Нужно ли преподавать литературу в школе?

Как преподавать литературу современным школьникам

Как все-таки добиться, чтобы учащиеся читали художественную литературу? Как сделать, чтобы они не только читали, но и умели анализировать произведения и сами занимались литературным творчеством? Как достичь того, чтобы они задумались над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образа? Как, почему за обычными словами возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять?

Сухомлинский писал, что чтение – это «окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Будет ли достаточно просто произнести эти слова, надеясь, что дети сразу же захотят открыть книгу?

Конечно, нет.

Я поняла, что поможет метод «погружения» в художественное произведение. Как же этого достичь?

Обратите внимание

Если обратимся к классикам педагогической мысли, то мы прочтем: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания».

Эти слова Константина Дмитриевича Ушинского утвердили меня в моих планах относительно создания такого кабинета, где имелась бы возможность для изучения изящной словесности, где необходимо создать саму атмосферу, где внешний вид кабинета, его оформление уже готовят учащихся к восприятию материала, способствуют наилучшему пониманию текста художественной литературы.

Я поняла, что создание кабинета литературы – дело очень кропотливое, требующее времени и терпения, это совместный труд учителя литературы, ученика и родителей.

Такая работа в кабинете роднит, сближает учащегося со школой, ее традициями. Они чувствуют личную заинтересованность в пополнении, развитии кабинета. Хороший кабинет – результат их активного участия в этом процессе, который гарантирует не только сохранность всего оборудования, но и пополнение коллекций предметов, постоянное обновление экспозиции.

Я разделила кабинет на несколько секций, чтобы каждый учащийся нашел для себя какую-то свою, близкую ему тему. Около окна — полочки с различными словарями, сзади – шкафы,  наполненные предметами для работы с источниками и написания творческих миниатюр, сбоку – мини-сцена и камин для проведения уроков литературы с использованием новых технологий.

Материалы для работы я собирала в разных городах России. Каждый предмет становился частью литературной экспозиции. Удачной находкой стали фотообои (книжные шкафы), закрывшие огромное пространство стены. Это дало возможность  создать имитацию зала библиотеки, стало уютней, теперь мы учимся среди книг.

С этой же целью в кабинете литературы были собраны предметы, которые являются ключевыми для создания художественного образа и являются теми важными деталями, которые помогут раскрыть внутренний мир героя литературного произведения. Например, женские перчатки.

«Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей…», — писал Л.Н.Толстой в рассказе «После бала». По предметам ребята узнают литературное произведение.

Например, «люлька» Тараса Бульбы, или кандалы декабристов из повести Юрия Тынянова «Кюхля», а может быть, фигурка девушки с книгой напоминает им Асю, а другая, в длинных перчатках, — Вареньку из рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

Комплекс средств обучения обеспечивает их разностороннее воздействие на личность учащегося. 

Важно

В конце прошлого года  в кабинете появилась мини-сцена.  Это помогло совершенно по новому организовать уроки литературы, так как учащиеся могли читать стихи прямо со сцены, а затем обсуждать прочитанное произведение, сидя в зрительном зале.

В этом году возникла идея в моем маленьком театре погружаться в мир театральных постановок в лучших театрах Москвы с помощью серии дисков «Театр на экране». Появилась возможность во время урока, читая и обсуждая произведения, увидеть эпизоды в классическом исполнении мастеров сцены.

Предлагая учащимся, прочитавшим произведение, увидеть тот или иной эпизод, который отражает видение режиссера и интерпретацию актера, пропустившего сквозь себя эту роль, мы сможем достичь желаемого результата — вызвать интерес к произведению, желание его прочитать и высказать собственное мнение о книге.

Вы можете подумать, что же тут особенного? Но ведь это не за партой, а почти в зрительном зале. А перед началом спектакля можно прослушать небольшой монолог руководителя театра о конкретном произведении.

Работая в созданном нами (именно нами, потому что без моих детей у меня ничего не получилось бы) кабинете или вернее лаборатории, а может быть, «в открытом нами мире» четыре года, я поняла, как сделать, чтобы меня услышали. Необходимо читать вместе с ними по возможности каждую страницу, учить их видеть художественные детали, с помощью которых порой  можно понять и принять прочитанное.

Мы читаем вслух, обсуждаем, разбираем, анализируем. А иногда просто молчим и слушаем музыку.

На одном из последних уроков мы обсуждали тему толерантности в произведениях русских писателей, а затем учащиеся писали сочинение-миниатюру, где рекомендовали книги для прочтения, в которых в разных обстоятельствах проявляется понимание и принятие мнений других людей.

Я приведу отрывки из сочинений учащихся.

Наумова Марина: «Толерантность – это то качество, которого нам порой  недостает. Мы должны уметь не только понимать, но и принимать мнение других людей».

Совет

Сушич Настя: «Понятие толерантности наиболее полно можно раскрыть для себя, прочитав произведение А.П. Чехова «Дом с мезонином».  Я сделала такой вывод: человек не может осуждать другого человека только за то, что их жизненные цели не совпадают».

Лисицына Катя: «Все мы думаем, что хорошо знаем, что есть счастье. В рассказе «Дом с мезонином» А.П. Чехов, прежде всего, показал последствия, которые ведет за собой неприятие другого мнения. В конечном итоге Лида разрушает счастье собственной сестры. И при этом девушка абсолютно уверена в своей правоте. Разве это не страшно?»

Ершов Николай: «Если вы хотите раскрыть понятие «толерантность», вам необходимо познакомиться с произведением М.Горького «Песня о Соколе». Мы видим двух совершенно разных существ: Ужа и Сокола. У них разные взгляды на жизнь, разные убеждения, разные ценности. Но они существуют в одном мире, а, значит, они должны понять друг друга, быть терпимыми к мнению другого».

В этом году мы подготовили несколько литературных композиций. В декабре  показали  учащимся и родителям мини-спектакль —  посвящение декабристам-литераторам.

Мы не только познакомились с литературным и историческим наследием, подобрали  музыкальные композиции, нашли предметы, необходимые для создания атмосферы того времени, но и увлеклись чтением стихов и писем  декабристов и их жен.

Вот что пишет Ирина Яроповецкая: “Участвуя в «Литературной гостиной» в качестве исполнительницы роли княгини Трубецкой, я приобрела большой опыт в познании жизни. На каждой репетиции я дышала и жила историей своей героини, меня переполняло море чувств. По телу постоянно пробегала дрожь, и атмосфера была просто необыкновенная.

