Общественная деятельность в образовании — это как?

Образовательная деятельность — это работа по обучению и воспитанию детей. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» :

В настоящее время возникает много дискуссий и споров на тему образовательной деятельности. Это неслучайно, ведь именно в процессе получения образования закладываются многие черты характера личности, происходит ее физическое, нравственное и умственное совершенствование.

Очень важно, чтобы ребенок вырос как можно более адаптированным к современным реалиям жизни и мог с помощью своих способностей приносить наибольшую пользу обществу.

Для этого необходимо непрерывное развитие образовательной деятельности как системы в целоми полная вовлеченность в процесс всех субъектов образования.

Основные понятия

Целью процесса образования является обучение и воспитание человека в любом возрасте.

Воспитание необходимо для правильного становления и развития личности, выработки нравственных и духовных ценностей, приучения к принятым нормам поведения в социуме.

Обучение позволяет овладеть необходимыми умениями, навыками или знаниями, развить определенные способности и научиться практически применять полученные сведения в повседневной жизни.

Обратите внимание

Для понятия «образовательная деятельность» определение используется, чтобы обозначить процесс образования и следования в обучении людей специально созданным программам обучения.

Образовательная программа чаще всего представляется как совокупность различных методических и оценочных материалов, программ ведения учебных дисциплин и предметов, календарного графика обучения и прочего и образует единый комплекс, который включает в себя планируемые результаты, содержание и объем.

Лицо, осваивающее рекомендованную образовательную программу, является обучающимся. Оно получает новые знания чаще всего под непосредственным контролем и руководством педагогического работника, заключившего договор с образовательной организацией на выполнение обязанностей по обучению и воспитанию.

Процесс передачи знаний осуществляется с помощью различных средств образования. Сюда входят разнообразное оборудование, приборы, компьютеры, визуальные и аудиосредства, информационные ресурсы и прочие необходимые объекты.

Принципы

Политика образовательной деятельности включает в себя следующие положения об образовании в РФ:

  • получить образование может каждый человек;
  • образование должно носить гуманный характер и объединять в себе свободное совершенствование личности и воспитание любви к родине, ответственности, трудолюбия, разумного отношения к природе;
  • каждый может получить образование, соответствующее его склонностям и потребностям, выбирая форму обучения и образовательное учреждение в зависимости от личных предпочтений;
  • образовательные организации обязаны носить открытый информационный характер и формировать публичную отчетность, однако они сохраняют право на автономию и демократичный характер управления образованием;
  • все отношения в области образования регулируются государственным путем и с помощью договоров;
  • педагогические работники вольны самостоятельно выбирать методы обучения и воспитания;
  • недопустимы какие-либо ограничения или отсутствие конкуренции между обучающими организациями.

Структура системы образования

Образование можно получить путем усвоения одной образовательной программы или сразу нескольких. В процессе обучения обычно учитывается уже имеющееся образование, а также практический опыт и квалификация.

Выделяются следующие уровни образования:

1) Общее:

  • дошкольное;
  • начальное (начинается с семилетнего возраста ребенка, длится обычно 4 года);
  • основное (5 лет обучения);
  • среднее (рассчитано на 2 года).

2) Профессиональное:

  • среднее (продолжительность обучения зависит от образовательного учреждения);
  • высшее – бакалавриат (4 года обучения), специалитет (5 лет), магистратура (2-2,5 года);
  • высшее – подготовка кадров, обладающих высшей квалификацией;

3) Дополнительное образование.

Формы образования

Граждане РФ, согласно ФЗ 273 об образовании, имеют право получить образование двумя способами:

  1. С помощью образовательной организации.
  2. Путем самообразования или обучения в семье.

Обучение в организациях учитывает потребности и возможности каждого обучающегося и объем занятости работника-педагога. Проходить оно может в заочной, очно-заочной или очной форме.

Самостоятельное получение образования возможно, если впоследствии будут пройдены промежуточная и итоговая аттестация в образовательном учреждении. Разрешается сочетать различные формы обучения.

Субъекты

Выделяются следующие субъекты, осуществляющие образование и образовательную деятельность:

  • образовательные учреждения;
  • педагогические работники;
  • обучающиеся.

Организации

Образовательная деятельность – это процесс, который могут осуществлять индивидуальные предприниматели, образовательные и обучающие учреждения.

