Древнерусское духовное пение. вспомним знаменный распев?

Что такое знаменный распев: значение, история, виды

Русская церковная музыка началась со знаменного распева, возникшего во времена крещения Руси. Его название связано с использованием для его записи особых знаков нотации – «знамен». Их затейливые наименования связаны с графическим изображением: скамейца, голубчик, чашка, два в челну и др. Визуально знамена (иначе – крюки) представляют собой комбинирование чёрточек, точек и запятых.

В каждом знамени заключена информация о продолжительности звуков, их количестве в данном мотиве, направлении звучания мелодии и особенностях исполнения.

Интонации знаменного распева усваивались певчими и прихожанами церкви по слуху от мастеров знаменного пения, поскольку точную высоту звука знамена не фиксировали. Лишь в XVII в. появление в текстах особых киноварных (красных) помет сделало доступным обозначение звуковысотности крюков.

Обратите внимание

Понять, что такое знаменный распев и оценить его красоты без обращения к духовной значимости распева в русской православной культуре, не представляется возможным. Образцы знаменных мелодий – это плоды высочайшего духовного созерцания их творцов.

Смысл знаменного пения тот же, что и у иконы – освобождение души от страстей, отрешенность от видимого материального мира, поэтому старинный русский церковный унисон лишен хроматических интонаций, которые нужны при выражении человеческих страстей.

Пример песнопения, созданного на основе знаменного распева:
С. Трубачёв “Милость мира”

Благодаря диатоническому звукоряду, знаменный распев звучит величественно, бесстрастно, строго.

Мелодике одноголосного молитвенного распева свойственно плавное движение, благородная простота интонаций, четко оформленный ритм, завершенность построения.

Распев находится в совершенной гармонии с исполняемым духовным текстом, а пение в унисон сосредотачивает внимание поющих и слушателей на словах молитвы.

Из истории знаменного распева

Пример знаменной нотации

Раскрыть полнее, что такое знаменный распев поможет обращение к его истокам.

Знаменное церковное пение берет начало из древней византийской богослужебной практики, из нее же заимствован русским православием годичный круг осмогласия (распределение церковных песнопений на восемь певческих гласов).

Для каждого гласа существуют свои яркие мелодические обороты, каждый глас призван отобразить разные моменты духовных состояний человека: покаяние, смирение, умиление, восторг. Каждая мелодия связана с конкретным богослужебным текстом и привязана к определенному времени дня, недели, года.

На Руси распевы греческих певцов постепенно видоизменялись, вбирая в себя особенности церковнославянского языка, русские музыкальные интонации и метроритмы, приобретая большую напевность и плавность.

Виды знаменного распева

Задаваясь вопросом, что такое знаменный распев и какие известны его разновидности, следует взглянуть на него, как на единую музыкальную систему, которая обнимает собственно знаменный, или столповой (восемь гласов образуют свод мелодий «столп», циклически повторяющийся каждые 8 недель), путевой и демественный распевы. Всю эту музыкальную материю объединяет структура на основе попевок – коротких мелодических оборотов. Звуковой материал выстраивается на основании богослужебного чина и церковного календаря.

Путевой распев – торжественное, праздничное пение, представляющее собой усложненный и преобразованный вид столпового распева. Путевому распеву присуща строгость, твердость, ритмическая виртуозность.

Из названных стилевых разновидностей знаменного пения – демественный распев не входит в книгу Октоих («восьмигласник»). Он отличается торжественным характером звучания, представляется праздничный стиль, им распевают важнейшие литургические тексты, песнопения архиерейского богослужения, венчания, освящения храмов.

Важно

В конце XVI в. зарождается «большой знаменный распев», ставший высшей точкой развития русского знаменного пения. Протяженный и распевный, плавный, неспешный, снабженный обилием обширных мелизматических построений с богатыми внутрислоговыми распевами, «большой знаменный» звучал в самые значительные моменты богослужения.

Автор – Алла Чайка

Источник: https://music-education.ru/chto-takoe-znamenny-j-raspev-znachenie-istoriya-vidy/

Знаменное пение

11 января 2015.

23 января 2015 года в концертном зале Алтайской академии культуры и искусств состоится историческое событие в музыкальной жизни Барнаула – Рождественский концерт духовных песнопений.

Мероприятие осуществляется при организационной поддержке Комитета по культуре г. Барнаула с участием двух уникальных коллективов – Академического хора г. Барнаула и Хора певчих Старообрядческих приходов Сибири.

