Стоит ли поклоняться кумирам?

Поклонение кумирам

Не  сотвори себе кумира.
Ветхий Завет. Исход

     Поклонение кумирам как качество личности –  склонность жить в заимствованном свете кумира, подражать ему, зависеть от него, греться в лучах его славы.

      Будда умирал. Сорок лет он шёл, и тысячи следовали за ним. Теперь он умирал. Он сказал: “Это мой последний день. Если у вас есть, что спросить, спрашивайте. Настал час, когда каждый должен идти своим путем”. Беспросветная тьма окутала учеников Будды. Ананда – любимый ученик – заплакал, как дитя, у него из глаз катились слезы.

Он ударял себя в грудь, почти помешавшись. “Что ты делаешь, Ананда?” – спросил Будда. “Что нам теперь делать? – ответил Ананда. – Ты был здесь, мы шли в твоём свете. Всё было безопасно и хорошо. Мы совершенно забыли, что есть тьма. В следовании за тобой всё было светом. Теперь ты уходишь. Что нам делать?” И он снова принялся плакать и стенать.

“Послушай, – ответил Будда. – Сорок лет ты шёл в моём свете и своего не смог достигнуть. Думаешь ли ты, что если бы я прожил ещё сорок лет, ты бы достиг своего света? Чем дольше ты идёшь в заимствованном свете, чем больше подражаешь, тем больше ты теряешь. Лучше мне уйти”.

Последние слова, слетевшие с уст Будды, были: “Будьте сами светом для себя”.

      Сотворить себе кумира – значит создать Богозаменителя. Кумиром для разумного человека может быть только Бог, остальные – лжекумиры, обманки и подделки.

Обратите внимание

Лжекумир не повелевает человеком в физическом смысле, но тот добровольно следует его мнению. Точка зрения кумира является для человека решающей. Голос совести – обители Бога, находится в лучшем случае  на втором плане.

Кумиром может быть какая-то знаменитость – артист, спортсмен, политик, ученый и даже начальник.

      Для подросткового возраста поклонение кумирам, если оно не перехлестывает в слепой фанатизм, является здоровой частью личностного развития и играет важную роль во взрослении человека.  Подростки, поклоняющиеся кумирам, обычно эмоционально благополучны, и у них много друзей.

«По мере того как дети растут, они начинают переносить свою привязанность с родителей на сверстников. Знаменитости начинают играть роль героев, которую раньше, когда дети были младше, играли родители. Судя по всему, этот этап является частью здорового развития», – объясняет г-н Малтби.

«Возможно, главная функции привязанности к знаменитостям – это расширение социального общения, кумиры – это своеобразная группа «псевдодрузей», которые представляют собой объект для сплетен и разговоров со сверстниками, – заявил он журналу New Scientist.

– Постоянное обсуждение жизни кумиров эффективно сплачивает детский круг друзей, и одновременно позволяет им быть эмоционально автономными от родителей».

   Для взрослых кумир становится центром власти, подменяющим Бога. В этом опасность поклонения кумирам. В ведущих духовных традициях нет запретов на поклонение различным формам Всевышнего. Однако кумир, как не крутись, не может претендовать на форму Бога.

Если, к примеру, ваш кумир Алла Пугачева, как бы она ни была гениальна, ее однозначно нельзя назвать Богом. Альберт Эйнштейн был величайшим ученым и соответственно кумиром миллионов людей. Но по любым священным писаниям к нему не применим термин Бога.

Журналисты зачастую для красного словца метафорично именуют различных знаменитостей «Богом» или «Богиней», но это не более чем словесное жонглирование.

    В оперетте Кальмана «Сильва» герой поет:

Да, женщин много есть на свете, но одну дано нам встретить, Только в ней, лишь в ней одной весь мир земной! Ты навек владеешь мною, лишь к тебе я рвусь мечтою,

Да, в тебе весь мир! Ты божество, ты мой кумир!

     Один восторженный поклонник поэта Светлова, знакомясь с ним, воскликнул: — Боже мой, передо мной живой классик! — Что вы, ответил Светлов. – Еле живой.

Важно

      Как-то раз Клод Дебюсси отправился вместе с друзьями молодости в Парижскую Гранд-опера на представление вагнеровской оперы «Тристан и Изольда». Надо сказать, что в юношеские годы Дебюсси обожал Вагнера до самозабвения.

Друзья весело вспоминали сумасбродства той поры, в том числе моду на поклонение Вагнеру. Один из школьных товарищей поддел Клода: — Удивительно, что при всей твоей преданнейшей любви к Вагнеру ты не стал его подражателем… — Ах, оставь, — усмехнулся Дебюсси.

— Сколько раз тебе приходилось с удовольствием лакомиться курицей, однако я не слышал, чтобы ты начал кудахтать…

      Сотворение кумира из себя и других есть проявление гордыни. Для чего люди создают кумиров? Для чего они их обожествляют или записывают в ранг героев или свехличностей? Для того, чтобы, в конечном счете, погреться в лучах их славы, пожить в заимствованном свете кумира.

      Психолог Сергей Тимченко пишет: «Не нужно кого-то обожествлять. Потому что люди обычно очень сентиментальны. Они кого-то записывают в ранг таких звезд только для того, чтоб погреться в лучах этого сияния, которое исходит от этих людей. И это все.

И также это связано с тем, что люди хотят ответственность, это, кстати, касается иногда духовной жизни или работы над своим сознанием – когда люди, обожествляя кого-то или чего-то (помимо, разумеется, высшего Бога), обожествляя каких-то людей, они пытаются ответственность с себя сместить на окружающих.

Это тонкая ловушка. Они думают, если я буду кричать все время: «Иисус, Иисус!», – ну, это я просто утрирую сейчас, или «Вот этот учитель, вот этот учитель!», или «Вот этот святой, вот это святой!», или «Вот этот господин», то все мои проблемы автоматически решатся.

Но важно не просто кричать имя какого-то врача. А важно следовать его указаниям».

