Агрессия: «да» или «нет»?

Варианты безопасного выхода агрессии

?Fanny Lune (fanny_lune) wrote,
2014-04-05 12:26:00Fanny Lune
fanny_lune
2014-04-05 12:26:00Categories:

7 способов безопасного выхода агрессии для взрослых

Агрессия – естественное человеческое чувство, наряду с чувством голода, чувством любви или чувством страха. Проблемы возникают не по причине появления агрессии, а из-за неумения ей распорядиться безопасно для себя и окружающих.

Есть два типа людей: агрессоры и аутоагрессоры. Агрессоры все напряжение выражают сразу, в резких обидных выражениях (мы сейчас не будем говорить о рукоприкладстве), тем самым обижая других людей и вторгаясь на их территорию.

Аутоагрессоры свою злость, гнев, обиду направляют внутрь себя, обвиняя себя в том, что происходит.

Тогда агрессия либо разрушает человека изнутри, что приводит к болезням, либо копится до какой-то критической точки, после чего человек взрывается и выливает все напряжение на близких людей, которые не могут оказать сопротивление. Часто это бывает в семье.

Обратите внимание

Мама, которой нахамил продавец в магазине, вдруг кричит на ребенка из-за мелкой провинности, или отец, который не смог отстоять свою правоту на ковре у начальства, проклинает жену-домохозяйку за недосоленный суп.

В психологии известны безопасные способы выражения агрессии, которые можно применять в семье, и это не только не испортит отношения с близкими, но и сплотит семью.

Скажи словами. Самый простой, но вместе с тем и самый сложный способ проявления негативных чувств – проговаривание. Казалось бы, чего проще, придя домой, проговорить: «Я очень зол. Начальник несправедливо обвинил меня в халатности и отчитал перед всем коллективом».

Сложность в том, что далеко не все способны правильно расшифровать свои чувства и тем более признаться в них. Если человеку с детства не объясняли, что злиться – нормально, ему тяжело будет признаться в своей злости даже близким людям.

Тем более тяжело сказать близкому человеку, что он именно сейчас очень раздражает своим поведением. Но пробовать нужно, потому что говорить о своих чувствах – самый здоровый и безопасный способ выражения агрессии «здесь и сейчас».

При этом нужно помнить, что, говоря о злости, раздражении, гневе, нельзя переходить на личности. Вместо «Ты меня раздражаешь», скажите: «Я тебя люблю, но я устала, и меня раздражает шум, который ты производишь своими играми».

Обзывалки. Очень эффективный способ избежать ссоры – превратить ее в игру. Начните обзывать друг друга смешными прозвищами, и сами не заметите, как ваша злость превратится в смех. А ведь смех еще Зигмунд Фрейд называл одним из способов проявления агрессии.

«Да» — «Нет». Эта игра – имитация спора. Один партнер говорит: «Да!», второй тут же отвечает: «Нет!» Каждый раз произносите свои слова немного громче, как бы стараясь перекричать противника.

Рычалки. Когда злость переполняет и становится очень тяжело избежать обидных слов, просто порычите и выслушайте ответный рык оппонента. Психологи используют для этой игры маски гнева, которые нужно нарисовать на бумаге, а затем вырезать без ножниц, оборвав по контуру и прорвав глаза и рот. Эта маска должна выражать гнев так, как вы сами себе представляете.

Битва. Битву можно устроить при помощи любых предметов: подушек, игрушечных мечей, зимой – снежками, осенью – опавшими листьями, летом – обливаясь водой. Главное, чтобы было весело и шумно.

Столкни меня. Если вы с близким человеком не можете прийти к единому заключению, при этом каждый пытается навязать другому свою точку зрения, то самое время потолкаться.

Возьмитесь за руки и с той же энергией, с которой только что доказывали свою правоту, начните сталкивать партнера с места. Кому удалось сдвинуть партнера, тот победил.

Можно повернуться друг к другу спинами и пытаться столкнуть друг друга в таком положении.

Надуй шар. Если после всех предыдущих игр в вас все еще бушует злость, вам понадобятся обычные воздушные шары. Надуйте шар, при этом мысленно выдувая в него всю злость, весь гнев, обиду и напряжение. Затем завяжите шарик ниткой. После можно весело подраться на шарах и дружно их лопнуть.

Татьяна Корякина

Источник

Оригинал взят у olgapisaryk в Варианты безопасного выхода агрессии

Моя подруга strix_ru написала очень полезные рекомендации о безопасных способах выхода агрессии детям.
Как помочь ребенку «проораться»

Я написала бытовой список из серии «На заметку хозяйке».

Важно

Он о возможных способах, методах, «штучках», вариантах возможного поведения, в тех случаях, когда ребенку НЕОБХОДИМО выплеснуть накопившуюся агрессию — от обиды, разочарования, из-за скачков настроения, любых стрессовых факторов, болезни, как ответная реакция на долгое расставание и т.д.

