Киномузыка: какая она? нино рота и его темы любви

Нино Рота: интересные факты, биография, музыка, фильмы, слушать

Нино Рота

Он казался человеком не от мира сего. Его способность отрешаться и жить словно вне рамок времени, быта, реалий действительности вызывала неподдельное удивление окружающих.

Невероятно скромный, абсолютно равнодушный к материальным благам, славе и борьбе за место под солнцем, он снискал себе лавры «крестного отца киномузыки», нимало не заботясь об этом.

Он просто сочинял музыку, которой впервые в истории мирового кинематографа оказалось суждено шагнуть с киноэкрана в самостоятельную жизнь и со временем образовать свой удивительный мир — мир Нино Роты.

Краткая биография

Обратите внимание

Будущий король киномузыки появился на свет в 1911 году в Милане. Его назвали Джованни Рота Ринальди — в честь деда Джованни Ринальди, который был профессиональным музыкантом и композитором.

Мать Нино, Эрнеста Ринальди, тоже была пианисткой, так что фактически Нино Рота стал музыкантом в третьем поколении своей семьи.

Не этим ли объясняется его феноменальная музыкальная интуиция, которая позволяла всякий раз безошибочно передавать в музыке оттенки чувств, эмоций, настроения?

Мать стала первой музыкальной наставницей Нино. Под ее руководством он освоил азы фортепианной игры, а в 8 лет уже пробовал сочинять.

Неудивительно, что уже в 11 лет юный композитор прославился как автор оратории «Детство святого Иоанна Крестителя».

Ораторию поставили в Париже и Милане, о талантливом ребенке заговорили, и ему даже пришлось давать интервью, по которому можно судить о незаурядной личности мальчика.

В 12 лет Нино Рота стал студентом Римской консерватории. Когда ему исполнилось 15, он сочинил свою дебютную оперу «Король-свинопас», взяв за основу оперного либретто сказку Андерсена, а еще спустя два года закончил обучение в консерватории с красным дипломом.

В 1930 г. Рота с подачи дирижера Артуро Тосканини отправился в Америку, где поступил в Кёртисовский институт музыки в Филадельфии, где брал уроки композиции и оркестровки. После возвращения домой Нино Рота углубился в изучение литературы, не переставая сочинять музыку. Из-под его вдохновенного пера с одинаковой легкостью выходили оперные и балетные партитуры, симфонические произведения.

Важно

В 1939 году Нино Роту пригласили вести занятия в консерватории Николо Паччини в Бари, и с этого момента консерватория вошла в его судьбу навсегда. В 1950 году он стал ее директором и проработал на этом посту до конца своих дней.

Большинство его знаменитых мелодий, пленивших впоследствии не одно поколение кинозрителей, родились именно в поезде, курсировавшем между Римом и Бари.

Едва он садился в вагон, он полностью отрешался от окружавшей его дорожной суеты, погружаясь в творчество.

Его роман с кино начался в 1933 году с кинокартины Рафаэлло Матараццо «Treno Popolare», к которому он написал музыку. Правда, о том, что это будет роман, а фильм Матараццо — лишь его пролог, Нино Рота догадывался меньше всего.

Будучи серьезным композитором, профессионалом, получившим фундаментальное музыкальное образование, он взялся за свою первую музыкальную киноработу главным образом из любопытства и желания попробовать силы в новом для себя жанре.

Его изначальное убеждение, что музыка не должна довольствоваться ролью статичной иллюстрации экранного сюжета, а может выступать как элемент драматургии, быть дыханием и пульсом картины росло и крепло с каждым следующим фильмом.

Лучшим подтверждением, что он находится на верном пути, служили слава и признание, которые пришли к композитору после фильмов «Белый шейх», «Дорога», «Ромео и Джульетта», «Рокко и его братья», «Сладкая жизнь», «Крестный отец».

Сотрудничать с Нино Ротой почитали за честь самые именитые режиссеры 50-70 годов прошлого века — Лукино Висконти, Франко Росси, Дамиано Дамиани, Франко Дзеффирелли, Фрэнсис Форд Коппола. Но в полной мере его необыкновенный талант и потрясающая творческая интуиция раскрылись в творческом тандеме с Федерико Феллини.

Совет

Эта встреча стала подарком судьбы для обоих. Режиссер и композитор словно дышали в унисон. Достаточно было намека, который бросал один, чтобы другой подхватил и развил тему до самых глубин ее звучания.

Их сотворчество и дружба продолжались целую четверть века и оборвались только со смертью композитора. Последней их совместной работой стал фильм «Репетиция оркестра». Закончить ее Рота не успел. В 1979 он скоропостижно скончался в Риме от сердечной недостаточности.

Интересные факты

  • В творческом багаже Нино Роты — авторство музыки к 150 кинокартинам.
  • Имя композитора носит консерватория в городке Монополи — «Conservatorio Nino Rota».
  • В 1991 году в Москве был организован грандиозный концерт в честь 80-летнего юбилея Роты, где его музыка прозвучала в исполнении оркестровых коллективов Большого театра и Гостелерадио.
  • В 2006 году Театр Луны в Москве показал премьерную постановку «Ноты Нино Роты». Она представляла собой размышления пожилого человека. В воспоминаниях главного персонажа проскальзывают эпизоды, вызывающие ассоциации с картинами Феллини.
  • В 1972 году альбом, в который была включена музыка из «Крестного отца», стал самым продаваемым и удерживал эту планку в течение полугода.
  • Нино Роту называли композитором Феллини, и вполне оправданно: из 23 фильмов, созданных мэтром итальянского кинематографа, в 17 звучит музыка Нино Роты.
  • На похоронах Феллини наряду с обрядовыми мессами можно было услышать музыку Нино Роты.
  • Роту связывали дружеские отношения с Игорем Стравинским.
  • Мультипликатор Мэтт Гроунинг, желая донести до композитора Дэнни Эльфмана свое видение музыкального сопровождения к знаменитому мультсериалу «Симпсоны», дал ему послушать кассету, где среди других мелодий была запись саундтрека Нино Роты к фильму «Джульетта и духи».
  • Нино Рота умел немного говорить по-русски. Своему племяннику Марчелло Роте, ставшему дирижером, он говорил: «Марчелло, лучшие в мире музыканты и оркестры — советские, и если тебе посчастливится с ними играть, неплохо было бы знать русский язык».
  • В мире фигурного катания король киномузыки считается одним из композиторов, чья музыка помогает выигрывать Олимпийские игры. На последних пяти Белых олимпиадах его музыка звучала в пяти произвольных программах спортсменов, поднявшихся в итоге на пьедестал. Наиболее популярны у фигуристов саундтреки к «Ромео и Джульетте» и «Крестному отцу».  
  • В картине своего друга Феллини «Восемь с половиной» Нино Рота фигурирует не только как автор музыки, но и единственный раз появляется в кадре в эпизодической роли.
  • Тема любви из «Крестного отца» является популярной во всем мире. На эту музыку написаны тексты на различных языках — китайском, норвежском, португальском, фарси и других.

Лучшие саундтреки

Тема любви к фильму «Крестный отец».

 Фильм по сей день занимает вторую позицию в перечне лучших фильмов американского кинематографа, согласно утверждению Американского института киноискусства, и это в немалой степени заслуга Нино Роты, написавшего к нему исключительную по силе воздействия на человеческую душу музыку. Автором слов к песне «Speak softly love», прозвучавшей в фильме, является Ларри Кусик. Кстати, он же написал текст песни, которую можно услышать в фильме «Ромео и Джульетта».