       Кумиры создаются из наших ожиданий. Мы сами наделяем их желанными для нас качествами. Но практика зачастую доказывает обратное. Когда для человека кумиром является Бог, он старается наладить с Ним связь, приблизиться к Богу по своим качествам личности. Это здорово. Человек развивается и совершенствуется.

У человека, который начинает думать о Боге и святых, начинает светиться аура, успокаивается ум, и органы начинают работать гармонично. Есть много примеров, когда актёр, играя роль святого, после съёмок сильно менял характер, становился более духовным, более добрым, отказывался от плохих привычек.

И наоборот…

Совет

     Если кумиром человека становится порочная личность, он, подражая ей, начинает опускаться и деградировать. Многие создают себе кумиров из актеров и артистов, которые в морально-нравственном отношении находятся на стадии деградации.

Им присущи разврат, извращенность, наркотики, пьянство, безудержное самомнение. Думая о них, человек невольно переносит на себя их пороки. Поэтому заповедь «Не создай себе кумира» крайне актуальна и сейчас.

Все духовные традиции не рекомендуют обожествлять кого-либо или что-либо в этом мире.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/poklonenie-kumiram/

В библии запрещено идолопоклонство, почитание икон, поклонение предметам даже посвященным богу

На всем протяжении своего повествования Библия учит поклоняться Единому Живому Богу – Творцу неба и Земли. Вторая заповедь Декалога однозначно и четко дает запрет верующим на идолопоклонство — божественное почитание идолов, кумиров и изображений. Вот так она изложена в Священном Писании и, соответственно, была выбита на каменных скрижалях:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6>).

Иисус повторил эту мысль: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10, Лук. 4:8), цитируя Ветхий Завет (см. Втор. 6:13, Втор. 10:20, 1 Пар. 7:3).

Со стороны некоторых представителей православия можно услышать объяснение: «У нас нет идолопоклонства. Мы Единому Богу поклоняемся, а не идолам других богов. А к святыням обращаемся для «приближения» к Творцу».

Однако вторая заповедь дает запрет не просто на идолопоклонство, как на поклонение идолам, символизирующим иных богов, а на почитание всего живого и неживого, что не является Самим Богом. Посмотрите, поклонение иным богам Создатель уже запретил первой заповедью Декалога: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3).

Значит, вторая заповедь, не повторяя первую, возвещает не только о других богах. Посмотрите, она и говорит конкретно об ином: кумирах и изображениях. Так что, во второй заповеди речь идет не только об идолах, являющихся чужеземными богами.

Второй заповедью Бог возвещает, что внимание, направленное Ему, должно все принадлежать только Ему, а не кому-либо или чему-либо. Здесь и в иных местах Писания, говоря о Своих взаимоотношениях с человеком, Творец называет Себя ревнителем (см. Исх. 20:5, Исх. 34:14, Втор. 4:24, Втор.

5:9) — мужем, где Его женой является избранный Им народ: «Творец есть супруг твой» (Ис. 54:5, см. также Иер. 3:1, Ос. 1:2, Еф. 5:25, Откр. 12:1,6, Откр. 19:7). Из текстов Библии четко видно к чему (кому) ревнует Бог-ревнитель.

Обратите внимание

Какому мужу понравится, если его жена часть любви будет отдавать кому-либо или чему-либо? Каждый супруг будет в гневе, даже если прелюбодеяние не дойдет до интимной близости, а ограничится лишь поцелуями, знаками внимания или ласками. Я думаю, мало кто будет спорить с тем, что обращаясь к Богу через икону, мощи или святого, верующий этому «посреднику» передает часть своей любви.

В отношения между двумя супругами вступает третий, четвертый, пятый… лишние.

Все «святые посредники» не являются для людей безликими «проводниками» к небесному Супругу, а приобретают черты, присущие живым личностям: каждая из мощей воспринимается частью земного тела ныне живущего на небесах заступника; знаменитые иконы имеют имена собственные, люди выбирают между двумя иконами дома и пятью в храме — одна всегда милее остальных, и именно ей приятнее молиться, а если какая-то икона не помогает, верующий идет к другой; если святой не защищает, проситель обращается к следующему и т.д. Но ведь Бог Один. Верующие, целуя иконы и мощи, предметы внутри которых нет Бога, знают, что Бог Живой, но продолжают прелюбодеяние. Именно это и вызывает ревность Творца.

Как мы увидели в предыдущих главах, только Бог отвечает на молитвы. Молитва втайне (см. Мф. 6:6) иллюстрирует интимность отношений между Творцом и каждым человеком.

Только Создатель — вторая сторона взаимоотношений. Поэтому понятна категоричность Бога в вопросе любого из разновидностей идолопоклонства.

Господь муж-ревнитель через Библию не раз грозно предупреждает о грядущем наказании за неверность:

«За все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо… Иудея … явным блудодейством …осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер. 3:8,9, см. также Иер. 3 (вся глава), Иез. 16 (вся глава), Иез. 23 (вся глава), Ос. 2 (вся глава).

Бог через Священное Писание поясняет бессмысленность и опасность идолопоклонства — почитания людьми любых изделий рук человеческих:

«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2:18-20).

«Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы … Они не видят и не разумеют… Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же… Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник … рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним … и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?» (Ис. 44:6-20, см. также Пс. 113:10-17, Иер. 10:5,14,15).

Читайте также:  Какая связь между аль капоне и чикагским аэропортом?

Как мы уже заметили, Творец в Библии, говоря об идолопоклонстве, запрещает почитать все кумиры и изображения, даже связанные с Ним.

Господь знает, что идолом может стать все, что отдаляет от Него Живого, даже то, что Ему посвящено.

Ведь любой предмет, служащий сначала лишь символом Бога, со временем начинает обретать в глазах людей творческую силу, присущую только Создателю. Поэтому именно во 2-й заповеди Господь сказал, что Он ревнитель.

Важно

Посмотрите, сразу после получения заповедей и заключения завета с Богом народ израильский, не дождавшись Моисея, взошедшего на гору за скрижалями завета, впал в идолопоклонство — сделал себе скульптуру бога Израилева:

«И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:3,4).

