Первая научная фантастика: год 1657 или 1709? пролог

Научная фантастика в эпоху до научной революции

Литература представляла дивные техногорода, космические путешествия и инопланетян до того, как началась научная революция

Автор: Эдвард Саймон

Исследователь строит космический корабль и встречает инопланетян в другом мире. Эти инопланетяне — «очень странные люди». В два раза выше человека, носят одежду из загадочного материала, окрашенного в цвета, невидимые человеческим глазом и говорят только завораживающими музыкальными тонами. Затем исследователь возвращается на землю.

Этот сюжет повторяется, казалось бы, бесчисленное количество раз в бульварных журналах и классической научной фантастике прошлого века.

Схожие темы озвучивались авторами вроде Айзека Азимова, Рея Бредбери, Артура Кларка, классическими сериалами типа Сумеречной Зоны и Стартрек, а также фильмами вроде недавнего Прибытия. Но история выше — не из прошлого века.

Обратите внимание

Этот исследователь, Доминго Гонсалес, вымышленный рассказчик из Человека на Луне, романа Френсиса Годвина, епископа Англиканской Церкви. Он был опубликован в 1638 году.

Научную фантастику иногда воспринимают как продукт современной науки.

Согласно этому взгляду жанр появился как попытка разобраться в огромных просторах эмпирических знаний и технологических возможностей, возникших в промежутке 17 и 18 веков — модель Солнечной системы Коперника, открытия Нового Света, прогресса медицины, микроскопы.

Критики вроде Брайана Алдисса доказывали, что Франкенштейн, известное произведение Мери Шелли 1818 года — первый роман в жанре научной фантастики, так как его фантастические события происходят не благодаря чудесам или магии, а при помощи науки.

Тем не менее во многих книгах, написанных в то время,  и во времена научной революции, использовался схожий повествовательный стиль.

Что делает эти книги удивительными, так это не то, что они отражают новую науку того времени, но демонстрируют литературное влияние на научные исследования.

Так же, как и многие современные учёные говорят о том, что Стар Трек вдохновил их заниматься исследованиями, Человек на Луне в своё время сделал популярными идеи гелиоцентризма и возможности внеземной жизни.

Сама по себе научная фантастика, конечно же, не является причиной научной революции, но литература той эпохи позволила людям представить различные реальности — в некоторых случаях задолго до того, как эти реальности стали возможными.

***

Литературный список этих ранних историй включает в себя работы различной степени каноничности, такие как «Утопия» Томаса Мора (1516), «Новая Атлантида» Френсиса Бекона (1627), «Сомниум» Иоганна Кеплера (1635), «Пылающий мир» Маргарет Кавендиш (1666), «Остров Пен» Генри Невилла (1688) и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (1726).

Важно

Все эти тексты объединяет  мотивация главных героев – любопытство, что так много значит для классической научной фантастики.

«Никто из ныне живущих не может рассказать вам о столь многом количество странных и неизвестных народов и стран» писал Мор, описывая открытие фантастического острова Утопия – пассаж, до смешения напоминающий «смело идти туда, куда не ступала нога человека».

Сегодня не очень ясно как, но Человек на Луне Годвина пленил читателей 17 века рассказом об испанце, который путешествует на корабле, движимом гусями.

Он летит через космос, который впервые в литературе описан как невесомый, затем проводит время в компании обитателей лунной цивилизации, покидая её только ради почти столь же удивительной и технологически изумительной земли под названием Китай.

История является смесью рассказа о натуральной философии, нарративом путешествия, утопического и шутливого стиля, который пришёлся по вкусу английской и европейской аудитории. Она также влияла на многих литературных звёзд в течение веков.

Французский автор Совиньон де Сирано де Бержерак высмеивал эту книгу в своём сатирическом романе 1657 года «Другой Мир«. Эдгар Алан По ссылался на неё в своей истории 1835 года «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля». И Герберт Уэллс в своём романе 1901 года «Первые люди на луне» также непосредственно вдохновлялся Годвином.

Годвин также повлиял и на науку. Как писал профессор Оксфорда Уильям Пул в своём предисловии к последнему изданию Человека на Луне, «Литературные или гуманистические традиции и практическая астрономия не были абсолютно разными вещами для астрономов эпохи раннего модерна».

Для Годвина, гуманитарные науки и естественные не противостоят друг другу, а взаимно усиливают методологию.

Джон Уилкинс, сотрудник Королевского Общества и изобретатель системы, которая предшествовала метрической, утверждал в своей книге «Меркурий» (1641), что роман Годвина может «использоваться, чтобы раскрыть секреты» естественной философии.

Совет

Ещё более провокационной книгой в своё время считался «Пылающий мир» первой женщины в Королевском Обществе, Маргарет Кавендиш.

История представляет собой рассказ о поездках по параллельной вселенной, вход в которую скрывается на Северном Полюсе, и которая населена разумными полулюдьми-полуживотными: «люди-медведи, несколько людей-червей… несколько людей-птиц, несколько людей-мух, несколько людей-пауков, несколько людей-гусей» и других.

В книге были летательные аппараты и подводные лодки, а также дискуссии о научных инновациях, частично обусловленные последними открытиями, сделанными с помощью изобретённого микроскопа.

Роман особенно отличен своей повествовательной сложностью. Автор появляется в качестве персонажа и описывает в письме как она «создаёт и растворяется в нескольких мирах, созданных в своём сознании… мир идей, мир атомов, мир огней«.

Описания авторами возможного будущего имели влияние на то, как складывалась настоящая действительность.

Пылающий Мир был реабилитирован как субъект серьёзного исследования феминистскими критиками в последней четверти 20 века, и Кавендиш стала популярной темой для обсуждения.

Даиэль Даттон, чей исторический роман «Маргарет Первая» освежил интерес к Кавендиш в начале этого года, говорит, что, когда она в первый раз читала Пылающий Мир, то восприняла его как «совершенно странный, в лучшем смысле: говорящие животные, города из янтаря и кораллов, метафизическое движение, в ходе которого душа Маргарет Кавендиш путешествует по Пылающему Миру чтобы подружиться с Императрицей». Книга описывает эру примитивных микроскопов и телескопов, блох, монструозно предстающих перед человеческим глазом и магнетических камней, указывающих на настоящий Север.

***

Годвин, Кавендиш и их современники имеют важное значение для формирования свободного пространства воображения — которое до сих пор играет роль в научной фантастике. В создании миров — или создании «бумажных тел«, как называла их Кавендиш — авторы описывали возможное будущее, которое влияло на настоящую действительность.

Обратите внимание

Возьмите эту подборку технологических чудес, которые Бекон описывает в Новой Атлантиде: «Версии тел в других телах» (трансплантация органов?), «Взволнованность духов и расположение их в правильной пропорции» (фармацевтика?), «создание новых продуктов из субстанций, которые сейчас не используются» (генно модифицированные продукты?), «создание новых тканей для одежды» (синтетические ткани?), «обман чувств» (телевидение и кино?);

И есть нечто устрашающее в описании лунной технологии в романе Человек на Луне:

Вы затем могли увидеть людей, которые могут перелетать с места на место, вы за одно мгновенье можете посылать сообщения на расстояние длиною множество миль и получать ответ незамедлительно, вы можете рассказать своё мнение своему другу, который находится в каком-то удалённом месте в населённом городе, в котором множество подобных вещей… вы можете получать новости Нового мира… никакие философы предыдущих эпох не могли даже представить такого

«То, что сделала Научная революция» — пишет британский историк Кейт Томас в своём труде «Религия и упадок магии: исследования популярных верований в Англии 16 и 17 века» — «это предоставление рационализму более стабильной интеллектуальной основы». То есть научная фантастика не всегда была производной от самих научных объяснений. Еще до того, наука полностью определилась со своими взглядами, литература предложила средство для размышлений о ней.

