Что снилось крейсеру «аврора» тогда и сейчас?

Что в действительности снится крейсеру «Аврора»

Анастасия Громова, 4 июня 2018, 08:30 — REGNUM  

Бронепалубный крейсер «Аврора» был заложен 4 июня (23 мая по старому стилю) 1897 года в Петербурге на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство». Сегодня он стоит на вечной стоянке у Петроградской набережной. В 2016 году после очередного ремонта (а всего их за 114 лет на «Авроре» было произведено 10) крейсер своим ходом вернулся на стоянку, пройдя по Неве.

«Аврора», с одной стороны, содержится в полном порядке и не страдает от забвения — ежегодно крейсер посещают до полумиллиона человек. И этому можно только порадоваться. С другой стороны, хочется задаться вопросом — а не «живет» ли он только в металле?

Если предположить, что сам крейсер «Аврора» как символ и миф уже давно мертв, то логично, почему его не распилили, не продали, не превратили в ресторан или паб. Во-первых, втихую никто никогда этого делать и так не запрещал. А во-вторых, зачем уничтожать металл, если он уже мертвый и абсолютно безопасен? Пусть стоит себе, развлекает туристов.

И ходят к крейсеру пионеры, ездят китайские туристы, продается символика и так далее. На вопрос, когда это произошло, ответить легко: достаточно вспомнить песню, которая первая приходит в голову при упоминании имени крейсера.

44

Monoklon

Ночной вид крейсера Аврора

Конечно, это «Что тебе снится, крейсер Аврора?» композитора Владимира Шаинского и поэта Михаила Матусовского, написанная в 1973 году.

Дремлет притихший северный город,

Низкое небо над головой.

Что тебе снится, крейсер Аврора

В час, когда утро встает над Невой?

Обратите внимание

Крейсеру, по мнению авторов, снятся морские просторы и эпизоды из героического прошлого — патрули в черных бушлатах и вспышки орудий. «Волны крутые и штормы седые», — помним мы с детства, как пионерского, так уже и не очень. Семантика, конечно, никак не настраивает на героический лад: «притихший», «снится»…

В этом самом детстве мне всегда было жалко крейсер, стоящий на приколе, у которого всё уже в прошлом. И которому только осталось стареть, вспоминая о былом. Но сегодня мне даже не крейсер жалко, а горько от того, что общество в такой тональности пело о своем героическом прошлом уже в 1973 году.

Почему в такой тональности пели? Что, к этому времени все заветы Октября были выполнены? Новый человек принес счастье всему миру, было обеспечено безграничное развитие?

19

У Франко-русского завода, 1917 год

Нет, нет и еще раз нет. Зато о победах и свершениях Октября в СССР запели в «лиричном» ключе, абсолютно без энергии. Эту песню могли петь только умиротворенные сытостью обыватели. Их всё устраивало: седой символ спит, и ему что-то там снится — ну и пускай снится, лишь бы не просыпался.

Получается, что коммунистическая идея в 70-х деградировала уже до того, что общество радостно восприняло такую тональность и назначило песню в народные хиты. Впрочем, не удивительно: об Октябре к тому времени уже всегда пели именно так. Реальность за окном ничего другого не предполагала.

Но была и другая реальность: где-то на кухнях рвал сердце из колонок магнитофонов Высоцкий — своей силой, страстью и тоской по великой доле и великим делам. Он напоминал о мечте, осуществить которую уже не было энергии. Да и желания не было, что уж тут говорить. Еще «по 50» — и хватит, завтра на завод.

Официоз похоронил мечту под плавными и убаюкивающим «что тебе снится?». А вместе с ней сдал в утиль и «Аврору». На почетной вечной стоянке — но в утиль. А затем этот официоз в обнимку с обывателем похоронил и государство. Защитить его те, кто пел «что тебе снится» со сладкой ностальгией, не могли, даже если бы и захотели — энергии не было.

О крейсере «Аврора» с такой же ностальгической и безэнергийной тональностью пишут и сегодня, не изменилось ничего за 45 лет. Говорят о легендарном прошлом, о том, как «Аврору» до сих пор боятся буржуи, и так далее, и тому подобное.

Говорят о чём угодно, кроме похороненной коммунистической мечты и о творческой энергии на ее осуществление. Потому что начинать этот разговор страшно: придется говорить, во-первых, о предательстве, а во-вторых, о том, почему оно стало возможно в СССР.

Важно

И о том, что делать для того, чтобы символ ожил и наполнял людей силой, а не пустыми мечтами. Лучше, конечно, «поставить галочку» перед мертвыми, предаваясь этой сладкой ностальгии по морскому ветру в лицо.