Необходимо это значит, что иначе, при подавлении агрессии, стресс (именно дистресс) будет действовать губительно на многие функции организма, приводить к болезненному состоянию от острого до хронического, действовать дальше и дальше, глубже и глубже на психику.

В свое время я прочитала гору психологических книг как популярных, так и специальных, чаще всего посвященных нервозности, причинам возникновения и способам, методам ее снижения, и все, что вспомнила на данный момент, я написала тут.

Второй очень важный момент — это мой опыт наблюдения и общения с детьми нашего соседа, отца большой приемной семьи, который очень хорошо, на мой взгляд, понимает все зло подавления детских эмоций и необходимость их (в приемлемой форме) выхода наружу.Итак, мы агрессивность не подавляем, мы ее ВЫПЛЕСКИВАЕМ наружу в безопасных для самого ребенка и его окружающих формах.

Вообще, в целом, виды социально приемлемого агрессивного поведения многообразны:— пинать мяч;— пинать, рыть ногами землю на улице (лесопосадки пожалейте :)));— драться подушками — лупить подушкой по неодушевленному;— топать ногами;— лупить по СПЕЦИАЛЬНОМУ «тренажеру» — например старой, тугонабитой подушке, свернутому и сшитому в тугой ком одеялу, или…

ну, по фантазии вашей, придумайте что-нибудь.

КОШКАМ же можно иметь специальные когтеточки (за кучу денег продаются в зоомагазинах), а детям, значит, нельзя?? ;)— разбирать, даже ломать игрушки (свои!!!);— рвать бумагу в клочья;— рисовать «бяку-закозяку-кусачую» и рвать ее, с последующим растаптыванием обрывков и спусканием их в туалет;— бежать, сломя голову (родителям, разумеется, постараться обеспечить «дистаницию для забега», чтобы голова и впрямь не было сломана);— орать как ненормальному — да, это тоже, проорется, ЕМУ легче станет, а люди вокруг не помрут, ЕСЛИ знают, что человеку это НАДО.— бросать с сильным плюхом камни в воду (там, где это приемлемо, можно использовать как предупредительную меру в тот момент, когда вы понимаете, что вы в безопасном с этой точки зрения месте — а давай сейчас будем сюда швырять камни? палки, землю и т.д. Не все водоемы для этого подходят, разумеется);— и т.д. (придумайте сами).

Варианты, типа «разрешать ребенку колотить младших, говорить гадости» — это опасно или сильно неприятно для окружающих и их самооценки, значит мы (взрослые) не можем этого допустить. А можем удержать (физически, крепко, заботливо), перевести на безопасные способы выплескивания агрессии.

Источник: https://fanny-lune.livejournal.com/130547.html

Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности

Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций.

По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности.

Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.

Комплектация методик для индивидуальной формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовая тетрадь с текстами опросников (1 шт).

Комплектация методик для групповой формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовые тетради с текстами опросников (15 шт).

Совет

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
негативизм — оппозиционна манера в поведении от пасивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред. вербальная агрессия — выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = — 4, а враждебности 6,5+ — 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. При составлении опросника использовались принципы: Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

Физическая агрессия: «да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 «нет» =1, «да» = 0: 9, 7 Косвенная агрессия: «да» = 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 «нет» =1, «да» = 0: 26, 49 Раздражение: «да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 «нет» =1, «да» = 0: 11, 35, 69 Негативизм: «да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28 «нет» =1, «да» = 0: 36 Обида: «да» = 1, «нет» = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58 Подозрительность: «да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 «нет» =1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75 Вербальная агрессия: «да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 «нет» =1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75 Чувство вины: «да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54.61, 67 Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Инструкция: Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Вам нужно ответить «да» или «нет». Старайтесь отвечать правдиво и искренне.

Опросник

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
15. Я часто бываю несогласен с людьми да нет
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет
21. Меня немного огорчает моя судьба да нет
22. Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
26. Я не способен на грубые шутки да нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
30. Довольно многие люди завидуют мне да нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» да нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям да нет
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам» да нет
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
54. Неудачи огорчают меня да нет
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
60. Я ругаюсь только со злости да нет
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
67. Я часто думаю, что жил неправильно да нет
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
72. В последнее время я стал занудой да нет
73. В споре я часто повышаю голос да нет
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет
Читайте также:  Маковецкому - 60! как актёр работал дворником, но не ушёл из театра?

Бланк ответов Фамилия: ______________ Имя___________________ Отчество_______________ Образование____________ Пол___________________ Возраст: _______________

Дата заполнения: _______

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69/293-basa-dar

Игры с оружием: да или нет?

В то время дети с упоением носились по улицам с пластмассовыми пистолетами, гоняя «фашистов», и никому в голову не приходило их останавливать. Сейчас все чаще родители стремятся ограничить подобные игры, потому что они ассоциируются с насилием и причинением страданий. Мнений на эту тему много, подчас – совершенно противоположных.