Способность представить альтернативные социальные механизмы, в частности, делает научную фантастику, возможно, литературным жанром с самым революционным потенциалом.

«Прото-феминистская критика,» Кавендиш, говорит Даттон, была критикой «доминантных силовых структур».

В Британии 17 века «эти критические замечания… вышедшие из-под пера женщины, должно быть, казались не менее фантастичными, чем её говорящие медведи!»

Научная фантастика с тех пор стала социальной лабораторией визионеров вроде Урсулы Ле Гуин, Сэмюэла Делани, Маргарет Этвуд, Филипа Дика, и Октавии Батлер.

Свобода спекулятивной фантастики позволила этим авторам давать ответ на вопрос реальной жизни и культуры радикальными способами.

В традиции социально значимой научной фантастики, Кавендиш стала первой «Креаторией» (женщиной-творцом — прим.перев.), как она себя называла.

В Пылающем мире Кавендиш писала, что «беллетристика — это человеческая фантазия, обрамлённая воображением писателя, без учёта того существует ли в реальном мире вещь, которую он представляет».

Важно

Тем не менее для неё, Годвина, Бекона и других, множество вещей, о которых они мечтали позднее были «действительно существующими».

Их фантазии не всегда требовали эмпирических открытий, эти открытия описаны в поэтическом стиле восторга и удивления перед тем, как были подтверждены экспериментами и логикой.

Оригинал: The Atlantic

Понравился текст? Поддержите наш проект!

или напрямую на яндекс-кошелёк 410011404335475

Источник: https://theidealist.ru/science-fiction/

Пролог, первая половина (сентябрь – февраль), 1641 год

Книга напечатана в Москве, на «Печатном Дворе», переплёт конца XVII начала XVIII веков, дубовые доски в коже с блинтовым тиснением, формат книги 29х20 см, формат строк: 25, шрифт: 90 мм, орнамент: инициал 1; заставок 8 с 7 досок, множество буквиц в древне-русском стиле. Утрата большого фрагмента первого листа, также несколько небольшик утрат в начале и конце книги. В книге две надписи одна из них скорописью XVII века, в которой упоминается владелец сия книги «Пётр».

Пролог славяно-русский церковно-учительный сборник, иначе именуемый Синаксарий. Свод сокращенных житий святых, а также поучительных слов Василия Великого, Иоанна Златоуста и многих других почитаемых Святых 

При Иоасафе I, пятом Патриархе Московском и всея Руси, был издан указ о начале печатания Пролога на первую половину года. Печатали книгу в Верхней палате на пяти станах. Бумагу для издания получали с филигранью «царев венец». Вышла «из дела» – 1 сентября 1641 (7150) года, тиражом 1200 экземпляров. Себестоимость книги составила 1 рубль, 28 алтын, 4 денги. 

12 сентября 1641 года поднесено царю Михаилу Федоровичу, царице Евдокии Лукьяновне и царевичу Алексею Михайловичу 9 золотообрезных книг, за переплет которых заплачено было 5 рублей.

В Приказ Большого Дворца дано «безденежно» 50 книг в тетрадях. Справщикам Московского Печатного двора дали 4 книги, в Правильную палату – 1 «кавычная» книга. По указу от 12 сентября 1641 (7150) г.

книгу в тетрадях продавали по 3 рубля.

Волею судьбы издания Пролога 1641 и 1642-1643 годов оказались первыми и единственными дониконовскими изданиями в России. В этот период типографией управлял боярин князь Алексей Михайлович Львов.

Впервые наряду с книгами, предназначенными для богослужения или для обучения грамоте, на Печатном дворе издаются книги для индивидуального «душеспасительного» чтения, первой в числе которых оказался Пролог.

Совет

В работе над книгой принимали участие такие известные книжники, как Михаил Рогов и Иван Наседка. 

Отличительной особенностью первого печатного издания Пролога являются небольшие стихословия, посвященные прославлению Святых, а также назидательные повести, каких нет в греческом варианте.

В библиографии известно 69 экземпляров.

Библиография: Сопиков, 1813 № 918; Соколов, 1832 № 226; Ундольский, 1848 №. 249; Сахаров, 1849 № 398; Каратаев, 1861 № 461; Ундольский, 1871 № 504; Попов, 1872 № 142; Каратаев, 1883 № 519; Родосский, 1891 № 172; Сопиков, 1904 № 918; Зернова, 1958 № 156; Петров, 1958 № 142; Горфункель, 1970 № 97; Атанасов, 1978 № 2, с.

60-68; Бахтина, 1978 № 39–40; Рязанов, 1978 № 17; Поздеева, 1980 № 326–327; Лабынцев, 1981 № 116; Поздеева, 1986 № 104; Рязанов, 1990 № 46; Починская, 1995 № 38, 276г, 367, 888; Вздорнов, 1997 № 14; Голубева, 1998 № 101; Ануфриева, 2000 № 54 (на сентябрь-ноябрь);Поздеева, 2000 а, № 170–173; Поздеева, 2000 б, № 366–368; Лукьянова, 2002 № 71.1–71.

4; Вздорнов, 2003 № 106–107; Поздеева, 2004№ 415–417; Бондар, 2008 № 280, с. 9, 83, 103–104.

Источник: https://antikvaria.ru/product/prolog-pervaja-polovina-sentjabr-fevral-1641-god/

Научная фантастика

Научная фантастика.

1) Од­на из ос­нов­ных раз­но­вид­но­стей фан­та­стической литературы, вби­раю­щая в се­бя раз­лич­ные про­за­ические жан­ры и ос­но­ван­ная на ра­цио­наль­ных ги­по­те­зах в об­лас­ти нау­ки и тех­ни­ки. Тер­мин «научная фантастика» ут­вер­дил­ся бла­го­да­ря дея­тель­но­сти американского изо­бре­та­те­ля Х.

Читайте также:  О чём спорили киники и киренаики?

Герн­с­бе­ка, ко­то­рый в 1926 году стал из­да­вать пер­вый спе­циа­ли­зированный жур­нал по научной фантастике «Amazing Stories». У ис­то­ков научной фантастики — ро­ма­ны-уто­пии «Но­вая Ат­лан­ти­да» Ф. Бэ­ко­на (1627 год), «Меч­та» (опубликован в 1634 году) И.

Ке­п­ле­ра, «Че­ло­век на Лу­не» (опубликован в 1638 году) Ф. Го­дви­на, «Иной свет, или Го­су­дар­ст­ва и им­пе­рии Лу­ны» (1657 год) С. Си­ра­но де Бер­же­ра­ка, «Год две ты­ся­чи че­ты­ре­ста со­ро­ко­вой» (1771 год) Л. С. Мер­сье; ро­ман-пам­флет «Пу­те­ше­ст­вия Гул­ли­ве­ра» Дж.

Свиф­та (1726 год); фи­лософская по­весть «Мик­ро­ме­гас» Воль­те­ра (1752 год).

