Средневековая европа. кто такие пилигримы?

Средневековая Европа. Кто такие пилигримы?

Средневековая Европа. Кто такие пилигримы?

Добавил viktoriya 24 октября 2014 Просмотров: 1 147

Для того чтобы в полной мере понять кто же такие пилигримы, необходимо углубиться в историю средневековой Европы.

В те времена особым влиянием пользовалась католическая церковь. Недополученные блага людям с успехом компенсировали религией. Страх за спасение своей бессмертной души прививался детям с пеленок.

Первыми уроками в жизни были любовь к Богу и его наместникам на земле. Власть религии над людьми средневековья была настолько  сильна, что им и в голову не приходило усомниться в учениях церкви.

А между тем, Рим очень хитро использовал подобное послушание, еще больше подчиняя толпу своим законам.

Обратите внимание

Правда, более знатные и образованные люди,  познавшие политику и власть, не очень серьезно относились к вопросам религии, но по примеру Рима успешно использовали ее в манипуляции необразованной толпы.

Культивирование идеи поголовного поклонения Богу постепенно приводило к появлению фанатиков среди религиозно настроенных людей.

Чуть позже это трансформируется в крестовые походы и войны на почве религии, в появление Святой Инквизиции, законы которой будут ставиться выше человеческих законов, и как следствие – к возникновению еретических движений.

Но это все позже, а пока стали появляться пилигримы – мирно настроенные странники, которые бросали свои насиженные места, нередко бросая семьи, чтобы совершить паломничество к Святым местам, главным из которых считался Иерусалим – последнее пристанище сына Господа. Таким образом, запуганные священниками люди, пытались вымолить прощения за свои грехи и спасти свою душу в час страшного суда.

В Иерусалим шли толпами. Чтобы защитить пилигримов в пути создавались целые организации – ордена, среди которых особенно известным стал Орден Тамплиеров. Правда прославился он уже не благодаря помощи пилигримам, а благодаря своей жестокости и жадности под маской служения Богу.

Кстати говоря, паломничество пилигримов началось достаточно давно, приблизительно с 3-4 века нашей эры. В самом начале этого движения путешественники шли в Иерусалим по собственной воле, свято веря в отпущение своих грехов.

Но церковь, привыкшая принимать главенствующее участие во всех сферах жизни людей, не могла долго оставлять такое массовое движение без контроля, и со временем пилигримство сделали платой за совершенные грехи. А если кто-либо желал пройти долгий путь по собственной воле, он должен был сначала добиться разрешения у епископа.

Полученный так называемый паспорт пилигрима давал своему обладателю право на приют во встречающихся на пути монастырях. Со временем такие монастыри были переоборудованы специально для размещения пилигримов и получили название госпиталь, что означает «для принятия гостей».

Важно

Кстати, такие госпитали считаются прообразами нынешних гостиниц и хостелов. Также этот паспорт играл роль рекомендации для других верующих оказывать пилигриму посильную помощь в пути. 

В пути странники не имели абсолютно никакой защиты, кроме своей веры. Но они настолько фанатично верили в свое правое дело, что не боялись опасностей и даже не пытались их избегать, воспринимая все с рабской покорностью.

Кстати, пилигримами становились не только бедняки, но и знатные люди. Правда, они обычно путешествовали в окружении многочисленной свиты, поэтому у богачей было значительно больше шансов вернуться из паломничества живыми.

Нередко богатые пилигримы надолго запоминались жителям Иерусалима своими щедрыми пожертвованиями.

Для бедняка добраться до святых земель было только половиной проблемы – на входе в Иерусалим ему нужно было заплатить целый золотой. А откуда у странника такие деньги? Ведь он и дома никогда в руках не держал подобное богатство.

Все, что оставалось пилигриму – это скитаться под стенами Святого города, не имея ни малейшей возможности попасть внутрь. Очень многие так и умирали там от голода, но несмотря ни на что, пилигримов от года в год становилось все больше.

Ведь многие из этих фанатиков считали честью умереть в том месте, где закончил свою земную жизнь Божий Сын. 

Ну, а если бедному страннику удавалось каким-то чудом вернуться на родину, то он становился примером для подражания и наделялся особым привилегированным статусом. Больше всего людей уходило в паломничество в праздник Пасхи – Божьего воскрешения. Целые людские потоки стекались в Иерусалим в это главное для всех христиан празднество.

Совет

Это становилось настоящей проблемой для местного населения. Невзирая на мирное настроение странников, люди опасались этой фанатичной толпы. Среди людей скитальцев, путешествующих целыми толпами, прозвали войска господни. Многие считают это совпадение предзнаменованием начавшихся вскоре крестовых походов.

Ведь по сути это осталось тем же паломничеством, только странствовали уже пилигримы-воины.

Источник: http://phishka.ru/nasha-zhizn/nepoznannoe/1148891676-srednevekovaya-evropa-kto-takie-piligrimy.html

Пилигримы средневековья | Страницы Истории

Пилигримы средневековья

Кого протестанты сажали в тюрьму за бродяжничество?

Путешествия по сакральным местам придумали вовсе не христиане. С тем же рвением греки посещали своих оракулов, а римляне — своих сивилл. Исследования Стоунхенджа ясно показали, что некогда это сооружение было местом поклонения.

У каждого народа и во все времена были такие особенные места. Однако именно христианские пилигримы сыграли важнейшую роль в истории.

Толпы паломников — сначала сугубо мирные, затем военные, но под эгидой церкви, — в конце концов сплотили разобщенные королевства севера и сделали их Европой.

Впервые века христианства, до превращения его в государственную религию Рима, паломничества, возможно, и совершались. Вот только вряд ли их участники стремились афишировать свои путешествия. О миссионерских походах известно многое — можете перечитать Новый Завет. А вот о путешествиях простых христиан той поры информации нет.

