В чём секрет «шкатулки с секретом»?

Himitsu-Bako — японские шкатулки с секретом | MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония

Япония радует нас многочисленными секретами. Это одна из тех стран, культурное развитие которой создало удивительную атмосферу легенд и мифов. Тем не менее, если другие народности забыли о них, то японцы хранят их и постоянно помнят о своих предках. Это ярко отразилось в их предметах культуры, где отмечается истинное разнообразие.

<\p>

Хочется сказать пару слов о японских шкатулках. Традиционные японские шкатулки всегда отличались неестественной красотой, поддерживаемой таинственностью. Многие люди обладают такими шкатулками, но не могут по несколько лет разгадать их секрета.

Удивительно, но, на первый взгляд, совсем простой предмет может хранить в себе море изящества и красоты, которые недоступны другим вещам.

Японские шкатулки особенные, они удивляют людей не только своим прекрасным внешним видом, но и яркими особенностями, позволяющими рассуждать про их настоящее совершенство.

Мастера по изготовлению японских шкатулок похожи на ювелиров, которые в течение многих десятилетий оттачивают собственное мастерство, чтобы потом создать единственный шедевр.

Обратите внимание

Таких примеров не много, но при этом мы постоянно встречаем их высокую культурную и материальную ценность.

Himitsu-Bako — традиционные японские шкатулки с секретом появились более 100 лет назад в окрестностях Хаконе. Много лет назад город Хаконе был станцией на главной дороге в Эдо и шкатулки с секретом были разработаны в качестве сувениров для туристов.

Эти места отличаются большим разнообразием пород деревьев. Для изготовления шкатулок применяется особый метод обработки дерева. Доски некрашеной древесины разного цвета разрезаются на тонкие планки и склеиваются в пластины.

Затем от этих пластин отпиливаются новые планки, которые потом опять склеиваются между собой. И так несколько раз. В результате получается брусок, склеенный из разных пород деревьев и имеющий на поперечном разрезе уникальный узор.

Далее, используя специальный инструмент, срезают тонкие как бумага листы, которые и используют для украшения шкатулок.

Секрет шкатулки заключается в том, что она состоит из нескольких частей и нужно знать какие из этих частей, в каком направлении сдвинуть, чтобы шкатулка открылась. В большинстве случаев, для того чтобы открыть шкатулку нужно сделать от 4 до 66 движений. Хотя есть шкатулки и на 78, 122,119,125 движений.

Форма японских шкатулок

Наверное немногие люди видели вживую японские шкатулки, их распространение не так широко. Конечно, они интересуют людей, но их изготовление ничем не похоже на любую другую продукцию.

Стоит отметить, что промышленное создание японских шкатулок просто невозможно, потому что каждая из них должна содержать в себе секрет. На рынке традиционные японские шкатулки представлены в малом объеме.

Чаще всего это простые подделки, не способные порадовать людей настоящим качеством.

Форма японской шкатулки необычна, но постоянства в ней нет. Если мы привыкли к тому, что шкатулка представляет собой обыкновенную прямоугольную коробочку, то японцы доказывают, что это далеко не всегда так просто.

Важно

Дело в том, что многочисленные японские шкатулки могут выполняться круглыми коробочками или простым кубиком, на котором не выделяется даже сама крышка. Именно это становится одной из главных особенностей японских шкатулок.

Форма зависела только от сложности механизма закрывания, поэтому каждый мастер избирал ее по своему вкусу.

Обычно на рынке мы встречаем обыкновенные прямоугольные шкатулки, но их нельзя называть шедеврами, потому что в них нет настоящей оригинальности.

Секрет японских шкатулок

Японская шкатулка – это поистине оригинальное произведение искусства. Ее форма и размеры зависят только от фантазии мастера-изготовителя. Не существует определенных стандартов, которым бы придерживались все. Таким образом, мы иногда встречаем шкатулки, которые напоминают простые кубики. Иногда, кажется, что они даже не открываются, но каждая хранит свой секрет.

Японская шкатулка больше похожа на своеобразную головоломку, потому что открыть крышку не так просто. Здесь нет запорного механизма в нашем понимании, скорее, нужно искать небольшой рычажок или кнопочку.

Исторически японские шкатулки были достоянием властвующей части населения, которое использовало их для хранения богатства. Тем не менее, простой замок не может стать достаточной защитой от воров, поэтому настоящие мастера делали шкатулки с секретом.

Подобный секрет всегда касался открывания крышки, то есть, она никогда не открывалась простым откидыванием крышки. Чаще всего нужно было повернуть какую-то часть рисунка или нажать на скрытую кнопку, срабатывал механизм и крышка открывалась.

Создание такой шкатулки занимало массу времени, поэтому настоящих мастеров можно пересчитать по пальцам.

Рисунки на японских шкатулках

Японские шкатулки всегда завораживали своими секретами, а также прекрасными рисунками, украшавшими каждую из них. Можно рассматривать рисунки, видя на них интересные мифы и легенды, но нельзя думать, что видимая простота рисунков не скрывает каких-либо секретов.