07 июня 2017.

18 июня в Залесовском районном Доме Культуры состоится старообрядческий духовный концерт «За веру Святой Руси».
Перед жителями и гостями Залесовского района выступят старообрядческие хоровые коллективы из Барнаула и Новосибирска, с. Залесово и Новокузнецка, а также Томской области.

21 июня 2017.

В воскресенье 18 июня в с. Залесово прошел концерт духовных песнопений знаменного распева и духовных стихов «За веру Святой Руси». В выступлении приняли участие старообрядческие клиросные хоровые коллективы из Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской и Томской областей.

05 июля 2018.

В июле в один из воскресных дней в Районном доме культуры Залесовского района состоялся старообрядческий духовный концерт.

23 ноября 2015.

Со времени крещения Руси вместе со всеми проявлениями богослужения из Византии было перенято и церковное богослужебное пение. Но, восприняв старовизантийскую нотную систему, более чем за полтысячи лет русский народ развил ее и преобразовал со своими интонационно-мелодическими особенностями и православным миропониманием. В результате был выработан свой тип нотации и стиль пения.

Основу русского богослужебного пения составляет столповой знаменный распев. Мелодическая структура знаменного распева обусловлена применением восьми гласов и попевок.

07 мая 2016.

Совет

В четверг 21 апреля 2016 г. в Новосибирске состоялась творческая встреча на тему «Древнерусское певческое искусство и современное старообрядчество». Мероприятие прошло в Малом зале Новосибирской государственной консерватории (НГК) имени Михаила Ивановича Глинки после полудня.

28 апреля 2007.

Зимой 2007 г. студией Творческого союза «Нимб» был издан научно-популярный фильм «Музыка из глубины веков». Этот фильм — одна из первых попыток рассказать о древне-русском богослужебном пении посредством документального кино.

12 апреля 2016.

Две тысячи лет человечество живет по новому летоисчислению. Начало этому исчислению, начало новой жизни, нового сознания людей положило христианство. Явление это было настолько значимым, что люди по-новому осмыслили свое бытие.

Новые идеалы повлияли на все стороны жизни человека. Формируется новая философия, культура, искусство. Следствием нового христианского сознания стала главенствующая роль церковных видов искусства в жизни христианского общества.

Автор Т.Г. Казанцева. 16 декабря 2015.

Знаменный роспев – величайшее достояние нашей культуры. До середины XVII в. он был не только основной и единственно возможной формой богослужебного пения Русской Церкви, но и единственной сферой профессиональной деятельности отечественных музыкантов – исполнителей (певчих) и композиторов (распевщиков).

03 марта 2016.

Как известно, старообрядцы сохранили и сделали достоянием мировой культуры не только древнерусскую икону, но и певческие традиции Древней Руси.

Основой древнерусского и старообрядческого богослужебного пения был так называемый знаменный распев, получивший свое название от общего наименования использовавшихся для его записи знаков – «знамен».

Если древнерусская иконопись справедливо называется «богословием в красках», то древнерусский знаменный распев с не меньшим основанием можно назвать «богословием в звуках».

19 апреля 2016.

Обратите внимание

В четверг 21 апреля в музыкальном вузе Новосибирска, Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, состоится мастер-класс по знаменному пению и выступление Хора певчих старообрядческих приходов Сибири.

12 декабря 2015.

В 80-е годы прошлого столетия советская фирма «Мелодия» выпустила пластинку, воспроизводящую старинные записи Морозовского хора. Рассказ об этом хоре и его истории – в данном материале.

23 февраля 2016.

19 февраля 2016 года в помещении библиотеки поселка при станции Тягун Заринского района Алтайского края состоялась творческая встреча с А.К. Холмогоровым. Старообрядческий поэт и деятель исполнил на встрече свои авторские духовные стихи.

30 августа 2013.

Как только ни называют Томск: и сибирскими Афинами, и хранителем святого Грааля. Но нас, барнаульцев, приехавших в дни празднования столетия со дня освящения храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы 27-28 августа 2013 года, интересовал, конечно, Томск старообрядческий.

17 июня 2018.

С 18 июня по 1 июля в селе Залесово Алтайского края начинают свою работу певческие курсы при участии Новосибирской старообрядческой школы знаменного пения.

