За что наши предки баню уважали? народные пословицы и поговорки

За что наши предки баню уважали? Народные пословицы и поговорки

Баня — мать вторая: кости распарит, все дело поправит! Коли б не баня, все бы мы пропали! Баня все грехи смоет! Хорошая баня лучше сытного обеда! Помылся в бане — как сто пудов с себя снял! Баня любую болезнь из тела гонит! Вылечился Ваня — помогла ему баня. Баня парит, баня правит! Банька — не нянька, а хоть кого ублажит. Баня здоровит, разговор веселит.

В бане помыться — как заново родиться.

Народная мудрость велела блюсти вековечные правила: Стриги (мыль) свою бороду, чеши свою голову, ходи в баню по субботам! Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время.

Помни день субботний: иди в баню!

А что в русской бане важнее всего? Пар да веник. Про пар банный так рекли: Дух парной, дух святой! Баня без пара, что щи без навара! Пар костей не ломит, вон души не гонит! В бане парок и ладит, и гладит. Душистый пар не только тело, но и душу лечит. Жаркий пар любой недуг исцелит. Поддай парок да лезь на полок.

Когда паришься — тогда не старишься!

Обратите внимание

А веник величали в бане господином, или набольшим, из века в век повторяли: «Банный веник и царя старше, коли царь парится»; «Веник в бане всем начальник»; «В бане веник дороже денег»; «Баня без веника — что стол без соли». И забавную загадку придумали: в поле — в покате, в каменной палате, сидит молодец, играет в щелкунец: всех перебил, и царю не спустил.

Заветными словами сопровождался обычай банный. Окачивая того, кто помылся, приговаривали: как с гуся вода; с гуся вода, с тебя худоба; болести в подполье, на тебя здоровье. А после баньки приветствовали: «С легким паром, с горячим самоваром!». Благодарили за нее тоже особыми присловьями: «На пару, на баньке, на веничках!»; «На мыльце, белильце, на шелковом веничке, малиновом паре».

И в свадебных обрядах без бани не обходилось. О невесте, что шла туда перед венчанием, шептались: «Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки». Считалось, что молодожен не будет колотить спутницу жизни, если в предсвадебной бане не бить клюкой головешку в банной печи.

О самой свадьбе так говорили: «По рукам, да и в баню. Дай бог любовь да совет!». Или так: «По рукам, да и в баню. Репа продана, и воз накрыт». И велели молодым: «Жена мужа почитай, как крест на главе; муж жену береги, как трубу на бане!».

Обратите внимание

По традиции банником назывался хлеб, которым мать невесты благословляла к венцу молодых. Этот хлеб да соль, жареную птицу и столовые приборы зашивали в скатерть и передавали свахе, которая на другой день после свадьбы раскрывала это приготовление, тоже называвшееся банником, и вручала новобрачным по выходе их из бани.

О сложностях в семейной жизни придумана была такая шутка: черт с тобой, не живи со мной; пойдем в баню да разведемся! В народном юморе баня вообще была популярна. Например, так шутили: «Вот тебе баня ледяная, веники водяные, парься — не ожгись, поддавай — не опались, с полка не свались»; «Блошка банюшку топила, вошка парилася, с полка ударилася».

«Пристал, как банный лист», — и поныне говорят о надоедливом человеке, а выволочкой грозя, обещают «задать баню». Ее же припоминали, высказываясь:

о глупости (каких только дураков нет, и после бани чешутся!); о недальновидности (ума — два гумна, да баня без верху); о поспешности (слепой в баню торопится, а баня не топится);

о болтливости (Анна — затычка банна).

А утешение расстроенному человеку выражалось так: «баня смоет, шайка сполоснет».

По славянскому преданию, Господь, парясь в бане, бросил обмылок (или ветошь), и из брошенной вещи появился человек. И жертвенных кур Сварогу (богу-кузнецу, создателю) и Сварожичу (огню) приносили в бане.

Важно

Это объясняет смысл многих из приведенных народных пословиц и поговорок. Миф творения, например, раскрывает до прозрачности выражение «в бане помылся, как заново родился».

А свадебная баня — аналог сакральному обряду, что проводился на Ивана Купалу, она символизировала священный брак огня и воды.

Так что не с бухты-барахты появились крылатые выражения, имеют они глубокий смысл.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/27710/

Поговорки и пословицы про баню

Главная » Пословицы » Поговорки и пословицы про баню

В который день паришься, тот день не старишься.

Баня парит, баня правит, баня все исправит.

Черт с тобой, не живи со мной; пойдем в баню да разведемся!

Хорошая баня, лучше сытного обеда!

Такая парка, что небу жарко!

С легким паром, с горячим самоваром!

Русского человека что парит (баня), то и правит (лечит).

Пристал, как банный лист!

Постничай по средам, ходи в баню по субботам, все в свое время.

Помылся в бане — как сто пудов с себя снял!

Пар любить — баню топить!

Пар костей не ломит, вон души не гонит!

Коли б не баня, все бы мы пропали!

Дух парной, дух святой!

Веник в бане всем начальник

В понедельник я банюшку топила, во вторник в баньку ходила, в среду в угаре пролежала, в четверг буйну голову чесала, в пятницу добры люди не пряли, в субботу родителей поминали, в воскресенье на веселье погуляли.

В бане парок и ладит, и гладит.

В бане мыться, заново родиться.

В бане веник дороже денег.

Баня все грехи смоет!

Баня — мать вторая: кости распарит, все дело поправит!

Банька — не нянька, а хоть кого ублажит.

www.bany812.ru

Пословицы и поговорки о бане

Банный культ существует, пожалуй, с тех самых времен, когда древние русичи, потомки скифов, стали, наконец, строить помещения, отдаленно напоминающие современные бани. Однако назначение они имели самое для нас привычное: «и попариться, и с невзгодами справиться!».

Посещение бани способно улучшить самочувствие и настроение, продлить молодость, а главное – доставить огромное удовольствие! Неудивительно, что на тему банного ритуала в народном фольклоре было сложено множество пословиц и поговорок. Все они имеют исключительно положительную эмоциональную окраску, что совсем неудивительно. Чем же баня заслужила такую народную любовь?

На вкус, парилку и цвет – товарищей нет!

