Музыка романтизма: какой она была? михаил глинка

Романсы и песни Глинки

Камерновокальная музыка – излюбленная сфера в творчестве Глинки, к которой он обращался на протяжении всей своей жизни1. Она включает более 70 песен и романсов (в том числе цикл «Прощание с Петербургом» на слова Н.В. Кукольника). В основном это лирические сочинения, не утратившие связи со сложившимися традициями.

На стиль романсов Глинки повлияли:

  • русский бытовой романс, городская песня;
  • мелодика русской народной песни;
  • итальянский стиль bel canto. Глинка был в Италии в1830-1833 годы, и мог «на месте» ознакомиться с итальянской музыкой. Он был лично знаком с Беллини и Доницетти, часто посещал театр, после чего на память играл запомнившиеся мелодии. К «итальянским» романсам Глинки относятся «Победитель» и «Венецианская ночь», написанные в Милане.

Вокальные сочинения Глинки отличаются поистине моцартовским совершенством. Уже самые ранние среди них можно отнести к классике русского романса: «Не искушай» (1825), «Бедный певец» (1826), «Скажи, зачем» (1827), «Не пой, красавица, при мне» (первый «восточный» романс Глинки и первое обращение к поэзии Пушкина, 1828).

Вокальное творчество композитора связано с самыми популярными жанрами начала XIX века – элегией, «русской песней», балладой (типичными для творчества А.А. Алябьева, А.Н. Верстовского, А.П. Есаулова). Все эти жанры подняты Глинкой на новый художественный уровень.

«Русские песни», где городская романсовая лирика смыкается с народными образами2, резко выделяются среди романсов молодого Глинки подчеркнутой простотой изложения.

Это именно песни, весь образ заклю­чен здесь в мелодии, партия фортепиано играет очень скромную роль гармонической опоры. Большинство из них написано на слова А.А.

 Дельвига, знатока и любителя народной поэзии («Ах ты, ночь ли, ноченька»).

Обратите внимание

Романс«Не искушай меня без нужды»(стихиЕ.А. Баратынского) является классическим образцом жанра элегии, с типичной для него плавностью мелодической линии, начальной восходящей секстой, чувствительными задержаниями («вздохами»).

Еще никто из русских современников Глинки не достигал того художественного совершенства, с которым он передал психологический подтекст стихотворения. За внешней сдержанностью, говорящей об остывшем чувстве, композитор расслышал живое волнение.

Куплетная композиция выстроена в идеальном соответствии с компози­цией стиха. Каждый куплет представляет собой простую двухчастную форму. Мелодия первой части (a-moll) отличается сдержанным спокойствием, повествовательностью, в ней нет ясно выраженных кульминаций.

Вторая часть начинается в параллельном мажоре (C-dur), но мажор «затенен» хроматизмами. Вопреки словам, говорящим о неверии в любовь, музыка наполняется живым и трепетным чувством.

Интонации приобретают патетический характер, особенно в кульминационной фразе («и не могу предаться вновь»).

В более позднем романсе «Сомнение» (слова Нестора Кукольника, 1838) черты элегии переосмысливаются в драматическом ключе3. На смену мечтательной лирике приходит романтическая «поэзия скорби».

Печальная мелодия романса, поначалу размеренная и сдержанная, постепенно расширяется в диапазоне. Ее плавное течение прерывается короткими возгласами, акцентирующими наиболее заметные слова текста («я плачу, я стражду»).

Волнение этих возгласов последовательно возрастает.

Средняя часть («напрасно надежда…») построена на развитии того же «восклицательного» мо­тива в обращении (нисходящая ум.3). Таким образом, патетический мотив, являющийся кульминацией пер­вой части, как бы заполняет собой всю среднюю часть, более взволнован­ную, неустойчивую.

Важно

Одной из вершин в развитии жанра вокальной баллады является фантазия «Ночной смотр» на слова В.А. Жуковского4. Она была написана вскоре после завершения оперы «Жизнь за царя». Опираясь на романтическую легенду о Наполеоне, встающем по ночам из гроба, Глинка рисует фантастическую картину ночного парада мертвого войска.

«Ночной смотр» является оригинальным примером глинкинской декламационности.