На музыке из «Крестного отца» построена драматургия мультипликационного фильма «Контакт», вышедшего на советский экран в 1978 году.

«Крестный отец» (слушать)

Тема любви из фильма «Ромео и Джульетта». Композитор выстроил ее таким образом, что в ней отчетливо чувствуются музыкальные интонации эпохи Возрождения. В версии фильма, рассчитанной на итальянскую аудиторию, песню, которая звучит во время первой встречи героев, исполняет Бруно Филиппини. В более распространенном англоязычном варианте мы слышим голос Глена Вестона.

«Ромео и Джульетта» (слушать)

Этапы творчества: от плагиата до шедевра

Для большинства Нино Рота является композитором, чье имя неотделимо от кинематографа. Но репутация короля киномузыки, сложившаяся еще при жизни Роты, на самом деле глубоко уязвляла маэстро, и не без оснований. Нет, он не изменил своим убеждениям и, в отличие от многих своих коллег и критиков, никогда не считал музыку кино несерьезным жанром.

Но, кроме саундтреков к фильмам, итальянский композитор за свою жизнь написал 10 опер, три балета, несколько симфоний. В 1942 г. с большим успехом в Парме прошла премьера его трехактной оперы «Ariodante». В 1945 г. Рота обратился к известной комедии «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и создал оперу «Il capello di paglia di Firenze».

Правда, ее партитура пылилась в столе добрый десяток лет, пока в 1955 году приятель Роты, назначенный директором театра и знавший о существовании оперы, не проявил настойчивость, буквально заставив рассеянного композитора отыскать рукопись и реанимировать ее.

Постановку ждал небывалый успех, и сейчас «Il capello di paglia di Firenze» является самой популярной из написанных композитором опер.

Однако споры вокруг его оперных партитур не утихают до сих пор. Ряд исследователей и критиков упрекают Нино Роту в подражательстве знаменитым соотечественникам — Пуччини, Россини, Доницетти, а некоторые и вовсе в плагиате конкретных отрывков.

Влияние знаменитых оперных композиторов на творчество Роты, действительно, имеет место быть, но оно обусловлено его личными музыкальными пристрастиями, искренним восхищением музыкой своих великих предшественников. С обвинениями в плагиате Нино Роте приходилось в течение жизни сталкиваться неоднократно.

Чего стоит история с несостоявшимся «Оскаром», на который его сначала номинировали за музыку к картине Копполы «Крестный отец», но в последний момент убрали из списка номинантов — именно из-за плагиата. В тот раз дотошные киноведы и критики упрекнули Роту в том, что он позаимствовал музыку у…

самого себя, и эта мелодия уже звучала раньше в фильме «Фортунелла» (1958 г.)

Обратите внимание

Но время все расставило по местам. Нино Роте все же вручили заслуженный «Оскар» — за музыку ко второй части «Крестного отца». А интерес к его оперному наследию сегодня постепенно возрождается.

В 2000-х годах в Европе было осуществлено сразу несколько постановок оперы Роты «Волшебная лампа Аладдина», написанной им еще в 1968 году. Она с успехом прошла в Вене, Люксембурге, Лозанне, а в 2015 г.

ее премьера состоялась на сцене Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. 

Понять секрет музыки Нино Роты, трогающей самые сокровенные струны души, невозможно — как невозможно объяснить действие алхимии.

«Волшебник из Бари», которого при жизни друзья и знакомые звали Ангелом за его кроткий нрав и не сходившую с лица безмятежную улыбку, обладал на самом деле редкой проницательностью во всем, что касалось глубин человеческой натуры, поэтому его музыка с первых тактов берет в плен и уводит за собой в мир, где можно найти ответы на любые вопросы, если прислушаться к голосу сердца.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать Нино Рота

Источник: http://soundtimes.ru/kompozitory-kinematografa/nino-rota

Нино Рота

Удачная кинолента приносит славу актерам и режиссеру. Имена тех, что трудятся за кадром, остаются неизвестными. За редким исключением. Имя Нино Рота знакомо поклонникам легендарной киноленты 70-х, повествующей о сицилийской мафии. Композитор написал музыку к фильму «Крестный отец», а также к картинам классика итальянского кино Феллини.

Детство и юность

3 декабря 1911 года в музыкальной миланской семье родился сын. Мальчику суждено было стать популярнейшим итальянским композитором XX века. Сына назвали Нино. Прошло семь лет. Мать, ничего не подозревая о великом будущем отпрыска, принялась обучать его игре на фортепиано. Это была всего лишь дань семейной традиции. Но мальчик вскоре поразил родителей редкой способностью к импровизациям.

Нино Рота в детстве

Отец умер в 1922 году. Он не попал на концерт, на котором звучала музыка его одаренного сына. В 11 лет юный гений написал ораторию. Воспитанием и музыкальным образованием занималась мать – пианистка Эрнеста Ринальди. Смерть отца стала потрясением для Нино. В то же время вдохновила на создание оратории – произведения, сложного даже для восприятия обычного ребенка.

Сочинение юного автора в 1923 году прозвучало на сцене парижского концертного зала. Юному композитору едва исполнилось 13 лет, когда он представил на суд восхищенной публике оперу, написанную по мотивам произведения Андерсена. Не все ранние сочинения Рота сохранились. Многое сгорело в 1945 году, когда Милан подвергся бомбардировке.

Нино Рота в молодости

Критики дали высокую оценку сочинениям вундеркинда. Музыка поражала цельностью, насыщенностью, никоим образом не выдавала юный возраст автора. 13-летний итальянец, подобно юному Моцарту, прославился на всю Европу.

Биография итальянского музыканта включает периоды учебы в Риме, Милане, Филадельфии. Ученую степень он получил в американском учебном заведении, прославленном именами Р. Серкина, Е. Цимбалиста. Класс оркестра вел Ф. Райнер – знаменитый венгерский дирижер, близкий друг великого Штрауса. Композицию преподавал Р. Скалеро.

Музыка

В конце 30-х Нино Рота приступил к преподавательской деятельности. К тому времени на его счету имелась одна композиция к фильму. Путь в кинематографе начался с картин Р. Матараццо. В 1944 году композитор сочинил музыку к двум кинолентам Р. Кастеллани, лауреата престижных кинопремий. С этим режиссером автору популярных мелодий приходилось работать и позже.

Нино Рота за пианино

Музыка Нино Рота звучит в картинах А. Латтуада, М. Сольдати, Л. Дзампа, Э. Даннини, М. Камерини. В 1952 году вышел фильм «Белый шейх». Это была первая совместная работа Рота и Феллини. Творческий процесс двух темпераментных итальянцев протекал весьма необычно.

Феллини, как все гениальные люди, являл собой человека эксцентричного. Он с трудом находил общий язык с актёрами. Композитору, сочинившему мелодии к его лучшим работам, ему удавалось с легкостью объяснять замысел будущей киноленты. Съёмки фильмов проходили параллельно с созданием саундтрека.

Нино Рота с платиновым диском

Маэстро в эмоциональном монологе излагал композитору идею. Тот, сидя за роялем, вторил ему на своём языке – на языке мотивов и аккордов.

Порой Рота слушал речи Феллини, сидя в кресле, с закрытыми глазами. При этом он напевал мелодию, приходившую ему в голову, и дирижировал. Внезапное изменение в лице музыканта означало, что он «нашел» мотив.

Читайте также:  Где обитают мужчины?

В такие минуты Феллини замолкал.

При работе над картиной «Сладкая жизнь» режиссер потребовал от композитора нечто «византийское, барочное». Рота, недолго думая, наиграл на фортепиано мотив, полностью отражавший образы, которые на тот момент обитали лишь в мыслях Феллини. Режиссер мог часами слушать импровизации Роты. Они понимали друг друга с полуслова. И этот творческий тандем скреплялся дружбой.