Вместе с остальными участниками мы переносились в прошлое и чувствовали себя героями тех событий…».

А это впечатление родителей: «Очень познавательно и интересно прошло мероприятие, в лучших традициях «литературной гостиной», посвящённое внутренней красоте и силе духа русских женщин.

Обратите внимание

Татьяна Юрьевна так увлекательно спланировала постановку, что казалось, будто бы мы перенеслись на несколько столетий назад и оказались в той исторической эпохе вместе с участниками спектакля.

На протяжении всего представления ученики-актёры настолько вжились в свои роли, что зрители (приглашённые ученики других классов и родители) порой видели перед собой настоящих декабристов и их жён. Безусловно, мероприятие удалось.

Каждый гимназист должен задать себе вопрос «Способен ли я на такие поступки?» Конечно же, ответ на него даст время, но к этому необходимо стремиться — в каждой жизни всегда есть место подвигу!».

Можно сколько угодно успокаивать себя или сомневаться что, все то, что ты делаешь,  нужно детям. А лучше спросить их. Что я и сделала, предложив написать несколько слов  о впечатлениях, полученных в этом году на уроках литературы.

«Больше всего мне запомнились уроки, посвященные стихотворениям о войне. Мы читали стихи, смотрели презентации, видеосюжеты, фотографии, слушали музыкальные произведения. По моему мнению, все это помогло ощутить ужас войны».

«Чтобы я хотел изменить на уроках литературы? Наверное, ничего. Меня все устраивает: и обстановка (а это уже отдельная тема), и отношение между учителем и учащимися (просто превосходное!). Учитель у нас самый лучший! Так, как она относится к нам и к предмету, ни один другой учитель не сможет. Уроки у нас необыкновенные потому, что преподаются от сердца и хочется приходить снова и снова».

«Уроки литературы для меня – это раскрытие души два раза в неделю. Читая книги по программе, потом обсуждая их, а иногда и написав сочинение, мы развиваемся, развиваем и совершенствуем свою речь, мысли.

Мне нравится, когда мы сидим в кругу и читаем стихи. То стеснение, что было раньше, уже пропало, и за это я также благодарна урокам литературы. Еще меня очень тронула наша литературная композиция, посвященная декабристам.

Такая атмосфера сближает людей, как зрителей, так и участников».

«В этом году мне понравилось изучать комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». Николай Васильевич хорошо высмеивает пороки общества.

Также было интересно обсуждать большую тему «Кавказ», учить стихи, посвященные Грузии, смотреть презентации и читать повесть Л.Н. Толстого «Казаки».

Все произведения, которые были включены в эту тему, отложились у меня в памяти навсегда. Поэтому спасибо урокам литературы и превосходному учителю».

«Мне всегда нравилось то, что у нас на уроках литературы была возможность обсуждать прочитанные произведения в узком кругу. У каждого были свои мысли, идеи, с которыми не страшно было поделиться с другими. Все наши уроки литературы (начиная с пятого класса) учат меня всегда чему-то новому, помогают с разных сторон смотреть на жизнь, делать выводы, получать жизненный опыт.

Незабываемы были уроки, посвященные повести И.С. Тургенева «Бежин луг», М.А. Булгакова «Полотенце с петухом», таким  произведениям, как «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, «Счастливые» Л. Улицкой, «Куст сирени» А.И. Куприна. Каждое из этих произведений осталось в памяти, каждое чему-то научило, каждое произвело неизгладимое впечатление».

  

«Ваши уроки литературы не сравнишь с другими литературными постановками и конференциями. Они затягивают и заинтересовывают меня так, что читать хочется все больше. Вы открываете любую тему, показывая различные грани, помогаете понять. Также мне нравится участвовать в обсуждении произведений.

Важно

Таким образом, каждый может выразить свои мысли и чувства. Очень нравится слушать моих одноклассников, и через их понимание произведения, я узнаю их характер, принципы. По правде говоря, я больше люблю слушать, но на Ваших уроках во мне просыпается желание говорить. Вы очень помогаете каждому из нас.

Спасибо!»

Безусловно, не все так идеально. Не все учащиеся могут выражать свои мысли, рассуждая о том или ином произведении. Но они умеют замечательно слушать меня и одноклассников, а это тоже маленькая победа.

Очень важно, что сам кабинет притягивает детей своей атмосферой. Они часто заходят вечером – посидеть молча у камина или чем-то поделиться с друзьями. Незабываемы минуты после показа спектаклей.

Мы не расходимся, потому что не можем расстаться: пьем чай, кушаем пирожки и говорим все одновременно, перебивая друг друга, потому что эмоции переполняют. Но мы не замкнуты в своем мире, мы готовы впустить тех, кому плохо.

У меня для всех всегда раскрыто сердце, переполненное любовью к людям.

Читайте также:  Что такое туманность андромеды?

В заключение хочу поделиться хорошей находкой. В нашем кабинете теперь есть  дерево общения с маленькими карманчиками, которые мы заполняем нашими рекомендациями о прочтении той или иной книги. Таким образом, мы стараемся поддержать друг друга, поднять настроение, подать руку помощи. А вдруг кто-то прочтет, улыбнется и сделает шаг … к НАМ.

Татьяна Котова, почетный работник общего образования РФ, ветеран труда, преподаватель русского языка и литературы гимназии № 1573  Москвы

Фото с сайта http://www.liveinternet.ru

Источник: http://www.ug.ru/method_article/514

Страсти вокруг литературы: мнение школьных учителей

В конце мая прошло заседание Совета по образованию и науке при председателе Госдумы Сергее Нарышкине, на котором выступила учительница из Ленинградской области.

По ее словам, сейчас в педагогической среде активно обсуждается, стоит ли создавать единый учебник русского языка и литературы. По мнению преподавателя, эти области лучше разграничивать и дальше.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов прокомментировал вопрос, волнующий педагогов, сообщает ТАСС.

«Я об этом [о создании единой программы по русскому языку и литературе] услышал впервые. Я думаю, что как раз учительское сообщество должно ответить на этот вопрос, нужен этот учебник или нет. Если такой запрос есть, то учебник должен быть написан, даже не один учебник, а несколько»

Ранее в правительстве поднимали вопрос о расширении списка обязательных экзаменов за счет гуманитарных предметов, в частности, литературы. С таким предложением выступал министр культуры Владимир Мединский.

