Как находить и воплощать прорывные идеи?

Читать

Tina Seelig

inGenius

A Crash Course on Creativity

Опубликовано с разрешения HarperCollins Publishers

Книга рекомендована к изданию Анастасией Денисовой

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© 2012 Tina L. Seelig

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

* * *

Сделай себя сам

Тина Силиг

Творческая личность

Отто Крегер

Профессия – иллюстратор

Натали Ратковски

Посвящается милой Сильвин

Дразнящий. Всего одно слово – дразнящий.

До недавнего времени абитуриенты колледжа Всех святых в Оксфорде сдавали «однословный экзамен». Они одновременно и предвкушали, и боялись Того Самого Эссе, как его называли.

На экзамене каждый из них одновременно с остальными переворачивал лист бумаги, на котором было написано одно слово – к примеру, «невинность», «чудеса», «вода» или «дразнящий».

За три часа они должны были написать сочинение, вдохновленное одним-единственным словом.

Обратите внимание

Для этого экзамена не существовало правильных решений. Тем не менее ответ каждого соискателя позволял оценить, сколько он знает и способен ли к творчеству. «Оглашение этого слова вызывало ажиотаж.

Говорят, каждый год в ожидании новостей у стен колледжа собирались и те, кто не поступал в него»[1], – цитирует The New York Times оксфордского профессора. Этот пример подтверждает, что абсолютно всё – каждое слово – дает вам возможность максимально использовать знания, чтобы подстегнуть полет фантазии.

Большинство не используют этот тип творчества: мы не привыкли рассматривать окружающий мир как шанс оточить свое мастерство. На самом деле жизненно важно ко всему подходить творчески.

Креативность позволяет уверенно процветать в постоянно меняющемся мире и открывает целую вселенную возможностей.

Развивая творческое начало, вместо проблем вы обнаружите потенциал, вместо препятствий – мотивацию, вместо вызовов – вероятность революционных решений.

Оглянитесь, и вы увидите, что новаторы добиваются успеха во всех областях, от науки и техники до образования или искусства. Однако в школе не учат творческому подходу к решению проблем, он даже не считается умением, которым можно овладеть.

К сожалению, устойчивое убеждение, что идеи дешевы, довольно распространено. Это обесценивает значение творчества, и это совершенно неправильно. Идеи вовсе не дешевы – они бесплатны. И вместе с тем удивительно ценны.

Идеи приводят к нововведениям, двигающим вперед мировую экономику, и не допускают превращения нашей жизни в однообразное и бездеятельное существование. Это краны, вытаскивающие нас с проторенных тропок на путь прогресса.

Важно

Без творчества жизнь будет не просто многократным повторением одних и тех же эпизодов, она станет откатываться обратно. В сущности, наши главные ошибки заключаются не в том, что мы что-то делаем неправильно, а в том, что даже не мечтаем о чем-то большем.

Как точно выразился известный американский изобретатель Алан Кей, «лучший способ предсказать будущее – создать его». Все мы – изобретатели собственного будущего. А в основе каждого изобретения лежит творчество.

Как показывает «односложный экзамен», каждое слово, предмет, решение и действие – возможность для творчества. Это испытание, одно из многих, проходящих в колледже Всех святых в течение нескольких дней, называют самым сложным экзаменом в мире. Он требует обширных знаний и приличной доли воображения.

Заданием для Мэтью Эдварда Харриса, сдававшего экзамен в 2007 году, стало слово «гармония». Он писал в Daily Telegraph, что чувствовал себя «как шеф-повар, который тщательно осматривает все полки холодильника в тщетной попытке найти продукты для супа»[2].

Его уютное сравнение – прекрасное напоминание, что мы можем использовать эти навыки каждый день: как для приготовления супа, так и для решения сложных задач, стоящих перед всем миром.

Я читаю курс лекций по креативности и инновациям в Институте дизайна Хассо Платтнера (Hasso Plattner Institute of Design), который в Стэнфордском университете ласково называют «Школой Д» (d.school)[3].

Это дополнение к моей работе исполнительным директором Программы технологических венчурных инвестиций (STVP)[4] на техническом факультете университета.

Совет

Наша миссия в рамках программы заключается в предоставлении студентам знаний и навыков во всех областях, чтобы они научились в удобный момент использовать свои возможности для творческого решения важнейших мировых проблем.

На первом занятии мы занимаемся решением очень простой задачи: совершенствуем внешний вид бейджей. Шрифт на них не настолько крупный, чтобы текст можно было легко прочесть. Нет интересующей меня информации. И что действительно неудобно, они часто болтаются в районе пряжки на ремне. Студенты смеются, когда понимают, что их раздражают те же недостатки, что и меня.

В течение 15 минут висящие на шеях бейджи сменяются ненавязчиво оформленными листочками с крупно написанными именами. Кроме того, новые бейджи аккуратно прикрепляются к рубашкам. Студентам нравится, что они успешно справились с задачей, и все готовы перейти к следующей. Но я задумала еще кое-что… Собираю новые бейджи и пропускаю через шредер. Слушатели смотрят на меня так, будто я спятила!