В наименовании каждой организации обязательно указывается ее тип и организационно-правовая форма. Дополнительно в названии можно использовать указания на особенности предоставляемого образования и дополнительные функции, применяемые для ведения образовательной деятельности.

В зависимости от реализуемой программы образования, выделяются следующие типы организаций:

  1. ДОУ. Осуществляют дошкольное образование, присмотр за детьми и их воспитание.
  2. Общеобразовательные. Для их работы используется программа образовательной деятельности начального уровня, основного и/или среднего.
  3. Профессиональные. Проводят профобучение и образование.
  4. Вузы. Готовят кадры высшего образования, ведут научную деятельность.

Устав и управление организацией

Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, — это организации, действующие на основании утвержденного устава. В каждом уставе содержатся сведения о:

  • типе учреждения;
  • его учредителе;
  • программах образования;
  • органах управления организацией.

Работники организации, обучающиеся и их родители имеют право на ознакомление с ее уставом.

Порядок создания органов управления учреждением, их компетенция и срок действия полномочий прописываются в уставе. Работают они на основе принципов коллегиальности и единоначалия.

Текущее руководство и регулирование выполняет единоличный руководитель (директор, заведующий), осуществляющий функции исполнительного органа.

Коллегиальных органов управления может быть несколько, каждый из них имеет свою область компетенции.

Могут формироваться такие коллегии, как общее собрание работников, ученый или педагогический совет, попечительский, управляющий и наблюдательный советы, и другие, в том числе и создаваемые с целью учета мнений представителей несовершеннолетних учеников и самих обучающихся по осуществлению образовательной деятельности.

Педагогические работники

Право на преподавание имеют лица, обладающие высшим или средним профобразованием и отвечающие профстандартам и требованиям квалификационных справочников. Каждый специалист получает некоторые свободы и права, соцподдержку, государственные гарантии, направленные на повышение значимости преподавательской работы.

Для ведения основной образовательной деятельности педагогическим работникам предоставляются определенные полномочия:

  • свободный выбор форм и методов преподавания;
  • самостоятельный подбор методических пособий и информационных материалов;
  • сопричастность к управлению образовательным учреждением, вхождение в состав коллегий;
  • осуществление научной, экспериментальной, творческой, исследовательской и других видов деятельности;
  • защита чести и достоинства, обращение в комиссию по спорным вопросам, участие в деятельности общественных профорганизаций;
  • участие в выработке календарных графиков и учебных планов.

Педагогические работники обязаны:

  • относиться с уважением к другим работникам и обучающимся;
  • воспитывать и давать образование, развивать у обучающихся творческие способности, инициативность, самостоятельность, патриотизм, трудолюбие;
  • повышать свой профуровень;
  • периодически проходить проверки на соответствие занимаемой должности;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения и его устав.

Обучающиеся

Образовательная деятельность – это процесс, в который вовлечены не только педагогические работники, но и обучающиеся — физические лица, занимающиеся освоением образовательной программы. В зависимости от выбранной организации, уровня получаемого образования и формы обучения, обучающиеся могут называться:

  • воспитанниками, обучающимися в ДОУ или получающими общее образование с одновременным проживанием в организации;
  • учащимися – лицами, получающими общее образование;
  • студентами, осваивающими профессиональное или высшее образование;
  • аспирантами и ординаторами – лицами, обучающимися в аспирантуре и ординатуре;
  • экстернами, зачисленными в организацию для прохождения аттестации.

Каждый обучающийся имеет право на:

  • самостоятельный выбор организации и формы обучения, в том числе и сразу нескольких при желании;
  • отсрочку от призыва в армию;
  • каникулы – перерывы, запланированные для отдыха и других целей;
  • получение бесплатного образования в порядке, установленном ФЗ № 273 об образовании;
  • участие в управлении организацией;
  • пользование всеми информационными и библиотечными ресурсами, объектами культуры и спорта и прочими возможностями, предоставляемыми организацией;
  • совмещение учебы с работой.

Обучающиеся должны:

  • соблюдать дисциплину, выполнять внутренние правила распорядка и требования устава;
  • аккуратно относиться к имуществу учреждения;
  • добросовестно изучать образовательную программу;
  • заботиться о своем нравственном, физическом и умственном самосовершенствовании;
  • с уважением относиться к другим обучающимся и работникам организации.

Процесс обучения

Образовательная деятельность включает в себя работу по обучению и воспитанию детей. Проявляется она в разных формах: коммуникативной, игровой, исследовательской, музыкальной, трудовой, художественной и т. д. Образовательная деятельность – это совместный труд обучающихся и педагогических работников, направленный на освоение учениками преподаваемого материала.

