Почему «дед плачет, баба плачет»?

Почему «дед плачет, баба плачет»?

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!»

(По изданию «Русские сказки» — Ленинград: «Художник РСФСР», 1991).

Как известно, каждая русская сказка пропитана народной мудростью. По крайней мере, я всегда считала это аксиомой, не требующей никакого доказательства. И вдруг она не сработала…

Читаю я тут на днях трехлетнему сыну сказку про Курочку Рябу, а он меня и спрашивает: «Мама, а почему они плачут?». Я задумалась. Действительно, почему? Кстати, до этого я как-то этим вопросом по поводу данной сказки не задавалась.

Обратите внимание

Может, мне в детстве-таки объясняли почему, а потом, с возрастом, я забыла? Что же ответить ребенку? Я стала думать.

Причины дедко-бабкинского расстройства я искала очень старательно. И вот что у меня получилось.

Версия первая.
Может, от обиды плачут? Расстроились старики, что сил у них совсем не осталось, — уж они и утюгом, и кувалдой били яйцо добросовестно, — и ничего не вышло. А тут какая-то маленькая мышка прибежала и справилась с задачей. То есть, грустно им от того, что молодое поколение в лице мышки их — р-р-раз, и обскакало.

Вот в «Репке», например, никто на мышку не дуется. Наоборот, очень даже рады все. Я тут недавно оригинальный конец у современной «Репки» читала: «Наварила бабка из репки вкусной сладкой каши.

Ела кашу мышка, ела кашу кошка, ела кашу Жучка, ела кашу внучка, ела кашу бабка и, конечно, ел кашу дедка – вот такая репка!».

Получается, что мышка даже вознаграждение за свой труд получила в виде тарелки с кашей.

Версия вторая.
Может, это последняя еда в доме, и на нее возлагались большие надежды? Хотя, с другой стороны, что значит одно яйцо для двух взрослых людей? К тому же, продай вы золотое яйцо, уж столько простых-то яиц купить можно.

Версия третья. Возможно, баба с дедом придумали себе, что яйцо должно разбиться каким-то особенным способом, известным только им, а мышка все планы их разрушила? Хотя, казалось бы, вам нужно разбитое яйцо, — вот оно, получите! Из-за чего опять слезы-то льются?

Мне у симоронистов нравится по этому поводу одно простое правило, смысл которого состоит в следующем: «Если ты хочешь получить желаемый результат, то будь готов к неожиданным и непредсказуемым способам его получения». Одним словом, не упрямствуй на своем сценарии исполнения желания.

К примеру, яйцо тебе хочется разбить, — и ты его кулаком, молотком, кувалдой! Всё, никаких больше вариантов не подразумевается. А ведь, оказывается, мышка может хвостиком задеть, кошка там, собачка, корова, наконец, лягнуть вполне даже может. Инопланетяне повсюду вот летают, так угораздит их, например, на яйцо приземлиться… Так что, сценарий нужно допускать любой.

И радоваться, что никаких трудов это не стоило, а яйцо — оно вот, разбитое!

Версия четвертая.
Свалилось на стариков внезапное богатство. Радоваться нужно. А они – в слезы. Может, расстроились из-за того, что скорлупа золотая меньше ценится, чем цельное золотое изделие? Хотя и тут никак не могу в толк взять — сами же его колотили…

Версия пятая.
Вполне может случиться, что дед и баба просто не любят неожиданностей. С ними сразу грусть и тоска случается.

Так какая же мудрость передается веками из уст в уста со всеми любимой сказкой про стариков-пессимистов, курицу-оптимистку и непосредственную мышку? Сдается мне, что очень простая и понятная она, эта мудрость. Но ни один из найденных мной вариантов, похоже, этому критерию не соответствует.

Важно

Коллеги, а ведь вся сказка-то в трех строчках помещается. Получается, что я в трех соснах заблудилась?

Елена Колосова

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://algre.livejournal.com/461091.html

Дед плачет, баба плачет. Почему в ульяновских магазинах продаются «золотые» яйца

Яйца дорожают к каждому Новому году, но на этот раз в декабре цена за десяток перевалила за 70 рублей. Стоимость сортов С1 и С0 подскочила примерно до 74 -76 рублей. 

Естественно, возникает вопрос: с чем же это связано? Ответ «Народная» попыталась получить в областном аграрном ведомстве и у производителей. 

Курочка по зёрнышку 

По данным, предоставленным министерством АПК и развития сельских территорий Ульяновской области, рост цен на куриные яйца в последнем квартале 2018 года был поистине чудовищным.

С 3 сентября по 24 декабря стоимость увеличилась на 
55 процентов! Действительно, хочется лить горькие слезы, как в известной сказке.

Причем на 16 процентов — именно в декабре, когда спрос на продукты питания особенно высок. 

Почему яйца дорожали до декабря, производители объясняют повышением цен практически на все, из чего складывается стоимость продукции на птицефабриках. 