Нино Рота и Федерико Феллини

Нино Рота не ограничивался написанием музыки для фильмов. Он продолжал работать в классическом жанре. Написал три балета, десять опер, несколько симфоний. Однако эта сторона творчества итальянского музыканта сегодня малоизвестна. Саундтреки к культовым фильмам затмили прочие сочинения.

В 1968 году Ф. Дзеффирелли перенес на экраны сюжет пьесы «Ромео и Джульетты». Режиссер бережно отнесся к авторскому тексту. На главные роли взял исполнителей, чей возраст соответствовал возрасту шекспировских персонажей.

Всемирным успехом картина обязаны режиссерской работе, актерскому составу, выразительному музыкальному оформлению. Главную композицию музыкант написал за несколько лет до премьеры – для театральной постановки Дзеффирелли.

В киноленте 1968 года, снятой по произведению Шекспира, впервые прозвучала песня «Что значит юность». Стихи написал Ю. Уолкер. Слова этой песни сегодня мало кто помнит. А мелодия стала настолько популярной, что сегодня сложно вспомнить, в каком фильме она прозвучала впервые.

Мелодия к эпической драме Ф. Копполы принесла композитору награду «Золотой глобус». Он мог бы получить «Оскар». Однако в последний момент Рота сняли с номинации. Музыкант использовал мотивы, звучавшие в картине Э. де Филиппо, хотя сегодня они ассоциируются с героями фильма «Крестный отец».

Слова Speak Softly Love обрели всемирную популярность благодаря бархатному баритону Э. Уильямсу — эстрадной звезды 70-х. Мелодию чаще называют «Темой любви». Песня стала частью образа сына сицилийского мафиози, воплощенного на экране Аль Пачино.

Важно

В основной мелодии криминальной драмы минор плавно переходит в мажор, присутствует некая торжественность. Медленный вальс, который тоже звучит в фильме, навевает тоску. Композитору удалось передать трагичность судьбы Майкла Корлеоне, превратившегося из скромного парня в хладнокровного мафиози.

Дирижер Нино Рота

Рота создавал музыкальное сопровождение, опираясь на сюжет, характеристику персонажей. В каждой мелодии слышны итальянские мотивы. Именно этого требовал от композитора Коппола – мелодий, в которых присутствует трагичность и национальный колорит.

Знатоки классической музыки не воспринимали камерные ансамбли, симфонии, оперы Рота всерьез. Для критиков он оставался автором киномузыки. Рота владел редким умением соединять образы с музыкой. Его композиции звучат в фильмах «Наваждение» (1949), «Война и мир» (1956), «Белые ночи» (1957), «Укрощение строптивой» (1967), «Репетиция оркестра» (1978).

Личная жизнь

О знаменитостях публикуют заметки, о них пишут книги. Известные люди не прочь поделиться с журналистами сокровенной информацией. Но Нино Рота к таковым не относился. Коллеги и кинематографисты запомнили его человеком замкнутым, застенчивым, молчаливым, задумчивым. Интервью композитор не давал, о личной жизни не распространялся.

Нино Рота

Рота не был женат, что в кинематографических кругах в 70-е годы породило слухи о нетрадиционной ориентации. Позже стало известно, что у музыканта есть дочь Марина от пианистки Магды Лонгари. Композитор дал дочери свою фамилию.

Чем занимается Марина Рота, пошла ли по стопам родителей, неизвестно. Однако известно, что племянник композитора – дирижер. В 2016 году Марчелло Рота приезжал с гастролями в Россию. Зрители имели удовольствие услышать знакомые мелодии в исполнении симфонического оркестра. В концертной программе присутствовали исключительно произведения знаменитого родственника дирижера.

Смерть

Музыка оставалась для Нино Роты главной до последних минут жизни. Умер он в 68 лет, во время работы над очередной кинолентой Феллини.

Сердце итальянского композитора остановилось через полчаса после окончания репетиции оркестра.

Дискография

  • 1961 — «Сладкая жизнь».
  • 1962 — «Бокаччо-70».
  • 1968 — «Ромео и Джульетта».
  • 1970 — «Сатирикон».
  • 1970 — «Ватерлоо».
  • 1972 — «Крестный отец».
  • 1976 — «Война и мир».
  • 1978 — «Смерть на Ниле».
  • 1979 — «Жизнь Марии».
  • 1980 — «Фортунелла»
  • 1985 — «Дорога Нино Рота»

Награды

  • 1969 — «Серебряная лента» Лучшая музыка к фильму («Ромео и «Джульетта»).
  • 1973 — «Золотой глобус» — Лучший саундтрек («Крестный отец»).
  • 1973 — «Грэмми» — Лучшая музыка к фильму («Крестный отец»).
  • 1974 — «Оскар» — Лучшая музыка к фильму (Крестный отец-2»).
  • 1977 — «Давид ди Донателло» — Лучшая музыка к фильму («Казанова»).

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5511-nino-rota.html

Нино Рота. Тема любви

22 ноября в Колонном зале Дома союзов прошел концерт произведений Нино Рота, композитора, написавшего музыку к кинофильмам «Ромео и Джульетта», «Крестный отец», «Леопард», «Укрощение строптивой» и т.д.

Музыку Нино Рота исполнял оркестр под управлением Павла Когана, а дирижировал Владимир Понькин.

Как они играли! Какими красивыми аранжировками подкупили,  как трогательно в них звучало соло и голос флейты как голос сердца в холодном, рассудочном мире!

Прекрасный получился вечер, наполненный незабываемой музыкой и воспоминаниями о фильмах. Да еще в таком красивом, в колоннах и люстрах, зале.

Прозвучало несколько сюит из фильмов.

Как вы наверняка помните, аплодировать между частями одного произведения не принято. Только в конце. Но наш благодарный зритель не следует этому правилу. И, движимый эмоциями, отбивает ладоши практически в каждую образовавшуюся паузу, внося своими громкими хлопками диссонанс и смуту в исполняемое  произведение.

У Нино Рота музыка богата нюансами, она звучит драматично, иногда тревожно, иногда вкрадчиво, блеснет вдруг легким юмором, а потом перейдет к шкодливым ноткам, и совсем уж неожиданно защемит таким глубоким чувством, такими глубинными переживаниями, что непременно захочется застрелиться…или расплакаться.

Но с нашими гражданами разве это возможно?! В две–три секунды паузы, необходимой оркестру и дирижеру для передышки, чтоб настроиться на новую волну и перейти к новой части сюиты, самые нервные слушатели вместо того, чтобы тихо нажать на курок, начинают неистово лупить в ладоши, разрушая целостность произведения и напрочь убивая настрой! Уж дирижер всем своим видом, точнее спиной, показывает, что рукоплескания здесь неуместны. Наши граждане аплодируют и спине.

(Спиваков, кстати, на своих концертах в открытую предупреждает о необходимости тишины во время исполнения произведения).

Хорошо, что заглушить темы любви, придуманные Нино Рота, невозможно, они, похоже, останутся на века. Вспомните его Песню о любви к к/ф «Крестный отец», старую, как мир, и прозрачную, как воздух:

Speak softly, love and hold me warm against your heart…

Или тему любви из «Ромео и Джульетты»:

Совет

Но как же приятно это все слушается именно в Колонном зале, где, как в песне Андрея Никольского:

Люстры старинного зала,
Бронза, паркет, зеркала…
Ах, если б молодость знала,
Ах, если б старость могла…

Наше сердце, вопреки мыслям о насущных проблемах, всегда открыто любви и жаждет любви.