Здесь люди не нарушили 1-ю заповедь Декалога, ведь они не нашли себе другого бога. Израильтяне не говорили: «Теперь наш бог телец». Они лишь изобразили Бога, который вывел их из земли Египетской, каким они представляли Его себе — в виде сильного тельца. Однако, Творцу это было не угодно, так как народом была нарушена 2-я заповедь об идолопоклонстве:

«Развратился народ … скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему» (Исх. 32:7,8).

В Писании также есть пример, когда народ израильский начал служить медному змею, через которого Бог спасал их в пустыне (см. Чис. 21:7-9). Яд змей символизировал убивающий грех.

А взгляд на змея, вознесенного Моисеем на знамени по указанию Бога, исцелял людей, будучи актом веры (без целования и прикасания) в небесного Спасителя. Однако впоследствии израильтяне сделали из медного змея кумира, что тоже является разновидностью идолопоклонства.

Несмотря на то, что этот предмет являлся прообразом Христа (см. Ин. 3:14), такое почитание не было угодно Творцу:

«И делал он (царь Езекия. – Прим. авт.) угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4 Цар. 18:3,4).

Посмотрите, люди здесь обличаются в том, что они начали служить змею – кадить перед ним и даже дали ему имя собственное Нехуштан. К сожалению, сегодня многие не внимательно читают Слово Божие.

А ведь во второй заповеди об идолопоклонстве запрещено не только поклонение, но и служение кумирам и изображениям «не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:5). Поэтому заявление некоторых представителей исторических церквей: «Мы не поклоняемся, а только почитаем», не является аргументом.

Совет

Ведь в любом случае, если православные христиане не поклоняются, то уж определенно служат иконам, мощам и святым, что имеет признаки идолопоклонства и также является прямым нарушением второй заповеди Декалога. Служение — это действие для кого-то или чего-то.

Очевидно, что иконам и мощам устраиваются именно служения: посвященные им крестные ходы, молитвословия, песнопения, праздники, свечи, каждения, служения в храме и т.д.

Библейская история о Гедеоне также ярко демонстрирует запрет поклонения предметам, посвященным Богу.

Чтобы слава победы не была приписана людям, Гедеон по повелению Господа распустил свое войско и всего тремястами человек одолел армию Мадианитян. Спасенные израильтяне из трофеев отдали ему каждый по серьге.

В память о великой победе, дарованной Богом, Гедеон из собранных украшений сделал ефод, который затем превратился в предмет поклонения для народа, что было не угодно Творцу:

«Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (Суд. 8:27).

А в 17 и 18 главах книги Судей Библии высмеивается некий Миха, живущий на горе Ефрем, который поставил в своем доме посвященные Богу Израилеву истукан, литой кумир, ефод и терафим. Для служения в домашней скинии он нанял левита.

Впоследствии израильтянами из колена Дана у него были украдены предметы домашней скинии и перекуплен священник. Идолы, понятно, не сопротивлялись краже. Но Миха, владелец «личного храма», погнался за грабителями.

Слово Божие обличает Миху: он жалок, в отчаянии, разрушен весь его мир, он канючит перед обидчиками: «Вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли». Хотя Живой Бог, как был, так и оставался с ним рядом.

Затем сыны Дана неподалеку поставили город, истребив живших на том месте людей. Там они служили украденным у Михи идолам, хотя настоящая Божия скиния была в то время в Силоме (см. Суд. 18:31, Иис. Нав. 19:51, 1 Цар. 1:3,24).

Обратите внимание

Согласно тексту Писания, не поклонялись иудеи ни ковчегу, ни храмовой утвари. В скинию, затем в храм Соломона, а потом и во второй храм, построенный после Вавилонского пленения, вообще никто из простых людей не имел права входить.

В соответствии с законом Моисея, в святилище совершали служение (жертвоприношения, возложение хлебов предложения, каждение фимиамом на жертвеннике курений перед завесой, поддержание огня в семисвечнике) только священники из рода Аарона – каждая семья определенное время в году (см. Чис. 4:16, 2 Пар. 13:10,11).

А в святая-святых входил лишь Первосвященник и только один раз в году в День Искупления – Йом Киппур (см. Лев. 16:2,34). Вспомогательные функции ааронидам в служении при храме помогали осуществлять израильтяне из колена Левина:

«И сказал Господь Аарону: … колено Левиино, племя отца твоего, возьми себе: … пусть они отправляют службу тебе и службу во всей скинии; только чтобы не приступали к вещам святилища и к жертвеннику, дабы не умереть и им и вам … а посторонний не должен приближаться к вам. Сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть» (Чис. 18:1-4,22, см. также 1 Пар. 23:27-32).

То есть ни ковчег, ни храмовую утварь простые верующие и даже левиты, не входящие в семью Аарона, никогда не видели. При перемещении святилища все находящиеся в нем предметы предварительно заворачивались представителями рода Аарона, чтобы их никто не видел, в том числе левиты из рода Каафа, которые носили скинию и ее внутреннее наполнение:

«Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; и положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и вложат шесты его; и стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния … и возложат на них одежду багряную … и покроют светильник и лампады его… Когда … Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести … не погубите колена племен Каафовых из среды левитов … сами они не должны подходить смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть» (Чис. 4:5-20).

Вышеприведенные библейские тексты доказывают, что в ветхозаветные времена не было, да и не могло быть, поклонения и служения верующих святым вещам святилища (см. 2 Пар. 2:4), ведь никто, кроме священников ааронидов, их никогда даже не видел.

Объясняется это просто: Бог запретил верующим лицезреть утварь храма, чтобы исключить возможность идолопоклонства — обожествлять вещи святилища и поклоняться им, ведь важны были не сами эти предметы, а их функции в служении «очищения» людей от грехов, о чем мы уже размышляли в главе «Обряды».

Сделаем вывод: Библия не только не поощряет почитание посвященных Богу предметов и служение им, но, наоборот, запрещает подобные действия верующим.