В областном минсельхозе отмечают, что сильнее всего на стоимости яиц сказались два показателя. Первый — рост цен на злаковое сырье для корма — ячмень, кукурузу и пшеницу.

Совет

Получается: что хлеборобу хорошо, то птицеводу — рост себестоимости. Второй показатель привел к подорожанию не только яиц, но и другой продукции. Речь про бензин, дизтопливо, газ и даже электроэнергию.

В итоге все сложилось в 30-процентный рост себестоимости производства одного 
куриного яйца. 

Можно подешевле

А вот что, по словам представителей производителя, повлияло меньше всего, так это повышение НДС на два процента. 

Так что, яйца все-таки подешевеют? Представители птицефабрики отвечают однозначно — да. По словам Натальи Каримовой, уже на прошлой неделе вешкаймские птицеводы в своем прайс-листе снизили закупочную цену на семь процентов. А это значит, что и в торговых сетях стоимость за десяток скоро должна пойти вниз. Другой вопрос — до какого уровня.

Год на год не приходится

Посмотрим, как обстоят дела у соседей. Так, в Самарской области перед Новым годом цена за десяток яиц сорта С0 приблизилась к 90 рублям, а С1 были в разных сетях по 84 — 85 рублей. 

В ведомстве добавляют, что с конца 2017 года цена на куриные яйца в области снижалась и к середине 2018-го достигла своего минимума за четыре года. «Даже в последние месяцы 2018 года цены на яйцо в Ульяновской области были ниже, чем они были в соответствующем месяце два года назад (в 2015 и 2016 годах)», — говорится в официальном комментарии. 

И еще официальные данные. Стоимость минимального набора продуктов питания  в декабре 2018 года составила 3 623,52 рубля. По отношению к предыдущему месяцу — 101,80% , к декабрю предыдущего года  — 104,12%.

Память на цены у народа прекрасная. Думаем, что и вы, дорогие читатели, помните, что сколько стоило год назад и что за кассету яиц мы платилили на десять рублей меньше…

Игорь УЛИТИН

Источник: http://ulpravda.ru/rubrics/soc/ded-plachet-baba-plachet-pochemu-v-ulianovskikh-magazinakh-prodaiutsia-zolotye-iaitsa

В чём мораль сказки про курочку рябу?

Рассказываю полгода ребенку сказку про курочку Рябу на ночь, и каждый раз терзаюсь догадками, в чём же ее мораль.

Наконец, решила провести небольшое исследование на эту тему. И вот результат!

Во-первых, я узнала, что вариаций на тему сюжета сказки о курочке Рябе очень даже много. Вот примеры: http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B0

Попытки интерпретировать ее смысл также очень широки, от простых высказываний типа «что имеем — не храним, потерявши — плачем», «не жили богато, так и не чего начинать» или «старость – не радость: у них сил на двоих меньше осталось, чем у мышки» до целых притч, например, про любовь: «Лет 5 назад, когда я была студенткой, некая тетя-профессор рассказывала, что золотое яичко есть Любовь, которую дед с бабкой не уберегли. Дед бил– пил, гулял…, бабка била – гуляла, полы не мыла и рубашки не стирала. Мышка-де – это маленькая такая гадость типа сплетни или какой бытовой мелочи. Мол, если Любовь долго и старательно бить, то для того, чтоб ее окончательно расколошматить, достаточно мелочи. Ну, а простое яичко – привычка, которую дед с бабкой получили вместо любви. Курочка Ряба, соответственно, Судьба или Высший Разум. И Ряба она потому, что рябая, т.е. черно-белая, т.е. сочетает в себе и черные, и белые стороны жизни» или про экологический конец света: http://barmalei.livejournal.com/87435.html

Обратите внимание

Вот еще несколько трактовок: http://www.mirovozzrenie.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=17&Itemid=215

Пожалуй, все эти интерпретации не лишены смысла, но самую правдоподобную расшифровку (как мне кажется) предлагает Е.Николаева в книге «111 баек для детских психологов« (если нет сил читать полностью, обратите внимание хотя бы на последние 5 абзацев):

«Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое».

Попросите родителя рассказать вам эту сказку. Трудно найти человека, который бы ее не знал. Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку. Если читал — то пусть перескажет. Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь. А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов.

• Дед и Баба хотели разбить яйцо? • Если хотели, то почему плакали? • Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые? • Что было в яичке, когда оно разбилось? • Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку? • Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий?

• Что мы ожидаем от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа.

Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки. Те же, кто скажет, что их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы.

Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки.

Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут?

Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку? Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка? И это само по себе может быть отдельной темой для разговора.

Важно

Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания.

Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители.

Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление.

Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений.

Но сказка — только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком. Общаясь, ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично.

Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: «Ты — такой-то или такая-то.

Читайте также:  Почему именно карбышев был очень нужен фашистам?

Из тебя ничего не получится» или: «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь».

Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.

Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней.

Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры.

Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки».

Совет

При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес.

А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились.

Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось?

Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К. Юнг назвал архетипами — древними идеями. Они передаются через сказки людям одной культуры.

