшем ребенок мог без вреда для себя посещать детский сад, рекомендуется:

Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещать с ним детские парки и площадки, приучать к игре в песочницах, на качелях. Необходимо также наблюдать, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

  • Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, вместе с ребенком помогите найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительный результатК началу посещения детского сада прививайте ребенку элементарные навыки самообслуживания: малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом, вытирать их; ходить в туалет; пользоваться ложкой и вилкой; частично одеваться.
  • Перед посещением садика соблюдайте его режим, которые заведомо необходимо уточнить у воспитателя группы, в которую планируете отдавать ребенка: часы приема пищи, сна, прогулок. Посещая детский сад, даже в выходные дни для наилучшей адаптации придерживайтесь режима.
  • Желательно в первые две-три недели оставлять ребенка лишь на несколько часов в детском саду, постепенно увеличивая это время до необходимой нормы. Если у вас есть такая возможность, первые несколько дней вы можете вместе с ребенком ходить в детский сад (вы можете оставаться там на 2-3 часа).
  • До того, как отвести ребенка в детский сад, рекомендуется провести комплекс мероприятий по закаливанию ребенка, а также пройти медицинский осмотр, чтобы убедиться, что ребенок здоров.
  • Необходимо изначально объяснить ребенку, что такое детский сад и зачем туда ходят дети. Главное, постараться простыми словами создать положительный образ садика (например, в детский сад приходят такие же как и ты дети, они там вместе играют, учатся, кушают, в детском саду много игрушек и добрые воспитатели, которые заботятся о детях).
  • Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи нуждается. Определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для Вашего ребенка. Необходимо, чтобы ребенок по¬нимал, что между родителями и воспитателями установились до¬брые отношения: тогда он спокой¬но примет человека, которому его доверяют.
  • Поддерживайте и настраивайте ребенка на положительное отношение к детскому саду. Его посещение он должен воспринимать как праздник, а не как наказание.
  • Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике, чтобы ребёнок наутро снова с нею встретился. Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка «ходит» вместе с ним ежедневно и «знакомится» там с другими детьми. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
  • Оставляя ребенка в садике, не показывайте ему свою озабоченность. Нужно весело попрощать¬ся с ним, объяснить, что ему будет хорошо с другими детьми, с которыми так интересно играть. Прощание должно быть мягким. Если вам что-то не понравилось в детском саду, не обсуждайте это при ребенке, формируя негатив по отношению к воспитателям, сотрудникам детского сада. 

Источник: http://dsparusa.ru/articles/kak-pomoch-rebenku-adaptirovatsya-k-usloviyam-detskogo-sada

Адаптация к детскому саду. Советы родителям как помочь ребенку адаптироваться

Дети растут быстро – это уж точно. Ваш вчерашний младенец уже является полноценным членом общества, маленьким человеком со своим характером, потребностями и привычками. И уже настало время к первым обязанностям, наступает новый и очень важный этап в жизни ребенка – детский сад.

  1. Тонкости адаптации к садику 
  1. Оптимальный возраст и базовые навыки 

Безусловно, это стресс, новое и незнакомое. Но от того, как ребенок пройдет адаптацию к детскому саду, зависит его дальнейшее пребывание в нем, отношение к садику в общем и даже психическое здоровье малыша.

 Давайте поговорим о важности привыкания к новому детсадовскому периоду в жизни ребенка, об особенностях его протекания, а также о возможных проблемах. В общем, сегодня очень интересная тема! Прежде всего, стоит разобраться в самом понятии адаптации. Если описывать это в глобальном смысле, то адаптация – постепенное привыкание к новым условиям среды.

 В нашем случае малыш вынужден адаптироваться к режиму и укладу образовательного учреждения, сменяя родные домашние стены и узкий семейный круг на шумную группу детишек и заботливую воспитательницу.

Это, безусловно, трудно для него, поэтому задача родителей – сделать так, чтобы привыкание к новому этапу в жизни и адаптация к детскому саду в целом прошла у малыша максимально безболезненно.

Почему стрессует малыш? Вспомните свои ранние годы: наверняка вы боялись остаться без мамы в магазине, пугались, когда теряли ее из виду, чувствовали себя неуютно в присутствии малознакомых взрослых, в чужом доме. Да что далеко ходить, помните ли вы свои годы в саду? А, может быть, вас переводили в новый незнакомый сад или новую школу? Ощущение полной незащищенности, все чуждо: новые стены, новые дети, новые взрослые. Все – чужое, другое, незнакомое. Это стресс. А представьте, каково такому маленькому крохе сейчас! 

Стрессовые факторы для ребенка в период адаптации: 

  • основной и главный – мамы нет рядом. Многие еще не готовы к самостоятельности в этом возрасте и предпочитают быть около близкого человека постоянно; 
  • чужие дети и взрослые, с которыми ребенок вынужден взаимодействовать и общаться; 
  • иной распорядок дня и правила, которых стоит придерживаться; 
  • теперь малыш – не центр всеобщего внимания. Детей много, а сотрудники дошкольного учреждения физически не могут уделять малышу все свое время в течение дня; 
  • большая степень самостоятельности. Хочется или нет, а приходится ухаживать за собой самому, кушать ложкой самостоятельно, проситься в туалет или справлять нужду как положено без посторонней помощи, пытаться одеваться и т.д. 