Нередко применяя декламационный принцип, композитор отнюдь не стремился к музыкальному воспроизведению рече­вых интонаций (что так характерно, например, для Даргомыжского и Мусоргского).

В большинстве случаев он сводит мелодию к ритмическому скандированию на одном звуке. Многие эпизоды «Ночного смотра» приближаются по характеру к оперной «мелодраме» – речевой декламации на фоне инструментального сопровождения.

Используя варьированно-куплетную форму, Глинка объединяет ее движением марша. Фортепианная партия изображает дробь военного барабана, звучание литавр, труб. Самый значительный момент в развитии сюжета – появление героя повествования, полководца, подчеркнут тональным сдвигом (f-moll — Des-dur).

Расцвет камерно-вокальной музыки Глинки приходится на конец 30-х – 40-е годы, которые можно назвать «пушкинской порой» в его творчестве. Глинка глубже и вернее других современников Пушкина передал в своей музыке полноту и гармоничность жизнеощущения, свойственные его поэзии.

Всего Глинка создал на стихи Пушкина десять романсов, два из них появились еще при жизни поэта – «Не пой, красавица, при мне» (Грузинская песня) и «Я здесь, Инезилья». Большинство пушкинских романсов композитора относится к зрелому периоду его твор­чества5.

Для пушкинских сочинений Глинки характерно полное слияние поэтического образа и его музыкального прочтения. С присущим ему даром музыкального обобщения, он схватывает основное настроение текста стихотворения и передает его в законченной мелодии, следуя за нюансами поэтической речи.

Чаще всего композитор обращается либо к ранней, лицейской, лирике Пушкина, либо к стихотворениям, в той или иной степени продол­жающим линию этой юношеской лирики («Где наша роза», «В крови горит огонь желанья», «Заздравный кубок», отчасти «Адель» и «Мери»). Общий характер этих романсов – приподнятый, радостный, выражающий «радость бытия» («В крови горит огонь желанья»).

Совет

Общепризнанным шедевром русской музыки стал романс «Я помню чудное мгновенье», посвященный Е.Е. Керн (1840). Все высказанное Пушкиным в этом прекрасном стихотворении было пережито и прочувствовано Глинкой6. Возможно, именно поэтому возникло здесь столь гармоничное соединение непосредственности чувства и высочайшего мастерства.

Главные эмоционально-смысловые моменты сюжета (встреча, разлука, новая встреча) получили отражение в сложной трехчастной форме, довольно редкой в вокальной музыке.

Романс обрамляется фортепианной темой, построенной на основном мотиве вокальной мелодии. Этот мотив берет начало от V ступени лада, которая сочетается с VI-й. Глинка гармонизует эту интонацию доминантовым нонаккордом.

Пленительная кантилена I части звучит на фоне легких арфообразных фигураций фортепиано. Отдельные ее детали выразительно фиксируют тончайшие нюансы пушкинской речи (на словах «как мимолетное виденье» мелодия становится совсем легкой и воздушной благодаря синкопе).

Первый гармонический оборот (Т–II2–D6/5–Т) заставляет вспомнить Баха, хрупкую и возвышенную первую прелюдию из «ХТК». Вряд ли Глинка сознательно ориентировался на ее музыку.

Сходство могло быть вызвано внутренним родством образов – в обоих случаях возникает представление о прекрасном идеале.

В средней части («Шли годы») вокальная партия преобразуется во взволнованный речитатив с четким скандированием текста. Ее тональность возникает как ярко контрастное сопоставление – после каденции в C-dur сдвиг в As-dur. Фортепианные тираты в басу, репетиции аккордов подчеркивают беспокойное волнение. «Мимолетное виденье» исчезло, приблизилась суровая действитель­ность…

Второе четверостишие второй строфы («В глуши, во мраке заточенья») Глинкой трактовано как развернутый предыкт к репризе. Это медленный, затрудненный синкопами в партии фор­тепиано подъем к кульминации.

Обратите внимание

Реприза отмечена новыми выразительными деталями. Обогащается гармония, многократные повторения союза «и» передают живую радость встречи:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Романс завершается ликующей кодой с ее учащенным трепетом фортепианной партии и яркой, на полном дыхании звучащей кульминации.