В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение. Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе.

Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, — символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее.

Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц. Золото, как и само яичко, здесь — только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится.

Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой — Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы.

Мышь как архетип — заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться. А далее в сказке возникает еще один архетип.

Обратите внимание

Но будет лучше, если психолог не скажет просто, что же это за архетип, а поможет родителю почувствовать его существование. Психолог может сказать ему, что хотел бы доказать существование этого архетипа, а не просто сообщить о нем. Ведь именно для внедрения его в бессознательное каждого ребенка данной культуры и создавалась эта сказка, ради него она и передается из поколения в поколение.

Психолог просит родителя на две минуты полностью довериться ему, закрыть глаза, вслушаться в его голос и сопоставить то, что услышит, с тем, что происходит в этот момент в его душе.

Если родитель соглашается на такой эксперимент, то психолог медленным четким голосом, подобающим внушению, говорит: «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка.

И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам: «С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повторение того, что вы уже испытали. Никогда ничего нового. Вечный круговорот уже свершившихся событий»».

— Что вы чувствуете? — спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом. Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха).

Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, — это архетип Чуда.

Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но для каждого оно крайне притягательно.

Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик).

Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны. И вот здесь у психолога появляется возможность поговорить о том, что чудо обязательно произойдет и с ребенком, и с любым другим человеком, но не на халяву, а благодаря совместной работе.

Важно

Это долгий путь — создание чуда, но весьма эффективный. Если удастся провести с родителем такой мини-тренинг, то в дальнейшем сотрудничество с ним гарантировано.»

А какая интерпретация этой сказки ближе всего Вам?

P.S. Вот еще несколько ссылок для самых вдумчивых и интересующихся:

Курочка Ряба: традиционалистский анализ русской народной сказки

АНАЛИЗ РУССКОЙ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА» В ТЕОРИИ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
символы, которые используются в сказке не являются случайными, а содержат знания о развитии народа в целом, и на информационном уровне соответствуют обрядам, обычаям, ритуалам . Их общее происхождение дает возможность расшифровать материал заложенный в сказке, понять основные переживания рассказывающего.

Русские намеки (к феноменологии русской сказки)
Чудо в этой сказке нужно только для того, чтобы деду и бабке было более понятно, что такое обыденность, насколько она ценна. Сказка рассказывается ребенку, чтобы объяснить ему, насколько ценно все, что нас окружает.

Известно, что большинство СКАЗок являются довольно недавними переложениями древних сакральных или космогонических текстов (СКАЗОВ), существовавших ранее вовсе не для развлечения детей.

По материалам форумов  http://wyksa.ru, http://www.nn.ru, а также http://ru.wikisource.org, http://www.mirovozzrenie.ru, http://barmalei.livejournal.com, http://nikulchikov.livejournal.com

Источник: http://fedarse.4mother.ru/2010/03/v-chyom-moral-skazki-pro-kurochku-ryabu/

Сказка «Курочка-ряба». Расшифровка

      Недавно пришло новое понимание сказки «Курочка-ряба». Попытаюсь раскрыть его. Возможно, к этой сказке наши предки закладывали совсем другие ключи, но….

 Жили-были дед да баба.

    Образ деда и бабы не случаен. Я всегда задавался вопросом почему именно дед с бабой, а не муж с женой или девка с парнем, ведь у них даже детей нет? По крайней мере в сказке о детях ничего не говорится. Ответ пришёл случайно, когда пришло виденье и понимание на сколько древние наши души.

Именно они, истёртые земными годами те самые души, которые из воплощение много много раз приходит сюда на землю, есть дед и баба. В это раз они опять встретились, в каком-то неопределённом месте, в одном из многочисленных миров… и теперь смотрят друг на друга светящимися глазами.

Телесный возраст тут значения не имеет

И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.

     Образ яичка всегда нес значение мира. Тогда курочка-ряба, это наша способность творить миры.

Совет

Она проявляется тогда, когда мы встречаем другую душу, ту которой сотворённый мир тоже будет нужен. Поэтому эта способность общая, и поэтому в сказке говорится «была у них».

Да и собственно, зачем творить мир, в котором некому будет жить? Ведь мир нам желанен только когда в нём есть кто-то рядом со мной, иначе скука заест.

Дед бил, бил — не разбил.
Баба била, била — не разбила.

      И вот встретились две души. А когда встречаются две души-половинки, да ещё яростно любящие друга, что случается? Медовый месяц.

Смотрят они друг на друга и наглядеться не могут, прощают друг другу мелкие шалости, не помнят обид и всегда хотят быть вместе. У них «идеальный» мир, или по сказочному – золотое яичко.

Бей не разобьёшь, и сияет светом любви, аж глаза слепит.

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
     
Скорее всего, под образом мышки скрывается наше мышление.

Во первых, тут есть звуковая перекличка, во вторых, именно мышление (способность сознания течь по образцам поведения) заставляет нас вытворять всякие «бзики» хвостиком.