Вот почему родителям не стоит относиться к выходу в детский сад легкомысленно. Это очень ответственный момент, к которому нужно подойти со всей серьезностью и подготовить своего ребенка насколько это возможно. Тем самым вы убережете его от излишних эмоциональных потрясений, избавите от проблем себя и облегчите работу воспитателям и нянечкам. 

Различают три периода привыкания к саду: 

  • острый; 
  • умеренно острый; 
  • стабилизирующий. 

Логично предположить, что первые два периода для ребенка являются особенно тяжелыми.

 Он постоянно находится в возбужденном состоянии, тратит очень много энергии, стараясь привыкнуть к новому распорядку дня, правилам поведения в группе. 

Очень часто детки протестуют, становятся капризными, плаксивыми, не слушаются.

 Редкий малыш с удовольствием остается в саду в первые дни посещения, хорошо кушает, спит и в целом бодр и весел. 

Стабилизирующий период «расставляет все на свои места». Его окончание знаменует об успешном завершении адаптации, малыш полностью влился в коллектив и в саду чувствует себя вполне комфортно. 

Длительность периода адаптации в детском саду также строго индивидуальна у каждого конкретного малыша: кто-то уже через неделю готов остаться с воспитателем на полный день, а кто-то в течение месяца-двух постоянно плачет по маме.  

Оптимальный возраст и базовые навыки 

Период интеграции в коллектив и новый уклад жизни ребенка очень сильно зависит и от его характера, и от его навыков, которые он успел получить. Именно поэтому в России во многих регионах уже нет яслей, детки принимаются в садик с трех лет, а отпуск по уходу за ребенком у мамы тоже длится до достижения малышом трехлетнего возраста.

 

Три года – тот период, когда дети уже готовы «отпустить» маму, стремятся к самостоятельности, общению со сверстниками, владеют элементарными навыками самообслуживания, и, конечно, не находятся на грудном вскармливании, не зависят от маминой груди (!).

 Если вы часто слышите от своего карапуза: «Я сам», то будьте уверены в том, что он уже перерос так называемый «кризис трех лет» и готов быть более самостоятельным. 

Итак, адаптация пройдет легче, если: 

  • Ребенку около трех лет или чуть больше. Детки помладше все еще требуют постоянного внимания матери и во многом зависят от нее в физическом и эмоциональном плане. Долгие разлуки с близким человеком воспринимаются ребенком как предательство (мама меня бросила в садике) и очень больно «бьют» по психике ребенка и доверию к взрослым. Особенно это проявляется у тех детей, чьи мамы постоянно были с ними, не оставляли малыша с бабушками, не отлучались по своим делам на продолжительное время; 
  • Ребенок социализирован и охотно общается со сверстниками и взрослыми. Активные общительные малыши вливаются в коллектив быстрее и часто становятся «душой компании». Стеснительным и замкнутым ребятишкам будет несколько труднее, они дольше будут привыкать к новым садиковским друзьям и воспитателю; 
  • У малыша крепкий иммунитет и нет хронических заболеваний. Многим родителям известно, что детки в саду болеют часто, даже если до этого хвастались отменным здоровьем и температурили в исключительных случаях. Дошкольные учреждения – общественное место, детки сами по себе восприимчивы к различного рода вирусам и бактериям (иммунитет находится на стадии становления), плюс стресс – все это является причиной частых болезней малыша. Это нормальная ситуация, носящая временный характер. После успешной адаптации малыш будет более устойчив к инфекциям, особенно если вы его закаляете; 
  • Малыш развит по годам. Задержка общего развития, так же как и признаки одаренности – причина тяжелого течения периода адаптации ребенка в детском саду; 
  • Воспитатель нашел подход к вашему ребенку. Во многом то, как дошколенок освоится в новом коллективе, зависит от воспитателя. У вас может быть супер оснащенный и современный сад, но если руководитель группы некомпетентен и мало себе представляет свои должностные обязанности, то никаких преимуществ посещения данного ДОУ вы для себя не найдете, уж поверьте. 

Немаловажным фактором является и то, насколько ребенок в состоянии себя обслужить, что еще раз доказывает преимущество посещения ДОУ в возрасте от трех лет и старше. Маленьким «неумехам» в саду трудно, воспитатель не может уделить каждому такому несостоятельному малышу достаточно времени, чтобы удовлетворить его потребности.  

Поэтому вы должны убедиться в том (а при необходимости и научить), что малыш умеет сам: 

  • брать ложку и кушать; 
  • пить из стакана; 
  • проситься в туалет или справляться самостоятельно; 
  • попросить и объяснить взрослым, что он хочет (или если что-то не так); 
  • раздеваться (снять штанишки, трусишки, разуться) и надевать некоторые вещи (накинуть куртку, шапку, штанишки, застегнуть липучки на сандаликах и т.д.). 