С чего все началось

Да и зачем первым христианам было посещать палестинские святыни, если они и так жили в тех же местах, и именно оттуда «столпы веры» отправлялись совершать религиозные подвиги в дальние страны? В тот же Рим, например, как апостолы Петр и Павел? Ведь до севера Европы христианство докатилось только в раннем Средневековье. К тому времени Рим уже давно получил своих христианских мучеников. И Александрия. И Эфес. А Иерусалим, с его «Путем скорби», по которому шел на Голгофу основоположник новой веры, стал началом начал.

Сперва очень немногие монахи посещали эти исполненные святости места. Некоторые даже писали об этом заметки. Немногословные. Но в 326 году все изменилось. В паломничество на Святую землю отправилась мать самого императора Константина.

Она хотела построить на месте казни Иисуса церковь и собрать все возможные свидетельства — то есть реликвии. Поиски увенчались успехом.

Обратите внимание

Деятельная Елена нашла в городе Иерусалиме Животворящий Крест, четыре гвоздя, которыми прибивали Иисуса во время казни, титло (табличку) с надписью INRI (Иисус Назарянин, Царь Иудейский) и целехонькую мраморную лестницу «из дворца Пилата», по которой Иисус поднимался на неправый суд.

Разумеется, реликвии были перевезены в Константинополь, лестница дарована римскому папе, а о деяниях престарелой паломницы тут же узнал весь христианский мир.

И с этого момента пилигримы потянулись в Иерусалим. Их было немало, так что в рекордные сроки появился первый известный нам ити-нерарий (средневековый путеводитель, дорожник). Он был написан анонимным паломником из Бурдигалы (так назывался город, который мы знаем как Бордо). Датирован 333-334 годами. С момента путешествия Елены прошло всего около 8 лет!

Аноним описал сухопутный путь из Бордо до Константинополя (через север Италии и по живописным берегам Дуная), а затем переправу в Малую Азию, долгую дорогу в Сирию и затем — в Иерусалим. Обратно он двигался через Македонию, Отранто, Рим и Милан.

Автор скрупулезно записывал каждую остановку, каждую смену лошадей, попутно отмечая важные события в тех местах, что ему были известны или свидетелями которых он стал. Это был сухой, краткий дневник путешественника по Святой земле.

Все последующие авторы «путеводителей» оставили сходные описания, но других маршрутов.

Из этого ряда выбивается лишь итинерарий Эгерии, известной как Сильвия Аквитанская. Он был написан примерно в 381-384 годах женщиной-монахиней и для женщин-монахинь. Она в одиночестве отправилась в паломничество из монастыря на северо-западе Испании и очень живо описывала все, что ей довелось увидеть по пути.

За три года, проведенных в Иерусалиме, она посетила могилы Иова и Арана, место, где Элиезер встретился с Ревеккой, поднялась на гору Нево, на обратном пути посетила святилище Святой Теклы, недалеко от Селевкии, и Эфес, где умер апостол Иоанн.

Важно

Кроме описания посещенных ею мест, Сильвия оставила также размышления по поводу литургического богослужения в Иерусалиме и о соблюдении церковного календаря.

Странники на заре ислама

Паломники после этих первых книг-путеводителей, что называется, пошли косяком. Их было столько, что епископ IV века Григорий Нисский даже оставил гневную филиппику в адрес богомольцев, которые рвутся в далекий Иерусалим, хотя Христос и Святой Дух обитают там не более, чем в любом другом месте.

Однако пилигримы слова епископа проигнорировали. В VI веке из Пьяченцы в Иерусалим отправился святой Антонин со своими последователями. Как настоящий путешественник, Антонин отчитался перед верующими свеженьким ити-нерарием. В VII веке свой дорожник составил галльский епископ Аркульф. Число пилигримов росло и росло.

И так продолжалось вплоть до появления в арабских землях новой религии — ислама. Да и то не сразу. Во всяком случае, при халифе Гаруне аль-Рашиде отношения мусульман с христианами были отличными.

Халиф проникся симпатией к западному королю Карлу Великому и даже вручил тому ключи от Иерусалима, ключи от храма Гроба Господня и разрешил построить в святом городе дома для паломников. Эта средневековая гостиница имела отдельное здание библиотеки, поля, виноградники и сады.

Еще в начале IX века в Иерусалиме никто не глядел на европейцев косо. Они были гостями и приносили халифам доход. Но отношения стремительно ухудшались. Да и состав паломников менялся.

Покаянные паломничества

Если прежде в путешествие отправлялись, чтобы приобщиться к святости, то теперь священники гнали туда повинных в грехах. Прямо в церкви им выдавали все необходимое: посох, суму, ленту через плечо, красный крест, который нужно было нашить на простой и жесткий плащ с капюшоном, пару кусков хлеба и три луковицы.

И пилигрим отправлялся в Иерусалим, каяться в тамошней церкви в своих грехах. Чем тяжелее был грех, тем тяжелее условия покаяния. Некоторым категориям богатых грешников запрещалось пользоваться своим богатством. Они шли пешком, с ногами, стоптанными в кровь, и ели только разрешенный хлеб с луком, запивая завтрак, обед и ужин ключевой водой.

К XI веку церковное покаяние и вовсе заменили покаянным паломничеством.

Совет

Впрочем, грешников не обязательно отправляли в Иерусалим. Священники сами решали, как далеко придется идти, чтобы вымолить прощение. К этому времени возникли более близкие «святые места». Например, в испанском городке Сантьяго-де-Компостела.

Там, по легенде, находились могила и реликвии святого Иакова. И туда через всю Северную Испанию вела дорога паломников, которая так и называлась — «Путь Святого Иакова». На всем протяжении этой дороги быстро образовались постоялые дворы и монастыри.

Не менее популярной была и Via Francigena, которая через всю Европу вела в Рим и Лорето. Она шла на север до Кале, а потом по Англии до Кентербери.

Очень популярным местом был Рокамадур в Окситании, куда отправлялись молиться Деве Марии не только грешники, но и многие высокопоставленные особы: Черную Мадонну посетили сам английский король Генрих II и королева Бланка Кастильская с сыном Людовиком IX.