Обратите внимание

Фор­ми­ро­ва­ние научной фантастики при­хо­дит­ся на XIX век: ро­ман «Фран­кен­штейн, или Со­вре­мен­ный Про­ме­тей» М. Шел­ли (1818 год), по­весть «Не­обык­но­вен­ное при­клю­че­ние не­кое­го Ган­са Пфал­ля» (1835 год) Э. А. По, и др.

На­учными про­зре­ния­ми на­сыще­ны ро­ма­ны наи­бо­лее зна­чительных пред­ста­ви­те­лей научной фантастики второй половины XIX — начала XX веков: «Па­риж в ХХ ве­ке» (1863 год, опубликован в 1994 году), «Пу­те­ше­ст­вие к цен­тру зем­ли» (1864 год), «20000 лье под во­дой» (1869 год) Ж. Вер­на; «Ма­ши­на вре­ме­ни» (1895 год), «Че­ло­век-не­ви­дим­ка» (1897 год), «Вой­на ми­ров» (1898 год), «Пер­вые лю­ди на Лу­не» (1901 год) Г. Уэл­лса. В XX веке научная фантастика наи­бо­лее ак­тив­но раз­ви­ва­лась в США: Э. Р. Бер­ро­уз, А. Ази­мов, А. Кларк, Ф. Дик, А. Ван Вогт, Р. Хайн­лайн, К. Сай­мак, Р. Шек­ли.

Основной мас­сив научной фантастики соз­да­ёт­ся в рус­ле мас­со­вой ли­те­ра­ту­ры; не­ред­ко научная фантастика вклю­ча­ет в се­бя мо­ти­вы, ха­рак­тер­ные для го­ти­че­ско­го ро­ма­на (Г. Уэллс, Г. Ле­руж) и при­клю­чен­че­ской ли­те­ра­ту­ры.

Во мно­гих слу­ча­ях научная фантастика сбли­жа­ет­ся с фэн­те­зи: «Кос­ми­че­ская три­ло­гия» К. С. Льюи­са (1938-1945 годы), ро­ма­ны американских пи­са­те­лей У. Ле Гу­ин, Р. Же­ляз­но­го, Г. Катт­не­ра (цикл о му­тан­тах Хог­бе­нах). Не­ред­ко на пер­вый план в про­из­ве­де­ни­ях вы­хо­дит со­ци­аль­но-фи­лософская (Р.

Брэд­бе­ри, Дж. Бал­лард, С. Лем) или по­ли­тическая (К. Ча­пек, П. Буль) про­бле­ма­ти­ка.

Пер­вый об­ра­зец научной фантастики в Рос­сии — ро­ман В. Ф. Одо­ев­ско­го «4338 год» (1840 год, не окон­чен). Эле­мен­ты научной фантастики при­су­щи ро­ма­ну-уто­пии «Крас­ная звез­да» А. А. Бо­гда­но­ва (1908 год).

На­уч­но-по­пу­ляр­ная на­прав­лен­ность до­ми­ни­ру­ет в ро­ма­нах «Плу­то­ния» (1915 год, опубликован в 1924 году) и «Зем­ля Сан­ни­ко­ва» (1926 год) В. А.

Об­ру­че­ва; со­че­та­ние на­учно-тех­нических до­пу­ще­ний с ост­рым ан­ти­бур­жу­аз­ным па­фо­сом от­ли­ча­ет ро­ма­ны «Аэли­та» (1923 год) и «Ги­пер­бо­ло­ид ин­же­не­ра Га­ри­на» (1927 год) А. Н. Тол­сто­го.

Важно

Важ­ное ме­сто в ис­то­рии отечественной научной фантастики за­ни­ма­ют ро­ма­ны А. Р. Бе­ляе­ва: «Го­ло­ва про­фес­со­ра Доу­эля» (1937 год), «Че­ло­век-ам­фи­бия» (1928 год), «Про­да­вец воз­ду­ха» (1929 год), «Ари­эль» (1941 год) и др.

Од­но из наи­бо­лее зна­чительных про­из­ве­де­ний советской научной фантастики — ро­ман «Ту­ман­ность Ан­дро­ме­ды» И. А. Еф­ре­мо­ва (1957 год), ри­сую­щий об­ще­ст­во вос­тор­же­ст­во­вав­ше­го ком­му­низ­ма. Круп­ней­ши­ми отечественными пред­ста­ви­те­ля­ми научной фантастики ста­ли братья А. Н. и Б. Н.

Стру­гац­кие: юмо­ри­стическая по­весть «По­не­дель­ник на­чи­на­ет­ся в суб­бо­ту» (1965 год), ро­ман-де­тек­тив «Отель «У по­гиб­ше­го аль­пи­ни­ста»» (1970 год), от­ли­чаю­щие­ся экс­пе­ри­мен­том в об­лас­ти жан­ро­вой фор­мы; по­весть «Улит­ка на скло­не» (пуб­ли­ко­валась час­тя­ми в 1966 и 1968 году, пол­но­стью — в 1988 году), ро­ма­ны «Град об­ре­чен­ный» (1975 год, опубликован в 1988-1989 годах), «Отя­го­щён­ные злом, или Со­рок лет спус­тя» (1988 год), для ко­то­рых ха­рак­тер­на кри­ти­ка ком­му­ни­стической уто­пии, и др. В 1960-1970-е годы из­вест­ность по­лу­чи­ли так­же про­из­ве­дения Д. А. Би­лен­ки­на, К. Бу­лы­чё­ва, М. Т. Ем­це­ва и Е. И. Пар­но­ва, В. Д. Ми­хай­ло­ва, Б. Г. Штер­на. Сре­ди пи­са­те­лей, об­ра­тив­ших­ся к научной фантастике на ру­бе­же XX-XXI веков, — А. Г. Ла­зар­чук, С. В. Лукь­янен­ко, В. М. Ры­ба­ков, Е. Ю. Лу­кин.

2) Жанр ки­не­ма­то­гра­фа. Пер­вые в ис­то­рии ки­но на­уч­но-фан­тас­тические филь­мы соз­да­ли французскими ре­жис­сё­ры Ф. Зек­ка («За­вое­ва­ние воз­ду­ха», 1901 год) и Ж. Мель­ес («Пу­те­ше­ст­вие на Лу­ну», 1902 год; «20000 лье под во­дой», 1907 год; «На за­вое­ва­ние по­лю­са», 1912 год, и др.). Филь­мы Я. А. Про­та­за­но­ва («Аэли­та» по А. Н.

Тол­сто­му, 1924 год), Л. В. Ку­ле­шо­ва («Луч смер­ти», 1925 год), Ф. Лан­га («Мет­ро­по­лис», 1927 год; «Жен­щи­на на Лу­не», 1929 год) обо­га­ти­ли жанр ря­дом но­вых из­об­ра­зительных мо­ти­вов.

Центральными те­ма­ми научной фантастики в ки­но ста­ли за­вое­ва­ние кос­мо­са, кон­так­ты с не­ве­до­мы­ми ци­ви­ли­за­ция­ми, пре­до­сте­ре­же­ния о гу­би­тель­ных по­след­ст­ви­ях на­коп­ле­ния атом­но­го и др. ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния («Кос­ми­че­ский рейс» В. Н. Жу­рав­лё­ва, 1936 год; «На­прав­ле­ние — Лу­на» И.