Как подготовить ребенка к садику 

Важно понимать две простые вещи: адаптация ребенка в детском саду и подготовка к его посещению должны быть постепенными, ступенчатыми. Не должно быть никакой спешки, ребенок должен привыкать постепенно, не торопясь. 

  • Уже с двухлетнего возраста можно начинать объяснять малышу, что такое детский садик, почему малышам туда важно ходить. Хорошо, если есть старший ребенок-дедсадовец, можно поставить его в пример. Говорите обо всех преимуществах в исключительно положительном ключе, убедите ребенка, что в саду весело и интересно. Но меру тоже надо знать, не обещайте ему того, чего там нет и не будет, чтобы не разрушить в дальнейшем все детские представления. 
  • Закрепляйте навыки самостоятельного обслуживания ребенка, поощряйте его стремления натянуть рукавички, обуть тапочки, почистить зубы самостоятельно и без помощи взрослых. Многие детки вполне умеют орудовать столовыми приборами, но осознанно это не делают в присутствии матери или отца (бабушки и дедушки), вынуждая их кормить. По возможности, пресекайте это, но не ругайте и не наказывайте ребенка за такие «слабости».

Во время адаптационного периода при посещении дошкольного учреждения многие родители замечают, что их ребенок стал хуже разговаривать, перестал есть самостоятельно, иногда даже перестал справлять нужду в горшочек, делая это в штанишки.

Это объясняется стрессовой ситуацией для ребенка (не стоит наказывать малыша за такие инциденты, а только понять и показать всю свою любовь и заботу), и тем фактом, что ребенок может брать пример с других детей. Они могут быть младше, не уметь делать что-то, а малыш тем самым подражает им, пытается «влиться в коллектив». Это временное явление, со временем все встанет на свои места.

  • Если вы живете рядом с садом, можно приходить гулять вместе с другими детьми на улице. Проведите небольшую экскурсию, покажите интересные детские площадки на территории, расскажите, что находится внутри здания. 
  • Будет здорово, если ваш малыш имеет хороший аппетит и не отказывается от любой предложенной еды. Но на практике такие уникальные детки – редкий случай. Многие трехлетки избирательны в пище и предпочитают больше что-то красивое, сладкое, либо безукоризненно едят узкий набор блюд и продуктов. Постарайтесь приучить ребенка к меню сада заранее. 
  • Объясните, кто такой воспитатель, какова его роль и как он может помочь ребенку в случае возникновения проблемы. 
  • Поиграйте с ребенком в «детский сад»! Обычно дети к этому возрасту вполне способны придумать свой игровой сценарий и развлечь себя ролевой игрой. Вы можете присоединиться, и вместе с любимыми игрушками сыночка или дочки организовать свою ясельную группу. Это прекрасно показывает на примере режим дня в саду, роль воспитателя и няни. 
  • Поделитесь своим опытом посещения ДОУ в детстве, расскажите, что вам нравилось там больше всего, покажите свои детские фото или видеозаписи. 
  • Старайтесь социализировать ребенка, посещая кружки или детские клубы, играя на общественных детских площадках, просто приходя в гости к семьям с детьми. Навыки общения важны уже в столь юном возрасте! 
  • Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и к тому, что вас может не быть рядом. Специалисты советуют после первого дня рождения ребенка отлучаться маме хотя бы ненадолго по своим делам (например, раз в неделю). Это полезно обоим. У мамы появляется личное время, малыш привыкает к обществу других людей. 

В большинстве садов есть так называемые группы короткого пребывания, которые формируются из будущих детсадовских воспитанников. Цель таких групп – познакомить ребенка с садом, научить общаться с другими детьми и быть частью коллектива. Детки приходят на пару часов, играют, общаются, часто мамам тоже разрешают присутствовать. Уже в начале следующего учебного года их переводят в младшую группу, и они осваиваются лучше тех, кто пришел в сад «с улицы». 

Ошибки родителей 

Невозможно обойти стороной этот пункт! Многие пытаются сделать «как лучше», а выходит «как всегда». Сами того не зная, мамы и папы (а часто вместе с бабушками и дедушками) перечеркивают все своим некорректным поведением.

Важная информация для родителей, как делать НЕ нужно: 

  • «пугать садиком» за непослушание. Ни в коем случае не говорите, что оставите ребенка в саду, если он не будет слушаться. Вообще нельзя пугать детей чем-либо или кем-либо! Такие манипуляции в дальнейшем могут привести к серьезным проблемам, а вы потом будете искать, «откуда ноги растут» и почему малыш панически боится чего-то или делает что-то не так; 
  • сразу оставлять ребенка на целый день в саду. Это неправильно! Малыш еще не привык! Обговорите с воспитателем сроки перевода малыша на полный день, педагог обязательно скажет, когда ваше чадо будет готово провести в группе с утра и до вечера. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы адаптацию малыш прошел еще до вашего выхода на работу. 

Как следствие: нельзя до последнего держать ребенка дома, а потом в первый же рабочий день отвести его на весь день.