Между крестом и полумесяцем

Весь XI век паломники в Святую землю все чаще жаловались на притеснения от мусульман. Иногда их не просто обкрадывали и избивали, но и убивали.

Один такой эпизод стал поводом провозгласить военный поход на Иерусалим, чтобы отвоевать Гроб Господень. Поначалу эта затея рыцарям удалась, и они даже создали Иерусалимское королевство.

Сразу же на Святой земле зародились два духовно-рыцарских ордена -госпитальеров и тамплиеров. Они провозгласили основной задачей защиту паломников.

Паломники тянулись за море и в благополучном XII веке, и в отвратительном XIV веке. Храм, над которым некогда вздымался крест, теперь стал мечетью. Многие продавали все, что могли, чтобы добраться до Иерусалима.

Обратите внимание

Ведь за перевозку туда требовалось внести плату судовладельцам в Венеции. Именно там люди переодевались в паломническую одежду и ступали на борт суденышек, которые часто терпели крушения.

Перед отплытием каждый обзаводился своим итинерарием.

А еще спустя век отправленным каяться богачам разрешили посылать вместо себя слуг. Появилась особая профессия — наемные паломники, которые за сходную плату предлагали свои услуги любому желающему.

Впрочем, в протестантских странах за такую подработку легко можно было угодить в тюрьму: тамошняя церковь паломничества не одобряла, поэтому пилигримов приравняли к бродягам. Постепенно угас интерес к хождениям по жарким странам и в католических государствах.

Зачем ехать за море, если можно посетить какую-нибудь «святую обитель» в соседнем графстве?

Средние века закончились. Начиналась новая эпоха, которая быстро разобралась с королями, а затем отменила и самого Бога.

Николай КОТОМКИН

Источник: http://straniciistorii.ru/piligrimy-srednevekovya/

Идут по земле пилигримы. Что такое пилигрим? :

У И. Бродского есть стихотворение «Пилигримы». Оно рассказывает о нищих паломниках, идущих сквозь века своей дорогой. Образ настолько яркий, что так стали называть туристические клубы.

Особенно с преимущественно пешим уклоном, хотя в Саратове клуб с таким названием занимается водным туризмом: сплавом на байдарках. В Арзамасе есть такое рекламное агентство.

Что такое пилигрим? Вернее, кто такой? Обратимся к словарям.

Что говорят словари

У славян не было слова «пилигрим», значение и происхождение его можно увидеть в справочниках:

  • Словарь Крылова определяет это слово, как образованное от латинского peregrimus, что значит «чужестранец, путешественник».
  • Словарь Шанского добавляет, что слово это было заимствовано не позднее восемнадцатого века из немецкого языка.
  • Словарь Даля толкует слово, как «странник, ходящий по святым местам».
  • Словарь Ожегова определяет его, как «путешественник, скиталец».

Средневековая Европа и пилигримы

Что такое паломничество к святым местам, сейчас знает каждый. О нем известно из письменных источников еще третьего века. Первые пилигримы и были паломниками. Они шли по зову сердца, надеясь на Бога.

Читайте также:  Ты мне – я тебе, или в чем секрет гармонии в паре?

Но с одиннадцатого века церковь заменяет покаяние пилигримством. С этого момента, согрешившие идут за прощением в Иерусалим, получив особое разрешение епископа (посох странника).

Пилигрим получал по пути приют в монастырях, которые называли «госпитали».

Добравшись до Святого города, пилигрим должен был заплатить за вход в него. Часто ограбленные и голодные, оборванные и разочарованные люди так и умирали под его стенами.

Важно

Позже богатые вельможи снаряжали целую экспедицию. Тут были и воины, охранявшие знатную особу, и примкнувшая толпа простолюдинов. Называли они себя «войско Господне» и их начинали побаиваться. Известно, что епископ Камбрэ Лиутберт возглавлял три тысячи пилигримов.

Появлялись организации помощи странникам – рыцарские ордена. Потом уже, будто забыв о цели, эти паломничества превратились в крестовые походы.

Путь пилигрима

В семнадцатом веке каждая английская семья имела Библию, а рядом, на полке, стояла книга Джона Буньяна «Путешествие пилигрима». Что такое Библия, объяснять не надо.

А вот о Джоне Буньяне можно сказать пару слов. Этот нонконформистский пастор был подвергнут гонениям и посажен в тюрьму. Там за пять лет он и написал свою книгу. Его называли «Шекспиром проповеди».

Сюжет книги – приключения человека по имени Христианин.

Он, получив напутствие от Евангелиста, отправился в путь через тесные врата. Его поджидала топь уныния, смущал мирской мудрец, он преодолел гору затруднения.

На пути из города Гибель на гору Сион ему встретилась Долина смертной тени, после была Ярмарка суеты, где к нему присоединился Уповающий.

Вместе они пришли к Замку сомнения, в котором жил великан Отчаяние… Ему они представились пилигримами.

С первых страниц становится понятно, что автор составляет повествование на основе библейских притч. Поэтому не остается и тени сомнения, что такое пилигрим. Это странствующий проповедник. Кстати, в Библии есть свидетельство, что учение первых христиан называли Путем. Вот по этому жизненному пути и идет Христианин.

Отцы-пилигримы

В 1620 году «Мейфлауэр», английское судно, достигло берегов Америки. Новыми колонистами были пуритане, которых преследовали на родине: закрывали молитвенные дома, арестовывали пасторов. Летописец Уильям Брэдфорд писал: «Они знали, что они пилигримы».

Так, сто два человека, бежав от религиозных гонений, стали основателями города Плимут. А слово «пилигрим», значение которого раньше было «странствующий», приобрело новый смысл: отправившиеся в путешествие в поисках обетованной земли.

Сейчас это слово используют редко. Но, поскольку оно несет романтический оттенок, оно встречается в поэтической речи или в ироничном замечании. В таком случае оно употребляется в переносном значении.