Всем хорошего настроения!

Источник: https://capat.livejournal.com/59447.html

Крестный отец киномузыки Нино Рота

Нино Рота и Федерико Феллини

Киномузыка может быть приятным сопровождением к сюжету фильма, а может стать сердцебиением и дыханием, кардиограммой эпохи. Такую музыку сочинял итальянец Нино Рота, музыкальный соавтор картин Феллини, Висконти, Дзеффирелли, Копполы.

Он родился 3 декабря 1911 года.

С этого дня прошло уже больше века, И это был век Нино Роты, говорит кинокомпозитор Владимир Дашкевич.

– считает он.

– вторит композитор Александр Журбин.

И действительно, каждое сочинение Нино Роты – от вальса в “Рокко и его братьях” Висконти до музыки в “Сладкой жизни” и “Восьми с половиной” Феллини и лирической темы в “Ромео и Джульетте” Дзеффирелли – это новое душевное откровение, страстное высказывание остро чувствующего человека.

Нино Рота услышал многоголосье своей эпохи и передал его в музыке. В его сочинениях звучат человеческие надежды и иллюзии, насмешка судьбы над ними, ранимость человека и его желание любить. Музыка итальянского кинокомпозитора посвящена человеку, который в поисках истины охотно путешествует в собственное подсознание.

В сочинениях Роты “есть настоящая человечность, а это и есть главная задача музыки”, добавляет Владимир Дашкевич.

Рота родился в Милане, жил в Риме, а после окончания Римской консерватории уехал работать в США. Одним из его учителей в Америке был Игорь Стравинский, смелый реформатор музыки, а дирижерскому мастерству Нино учился у Артуро Тосканини – “волшебника дирижерского пульта”.

Рота вобрал в себя американские ритмы и мелодии, а потом, спустя годы, претворил их в музыку к “Крестному отцу” (1972) Френсиса Форда Копполы – киносаге в той же мере американской, в какой и итальянской. Кстати, за музыку ко второй части “Крестного отца” (1974) Рота получил “Оскара”, и музыкальная тема киноромана Копполы стала культовой для многих киноманов.

Обратите внимание

Советские дети частенько знакомились с ней благодаря мультику “Контакт”, в котором человек напевает пришельцу из космоса тему “Крестного отца”. На сайтах любителей кино множество эмоциональных отзывов о музыке к фильму Копполы. Ее называют “неотразимой”, “пронзительной”, “музыкой на всю жизнь”.

– рассказывает Александр Журбин. В самом начале работы над музыкой к фильму режиссеры часто просят: “Сделай музыку так, как в “Крестном отце””, смеется композитор.

И все же работа с Копполой не столь показательна для Нино Роты, как работа с Феллини, Висконти и Дзеффирелли.

У Феллини, например, картины более “интровертные”, там “все внутри [в человеческом сознании]”, Коппола же “потребовал от Роты более экстравертного музыкального выхода”, комментирует Владимир Дашкевич.

Но и у Копполы, и у Феллини, и у Висконти, и у Дзеффирелли Рота проявил себя “удивительно тонким и точным художником”, подчеркивает композитор.

– говорит Александр Журбин.

Так или иначе, влияние Роты сказалось в творчестве Джона Уильямса, работавшего со Стивеном Спилбергом, Анджело Бадаламенти, сочинявшего музыку к картинам Дэвида Линча, Ханса Циммера – музыкального “соавтора” лент Ридли Скотта. Среди “учеников” Нино – Мишель Легран, Клинт Менселл, Горан Брегович, Говард Шор и другие композиторы.

Нино Рота – знаковый композитор “для тех, кому 50, 60, 70 лет”, замечает Александр Журбин.

– признается композитор и добавляет:

Нино Рота стал одним из “наставников” и для 30-40-летних кинокомпозиторов, говорит о своих сверстниках Ольга Ламекина, автор музыки к сериалам и документальным фильмам.

– считает она.

– подчеркивает Ольга Ламекина.

Дмитрий Шостакович утверждал, что сочинение киномузыки “дает композиторам блестящие уроки” – плодотворно влияет на музыкальную лабораторию. Арам Хачатурян замечал, что работа в кино укрепляет контакт композитора с публикой. Нино Рота – по образованию “классический” композитор – нашел контакт с публикой именно в кино, хотя и написал восемь опер, пять балетов и симфонии.

В отличие, например, от Френсиса Лея, композитора-любителя, автора популярной музыки к фильму “Мужчина и женщина” Клода Лелуша, Нино Рота был профессиональным композитором, который мастерски владел формой произведения и сам оркестровал свои сочинения, говорит Александр Журбин.

Важно

Рота – один из самых ярких и проникновенных симфонистов и мелодистов ХХ века, считает Владимир Дашкевич. Его музыкальные темы – это “маленькие симфонии, врезанные внутрь картины”. Ему удавалось все: и буффонада, и лирика, и эпическая музыка – как, например, в “Ватерлоо” (1970) Сергея Бондарчука.

“Жаль, что музыка Роты редко звучит в концертных залах. Ведь она воспринимается как самое ценное, что было создано в ХХ веке. Сочинения Нино должны вернуться из кино в свое филармоническое пространство”

– утверждает Владимир Дашкевич.

Слушая произведения итальянского кинокомпозитора, мы испытываем “то же почти болевое, шоковое состояние”, что и от традиционной симфонической музыки, подчеркивает Владимир Дашкевич. По эмоциональному воздействию музыка Нино Роты порой сильнее, чем “сочинения Моцарта и старинных мастеров”.

Владимир Дашкевич поясняет:

Но музыка должна оставлять след в душе, продолжает кинокомпозитор.

– говорит Владимир Дашкевич.

Нино Рота умер в 1979 году, а современники все так же очарованы его музыкой и продолжают разгадывать тайну его таланта.

В российском кинематографе хорошо известны удачные дуэты режиссеров и композиторов. Взять, к примеру, Сергея Эйзенштейна и Сергея Прокофьева, Эльдара Рязанова и Андрея Петрова, Никиту Михалкова и Эдуарда Артемьева (кстати, автора музыки и к картинам Андрея Тарковского), Татьяну Лиознову и Микаэла Таривердиева, Марка Захарова и Геннадия Гладкова, Игоря Масленникова и Владимира Дашкевича.

И все же в большинстве кинодуэтов партия композитора – обычно вспомогательная, а киномузыка лишь углубляет драматургию фильма и помогает расставить эмоциональные акценты.

Нино Рота сделал киномузыку самоценной, почти превратив ее в новое действующее лицо фильмов.

Фактически Рота сделал с музыкой в кино то же самое, что Чайковский сделал с музыкой в балете: симфонизировал ее, придав ей самостоятельную значимость и дав ей возможность жить полноценной жизнью отдельного произведения.

И, вместе с тем, итальянский кинокомпозитор удивительно угадывал настроения Феллини, Висконти и Дзеффирелли и точно перекладывал их на музыку. А если в фильмах Феллини “Амаркорд” и “Дорога” убрать музыку из ряда эпизодов (тех, которые держатся только на ней), фильм просто провиснет, говорит Александр Журбин.

– вторит Ольга Ламекина. Без музыки Нино Роты фильмы Феллини, возможно, смотрелись бы иначе, считает она.

Рота фактически стал соавтором Феллини, делает вывод Александр Журбин.

Совет

Феллини неотделим от итальянцев, равно как и Рота, говорит Ольга Ламекина. Нино Рота придавал национальную окраску музыке, и это совпадало с задачами Феллини в кино.