Сохранит ли новая аттестация для школьников в таком случае формат ЕГЭ, пока неизвестно.

Напомним, что в октябре 2015 года Дмитрий Ливанов заявил, что обязательный выпускной экзамен по истории могут ввести уже в 2018 или 2019 году.

у педагога всегда должна быть возможность выбора. Все, что становится обязательным, может принести вред и мучения

Совет

Как вы думаете, можно ли преподавать русский язык и литературу не как два разных предмета, а как одну предметную область по одному учебнику?

Действительно, между литературой и русским языком есть много точек соприкосновения. И если преподаешь два этих предмета, то порой начинаешь путаться, что сейчас ведешь.

Я считаю, что у педагога всегда должна быть возможность выбора. Не стоит объединять русский и литературу в массовом порядке. Все, что становится обязательным, может принести вред и мучения для учителей. А об одном учебнике по русскому и литературе, по-моему, и речь пока никто не заводил.

Любопытно было бы взглянуть на такой учебник…

Сложно ли заставить современного школьника читать?

Конечно, многим трудно читать. Но я против такого понятия, как «современный школьник».

Непонятно, кто скрывается за ним — москвич, житель окраин, подросток, росший без родителей, мальчик из интеллигентной семьи. Нет внятного наполнения у такого понятия.

И поэтому нельзя говорить, что что-то серьезно изменилось за последнее время. Всегда были и читающие люди, и те, кто не интересуется литературой.

Под «современными» имелись в виду дети, которые много времени проводят в интернете, в социальных сетях…

А раньше как они проводили время? За книгой? Я с трудом верю в то, что раньше все читали, а теперь они только общаются в социальных сетях. Когда-то школьники, к примеру, играли в «пристенок» или в «ножички».

Нельзя сказать, что смартфоны и планшеты забрали время именно у книг. Я не видела никаких серьезных исследований на эту тему, я только слышу причитания, мол, вот молодое поколение теперь смотрит в «гаджеты». Скорее, они опасны из-за того, что портят глаза.

Еще дети теперь, конечно же, проводят меньше времени, играя на улице — это тоже проблема.

Обратите внимание

С другой стороны, возможно, что у нынешних школьников появилось больше интересных занятий, чем у их родителей. И те, кто раньше читал от тоски или одиночества, теперь развлекаются другими способами. Но каких-то радикальных изменений в связи с этим я не вижу и данными по теме не обладаю.

Что вызывает наибольшие сложности у школьников при изучении литературы? Понимают ли они произведения из программы?

Школьникам правда сложно понимать классические тексты. Нам кажется, что раньше было иначе. Но, может, мы просто этого не замечали. Я не знаю, в чем дело: то ли раньше мы были не так любопытны, то ли дети были не так честны.

Я много лет работаю в школе, но у меня никогда не было такого, чтобы ученики настолько не понимали классику, как это происходит теперь. Отношусь к ситуации как к своеобразному вызову.

Значит, надо что-то делать для того, чтобы дети начали понимать — читать вслух, больше объяснять, чем спрашивать, разговаривать со школьниками.

Произведения из программы действительно как-то больше отодвинулись от нас, ведь и язык, и реалии жизни меняются со временем. Возможно, интонацию дети теперь хуже улавливают.

А может быть, еще раз повторю, нынешние подростки просто честнее в своем непонимании, чем их родители. Другими словами, не боятся произнести то, что раньше боялись говорить.

Базовое и углубленное изучение литературы — это правильная идея? Не приведет ли это к некой изоляции тех, кто занимается на базовом уровне?

Пока я не имею представления о том, что будет называться «базовым уровнем», и я вообще-то против.

Углубленное изучение литературы всегда было. Я сейчас преподаю в гуманитарном классе, и у нас много часов литературы. Этим детям не нужно объяснять, зачем читать книжки, это даже не обсуждается.

Школьники в профильных классах отличаются другим уровнем понимания и работы над произведениями, это так.

Важно

Я полагаю, что нет никакого смысла в том, чтобы сокращать уже существующую программу. Всякое разрешение не делать что-то — опасная вещь. Мы очень боимся размывания и отмены того, что кажется важным. Должен существовать какой-то список книг, с которыми следует ознакомиться каждому учащемуся.

А какой получается уровень, насколько глубоко заниматься с классом — это должен чувствовать учитель. Возможно, какой-то текст можно дать детям в облегченном виде, если у них он не идет. Но лучше сделать так, чем не брать произведение вовсе. Всегда надо давать шанс всем детям.

Плохо, если мы сразу будем отменять какие-то вещи как заведомо невыполнимые для определенных категорий учеников.

Стоит ли вводить ЕГЭ по литературе для всех 11-классников?

Не вижу в этом ничего хорошего. По правде говоря, мне до сих пор жалко, что отменили сочинение. То, чем его заменили, — это уже другое испытание. Отрезанная нога обратно не прирастает, и боюсь, что уже не прирастет.

В ЕГЭ много формального. Это хороший экзамен в том смысле, что он неплохо проверяет необходимую базу знаний и минимизирует коррупцию при поступлении в вуз.

Но мне кажется, что обязательное изучение литературы для сдачи этого экзамена может стать очередной головной болью для учителя, а также повлечь за собой натаскивание школьников на ЕГЭ.

По моему мнению, это повредит изучению литературы в школе.

Не стал делать ЕГЭ по литературе обязательным экзаменом. Мне вообще кажется, что литературу надо преподавать только тем, кому это интересно

Как вы думаете, можно ли объединить русский язык и литературу в рамках учебной программы?

Есть темы, которые можно считать общими для обоих учебных предметов — например, речевая характеристика персонажа. Но как сделать одну общую программу для русского языка и литературы, я не знаю.

Нужно ли современным школьникам больше изучать русский язык и литературу?

Во-первых, в разных школах — разные ситуации. Во-вторых, очень многое зависит от учителя.

Я знаю преподавателей, которые могут дать очень многое своим ученикам всего за три часа в неделю. Это касается и русского языка, и литературы.

Совет

Допускаю также, что есть педагоги, которые и за 30 часов в неделю не способны дать никаких знаний, потому что они не профессионалы, а репродукторы, способные лишь повторять то, что прочитали в учебниках.

Получается, интерес детей к урокам русского и литературы во многом зависит от учителя?

