Где находится туруханский край? «златокипящая» мангазея

Читать

© Пикуль В.С., наследники, 2011

© Пикуль А.И., составление, 2011

© ООО «Издательство «Вече», 2011

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2017

Сайт издательства www.veche.ru

Старая королевна (не королева!) Анна Ягеллонка ехала из Кракова в свои владения. Скупо поджав морщинистые губы, она перебирала четки, изредка поглядывая в окно кареты. Вокруг было пустынно и одичало.

Где-то на дорогах древней Мазовии ей встретилось одинокое засохшее дерево.

На его сучьях болтались два удавленника, а под деревом – с обрывком петли на шее – сидел босоногий монах с изможденным лицом:

– Слава Иисусу! Моя веревка лопнула.

– Кто ты сам и кто эти повешенные люди?

– Мы не люди – мы псы Господни. Нас послал великий Рим, с благословения папы мы несем бремя ордена Иисуса Сладчайшего, дабы внушать страх еретикам, дабы содрогнулся мир безбожия и прозрели души, заблудшие во мраке ереси.

Анна Ягеллонка догадалась, кто он такой:

– Ступай же далее путем праведным, в Варшаве для вас хватит дела, будешь лаять на отступников божьих…

Так появились в Польше первые иезуиты; проникновение в любую страну они называли «открытием лавочки» (конгрегации). Но за католической Польшей лежала загадочная Русь, а Ватикан давно желал покорить ее духовно, подчинить себе народы – русских, украинцев и белорусов.

Обратите внимание

Вслед за первыми «псами Господними» скоро появятся и другие, ловкие и бесстрашные, средь них будет и Антонио Поссевино. Об этом человеке очень много писали до революции, не забывают его и сейчас.

Я бы сказал, что имя Поссевино три столетия подряд тянется через всю Европу, оставляя нечистый след в летописи нашего многострадального государства. Но что мы знаем о нем?

Был 1534 год, когда в семье бедного бондаря из Мантуи, под стук сколачиваемых винных бочек, раздался первый крик новорожденного, и бондарь в гневе отпихнул ногой бочку:

– Еще один! Чем я буду кормить этого заморыша?..

Но «заморыш», вступив в пору юности, оказался чертовски умен, пронырлив и талантлив, почему кардинал Геркулес Гонзаго сделал его своим личным секретарем. Отправляя племянников в Падуанский университет, он наказал Поссевино:

– Ты поедешь с ними, дабы следить за их нравственностью, заодно укрепи себя в науках – теологии, истории, философии…

Падуя всегда славилась отчаянным вольнодумством, в будущих патерах римского престола не было и тени святости.

Всюду следуя за племянниками кардинала, Поссевино не препятствовал их безобразным оргиям, терпеливо выслушивал непотребные анекдоты о женских монастырях.

Общение с проститутками заменяло богословам священную мессу, а пьянство – святое причастие. Побаиваясь насмешек, Поссевино посещал храмы тайно, в частной жизни он строго следовал заветам аскетизма…

На это обратили внимание в ордене иезуитов.

– Что главное ты видишь в булавке? – спросили его.

– Острие.

– Что примечательно в алмазе?

– Сияние.

– Но впредь ты должен ценить в алмазе не сияние, а лишь его бесподобную твердость, какой станешь обладать сам, и ты сделаешься острее булавки, дабы проникать в сокровенное душ… Скажи честно, ты хочешь повелевать людским стадом?

– Хочу! – бестрепетно отвечал Поссевино…

Впоследствии нунций Болоньетти писал о нем: «Платит клеветой за дружбу… проявляет жадность к деньгам и подаркам. Страшно любопытен и пронырлив, всюду стараясь пронюхать чужие дела, умело влезет в чужую душу». Беспощадная машина иезуитов обработала Поссевино как следует.

Важно

Орден, созданный Игнацио Лойолой, всегда отвергал услуги людей хилых, робких или медленно соображающих. «Пес Господень» обязан быть вынослив, словно ишак на горной тропе, терпелив, как узник, осужденный на вечное заточение, изворотлив, будто гад ползучий.

Шла постоянная тренировка воображения, логики в мыслях и поступках. Поссевино учили запоминать лица и одежды, повадки и характеры, имена и даты, события и цитаты древних авторов.

Поссевино терзали бессонницей, ему не давали есть, голодный, он с утра до ночи перегружал тяжкие камни с места на место; при этом его утешали суровые наставники-менторы:

– Помни: чем лучше, тем хуже, и чем хуже для всех, тем лучше для нас. Не бойся смерти: она ведь неизбежна! Но будь спокоен. Ведя с человеком беседу, не подымай глаз выше его подбородка. Даже услышав выстрел из пушки, поворачивай голову с величавым достоинством… В этом проклятом мире ты всегда будешь прав, а другие останутся всегда виноваты.

По свидетельству его биографов, Антонио Поссевино обладал «очаровательной внешностью», его организм не ведал усталости.