Автор В. Баумтрог, А. Гаврилова. 24 мая 2015.

16 – 17 мая 2015 года в городе Новокузнецке проходили певческие мероприятия по знаменному пению, частью которых был концерт в доме культуры «Алюминщик». Состоявшийся концерт духовных песнопений прошел под заглавием «Распевы Святой Руси».

28 сентября 2016.

В четверг 22 сентября 2016 г., на праздник святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, в Новосибирске состоялся ряд певческих старообрядческих мероприятий. В этот день ранним утром была отслужена праздничная литургия cобору святых Богоотец.

08 сентября 2016.

22 сентября 2016 года в г. Новосибирске планируется проведение ряда певческих мероприятий: старообрядческого семинара по церковному пению и историко-этнографического концерта с участием старообрядческого хорового коллектива.

Читайте также:  Город неограниченных возможностей - мечта или реальность?

23 сентября 2006.

Важно

20-21 сентября 2006 года в старообрядческом храме г. Новосибирска проходил престольный праздник Рожества Пресвятыя Богородицы. В этом году исполнилось 7 лет со дня освящения кафедрального храма.

10 мая 2015.

6 мая 2015 года в концертном зале Алтайской государственной академии культуры и искусств г. Барнаула состоялся концерт «Священная Победа».

В программе концерта принял участие молодежный хор Покровской старообрядческой общины города Барнаула.

Источник: https://altaistarover.ru/tag/14-znamennoe-penie

Древнерусское духовное пение. Вспомним знаменный распев? — Портал вокалистов

Начиная с XVII века церковное пение стало уже несколько другим. Оно вобрало в себя многое из западноевропейской музыки.

При этом в XIX – начале XX века в России вспыхнул огромный интерес к древнерусскому искусству, в том числе – к иконам и к знаменному распеву. Центром этих славянофильских устремлений была Москва. Именно там жили все те, кто проделал большую работу в изучении старины.

Древнерусские культовые напевы бережно хранились – и не только старообрядцами. Сохранились старинные рукописи в монастырях, особенно в северных.

Очень сложно перечислить имена всех тех, кто в XIX веке работал над темой древнерусской музыки. Но одно имя может быть многим знакомо – это Владимир Федорович Одоевский – писатель, философ, музыковед (1803–1869, Москва).

Как писатель он известен книгами «Пестрые сказки», «Русские ночи». Как музыковед – своим интересом к народной музыке и древнерусском пении. Одоевский – автор множества узкоспециальных работ, среди которых можно выделить «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики».

Это был энциклопедически образованный и неординарный человек, абсолютно независимый в своих предпочтениях: «Странная моя судьба, для вас (москвичей – Г.К.) я западный прогрессист, для Петербурга – отъявленный старовер-мистик; это меня радует, ибо служит признаком, что я именно на том узком пути, который один ведет к истине».

Все последние годы князь Одоевский посвятил изучению знаменного распева, который он считал единением богословия, философии, графики, этики, вокального искусства.

Совет

Как музыкант он понял, что сохранившиеся в народной музыке и записях старой духовной музыке традиции сильно отличаются от тех, что главенствовали в его время. Более того, он даже придумал и заказал для себя специальный инструмент – энгармонический клавицин.

Этот необычный инструмент сохранился (в музее имени Глинки), а вот его наследием в области теории музыки больше пользуются сейчас на Западе.

Появилась и целая когорта композиторов-профессионалов, которые сочиняли духовную музыку – представители так называемого «нового направления»: П. Чесноков, А. Гречанинов. Особый интерес представляет Александр Дмитриевич Кастальский.

Кастальский родился в 1856 году в Москве в известной семье (дед – иконописец, отец – протоирей). Учился в Московской консерватории у П. Чайковского и С. Танеева. По окончании фактически всю жизнь работал в Синодальном училище церковного пения.

Более того – после революции 1917 года Кастальский остался там работать, только училище то переименовали в Московскую народную хоровую академию.

Можно и по сию пору встретить негодующие возгласы по поводу того, что Кастальский стал членом и «группы красной профессуры», и «Ассоциации пролетарских музыкантов». Но был ли выбор у пожилого человека? К тому же – он всегда интересовался народным искусством . Приглашение из США было, но он не уехал.