Разумеется. Можно и самые интересные темы рассказывать так скучно, что дети киснут, а традиционно трудные — так, что учащиеся слушают, раскрыв рты. Но это не значит, что быть хорошим педагогом легко и что школьников всегда получается заинтересовать.

Всегда ли дети и подростки понимают произведения из школьной программы? Возникают ли сложности при чтении классических текстов?

Да, и очень много.

Сложность предмета литературы для школьников не зависит от даты написания произведений. Большинству Солженицын не более понятен, чем Гоголь.

Поэтому чтение текста всегда должно начинаться с комментария к нему, это основа, с которой всё начинается.

Взять хотя бы, к примеру, значения слов. Конечно же, дети не знают, что такое «дрожки» или «коллежский секретарь». Кроме того, они не всегда понимают и значения некоторых ситуаций из текстов, а самое главное, что нередко этого не осознают. Приведу пример из «Мертвых душ» Гоголя.

В этом произведении есть сцена, в которой Чичиков встречает Ноздрева в трактире. Когда приходит время платить, у Ноздрева происходит диалог с женщиной-служительницей (как сегодня бы сказали, с официанткой). Она говорит, что нужно заплатить 20 копеек.

Обратите внимание

Ноздрев отвечает: «Врешь, хватит с тебя и полтины». А полтина — это половина рубля, 50 копеек. Боюсь, что девять десятых школьников просто не обратят на это внимание. Но те 10%, которые заметят, должны спросить у учителя, почему так.

Преподаватель в свою очередь должен им объяснить, что такое ассигнации, и как соотносились бумажные деньги с серебром.

Нет ли у вас ощущения, что уровень грамотности и речевой культуры современных детей снизился по сравнению с предыдущими годами?

Мне кажется, что довольно низкий уровень культуры речи и грамотности был всегда.

Я помню это еще со времен своих первых классов, я начал работать в школе с сентября 1972 года. Понимающих литературу и тогда, и сейчас так же мало, как тех, кто способен понимать балет или классическую музыку.

Но мы почему-то всё равно считаем, будто Достоевский проще Моцарта и доступен всем десятиклассникам. Боюсь, что это не так.

В последнее время идут разговоры о том, чтобы сделать ЕГЭ по литературе обязательным экзаменом для 11-классников. Как вы думаете, нужно ли это?

Я бы не стал делать его обязательным экзаменом. Это приведет либо к предельному упрощению заданий, либо к сильнейшему провалу. Мне вообще кажется, что литературу надо преподавать только тем, кому это интересно.

Кстати, есть ли у вас замечания и комментарии, связанные с ЕГЭ по литературе?

В КИМах ЕГЭ есть интересные вопросы, требующие серьезного уровня подготовки. Однако в основном составители стараются так составить задания, чтобы они были доступны слабому ученику.

И я их прекрасно понимаю. Возможно, правильнее было бы давать разноуровневые задания. Тем не менее, в любом случае результаты ЕГЭ сильно зависят от того, кто будет проверять работу. За один и тот же ответ по литературе разные люди могут поставить и «пять», и «два».

Источник: https://www.ucheba.ru/article/2812

Зачем нужно изучать литературу? Ответы репетиторов

Литература — искусство слова. Она развивает восприятие и воображение, уносит нас в фантастические миры, учит сочувствовать чужому горю и радоваться чужому счастью.

Прикасаясь к лучшим образцам литературы, мы открываем красоту родного языка. Читающие люди — люди в большинстве своем грамотные, умеющие выстроить и высказать свою мысль, доказать и развить ее.

Это очень важно в современном мире.

140

Литература в школе нужна для того, чтобы научить маленького человека не просто читать книги, но понимать прекрасное, анализировать, научиться видеть то, что желал своим произведением донести до читателя писатель.

52

Важно

Литературу необходимо не только изучать, но и чувствовать, любить, потому что только вместе с ней мы постигаем культуру человеческого общения

36

Знание данной дисциплины позволяет узнать много интересного из жизни и истории . Позволяет проводить паралелли между сюжетом и героями. Всегда представляешь себя на месте героя

25

Если Вы хотите открыть для себя удивительный мир книг, увидеть и почувствовать красоту слова, полноту художественных образов, стать интересным собеседником, научиться понимать автора, быть настоящим читателем — Вам просто необходимо заняться изучением литературы!

24

В литературе отражен многовековой опыт человечества, поэтому в ней можно найти ответы на вопросы современности.

19

Считаю, что основными критериями изучения литературы являются: — для общего развития любого человека — для того, чтобы знать литературу не только своей страны, но и зарубежных стран — воспитание патриотических чувств при изучении литературы — формируются умения в адекватном оценивании поступков героев художественных произведений — главное, привитие учащимся желания читать и читать

16

Быть интересным собеседником, разносторонней личностью

14

Я думаю, это нужно для осознания себя как личности, своего места в мире и истории в будущем. Нельзя сводить изучение литературы только к сдаче экзаменов. В каждом из нас живет языковая личность, и хочется, чтобы она была многогранной

14

Главная задача литературы — развитие духовно-нравственных качеств личности, обогащение эстетических знаний, словарного запаса, изобразительно-выразительных средств языка, расширение кругозора.

14

Чтобы воспитывать душу

13

Назову одну из причин. Нравственное одичание опасно для человека. Именно оно происходит с теми, кто игнорирует чтение и изучение родной и зарубежной классической литературы.

11

Расширение кругозора, развитие культуры речи, приобщение к прекрасному и т. д.

10

Совет

Я не очень люблю сочетание «изучать литературу». Литература — это то, что даёт развитие душе, её (литературу) нужно научиться понимать. а ещё лучше — чувствовать. Без этого метафоры, оксюмороны и прочие «заморочки» никогда не сложатся в картину, имеющую смысл и значимость для вас лично, а так и останутся непонятными «заморочками».

Читайте также:  Может ли звук убивать?

9

Чтобы сдать экзамены в школе — локально, а глобально — освоить ценности, заложенные мастерами слова.

6

Русская литература-основа для формирования русской личности, настоящего гражданина России.

5

Литература- один из самых главных предметов, потому что заставляет читателей думать, учит самым простым истинам: добру, пониманию, умению радоваться, сострадать, в общем, самым прописным истинам, которые формируют «настоящего доброго человека», и есть классика! Анализируя поступки героев, мы думаем: «А как бы поступил я?» Литературу нужно изучать, чтобы быть духовно развитой личностью или просто хорошим человеком.

