Нужна ли нам историческая память? о памятных датах и праздниках

Память о трагедиях так же священна, как память о победах

Сегодня День памяти жертв политических репрессий. Прошло восемнадцать лет с тех пор, как этот день появился в календаре как памятная дата. Я убежден, что память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах. И чрезвычайно…

Сегодня День памяти жертв политических репрессий. Прошло восемнадцать лет с тех пор, как этот день появился в календаре как памятная дата.

Я убежден, что память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах. И чрезвычайно важно, чтобы молодые люди обладали не только историческими знаниями, но и гражданскими чувствами. Были способны эмоционально сопереживать одной из величайших трагедий в истории России (здесь и далее выделено нами. — Ред.). А здесь не все так просто.

Обратите внимание

Два года назад социологи провели опрос — почти 90 процентов наших граждан, молодых граждан в возрасте от 18 до 24 лет, не смогли даже назвать фамилии известных людей, которые пострадали или погибли в те годы от репрессий. И это, конечно, не может не тревожить.

Невозможно представить себе размах террора, от которого пострадали все народы страны. Его пик пришелся на 1937—1938 годы. «Волгой народного горя» называл Александр Солженицын бесконечный поток репрессированных в то время.

На протяжении двадцати предвоенных лет уничтожались целые слои и сословия нашего народа. Было практически ликвидировано казачество. «Раскулачено» и обескровлено крестьянство. Политическим преследованиям подверглись и интеллигенция, и рабочие, и военные.

Подверглись преследованиям представители абсолютно всех религиозных конфессий.

30 октября — это День памяти о миллионах искалеченных судеб. О людях, расстрелянных без суда и без следствия, о людях, отправленных в лагеря и ссылки, лишенных гражданских прав за «не тот» род занятий или за пресловутое «социальное происхождение». Клеймо «врагов народа» и их «пособников» легло тогда на целые семьи.

Давайте только вдумаемся: миллионы людей погибли в результате террора и ложных обвинений — миллионы. Были лишены всех прав. Даже права на достойное человеческое погребение, а долгие годы их имена были просто вычеркнуты из истории.

Но до сих пор можно слышать, что эти многочисленные жертвы были оправданы некими высшими государственными целями.

Я убежден, что никакое развитие страны, никакие ее успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь.

И ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни.

И репрессиям нет оправданий.

Мы много внимания уделяем борьбе с фальсификацией нашей истории. И почему-то зачастую считаем, что речь идет только о недопустимости пересмотра результатов Великой Отечественной войны.

Но не менее важно не допустить под видом восстановления исторической справедливости оправдания тех, кто уничтожал свой народ.

Важно

Правда и то, что преступления Сталина не могут умалить подвиги народа, который одержал победу в Великой Отечественной войне. Сделал нашу страну могучей индустриальной державой. Поднял на мировой уровень нашу промышленность, науку, культуру.

Принять свое прошлое таким, какое оно есть, — в этом зрелость гражданской позиции.

Не менее важно изучать прошлое, преодолевать равнодушие и стремление забыть его трагические стороны. И никто, крое нас самих, этого не сделает.

Год назад, в сентябре, я был в Магадане. Мемориал Эрнста Неизвестного «Маска скорби» произвел на меня глубокое впечатление. Он ведь был воздвигнут не только на государственные средства, но и на пожертвования.

Нам нужны такие музейно-мемориальные центры, которые будут передавать память о пережитом — из поколения в поколение. Безусловно, должна быть продолжена и работа по поиску мест массовых захоронений, восстановлению имен погибших, а в случае необходимости — их реабилитации.

Никто, кроме нас самих, не сохранит историческую память и не передаст ее новым поколениям.

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2009/11/02/40582-pamyat-o-tragediyah-tak-zhe-svyaschenna-kak-pamyat-o-pobedah

3 декабря станет Днем Неизвестного солдата

После одобрения главой администрации президента Сергеем Ивановым предложения об учреждении новой памятной даты — Дня Неизвестного солдата депутаты Госдумы от всех фракций внесли соответствующий законопроект в правительство на согласование. Как ожидается, документ будет поддержан и до конца октября принят нижней палатой парламента.

Законопроект вносит поправки в ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» и устанавливает новую памятную дату — 3 декабря — День Неизвестного солдата, поскольку именно 3 декабря 1966 года в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы на 41-м км Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду.

25 сентября во время своего визита на Дальний Восток руководитель администрации президента Сергей Иванов поддержал идею об учреждении этой памятной даты.

— Такой памятный день, если хотите, день поминовения, вполне можно было бы сделать, — заявил он, отвечая на предложение, прозвучавшее во время встречи с победителями и участниками конкурса среди школьных поисковых отрядов «Поиск. Находки. Открытие».

Иванов отметил, что для России это особо актуально, учитывая, что такого количества пропавших без вести солдат, как в СССР, не было ни в одной стране.

По мнению главы администрации президента, большинство россиян поддержит установление 3 декабря Дня Неизвестного солдата.

При этом День Неизвестного солдата — та дата, которая объединит всех пропавших без вести во время войн и военных конфликтов.

Соавтор законопроекта, зампредседателя ГД по обороне Франц Клинцевич («Единая Россия») рассказал «Известиям», что дата проведения праздника выбрана не случайно.

— В этот день ежегодно первые лица государства возлагают цветы на Могилу Неизвестного Солдата, отдавая дань памяти тем, кто погиб, сражаясь за Родину, — сказал он. — У нас в Первой мировой войне погибло 10 млн человек. Во Второй мировой войне —порядка 26 млн.

Совет

Я из Смоленской области, и ежегодно у нас в регионе находят останки 3–5 тыс. бойцов, погибших на войне. Только малая толика из этого количества идентифицируется. С точки зрения сохранения нравственности и культурных ценностей было бы важно учредить такой праздник.

Еще один соавтор законопроекта, вице-спикер Госдумы Николай Левичев («Справедливая Россия») заявил «Известиям», что важно помнить слова: «Никто не забыт и ничто не забыто».