Если вы думаете, что чем дольше малыш просидит в родных стенах (напоследок, так сказать), то тем лучше для него, то вы глубоко ошибаетесь; 

  • если ребенок болен, не тащите его в сад! Как бы вам ни хотелось, придется взять больничный или попросить помощи родственников; 
  • спросите себя: готовы ли вы «отпустить» ребенка, дать ему больше самостоятельности? Некоторые родители (мамы, чаще всего), чувствуют угрызение совести, что оставляют ребенка одного в детсаду, жалеют и идут на поводу, если малыш канючит и не хочет идти, злоупотребляют долгими и эмоциональными расставаниями с утра. Нужно понимать, что такое поведение родителя только укрепляет негативное отношение к садику у малыша и напрочь убивает желание ходить туда с радостью. 

Заключение 

Во многом от вашей мудрости и грамотной тактики, уважаемые родители, зависит протекание адаптационного периода в саду у вашего ребенка. Сроки этого периода строго индивидуальны, привыкать малыш может неделю-две, а может и около полугода.

 

Редкие детки сталкиваются с так называемой дезадаптацией. В таком случае нужна консультация психолога или же просто время. Попробуйте отдать ребенка в сад через год.

Возможно, за это время он подрастет, получит новые навыки и проще справится с такой задачей. 

В любом случае удачи вам и успехов в подготовке к садику! 

Источник: https://luckymummy.ru/571-adaptacija-k-detskomu-sadu.html

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

Проблема адаптации ребенка к детскому саду возникает достаточно часто. Но, к сожалению, не все родители уделяют должное внимание возникшей ситуации, а зря, ведь на кону стоит психическое здоровье малыша.<\p>

Почему детский сад вызывает у ребенка стресс?

Стресс вызывается не самим детским садом, а кардинальными изменениями в жизни малыша. Ребенок не привык делать все самостоятельно, соблюдать распорядок. Возможно, он мало общался с другими детьми, а здесь ему придется контактировать с ними постоянно.

Чужие взрослые люди будут требовать от него послушания, а это также приводит к стрессу. Внимание воспитателей сосредоточено на всех детях одинаково, и персонального внимания ребенку может недоставать.

Также у ребенка возникает множество страхов, которые могут сопровождаться плачем или даже приступами истерики. Причем, если у ребенка страхов нет, они могут появиться, увидев как «страдают» другие дети и малыш может начать лить слезы просто «за компанию». Данные страхи вполне объяснимы.

Они связаны с боязнью перемен, новыми неизвестными малышу людьми. Также истерики у чада могут возникать из-за страха быть забытым мамой в этом странном непонятном месте.

В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад?

Данный вопрос вызывает разногласие у родителей. Одни считают, что чем раньше – тем лучше, другие – что ребенок должен сначала достаточно вырасти и морально подготовиться. Первой позиции придерживаются многие, ведь ее нельзя назвать ошибочной.

Действительно, в раннем возрасте адаптация к условиям детского сада проходит легче и безболезненней для малыша. Малыш будет с удовольствием посещать данное заведение, легко идти на контакт с другими ребятами и не плакать из-за того, что мама не находится все время рядом.

Но стоит учесть, что возможны проблемы с послушанием дома, ведь большую часть дня ребенок привык слушаться воспитателя.

Что нужно ребенку

  1. Самостоятельность. Для того чтобы малыш комфортно чувствовал себя в детском саду ему нужно научиться самостоятельности, а именно – самостоятельно кушать, ходить на горшок и, по возможности, одеваться.

    Ничего страшного если ребенок этого не умеет, ведь воспитатели будут ему помогать, но малыш будет чувствовать себя увереннее, если сможет делать все это сам.

  2. Социализация. В детском садике малышу придется много времени контактировать с остальными воспитанниками детского сада. Для некоторых детей это может стать настоящим стрессом.

    Чтобы решить эту проблему необходимо приучать малыша к обществу других детей, учить общаться и находить общий язык. Важно научить чадо делиться игрушками и не отбирать игрушки у других ребят. Чаще выходите гулять во двор, где собираются на прогулках мамы со своими детьми. Ходите в гости к людям, у которых есть ребенок-ровесник для вашего чада.

  3. Режим дня.

    Если малыш никогда не соблюдал режим, то ему будет очень сложно адаптироваться к детскому саду. Особенно сложно будет проходить утренний подъем. Поэтому необходимо заранее позаботиться о том, чтобы ребенок без проблем просыпался в то время, в которое он будет просыпаться в период детского сада. Также необходимо наладить режим питания и дневной сон.

    Если чадо не привыкло спать днем и категорически отказывается, нужно просто приучить находиться в постели в определенное время. Привыкание к режиму должно начинаться летом. Трех месяцев должно хватить для укрепления привычки рано вставать и жить по строгому распорядку дня. Главное, когда ребенок уже начал посещать детский сад не пренебрегать режимными моментами в выходные.

  4. Домашний уют. После того, как на малыша «свалилось» столько нового и непривычного, он будет находиться в состоянии стресса. Это может привести к тому, что малыш начнет капризничать. Он может вести себя слишком возбужденно или же, наоборот, практически потерять активность.

    Это естественная реакция на стрессовую ситуацию, поэтому необходимо оказать в данный период чаду повышенное внимание и родительскую ласку. Очень важно сохранять в семье спокойную атмосферу и избегать любого рода конфликтов не только с ребенком, и со всеми членами семьи.