Не существует универсального банного рецепта, по которому можно было бы приготовить идеальную парилку для всех желающих. Об этом даже есть пословица: «Топку печи делай так, как сделал бы тот, кто хочет в баню войти».

Ведь даже если элементарно разделить людей по половому признаку, то женщины, скорее всего, предпочтут более мягкий температурный режим, комфортный для процедур по уходу за лицом и телом. В бане любое косметическое средство становится в разы эффективнее, ведь баня испокон веков стоит на страже женской красоты: «Когда паришься – тогда не старишься!»

Мужчины же, напротив, будут париться в разы интенсивнее – если, конечно, нет противопоказаний со стороны сердечно-сосудистой системы. Обычно в мужских компаниях может быть актуальна поговорка: «Парка – аж небу жарко!»

Можно выделить еще великое множество критериев, в соответствии с которыми каждый человек будет париться по-своему. И хоть банька не нянька, но любого ублажит, так что если грамотно подойти к организации данного мероприятия, то польза от него превзойдет все ваши самые смелые ожидания, а удовольствие будет и вовсе ни с чем не сравнимым.

Это не только закон индивидуальности банной церемонии, но также закон гостеприимства, а у русского народа, как известно, каждого путника надлежало хорошенько попарить в баньке, прежде чем усадить за стол. Этот добрый закон нашел отражение в известной всем сказке о домовенке Кузьке, который говорил: «Ты меня сначала в баньке попарь, а потом уже мне вопросы задавай!»

Гостеприимная баня и баня «для души»

Совет

Недаром говорят: «Хорошая баня слаще сытного обеда». Без обеда гостя, конечно, не оставляли, однако с дороги баня была необходима в соответствии с принципом еще одной поговорки, которая гласит о том, что «баня смоет все грехи».

Проще говоря, таким «мокрым» способом в народе убивали сразу двух зайцев: и путнику было приятно снять усталость банным парком, и хозяева были спокойны, пуская за стол гостя, очистившегося не только физически, но и морально.

Еще одна пословица на эту тему: «Дух парной – все равно, что святой!» И правда, самочувствие после бани такое, что, кажется, все тяготы и неприятности остались далеко позади – «утекли вместе с водой». Так легко и чудесно становится на душе, что чувствуешь себя будто бы другим человеком – молодым и жизнерадостным. Ну как еще это прокомментировать, кроме как «в бане мыться – что заново родиться».

До банных процедур лучше не нагружать желудок, а во время них стоит употреблять побольше натуральных напитков – морсов или соков, например. На Руси же принято было охлаждаться в предбаннике, попивая домашний квас, сдобренный свежими листьями мяты.

После бани, как правило, всегда разгорается аппетит – тогда уже самое время для застолья, в том числе и с употреблением алкоголя, однако во время принятия банных процедур от этого лучше воздержаться.

Алкоголь создает дополнительную нагрузку на сердце, которое и без того работает в банных условиях в усиленном режиме. Вода, соки, квас – в крайнем случае, 0,5 литра пива, но не больше.

Итак, после бани можно и потрапезничать, и расслабиться.

«С легким паром – с горячим самоваром», как говорится. У наших предков это был традиционный «послебанный» ужин всего семейства либо акт гостеприимства в случае со встречей путника. А ведь и мы сейчас любим так отдыхать душой и телом, проводя «банный» вечер за трапезой и беседой с друзьями.

Баня прекрасно чувствует наше настроение – такими же чуткими становимся после банной процедуры и мы сами. Баня может настроить на лиричный лад, и тогда задушевная беседа потечет сама собой, плавно и размеренно, а может статься и так, что мы захотим веселиться и балагурить до утра.

Как бы то ни было, «баня не только парит – баня дела правит»: неудивительно, что эта исконно русская традиция стала настоящим символом благополучия и душевного спокойствия. О моральной стороне вопроса этого несомненного блага мы уже поговорили. Что же рассказывает нам народный фольклор о банной пользе для тела?

«Сходил в баньку – перестал хворать Ванька!»

Обратите внимание

Польза бани огромна. Даже в те времена, когда медицина была уже достаточно развита и обществу доступны были различные лекарства, лучшие российские врачи продолжали назначать своим пациентам горячие банные процедуры.

Баней лечили все, начиная от кожных болезней и заканчивая общесистемными недугами сомнительного происхождения.

Лечили баней и депрессию (вспомним: «Баня парит, баня дела правит», или «Помылся в бане – сто пудов с себя снял»).

В эпоху развития технологий, в том числе и в сфере медицины, фармацевтики, косметологии и космецевтики, мы постоянно забываем о том, что простая банная процедура порой бывает и ближе к нам, и намного эффективнее. Народный рецепт здоровья в данном случае звучал бы так: «Поддай парок – да лезь скорее на полОк!».

Как известно, «пар костей не ломит, да и душу вон не гонит», а вот ряд болезней может изгнать быстро, навсегда и без побочных эффектов. Так, самые поддающиеся «лечению» в бане заболевания связаны с нарушением функционирования ЛОР-органов.

Всевозможные хронические тонзилиты, риниты и отиты перестают быть таковыми уже после нескольких месяцев регулярного и грамотного посещения бани.

Использование в банном ритуале эфирных масел кедра, эвкалипта или чайного дерева усиливает эффект от процедур в разы. А ни с чем не сравнимое удовольствие? Такого вы не получите ни от одного другого лечения.

Думается, что человек, придумавший фразу: «Приятное с полезным!», имел в виду именно баню.

«В бане парок и ладит, и гладит» – эта русская поговорка также говорит о том, что истинное удовольствие – это то, которое не во вред, а на пользу.

Важно

Ведь все приятное, веселое и радостное, имеющее при этом реальную практическую сторону, становится поистине бесценным.

Здорово, что сейчас практически каждый человек имеет уникальную возможность построить собственную баньку – для себя, своих друзей и близких. Чтобы и повеселиться, и попариться, и со всеми болезнями-недугами справиться!

Баня как часть русского социума

Что касается ритуально-социальной составляющей банных процедур, то здесь нельзя обойти вниманием тот факт, что любое празднование на Руси редко обходилось без «банькиных радостей».

Отличный способ повеселиться зимой – из парилки да сразу в снег, а летом можно и в холодную речку! А если был какой-либо повод, то тем более надлежало веселиться, дабы отметить его как следует, а значит, в баню сходить непременно.