Кто-то считает, что у мальчика обязательно должно быть оружие. Кто-то категорически против любых игр подобного рода. Даже психологи расходятся во взглядах на этот вопрос – одни утверждают, что игры с оружием провоцируют агрессию и насилие, а другие говорят, что они, наоборот, необходимы для разрядки и сброса напряжения.

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Аргументы за:

Борьба, противостояние и защита своих интересов (в том числе с оружием в руках) – один из древнейших сюжетов детских игр, так играли наши предки, родители и мы сами.

Такие игры необходимы для воспитания мальчика и становления его мужской роли (защитника и добытчика). Ребенок в любом случае рано или поздно столкнется с такими игрушками, увидит их у других и захочет получить себе. Игры в войну развивают стратегическое мышление, терпение, мужество и стойкость.

С оружием ребенок чувствует себя более уверенным и сильным или может с помощью игры развить эти качества. Такие игры способствуют выбросу лишнего напряжения, снижают общий уровень агрессии. Запретный плод сладок – лучше не провоцировать запретами нездоровый интерес.

Аргументы против:

Любое оружие и война ассоциируются с насилием, страданиями и убийством. Игрушки, имитирующие оружие, созданы для игр, имитирующих убийство.

Эти игры принижают ценность человеческой жизни и учат ребенка не считаться с ней, развивают жестокость. Они не снижают, а, наоборот, провоцируют и усиливают агрессию.

Возможен краткий положительный эффект в виде сброса напряжения, но в целом это напряжение будет расти и все чаще искать выход. Игрушка «командует» ребенком и указывает ему, во что играть – оружие не предполагает мирных игр.

Это может быть небезопасно, при игре возможны травмы. Такие игры провоцируют конфликты и ссоры между детьми.

Зачем нужны игры с оружием?

В чем же для ребенка психологический смысл таких игр?

Сюжет борьбы добра и зла, противостояния «своих» и «чужих» характерен для человеческой истории и находит многократное отражение в сказках и легендах. Закономерно, что игры с моделированием ситуаций агрессии, защиты, отстаивания своих интересов, объединения в группы и преследования “чужих” характерны для большинства культур.

В игре дети тренируют то, что пригодится им в жизни, это эволюционный механизм адаптации вида. То есть, с биологической и социо-культурной точки зрения эти игры вполне оправданы и нормальны. Так же прямое отражение в детских играх находит и объективная реальность.

Обратите внимание

Понятно, почему советские школьники сражались с фашистами и «белыми» — в их играх отображалось самосознание и история народа и страны. В наше время война, к счастью, осталась в прошлом, однако общий эмоциональный фон в обществе сейчас далек от спокойного.

Кризис, ежедневные новости, растущее в воздухе напряжение и тревога, неопределенность и неуверенность взрослых в завтрашнем дне – все это дети прекрасно чувствуют, хотя и не могут осознать. Но могут выплеснуть это напряжение в игре, и она далеко не всегда бывает мирной.Играя в войну, дети проживают актуальные для себя переживания и опыт.

Кого-то гложет страх, и он проживает его в борьбе с монстрами, у кого-то много обиды и злости, и это выливается в агрессивные битвы со злодеями. Игра для ребенка – способ адаптации и тренировки в овладении своими чувствами и – впоследствии – своей жизнью.

Гораздо полезнее и безопаснее прожить их в игре, тренируясь и готовясь к «настоящей» жизни.

Чувств у детей много и они очень разные: те, которые актуальны, но не могут быть безопасно выражены вне игры (агрессия, гнев, злость, страх, разочарование); либо те, которых, наоборот, не хватает и в них есть потребность (радость победы, переживание конкуренции, возбуждение при риске,. смелость, решительность).

Ребенок вовлекается в такие игры, если для него актуальны эти переживания, если есть потребность их прожить и прочувствовать. Так же большое значение имеет, смотрит ли ребенок телевизор, боевики и ужастики, играет ли в агрессивные компьютерные игры. Все это способствует накоплению агрессии, которая непременно будет искать выход.

Конечно, вовсе не обязательно играть в войну и оружие. Есть множество других сюжетов, где могут быть прожиты актуальные чувства. Но часто дети сами выбирают именно военные темы и хотят использовать соответствующие игрушки.

Как играть?