Он мог обходиться без еды и даже без сна в долгой дороге, а по ночам писал, чтобы на рассвете продолжить свой путь. С каждого своего письма он привык снимать копию. Ему исполнилось 25 лет, когда его приняли в «Общество Иисуса».

Поссевино воспринял как должное прочтенные ему слова пророчества от Исайи, которые иезуиты относили лично к себе:

– Цари и царицы будут кланяться тебе до земли и будут облизывать прах ног твоих. Будешь насыщаться молоком народов земных и груди царские сосать станешь. И люди твои наследуют землю, яко состояние твое…

Поссевино готовили для заговоров и пропаганды. Ему внушали, что пропаганда никогда не ведется снизу – только с высоты престолов: иезуиту нет дела до того, что думают народы, они обязаны управлять народами через волю монархов.

– А когда не можете действовать – наблюдайте!

– Наблюдая, вмешиваться ли мне в события?

– Затем мы и созданы, чтобы с престолов королей, униженных нами, унизить народы, и только одни мы будем возвышены над миром. Презирайте врагов: способные отражать нападения мечом, враги бессильны и жалки перед клеветой и сплетнями…

Антонио был порождением своей эпохи – прекрасной и в то же время страшной! Европа еще не выбралась из потемок Средневековья, когда Италия осветилась блеском Возрождения, Германия уже преподнесла миру образцы Реформации, а со стороны Испании еще клубился дым костров инквизиции.

Совет

Церковь Рима не знала пощады: были такие города в Европе, где сжигали на поленницах дров по десять еретиков ежедневно; в Трире и его окрестностях остались живы только две женщины, остальные, не выдержав пыток, сознались, что они ведьмы (их, конечно, сожгли!).

Человеческая жизнь в ту эпоху была слишком коротка, потому люди спешили жить – они рвались в битву, пропадали в таинственных странах, их привлекали авантюры в политике и славная смерть на рыцарских турнирах за «перчатку дамы».

Реформация породила лютеранство, а протестанты стали главным врагом воинственного католицизма…

– Испытайте себя в Савойе, – было велено Поссевино.

«Испытание» прошло блестяще: город был охвачен враждой, на улицах возникла резня, всюду валялись трупы протестантов, убитых католиками, а все имущество мертвецов Поссевино перевел в кассу ордена Иисуса Сладчайшего.

– Великолепно, – одобрили его. – А теперь…

Теперь пришел черед Франции. Когда в иезуитской коллегии Авиньона появился молодой и красивый богослов, читающий лекции, никто не думал о нем плохо.

Даже когда в Тулузе убили пять тысяч гугенотов (протестантов), студенты не догадывались, что это дело рук их спокойного, вежливого профессора, который со слезами говорил о погибших «еретиках». Не знали они и того, что по ночам Поссевино работает над планом поголовного уничтожения гугенотов во Франции.

Поссевино навестил и Париж, где быстро нашел отмычки к сердцу королевы Екатерины Медичи. Ночь на 24 августа 1572 года вошла в историю Европы как «Варфоломеевская»: всего во Франции было тогда зарезано триста тысяч гугенотов…

Поссевино сделали ректором Авиньонской академии!

В 1573 году, вызванный в Рим, он стал секретарем всего «Общества Иисуса»; неутомимый, он много писал, прославив себя страстной полемикой с лютеранами. В это время на престол наместника Божия воссел папа Григорий XIII:

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=593905&p=5

Златокипящая Мангазея

Воспитательное мероприятие: «Златокипящая Мангазея»

Цель:

  1. Формирование и углубление знаний учащихся по истории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Задачи:

  • развить устную речь;
  • развить у учащихся способность применять имеющиеся знания;
  • воспитывать чувство любви к родному краю.

Оборудование: карта Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, карта Сибири в конце 16 века начале 17 века, карта России, изображение святого Василия Мангазейского.

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь.

2. Вступительное слово.

Учитель: Сегодня мы познакомимся со своей малой Родиной поближе. Родина… Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого.

В разное время и с разной силой, но возникает. Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией.

Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами, выбираем ту или иную профессию, то или иное место работы и т.д.

Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, вы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где вы живете.

Учитель: Итак, мы отправляемся в страну ЮГОРИЮ!

3. Изучение нового материала.

I. Географическое положение ХМАО.

Учитель: ХМАО – один из десяти автономных округов Российской Федерации. Административный центр округа – город Ханты-Мансийск.

Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет 3,1% площади нашей страны.

Обратите внимание

Среди 89 субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ по площади занимает 12-е место, среди автономных округов – 5-е.

Работа по физической карте Югры.

Учитель: Крайняя северная точка округа расположена в горах Приполярного Урала в Березовском районе у истоков р. Хулга. Крайняя южная – в Кондинском районе, недалеко от пос. Куминский. На западе крайняя точка находится в горах Северного Урала у истоков р. Северная Сосьва. На востоке – в Нижневартовском районе у истоков р. Вах.