44

Monoklon

Ночной вид крейсера Аврора

Пусть, мол, кто-то другой придет — и лицо под этот ветер подставит. Но с такой тональностью никто не придет, и Октябрь вместе с крейсером «Аврора» вновь остаются преданными. И разговор об историческом выборе, великой мечте и человеческом счастье в очередной раз оказывается подвешенным в воздухе.

Но лично я не исключаю, что крейсеру «Аврора» может снится будущее. Вещие сны, в конце концов, никто не отменял. Или есть другие варианты, на что можно надеяться?

Смотрите галерею к статье

Источник: https://regnum.ru/news/2425481.html

Что тебе снится, крейсер «Аврора»? Факты из истории «корабля революции»

Главная » Статьи » Статьи » Флот

Что тебе снится, крейсер «Аврора»? Факты из истории «корабля революции»

 Легендарный корабль снимался в кино «под чужим именем» и получал «свой» орден. Судьба знаменитого крейсера «Аврора», в последнее время казавшаяся довольно туманной, определена. Директор Центрального военно-морского музея ВМФ Александр Петров заявил, что в ближайшее время корабль ждет ремонт, который займет от года до полутора лет, после чего «Аврора» вернется на место своей «вечной стоянки» в привычном качестве музея, причем его экспозиция будет значительно расширена, а интерьеры приближены к историческим.  Правда, свой ход кораблю не вернут — эксперты сочли эту задачу технически сложной и не имеющей практического смысла. Тем более, что для самостоятельного передвижения «Авроре» нужен экипаж в составе 150 человек.  Но, судя по изменению отношения к крейсеру у нового руководства Минобороны, никаких скандальных VIP-вечеринок на «Авроре» более не будет, и корабль-музей будет поддерживаться в достойном его статуса состоянии.  Имя от императора  За свою более чем вековую историю в жизни крейсера «Аврора» было очень много интереснейших событий, которые чаще всего оставались в тени его «революционного статуса».  «Аврора» была заложена в 1897 году, и относилась к типу бронепалубных крейсеров «Диана». «Сестрами» «Авроры» были «Диана» и «Паллада». Все корабли этого типа были названы в честь древнеримских богинь и, одновременно, в честь парусных фрегатов, ранее входивших в состав Русского флота.  Предшественник крейсера, парусный фрегат «Аврора», совершил два кругосветных путешествия и отличился при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.  Крейсер «Аврора» был официально заложен одновременно с «Дианой» и «Палладой», но строительство его шло значительно сложнее — в состав флота он вошел в 1903 году, на два года позднее других кораблей своего типа.  Будущий «корабль революции» получил имя «Аврора» от последнего русского императора Николая Второго. Название это монарх выбрал из одиннадцати предложенных ему вариантов.  Уже в советские времена, когда крейсер обрел революционный статус, к его наименованию часто добавляли эпитет «грозный». Между тем, даже в момент постройки «Аврора» уступала иностранным аналогам мощностью машин и орудий. Флотская шутка того времени гласила — от парохода «Аврора» отличается только низкой скоростью и некоторым количество маломощных пушек.  «Проститутка», уцелевшая при Цусиме  Далее всех в своих издевательствах над крейсером пошел вице-адмирал Рожественский, командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой, которая приняла участие в печально известном Цусимском сражении. Флотоводец называл «Аврору»… «Подзаборной проституткой». Впрочем, и другим кораблям адмирал раздавал не менее «лестные» прозвища: броненосец «Сисой Великий» — «Инвалидное убежище», крейсер «Адмирал Нахимов» — «Идиот», и так далее.  Именно в составе 2-й Тихоокеанской эскадры крейсер «Аврора» принял «боевое крещение» в сражении при Цусиме: с «Авроры» шесть раз сбивался флаг, но он неизменно поднимался вновь. Крейсер оказался в числе тех русских кораблей, которые не достались противнику и не затонули, а вышли из сражения только после его завершения. Среди погибших в этом бою моряков был и его командир — капитан 1 ранга Е.Р.Егорьев.  После Цусимы «Аврора» в составе уцелевшей эскадры ушла в Манилу, где ввиду повреждений вынуждена была встать на ремонт, разрешение на который было получено от контролировавшего Филиппины правительства США только в обмен на отказ от дальнейшего участия в войне. Такой отказ был санкционирован лично Николаем Вторым.  Апельсины из Италии  На Родину «Аврора» вернулась лишь в феврале 1906 года, после окончания русско-японской войны и в разгар первой русской революции.
Читайте также:  Где и кем были сорваны планы гитлера?

Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года

 В 1910 году с «Авророй» и ее экипажем произошла поистине уникальная история. Во время заграничного плавания крейсер зашел в итальянский порт Мессина. «Аврора» должна была торжественно получить золотую медаль в честь русских моряков, спасавших жителей города при землетрясении 1908 года.