Состоявшееся сватовство, например, всегда служило поводом для веселья, и здесь без баньки опять не обходилось.

Это подтверждает дошедшая до нас сквозь века пословица: «По рукам да в баню! Совет вам да любовь!» Символом счастья и семейного благополучия опять же становилась русская банька, точнее ее важнейшая конструкционная часть: «Муж жену чтоб берег, как трубу на своей бане!». Вот она – народная любовь!

Читайте также:  Фея бефана: итальянский дед мороз?

Верность русской баньке объединяла членов семьи, соседей, целые деревни. Значение ей приписывалось немалое, судя по очень емкой поговорке: «Коль не баня – все б пропали!» Кстати, это в некоторой степени факт, имеющий самое настоящее историческое подтверждение.

Согласно приведенным в различных источниках данным, обширные русские территории в свое время были спасены от эпидемии чумы именно благодаря русской традиции париться «по-черному» (тогда еще не умели строить «белые» бани).

В «черных» банях витал дух такой неимоверной бактерицидной и противовирусной силы, что недуг просто не мог переступить границы той русской деревни.

Совет

Кстати, в наши дни некоторые ценители по-прежнему предпочитают париться именно «по-черному», несмотря на дискомфорт от едкого черного дыма, содержащего жгучий, но очень полезный березовый деготь.

Баня, будучи центральным звеном исконно русской традиции париться, объединилась со всем русским народом посредством какой-то прямо-таки душевной связи. На Руси нередко приговаривали: «Баня – мать вторая, а коли первой нет – родная». Вот какую народную любовь заслужила наша баня уже много-много лет назад!

Теперь мы, потомки наших предков, передавших нам по наследству ценнейшую тайну банной пользы и складные да добрые пословицы о ней, можем так же, как и они, наслаждаться паром да веничками в наших уютных баньках!

bpk-nn.ru

Пословицы про баню

Пословицы и поговорки про баню

В бане все равны. Банный веник — главный лекарь. Баня без веника — что стол без соли. Баня без пара — что щи без навара. Продай исподнее, но после бани выпей В бане кости распаришь — тело исправишь. Хороший парок, сладок как медок. Жар костей не ломит. Душистый пар не только тело, но и душу лечит. В бане парок и ладит, и гладит.

Жаркий пар любой недуг исцелит. Поддай парок да лезь на полок. В бане веник дороже денег. Без веника баня не парит, а пар не жарит. Банный веник дороже денег. Банный веник душу тешит да тело нежит. Веник в бане — всем начальник, всему голова. Веник — банный командир, всех побил и царю не спустил. Веник мал, да удал — всем порку задал.

Веник в бане господин, или набольший. Баня без веника — что клумба без цветов. После бани последние портянки продай, но пива выпей. В бане генералов нет. С пылу, с жару, с банного пожару; Добра та речь, где про баньку да печь; Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время. На пару да баньке сорок болезней выходит.

Коли б не баня, все бы мы пропали. Помни день субботний: иди в баню.

Баня не заговенье, на нее нет запрета.

www.yamskie.com

За что наши предки баню уважали? Народные пословицы и поговорки

Баня — мать вторая: кости распарит, все дело поправит! Коли б не баня, все бы мы пропали! Баня все грехи смоет! Хорошая баня лучше сытного обеда! Помылся в бане — как сто пудов с себя снял! Баня любую болезнь из тела гонит! Вылечился Ваня — помогла ему баня. Баня парит, баня правит! Банька — не нянька, а хоть кого ублажит. Баня здоровит, разговор веселит.

В бане помыться — как заново родиться.

Народная мудрость велела блюсти вековечные правила: Стриги (мыль) свою бороду, чеши свою голову, ходи в баню по субботам! Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время.

Помни день субботний: иди в баню!

А что в русской бане важнее всего? Пар да веник. Про пар банный так рекли: Дух парной, дух святой! Баня без пара, что щи без навара! Пар костей не ломит, вон души не гонит! В бане парок и ладит, и гладит. Душистый пар не только тело, но и душу лечит. Жаркий пар любой недуг исцелит. Поддай парок да лезь на полок.

Когда паришься — тогда не старишься!

Обратите внимание

А веник величали в бане господином, или набольшим, из века в век повторяли: «Банный веник и царя старше, коли царь парится»; «Веник в бане всем начальник»; «В бане веник дороже денег»; «Баня без веника — что стол без соли». И забавную загадку придумали: в поле — в покате, в каменной палате, сидит молодец, играет в щелкунец: всех перебил, и царю не спустил.

Заветными словами сопровождался обычай банный. Окачивая того, кто помылся, приговаривали: как с гуся вода; с гуся вода, с тебя худоба; болести в подполье, на тебя здоровье. А после баньки приветствовали: «С легким паром, с горячим самоваром!». Благодарили за нее тоже особыми присловьями: «На пару, на баньке, на веничках!»; «На мыльце, белильце, на шелковом веничке, малиновом паре».

И в свадебных обрядах без бани не обходилось. О невесте, что шла туда перед венчанием, шептались: «Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки». Считалось, что молодожен не будет колотить спутницу жизни, если в предсвадебной бане не бить клюкой головешку в банной печи.

О самой свадьбе так говорили: «По рукам, да и в баню. Дай бог любовь да совет!». Или так: «По рукам, да и в баню. Репа продана, и воз накрыт». И велели молодым: «Жена мужа почитай, как крест на главе; муж жену береги, как трубу на бане!».

Обратите внимание

По традиции банником назывался хлеб, которым мать невесты благословляла к венцу молодых. Этот хлеб да соль, жареную птицу и столовые приборы зашивали в скатерть и передавали свахе, которая на другой день после свадьбы раскрывала это приготовление, тоже называвшееся банником, и вручала новобрачным по выходе их из бани.

О сложностях в семейной жизни придумана была такая шутка: черт с тобой, не живи со мной; пойдем в баню да разведемся! В народном юморе баня вообще была популярна. Например, так шутили: «Вот тебе баня ледяная, веники водяные, парься — не ожгись, поддавай — не опались, с полка не свались»; «Блошка банюшку топила, вошка парилася, с полка ударилася».

«Пристал, как банный лист», — и поныне говорят о надоедливом человеке, а выволочкой грозя, обещают «задать баню». Ее же припоминали, высказываясь:

о глупости (каких только дураков нет, и после бани чешутся!); о недальновидности (ума — два гумна, да баня без верху); о поспешности (слепой в баню торопится, а баня не топится);

о болтливости (Анна — затычка банна).