– характеризует сотрудничество режиссера и композитора Владимир Дашкевич.

Мелодии Роты к фильмам Феллини сразу вызывают в памяти лица Марчелло Мастроянни и Джульетты Мазина – двух любимых актеров итальянского режиссера (Мазина была женой “великого Федерико”).

Читайте также:  Дом на скале: восьмое чудо света?

Вальс из “Рокко и его братьев” (1960) Висконти заставляет вспоминать Анни Жирардо, сыгравшую в этом фильме роковую и несчастную красавицу Надю (Рокко играл Ален Делон).

Лирическая тема из “Ромео и Джульетты” (1967) Дзеффирелли – фильма, в котором сыграли совсем юные тогда Оливия Хасси и Леонард Уайтинг, – по сей день вызывает массу восторженных откликов киноманов.

На похоронах Федерико Феллини звучала музыка Нино Роты. Она прерывала (или дополняла) заупокойную мессу. Оба художника оставили кинематографу настоящие сокровища. А Нино Рота сделал еще и подарок киномузыке, научив ее быть гордой и значительной.

Ольга Соболевская, РИА “Новости”

Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/signdates/nino-rota-birthday/

Кино и музыка: Нино Рота

13 августа 2017

Синемафия продолжает рассказывать о композиторах, связанных с кино.

«На выходе из студии, я заметил странного невысокого человечка, ждущего трамвай. Казалось, что он находится в состоянии какого то счастливого забвения. Я почувствовал… необходимость… подождать трамвай вместе с ним.

Я был уверен в том, что трамвай остановится на остановке, и что нам придется его догонять, а он был настолько же уверен, что трамвай остановится именно напротив него. К моему изумлению, трамвай остановился прямо около нас.

«

Этими словами Федерико Феллини описал свое знакомство с великим композитором, человеком, чья музыка является олицетворением итальянского кинематографа 50-х и 60-х. Речь, конечно, идет о Нино Рота.

Нино Рота родился в Милане в 1911 году в семье музыкантов.

С самого детства было очевидно, что молодой Нино обладает необычайным талантом: он написал свое первое большое произведение — ораторию «Детство Иоанна-Крестителя» — в одиннадцать лет, и сразу же начал с ним концертировать в Милане и Париже.

В конце 20-х молодой Нино Рота поступил на факультет композиции в Римскую консерваторию, а начале 30-х, по рекомендации великого дирижера Артуро Тосканини, получил ученую степень в Кёртисовском институте в США.

Вернувшись в Италию, Нино Рота неожиданно переключился на изучение литературы, притом не прекращая композиторской деятельности. В 1933 году у него состоялся дебют — он написал музыку к фильму Рафаэлло Матараццо под названием «Treno Popolare», — но его большой приход в кино связан уже с военными годами. Начиная с 1942 года профессия композитора кино стала основной в жизни молодого итальянца.

Несмотря на то, что Нино Рота написал музыку к более чем сорока фильмам еще до знакомства с Феллини, именно начиная с «Белого шейха» его музыка становится известной на весь мир. Именно после этого фильма начинается сотрудничество с людьми, которые полностью изменили кинематограф.

Музыка Нино Рота отличается прежде всего тем, что она может существовать абсолютно вне кинематографа — все-таки Рота в первую очередь композитор, а уже потом композитор кино.

Обратите внимание

Его произведения настолько яркие и красочные, что даже чёрно-белые фильмы в сопровождении его музыки могут показаться цветными.

Притом, ярко выраженные темы настолько глубоко западают в душу, что отвязаться от этих мелодий невозможно.

Мелодии Нино Рота с первых нот задавали нужное направление фильму, нужное настроение персонажам. Тема Джельсомины в «Дороге» Феллини сразу погружает нас в мечтания и недосягаемость счастья героини фильма.

«Маменькины сынки» открываются игривой мелодией переростков (фактически основной сюжетной линией), главная мелодия «Сладкой Жизни» передает непонятную горькую радость, которую испытывает Марчелло, а незабываемая, почти цирковая тема из «8 ½» и вовсе является чуть ли основным инструментом драматургии, связывающим фильм.

Параллельно с шедеврами написанными для Федерико Феллини, Нино Рота работает с такими великими режиссерами, как Лукино Висконти, Марио Моничелли, Пьер Паоло Пазолини, а позже и Франко Дзефирелли.

Создавая музыку для таких шедевров как «Рокко и его братья» и «Леопард», Нино Рота обращается к традиционным инструментам и мелодиям Сицилии, и таким образом музыка, написанная для Висконти, становится логическим предшественником его самой известной работы — «Крестного отца».

На протяжении всей своей карьеры Нино Рота поразительным образом совмещал традиционные итальянские тарантеллы и бергамаски с более распространенными (и совершенно не итальянскими по своей сути) вальсами.

При этом он умудрялся нежно вплетать в танцы главную мелодию фильма, мелодию, которая прочно связывала и персонажей, и сюжетные линии. Его музыка придавала эпоху, дух, запах, вкус — качества, которые, казалось бы, невозможно передать в фильме.

Нино Рота всегда тонко чувствовал чужие эмоции, и это стало его отличительной чертой — его музыка позволяла нам также тонко воспринимать эмоциональное состояние персонажей.

Важно

Отдельно хочется сказать несколько слов о его сотрудничестве с Франко Дзефирелли. Их совместная работа началась, когда Дзефирелли был ассистентом Лукино Висконти. Потом молодой человек стал известным (а после и знаменитым) театральным режиссером, и Нино Рота неизменно создавал музыкальное сопровождение для его спектаклей.

Когда Франко Дзефирелли уже самостоятельно окунулся в кино, их сотрудничество продолжилось и в этой сфере, и результатом стало сначала прекрасное «Укрощение строптивой», а после и «Ромео и Джульетта», и нет сомнения, что именно классическая, почти эпохальная музыка композитора стала одной из ключевых составляющих поразительного успеха этих картин.

Нино Рота еще в 40-е годы начал писать музыку к голливудским картинам, но даже крупнобюджетная адаптация Льва Толстого «Война и Мир» с выразительной музыкой итальянца не послужила залогом его успеха в США.

Тем не менее, и этот успех не миновал прекрасного композитора.

Когда молодой американский режиссер с итальянскими корнями Фрэнсис Форд Коппола начал искать композитора для большой криминальной саги про итальянскую мафию, его выбор абсолютно логично пал на Нино Рота.

Именно по первым нотам темы этого фильма Нино Рота узнают во всем мире.

Тем не менее, несмотря на невероятный успех фильма и гениальность музыки, за «Крестного отца» Рота не смог получить заветную оскаровскую статуэтку — киноакадемия углядела слишком большое сходство между музыкой из «Крестного отца» и легкой тарантеллой из «Фортунеллы» Эдуардо де Филиппо. И все же «Оскар» не слишком долго заставил себя ждать. Два года спустя Рота получил заветный приз за второго «Крестного отца».

Стоит заметить, что у Нино Рота также было одно сотрудничество с СССР, пусть даже косвенное. Еще до того, как он покорил Голливуд, Рота был одним из двух композиторов, которые написали музыку для «Ватерлоо» Сергея Бондарчука, где именно батальные сцены в сопровождении музыки композитора вызвали наибольший интерес у публики.

Нино Рота скончался в 1979 году, почти одновременно с началом упадка итальянского кинематографа. Хотя эти два события, конечно, никак не связаны, не найти в них высшей логики невозможно, так же как и невозможно представить себе итальянский кинематограф без музыки великого композитора.