Однако в первую же ночь визита в городе вспыхнул сильнейший пожар, и уже моряки самой «Авроры» отправились спасать итальянцев от нового бедствия. Причем аварийная партия с русского корабля прибыла значительно быстрее местной пожарной команды. За это благодарные итальянцы наградили экипаж «Авроры» апельсинами и лимонами.

  Кстати, через восемь дней после этого, находясь в испанской Малаге, матросам крейсера снова пришлось тушить пожар на берегу.

  Несостоявшийся «утопленник»

  Перед Первой Мировой войной «Аврора» выступала в качестве учебного судна для будущих офицеров флота. В начале войны она участвовала в военных операциях, в 1916 году была отправлена на плановый капитальный ремонт. Командир крейсера, капитан 1-го ранга Михаил Никольский выступал категорически против этого, считая, что во время стоянки экипаж подвергнется вредной «революционной агитации». Никольский, сторонник жесткого порядка и железной дисциплины, пользовался нелюбовью как у матросов, так и у офицерского состава. Но в своем прогнозе капитан Никольский не ошибся — в феврале 1917 года команда поддержит революцию, а сам командир «Авроры», лично расстреливавший матросов, которых считал «агитаторами и подстрекателями», будет застрелен 28 февраля 1917 года.

  К лету 1917 года основу экипажа «Авроры» составили большевики, которые подчинили себе и офицерский состав судна. Так, например, накануне Октябрьского восстания «Авроре» было дано задание очистить Николаевский мост от юнкеров. Командир корабля лейтенант Н.А.Эриксон был не в восторге от этой идеи, но судно к мосту привел лично, чтобы оно не село на мель.

Крейсер «Аврора»

 Холостой выстрел «Авроры» в сторону Зимнего дворца 25 октября 1917 года произвел комендор Евдоким Огнев. После взятия Зимнего дворца Огнев, как и многие другие матросы «Авроры», будет поддерживать революционный порядок в Петрограде, а весной 1918 года погибнет в боях с белогвардейцами на Дону.

  Летом 1918 года, во время наступления белой армии Юденича на Петроград, так и не отремонтированный до конца крейсер планировали затопить в Кронштадте, чтобы закрыть путь кораблям интервентов, однако такого приказа так и не последовало.

  После окончания Гражданской войны «Аврора» прошла ремонт и вошла в состав флота уже в привычном качестве учебного судна.

  Честь флага

  Свой последний дальний поход «Аврора совершила летом 1930 года вокруг Скандинавского полуострова. Судно уже не могло совершать длительные плавания — сказывался возраст. Новый капитальный ремонт стоил слишком дорого, и был нецелесообразен. Некоторые исследователи полагают, что в 1941 году «Аврора» и вовсе могла быть исключена из состава флота — ее, по традиции, должен был сменить новейший корабль с тем же именем. Однако в эти планы вмешалась Великая Отечественная война.  Когда гитлеровцы приблизились к Ленинграду, из орудий, снятых с «Авроры», была сформирована батарея «А», которая в начале сентября 1941 года в полном окружении сдерживала атаки противника.  Оставшаяся на судне команда со средствами ПВО участвовала в отражении атак авиации противника. В сентябре 1941 года экипажем «Авроры» был уничтожен самолет противника.

Совет

  Воздушные атаки и артиллерийские обстрелы «Авроры» продолжались даже тогда, когда с судна был снято и вооружение, и экипаж. Крейсер все это время не спускал своего флага, что вызывало ярость у нацистов.

Крейсер «Аврора». 1944 год

 В роли «Варяга»  Летом 1944 года, сразу после снятия блокады Ленинграда, исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного базы Нахимовского училища.  Однако новая жизнь в качестве музея началась для «Авроры» со съемок в кино. Осенью 1945 года в Советском Союзе начали снимать фильм о другом легендарном крейсере — «Варяге». Роль «Варяга» досталась «Авроре», на которой для этого установили дополнительное оборудование, в том числе четвертую, фальшивую трубу.  В 1948 году крейсер «Аврора» был установлен на постоянную стоянку у Нахимовского училища на Большую Невку. Базой училища крейсер оставался до 1960 года, когда решением Совета Министров СССР был включен в число памятников, охраняемых государством.

  Орден с «Авророй»

  В 1967 году в истории «Авроры» произошло еще одно уникальное событие — крейсер стал единственным на флоте дважды орденоносным кораблем. Орден Красного Знамени «Аврора» получила к 10-летию Октябрьской революции, а к 50-летию Октября крейсер наградили орденом Октябрьской революции.  Любопытно, что на ордене Октябрьской революции, которым наградили «Аврору», была изображена… сама «Аврора».  В августе 1984 года крейсер вновь был поставлен на капитальный ремонт, завершенный в 1987 году, к 70-летию революции. Днище судна было фактически построено заново, так как настоящая подводная часть крейсера находилась в критическом состоянии. Именно эта часть ремонта вызвала горячие споры и даже заставила говорить о корабле как о «новоделе».