А утешение расстроенному человеку выражалось так: «баня смоет, шайка сполоснет».

По славянскому преданию, Господь, парясь в бане, бросил обмылок (или ветошь), и из брошенной вещи появился человек. И жертвенных кур Сварогу (богу-кузнецу, создателю) и Сварожичу (огню) приносили в бане.

Важно

Это объясняет смысл многих из приведенных народных пословиц и поговорок. Миф творения, например, раскрывает до прозрачности выражение «в бане помылся, как заново родился».

А свадебная баня — аналог сакральному обряду, что проводился на Ивана Купалу, она символизировала священный брак огня и воды.

Так что не с бухты-барахты появились крылатые выражения, имеют они глубокий смысл.

shkolazhizni.ru

Источник: http://zograf.ru/poslovicy/pogovorki-i-poslovicy-pro-banyu.html

Наследие предков. Народные пословицы

wins40Наследие предков.

Народные пословицы

Издревле наши предки передавали знания следующему поколению путем сказок, былин, притч и поговорок. Каждый из методов нес своё предназначение и все из них были важны для передачи народной вековой мудрости.В пословицах путем кратких высказываний передавалась суть объемных знаний.

К сожалению, к нашему времени многие поговорки не дошли, из существующих ныне: многие редко употребляется, какие-то уже полностью непонятны, другие потеряли первоначальный смысл.

Последние явление возникло в результате утраты первичного понимания некоторых слов, а также потери при пересказываниях части словосочетаний в пословицах, ведь в 20 и 21 веке мы перестали хранить мудрость предков.

Открыв книги 1800-тых годов я обнаружил разницу в понимании и восприятии многих пословиц. Интересно, что в некоторых случаях, после потери концовки — пословица стала нести противоположный смысл.

Например, думаю, все мы помним такую пословицу как:

“Тише едешь – дальше будешь”. В 1800-тых годах она звучала так: “Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.

Еще интересные:

За битого — двух небитых дают и то не берут.

Двое третьего ждут, а семерого одного не ждут.

Утро вечера мудренея — трава соломы зеленея.Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто Духом упал!Упрямого правит дубина, а горбатого могила.

Повторенье – мать ученья и прибежище для лентяев.

Важно

Также много поговорок и пословиц было посвящено образу жизни, вот что гласит народная мудрость об употреблении алкогольных средств:

Вешний путь не дорога, а пьяного речь — не беседа.Вино полюбил — семью разорил.Пить да гулять — добра не видать.Пьяница в народе, что сорняк в огороде.У трезвого кулаки дерево рубят, у пьяного и топор не берет.

Хватил винца — не стало молодца.

Заметьте, что сегодняшнее понимание сути пословицы немного разнится с оригиналом.Суть: Предпочиная верную и малую выгоду неверной, хотя и большой — люди говорили:

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Суть: новых приобретая друзей, не забывай старых.

Старый друг – лучше новых двух.

А вот эта пословица дошла в оригинале:

За двумя зайцами погонишься – и ни одного не поймаешь.

Интересная пословица для размышлений:

Лучше жить в зависти, чем в жалости.

О разности способностей у каждого:

Всякий своему нраву работает. У всякого свой обычай.Сколько голов – столько и умов.Людей слушай, а свой ум имей.

Чужие руки легки, да не к сердцу.

О судьбе:

Всякий своего счастья кузнец.

На наклонившееся дерево и козы скачут.

(суть: если в голове – беда, и в жизни тоже будет беда).

Каково посеешь – такого и пожнёшь.Неправедная корысть – в прок не йдет.

Лучше поздно, чем никогда.

О выборе методов поступков к людям:

Клин клином вышибается.

Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить.

О мысль — слово – дело – результат:

Конец дело венчает.

Не спросивши брода – не суйся в воду.

(суть: Сначала думать, потом делать.)

Тогда скажешь гоп, когда перепрыгнешь.Какие сани – такие и сами.

Видели глаза что брали.

О вмешательстве в чужую жизнь:

На совет чужой не ходи; пока позовут подожди (погоди).

На службу не накупайся

или

Коли не спрашивают – не суйся. (суть: Насильно на услугу не навязывайся).Где два бьются, третий не мешается.

Язык доводить до Киева и до кия.

Об уважении вещей, какие они ни были, если не покупная, а даренная:

Дареному коню в зубы не смотрят.

О отношении к людям, адекватно воспринимать мир, не ходить в розовых очках:

Волка как не корми, а всё равно на свинью сморит. Старайся манить собаку, да палки из рук не выпускай.

Рыба от головы начинает портится.

За битого — двух небитых дают, да щей не берут.Думка за горами, а смерть за плечами.Баба с воза, а кобыле легче.

На чужой коровай глаз не порывай, да себе дбай.

Для написания статьи использованы материалы Иван Михайлович Снегирев «Рускiе въ своихъ пословицахъ” Книжка I (Москва – Университетская типография, 1831 г.

)Иван Михайлович Снегирев «Рускiе въ своихъ пословицахъ” Книжка II (Москва – Университетская типография, 1831 г.)Владимир Даль “Пословицы русского народа. Том I” (СПб. — М., 1879 г.)Владимир Даль “Пословицы русского народа. Том II” (СПб. — М.

, 1879 г.)

Пословицы процитированы с переводом на русский язык в современном правописании.

Святослав Стеценко, 10.05.2009
газета «РОДОВОЙ дом», №5 (23) http://rodovoidom.info

Источник: https://wins40.livejournal.com/3712.html

Пословицы, поговорки про баню

Для русского народа издревле посещение бани было не просто способом помыться. Это целый ритуал, который совершенствовался из столетия в столетие. Вполне естественно, что в народном творчестве этому уделено немало внимания.

Поговорки о бане, как и пословицы о бане занимают достойное место в фольклоре. Постепенно банная тематика проникла и в разговорную речь — «держать в черном теле», «намылить шею», «пристал как банный лист» и т.д.

