Кто нами руководит? нейрохимия

Кто нами руководит? Нейрохимия

Нейрохимия подразделяется: на общую, изучающую химические свойства нервной системы вне связи с конкретной физиологической деятельностью, и функциональную (частную), изучающую химические и молекулярные механизмы деятельности нервной системы в процессе реализации той или иной физиологической функции.

Функциональная нейрохимия – раздел нейрохимии, изучающий химические процессы, протекающие при функционировании нервной системы.

Познание химических механизмов деятельности мозга является не только задачей биологии, но имеет значение в стремлении человека к осознанию самого себя как личности, к пониманию своего места и роли на Земле.

Обратите внимание

Нервная система представляет собой биологическую структуру, главные функции которой состоят в прямом или опосредованном управлении важнейшими функциями организма, а также в регуляторной и интегрирующей роли по отношению к процессам, протекающим в целостном организме человека или животного.

Поэтому нейрохимия – одна из наиболее сложных, современных и бурно развивающихся областей биохимии и нейробиологии. Она тесно связана с такими направлениями биологии, как морфология и физиология нервной системы, молекулярная биология и генетика, а также с рядом клинических дисциплин, в частности – с нейропатологией и психиатрией.

Две суперпроблемы лежат в области нейрохимии.

Одна из них, говорят, исконно русская: «Пить или не пить?» . И если пить, то сколько, если одной – мало, две – много, а три – в самый раз. Алкоголизм порождается чисто химической зависимостью, которой, в принципе, подвержены 15 % населения.

Эта оценка похожа на количество алкоголиков в России. Не пьют много, как правило, те, кому от алкоголя плохо. Он вызывает структурные изменения в организме. При длительном употреблении алкоголя перерождаются ткани и наблюдается их атрофия, что особенно заметно проявляется в мозге.

Сначала происходит атрофия больших полушарий и мозжечка, растяжение и запустение их коры в связи с гибелью корковых нейронов. Изменение структуры головного мозга возникает уже при «умеренном» потреблении алкоголя.

Уже после четырех лет потребления алкоголя имеет место сморщенный мозг из-за гибели миллиардов корковых клеток.

Наркомания же является мировой проблемой. В России продолжается быстрый рост числа героиновых наркоманов , происходит «омоложение» болезни. В ближайшее время проблема может приобрести, кроме медицинской, еще и социально-политическую окраску, так как она все больше затрагивает интересы и безопасность России.

Нейрохимия эмоций – также большой раздел этой науки. Депрессия и агрессивность , любовь и равнодушие – в значительной степени внешние проявления химической активности мозга. Одним словом, гипоталамус игитур!

Важно

Работают Новосибирский институт нейрохимии агрессивных состояний, НИИ неврологии РАМН (лаб. нейрохимии, Москва), Институт физиологически активных веществ РАН (лаб. нейрохимии, Черноголовка). Есть журнал «Нейрохимия». Можно почитать: Дмитриев В.К., Критические исследования о потреблении алкоголя в России. М.: 2001; Хухо Ф., Нейрохимия. Основы и принципы. – М.: Мир, 1990.

Источник: http://domik.ua/novosti/kto-nami-rukovodit-nejroximiya-n161372.html

Спроси профессора о науке, химии и вообще..

I. …И вообще

Куда ты «котисси», Россия?

Куда ты котисси, Камаев?

По наклонной котисси!

Из разговора в дисбате

Что Вам напоминает карта России? Правильно, растянутую гармошку.

До середины XIX века она только растягивалась. Московское княжество – собирание земель, прирастание Сибирью и Дальним Востоком, завоевание «южного подбрюшья» и Средней Азии.

Ручки дотянулись аж до Порт-Артура (Северо-Восток Китая) и форта Росса (Калифорния), видели наших и на Гавайях. Тихий океан чуть не превратился во внутреннее море России. Эх, «раззудись плечо, размахнись рука».

Глаза то завидущие, а ручки загребущие. Но…

Левую руку дипломатично оттяпали в 1867 году – США купили Аляску, а пальчики правой (пол Сахалина и Курилы) уже совсем не дипломатично ампутировали в 1905 году в результате русско-японской войны.

Дальше больше. В 1919 году Россия при большевиках сжалась до размеров Московского княжества – Советская Республика в кольце врагов. И, о чудо, вновь к 1945 году почти восстановила свою территорию – правда уже без Польши и Финляндии.

И грянул 1991 год с известными событиями. Государственная гармошка сжалась сразу на 20 % и превратилась собственно в Россию! Такой поворот истории мало кто предполагал, но заметили все на собственной шкуре.

Между тем, в 14 октября 2008 года произошло малозаметное событие. В рамках разграничения с Китаем у страны отняли еще чуточку территории – Тарабаров остров и треть острова Большой Уссурийский близ Хабаровска. Документ был подписан президентом России Владимиром Путиным и руководством КНР 14 октября 2004 года.

Что дальше? Здесь от безличной площади страны перейдем к ее населению.

Напомню, что в середине XIX века на Дальний Восток Российская империя пришла одновременно с появлением Соединенных Штатов Америки на Диком Западе.

Калифорнийское побережье Тихого океана было отвоевано у Мексики в 1845-1848 годах, а Амурская экспедиция Г.И. Невельского пришлась на 1848-1855 гг.

Транссиб до Владивостока был построен к 1916 году, а Трансконтинентальная железная дорога в Калифорнию закончена в 1869 году. На этом сходство кончается.

Совет

За 150 лет население Запада США увеличилось на десятки миллионов человек. В 2000 году только в Калифорнии проживало 34 млн. человек, что делает Калифорнию самым населенным штатом США (12 % общего населения).

Население всего российского Дальнего Востока – 6,3 млн. чел. (5 % населения). Это самый депопулирующий регион страны: за период 1991-2010 гг. демографические потери составили 1,8 млн. человек, или 22% населения.

Вы думаете, мир будет долго терпеть такое положение? Вряд ли. Прогноз печален, но закономерен.

Не хотите осваивать и заселять? Подвиньтесь! Сахалин и Курилы мирно перейдут к Японии, а Приморский и Хабаровский края и Амурская область к Китаю (см. таблицу).

Кстати, экономически Дальний Восток России давно не «нашенский» – 90 % торгового оборота приходится на страны азиатско-тихоокеанского региона.

О причинах такого положения здесь сознательно не говорится – формат не позволяет. Но, вдумчивый молодой читатель может ими заинтересоваться. А может быть и двинет на Дальний Восток?! Попутного ветра!

Даты

Площадь

тыс. км2

отн. ед.

Российская империя до 1867 года

23949
(16 % суши Земли)

1

Российская империя без Аляски

22430

0,94

Россия без Польши и Финляндии, к 1945 году (СССР)

21984

0,92

Россия после 1991 г.