Источник: http://apologetica.ru/kniga/7-2.html

Прот. Олег Стеняев. Почему православные почитают иконы? (+ВИДЕО) / Православие.Ru

Порой нас, православных христиан, обвиняют в том, что мы – идолопоклонники, поскольку поклоняемся дереву – так называют иконы. Почему в Православии утвердилось иконопочитание? Что для нас икона? И разве Библия не запрещает поклоняться изображениям? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев.

Отрицающие святые иконы обычно ссылаются на Священное Писание – Книгу Исход, где сказано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20: 4–5).

Как кажется этим людям, здесь прямо содержится запрет делать изображения и того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. Однако в Священном Писании мы находим описание иерусалимского Храма, который был построен по прямому Божиему указанию – 3-я книга Царств, глава 6, стих 29.

Читаем: «И на всех стенах Храма кругом сделал резные изображения херувимов…» А где обитают херувимы? – На небе. Далее: «…и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне…» А дерева, цветы где растут? – На земле. Как видим, в иерусалимском Храме, построенном по воле Бога, были изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу.

Важно

И когда освящался Храм, благодать Божия так наполнила это святое место, что какое-то время люди не могли там даже находиться.

В чем же тогда смысл этого запрета: «Не делай себе кумира и никакого изображения»? Заповедь о кумирах надо читать не с 4-го, а с 3-го стиха 20-й главы книги Исход, где сказано: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», – и далее дается запрет на изображения других богов.

А каким божествам, которые на небе, вверху, поклонялись древние язычники? – Солнцу, звездам, Луне. Язычники обожествляли их. А кому из «тех, кто на земле»? Поклонялись гадам, пресмыкающимся, разным животным.

И Библия дает запрет на поклонение всем этим существам и, естественно, на изображения их.

Надо понимать и огромную разницу между священным изображением и тем, что мы называем идолом. Апостол Павел пишет в одном из своих посланий: «Идол в мире – ничто» (1 Кор. 8: 4). Что значит: идол – ничто? Есть статуя Зевса. Но разве в духовном мире какой-то Зевс существует? Конечно, нет.

Есть статуя Артемиды Эфесской. А разве в духовном мире существует Артемида Эфесская? Конечно, нет. Идол – ничто, потому что никакая духовная реальность за ним не скрывается, кроме бесов. Сказано, что в идолах обитают бесы (1 Кор. 10: 20).

А священное изображение херувима в Храме указывало на реальное существование Божиих ангелов, херувимов, как и изображение Христа в церкви указывает на реального Христа, в Которого мы верим. Поэтому между священным изображением и фантазией идолопоклонников – целая пропасть.

Одно есть образ, указывающий на Первообраз, другое, идолы, – в мире ничто, потому что никакая реальность за ними не скрывается.

Совет

Почему важно иметь иконы? Икона отсекает наше чувственное субъективное восприятие той или иной божественной реальности. Я как-то беседовал с одной очень верующей женщиной, по вероисповедованию евангельской христианкой, и задал ей вопрос: «У вас нет икон, а как же вы молитесь?» Эта женщина, очень искренняя, ответила: «Христос у меня в сердце, и я Ему молюсь».

Тогда я спросил: «Скажите, а как Он выглядит?» Она очень смутилась, но я попросил все-таки ответить на этот вопрос и услышал: «Он такого небольшого роста, рыженький».

– «А Он вам кого-нибудь напоминает?» – «Да, в молодости я знала одного бухгалтера, он очень похож на Него…» Субъективное человеческое восприятие духовной реальности искажено, потому что в результате грехопадения наиболее пострадал чувственный аппарат человека (Мф. 15: 19). И доверять своим фантазиям, галлюцинациям – очень опасно.

А икона – это образ, явленный святому человеку, который или сам написал икону, или руководил иконописцем, ее писавшим, а все последующие иконописцы делали список. Икона – это бесстрастное видение духовной реальности, и это очень помогает нам, особенно во время молитвы.

И другой важный аспект. Обычно, когда мы общаемся с людьми других вер и заходит вопрос об иконах, я обращаю внимание на то, что и у них тоже есть изображения.

К примеру, в журналах «свидетелей Иеговы» «Сторожевая башня», в других изданиях есть же изображения Христа, апостолов, пророков… Когда я указываю на это обстоятельство, мне говорят: «Но мы же не поклоняемся этим изображениям».

Говоря об иконопочитании, мы ведем речь о двух позициях: первая позиция – можно ли иметь изображения, а вторая – можно ли почитать эти изображения. Кстати, мы, православные, никогда по отношению к иконам не используем термин «поклонение», но только «почитание», то, что в нашей традиции называется «почитательное поклонение».

Читайте также:  Мандалотерапия. как расшифровать сновидения?

И если касаться первой позиции, то очевидно: изображения есть у всех. Евангельские христиане распространяют детские Библии, в которых очень много изображений, у других мы видим иллюстрации в журналах, брошюрах, иных изданиях. Отвечая на вопрос, можно ли почитать эти изображения, мы открываем книгу Исход, глава 3, стихи 1–5, стих 5 – ключевой, на который мы обратим особое внимание:

«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

Моисей сказал: “Пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает”.

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: “Моисей, Моисей!” Он сказал: “Вот я”…» И – внимание! – сейчас будет стих 5, очень важный для нас: «…И сказал Бог: “Не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”».

Обратите внимание

Сразу возникает вопрос: а почему земля стала святой? Что, изменился ее химический состав? Когда я задаю такой вопрос представителям разных неправославных христианских направлений, они отвечают: «Там присутствовал Господь». Тогда я смотрю на их лакированные ботинки и говорю: «Разувайтесь. Бог – вездесущий.

Вот, об этом говорится в Псалтыри, псалом 138, стих 7 и далее: “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя”. Бог вездесущий.

Так почему земля стала святой? Ведь сказано Моисею: “Сними обувь с ног твоих”. Причина: “Ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”».

Возникает естественная пауза, и неправославные мне отвечают – с точки зрения православной традиции: «Всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи».