4

Источник: https://onlinerepetitor.net/article/zachem-nuzhno-izuchat-literaturu

Могут ли выпускники-филологи преподавать русский язык и литературу в школах?

Вопрос: Добрый день. Подскажите, пожалуйста, имеют ли выпускники филологического факультета право на преподавание русского языка и литературы в средних и высших учебных заведениях? Благодарю заранее.

Ответ начальника Юридического управления Юрия Витальевича Пенова: Согласно статье 331 Трудового кодекса РФ, к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 29.12.

2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», право заниматься педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Таким образом, федеральное законодательство не предъявляет к лицам, желающим заниматься преподавательской деятельностью, требования о наличии педагогического образования.

Квалификационные требования к работникам образования установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года № 761н).

В соответствии с указанным справочником должность учителя или преподавателя (кроме должностей профессорско-преподавательского состава образовательных организация высшего образования) могут занимать лица, имеющие высшее образование или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Таким образом, лица, окончившие обучение по основной образовательной программе по направлению подготовки «Филология», могут осуществлять преподавательскую деятельность в области, соответствующей полученному ими образованию.

При этом необходимо учитывать, что к лицам, претендующим на занятие должностей профессорско-преподавательского состава образовательной организации высшего образования, установлены особые требования, предусмотренные единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 года № 1н). Претенденты на занятие соответствующих должностей должны иметь высшее образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.

Источник: http://guestbook.spbu.ru/upravleniya/penov-yurij-vitalevich/8705-mogut-li-vypuskniki-filologi-prepodavat-russkij-yazyk-i-literaturu-v-shkolakh.html

Важность литературы в школьной программе

  • Главная→
  • Новости→
  • Важность литературы в школьной программе

Некоторые школьники не понимают, для чего нужно читать книжки.

Вместо этого современная молодежь предпочитает общаться в социальных сетях и играть в компьютерные игры.

При этом подростки совершенно не осознают важности литературы в школьной программе и всячески игнорируют эту учебную дисциплину. 

Чтобы ответить на вопрос, для чего нужно изучать литературу школьникам, совсем не обязательно вести теоретические дискуссии и вдаваться в дебри литературоведения. И самое главное, нет смысла придумывать, чему и для чего может служить литература в школе. Необходимо понять, для чего она нужна в реальной жизни. 

Обратите внимание

Благодаря книгам, мы лучше понимаем людей, жизнь, окружающую нас, узнаем о лучших человеческих идеалах. Читая то или иное произведение, мы сопереживаем героям, и это значит, что книги развивают наши чувства, делают нас эмоционально более чуткими и тонкими. 

Многие произведения, написанные в наше время, весьма актуальны, и читать их необходимо. Но зачастую такие книги освещают какой-нибудь один актуальный вопрос.

Что касается классики, которую дети изучают на уроках литературы, в ней отражается и психология отношений, и политика, и социальные вопросы.

Взять хотя бы произведение Льва Толстого «Крейцерова соната» — в нем можно найти много интересных мыслей по поводу брака, женщин, серьезных и несерьезных отношений. 

Начитанность имеет большое значение. И не случайно даже при поверхностном знакомстве с человеком несложно догадаться, любить ли он читать и какие книги его интересуют. 

Знакомиться с художественной литературой совершенно необходимо, ведь именно там собран весь опыт, приобретенный человечеством. Иными словами, читая книги, человек учится жить. Польза произведений Толстого, Достоевского неоценима, ведь взгляды этих писателей научили людей мыслить по-иному. 

Прочитав роман, подросток поймет горе отвергнутой любви, обаяние внутренней, а не внешней, красоты, грусть человека о прошедшей юности… Некоторые люди, не понимающие важности литературы в школьной программе, утверждают, что она воспитывает лишь тем, что учит подражать положительным персонажам и ненавидеть отрицательных. Но такое мнение слишком примитивно и односторонне. 

Художественная литература помогает развивать чувства и воспитывает правильное отношение к жизни, однако подросток не может все в книге понять самостоятельно. Для этого и нужен учитель.

Важно

Изучая любую книгу, вы должны четко понимать, чем и в чем именно она может приблизить школьника к идеалу, чем и в чем сделает его лучше.

Это и будет для вас той направляющей внутренней силой, которая будет диктовать вам определенную систему работы.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Условиями использования.

Источник: https://www.VirtualAcademy.ru/news/vazhnost-literatury-v-shkolnoj-programme/

Чтобы Вы посоветовали изменить в преподавании литературы в школе?

Расскажу о проблеме со стороны, так как сама я по состоянию здоровья в общеобразовательной школе не училась (F-64 -транссексуализм). Я даже ещё до выхода юмористической постановки завалила экзамен в сельхоз техникум потому что совершенно не знала, что написал Тургенев.

Думаю сначала нужно назвать те произведения которые должны быть в учебной программе обязательно.

Фантастика. Здесь на самом дела есть множество произведений, которые учат уму разуму и пробуждают интерес не только к научным дисциплинам, но и раскрывают морально нравственные проблемы, суть которых трудно донести до читателя не прибегая к данному жанру.

«Сумма технологий» С. Лем. -хотя-бы раздел про фантомат с фантопликацией. Ну как в реалистичной литературе донести такие посылы, как относительность личности и нашего восприятия реальности. На самом деле конечно можно, но сие выйдет так заумно, что ученику будет просто лень вникать в это дело. А тут в довольно увлекательной форме.

«Машина времени» Г. Уеллса понятно, что есть экранизации, но режиссерский сценарий и книга это принципиально разные вещи и те посылы, которые хотел донести автор в ней пропали, а ведь это тоже классика, и очень жаль, что некоторые думают, что в оригинальном произведении дело было именно так.

«1984“ Д. Оруэлл. Без комментариев и польза сей книги думаю очевидна.

Из советских

«Пятое измерение» В. Савченко. О времени, судьбе, выборе и научной работе. Чего стоит хотя бы его ода рукам экспериментатора;

И если повезло с регионом, то нужны и местные. Вот мне повезло и на том экзамене, также был задан вопрос «Какого из сибирских писателей вы знаете?». Я назвала Мамина-Сибиряка (дополнительный вопрос, об его имени по паспорту ввёл меня в непонятку) и Якубовского (здесь в недоумение впала экзаменатор).

А ведь его «Мефисто» в СССР (как и некоторые другие произведения) печатался в Московских изданиях.