  Как бы то ни было, крейсер «Аврора» занял прочное место в истории нашей страны, став героем фильмов, песен и народного фольклора.

 www.aif.ru

Категория: Флот | Добавил: admin (09.03.2016)

Источник: http://biblio-klad.ru/publ/stati/flot/chto_tebe_snitsja_krejser_avrora_fakty_iz_istorii_korablja_revoljucii/24-1-0-309

Что тебе снится, крейсер «Аврора»? — DRIVE2

Что тебе снится, крейсер АврораВ час, когда утро встает над Невой?Может ты снова в тучах мохнатых Вспышки орудий видишь вдали?

Всем здравствуйте! Начал блог с этих строк, которые знакомы многим. В виду последних фотографий про море, которые выкладывают в группе «Фотоальбом Драйва», вспомнил, как был на этом крейсере, скажем так — в командировке.

Собственно, в первый раз я ступил на его палубу в 1991 году, когда приезжал с мамой на экскурсию в г. Ленинград. Видел экипаж крейсера, как они несут службу, куда-то ходят, занимаются различными делами. Время шло, приезжая все чаще уже в г. Санкт-Петербург, на крейсер так ни разу и не попал.

Хотя это очень удивительно, живу рядом и вдруг такое дело — совсем нет времени. С момента первого посещения прошло уже 20 лет, но однажды на майские праздники нас отправили в числе 7 человек на покраску этого самого крейсера. Рассказывать не буду, как это было.

Все в краске, руки черно-зеленые от пасты ГОИ, «медяху» тоже нужно было приводить в порядок. На 9 мая мы отбыли в свою часть.

Таким он проводил нас, уезжать не хотелось, но ничего не поделаешь.Проходит несколько месяцев, и вдруг приходит мой командир и говорит, что я в числе 15 человек должен отправиться на крейсер и охранять его.

Хотя как охранять, просто поддерживать порядок, поскольку за несколько дней до нашей отправки, на крейсере произошли события, для меня довольно странные.

Хулиганье, если мягко так сказать, повесило на мачту крейсера

«Роджера», экипаж, находившийся там, был отправлен в УКОПП, и вместо них на крейсер отправили нас. Провёл я на нем месяц, стоял на трапе вахтенным, был и на камбузе. Но самое интересное творилось на трапе. Людей много, все хотят попасть в корабль-музей, но нельзя, и мы не пускали. Кого я только не видел и с кем только не разговаривал.

Обратите внимание

Иностранцы тоже были — немцы, корейцы и англичане. Но самое интересное, были и местные — ленинградцы. Было много людей издалека — Екатеринбург, Москва, Вологда, Тюмень, Петрозаводск. И лишь немногим из них удалось по разрешению командира «Авроры» попасть на борт корабля. Врезались в память две ночные вахты, когда мне нужно было подменить товарища.

В первую ночь приехала довольно шумная компания, которая вдруг решила, что их пустят. Но пришлось их огорчить, ночью не пускали никого. Они в свою очередь предлагали мне пивка попить, присутствовали даже фразы: «Хочешь девочку тебе дадим?», «Поехали с нами в клуб») Вот так-то.

Напоследок они сфоткались со мной и укатили на тусовку) Во вторую ночь приезжала пара из Екатеринбурга на маленьком грузовике, лет по 50 обоим. Их я разумеется тоже не пустил, но зато два часа рассказывал о крейсере, о себе, где служу и все в таком духе. Они остались довольны, хотя поначалу уговаривали их пустить, все-таки ехали издалека.

После них ни с кем больше так душевно не говорил, все было однообразно, в конце командировки были только подъём и спуск флага. В основном Андреевского.

Такой он сейчас

Не знал, что он такой сейчас, фото честно взято на просторах интернета. И по всей видимости матросы есть на нем до сих пор. Хотя нам говорили, что мы последние.

Прошёл месяц, и нас отправили «на базу», но душой и сердцем я вновь возвращаюсь на этот крейсер, ибо не каждому удаётся побывать на нем, уверяю, впечатлений на всю жизнь хватит.

Читайте также:  Почему родители считают возможным не уважать своих детей?

И в заключении хочу спросить, пускают ли на него сейчас? Питерцы, вопрос направлен больше к вам)
Всем спасибо за внимание.

Источник: https://www.drive2.ru/b/469717415773602501/

Скандальная вечеринка на знаменитом крейсере-музее «Аврора» по поводу первого дня рождения журнала «Русский пионер» (ВИДЕО)

Прочитал сегодня в лентах новостей dp.ru и fontanka.ru интересное сообщение с Петербургского экономического форума. Некоторые комментаторы полагают, что это «пир во время чумы».