Источник: https://www.syl.ru/article/364531/idut-po-zemle-piligrimyi-chto-takoe-piligrim

Дорогой пилигримов

Путь Святого Иакова (El Camino de Santiago) – самая популярная паломническая дорога в Европе. Она проходит по северу Испании и заканчивается в испанском городе Сантьяго-де-Компостела, где находится предполагаемая могила апостола Иакова.

Кто-то из пилигримов ищет в этом маршруте религиозное прозрение, кого-то манят идиллические пейзажи и выдающиеся памятники средневекового искусства. Беларуска Александра Гвоздёва рассказывает, какие подарки и откровения подарил ей этот знаменитый маршрут.

Александра Гвоздёва – изучала английскую литературу и историю в United World College Maastricht в Нидерландах.

Использует то короткое время, когда одна формальная ступень образования завершена, а следующая еще не начата, для исследования вне-книжного мира и познания себя в путешествиях.

Совет

Находит радость в запечатлении красоты природы, людей и их историй на полу-сломанный пленочный фотоаппарат Minolta. Ты мог(-ла) видеть ее фотографии северной Шотландии в нашей фоторубрике.

Я сидела в поезде из Парижа на юг и медленно прокручивала события назад, чтобы понять, как и почему я там оказалась. На соседних сидениях мерно посапывали шестеро моих товарищей – все свеженькие выпускники колледжа. На следующий день нам предстояло начать паломничество El Camino de Santiago.

Камино, или Путь Святого Иакова, было запланировано сразу после выпускного – поворотной точки и чрезвычайно эмоционального события в жизни каждого из нас. Религиозных причин в решении совершить паломничество не было. Скорее, были духовные.

После долгой учебы вдали от дома я хотела пространства, времени и воздуха, чтобы подумать о переменах, которые приходят с осознанием взросления, чтобы пережить расставание с альма-матер вместе с близкими друзьями и прислушаться к себе, понять, чего я хочу от жизни дальше.

Я рассчитывала, что горы и треккинговые ботинки – мои давние друзья – в этом мне помогут.

Мои знания о Камино ограничивались статьей на вики и парой блогов, которые удалось прочитать перед сборами рюкзака. Я знала, что мы отправляемся в христианское паломничество, которое начинается на юге Франции и простирается до Сантьяго-де-Компостела, города на северо-западе Испании.

Я знала, что запланировано пройти отрезок в 180 км, что у нас в запасе 8 дней.

Кому-то это покажется легкомысленным, но на деле метафорический белый холст в руках в начале пути освобождает путешественника от ожиданий, позволяет ступить за пределы советов путеводителя и прожить Камино ярче, по-своему. 

Книжные магазины и интернет изобилуют литературой для подготовки к паломничеству: от списков вещей и путеводителей до исторических исследований о Камино. Мы скинулись на небольшой гайд с картами тропы на каждый день, а так же со списками приютов для паломников на пути, чем были очень довольны. Маршрут разбит на 20-25-километровые отрезки.

Обратите внимание

Таким образом, планировалось идти не более 7-8 часов в день. Из гайда я узнала, что в Средние века паломники отправлялись в Сантьяго, чтобы попросить об отпущении грехов, и начинали путь от своих домов. Поэтому сегодня существует много ответвлений Камино, но все они ведут в Сантьяго.

Мы выбрали основной и самый популярный маршрут – Camino Frances или Французский путь.

Сamino Frances начинается на французских склонах Пиреней в городе Сен-Жан-Пье-де-Пор.

По прибытии мы первым делом зарегистрировались в специальной церковной службе, где меня попросили продиктовать «Бе-ла-русь» по буквам и занесли в колонку для редких стран.

Затем выдали паспорт пилигрима и радостно сообщили, что я у них первая беларуска в этом году. Такую же процедуру с поправкой на национальность прошли мои друзья из Ботсваны, Нигерии и Эстонии.

В первый день предстояло перевалить через Пиренеи и остановиться на ночь в монастыре на испанской стороне. Начало пути пролегает по стране Басков. На дороге часто встречаются лозунги вроде «Это не Испания!».

В больших городах, через которые нам довелось пройти, сильны левые партии. Жители, по полям и деревням которых уже много веков идут пилигримы, традиционно советуют быть осторожными с местными. Они требуют покоя и не любят, когда с ними здороваются по-английски.

Лучше просто приветливо наклонить голову при встрече и идти своей дорогой.

С легкими рюкзаками (в них не было ни палаток, ни теплой одежды, ни костровой посуды и запасов еды) подниматься в горы было просто. Но из-за позднего выхода из дома солнце было к нам немилосердно, и мы замедлялись с каждыми 100 метрами набранной высоты.

Важно

Места остановок определялись красотой открывавшихся видов, поэтому переводить дух приходилось часто. На обеденном привале кто-то достал из рюкзака настоящую стеклянную банку соленых огурцов.

Не меньше килограмма лишнего огуречно-рассольного веса на плечах было по-дружески высмеяно, однако с блаженством съедено, и идти стало веселее.

После пересечения весьма воображаемой французско-испанской границы, мы спустились к монастырю-приюту. Ночь в приюте обычно стоит от € 6 до € 10, за которые ты получаешь кровать в общей комнате с десятком других пилигримов, скромные удобства, почти всегда оборудованную кухню, иногда постельное белье.

После размещения встает вопрос об ужине. На пути встречается много небольших магазинчиков, в которых из расчета € 3 на человека можно купить и приготовить чудесный ужин. Завтрак и обед мы всегда так же складывали из купленных продуктов.

Если нет сил после долгого дня, отправляемся в ресторанчики, которые держат местные. Там предлагают специальное – всегда питательное и сбалансированное – меню для пилигримов.

В таких местах пилигримы ужинают за одним столом, разговаривают на веселой смеси разных языков и пьют вино.

Радость и специфика Камино в том, что все пилигримы, которые начали паломничество в один день, проходят один и тот же маршрут, останавливаются в одних и тех же приютах. Через пару дней после отправления мы знали в лицо всех путников, многих по именам.

Кажется, в один из самых первых вечеров несколько пилигримов задержались на кухне после ужина и затянули песню.