Пай­че­ла, 1950 год; «Это при­шло из дру­го­го про­стран­ст­ва» Дж. Ар­нол­да, 1953 год; «За­воевание кос­мо­са» Б. Хас­ки­на, 1955 год; «На по­след­нем бе­ре­гу» С. Кра­ме­ра, 1959 год)

С 1960-1970-х годов вни­ма­ние час­то пе­ре­но­си­лось с на­уч­но-тех­нических проб­лем на нрав­ст­вен­ные, фи­ло­соф­ские, со­ци­аль­ные: «Про­кля­тые» Дж. Лоу­зи (1961 год); «Че­ло­век-ам­фи­бия» Г. С. Ка­зан­ско­го и В. А.

Совет

Че­бо­та­рё­ва (1962 год); «451° по Фа­рен­гей­ту» Ф. Трюф­фо (1966 год); «2001: Кос­ми­че­ская одис­сея» (1968 год) и «За­вод­ной апель­син» (1971 год) С. Куб­ри­ка; «Со­ля­рис» А. А. Тар­ков­ско­го (1972 год); «Стра­на на за­ка­те: Да­ния — 1980 год» П.

Уот­кин­са (1977 год) и др.

К жан­ру об­ра­ща­лись круп­ней­шие ре­жис­сё­ры: Дж. Лу­кас (цикл о «звё­зд­ных вой­нах»), Д. Кро­нен­берг («Му­ха», 1986 год), Дж. Кэ­ме­рон («Бе­з­дна», 1989 год), С.

Спил­берг («Близ­кие кон­так­ты тре­ть­ей сте­пе­ни», 1977 год; «Парк Юр­ско­го пе­рио­да», 1993 год; «Осо­бое мне­ние», 2002 год, и др.), Л. Бес­сон («Пя­тый эле­мент», 1997 год), П.

Вер­хо­вен («Вспом­нить всё», 1990 год; «Звё­зд­ный де­сант», 1997 год), Л. фон Три­ер («Ме­лан­хо­лия», 2011 год).

Сре­ди др. филь­мов: «Неч­то» Дж. Кар­пен­те­ра (1982 год), се­ри­ал «Сек­рет­ные ма­те­риа­лы» (1993-2002 годы), «Звё­зд­ные вра­та» (1994 год) и «День не­за­ви­си­мо­сти» (1996 год) Р. Эм­ме­ри­ха, «Ар­ма­гед­дон» М.

Бея (1998 год), «Мат­ри­ца» Э. и Л. Вя­чов­ски (1999 год), «Зна­ме­ние» А. Пройа­са (2009 год).

В 2000-2010-х годах раз­ви­тие так­же по­лу­чи­ли фан­тас­тические ки­но­цик­лы: «Лю­ди в чёр­ном» (1997-2012 годы), «Че­ло­век-па­ук» (2002-2012 годы) и др.

Дополнительная литература:

Бри­ти­ков А.Ф. Рус­ский со­вет­ский на­уч­но-фан­та­сти­че­ский ро­ман. Л., 1970

Todo­rov T. Introduction а̀ la littérature fantastique. P., 1970

Ка­гар­лиц­кий Ю.А. Что та­кое фан­та­сти­ка? М., 1974

Ха­ню­тин Ю. Ре­аль­ность фан­та­сти­че­ско­го ми­ра: Проб­ле­мы за­пад­ной ки­но­фан­та­сти­ки. М., 1977

Обратите внимание

Suvin D. Meta­morphoses of science fiction: on the poetics and history of a literary genre. New Haven; L., 1979

Не­елов Е. М. Вол­шеб­но-ска­зоч­ные кор­ни на­уч­ной фан­та­сти­ки. Л., 1986

Broderick D. Reading by starlight: postmodern science fic­tion. L., 1995

Goimard J. Univers sans limi­tes. P., 2002–2004. Vol. 1–4

Ха­ри­то­нов Е., Щер­бак-Жу­ков А. На эк­ра­не – Чу­до: Оте­че­ст­вен­ная ки­но­фан­та­сти­ка и ки­но­сказ­ка (1909–2002 гг.). М., 2003

Фан­та­сти­че­ское ки­но. Эпи­зод пер­вый: Сб. ста­тей / Сост. Н. Са­му­ти­на. М., 2006.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Brave new words: Oxford dictionary of science fiction. Oxf.; N. Y., 2009
  • Schlobinski P., Siebold O. Wörterbuch der Science-Fiction. Fr./M. u. a., 2008
  • Ruaud A.-F. Science- fiction. P., 2008
  • Roberts A. Ch. The history of science fiction. Basingstoke, 2006
  • Langlet I. La science-fic­tion. P., 2006

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/nauchnaia_fantastika

Изобретения, предсказанные в научно-фантастических работах

Хлебом, маслом и икрой научной фантастики являются сюжеты о восстании машин, увлекательных путешествиях во времени, марсианских атаках. Но на сотню историй о враждебно настроенном Робокопе из соседней галактики приходится лишь парочка удивительно точных пророчеств.

Речь сейчас не о общих прогнозах, когда фантасты предрекали появление «Умных машин» и «Космических путешественников», это было бы слишком просто. Но есть особые предсказания, рожденные гениями литературного жанра, которые по сей день удивляют современников.

Например…

1. Жюль Верн в мельчайших подробностях описал высадку на Луну… в 1865 году

Первый пилотируемый космический корабль был запущен в декабре с американской базы во Флориде. Ракета была сделана преимущественно из алюминия и весила около восьми тонн.

В строительство вбухали почти $12,1 миллиарда.

После того, как три космонавта совершили свою лунную походку, они живыми и здоровыми вернулись на Землю; капсула упала в океан, откуда ее достали служащие Военно-морского флота.

Считаешь это скучной и банальной историей? Но, на минуточку, это сюжет из романа Жюля Верна, написанного им в 1865 году, и некоторые моменты в этой книге наталкивают нас на мысль о том, что этот талантливый француз был не только крутым писателем, но и крутым путешественником во времени.

Его произведение «С Земли на Луну» увидело свет за век до того, как свершилась миссия «Аполлон-11». Автор был неточен лишь в некоторых немногочисленных моментах: реальный вес звездолета составил почти 12 тонн, а стоимость – $14,4 миллиарда.

Еще он ошибся насчет процесса запуска ракеты: в романе космонавтов запускали из пушки «Колумбиада». Напомним, что командный модуль «Аполлона-11» был назван Колумбией. И последнее, Верн описал состояние космической невесомости, хотя в то время о ней еще не было известно.

Очевидно, он считал это безобидной нелепицей, которая способна сделать его произведение более увлекательным и живым.

2. Марк Твен предсказал появление Интернета в 1898 году

Эй, Марк Твен это не только Том Сойер и Гекельберри Финн, ищущие неприятности на свои молодые задницы в районе берегов Миссисипи.

Однако не многим известно, что автор проявлял интерес и к научной фантастике, поэтому неудивительно, если когда-нибудь где-нибудь обнаружатся черновики, в которых описано, как Сойер и Финн промышляют космическим пиратством, устраивая межзвездное бурное веселье.

Однажды подобную научно-фантастическую повесть писатель опубликовал в газете «Лондон Таймс» в 1904 году, и там подробно описано весьма интересное изобретение под названием «телелектроскоп», который используется как телефонная система для создания всемирной сети распространения информации. Говоря популярно и доходчиво, Твен описал принцип работы всемирной паутины. Имей в виду, что это было написано в 1898 году, когда телефоны были еще достаточно новой и редкой штукой.