«Олигархи» ныряли в Неву с крейсера «Аврора»

В ночь на 6 июня на палубах крейсера «Аврора» несколько сотен гостей Петербургского экономического форума и им сочувствующих отметили годовщину журнала, издающегося на деньги Михаила Прохорова. Вечеринка закончилась нырянием в Неву.

VIP–статус вечеринки в честь первого дня рождения журнала «Русский пионер» подчеркивался ее организаторами с самого начала: мероприятие позиционировалось как after party ужина у губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, состоявшегося тем же вечером.

Важно

Крейсер «Аврора» на вечеринке было не узнать: на верхней палубе были установлены огромные динамики, а по нижней палубе вдоль столов с канапе и бокалами вина деловито сновали официанты, наряженные в тельняшки. В тельняшку, увенчанную голубой кожаной курткой, был одет и главный редактор журнала «Русский пионер» Андрей Колесников.

Тем временем на крейсер съезжались гости. Одним из первых появился мультимиллиардер Михаил Прохоров, который постоянно упирался головой в невысокий потолок нижней палубы. Поэтому большую часть вечеринки ему пришлось провести в полусогнутом состоянии.

Вскоре на верхней палубе крейсера началось театрализованное шоу: известный театральный постановщик Павел Каплевич зычным голосом читал стихи о кризисе, а рядом с ним выделывала балетные па танцовщица, наряженная в костюм белого лебедя.

Еще одна участница этой постановки в темном платье своими напевами помогала создавать Каплевичу звуковой фон для танца.

Вскоре к крейсеру «Аврора» подплыла баржа, на которой была установлена сцена с готовящимися к выступлению музыкантами группы «Рубль» — нового проекта Сергея Шнурова.

Ведущая вечера Тина Канделаки активно агитировала всех гостей вечеринки подниматься на верх и внимать музыке «Рубля».

Песни этого коллектива, изобилующие нецензурными выражениями, вызывали явное одобрение публики на крейсере.

После одной из песен Шнурова восторг гостей вечеринки достиг предела: несколько солидных мужчин, стоявших на палубе, как по команде, в костюмах с криками сиганули с палубы в Неву.

Совет

Они успели проплыть около 10 метров — мгновенно выплывший из–за баржи картер сразу же принял темпераментных пловцов на свой борт. Как позже выяснилось, трое прыгнувших с «Авроры» мужчин оказались не олигархами, а специально нанятыми актерами.

Как бы то ни было, эффект от их «перформанса» был сильным.

Тина Канделаки, с привычной для себя скоростью речи комментировавшая все происходившее, после этого инцидента посоветовала всем гостям вечеринки «ехать решать демографические проблемы». Количество участников вечеринки стремительно уменьшалось, однако их отъезд компенсировало появление новых гостей.

Одними из последних на вечеринку заглянули министр экономического развития Эльвира Набиуллина (провела на корабле не больше 20 минут), бизнесмены Сергей Полонский и Олег Тиньков.

Председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Петербурга Максим Соколов провел на корабле около 2 часов, активно общаясь с гостями вечеринки. Около двух часов ночи большинство из них разъехались.

Им предстоял еще один день Петербургского экономического форума.

Подпись: Алексей Коломенцев

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/zhurnalistika_i_kommunikaciya/skandalnaya_vecherinka_na_znamenitom_14200686/

Что тебе снится, крейсер Аврора?

ivan_59

June 12th, 2013

Читаю репортаж товарища об «Авроре» — нашей исторической святыне и думаю, вот же когда молодыми были, ничего святого не было. Надо всем смеялись.В военном городке Равенсбрюк была офицерская четырехэтажная гостиница-общежитие.

Первых два этажа занимала «королевская» пехота 60 МСП, третий этаж десантно-штурмовой батальон, а на четвертом жили мы,  из 5 отдельного полка связи. К чему я это рассказываю? А вот к чему, позывной гостиница имела: крейсер «Аврора».  И когда вечером из всех окон летела песня: «Что тебе снится, крейсер Аврора…

«,- военный городок знал: холостяки гудят! Однажды штурмовой десантник выпал из окна 3 этажа,  а связист с крыши и даже переломов не было. Вот было братство войск! Это я тогда на спор, в коридоре своего этажа, с двадцати шагов из ПМ прострелил полудюймовую трубу отопления.  Да были времена, есть, что вспомнить.

Впрочем читайте репортаж товарища.

Оригинал взят у voenternet в Неделя по-крейсерски / Корабль утренней зари

Всякий раз, когда вы хотите проверить себя на неравнодушие к Отечеству, поступайте так: думайте о крейсере «Аврора» или хотя бы пойте о нем, как умеете. Вот вам настоящий символ нашей истории – все, что говорят о нем, это чистая правда настолько, насколько это неправда.