Читайте также:  Города россии. что мы знаем о всеволожске?

Учитель: Великий Югорский край… Его история уходит корнями в глубокую старину…Не сразу Югра стала частью России.

Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В «Повести временных лет» говорилось, что «…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…».

В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань. В XIV веке новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве. С XV в.

по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А в 1465 г. московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г.

Югорская земля вошла в состав первого русского государства.

Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича.

Достоверных сведений о жизни покорителя Сибири историкам известно мало. Предполагается, что имя Ермак – сокращенное от имени Ермолай. Неоспоримым является такой факт: свой поход в Сибирь он начал, будучи уже атаманом волжских казаков, что находит подтверждение в различных документах. Ко времени похода в Сибирь Ермаку было не менее 40 лет.

Из версий летописных рассказов об организации похода Ермака. Кунгурская летопись: “…в 1582 году, 1 сентября, Строгановы отправили из крепостей своих в Сибири… Ермака Тимофеевича с соратниками, а с ними отпустили…своих разных служилых людей…и в различные доспехи облачили их, вооружением – пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их.

С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города: (показываю, называю годы основания) Березов, Сургут, Тобольск, Тюмень. Но особое место в ряду русских городов занимала Мангазея.

Работа по карте Сибири в конце 16 века начале 17 века.

Учитель: Мангазея – русский город 17 века, расположенный на севере Западной Сибири, на реке Таз, являющейся частью так называемого «Мангазейского морского хода». В 1619 году плавания по этому ходу были запрещены, с целью преградить доступ западноевропейским компаниям к богатым пушниной районам Сибири.

Мангазея возникла в 1601 году. Она быстро приобрела важное значение, жители ее вели меновую торговлю с местным населением, сами занимались охотой, рыболовством, скотоводством, судоходством, ремеслами. В Мангазею приезжало много русских купцов, привозивших разные товары и вывозивших пушнину.

Важно

Крупное экономическое положение Мангазея сохранила до 40-х годов. С середины 17 века в связи с истреблением пушного зверя в этих местах и перенесением пушного промысла дальше на Восток Сибири значение Мангазеи стало падать.

Мангазея была оставлена населением, а ее гарнизон переведен на Енисей в Туруханское зимовье, на месте которого был заложен город Новая Мангазея (ныне г. Туруханск).

Опытные мореходы Поморья еще до Ермака побывали в Мангазее, так называли район в низовьях Таза. Оттуда привозили красивые, с густым пушистым мехом шкурки соболей, стоили они дорого.

Постепенно слава о соболиных богатствах края разнеслась по всей России.

Решено было построить в том краю острог и послать для службы воевод с казаками, чтобы они начали собирать дань с коренных жителей Мангазеи, а охотников заставили платить пошлину за промысел соболя – одну десятую часть от числа добытых шкурок.

В 1642 году в Мангазее был сильный пожар. Почти сразу же после пожара близ местной церкви Святой Троицы вышел сам собой из земли гроб, проломив настил. Первым обнаружил это житель Мангазеи Степан Ширяев.

Пытались гроб убрать, но ничего не получилось — он не сдвигался с места и не поддавался топору. Архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон направил в Мангазею для следствия священника Ивана Семенова. При вскрытии гроба в нем оказались останки 15-16 — летнего юноши.

Рядом с гробом стали совершаться чудеса исцелений. Поначалу жители города не знали имени почившего. Для сохранения от зверей сразу же был сделан земляной вал и ограждение. В 1652 году стрелец Тимофей Сеченов устроил над местом погребения блаженного Василия часовню.

Явившись во сне некоторым горожанам, было определено его имя — Василий Федоров.

Работа с изображением святого Василия Мангезейского.

Учитель: Впоследствии о нем стало известно, что родом из города Ярославля. Родился примерно в 1583 году в семье небогатого торговца. Еще в раннем возрасте отец отдал сына в услужение богатому ярославскому купцу, имя которого не сохранилось в истории.

Известно, что в Мангазею он прибыл в начале XVI века в составе второго похода служивых людей. Этой экспедицией руководили князь Василий Мосальский и боярин Савлук Пушкин. По прибытии в Мангазею молодой человек, отличавшийся от других приказчиков расторопностью и честностью, стал работать в одной из торговых лавок.

Совет

Юноша старался присутствовать на церковных богослужениях, оставляя мирские дела. Однажды, во время празднования Пасхи, когда Василий молился на заутреней службе, воры разграбили лавку его хозяина. Купец заподозрил Василия в соучастии с ворами, обокравшими его.

Он обвинил его в краже и представил для разбирательства воеводе Савлуку Пушкину.

Василия подвергли пыткам и истязаниям, требуя сознаться в воровстве. В ожесточении купец ударил Василия в висок тяжелой связкой амбарных ключей. Страдалец сразу сник и смолк. Для предотвращения молвы и, боясь наказания, тело положили в наскоро сколоченный гроб и зарыли без христианского погребения близ съезжей избы, где совершалось истязание.