Все рисунки на японских шкатулках яркие и броские. Они раскрывают картины истории страны или какую-либо из легенд, хотя в некоторых случаях можно увидеть и простой орнамент. Тем не менее, некоторые рисунки выполнялись выпуклыми, что казалось просто удивительным.

Такое мастерство можно было найти только в Японии. Правда, выпуклый рисунок не всегда был простой картинкой. Часто в нем скрывался секретный механизм, позволяющий открыть крышку.

Нужно было всего лишь найти бугорок, на который следует нажать, ведь ключей для них просто не существовало. Красота картинок точно продумывалась, нельзя было просто нарисовать пейзаж.

Каждая картинка японского мастера несет в себе важный смысл, который может раскрыться не перед каждым человеком. Притом в некоторых случаях именно он становится подсказкой для открытия шкатулки.

Японские шкатулки до сих пор несут на себе интересные, но непонятные рисунки, которые чаще всего не могут стать помощью для открывания.

Немного об истории шкатулок вообще и японских шкатулок в частности

Шкатулки пришли к нам из глубины столетий, с загадочных стран Востока. С тех самых пор их конструкция не слишком изменилась, но в создании стали использоваться новейшие материалы и современные механизмы, усовершенствовались производственные схемы. Однако из каких бы материалов не были бы созданы шкатулки, каждая из них обладает собственной маленькой тайной.

Предполагают, что самые первые шкатулки были созданы для хранения украшений. Еще два тысячелетия назад талантливые мастера из Японии и Китая изготавливали уникальные футляры для хранения ценных вещей. Они были различных форм и размеров, украшались соком лакового дерева.

Мастера стремились опередить друг друга по уровню мастерства изготовления, поэтому на свет появлялись все новые методы обработки: декорирование тканью или кожей, инкрустация драгоценными камнями, украшение слоновой костью.

Совет

Такие шкатулки были настоящим шедевром, она сами по себе представляли ценность, в особенности, если в их украшении использовались драгоценные и полудрагоценные камни или же благородные металлы.

Русские мастера и умельцы создавали очень хитрые по своей конструкции коробочки, такие шкатулки можно было открыть только при нажатии на секретную кнопочку.

Русский народ всегда любил загадки и тайны, поэтому секретные коробочки стали пользоваться большим успехом.

С секретом или без, но в осносном изготавливались шкатулки для ювелирных украшений и драгоценностей и были они всевозможных размеров от мала до велика.

Музыкальные шкатулки появились в Швейцарии. Именно там был создан первый музыкальный механизм, который поместили в коробочку – карильон. Швейцария славится созданием часовых механизмов, совсем не удивительно, что здесь и были созданы шкатулки для часов с автоподзаводом, которые издавали приятную мелодию при открытии, и состояли из множества пластинок и металлических зубчиков.

Японские, сделанные в ручную, шкатулки со сложным механизмом

Шкатулки с секретом сделаны в основном и чаще всего из дерева. В таких шкатулках можно хранить что-либо, иными словами, шкатулки являют собой не бутафорию, а реально могут быть использованы по назначению.

Первая Японская шкатулка с секретом была сделана более 100 лет назад. Сделал это чудо Jinbei Ishikawa (1790-1850). Ishikawa жил в Hakone-Odawara (регион Японии).

Jinbei Ishikawa окружали горы и изобилие высококачественного дерева, из которого он и сделал первую чудесную шкатулку с секретными механизмом.

Как и тогда, более ста лет назад, сегодня такие шкатулки делаются разных размеров, форм и с разным количеством шагов(действий) для открывания шкатулки и делаются вручную.

Поверхность большенства таких шкатулок украшена «йосеги» (Yosegi) — уникальной мозаикой из разных сортов древесины.

Такая мозаика насчитывает более 10 веков, наибольшее развитие это искусство получило с 17 по 19 века.
Изначально она использовалась для декорирования подносов, комодов и других предметов.

Обратите внимание

Центром промысла был, и является сейчас, регион Хаконэ, окруженный лесистыми горами и издавна известный своими ремеслами.

Ну а теперь о хитростях и механизме Японских шкатулок-пазлов. Нет, эта шкатулка не будет играть мелодии, прыгать или делать еще какие-либо глупые и/или неинтересные вещи.

Хитрость шкатулки в том, что ее невозможно просто так взять и открыть. В шкатулке есть много как-бы полосок, которые можно сдвигать в разные стороны(части стенок шкатулки можно передвигать).

Но для того, чтобы открыть чудесный пазл, придется двигать части шкатулки определенным образом и с конкретной последовательностью.

Японские шкатулки с секретом имеют следующие отличия друг от друга

1. по рисунку.
2. По размеру (3 sun, 4 sun, 5 sun) и так далее. Чем больше размер шкатулки (sun), тем дороже она стоит.

Читайте также:  Длинные волосы или стрижка – что лучше? из истории причесок

Sun — это древняя Японская величина, один sun = 30,3 мм. Таким образом, если шкатулка имеет 3 sun и 4 step, то это значит, что шкатулка имеет размер в длину: около 9,1 см и для того, чтобы эту шкатулку открыть, нужно совершить 4 действия (шага).