Работы Кастальского в области этнографии очень интересны. Работу он проводил трудную и кропотливую: «Труд этот был для меня поистине каторжным: пришлось предварительно составить для себя две таблицы для чтения крюков – знаменных и демественных, пришлось на месяц превратиться в «смелого исследователя»; затея была начать с образцов XV века».

[ Дневник пользователя Kreativka ]

Источник: http://www.vocal.com.ua/node/35492

Знаменное пение

КРЮКИ (знамена) — знаки русской церковной безлинейной музыкальной нотации. Ведут свое происхождение от нотации ранневизантийской. Каждый крюк обозначает 1-3 и более тонов.

Существует три типа фиксации мелодий: собственно крюковой, попевочный (см. попевка), и фитный (см. фита). В 17 в. для обозначения высоты звука над крюками стали ставить киноварные пометы.

Тогда же для того, чтобы можно было различать тональность при одноцветной записи (печати), были придуманы тушевые признаки. Крюки и до сего времени традиционно употребляются у старообрядцев, а в РПЦ вышли из употребления в 17-18 вв.

Обратите внимание

одновременно с переходом со знаменного пения на партесное и на пятилинейную нотацию.

Основные принципы богослужебного пения обозначились уже в первые века христианства. Изначально основанное на греческих музыкальных ладах, оно впоследствии все более удалялось от светской музыки, приобретая свойственные только ему черты.

Христианская церковь, следуя по пути высокой духовности и аскетики, отказалась от использования инструментальной музыки, оставив для прославления Творца инструмент, созданный Творцом: человеческий голос. Еще на заре христианства св.

Климент Александрийский призвал изгнать из церковного пения хроматические мелодии, используемые в светской музыке, которые необходимы при выражении человеческих эмоций. Звукоряд знаменных песнопений образован последовательностью основных ступеней лада, отсюда строгость, величие и бесстрастность напева.

Православная традиция разграничивает понятия «пение» и «музыка». Такая установка была принята Шестым Вселенским Собором в конце VII в., и впоследствии укоренилась в русском православном сознании. В основе этого разграничения лежит ясное понятие о принципиально разных задачах музыки и пения: музыка призвана доставлять эстетическое наслаждение, цель богослужебного пения — возводить ум к Богу.

Известные христианские святые сознавали необходимость пения в церкви и всячески заботились об его развитии и устроении.

Игнатий Богоносец, Мефодий Патарский, Ефрем Сирин, Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие известные богословы и святители своего времени оставили большое наследие как композиторы и гимнографы, организаторы церковных хоров, основатели антифонного пения. Множество их сочинений направлено на выяснение взгляда церкви на богослужебное пение, на выяснение его задач.

Трудами многих великих подвижников постепенно вырисовывался тот облик церковного пения, который наиболее соответствовал духу истинности православия. В середине VIII в.

Важно

преподобным Иоанном Дамаскинм была окончательно сформирована система омогласия — распределение всего круга церковных песнопений на восемь групп, восемь певческих гласов. Число восемь для христиан весьма символично — оно символизирует будущий, бесконечный век.

Для каждого гласа характерно свое особое настроение, звучание, свои мелодические обороты. В них звучат разные оттенки духовных состояний человека: глубокое покаяние, умиление или победоносное торжество.

Воскресные тропари, стихеры, каноны, написанные в разное время разными песнотвоцами, а в значительной степени и самим Иоанном, были собраны им и приведены в стройную, упорядоченную систему. Это собрание получило название «Октай» — по числу гласов («окта» — восемь).

Для проведения такой огромной работы нужно было обладать поистине уникальным талантом певческим и поэтическим, гениальной способностью к систематизации. Именно этими качествами обладал Иоанн Дамаскин, первый вельможа Дамасского халифа, глубоко и всесторонне образованный и верующий человек.

Удалившись от двора, Иоанн принял постриг в обители святого Саввы, где полностью посвятил жизнь свою служению Богу в песнотворчестве. Им написана удивительная служба на Святую Пасху, 64 канона, множество стихер и составлен Октай.

Включив в него, как уже сказано, лучшие произведения своих предшественников по осмогласному творчеству и дополнив недостающее собственными творениями, святой Иоанн первые стихеры каждого гласа и первые тропари каждого канона изложил с нотными знаками (крюками) поверх текста, так что эти стихеры и тропари (ирмосы) явились образцом для пропевания следующих за ними стихер и тропарей. Октай быстро получил распространение в богослужебной практике Восточной церкви, и по сей день служит основой для проведения православного богослужения, а также руководством по изучению осмогласия.