Первый прославленный на Сибирской земле святой Василий Мангазейский принял мученическую кончину 23 марта 1602 года. После опустошительных пожаров и с резким уменьшением объема торговли город пришел в запустение. В 1670 году строитель Троицкого Туруханского монастыря иеромонах Тихон после бывшего ему видения совершил перенесение мощей святого Василия из Мангазеи в свою обитель.

С середины XVII в. святой Василий Мангазейский почитается за множество чудесных проявлений своей святости — в помощи недужным, скорбящим и бедствующим. В августе 1863 г. в сильнейшую бурю при повороте из Обской губы в Тазовскую терпел бедствие корабль, руководимый исследователем Ю.И. Кушелевским. Измученный холодом и качкой, он уснул и видит странный сон.

Вот его описание: «… впереди меня народ: я позади его. Бегает что-то беленькое, маленькое: ловят, не поймают. Я поймал, держу в руке. Вижу, это отрок в красной рубашке. Он мне говорит: ты боишься погибнуть? Молишься о спасении? Молись Богу крепче: кричи: спаси меня, Боже! Но не тяряй духа: спасешься. Желаешь знать, кто я? Я Василий Мангазейский».

Юрий Иванович собрал команду, велел ставить паруса, вопреки страху. Ветер понес судно к берегу, но вдруг сделался попутным и они благополучно вошли в Тазовскую губу, затем в реку Таз и дошли до места, где раньше была Мангазея. Путешественник скорбел, что не может совершить молебен о спасении на месте страдания святого мученика. В это время на это же место прибыл священник о.

Иоанн Александровский, который сказал, что несколько дней был «ведомый сюда неведомой силой». Молебен был отслужен.

Часовня Василия Мангазейского стояла до 30-х годов ХХ века. На святых иконах праведный Василий обычно изображается таким, каким его видели благочестивые почитатели его святой памяти: «Лицем млада, мала возрастом», «образом священнолепна, очи имуща светлы, взирающе прелюбезне, власы же главы его русы».

Обратите внимание

В Абалакском храме святой Марии Магдалины находится икона, на которой Василий Мангазейский изображен со связкой ключей – орудием его убийства. Известны иконы с изображением Троицкого Туруханского монастыря, а над ним на горе молящийся Василий — в одной рубашке и без обуви. Встречается описание иконы, на которой представлено истязание его при купце и воеводе.

Исследователям жития Василия Мангазейского известны изображения во Владимирском соборе Киева, в храмах Новгорода и Москвы.

С глубоким почитанием к святому Василию относились жители всего западносибирского Севера. На месте старой Мангазеи в часовне, где до 1670 года почивали мощи святого, во всякое время года можно было видеть звериные шкуры.

«Это приношение бродящих вблизи юраков Тазовской орды и других инородцев, случайно заходящих в эту глушь, — писал путешественник Н. Костров. — Они свято чтут память Василия и, отправляясь на лов зверей или после удачной охоты, всегда приходят к часовне и оставляют в ней какую-нибудь шкуру.

Русские жители ближайшего селения Тазовского считают святотатством взять оттуда что-нибудь. В часовне находятся несколько образов».

Учитель: Ребята, а давайте теперь обратимся непосредственно к изображению святого и вспомним как они изображаются на иконах. Что первым бросается в глаза?

Ученик: Ключи.

Учитель: А что они означают на этой иконе?

Ученик: Святой Василий держит в своих руках орудие своего же убийства, они говорят о его смирении, о том, что Василий принял венец мученичества со смирением, добровольно. Добровольно, в смысле христианского нестяжательства и верности Христу.

Учитель: А что еще указывает на его мученический подвиг?

Ученик: На мученический подвиг еще указывает и красное облачение, так как красный цвет – цвет смерти, крови, мук.

Ученик: Крест в руках святого так же указывает на мученическую кончину, так как на нем Сам Иисус Христос принял мученическую смерть.

Читайте также:  Древнерусское духовное пение. вспомним знаменный распев?

5. Итог урока.

Учитель:Ребята, давайте подведем итог нашего урока, что нового мы сегодня узнали?

Ученик: Сегодня на уроке, мы узнали о том, что наша епархия в XVI – XVII века была на много больше по своей площади и территории, нежели сегодня. Так же мы узнали о замечательном древнем городе Мангазее, которого сегодня уже нет на карте. Узнали о нашем Сибирском святом, Василие Мангазейском, о том, как он невинно пострадал и принял мученическую кончину.

Учитель: Молодцы.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/zlatokipiashchaia-manghazieia

Где находится Туруханский край? «Златокипящая» Мангазея — 23 Декабря 2017 — Персональный сайт Любознайка

Мне всегда было очень любопытно, что такое Туруханский край и где он находится? Я понимал, что это где-то в районе города Туруханск, но на карте найти его и не пытался.