Из зарубежной литературы совершено не охвачены страны Азиатско-Тихоокеанск­ого региона. Тут конечно лучше предоставить составление основного списка знатокам дела, но некоторые агавы из «Красного Гаольяна» уж точно лишними не будут.

Религия.

По моему мнению ценны и нужны книги всех конфессий. Другое дело, что их прямой перевод понятно сложен для понимания. Кроме того ознакомившись с кратким пересказом у желающих будет возможность прочесть их и самим.

Совет

Ну про «Тору» «Евангелия» и «Коран» и так многие наслышанны. Однако не следует забывать и классиков излагающих альтернативную точку зрения.

«Дневник Адама» М. Твен,

«В начале» А. Азимов — это тот самый который фантаст, но данное его произведение просвещено научному анализу первых глав «Бытия».

Буддийские притчи.

«О плоте», «Камни и галька», «Воздаяние заслуг», О слепом и цвете», «Есть ли бог» уж точно не помешает знать как атеистами, так и представителям любых религиозных конфессий.

Индийский эпос «Махабхарата»

Сие 18 книг некоторые из которых даже не переведены на русский, но можно выбрать лучшее. По всеобщему мнению лучшее в ней конечно «Брахават-Гита», но она сильно на подъём ума. Поэтому к месту будет например;

«Убиение Бхишмы» — увы сей эпизод (как и многие другие) в экранизации был искажен до неузнаваемости, а ведь в нем опять дельный смысл.

«Избиение Ядавов» — яркий и интересный.

Что сокращать нельзя.

«Ревизор» Гоголь.

«Дорога» Некрасов.

«Преступление и наказание» Достоевский (на самом деле единственное его произведение, которое заслуживает внесение в школьную программу. Причём сильно подозреваю, что критики не очень внимательно его читали.

Там главным образом не про убийство старухи. Основные его ценность во второстепенных персонажах. Мне вот например Лужин понравился (разумеется не в качестве объекта для подражания, а с литературной точки зрения.

«Капитанская дочка» Пушкин — как образец того, как следует писать произведение на исторические темы. Ещё можно было-бы назвать и сказки того же автора, но их и так уже знают до школы.

Что доработать.

«Война и мир» Л. Толстого. Что тут думать. Я изучала данное по бумажному изданию советских времён, которое больше подходит для углубленного изучения французского, чем для уроков русской литературы. Здесь лайт версия нужна.

Что лишнее

«Анна Коренина» ну не актуально похождения опийной наркоманки с целью «полюбил меня сильнее», вот до ядра есть фильмов и книжек с аналогичным сюжетом на современный лад. Зачем ещё одно.

Горький весь — хотя сомневаюсь, что он ещё есть в программе. Лучше побольше произведений хороших и разных об ужасах фашизма — в том числе и зарубежных авторов (В том числе немецких — ведь от него пострадало много и жителей Германии).

Ом.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1171033-chtoby-vy-posovetovali-izmenit-v-prepodavanii-literatury-v-shkole.html

Как стать учителем: что нужно знать будущему педагогу

Вспомните: когда вы учились в школе, с каким чувством ждали начала учебного года? Если вы были любимчиком в классе, то наверняка 1 сентября на самом деле было праздником.

И, конечно, у вас был любимый учитель, глядя на которого хотелось стать успешным профессионалом, и уже в 40 лет пользоваться таким же заслуженным уважением.

Если все это про вас, добро пожаловать в учительскую профессию!

Чтобы вступить в ряды сеющих разумное, доброе, вечное, лучше всего получить профессиональное образование.

Можно отучиться в педагогическом колледже или в университете, пройти курсы повышения квалификации и стать учителем высшей категории.

Каким вы будете — строгим руководителем или чутким духовным наставником — решайте сами. И стоит ли получать педагогическое образование — решать тоже только вам.

Да-да, чтобы учить других, необязательно иметь специализацию педагога. Например, победитель конкурса «Учитель года России — 2017» Илья Демаков обучался на кафедре источниковедения истории России. Итоги конкурса 2018 года объявят в октябре, и, возможно, победителем снова станет молодой педагог. Как превратить «хочу» в «могу» и стать хорошим учителем, расскажем далее.

Как стать учителем начальных классов

Как стать учителем начальных классов

Начнем с малого. Точнее, с маленьких. Нельзя точно сказать, кого проще воспитать: младших или старших — у каждого возраста свои особенности. Поэтому если вы сказали себе «Хочу учить малышей», обратите внимание на советы, которые помогут стать хорошим учителем начальных классов.

Читайте также:  Кем были в жизни герои рок-оперы «юнона» и «авось»?

Что нужно учителю младших классов:

  • любовь к детям. Как бы тривиально ни звучало, но без этого свойства хорошим педагогом не стать. Вспомните себя и своих одноклассников в начальной школе. Наверняка классную руководительницу все называли второй мамой. Младшеклассники очень тонко чувствуют эмоции учителя, для них важно ваше теплое отношение;
  • чувство меры. Не скупитесь на проявление чувств, но не перегибайте палку. Ученики должны помнить, что вы их руководитель. Мама или бабушка могут дать послабление, если построить им глазки, а учитель — нет, и детям лучше бы хорошо это усвоить;
  • стрессоустойчивость. Большинство HR-специалистов включают это свойство в требования к идеальному кандидату. Для работы в начальных классах оно вам очень пригодится. Дело не только в обилии вопросов типа «Почему трава зеленая, небо голубое, Петрову 5, мне 4, птицы летают, вода мокрая» и так далее. Вам предстоит находиться в состоянии постоянного напряжения, присматривая за тем, чтобы никто ничего не сломал, не поранился сам, не побил соседа… И все это при постоянном шуме, которые создают еще не умеющие сосредоточиться младшеклассники. Так что стальные нервы — ваш лучший помощник;
  • умение привлечь внимание. Требование вытекает из предыдущего пункта. «За окном летит птичка, светит солнце, а трава такая зеленая, и вообще, уже хочется обедать или спать… Но нельзя, потому что учительница рассказывает такие интересные вещи!» Вам сильно повезет, если ваши ученики будут так думать. Поэтому поработайте над техникой привлечения внимания. Старайтесь сообщать детям факты, которые поразят их и не дадут отвлечься. Но не перегружайте малышей информацией. Так они не только не одарят вас вниманием, но и ничего не запомнят.