Я спрашиваю: «Почему мы вообще носим бейджи?» Поначалу вопрос всем кажется нелепым. Разве не очевидно? Само собой, мы используем эти карточки, чтобы окружающие могли узнать наше имя.

Однако вскоре студенты понимают, что никогда не задумывались об этом.

После краткой дискуссии они признают: бейджи выполняют сложный набор функций – стимулируют разговоры между незнакомыми людьми, помогают избежать неловкости, если вы забыли чье-то имя, и позволяют быстро идентифицировать собеседника.

После расширения понимания роли бейджей студенты общаются друг с другом, выясняя, как люди хотят взаимодействовать с окружающими. В этих разговорах всплывают свежие идеи, которые пригодятся для новых решений, меняющих представление об обычных бейджах.

Одна команда «вырвалась» из ограниченного размера бумаги и разработала футболки, на которых информация о владельце была напечатана как текстом, так и картинками: место жительства, любимый вид спорта, музыкальная группа, состав семьи. В результате понятие «бейдж» еще более расширилось. Вместо того чтобы носить крошечные карточки на одежде, они саму одежду сделали своеобразной визитной карточкой, снабдив множеством тем для обсуждения.

Другая команда поняла, что при знакомстве с новым человеком бывает полезно узнавать о нем важную информацию по мере необходимости – это поможет избежать неловких пауз в разговоре. Они сделали вариант наушника, тихонько сообщающего сведения о собеседнике. С его помощью можно незаметно узнать, как правильно произносится имя визави, место его работы, имена общих друзей.

Еще одна группа осознала, что для облегчения полноценной коммуникации намного важнее знать, что люди чувствуют, а не собирать о них данные.

Обратите внимание

Они разработали набор разноцветных браслетов, каждый из которых обозначал определенное настроение. К примеру, зеленый – веселье, голубой – меланхолию, красный – стресс, а лиловый – удачливость.

Сочетая ленточки разных цветов, можно быстро донести до окружающих широкий спектр эмоций и облегчить знакомство.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=239811&p=1

Как находить и воплощать прорывные идеи

Не так давно вышла отличная книга автора Тины Силиг «Разрыв шаблона: как находить и воплощать прорывные идеи».

Издание чрезвычайно полезное для всех творческих профессий. А особенно для pr-специалистов и маркетологов.

Сегодня мы публикуем отрывки из книги, где вы сможете узнать о правилах, которые помогают генерировать креативные идеи.

Нарушайте порядок вещей

Многие люди думают, что существующий порядок вещей — единственно возможный. Но иногда необходимо посмотреть на реальность под другим углом, переформулировать привычные вопросы и поставить совсем другие задачи. Лишь такой подход открывает возможности для инноваций.

К примеру, Скотт Саммит, основатель Bespoke, заметил, что многие люди стесняются протезов и тщательно маскируют искусственную руку или ногу. Тогда он подумал: «А что если превратить протез в модный аксессуар?».

И идея сработала. Компания Скотта начала разрабатывать индивидуальные протезы, которые хочется демонстрировать, а не скрывать.

Например, протез ноги может гармонировать с любимым мотоциклом его владельца или модным кружевным платьем хозяйки.

А вот инновация в области образования. Обычно ученики в школах всего лишь пассивные слушатели.

Студенты Стэнфордского педагогического института решили изменить эту ситуацию и разработали для Объединенного школьного округа Сан-Франциско курс обучения истории.

Школьникам выдавали не привычные учебники, а оригинальные исторические документы: письма, карты, газеты, которые по-разному освещали событие. Ученики, став настоящими исследователями, действительно заинтересовались историей и глубже узнали предмет.

Сила эмпатии

Если вы пытаетесь придумать что-то новое и оригинальное, вам стоит потренировать свое воображение. Существует простой способ — попробуйте, словно актер, примерить на себя разные роли. Представьте, как видит этот мир ребенок или старик, бедняк или богач, великан или лилипут. Учитесь переключаться с одной точки зрения на другую: этот навык поможет вам генерировать нестандартные идеи.

Новые идеи вырастают из старых

Еще одно упражнение на развитие креативности — комбинирование несочетаемых объектов. Помните: часто новые идеи вырастают из реорганизованных старых.

Об этом знают любители японского художественного направления чиндогу. Они создают странные изобретения, объединяя предметы, которые, казалось бы, нельзя представить вместе.

Важно

Например, костюм для маленького ребенка с тряпкой на животе — ползая по полу, ребенок одновременно делает уборку. Или очки, дужки которых можно снять и использовать как палочки для еды.

Хоть эти изобретения и не очень полезны, но они могут стать первым шагом к созданию чего-то стоящего.

https://www.youtube.com/watch?v=QhCcx84GbuA

Другой вариант этого упражнения предлагает New Yorker. Каждую неделю журнал проводит конкурс. На последней странице публикуется картинка, на которой изображены несочетающиеся объекты. Задача читателя — связать их в один образ и придумать веселый заголовок.

Ограничения полезны

Отличный способ вызвать прилив креативности — создать самому себе жесткие ограничения. Когда Эрнеста Хемингуэя спросили, может ли он создать биографию всего из шести слов, он написал этот рассказ: «Продаются детские ботиночки. Неношеные».