— Нужно поддерживать историческую память таким праздником. Строить иллюзии по поводу того, что этот законопроект может поднять планку патриотических настроений на недосягаемую высоту, не приходится.

Я много был связан с поисковыми отрядами и понял, что известное выражение «Никто не забыт и ничто не забыто» ветшает, если его не обновлять каждый год, — считает он. — Внести такую памятную дату в федеральный календарь будет не лишним. Так уж мы устроены, что живем по календарю и многие наши ритуалы происходят по дням в календаре.

Надо, чтобы в этот день во всех регионах, там где есть могилы Неизвестного солдата, проходили ритуальные действия, чтобы люди приводили на могилы воинов детей и вспоминали нашу историю.

Зампредседателя Госдумы Игорь Лебедев (ЛДПР), также являющийся одним из инициаторов законопроекта, сообщил, что появление новой памятной даты — это посыл для патриотического воспитания подрастающего поколения.

— Фракция ЛДПР целиком и полностью поддерживает законопроект. Мы считаем, что последнее время в нашей стране патриотического воспитания населения и молодежи не хватает.

Еще одна памятная дата в календаре, которая будет говорить о подвиге советского солдата во время войны, о подвигах солдат, принимавших участие в боевых действиях, станет лишний раз напоминать нашим гражданам о днях боевой славы, — считает он. — Например, патриотическое воспитание в СССР давало положительные результаты. Тогда к патриотизму приобщали со школьной скамьи.

Патриотизм проявлялся не только в том, что мы болели за наши советские спортивные команды, но любой школьник мог с ходу назвать даты начала и окончания Великой Отечественной войны и ее ключевые моменты. Сейчас, думаю, тут есть пробелы.

Первый зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпека заявила, что этот день будет посвящен всем нашим солдатам, которые погибли, защищая свою страну.

— Во время Великой Отечественной и Первой мировой войн погибло много солдат, и имена многих из них до сих пор не установлены. Несмотря на то что работают поисковые отряды, 70 лет мы находим не захороненных солдат, — отметила она.

— Праздник нужен в память тех, кто не вернулся с войны и про кого мы даже не знаем. Помимо Великой Отечественной было много неизвестных войн. Наши солдаты гибли и во Вьетнаме, и в Анголе, были и другие войны. Целые корпуса солдат пропадали.

И надо не забывать о них.

Источник: https://iz.ru/news/577425

Памятная дата: Дни истории и памяти предков

Вот уже второй раз за историю нашего суверенного государства мы отмечаем Дни истории и памяти предков.

Напомню, что 26 октября 2017 года экс-президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев подписал Указ «Об установлении Дней истории и памяти предков».

Таким образом в Кыргызской Республике появился новый праздник – День истории и памяти предков, и отмечается он два дня — 7 и 8 ноября. До этого (сто лет) 7 ноября отмечали как День Великой Октябрьской социалистической революции.

Хочу отметить для исторической точности, что до середины 30-х годов XX века большевистское правительство отмечало этот день как День октябрьского вооруженного переворота.

Обратите внимание

Полностью с Указом Президента Алмазбека Атамбаева может ознакомиться любой желающий на одном из Интернет-сайтов.

Следует отметить, что в своем Указе экс-президент подчеркнул роль Великой Октябрьской социалистической революции, но призвал избавиться от идеологических рамок при дальнейшей оценке исторических фактов и событий.  И в этом он, безусловно, прав.

В свою очередь граждане Кыргызстана, простые люди не поняли, почему праздник Октябрьской революции заменили  как бы на праздник, но на совсем другой – Дни памяти предков.

Людей можно понять. Перемены всегда пугают, особенно если они касаются мироустройства и мироощущения. Любому человеку, чтобы ощущать себя гражданином, необходимо понимать идеологию того государства, в котором он живет. Людям просто предварительно не объяснили, почему необходима корректировка идеологических ориентиров. Итак,  чтобы понять день сегодняшний, давайте вспомним.

Царская власть на земле кыргызов просуществовала почти шесть десятков лет. Народ Кыргызстана принял новую власть, которая пришла в Кыргызстан с февралем 1917 года. В это время в Российской империи произошла буржуазно-демократическая революция, в результате которой император России Николай II добровольно отрекся от престола. Правление династии Романовых, длившееся более 300 лет, закончилось.

Но после Февральской буржуазно-демократической революции ситуация на земле Ала-Тоо оставалась  очень напряженной, много серьезных общественных проблем требовали решения. Представители Временного правительства не сумели реализовать свою власть  в Кыргызстане, и уставший и измученный войной народ Кыргызстана откликнулся на лозунги большевиков о мире, земле и праве на национальное самоопределение.

Большевистский декрет «О мире» был первым законом, принятым властью Советов. Декларацией прав народов России, принятой после победы Октябрьской революции 7 ноября 1917 года, были провозглашены равенство всех народов, населявших в то время Российскую империю. Также этим документом подтверждалось право любого народа на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Что дала Октябрьская революция народу Кыргызстана? Несомненно, государственность! В исторической памяти кыргызского народа осталось важнейшее историческое  направление – от 1924 года к 1991.

Важно

За годы Советской власти Киргизская Советская Социалистическая Республика  превратилась в современное государство с развитой промышленностью и сельским хозяйством. В обществе присутствовал высокий уровень образования и культуры. Выросло целое поколение кыргызской интеллигенции. Имя Чингиза Айтматова известно всему миру.

За годы Советской власти в Кыргызстане были созданы наука, искусство, агропромышленность, современная медицина, культура, построены десятки городов и тысячи предприятий. Статус союзной республики в составе братской семьи народов СССР во многом способствовал этому.

Наше общее социалистическое прошлое дало почву в деле современной консолидации кыргызского общества, создания кыргызской нации.