Через испанские стихотворения Пушкина в русскую музыку вошли образы Испании. Глинка написал два испанских романса – «Я здесь, Инезилья» (1834) и «Ночной зефир» (1838).

Самой оригинальной чертой романса «Я здесь, Инезилья» является стремление к драматизации песенной формы. В традиционных рамках романса-серенады Глинка создает целую сценку из испанской жизни, полную живого движения, смены противоречивых чувств.

Романс написан в трехчастной форме с повторением середины и репризы (трех-пятичастной).

Первая и третья части романса представляют собой серенаду, которую герой поет под окном красавицы, еще не выражая собственного, личного чувства.

В средней части характер музыки заметно меняется: от серенады остается лишь «гитарный» аккомпанемент. Мелодия утрачивает свою танцевальную периодичность, она разорвана паузами, вопросительными и восклицательными интонациями.

Романс «Ночной зефир», имеющий сходную композицию с «Инезильей», относится все же к иному типу. Это скорее романс-картина, живописная звукопись которой во многом близка «Ночи в Мадриде». Пейзажный фон (обрамляющие части) контрастно оттеняет любовную сцену (нежная серенада в среднем разделе). Эти два образа резко противопоставлены и тонально (F-dur – A-dur), и тематически.

Важно

Свой единственный вокальный циклГлинка написал в период работы над «Русланом и Людмилой». Серия из двенадцати романсов на стихи Нестора Кукольника7 не связана единой сюжетной линией развития.

Вместе с тем в этих романсах так или иначе отразилось состояние композитора, который мечтал покинуть северную столицу под влиянием личных невзгод и «позора мелочных обид».

Тема прощания с родиной объединяет если не все, то большинство песен цикла.

Она далеко не всегда имеет трагическое звучание. «Рыцарский романс» дышит отвагой. В «Жаворонке» оживают картины родной природы, в «Колыбельной» – воспоминания детства. Картины чужих краев возникают в «Еврейской песне», баркароле «Уснули голубые», испанских романсах «О, дева чудная моя», «Стой, мой верный бурный конь».

Светлую, праздничную трактовку получает тема дороги в «Попутной песне»8. Ее слова писались Кукольником вдогонку к уже сочиненной музыке, и теснейшее слияние музыки и слова в данном случае говорит о несомненной музыкальности Кукольника.

Первая часть «Попутной» напоминает инструментальные пьесы типа «perpetuum mobile». Ее музыка передает веселую суету, радостное нетерпение толпы, ожидающей поезда. Отрывистые вокальные фразы основаны на скороговорке:

Дым столбом, кипит, дымится Пароход!

Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье…

Четкий ритм фортепианной партии ассоциируется с перестуком колес.

В средней части («Нет, тайная дума быстрее летит…», параллельный минор) характер музыки резко меняется: она передает душевное состояние героя, его волнение в ожидании встречи. Вокальная партия становится гораздо пластичнее, напевнее.

Противопоставление контрастных образов в «Попутной песне» чрезвы­чайно характерно для Глинки. Подобная контрастная композиция почти не встречается в романсах его предшественников, большей частью построенных на развитии одного лирического образа.

В поздних романсах Глинки (конец 40-х – 50-е годы) усиливается психологическое начало и трагически-скорбные настроения («Песнь Маргариты», «Молитва», «Ты скоро меня позабудешь», «Не говори, что сердцу больно»). Романсы этого времени можно отнести к драматическим монологам.

Источник: http://musike.ru/rml/glinka/romance

Михаил Глинка — Коллекция / Classical

О музыке: В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в.

одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости.

Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства. Что же формировало личность композитора? Об этом Глинка пишет в своих «Записках» — замечательном образце мемуарной литературы.

Главными впечатлениями детства он называет русские песни (они были «первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку»), а также крепостной оркестр дяди, который он «любил более всего». Мальчиком Глинка играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал.

«Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. Юный Глинка неплохо рисовал, страстно мечтал о путешествиях, отличался живостью ума и богатой фантазией. Два великих исторических события явились для будущего композитора важнейшими фактами его биографии: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г.

Совет

Они определили основную идею творчества («Отчизне посвятим души прекрасные порывы»), а также политические убеждения. По словам друга юности Н. Маркевича, «Михаило Глинка… не сочувствовал никаким Бурбонам». Немало ярких художественных импульсов дали Глинке путешествия: поездка на Кавказ (1823), пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830-34).