3. По сложности механизма, а именно по количеству действий, которые нужно совершить для открытия шкатулки. Чем больше действий, чем сложнее механизм (5 step, 6 step и до 27 и более step(шагов)), тем дороже стоит шкатулка.
По форме, шкатулки бывают квадратными, прямоугольными (в основном).

Внутренний объем зависит от количества шагов, ну и от размера шкатулки, естественно. Если шагов не много (4 — 8), то от внешнего объема (длины, к примеру 4 sun умножаем на 3,3 внешняя длина = около 12 см) отнимаем примерно 2-3 см(т.е. по 1,5 с каждой стороны) см, и получаем внутреннюю длину около 9 см.

Примерные размеры для разных внешних размеров шкатулок

Внутренние размеры для 4 sun около: для шкатулки 4 sun (около 12 см внешняя длина) и 4 step (4 шага для открытия), внутренние размеры таковы: 8 x 6 x 3,7 см. для шкатулки 4 sun, но уже с 27 step внутренние размеры = 7,31 x 6,2 x 3,2 см. Для шкатулок 5 sun (около 15 см в длину): для 5 sun и 7 step внутр. размеры = 10,79 x 7,5 x 5.35 см.

Для шкатулки 5 sun, но 27 step (27 шагов ) внутренние размеры: 10,41 x 7,5 x 4,2 см

Источник: http://miuki.info/2012/09/himitsu-bako-yaponskie-shkatulki-s-sekretom/

Himitsu-Bako — японские шкатулки с секретом

Япония известна всему миру своей уникальной и древней культурой. Необычные шкатулки с секретом Himitsu-Bako, о которых хотелось бы сегодня рассказать, являются неотъемлемой и очень интересной частью этой культуры.

Немного истории появления японских шкатулок Himitsu-Bako

Эти необычные шкатулки начали изготавливать более 100 лет назад, в городе Хаконе (Hakone). Этот город не случайно стал родиной японских шкатулок, т.к. в его окрестностях произрастало огромное количество самых разнообразных пород деревьев.

Также Хаконе располагался на пути к столице Японии, городу Эдо (Эдо – старое название современной столицы Токио) и поэтому в нем всегда было много туристов, изначально именно для них японцы создали такие шкатулки.

Уже по прошествии времени, Himitsu-Bako стали заказывать состоятельные люди, чтобы хранить в них свои богатства.

Уникальный узор шкатулок

Каждая шкатулка Himitsu-Bako имеет неповторимый узор называемый Yosegi (Йосеги). Yosegi представляет собой неповторимую мозаику, которая получается благодаря использованию различных сортов древесины. Иногда узор на шкатулке даже может содержать подсказки с помощью, которых можно будет открыть шкатулку.

Для шкатулок с секретом японцы используют только качественную и хорошо высушенную древесину. Довольно сложно объяснить технику получения рисунка, но она состоит примерно из таких этапов:

  • выбирают планки разных пород деревьев
  • древесину разрезают и склеивают их между собой
  • процедура склейки и порезки повторяется еще несколько раз
  • в результате получается брусок с уникальным узором
  • используя специальный прибор, с этого бруска срезают тонкие листы, которыми в последствии и украшают шкатулки Хамитсу-Бако

Технике украшения йосеги уже более 1000 лет и к шкатулкам она перешла от различных древних подносов, комодов, столов и т.д.

Виды шкатулок с секретом

Все японские шкатулки изготавливаются вручную, т.к. на производственных мощностях повторить их уникальный механизм открытия-закрытия практически невозможно. Каждая такая головоломка обладает своим уникальным секретом и механизмом для его открытия.

Отличий у шкатулок Хамитсу-Бако, на первый взгляд не так много — всего 3: узор, размер и количество шагов для открытия. Но благодаря различным вариациям существуют огромное количество шкатулок совсем не похожих друг на друга.

Узор

Настоящая японская шкатулка  Himitsu-Bako имеет свой уникальный узор, благодаря уникальной технологии использующей разные породы дерева.

Размер

Для обозначения длины используется древняя система мер. Размер шкатулки указывается в Sun-ах. Если перевести sun  в более привычную для нас систему измерения, то получим 1 sun(сун) = 30,3 мм. Соответственно чем длиннее шкатулка, тем она дороже.

Количество шагов для открытия

Самое большое отличие всех шкатулок Хамитсу-Бако – это, конечно же, количество шагов или количество step-ов, которые нужно совершить, чтобы открыть шкатулку. Чем больше шагов нужно совершить, тем лучше спрятан секрет внутри.

Наиболее распространены шкатулки, которые можно открыть, совершив всего 4-5 шагов, для открытия более сложных придется запомнить от 15 до 30 действий.

Но бывают и уникальные японские шкатулки, для открытия которых нужно запомнить более 100 шагов, как открыть решить такую головоломку, наверное, и сам мастер не всегда помнит.