Проходя путь взросления наше сознание становится переполненным всякими «поведенческими стереотипами» (а по-русски: образцами), при чём такими, что мы сами не знаем порой когда их применим. Выскакивают как чёртик из табакерки. В точности как эта неожиданно появившаяся мышка.

Во время медового месяца мы очень сильно сдерживаем себя, потому что направлены на то чтоб сделать приятное своему избраннику или избраннице. Но потом, когда привыкаем к свету любви идеального мира, эти образцы вылезают из нас серой нечистью (мышью) и разбивают сердца.

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

      Что делать, когда каким-то внутренним чутьём понимаешь, что тот кто перед тобой именно тот кто тебе нужен и без него наша душа так и не обретёт совершенства? Нужно создать очень простой мир. Такой чтоб в нём всё было просто и понятно, и чтобы он позволил друг другу проявлять себя и качественно меняться. Так рождается семья.

Цыплята вылупляются только из простых яиц. 

Источник: https://russkiy-sokrat.livejournal.com/12002.html

Сказка о Курочке Рябе — о чем она?

?matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
2015-04-17 09:25:00matveychev_oleg
matveychev_oleg
2015-04-17 09:25:00Category:Оригинал взят у natalav в Сказка о Курочке Рябе — о чем она?Как-то попалось в сети обсуждение на тему, если ли вообще смысл в сказке о Курочке Рябе, и если есть, то какой? Сидят взрослые люди, и задают себе вопросы о смысле сказки, врезавшейся в память с детсадовского возраста… В детстве мы особо об этом не задумывались, но сказку запомнили накрепко. Я тоже задавалась этим вопросом, в сказках есть внутренняя логика, и обязательно должен быть смысл — случайный сюжет не сохранился бы в течении веков, а может быть, и тысячелетий.* * *Существует множество мнений относительно этой сказки — от того, что «Сказка о курочке Рябе» вообще не имеет ни смысла, ни логики, до подробного разбора мифопоэтического содержания в работах исследователей фольклора и мифологии. Мне встретилось даже мнение, что это память о космической катастрофе, произошедшей много тысячелетий назад (удар о Землю космического тела, и т.п.).Я считаю, что в сказках отображается реальность высокого порядка, духовная традиция, которую люди должны были усваивать с детства, и случайных, или просто исторических сюжетов в волшебной сказке быть не может, она строится на основе наиболее значимых архетипов.Волшебные сказки обладают смыслом несомненно. Были сказки — обрядовые тексты (отсюда многочисленные повторы, определенная структура), были календарные сказки, которые рассказывали в определенные периоды времени, или связанные с традиционными праздниками. Сказки — осколки некогда целостной Традиции, представлений о законах Вселенной, и смысл имеют глубинный и концептуальный.Попробую «разобрать по косточкам» сказку, которую мы помним с самого раннего детства, но смысл её для нас был темен, так же, как и для наших родителей… Это лишь моя версия толкования сюжета этой сказки для самых маленьких. 🙂

Читайте также:  Почему читать книги лучше, чем смотреть фильмы?

Жили-были Дед и Баба… И была у них курочка Ряба.

Дед и Баба здесь — предки вообще, «деды». В беларусском языке предков называют «дзяды», есть и специальные обрядовые дни поминовения усопших предков, которые так и называются — Дзяды. Скорее всего, в сказке имеется в виду не столько возраст героев, сколько их значение, как отдаленных Первопредков.

В сказке даже не оговаривается типичное сказочное место и время — «в некотором царстве, в некотором государстве», «при царе Горохе», «давным-давно»… Зачин очень простой: «жили-были»… И всё. Мне видится, что это не случайность, так как сказочные формулы обычно соблюдаются строго и последовательно.

Скорее всего, Дед и Баба (предки) жили в начале времен (возможно, в Золотом веке), когда царства ещё не существовали, а сказка описывает значимое мифическое событие катастрофического характера, определившее в дальнейшем судьбу людей.

Однажды Курочка Ряба снесла яичко, да не простое, а золотое.

В некоторых вариантах сказки яйцо не золотое, а пёстрое (что для куриного яйца тоже необычно, то есть, яйцо в любом случае необыкновенное, волшебное). Здесь надо остановиться немного подробнее. У многих народов мира имеются предания о Сотворении мира из яйца.

Обратите внимание

Эта древнейшая мифологема сотворения мира известна, к примеру, у египтян: в египетском мифе мир возникает из яйца, которое снесла на холме, выросшем посреди первичного океана, священная птица Бену (Феникс). Таких примеров можно привести множество.

Часто в этих мифах, как и в нашей сказке, мир творится с помощью разбивания первичного яйца богом, или богами.

Дед бил-бил, не разбил, Баба била-била — не разбила.

Именно этот момент вызывает наибольшие сомнения и самые разнообразные толкования у тех, кто задавался вопросом о смысле сюжета… казалось бы, зачем бить такое чудесное яйцо? И почему потом дед и баба плачут, когда яйцо было разбито? Словом, ничего не понятно…

Разве что, можно сделать совершенно бытовое предположение, что дед с бабой собрались банально приготовить яичницу (из золотого яичка, да), а мышка разбила его совершенно бездарно, и яйцо разбилось на пол, а не в сковородку. Как тут не плакать. 🙂 А почему его было не сварить, не запечь? Ну, например.