С помощью «телелектроскопа» стало возможным наблюдение за «ежедневной деятельностью людей со всего мира, вне зависимости от местонахождения».

Важно

Стоп! Твен предсказал и появление соцсетей? Все верно… К сожалению, сам рассказ весьма посредственный.

В нем описано, как главный герой, обвиненный в убийстве, которого он не совершал, доказывает свою невиновность, когда видит в «интернете» мнимого убитого на одном из торжеств в Китае.

Однозначно, люди не ставили Твена в один ряд с Верном, поэтому на его предсказание не обратили никакого внимания. Для всей читающей аудитории он навсегда останется великим писателем, который отлично описывает жизнь и быт провинциальной Америки и которому лучше не лезть в область научной фантастики.

3. Роберт Хайнлайн спрогнозировал скринсейверов в 1961

Понятное дело, что на тебя произвело бы большее впечатление сбывшееся предсказание о ядерной или новой мировой войне. Да и мастера слова об этом постоянно думают и пишут. Но не следует пренебрегать простыми и даже банальными, на сегодняшний современный взгляд, вещами.

Возьмем в руки роман одного из «деканов» всех крупнейших писателей-фантастов, Роберта Хайнлайна, – «Чужак в чужой стране», который он написал в 1961 году.

Переворачивая страницы, ты увидишь удивительный мир будущего, где практически каждый житель среднего достатка имеет 3D-телевизор-компьютер и «аппарат стереовидения, замаскированный под аквариум».

Да-да, именно, за десять лет до появления первого персонального компа Хайнлайн описал компьютер с яркой и живой заставкой плавающих рыбок, вернее, аппарат стереовидения, который был способен развлекать зрителей, даже будучи в выключенном состоянии. Автор не только изложил ключевую функцию скринсейверов, но и угадал одну из самых распространенных и популярных тематик для заставок.

4. Герберт Джордж Уэллс описал атомную бомбу в 1914-м

Прежде чем мысль о создании оружия массового поражения посетила лохматую голову Эйнштейна, Уэллс написал об этом целое литературное произведение под названием «Освобождённый мир», опередив великого ученого на несколько десятилетий.

Автор понятия не имел, что подобный ядерный взрыв в принципе возможен, он просто немного знал о радиоактивном распаде и подумал, что, если мы когда-либо придумаем способ, чтобы взорвать все это сразу, вероятно, получится самый «большой бада-бум» в мире.

Ну и, конечно, он, не жалея красок и самых мрачных эпитетов, описал, какой колоссальный радиус разрушения будет иметь подобный взрыв.

Кстати, впервые словосочетание «атомная бомба» появилось именно в «Освобождённом мире», после прочтения которого Лео Силард, американский физик венгерско-еврейского происхождения, решил, что подобная бомба является отличным оружием контроля, пусть даже и потенциальным. Он запатентовал эту идею в 1934 году, несмотря на то, что она казалась странным вымыслом из мира научной фантастики.

Читайте также:  Почему неудобно сказать «нет»?

5. Хьюго Гернсбек описал детальное строение радаров в 1911 году

Хьюго Гернсбек – это изобретатель, бизнесмен и писатель, который основал первый в мире научно-фантастический журнал «Amazing Stories», плюс в его честь названа ежегодная церемония наград в области научной фантастики – Hugo Awards. Прогнозы Гернсбека обрели свое физическое воплощение практически во всех сферах развития современного общества, начиная от пульта для телевизора, заканчивая использованием солнечной энергии.

Но все же самым впечатляющим его романом-предчувствием стало произведение под названием «Ральф 124C 41+», где он предсказал появление радарной технологии.

И это были не какие-то «волшебные штуковины, способные обнаруживать вещи». Он подробно описал принцип работы механики устройства, включив в текст диаграмму.

Ну, а первый радар изобрел Роберт Пейдж в исследовательской лаборатории ВМФ США в 1934 году, спустя несколько десятилетий после выхода книги.

Источник: https://BroDude.ru/izobreteniya-predskazannye-v-nauchno-fantasticheskix-rabotax/

Научная фантастика

Научная фантастика это вид фантастической литературы (или литературы о необычном), основанный на единой сюжетной посылке (допущении) рационального характера, согласно которой необычайное (небывалое, даже, казалось бы, невозможное) в произведении создается с помощью законов природы, научных открытий или технических изобретений, в принципе не противоречащих естественнонаучным воззрениям, существующим в то время, когда создавалось научно-фантастическое произведение. Вместе с фэнтези — один из двух основных видов литературной фантастики 20 века. В рамках одного и того же произведения могут сочетаться элементы как научной фантастики, так и фэнтези (литературы «принципиально невозможного»), постоянно происходит диффузия различных художественных систем (один из наиболее показательных примеров — «Космическая трилогия», 1938-45, К.С.Льюиса).

Определение научной фантастики

Сложность определения научной фантастики связана с тем, что на протяжении долгого времени ее изучали отдельно, в отрыве от других видов фантастической литературы, а также в отрыве от литературы реалистической.

Однако если реалистическая литература описывает привычный и знакомый читателю мир, то научная фантастика показывает мир вероятностный, представляющий собой модель возможной действительности, реалистически точную (убеждающую) в деталях, степень реалистичности которой в целом определяет глубина и актуальность поднимаемых в произведении вопросов современности. Научная фантастика возникает в эпоху становления современной науки (17-18 века); как самостоятельный вид литературы выделяется в 20 веке. Употребляемое в отечественном книгоиздании и в науке о литературе ее обозначение можно считать русскоязычным эквивалентным английского science fiction, предложенного в 1927 американским инженером, популяризатором науки и писателем-фантастом Хьюго Гернсбеком, издателем первого в истории специализированного журнала Научная фантастика. Гернсбек полагал, что одна из главных задач научной фантастики — удовлетворять потребность в знании, причем потребность именно инженера (его Гернсбек считал главным действующим лицом будущих изменений в Америке), побуждать инженера к научно-техническому творчеству. От своих авторов Гернсбек требовал, чтобы художественные произведения создавались по формуле «75% литературы и 25% науки», а потому печатал научную фантастику только научно-популярного, прогностического характера, названную одним исследователем «фантастикой для инженеров». Тем не менее многие западные исследователи (и прежде всего, американские) считают, что именно Гернсбек создал Научную фантастику.

Другие утверждают, что он загнал ее в «гетто» специализированной периодики, отлучив от литературы «основного потока». Связь науки и научной фантастики сказывается прежде всего в общем влиянии научных методов на принципы подхода фантастики к действительности.

Ситуации, создаваемые научной фантастикой, в принципе не должны противоречить материальности мира, развитие сюжета должно быть подчинено логике исходного допущения, сделав которое, писатель не может выходить за его рамки.

Однако если бы фантастическое допущение обладало строгой научной обоснованностью, то это могло бы лишить научную фантастику возможности моделировать сколь угодно гипотетические ситуации.

Очевидно, что научность в литературе заключается не в скрупулезном следовании фактам конкретных наук, а в подходе к науке, в умении пользоваться ее методом, основанным на убежденности в познаваемости мира, признании его объективности.