ВЕНИК

  • В бане веник дороже денег.
  • Без веника баня не парит, а пар не жарит.
  • Банный веник — главный лекарь.
  • Банный веник дороже денег.
  • Банный веник душу тешит да тело нежит.
  • Баня без веника — что стол без соли.
  • Веник в бане — всем начальник, всему голова.
  • Веник — банный командир, всех побил и царю не спустил.
  • Веник мал, да удал — всем порку задал.
  • Веник в бане господин, или набольший.
  • Баня без веника — что клумба без цветов.
Читайте также:  День поэзии и лета в финляндии. где найти полевые цветы?

ПРОЧИЕ

  • После бани последние портянки продай, но пива выпей.
  • В бане все равны.
  • Продай исподнее, но после бани выпей — это высказывание приписывают Петру I.
  • В бане генералов нет.
  • С пылу, с жару, с банного пожару;
  • Добра та речь, где про баньку да печь;
  • Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время.
  • На пару да баньке сорок болезней выходит.
  • Жар костей не ломит.
  • Коли б не баня, все бы мы пропали.
  • Без бани бурлак пропал.
  • Помни день субботний: иди в баню.
  • Баня не заговенье, на нее нет запрета.
  • Как с гуся вода, приговаривают окачивая.
  • С гуся вода, с тебя худоба.
  • Задать кому баню, высечь.
  • Дам баню, что до новых веников не забудешь.
  • Не поминай бани: есть веники и про тебя.
  • Намылить шею; устроить баню.

Агитировать за русскую баню нет необходимости, во все времена люди оздоровляли в бане и душу и тело.

Парьтесь с веничком, помогающим от всех хвороб березовым или противовоспалительным дубовым, липовым, пихтовым или можжевеловым. Хоть и стара эта традиция, но с годами она только молодеет.

Поскольку согласно поговорке: «Который день паришься, тот день не старишься!»

«Баня – мать вторая: кости распарит, все дело поправит!» — кому на Руси придет в голову спорить с этой, принявшей форму поговорки, истиной.

БАНЯ

  • В бане помылся, что омолодился.
  • Баня — мать вторая!
  • Тело парит, здоровье дарит!
  • Баня парит, баня правит.
  • Пристал, как банный лист.
  • В бане шайками закидают.
  • Кто про что, а вшивый — про баню.
  • В баню ходить — тело мыть, а не водку пить.
  • Баню приготовить — что музыкальный инструмент настроить!
  • В который день паришься, в тот день не старишься.
  • Вылечился Ваня — помогла ему баня.
  • Баня любую болезнь из тела гонит.
  • Помылся в бане — как сто пудов с себя снял.
  • В бане помылся — заново родился.
  • Баня все грехи смоет, шайка сполоснет;
  • Вот тебе баня ледяная, веники водяные, парься — не ожгись, поддавай — не опались, с полка не свались;
  • Хорошая баня, лучше сытного обеда.
  • Банька — не нянька, а хоть кого ублажит.
  • Баня все грехи смоет.

ПАР, ПАРЕНИЕ

  • Баня без пара — что щи без навара.
  • В бане кости распаришь — тело исправишь.
  • Дух парной, дух святой.
  • Хороший парок, сладок как медок.
  • Душистый пар не только тело, но и душу лечит.
  • В бане парок и ладит, и гладит.
  • Жаркий пар любой недуг исцелит.
  • Поддай парок да лезь на полок.

Источник: https://www.spadealers.info/page_36/

Загадки, пословицы и поговорки про обмолот зерна. Как наши предки выращивали хлеб

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

Загадки про обмолот зерна

•  стоит фрол, и рот пол. (Овин)•  стоит андрюха, набитое брюхо. (Овин)

•  стоит волк, вырван бок/клок. (Овин)

Пословицы, поговорки, народные приметы про обмолот зерна

•  не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.•  Ждут летней порою, а жуют холодной зимою.•  Не шуба греет, а хлеб.•  Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять.

•  Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха.•  Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «пшеницу сей в ведро», «рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)».

•  Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай.

•  Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы.

Обычно жатву заканчивали ко дню успения пресвятой богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – спожинки.

Рига или овин

Снопы сначала везли на овин или ригу.
Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой.

Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы.
Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна.

Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. Снопов, тогда как в овине – не более 500.

Совет

Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.

А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.

Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.

©Э. Л. Емельянова. Как наши предки выращивали хлеб

Следующие статьи:

Предыдущие статьи:

>

Источник: http://www.sadikdomik.ru/prochee/zagadki-poslovitsi-i-pogovorki-pro-obmolot-zerna-kak-nashi-predki-viraschivali-chleb

Пословицы и поговорки

Не будь кислым, как незрелый плод: кто откусит, всяк тебя бросит.

###

Летом испугавшийся змеи — зимой веревки испугался.

###

Летом лень, зимой мука.

###

Тот, кто лежал летом, бегал зимой.

###

На того, кто не работает летом, зима наступает ногой.

###

Того, кто не работал летом, зима «заставляет» носить себя на спине.

###

Лето поставило копну, а зима проглотила ее.

###

Тот, кто убегал летом от дождя, зимой бегал от снега.

###

Если летом не кипит мозг, то зимой не будет кипеть кастрюля.

###

Кто не берег летом шерсть, зимой заморозил ноги.

###

Один день лета равен зимней неделе.

###

Тот, кто потерял один день летом, двенадцать дней голодал зимой.

###

Человек опекает тело, вода — рыбу.

###

Сказать легко, а Ибрагиму обидно.

###

Скажи дочери, чтобы услышала сноха.

###

Пусть с улицы придет плохое известие, что зять умер, пусть из дому выйдет плохое известие, что сноха умерла.

###

Долина сытна, жить там легче.

###

Из яиц, о которых рассказываешь, яичницу не сделать.

###

У пастуха, боявшегося волка, стадо не размножилось.

###

Аул без согласия и семья без согласия — погибли.

###

В дом, где нет согласия, счастье не пришло.

###

Дружные кошки недружных волков победили.

###

Корова, не желавшая телиться, принесла теленка без хвоста.

###

Шутка — начало ссоры.

###

Даже бегущего оленя упрекнули.

###

Давшему быка на убой не дали для поджарки и легкого.

###

Пошел благодатный дождь — получил я шапку и шубу;  засветило не благодатное солнце лишился я шапки и шубы.

###

Имеющий дойную корову всегда будет иметь сметану.

###

Кто не работает тот и не ест.

###

Коза, не встретившая волка, до Каабы добралась.

###

Грязного и вода не очистит, чистый в огне не сгорит.