На Руси богослужебное пение начало развиваться вместе с принятием христианства и устроением первых храмов, а также переводом богослужебных книг.

Греческие напевы прижились по-своему на славянской земле — они приобрели большую плавность и напевность.

Совет

Русские распевщики нередко как бы переводили Дамаскиновы напевы на русский музыкальный язык, сохраняя основные контуры. На Руси церковные напевы издавна были исключительно мягкими и плавными.

Знаменное пение на Руси звучало не только в церкви, но и дома, певческая культура была широко распространена и любима.

Рукописная крюковая книга бытовала во всех слоях населения — от великокняжеской и боярской среды до последнего раба.

Пели по крюкам великие князья, средние и мелкие служилые люди в городах, пели простые крестьяне, кабальные работники и холопы, о чем свидетельствуют летописи.

Знаменное пение не просто прижилось на российской почве: оно обогатилось множеством новых песнопений, написанных русскими распевщиками.

Именно в России были введены красные (киноварные) пометы, точно указывающие высоту звука каждого знамени. С середины XV века стали появляться первые знаменные азбуки.

Читайте также:  «спасибо» под лупой, или умеем ли мы благодарить?

Появилось множество школ знаменного пения, певческая традиция передавалась от учителя к ученику, от одного поколения другому.

Запись мелодии знаменного распева осуществляется с помощью специальных знаков — знамен или крюков. Отсюда и название пения: знаменное или крюковое. Каждое знамя несет в себе информацию о количестве звуков, их продолжительности и особенности исполнения.

Обратите внимание

Для грамотного певца само начертание крюка в соединении с названием является выражением сути и указанием на то, как его следует исполнять: стремящиеся ввысь «стрелы» и «голубчики», статичные «статии» — светлая, мрачная, простая; мягкие очертания «запятой» не позволяют исполнить ее с усилением звука, а энергичный размах «крюка» напротив, диктует ударение. Черные крюковые строчки с красными пометами посредством голоса певца преобразуются в удивительную мелодию, которая подчеркивает слова песнопения и усиливает его воздействие на душу молящегося (в богослужебном пении слово первично, а мелодия второстепенна). Именно поэтому в древности слова «молитва» и «пение» зачастую имели одинаковый смысл.

Кроме восьми гласов пения выделяют еще и различные «распевы»: демественный, путевой, иргизский, киевский, болгарский. «Путь» и «демество» — это стилевые разновидности знаменного пения, которые и дают названия распевам: большой и малый демественный, путевой, большой путевой.

Для записи песнопений демественного распева существует своя особая нотация, ее знамена существенно отличаются от обычных крюков. Названия остальных распевов — «роспевов», как писали в старину, — чаще всего происходят от географического названия местности или монастыря, где этот распев был написан и исполнялся.

Кроме различных «распевов» существует еще бесконечное количество «напевок», или «напевов», — вариантов исполнения одного и того же песнопения, которое в каждом приходе или местности исполняется немного по-своему.

Напевка очень редко записывается знаменами, в большинстве случаев она существует в виде устной традиции и передается от одного поколения певчих другому.

В древнерусской богослужебной традиции голоса певцов не разделяются в многоголосье на различные партии, но сливаются воедино, творя молитву «едиными усты и единым сердцем».

Именно поэтому знаменному пению свойственны особенный молитвенный настрой, фундаментальность и беспристрастность.

Унисонное исполнение песнопений — это важнейший принцип древнего богослужебного пения, который красноречиво выражает единение, христианское смирение и любовь.

Важно

Исторические события в России второй половины XVII ст. поставили под угрозу существование древнего богослужебного пения: в этот период проводятся реформы патриарха Никона, повлекшие за собой трагедию церковного раскола.

Церкви пореформенной стал гораздо ближе по духу и содержанию итальянский партес.

Скромный, благородный голос знаменного распева продолжал звучать лишь у гонимых приверженцев древнего Православия, вовсе не принявших никоновских новин.

Гонения на старую веру продолжались в течение без малого трех столетий, то немного ослабевая, то возобновляясь с новой жестокостью. Старообрядческие скиты и моленные, бывшие в том числе и центрами духовного образования, время от времени подвергались разорению, сами староверы — разного рода преследованиям и ущемлениям.