Да, всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи. Бог проявлял Свое присутствие в иерусалимском Храме, и псалмопевец Давид говорит: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5: 8).

Благодать Божия многоразлично и многообразно действует в этом мире – она может действовать даже через одежду святых угодников Божиих.

В книге Деяний святых апостолов сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19: 11–12).

Благодать Божия может действовать даже через останки, через мощи святых угодников Божиих – об этом мы читаем в 4-й книге Царств: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13: 21). А что же воскресило этого человека? Кости? Конечно, нет. Благодать Духа Святаго, которая почивала – где? – на костях Божиего пророка. Здесь четко обозначен этот момент: «И он при падении своем коснулся костей» пророка Елисея, ожил и встал на ноги свои.

Для нас икона – это священное изображение. А все посвященное Богу заслуживает почитательного поклонения. В книге пророка Даниила рассказывается, как правитель Валтасар использовал не по назначению сосуды из дома Господня, хотя, с точки зрения формальной протестантской логики, чашка – она и есть чашка.

Но в ту же ночь Бог умертвил Валтасара и его людей за то, что они непочтительно относились к священным сосудам, попустил им быть убитым (Даниил 5 глава).

В Библии рассказывается, как некий муж, по имени Оза, увидел, что Ковчег Завета накренился, когда его переносили, и он дерзкой рукой решил поддержать его – и в тот же момент пал мертвым на землю (2 Цар. 6: 7).

Важно

Мы почитаем Господа в Его чудесных явлениях – через святые места, через освященные вещи Его угодников, через святые иконы, которые есть очень важное напоминание о Божественном и являют нам именно правильное восприятие духовной реальности, не связанное с нашими субъективными чувствованиями. Иконопочитание ни в коей мере не противоречит слову Божию. Напротив, Священное Писание устанавливает значимость этого почитания, которое направлено на прославление Бога и Его святых.

Источник: https://pravoslavie.ru/90612.html

Нужно ли соблюдать церковный обычай поклонения иконам

Рассуждает протоиерей Андрей Николаиди.

Православного человека всю его жизнь окружают святые иконы – образы и изображения Господа, Божией Матери и святых, на которые мы взираем во время молитвы, которые мы благоговейно храним и чтим как особые святыни.

Но как согласовать наличие в Церкви икон и святых образов со второй заповедью Закона Божия? Ведь она запрещает изображение Бога и поклонение всевозможным кумирам.

Не является ли икона таким же идолом или кумиром, поклонение которым прямо запрещено Библией? Попробуем проанализировать церковный обычай поклонения иконам в контексте библейского учения и доводов логики.

Прежде всего, говоря об иконопочитании, мы должны осознать, что святые отцы, защищавшие возможность и даже необходимость использования икон в Православной Церкви, были прекрасными знатоками Священного Писания и, конечно же, прекрасно осознавали смысл второй заповеди.

Будучи убежденными в том, что Господь запретил поклонение всевозможным кумирам и изображениям, они все же отстаивали, иногда под угрозами пыток и даже самой смерти, допустимость иконописных изображений.

Значит наши духовные наставники и отцы знали нечто большее, чем самозваные толкователи Библии, появившиеся в нынешнее время и призывающие нас отказаться от двухтысячелетней духовной и культурной традиции иконописания.

И для того чтобы проанализировать такой важный как с догматической, так и апологетической точки зрения вопрос, необходимо рассмотреть его в нескольких аспектах.

Совет

Во-первых, можно ли вообще что-либо изображать художественными средствами? Каждый здравомыслящий человек положительно ответит на этот вопрос. Отрицать возможность рисовать людей и животных значило бы признать их неизобразимыми, бесплотными, нематериальными, непостижимыми или даже неправдивыми, неистинными.

Говоря о возможности познания мира человеческими чувствами, о значении опыта при познании, свидетельствуя о качествах материи, что не противоречит Священному Писанию, мы обязаны признать и возможность изображения художественными средствами  всего того, что видим.

А как изобразить Ангелов, принадлежащих к миру иному, духовному? Перед нами встает вопрос о возможности изображения мира невидимого, бесплотного. Библия неоднозначно настаивает на том, что при помощи символических средств можно изобразить Ангелов, так как эти образы играют огромную роль в религиозно-нравственной жизни человека.

Так, в библейских Книгах Левит, Второзаконие и Книгах Царств неоднократно рассказывается о том, что Сам Бог повелел строителям переносного ветхозаветного храма – скинии и стационарного храма Соломонова изобразить Ангелов-херувимов и на крышке ковчега Завета, на завесе, отделяющей Святое Святых, и на стенах.

Таким образом, библейский авторитет освящает возможность изображения ангельского мира в том виде, в каком он открывался пророкам.

Если Священное Писание разрешает или, скажем так, прямо повелевает изображение невидимого ангельского мира и его использование при молитве то, может быть, невозможно изображать Бога? Ведь Сам Господь свидетельствует, обращаясь к пророку Моисею: «Невозможно человеку увидеть Лице Мое и остаться живым»  (Исх. 33:20). Действительно, в Ветхом Завете человек не видел Бога, о чем свидетельствует и новозаветное Откровение. Святой апостол Иоанн Богослов в Своем Евангелии пишет: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18).

Но Новый Завет стал ни чем иным, как откровением Бога во плоти. Мы веруем, что в едином лице Господа Иисуса Христа неслитно и неизменно, неразлучно и нераздельно соединился Бог с человеком, что всему творению во Христе открылась, как пишет в Первом Послании к Тимофею святой апостол Павел, «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим.

3:16) для того, чтобы «каждый верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Благодаря великой тайне Боговоплощения Бог соединился с человеческой природой и стал истинным Человеком. Если Бог стал человеком, то он стал и изобразимым, следовательно, после вочеловечения Христа стало возможным и изображение Бога во плоти, изображение Христа.

Обратите внимание

Более того, если мы продолжаем настаивать на том, что Христа нельзя изобразить после воплощения, то этим мы ставим под сомнение сам факт истинности Боговоплощения, в результате отрицаем для себя возможность спасения.