Любопытство – это ведь так, мимолетное чувство: услышал или вспомнил замечательную песню Юза Алешковского «Товарищ Сталин, Вы большой ученый», – и оно проявляется, ну а через минутку переключился на что-то другое и все, забыл.

[]

Но вот время пришло и решил я в этом разобраться. Так есть такой край или нет? А может, был когда-то? Может, когда Сталин в ссылке там находился, он существовал?

Вот что оказалось. Край этот действительно как бы существовал и не существовал, занимая при этом территорию от реки Подкаменной Тунгуски до мыса Челюскина, то есть всю северную часть нынешнего Красноярского края. Непонятно? Вот и давайте вместе разбираться в этой головоломке.

История образования Туруханского края идет с тех времен, когда на сибирском севере появились русские торговые люди, занимавшиеся, как это тогда было принято говорить, сбором пушнины.

Там на севере находилась «Земля Мангазейская», о которой слагали легенды, то самое «Лукоморье», воспетое Пушкиным.

Легенды гласили, что соболей и песцов там столько, что перебить их невозможно, вот почему и возникло определение «златокипящая». А лежала та земля по берегам Обской губы.

Важно

Название Мангазея не выдуманное, это почти сказочное имя местность получила, так как один из княжеских родов местных жителей называл ее Монкаси-я, то есть «земля рода Монкаси».

Это слово нравилось всем, поэтому, когда в 1601 году в устье реки Таз был основан укрепленный пункт для сбора ясака с покоренных народов, его назвали Мангазея. Постепенно поселение выросло в крупный первый заполярный сибирский город.

Заложен он был там, поскольку река Таз была частью Мангазейского морского хода от устья Северной Двины через пролив Югорский Шар к полуострову Ямал и по местным рекам в Обскую губу, а далее по реке Таз, с волоком до притока Енисея, Турухана. Именно так в XVI веке ходили в эти земли поморы и устюгские купцы.

Значение Мангазеи для дальнейшего освоения Сибири неоценимо, именно там начинались пути-дороги для дальнейшего продвижения на восток.

За шесть лет построили деревянный город и огородили его мощной пятибашенной стеной. Город был немаленьким.

Он состоял из кремля, где располагались хоромы воеводы, соборной церкви, тюрьмы и посада с гостиным двором, таможней, купеческими домами, тремя церквами и часовней, а также насчитывал до сотни жилых домов, кузниц, мастерских и прочего. Охрану города несли казаки и сотня стрельцов с пушками.

В 1619 году Мангазейский морской ход был запрещен – «дабы иноземные купцы не прознали», как попасть в это сказочное место. На самом деле причиной было предотвращение вывоза пушнины в обход таможен, стоявших на всех дорогах.

Возможно, именно по причине запрещения «хода», а может, из-за случившегося в том же году большого пожара, город стал хиреть, а после основания Туруханского зимовья и второго разрушительного пожара в 1642 году влияние Мангазеи уменьшилось.

Совет

К 1662 году город опустел и уже в 1672 году указом царя Алексея Михайловича был упразднен.

Было приказано найти другое место для города, с более удобным подходом. Выбор был между Туруханским зимовьем и селом Монастырским, где существовал Троицкий Туруханский монастырь.

Новый мангазейский воевода Данила Наумов, присланный по приказу царя, выбрал Туруханское зимовье. Существует легенда, что для выбора были брошены кости.

Можно в это поверить – сами часто, чтобы что-нибудь выбрать, монетку бросаем.

12 июня 1672 года Данила Наумов на Никольской протоке реки Турухан в 28 верстах от Енисея заложил новый город, названный Новой Мангазеей. Это был настоящий город, с ежегодной ярмаркой, куда съезжались купцы со всей Сибири. Город строили все – и русские, и местные, но основную роль играли енисейские плотники.

Длина стен достигла 312 м, высота их была около 6 м, а толщина 2,8 м. По углам стояли 4 глухие башни, а на стороне, обращенной к Енисею, была двухъярусная проезжая башня высотой в 16 метров.

Город рос и развивался, с 1780-х годов стал называться Туруханском, в 1790 году там было «97 обывательских дворов, в которых проживало 743 человека; Гостиный двор с 24 купеческими лавками; 5 магазинов и амбаров».

Вот как выглядел герб города, утвержденного 17 марта 1785 года: «В зеленом поле – серебряный песец, потому что оной округи наилутчими почитаются».

В 1785 году был основан Туруханский уезд, который вскоре был преобразован в округ, прозванный в народе Туруханским краем. Но уезд с округом долго не прожили, в 1822 году они были упразднены, а с 1827 года вся эта территория вошла в Енисейский округ Енисейской же губернии.

Обратите внимание

Вот так и оказалось, что Туруханский край вроде бы был, но как административная единица никогда не существовал, а площадь его при этом огромна – 1 миллион 981 тысяча 144 квадратных километра. Для справки: это 82,5% площади Красноярского края.