17075

0,71297

Россия без островов близ Хабаровска, 2008 г.

17074,5

0,71295

Прибавление не чаянное – Крым

17100

0,714

Россия без Курильских островов и Сахалина, ? г.

16987,4

0,71

Россия без Приморья, Хабаровского края и Амурской обл., ? г.

15623,2

0,653

Примечание: общая площадь суши Земли составляет 149 млн. квадратных километров.

Фульгурит. Как найти камень рожденный молнией?

Очень просто. Вовремя поменяй портянки!

Фульгуриты (fulgur — молния) – это неправильные трубочки, образующиеся от сплавления электропроводной горной породы вследствие удара молнии. Молния представляет собой природный искровой разряд с температурой до 30000 К и силой тока от нескольких единиц до 200 кА.

Фульгуритами называют иногда также и оплавленности твердых горных пород, мрамора, лав, образованные ударом молнии. Такие оплавленности в большом количестве встречаются на вершинах некоторых гор. Вероятно, пальма первенства в разгадке происхождения фульгуритов принадлежит англичанину Витерингу. Он в 1790 г.

Обратите внимание

нашел фульгурит в песке под деревом, поврежденным молнией. Андезит, образующий вершину Малого Арарата, пронизан фульгуритами в виде зеленых стекловатых ходов, почему он и получил название фульгуритового андезита.

Самый крупный из найденных фульгуритов «Флорида» представляет собой две ветви стекловатого тела, протягивающиеся от места удара на 5,2 и 4,9 м. В 1947 году этот фульгурит был найден после короткой грозы на каменной мостовой Детройта.

Источник: https://litnet.com/ru/reader/sprosi-professora-o-nauke-himii-i-voobshche-b44601

Нейробиология, нейрохимия — Биохимия мозга (молекулярная биология)

Психофизиологическое состояние человека во многом определяет биохимия мозга, которая может изменятся в зависимости от различных внутренних и внешних факторов, воздействующих как на психику так и на физику организма.

Биохимия мозга — она же молекулярная биология — изучается такими дисциплинами как нейробиология и нейрохимия

Сегодня на сайте психологической помощи Психоаналитик-Матвеев.

РФ вы узнаете все о биохимии мозга человека и ее воздействии на психологическое, эмоциональное и физическое состояние индивида.

Биохимия мозга — нейробиология и нейрохимия

Нейробиология изучает биохимию мозга, генетику, физиологию и патологию нервной системы, она тесно связана с когнитивной психотерапией в частности и с психологией и поведенческими реакциями человека — вообще.

Нейрохимия изучает химическую и клеточную деятельность нервной системы. Нейрохимия — это область биохимии и нейробиологии, включающей изучение биохимии мозга и психофизиологической деятельности человека, основанной на последней.

Биохимия мозга человека (по сути «химия жизни») является основным биохимическим регулятором психики и физиологии: эмоций и поведения людей.

Многие антидепрессанты, транквилизаторы и нейролептики, выписываемые врачами, изменяют именно биохимию мозга, а вместе с ней и эмоционально-психологическое состояние человека, а также поведенческие, физиологические и вегетативные реакции.

Сильнодействующие вещества, такие как алкоголь и наркотики, а также когнитивные, мыслительные процессы в коре головного мозга тоже изменяют биохимический состав, активируя те или иные эмоции и поведение.

По сути, трансактный психоанализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, гештальт-терапия и психологические тренинги также могут влиять на изменение биохимии головного мозга человека, в вместе с этим и на эмоционально-психологическое состояние. К тому же, психотерапия, в отличие от лекарственных, химических препаратов, не оказывает побочных эффектов и привыкания.

Молекулярная биология (Биохимия мозга)

Молекулярная биология, которую также относят к биохимии мозга, изучает хранение и передачу генетической информации, она рассматривается как биохимия нуклеиновых кислот, в том числе ДНК (Дезоксирибонуклеиновая кислота). Т.е. часть психики человека формируется по наследству (генетическая программа), а часть (бОльшая часть) — в процессе воспитания (родительского программирования) и первичной социализации.

Таким образом, биохимия мозга вместе с эмоциональностью и поведением человека зависит частично от генетической программы, и большей частью от сценария жизни (программы воспитания и социализации), т.е.

от когнитивных процессов, основанных на сценарных, малоосознанных, глубинных убеждениях и стереотипном мышлении, которые всегда можно изменить, а значит можно изменить и биохимию мозга психоаналитическим и психотерапевтическим путем.

Итак, биохимия мозга — химические вещества, гормоны, ферменты и их действие на психику и поведение

У человека есть эндокринная система, основные ее органы (железы внутренней секреции), влияющие на выработку и синтезирование тех или иных химических веществ, гормонов и ферментов, образующих биохимию мозга, и влияющих на психическое, эмоциональное состояние людей и на физиологию и поведение — это гипофиз, гипоталамус, эпифиз, щитовидная железа и надпочечники.

Рассмотрим подробнее биохимию мозга — химические вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции и образуемые в организме, в том числе в головном мозге, в процессе обмена веществ, а также — как они влияют на психику и эмоции:

Серотонин — химическое вещество, влияющее на настроение человека…при его малом количестве или отсутствии может наступить депрессия… Поэтому многие антидепрессанты работают как «ингибиторы обратного захвата серотонина».

Мелатонин — вещество, входящее в биохимию мозга, синтезируется эпифизом обычно при малой освещенности или в темноте из серотонина. Это вещество способствует хорошему сну и ночному отдыху.

При депрессии, например, в биохимии мозга нехватка серотонина, поэтому не из чего синтезироваться мелатонину и депрессивные люди часто страдают бессонницей. Также, сезонная депрессия (при малой освещенности) появляется от избытка мелатонина и недостаточного количества серотонина.

Похожее можно наблюдать в пасмурный день, при том, что в солнечный день настроение как правило повышается из-за повышения серотонина и понижения мелатонина.

Дофамин — вещество, отвечающее за чувство удовольствия человека, например при вкусной еде или сексе. Также, дофамин помогает человеку быть решительным и волевым.

Адреналин и Норадреналин — химические вещества, вырабатываемые надпочечниками и играющие важнейшую роль во время реальной опасности или надуманной — в это время человек может испытывать страх или гнев, т.е.

Важно

автоматически запускается психофизиологический механизм «Бей или беги»…вместе с этим учащается сердцебиение, напрягаются соответствующие группы мышц (что может привести к дрожанию тела), потоотделение…т.е.

Читайте также:  Что скрывает цинизм?

все в организме направлено на то, чтобы либо убежать, в случае усиления страха и повышения адреналина, или чтобы напасть на противника, в случае гнева и повышения норадреналина.