Как открыть японскую шкатулку с секретом

Как же открыть эту таинственную шкатулку, чтобы добраться до ее содержимого? К каждой Хамитсу-Бако прилагается инструкция, в которой четко прописано, что нужно делать. Без этой инструкции открыть шкатулку и при этом не сломать, практически не реально, так что не торопитесь выкидывать все бумажки.

Японская шкатулка с секретом Himitsu-Bako не цельная, а состоит из отдельных фрагментов, которые необходимо сдвигать в определенной последовательности. В этой последовательности и состоит секрет. Только хозяин шкатулки знает, какие части и в каком направлении нужно сдвигать, чтобы добраться до содержимого.

Подарок на все случаи жизни

Himitsu-Bako – это отличный подарок, практически для любого человека. Конечно, в первую очередь такой подарок понравится ценителям японской культуры. Но и любая девушка не откажется от оригинальной красивой коробочки для своих украшений. А если у Вас есть друзья, которые любят головоломки, то японская шкатулка с секретом точно будет желанным подарком для них.

Источник: http://GadgetHome.info/himitsu-bako-shkatulka-s-sekretom

Сундучок с секретом

Фрэнк был так поглощен разгадыванием секрета шкатулки Лемаршана, что даже не заметил, когда зазвонил колокол.

Клайв Баркер «Восставший из ада»

Знакомство с творчеством Клайва Баркера для многих началось в эпоху видеосалонов, кассет и голливудских фильмов в неповторимой озвучке Володарского. «Восставший из ада» – один из наиболее популярных среди советских подростков ужастиков наряду с «Кошмаром на улице Вязов» и «Пятницей, 13».

Это был целый мир доселе неведомого жанрового кинематографа, который хлынул из-за Железного занавеса, будто из шкатулки Пандоры. Уже потом были прочитаны «Книги крови», «Абарат», «Сотканный мир», «Кабал» и другие книги. Но первое, детское впечатление – самое стойкое, самое запоминающееся.

Потому и «Восставший из ада» стал дверцей, приоткрывшей лазейку в фантазии британского писателя, потому и символом творчества Баркера надолго осталась та самая шкатулка – The Puzzle Box – открывающая ворота в Ад.

Важно

По легенде, в 1784 году шкатулку создал игрушечных дел мастер Филипп Лемаршан по заказу и чертежу некоего аристократа и черного мага Дюка де Лиля.

На шкатулке начерчены неизвестные знаки, которые при определенной комбинации складывались таким образом, что открывался пространственно-временной пролом.

Сквозь него в нашу реальность проникали сенобиты – «теологи Ордена Ран или Разрезов», что обещают соискателю невероятные удовольствия, но вместо этого приносят невероятные муки.

Большая удача автора – придумать такой артефакт, в который хочется верить, и не зря для воплощения столь загадочного и пугающего предмета выбрана именно шкатулка.

Символ загадки, сюрприза, страшной и манящей тайны.

Шкатулка занимает значительное место в мировой культуре. В первую очередь сразу приходит на ум миф о Пандоре: прекрасная женщина, созданная Зевсом в наказание людям, из любопытства открыла сосуд и выпустила из него несчастья, болезни и пороки, мгновенно разлетевшиеся по миру. Миф о ящике Пандоры служит отражением непредсказуемости человеческого подсознания и неограниченности зла.

Считается, что шкатулки пришли в нашу культуру с Востока. Самые первые из них создавались для хранения украшений, впоследствии в них держались сувениры, благовония и даже яды.

Исторически японские шкатулки, впервые созданные в эпоху Эдо, были достоянием властвующей части населения.

Простой замок не мог стать достаточной защитой от воров, поэтому настоящие мастера не только стремились применять все новые методы обработки – декорирование тканью, кожей, слоновой костью и драгоценными камнями, – но и создавали шкатулки с секретом.

Совет

Такая шкатулка состояла из нескольких частей, и нужно было знать, какую из них и в каком направлении сдвинуть, чтобы крышка открылась. Чаще всего нужно было сделать от четырех до шестидесяти движений, хотя в музеях до настоящего времени находятся шкатулки, для открытия которых нужно сделать более ста движений!

Главная функция шкатулки всегда была охранительной: изолирующая злые силы или до поры, до времени таящая их, шкатулка, вне зависимости от эпохи и места проживания того или иного народа, присутствует в легендах и сказках стран Азии, Европы, Африки и России. Так, в ульчской народной сказке «Скрипучая старушка», в шкатулке было спрятано зло старухи, с помощью которого она отбирала жизни у молодых девушек и продлевала свою жизнь:

А в русских народных сказках в сундуке хранится смерть Кощея:

Русский народ всегда любил загадки и тайны, поэтому секретные коробочки стали пользоваться большим успехом у мастеров: их делали из дерева, бересты, чугуна, глины и камня. Самая известная шкатулка в русской культуре – та самая, малахитовая, описана уральским сказочником Павлом Бажовым.

Читайте также:  Биографии — подкасты

На Руси малахит считался камнем, исполняющим желания, в народе передавалась мистическая легенда о том, что если постоянно пить из малахитовой чаши, то можно научиться понимать язык животных.