Методы

Образовательная деятельность может осуществляться по-разному, каждый ее аспект имеет свои особенности. В зависимости от поставленных задач и преследуемых целей выделяются несколько способов обучения:

  1. Методы воспитательной деятельности. Они направлены на формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся. Это могут быть, например: самооценка, раскаяние, подражание, поступок, побуждение. Эти действия можно подразделить на две группы: теоретические и практические. Теоретическая деятельность применяется для нахождения и обоснования практической деятельности, которая, в свою очередь, позволяет сознательно менять элементы мира.
  2. Методы учебной деятельности. Они по своей природе близки к научно-исследовательской деятельности ученого. Подразделяются на теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы используются для осуществления различных мыслительных операций (например, анализ, сравнение, индукция, фантазия) и позволяют на их основе выстраивать гипотезы, заниматься постановкой проблем, выявлять противоречия, выдвигать научные теории. Эмпирические методы направлены на ведение практической деятельности (написание сочинений, проведение опытов и экспериментов, конспектирование, выполнение упражнений).
  3. Метод развития обучающегося. Используется для совершенствования психических процессов. Развитие происходит либо целенаправленно с помощью тренировок памяти, эмоций, внимания и т. д., либо попутно при воспитании и обучении.

Средства

Для осуществления образовательной деятельности используются различные средства обучения. Информационные и материальные средства представляют собой игры, учебные пособия, специальное оборудование и прочие предметы, созданные другими людьми для ведения образовательной деятельности.

Остальные средства изучения используются обучающимися самостоятельно. Это языковые средства, включающие в себя разговорные языки (родной и иностранный) и специализированные (дорожные знаки, чертежи, электросхемы), специфические научные (математические, физические).

Логические средства позволяют проявить умственные способности. Они формируются путем образного восприятия и наглядно-действенного. Благодаря этим средствам личность учится задавать вопросы и давать на них ответы, решать проблемы, делать выводы, совершать различные умственные операции.

Читайте также:  9 мая. зачем детям знать про войну?

Действие математических средств начинается с формирования представлений о числах и умении счета. Впоследствии происходит развитие математических средств при дальнейшем изучении точных наук.

Важно

Совершенствование процесса образовательной деятельности является одной из актуальных и насущных проблем современного мира. Неслучайно законы об образовании в РФ подвергаются постоянным изменениям с целью развития образовательной системы.

Минимальными знаниями об образовательной деятельности должен обладать каждый человек, неважно, является ли он педагогическим работником или обучающимся. Это позволит правильно воспитать и вырастить будущее поколение, обладающее духовными ценностями, развитым интеллектом и хорошими физическими данными.

Источник: https://BusinessMan.ru/obrazovatelnaya-deyatelnost—eto-rabota-po-obucheniyu-i-vospitaniyu-detey—fz-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii.html

Общественно-полезная деятельность в ВУЗе

Учёба в высшем учебном заведении занимает большую часть жизни — 5 или 6 лет, иногда и больше. Причем это возраст самый насыщенный и деятельный, когда человек легко совершает поступки, о которых чуть позже можно лишь мечтать. Поэтому, наряду с учёбой, многие активно занимаются общественно-полезной деятельностью.

Сколько ВУЗов — столько и приоритетов в общественно-полезной деятельности их студентов, во многом она зависит от специфики образовательного учреждения.

Однако есть и общие направление, на которых могут работать студенты практически всех ВУЗов, те, которые не требуют больших навыков, однако предполагают наличие духовности и отзывчивости, те, где важно не говорить о сострадании, а показать на деле своё неравнодушие. Направлений этих много, остановимся на самых распространённых.

Движение «За чистоту города»

Студенты выходят на улицы своего города, чтобы навести порядок. Это может быть как ближайшая к ВУЗу территория, так и отдалённая. Иногда высаживается трудовой десант в самых разных местах, для того чтобы за 2-4 часа навести порядок в парке, на пляже, на отдельной улице. 

Движение «За порядок на улицах города»

Современные «Дружины», помогающие правоохранительным органам следить за порядком на улицах города. В такие «Дружины» принимают, обычно, крепких парней, которые выходят патрулировать подконтрольную территорию вместе с нарядом полиции.