По моему глубокому убеждению, Советский Союз не был «империей зла», как его охарактеризовали экс-президент США Рональд Рейган и экс-госсекретарь Збигнев Бзежинский. А Кыргызстан не был никогда колонией — ни при царизме, ни при Советской власти.

Союз с Россией, дружеские связи и отношения, оставшиеся после распада СССР в 1991 году, могут служить примером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья на постсоветском пространстве.

И эти добрососедские отношения способствовали тому, что Кыргызстан в XI век вошел суверенным государством, со своей историей, экономикой и политикой, с единым многонациональным сообществом народов-граждан Кыргызстана.

Мы с  благодарностью должны помнить о тех людях, чьими знаниями и трудами создавались исторические этапы на пути нашей независимости. Это были масштабные личности, которые действительно служили своему народу: Абдыкерим Сыдыков, Юсуп Абдрахманов, Торекул Айтматов, Исланалы Айдарбеков, Баялы Исакеев, Эркинбек Эсенаманов, Касым Тыныстанов и многие другие.

Но революции имеют свойство уничтожать своих сыновей и дочерей. В годы массовых репрессий захоронения в Чон-Таше черным пятном легли на нашу историю. Имена многих репрессированных канули в лету, потому что долгие годы были под запретом. А кто вспомнит о них? Только мы, нынешнее поколение, можем воздать достойную память их великим поступкам и именам.

Совет

В то же время следует отметить, что действия Советской власти иногда расходились с лозунгами, и в Ферганской долине в феврале 1918 года произошли первые выступления против большевиков.

В 1918 году пламенем восстания против Советов был охвачен Беловодск. В течение 6 лет вблизи г. Ош и на юге Кыргызстана действовали басмаческие отряды Курширмата и Мадаминбека.

Читайте также:  Где обитают мужчины?

Политическая борьба привела к немалым жертвам.

Многие люди, исторические деятели погибли во время тоталитарного режима, многие в политической борьбе – большевики и сторонники царя, националисты и интернационалисты, басмачи и красноармейцы. Все они своей жизнью и борьбой способствовали становлению и развитию кыргызского государства в той или иной степени.

Поэтому  было бы исторически несправедливо помнить и превозносить одних героев Октябрьской революции и незаслуженно подвергнуть забвению других, к примеру, участников и основоположников Февральской революции, социал-демократов, духовные ценности которых пропагандируются в современном демократическом обществе.

Простые люди гораздо раньше государственных мужей поняли процессы, происходящие в обществе. Показателен пример из нашей с вами жизни. Мой друг-кыргыз Куванычбек Ж.

, житель одного из предгорных сел Жайылского района, обратил мое внимание на одно из фермерских хозяйств, когда мы проезжали по его селу. «Знаешь, чей это дом?» — спросил он меня. И тут же сам ответил: «Одного из уважаемых людей.

А его отец скрывался в горах в годы Отечественной войны».

И вот что он рассказал: «Отец его (имя называть не будем) 18-летним юношей был призван на военную службу чуть ли не в последние дни мая 1945 года.

Он был единственным кормильцем у больной матери, но в военкомате этот факт почему-то не учли. Призвали.

Парнишка очень переживал за мать, не выдержал и сбежал с призывного пункта, потом спрятался в одном из горных ущелий Жайылского района. Через пару недель специальный наряд милиции его выловил.

Обратите внимание

Потом был трибунал. Но война закончилась, парню дали всего 15 лет. В родное село он вернулся через семь лет. Помогла бериевская амнистия 1953 года. Мать умерла. Парень всю жизнь работал в колхозе. Жил тихо. Вырастил и воспитал пятерых детей, которые сегодня своим трудом славят Кыргызстан».

Затем Куванычбек, немного помолчав, спросил меня: «Так вот, скажи мне, как его судить спустя десятки лет, особенно после того, как он искупил свои ошибки? Разве он не имеет права на понимание и прощение? Разве не имеют права на понимание и память тысячи простых кыргызов, принимавших участие в восстании 1916 года?».

Да, в обществе сегодня произошла смена нравственных ориентиров и принципов мироустройства. Однако определенные категории в общественном сознании все же остаются неизменными. И мы имеем полное право гордиться своей историей.

Максим Клименко

Источник: http://kbcity.kg/?p=18185

15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества — DRIVE2

15 февраля — День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.15 февраля — 22-ая годовщина вывода советских войск из Афганистана.

С этого года день вывода советских войск из Афганистана стал днем воинской славы России.

Принята поправка в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которая установила новую памятную дату: «15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества».

Это день памяти для всех, кто, прошел дорогами войны, кто причастен к героической и трагической афганской войне. Нас долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Скупились на награды.

Но Афган прорвался в общество стихами и песнями — трагическими, светлыми и мужественными, а также воспоминаниями участников афганской войны.

Нам не в чем себя упрекнуть — свой долг мы выполнили достойно!

Ветераны-пограничники-афганцы!Поздравляю ВАС с праздником День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами ОтечестваПоздравляю ВАС с 22-ой годовщиной вывода войск из Афганистана!

Всем ветеранам крепкого здоровья, приятных встреч с друзьями-однополчанами и удачи!

Командарм уже попил в Термезе чаюА для нас ещё не кончилась война.Без цветов и без оркестра нас встречалиТолько в душах всё равно цвела весна!Мы прошли огонь и воду, ну а трубы…Шут бы с ними. Так с гитарой посидим.Впереди глаза любимых, руки, губы…

И навеки с нами то что позади.

ПрипевКто мы?-Призраки, летучие голландцы,Миражи пылающих песков,Эхо гор, в молчанье всех радиостанций,

Лёд вершин, пыль мёртвых кишлаков…

Важно

Мы уходим, став очередной легендой…Из четырнадцатого в двадцатый векВряд ли мы себя увидим в кинолентахКто узнает про Куфабский снег?»Что для армии война — для нас работа»…Генерал Матросов правильно сказал!Не за зря песок мешали с кровью, потом…

Не для всех медалька наша «За…»

ПрипевКто мы?-Призраки, летучие голландцы,Миражи пылающих песков,Эхо гор, в молчанье всех радиостанций,

Лёд вершин, пыль мёртвых кишлаков…

Наши подвиги война на всех разделит…Может станет песнею неровный стихСемь всегда в России пятниц на неделеТолько нету у границы выходных.Раз в году коснётся робкий лучик славыНаших душ (напомнив как прекрасна жизнь)Но и в праздник не расслабиться заставам

Святы! Неприкосновенны рубежи!