Люди считали, что малахит имеет прямую связь с силами Вселенной и проводит их на Землю.

Немудрено, что именно этот камень стал визитной карточкой загадочной и могучей волшебницы – хозяйки Медной Горы, владеющей всеми сокровищами Урала.

Реальность порой тоже подкидывает любопытные истории, овеянные мистическим ореолом. Так, например, произошло со Шкафчиком Диббука (Dibbuk Box). Именно эта история послужила основой для художественного фильма «Шкатулка проклятия», вышедшего в 2012 году.

Шкафчик Диббука – это винный шкаф, в котором живет злой дух, способный вселяться в живых людей. Шкафчик некогда принадлежал одной еврейке, пережившей нацистский концлагерь. Его никогда не открывали, но после смерти женщины ее вещи были выставлены на аукционе и вскоре один коллекционер приобрел шкафчик в свою антикварную лавку.

Обратите внимание

Вскоре в помещении стали происходить странные и пугающие вещи: в магазине самопроизвольно закрывались и открывались двери, гас свет, а из подвала постоянно доносились ужасные звуки. Передарить шкафчик не получалось: люди чувствовали затаенное в нем зло.

Пытаясь найти объяснение всему происходящему, антиквар нередко искал информацию о шкафчике в Интернете. Однажды, заснув перед компьютером, мужчина почувствовал дыхание на своей шее и, проснувшись, увидел огромную черную фигуру. После этого шкафчик выставили на аукцион eBay.

Купил его Джейсон Хакстон, куратор медицинского музея в Миссури, и позже написал книгу, в которой описана странная история шкафа диббука.

Сколько здесь правды, а сколько вымысла?

Еще один любопытный случай произошел в середине прошлого века: в Австрии был обнаружен необычный клад – в деревянной шкатулке лежала рукоять кинжала, кольцо и кусок человеческой кости. Его нашел бывший полицейский Рихард Фробер – во время наводнения шкатулку просто прибило к его дому. Ранее два кладоискателя, нашедшие подобные шкатулки, умерли при загадочных обстоятельствах.

Фробер передал шкатулку в криминалистическую лабораторию, тогда и выяснилось, что находке более четырехсот лет! Рукоять кинжала украшал узор, характерный для юго-востока Европы, а кость принадлежала юной девочке. На шкатулке явно проступало изображение дракона – фамильного герба Влада Цепеша.

Профессор Джон Хопкинс пролил свет на происхождение шкатулки: оказывается, граф Влад, прозванный Дракулой, в своем завещании с гордостью признавался в сношениях с дьяволом и оставшиеся 666 дней до своей смерти каждый день зарывал по кладу. Тем, кто этот клад найдет, Дракула сулил власть над духами и прочие магические блага.

Ученые пояснили, что находки зарытых колдунами кладов – не такая уж редкость, так чародеи рассчитывали сохранить после смерти власть над живыми душами.

Несмотря на то, что в мистических историях и легендах шкатулка не является центральным образом или главным действующим лицом, ее роль достаточно важна, а символика отображает практику использования шкатулок для хранения различных объектов, будь то драгоценности, мощи святых или неведомые злые силы вроде сенобитов – верных слуг головоломки Лемаршана.

Кто знает, что таится под крышкой? Нечто ценное и прекрасное, или опасное и разрушительное? И куда ведет отворившаяся дверь: в неведомый мир или в глубины собственного бессознательного? Не узнаешь, пока не откроешь…

Символика шкатулок в различных культурах:

Античность

  • мистический ящик Диониса с символическими предметами в нём носили специальные жрецы, и во время мистерий из него выскальзывала змея;
  • в римскую эпоху «ящик» (cista) стал всеобщим символом эзотерических мистериальных религий;
  • ящик Пандоры содержит все запретное: людские пороки, соблазны и несчастья, болезни и бедствия.

Китай

  • в сундуках хранятся древние реликвии или предметы, олицетворяющие дух предков.

Иудаизм

  • ковчег со скрижалями Завета, вместилище тайн.

Христианство

  • ларец с мирром – частый в искусстве эпохи Возрождения атрибут (основной) Марии Магдалины;
  • коробочка с мазями служит атрибутом Св. целителя Пантелеимона.

Источник: http://darkermagazine.ru/page/sunduchok-s-sekretom

Спор головоломок «хельсинки — санкт-петербург»

Знаменитые «шаркунки», шкатулки и замки с секретами — старинные и вполне современные — стали главным событием 25-го Всемирного съезда любителей головоломок.

Он проходил в двух странах: встреча началась в Хельсинки (см. «Наука и жизнь» № 11, 2005 г.

), а закончилась в Санкт-Петербурге, где и открылась самая большая в истории России выставка «Русские головоломки».

Русские замки с секретами.

Замок из болта и гвоздя (коллекция Т. Матвеевой, Москва) и головоломка «Вытащи гвоздь» (автор Ф. Поттс, Англия).

Организатор встречи любителей головоломок в С.-Петербурге Владимир Белов и его коллекция русских головоломок-«шаркунков».