научная фантастика не занимается прогнозированием технических чудес будущего, это не «литература идей», сфера ее применения — исследование жизни социума и индивидуума, происходящие в них изменения под действием сдвигов в развитии науки и техники. Элементы такого подхода к литературе видны уже в произведениях Т.Мора, И.Кеплера, Ф.Бэкона, Дж.Свифта. Формирование научной фантастика приходится на 19 века, в начале которого вышел роман М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а в конце — романы Ж.Верна и Г.Уэллса, представлявшие традиции фантастики научно-технической, прогностической и фантастики социально-философской.

Это будет вам интересно:  Тюркская поэтика

Научная фантастика в странах мира

Ведущие «фантастические» державы Запада—США и Великобритания. В США с конца 19 века стала развиваться индустрия журнальной фантастики, достигшая пика в 1920-30-е (наиболее известные авторы — Э.Р.Берроуз, Э.Гамильтон, Э.Смит). На это время приходится деятельность Гернсбека и Дж.

Кэмпбелла, с именем которого связан переход научной фантастики от научно-технической, прогностической к социальной и философской. В эти годы в литературу вошли писатели, наиболее активный творческий период которых получил название «золотого века» американской фантастики: Р.Хайнлайн, А.Азимов, А.Ван Вогт, Т.Стерджен, А.Бестер, Д.Найт, Г.Каттнер, К.Саймак.

Вскоре привлекли внимание читателей Р.Брэдбери, Р.Шекли, П.Андерсон. Конец 1960-х — время «новой волны», самого радикального направления в англоязычной фантастике, в американской научной фантастике представленного именами Х.Эллисона, Н.Спинреда, С.Дилэни. Последняя четверть 20 века — время, когда работают американские фантасты Ф.Херберт, Г.Гаррисон, Ф.Дик, Р.Силверберг, Р.Желязны, У.

Ле Гуин, Г.Бир, Д.Брин, О.С.Кард, У.Гибсон, Б.Стерлинг. Английская научная фантастика первой половины 20 века представлена Уэллсом, О.Стэплдоном. После второй мировой войны традицию Уэллса продолжали Д.Уиндем и А.Кларк, а также Д.Браннер. С «новой волной» связано творчество Дж.Г.Балларда, М.Муркока и Б.Олдисса, крупнейшего писателя-фантаста Великобритании конца столетия.

Совет

Из стран западной Европы выделяются Франция, Германия и Италия, как имеющие наиболее богатые культурные традиции и традиции развития фантастического элемента в национальных литературах. Во Франции Ж.Ронистарший, Ф.Карсак продолжают традицию Верна; П.Буль и Р.Мерль пишут фантастику политическую, а Р.Баржавель, Ж.Клейн и Ж.П.

Андревон — психологическую, обращенную к внутреннему миру героев. Из немецких авторов выделяются К.Лассвиц, Г.Франке, супруги Й. и Г.Браун, из итальянских — Л.Альдани, Т.Ландольфи, И.Кальвино, Д.Буццати. Научная фантастика в Восточной Европе в 20 веке наиболее представительно развивается в Польше, Чехии, Болгарии. Широко известны имена поляков Е.Жулавского, К.

Фиалковского, К.Боруня и С.Лема, чехов К.Чапека, Л.Соучека, Й.Несвадбы, болгар С.Минкова, Э.Манова, П.Вежинова и Л.Дилова. Из фантастов стран Северной Европы выделяются писатели Швеции: автор антиутопии «Каллокаин» К.Бойе (1940), лауреат Нобелевской премии Х.Мартинсон, написавший фантастическую поэму «Аниара» (1953), современные авторы С.Люндваль и П.Ершильд.

В Японии научная фантастика представлена в творчестве Абэ Кобо, Саке Комацу, Синити Хоси. Китайская фантастика обозначена в 20 веке лишь одной фигурой мирового масштаба — Лао Шэ, автора «Записок о Кошачьем городе» (1933).

Это будет вам интересно:  Латинская литература

Научная фантастика в России

В России традицию научной фантастики связывают с именем В.Ф.Одоевского, автора романа «4338-й год» (1840). Исследователи указывают на фантастические элементы в творчестве писателей конца 19 — начала 20 века: А.И.Куприна, А.А.Богданова, В.Я.Брюсова. Важна роль в становлении отечественной научной фантастики романов А.Н.

Толстого «Аэлита» (1922) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1926); В.А.Итина «Страна Гонгури» (1922), В.Е.Орловского «Бунт атомов» (1928). Особое место в истории российской научной фантастики занимает А.Р.Беляев.

Заложенные этими писателями традиции не смогли развиваться в 1930-50-е из-за влияния «фантастики ближнего прицела» (В.И.Немцов, А.П.Казанцев), утверждавшей «прикладное значение» научной фантастики, ее роль как пропагандиста и популяризатора научно-технических достижений ближайшего будущего. Велика роль романа И.А.

Ефремова «Туманность Андромеды» (1958), с которого начинается новейший период отечественной научной фантастики 1960-е — её «золотой век», время вхождения в литературу А.Н. и Б.Н.Стругацких, И.И.Варшавского, Д.А.Биленкина, С.Ф.Гансовского, Е.Л.Войскунского и И.Б.Лукодьянова, К.Булычева, М.Т.Емцева и Е.И.

Парнова, О.Н.Ларионовой. Конец 1980-х-90-е связан с именами Б.Г.Штерна, В.М.Рыбакова, М.Г.Успенского, А.Г.Лазарчука, Е.Ю.Лукина.

История научной фантастики

Первые работы по истории научной фантастики появились в США в 1930-е и принадлежали перу не профессиональных литераторов, а любителей фантастики. Клубы поклонников этой литературы начали появляться в конце 1920-х; тогда же стали выпускаться любительские журналы, в которых печатались материалы по истории фантастики.

Начало профессионального изучения фантастики приходится на конец 1950-х, когда возник первый специализированный журнал «Экстраполейшн», «фронтальное» же изучение следует датировать 70-ми, когда в США и Великобритании стали издаваться аналогичные «Экстраполейшн», журналы «Сайнс фикшн стадиз» и «Фаундейшн», выходить энциклопедии научной фантастики, появился целый отряд академических исследователей, началось преподавание научной фантастики в различных университетах Запада. В СССР критика научной фантастики, как и всех других видов литературы, была предельно идеологизированной, политизированной, задачей научной фантастики считалось популяризация достижений науки и техники. Ситуация отчасти изменилась в 1960-е, когда к её изучению обратились не только литературоведы, но и философы, историки, социологи.

Научная фантастика активно проявляет себя в кино — с начала 20 века появляются фантастические фильмы, количество которых в 1930-е позволяет говорить о возникновении отдельной отрасли киноискусства. Классикой кино-фантастики стали работы Я.Протазанова «Аэлита» (1924) и Ф.Ланга «Метрополис» (1926).

С тех пор сняты десятки разных версий экранизаций романов Уэллса, повестей Р.Л.Стивенсона «Странная история доктора Джеки л я и мистера Хайда», М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Вторая половина 20 века отмечена фильмами на космическую тематику — «Космическая одиссея 2001» (1968) С.Кубрика, «Звездные войны» (1977) Д.

Обратите внимание

Лукаса, о контактах с представителями иных цивилизаций — «Близкие контакты третьего рода» (1977) и «Инопланетянин» (1982) С.Спилберга, фильмами о чудовищах — «Годзилла» (1954), фильмами-катастрофами — «Гибель Японии» (1973). В 20 веке возникает научно-фантастическая драматургия — пьесы, предназначенные как для постановки в театре («R.U.R.