Журнал SMITH воспользовался этой идеей и предложил читателям придумывать такие рассказы. Результат был потрясающий. Вот несколько примеров:

  • Я была обручена один день.
  • Застрял на повторе. Застрял на повторе.
  • Я осторожная дочь беспечного человека.
  • Я инвалид, но не беспомощен.
  • Нашла на CraigsList стол, квартиру, жениха.
  • Хобби стало работой. Ищу новое хобби.
  • Я не ленивый. Я хожу.
Читайте также:  Сочиняем песню - 3. что важнее: музыка или слова?

Создайте правильный фон

Для творческого процесса нужно создать подходящую обстановку. Важна каждая деталь: цвет стен, площадь комнаты, вид за окном. Или фоновая музыка. Жизнь как кино — у нее тоже есть саундтрек.

Однажды Ори Брафман, один из авторов книги Click, на своей лекции показал видео, на котором человек съезжал на лыжах по горному склону, фоном звучал тяжелый рок. Аудитория решила, что лыжник напуган. Затем Ори запустил тот же фильм под классическую музыку.

Теперь лыжник казался вполне спокойным. Саундтрек влиял на эмоции зрителей.

Стоит обратит внимание не только на звуки, но и на интерьер. Например, исследования показывают, что красный цвет помогает концентрироваться, а синий стимулирует креативность. Лучшие мысли приходят, когда вы думаете на открытом воздухе или в помещении с высоким потолком.

Награда и наказание

Придумайте для себя систему наказаний и поощрений, если хотите раскрыть свой творческий потенциал.

К примеру, для писателей существует приложение Write or Die («Пиши или умри»), которое наказывает за лень. Если вы перестаете писать, то в легком режиме программа отправляет вам напоминания, в нормальном — подает неприятные звуковые сигналы, а в режиме «камикадзе» — стирает написанное по слову.

В ответ на эту программу был создан веб-сайт Written? Kitten! Он не наказывает, а поощряет. Когда вы напишете определенное количество слов, вам покажут картинку с котенком. Хороший стимул для любителей кошек.

Командная работа

Есть много способов находить креативные идеи, и один из них — работа в команде. Устройте мозговой штурм, где участникам не разрешено критиковать чужие предложения, ведь даже самая странная идея может оказаться полезной. Сразу откажитесь от очевидных решений и заставьте участников думать дальше.

Подкидывайте неожиданные вопросы, чтобы оживить обсуждение. Если вы разрабатываете дизайн детской площадки, спросите, как бы она могла выглядеть на другой планете или под водой, через сотню лет или в далеком прошлом, при бюджете в один доллар или миллион и так далее.

Интересный способ командной работы предложил Эдвард де Боно, создатель концепции нелинейного мышления. Метод называется «Шесть шляп». На самом деле это шесть ролей, которые люди играют в команде.

  • Белая шляпа — для игрока, который предпочитает факты и логическое мышление.
  • Зеленую шляпу надевает тот, кто любит генерировать новые идеи.
  • Участник, опирающийся на интуицию, берет красную шляпу.
  • Самый организованный надевает синюю шляпу.
  • Черную шляпу предложите критику.
  • Желтую — романтику, мечтающему сделать всех счастливыми.

Модель «Шесть шляп» подходит для любого вида групповой работы, в том числе и для мозгового штурма. Участники могут надеть разные шляпы, а могут только зеленые, чтобы найти как можно больше идей, или только черные — чтобы оценить риски.

Источник: http://prtrend.ru/2015/01/16/kak-nakhodit-i-voploshhat-proryvnye-idei/

Разрыв шаблона. Как находить и воплощать прорывные идеи — Тина Силиг — читать книгу онлайн, на iPhone, iPad и Android

…Меня перевернули с ног на голову. А потом снова поставили обратно. И в голове все кардинально поменялось. Произошел взрыв. Маленькая революция. Заставившая мои серые клеточки думать немного иначе. И смотреть на происходящее вокруг под другим углом. Что со мной случилось? Ооо. Я прочла книгу Тины Силинг «Разрыв шаблона: как находить и воплощать прорывные идеи».

Четкие, говорящие заголовки. Забавные жизненные ситуации. Притчи в тему. И даже анекдоты. Необычные иллюстрации. Приятно читать. И держать в руках. Хорошая книжка. Полезная. И главное — вовремя появившаяся в моей жизни.

Два дня чтения урывками. Пока дети спят днем. Пока готовится суп на плите. Пока печется «Шарлотка» в духовке. Я «зависала» у раковины с грязной посудой. Размышляя о том, как много узнала.

И как применить полученную информацию на практике. Как мне, маме, жене, и, возможно, будущему публицисту, использовать всё окружающее меня в свою пользу. Не пропустить ничего интересного.

Не упустить возможностей и шансов, о коих рассказано в книжке.

Заинтриговала? Хм. Тогда расскажу об интересных моментах.

«Мы не привыкли рассматривать окружающий мир как шанс отточить свое мастерство, — пишет Тина Силинг. – На самом деле жизненно важно ко всему подходить творчески. Креативность позволяет уверенно процветать в постоянно меняющемся мире и открывает целую вселенную возможностей».