Легендарный красавец-крейсер, символ чистоты и силы намерений простых людей – бесславный бестолковый корабль, стрелявший в царизм холостым зарядом. Как с этим разобраться? Ведь, как говорят в Одессе, здесь полным-полно маленьких нюансов…Начнем, помолясь.

ОБ ИСТОРИИ ПОСТРОЙКИ И МЕНДЕЛЕЕВЕ

…Россия во все времена всегда опаздывала, всегда была вынуждена догонять. А спешка, как известно, хороша при ловле блох. С военными механизмами такое не проходит. В конце 19-го века «царицей морей» считалась Англия со своим передовыми технологиями и железными кораблями. Французы шли с ними почти в ногу, но им сильно мешали внутридержавные дрязги. Примерно на их же уровне держались Германия и Америка. Япония, ощущая нехватку времени и не мудрствуя заказывала корабли на верфях Англии, а Россия… Россия, как всегда медленно запрягала.При создании военных кораблей наши действовали так – во Франции или Германии заказывали головной корабль проекта, а остальные сами мастерили по его образу и подобию. Но подобие, к сожалению, оставалось именно что подобием. Отчего так? Оттого, что не хватало знаний и умений, отставали логистика и технологии, но зато преобладали взяточничество, бюрократия и щеконадувательство. И ладно бы хотя бы копировали точно, так ведь вносили мудрые изменения, которые в основном опирались на использование опыта создания кораблей предшествующей постройки, а не на живой современный образец. Потому что двигаться по накатанному дешевле и проще. Великий авторитет того времени, Д. И. Менделеев, который, кстати, имел к флоту непосредственное отношение как идеолог развития учения о ходкости судов, отмечал, что «корабли строили ощупью, пользуясь многоразличною практикой, а не расчетом, основанным на теории или опытах о сопротивлении».Так вот, возвращаясь к серии «Диана». Все три корабля – «Паллада», «Диана» и «Аврора» — были от начала и до конца спроектированы и построены русскими инженерами самостоятельно, пусть и с оглядкой на французов и англичан. Поэтому при всем негативе описанном выше, при том, что в проект кораблей линейки «Диана» были изначально заложены не отвечающие требованиям времени характеристики, карапасный (частично защищенный броней) крейсер «Аврора», пришвартованный сегодня у Петроградской набережной, даже в нынешнем музейном виде представляет огромную ценность не только для российской, но и для мировой истории кораблестроения. А та заварушка в 1917 году – только эпизод в его биографии.Итак, 23 мая 1897 года в Петербурге, в Новом адмиралтействе был заложен третий по счету крейсер после уже построенных «Паллады» и «Дианы», бронепалубный, как говорят специалисты – карапасный крейсер «Аврора». Надо сразу сказать, что корабли подкласса бронепалубных крейсеров изначально не планировалось применять в жестоких морских сражениях, и уж тем более противопоставлять их броненосцам. Им была уготована участь кораблей боевого охранения и сопровождения транспортов. То есть, броней у них были покрыты только жизненно важные части.«Аврору» строили дольше сестер по пантеону. Почему? Во-первых, решение о строительстве третьего крейсера серии «Диана» долго не принимали по финансовым причинам, во-вторых, после того как, наконец приняли, с комплектующими сразу возникли проблемы, и в-третьих, в связи с сильнейшей загрузкой мощностей на верфях катастрофически не хватало рабочей силы. И потом, если для постройки «Паллады» и «Дианы» все заготовили загодя, то на «Аврору» загодя рассчитать не получилось. Так что все необходимые материалы и механизмы подвозили к крейсеру в порядке надобности, зачастую с большими задержками. В итоге на воду «Аврору» спустили только 11 мая 1900 года, а сдали флоту – или как тогда говорили – «в казну» — только 16 июля 1903 года. Да и то не сразу, а после многочисленных доделок, доводок и переделок. В итоге, общая стоимость крейсера в целом составила примерно 6,4 миллиона царских рублей.Жуткие деньги… Но все равно, как водится, до ума не довели, не доделали. Вообще, с самого начала эксплуатации «Аврору» постоянно чинили. Первый же дальний поход в Средиземное море выявил массу проблем и недоделок, прежде всего по корпусу — в шторм текли орудийные порты и иллюминаторы, протекала жилая палуба. С машиной тоже случились неприятности – застучали подшипники и золотниковые приводы в системах парораспределения. Один из подшипников загорелся. С этими и последующими уже военными неприятностями команда – а это с командиром и офицерами 570 человек (!) – справлялась своими силами.

О ЦВЕТЕ

Читайте также:  Можно ли заработать на forex?