Шкатулки с секретами из города Кирова. В центре — шкатулка с пятью секретами.

Сосуды с секретами (автор А. Бондарь, г. Вологда).

Головоломка Геннадия Яркового (г. Тольятти).<\p>

«Прямоугольный затор» (автор Хироказу Ивасава, Япония).<\p>

«Гала-куб» (автор И. Новичкова, Москва). Задача: уложите 8 деталей в кубическую коробку.

Шестислойный кубик Рубика (автор Панайотис Вердес, Греция).

Головоломки Владимира Красноухова.

«Петля Ориона» (авторы Денис и Владимир Красноуховы, Москва). Задача: снимите кольцо с корпуса ракеты.

«Женихи и невесты» (автор Владимир Красноухов, художница Валерия Мамедова). Задача: уложите детали в коробочку 95×95 мм.

Важно

Детали головоломки «Женихи и невесты». Длина: 92 мм (4 шт.), 61 мм (4 шт.),31 мм (4 шт.). Ширина 18 мм. Укороченные бруски склеены попарно.

«Кубический треугольник» (автор Леонид Мочалов, пос. Октябрьский, Кировская обл.).<\p>

Мастер и изобретатель головоломок Александр Башкиров (г. Чехов, Московская обл.) с головоломками «Пирамида из 56 шаров» и «Личный герб».

Детали головоломки «Пирамида».

Игорь и Елена Прелуцкие (С.-Петербург) с восстановленными головоломками коллекции Валентина Сальникова.

«Три карты» (автор Владимир Жиров, г. Шатура, Московская обл.).<\p>

Предметы-загадки «wotsit».<\p>

«Поле не для шашек» (автор Алексей Костюков, г. Псков).<\p>

В истории России это самая большая выставка головоломок — более восьмисот экспонатов, собранных из лучших частных коллекций.

Иностранные гости увидели десятки красивых сборно-разборных конструкций (в том числе знаменитые русские «шаркунки»), замысловатые металлические предметы, которые требовалось отцепить друг от друга, наборы деталей для построения различных фигур, задачи на упаковку, шарики и кольца, нанизанные на шнурки так, что кажется невозможно их снять, замки и шкатулки с секретом открывания, забавные кувшины и кружки «Напейся, но не облейся», а также фокусы. Были представлены головолом ки, выпускавшиеся в царской России, в Советском Союзе, и более ста современных головоломок от шести российских фирм. Центр зала занимала выставка работ художников — победителей конкурса «Загадочные картины», проведенного в этом году журналом «Наука и жизнь».

Головоломки из глубины веков

Когда-то, еще до монгольского нашествия, в Западной Европе пользовались большим спросом кованые замки из Руси. Они были прочны, надежны, а самое главное — у каждого из них имелся свой неповторимый ключ.

Впоследствии замки этой конструкции, независимо от места изготовления, получили название «русские замки». В XVII веке появилась особая их разновидность: замки «с секретом». Даже при наличии ключа их нельзя открыть, нужно знать особый для каждого замка секрет.

Их изготавливали в Туле и Нижнем Новгороде, в Москве и на Урале. О них ходили легенды. В 1946 году в городе Сольвычегодске Архангельской области фольклористы записали «Песню о кузнеце» про замок с секретом, сделанный по заказу уральского промышленника Строганова.

Совет

Баллада длиною в семьдесят пять строк, передававшаяся из уст в уста около 300 лет, заканчивается словами Строганова и, как большинство народных баллад, трагически:

Как открыть замок, отомкнуть его, Только мы с тобой тайну ведаем, Но один из нас будет знать секрет,

А другой пойдет… в мешок каменный.

Секреты старинных замков используют и в современных изобретениях. Среди 92 головоломок, привезенных из Хельсинки, есть деревянное кольцо, проткнутое гвоздем так, что шляпка находится внутри кольца. Требуется вынуть гвоздь из кольца.

Многим читателям эта задача может показаться неразрешимой, но только не знатокам русских замков с секретами. Сорок лет назад возле сельского магазина я увидел велосипед, привязанный к перилам цепочкой, запертой болтом и торчащим из него гвоздем.

Хозяин велосипеда сказал, что необычное запорное устройство, как и велосипед выпуска 1930-х годов, достались ему от отца. Впоследствии мне неоднократно попадались замки с секретом, сделанные из болта, гайки и гвоздя.

У головоломки «Деревянное кольцо» и старого русского замка — один и тот же секрет. Если читатели захотят решить задачу, перечислим несколько давних приемов.

В определенный момент следует нажать на одну из заклепок или подвинуть малозаметную планку; повернуть на определенный угол деталь украшения или крутить ключ в замочной скважине в разные стороны на определенное число оборотов; замочная скважина на видном месте — ложная, настоящую следует отыскать; верхний корпус или сам ключ — фальшивые. Настоящий ключ может храниться внутри замка или вообще не нужен. На приведенной фотографии два крохотных замочка открываются без ключей.

Читайте также:  Влияют ли определенные запахи на сексуальность человека?