Киваю головой в знак согласия. В любой, даже самой обыденной ситуации, можно найти творческое решение. Каждый из нас способен к изобретательности и креативности.

«Без инноваций и творческих нестандартных решений сегодня трудно конкурировать и добиваться успеха, — считает Силинг. – Вопреки распространенному мнению, креативность – это не подарок свыше, который дается при рождении. Это навык, который может развить каждый».

А дальше – набор инструментов и установок. Которые могут помочь наладить творческую обстановку и поспособствуют появлению новых идей.

Тина подробно рассказывает об эффективных методах развития воображения. О рамках, в которые мы сами себя загоняем. И которыми порой начинаем мыслить. Она приводит много жизненных примеров.

Опираясь на мировой опыт и эксперименты ученых, мыслителей, художников и музыкантов.

Что лично запомнилось мне?

Я с удивлением узнала, что неожиданное сочетание идей, объектов, мест и людей дает огромный стимул воображению. Да-да. И для тренировки этого навыка можно применять метафоры. Общаться с новыми людьми. Использовать уже готовые идеи. Или искать вдохновения в необычных местах.

Бред? Вовсе нет. Я попробовала. И поняла – случайностей быть не может. Есть шансики. Большие и маленькие. Можно не обратить на них внимания. И просто пройти мимо старушки, продающей самодельные игрушки. А если остановиться.

И проявить интерес? То выяснится, что бабуля-то детский логопед и дефектолог. Да еще и владеет французским и немецким в совершенстве. И вот уже номерок у меня в кармане. Шанс дан. Шанс использован.

Плюсик в обширный список развития моей креативности.

Совет

Я даже стала носить очки. Постоянно. Которых стеснялась. И одевала только по случаю, чтобы разглядывать ценники в магазинах. Теперь вот боюсь пропустить красивые облака. Напоминающие причудливые фигуры.

Первые весенние ручейки в лесу, где обычно гуляем с детьми. Проезжающую мимо машину с необычной аэрографией-«татушкой».

Круглую, отливающую синевой луну, уже который день улыбающуюся мне на утреннем рассветном небе.

Креативность помогает мне и в быту. Не хотят дети кушать печеньки? Заботливо купленные папой и привезенные через все городские пробки. Не проблема. Мы крошим их в кашу и творог, которые мои капризули не очень-то жалуют. И ничего – за милую душу.

Оборвали шторы в детской? Заменили оторванную гардину на жалюзи. До которых пока не достают шаловливые ручки. Вырвали антенну у телевизора. Чем занять детей хотя бы пол часа, если нет мультиков? Включаем «Барбариков» на ноутбуке. Дети пляшут.

А я могу дописать эти последние два абзаца.

Ну что? Есть шаблоны. Тесно в рамках? Читайте книжку Тины Силинг. И рвите их на мелкие части. Крошите, как орехи. Зачем они вам? Когда вокруг стооолько интересного.

Источник: https://MyBook.ru/author/tina-silig/razryv-shablona-kak-nahodit-i-voploshat-proryvnye/

Как находить и воплощать прорывные идеи

Сложно добиться успеха без инноваций и нестандартных решений. Креативность — это не врожденный дар, а навык, который может развить каждый. Тина Силиг написала книгу о том, как наладить творческую обстановку в коллективе и генерировать новые идеи.

Как находить и воплощать прорывные идеи

Без инноваций и творческих нестандартных решений сегодня трудно конкурировать и добиваться успеха. Вопреки распространенному мнению креативность – это не подарок свыше, который дается избранным при рождении. Это навык, который может развить каждый.

В книге «Разрыв шаблона» Тина Силиг, автор курса по инновациям в Стэнфорде, предлагает набор инструментов и установок, которые помогут вам наладить творческую обстановку в коллективе и поспособствуют появлению новых идей. Ее авторская модель «Инновационный двигатель» показывает, какие внутренние механизмы человека отвечают за создание новых идей.

Двигайтесь быстрее и не бойтесь что-нибудь сломать

Томас Эдисон перепробовал сотни различных материалов для нити накаливания в своей лампочке, прежде чем нашел единственно верный вариант. Известно его знаменитое изречение по этому поводу: «У меня не было никаких неудач. Я с успехом определил 5000 способов, которые никуда не годятся».

Он знал, что каждая ошибка дает новые знания о мире и что неожиданные результаты не только оказываются самыми интересными, но и могут привести к научным прорывам.

Именно случайные результаты лежали в основе множества важнейших открытий, включая радиоактивность, пенициллин и излучение абсолютно черного тела.

Обратите внимание

Знаменитый физик Макс Планк говорил: «Эксперимент – это вопрос, который наука задает Природе, а измерения – это запись ее ответа».

Креативность в чем-то похожа на научные исследования – в каждом случае людям приходится делать что-то впервые. Творчество – своего рода эксперимент, а если эксперимент уникален, вы не сможете точно предсказать его результат. Хорошая новость в том, что у каждого есть богатый опыт экспериментов.