ПрипевКто мы?-Призраки, летучие голландцы,Миражи пылающих песков,Эхо гор, в молчанье всех радиостанций,

Лёд вершин, пыль мёртвых кишлаков…

Источник: https://www.drive2.ru/b/288230376151896085/

Правовая защита памяти Великой Отечественной войны

Эксперт Центра, к.ю.н., Александр Гаганов

Не прекращаются попытки переписать историю Второй мировой войны. Как защитить нашу историю? Какие законы появятся к 70-летию Победы?

Скоро мы будем отмечать 70-летие Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Этот праздник омрачен попытками пересмотра истории, происходящими в западных странах и соседних бывших советских республиках.

Только на днях появилась новость о запрете к показу фильма «Номер 44», в котором искажаются исторические факты и дается своя трактовка событий Великой Отечественной войны.

Как защитить историю? Что уже сделано для этого на законодательном уровне и что будет сделано?

Историческое наследие есть, а закона нет

Конституция РФ упоминает слово «память» только один раз в преамбуле в таком контексте, что, принимая Конституцию РФ, мы «чтим память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству».

Статья 44 Конституции РФ обязывает каждого человека, находящегося на территории России, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Что такое культурное наследие, в целом понятно: об этом говорит закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Этот же закон регулирует вопросы сохранения, использования и популяризации памятников истории. Однако четкого понятия исторического наследия в законе нет.

Совет

Поиск в правовой базе данных «КонсультантПлюс» по словосочетанию «историческое наследие» выдает единственный закон – Федеральный закон от 13 мая 2008 года № 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». В самом законе понятие «историческое наследие» не расшифровывается.

Но в силу статьи 44 Конституции РФ мы обязаны заботиться об историческом наследии именно в смысле этого закона – об историческом наследии бывших российских президентов (точнее, одного президента Бориса Ельцина, центров наследия других президентов пока нет), потому что другое историческое наследие законодательство РФ прямо не предусматривает.

В контексте закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охраняются следующие исторически значимые объекты, имеющие отношение к войнам, в том числе к Великой Отечественной войне: памятники, захоронения, объекты науки и техники, включая военные, ансамбли строений и сооружений фортификационного назначения (например, Брестская крепость), некрополи (Пискаревское мемориальное кладбище в Санкт-Петербурге), памятные места, связанные с историческими (в том числе военными) событиями. Все это материальная историческая память. На охрану материальной исторической памяти направлен также Федеральный закон от 7 мая 2007 года № 68-ФЗ «О Знамени Победы».

Как охраняется память Великой Победы?

С охраной нематериальной исторической памяти дела обстоят неважно. В то же время надо понимать, что разделить охрану материальной и нематериальной памяти сложно и не всегда целесообразно.

Охрана нематериальной исторической памяти включает в себя два аспекта: позитивный и негативный. Позитивный аспект означает, что должны быть определены объекты охраны (в частности, нематериальные), должен обеспечиваться режим поддержания исторической памяти.

Негативный аспект означает установление ответственности за нарушение режима охраны исторической памяти.

Позитивный аспект охраны нематериальной исторической памяти Великой Победы реализуется в ряде федеральных законов:

Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» (устанавливает День Победы, проведение Парада Победы, дежурство почетного караула у могилы Неизвестного солдата в Москве, регулирует вопросы памятников Великой Отечественной войны и вопросы борьбы с фашизмом);

Обратите внимание

Федеральный закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (устанавливает дни воинской славы в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества; регулирует вопросы увековечения памяти воинов России и проведения праздничных мероприятий);

Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (устанавливает категории граждан, относящихся к ветеранам, в том числе категории ветеранов Великой Отечественной войны, а также ряд социальных гарантий для них);

Федеральный закон от 9 мая 2006 года № 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы» (звание «Город воинской славы» присваивается городам России, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм).

В отношении Городов-Героев действовал советский Указ Президиума ВС СССР от 8 мая 1965 года № 3566-VI «Об утверждении Положения о высшей степени отличия — звании «Город-Герой». Сейчас Городам-Героям также может быть присвоено звание «Город воинской славы».

Все это позволяет на государственном уровне заботиться о том, чтобы граждане России помнили, что Великая Отечественная война была, и что победу во Второй мировой войне одержал Советский Союз. В некоторой степени перечисленные законы позволяют также сохранять память о ключевых сражениях Великой Отечественной войны и о героях войны.

Почему этого недостаточно?

Например, федеральный закон о городе воинской славы обязывает такой город установить памятную стелу и проводить публичные мероприятия и салюты 9 мая, 23 февраля и в День города. И всё.

Еще есть диспозитивная норма, согласно которой региональные власти и органы местного самоуправления по месту нахождения Города воинской славы могут наделяться правами и обязанностями по сохранению военно-исторического наследия, разработке мер, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.

Как мы писали выше, что такое историческое или военно-историческое наследие, законодательством не определено. Что может входить в полномочия по сохранению военно-исторического наследия, также неизвестно. Передаются ли на какой-либо уровень такие полномочия, опять вопрос.

Важно

У нас есть госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы» и уже разработана новая. Однако она не задает ценностных и содержательных ориентиров для охраны исторической памяти Великой Отечественной войны. То же самое можно сказать в отношении стандартов преподавания истории Великой Отечественной войны.

Ответственность за оскорбление исторической памяти

В прошлом году в Уголовный кодекс РФ была введена статья «Реабилитация нацизма».