Общительный, пылкий, увлекающийся юноша, доброту и прямодушие сочетавший с поэтической чувствительностью, он легко обзаводился друзьями. В Италии Глинка сблизился с В. Беллини, Г. Доницетти, встречался с Ф. Мендельсоном, позже среди его друзей появятся Г. Берлиоз, Дж. Мейербер, С. Монюшко. Жадно впитывая разнообразные впечатления, Глинка серьезно и пытливо учился, завершив музыкальное образование в Берлине у известного теоретика З. Дена.

Знаете ли вы

Именно здесь, вдали от родины, Глинка в полной мере осознал свое истинное предназначение. «Мысль о национальной музыке… более и более прояснялась, возникло намерение создать русскую оперу». Этот замысел осуществился по возвращении в Петербург: в 1836 г. была завершена опера «Иван Сусанин».

Ее сюжет, подсказанный Жуковским, давал возможность воплотить чрезвычайно увлекавшую Глинку идею подвига во имя спасения родины. Это было новым: во всей европейской и русской музыке не появлялось героя-патриота, подобного Сусанину, образ которого обобщает лучшие типические черты национального характера.

Героическая идея воплощается Глинкой в формах, характерных для национального искусства, на основе богатейших традиций русской песенности, русского профессионального хорового искусства, которые органично соединились с закономерностями европейской оперной музыки, с принципами симфонического развития. Премьера оперы 27 ноября 1836 г.

была воспринята передовыми деятелями русской культуры как событие большого значения. «С оперой Глинки является… новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки», — писал Одоевский. Высоко оценили оперу русские, позже зарубежные, писатели и критики.

Читайте также:  Самовоспитание. как работает трансерфинг?

Пушкин, присутствовавший на премьере, написал четверостишие: Слушая сию новинку, Зависть, злобой омрачась, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь.

Иван Сусанин исполнители Ivan Susanin — Nicola Ghiuselev Antonida — Elena Stoyanova Vanya — Hristina Angelakova Bogdan Sobinin — Roumen Doikov Russian Soldier — Nicolai Stoilov Polish Messinger — Angel Petkov Sigismund The Third, Polish King — Dimiter Stanchev

Об опере читать http://www.belcanto.ru/susanin.html

1999- Mikhail Glinka Harp works And romaces Harp And Chamber Music-Арфа Глинки Исполнители: Ирина Донская, арфа, Нелли Ли, сопрано (3-5), Андрей Славный, баритон (7-9), Геннадий Никонов, труба (10), Наталья Арзуманова, фортепиано, Константин Шевчук, фагот, Анатолий Чепков, валторна, Андрей Догадин, альт, Леонид Шукаев, виолончель, Кирилл Кариков, контрабас (12) 2001-М.И. Глинка — Романтическая классика-M.I.Glinka — Romantic Classic Государственный Академический Симфонический Оркестр Дирижер Евгений Светланов (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14) Оркестр Большого Театра (1) Ансамбль Солистов Концертино (12) Сергей Сацорин — орган (15)

Альбомы

1990-Оркестровые произведения 1999-Mikhail Glinka Harp works And romaces Harp And Chamber Music-Арфа Глинки 2001-М.И. Глинка — Романтическая классика-M.I.Glinka — Romantic Classic 2004-(1986)- Ivan Susanin (3CD) 2005-Сергей Лемешев Память сердца — Романсы М.И.Глинки (S.Lemeshev. Heart's remembrance) 2006-Собрание Песен И Романсов — Collection Of Songs And Romances (3CD) 2007-Романсы — Romances Вокал Николай Копылов, Партия Фортепиано Марк Вайнер

Аудио: APE (image+cue+log)

Обложки

Обложки в папке Cover

Источник: https://hitmuzik.ru/details.php?id=120625

Михаил Иванович Глинка (серия Romantic Classic)

Выполнено по заявке Смолянки

В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в.

одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости.

Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.

Обратите внимание

Музыка Глинки — свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили обще-национальное и мировое значение русской музыкальной культуры.

Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древне-русского хорового искусства , по-новому в нём претворились достижения русской композиторской школы 18- начала 19 вв. Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке.