Мы уже привыкли к серой военной окраске крейсера. Но во время Цусимской баталии «Аврора» была выкрашена в «фирменные» цвета Второй Тихоокеанской эскадры – угольно черный корпус и светло-желтые трубы. После трехмесячного интернированного отстоя в Маниле «Аврора» стала лебедино-белоснежной. И только много позже – привычно-стальной.

О РЕМОНТАХ

«Аврору» ремонтировали и совершенствовали на всем ее жизненном пути. До и сразу после Цусимы, в 1908 году ремонтировали почти капитально, мелкий ремонт и переоснащение в 1914 году, в 1915-м. В сентябре 1916 года корабль готовился встать в Кронштадт на капитальный ремонт, который должен был окончится к апрелю 1917-го. Окончился в ноябре. Несколько раз «Аврору» вместе с другими кораблями хотели затопить, чтобы не допустить прохода немецких эскадр к Кронштадту. В 1922 году приготовились крейсер законсервировать, но оставили его на флоте в качестве учебного и по этому поводу в 1923 году снова отремонтировали и модернизировали. Далее – профилактический ремонт 1925-26гг, капитальный, не оконченный ремонт 1933-35 годов. С 1936 года «Аврора» — несамоходная учебная база, которую периодически выводили на буксире в Финский залив и на ней проходили практику курсанты морских училищ первых лет службы. На зиму базу ставили либо к набережной лейтенанта Шмидта, либо в Ораниенбаум. К 1941 году предполагалось исключить «Аврору» из списков флота. Но помешала война. Крейсер-база остался стоять у Ораниенбаума, зимой выполняя роль базы для подводных лодок и прикрывая их огнем зенитных пулеметов от вражеских самолетов. Орудия крупного калибра с него сняли и вместе с частью экипажа они защищали подступы к Ленинграду.30 сентября 1941 года в результате нескольких попаданий немецкой наземной артиллерии «Аврора» получила сильные повреждения и легла на грунт, на коем и пролежала более 2 лет. Подняли, четыре года ремонтировали после чего поставили в виде музея на нынешнее законное место. Далее текущие ремонты производились в 1957-1958 и 1966-1968 годах. К концу 70-х прошлого столетия подводный корпус крейсера пришел в полную негодность.Начиная с 1984 года по 1987 был произведен дорогостоящий капитальный ремонт, во время которого старую подводную часть отрезали и затопили в Финском заливе, а к верхней, почти идентичной оригиналу приварили новую. В этом виде мы и имеем счастье созерцать «Аврору» и поныне. Но вот настало время очередного капитального ремонта. Или не пришло? Ведь по словам главного конструктора Овсянникова, в 80-е годы корпус отремонтировали настолько качественно, что простоять он может в воде без ущерба более сотни лет.

ОБ «АВРОРЕ» СЕЙЧАС

Главный инженер корабля-музея «Аврора» Дмитрий Кантаев считает, что «Аврора» в нынешнем виде протянет даже и триста лет. Кроме шуток. Он провел для нас замечательную подробную экскурсию, в ходе которой поведал много интересного. Ну, например, мы узнали, что та самая, отрезанная подводная часть «Авроры» конструктивно остается очень интересной.

и он бы с удовольствием занялся ее детальным изучением. А если бы удалось ее поднять, то можно было бы выставить ее в качестве отдельного музея.Оказывается тот, старый корпус по железу был обит деревом, а дерево в свою очередь – медными листами общим весом 36 тонн. Сделано это было, чтобы днище корабля меньше обрастало ракушками.

Обратите внимание

На современной обшивке дерево и медь отсутствуют, как отсутствуют и винты. Надводная часть была разделена на четыре части, которые установили на новую подводную часть. Правую и левую машины убрали, а вместо них в этих помещениях разместили макеты двух котлов конструкции Бельвиля-Долголенко. Кормовую машину тщательно восстановили и поставили хоть и в качестве экспоната, но на свое место.

Карапасная палуба была восстановлена заново полностью. На нее даже возвратили большую часть старых броневых листов. Надстройки установили на свои места и внешне задекорировали под вид корабля, каким он был в 1917 году. Трубы и мачты изготовили заново, а орудия решили установить на береговых станках. Для удобства экспозиции практически все внутренние помещения были перепланированы.

На батарейной палубе размещается непосредственно музей, отсек музейных сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон.Ниже, на жилой палубе, расположены новые жилые помещения команды. Все жилые блоки оборудованы согласно требованиям обитаемости на современном Военно-Морском Флоте.

В двух кормовых машинных отделениях организовано машинно-котельное отделение со вспомогательными механизмами и дополнительно размещенными боевыми пародинамо-машинами.