Как мы уже писали, эта статья под угрозой наказания запрещает четыре вида деяний, при условии публичности их совершения: 1) отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала; 2) одобрение преступлений, установленных указанным приговором; 3) распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны; 4) распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России. Первые три деяния, сопряженные с использованием должностного положения, либо СМИ, либо с искусственным созданием доказательств обвинения (подтасовкой исторических фактов, иными словами) наказываются особо строго.

В уголовном законе в качестве критерия истинности исторической фактологии в отношении событий Великой Отечественной войны положен официальный документ – приговор Международного военного трибунала, вынесенный в результате Нюрнбергского процесса.

Такой подход подразумевает, что содержание приговора нацистам должно быть известно всем.

Если следовать этой логике, то события Великой Отечественной войны и нюрнбергский процесс должны широко освещаться в стране: включаться в образовательные программы (в достаточном объеме), воспроизводиться в научно-популярных передачах (фильмах) и другими способами.

Уголовная ответственность установлена за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, надругательство над телами умерших и местами их захоронения. Такие деяния также могут затрагивать историческую память о Великой Отечественной войне.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штрафы за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций и производство и распространение экстремистских материалов.

Каких законов можно ожидать к 70-летию Победы?

Совет

Как правило, законы, тем или иным образом затрагивающие Великую Победу, принимаются к очередной годовщине празднования Победы: именно в мае были подписаны законы об увековечении Победы, о Знамени Победы и прошлогодние изменения в Уголовный кодекс о запрете реабилитации нацизма.

Какие законы могут быть приняты в мае этого года? Если верить думской базе законопроектов (АСОЗД), то в мае могут быть приняты изменения в КоАП РФ, направленные на усиление ответственности за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (законопроект № 756511-6).

Читайте также:  Как боролись с «чуковщиной»?

Кроме того, Президент РФ внес в Госдуму проект постановления «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» (проект № 765403-6). Амнистия традиционно объявляется в честь Дня Победы: так было на все «круглые» годовщины Победы (1995, 2000, 2005, 2010 годы).

Традиция освобождения преступников от отбывания наказания в честь Победы берет свое начало с 1945 года, когда был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией».

На законодательном уровне больше никаких актов, защищающих память Победы, в мае этого года пока не предвидится.

Выводы

Законодательство об охране памяти Великой Отечественной войны имеет в целом репрессивный уклон, устанавливая и усиливая ответственность за посягательства на историческую память.

Недостаточным остается позитивное регулирование охраны исторической памяти (это касается не только Великой Отечественной войны).

Другой вопрос – должны ли эти вопросы регулироваться законами? Сейчас такая необходимость появляется из-за ослабления традиций, благодаря которым происходит беспрестанная передача исторической памяти народа от отца к сыну, от деда к внуку.

Обратите внимание

На российском государстве лежит ответственность за воспитание граждан, знающих родную историю, уважающих и оберегающих ее. Пока же все воспитательные попытки государства сводятся к поверхностной пропаганде, в то время как массированная внешняя информационная атака старается сделать из народа манкуртов, теряющих память.

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Источник: http://rusrand.ru/analytics/pravovaja-zaschita-pamjati-velikoj-otechestvennoj-vojny

Павел Кузенков. Старый и новый стиль в исторических датах / Православие.Ru

В какой день сентября следует отмечать Бородинскую битву, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчёте на наше время родились А.С.Пушкин и Н.В.

Гоголь, когда скончался святой флотоводец Феодор Ушаков? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Эти и другие вопросы мы задали кандидату исторических наук, специалисту по средневековой хронологии Павлу Кузенкову.

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный календарь, введенный по распоряжению папы Григория XIII.

В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4».

Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней.

В 2100 году разница увеличится до 14 дней.

В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:

юлианская дата григорианская дата разница
с 1582, 5.X по 1700, 18.II 1582, 15.X – 1700, 28.II 10 дней
с 1700, 19.II по 1800, 18.II 1700, 1.III – 1800, 28.II 11 дней
с 1800, 19.II по 1900, 18.II 1800, 1.III – 1900, 28.II 12 дней
с 1900, 19.II по 2100, 18.II 1900, 1.III – 2100, 28.II 13 дней

В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.

Средневековый астрономический манускриптВозникает вопрос: как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты?

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории.

Важно

Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого).

Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст.

– хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь.

Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники.

А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.

Примеры

Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября.

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана.

Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

Совет

Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно.

Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари).

Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).

Источник: https://pravoslavie.ru/61003.html

Дни воинской славы: военно-исторические праздники страны

Оглавление:

Праздники бывают разными: какие-то принято считать семейными, какие-то — женскими и т.д. Есть в России и свои личные праздничные дни, которые пропитаны патриотизмом и отмечаются только в пределах страны. Речь о днях воинской славы.

История возникновения

Праздник, а вернее сказать, сразу несколько праздничных дней (на 2015 год — 17), еще нельзя назвать старым, ведь появился он в начале 1995 года, когда был принят закон «О днях воинской славы и памятных датах России».

Однако еще на Руси существовали «военные» праздники. Практически все они имели религиозную основу. Например, один из первых воинов-героев, Илья Муромец, почитался людьми 1 января (по новому стилю). В этот день пелись песни, рассказывались детям сказки, и, конечно, сказители исполняли былины о защитнике земли русской, Илюше, да о подвигах других русских богатырей.

В екатерининскую эпоху в Российской империи отмечался «Кавалерийский праздник» (по новому стилю это 9 декабря). В этот день повсюду чествовали кавалеров ордена святого Георгия Победоносца, а также тех, кто имел награду в виде Георгиевского креста. Это был праздник Александра Суворова, Григория Потемкина, Михаила Кутузова.

Обратите внимание

Со временем многие праздники предались забвению. Например, в советское время из былин и легенд об Илье Муромце убрались «неугодные» места. Велась активная антирелигиозная пропаганда, в результате чего герой стал восприниматься лишь как сказочный персонаж.