Старые книги — в том числе и певческие — предавали огню. Старообрядцам было запрещено создавать школы и училища. Чтобы сохранить свою веру, духовные и культурные ценности, многое приходилось делать тайком от властей, в глубоком подполье.

Таким образом, существовала не одна певческая школа: разоренная в одном населенном пункте, она зачастую возникала в другом, и продолжала действовать, передавая неоценимые познания.

В конце 19-начале 20 вв. давление со стороны властей и господствующей церкви немного ослабло. Потенциал, копившийся не годы — столетия, выплеснулся с колоссальной силой.

«Явлением миру» стали публичные выступления в залах Санкт-Петербургской и Московской консерваторий знаменитого Морозовского хора, созданного А.И. Морозовым при Богородско-Глуховской мануфактуре. При братстве Честнаго и Животворящего Креста действовал хор под руководством Якова Богатенко. С 1909 г.

возникла певческая школа в с. Стрельниково Костромской губернии, которая положила начало организации известного старообрядческого Стрельниковского хора. Сохранившиеся записи этих хоров, хотя и весьма плохого качества, свидетельствуют о высоком мастерстве и культуре певческого искусства исполнителей.

Изучение церковного пения было поставлено на профессиональную основу при сохранении певцами самого главного — христианской веры.

Совет

Продолжаться такому всплеску суждено было недолго. В годы советской власти и антирелигиозной пропаганды гонения были воздвигнуты уже на всех верующих самых разных конфессий.

Множество храмов было взорвано, уничтожено огромное количество богослужебных книг и икон, христиан ожидали тюрьмы и лагеря. Уцелевшие храмы опустели.

Этот мощный удар не мог не сказаться на состоянии пения во многих старообрядческих приходах, его последствия ощущаются и поныне.

Сегодня всё больше людей понимают важность сохранения этой уникальной певческой культуры, сохранённой и пронесённой сквозь века людьми, для которых служение Богу было смыслом их жизни. С этой целью организованы хоры, проводятся Вечера духовных песнопений, духовные концерты, переизданы певчие книги и азбуки.

Знаменный распев продолжает жить не только в старообрядческом богослужении, сегодня он привлекает внимание исследователей-музыковедов, возвращаются к древнему пению и некоторые приходы РПЦ.

Звуки древних песнопений красноречивее, чем что-либо другое свидетельствуют об истинности Православия в его древнем, неповрежденном реформами виде. Ведь знаменный распев выкристаллизовался в веках христианского подвижничества, мученичества, богословия, в нем запечатлелись все вехи христианской истории.

Это пение изначально призвано пробуждать в душе стремление к покаянию, стремление к Богу, и оно не должно и не может быть предано забвению.

Источник: http://rpsc-nn.ru/glavnaya/drevlepravoslavnye-traditsii/42-znamennoe-penie.html

План-конспект по музыке по теме: Русская духовная музыка

                                    Викулова Л.В.

Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе

по теме «Русская духовная музыка».

      Цель учебного занятия – знакомство с музыкой Русской православной церкви; формирование у детей нравственных представлений и чувств; развитие умения слышать и слушать, анализировать музыкальный материал.

Тип урока: урок расширения знаний.

Ход урока.

I Организационный момент.

1. Вход без музыки.

2. Музыкальное приветствие.

II. Развитие темы.

Вводная беседа (диалог) с учащимися:

       — Дети, кто из вас был в церкви?

       — Слышали  ли вы там музыку?  (Нет)

       — А пение хора слышали?  (Да, он пел без музыки.)

       — В какую церковь вы ходили?

       — Понятно было вам, о чем поет хор?  (Нет, не понятно, необычная речь.)

       — Чтобы разобраться, почему мы не понимаем слов песнопений в церкви, мы проведем урок на тему «Русская духовная музыка». (Запись в тетрадях.)

       — Прочитайте в учебнике эпиграф к нашему уроку:

                                   «Прости мне, Боже, прегрешенья

                                     И дух мой томный обнови,

                                     Дай мне терпеть мои мученья

                                    В надежде, вере, и любви.»  И. Козлов. (Запись в тетрадях.)

       — История русского церковного пения начинается со времени распространения христианства на Руси еще задолго до крещения русских при святом князе Владимире (Красно Солнышко). (Показ слайда 4.)  Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра.

      Прежде, чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. В 988г.