Получить эти и другие профессиональные навыки поможет обучение педагогической профессии. Но что если у вас уже есть другое образование, а быть учителем все равно хочется?

В 2012 году был принят «Закон об образовании». Этот документ рассказывает, можно ли стать учителем, не имея специального образования.

Обратите внимание

По закону, педагогическую деятельность могут осуществлять не только те, кто имеет педагогическое образование, но и лица, имеющие высшее или среднее специальное образование в смежных областях. Проще говоря, если вы учились по экономической специальности, вы можете стать учителем математики.

Для этого достаточно пройти курсы переподготовки по профессии. А вот если вы учились на технического специалиста, но хотите преподавать литературу, без дополнительного образования будет сложно обойтись.

Как стать учителем английского языка и других предметов

Как стать учителем английского языка и других предметов

Сегодня школа требует от учителя развития основных компетенций — способностей к решению каких-то задач. Не будем загружать вас терминами, расскажем просто о сложных вещах. Что требуется от педагога:

  • иметь определенное мировоззрение. Это не значит, что есть мировоззренческий шаблон, под который нужно подстроиться. Это означает, что учитель должен иметь четкую позицию и аргументировать свою точку зрения;
  • иметь ценностные ориентиры. Преподаватель должен привить ребенку правильные моральные установки. Не навязать свое мнение, а именно поставить на верный путь, научить ориентироваться среди духовных ценностей;
  • хотеть учиться. Педагог не должен останавливаться на пути познания нового. Информация устаревает за 3 года. Поэтому учитель должен постоянно получать новые знания и совершенствовать свои профессиональные качества;
  • приобрести навыки работы с информацией. Нужно уметь подавать знания так, чтобы их было легко воспринимать. Кроме того, в современном информационном пространстве много неточных сведений. Учитель должен не только распознавать верную информацию среди остальной, но и обязательно научить этому детей;
  • уметь общаться. Проблема коммуникации очень актуальна. Научить детей общаться — одна из главных задач учителя.

А вот конкретные советы для тех, кто хочет стать учителем:

Русского языка и литературы. Наверное, любовь к слову — это то, чего нельзя отнять. Если вы с самого детства любите читать, рассказывать стихи и вообще, складно говорить, то эта профессия для вас. Чтобы стать учителем русского языка и литературы, поступайте на филологический факультет.

Иностранного языка. Без знания языков вряд ли получится стать хорошим преподавателем. Также необходимо изучить рынок труда и узнать, учителя каких языков требуются в школах.

Чаще всего в школах преподают английский, немецкий, французский языки. А вот если вы придете в среднюю общеобразовательную школу со знанием китайского, вряд ли вы найдете себе там место. Поэтому, поступая в вуз, выбирайте с умом.

Учителей иностранного готовят на филологическом факультете или на факультете иностранных языков.

Математики и информатики. Дважды два — четыре, дважды два — четыре… Если вы с раннего детства запомнили эту простую истину из песни, а позже полюбили складывать, вычитать, умножать, делить, эта профессия для вас.

А информатика неотделима от математики, ведь на числах строится вся компьютерная наука. Двери открыты на физико-математический факультет или на факультет высшей математики, или факультеты механики, компьютерных наук.

В общем, все специальности, где есть слово математика, для вас.

Физики. Этот предмет зачастую вызывает сложности в изучении. Чтобы стать хорошим преподавателем, нужно хотеть разбираться в окружающем мире, понимать физические процессы, сложные природные явления.

Если это будет интересно вам, вы сможете «заразить» этим интересом своих учеников. Тогда заниматься физикой будет проще и интересней. Специалистов готовят на факультетах физики и математики, физики и астрономии, естествознания и физики…

Как и для математиков, ключевое слово всегда подскажет вам, куда поступить.

Истории и обществознания. Человечество прошло долгий путь развития. Предкам пришлось пережить огромное количество войн, политических изменений, культурных преобразований, и все это требует тщательного изучения. Став учителем, вы сможете дать ответ на известный вопрос Бернарда Шоу: «Что скажет история?» Факультеты истории и права ждут вас. 

Физкультуры. Левой! Левой! На месте стой! Если вашей любви к спорту можно только позавидовать, смело идите в учителя физкультуры прививать ее младшему поколению. Дети и так любят прыгать и бегать.

Вам остается только направить их энергию на нужное дело, чтобы заниматься физкультурой было не только весело, но и полезно. Физруков готовят в спортивных вузах. Напомним, чтобы стать учителем, необязательно получать педагогическое образование.

Поэтому даже если вы стали специалистом спортивной медицины, обучение физкультуре может стать вашим основным видом деятельности.

Биологии. Сколько тайн таит в себе любой организм! И как сложен окружающий нас мир… Все это очень сложно и очень интересно. Познав все тонкости этой естественной науки, смело отправляйтесь к школьникам.

Химии. Самое интересное в химии — это эксперименты. Научитесь правильно проводить их, и для детей химия станет любимым учебным предметом. Факультеты естественных наук вас ждут.

Рисования. Говорить об искусстве — одно, а вот преподавать искусство — совсем другое. Рисовать любят почти все, но создать академический рисунок не каждому под силу. Конечно, не обязательно заставлять учеников рисовать с натуры или составлять идеальные композиции. Задача учителя ИЗО — пробудить в учениках любовь к искусству.

Кем бы вы ни хотели стать — учителем математики, физкультуры, ОБЖ, музыки или труда, главное — всегда добиваться поставленных целей и чувствовать себя на своем месте.

В настоящее время очень популярны занятия йогой и танцами. Для обучения на инструктора по танцам можно обратиться на хореографический факультет вуза. А вот инструкторов по йоге не обучают в институтах — вам нужно будет обратиться в специальные школы йоги.

Как стать учителем в США и других странах

Какие требования предъявляются к учителям в других странах? В США будущий учитель должен потратить в университете определенное количество часов на предмет, который он хочет преподавать.

В Германии обязательно нужно подтвердить свой диплом, пройдя тестирование по предмету. В Китае учитель — одна из самых почитаемых профессий, поэтому китайские учителя имеют много привилегий, но и требования к уровню подготовки очень большие.

В Канаде учителя работают в небольших группах, поэтому вам нужно быть узким специалистом в одной области.