Вся наша жизнь представляет собой один большой эксперимент, начиная от зачатия, когда две уникальные клетки соединились, чтобы создать вас, и заканчивая этим днем, когда вы определяете каждое мгновение своей жизни. В детстве мы проводим эксперименты, чтобы понять, как устроен мир вокруг нас. Для начала узнаем, что будет, если заплакать или засмеяться.

Методом проб и ошибок учимся ходить и говорить. Затем растем и ставим эксперименты, чтобы понять, как читать и как писать, когда говорить, а когда слушать. Ни у одного человека жизнь не предопределена заранее, каждый день наполнен возможностями чего-то нового.

Любой эксперимент, даже если он проходит не так, как планировалось, помогает сделать еще шаг на пути к творческому или научному прорыву.

Читайте также:  Кто такая тара линн? красота size+

Тяга к эксперименту – это и персональная черта характера, и ценный ресурс для организаций и сообществ. Люди, желающие повысить собственную креативность, должны быть открыты для нового, даже если результаты эксперимента нельзя предсказать.

Организации, задавшиеся целью стать более инновационными, обязаны поддерживать эксперименты и не наказывать сотрудников, если испытания идут не так, как планировалось. Тяга к эксперименту должна стать частью подхода к работе и корпоративной культуры.

Сообществам необходимо мотивировать экспериментаторов и давать им полную свободу действий.

Важно

К сожалению, наше естественное желание экспериментировать зачастую не одобряется системами обучения и труда. Традиционно учителя читают нам лекции, а менеджеры говорят, что делать.

Согласно последнему исследованию Лоры Шульц из Массачусетского технологического института, если давать людям готовые факты и задавать направление мышления вместо того, чтобы позволить находить информацию самостоятельно, это не только подавляет их врожденное желание экспериментировать, но и снижает любопытство. Вот краткое описание этого исследования, приведенное в статье Джона Лерера.

Важно помнить, что мы проводим эксперименты каждый день, например знакомимся с новыми людьми или заказываем в кафе незнакомое блюдо. У каждого есть возможность потренироваться реагировать на необычные результаты и использовать их в своих интересах. Ученые обладают этим навыком, и, несмотря на то что чаще всего эксперименты проводятся с конкретной целью, их устраивает любой ответ.

Каким бы ни был результат, он раскрывает некие факты на пути к пониманию проблемы. Существует выражение: «Гениальность – это способность совершить максимум ошибок за минимум времени».

Каждая такая ошибка дает новую информацию. Как и ученые, мы не должны считать неожиданные результаты неудачами.

Даже просто заменив слово «ошибки» выражением «новые данные», легко стимулировать в окружающих желание экспериментировать. А это очень важно!

Успешный инновационный процесс предполагает, что вы рассматриваете проблему с разных сторон, а затем останавливаетесь на подходе, работающем лучше всех. Таким образом, у вас остается множество неожиданных результатов и отброшенных идей. Если большая часть ваших идей не отправляется в мусорную корзину, значит вы недостаточно стараетесь.

Вспомните, что лишь крошечный процент из 200 тысяч патентов, ежегодно регистрируемых в США, добивается коммерческого успеха.

Совет

Ричард Молсби, сотрудник Американского бюро по патентам и товарным знакам, рассказывает: «В настоящее время в стране действует около полутора миллионов патентов, из которых коммерческие перспективы имеют от силы три тысячи». Тем не менее это означает три тысячи успешных продуктов.

Если бы система не поддерживала проекты, не добившиеся успеха, то эффективные инновации тоже могли бы никогда не увидеть свет.

Знаменитый предприниматель Винод Хосла говорит, что его компания Khosla Ventures инвестирует средства в проекты, имеющие 90 процентов шансов на неудачу.

Вероятность успеха очень низка, но если такая технология все же окажется эффективной, она в буквальном смысле изменит мир. Винод готов девять раз испытать поражение, чтобы добиться успеха на десятый.

У каждого успешного изобретателя или предпринимателя есть история о том, как неожиданные результаты и необычные методы привели его к успеху. Кевин Систром и Майк Кригер начинали свою компанию Burbn с приложения для iPhone, позволявшего рассказывать друзьям о своем местонахождении.

Изначальный продукт оказался не таким успешным, как предполагалось, поэтому они начали добавлять различные функции, чтобы посмотреть, какая окажется самой эффективной.

Одной из таких стала возможность делать фотографии, быстро редактировать их и выкладывать в сеть.

Она так понравилась пользователям, что Кевин и Майк решили забросить изначальное приложение и сфокусироваться только на обмене фотографиями. Так появилась компания Instagram.

Обратите внимание

Приложение Instagram, дающее возможность пользователям фотографировать со смартфона, быстро и креативно обрабатывать снимки и выкладывать в интернет, начинало работу с сотни пользователей, но за два месяца эта цифра выросла до миллиона. Через год Instagram пользовались уже 12 миллионов человек. Кевин и Майк постоянно улучшают функциональность своего приложения и расширяют его присутствие по всему миру.

Этой истории успеха никогда не было бы, если бы Кевин и Майк не были готовы экспериментировать и учитывать неожиданные результаты.