Движение «Помощь детским домам»

Многие ВУЗы налаживают связи с детскими домами. Ведь для воспитанников детских домов важно не только иметь питание и вещи, но и общаться с интересными людьми. В группы входят как девушки, так и юноши, которые в определенное время приходят в Детский дом, чтобы просто поиграть с воспитанниками, почитать книжки, вместе что-то смастерить или заняться общественно-полезным трудом.

Движение «Социальный плакат»

Это движение характерно для ВУЗов творческой направленности. Ведь давно известно, что плакаты интересны людям и воздействуют на их психику и поведение. Поэтому студенты рисуют плакаты, рассказывающие о вреде алкоголя, наркотиков, курения или пропагандирующие здоровый образ жизни, социальную помощь. Затем плакаты размещаются в людных местах или на просторах Интернета.

Движение «Благотворительность»

Иногда ВУЗ просто устанавливает в помещении банку сбора средств на благотворительность и каждый студент может положить туда столько, сколько сможет или захочет. Затем эти деньги передаются в благотворительный фонд.

Волонтёрское движение

Уже несколько лет подряд в России набирает силу волонтерское движение, когда молодые люди совершенно бесплатно помогают пенсионерам, пациентам стационаров (онкологических, например), едут в зоны бедствий и катастроф, в составе делегаций по оказанию гуманитарной помощи. 

Всё это делается бесплатно, однако не проходит бесследно. Студенты учатся общению, взаимопомощи, становятся более добрыми, начинают ценить жизнь и даже небольшие блага. Поэтому общественно-полезная деятельность — это прекрасный метод воспитания хороших личностных качеств. 

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/obshhestvenno-poleznaja-dejatelnost-v-vuze.html

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 «Перечень» ВАК ИФ РИНЦ = 0,737

1Говорушина Т.К. 1 Федотова Г.А.

21 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»2 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Министерства образования и науки РФНа основе анализа особенностей современной практики системы дополнительного образования детей и взрослых выявлена необходимость привлечения общественности к её управлению как нового организа-ционного механизма. Установлены истоки возникновения государственно-общественного управления в России. Выявлены затруднения в современном состоянии государственно-общественного управления как объединения усилий государства и общества в решении проблем образования детей и взрослых. Рас-крыты преимущества организации общественно-государственного управления на территориальном уровне и представлена её структура. Определены компетенции деятельности общественных органов управления и качественные показатели государственно-общественного управления в системе дополни-тельного образования детей и взрослых. Раскрыто общее содержание и принципы в управленческой дея-тельности государства и общественности как составляющих государственно-общественного управления системой дополнительного образования детей и взрослых.содержание управленческой деятельности государственных и общественных органов.общественно-государственное управлениеуправление системой дополнительного образования1. Бочкарев В.И. Концепция государственно-общественного управления общим образованием. — М. : ИОСО РАО, 2005. — С. 4.2. Концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге : Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга Комитета по образованию 143-р от 31.01.2011 г.3. Основы андрагогики : учеб. пособ. / под ред. И.А. Колесниковой и др. — М., 2003.4. Петрова М.П. Тенденции развития государственно-общественного управления образованием в РС(Я) // Менеджмент в образовании. — 2005. — № 2 (11). — С. 30-35.5. Реморенко И.М. Разное управление для разного уровня. — СПб. : Агентство образования сотрудников, 2005. — 368 с.6. Федотова Г.А. Общественно-государственное управление как фактор инновационного развития образовательного учреждения // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. — URL: http://www.science-education.ru/106-8009 (дата обращения: 28.12.2012).

Дополнительное образование детей и взрослых — это многоуровневая социально-педагогическая система взаимосвязанных целей и задач, форм и методов, средств и содержания, технологий и результатов деятельности, которая обеспечивает формирование социально-творческой активности обучающихся и направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуально-нравственном, физическом развитии личности.

Характеристикой современного дополнительного образования детей и подростков выступает вариативность образовательных услуг, интеграция и сотрудничество, тенденции к саморазвитию, созидательное взаимодействие государственных органов управления и гражданских институтов.

Дополнительное образование взрослых, направленное на развитие социально-профессиональной компетентности и мобильности, влияет на осознание процессов, происходящих в нашем обществе и в мире в целом; укрепляет веру человека в свои возможности; стимулирует формирование общности на разных этапах жизни и формирует ощущение незавершенности и незавершаемости образовательного процесса [3].

В стране изменилась социально-экономическая ситуация, возникла новая образовательная парадигма, ориентированная на личность.