Именно утверждая, что иконопочитание основывается на факте Боговоплощения, святые отцы настаивают на догматическом значении иконопочитания, раскрывающем самый главный догмат христианства.

А как с такими рассуждениями соотносится православная практика почитания икон? Можно ли кланяться иконе, образу Бога, если Священное Писание ясно свидетельствует: «Господу Богу поклоняйся и Ему Единому служи»? Таким образом, перед нами встает четвертый вопрос: можно ли кланяться иконам? Рассматривая его, заметим, что существует два вида поклонения – Божественное, которое можно отнести только к Единому Богу, и почтительное. Никто из здравомыслящих людей не станет упрекать в богоотступничестве и идолопоклонстве человека, поприветствовавшего встречного знакомого почтительным поклоном головы. Именно о таком почтительном поклонении и говорят православные в контексте почитания иконы.

Вспомним рассказ из жития одного из защитников иконопочитания, который, будучи приведен на суд царя-иконоборца, поклонился царю, а затем, бросив на пол монету с портретом монарха, принялся ее топтать и попирать.

Естественно, дворцовая стража схватила подвижника за оскорбление царского величия, на что он отвечал: «Если вы хотите предать меня мучениям за попрание образа царя земного, то намного большего мучения вы сподобитесь за оскорбление образа небесного Царя-Бога». Здесь мы видим отсылку к платоновской мысли, согласно которой честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу.

Следовательно, когда мы, поклоняясь, воздаем честь иконе – образу Бога, это поклонение относится не к материалу иконы- дереву, материи, краскам, а к Самому Первообразу – Богу.

Таким образом, богословское осмысление иконы не только не противоречит Священному Писанию, но и находит свое подтверждение в контексте библейской мысли и человеческой логики. Именно поэтому мы поклоняемся иконам и обращаемся к ликам святых образов как к Самому Богу, невидимо присутствующему при совершении молитв.

Протоиерей Андрей Николаиди

Источник: https://pravlife.org/ru/content/nuzhno-li-soblyudat-cerkovnyy-obychay-pokloneniya-ikonam

Не сотвори себе кумира: синдром поклонения знаменитостям

Любая зависимость, которую человек не способен контролировать, вскоре перерастает в расстройство привычек и влечения. У современного индивида имеется множество технологий и увлечений, в зависимость от которых он может впасть.

Одним из таких увлечений является поклонение кумирам. Не только подростки становятся фанатами тех или иных звезд шоу-бизнеса и героев кинофильмов, но и взрослые люди подражают, копируют и желают быть похожими на известных личностей.

Даже в Библии говорится о том, чтобы люди не делали из себе подобных божеств и икон для подражания. Каждый считается уникальным и совершенным, несмотря на то, что может быть неизвестным и небогатым.

Важно

Не слава и деньги делают человека хорошим и приятным, а его личностные качества, умения и характеристики. Однако для современного человека все же большую роль играют деньги.

Не исключено, что вскоре и это приведет к расстройству привычек и влечений, о которых вы прочитаете в интернет-журнале psytheater.com.

«Не сотвори себе кумира», — говорит Библия. Даже неверующие люди могут увидеть всю абсурдность поведения здорового человека, который кому-то подражает или интенсивно интересуется чужой жизнью. Легкая заинтересованность другим человеком может перерасти в патологическое желание знать о нем все, начиная с рождения и кончая теперешними днями.

Фанаты просиживают дни и ночи в интернете, чтобы найти новые фотографии, статьи и любые упоминания о своих любимцах. Они скупают журналы и книги, в которых упоминается об их «богах». Наблюдаются в некоторых группировках организация алтарей, где люди поклоняются известным персонам. В психологии уже придумано данному явлению название – синдром поклонения знаменитостям.

Секта любителей Бреда Пита

Усиленное стремление как можно больше знать о любимой знаменитости часто приводит человека к нахождению единомышленников. Оказывается, что не он один увлекается Бредом Питом или Анджелиной Джоли.

Единомышленники собираются в группы, каждый день обсуждая новости, раздобытую информации, сплетни и факты.

Они делятся имеющимися фотографиями и даже создают организации, в которые приносят все, что связано с их идолами.

Это сравнимо с сектами или религиозными группировками. Люди объединяются по вере своей и убеждениям, поклоняясь не незримому божеству, а простому человеку, который кажется им идеалом, на которого следует походить и которому следует поклоняться.

Читайте также:  День народного единства. что означает этот праздник?

Нередко такие приверженцы начинаются одеваться, поступать и даже говорить так же, как их идолы. Есть более решительные люди, которые уезжают в ту страну, где проживает их любимый герой. Они не просто желают быть рядом со своим любимцем, но и стать им, начать жить его жизнью.

В этом прослеживается не просто желание, сколько мания и неспособность себя контролировать в собственных поступках.

Нередкими случаями становятся бредовые идеи о том, что между знаменитостью и его фанатом существует некая кармическая или любовная связь.

Совет

Даже по телевизору поклонники звезд шоу-бизнеса не стесняются говорить о том, что они приехали повидать своих кумиров, чтобы стать их мужьями/женами. У некоторых данная убежденность настолько сильна, что превращается в навязчивую идею.

Фанаты верят в то, что между ними и их идолами Вселенной установлена связь. Они либо должны постоянно находиться рядом, либо создать любовные и семейные узы.

перейти наверх

Кто подвержен синдрому поклонения знаменитостям?

В группу риска подверженных синдрому поклонения знаменитостям могут войти вполне здоровые и эмоционально стабильные люди. Все начинается с простого желания поинтересоваться, а заканчивается расстройством психики.

Больший процент занимают люди, которые просто не нашли себя в этой жизни. Поскольку подростки являются теми, кто только начинает отвечать себе на вопросы, кто они, кем быть и как жить, то являются первыми в списке сталкеров и поклонников звезд шоу-бизнеса. На втором месте находятся взрослые люди, которые по тем или иным причинам еще не нашли себя либо потеряли смысл жизни.