Разумеется, они не хотели, чтобы их изначальная задумка провалилась, но любая неудача – важный элемент процесса обучения.

Кевин признается, что было очень сложно удалять некоторые характеристики продукта, не понравившиеся пользователям, ведь в них было вложено столько труда! Тем не менее каждая ошибка вела к новым экспериментам.

Подобный процесс характерен не только для высокотехнологичных предприятий. На самом деле так можно стимулировать творчество в любой сфере. Прекрасный пример из литературы – книга Дэйва Барри и Ридли Пирсона «Питер Пен и Ловцы звезд», рассказывающая, как знаменитый герой детских книжек Питер Пен перестал взрослеть и навсегда остался мальчиком.

По книге в Нью-Йорке был создан мюзикл, ставший очень популярным. Во время создания шоу режиссер проводил эксперимент – сценарий и сама постановка менялись на каждой репетиции. По сути, любая репетиция становилась отдельным спектаклем, правда, без костюмов или реквизита. Таким образом постановщики смогли быстро проверить на практике множество подходов и выбрать из них самый лучший.

При написании этой книги я придерживалась того же принципа. Приходилось удалять два из трех готовых абзацев, потому что я постоянно пробовала новые идеи и подходы. Пол моего кабинета был завален бумагами, исписанными историями, которые не подошли, или плохо звучавшими задумками. Каждую идею приходилось рассматривать десятки раз, прежде чем я находила единственно верную формулировку.

Когда редактор попросил прислать ему первые две страницы книги, я отправила сразу семь разных версий, чтобы узнать, какая из них окажется лучшей.

Важно

Разумеется, мне было трудно удалять текст, над которым я столько трудилась, и начинать все заново, но я знала, что редактура делает конечный продукт гораздо лучше, а это ключ к успеху в любой работе.

Как сказал Уильям Фолкнер, «когда пишешь книгу, приходится убивать все, что любишь».

Этот принцип очень похож на описание эволюции по Дарвину. Природа проводит множество экспериментов и оставляет только самые удачные. Животные и растения постоянно мутируют, и каждая мутация – эксперимент природы.

Если он оказывается удачным, его результаты закрепляются в следующих поколениях, а если нет, такая ошибка долго не живет.

Посмотрите вокруг и подумайте, что все эти прекрасные растения и животные – результаты природного эксперимента.

Некоторые школы позволяют своим ученикам познавать мир с помощью экспериментов. Среди них и школа Tinkering School под управлением Дживера Талли. Ребята от 8 до 17 лет приходят сюда играть и баловаться, а параллельно – учиться различным вещам.

Для них проводятся только практические занятия, на которых разрешают «высказывать дурацкие идеи и предлагать самые сумасшедшие изобретения, которые только могут прийти им на ум».

Таким образом растущее поколение учится экспериментировать; понимать, что результат не всегда соответствует ожиданиям, и анализировать ошибки, чтобы внести необходимые изменения в различные процессы.

Совет

Такой подход эффективен не только для детей. Олин-колледж – недавно открывшийся инженерный институт, где занятия по всем предметам проводятся в форме эксперимента.

Вместо лекций студенты отправляются в лаборатории, где самостоятельно изучают учебный материал и работают над инновационными проектами, в которых он применяется.

Например, во время своего последнего визита в Олин-колледж я познакомилась со студентами, разрабатывавшими неинвазивные датчики для определения насыщенности крови кислородом.

При этом их устройства во многом были похожи на настоящие оксигемометры, работающие в больницах всего мира. Этот метод не просто результативнее обычных лабораторных заданий, в которых студенты следуют инструкциям. В ходе подобных экспериментов студенты набираются уверенности, учатся на своих ошибках и в итоге оказываются способны на инновационные решения в будущем.

Изобретатели ценят неожиданные результаты. Мир Имран, занимающийся инновационными медицинскими разработками, говорит: «Неудача – мой постоянный спутник, а успех – случайный гость». Имран считает ошибки необходимыми, потому что они позволяют ему двигаться вперед на пути к успеху. Он считает, что каждый способен извлечь из своих неудач ценную информацию.

Успехи и неудачи идут рука об руку, и для Мира за каждым успехом следует полоса неудач, а за каждой ошибкой – череда успешных решений.

Главное – рассматривать последовательность проб и ошибок как ряд экспериментов. Если посмотреть на свои неудачи в таком ключе, они приобретают новое значение.

Этот принцип применим ко всем областям нашей жизни, как к мелким событиям, так и к масштабным задачам.

Обратите внимание

Эксперименты почти наверняка приводят к неожиданным результатам, поэтому можно сказать, что заниматься ими рискованно.

Чтобы научить людей брать на себя риски и не огорчаться неудачам, мы с моей коллегой Летицией Бритос придумали семинар под названием «Ярмарка ошибок».

Аудитория оформляется так, будто в ней проходит карнавал, – кругом развешиваются украшения и воздушные шары, а для участников устанавливается несколько палаток.

В первой рассказывают про интеллектуальные риски, во второй – про финансовые, третья посвящена эмоциональным рискам, а четвертая – физическим.

Каждому пришедшему мы выдаем «рискметр», с помощью которого они могут измерять уровень своего комфорта при столкновении с различными типами рисков.