Обобщил характерные черты русской народной музыки, он открыл в своих операх мир народной героики, былинного эпоса, народной сказки. 

М.И.Глинка (Romantic Classic)

Треклист:

  • 01. Михаил Иванович Глинка — Увертюра к опере Руслан и Людмила.mp3
  • 02. Михаил Иванович Глинка — Вальс Фантазия.mp3
  • 03. Михаил Иванович Глинка — Марш Черномора из оперы Руслан и Людмила.mp3
  • 04. Михаил Иванович Глинка — Лезгинка. Восточные танцы в замке Черномора из оперы Руслан и Людмила.mp3
  • 05. Михаил Иванович Глинка — Арабский. Восточные танцы в замке Черномора из оперы Руслан и Людмила.mp3
  • 06. Михаил Иванович Глинка — Танцы в замке Наины из оперы Руслан и Людмила.mp3
  • 07. Михаил Иванович Глинка — Увертюра. Музыка к трагедии Кукольника ‘Князь Холмский’.mp3
  • 08. Михаил Иванович Глинка — Полонез из оперы Иван Сусанин.mp3
  • 09. Михаил Иванович Глинка — Вальс из оперы Иван Сусанин.mp3
  • 10. Михаил Иванович Глинка — Мазурка из оперы Иван Сусанин.mp3
  • 11. Михаил Иванович Глинка — Краковяк из оперы Иван Сусанин.mp3
  • 12. Михаил Иванович Глинка — Ноктюрн ‘Разлука’.mp3
  • 13. Михаил Иванович Глинка — Воспоминание о летней ночи в Мадриде.mp3
  • 14. Михаил Иванович Глинка — Первоначальная полька си бемоль мажор.mp3
  • 15. Михаил Иванович Глинка — Фуга для органа ми бемоль мажор.mp3

Качество треков 320 кб/с Размер архива: 180 мб Сервер для обмена: Яндекс.Диск

Представлено для ознакомления

Скачать М.И. Глинка (Romantic Classic)

Играть на фортепиано в своей биографии М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он стал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга.

Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же в биографии Глинки были созданы первые сочинения.

Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем в Берлине в биографии Михаила Глинки велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к уезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, лишь в 1847 году вернулся на родину.

Множество произведений в биографии композитора Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.

Уехав в Берлин в 1856 году, Глинка скончался там в феврале 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.

Музей Глинки расположен в Новоспасском селе.

Источник: http://gusli.su/glinka_romantic_classic/

Музыка романтизма: какой она была? Ирландско-русский романтик и Алексей Верстовский | Отголоски хора

Музыкальная жизнь в России была чрезвычайно насыщенной уже в 18 веке. До этого времени можно говорить о расцвете народной музыки и духовной музыки. О последней есть статья, народная требует отдельного рассмотрения.

Складывалась своя профессиональная школа, о М. Березовском и Д. Бортнянском также есть статьи. О Василии Пашкевиче, Евстигнее Фомине, Осипе Козловском и других нужно писать отдельно…

Музыкальная жизнь в Российской империи в начале 19 века, действительно, бурлила. Вполне сопоставимо с тем же периодом, скажем, во Франции.

Важно

Профессиональная школа, правда, была еще в процессе становления, но работали многие оперные театры, приезжали с гастролями иностранцы, обучение в гимназиях обязательно включало в себя занятия музыкой. Горожане любили музицировать. Невозможно не упомянуть всем нам известного Александра Грибоедова.

Того самого, которого проходят в школе («Горе от ума»). Сколько бы он еще написал, в том числе и музыки, если бы не гибель. Но два его вальса чрезвычайно любимы и в наше время.
Тот, кто сотворил Ноктюрн

Основателем жанра ноктюрна считается ирландец Джон Филд. (Ноктюрн – буквально «ночной» – пьеса лирического характера st. kitts citizenship by investment, ставшая очень важной у романтиков). С Филдом вся проблема только в том, что жил этот ирландец в России.

Он числится в «английских композиторах», но занимает немало страниц в разделе «русская музыка». В Россию он приехал вместе со своим учителем Муцио Клементи. Итальянец Клементи, которого знают многие маленькие пианисты, жил в Англии, он туда и вернулся.