Эндорфины (внутренние морфины, опиаты) — их еще называют «гормоны счастья», вещества, вырабатываемые гипофизом и гипоталамусом и вызывающие у человека чувство эйфории.

Фенилэтиламин — химическое вещество в биохимии мозга, влияющее на мгновенную влюбленность, симпатию, эмоциональность и сексуальность… Считается, что это вещество содержится в шоколаде и других сладких продуктах и напитках.

Вещество, вырабатываемое гипофизом — Окситоцин — снимает тревожность и напряженность у людей во время сближения, в том числе — полового… Оно вызывает доверие к партнеру.
Другое химическое вещество гипофиза — вазопрессин — создает ощущение привязанности к другому человеку.

Такая биохимия мозга, как женские и мужские феромоны (копулины и андростерон), являются неосознанным средством привлечения сексуального партнера…по запаху… Кстати, эти вещества часто добавляют в парфюмерию…

Тестостерон — мужской половой гормон, вырабатываемый надпочечниками и половыми железами — играют роль в формировании либидо (полового влечения…в том числе и у женщин), а также формируют вторичные половые признаки и мужскую сексуальность.

Эстрогены — женские половые гормоны, они отвечают за женственность и женскую сексуальность… Также, у женщин есть гормон прогестерон, ответственный за зачатие, вынашивание и роды.

Гипофиз вырабатывает еще один женский гормон — пролактин — он развивает молочные железы и помогает выработке грудного молока. Также, это вещество помогает создать материнскую привязанность. Плюс ко всему, при избытке пролактина, например во время вскармливания у женщины или после оргазма у мужчины — существенно падает либидо.

Мы рассмотрели основные вещества биохимии мозга, влияющие на психику, эмоции и поведение человека. Еще раз замечу, что изменить биохимию возможно не только химическими лекарственными препаратами, но и посредством психотерапевтического вмешательства.

Запись на психотерапию онлайн

Психотерапевт по скайпу

Проходите психологические тесты, онлайн и бесплатно.

Заходите на психологический форум…

Обязательно загляните в психоаналитический журнал: читайте статьи по психологии и полезные рекомендации…

Источник: https://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/samopoznanie-cheloveka/biokhimiya-mozga/

«МЕЧТАЮ ВИДЕТЬ НАШ НАРОД БОГАТЫМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛАМИ»

В Доме Москвы состоялся вечер заведующего кафедрой биохимии Ереванского государственного медицинского университета им.

Гераци, заслуженного деятеля науки РА,  действительного члена Академии медицинских наук РА и Академии естественных наук РФ, главного редактора журнала «Нейрохимия», доктора биологических наук, профессора Михаила Иосифовича АГАДЖАНОВА.

Он рассказал о своем жизненном  и творческом пути, сложном и интересном, а потом ответил на вопросы присутствующих в зале.

Коротко о себе

История моей жизни уже достаточно длинная.  Родился в Тбилиси в 1939 году. Дедушка, Михаил Агаджанов, известный в Закавказье врач, окончил Харьковский мединститут, был стипендиатом Манташева, а  потом  его личным врачом.

С МОЕЙ БАБУШКОЙ, ЕЛЕНОЙ АЛИХАНОВОЙ, ПЛЕМЯННИЦЕЙ АЛЕКСАНДРА МАНТАШЕВА, у них было три сына:  Георгий, Сергей и Иосиф — мой отец.  В 1926 году Георгий и Сергей уехали учиться в Италию.

Старший вернулся, младший  остался в Италии. Отец мой, горный инженер, погиб в автоаварии, когда мне было три года. Мать, Ася Чачикян, была инженером-технологом. Моим воспитанием занимались дедушка с бабушкой и мама, а когда я подрос — еще и дядя Георгий.

Совет

Любви, заботы и внимания было более чем достаточно. Школу окончил с серебряной медалью. Вопрос, кем буду, не обсуждался, все знали, что стану врачом, как дедушка и дядя Гога. Вопрос был только в том, где буду учиться: в Москве, Ленинграде, в Тбилиси или Ереване.

Семейный совет решил: в Ереване, где жила тетя с семьей.

В 1957 г. я стал студентом лечебного факультета  Ереванского государственного мединститута.  После первого курса в составе студенческого отряда  был направлен в Казахстан поднимать целину.

Семья была в ужасе, но на моем отъезде настоял декан лечебного факультета Ваган Григорьевич Мхитарян. Будучи заведующим кафедрой биохимии, он со второго курса привлек меня к научным исследованиям.

И когда после окончания института меня в числе  пяти отличников  русского сектора вызвал к себе ректор и спросил, какую медицинскую специальность мы хотим выбрать, я назвал биохимию.

В 1963 г. я поступил в аспирантуру при кафедре биохимии, где и прошла вся моя последующая жизнь. В 1966 г.  защитил кандидатскую диссертацию и стал ассистентом кафедры. В 1979 г. защитил докторскую, профессором стал в 1984 году.

В 1986 году Ваган Григорьевич ушел с поста руководителя кафедры, и меня назначили заведующим, кем и являюсь по сей день. В 1989 г. я стал по совместительству проректором по научной работе.

Таким образом, вся моя научная биография умещается в несколько строк.

Главная, на мой взгляд, ценность — семья

Семья определяет душевный покой, успешность, от нее зависит, как сложится жизнь. У меня прекрасная семья, любимая жена, замечательные дети. В 1996 г., когда в обществе были разрушены все ценности и жизнь человека перестала что-либо значить, в нашей семье произошла трагедия — подлым образом был убит наш сын. Жизнь, казалось, остановилась, но нас поддержали друзья, товарищи.

МОБИЛИЗОВАВШИСЬ РАДИ ДОЧЕРЕЙ И ПАМЯТИ СЫНА, МЫ СТАЛИ МНОГО РАБОТАТЬ, и это спасло. Я был занят наукой, работой со студентами, аспирантами, жена, Нелли, начала писать сказки  и сама иллюстрировать их.

Она издала четыре сборника сказок, провела пять выставок своих картин, одна из них успешно прошла в Сан-Франциско. Однако потеря сына осталась незаживающей раной.

Обратите внимание

Поражает степень столь низкого падения определенных представителей нашего общества, которые пытаются обелить преступника, осмелившегося ради иллюзорных представлений о возможном обогащении лишить жизни здорового, доброго, сильного парня, своего однокурсника.

Как показывают последние события, таких преступников тогда в Армении было немало, но они скрывались за  высокими должностями. Надеюсь, что все они понесут заслуженное наказание.

От того, кого мы воспитаем, зависят будущее страны и, без преувеличения, наша национальная безопасность. Это касается и наших студентов. Студенчество во все времена было одной из самых активных политических сил общества.