Совет

Через несколько дней пели все! Пели все, кто что помнил: американский кантри, польские народные, которым подпевала и я, ирландские баллады, немецкие, итальянские песни… Камино сводит вместе совершенных незнакомцев с разных уголков планеты, а расстаются они крепкими друзьями. Многие возвращаются.

На пятый день пути наш уже тогда добрый знакомый ирландский дедушка Джеймс отменил билеты домой, решив что пройдет Камино до конца вместо намеченных 250 км. 

В один из дней мы с друзьями решили разделиться. Заблудиться трудно – путь везде обозначен желтыми стрелками и традиционными ракушками. На Камино очень безопасно, любой готов помочь, но и нарушать чужое одиночество разговором будут только после взаимной улыбки-знака и приветствия «¡Buen camino!» («Доброго пути!»).

В середине пути я стала замечать мозоли на стопах и часто останавливаться, чтобы заклеить новые пластырем. Каждый проходящий считал своим долгом также остановиться, посочувствовать и предложить всю свою аптечку, чтобы помочь моим мозолям. Я улыбалась и отвечала: «¡Estoy bien, no se preocupe!» (Со мной все хорошо, не волнуйтесь!).

Так я познакомилась с пожилой немкой Брумхильдой, которая выучила испанский за год до паломничества. Я осторожно спросила Брумхильду, почему она идет Камино. Та ответила, что переживает потерю сына и идет, чтобы найти внутренний мир.

Брумхильда рассказывает мне, что больше всего ждет встречи с мужем через 6 недель, когда она придёт в Сантьяго.

Когда мой испанский укрепился до уровня «могу разговаривать о жизни», я заговорила с испанцем Хосе, который совершает Камино на велосипеде. За плошкой черешни Хосе полчаса рассказывал о языческих корнях паломничества в Сантьяго.

В дохристианские времена люди шли дальше на запад, к «концу земли» мысу Финистерре. Там нужно было сжечь свою одежду и провести закат солнца в океан, что символизировало возрождение.

Обратите внимание

Многие современные пилигримы доходят до Финистерре и там символично отдают свои истоптанные ботинки в дар океану.

Есть поговорка «No solo hacemos El Сamino, sino que El Camino nos hace», что дословно значит «Не только мы делаем Камино, но Камино делает нас». И это правда, которую мне почему-то трудно объяснить. Камино оставляет тебя наедине со своими мыслями, заставляет вглядываться в лица людей и учит всегда видеть доброту. Камино испытал мою дружбу с ребятами на прочность и запретил притворяться.

В этот раз Камино для меня закончился на вокзале городка Логроньо. И я чувствую, что скоро путь продолжится.

Фото — Александра Гвоздева

Источник: https://34travel.me/post/doroga-piligrimov

Гигиена в Средневековой Европе была грехом

До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. Правда — она гораздо менее… хм… благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.

Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь. Католическая, в первую очередь.

Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани.

К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота — грех, да и холодно — простудиться можно. (На самом деле — не совсем так. «Сдвиг» на наготе произошел где-то в 18-19 вв, но действительно не мылись- П.

Краснов).

Горячая же ванна нереальна — дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже — колесованием.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе французского короля Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Важно

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц и более — безобразно часто…

Если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях.

К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей.

Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

В те смутные христианские времена уход за телом считался грехом.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения.

Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя «святую» воду, к которой прикоснулся при крещении.

В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. (Не все, а только некоторых орденов — П.Краснов)

На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. (Тоже не все, а только некоторых орденов — П.Краснов)

Совет

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться.

Читайте также:  Почему михаила ивановича глинку считают основателем русской музыкальной школы?

«Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду.

Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение», — После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…». Доктору мало кто верил…

Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Французский Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.

Туалет в «продвинутом» Европейском замке — все вываливается под окна

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.

Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.

После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!».

Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.

Обратите внимание

Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Французский Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков.

Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши.

Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла …диарея /понос/.

Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным.

Эта же причина прослеживается в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью — чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох.

Важно

Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью — венгерский историк Иштван Рат-Вег в «Комедии книги» приводит виды молитв из молитвенника под названием:

«Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям»,

в число которых входит «Молитва при отправлении естественных потребностей».

Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо.

Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже — куча разрослась настолько, что дерьмо стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось — вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов.

Читайте: Заниматься сексом в Средневековье было очень непросто

Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.

Вот как, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового «сердцееда» редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым).

Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи.

Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком — для дезинфекции.

Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше.

Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы. (Это далеко не всегда было так — при переходе обычно носили кольчуги, сплошные латы обычно одевали перед боем — слишком было в них тяжело. П.Краснов)

Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро — по запаху…

Совет

Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами.

В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.

Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.

Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод.

Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице.

И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы.

Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке. Сократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней. (примечание: это некоторое преувеличение Гезера, волосы на голове брили, чтобы не разводить вшей и блох — П.Краснов)

Благодаря уничтожению христианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова.

Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.

Обратите внимание

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля.

Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов. (Раздавленных клопов — П.Краснов)

Кормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны — этологические корни налицо) — значило высказывать свое расположение.

Средневековые вши даже активно участвовали в политике — в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами.

Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

Важно

Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия — до половины.

Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии.

Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве «обезболивающего средства» использовался тяжелый деревянный молоток, «киянка», удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми последствиями.

Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Это значит — получи огненный штырь в задницу — и свободен. Здоров.

Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным последствиям привести не могло.

Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание.

Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию — «зло должно выйти наружу».

У истоков кровавого поверья стояли монахи — «отворители крови».

Кровь пускали всем — для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода — по календарю.

Совет

Ну и немного от себя… как то очень давно, еще в свои школьные годы попалась мне книга (точного названия я сейчас не воспроизведу) в которой описывались воспоминания посла Персии о его поездках по той средневековой «посвященной» европе. Так вот, пригласил как то этого посла погостит пару дней в своем дворце один из тогдашних монархов франции, естественно, что посол отказать не мог и «с удовольствием» согласился.