Сами по себе игрушки не являются злом, очень важно правильное их восприятие и использование, и это задача взрослых. Если вы готовы видеть оружие в руках своего ребенка, то важно направить игру в безопасное русло, обозначить правила и следить за их выполнением, объяснить смысл и значение настоящего оружия и важность его использования только в благих целях, показать различные мирные варианты использования и мирные сюжеты. При этом следует учитывать, что игрушки не должны быть точь-в-точь похожи на реальное оружие. Идеальный вариант – простой деревянный контур, который, к тому же, будет способствовать развитию воображения. А еще лучше – чтобы ребенок сделал себе оружие сам.Если же вы категорически против игрушечного оружия, важно объяснить свою позицию ребенку. И иметь в виду, что запретное всегда притягательнее. Возможно, вам удастся найти компромисс, который всех устроит. Также очень важно обращать внимание и наблюдать, КАК играет ребенок с оружием. Если оружие нужно в основном качестве антуража либо используется время от времени – поводов для беспокойства нет. Если же ребенок не расстается с оружием и постоянно стреляет во все подряд, то стоит понять, что происходит в его жизни, откуда может браться и копиться напряжение и агрессия, достаточно ли ребенку внимания, какие у него отношения в семье, саду или школе. Возможно, таким образом он, на самом деле, просит внимания и помощи.

Читайте также:  Эмир кустурица - мэтр самобытного кино?

Источник: https://ponaroshku.ru/blog/igry-s-oruzhiem-da-ili-net/

Агрессия в психологии: причины появления и методы борьбы

Здравствуйте, уважаемые читатели! Очень часто в своей речи мы используем слово агрессия, подразумевая под ним массу значений.

Например, характеризуем с его помощью чье-то поведение, силу влияния рекламы, называем свои чувства, путая их со злостью, досадой, раздражительностью и прочее.

Но это не всегда уместно и правильно, поэтому сегодня я предлагаю рассмотреть, что означает агрессия в психологии, чтобы отличать её от других состоянии и форм проявления себя.

Для начала давайте посмотрим, что в психологии обозначает этот термин. Агрессия – это стиль поведения личности в стрессовых ситуациях, когда её потребности не удовлетворяются. Намеренное причинение вреда.

Как человеку, животному, так и неодушевленным предметам. Нередко она служит инструментом для выживания любого живого существа.

Важно

Чтобы обезопасить себя или своих родных, защитить территорию или права – иногда приходится намеренно разрушать другого. Иначе это сделает он.

Агрессивность – это уже свойство личности. То есть способ реагирования на любой раздражитель. Такой человек в принципе готов вступить в бой в любую минуту. Агрессивное восприятие – особенность интерпретировать происходящее в окружающей среде как что-то, что несёт угрозу. Так сказать, мировосприятие человека немного искажено и однотипно.

Компоненты

Существуют компоненты, благодаря которым мы можем определить её наличие у человека. А именно:

  • Она является формой поведения. А не просто эмоцией, как многие считают. К примеру, когда человек испытывает злость, он не всегда вредит окружающим. Он может уметь как-то обходиться со своими чувствами, проявлять их конструктивно, решая конфликт, а не наоборот, усугубляя его. Но можно совершать агрессивные поступки, совсем не испытывая гнева, раздражения и прочего. Например, люди, совершившие жестокие убийства, обычно заявляли, что не испытывали негативных чувств к жертвам. Более того, они порой даже не были с ними знакомы. Как говорится, ничего личного.
  • Всегда заранее спланирована, целенаправленна. Если человек совершает убийство по неосторожности или причиняет кому-то боль, совершенно не желая этого – его не рассматривают как агрессивного. Да, могут судить, наказывать и прочее, но делать поправку на непреднамеренность действий. Допустим, друг над вами пошутил, оказалось обидно. Если вы поймёте, что он специально хотел вас ранить, будете ли вы продолжать с ним столь близкие отношения? Скорее всего, нет, а если он это сделал по глупости, не подумав о последствиях, просто желая повеселить вас? Вы разозлитесь, что вполне естественно, но вряд ли реакция будет такой, как в первом варианте.
  • Целью является разрушение. Всегда. Это стремление принести вред другим можно различить по оскалу, злобному или хмурому выражению лица. Даже улыбаться такой человек будет с напряжением, слегка показывая зубы. И то, больше от предвосхищения неприятных событий, которые последуют за его действиями.

Классификация

По направленности

  • Вовне. То есть, происходит разрушение окружающих людей, предметов, животных и прочее.
  • На себя. Вектор злости направлен на собственную личность. Такой человек может испытывать не только раздражение и неудовлетворение, но и отвращение. Он будет себя обвинять и пытаться уничтожить с помощью пролонгированных действий. Например, вести аморальный способ жизни, злоупотреблять алкоголем или наркотиками, увлекаться опасными видами спорта, перестать есть или наоборот, постоянно переедать. В общем вести аддиктивный образ жизни.

По цели

  • Инструментальная. Используется для того, чтобы достигать поставленных целей. Самки дельфинов наказывают своих детёнышей за провинность, плавая над ними и не давая возможности всплыть, чтобы получить порцию кислорода. Они так делают не из желания нанести им вред, а в качестве воспитательного процесса, чтобы те наконец усвоили какое-то важное правило. Игнорирование которого может стоить им жизни в будущем.
  • Враждебная. Тут ситуация полностью противоположная. Хорошо осознаётся не только цель, но и объект, которому планируют нанести ущерб. Неважно, материальный, моральный или физический. Эрих Фромм придерживался мнения, что этот тип проявления агрессии характерен для людей нерешительных. Когда они не способны заявить о своих переживаниях или отстоять границы, тогда им хочется причинить боль тем, у кого это отлично получается. Или из-за кого, как кажется, не складывается жизнь.