Не исключением оказались и последние  события,  «бархатная революция», когда студенты, в том числе и студенты-медики в белых халатах, зачастую вместе со своими преподавателями вышли на улицы города с требованием лучшей жизни, равной для всех ответственности перед законом, наказания  виновных.

Студенты Ереванского медицинского университета всегда входили в элиту армянской молодежи. Среди них и теперь много талантливых ребят, которые, я уверен, станут прекрасными врачами.

Однако демократические преобразования в обществе зачастую идут вразрез с понятиями о правильном воспитании, уважении к семье,  старшим, к женщине, всему тому, чем раньше гордились.

И в этом, несомненно, велика «заслуга» вуза, школы, семьи.

Старшее поколение преподавателей, работавших в советские годы, помнит, что система воспитания в той стране была реально очерчена и четко работала. Не стану обсуждать ее идеологическую направленность, говорю об организационной стороне. Она достойна подражания.

Больно видеть, когда студенты в коридорах вуза  не уступают дорогу преподавателю, хотя, несомненно, уважают его. Они просто не знают, что это необходимо. Мы липли к стене, когда по коридору шли преподаватели, не потому, что боялись, а потому, что уважали. То же самое я видел в университетах Японии. Этого у нас нет.

Но лаборантки кафедры говорят, что после «бархатной революции» им начали уступать место в транспорте. И это внушает надежду. 

О дочерях

У меня две дочери — Лусине и Елена. Они отлично учились, стали врачами. Люся мечтала заниматься проблемами искусственного  оплодотворения, но после гибели брата не могла оставаться в Армении и  уехала учиться в Швецию.

ЛЮСЯ РАБОТАЛА ВРАЧОМ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, ЗАЩИТИЛА ДИССЕРТАЦИЮ в Каролинском институте, а в 2006 г., встретившись с будущим мужем (он работал в Силиконовой долине), переехала в США.

Важно

По совокупности печатных работ ее сразу приняли исследователем в университет Сан-Франциско.

Однако мысль заниматься практической медициной не покидала ее, и она, несмотря на большую занятость, сдала экзамены, закончила резидентуру, затем прошла специализацию и сегодня работает акушером-гинекологом в области искусственного оплодотворения в Стенфордском университете. 

Лена — эндокринолог, защитила докторскую диссертацию, стала профессором, работает в нашем Медицинском университете заведующей кафедрой эндокринологии,  руководит клиникой эндокринологии в университетской больнице «Мурацан».

Меня часто спрашивают, что такое счастье. Не знаю, может, это приходит с возрастом, но я счастлив, когда вижу, что  мои дети успешны, счастливы, что у них хорошие семьи и чудесные дети. 

Почему мое поколение еще на плаву?

Я часто думаю, почему мы, люди в возрасте, все еще востребованы, нужны университету? Наверное, потому, что всегда ответственно относимся к своим обязанностям,  продвигаем молодых,   болеем за судьбу нашего университета. В отношениях с сотрудниками и студентами я всегда стараюсь быть честным.

ВАЖНАЯ РОЛЬ В ОЦЕНКЕ РОЛИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  В ЕГМУ принадлежит ректорам нашего вуза. Отдавая дань уважения всем ректорам, хочу особо отметить Вилена Паруйровича Акопяна, занимавшего этот пост почти 20 лет. Он не только сохранил наш университет в самые сложные годы, но и постарался восстановить его былое достоинство.

Армен Абгарович Мурадян занимает эту должность всего полтора года. Однако он начал свою деятельность с антикоррупционных мер, борется с протекционизмом в учебном процессе, что было неоднозначно воспринято внутри вуза.

Стоит задача — поднять международный рейтинг университета. Начать решено с повышения ценности публикуемых  статей.

Это нелегкая задача, рейтинговые журналы предъявляют высокие требования, но руководство вуза предусмотрело меры поощрения отличившихся авторов.

Этот вопрос остро стоит в последние годы. Причина недостатка квалифицированных кадров, думаю, кроется в неправильной политике государства в отношении  молодежи, в отсутствии заботы о будущих специалистах, поэтому значительная часть талантливой молодежи покинула Армению и успешно работает в престижных научных учреждениях Европы и США.

СПЕЦИАЛИСТОВ НАДО РАСТИТЬ, ИМ НЕОБХОДИМО  ОБЩАТЬСЯ с коллегами ведущих зарубежных центров.

В последние годы в ЕГМУ значительно возросло внимание к  молодежи, активизируются научные связи с диаспорой, организуются поездки молодых специалистов в ведущие медицинские центры.

Совет

Это позволило поднять уровень медицинской помощи в университетских клиниках «Гераци» и «Мурацан». Политика руководства ЕГМУ вселяет надежду, что будут созданы все условия для  талантливой молодежи.

Журнал «Нейрохимия»

Журнал «Нейрохимия»  был основан в 1982 г.  Главным редактором стал академик Армен Галоян. Журнал издавался в Ереване.  В 90-е из-за тяжелейшей ситуации в стране встал вопрос о закрытии журнала, но Галоян договорился с РАН, чтобы журнал издавался в Москве.

После кончины А.Галояна главным редактором со стороны Армении стал я. Журнал издается на русском языке. Издательство Springer переводит журнал на английский язык, и он издается как Neurochemical Journal.

Это  престижный журнал, единственный изо всех армянских журналов, имеющий IF. Мы постоянно ужесточаем требования к публикуемым статьям и рецензентам.

Но участие армянских нейрохимиков в представлении статей для публикации в журнале пока недостаточное.

И в заключение. Недавно я прочел, что интеллект — это ум плюс порядочность. Порядочность — то, что я больше всего ценю в людях.  Я желаю, чтобы наши преподаватели были интеллектуалами  и порядочными людьми, тогда мы многого добьемся. Я мечтаю, чтобы наш народ  был богат интеллектуалами.

… ЗАЛ БЫЛ ПОЛОН, НА ВЕЧЕР ПРИШЛИ ДРУЗЬЯ, РОДСТВЕННИКИ, КОЛЛЕГИ — члены НАН РА.

Михаил Иосифович иллюстрировал свое выступление большим количеством интересных фотографий: членов семьи, предков — фото  деда Михаила Георгиевича с Манташевым, а еще настоящие реликвии — оригиналы документов: «Решение Императорского Кавказского медицинского общества от 1896 г.

об избрании на своем заседании действительным членом общества доктора М.Г. Агаджанова», наградные листы орденов Святой Анны и Святого Святослава, ордена, которыми он был награжден.