Хитрые шкатулки

Еще одна разновидность старинных русских головоломок — шкатулки с секретами. Их родина — русский Север. В отличие от замков, которые охотно покупали страны Европы, шкатулки с секретами сотнями поставляли по спецзаказам в Персию. В Великом Устюге их украшали узорчатой жестью, в Вологде — кружевом из бересты, а в Вятке отделывали березовым капом.

Отличались они не только внешним видом, но и секретами. В каждом краю — свои традиции. Берешь в руки вятскую шкатулку и спрашиваешь у продавца: «Где ключ?». Он отвечает: «Шкатулка заперта, ключ внутри». Встряхиваешь коробочку и слышишь глухой звон. Значит, сначала нужно найти и открыть потайное место, где лежит ключ.

Обратите внимание

Это будет первый, но не последний разгаданный секрет. Когда в 1879 году чиновник статистического комитета Вологодской губернии В. П.

Шляпин собирал экспонаты для кустарно-промышленной выставки в Москве, он приобрел в Великом Устюге шкатулку, имевшую 24 секрета! На выставке в Петербурге самые «хитрые» современные шкатулки, изготовленные в городе Кирове, имели по пять секретов.

Спор головоломок

Головоломки-«складушки» тоже имеют давнюю историю. Самая старинная из сохранившихся русских головоломок этого типа датирована 1820 годом. Она состоит из семи кусочков картона с приложением карточек-заданий, где нарисованы фигуры, которые требуется сложить.

Головоломка хранится в крупнейшем в нашей стране Музее игрушек в городе Сергиев Посад (Московская область). В начале ХХ века в Петербурге и, возможно, в Харькове, на заводах немецкого промышленника Ф. Рихтера, подобные головоломки выпускали не из картона, а из неглазурованной керамики.

Их отличительная особенность — изображение якоря на коробочке, в которой продавались керамические квадратики и треугольнички. Выпускались наборы разных видов: «Проверка терпения», «Долой скуку», «Загадка звезд», «Пифагор», «Сфинкс» и другие. Всего 19 видов.

К сожалению, в Музее игрушек такого рода головоломок нет. Быть может, читатели журнала помогут в их розыске.

Что касается современных «складушек», то лучшая из них придумана Геннадием Ярковым из Тольятти. Звание лучшей она завоевала на конкурсе изобретателей, который проводил в 2004 году известный читателям журнала «Наука и жизнь» клуб ценителей головоломок «Диоген», опубликовавший ее в журнале «Шарада».

Головоломку «Прямоугольный затор» придумал японец Хироказу Ивасава. В коробочке лежат четыре пластинки, одну из которых нужно вынуть через щель в боковой стенке. Я убедился, что для этого достаточно постепенно перемещать черную плашку к выходу, отодвигая те, что мешают. На мой взгляд, игрушка Яркового гораздо лучше, и вот почему.

«Прямоугольный затор» принципиально не отличается от других головоломок этого типа, ее главное достоинство — простота конструкции. «Складушка» Яркового выделяется в своем классе количеством трудных задач, например на построение выпуклых многоугольников.

Важно

Их можно сложить более сотни, то есть примерно в десять раз больше, чем в известных головоломках.

В головоломке «Гала-куб» (автор Ирина Новичкова) требуется упаковать в коробочку восемь деталей. Подобных задач на упаковку известна не одна сотня.

Обычно решение сводится к перебору вариантов: детали (особенно в начале решения) закладывают произвольно, пока не получится правильная последовательность укладки.

Головоломку Ирины можно решить логически, рассуждая и мысленно сравнивая между собой детали.

Заслуженную награду в Хельсинки получил греческий изобретатель Панайотис Вердес за шестислойный кубик Рубика. Четырех- и пятислойные кубики Рубика выпускаются более пятнадцати лет, а вот кубик 6ґ6ґ6 не появился в продаже до сих пор. И на это есть серьезные причины. Первая причина — экономическая.

Шестислойная головоломка должна иметь 152 элемента, видимых снаружи, плюс внутренние детали механизма. Ясно, что она окажется дорогой в производстве, а спросом будет пользоваться у ограниченного круга коллекционеров и любителей сверхсложных головоломок. Вторая причина — конструктивная.

При вращении граней шестислойного кубика угловые элементы оказываются оторванными от центрального поворотного механизма. Поэтому известные конструкции шарниров для трех-, четырех- и пятислойных кубиков для шестислойной головоломки оказываются непригодными. Любопытно, что эту конструкторскую задачу решил 20 лет назад советский изобретатель Борис Бочаров.

29 июня 1984 года он подал в Комитет по изобретениям заявку на шестислойный кубик Рубика и получил авторское свидетельство № 1284575. Как и в других странах, экономические причины не позволили начать выпуск кубика в Советском Союзе.

Прошло 20 лет. Накануне Олимпийских игр 2004 года в Афинах в греческий комитет Олимпиады обратился инженер П. Вердес с просьбой финансировать разработку шестислойного (олимпийского) кубика Рубика. Деньги ему выделили. Однако технические и технологические трудности не позволили начать производство к Олимпиаде.