Вся персидская делегация сославшись на «неотложные государственные дела» в срочном порядке ретировалась в первый же вечер, после того как высокопоставленный посол увидел свою опочивальню с «шевелящимся» от живности матрасом.

В итоге за половину суток прибывания «в гостях» персам пришлось сжечь ВСЮ одежду что была на них, при них и в повозках на постоялом дворе и были обриты на лысо практически ВСЕ.

©

Читайте: Покинутый Дубай: 10 заброшенных мест, которые вы вряд ли увидите отправившись в ОАЭ

Источник: http://korysno.pro/gigiena-v-srednevekovoj-evrope-byla-grehom/

Как стать пилигримом — Символизм древних культур

«Суббота» прошла по Пути Святого Иакова до Сантьяго-де-Компостелы, побывала на краю земли, нашла точку, из которой можно въехать в рай минимальными усилиями, совершила пробег Париж — Дакар и изучила магические места силы древних кельтов, друидов и тамплиеров. В аэропорту нас встретил Мануэль Иглесиас — представитель местного офиса по туризму.

На вопрос, не родственник ли он знаменитого Хулио Иглесиаса, Мануэль рассмеялся. Оказывается, это самая распространенная в здешних местах фамилия. «Иглесиа» — значит «церковь». Иглесиасами испокон веков звали тех, кто живет неподалеку от церкви.

А концентрация храмов и соборов вдоль древнего Пути Святого Иакова — самая большая на территории всей Испании, а может быть, всей Европы и даже мира.

Мы прилетели в Сантьяго-де-Компостелу по приглашению испанского министерства туризма — пройти кусочек великого паломнического пути, посетить собор, где покоятся мощи апостола Иакова и побывать на краю земли — там, где материк крайней точкой врезается в океан. В древности люди верили, что именно здесь находится переход в потусторонний мир.

Сантьяго-де-Компостела — один из трех великих паломнических центров наряду с Римом и Иерусалимом. Более тысячи лет сюда идут люди со всего мира — поклониться могиле апостола Иакова.Считается, что если совершить паломничество в святой год — когда день апостола Иакова 25 июля выпадает на воскресенье, — отпускаются все грехи.

Последний раз такое было в 2010 году. В следующий раз — только в 2021-м.Стать пилигримом очень просто. Надо пройти по Камино («camino» — по-испански «путь») пешком не менее 100 километров. Или проехать на велосипеде не менее 200.Существует в общей сложности девять путей.

Самый длинный — французский, более 700 километров — начинается в городке Сен-Жан-Пье-де-Пор и занимает около 40 дней. Еще его называют королевским: этим путем в Средневековье ходили венценосные особы. Самый красивый путь — португальский — идет вдоль океана от Порту: 238 километров и 11 дней. Северный путь лежит через Бильбао и Сан-Себастьян.

Обратите внимание

Можно идти с юга — из Севильи через Саламанку. Многие паломники отправляются пешком прямо с порога своего дома — из Германии или Скандинавии дорога занимает до трех месяцев.Если посмотреть на карту Европы, то все эти пути образуют красивую паутину с центром в Сантьяго. Маршруты на протяжении сотен километров отмечены желтыми стрелками-указателями и вмонтированными в городские мостовые изображениями океанских ракушек — символов пути.

Читайте также:  В чём секрет «шкатулки с секретом»?

Говорят, ни из одного города мира не продается так много билетов в один конец, как из Сантьяго. Потому что паломники сюда не приезжают и не прилетают, а приходят пешком из других городов.

Добрый путь

Мы прошли по Камино пешком всего около 10 километров — в ознакомительном порядке. За два часа с нами случилось 20 чудес и приключений.На первой же площади мы познакомились с местными старичками, которые указали нам правильное направление по желтым стрелкам и пожелали доброго пути — «буэн камино».

Заглянули в деревенскую пульперию и попробовали пульпу — осьминогов по-галисийски. Это обязательный пункт программы: осьминогов вылавливают по утрам в океане и варят в огромных котлах прямо на глазах у клиентов. Подают на деревянной дощечке с оливковым маслом и лимоном. Перешли пять мостов через пять рек.

Нашли четырехлистный клевер — это считается добрым знаком, как у нас сирень с пятью лепестками.Познакомились со шведом, который два месяца назад вышел из своего северного городка. Подружились с итальянским 70-летним учителем математики, который в пятый раз совершает Камино. Спели с ним хором «O Sole mio!», рассмешив шагавшую рядом американскую пару из Нью-Йорка.

Выяснили, что наши новые друзья дойдут до Сантьяго через два дня, и договорились встретиться в соборе на утренней мессе.Кусочек пути прошли с группой итальянцев, которые везли с собой парня на инвалидной коляске. Их паломничество было затеяно ради него — с верой, что апостол услышит молитвы об исцелении.

Получили благословение и иконки в подарок от добрейшего отца Андреаса в маленькой церквушке на перекрестке сельских дорог.Поболтали с французом Жан-Марком, который ровно месяц назад вышел из Франции. Выслушали рассказ о легендарном английском дедушке, который несколько месяцев ехал по Пути Иакова на ослике прямо из Англии.

По пути обогнали японских буддистов, совершающих путешествие по паломническим путям разных религий.Пообедали над водопадом, в ресторанчике рядом со старинной водяной мельницей. Выпили молодого вина за здоровье старичка, чей день рождения за соседним столиком отмечала группа веселых немецких паломников.

Заглянули в альберге — гостиницу для пилигримов, изучили, как все устроено. Альберге открывают в районе обеда: двухэтажные кровати, в комнатах от пяти до 20 человек. Выдают одноразовое белье. Можно пользоваться душем и кухней. Цена ночлега в государственных альберге — 5-7 евро. В частных — около 10 евро. В некоторых хозяева предлагают ужин.

Важно

Утром пилигримы покидают гостиницу до восьми утра — чтобы совершить основной бросок, пока нет жары.Надышались эвкалиптом: аромат в местных рощах такой насыщенный, что кажется, будто эвкалиптовое масло можно отжимать прямо из воздуха. Обнаружили несколько берез среди пальм и кипарисов. Сфотографировали на ступеньках церкви ящерицу величиной с откормленного ежика.