Когда человек не знает, чего ему желать, как жить и к чему стремиться, тогда начинает подражать. Он не живет собственной жизнью, а старается походить. Для этого необходимо знать любые детали любимого героя. Легкое увлечение может перерасти в зависимость, при которой человек перестанет контролировать свои поступки, стараясь жить жизнью другого индивида.

Источник: http://PsyTheater.com/ne-sotvori-sebe-kumira-sindrom-pokloneniya-znamenitostyam.html

Ложные боги Таиланда: православный взгляд

«Не сотвори себе кумира, и всякого подобия того, что есть на небе, и на земле, и в водах, и под землёю. Да не поклонишься им, и не послужишь им !» 2-я из 10 Заповедей Закона Моисея,

Ветхий Завет, книга Исход, 20:4.

Эту Заповедь, запрещающую идолопоклонничество, запечатлел Моисей на Скрижалях Завета ещё 3500 лет назад, и эта Заповедь не была ни отменена, ни изменена в новозаветные времена.

Однако как это ни покажется странным, но очень и очень многие народы Земли в массе своей остались глухи к Христианской Благой Вести и до сих пор вполне сознательно не только отвергают Христианство, но принципиально придерживаются служению древним божествам и поклонению идолам. И речь идёт даже не о экономически отсталых племенах Африки или Австралии, но о активно интегрированных в мировую экономику странах, таких как Китай или Таиланд.

Когда автору этих строк пришлось посещать Таиланд , то каково же было его удивление, что эта страна оказалась не столько буддийской (хотя буддизм по учению Православной Церкви также есть демонопоклонническая религия), сколько языческой в самом прямом смысле.

Кумир одного из нескольких гигантских демонов в аэропорту Бангкока.

Причём это язычество открывается прямо «с порога» — суперсовременный аэропорт Бангкока очень сильно напоминает языческую кумирню.

Помнится, как у нас в России были споры по поводу открытия нескольких небольших православных часовенок даже в московских аэропортах; тут же всех прилетающих без разговоров, прямо сразу в аэропорту, встречают огромные статуи демонов.

Причём ладно бы такая статуя была там одна – так нет, весь аэропорт заставлен идолами различных демонов и самого Будды (который, напомним, считается у христиан одним из главных лжепророков).

Хотелось бы сразу отметить – в этой статье мы не касаемся высокой степени экономического развития Таиланда; того, что тайцы сохранили древнюю королевскую династию и избежали цареубийств; того, что пропаганда коммунистической идеологии в Таиланде является тяжким уголовным преступлением и соответственно строго карается; того, что Таиланд не признал официально ни одной коммунистической страны (например, после краха Российской империи в 1917 г. Таиланд восстановил дипломатические отношения с Россией в полном объёме только в 1991-1994 г.). Здесь рассматривается именно религиозная составляющая Таиланда и взгляд на эту страну со стороны верующего православного человека.

Путешествующему иностранцу в Таиланде постоянно встречаются выставленные у дорог алтари и «домики духов», что редко где ещё можно увидеть в экономически развитых странах.

Обратите внимание

Король в Таиланде считается чуть ли не воплощённом богом, неким реальным «богочеловеком», и культ его личности сопоставим с такими же культами советских генсеков; только в честь тайских королей ещё возводят алтари, на которые приносят разнообразные пожертвования «гению их величеств» (можно сравнить подобное с культом императора в Древнем Риме).

Небольшой частный алтарь поклонения «гению короля Таиланда».

В равной степени как к умершим, так и к ныне живущим королям местное население обращается с молитвенными прошениями, а гробницы тайских королей считаются священными мавзолеями. Снова видится интересная параллель с советским культом вождей, а также с иными языческими культами, известными в истории: тайских королей запрещено изображать в старости, дряхлыми, только в расцвете сил.

Так, последний правящий король был уже глубокий старик, но часто на алтарях стоят его портреты в юношеском возрасте. Тем из нас, кто помнит времена СССР, это чётко напоминает коммунистическое «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!».

«Домики духов» — это отдельный вид идолопоклонничества, очень широко распространённый в Таиланде; это небольшие культовые сооружения, имитирующие в малом масштабе храмы или жилые дома.

Местные язычники, также как например язычники Древней Греции, считают, что везде живут невидимые духи. Каждый камень, каждый овраг, каждый ручей – по мнению тайских язычников — имеет своего духа-покровителя, с которым лучше не ссориться, а лучше ублажать дарами.

Одна из множества частных кумирен с идолами

Особенно опасными для людей считаются «духи крутых поворотов» на дорогах – многие водители при возможности оставляют небольшие дары на их алтарях, или, проезжая мимо мест их обитания, как минимум сигналят в их честь, приветствуя того или иного нечистого духа.

Но как говориться – это ещё ладно, хотя мелкие духи природы – суть просто мелкие бесы. А как Вам статуи драконов и змей, которым приносят дары и возносят молитвы?

Алтарь со статуей идола морского змея Карона, о.Пхукет, Таиланд

Автору, как человеку, даже оставляя в стороне христианское мировоззрение, было смешно видеть очень узнаваемого Змея Горыныча из русских сказок, стоящего на алтаре, увитого венками из свежих цветов, и которому приносят различные подношения. А человеку с христианским мировосприятием видеть подобное, видеть то, как погибают находящиеся во тьме языческого нечестия люди – крайне неприятно и горько.

Идол трёхголового «Змея Горыныча» на пляжном алтаре о.Пхукет с дарственными лентами из цветов и приношениями

Однако продолжим. В Таиланде очень много островов. Возьмём к примеру о.Самуи, на котором находится огромное количество языческих капищ; отличительная особенность этого острова – огромные размеры статуй (десятки метров высотой). По мнению автора, очень интересен и показателен идол, изображающий «Грядущего Повелителя Мира», одно из воплощений Будды-Майтрейи.

Огромный идол «Будды Богатства» в языческом капище на о.Самуи

Этот «Грядущий Повелитель мира, Распорядитель Богатств», который, по мнению буддистов, в будущем снизойдёт на Землю, и будет править всей планетой.