Поэтому в контексте отработки организационных механизмов управления на первый план выходит проблема поиска путей устойчивого созидательного развития образовательно-воспитательных учреждений, поскольку именно им отводится социальная роль стабилизатора общественной жизни и двигателя прогресса в перспективе.

Участие общественности в управлении жизнедеятельностью населения — это не дань модным тенденциям. Оно имеет глубокие исторические корни: первый российский Закон организации городского управления (1775 г.

), где определена значимость общественно-городского управления; идеи открытости образования в просветительских реформах Петра I; возникновение института попечительства и благотворительности на нужды народного просвещения; общественно-педагогическое движение в процессе становления внеаудиторного образования детей, подростков и взрослых.

Современное состояние государственно-общественного управления, как объединение усилий государства и общества в решении проблем образования, претерпевает ряд затруднений:

  • низкая эффективность совместной деятельности всех субъектов государственно-общественного управления (сообщество, система образования, средства массовой информации) по разработке и распространению образовательных, воспитательных и научно-просветительных программ;
  • недостаточная активность профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей и общественных организаций в реализации государственной политики в области дополнительного образования;
  • наличие потребности общественности в управлении образованием и отсутствие практического опыта взаимодействия с государственными структурами, что делает общественность пассивной, неспособной реально влиять на образовательную политику;
  • ограниченность общественного управления, заключающаяся только в работе различного вида советов (попечительский, родительский, совет образовательного учреждения и др.), управленческие функции которых весьма ограниченны;
  • низкая компетентность общественности в вопросах управления системой образования и менеджмента в образовании, что, в свою очередь, затрудняет их продуктивное участие в управлении системой образования [1].

Как показывает практика, организация государственно-общественного управления дополнительным образованием детей и взрослых наиболее успешно осуществляется на территориальном уровне.

Это объясняется тем, что она базируется на согласовании ценностных ориентиров образовательной политики с интересами и возможностями не только субъектов образования, но и общественности; обобщает и транслирует существующий опыт социально-педагогического взаимодействия, создает условия для проявления социальной активности и актуализации потенциала государственно-общественного управления в развитии всей системы образования.

Участие общественности в проектировании Программы развития дополнительной системы образования на основе социально-педагогического подхода, предполагающее совместное планирование, организацию, взаимосвязь ведомственной диагностики и общественной экспертизы результативности системы образования, обеспечит создание единого инновационного пространства деятельности гражданских институтов, мобильность инновационных процессов в социализации личности и преобразовании социально-педагогической действительности.

Совет

Средствами актуализации социально-педагогического потенциала государственно-общественного управления в развитии системы дополнительного образования детей и подростков выступают: взаимодействие с органами местного самоуправления, различными организациями по привлечению инвестиций и принятию социальной ответственности за результаты образования; согласование социального заказа, нормативов образования и личностного саморазвивающего начала; межведомственное сотрудничество и гармонизация взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Структура государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей и взрослых на муниципальном уровне включает различные государственные институты:

  • департаменты управления: отделы администрации города, предприятия и учреждения;
  • органы муниципальной власти и институты общественного самоуправления;
  • межведомственные органы: комиссии, координационные и экспертные советы;
  • некоммерческие общественные организации и непартийные социальные движения;
  • профессиональные сообщества и вузы;
  • социально-молодёжные и общественные фонды;
  • представители малого и среднего бизнеса;
  • средства массовой информации;
  • правоохранительные органы;
  • отделы социальной защиты и т.п.

Во многих территориальных системах образования разрабатываются нормативные документы и проекты, реализация которых обеспечит расширение функций и компетенций общественных организаций, значительно повлияет на доступность и качество образования, повысит действенность и открытость государственных управленческих структур для общественности и населения.

Читайте также:  Превед, кросафчег. поговорим по-албански?

Так, в Комитете по образованию Правительства Санкт-Петербурга принята Концепция развития государственно-общественного управления образованием (143-р от 31.01.2011 г.).

В данном документе государственно-общественное управление образованием понимается как ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, руководители общеобразовательных учреждений), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества и населения [2].

В управленческой структуре Санкт-Петербурга в настоящее время функционируют следующие советы:

  • Совет по образовательной политике, который является государственно-общественным органом, обеспечивающим согласованные действия Комитета по образованию, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования; во всех районах города созданы государственно-общественные органы по управлению образованием, которые ежегодно представляют информационные материалы о деятельности образовательной системы;
  • педагогические советы (количество их достигает 1147), советы образовательных учреждений (964); попечительские советы (802); благотворительные фонды (15).