Генеральный директор Дома Москвы Армине Тутунджян рассказала предысторию организации вечера. Оказалось, что 46 лет назад она сдавала приемный экзамен по химии в Ереванском мединституте Михаилу Иосифовичу. Он оставил наилучшее впечатление, и годы спустя ей захотелось узнать о его дальнейшей судьбе.

Источник: http://golosarmenii.am/article/68827/mechtayu-videt-nash-narod-bogatym-intellektualami

Нейрохимия позитивного разговора

Почему негативные разговоры и замечания преследуют нас гораздо дольше, чем позитивные?   Начальственная критика, спор с коллегой, размолвка с другом — и разом забывается целый месяц единодушия и похвал.

Читайте также:  Почему мы выстояли в 1941 году?

Если вас назовут лентяем, безответственным, халтурщиком, вы это не просто запомните — обида станет частью ваших мыслей.

Гораздо легче забыть, сбросить со счетов все случаи, когда вам говорили, какой вы талантливый, добросовестный или как вами все гордятся в компании.  

Обратите внимание

Это явление в значительной мере обусловлено химическими реакциями. Когда на человека обрушивается критика, отвержение или страх, когда ему кажется, что его сдвигают на обочину или умаляют его заслуги, в организме вырабатывается большое количество кортизола — гормона, который отрубает мыслящую часть мозга и активизирует типы поведения, направленные на самозащиту и избегание конфликта.

 Человек становится более чувствительным и остро реагирует на раздражители. Ему мерещится в словах собеседника даже большая враждебность, чем присутствует на самом деле. Подобный эффект затягивается на 26 часов, и неприятный разговор глубоко впечатывается в память, а потому оказывает существенное влияние и на наше поведение в будущем.

Кортизол — словно таблетка с пролонгированным действием: чем сильнее мы переживаем, тем длительнее будет эффект.   Позитивный комментарий и добрый разговор тоже вызывают химическую реакцию, поощряют выработку окситоцина, гормона хорошего самочувствия, который повышает в человеке способность общаться, сотрудничать и доверять людям.

При этом активизируются связи в коре лобных долей головного мозга. Но период метаболизма окситоцина значительно короче, чем у кортизола, а потому и эффект не столь силен и не столь продолжителен.   Именно «химией разговора» объясняется, почему всем нам, в особенности руководителям, нужно внимательнее следить за ходом любого общения.

Те формы коммуникации, при которых повышается уровень кортизола, ведут к снижению «интеллектуального уровня общения», я обозначаю его как C-IQ, то есть человек утрачивает способность подключаться и мыслить новаторски, проявлять эмпатию, креативность, готовность к работе в команде.

И напротив, те формы поведения, которые способствуют выделению окситоцина, повышают уровень C-IQ.   За последние 30 лет я помогла руководителям многих компаний, в том числе Boehringer Ingelheim, Clairol, Donna Karen, Exide Technologies, Burberry и Coach, освоить приемы, которые повышают уровень C-IQ.

Недавно The CreatingWE Institute вместе с Райаном Смитом, гендиректором Qualtrics, крупнейшей в мире компании в области онлайн-анализа данных, решил сопоставить частотность негативных (продуцирующих кортизол) и позитивных (продуцирующих окситоцин) общений на рабочем месте.

Мы попросили руководителей оценить по шкале от 0 до 5, как часто им приходится участвовать в определенных видах бесед, позитивных и негативных. 0 означает «никогда», 5 — «очень часто».

Важно

По-видимому, руководители чаще прибегают к позитивному поведению, которое повышает уровень окситоцина и C-IQ, чем к негативным видам поведения, и это хорошая новость. Респонденты указали, что все пять видов позитивного поведения, в том числе «забота о других», встречаются в их практике чаще, чем пять негативных, таких как «притворное слушание», и это хорошая новость.

Однако большинство респондентов, почти 85%, признают: иногда их поведение вредит не только конкретному разговору, но и попросту портит отношения. К сожалению, когда лидеры прибегают к обоим видам поведения, в мозгах подчиненных возникает неопределенность и неуверенность, уровень кортизола снижается, падает и количество CI-Q.   Приведем в пример Роба, топ-менеджера из Verizon.

Он считал себя хорошим руководителем: указывал подчиненным, что им делать, ставил четкие цели, требовал от команды высоких результатов и безупречного качества. Но у одного из подчиненных случился сердечный приступ, а еще трое попросили о переводе в другой отдел — вот тут-то Роб и понял: с ним что-то не так.

  Наблюдая на протяжении нескольких недель за манерами Роба, я убедилась в заметном перевесе негативных (продуцирующих кортизол) форм поведения над позитивными (продуцирующими окситоцин).

Он не поощрял дискуссию, не выражал интереса к собеседникам, не рисовал заманчивую картину общего успеха — он навязывал собственные идеи, в большинство дискуссий ввязывался с заранее готовым мнением, с намерением убедить всех в своей правоте. И ничьему влиянию не поддавался, даже особо не прислушиваясь к чужим словам.

  Когда я указала на это Робу и объяснила, как действуют его манеры на уровне химических процессов, он пообещал измениться и сдержал свое слово.

Несколько недель спустя один из членов команды спросил меня: «Чем это вы опоили босса?»   Я не говорю, что нельзя требовать от подчиненных конкретных результатов или что никогда нельзя критиковать за дело — но необходимо требовать и критиковать так, чтобы никто не чувствовал себя отвергнутым или униженным. Желательно сокращать выработку кортизола и повышать уровень окситоцина. Следите за тем, как одни формы поведения способствуют открытости, а другие вынуждают собеседника закрыться. Управляйте химией отношений.  

Материал подготовлен при участии Ричарда Глейзера, доктора биохимических наук, одного из соучредителей The CreatingWE Institute.

Первоисточник >>>

Понравился материал? Поделись с другими!

Источник: http://www.akademiki.biz/biblioteka-jivoi-informacii/stati/1127-nejrokhimiya-pozitivnogo-razgovora

ПОИСК

    Синапсы — это область функциональных контактов между плазматическими мембранами нейронов. Вещества, влияющие на нервную активность, такие, как эндогенные нейромедиаторы или многочисленные экзогенные лекарственные препараты (например, местные анестетики, нейротоксины), действуют на уровне мембраны.

Биологические или патологические изменения в нервной системе часто возникают как следствие изменений нейрональных мембран. Следовательно, в описание основ нейрохимии нужно обязательно включать сведения об образовании и свойствах биологических мембран. В гл.

2 и 3 рассматривается строение молекул веществ, входящих в состав мембран, описываются модели мембран, а также функционирование и [c.26]
    Регуляция жизнедеятельности сложного многоклеточного организма в огромной степени зависит от химических сигналов, передаваемых от одних клеток к другим.