###

Горбатого могила исправит.

###

Бездонная кадка водой не наполнится.

###

Без мерзлоты на дне озеро льдом не покроется.

###

В каком селе застанет ночь, в том и необходимо переночевать.

###

Не бойся зимы, за которой идет весна, а бойся осени, за которой идёт зима.

###

Лучше, чтобы весенний ветер овеял сноху, а осенний — дочь, сказала мать.

###

Глаз боязлив, рука храбра.

###

Слепой заметил бельмо в чужом глазу.

###

Труслив, как глаз, храбр, как левая рука.

###

Не смерти бойся, бойся бедности.

###

Брат не брат, если он тебе не друг.

###

Сестра без брата, что голая хворостина.

###

Без брата брат, что сокол без крыла.

###

Не расстраивай сестру, не имеющую брата, не обижай девочку, не имеющую мать.

###

Умер любимый — поднялся плач.

###

Сумасшедший уступил дорогу пьяному.

###

Обнимешь плохого брата — грузом становится, оттолкнешь — сердце болит.

###

Кто не послушался старшего, упал в яму.

###

Ищущий зло не избавится от плохого.

###

Не посылай плохого человека с делом, потом придется трудиться.

###

Плохая ворона плохо каркает.

###

Легко быть плохим, но трудно быть хорошим.

###

Сломается арба — дрова, падет вол — мясо.

###

Ненастный день сменился ясным днем, плохой же человек не стал хорошим..

###

От плохого человека хорошего не увидишь, а хорошего человека отворачивающимся не увидишь.

###

Плохое поколение предков хвалит.

###

У плохого стрелка ружье всегда даст осечку.

###

Отец без сына — кряж без основания, сестра без брата — сокол без крыльев, которого легко поймать, кряж без основания легко свалить.

###

Верен тот расчет, который сделан, не при уходе, а при приходе.

###

Сам притащил осел ношу, сам ее съел.

###

Скотина, стоявшая с ослом, закричала по-ослинному.

###

Лошадь гонят не до тех пор, пока осел ее не перегонит.

###

Осел тогда лишь узнал, что он осел, когда его за ухо потянули.

###

Осел, которого обозвали ослом, полетел в пропасть.

###

Ухватившийся за ослиный хвост утонул в реке, а ухватившийся за конский хвост уцелел.

###

Оставшегося после того, как наелся, посчитали трусом.

###

Будучи сытым не отправляйся в путь без пищи, в ясную погоду не выходи в путь без бурки.

###

Одетая в нарядное платье за меня замуж не выходит, а одетую в простое платье я не беру.

###

Хворостина без ветвей — легко ломается.

###

Кто не любит живота, не любит и головы.

###

Попавшее в желудок — сила; попавшее на спину — груз.

###

Обратите внимание

Несмотря на то, что коза стоит на скале, много случаев, когда козленок падает в ущелье.

###

Из козьего рога не выйдет рукоятки, племянник — не заменит сына.

###

Кто козу съел, у того голова горит.

###

И Бек не растерялся, когда за ним погнался гусь.

###

Дальняя зурна приятнее.

###

Далекий друг подобен высокой башне.

###

Лучше сосед поблизости, чем родич вдали.

###

Рану, нанесенную оружием, излечат лекари, а рану, нанесенную языком, кто излечит?

###

Непорядочность или благородство в самом человеке, как родник.

###

Лошадь познаешь, когда она устала, мужчину познаешь, когда он обеднел.

###

Побоявшийся лошади, подрался с седлом.

###

Лошадь узнают по походке, а человека по выдержке.

###

Конь свой нравится, жена чужая нравится.

###

Имеющий лошадь не уехал, имеющий седло уехал.

###

Не всегда мулле мовлид.

###

Река не всегда течет по одному руслу.

###

Не всегда выходит за Кацу невеста.

###

Из осеннего цыпленка курица не стала.

###

Осенью от ложки дождя — воз грязи, а весной от воза дождя ложка грязи.

###

Лучше перепелка в руках, нежели олень осень.

###

Из выведенного осенью петушка петух не получился.

###

Когда отец умрет — цветок падает с сердца, когда мать — два.

###

И в сердце, и во рту одинаков.

###

Что на уме, вырывается из уст.

###

Родина — рай, чужбина — ад.

###

Кто откладывал обязанности на завтра, жил завидуя желанному.

###

Лошадь, которую расхваливал хозяин, не перегнала.

###

Если отец поест, сын не насытится.

###

То, что знает Бог, узнает народ.

###

Станешь бараном, и волки тут как тут.

###

Пуля Ибрагима не знает.

###

Послушавший тела и живота погиб, послушавший ума и выдержки остался жив.

###

Отцовский долг сын платит.

###

Не каждый день река мусор приносит.

###

Хозяин долга не исчезает.

###

Хоть из дерева отец лучше, хоть из войлока мать лучше.

###

Невыполненный за день долг заставил целый год мыкаться.

###

Коня познаешь в дороге, а молодца в поле.

###

Хорошая лягушка в своем болоте живет.

###

Делающему добро — добро для себя, делающему плохо — плохое для себя.

###

Хороший сосед лучше брата.

###

Хорошая осень подобна полному улью.

###

Хороший сын — гора, плохой сын — тяпка.

###

Хороший брат — крепость, плохой брат — горе.

###

Хороший конь — корабль, плохой конь — путы.

###

Хороший начальник — страна, плохой начальник-туман.

###

Хорошая жена — мед, плохая жена — волк.

###

Хороший сосед — доверие, плохой сосед — недостаток.

###

Хорошие дети — мед, плохие дети — саранча.

###

Хороший дом — желание, плохой дом — обида.

Читайте также:  Кто был прокаженным королем? балдуин iv, король иерусалима

###

Доброе слово гору растворило.

###

Хороший характер из раба князя сделал, а плохой из князя — раба.

###

Породистый птенчик уже в гнезде поет.

###

Доброе слово — гору сдвинуло.

###

Худой мир лучше доброй ссоры.

###

Вражда не каша с пахтой.

###

Горячую кашу есть тоже нелегко.

###

У несчастного кончик тюфяка отпал.

###

К неудачнице и из отчего дома приходит соперница.

###

Учение свет, неученье — тьма.

###

Убежав от дождя, попал под водопад.