По методу выражения

  • Физическая. То есть, использование физической силы. Это может быть избиение, нанесение ранений с помощью огнестрельного или холодного оружия.
  • Вербальная. Проще говоря, когда оскорбляют, угрожают, унижают, грубят. Или используют не нормативную лексику и личную информацию, чтобы «ударить» больнее в слабые места.

По степени выраженности

  • Косвенная. Скрытая, завуалированная. Другой человек порой может не догадываться, что по отношению к нему совершаются действия, которые ему причинят вред. Например, сплетни или клевета. Не всегда удаётся понять, кто первый пустил ложную информацию. Также шутки, только не такие, что вызывают радостный смех и приятные ощущения. Нет, это злые шутки, которые ранят и обижают. Отказ общаться, объяснять причины своего состояния, хлопанье дверью, выключение телефона в момент разговора… Кстати, тот, кто использует неприятные шутки, может сам не осознавать, что происходит, не отслеживать, что чувствует. Но при этом причинять боль.
  • Прямая. Когда не скрывают, а действуют прямо и заявляют о своём истинном отношении. Тогда не приходится догадываться о чём-то, всем всё ясно.

По наличию инициативы

  • Оборонительная. Её использует полиция, чтобы защитить мирных граждан от преступников. Родители будут защищать своего ребёнка до последнего, даже если для этого придётся применить насилие. Животные охраняют своих хозяев, территорию, на которой живут. И при своём дружелюбии могут наброситься на того, кто несёт угрозу.
  • Провоцирующая. Совершение действий, чтобы спровоцировать другого на атаку.

Причины возникновения

Зигмунд Фрейд считал, что агрессивность врождённа. Она как бы входит в состав инстинктов, обеспечивающих выживание. А обуздать инстинкты не всем под силу. Также научно доказано, что она передаётся по наследству.

Кирсти Лагерспец провела эксперимент над мышами. Она, разделив два с лишним десятка поколений на спокойных и свирепых, в итоге получила чистые пометы. То есть буйных мышек и тех, кто не стремился наносить вред окружающим.

Повышенный сахар в крови также влияет на чувствительность нервной системы к внешним раздражителям. Какие-либо химические вещества в организме могут спровоцировать деструктивное поведение. Всем известно, что большая часть преступлений или драк совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Помимо вышеперечисленных факторов, которые влияют на поведение личности, есть ещё ряд причин, из-за которых даёт о себе знать агрессивность.

Самоконтроль

В момент фрустрации, то есть, когда возникает ситуация, препятствующая удовлетворению какой-то потребности, у человека появляется масса напряжения. Чтобы с ним справиться, психика создала, так называемые, сдерживающие механизмы. Они блокируют естественную реакцию – разрушить то, что не даёт достигнуть цели. Или того, кто мешает.

Так вот, у всех людей разный уровень самоконтроля. Есть личности, совершенно неспособные держать себя в руках, отчего постоянно совершают насилие по отношению к другим людям, животным.

Малейший стресс и они «вспыхивают». Но наиболее опасными являются те, у кого чрезмерно развиты сдерживающие механизмы.

Такой человек будет проявлять выдержку и хладнокровие даже в критические моменты, когда любой бы «потерял голову».

Из-за сдержанности, эмоции и энергия не реализовываются, а накапливаются. Ресурсы организма в один прекрасный день дают сбой, что неудивительно. И вот тогда его может «прорвать». Нередко такие моменты становятся фатальными, когда сила ярости и разрушения совсем не соответствует ситуации. Страдают все, кто находится рядом или на пути.

Семейная система

С точки зрения психологии, агрессивность большей частью является результатом семейного воспитания. Те условия, в которых растёт ребёнок, оставляют неизгладимый след на его дальнейшей жизни.

Например, родители, физически наказывающие детей, формируют у них мнение, что применение силы по отношению к тем, кто слабее – это нормально.

Что, если нет настроения, можно выпустить злость на тех, кто оказался рядом. И чем строже наказание, тем активнее будет развиваться жестокость, бесчувственность.

Вступает в силу защитный механизм, чтобы не страдать из-за несправедливости, проще совсем ничего не чувствовать.

Совет

Модель поведения дети берут из своей родительской семьи. Отчего, будучи постоянно подавляемыми и терпя, или постоянно наблюдая насилие – они будут вести себя также и с окружающими их людьми, не понимая, что это не правильно. Для них является нормой унижение, физическая расправа в случае ослушания и прочее.