Анализируя практику деятельности действующих органов государственно-общественного управления, следует отметить, что инициатива общественности в основном направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех участников образовательного процесса, реализацию прав педагога, обучающихся и их родителей, обеспечение общественного наблюдения и осуществление общественной экспертизы в сфере дополнительного образования.

В компетенцию деятельности общественных органов управления входит:

  • законотворческая деятельность и совершенствование образовательного процесса, которое заключается в формировании «гражданского заказа» и общественной экспертизе качества дополнительного образования;
  • проектирование и реализация механизмов стимулирования общественной деятельности педагогов, учащихся и их родителей, а также и представителей общественных институтов;
  • инициирование и создание объединений родителей и попечителей: попечительские, управляющие и наблюдательные советы, благотворительные фонды и др.; объединения работников учреждения дополнительного образования: ассоциации, профессиональные советы, советы образовательных учреждений, советы руководителей образовательных учреждений идр.;
  • привлечение общественных организаций и сообществ к формированию и реализации образовательной политики и повышению её продуктивности;
  • сохранение баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности;
  • выработка концепций стратегического развития системы дополнительного образования с учетом различных форм социального и образовательного партнерства [6].

Государственно-общественное управление дополнительным образованием детей и взрослых на территориальном уровне представляет собой распределение обязательств в управлении между органами законодательной и исполнительной власти региона, наделенными государственными полномочиями в области образования, органами местного самоуправления и муниципальной общественностью в лице представляющих ее интересы органов самоуправления.

Общественная составляющая позволит ограничить монополию государства в управлении дополнительным образованием детей и взрослых, создав при этом условия перехода дополнительного образования к открытой для общества и подотчетной ему социальной системе. В данном случае перераспределяются функции управления образованием между государственными и общественными структурами территории. Таким образом, общественные организации будут иметь право решающего, а не совещательного голоса.

Качественными показателями наличия государственно-общественного управления дополнительным образованием детей и взрослых являются: расширение публичности деятельности образовательных учреждений дополнительного образования и органов управления образованием; удовлетворение культурно-образовательных потребностей населения на основе маркетинговых исследований их образовательных потребностей; обеспечение информационной поддержки родителей и общественности как участников образовательного процесса; общественное обсуждение проблем образования детей и взрослых; создание «горизонтальных» управленческих структур: закрепление правового статуса управляющего, попечительского советов, формирование опыта общественной организации в совместной деятельности педагогического и управленческого коллективов [5].

Обратите внимание

Необходимо отметить, что субъекты общественно-государственного управления дополнительным образованием детей и взрослых имеют общее содержание деятельности по реализации функций управления (таблица 1).

Таблица 1 — Общее содержание деятельности субъектов общественно-государственного управления дополнительным образованием детей и взрослых

Общее содержание деятельности субъектов общественно-государственного управления дополнительным образованием детей и взрослых
Деятельность по обеспечению функционирования региональной образовательной системы Содействие совершенствованию деятельности и развитию региональной системы образования
  • участие в разработке, принятии и реализации нормативно-правовой базы функционирования образовательной сферы;
  • определение направлений расходования и контроля дополнительных финансовых средств;
  • контроль за соблюдением полной реализации прав всех субъектов образования;
  • содействие продуктивному взаимодействию участников образовательного процесса;
  • привлечение в сферу образования сил и средств юридических и физических лиц;
  • представление и защита интересов муниципальной системы образования
  • разработка и реализация проектов и программ, обеспечивающих совершенствование содержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности и процессов управления ею;
  • разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности обучающихся, деятельности родителей в интересах региональной образовательной системы;
  • изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации региональной образовательной системы и образовательных учреждений;
  • участие в экспертизе качества образования

К основным принципам демократизации управления региональной системой образования можно отнести следующие:

  • законности: непременное следование органов регионального и общественного управления образованием Конституции РФ, ее законам и нормативно-правовым актам;
  • открытости и гласности: деятельность субъектов демократического, общественно-государственного управления образованием открыта для всех и обеспечивает получение всеми достоверной и оперативной информации;
  • свободы и самодеятельности: возможность каждого муниципального и общественного органа управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять активность и самодеятельность в ней;
  • независимости и паритетности субъектов демократического, общественно-государственного управления образованием;
  • целевой направленности деятельности субъектов управления на реализацию потребностей и интересов человека, общества и государства;
  • согласованного распределения полномочий и сфер ответственности между муниципальными и общественными органами управления образованием;
  • наделения полномочиями в региональной вертикали управления сверху вниз, а в общественной — снизу вверх (избирателями);
  • правовой обоснованности притязаний участников образовательной деятельности на участие в управлении региональной образовательной системой;
  • рационального сочетания единоначалия и коллегиальности в системе управления региональной системой образования [4; 5].