Только в 2005 году было изготовлено несколько кубиков. Изобретатель приехал с кубиком в Хельсинки. Его конструкция не похожа на изобретение Бочарова и состоит из 219 деталей. Я убедился, что работает кубик очень хорошо: все грани легко вращаются и не перекашиваются при поворотах. Остается только найти заказчиков, чтобы начать серийный выпуск.

Для этого автор и приехал на съезд.

А как обстоит дело с алгоритмом решения шестислойного кубика? В 1990 году в издательстве «Знание» вышла первая часть книги «Математические головоломки». Написана она Владимиром Дубровским и автором этой статьи.

Совет

Через два годы мы подготовили вторую часть, но свет она не увидела. Напечатать книгу помешал распад Советского Союза.

А в ней были приведены разработанные Владимиром алгоритмы решения для всех типов кубика Рубика, в том числе для шестислойного и даже N-слойного.

Головоломки и их изобретатели

Выставка в Петербурге стала хорошим поводом, чтобы собрать вместе не только старинные головоломки, но и лучшие современные изобретения. Если греческим изобретателям помогает государство, то наши могут рассчитывать только на собственные силы. В современной России самый известный изобретатель головоломок — Владимир Красноухов.

Но чтобы его головоломки превратились из нарисованных в вещественные, ему приходится самому заниматься и их производством и продажей. Он говорит, что в современных условиях это единственный путь к успеху. На выставке Владимир показал 149 головоломок! Первые он придумал и изготовил вместе с сыном Денисом в 1980-е годы.

Одна из них, победив в конкурсе «Малый интеркосмос», в 1982 году побывала в космосе во время полета станции «Салют-7».

Другой талантливый изобретатель головоломок, Леонид Мочалов, представил свои книги, которые трижды издавались в России, а также в Чехословакии, Японии и Америке. К сожалению, его головоломки не производятся серийно, но вполне доступны для изготовления дома, в кругу семьи.

На выставке зрители могли познакомиться с работами любителей мастерить головоломки своими руками. В коллекции Александра Башкирова только самодельных головоломок 380.

Любил их делать и Валентин Тимофеевич Сальников из Петербурга, погибший в прошлом году.

Обратите внимание

Его земляк Игорь Прелуцкий взял на себя благородный труд по приведению в порядок коллекции, состоящей более чем из ста самодельных головоломок. В результате они были представлены на выставке.

Я заметил, что большинство любителей собирать и решать головоломки через какое-то время начинают придумывать свои собственные игрушки, часто совершенно оригинальные. На фотографиях вы видите два таких примера.

Головоломка Владимира Жирова сделана из трех телефонных карточек. Они лежат стопкой, одна на другой, и надо вынуть ту, что в середине. Головоломка Алексея Костюкова называется «Поле не для шашек».

Перемещая плашки внутри коробочки, нужно восстановить правильную раскраску, когда белая клеточка находится в верхнем левом углу поля.

Загадочные «wotsit»

Слово «wotsit» — сокращенный вариант английского вопросительного предложения «What is it?» — «Что это такое?». Так называют предметы или части предметов, назначение которых непонятно. Нередко ответа на вопрос «Что это такое?» не знает и сам коллекционер, собирающий «wotsit». На фотографии (вверху) вы видите три предмета: два финских и один из России.

Читателям наверняка знакома трудность разрезания пышного кремового торта. Обычный нож вязнет в липком тесте, мнет и ломает куски. Чтобы разрезать торт красиво и аккуратно, достаточно предварительно проколоть его «гребенкой» из коллекции «wotsit», показанной на фото вверху слева. После этого кусочки легко отделяются один от другого.

Назначение других предметов неизвестно. Возможно, кто-то из читателей знает их разгадку? Нередко археологи, когда раскапывают замысловатый предмет неизвестного назначения, записывают находку, ограничиваясь прилагательным «ритуальная».

Для «wotsit» этого недостаточно. Подобные вещи считаются неразгаданными головоломками. Коллекционеры всегда начинают показ своих сокровищ с этих неопознанных предметов и в конце концов находят свидетельства, объясняющие их предназначение.

Важно

В заключение необходимо сказать, что выставка «Русские головоломки» состоялась благодаря коллективным усилиям энтузиастов: Владимира Белова (главного организатора съезда), Игоря Прелуцкого и Валерия Трубицына (С.

-Петербург); москвичей Александра Башкирова, Владимира Жирова, Анатолия Калинина (организатора выставки), Владимира, Валентины и Ольги Красноуховых, Зинаиды Макшанцевой, Галины и Ирины Новичковых, Александра и Сергея Орловых, Олега Проценко, Алексея Бондаря из Вологды и Геннадия Яркового из Тольятти.

Большинство перечисленных головоломщиков хорошо известны читателям журнала «Наука и жизнь». Все они — активные участники конкурсов решения задач рубрик «Психологический практикум» и «Математические досуги».

Детальное описание иллюстрации

Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/3130/

Ссылка на основную публикацию