Обследовали городок Сарриа — самый близкий пункт, от которого можно начать путь. До Сантьяго отсюда 112 километров. Обычно из аэропорта люди добираются сюда автобусом за пару часов. А потом идут до Сантьяго дней пять.Решили обязательно вернуться и пройти хотя бы этот самый короткий кусок Камино.

Испанцы шутят, что это точка, откуда можно въехать в рай минимальными усилиями.

Магия места

Все, кто отправляется по Пути, верят в чудо.В Средневековье паломнический бум в Сантьяго начался в XI веке, когда здесь обнаружили мощи апостола Иакова. В XX веке новый виток популярности Сантьяго-де-Компостеле принесла книга Пауло Коэльо «Дневник мага», в которой он описал свое путешествие по Пути.

Кстати, именно во время паломничества Коэльо открыл свое предназначение стать писателем.Но корни веры в чудо в этих местах гораздо глубже, чем христианство. В древности маршрут считался путем магов и алхимиков. Жрецы всех религий признавали эти места священными и верили, что это проекция на поверхность Земли Млечного Пути.

Есть версия, что Путь — это отражение космического лабиринта, созданное в незапамятные времена древними цивилизациями. Каменные лабиринты неизвестного происхождения встречаются на пути довольно часто. И датируются вторым тысячелетием до нашей эры.

Люди верили, что пока человек проходит пешком Путь на Земле, его душа проходит космический лабиринт в параллельном мире и обретает знание и силу. Таких путей на Земле несколько. Путь Сантьяго — один из них.Астрологи считают, что Путь Сантьяго связан со звездой Сириус.

Именно Сириус озарил путь к колыбели Иисуса Христа и к месту рождения Кришны. Легенды утверждают, что город Сантьяго-де-Компостела был создан тайным орденом Сириуса, так как эта одна из самых мощных точек его влияния на Землю: у человека здесь обостряется интуиция вплоть до открытия третьего глаза.

Жрецы оставили на Пути знаки: фигуры, названия мест, культовые сооружения. В некоторых городах сохранились дома, принадлежащие тайным оккультным орденам с их гербами на стенах. Кстати, на многих соборах и церквях на Пути Сантьяго нет крестов — вместо них восьмиконечные звезды, круги, шпили или цветы.

Совет

В самих церквях можно встретить странные изображения существ с головами кошки и крыльями птицы, ангелов с телом быка, драконов, ящериц, змей, улиток. И даже динозавров, хотя совершенно неясно, откуда средневековые строители могли что-то знать о динозаврах.

Считается, что в соборах и церквях — в количестве башенок, колонн, статуй, куполов, шпилей, их ориентации по сторонам света — зашифрованы древние тайны.

Сила места

Холмы, по которым проходит Путь, остались от ранних культур дохристианского периода: это были святилища кельтов и друидов. На склонах часто попадаются каменные сооружения-пирамидки, дольмены и мегалиты.

Культовые сооружения на Пути строились на особых местах силы — к примеру, в Мансилье-де-лас-Мулас есть небольшая церковь, энергетика которой творит чудеса. Утверждают, что достаточно пожить здесь пять-шесть дней, ежедневно приходя в церковь на 20-25 минут, — и самые тяжелые недуги отступят.

В 20 километрах от Памплоны, неподалеку от Пуэнта-ла-Рейны, есть уникальная церковь Санта-Мария Еуната. Считается, что ее построили тамплиеры и стоит она на месте пересечения мощнейших энергетических геомагнитных потоков.На всем Пути Сантьяго поражает обилие древних мостов — их сотни.

Это вроде как символ перехода пилигрима из старой жизни в новую. Многие мосты полуразрушены, но сохраняются, имеют сакральное значение, и паломник обязательно должен по ним пройти.

Во время Пути Сантьяго пилигримы должны во всех реках, озерах, колодцах, родниках и водопадах, в каменных чашах соборов, где хранится святая вода, зачерпывать правой рукой воду и наносить себе на лоб. Такой обычай брать силу места через воду есть в разных культурах. В конце пути надо обязательно зачерпнуть океанской воды.

Также вдоль Пути Сантьяго очень много больших захоронений и алтарей поклонения предкам. А галисийское побережье Атлантики называется Costa da morte — Берег мертвых.

Добро пожаловать на Берег мертвых!

Кельты, жившие «на краю земли», верили, что души до окончательного пристанища бродят в виде огоньков на этом побережье — там, где каждый день умирает солнце.Местечко Финистерра — край земли. Это крайний мыс на Западе Испании. Дальше через Атлантику — Америка.Многие паломники в конце пути приходят сюда и остаются на недельку пожить на океане.

Существует специальный пилигримский ритуал — сжигать над океаном старую одежду и обувь. Но знатоки говорят, что это современные придумки: в Средние века у бедного паломника не было запасной одежды и обуви и ему в голову бы не пришло расставаться таким образом со своим имуществом.Есть на берегу город Падрон. По преданию, именно здесь у Белой скалы пристала лодка с мощами апостола Иакова.

Скала эта почиталась еще в дохристианский период. Местные жители рассказывают, что утес иногда светится, здесь вспыхивают огоньки, радуги, свечения в небе. А неподалеку находится гора Монте-до-Пиндо (629 м), прозванная кельтским Олимпом, — именно здесь по преданию проживали главные кельтские боги.

Обратите внимание

Веселая вывеска «Добро пожаловать на Берег мертвых!» над местным туристическим бюро немного смущает. Но ненадолго: это действительно райское местечко с тихими рыбацкими деревушками, средневековыми городками, утесами, водопадами и красивейшими океанскими пляжами.Местечко это пока не тронуто массовым туризмом — в основном сюда приезжают отдыхать сами испанцы. Цены здесь вполне щадящие.