Источник: http://www.cinemafia.ru/posts/1071/

Нино Рота

(1911-1979)

Лукино Висконти, Федерико Феллини, Фрэнсис Форд Коппола… что объединяет этих режиссеров? В созданных ими кинокартинах звучат мелодии одного композитора, и композитор этот – Нино Рота. Но полюбившаяся публике киномузыка, принесшая ему «Золотой глобус», «Оскар» и «Грэмми» – лишь часть его творческого наследия.

Родина композитора – Милан, но позднее семейство переехало в Рим. Музыка окружала его с детства – музыкантами были и родители, и дед – композитор и пианист, а первой учительницей фортепианной игры стала для Нино мать. Этот инструмент мальчик начал осваивать в восьмилетнем возрасте, и вскоре стали очевидны его выдающиеся способности.

Ему было двенадцать лет, когда он создал сочинение в ораториальном жанре – «Детство Иоанна Крестителя». Сочинение юного композитора признается достойным исполнения – оно вскоре после создания прозвучало в Милане. Рота поступает в консерваторию Санта-Чечилия, где наставниками его становятся Альфредо Казелла и Ильдебрандо Пиццетти.

Совет

В пору учения Нино не только проявляет композиторскую одаренность, но и выступает в качестве оркестрового дирижера.

Слава вундеркинда вскоре перешагнула пределы Италии – некий журналист специально прибыл из Брюсселя, чтобы присутствовать на его выступлении (но в тот день Нино заявил, что не станет выступать, поскольку накануне контрабасист «был пренебрежителен» с ним).

В пятнадцатилетнем возрасте Рота создает свою первую оперу «Король-свинопас», по известной андерсеновской сказке. Правда, оркестровано это произведение не было (истинный оперный дебют состоялся много лет спустя), однако оно было опубликовано, и критики оценивали его высоко, отмечая даже такую черту, как ироничность – что было весьма неожиданно для столь юного автора.

Завершив обучение, Рота отправляется в США и в течение двух лет обучается в Кёртисовском институте музыки – здесь его наставником в области сочинения музыки становится Розарио Скалеро, а в оркестровом дирижировании – Фриц Райнер. Возвратившись на родину, композитор обучается в Миланском университете (в этом заведении он изучал литературу), а в 1937 г. начинается его преподавательская деятельность.

Но когда же Нино Рота в полной мере проявил себя как оперный композитор? Это произошло чуть больше, чем через полтора десятилетия после юношеской пробы пера – в 1942 г. состоялась премьера его оперы «Ariodante».

Предполагалось, что это произойдет в Бергамо, однако военное время внесло свои коррективы, и опера была представлена в Парме.

Сказать, что опера имела успех – значит, ничего не сказать: множество «охотников за автографами» прямо-таки не давали прохода ни автору, ни певцу, выступившему в одной из центральных ролей – тогда еще начинающему тенору Марио дель Монако.

Окрыленный успехом, Рота в ближайшие годы создает другие оперы – «Torquemada» и «Il cappello di paglia di Firenze», но их постановке помешала Вторая мировая война.

Обратите внимание

Следующее произведение в этом жанре – одноактная комическая опера «Двое застенчивых» – рождается уже после войны.

Изначально она задумывалась не для постановки на сцене, а для исполнения по радио, и именно так опера впервые и прозвучала в 1950 г., но позднее она была поставлена в театре Scala Theatre di Londra.

А что же с его операми, созданными в годы войны? Одна из них – «Torquemada» – была поставлена почти через три с половиной десятилетия после ее создания и не имела особого успеха, «затерявшись в тени» более известных творений композитора.

Более счастливая судьба выпала на долю «Il cappello di paglia di Firenze». Это сочинение он показал своему другу Куччия, и тот, возглавив в 1955 г. театр Massimo di Palermo, попросил у автора партитуру.

Успех постановки оказался неожиданностью для самого композитора.

Но параллельно с оперой композитор проявляет себя в другой области музыкального творчества – еще до войны он начал создавать музыку к кинофильмам. Среди режиссеров, с которыми он сотрудничал – Раффаэлло Матараццо, Ренато Кастеллани, Луиджи Дзампа, Теренс Янг и многие другие, но поистине звездным становится «дуэт» Нино Рота – Федерико Феллини.

Создав музыку к кинокартине «Белый шейх», Рота в течение четверти века сочинял музыку к шестнадцати его творениям (конец их сотрудничеству положила только смерть композитора). Для Феллини он стал поистине соавтором.

В фильме «8 1/2» – одном из лучших их совместных творений – музыкальная тема стала практически «действующим лицом», да и многие другие фильмы Феллини невозможно представить без музыки знаменитого композитора.

Феллини – не единственный кинорежиссер, творческий союз с которым прославил композитора. В 1972 г.

выходит кинокартина Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» – и прозвучавшая в ней мелодия становится одним из известнейших его творений (именно с нею имя композитора ассоциируется в первую очередь у многих наших соотечественников).

В музыке к этой кинокартине Рота использовал некоторые мотивы, созданные ранее для одного из фильмов другого режиссера, что стало препятствием к номинации на «Оскар», но по прошествии двух лет композитор был удостоен этой премии за музыку к продолжению кинокартины.

Работа над киномузыкой не препятствовала оперному творчеству. Рождаются новые сочинения – «Ночь одного неврастеника», жанр которой определен как «драма-буффо», сказочная опера «Волшебная лампа Аладдина». Создавать оперы композитор продолжал до преклонных лет.

Важно

Композитор скончался в 1979 г., не успев завершить работу над музыкой к очередному фильму Феллини – «Репетиция оркестра». Имя Нино Рота носит консерватория в Монополи.

Источник: https://musicseasons.org/nino-rota/

Нино Рота — Память о волшебнике

Двенадцать лет назад, по случаю 70-летия Нино Рота, мы рассказали в нашем издании об этом „волшебнике из Бари», композиторе, популярность которого прежде всего была основана на музыке к фильмам, сочинявшейся им на протяжении большей части жизни. Уже в процессе работы над тем выпуском пришло печальное известие о смерти композитора.

Но, видимо, Рота и вправду был волшебником: и сейчас, спустя более чем десятилетие, когда большинство даже великих фильмов, созданных с его участием, уже покрылись паутиной времени, его популярность отнюдь не уменьшилась.

Не случайно, когда в 1989 году в Москве проходили дни культуры итальянской области Лацио, был организован специальный показ фильма об этом удивительном художнике. Значит, наследие Нино Рота, память о нем живы. А значит, и у нас есть основание вернуться к этой необычной личности.

Нино Рота ушел из жизни внезапно, в разгар работы над музыкой к очередному фильму своего друга Федерико Феллини „Город женщин», съемки которого еще только начинались. Так, в одной из римских клиник замкнулась арка его трудов в кинематографе, начавшихся в далекие тридцатые годы, на заре звукового фильма.

Действительно, для подавляющего большинства почитателей искусства Рота был прежде всего — и исключительно — композитором киномузыки. Ведь еще в 1933 году он появился на римской студии „Чинечита», а впоследствии его имя оказалось связано с именами самых крупных режиссеров, с названиями самых знаменитых фильмов.

И вместе с тем почти никто не знал, что еще за год до своего кинодебюта молодой музыкант написал водевиль „Соломенная шляпка Флоренции» (фарс по М. Лабишу), что и позже он был автором опер, симфоний, камерных ансамблей. Даже то, что изредка исполнялось, вызывало в лучшем случае снисходительные улыбки критиков, знатоков: они не принимали Нино Рота всерьез.