Важно

В «грядущем веке всеобщего богатства» он истребит всех, кто не поклоняется ему, а остальные добровольно ему поклоняться, т.к. посчитают его добрым, сострадательным правителем. Православному читателю, особенно тому, кто знаком с книгой Откровения св.

Апостола Иоанна, уже сразу должно быть очень многое понятно. Но что самое интересное – это кто сидит у ног этого идола.

Менее крупные идолы, соседствующие с «Будддой богатства» в языческом комплексе на о.Самуи

Это предтеча «Грядущего Властителя», «одно из воплощений» демонобога Шивы, который восседает на семиглавом «Вселенском Змее-Всепожирателе» Вритре, ужасные головы которого образуют как бы священный нимб вокруг его головы.

Православному человеку даже смотреть на это мерзостно, а местные люди, да и к сожалению некоторые туристы, не имеющие твёрдых христианских убеждений, поклоняются подобному, чего нельзя делать даже «в шутку». Да, недаром Сатану считают «обезьяной Бога» — у Иисуса Христа был Предтечей последний ветхозаветный пророк св.

Иоанн Креститель, а у Антихриста по видимому будет предтеча-лжепророк в благостном облике Шивы, но «с властью и силой змиевой».

Ну и ещё маленький штрих – у основания колец Вритры, служащего троном антихристовому предтече, мы видим изображение его верного слуги – маленького, мерзкого на вид, карлика с огромной пастью, — это воплощение известного ещё в Древнем Египте божества, которого ещё тысячи лет назад называли Бэсом или Бесом.

Вот такие вот божества в этой стране, любезный читатель… Причём что интересно – они не скрыты, не прячутся во мраке, но все демонические сущности предстают там в своём облике, а при этом люди осознанно им поклоняются, считая их своими благодетелями…

Совет

Иногда взору предстают совсем уж фантасмагорические для православного мировоззрения картины : на фронтонах некоторых храмов изображают демонов с открытыми пастями, которые словно пожирают всех входящих в капище.

Но, несмотря на подобные мерзости, поток не только местных жителей, но и туристов из христианских стран в подобные места не ослабевает.

Трудно сказать, почему это происходит, но в основном, по мнению автора, туристы из России посещают места антихристианских культов в Таиланде исключительно из-за крайне слабых религиозных убеждений.

Именно в Таиланде очень чётко видна правдивость фразы о том, что «наличие золотого креста на груди не означает присутствие Христа в голове».

Ужасающее для христианина по своей мистической сути изображение демона с раскрытой пастью над входом в одну из языческих кумирен Таиланда

Несколько слов христианам, которые всё же решили посетить Таиланд

В завершении автору хотелось бы сказать несколько слов христианам, которые всё же решили посетить Таиланд. Во первых, главное — можно порекомендовать не забывать о Православии и о ветхозаветной Заповеди, налагающей полный запрет на поклонение идолам в любой форме.

При посещении этой языческой страны христианам желательно не только строго избегать выказывания любого почтения к языческим культовым местам, не вкушать под любыми предлогами идоложертвенное или самим что-либо жертвовать идолослужителям; но лучше всего вообще не посещать языческие кумирни ни с какими целями.

Также православным людям не стоит посещать «шоу змей», «ритуальную битву слонов» и разумеется бои стиля «муа тай» — «тайский бокс». Всё это завуалированные и осовремененные, но при этом не меняющие своей сути древние практики жертвоприношений, т.к. даже в наши дни случаи гибели людей в ходе этих мероприятий – не редкость.

Обратите внимание

Говоря о теперешнем состоянии Православной миссии в Таиланде, подчеркнём, что долгие годы это была инициатива «снизу», идущая от русских и иных православных христиан, постоянно проживающих в этой стране. Храмы строились исключительно на пожертвования частных лиц, что обуславливало медленность этого процесса и их небольшое число.

Однако недавно политика расширения официального присутствия Русской Православной Церкви в тайском королевстве стала, по мнению некоторых представителей русской диаспоры в Таиланде, инициативой «сверху», т.к.

в последние годы, по-видимому, идут серьёзные целевые пожертвования на строительство православных храмов от лиц, возможно связанных с российским государством или идёт особое финансирование этой деятельности со стороны РПЦ, тогда как численность российской и украинской диаспоры в этой стране снизилась.

В настоящее время в Таиланде функционируют следующие христианские православные храмы Русской Православной Церкви:

  • храм Всех Святых в Паттайе (освящён в 2009 году);
  • храм Живоначальной Святой Троицы на о.

    Пхукет (освящён в 2012 году);

  • храм Успения Пресвятой Богородицы при Свято-Успенском монастыре в Ратчабури (освящён в 2012 году), единственном месте, где осуществляется захоронение усопших по православному обряду;
  • храм Покрова Пресвятой Богородицы в Паттайе (освящён в 2014 году);
  • собор святителя Николая в Бангкоке (освящён в 2014 году);
  • храм Вознесения Господня на о.Самуи (освящён в 2014 году);
  • храм Святых Царственных Страстотерптцев в Хуахине (освящён в 2015 году);
  • храм св.равноап.кн.Владимира в Чиангмае (освящён в 2015 году);
  • храм в честь св.преп.Сергия Радонежского на о.Чанг (освящён в 2015 году).

В последние месяцы завершено строительство храма в честь преп.Серафима Саровского на о.Пангчан, освящение которого планируется на 10 дек. 2017 года.

При храмах в Паттайе, на о.Пхукет и на о.Самуи функционируют детские воскресные школы.

Подробную информацию о местоположении православных христианских храмов в Таиланде и расписании богослужений можно найти на сайте Православной Церкви в Таиланде : www.orthodox.or.th Воистину, древняя земля королевства Таиланд в наши дни всё больше становиться свидетельством правоты Апостольских Слов о том, что там, где «умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Посл.к Римл. 5:20).

Все представленные фотографии – из личного архива автора.

Источник: http://orthoview.ru/nastoyashhee-yazychestvo-ili-pravoslavnyj-vzglyad-na-tailand/

Ссылка на основную публикацию