###

Цени что имеешь — умножишь богатство.

###

Даренному другом коню в рот не смотри.

###

Источник: https://che.rus4all.ru/traditions/20120905/723284124.html

Забытый смысл русских пословиц и поговорок

Не секрет, что многие пословицы и поговорки за время своего существования претерпели немалые изменения, исказившие не только их звучание, но и самый смысл изречений. Значение некоторых даже изменилось на прямо противоположное.

К примеру, римская присказка «в здоровом теле здоровый дух — большая редкость» со временем утратила вторую половину, а за компанию с половиной посеяла где-то и свою суть. Немногие знают, однако, что сильнейшим искажениям подверглась и народная мудрость земли русской.

Только сейчас, благодаря исследованиям известного филолога, почетного профессора университетов шести стран, академика РАЕН и Международной Академии Возрождения Сакральности Вениамина Аркадиевича Нишишаева мы можем приоткрыть завесу тайны над мудростью, что скрывалась на самом виду.

Итак, что же на самом деле означают и как на самом деле звучат знакомые нам с детства слова?

«За двумя зайцами погонишься — ни одного кабана не поймаешь.» Потерялось всего одно слово, но каков эффект! Настоящая пословица предостерегает от чрезмерной мелочности, рекомендует не размениваться на зайцев, а заниматься сразу крупной дичью.

«Не плюй в колодец — пригодится.» В данном случае пословица со временем лишь разрослась — видимо, уже после утраты исконного смысла. Родилось сие высказывание во времена Золоторй орды и сообщает, что при желании досадить захватчикам, лучше дождаться встречи и плюнуть им в физиономию, а не растрачиваться на колодцы, из которых неизвестно еще, будут ли пить супостаты.

«Муж и жена: лишь один — сатана.» Искажение слов не сильное, но смысл совершенно иной. В старинном обществе бытовало мнение, что злобные супруги вместе никогда не уживутся, и если уж с семьей что-то не так — то виноват кто-то один. К нашему времени тезис неоднократно опровергнут — потому, возможно, и перестал существовать в начальном варианте.

«Благими намерениями выстлана дорога в ад». Интересный случай: слова остались неизменны, но сама пословица со временем стала восприниматься совершенно иначе. Изначально это циничное высказывание констатирует факт невозможности достижения благополучия добром и благостью. По некоторым источникам было еще продолжение, утверждающее грешность дороги в рай, но точная формулировка утеряна.

«Лучше синица в руке, чем журавль в небе». И снова неизменными остались слова. Забытой, однако, оказалась древняя традиция русов тренировать охотничьих синиц. И охотились с их помощью как раз на журавлей. Пословица же гласит, что лучше охотничья синица с надеждой найти жертву, чем найденная жертва без возможности ее поймать.

«Без мужицкого труда не вытянешь и рыбку из пруда». Пословица времен расцвета крепостного права. Ловля рыбы была деом совсем не барским, о чем и напоминают молодому поколению сии слова.

«За одного битого двух небитых дают». Считается, что обмен пленными в древней Руси не практиковался. Отнюдь! Практиковался, и еще как. Если же для равноценного обмена не хватало захваченных в бою солдат — остаток выплачивали своими же крестьянами в соотноешнии 2:1.

«Дурак дурака видит издалека». Кардинальным образом за последние полторы тысячи лет изменилось значение слова «дурак».

Корень «ра», обозначающий солнце, усиливается здесь вторичным корнем «ду», происходящим от числа два. Получается «дважды солнцеподобный».

Дураками в былые времена называли мудрецов, составлявших особую касту и способных, по поверью, мгновенно выделить из толпы тех, кто равен им по мудрости.

«Дуракам закон не писан». Истоки заблуждения аналогичны. Каста дураков действительно была освобождена от исполнения законов, необходимых лишь для управления бестолковым сбродом.

«Два сапога пароход не заменят». Пословица довольно таки новая, констатирующая мощь технического прогресса. Однако, будучи записанной в одном авторитетном словаре, попала вместе с ним в пожар и потеряла два с половиной слова. При переписывании библиотекарем была восстановлена первым пришедшим тому в голову способом.

«Один в поле не воин, а путник.» Совершенно непонятно, как умудрилась дожить до нас обрезанная версия этой пословицы. В современном варианте она абсолютно бессмысленна: ежу понятно, что один в поле воином быть не может. С кем ему там воевать-то, одному? С травой?

«Сила есть — ума палата». По иронии судьбы, этой пословице случилось поменяться смыслами с римским «здоровым телом». В отличие от римлян, наши предки как раз считали, что сильный, здоровый человек и человек умный просто обязаны сосуществовать в одном индивиде.

«Семь раз отмерь — один отрежь». В наше время слова эти носят характер наставительный, но в былые времена они представляли собой уникальный образец сатиры. Таким забавным выражением обозначали в старину работу сборщиков налогов. Дескать, налог-то взять получается лишь один, но начислить в него можно ого-го!

И это лишь вершина айсберга. Уверен, дальнейшие исследования пословиц русских принесут нам новые чудесные открытия!

Источник: http://likonsta1.ucoz.ru/blog/zabytyj_smysl_russkikh_poslovic_i_pogovorok/2009-12-22-110

Откуда пошли некоторые пословицы и поговорки на Руси

Постоянно встречаю в своей френд-ленте и различных сообществах подобные контенты. «Откуда пошло…», «10 признаков того что….» и так далее. Наверное, это поднимает рейтинг. Я тоже хочу рейтинг, поэтому — присоединяюсь:

Отложить в долгий ящик. На самом деле не в «долгий», а в «долговой».

После Смутного Времени, во времена Царя Алексея Михайловича, крестьяне только-только начинали выходить из нищеты и разорения. Многие наделали долгов, расплатиться по которым значило остаться без пропитания. Их основные кредиторы — бояре и дворяне — из человеколюбческих побуждений часто эти долги прощали.

Даже возникла специальная процедура: суть ее в том, чтобы не уничтожать «писчую» (долговую расписку), потому что это документ, а к документам на Руси издревле относились с благоговением, а отложить ее в деревянный специальный ящик, в котором она так и останется лежать «на века».

В наше время археологи частно находят подобные «долгие ящики», которые сильно обогащают наши знания о прошлом. Один из самых известных «долгих ящиков» был найден в Москве, на месте сгоревшего терема бояр Слащевых.