  5. Нужно чаще показывать свою заботу малышу, обнимать его и не забывать говорить как сильно вы его любите. Также не стоит плохо отзываться о самом садике, воспитателях и воспитанниках сада в присутствии ребенка. Ваше недовольство может перерасти в детские тревоги.

    Спокойствие следует соблюдать постоянно, в том числе и когда вы по утрам ведете его в детский сад. Если ребенок плачет и не хочет идти в садик, то не нужно на него кричать. Лучше берите маленькую мягкую игрушку с собой, например мишку или плюшевого зайчика. Предварительно расскажите про него сказку, как он тоже сначала не хотела ходить в садик, но потом ему там понравилось.

    История обязательно должна заканчиваться тем, что плюшевого друга в конце всегда забирает мама. Так можно избавиться от страха быть забытым в садике.

  6. Честность. Многие родители допускают ошибку, обманывая свое чадо. Утром, приведя его в сад, они говорят, что уходят ненадолго, оставляя малыша на целый день.

    Лучше поступать с ребенком честно, сказать, что мама вернется вечером после работы. Главное убедить ребенка что он ходит в очень хороший садик, с хорошими воспитателями и ребятами, и что время разлуки пролетит очень быстро. Тогда ребенок не будет сидеть у двери и говорить, что мама обещала его скоро забрать, это поможет избежать лишних слез.

И самое главное в адаптации совсем маленьких детишек к саду – это постепенность. Начинать стоит с групп кратковременного пребывания. Но данные группы можно заменить прогулками с детишками из детского сада. Когда ребенок привыкнет к компании других ребят, можно попробовать оставлять его на несколько часов, далее на полдня. Если все обходится без истерик, то можно оставить малыша и на весь день. Главное не давить на ребенка, если он еще не готов так надолго оставаться без вашего внимания. Психическое состояние ребенка очень важно, не стоит им пренебрегать.

Источник: https://psychology-s.ru/kak-adaptirovat-rebenka-k-detskomu-sadu/

Статья «Как помочь ребенку адаптироваться к яслям»

Как помочь ребенку адаптироваться к условиям ДОУ?

Троицкая Кристина Владимировна 

воспитатель МБДОУ № 116 «Родничок» г. Чебоксары

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения, о тех методах и приемах, которые необходимо организовать, чтобы ребенок быстро и безболезненно привык к условиям, отличающихся от домашних. Проблема адаптации детей к детскому саду возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и которая в последнее время приобрела особую актуальность. 

Ключевые слова: адаптация к условиям ДОУ, дети раннего возраста, детский сад.

   Поступление ребенка в детский сад – очень сложный и ответственный период в жизни ребёнка и его родителей. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (яслям).

От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду, в семье и социуме.

Совет

   Что такое для ребенка садик? Садик — это место расставания, с  мамой , где он  один на один остается с чужой тётей и незнакомыми ребятами. И как же помочь ребенку в этот непростой период? Помочь и облегчить все тяготы этого нелегкого испытания?

   Каждый родитель придя впервые в ясли, хочет видеть радость и веселье у ребенка, но чаще всего это оказывается плач и истерики. Прежде Вы сами должны настроить себя на то, что ваш ребенок начинает ходить в детский сад, что будет оставаться с чужой тетей и другими детьми. 

   Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами.

Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он целый день плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно.

В конце концов, детский сад — это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные моменты.

   Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками.

Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей взрослой жизни.

Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные навыки и принципы.

Обратите внимание

   Про детский сад нужно рассказывать ребенку за несколько месяцев. Лучше начинать с приятных вещей: новые игрушки, своя кроватка, новые друзья и т. д. То есть увлекать ребенка тем, что ему сейчас нравиться. 

   Обязательно скажите ребенку, что в детском саду он будет без родителей, так как взрослым там нельзя находиться, потому что такие правила. Детский сад только для детей и воспитателей.

   Не лишним будет сказать, что Вы, как и папа, тоже будете каждый день ходить на работу. И каждый день после работы забирать своего малыша из детского сада домой.

   Если Вы уже привели ребенка в детский сад – не отступайте. Хоть на несколько часов, но оставьте его в группе. Этим Вы покажете малышу неотвратимость действия. Что, как бы сильно он не плакал, Вы всё равно оставите его на какое-то время. 

Оставляя ребенка в садике, не показывайте ему свою озабоченность. Нужно весело попрощаться с ним, объяснить, что ему будет хорошо с другими детьми, с которыми так интересно играть. Прощание должно быть мягким. Если вам что-то не понравилось в детском саду, не обсуждайте это при ребенке, формируя негатив по отношению к воспитателям, сотрудникам детского сада. 

Перед посещением садика соблюдайте его режим, которые заведомо необходимо уточнить у воспитателя группы, в которую планируете отдавать ребенка: часы приема пищи, сна, прогулок. Посещая детский сад, даже в выходные дни для наилучшей адаптации придерживайтесь режима.