Один из основных способов коммуникации — это секреция гормонов в кровоток. Значительно менее изучен процесс химического обмена информацией через межклеточные контакты (гл. 1, разд. Е, 3, в). Этот процесс лучше всего исследован на нервных клетках, и в настоящее время нейрохимия стала одним из основных направлений биохимии.

Совет

Коммуникация между клетками играет большую роль в эмбриональном развитии и в дифференцировке тканей. Правда, рост и развитие клеток регулируются не только внешними, но и внутренними факторами последние определяются программами развития, закодированными в ДНК. В настоящей главе мы рассмотрим кратко как упомянутые вопросы, так и коммуникацию между организмами, т. е.

биохимию экологических взаимосвязей. [c.316]

    Последняя часть (гл. 15 и 16) посвящена проблемам биохимической генетики и гормональной регуляции обмена веществ и развития организмов, а также деятельности мозга. Гл.

15 охватывает не только вопросы биосинтеза нуклеиновых кислот и белков, но и дает представление о методах, используемых в биохимической генетике. Указанные сведения помещены в конце книги, но преподаватели могут их использовать (частично или целиком) в начале чтения курса. Последняя глава представляет собой краткое введение в проблемы межклеточных коммуникаций, нейрохимии, диффереицировки клеток, а также экологии. [c.9]

    Последнее десятилетие ознаменовалось развитием и становлением нового научного направления биологии нервной ткани — нейрохимии.

А сегодня мы вполне обоснованно можем говорить уже о бурном и стремительном развитии этой науки, причем, пожалуй, именно достижения в нейрохимии могут служить тем своеобразным индикатором, который поможет оценить уровень наших знаний о мозге, его структуре и функции его компонентов. [c.5]

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕЙРОХИМИИ НА ПРИМЕРЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА [c.7]

    Предметом изучения в нейрохимии является основная составная часть всех нервных систем — нервная клетка, или нейрон. Почему же мы не говорим, что функционирование нервной систе- [c.7]

    Нейроны имеют столь разнообразные функции, что следует предположить существование процесса адаптации единичных нейронов к их специфическим функциям. Центральная нервная система, например, в основе своей — более дифференцированный орган, чем печень, где различные функции распределены между относительно немногими типами клеток.

Хотя нейроны с их стереотипными сигналами проявляют много одинаковых основных функций, определенно имеются также высокоспециализированные нейроны с особой, присущей только им нейрохимией. Вначале, как это традиционно для нового раздела науки, мы сосредоточимся на общих свойствах предмета изучения, т. е, на свойствах нейронов. [c.

9]

    Нейрохимия сетчатки не описывает процесс  [c.9]

    Нейрохимия как интегральная наука [c.23]

    ГИЮ, физиологию поведения (включая психофармакологию), клеточную биологию и биологию развития нервной системы. Биохимия, биофизика, кибернетика и математика необходимы для развития нейрохимии как вспомогательные дисциплины.

Обратите внимание

При этом нейрохимия развивается не просто параллельно с дру гими, смежными науками она обобщает, интегрирует их,, обеспечивая понимание молекулярных основ и механизмов явлений, изучаемых во всех областях нейробиологии (рис. 1.11). [c.

24]

    В более узком смысле нейрохимия — это биохимия нейронов. Поэтому далее мы рассмотрим нервную клетку с ее характерными функциональными элементами. [c.24]

    Нейрон его функциональные элементы как предмет нейрохимии [c.24]

    Нейрохимия исследует молекулярные основы нейробиологии. В отличие от молекулярной генетики молекулярная нейробиология может изучать биохимическими методами механизмы передачи информации, но не содержание этой информации. Хорошим примером является здесь зрительный процесс.

От возбуждения сетчатки глаза светом до сознательного восприятия картины информация обрабатывается в ходе многочисленных стадий, из которых только первые—поглощение света, высвобождение нервного импульса и его передача — могут быть описаны биохимически. Затем импульс посредством конвергенции и интеграции, т. е.

через специфическую электрофизиологическую оптическую систему, подвергается обработке, кодируется и передается в центральную нервную систему. Восприятие и сознание — это особые свойства именно таких специфических функциональных систем.

Из всего изложенного ясно, что нейрохимия может описывать только главные стереотипные функции единичной нервной клетки. [c.33]

    Интересно, различаются ли молекулярные структуры у этих систем. Одна из задач современной нейрохимии заключается в биохимической характеристике этих систем [4]. Далее рассмотрены подтвержденные экспериментально результаты, а также возможные модели, гипотезы, выдвинутые на основе этих результатов. [c.133]

Важно

    Первоначально Н.С. были применены в составе т. иаз. литическях смесей при подготовке больных к операции с целью создания центр, и периферич. нейровегетативной блокады. В 1952 впервые были описаны антипсихотич. св-ва аминазина, а в 1954-резерпина, что послужило началом широкого применения Н.с. в психиатрии. Н.С. находят широкое применение в эксперим.

исследованиях в области нейробиологии, физиологии, нейрохимии, психофармакологии, психиатрии, где с их помощью направленно изменяют ф-ции мозга. Кроме того, Н.с. используют в качестве успокаивающих и противорвотных препаратов, для лечения зуда, а также в ветеринарии с целью профилактики транспортного стресса у с.-х, животных. [c.

204]

    Принимая во внимание все возрастающий объем биохимической информации, многие разделы пришлось заново написать или существенно переработать например, о структуре и функциях белков и нуклеиновых кислот, регуляции экспрессии генов, молекулярных механизмов биогенеза ДНК и РНК, биосинтеза белка, механизмах регуляции метаболизма и роли гормонрецепторной системы и вторичных внутриклеточных мессенджеров в передаче нервного и гуморального сигналов, механизмах ферментативного катализа, особенностях обмена веществ в нервной ткани (нейрохимия), печени, мышечной и соединительной тканях и др. [c.12]

    Учебное пособие автора из ФРГ, в котором обобщены современные представления о нейрохимических процессах, лежащих в основе функциональной деятельности нервной системы.

Обсуждаются вопросы, касающиеся связи иейрохи-мии с развитием таких смежных дисциплин, как нейрофизиология, нейрофармакология, иейроэндокринология.

Впервые приводятся данные об использовании генетических подходов в нейрохимии. [c.4]

    Автор предлагаемой читателю книги профессор Свободного университета Западного Берлина Фердинанд Хухо хорошо известен в кругу специалистов в области биофизики и биохимии мембран.

Автор предпринял, и вполне удачно, смелую попытку, не вдаваясь в частности и не стремясь полностью охватить все достижения, осветить в своей книге становление, развитие и современное состояние нейрохимии, обращая особое внимание на описание молекул и химических превращений, обусловливающих работу нервной клетки. [c.5]

Обсуждение построено с привлечением большого числа примеров разнообразных объектов, процессы функционирования нейроклеток рассмотрены во взаимосвязи с другими сторонами деятельности живых организмов.