Задача участников – познакомиться с возможными видами рисков и проанализировать свои чувства в случае неудачи.

В палатке, посвященной интеллектуальным рискам, предлагались задания на нестандартное мышление, которые можно решать поодиночке или в команде.

Важно

Ответы ко всем таким задачам были нестандартными, и участникам требовалось отойти от привычных вычислений, отказаться от самых простых решений и попытаться найти те, которые кажутся неочевидными.

Читайте также:  Что такое апитерапия, или чем полезен мед?

Ниже представлены примеры заданий, а ответы на них можно посмотреть в примечаниях. Проверьте себя: сколько времени понадобится вам на поиск решения?

  • Что есть в середине марта и апреля, но нет ни в их начале, ни в конце?
  • Два человека заблудились в лесу. Один пошел на север, а второй на юг. Через 15 минут два человека наткнулись друг на друга. Как это произошло?
  • У двух сестер час назад родилось по ребенку. При этом ребенок одной сестры родился вечером, а второй – утром. Как это возможно?
  • В корзине лежат шесть яиц. Шесть человек взяли себе по яйцу, а одно осталось лежать в корзине. Как это возможно?

В палатке, посвященной финансовым рискам, участники играли в игру, разработанную Летицией. Каждый из них принес в палатку пять долларов и поставил их на кон.

После этого ставки начали возрастать, и с каждым раундом игры призовой фонд становился все больше, а шанс выиграть – все ниже.

Выяснилось, что кто-то готов рисковать всеми своими деньгами ради большого куша, а кто-то предпочитает высокие шансы на победу и небольшой выигрыш.

В палатке с физическими рисками предлагалось выполнить различные упражнения, например пожонглировать мячами, и оценить свои ощущения до, в процессе и после выполнения. Конечно, прыжки с парашютом или спуск с горы на лыжах были бы куда более показательными, но мы не хотели по-настоящему рисковать чьим-либо здоровьем.

Наконец, в палатке эмоциональных рисков участники писали на открытках какую-то секретную информацию о себе. Эту идею мы почерпнули с сайта PostSecret, с помощью которого люди всего мира анонимно обмениваются открытками с секретами.

Несмотря на деликатность упражнения, почти все согласились принять в нем участие, и через 15 минут у нас было множество открыток с описанием тайных страхов и фантазий. Семинар завершился обсуждением – как мы принимаем на себя риски, как экспериментируем и реагируем на неудачи.

Студенты поняли, что даже в безопасных кабинетных условиях некоторые риски кажутся им страшнее других и что у каждого есть собственный уникальный набор рисков.

Но как создать среду, в которой будет не страшно идти на риск? Для этого в первую очередь необходимо стимулировать экспериментаторов и оценивать результаты их работы. При этом новые идеи и концепции нужно представлять другим на самых ранних стадиях, чтобы тут же получать обратную связь.

Чем дольше вы трудитесь над одной идеей, тем сильнее к ней привязываетесь. Свою работу желательно показывать коллегам в сыром виде, чтобы прислушаться к комментариям, пока еще относительно легко отказаться от текущего плана.

К сожалению, в большинстве случаев приходится сначала заканчивать проекты, а уже потом представлять их на суд критиков.

Совет

Но чем больше времени тратится на проработку каждой детали, тем глубже погружение в проект и тем сложнее отпустить его от себя.

Пример компании, умеющей избегать таких ошибок, – 1185 Design из Пало-Альто, возглавляемая Пегги Берк. Компания разрабатывает брендовые материалы, логотипы и веб-сайты для предприятий.

Среди ее клиентов такие известные компании, как Adobe, Cisco, SAP, Symantec и Zynga. Сначала десяток дизайнеров, представляющих 1185 Design, выслушивают формальную презентацию клиента, а затем за несколько дней разрабатывают для него логотип.

Каждый из них генерирует множество идей, создает наброски и концепции и делится ими со всей группой.

Выслушав комментарии коллег, дизайнеры отбрасывают большую часть идей и продолжают трудиться над оставшимися. В итоге компания не отрабатывает одно решение, а создает несколько разных концепций, которые и представляет клиенту.

После комментариев и рекомендаций заказчика самая неподходящая часть концепций снова отбрасывается, а в оставшихся продумываются детали.

Такая работа методом проб и ошибок позволяет создать спектр интереснейших решений, из которого выбирается самое лучшее.

Еще один хороший пример – блог Элизы Бауэр Simple Recipes. Это один из самых популярных кулинарных сайтов в мире, который в месяц посещают несколько миллионов человек. Разумеется, такой успех сразу не пришел. Я знаю Элизу много лет и помню, как в 2003-м она страдала от синдрома хронической усталости.

Обратите внимание

Она была так слаба, что иногда даже не могла встать утром с постели. Блогосфера тогда только зарождалась.

Элиза решила попробовать свои силы в этой области, но завела не один блог, а целых пять, чтобы понять, какие темы больше всего привлекают читателей и про что ей самой нравится писать.