Помните о том, что адаптация у детей проходит по-разному, выражается в отличных друг от друга реакциях и занимает разные сроки. Ваш ребёнок индивидуален в своём поведении, своих переживаниях и чувствах, не забывайте об этом! Если через месяц ваш ребенок еще не привыкнет к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kak_pomoch_rebenku_adaptirovatsya_k_yaslyam_100221.html

Адаптация ребенка к саду

Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке.

Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к новой жизни.

Адаптация ребенка к саду требует повышенных затрат психической энергии, напряжения, а также физических сил организма.

Особенности поведения малыша в адаптационный период зачастую пугают взрослых настолько, что они нередко задумываются над тем, а сможет ли ребенок когда-нибудь адаптироваться и когда закончится этот «ужас»? Те особенности поведения, беспокоящие родителей, являются зачастую типичными для всех малышей, пребывающих в процессе адаптации к саду. Именно в этот период большинство мам считает, что их ребенок «несадовский», а вот другие малыши, гораздо лучше себя чувствуют и ведут в садике. Однако это не так. Обычно адаптация ребенка к саду проходит очень сложно с негативными сдвигами в детском организме. Эти сдвиги отмечаются во всех системах и на всех уровнях.

Важно

Детям всех возрастов довольно таки непросто начать посещать дошкольное учреждение. Каждый из малышей проходит период адаптации к детскому саду. В этот период кардинальным образом меняется вся его жизнь.

В сложившуюся, привычную жизнь малыша в семье врываются изменения: отсутствие близких и родных, четкий режим дня, постоянное присутствие других детей, необходимость подчиняться и слушаться незнакомых взрослых, уменьшение количества персонального внимания.

Новая обстановка для малыша предстает как нервно-психическое напряжение, а также стресс, который не прекращается в первые дни ни на минуту. У малыша отмечаются изменения в период адаптации к детскому саду. Впервые дни, пребывая в детском саду, у каждого ребенка отмечаются сильно выраженные отрицательные эмоции: хныканье, плач за компанию или постоянный приступообразный плач.

Яркими выступают проявления детских страхов. Малыш зачастую боится встречи с незнакомыми детьми, неизвестной обстановки, боится новых воспитателей, а также того, что родители о нем забудут, уйдя из сада.

Ребенок думает, что его предали и вечером за ним не придут, поэтому на фоне стрессового состояния у него вспыхивает гнев, вырывающийся наружу.

Придя утром в сад, малыш не дает себя раздеть, закатывает истерику, нередко бьет взрослого, который собирается его оставить.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду

Привыкание к дошкольному учреждению отмечается снижением социальной активности. Даже оптимистичные, общительные дети становятся беспокойными, напряженными, замкнутыми и малообщительными.

Родителям необходимо помнить, что дети 2-3-х лет играют возле друг друга, но не вместе.

Сюжетная игра у таких детей еще не развита, поэтому не стоит нервничать, если кроха не взаимодействует с другими сверстниками.

Совет

О том, что привыкание проходит успешно, можно сделать выводы по тому, как малыш с каждым днем все охотнее откликается на просьбы воспитателя, взаимодействует с ним, следует режимным моментам.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду отмечается снижением познавательной активности или ее полнейшим отсутствием. Бывает, что ребенок не интересуется игрушками, не решается ними играть. Многие дети предпочитают посидеть в сторонке, для того чтобы сориентироваться.

В ходе успешной адаптации кроха постепенно осваивает пространство группы, а вылазки к игрушкам становятся наиболее частыми и смелыми. Ребенок начинает задавать вопросы воспитателю познавательного плана.

Впервые дни адаптации ребенок под влиянием новых условий пребывания способен на короткое время утратить навыки самообслуживания.

Успешная адаптация определяется тем, что малыш не только использует все свои домашние навыки, но и учится чему-то новому в садике.

У отдельных детей оскудевает словарный запас или малыш использует простые слова, а также предложения. Родителям не стоит волноваться. Речь крохи обогатится и восстановится, когда адаптация завершится.

Одни дети превращаются в заторможенных, а другие в неуправляемо активных. Это напрямую зависит от темперамента крохи. Меняется также и домашняя активность. Признаком успешной адаптации выступает восстановление прежней активности дома, а потом и в саду.

Оставляя кроху в саду на послеобеденный сон, надо быть готовым, что впервые дни сон будет плохой. Дети во время сна иногда вскакивают, а, уснув, просыпаются с плачем. Также и дома может наблюдаться беспокойный сон, который к моменту завершения адаптации обязательно нормализуется.

В первое время у малыша 2-3-х лет отмечается пониженный аппетит. Это связывают с непривычной пищей (на вкус и вид), и со стрессовыми реакциями — ребенку просто не хочется кушать. Хорошим признаком адаптации будет восстановление аппетита, даже если ребенок не все съедает, что предложено на тарелке, но он уже самостоятельно начинает есть.

Адаптация ребенка к саду и болезни нередко начинаются с первыми посещениями дошкольного учреждения. Причиной тому стресс, снижающий иммунитет и сопротивляемость детского организма к инфекциям. Одни дети начинают болеть в первую неделю, другие спустя месяц после посещения садика.