Также важным фактором является отсутствие включения в процесс воспитания. Когда взрослый не заботится о своём чаде, его не интересует, что с ним происходит и вообще, где он и чем занят.

Либо часто встречаются ситуации, когда мать обеспечивает все физиологические потребности малыша, но не способна дать ему любовь. То есть, она функциональна, но безучастна эмоционально. Тогда возникает желание привлечь к себе внимание любым путём.

И чаще всего выбираются деструктивные способы, то есть, вандализм, причинение себе вреда или драки со сверстниками.

Что делать?

Замещение и разрядка

Не позволяйте накапливаться негативной энергии. Удержание злости, как уже говорилось, ни к чему хорошему не приводит. Как и бесконтрольное её проявление.

Старайтесь предвосхищать последствия своих реакций, деятельности.

Если понимаете, что высказавшись, вы разрушите, допустим, карьеру, а подобрать слов, чтобы предотвратить столь неприятные события, не выходит, то постарайтесь выпустить энергию в безопасных условиях.

Необходимо выбрать объект, на котором можно будет спокойно разрядиться. Например, побить подушку или грушу. Если не жалко – посуду. Покричите в воду, она приглушает звук, что позволяет даже в домашних условиях привести себя в норму.

Спорт

Занимаясь спортом, вы не только будете сбрасывать энергию, но и реализовывать свою естественную потребность в соперничестве. Что особенно актуально для мужчин с высоким уровнем тестостерона, а значит – активных и агрессивных.

Практически в любом виде спорта важны не только технические навыки, сообразительность, но и внимательность, умение сосредотачиваться и контролировать свои реакции.

Практикуйте медитацию, с её помощью вы улучшите не только здоровье, но и достигнете эмоционального равновесия.

Осознанность

Стремитесь всегда находить причины возникновения каких-либо переживаний. Познавая собственную личность, вы будете понимать, в какие именно моменты теряете контроль, впадаете в ярость и прочее. Прислушивайтесь к тому, что о вас говорят. Обратная реакция на ваши действия поможет понять, на что следует обратить внимание в саморазвитии.

Пересмотрите свою ценностную систему, верно расставленные приоритеты помогут сдерживаться в проявлении агрессии. Ищите конструктивные способы удовлетворения потребностей, выхода из критических ситуаций. Особенно, во время конфликтов. Если не знаете, как их разрешать, воспользуйтесь рекомендациями, которые находятся по этой ссылке.

Завершение

Занимайтесь саморазвитием и прежде, чем сказать что-то или сделать, спрашивайте себя о том, поможет ли это достигнуть желаемого и не навредит ли другим.

Будьте внимательны и проявляйте чуткость к собственным ощущениям и к окружающим вас людям. Чтобы это лучше удавалось, займитесь развитием эмоционального интеллекта.

Он помогает строить доверительные и близкие отношения, продвигать свои интересы и жить качественно, дыша полной грудью. Берегите себя и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Источник: https://qvilon.ru/psihologiya/agressiya-v-psihologii.html

Пассивная агрессия — когда сам себе главный враг

«Да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите…»
детская считалочка.

«Ни тпру, ни ну». Это поговорка олицетворяет процесс, который психологи называют «пассивной агрессией».

Читайте также:  Кто я? кто из десятка твоих личностей имеет право называться «я»?

Словосочетание из двух противоречащих друг другу процессов. Пассивность для нас олицетворяет крайнюю форму бездействия, а агрессия ни что иное, как воплощение активного начала.

Таким образом, мы имеем дело с двумя противоположными по направленности процессами, которые умудряются ужиться вместе.

Одна моя знакомая рассказывала историю, как она оказалась наедине с молодым человеком в купе ночного поезда и всю ночь боролась с его домогательствами.

Можете себе представить? Всю ночь «ни тпру, ни ну».

Это как надо было отказывать, чтобы другой продолжал не слышать и не понимать? Ведь речь шла не о невменяемом насильнике, а обычном мужчине, который проявлял своё желание и был в этом настойчив.

Другой пример, встречающийся в моей преподавательской работе. Способная и умная слушательница никак не может начать практику. У неё все для этого есть. И речь идёт не о неуверенности в себе, это всего лишь поверхностная отговорка.

На практических занятиях она демонстрирует хорошие навыки и знания, задаёт правильные вопросы и точно отмечает глубокие процессы. Она уже оформила патент и даже сняла кабинет для работы. Но никак не начинает консультировать.

Для определения пассивной агрессии я хочу сразу обозначить тот факт, что она может быть как привычной психологической защитой у человека, так и стойкой личностной характеристикой, важной частью личности, определяющей его характер и жизнь. Поэтому вы можете встретить черты описываемого процесса и у себя, и у многих людей в разные моменты жизни.

Каковы главные характеристики пассивно-агрессивной личности?

Перед нами бунтарь, профессиональный революционер, партизан, который не сдаётся. Он всегда «против». Даже, когда ему это невыгодно. Пословица «назло маме отморожу себе уши» про них.