А после распада СССР новому государству нужна была мощная армия. К тому же после Первой Чеченской войны вступать в армейские ряды мужская половина населения не спешила. Нужно было поднять престиж и авторитет армии.

И вот в феврале 95-го года депутатами был подписан законопроект, целью которого было прославление военной мощи и доблести русского человека, оружия и государства.

Выбор дней и дат

В первой редакции законопроекта указывалось 15 исторических событий, которые должны были стать днями воинской славы России. Но этот список постоянно дополнялся в разные годы. Последние изменения были внесены в декабре 2014 года.

Кроме того, помимо новых дней славы, закон пополнился и памятными датами. Они зачастую совершенно не связаны с военными событиями, но для государства имеют политическое или культурное значение: Крещение Руси, принятие Конституции РФ, дни памяти и т. д.

Однако выбор определенных событий не всегда легок и прост, ведь учитываются и межгосударственные отношения стран. Например, добиться внесения такого события, как победа над Японией (3 сентября) времен Второй Мировой, сахалинцы не могут с 1997 года.

Вместо этого была добавлена строчка: «2 сентября — День окончания Второй мировой войны». И что важно, удлинился список не дней, а дат. Т.е. праздновать это событие на государственном уровне, устраивать памятные места вовсе не обязательно.

Но ведь и татарские историки в свое время не хотели и препятствовали назначению Куликовской битвы одним из дней славы: якобы так татарский народ будет ассоциироваться с врагами.

Но президент Татарстана Шаймиев высказал одобрение инициативе, ведь, по его словам, русский и татарский народ, собранный в едином Отечестве, должен с уважением относиться к страницам истории, какими бы они ни были. И вот, 8 сентября отмечается разгром Дмитрием Донским войска Мамая.

Праздники, указанные в законе

На государственном уровне для дней воинской славы были отобраны даты из разных исторических эпох:

  1. Киевская Русь. Из этого периода представлены два события: победа Александра Невского на Чудском озере (Ледовое побоище) и Дмитрия Донского на Куликовом поле (Мамаево побоище). Выигранное Александром Невским сражение (18 апреля) не просто освободило русскую землю от набегов крестоносцев, но и повлияло на другие княжества, которые также усилили борьбу с захватчиком. Кроме того, вскоре Ливонский ордер подписал с Новгородом мирное соглашение и отказался от всех завоеванных русских земель. Разгром Дмитрием Донским войска Мамая (22 сентября) — начало освобождения Руси от Орды, отправная точка на пути к национальному объединению.
  2. Русское царство. Выделен из этого времени подвиг народа. Ополчение под предводительством Минина и Пожарского спасло царство от польских интервентов (4 ноября). Это ли не сила единства!
  3. Российская империя: Северная война. Значимые события Северной войны — это, конечно, Полтавская битва (10 июля), которая не только переломила ход войны, но и положила конец господству Шведского королевства в Европе. А еще это первая победа России в морском бою — Гангутское сражение (9 августа). И оно ценно не только тем, что открыло страницу военно-морских успехов империи, но в первую очередь тем, что дало выход к Балтийскому морю и показало мощь Российской империи другим государствам. Подумать только: разбить один из самых сильных флотов Европы!
  4. Российская империя: русско-турецкая война. Продолжил ряд «морских» завоеваний Чесменский бой (7 июля). Разгромив турецкий флот, русские стали господствовать в Средиземном море. А уже к сентябрю (по новому стилю — 11 сентября) у мыса Тендра произошла еще одна морская «схватка» под руководством Ушакова, которая помогла установить господство на северо-восточной части Черного моря. 24 декабря пала под натиском русской армии крепость Измаил и фактически исход русско-турецкой войны был предопределен: Крым стал частью Российской империи!
  5. Российская империя: Отечественная война 1812 года. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» — день (8 сентября), который показал силу духа русского народа. В этой самой кровопролитной битве русские одержали победу нравственную: преодолели страх смерти (многие солдаты надели белое белье), проявили жертвенную самоотверженность и мужество.
  6. Российская империя: Крымская война. 1 декабря под командованием Нахимова была разгромлена турецкая эскадра в порте Синоп. Это сражение стало последним крупным боем среди парусных флотов.
  7. СССР: Великая Отечественная война. Проведение военного парада для поднятия боевого духа народа (7 ноября), контрнаступление под Москвой (5 декабря), Сталинградская (2 февраля) и Курская (23 августа) битвы, полное снятие блокады Ленинграда (27 января) и, наконец, среди этих дней воинской славы, День Победы — все события, даты хорошо известны современному россиянину. Как и еще один праздник: 23 Февраля — День защитника Отечества.
Читайте также:  Кто построил «кошкин дом»?

Этими сражениями, одержанными победами были восхищены многие творческие люди, которые создали прекрасные произведения искусства: живописные полотна, музыкальные и литературные произведения.

Как празднуются дни воинской славы?

На уровне государства к этим праздничным дням готовят экскурсии, открывают памятные знаки и памятники, устраивают исторические реконструкции, в учебных заведениях проводят классные часы и т. д.

Если же вы желаете тоже отметить праздник, то вариантов для организации — масса. Можно провести  викторину. Причем включающую вопросы не только по реальным историческим событиям, но и посвященным им художественным произведениям.

Популярные квесты-игры — подходящее развлечение для праздничных дней. Задания к игре можно составить, предварительно детально изучив празднуемое событие. Получится отдых с пользой. А если и несколько локаций сделать (на разных улицах города, к примеру), то игра выйдет еще и подвижной!

Важно

Если организацией заниматься некогда, то всегда можно купить билеты на подходящий спектакль, фильм или выставку. Мужчинам и детям наверняка захочется побывать на исторической реконструкции: старое оружие, обмундирование, взрывы.

Даты памятные, дни воинской славы — замечательные праздники, которые позволяют не только не забыть славную историю государства, но и почувствовать национальную гордость и любовь к России.