Обратите внимание

Нередко случается, что причиной простуд и хронических ОРЗ является психологический фактор. Одним из известных механизмов психологической защиты является бегство в болезнь. Но это не означает, что малыш специально заболевает, чтобы остаться дома, он это делает неосознанно.

Организм с легкостью подчиняется такой скрытой тенденции: демонстрируя удивительную слабость, отказываясь противостоять простуде.

Зачастую, добившись эмоционального равновесия, преодолеваются склонности к болезням. Однако большинство мам ожидает, что негативные моменты в поведении, а также реагировании исчезнут впервые же дни, поэтому расстраиваются и сердятся, если этого не происходит.

Адаптация ребенка к саду осуществляется к концу 4-й недели, однако бывает, что она затягивается на 4 месяца.

Адаптация ребенка к саду — рекомендации для родителей

В период адаптации к детскому саду кроха настолько ранима, что для детской агрессивности поводом выступает все. Нередки случаи проявления депрессивных реакций, заторможенности эмоций.

Первые дни в саду проходят без положительных эмоций, кроха очень расстроена расставанием с мамой, а также с привычной средой.

Если малыш и улыбается, то зачастую это реакция на яркий стимул или новизну (необычная игра, яркая игрушка).

Отрыв от матери для ребенка это стрессовая ситуация. Ребенок воспринимает детский сад, как новую ужасную обстановку с незнакомыми детьми, которым нет дела до него.

Чтобы в новых обстоятельствах продержаться, ему следует вести себя по-другому и не так, как дома. Однако не зная новой формы поведения и от того страдая, малыш боится сделать что-то не так.

Детский страх поддерживает стресс – отрыв от матери.

Адаптация мальчиков 3-5-лет к детскому саду проходит более тяжело, чем у девочек. В этот период мальчики болезненно реагируют на разлуку с матерью, поскольку очень сильно привязаны к ней.

Кризис трех лет, наслаивающийся на период адаптации ребенка к детскому саду, зачастую осложняет ее прохождение.

Важно

Одна часть детей — легко проходит адаптацию к саду, и негативные моменты у них исчезают на 3-й неделе, другие же сложнее, и адаптация затягивается до 2-х месяцев.

Если малыш не адаптирован по истечении 3-х месяцев, то такая адаптация относится к тяжелой и нуждается в помощи специалиста-психолога.

Особенно трудно приходиться тем малышам, которым не рассказывали о предстоящем посещении дошкольного учреждения и для них это неожиданность. Родители могут помочь своей крохе быстрее адаптироваться к новым условиям. Комплекс мер включает создание дома бережной обстановки, щадящей нервную систему ребенка.

Рекомендации для родителей по адаптации ребенка включают следующее:

— в присутствии малыша следует отзываться всегда положительно о воспитателях и самом саде, даже если что-то не нравится. Ребенку придется ходить в этот сад, а уважая воспитателей это делать легче;

— разговаривая о саде с крохой, необходимо рассказать еще кому-нибудь в его присутствии, о том, в какой замечательный теперь сад ходит малыш, и какие хорошие воспитатели там работают;

— в выходные дни необходимо соблюдать четкий режим дня ребенка. Чуть дольше можно позволить ему поспать, но не нужно давать отсыпаться очень долго. В период адаптации не следует перегружать малыша, ведь у него жизненные изменения, и ему ни к чему напряжение нервной системы.

В адаптационный период ребенка к саду родителям необходимо набраться терпения. Отрицательные эмоции непременно сменятся положительными, свидетельствующими об окончании данного периода. Некоторые малыши будут еще долго плакать при расставании, но это не свидетельствует о плохой адаптации. Если малыш успокаивается после ухода мамы спустя некоторое время, то привыкание идет хорошо.

Как адаптировать ребенка к саду

Родителям необходимо готовить кроху заранее к посещению сада: за несколько месяцев до этого события. Подготовка включает прочтение сказочных историй о посещении сада, игры «в детский сад», прогулки возле садика, рассказы малышу, о скором посещении этого заведения и приобретении новых друзей для совместных игр.

Если родители имели возможность познакомить ребенка заранее с воспитателями, то крохе будет легче психологически. Особенно, важно, чтобы в этот момент присутствовала мама, а ребенок походил по группе, пообщался с воспитателями.

Адаптировать ребенка к саду получится легче, если он будет физически здоровым, без хронических заболеваний и без предрасположенности к простудам. Поскольку период привыкания отмечается напряженностью, то все силы организма направляются на приспособление, и если организм не будет тратить силы на борьбу с болезнями, то это послужит хорошим стартом.

Адаптация пройдет успешно, если кроха будет иметь навыки самостоятельности в следующих моментах: частичное одевание, пользование горшком, самостоятельное принятие пищи. Если малыш все это умеет, то он не потратит силы на срочное обучение этому и будет пользоваться сложившимися навыками.

Легче привыкнуть тем малышам, чей режим приближен к садовскому режиму. За месяц до поступления в сад родителям следует привести режим ребенка к садовскому. Для этого следует заранее уточнить расписание дня дошкольного учреждения, а для легкого подъема утром, следует укладывать малыша спать не позднее 20:30.