Рецензенты:

Шерайзина Роза Моисеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления, г. В. Новгород.

Ширин Александр Глебович, доктор педагогических наук, профессор, директор Института непрерывного педагогического образования, г. В. Новгород.

Библиографическая ссылка

Говорушина Т.К., Федотова Г.А. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9872 (дата обращения: 26.02.2019).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9872

Кто может заниматься образовательной деятельностью

В настоящее время, увеличивается спрос на открытие образовательных учреждений и долго можно спорить о том, кто из юридических лиц в гражданском обороте может заниматься образовательной деятельностью и осуществлять обучение по тем или иным дисциплинам в образовательных учреждениях.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии Законом РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и нормами международного права.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Статья 8 Закона РФ от 10 июля 1992 г.

№3266-1 «Об образовании» дает четкие критерии системы образования в Российской Федерации.

Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно – правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Данное положение закона в принципе говорит о том, что образовательной деятельностью могут заниматься все организационно-правовые формы, которые предусматривает Гражданский кодекс Российской Федерации. В тоже время, можно увидеть определенное противоречие данному положению в существующем на сегодняшний момент законодательстве.

Пункт 1. статьи 11.1. Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», говорит нам о том, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Важно

Гражданский кодекс РФ дает четкое определение понятия некоммерческой организации, в том числе и ее форм. Пункт 1 статьи 50 ГК РФ, говорит о том, что некоммерческими организациями являются организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Пункт 3 этой же статьи говорит о том, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных ФЗ от 12 января 1996 г.

№7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иным действующим законодательством. Пункт 2 статьи 2 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет направление деятельности и цели для которых может быть создана некоммерческая организация.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В соответствии с данным положением закона для осуществления образовательной деятельности можно использовать любую из форм некоммерческой организации и проблем при государственной регистрации этого юридического лица возникнуть не должно, хотя на практике можно столкнуться с интересными казусами, о них более подробно чуть позже.

Читайте также:  Как сэв поднимает благосостояние амстердамцев?

Соответственно, на основании вышеизложенного, вопрос может возникнуть о правильности выбора организационно-правовой формы юридического лица, которое планирует осуществлять образовательную деятельность.

При более подробном изучении всех видов организационно-правовых форм некоммерческих организаций можно точно выделить три формы, которые оптимально подходят для государственной регистрации образовательной организации: 1. ФОНД.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (Статья 7 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ) 2.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (Статья 10 ФЗ от 12 января 1996 г.

№7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). 3. ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (Статья 9 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Совет

Статья 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» вводит новое понятие, не встречающееся ранее в законодательстве, это ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Федеральное государственное образовательное учреждение — образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Читая данную статью, можно сделать вывод о том, что законодатель объединяет все организационно-правовые формы, которые могут заниматься образовательной деятельностью в единое понятие ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Главная особенность этого образовательного учреждения, это осуществление образовательного процесса.

Понятие образовательного процесса законодатель при этом в законе четко не раскрывает, а делает ссылку на то, что это есть реализация одной или несколько образовательных программ. Статья 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» дает нам четкое понятие и различные виды образовательных программ.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).

Обратите внимание

В целом, проблемы с образовательными учреждениями, которые реализуют общеобразовательные программы встречаются очень редко, куда сложнее четко квалифицировать образовательные программы дополнительно профессионального образования. В настоящее время, большое развитие получили различные курсы, индивидуальное профессиональное обучение.

Яркий пример, обучение вождению автотранспортных средств. Сегодня, автошколы открываются в различных организационно-правовых формах, но чаще всего в коммерческих, что в целом вообще противоречит Закону РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», потому что не в одной из статей этого закона не говорится об организационно-правовых формах коммерческих организации. При этом они прекрасно проходят государственную регистрацию в налоговых органах, получают образовательную лицензию в Министерстве образования Российской Федерации, а также в иных государственных органах управления образованием субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, наделенных в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями, что уже является нарушением и не соблюдением норм действующего законодательства.