Зачем яйцо нужно было именно разбивать?

В поступке героев есть определенная логика. Напрашивается предположение, что Деды-предки решили сами творить мир. Стать, как боги… Но то, что дано богам, не дано людям.

То, что они никак не могли разбить волшебное яйцо, прямо говорит слушателям сказки, что эта божественная задача людям не по силам.

Пытаясь грубо разбить золотое яйцо, овладеть целостным божественным, надмирным знанием, тайной миротворения, нарушили предки Закон, вышли за пределы своей человеческой сущности. За что и поплатились, и плачут…

Моё предположение — это сказка-предостережение, которую требовалось усвоить чуть ли не с младенчества, что-то вроде предельно краткого изложения древнеславянского предания о «грехопадении», о том, как предки людей решили стать равными богам.

Важно

И о том, что следует помнить о пределах смертного человека, чьё волепроявление ограничено природой преходящего мира, в котором он живёт.

В некоторых вариантах сказки за разбиванием яйца следует цепочка несчастий, которые нарастают, как снежный ком — обычно в мифе о нарушении людьми некого космического порядка так и происходит, мир начинает рушиться, прорываются силы Хаоса, и благоденствие людей уничтожается, например, происходит первая смерть.

В череде несчастий в одной из версий сказки упоминается, что «внучка с горя удавилась», огонь в печи пылает, изба ходит ходуном, грозя обрушиться (ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается ), и хаос распространяется дальше — поповны разливают воду, попадья опрокидывает квашню, поп рвёт священные книги.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, и разбилось.

Мышка — существо хтоническое, подземное. И наделенное волшебной силой Нижнего мира, превышающей человеческую — по крайней мере, именно в этой сказке.

Мышка часто выступает в мифах посредником, вестником, в сказках — оказывает помощь человеку в критической ситуации, обладая знаниями о законах потустороннего мира, сообщает ему, как правильно поступить, или какие слова следует сказать.

В данном варианте, Мышка сыграла негативную роль, вмешавшись в процесс творения, после чего дед с бабой плачут — случилась катастрофа, в которой они оказались виноваты (преступив закон), и затем происходят упомянутые выше несчастья.

Мышка выбегает из подпола, из Нижнего мира, происходит прорыв инфернального, уничтожающего стройный изначальный Замысел, и, возможно, изначальное Знание.

Дед плачет, Баба плачет. Не плачь, Дед, не плачь, Баба, — говорит им курочка — я снесу для вас новое яичко, не золотое, а простое.

Этот наименее катастрофичный вариант концовки о многом говорит, и он с точки зрения мифа совершенно логичен. Из-за ошибки предков Золотой век закончился, сознание затемнилось, и возник тот мир, в котором могут жить и действовать смертные люди.

Возможно, сказка о курочке Рябе имела и более развернутое повествование (сказка лишь часть мифа), с какими-то важными деталями, которые со временем были утрачены.

Совет

Моя реконструкция не претендует на истинность, это лишь попытка истолкования смысла сказки, основанная на знании древней мифологии, и уверенности, что волшебная сказка обладала глубоким и важным значением, и рассказывалась не только для развлечения.

Источник: https://matveychev-oleg.livejournal.com/2146238.html

Дед плачет, баба плачет… | MediaRepost — главные новости часа

Есть такое мудрое наблюдение: когда твой враг теряет самообладание и начинает истерить – ты на правильном пути. А враги Народных республик выведены из равновесия! Украинская “влада” практически в панике и делает массу абсолютно бессмысленных заявлений, суть которых только в одном: реальные деньги, которые приносил Украине Донбасс, выскальзывают из липких ладоней.

Судьбой республик внезапно озаботился Оппоблок, который стал “страдать за нас” от того, что мы не сможем удержать такой сложный сегмент экономики. В прямом эфире плачет Тарута и на чистой соловьиной рассказывает о том, что тысячи безработных на непризнанных территориях будут голодать и мечтать о возврате на Украину.

Страдает Гройсман, страдает Новинский – этот особенно сильно: он ведь гуманист и церковный староста! От всеобщего воя закладывает уши и у некоторых особо впечатлительных граждан ЛДНР возникает лёгкий мандраж, переходящий в панику: «Неужели, всё что пророчат молодым республикам эти озабоченные господа, сбудется?» Самое время включить логику и немного подумать над этим вопросом, а заодно сопоставить риски от национализации для Народных республик и Украины.

Итак, что грозит Народным республикам при переходе предприятий украинской юрисдикции в государственную собственность? Господин Тарута что-то говорил о сложностях с сертификатами и отсутствии контрактов на сбыт продукции.

Вопрос первый решаем – есть несколько вариантов получения сертификатов международного образца и все они абсолютно законны.