Важно

Неважно, будете вы учителем в России или за границей, главное — любить свою профессию и проводить уроки с пользой для детей.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_kak-stat-uchitelem-chto-nuzhno-znat-budushemu-pedagogu

Литература и школа

Язык не поворачивается написать «литература в школе». В основном, потому что не уверен, нужна ли вообще школа; тем более сомневаюсь, надо ли в школе литературу преподавать. А то, что «преподается» сейчас, литературой не называется и не является.

Но поскольку школу вряд ли совсем отменят, да и литературу, без конца зажимая и притесняя, в ближайшие лет пять все же не выкинут, помечтать об идеальном преподавании немножко можно.

Я бы хотел, чтоб школа как можно меньше давила, корежила учеников; для этого прежде всего не надо давить и корежить учителей: избавить их от планов (только если сам пожелает планировать), отчетов, программ, пришедших из центра, от учебников, от бесконечных и бессмысленных предэкзаменационных, а теперь предегэшных подготовок. Что преподавать и как, решает ученик совместно с учителем: ученик интересуется, учитель подстраивается под его интерес. Или этот интерес провоцирует.

Сразу надо определиться: школа — это государственное учреждение и готовит оно граждан — формирует, образовывает, воспитывает — в соответствии с интересами государства (а не с интересами граждан). От этого не уйдешь. Поэтому антигосударственной она быть не может, как бы этого не хотелось.

Определенный уровень несвободы, выгодной действующему правительству пустой и пафосной риторики (патриотизм, любовь к родине) будет в школе всегда. Но перебор в идеологии умному гос-ву невыгоден. Поэтому идеологию надо минимизировать, как минимизировать и направляющие усилия преподавателей. Процесс обучения должен быть максимально легким и приятным для ученика.

И никаких домашних заданий, конечно же (только если ученик сам захочет). Вообще никакой обязаловки.

Начинать читать книги (предмет лучше назвать не «литература», а «обучение чтению», или собственно «чтение» как в младших классах) лучше класса с пятого, шестого, седьмого. До этого, учась читать (лучше на разных языках. Предлагая по сути упростить литературу, я не предлагаю упростить обучение: языки нужны обязательно, пять-шесть живых языков.

Совет

Языки — это средство, возможность, а хороший, добрый родитель (школа) должна дать ребенку удочку, а не рыбу.

), предпочтительнее предлагать детям для чтения газеты, журналы; девочкам — «Космополитен», мальчикам — «Техника молодежи», «Моделист-конструктор», «Зарубежное военное обозрение» (перечисляю издания, которыми сам интересовался в подростковом возрасте).

Желательно чтобы каждый класс выпускал хотя бы раз в два месяца газету, держащуюся не на одном-двух энтузиастах. Пусть в газету пишет каждый, пишет о том, что знает. К примеру, избил Витька Валерку — пусть напишут об этом и Витька, и Валерка.

Целовалась Катюша с Сережей (или с Танюшей) — пусть сделают сообщение в колонку «Жизнь школы», «Светская хроника школы».

Неважно о чем будут писать дети: в том, что они пишут, в самом процессе записывания, отмечания своих впечатлений, своей жизни, в формирующемся взгляде на себя со стороны заложен большой культурно-воспитательный момент.

Ознакомившись каждый в силу способностей (умоляю — без надрыва и подвигов, без указки и уговоров) с процессом писания, можно осторожно, почти крадучись переходить к художественной прозе.

Это будет уже класс седьмой (хотя у кого как, здесь тоже без жесткой привязки).

Учитель приносит в класс книгу, демонстрирует ее ученикам, дает каждому подержать, потрогать, знакомит с ее устройством, объясняет, как ею пользоваться.

Еще более аккуратно, с оглядкою, по абзацику, по страничке начинает читать текст (спустя уроков пять после знакомства с предметом «книга»). Это должно быть что-то захватывающее. Поэтому вероятнее всего класс придется по половому признаку разделить (я вообще за женские и мужские школы). Девочкам читать «Поющие в терновнике», мальчикам фантастику, Дюма, Дойля и т.д.

Обязательно выяснять, нравится детям книга или нет. И подходить избирательно: я, например, фантастику терпеть не могу, мне лучше приключения. Поэтому учеников можно разбить и по литературным интересам: класс фантастов, класс Купера, Сабатини, Эмара и т.д.

Обратите внимание

А если какой-нибудь чудик из ребятишек вдруг проявил интерес к стихам, и он в школе такой единственный — выделяется специальный учитель, изучающий с этим ребенком поэзию.

И так далее в таком ключе. Конечно же — никаких идиотских разборов: что хотел сказать автор, в каком жанре, размере, демократ он или монархист — оставьте все это автору. Дети читают, интересуются, никуда не спешат и никак не напряжены. Удовольствие, развлечение, радость — вот что такое литература в моей идеальной школе.

Конечно, учитель с годами хитро и незаметно для своих подопечных подсовывает им более серьезные произведения. Но если они откажутся — сразу откат назад (однако если хоть один заинтересуется — с ним нужно заниматься отдельно. Индивидуальный подход во всем). Предел серьезности литературных произведений в школе — Куприн.

Никаких Гомеров, Пушкина очень мало, только самые красивые стихи про любовь или что-нибудь хулиганское; Есенина можно про проституток, Маяковского ранние матерщинные стихи; Достоевского, Толстого, Солженицына, Бродского, Платонова, Набокова исключить или не включать, если их нет.

Примерные авторы для детских школ (да уберите, наконец, это убогое слово «средний». Пусть будут «детские школы» и «взрослые школы» (ВУЗы): сказочники (только не слишком сложные.

Перро подойдет), Дюма, Сю, Голон, Готье, Гюго (попроще), Жюль Верн, Марк Твен, Купер, Майн Рид, Вельскопф-Генрих, Честертон, Бредбэри, Беляев, Волков, Алан Милн, Станюкович, Пулмэн, Роллинг, Толкиен, Линдгрен, Мериме, Цвейг (если без усилий), Арцыбашев, можно Чехова посмешнее, Зощенко.

По странам и культурам лучше не разделять — предлагаю растить и воспитывать космополитов. Современных авторов не берите, по крайней мере, ни в коем случае не берите русских (там просто нет хороших. Впрочем, если ребенок захочет — предлагайте по своему вкусу). Из западных я бы рекомендовал Ч. Буковски, Уэльбека («Элементарные частицы»).

Навеяно «Новой газетой» и Инной Кабыш

Антон Нечаев

Источник: http://newslab.ru/article/353255

Ссылка на основную публикацию