», 1920, «Белая болезнь», 1937, Чапека), так и на радио и телевидении (работы Ф. Дюрренматта, С.Лема).

Источник: https://www.litdic.ru/nauchnaya-fantastika/

Научная Фантастика (НФ)

Научная фантастика (НФ) — жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки[1].

Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческие общество и личность[3]. Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с футурологией.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его следующей информацией: О первых употреблениях термина Science fiction, о первых его переводах на русский, об альтернативных названиях.. В 1970 году W.

Atheling писал об английском термине «Science fiction»: «Уэллс изначально использовал этот термин для обозначения того, что мы сегодня назвали бы „твёрдой“ научной фантастикой, в которой основанием для повествования выступает сознательное стремление опираться на уже известные (в момент написания) факты, и уж если в повествовании также встречалось некое чудо, то по крайней мере речь не должна была идти о целом арсенале чудес».Вопрос о происхождении аналогичного русского термина «научная фантастика» не совсем ясен. Иногда считается, что впервые он был использован в журнале «Природа и люди» в 1914 году, когда был опубликован рассказ Якова Перельмана «Завтрак в невесомой кухне» (дополнительная глава к роману Жюля Верна «Из пушки на Луну») с подзаголовком «Научно-фантастический рассказ Я. Перельмана»[5]. Однако до этого похожий термин — «фантастически научные путешествия» — в отношении Уэллса и других авторов употребил Александр Куприн в своей статье «Редиард Киплинг» (1908). По утверждению же профессора Корнельского университета Аниндита Банерджи впервые термин «научная фантастика» появился в редакционной статье вышеупомянутого журнала «Природа и люди» ещё раньше — в одном из номеров за 1894 год — и, таким образом, возник независимо от Уэллса.Русское название жанра, «научная фантастика», не является буквальным переводом английского словосочетания science fiction, хотя оба термина несут один смысл и обозначают одни и те же приёмы и произведения. Словосочетание «science fiction» буквально переводится с английского как «научный художественный вымысел» или «художественный вымысел о науке». Тем не менее, именно вариант «научная фантастика» прижился в русском языке. Пару science fiction — научная фантастика относят к «ложным друзьям переводчика», так как неопытные переводчики нередко по ошибке начинают отождествлять понятия «fiction» (художественный вымысел) и «фантастика» без уточнения «научная» (англ. speculative fiction). Во французском, немецком и ряде других европейских языков используется заимствованное английское название, а для «просто» фантастики используются слова, аналогичные русскому (фр. Fantastique, нем. Phantastik, исп. Fantástico).Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на неком допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, иногда даже построении новых моделей общества (социальная фантастика).В узком понимании, — научная фантастика о технологиях и научных открытиях (только предполагаемых или уже совершённых), их захватывающих возможностях, их позитивном или негативном влиянии, о парадоксах, которые могут возникнуть. НФ в таком узком понимании будит научное воображение, заставляет думать о будущем и о возможностях науки.

В более общем понимании, НФ — это фантастика без сказочного и мистического, где строятся гипотезы о мирах, не основанные на чудесах и потусторонних силах, имитируется реальный мир. В противном случае, — это фэнтези или мистика с техническим налётом.

Читайте также:  О чем говорят жесты и позы?

НФ и мифологияСуществует мнение, что научная фантастика является разновидностью современной мифологии[8]. О тесной связи научной фантастики с фольклором и мифологией писал А. Ф. Бритиков[9]. Фантастика активно использует мифологию технической эры[10][11].

Например, идея космического лифта имеет мифологические основы[12]. Существует мифология космонавтики[13]. Мифология входит в состав научно-фантастических фильмов[14]. Сложно переоценить роль в развитии фантастики связанных с научной мифологией рассказов о Големе и Франкенштейне[15].

Идея робота впервые появилась в пьесе Карела Чапека R.U.R. и была воспринята в то время, как чистая фантазия. Научные мифы основаны на достижениях науки, но их появление и развитие идет успешнее и быстрее в научной фантастике (которую даже называют «экспериментальной лабораторией по созданию мифов»)[8].

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

НФ и футурология

Важно

Зачастую действие НФ происходит в далеком будущем, что роднит НФ с футурологией, наукой прогнозирования мира будущего. Многие НФ-писатели посвящают своё творчество литературной футурологии, попыткам угадать и описать реальное будущее Земли, как это делали Артур Кларк, Станислав Лем и др.

Другие писатели пользуются будущим лишь как сеттингом, позволяющим полнее раскрыть идею их произведения.

Однако фантастика о будущем и научная фантастика не совсем одно и то же. Действие многих научно-фантастических произведений происходит в условном настоящем («Великий Гусляр» К. Булычёва, большинство книг Ж. Верна, рассказы Г. Уэллса, Р.

Брэдбери) или даже прошлом (книги о путешествиях во времени). В то же время, в будущее иногда помещают действие произведений, не связанных с научной фантастикой. Например, действие многих произведений фэнтези происходит на Земле, изменившейся после ядерной войны («Шаннара» Т. Брукса, «Пробуждение каменного бога» Ф. Х. Фармера, «Сос-верёвка» П. Энтони).

Поэтому более надежный критерий — не время действия, а область фантастического допущения.

МненияГ. Л. Олди условно делит научно-фантастические допущения на естественно-научные и гуманитарно-научные. К первым относится введение в произведение новых изобретений и законов природы, что характерно для твёрдой НФ.

Ко вторым относится введение допущений в области социологии, истории, психологии, этики, религии и даже филологии. Таким образом создаются произведения социальной фантастики, утопии и антиутопии. При этом в одном произведении может сочетаться несколько видов допущений одновременно.

Сергей Снегов в 1992 году в предисловии к своей книге «Люди как боги» писал: «Раз фантастика, значит, нечто выдуманное, нечто отличное от реальной действительности.

А раз научная, то, стало быть, в чём-то соответствует законам развития и познания мира, выражает какую-то реальность природы и человека — хоть и выдуманное, но правдивое зеркало глубинной человеческой сущности».

Как пишет в своей статье Мария Галина, «Традиционно считается, что научная фантастика (НФ) — это литература, сюжет которой разворачивается вокруг какой-то пусть фантастической, но всё-таки научной идеи.

Совет

Точнее будет сказать, что в научной фантастике изначально заданная картина мира логична и внутренне непротиворечива.

Сюжет в НФ обычно строится на одном или нескольких как бы научных допущениях (возможна машина времени, передвижение в космосе быстрее света, „надпространственные тоннели“, телепатия и прочее)».

История научной фантастикиПоявление фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX веке. Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники, перспективы их развития и т. д. Часто описывался — как правило, в виде утопии — мир будущего.

Классическим примером такого типа фантастики являются произведения Жюля Верна.В ХХ веке значительный вклад в развитие научной фантастики как жанра внесли американские писатели — представители наиболее технологически развитого государства.

В работах всемирно известных авторов, таких как Рей Бредбери, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн поднимаются философские проблемы путей развития человечества, обсуждаются последствия внедрения технологий.

Под влиянием работ американских авторов, а также в связи с широким распространением английского языка, и его превращением в общепринятый язык межкультурной коммуникации характерной особенностью второй половины ХХ века стало появление писателей фантастов, пишущих на английском языке, однако не являющихся носителями языка[17].