Не садись не в свои сани. В допетровские времена на Масленицу в поместьях часто устраивали народные гуляния с гонками на санях. Знаменитые «тройки»! Заведовал организацией праздника лично барин, который распределял кого в какие сани сажать.

Важно

Большим позором считалось не выполнить волю барина и напутать, в какие сани садиться. Община осуждала ослушника, что могло привести даже к печальным последствиям.

С тех пор предупреждение «не садись не в свои сани» стали говорить тем, кто много возомнил о себе и ищет места не по достоинству.

Баба с возу — кобыле легче. На Руси издревле чтили отцовский закон: мужчина — глава семьи, а женщина — покорна мужу. Женщины занимались домашним трудом, полностью полагаясь во внешних делах на своего защитника и покровителя — мужа.

Однако во времена Алексея Михайловича к старинной Руси присоединились огромные территории Малороссии, ныне называемые Украиной. Там люди долгое время жили вне влияния отцовского благочестия, которое активно разрушалось поляками и татарами.

Доходило до того, что малороссийские мужчины позволяли «жинкам» заправлять делами, что выражалось и в том, что они выезжали, например, на ярмарку. Помните знаменитую «Сороченскую ярмарку»? Естественно, когда произошло воссоединение, благочестие стало возвращаться на малоросскую землю.

Когда мужчина после долгого нахождения «под каблуком» сам начинал «править», в том числе и повозкой, говорили «кобыле легче», то есть, на самом деле, «лехше» — не так стыдно, что ей управляла женщина.

Работа не волк — в лес не убежит. Поначалу единственной возможностью услужить барину для крестьянина была работа в поле — на пашне. Со временем выделились так называемые «дворовые», специально занимающиеся только барской охотой. Дел здесь было много, и дела эти требовали опыта и знаний, не в пример примитивному крестьянскому труду.

Один из самых любимых видов охоты была травля волка. Волка ловили заранее и определяли на задний двор усадьбы, чтобы гончие собаки могли к нему как следует принюхаться. Перед самой охотой волк выпускался, и барская охота могла взять его след прямо от усадьбы.

Волк сбегал в лес, где свежий воздух и лизая скачка наводил румянец на щечки господских дочек и приводил в хорошее настроение Хозяина и его гостей. Естественно, честь поймать или убить волка доставалась только знатным охотникам, дворня же, после того, как волк убегал, оставалась не у дел, на подхвате. Ее работа с выпуском волка заканчивалась.

Поэтому и стали говорить крестьянам: не сиди, мол, работай — не убежит в лес твоя работа, далеко тебе до специалистов-дворни, знай свое дело!

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Эта пословица вызывает недоумение больше всего. Какой труд имеется ввиду — ведь ловить рыбу сегодня считается удовольствием и отдыхом? Ответ скрывается в истории России между Петром Первым и Николаем Вторым.

Совет

Тогда иностранцы ненавидели Россию, боялись ее и стремились всячески ей навредить ничуть не меньше, чем сейчас. Поэтому крестьяне жили бедно, их рацион был скуден, и рыбка из пруда была хорошим дополнением к нему.

Но как быть — ведь пруд в поместьях принадлежал барину, который часто сам любил в него уду помокать? Постепенно сложился такой обычай: крестьянам позволялась ловля рыбы в пруду после того, как они полностью отработают барщину.

Труд на барщине был совсем легким и необременительным, но все-таки — труд. Так и повелось с тех пор: потрудись сначала, сделай общее дело, а потом и рыбку себе лови!

Собака на сене. Как это не удивительно, но вовсе не на сене, а на «Сене». Поговорка эта пошла от известной французской реки, ее история такая же, как знаменитая история про «бистро». Когда в 1913 году в Париж вступили байкальские казаки, перед ними встал вопрос о фураже (еде) для лошадей.

Они стали спрашивать у местных — где, мол, сено. Местные слова «сено» не знали, зато они очень хорошо знали название своей реки. На нее казакам и показали. Когда казаки подъехали к одному из мостов на реке, их встретил злющий пес, местная парижская легенда, который никого через мост не пропускал.

Казаки не захотели убивать верное своим инстинктам животное, но проехать как-то надо было. Тогда они доложили своему офицеру, который был дворянином, прекрасно  владеющим французским языком — он уладил вопрос с хозяином собаки, а заодно и разобрался, что имелось ввиду под словом «Сена».

А казаки долго потом вспоминали эту собаку, единственную из всех французов оказавшую хоть какое-то сопротивление русским, и тем самым завоевашую их уважение.

Вспоминаем ее и мы, да только истоков этого воспоминания не ведаем, подразумевая вульгарное деревенское сено, а не название завоеванной нашими предками французской реки.

Белый. Белый гриб, белый свет. Слово «белый» всегда подразумевало светлое начало, выделяющееся «породой» из своего окружения. Сформировалось такое отношение совсем недавно, уже на стыке 19-20 века, перед так называемыми «русскими революциями». В это время в села стали приезжать городские учителя, интеллигенция.

Как правило, это были всякого рода нигилисты, социалисты, народники. Они приезжали не просто так, но проповедовать свои тлетворные для русского сердца учения. Естественно, крестьяне приняли их недоверчево, а часто и открыто враждебно. В душе русского народа сохранялся идеал святости царской власти.

Обратите внимание

Иногда крестьяне даже поднимали бунты, которые властям приходилось строго усмирять, потому что бунт есть бунт, тяжкое непослушание, с какими бы благими целями он не совершался. Тем не менее, в мозгу у людей осталось, что «белый гриб — царь грибов», поскольку белый цвет прочно ассоциировался с монархией.

Потом Белыми стали себя называть борцы за народ и отечество…

Кому на Руси жить хорошо. Из курса школьной литературы мы знаем, что это выражение придумал Некрасов — так он назвал свою знаменитую поэму.

Однако само название это представляет собой полемический ответ на древнюю народную присказку — «На Руси жить хорошо!» Некрасов как бы уточняет, кому именно хорошо, подразумевая, что другим, мол, плохо.

Тем самым он вбивает клин между различными сословиями, издревле жившими в гармонии и добродетели. Вот и жили мы на Руси хорошо, пока не пришел Некрасов и такие же, как он!

Источник: https://ru-polit.livejournal.com/9986021.html

Ссылка на основную публикацию