Обратите внимание

Русь приняла христианство, и святой князь Владимир после своего крещения привез в свою столицу Киев вместе с духовенством певцов, по происхождению славян. В то же время из Греции был привезен полный церковный хор, в котором были певцы – греки.

Таким образом, первые страницы истории русского церковного пения указывают на зависимость его как от пения славянской церкви, так и от пения греческой церкви. Это составляет отличительный признак истории русского церковного пения. (Слайд 5.)

Читайте также:  180 лет альфреду нобелю. бизнес или любовь?

      Церковное пение в древности было одноголосное, унисонное, мужское. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения».

Еще одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения – а capella. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках.

Самым первоначальным и древнейшим распевом Русской Православной Церкви является «знаменный » распев, который получил свое название от слова «знамя», то есть нотный знак. (Слайд 6.) Запись музыки осуществлялась безлинейными знаками.

Позднее знаменная нотация получила название крюковой, по названию одного из главных ее знаков – крюка.. Эти распевы отличаются глубокой эмоциональностью, рисуют определенные образы и картины.(Слайд 7.)

      — Послушайте и спойте старинный знаменный распев.              

(Учитель демонстрирует пример, дети повторяют.)

     — Первые русские композиторы церковного пения – С.А. Дехтярев, Д.С. Бортнянский, М.С.Березовский (Слайд 8) – были самыми видными  преемниками итальянской школы в пении, но русские композиторы не копировали итальянскую музыку, а творчески освоили ее достижения и написали духовно-музыкальные сочинения, соответствующие потребностям русского богослужебного пения.

     — Когда вы были в церкви, вы обратили внимание на купол, потолок храма? Наше нёбо устроено так, что когда мы поем, звук идет в нёбо, тогда он получается звучным.

А в церкви специально создается такой архитектурный ансамбль, при котором вверху купола с окнами или без них (Слайд 9). Пение как бы улетает вверх, к Богу, делается нежнее, звучнее, прозрачнее, звук делается «неземным». Это тоже сложилось издавна.

Присутствие икон в церкви создает свой православный мир, в который человек приходит сам и несет на излечение свою душу.

       О значении церковного пения хорошо говорят святые отцы церкви: (Слайд 10).

Важно

      Значение духовного пения заключается в том, что оно способствует живейшему участию верующих в богослужении, воспитывает их, делает лучше, способствует  глубокому усвоению человеческих истин. «Церковное пение есть действенная связь земли с небом».

       — В начале ХХ века хоровое церковное пение в России достигло большого расцвета, Почти во всех православных  русских храмах, даже в больших селах, были хорошие хоры.

Наиболее выдающиеся хоры того времени – Придворная певческая капелла Московский Синодальный хор, хор Архангельского (в Петербурге), хор Юхова  (в Москве), капелла Д.Иванова (в Москве) и др.

Хор пел во время церковных служб и во время дворцовых праздников и увеселений, участвовал в спектаклях – это о Придворной певческой капелле. С 1837 года руководителями этой капеллы были М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, М.А.Балакирев – все известные русские композиторы.  (Слайд 11).

 (Слушание в аудиозаписи «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова).

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2012/09/06/russkaya-dukhovnaya-muzyka

Знаменное пение — в чем особенность?

Знаменное пение (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также развития в рамках осмогласия.

Само название знаменного пения происходит от слова «знамена» и его синонима «крюки» (отсюда крюковое пение).

Дело в том, что в богослужебных книгах звуковые интервалы было принято обозначать с помощью специальных знаков, называемых «знамена» или «крюки», которые ставились над каноническим текстом. Эти знаки несли информацию о мелодическом обороте (попевке, напеве).

Для певца такие мелодические обороты образовывали своеобразные образцы, которые он мог использовать для составления мелодий, смотря по времени и чину службы.

Знаменное пение было распространено на Руси с 11 до 17 века. Источник знаменного пения – византийская литургическая практика. В 17 веке знаменное пение сменяется партесным. Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др. Сейчас в Православной Церкви наблюдается интерес к знаменному пению и его возрождение.

В настоящее время можно говорить о возрождении в русской Православной Церкви канонического богослужебного пения.

Знаменный распев снова звучит во многих монастырях и приходах, организуются школы знаменного пения, съезды головщиков (регентов) и т. д.

В то же время опыт практического восстановления знаменного распева показывает, что по отношению к русскому богослужебному пению накопился целый ряд заблуждений.