По поводу контрактов вопрос тоже практически решён: заключено несколько новых, а к ним и старые подтянутся – у Украины нет другого пути, как покупать тот же донбасский уголь, но с более запутанной логистикой. Это в любом случае будет дешевле, чем уголь из США или ЮАР.

Ринат Ахметов «предостерегал» об отсутствии управленческих кадров у молодых республик. Однако возникает вопрос: “А куда они все денутся?”.

Неужто снимутся с мест с чадами и домочадцами и отправятся туда, куда хозяин повелит?! Этот вопрос не актуален – менеджеры есть, и мы ещё будем выбирать лучших.

Обратите внимание

Мало кто знает, что международная аттестационная комиссия оценила самым низким баллом ахметовских менеджеров.

Господин Новинский разразился очень трагичным комментарием событий, мол, не удержат республиканцы такую махину, раздавит она их! Да нет, не раздавит! Наоборот, деньги за реализацию продукции в республиках останутся, включая налоги! А это, на минуточку – около 70% финансовой потребности республик!

Кстати, а вы в курсе, что за пару недель блокады Украина уже потеряла 2 млрд. гривен! И по прогнозам Гройсмана, за год эта цифра увеличится до $4 млрд. недополучений в бюджет! МВФ сейчас в очередной раз морочит голову с $1 млрд.

, принуждая Украину вывернуться за эти деньги наизнанку, а здесь потери в четыре раза больше! Так кому будет хуже от блокады? Республикам?! Да для ЛДНР это невероятный двигатель развития! А вот Украина попадает просто в финансово-энергетический коллапс: взаимосвязанные с Донбассом украинские производства уже останавливаются и в ближайшее время без работы останутся не менее 50 000 человек! Цена на электроэнергию выросла на четверть, а при покупке угля у экспортёров, можно смело увеличивать нынешнюю стоимость киловатта вдвое, что повлечёт за собой увеличение цен на продукты питания минимум на 20%! Короче говоря, блокадой Донбасса Украина подписала себе приговор! И главное – украинская власть не может разобраться с ветеранами “АТО”, поскольку это вызовет волну недовольства в вооружённых силах. Процесс блокады вышел из-под контроля и даже Аваков напуган не на шутку: радикалы не хотят слушать и его!

Но главное – бизнес Порошенко и Ахметова получил удар ниже пояса: теперь дешёвого угля не будет! Ведь эта компашка забирала наш уголь по очень низкой цене, а проводила его документально по Роттердамской формуле, что позволяло в итоге класть разницу себе в карман, что составляло около 2 000 гривен с тонны! Солидный “заработок”! Поэтому и верещат сейчас олигархи как резаные – рушится хорошо организованная схема! Да и с экспортом электроэнергии сейчас возникнут проблемы: это он на бумаге почти не приносит прибыли, а на дешёвом угольке теневая прибыль огромная! А знаете, что пан президент Украины имеет изрядный процент от этого бизнеса — 25% от прибыли! Не в этом ли разгадка такого благосклонного отношения НКРЭКУ к энергохолдингу Ахметова?

Империя Ахметова держится сейчас на четырёх китах:

— получение валютной выручки при колеблющемся курсе гривны;

— уменьшение затрат на добычу и транспортировку топлива;

— расчёт тарифа по формуле привязанной к мировой цене на нефть;

— укрепление монополии в производстве и продаже электроэнергии;

Национализации предприятий на неподконтрольной территории разрушит эту конструкцию по всем направлениям. Ведь Ахметов играет на разности цен, что даёт ему и Порошенко в эти непростые для Украины времена, получать сверхприбыли.

И ещё немаловажный факт: национализация бизнеса Ахметова не даёт ему шансов на политическое вторжение в Народные республики! А такие планы у олигарха имеются и даже основа политической партии создана в рамках гуманитарного штаба.

…Так есть у нас поводы для уныния? И стоит ли республикам горевать о нежданно свалившимся на нас богатстве?! Мы не только справимся! Мы укрепимся и станем не просто выживать, а развиваться.

А Украина потеряет огромную часть бюджета, экспортную валютную выручку и деньги на войну.

Поэтому, никого не слушайте и ничего не бойтесь – мы сумеем управлять этими предприятиями и наконец вернём в свою собственность украденное в 90-х грабителями от приватизации.

Politikus.ru

Источник: https://MediaRepost.ru/channel/war/79014-ded-plachet-baba-plachet.html

Сказка о Курочке Рябе. В чем смысл сказки?

 Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Русское слово»!

В предыдущей статье о сказках я писала о том, что рассказывание сказок – это старинный русский обычай.

Каждый из нас помнит свое детство, когда взрослые рассказывали сказки, а мы просили еще и еще новых сказок. Сказка погружает нас в фантастический мир, полный загадок и тайн. Все секретное, неведомое, непознанное всегда притягивает…

Но вот, что интересно. Знаете ли вы, что те сказки, которые мы любили слушать в детстве, и которые сейчас рассказываем своим детям, — это

АДАПТИРОВАННЫЕ сказки?!