Трудно приходится тем малышам в период привыкания, у которых не будут соблюдены несколько или одно из этих вышеперечисленных условий.

Необходимо, чтобы дома кроху окружала спокойная атмосфера.

Чаще следует малыша обнимать, говорить ласковые слова, гладить по голове, отмечать его улучшение в поведении, успехи, а также больше хвалить, поскольку ему нужна поддержка родителей.

Совет

Родителям следует проявлять терпимость к капризам, которые возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимая ребенка, можно ему помочь успокоиться и быстро переключиться на другую деятельность.

Согласовав с воспитателем, следует дать малышу в сад небольшую мягкую игрушку. Зачастую малыши нуждаются в игрушке, как заместителе мамы. Ребенку будет гораздо спокойнее, когда он прижмет что-то мягкое, являющееся частичкой дома.

Адаптация ребенка к саду — советы психолога

Придумав родителям свою сказку о маленьком зайчике, который впервые пошел в садик, и как ему было немного страшно и неуютно, но потом появились друзья, и стало весело, позволит крохе увереннее шагать в дошкольное учреждение.

Психологи советуют проиграть эту сказку с игрушками. Ключевым моментом в сказке, а также в игре выступает возвращение мамы за малышом, поэтому пока этот момент не настанет — нельзя прерывать повествование.

Все это затевается с тем, чтобы кроха поняла: мама обязательно вернется.

Подмечено, что больше всего ребенок и родитель расстраиваются вместе при расставании. Как правильно организовать утро, чтобы и у мамы, и у крохи день прошел удачно, а главное спокойно?

Совет психологов: спокойная мама — спокойный малыш. Ребенку передается неуверенность мамы, и он расстраивается еще больше. И в саду, и дома необходимо разговаривать с малышом уверенно и спокойно.

Следует проявлять доброжелательную настойчивость утром при пробуждении, потом при одевании, а в дошкольном учреждении при раздевании. Разговаривать с малышом нужно не громким, но твердым и уверенным голосом.

Зачастую при пробуждении хорошим помощником является та самая любимая игрушка, которую малыш берет с собой в сад. Видя, что мишка «очень сильно хочет в сад», ребенок заразится хорошим настроением и его уверенностью.

Психологи советуют отводить малыша тому взрослому, с которым легче ему расстаться. Давно подметили, что ребенок может с одним из родителей расстаться достаточно спокойно, а с другим тяжело, продолжая страдать после его ухода. Важно обозначить и сказать ребенку, когда его заберут: после обеда, после прогулки, или как он поспит.

Обратите внимание

Крохе легче знать, что мама за ним придет после какого-то режимного момента, чем каждую минуту ждать ее. Родителям нельзя задерживаться, а следует выполнять свои обещания.

Необходимо придумать свой ритуал прощания: поцеловать, сказать «пока», помахать рукой. После этого сразу следует уходить: не оборачиваясь и уверенно. Чем дольше взрослые проявляют нерешительность, тем сильнее переживает малыш.

Нередко взрослые совершают серьезные ошибки, затрудняющие адаптацию.

Родителям нельзя делать следующее в период адаптации:

— нельзя сердиться или наказывать малыша за плач дома или при расставании после упоминания о необходимости идти в дошкольное учреждение. Малыш имеет право на такую реакцию, а вот строгое напоминание об обещании ребенка не плакать является не эффективным. Малыши этого возраста не умеют еще «держать свое слово». Лучше сказать крохе о своей любви и что обязательно заберете его;

— стоит избегать разговоров с другими членами семьи о слезах ребенка в его присутствии. Дети на душевном тонком уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и этим еще больше усиливают свою тревогу;

— нельзя пугать садом, поскольку это место, таким образом, никогда не станет любимым;

— нельзя отрицательно отзываться о саде и воспитателях при крохе;

— нельзя обманывать, обещая, что скоро заберете, а малыш ждет полдня, теряя доверие к близкому человеку.

Родители также нуждаются в психологической помощи, поскольку поступление в сад – это испытание не только для детей, а и для родителей, испытывающих сильное волнение.

Родителям необходимо быть уверенными в необходимости посещения детского сада, тогда малыш, видя уверенность мамы, адаптируется быстрее. Следует поверить, что ребенок на самом деле совсем не слабое создание и его адаптационная система выдержит, и он справиться.

Гораздо хуже, если ребенок совсем не плачет и зажат стрессом. Плач выступает помощником нервной системы, не давая ей перегружаться. Поэтому не стоит бояться детского плача и сердиться на малыша.

В тяжелых случаях можно воспользоваться помощью детского психолога, который расскажет родителям, как проходит адаптация, и уверит, что в саду работают действительно внимательные люди.

Зачастую родителям очень нужно знать, что их малыш быстро и легко успокаивается после их ухода, и эту информацию дает психолог и воспитатели, которые наблюдают за детьми в процессе адаптации. Взрослым также следует заручиться поддержкой от других родителей, чьи малыши посещают детский сад. Поддерживая друг друга, важно отмечать и радоваться успехам малышей, а также самих себя.

Источник: https://psihomed.com/adaptatsiya-rebenka-k-sadu/

Ссылка на основную публикацию