Заходя в комнату (в процесс, в отношения и т.д.) он первый примечает недостатки. Он сразу видит, что здесь не так и не станет молчать. Скажет он в острой, ироничной, колкой манере. Подденет вас. Правда, сделает это не напрямую, не личностно, а в неопределенной форме к третьему лицу. Например так: «Ну конечно, никому и в голову не пришло проветрить помещение перед занятиями».

Его способность видеть несоответствия могла бы вас восхищать, если бы все это было подано в этичной манере. Но задача пассивно-агрессивной личности не исправить недостатки. Ей не важен результат. Ей нужен процесс. И процесс этот — борьба. Не открытая битва ради победы. А именно борьба, лучше скрытая, но упорная и бесконечная.

Обратите внимание

Он будет бороться со всем и всеми. Если не с кем снаружи, то с собой внутри. Цена не важна. Как я уже говорила, важен процесс, но не результат.

Это люди процесса, бойцы невидимых фронтов с невидимыми врагами.

В контакте с ними вы можете удивляться тому, как простые вещи превращаются в непреодолимые. Как легкий шаг становится невозможным, а простое действие превращается в бесконечный запутанный процесс. Вы удивлены и возмущены тем, почему задание не выполнено, хотя никаких препятствий не было.

Почему вместо простого решения и действия человек продолжает задавать уточняющие вопросы, уводящие от смысла. Почему, согласившись вчера, сегодня ничего не произошло.

Рядом с ним вы неизбежно начнёте чувствовать гнев. Вас как будто провоцируют и поддразнивают. И когда вы срываетесь, вам тут же указывают на плохой характер или отсутствие должного воспитания.

Давайте рассмотрим каждое составляющее. Начнём с гнева или агрессии. Она есть, но она ищет непрямые выходы. Сарказм, ирония, поддразнивание, провокации. Все, чтобы дать выход гневу идёт в ход. Главное — сделать это непрямым путём.

Итак, подчеркнём первую значимую составляющую. Гнев есть и его очень много. Это значит, что энергия у человека есть. Её много и хватит на все, что ему надо. Поэтому, когда наш персонаж обращается за поддержкой и просит совета, помощи, поддержки будьте осторожны! Что бы вы ему не дали, это не пойдёт впрок.

Любимая психологическая игра (Эрик Берн, теория психологических игр, Транзактный анализ) называется «Да, но…» Выглядит так: у вас попросили совета, вы дали, и тут же следует возражение. Да, говорит просящий, но я уже это пробовал, делал и т.д. И НИЧЕГО ХОРОШЕГО НЕ ВЫШЛО.

Если вы продолжите давать другие советы и рекомендации, то готовьтесь к тому, что их ждёт та же участь. Пока вам в голову не придёт блестящая мысль — собеседнику не нужен результат. Тогда что же ему нужно? Вот тут пришло время раскрыть вторую составляющую — пассивность.

Важно

Пассивность в поведение пассивно-агрессивной личности это скорее не бездействие, а противодействие, которое выражается в сопротивлению тем действиям, которые принесут результат. Внешне кажется, что человек просто не делает что-либо ради цели. Но на самом деле внутри него идёт борьба.

Он хочет результата (ну кто не хочет?) и сопротивляется ему. И вся его энергия, а мы помним, что её много, идёт на сопротивление этому действию. Почему, спросите вы, и будете правы? Ведь это, по меньшей мере, странно.

Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо углубиться в прошлое такого человека, в то время, когда формируется эта часть личности. В возрасте активного действия мы находимся с того момента, как обретаем свою силу. Но понять свою силу и освоить её мы можем только через контакт с другим.


Пример из практики:

Максим рос послушным мальчиком. Его мама была крайне тревожной женщиной, полной страхов, связанных с её сыном. Эти страхи делали её активной в отношениях с ним. Она знала каким должен быть ребёнок у хорошей мамы, и поэтому она мало слушала Максима. Ну разве маленький мальчик может знать, что ему надо? А мама всегда знает.

Поэтому её отношение к ребёнку напоминало больше насилие, чем заботу. Начиная от кормления, заканчивая выбором друзей. Глотая ненавистную кашу, а потом играя ненавистные гаммы в ненавистной музыкальной школе, Максим начал искать способы, против которых мама оказывалась бессильна.

Например, он мог сжать зубы или вырвать. Он мог просто молча сидеть над скрипкой, не прикасаясь к струнам. В эти моменты мама взрывалась и орала, но Максим ясно чувствовал свою победу. Он чувствовал свою силу, когда учительница почти рыдала от бессилия и злости, а он всего лишь стоял и молчал у доски.

И в своём детском уме он вывел формулу: «Сила не в действии, а сопротивлении».