На самом деле в русских народных неадаптированных сказках скрыты древние представления народа о жизни. Все неадаптированные сказки очень страшные. Прочитав такую сказку, неподготовленный человек в лучшем случае испытает шок, а в худшем  — погрузится в глубокую депрессию.

Читая неадаптированную сказку нужно понимать, что создана она несколько тысяч лет тому назад. Поэтому нужно иметь хотя бы общее представление об обрядах и ритуалах древних славян.

Читайте также:  Кем были в жизни герои рок-оперы «юнона» и «авось»?

Например, наши предки представляли себе жизнь бесконечной.

Издавна символом бесконечности жизни являлось яйцо. Яйцо — прообраз всей жизни на земле! Кстати, вспомнился вопрос, который всегда ставит меня в тупик: что было раньше — курица или яйцо?.. Тем не менее, в яйце всегда уже есть новая жизнь!

Всем известна «незатейливая» сказка о Курочке Рябе:

Важно

Признаюсь, я никогда не понимала смысл этой сказки! С чего это вдруг дед да баба начинают плакать, убиваться по разбитому яичку?! Они же сами хотели его разбить! И кстати, зачем они его хотели разбить?!

Смысл этой истории станет понятен, если прочитать неадаптированный текст сказки. Вот он:

Снесла она яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко.

Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.

Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказала:

Какое на меня горе, какое на меня великое! Жили старик со старухой. И была у них курочка-рябушечка, стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке.

Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила.

Хоть ты, попадья, покидай с горя пироги за окошко!

Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, попадья, делаешь?!» А она отвечает:

Какое на меня горюшко, какое на меня великое! Жили старик со старухой. И была у них курочка-рябушечка, стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко.

Совет

Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко.

А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!

Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять.

Вот какое яичко-то дорогое!..

Источник: http://wordru.ru/skazka-o-kurochke-ryabe-v-chem-smysl-skazki/

Сакральный смысл Русских народных сказок. Курочка Ряба

Курочка Ряба

Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба.
А дальше?

Нужно ли говорить, что эту сказку мы помним с детства.

Рассказывали, рассказываем и будем рассказывать детям. Почему бы не превратить это в игру?

Можно рассказывать сказку, показывать ее, разыгрывать сценки из жизни русской деревни.

Курочка Ряба – русская народная сказка для самых маленьких детей. Повествует нам о том, что золотое яичко не принесло счастья деду и бабе, а принесло только горе и слезы.

В чем смысл сказки Корочка рябя? Чему наши предки хотели научить свих детей и вообще есть ли смысл у этой сказки? Одни уверяют, что смысла у сказки «Корочка ряба» нет и не может быть. Другие же проводят многолетние исследования сказки, в раскрытии ее смысла и содержания.

Третьи находят в тексте сказки тайный смысл, сравнивая яичко с луной и солнцем. Споры по сказке «Курочка ряба» не утихают и по сей день.

Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…».

Обратите внимание

Курочка Ряба — сказочный сюжет в восточнославянской фольклорной традиции. Структура текста сказки — цепь повторов. В сказке «Курочке рябе», как и в группе родственных кумулятивных сюжетов с моделью «оплакивания» каждый новый персонаж выражает свою скорбь по поводу произошедшего несчастья.

В настоящее время сказка Курочка ряба — одна из первых сказок, которые родители читают детям. Используемый для этого текст — ставший каноническим вариант одной из упрощенных версий сюжета «Сказки про курочку Рябу»; при этом сюжет получил «хорошую» концовку» — обещание курочки снести деду и бабке новое яичко вместо разбитого.

Сказка Курочка Ряба (Вариант 1)

Жили-были дед да баба.

Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое — золотое.

Дед бил, бил — не разбил.

Баба била, била — не разбила.

Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

Сказка Курочка Ряба (Вариант 2)

Жил себе дед да баба, у них была курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!

Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:

— О чем вы плачете?

— Как нам не плакать! — отвечают дед да баба. — Есть у нас курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.

Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.

— Ах, матушка! — говорят они попадье.

— Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.

Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается. А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!

На ту пору попадья плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.

Пришел поп с книгою.

— Ах, батюшка! — сказывает ему попадья.

— Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.

Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!

Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.

Сакральный смысл сказки
Кажется — ну, какая глупость: били-били, а тут мышка, хлоп — и сказке конец. Зачем все это? Действительно, только детям несмышленым рассказывать…

Сказка же эта о Мудрости, об Образе Вселенской Мудрости, заключенной в Золотом Яйце. Не каждому и не во всякое время дано познать эту Мудрость. Не всякому она “по зубам”. Иногда приходится согласиться на простую мудрость, заключенную в Простом Яйце.

Когда вы рассказываете ту или иную сказку своему ребенку, зная ее скрытый cмысл, то Древняя МУДРОСТЬ, заключенная в этой сказке, впитывается “с молоком матери”, на тонком плане, на подсознательном уровне. Такой ребенок будет понимать многие вещи и соотношения без лишних объяснений и логических подтверждений, образно, правым полушарием, как говорят современные психологи.