Помещения котельных отделений занимают современные ПЭЖ (пост энергетики и живучести), электростанция, кондиционеры, водогрейные котлы для бытовых нужд, дизель-генераторы, водоотливная станция, система пожаротушения и другое оборудование. Неперепланированными остались румпельное отделение, отделение рефрижераторной машины и центральный пост. Разумеется, туристов пускают только в музейные помещения.

О НОВОМ РЕМОНТЕ

Внешне все выглядит благополучно и даже красиво. Но Дмитрий Кантаев считает, что ремонт кораблю не просто нужен, а даже необходим. И чем скорее, тем лучше. Любой боевой корабль должен проходить плановый ремонт. А легендарному крейсеру с ежедневным полчищем туристов приходится иной раз хуже, чем строевому кораблю во время сдачи задачи.

Между тем, с момента установки на крейсер современного на тот момент оборудования прошло уже почти тридцать лет. Матчасть обветшала. Гудят трансформаторы, дизельгенераторы устарели, проводка тоже, особенно тревожит главного инженера общекорабельная система пожаротушения.«Представьте себе, — говорит он, — Что в небольшое корабельное помещение набилась группа японцев.

А дверь одна на вход и на выход, да к ней еще надо подняться по трапу. И, тут, не дай Бог, возгорание! Помещения на корабле задымляются мгновенно. Паника! А от старой системы пожаротушения неизвестно чего ожидать. Ненадежно это. И опасно». Но позвольте, как известно была озвучена первоначальная сумма ремонта – 400 млн. рублей.

Важно

Неужели их не хватит на переоборудование электрической проводки и обновление системы пожаротушения? Представьте, может и не хватить.Во-первых, на «Авроре» есть, что отремонтировать.

Во-вторых, планируется расширение экспозиции, возможно даже возвращение жилым помещениям, кают-компаниям, каютам священника и капитана исторических интерьеров, соответствующих 1917 году, восстановление лазарета, в котором – кстати! – впервые на русском флоте и именно на «Авроре» был установлен рентгеновский аппарат.

Самой затратной частью при ремонте всегда был и остается процесс демонтажа верхней палубы. Ведь по-другому не пропихнуть в нижние помещения, скажем, новые дизеля, трансформаторы или иные крупные механизмы. Что уж там говорить о буксировке крейсера и постановке его в крытый эллинг – целая инженерная задача.

ОБ ИДЕЕ ПОСТАВИТЬ НА ХОД

Конечно, это красивая идея. Да и кто из мальчишек советского поколения не представлял себе красавицу-«Аврору», горделиво, своим ходом рассекающую воды Невы или даже мирового океана. Гордость за страну, патриотическое вдохновение. Не зрелище было бы, а сказка! И чувства министра обороны, загоревшегося было этой идеей понятны.

Тем не менее – это красивая сказка.

«Технологии производства паровых двигателей давно утрачены, их необходимо восстанавливать, — говорит Дмитрий Кантаев, — Казалось бы, и для науки полезно и престижно – шутка ли, сделать оригинальную паровую машину! Но представляете себе затраты? Почему бы для начала не браться за огромный агрегат, а попробовать в порядке эксперимента изготовить небольшую паровую машину и установить ее на один из наших офицерских катеров? Они сейчас висят у нас пустые, без начинки. А тут бы изготовили, глядишь – людей бы катали по праздникам по Неве».Как бы того ни хотелось, но идея поставить «Аврору» на ход подобна безумию. Даже если не париться с паровым двигателем, а установить на нее современные, скажем, дизеля. Это же все внутренние помещения надо переделывать, рулевую современную ставить, навигационное оборудование! И потом, что бы не говорили, мастера-реставраторы об идеальной конструкции нового днища, но мало кто знает, что во время последней буксировки «Авроры» из доков на место стоянки, во время прохождения ее под разведенным мостом, крейсер чуть снесло и одна из мачт обломала мостовую ферму. Мачта выпрямилась, а вот мост пришлось долго ремонтировать. Куда, в какое море надо выходить музею? Да и зачем? Справиться с такой громадиной в условиях сложного Невского течения, да на одном дизеле задача сродни космической! Так что, как того бы всем не хотелось, а поставить «Аврору» на ход – это утопия.

О ТОМ, КОГДА И ГДЕ

До самого последнего момента подрядчик ремонта был не определен. Но, судя по всему, это все-таки будет Северная верфь. Зачем идти наперекор здравому смыслу? На этом заводе крейсер строили, ремонтировали, делали крайнюю капиталку… Сохранились чертежи, документы… По заявлению Бориса Петрова, директора Морского музея, под чьей юрисдикцией находится «Аврора», вопрос о постановке крейсера на ремонт решен окончательно и уже в первых числах июля корабль начнут готовить к отправке в док. Посмотреть бы!

Источник: https://ivan-59.livejournal.com/684605.html

Ссылка на основную публикацию