Раз уж ему не давали реализовать и почувствовать его собственную силу в том, что хотел делать он, то единственная возможность получать удовольствие от собственной силы он гарантированно получал, когда чему-то противился. Иногда потом, во взрослой жизни, он ловил себя на мысли, что он и не против того, чему противится, но сделать уже ничего не мог.

В детстве у пассивно-агрессивной личности есть драматический опыт такого «мягкого», а иногда и довольного жесткого насилия в виде заботы и контроля со стороны родителей. И они решили отомстить. Отомстить тем, что не дать родителю увидеть результат. Поэтому лучшее, что можно сделать, это не достичь цели и не получить результата.

Сделать родителю больно, чтобы он, в тайной надежде, понял, как плохо ребенку. Чтобы спросил, а чего хочешь ты, вместо того, чтобы насильно пичкать тем, что кажется правильным родителю.

Разве не наивысший пилотаж мести родителям — это не стать счастливым? Ведь одним из важных результатов родительства является счастливый ребёнок.

И лишить родителя этой награды становится той самой неосознанной целью, к которой стремиться пассивно-агрессивная личность.

И цена здесь не важна. Ведь речь идёт о внутреннем Ребёнке, которому он сам пока не важен. Родитель превыше всего, он источник жизни и любви. Поэтому свои уши не жалко отморозить.

Совет

Таким образом, сразу два зайца становятся трофеем в этой битве: возможность чувствовать свою силу (через сопротивление) и месть родителю (через неполучение результата).

Напомню, что процесс этот бессознательный. И человек может искренне удивляться отсутствию результата своих действий до тех пор, пока не увидит, что он сам себе самый главный враг. Что подсознательно он строит процесс действий так, что результат невозможен. Он выбирает не тех людей, он не чувствует ситуацию, не замечает важных деталей, не слышит рекомендаций.

Такие люди часто опаздывают, пропускают решающие встречи и ссорятся с нужными людьми. И они всегда находят оправдание и объяснения своему поведению. И даже звучат убедительно. Чаще всего причину он видит не в себе, а в других людях, в обстоятельствах.

Их проблема в том, чтобы выражать свои потребности прямо, используя силу гнева. Но они боятся проявить гнев, так как в детстве это было невозможно и опасно. Поэтому гнев, а вместе с ним сила и энергия, блокируются и поворачивают на 180', то есть против себя.

Жизнь становится сплошным преодолением трудностей. Как в знаменитом ролике, в котором клиентка жалуется на головную боль и проблемы, в то время как не видит огромного гвоздя в своей голове.

Ещё одна важная черта пассивно-агрессивной личности — это застревание в ловушке «или-или». «Или ты съешь эту кашу, или ты мне не сын», говорила мама. Родитель на оставлял ребёнку выбора. Или делаешь как я сказал, или теряешь мою любовь. Эта ловушка крепко застревает в образе мышления, что делает процесс выбора крайне сложным.

Из таких личностей получаются хорошие критики и детективы, журналисты, ведущие расследование и сатирики. Их зоркий глаз не упустит из вида ничего.

Они часто хорошие и верные друзья, с тонким чувством юмора и готовностью прийти на помощь. Кстати, юмор тоже их отличительная черта. Они чрезвычайно ироничны. Все дело в том, что у гнева и юмора есть одна схожая функция: они снимают напряжение. А так как гнев у пассивно-агрессивной личности заблокирован, то много энергии может выйти через юмор. Вот они его и отшлифовывают.

Обратите внимание

В социальных сетях пассивно-агрессивную личность легко вычислить. Их область — это комментарии. Дело в том, что они крайне редко проявляют инициативу. Они склонны уже впрыгнуть и проехать на «чужой лошади», стать заметным за счёт другого. Их комментарии критичны и саркастичны. Он раззадоривают аудиторию и, в конце концов, исчезают, подтвердив, что мир и люди несовершенны.

В качестве клиентов пассивно-агрессивная личность — испытание для консультанта. Игра «Да, но» кого угодно доведёт до истерики. Поэтому, главный принцип в работе, это давать инициативу в определении цели, клиенту.

Пока вы не получите ответ на вопрос «Что бы вы хотели?», ничего не предлагать. Терапевт в переносе станет тем самым родителем, которому надо отомстить. И дождаться изменений и продвижения в жизни клиента будет крайне сложно.

То, что пассивно-агрессивная личность часто является очень способной и талантливой дает надежду на быстрое получение результата. В случае, если личность откажется от идеи мести и начнёт осваивать свою силу через прямое выражение гнева. Научится прямо говорить «нет», вместо того чтобы уходить в засаду и строить катакомбы для партизанских действий.

Вместо «или-или» начнёт употреблять местоимение «и». И то и другое, вместо или-или.

Надеюсь, что эта информация поможет вам лучше разбираться в людях и в себе, а значит даст возможность улучшит качество жизни.

Источник:
Psycology Today 

Источник: http://www.transactional-analysis.ru/thinking/423-parl

Ссылка на основную публикацию