Появились также специальные издания, в которых публикуются произведения зарубежных авторов, пишущих на английском языке.Поздне́е развитие техники стало рассматриваться в негативном свете и привело к распространению антиутопических произведений. А в 1980-е годы начал набирать популярность поджанр киберпанк.

В нём высокие технологии соседствуют с тотальным социальным контролем и властью всемогущих корпораций. В произведениях этого жанра основой сюжета выступает жизнь маргинальных борцов с олигархическим режимом, как правило, в условиях тотальной кибернетизации общества и социального упадка. Известные примеры: «Нейромант» Уильяма Гибсона. Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Фантастика в кино

 «Путешествие на Луну» (1902) режиссёра Жоржа Мельеса считается первым научно-фантастическим фильмом

Пионером кинофантастики был французский режиссёр Жорж Мельес, который в конце XIX — начале XX века снял ряд фантастических фильмов, в том числе знаменитое «Путешествие на Луну»[19][20]. Мельес, бывший циркач, создал первые спецэффекты, позволявшие изображать на экране невозможное в жизни.

Обратите внимание

В дальнейшем развитие кинофантастики было неразрывно связано с реальным научно-техническим прогрессом, так как этот жанр сильно зависел от технологий, позволявших воплощать на экране фантастические образы — мир будущего, инопланетян, роботов.

Большое развитие фантастика получила в немецком кинематографе 1920-х, в частности, антиутопический немой фильм «Метрополис» (1927) многими знатоками признаётся одним из лучших фантастических фильмов в истории[21][22] [23].

Однако подлинного расцвета фантастическое кино достигло в Голливуде[24], где фильмы в жанрах научной фантастики и близко родственных ей — ужасов, супергеройского кино, фэнтези — были в числе самых популярных и прибыльных.

Среди лучших американских фильмов середины XX века — «День, когда Земля остановилась» (1951) и «Запретная планета» (1956), а также «Космическая одиссея 2001 года» (1968) Стэнли Кубрика по сценарию Артура Кларка. Большое влияние на массовую культуру и развитие фантастики также имели телесериалы, в особенности «Звёздный путь» (США) и «Доктор Кто» (Британия).

Огромным прорывом для кинофантастики стало появление в конце 1970-х цифровых спецэффектов, компьютерной графики. В числе первых фильмов, применявших компьютерную графику, были «Звёздные войны» (1977) и «Трон» (1982), причём последний вывел эти технологии на новый уровень.

Благодаря небывалому коммерческому успеху «Звёздных войн» и появлению новых технологий, кинофантастика с начала 1980-х переживает бум популярности, фантастические киноленты становятся блокбастерами. Создатели кинофантастики 1980-х и 1990-х, такие как Джеймс Кэмерон, Ридли Скотт, Пол Верховен, Вачовски, подобно современным им писателям, избрали более критический и пессимистический уклон, рисуя постапокалиптическое или антиутопическое будущее — примерами, в частности, могут служить киносерии «Терминатор», «Матрица» и «Чужой». Новым витком в развитии технологий кинофантастики стал фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» (2009), который довёл до совершенства технологию 3D-кинематографа.

В мультипликации научная фантастика лучше всего представлена в работах японских аниматоров, таких как Кацухиро Отомо, Сёдзи Кавамори, Мамору Осии, Макото Синкай, Хидэаки Анно.

Фантастика в России и СССР «Аэлита» Якова Протазанова, первый советский НФ-фильмВ России научная фантастика с XX века стала популярным и широко развитым жанром. Среди самых известных авторов — Иван Ефремов, братья Стругацкие, Александр Беляев, Кир Булычёв и другие.

Ещё в дореволюционной России отдельные научно-фантастические произведения писали такие авторы, как Фаддей Булгарин, В. Ф. Одоевский, Валерий Брюсов[26], К. Э. Циолковский несколько раз излагал свои воззрения на науку и технику в виде художественных рассказов[27]. Но до революции НФ не была сложившимся жанром со своими постоянными писателями и поклонниками.

Важно

В СССР научная фантастика была одним из самых популярных жанров. Существовали семинары молодых фантастов, клубы любителей фантастики. Выходили альманахи с рассказами начинающих авторов, такие как «Мир приключений», фантастические рассказы публиковались в научно-популярных журналах, таких как «Техника — молодёжи», «Уральский следопыт», «Вокруг света».

В то же время, советская фантастика подвергалась жёстким цензурным ограничениям. От неё требовалось поддерживать позитивный взгляд на будущее, веру в коммунистическое развитие. Приветствовалась техническая достоверность, осуждалась мистика, сатира.

В 1934 году на съезде Союза писателей Самуил Яковлевич Маршак определил жанру фантастики место в одном ряду с детской литературой[28].Одним из первых в СССР научную фантастику начал писать Алексей Николаевич Толстой («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»). Экранизация романа Толстого «Аэлита» была первым советским фантастическим фильмом.

В 1920—1930-е годы были опубликованы десятки книг Александра Беляева («Борьба в эфире», «Ариэль», «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля» и др.), «альтернативно-географические» романы В. А. Обручева («Плутония», «Земля Санникова»), сатирико-фантастические повести М. А. Булгакова («Собачье сердце», «Роковые яйца»).

Их отличала техническая достоверность и интерес к науке и технике. Образцом для подражания ранних советских фантастов был Герберт Уэллс, который сам был социалистом и несколько раз посещал СССР.Советская фантастика пережила кризис в 1930-е и 1940-е годы, когда усилилось давление цензуры на писателей[29] .

В этот период преобладала «фантастика ближнего прицела» — твёрдая НФ, посвящённая популяризации науки и техники и рассматривающая лишь события ближайшего будущего. В 1950-е годы бурное развитие космонавтики приводит к расцвету фантастики об освоении Солнечной системы, подвигах космонавтов, колонизации планет. К ведущим авторам этого периода относят Г. Гуревича, А.

Казанцева, Г. Мартынова.В 1960-е годы и позднее советская фантастика начинает уходить от твёрдых рамок научности, несмотря на давление цензуры. Многие произведения выдающихся фантастов позднесоветского периода относятся к социальной фантастике.

В этот период появляются книги братьев Стругацких, Кира Булычёва, Ивана Ефремова, которые поднимают социальные и этические вопросы, содержат воззрения авторов на человечество и государство. Нередко фантастические произведения содержали скрытую сатиру. Эта же тенденция нашла отражение и в кинофантастике, в частности, в работах Андрея Тарковского («Солярис», «Сталкер»). Параллельно с этим в позднем СССР снималось много приключенческой фантастики для детей («Приключения Электроника», «Москва — Кассиопея», «Тайна третьей планеты»).

Совет

В современной России научная фантастика популярна и развита, хотя и уступает в популярности среди молодёжи фэнтези и другим модным жанрам. Ежегодно публикуются сотни новых наименований фантастических книг, нередко снимаются фантастические фильмы.

При этом, однако, подавляющая часть из них — сугубо развлекательные. Выходят журналы и альманахи о фантастике: «Если», «Мир фантастики», «Полдень, XXI век»; появляются крупные сайты о фантастике, такие как «Лаборатория фантастики», «Архивы Кубикуса».

Источник: http://westfiction.ru/stat/1

Ссылка на основную публикацию