Так было, а частности, и на одном из международных музыкальных фестивалей в СССР. В чем тут причина? Видимо, приходится признаться, что всем складом своего таланта этот музыкант был словно бы создан для кино. „Нино Рота владел искусством создания зримых образов, — писала вскоре после его кончины газета „Паэзе сэра».

— В фильмах, для которых он сочинял, и особенно в фильмах Феллини, соответствие между музыкой и образом достигается полное; часто образ и звук рождаются одновременно как бы в результате плодотворного совмещения фантазии двух творцов. И это спонтанное соответствие — самое главное достоинство киномузыки Нино Рота.

Совет

Искусный музыкант, талантливый автор мелодий и изысканных гармоний, Нино Рота — композитор вне рамок времени: он остался верен тем традициям и тому музыкальному языку, который переживал кризис еще в эпоху Вагнера, а затем был отодвинут на второй план наступлением экспрессионизма. Его творческое воображение витает в музыкальной атмосфере, охватывающей традиции французской оперы 18 века, Пуччини, Герш-вина, мелодий американских мюзиклов. Его способность преображаться — удивительна.»

Читайте также:  Что я могу сделать для родины?

Что ж, такая музыка, конечно, не могла прийтись по вкусу тем, кто пережил, усвоил весь калейдоскоп иных направлений, исканий авангардизма музыки нашего столетия; не потому ли Рота и остался в „серьезной» музыке аутсайдером? Но что поучительно и заставляет задуматься — это тот бесспорный факт, что в кино его работа оказывалась органичной именно в контексте зрительного ряда, в контексте замыслов отнюдь не только реалистических, но и самых что ни на есть авангардистских. Мы не будем тут анализировать причины этого, но подчеркнем лишь: это напоминает о зыбкости многих параллелей, которые любят проводить иные исследователи, сопоставляя разные искусства.

Приведем лучше еще одно объяснение „феномена Рота», которое принадлежит французским исследователям А. Лакомбу и К. Роклю: „Нино Рота был по сути своей народным музыкантом.

Когда его профессиональная школа, культура и амбиции подталкивали его к небезопасным берегам, инстинкт заставлял его выбирать такой музыкальный подход, что был всецело подчинен естественным ритмам, мелодиям и темам, издавна вошедшим в подсознание итальянского народа.

Удовольствие, глубокая радость, которые мы испытываем, слушая некоторые музыкальные мотивы Нино Рота, свидетельствуют о весьма прозаической тайне, властвовавшей над его творческим методом.

Для него кино возрождает чувства, предпочтения, которые могли бы найти подтверждение и воплощение только в совершенном синтезе. А то, что музыка Нино Рота звучит знакомо, близко, не должно заслонять от нас его упорного труда и неустанного творческого горения.»

При всем том следовало бы напомнить, что Нино Рота — не полуграмотный мелодист, а высокообразованный музыкант, вкусивший самые изысканные плоды искусства нашего столетия.

Получив образование в римской академии „Санта-Чечилия», он затем совершенствовался в США, в знаменитом Институте Кертис, был в ту пору близок с Игорем Стравинским и многому у него научился. В 1939 году он возвратился в Италию, начал преподавать в консерватории в Бари, а с 1943 возобновил свои связи с миром кино.

Причем на первых порах от там занимает не особенно заметное место: в отличие от своих коллег А. Чиконьини, Ренцо Росселини, Ф. Лаваньино, М.

Обратите внимание

Нашимбене, смело и активно экспериментирующих, Рота предпочитает сохранять верность традиционным музыкальным формам, пользуется чистыми гармониями, тяготеет к старым мотивам, близким народной музыке. И вообще он не настаивает на особом, привилегированном положении музыки в фильме: „Кино мчится вперед, -говорит он, — и музыка не должна слишком задерживать на себе внимание».

Й в ту пору, а позднее по мере того, как растет его известность, Нино Рота сотрудничает с лучшими мастерами кинематографа: Р. Кастеллани, Л. Дзампа, А. Латтуадой, Л. Коменчини, Л. Висконти, а позже — с Кингом Видором, Франко Дзеффирелли, Френсисом Фордом Копполой („Крестный отец»).

Но все же прежде всего и наиболее тесно на протяжении самых плодотворных лет своей карьеры Нино Рота связан со своим гениальным соотечественником Федерико Феллини. Впервые пути их скрестились в совместной работе в 1951 году; результатом стал фильм „Белый шейх».

Затем была „Дорога», в которой замыслы режиссера и композитора слились в удивительном, редком единстве, создавшем неповторимую атмосферу печали, тревоги, зрелища. Да, именно зрелища, ибо оно, по мысли Нино Рота, всегда составляет чрезвычайно важный компонент сложных концепций Феллини.

И он становится достойным партнером мастера в „Сладкой жизни», „8 «, „Сатириконе»; его музыка чутко следует каждому повороту действия, каждому, пусть самому неожиданному ритму, приему монтажа.

Быть может, вершиной этого содружества стал фильм Феллини „Репетиция оркестра», созданный не просто совместно с Нино Рота, но отчасти и для него — фильм, в котором режиссер и композитор вместе воплотили свою мечту о великой созидающей гармонии искусства.

Подводя итоги своего пути, Нино Рота говорил: „Встреча с Феллини была поворотным моментом. Уже в первое мгновение мы оба поняли, что она принесет нечто исключительно важное. Я чувствую себя лучше всего, когда работаю с Феллини, хотя иногда и сержусь из-за своей рассеянности или из-за того, что он понимает в музыке лучше меня и хочет мне что-нибудь внушить.

Очень приятно с ним работать — это вдохновенный творец, и он повествует о том мире, который является и моим миром. Мир „Крестного отца» мне чужд. Я не могу принять предпосылки подобного мира — кражи, жестокость. Между всем этим и мною существует некий психологический барьер. Может быть, мой мир — именно феллиниевский: разве он не прекрасен?.

Важно

Фелллини — волшебник. Он всегда чувствует и знает, когда необходимо включить музыкальное сопровождение. Если он сказал: „Весь фильм пойдет под эту мелодию», то вы можете быть уверены, что это лучшее решение. Я не настолько уверен в себе. Работая над музыкой, над фильмом, никогда не убежден категорически, каков будет конечный результат.

Феллини сочиняет музыку вместе со мной.»

Источник: https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/v_mire_muzyki/vmm1991_81.htm

Нино Рота (Nino Rota)

Пятница 10 апреля объявлена в Италии днем траура. Нация скорбела и хоронила жертвы разрушительного землетрясения. Но и без стихийного бедствия этот день в истории страны не беспечален – ровно тридцать лет назад ушел из жизни композитор Нино Рота.

Еще при жизни он приобрел мировую популярность своей музыкой к фильмам Феллини, Висконти, Дзеффирелли, Копполы, Бондарчука («Ватерлоо»). Без сомнения, он стал бы знаменитым, если бы написал музыку только к одному из десятков фильмов – «Крестному отцу».

Лишь немногие за пределами Италии знают, что Нино Рота — автор десяти опер, трех балетов, симфоний и камерных произведений. Еще меньше людей знакомы с этой стороной его творчества, которую сам он считал более важной, чем музыка в кино

Нино Рота родился в 1911 году в Милане в семье с глубокими музыкальными традициями. Один из его дедов, Джованни Ринальди, был пианистом и композитором. В возрасте 12 лет Нино написал ораторию для солистов, оркестра и хора «Детство Святого Иоанна Крестителя». Оратория была исполнена в Милане.

В том же 1923 году Нино поступил в Миланскую консерваторию, где учился у прославленных педагогов того времени Казеллы и Пиццетти. Он написал свою первую оперу «Principe Porcaro» («Король-свинопас») по сказке Андерсена в возрасте 15 лет.