Положение о лицензировании образовательной деятельности, разработанное в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и ФЗ от 22 августа 1996г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.

В соответствии с данным Положение, не подлежит лицензированию: а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации; б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки. Все иные виды образовательной деятельности обязаны данную деятельность лицензировать, а именно: а) образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ); б) военных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба; в) образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; г) научных организаций по программам послевузовского профессионального образования; д) общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, суворовских военных училищ, военно-музыкальных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов и школ (школ-интернатов); е) образовательных учреждений дополнительного образования детей и специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти. В вышеуказанном примере, деятельность автошкол подпадает под лицензируемые виды деятельности и относится к образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, но как они получают лицензию, регистрируя юридическое лицо в организационно- правовой форме одной из видов коммерческой организации до сих пор остается загадкой.

Статья подготовлена специалистом Казанского юридического центра Птичкиной Екатериной Михайловной

Раздел: Мнение эксперта Просмотров страницы: 16759

Источник: https://www.lawmix.ru/content?id=1179

Общественно-полезная деятельность в подростковом возрасте

Школа и учение по-прежнему занимают большое место в жизни подростка, но на ведущие позиции, как считает Д. И.

Фельдштейн, выходит не учение, а общественно полезная деятельность, в которой реализуется его потребность в самоопределении, самовыражении, признании взрослыми его активности (участие в спортивных, творческих кружках, секциях и факультативах, посещение студий, участие в молодежных общественных организациях и т.д.).

Разные авторы вкладывают разный смысл в понятие общественно полезной деятельности. Одни полагают, что это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других людей, коллектива и общества в целом. Другие считают, что общественно-полезный характер приобретает любая деятельность, выполняемая для коллектива, общества.

Третьи думают, что это деятельность, которая исключает производственные цели, а имеет лишь воспитательные. Все это обусловлено тем, что подростковый период сензитивен к той стороне деятельности, которая касается отношений с людьми, усвоения норм, правил, моделей этих отношений.

Формы общественно полезной деятельности могут быть любыми — трудовая, учебная, художественная, общественная, спортивная и т.д. Однако, если учебная деятельность систематизирована и организована для подростков, общественно полезная часто игнорируется или организуется на формальном уровне.

Д. И. Фельдштейн отмечает следующие факты: 1) общественно полезная деятельность школьников часто не является обязательным компонентом воспитательного процесса, не учитывается ее значимость для подростков;

2) общественно полезная деятельность не дифференцирована по возрастам;

3) общественно полезная деятельность часто ограничена рамками классного или школьного коллектива, что деформирует ее развивающее и воспитательное воздействие;

4) формально производимая общественно полезная деятельность не затрагивает мотивационную сферу подростков. Эти и другие факты обусловливают «отчуждение» подростков от этой деятельности, прививают отношение к ней как к чему-то постороннему, не нужному и не оцениваемому взрослыми.

Попытки выделить структуру общественно полезной деятельности с тем, чтобы ее формировать, предпринимались неоднократно. Лучше всего это удалось.

Важно

Леонтьеву, различавшему в общественно полезной деятельности несколько компонентов: 1) ее мотивом является личная ответственность за порученное дело как реализация потребности в самовыражении себя в обществе; 2) ее содержанием является общественно полезное дело (особенно эффективным оказывается включение в трудовую, производственную деятельность, поэтому сейчас так много говорят о том, чтобы узаконить работу подростков после школьных занятий); 3) ее структура задается многоплановыми, определяемыми поставленными целями взаимоотношениями подростка в системе различных групп. Это значит, что во главу угла построения общественно полезной деятельности ставится задача сформировать систему мотивов на основе потребности подростков в самовыражении в общественно оцениваемых делах, потребности в общении, вовлекающем его в систему социальных отношений.

Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на сферу его отношений со взрослыми. Он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность, не считаясь с его интересами, требованиями, желаниями.

У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми.

Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми, отражающий асимметричное, неравноправное положение ребенка, становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлениям о собственной взрослости.

Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности, т.е. на признание взрослыми его равноправия с ними.

Источник: Сапогова Е.Е. «Психология развития человека»

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/teenager/3-psychological-characteristics-of-age/68-community-service-activities-in-adolescence

Ссылка на основную публикацию