Постепенно центром края стало село Монастырское, да и название Туруханск туда переместилось. С 7 июля 1928 года это центр Туруханского района Красноярского края. А бывшая Новая Мангазея называется теперь Старотуруханском.

Ну, а что же Мангазея, так и исчезла навсегда? На реке Таз имеется обычай: все корабли, проходя мимо одного урочища, протяжно гудят.

Ненцы называют это место Тахаравыхард – «разрушенный город», в исторических же документах оно известно как Мангазея. После того как город был оставлен жителями, там был рыбацкий стан.

До начала ХХ века сохранялись остатки стен и одна башня. Сейчас там большая поляна. Думается, что это место – просто мечта для археологов.

Так что, вы решили – все, нет больше Мангазеи? Ошибаетесь, так назван корабль, существует нефтяная компания, носящая это имя. А самое удивительное, что до сих пор живут в России представители древнего рода Монкаси – наследники древней Мангазеи.

Источник: http://tatyana68.ucoz.ru/news/gde_nakhoditsja_turukhanskij_kraj_zlatokipjashhaja_mangazeja/2017-12-23-12527

Златокипящая Мангазея

?В 1601 году по приказу царя Бориса Годунова в низовьях реки Таз, вблизи енисейских волоков, был заложен город Мангазея. На местном, зырянском наречии слово означало «земля вблизи моря». Город строился недалеко от берегов Обской губы — залива Карского моря.

Неприютны эти берега: покрытые травой кочки, кустарник, низкорослые деревья. Вокруг ни души. Только всплески волн, ударяющихся о высокий правый берег реки. Ничто не нарушало сна здешней земли до той поры, как пришли царёвы люди и стали рубить деревья, да возводить крепостные стены будущего торгового посада.

В «Расписном списке» за 1626 год сказано: «над Тазом рекою… стоял красивый рублёный пяти-башенный кремль — детинец…».
Мангазея стала конечной точкой следования купеческих торговых караванов из Европы в Сибирь.

Она завершала мангазейский морской ход — старинную арктическую трассу, связывавшую русское Поморье (Белое море) с великим Енисеем. В город устремились крестьяне со всей Руси, искавшие вольницы и желавшие разбогатеть на соболином промысле.

Жизнь закипела в Мангазее очень быстро.

Важно

Торговый люд не переводился ни зимой, ни летом. Денег и товаров развелось так много, что хватило и церкви отстроить, и гостиный двор, да и собственные дворы обустроили весьма добротно.

О богатстве Мангазеи ходили всякие слухи и прозвали её неслучайно «златокипящеи». Городские воротилы передрались, как водится, из-за денег. В 1630 году в результате артиллерийской дуэли между приверженцами двух крупно поссорившихся мангазейских воевод — Григория Кокорева и Андрея Палицына знаменитый гостиный двор был разрушен.

В 1619 году очередным царским указом Мангазейский морской ход под страхом сурового наказания был запрещён — с тем, чтобы, с одной стороны, преградить доступ иностранным торговым компаниям на богатый пушниной рынок — ежегодно до ста тысяч шкурок серебристого соболя добывали в енисейской тайге и везли на продажу в Мангазею! С другой стороны желали бояре прекратить бесконтрольные поездки туда крестьян Поморья. В 1642 году город сильно погорел, а в 1672, очередным приказом нового царя Алексея Михайловича, совершенно оставлен. Уездный центр, каковым он являлся, переместился на берега реки Енисей, в Туруханское зимовье — в Новую Мангазею.

Прошли века — более 300 лет — и в места, где прославилась некогда «златокипящая» Мангазея отправилась научная экспедиция института Арктики и Антарктики во главе с доктором исторических наук Михаилом Ивановичем Беловым.

Исследователи быстро нашли следы городского поселения за Полярным кругом. Раскопки показали, что Мангазея была типичным средневековым русским городом с кремлём и посадом, с ремесленными мастерскими и торговыми рядами.

Хорошо сохранились три кремлёвские башни — Спасская, Успенская и Ратиловская; две другие были смыты ранее оползнем.

Крепостные стены возводили в 1604 году воеводы московские князь Мосальский и боярин Пушкин. На площади 800 квадратных метров был раскопан бывший воеводский двор. В центральной части посада обнаружены остатки зданий — литейных мастерских, а в них среди шлака — части тиглей и плавильных печей. В жилище ювелира нашли необработанные драгоценные камни — агаты, сердолики, зерна изумруда, серебряные и медные перстни, кольца и нательные крестики. Была раскопана мастерская сапожника с кучей кожаных обрезков и специальным сапожным ножом.

Читайте также:  За что мы любим кофейни?

На берегу реки Таз нашлись и остатки гостиного двора и тут же лежали великолепные костяные и деревянные шахматы, ларчики, нарты, лыжи, ножи и топоры, свёрла, фаянсовая и стеклянная посуда, кожаная обувь, одежда и многое другое.