Источник: https://pro-prazdniki.com/vse-o-prazdnikah/dni-voinskoy-slavy-voenno-istoricheskie-prazdniki-strany.html

Особенности исторической памяти молодежи о событиях великой отечественной войны

В этом году мы отмечаем 70-летие победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Это важное событие для нашей страны для нас стало причиной исследования особенностей исторической памяти студенческой молодежи о событиях Великой Отечественной войны.

В феврале-марте 2015 года, в связи с тем, что близится такая знаменательная дата как 70 лет со Дня Победы над немецко-фашистскими войсками, в Институте был проведен опрос студенческой молодежи «Историческая память. Великая Отечественная война» под руководством Березутского Юрия Владимировича.

В опросе приняло участие 356 студентов.

Актуальность темы исследования.

Социологические исследования исторической памяти о событиях Великой Отечественной войне позволяет получить информацию о социальных представлениях молодежи о прошлом, выявить уровень ее информированности о событиях Великой Отечественной войны, оценить особенности семейных традиций и хранения исторического прошлого, выявить специфику оценок молодежи исторических событий и др.

Объект исследования – студенты очной формы обучения РАНХиГС при Президенте РФ с 1 по 5 курс всех специальностей и направлений подготовки.

Предмет исследования – оценка и мнения студентов, характеризующих их историческую память о событиях Великой Отечественной войны.

Цель исследования: на основе анализа мнений студенческой молодежи выявить особенности ее исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны.

Задачи исследования: провести анализ отношения и интереса молодежи к событиям Великой Отечественной войны; выявить уровень знания молодежи важных дат и событий войны; оценить глазами молодежи героизм советских людей на фронтах; выявить знания молодежи о советских военачальниках военных лет; провести анализ уровня патриотизма студенческой молодежи.

Практическая значимость работы. Сделанные авторами выводы на основе результатов проведенного социологического исследования студенческой молодежи могут быть использованы вузами, учреждениями образованиями, органами по делам молодежи, общественными патриотическими организациями по развитию исторической памяти современной молодежи.

Эмпирическая база работы. Социологический опрос «События Великой Отечественной войны в оценках молодежи», ДВИУ – филиал РАНХиГС, февраль-март 2015 г.

В рамках данного опроса в качестве объекта исследования выступали студенты Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС очной формы обучения (анкетный опрос, в 2010 г. n=400; n=346; объем генеральной совокупности – 1451 студент; статистическая погрешность не превышает 4,5%).

В исследовании была использована квотная выборка в разрезе таких характеристик, как пол, факультет, специальность и курс респондентов. Научный руководитель – к.с.н., доцент Ю.В. Березутский.

Эта тема была выбрана, потому что мы считаем, что молодежь должна знать историю своей страны, ее эпохальные события, значимые для ее народа даты, имена героев, людские потери.

Это и послужило проблемой данного исследования. Также молодежь меньше стала интересоваться событиями, происходящими во время ВОВ.

Они должны формировать общие знания, также повышать их с помощью походов в музеи, чтение литературы.

Совет

Мы можем отметить, что результаты всех исследований (региональных, краевых и т.д) показывают, что победа в Великой Отечественной войне является самым ярким и значимым предметом гордости россиян, среди прочих событий.

Результаты свидетельствуют о достаточно высокой степени интереса молодежи о событиях ВОВ. В то же время 18 % не интересуются событиями ВОВ. На протяжении пяти лет наблюдается возрастание интереса молодежи (табл. 1).

Таблица 1

Интерес молодежи к событиям Великой Отечественной войны

(в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответа на вопрос

2010 г.

2015 г.

1.         Очень интересуют

38,0

41,9

2.         Скорее интересуют, чем нет

43,5

47,7

3.         Мало интересуют

14,3

9,5

4.         Совсем не интересуют

4,2

0,6

5.         Затрудняюсь ответить

0,3

Мнение молодежи о героизме разделились и являются противоречивыми. Большая часть опрошенных считают, что героизм является настоящим. Но в то же время половина опрошенных считает, что героев войны гнали на битвы под принуждением.( табл.

2) Такое происходит потому, что люди не до конца осознают всю значимость войны, весь страх, который испытали люди и при этом шли вперед за будущее страны. На наш взгляд, такие оценки свидетельствуют о том, что происходит попытка пересмотра результатов войны.

В большинстве случаев, современные фильмы формируют сознание молодежи. Героизм не может быть принудительным, само по себе слово героизм — говорит о том, что это военный подвиг, на который человек шел осознанно и самостоятельно, без чьих-то принуждений. Это мы видим на данном слайде.

Однако всем нам необходимо помнить, что люди, совершившие великий исторический подвиг – это поколение победителей, плодами которых пользуемся мы.

Таблица 2

Оценка молодежью героизма советских людей на фронтах войны

(в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответа на вопрос

2010 г.

2015 г.

1.      Чаще героизм был самоотверженным, настоящим

46,6

55,4

2.      Героизм был и самоотверженным, и вынужденным

48,9

38,3

3.      Чаще героизм был принудительным

1,8

4,6

4.      Затрудняюсь ответить

2,8

1,7

В большинстве семей, в которых воевали родственники, в большей степени что-то да сохранилось.( табл.3) Это говорит о том, что люди берегли ту частичку чего-то святого, пытались сберечь память о тех страшных днях, когда люди пытались выжить и унести с собой всю боль. Тем не менее, у каждой третьей семьи ничего не сохранилось.

Таблица 3

Наличие в семьях реликвий военных лет (в процентах от числа опрошенных)

1. Ордена, медали, нагрудные знаки, погоны

47,6

2. Письма с фронта Ваших родственников, фотографии

16,2

3. Личные вещи

15,1

4. Почетные грамоты, благодарности, удостоверения

11,4

5. Похоронки

7,0

6. Одежда

8,1

7. Дневники, рукописи, воспоминания

7,0

8. Ничего не сохранилось

27,0

9. Другое (напишите)

0,5

Уровень знаний дат, в сознание студенческой молодежи, не зафиксирован. Наблюдается отрицательная тенденция. (табл.4)

Таблица 4

Знание основных дат ВОВ (в процентах от числа опрошенных)

Вопрос, варианты ответа

2010 г.