Есть милые отельчики, есть сельские домики в горах и на побережье. Летом вода в океане не прогревается выше 22 градусов, поэтому гости стараются снять жилье с бассейном.Галисия привлекает гостей по нескольким причинам: летом здесь не жарко, цены здесь ниже, чем на курортах Средиземноморья, нетронутая природа, лучшие в Европе морепродукты по лучшим ценам.

А перед отъездом нас пригласили к мэру города — в старинный дворец напротив собора.— Ну, вы встретили хоть одного пилигрима из Латвии за эти дни? — строго спросил нас мэр.Мы честно признались что ни из Латвии, ни из Литвы, ни из Эстонии, ни даже из России никого не встретили.— Вот и передайте им: пусть приезжают. Нам нужны пилигримы.

Мы их ждем, — улыбнулся мэр и пригласил нас на парадный балкон ратуши, выходящий на соборную площадь.Это самое радостное место в мире — площадь называется Обрадойро и как будто создана для того, чтобы сильно обрадоваться, как только сюда попадешь.Люди счастливы, что наконец-то после недель пути добрались до места. Они благодарят святого Иакова.

Они радуются, встретив на площади друзей, с которыми познакомились в пути, — о таких свиданиях уславливаются заранее или оставляют записки в центре паломников на специальной доске свиданий: «Тания и Джим из Бостона! Жду вас в 14 часов в кафе «Париж». Джанкарло с Сардинии». Все обнимаются и целуются как старинные друзья.

Концентрация любви и радости в единицу времени здесь зашкаливает за все нормы.А вечером в Сантьяго-де-Компостеле принято совершить пробег Париж — Дакар.

Пешеходная улица ресторанов и баров начинается с кафе «Париж» — к середине ночи, перемещаясь из одного заведения в другое, обрастая по дороге новыми знакомыми, попадая в разные компании, можно добраться до ресторанчика «Дакар» в другом конце улицы.Мы попали в «Дакар» под утро. Через пару часов надо было отправляться в аэропорт. Хотя мы с удовольствием прогулялись бы обратно до «Парижа».А в Риге мы еще целую неделю ловили себя на том, что скучаем по пилигримам: глаза привыкли выхватывать в толпе людей с рюкзаками. И по колокольному звону: в Сантьяго-де-Компостеле колокола собора бьют каждые полчаса и слышны на 15 километров.

Если вы обратитесь в турагентство, профессионалы проконсультируют вас по всем вопросам, забронируют билеты и свяжутся с испанскими фирмами, которые оказывают поддержку паломникам: рассчитывают путь, планируют, в каких городках будет остановка на ночлег, бронируют гостиницы и даже при желании перевозят рюкзаки из одного городка в другой, пока паломники идут пешком.

Три Чуда Галисии

1. Собор Святого Иакова

Конечная точка Пути — собор в Сантьяго-де-Компостеле.Иаков и его брат Иоанн среди всех апостолов занимают особое место: их мать была сестрой Богородицы. То есть Иаков — двоюродный брат Иисуса. В центре над алтарем стоит фигурка апостола.

На его спине светится ракушка-гребешок, сделанная из рубинов. На рубинах — лучи из янтаря, а сама статуя святого из золота. Паломники становятся на деревянный подколенник и обнимают Иакова со спины. Все устроено таким образом, что ракушка-гребешок соприкасается с сердечной чакрой.

Здесь же находится серебряный ларец с мощами апостола.

Геобиологи утверждают, что, по их замерам, здесь находится одна из самых энергетически насыщенных точек на планете.

2. Ботафумейро

Нам повезло — мы увидели обряд раскуривания ботафумейро. Это гигантское кадило, подвешенное с потолка собора, самое большое в мире — размером в человеческий рост. Весит 80 кг и раскачивается восемью служителями в пурпурных накидках. На наполнение этого кадила уходит 40 кг угля и ладана.

Кадило раскачивается как маятник, наполняя воздух божественным ароматом, пока не достигнет высоты круглого окна-розы под самыми сводами собора.Традиция помимо религиозного смысла имела и прозаичный гигиенический. Средневековых паломников, ночевавших в соборе, окуривали с целью дезинфекции.

В наше время обряд проводят несколько раз в год по большим праздникам. Можно также за 350 евро заказать ботафумейро в частном порядке — группы паломников часто просто скидываются и делят расходы на всех.

3. Галисийский Грааль

В мире есть несколько чаш, претендующих называться Святой чашей, куда, по преданию, была собрана кровь Иисуса Христа.

Одна из них хранится в церкви городка О-Себрейро и известна как Галисийский Грааль.

Летописи утверждают, что в 1300 году здесь случилось чудо евхаристии: на глазах у прихожан во время причастия вода превратилась в вино, а хлеб — в плоть. Чудо было официально зарегистрировано.

Где остановиться

На всем протяжении пути стоят альберге — паломнические гостиницы. Организованы братством Св. Иакова, церковными общинами, муниципалитетами, офисами по туризму или частными предпринимателями. Цены — от 5 до 12 евро.Hotel Rua Villar — www.hotelruavillar.

comТрехзвездочный милый отель за углом от кафедрального собора Сантьяго-де-Компостелы прямо напротив главного бюро, где пилигримам выдают сертификат паломника. Расположен в старинном здании с деревянной лестницей, каменной кладкой и живописными мансардами.

Двухместный номер — от 86 евро.

Расходы

Бывалые пилигримы утверждают, что на Пути в день требуется не более 30 евро: ночлег, вода, еда. Причем не сухомятка, а обед в местных ресторанчиках с домашним вином.

Подробная информация о Пути Сантьяго: карты, маршруты, километраж, блоги

www.xacobeo.eswww.santiagoturismo.comwww.santiago-compostela.netСайт на русском языке, посвященный Пути Сантьяго: «ЖЖ»-сообщество, советы, рассказы пилигримовwww.caminosantiago.ruИнформация об отдыхе на океанском побережье Галисии

www.costadamorte20.com

{odnaknopka}

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Источник: http://www.symbolizm.ru/index.php/novosti/894-2012-07-05-05-59-48

Ссылка на основную публикацию