Среди находок — замечательный гребень, вырезанный из кости мамонта, несколько сотен монет времён Ивана III, Ивана Грозного, Бориса Годунова, медные монеты царя Алексея Михайловича — те самые, чей выпуск вызвал знаменитый «медный бунт» в Москве.

Совет

Исследователи определили не только границы кремля и контуры посада, но также следы трёх культовых построек, в первую очередь, соборной церкви Св. Троицы, Успенской церкви, стоявшей за крепостной стеной и часовни св.

Василия Мангазейского — юноши, злодейски убитого местными язычниками. История гласит, что после пожара в 1642 году гроб с Василием «вышел» из земли, после чего произошли чудеса исцеления среди тех, кто касался мощей юноши.

Позже гроб Василия был увезён в Новую Мангазею.

Всего несколько десятилетий просуществовал на тюменском севере знаменитый торговый посад. Приходили к нему «с Руси многие торговые люди — пермячи и вятчане, и вымячи и пустозёрцы, и усольцы, и важане, и каргопольцы и двивяне, и вологжане — и всех московских городов торговые люди…». Ходили по улицам, вымощенным, положенными на ребро килями древних судов — кочей. Им довелось увидеть Мангазею во всём блеске, слушать перезвоны колоколов деревянных церквей, жить в домах с двойными стенами для защиты от северных ветров…

Ныне только воображение позволяет восстановить облик некогда шумного заполярного «града Китежа». Мелькнула Мангазея на страницах истории и канула в небытиё. Треть старинного городища уже отняла река, но то, что сумела спасти и сохранить для потомков экспедиция М.И. Белова является бесценным достоянием России.

Источник: https://ucmopuockon.livejournal.com/11234335.html

Мифология

Европейский мир раннего и развитого средневековья — это мир высоких, почти инициатических ценностей, мир, где человек, несмотря на придавленность его воли плитой церкви и её догматов, стремился ввысь, в мир, где он желал быть, если не богом, то подобным ему. Именно поэтому этот мир был наполнен дыханием мистики и страстями сверхчеловеческого поиска.

Этот мир был проявлением практически божественной воли и хоть, в отличие от дохристианской эпохи Одина и языческих королей, человек стал рабом божьим, но жил он в соответствии с высшими ценностями.
Человек просто не мог жить без них, ведь его постоянно окружали священные таинства, истины и теофании, ангелы, эльфы, феи и посланцы высших божественных миров.

Казалось, этот мир был пронизан духом сакральности и мистической значимости жизни, священной энергетики и личной проявленной верой в Бога волей. И хоть нам говорят о трудностях этого времени, но стихи трубадуров, труверов и миннезингеров, деяния королей и воинов, рыцарей и странников веры проявляют иное. Это иное есть постоянный поиск Бога и высших священных истин.

Этот поиск и борьба за ценности этого поиска определяли дыхание того времени.

Подробнее… 

Администрация Курской области придает особое значение развитию туризма в Курской области. Регион обладает значительным туристическим потенциалом, который позволяет выделить туризм как одно из приоритетных направлений развития инвестиционной деятельности и региона в целом.

На территории области расположены рекреационные районы, каждый из которых обладает специфическими природными, историческими, культурными, экологическими и социально-значимыми характеристиками, что имеет важнейшее значение в позиционировании региона на туристическом рынке, определяя его конкурентные преимущества. Основными видами туризма в регионе на сегодняшний день являются: деловой, экскурсионный (познавательный), религиозный, событийный и оздоровительный, а также перспективно развивающийся в последнее время сельский туризм.

Подробнее… 

Что это было? спрашивает Волжанин — может мы побывали в довоенном времени, когда тут жили люди или просто были в сказке у Бабы-яги, что уж совсем невероятно…с человеком, тоже угодившим  ночью в аварию в этом же месте.

Этот человек рассказал  им, что заночевал на мельнице у какой-то старой ведьмы. Друзья  клянутся, что эта история — чистая правда.

 Даже ссылаются на сотрудников местного ГАИ, которые отбуксировали их машину и сказали, что подобная история  произошла в 1982 году

А самое странное, что  на месте раны Семена Яковлевича осталась только тоненькая темная полоска, которая вскоре посветлела и исчезла.

Но дом, то куда исчез? Не могли же они сонные переместиться в другое место? Потом уже они проверили — там не было вокруг никакого  жилья… Они уже и раньше видели подобные развалины, там их немало.

Обратите внимание

Мужчины  стали исследовать развалины — ни дверей, ни окон — ничего не было… Это оказалась  оставшаяся со времен финской войны старая мельница.

Подробнее… 

Агдистис (Αγδίστις), фригийский миф в изложении Арнобия рассказывает, что однажды семя спящего Зевса вытекло на землю, оплодотворило ее и родилось страшное двуполое существо Агдистис. Его разрушительная мощь не устраивала богов.