Она никогда не была оркестрована и дошла до наших дней в нотах для фортепиано и голоса.

Настоящий дебют Роты как оперного композитора состоялся 16 годами позже – оперой «Ariodante» в трех актах, которую сам автор охарактеризовал как «погружение в мелодраму 19 столетия».

Премьера планировалась в Бергамо (Teatro delle Novit), но из-за войны (шел 1942 год) была перенесена в Парму, — эту «обитель мелодрам», по выражению историка литературы и музыки Феделе Д’Амико.

Зрители с восторгом встретили оперу, где дебютировали и композитор, и исполнитель одной из главных партий – некий Марио дель Монако. Каждый раз по окончании спектакля их атаковала толпа желающих получить автографы.

Успех «Ariodante» у взыскательной публики Пармы вдохновил композитора на создание уже в следующем, 1942 году оперы «Torquemada» в 4 действиях. Однако обстоятельства военного времени помешали премьере.

Совет

Она состоялась спустя тридцать четыре года, но не принесла больших лавров уже именитому и популярному композитору.

В последний год войны Нино Рота работал еще над одним большим оперным произведением, которое опять же был вынужден положить в ящик стола и надолго о нем забыть. Об этом произведении ниже.

Таким образом, второй по счету исполненной оперой стала одноактная комедия «I dui timidi» («Двое застенчивых»), задуманная для радио и впервые прозвучавшая по радио. Отмеченная специальной премией Premia Italia – 1950, она позднее шла на сцене Scala Theatre di Londra под управлением Джона Притчарда.

Настоящий успех пришел к композитору в 1955 году с оперой «Il capello di paglia di Firenze» по знаменитому сюжету «Соломенной шляпки» Е. Лабише. Она была написана в конце войны и пролежала долгие годы в столе.

Опера ознаменовала пик популярности композитора как создателя оперной классики.

Сам Рота едва ли бы вспомнил об этом произведении, если бы не его друг маэстро Куччия, которому автор проиграл оперу на фортепьяно сразу же после завершения работы в 1945 году, и который вспомнил о ней через 10 лет, заняв пост руководителя театра Massimo di Palermo.

Куччия заставил автора оперы найти партитуру, стряхнуть пыль и подготовить для сцены. Сам Рота признавался, что не ожидал триумфа, с каким опера прошла по сценам ряда ведущих театров Италии. Да и сегодня «Il capello» остается, пожалуй, его самой известной оперой.

В конце пятидесятых Рота написал еще две оперы для радио. Об одной из них – одноактной «La notte di un nevrastenico» («Ночь одного неврастеника») — Рота говорил в интервью журналисту: «Я назвал оперу драмой-буффо. В общем, это традиционная мелодрама.

Работая над произведением, я исходил из того, что в музыкальной мелодраме музыка должна преобладать над словом. Дело не в эстетическом принципе. Просто я хотел, чтобы исполнители чувствовали себя на сцене комфортно, могли без затруднений проявить свои лучшие певческие возможности».

Обратите внимание

Другая опера для радиопостановки – одноактная сказка «Lo scoiattolo in gamba» по либретто Эдуардо де Филиппо, прошла незамеченной и в театрах не ставилась. Зато большой успех сопутствовал «Aladino e la lampada magica» по известной сказке из «Тысячи и одной ночи». Над ней Рота работал в середине 60-х годов с расчетом на сценическое воплощение.

Премьера состоялась в 1968 году в San Carlo di Napoli, а спустя несколько лет ее поставил в Римской опере Ренато Кастеллани с декорациями Ренато Гуттузо.

Свои последние две оперы, «La visita meravigliosa» («Удивительный визит») и «Napoli Milionaria», Нино Рота создал уже в преклонном возрасте. Последнее произведение, написанное по пьесе Э. де Филиппо, вызвало противоречивые отклики.

Некоторые критики отзывались саркастически: «веристская драма с сентиментальной музыкой», «сомнительная партитура», но большинство склонялось к мнению авторитетного критика, писателя, поэта и переводчика Джорджо Виголо: «это триумф, которого на протяжении многих лет ждал наш оперный театр от современного композитора».

Надо отметить, что оперное творчество итальянского композитора и по сей день представляет собой объект дискуссий и споров.

Не подвергая сомнению выдающийся вклад Нино в музыку кино, многие рассматривают его оперное наследие как «менее существенное», упрекают в «недостаточной глубине», в «отсутствии духа времени», в «подражательстве» и даже в «плагиате» отдельных музыкальных фрагментов.

Тщательное изучение оперных партитур специалистами показывает, что Нино Рота действительно испытывал серьезное влияние стиля, формы, музыкальной фразировки великих предшественников, в первую очередь, Россини, Доницетти, Пуччини, Оффенбаха, а также своего современника и, по разным свидетельствам, друга Игоря Стравинского. Но это нисколько не мешает рассматривать его оперное творчество как вполне оригинальное, занимающее свое собственное место в мировом музыкальном наследии.

Совсем нелепо, на мой взгляд, звучат упреки в «вульгарности», «опереточной легкости». С тем же успехом можно «критиковать» многие из произведений Россини, скажем, «Итальянку в Алжире»… Рота и не скрывал, что, обожествляя Россини, Пуччини, позднего Верди, Гуно и Р.

Важно

Штрауса, он любил классические оперетты, американские мюзиклы, наслаждался итальянскими комедиями. Личные привязанности и вкусы, конечно же, отразились и в «серьезных» жанрах его творчества.

Нино Рота часто повторял, что для него нет какого-либо ценностного, «иерархического» различия между музыкой для кино и музыкой для оперной сцены, концертных залов: «Я считаю искусственными попытки разделять музыку на «легкую», «полулегкую», «серьезную»… Понятие «легкости» существует только для слушателя музыки, а не для ее творца… Меня как композитора нисколько не унижает работа в кинематографе. Музыка в кино или в других жанрах – для меня все одно творчество».

Его оперы редко, но все же иногда появляются в театрах Италии. Я не смог найти следы их постановок на российской сцене.

Но только один факт популярности композитора в нашей стране говорит о многом: в мае 1991 года в Колонном зале Дома Союзов прошел большой концерт, посвященный 80-летию со дня рождения Нино Роты, с участием оркестров Большого театра и Гостелерадио.

Читатели среднего и старшего поколений помнят, какой жесточайший экономический и политический кризис тогда переживала страна – до ее развала оставалось полгода. И, тем не менее, государство нашло средства и возможности отметить этот юбилей.

Нельзя сказать, что итальянского композитора в новой России забыли. В 2006 году в московском Театре Луны прошла премьера спектакля «Ноты Нино Роты». В основе сюжета – ностальгические воспоминания пожилого человека. Сцены из прошлой жизни героя чередуются с эпизодами и мотивами, навеянными фильмами Феллини.

В одном из театральных обзоров за апрель 2006 года читаем: «Его музыка, отличающаяся редкой мелодичностью, лиризмом, богатством выдумки и тонким проникновением в замысел кинорежиссера, звучит в новом спектакле, основу которого составляют танцы и пантомима». Остается только надеяться, что к столетнему юбилею композитора (2011 г.

) наши оперные мэтры вспомнят, что Нино Рота работал не только для кинематографа, и, дай Бог, покажут нам хоть что-то из его оперного наследия.

Для статьи использованы материалы веб-сайтов tesionline.it, abbazialascala.it, federazionecemat.it, teatro.org, listserv.bccls.org и Рунета.

Публикации

Главы из книг

Источник: https://www.belcanto.ru/rota.html

Ссылка на основную публикацию