В книгу включен прекрасный иллюстративный материал, помогающий усваивать довольно непростые концепции и гипотезы, касающиеся наиболее сложных высших функций живой природы — работы нервной системы.

Строение и функции нейрональных мембран, механизмы синаптической передачи и характеристика рецепторов нейромедиаторов, ионные каналы и активный транспорт — вот наиболее важные и существенные проблемы, которые подробно рассмотрены. В книге хорошо отражена связь нейрохимии с развитием других смежных направлений — нейрофизиологии, нейрофармакологии, нейроэндокринологии и т. д. [c.5]

    Книга Хухо Нейрохимия безусловно окажет неоценимую помощь студентам и аспирантам, осваивающим этот сложный курс, а также специалистам, работающим в области нейрохимии, молекулярной биологии, биофизики, фармакологам и врачам, занимающимся научными исследованиями. [c.5]

    Нейрохимия, вероятно, относится к наиболее быстро развивающимся направлениям науки о живом. Первоначально я планировал издать в переводе на английский язык мою же книгу, написанную шесть лет назад и вышедшую на немецком языке в ФРГ. Но вскоре для меня стало совершенно ясно, что для нового издания необходимо нечто большее, чем простой перевод и небольшие дополнения.

Ведь к этому моменту стала применяться техника рекомбинантных ДНК, были сформулированы новые концепции механизма передачи сигнала через мембраны, были охарактеризованы некоторые нейромедиаторные рецепторы, что позволило уточнить до того не очень полные гипотезы. Как только все это было принято мною во внимание, книга Нейрохимия. Принципы и концепции не могла ке стать иной.

Однако по существу мой подход как автора не изменился я хотел составить легко читаемый обзор достижений нейрохимни, а не исчерпывающий справочник. Адресована книга биохимикам, биологам, химикам, биофизикам, фармакологам и студен-там-медикам, желающим ознакомиться с интереснейшими проблемами нейрохимии, находящимися на границе, на стыке многих научных направлений. [c.

6]

Обратите внимание

    При оценке возможностей нейрохимии прежде всего необходима осторожность. За последние четверть века несомненные успехи молекулярной биологии настолько повысили самонадеянность биохимиков, что некоторые из них уверовали в возможность разрешить биохимическими методами или на молекулярном уровне буквально все загадки живой природы.

Так, при изучении механизма наследственности делались попытки рассматривать мозг человека как еще одну молекулярную головоломку.

По мере того как решались основные проблемы молекулярной генетики и все меньше возможностей оставалось для новых фундаментальных открытий, ведущие специалисты в области молекулярной биологии стали сосредоточивать свои интересы на нейробиологии. Здесь, однако, молекулярный подход имеет ограничения.

Я не хочу выступать в роли защитника некоего неовитализма, но описание ограничений и возможностей вейрохимии может стать, по-моему, хорошим способом дать определение этой научной дисциплины, а сопоставление молекулярной генетики с молекулярной биологией прекрасно это иллюстрирует. [c.7]

    Вместо того чтобы говорить общие слова о возможностях и ограничениях нейрохимии, лучше привести конкретный пример.. Обратимся к зрению как к типичной сложной функции нервной системы. Зрительный процесс многостадиен световая энергия улавливается, превращается в нервный импульс и передается далее в этой форме.

Нервные импульсы должны быть преобразованы, т. е. интегрированы, с тем, чтобы передать определенную информацию. Только первые две стадии можно описать как исключительно молекулярные нейрохимические процессы, а они не представляют собой зрения в смысле восприятия изображений. Мы видим не глазами, а иозгом. [c.

9]

    На следующем этапе зрительного процесса потенциал рецептора должен превратиться в нервный импульс, который после многостадийной обработки должен достигнуть в конце концов затылочной доли головного мозга. Как мы увидим в следующих главах, весь процесс высвобождения и передачи нервных импульсов может быть описан в рамках нейрохимии, т. е. на молекулярном уровне.

Но на своем пути от родопсина клетки-рецептора к своей мишени (зрительной коре головного мозга) световой сигнал трансформируется от восприятия сетчаткой глаза информации о вспышке света до картины, формирующейся в головном мозге. Исчерпывающее изложение этого процесса дано в книге Кафлера, Николса и Мартина [7], мы же ограничимся здесь его кратким описанием. [c.

20]

Важно

    Теперь, после того как было показано, что нейрохи.мия не в состоянии выяснить функции высшей нервной деятельности, настало время уяснить, что же реально она может изучить.

Детально все это излагается далее в этой книге, здесь же мы ограничимся следующим определением нейрохимия — это наука о молекулярных основах всех разделов нейробиологии, которая в свою очередь включает нейроанатомию и нейрофизиологию (структурную и функциональную анатомию, метаболизм и электрофизиологию нервной системы), неврологию (науку о нервных заболеваниях), нейрофармакологию, нейротоксиколо- [c.23]

    Нейрохимию не следует определять лишь как химию нейромолекул тем не менее мы вначале рассмотрим основные строительные блоки нервной мембраны. В принципе она построена из тех же самых веществ, что и плазматические мембраны клеток других типов, однако содержание этих веществ (относительно сухой массы мембран) значительно отличается (табл. 2.1). [c.35]

    Предмет нейрохимии шире, чем просто химия нейромолекул  [c.35]

    Согласно определению, в сложном организме нервная система является органом коммуникации. Эта специфическая функция выполняется мембранами нервных клеток.

Например, прохождение нервного импульса вдоль аксона, который может достигать метра в длину, приводит к возникновению потенциала действия, формирующегося в результате кратковременного переноса ионов через аксональную мембрану (гл. 5 и 6).

Аналогично основные стадии передачи импульса от одной клетки к другой — это химические и электрические явления на синаптической мембране (гл. 8 и 9). Нервные мембраны играют также важную роль при развитии нервной системы и в ее взаимодействии с окружающей средой.

Итак, в настоящее время биохимия нервной мембраны составляет значительную часть современной нейрохимии. По существу эта глава представляет собой краткое изложение основ современной мембранологии, поданных со специфических позиций нейрохимика. Для более полного ознакомления с мембранологией следует обратиться, например, к двум последним монографиям [1, 2]. [c.65]

Совет

    Рассмотрим некоторые аспекты общей мембранологии , имеющие существенное значение для нейрохимии. Любая удовлетворительная мембранная модель должна ответить на следующие основные вопросы, касающиеся взаимосвязи структуры к функции мембраны  [c.65]

Источник: https://www.chem21.info/info/101656/

6 книг о нейромедиаторах

Экология жизни: Что читать о химии мозга, работе синапсов и основах нейробиологии, рекомендует физиолог Вячеслав Дубынин

Что почитать, если вы решили разобраться в мозге, медиаторах и нейрофармакологии

Мозг состоит из нейронов, а нейроны образуют контакты — синапсы. Главную роль в синапсах играют нейромедиаторы. Нейромедиатор — вещество, которое выделяется из отростков нейрона, чтобы воздействовать на следующую клетку (нервную клетку, клетку мышцы или железы). По нейронам сигналы передаются в форме электрических импульсов, между нейронами — за счет выделения медиаторов.