По общему решению Дионис заполнил источник крепким вином и чудовище, испив из него, забылось глубоким сном. Тогда Дионис привязал прочной веревкой его детородный орган к его же собственной ноге и, когда Агистис проснулся, то резким движением сам себя оскопил.

Из его крови, упавшей на землю, выросло миндальное дерево и один из его плодов сорвала Нана, дочь речного бога Сангария. Нана забеременела и родила мальчика Аттиса.

Подробнее… 

Агава (Αγαυε), в древнегреческой мифологии дочь Кадма и Гармонии, жена Эхиона, мать Пенфея (Согласно мифологического труда Аполлодора «Библиотека»). Агава не поверила Семеле, что рожденный Семелой Дионис имеет божественное происхождение.

Еврипид рассказывает, что за это Дионис жестоко покарал ее; в порыве вакханического безумия она вместе с сестрами растерзала собственного сына, приняв его за жертвенное животное.

Когда фиванские женщины, охваченные вакхическим экстазом, справляли празднество в честь Диониса на лесистых склонах горы Киферон, Агава оказалась в числе их предводительниц и в состоянии исступления одной из первых набросилась на схваченного вакханками и принятого ими за львенка Пенфея, которого они разорвали на части.

Насадив оторванную голову сына на тирс, Агава с ликованием возвратилась в Фивы и испытала ужасное потрясение, когда наступило отрезвление. Сцена возвращения Агавы с головой Пенфея, изображенная Еврипидом в трагедии «Вакханки», пользовалась большой популярностью у античных зрителей.

Подробнее… 

Аврора в древнеримском пантеоне богов являлась богиней утренней зари. Слово «аврора» происходит от латинского aura, что означает «предрассветный ветерок».

Подробнее… 

Автоной (Αυτόνοος), в греческой мифологии:

1. По свидетельству Либерала Автоной был сыном Меланея, супругом Гипподамии, отцом Аканфа, Акинфиды, Анфа, Схенея, Эродия. У Автоноя были многочисленные табуны лошадей, которые пасли жена и сыновья. Эродий был главным табунщиком. Однажды его кобылицы напав на Анфа, растоптали и растерзали его брата.

Автоной, пораженный ужасным зрелищем, не мог сдвинуться с места, Гипподамия бросилась на помощь сыну, но оказалась слишком слаба, чтобы защитить его. Родители так горько оплакивали смерть сына, что Зевс и Аполлон сжалились над ними и превратили всю семью в птиц.

Сам Автоной стал выпью, благодаря сходно звучащим по-гречески словам выпь и медлить.

Подробнее… 

Автолик (Αυτόλυκος), в греческой мифологии:

Важно

1. Автолик — ловкий разбойник, обитавший вблизи Парнаса, «самый вороватый из людей и великий клятвопреступник», сын Гермеса и Хионы, отец Антиклеи — матери Одиссея. Автолик получил от своего отца бога Гермеса дар плутовства, способность становиться навидимым или принимать любой образ.

Имя Автолик означает по-гречески «сам волк» или «олицетворение волка», что указывает на тотемные корни образа героя. Автолик похитил стада Сизифа, последний уличил его и в наказание обесчестил его дочь Антиклею, которая вскоре была выдана замуж за Лаэрта.

Этим рассказом киклики и затем трагики связали трех величайших мифических хитрецов: Автолика, Сизифа и Одиссея: последний оказывается сыном Сизифа и внуком Автолика. Автолик также украл кобыл и мулов Эврита, что сошло ему с рук, поскольку Эврит заподозрил в этой краже Геракла.

Одной из самых известных проделок Автолика была кража знаменитого шлема Аминтора. Автолика считали искусным в борьбе; он обучил борьбе Геракла.

Подробнее… 

Авгий (Αυγείας), в греческой мифологии царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса (варианты: Посейдона, Эпея, Форбанта) и Гирмины, брат Актора, участвовал в походе аргонавтов, на Лемносе сошелся с одной из прислужниц Ипсипилы и та родила ему дочь Агамеду.

По возвращении из похода он, воспользовавшись смертью Пелопа и отсутствием в Элее его сыновей, захватил элейский трон. Затем увез с Лемноса свою дочь. Авгий владел подаренными ему отцом бесчисленными стадами.

За один день Геракл обещал Авгию очистить много лет не убиравшийся, заросший навозом скотный двор (пятый подвиг Геракла — очищение Авгиевых конюшен); за это Авгий должен был отдать Гераклу десятую часть своего скота. Тот отвел протекавшие неподалеку реки и направил их воды так, что они смыли все нечистоты.

Авгий, узнав, что Геракл действовал по приказу Эврисфея, не отдал ему условленной платы, что вызвало войну, сначала неудачную для Геракла, так как на помощь к Авгию пришли его племянники Молиониды.

Подробнее… 

Источник: http://mifologiya.com/index.php?catid=39:2011-07-03-22-16-20&id=297:qq-&Itemid=78&option=com_content&view=article

Ссылка на основную публикацию