Совет

Прежде всего, знаменный распев часто связывают со старообрядческой церковью, называя его пением раскольников. Это неверно. Знаменное пение – это пение единой Русской Церкви, звучавшее в ней 7 веков. У его истоков стояли такие подвижники, как прп. Феодосий Печерский, такое пение слышал прп. Сергий Радонежский.

Богослужебное пение рассматривалось как продолжение монашеского молитвенного делания.

Только знаменный распев обладает полнотой – дошедшие до нас крюковые книги включают полный круг песнопений, которые удивительно соответствуют богослужению по ритму, характеру, продолжительности, так как складывался распев в нерасторжимом единстве с богослужением.

Второе заблуждение: знаменный распев считают одним из стилей музыки, включенным в линию эволюционного развития музыкальных стилей.

Как будто знаменный распев имеет предшественником какой-то музыкальный стиль и со временем естественно переходит в более развитые формы, например, в многоголосие. Это также неверно. В основе смены стилей в светской музыке стоит прежде всего смена содержания.

Но для богослужебного пения содержание неизменно, вечно, а во времени происходит не развитие, а выявление, приближение к Истине в периоды духовных подъемов, или искажение, замутнение при спадах.

Вершинные точки, связанные с молитвенным подвигом русских православных людей, отпечатались, закрепились в знаменном распеве. Это и есть Предание – собранный опыт великих подвижников Церкви, становящийся достоянием всей Церкви, всех ее членов.

Отличие богослужебного пения от музыки видно и в используемых знаменным распевом средствах. Главная функция его – ясное и сильное произнесение слова – диктует использование монодии, отсутствие метрической пульсации и периодичности в форме. Богослужебному пению свойственна ровность, безпорывность, соответствующие постоянству молитвенного подвига.

Обратите внимание

В нем нет собственно музыкальных формальных эффектов, кульминаций, динамических и темповых контрастов. Нет изоляции, завершенности, характерной для музыкального произведения. Песнопения разомкнуты, включены в целое богослужения.

Евангельская стихира большого знаменного распева, звучащая в конце продолжительной службы, слушается совсем не так, как исполненная отдельно. Ее восприятие подготовлено всем предыдущим звучанием службы, и не только мелодически.

В воскресной утрени она возвращает внимание молящегося к уже пережитому – сначала при чтении Евангелия, затем при его повторе-пересказе в эксапостиларии. Только особое сосредоточенное внимание к Слову Божиему на богослужении может объяснить само явление большого знаменного распева.

Еще один неверный уклон в отношении к знаменному распеву – музейный. Знаменный распев с такой точки зрения – явление исторически локализованное, к современной практике никакого отношения не имеющее.

Исследователями ставится задача точно реконструировать исполнение прошлых веков.

Но при этом упускается из виду, что богослужебное пение есть лишь один план в сложной целостности богослужения, определяется этой целостностью и несет на себе ее отпечаток.

При «музейном» взгляде теоретикам трудно отличить принципиальные черты от случайных и неважных, а практики начинают искать архаичную «манеру», впадают в стилизацию, убивающую знаменный распев как средство богообщения.

Музейный подход совершенно исключает продолжение живой традиции русского богослужебного пения, возможность появления новых знаменных песнопений, какими, например, являются сегодня канонично распетые службы новопрославленным святым…

В процессе развития Знаменного распева возникло несколько его типов. столповой Знаменный распев принадлежит невматическому стилю – на один слог приходится 2-3, реже 4 тона(наиболее типичное число тонов в одном знамене-невме); встречаются и мелизматические вставки (Фита).Он имеет богатейший фонд мелодий – попевок, связь и последовательность которых подчиняется определённым правилам.

Важно

Разнообразна ритмика столпового Знаменного распева. Им распеты основные певческие книги – Ирмологион, Октоих, Триодь, Обиход, Праздники. Малый знаменный распев – силлабического стиля, речитативный – предназначен для ежедневных служб.

Ему близки подобны старого Знаменного распева, встречающегося в рукописях с 11 в. Большой Знаменный распев мелизматического стиля возник в 16 в.; среди его создателей – распевщики Федор Крестьянин, Савва Рогов и их ученики.

Большой Знаменный распев отличают широкая внутрислоговая распевность, свободная изменчивость мелодического рисунка (чередование поступенного движения и скачков).

Елена Нечипоренко

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/znamennoe-penie-v-chem-osobennost/

Ссылка на основную публикацию