Медиаторы могут возбуждать либо тормозить деятельность следующей клетки. Зная химическую структуру нейромедиатора и особенности его работы в синапсе (влияние на белки-рецепторы, ионные каналы, ферменты), ученые создают лекарственные препараты, корректирующие функции мозга: антидепрессанты и транквилизаторы, анальгетики, нейролептики, ноотропы и прочее.

Если вы решили разобраться в мозге, медиаторах и нейрофармакологии, то лучше сразу ориентироваться на уровень выше школьного. Подойдет трехтомник Тейлора Д., Грина Н., Стаута У. — одна из любимых книг продвинутых десяти- и одиннадцатиклассников. Далее нужно поглубже нырнуть в физиологию.

Для этого подходит классический вузовский учебник Шмидта Р. и Тевса Г., описывающий все системы организма человека, в том числе нервную, а также органы чувств.

Далее понадобится руководство «От нейрона к мозгу», которое используют бакалавры физиологических кафедр, осваивая ключевые представления о строении и функциях как отдельных нейронов, так и различных структур нашего мозга.

Преодолев препятствие в форме этого увесистого тома, можно достигнуть уровня, позволяющего всерьез погрузиться в область нейрохимии и нейрофармакологии. Для меня это погружение началось с учебника Хухо Ф.

— издания, которое рекомендовал нам, тогдашним аспирантам, академик Игорь Петрович Ашмарин, заведующий кафедрой физиологии человека и животных МГУ, ученый, руководивший крупнейшими программами нейрофармакологических исследований в России в 90-е годы прошлого века.

Светлой памяти И.П. Ашмарина посвящены еще два учебных пособия, закрывающих этот список. Они созданы в относительно недавние годы его учениками в Москве и Санкт-Петербурге.

Обратите внимание

В них можно найти много современных сведений о медиаторах, синапсах и основных группах психотропных препаратов (лекарствах, токсинах, наркотиках).

Дальнейшее углубление в предмет потребует уже более специфических источников информации, посвященных конкретным проблемам нейрофармакологии, наркологии, патофизиологии.

Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. В 3-х томах. М.: Бином, 2014

Пособие позволит сформировать базовые представления обо всех основных областях современной биологии — от молекулярного уровня до уровня экосистем. Впрочем, разделы, посвященные экосистемам или, например, растениям, можно опустить.

А вот информация, касающаяся ДНК и генов, строения и функций белков, клеточных органоидов и так далее, более чем важна для изучения и понимания многих актуальных проблем физиологии мозга и нейрофармакологии.

Главное внимание, конечно, следует уделить физиологическим разделам пособия.

Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека. В 3-х томах. М.: Мир, 2010

Методично и скрупулезно написанное немецкое издание, посвященное всем основным аспектам современной физиологии нашего организма.

Особое внимание уделяется в нем регуляторным системам — нервной и эндокринной, а также нейроэндокринному взаимодействию.

Без знакомства с разделами этой книги механизмы активности фармакологических препаратов, которые, имитируя эффекты вегетативной нервной системы, управляют состоянием сердца, бронхов и кишечника, так и останутся для вас тайной.

Николлс Дж.Г., Мартин А.Р., Валлас Б.Дж., Фукс П.А. От нейрона к мозгу. М.: Либроком, 2012

Прекрасная, обновляемая при каждом издании книга, написанная довольно сложным и концентрированным языком.

Рассматриваются все уровни функционирования нервной системы — от синаптического и клеточного до ядер и макроструктур (сенсорная и двигательная кора, таламус, гипоталамус, базальные ганглии).

Важно

Авторы объясняют поведение и самые сложные функции мозга в терминах активности нервных клеток, описывают историю многих вопросов, зачастую рассматривают альтернативные точки зрения на ключевые проблемы нейрофизиологии.

Хухо Ф. Нейрохимия. Основы и принципы. М.: Мир, 1990

Первое учебное пособие, полностью посвященное химии нервных клеток и нервной системы. Рассматриваются все основные аспекты: обмен веществ и энергии, мембранный уровень и уровень клеточных органоидов, особенности роста и созревания нервных клеток и нервной ткани и так далее.

Особое внимание уделяется работе белковых молекул, обеспечивающих функционирование синапсов и нейронов: ферментов, ионных каналов, рецепторов, насосов. Для своего времени пособие содержало массу совершенно новой и актуальной информации.

Знакомство с нею позволяет реально ощутить, насколько быстро происходит прогресс в области наших знаний о мозге, нейромедиаторах и психотропных препаратах.

Болдырев А.А., Ещенко Н.Д., Илюха В.А., Кяйвяряйнен Е.И. Нейрохимия. М.: Дрофа, 2010

Книга написана прежде всего с точки зрения ученых, которые занимаются мозгом на молекулярном уровне.

Отсюда фундаментальная информация о липидах и белках, характерных для нейронов и нервной ткани (миелин, цитоскелет, аксональный транспорт); о роли ионов натрия, калия, кальция в проведении электрических импульсов и в синаптической передаче; о механизмах энергообмена нейронов; о пластичности нейросетей; о роли вторичных посредников (вплоть до воздействия на активность генов); о разнообразии рецепторов (ионо- и метаботропных); о реакции нервной ткани на стресс, тепловой шок и так далее.

Каменская М.А.,, Каменский А.А. Основы нейробиологии. М.: Дрофа, 2014

Значительная часть материала учебного пособия посвящена потенциалам покоя и действия (электрический уровень проведения информации в мозге), механизмам работы синапсов и нейромедиаторов (химический уровень проведения информации).

Авторы дают характеристику более чем 20 основным медиаторам нервной системы, описывают соответствующие рецепторы, механизмы постсинаптической передачи сигнала, упоминают наиболее значимые группы психотропных препаратов.

Совет

В дальнейшем вся эта информация используется для описания принципов работы сенсорных и двигательных центров мозга, механизмов нейрогенеза и синаптогенеза, формирования памяти, развития ряда патологических процессов и так далее.опубликовано econet.ru.

 Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Источник: https://econet.ru/articles/176203-6-knig-o-neyromediatorah

Ссылка на основную публикацию