Один блог был посвящен музыке, еще один – рецензиям на книги, в третьем она рассказывала про маркетинг, в четвертом записывала случайные мысли и идеи, а в пятом публиковала рецепты.

Источник: https://BBF.ru/magazine/8/5758/

О книге т. силиг «разрыв шаблона. как находить и воплощать прорывные идеи»

Методы интуитивного поиска инновационных решений. О книге Т. Силиг  «Разрыв шаблона. Как находить и воплощать прорывные идеи».

Рекомендации Тины по методу мозгового штурма вне всякого сомнения достойны самого пристального внимания. Сделал интеллект-карту, постарался подробнее развернуть рекомендации автора по данному методу. 

Отчетливо помню разговор с моим первым наставником по ТРИЗ Владимиром Бубенцовым, который произошел несколько лет назад, солнечным весенним утром в одном из московских кафе. Мы коснулись ситуации, сложившейся вокруг ТРИЗ в нашей стране.

Весьма огорчал тот факт, что российская школа ТРИЗ, распадающаяся на множество направлений, переживала период нездоровой конкуренции, борьба различных течений и направлений… Налицо ситуация, когда безоговорочно признанный лидер и создатель некогда мощного движения, покидает наш мир и его детище начинает медленно, но верно распадаться… Прямо как Александрия времен Македонского.

Кто хоть краем уха что-то слышал о ТРИЗ, несомненно догадался, что речь идет о Г.С. Альтшуллере, создателе ТРИЗ и писателе-фантасте Генрихе Альтове, гении нашего времени.

Так вот, наш разговор закончился неутешительным прогнозом – мол, международная ассоциация ТРИЗ находится в США, университеты Франции, Германии, Ю. Кореи, Израиля, Китая и др. стран охотно внедряют и развивают ТРИЗ, нам же уготован незавидный удел получить лет через двадцать реэкспорт ТРИЗ скорее всего, из США или, что менее вероятно, из Европы.

Но, к счастью, наши прогнозы, похоже, не сбываются… Только что закончил читать книгу Тины Силиг «Разрыв шаблона». Тина читает курс лекций по предпринимательству и инновациям в Стэндфордском университете, ее задача – разрыв шаблона или преодоление психологической инерции, как говорил Г.С.

Важно

Альтшуллер с целью получения прорывных, креативных идей в предпринимательстве и инженерном деле. Несомненно, Тина в своем деле специалист весомый и уважаемый, так в книге я нашел множество интересных идей, часть из которых уже ясно, как вписать в свою практику.

Все эти идеи касаются так называемых методов интуитивного поиска, в первую очередь, мозгового штурма и ролевого распределения «генераторов» по методу Де Боно «6 шляп». Зато какие рекомендации! Очень рекомендую читателям посмотреть рекомендации автора по мозговому штурму.

Они безусловно достойны внимания и они очень практичны! Наша группа экспертов постоянно практикует мозговые штурмы в ходе работы над проектами, и опираясь на наш опыт, могу сказать, что здесь к Тине стоит прислушаться! В общем, рекомендую.

Но вернемся на несколько лет назад в то весеннее утро в московском кафе, где общались два пессимиста… В книге Т. Силиг «Разрыв шаблона» даны целых полторы страницы о ТРИЗ. Автор восхищена методом и приводит названия фирм по всему миру, которые успешно применяют методику, созданную гением Альтшуллера.

Но увы… дальше 40 приемов разрешения технических противоречий и осознания применения комплекса из нескольких приемов автору пройти не удалось.

Это неудивительно – 40 приемов отлично сочетаются с практикой применения мозговых штурмов, поэтому, как рассказывают современники Альтшуллера, он критиковал мозговой штурм как метод, но при этом прекрасно штурмовал проблемы… Так и автор, похоже, использует 40 приемов в своей практике мозговых штурмов и делает это весьма успешно (АК: последнее – мои догадки, но не думаю, что далеко ушел от истины). А вот когда автор говорит об АРИЗ, своеобразной «тяжелой артиллерии» ТРИЗ, то здесь, к сожалению, полная путаница – Тина говорит о 85 шагах АРИЗа, хотя 85 в обозначении АРИЗ-85В – это просто год его создания, по аналогии с традицией, сложившейся в танкостроении и ГОСТах советского времени. Увы… но похоже, что ТРИЗ предстоит нам развивать самим. То, что придет из США, даже из Стэндфордского университета, вряд ли удовлетворит тем стандартам, которые закрепились в области освоения ТРИЗ в нашей стране. Так что наш пессимистический прогноз, похоже, не оправдывается. Но есть и плохая новость – это лишь добавляет нам ответственности, заграница нам здесь совсем не поможет…

А вот рекомендации Тины по методу мозгового штурма вне всякого сомнения достойны самого пристального внимания. Сделал интеллект-карту, постарался подробнее развернуть рекомендации автора по данному методу. С удовольствием интеллект-картой делюсь с вами, уважаемые читатели.

О книге Тины Силиг «Разрыв шаблона» на сайте издательства.

© Антон Кожемяко.

Источник: http://bmtriz.ru/o_knige_t_silig_razryv_shablona_kak_nahodit_i_voploschat_proryvnye_idei/

Ссылка на основную публикацию