Источник: http://xn—-ctbb7d4bq.xn--p1ai/?p=2315

В гостях у сказки, или в чем смысл «курочки рябы»? | центр психологии и развития psy mind. консультации и психотерапия

«Сказку сказывать – это не шутки шутить, и не детей веселить» Можно было бы и так назвать статью, но я воздержалась. Почему такой слоган? Так дело ведь серьезное.

Это не сочинение написать и не байку придумать. Сказку нужно пересказать правильно, чтобы смысл передать. И смысл не собственный, а первоначальный, заложенный в глубокой древности нашими предками.

Вот только всегда ли мы сами понимаем смысл сказок?

Толковать сказки пробуют филологи, культурологи, психологи, и в результате открывается совершенно иное понимание текста. Так, например, лингвист и философ Вадим Петрович Руднев в книги «Тайна курочки рябы.

Безумие и успех в культуре» предлагает ряд интерпретаций сказки, используя преимущественно психоаналитический взгляд.

Важно

Результат получается интересный, возможно, шокирующий, но для знающих теорию читателей — предсказуемый.

Совершенно иное понимание сказки излагала Софья Залмановна Агранович, известный филолог, фольклорист и литературовед. В данной статье предлагаю Вам на рассмотрение и обсуждение именно ее толкование всем известной сказки «Курочка Ряба».

Для начала освежим память. Вот вариант сказки, которую мы слышали в детстве:

Какова мораль сказки? В чем смысл? Если смотреть на эту сказку поверхностно, то смысла в ней, как оказывается, вообще нет. Без понимания символичности персонажей, мифических корней сказки, она кажется рассказом о двух маразматиках, человеческой глупости и тупости.

А вот теперь добавляем факты:

сказка оказывается адаптированная, не полная, отредактировали ее; наверное, чтобы ПОНЯТНЕЕ была.
корни у сказки такие древние, что понять ее с помощью нашей привычной логики не получится.

Что же вырезали умелые редакторы? Вариантов полного текста существует несколько, но основной сюжет в следующем: после того, как мышка разбивает яйцо, начинаются странные вещи: ворота скрипят, мост падает, птицы горестно поют, животные плачут, пересказывают друг другу историю о разбитом яйце.

Появляются новые персонажи: поп, попадья и их две дочери.

Дочери, узнав о разбитом яйце, выливают из ведер воду, коромысла ломают; попадья, готовившая тесто, опрокидывает его и размазывает по полу; поп, в свою очередь, отстригает косу (а значит, перестает быть священнослужителем), рвет церковные книги и устраивает в церкви пожар.

Концовка нам уже известна: появляется курочка и обещает снести новое яичко – простое! И вот тогда наступает общее ликование.

Теперь главный вопрос – что же все это значит?

Итак, расшифровка от С.З.Агранович:

Дед и баба – пожилые люди (не случайно!); также они воплощают человеческий коллектив (ведь это разнополая пара).

Яйцо – олицетворение жизни.

Золото — символ смерти (в мифах золото и богатства находятся именно в царстве мертвых, в славянских сказках — Кощей, представитель царства мертвых, всегда связан с золотом).

Золотое яйцо, которое получили дед с бабой, – это «антижизнь, черная метка».

Получив золотое яйцо, дед и баба воспринимают его, как знак приближающейся смерти. Они по очереди пытаются разбить яйцо, но ничего не получается.

Мышь – это посредник между миром живых (земных) и мертвых (подземных). Это существо, которое служит двум мирам, и поступает непредсказуемо. Мышь – двулика, может сотворить как добро, так и зло.

Семья попа – это модель как человеческой семьи, так и сакрального общества.

Совет

Разбитое мышью яйцо пугает всех. Мир начинает распадаться, происходит сумасшествие социума. Причина распада в неизвестности. Никто не знает, что будет дальше. Поступок мыши они не в состоянии объяснить в силу ее двуликости.

Наступает развязка: курочка обещает снести яйцо ПРОСТОЕ, а значит подарить ЖИЗНЬ. Конечно, все радуются! Они спасены!

Таким образом, «детская сказка» оказывается рассказом о жизни и смерти, о социуме, и о том, как складывается борьба за жизнь. Сказка о курочке Рябе транслирует эмоции опасной для жизни ситуации: тревогу, страх, отчаяние, в конце — радость и ликование.

Вот такая получилась интерпретация у Софьи Залмановны Агранович. Верная она или нет, узнать не возможно. Слишком велика пропасть между современным миром и миром наших предков.

И вовсе не время здесь играет главную роль, а тип мировоззрения.

Мифическое мышление осталось в прошлом, и человеку с нашей логикой, остается лишь строить догадки, предположения, пытаясь докопаться до истинного значения доставшихся по наследству текстов.

Источник http://knigacheet.ru/kurochka-ryaba/

Источник: http://www.psy-mind.com.ua/kura-ryaba/

Ссылка на основную публикацию