2015 г.

Укажите, пожалуйста, дату начала Второй мировой войны?

1 сентября 1939 г.

1. Ответ правильный (или назван год)

56,4

36,5

2. Ответ неправильный

43,6

63,5

Укажите, пожалуйста, дату начала битвы под Москвой?

30 сентября 1941 г.

1. Ответ правильный (или назван год)

42,8

31,8

2. Ответ неправильный

57,2

68,2

Укажите, пожалуйста, дату Курской дуги?

5 июля — 23 августа 1943 года

1. Ответ правильный

39,5

48,0

2. Ответ неправильный

60,5

52,0

Укажите, пожалуйста, дату Сталинградской битвы?

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.

1. Ответ правильный (или назван год)

27,8

22,3

2. Ответ неправильный

72,2

77,7

Укажите, пожалуйста, дату прорыва блокады Ленинграда?

18 января 1943 г. (27 января 1944 г. – день полного снятия блокады)

1. Ответ правильный (или назван год)

30,4

39,9

2. Ответ неправильный

69,6

60,1

Укажите, пожалуйста, дату разгрома милитаристской Японии?

2 сентября 1945 г.

1. Ответ правильный (или назван год)

55,0

50,9

2. Ответ неправильный

45,0

49,1

Мы решили узнать у студентов, откуда они узнают подробности Великой Отечественной войны. Можно сделать несколько выводов. По-прежнему образование является основным источником знаний о ВОВ. Роль семьи значительно ниже, однако сохранение архивов за пять лет возрастает.

Семьи, родственники и знакомые стали в большей степени рассказывать о событиях ВОВ. 2/3 молодежи черпают информацию из фильмов. В то же время, те места, которые в себе сосредотачивали образы войны, места боевой славы, имеют меньшую роль в сознание молодежи. ( табл.

5)

Таблица 5

Источники информации о событиях ВОВ

(в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответа на вопрос

2010 г.

2015 г.

1.     Изучал(а) в школе, ВУЗе, в других учебных заведениях

87,9

86,4

2.     Из кинофильмов, театральных постановок

62,8

58,1

3.     Из художественной литературы о войне

48,2

39,9

4.     Из рассказов родителей, друзей, знакомых

30,2

42,5

5.     Из средств массовой информации

37,9

41,3

6.     Из посещения музеев, воинских мемориалов

31,4

26,9

7.     Их семейных «архивов»

7,0

14,7

8.     Из походов по местам боевой славы

8,8

9,6

9.     Другое

2,0

0,6

Следующая группа вопросов была направлена на изучение патриотизма студенческой молодежи.

На вопрос о том, считают ли себя студенты 2010 и 2015 года патриотами, следовательно, что нравственный принцип, то есть, любовь к своей стране, у студентов разных годов не изменилась. Большинство молодежи (85%) считает себя патриотами. Но в то же время 15% не относят себя к патриотам ( табл.7).

Таблица 7

Самооценки молодежи патриотизма (в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответа на вопрос

2010 г.

2015 г.

1.      Да

41,6

41,2

2.      Скорее да, чем нет

41,3

44,3

3.      Скорее нет, чем да

7,8

7,8

4.      Нет

3,0

5,2

5.      Затрудняюсь ответить

6,3

1,4

День Победы – праздник победы Советской армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Праздник — это своего рода душевная боль русского народа. Элементы сопереживания тех событий, традиций, увлечений. Более 80% опрошенных считают День победы праздником, но 17% не разделяют чувства сопричастности и значимости события ( табл.8).

Таблица 8

Является ли День Победы – 9 Мая для Вас праздником?

(в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответа на вопрос

2010 г.

2015 г.

1.     Да, безусловно

72,1

82,3

2.     Да, отчасти

23,1

16,2

3.     Не является, это обычный выходной день

4,8

1,4

Следующая группа вопросов была направлена на выяснение социальных установок современных студентов.

Данные результаты позволяют в большей степени дать оценку преломления исторического сознания молодежи. Хоть и молодежь считает себя патриотами, интересуются знаниями ВОВ, но каждый пятый не планирует никак отмечать, столь знаменательное событие.

Категорию «еще не решил» можно отнести к тем, кто не планирует активно участвовать. Половина не проявляет активного участия, но каждый третий собирается принимать участие в параде, каждый пятый будет участвовать в подготовке праздничных мероприятий.

Таблица 9

Как Вы планируете участвовать в подготовке и празднование 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг?

(в процентах от числа опрошенных)

1.      Буду участвовать в параде (демонстрации) 9 мая

35,5

2.      Еще не решил

24,9

3.      Не планирую никак отмечать

22,3

4.      Участвую, буду участвовать в подготовке праздничных мероприятий

17,9

5.      Участвую, буду участвовать в конкурсе работ, посвященных этой дате

4,6

6.      Другое (напишите)

0,9

Таким образом, результаты проведенного исследования, с одной стороны показывает достаточно высокий интерес, патриотизм молодежи, Победа для большинства значимое событие.

С другой стороны, опрос выявил низкий уровень знания переломных дат и событий, не высокий уровень посещения мест боевой славы, также не высокий уровень участия в мероприятиях, приуроченных к событиям ВОВ.

Эффективность работы по актуализации истории Великой Отечественной войны как фактора патриотического воспитания, формирования общероссийской гражданской идентичности была бы выше, если бы молодежь чаще посещала музеи.

Обратите внимание

В свою очередь мы можем порекомендовать нашим кураторам, выстроить систему для посещения значимых мест с первым курсом. Также наш исторический клуб может проводить разные мероприятия, посвящённые исторической тематики. Можно проводить в ВУЗах встречи с ветеранами, для передачи событий тех лет.

Источник: https://moluch.ru/archive/99/22411/

Ссылка на основную публикацию