А ирландец Филд с гастролей не вернулся, он остался в России.

Итак, Джон Филд родился 26 июля 1782 года в Дублине, умер 11 января 1837 года в Москве. У Филда учились Верстовский и Глинка. Джон Филд – вполне исполняемый композитор и в наше время. А жанр, творцом которого он являлся, стал особенно любимым у Фридерика Шопена. Сын Филда – Лев Леонов – был известным российским оперным певцом.
Алексей Верстовский

Алексея Верстовского называют «соперником Глинки». Они, действительно, жили и творили в одно время. Возможно, немножко и соперничали, хотя это никак не проявлялось. Но важнее то, что они внесли огромный вклад в создание профессиональной русской музыки.

Алексей Николаевич Верстовский родился в Тамбовской губернии, в имении Селиверстово, 18 февраля (1 марта) 1799 года. Дед Верстовского – генерал Селиверстов – привез из военной кампании «пленную» турчанку. Екатерина Вторая разрешила брак при условии «прекращения фамилии». Так Селивестровы превратились в Верстовских (количество букв осталось то же).

Отец Верстовского был уже служащий, но мог держать собственный оркестр. Все дети в семье играли на музыкальных инструментах и учились. Затем семья переехала в Уфу, там Алексей Верстовский уже стал выступать st. lucia offshore companies, обнаружив ранний талант. Потом он уехал в Санкт-Петербург, где учился в Институте инженеров путей сообщения.

Совет

Несмотря на полученную профессию, он продолжал брать уроки музыки – у Джона Филда в том числе. В дальнейшем жизнь Верстовского была связана с деятельностью по управлению театрами (о нем очень высоко отзывался драматург А. Островский) и, конечно же, сочинением музыки.

Умер Алексей Верстовский 5 (17) ноября 1862 года, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Источник: http://otgoloski.com/458/1666

Михаил иванович глинка

страница 1

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА

(1804-1857)

1) Создатель классического русского стиля («сплав» шести пунктов).

2) Учился в Италии (опера) и Германии (теория); ездил по всей Европе. После 40 лет жил в Испании (≈ 2 года); лечился на Кавказе; все это отразилось в его музыке.

3) Заложил пути развития русской музыки во всех жанрах.

Основные жанры:

1) романс и песня;

2) опера – историческая и сказочно-фантастическая;

3) симфоническая музыка:

а) жанровый симфонизм («Камаринская», две испанские увертюры);

б) лирико-драматический симфонизм («Вальс-фантазия»);

в) драматический симфонизм (увертюра «Князь Холмский»).

Черты стиля: музыкальный язык раннего романтизма – классическая основа, плюс новые средства – терцовые сопоставления, целотонная гамма.

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
1) Глинка по праву считается основоположником русской симфонической школы, хотя симфоний он не писал. Основные симфонические сочинения им написаны уже в период творческой зрелости, после «Руслана и Людмилы», во 2-й половине 40-х годов.

2) Глинка владеет всеми последними достижениями симфонической музыки своего времени (первой волны романтизма), умело соединяет национальный тематизм с разными приемами развития (русская подголосочная полифония и мотивно-тематическая работа).

3) Оркестровка. После беседы с Глинкой Серов записал «Заметки об инструментов-ке». Оркестр Глинки – классический, совершенный, при этом Глинка эффектно использует сольные тембры в естественных регистрах.

4) Основные сочинения: «Камаринская» – русский жанровый симфонизм; «Две испанские увертюры»: «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде» – тоже жанровый симфо-низм; «Вальс-фантазия» – лирико-драматический симфонизм.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ «КАМАРИНСКАЯ»
В основе «Камаринской» две темы: «Из-за гор, гор высоких» – протяжная, свадебная; и «Плясовая». Темы содержат общие интонации, но это выявляется не сразу, а в развитии. Есть черты сонатности, но произведение по сути ближе к двойным вариациям, с постепен-ным сближением тем. Приемы развития во многом взяты из народной практики (подголоски, варьирование, имитация звучания народных инструментов).

Схема «Камаринской»: 1-я тема F-dur и вариация на нее; 2-я тема D-dur и вариация на нее; разработочный отдел, сближение тем; а потом реприза.

Чайковский сказал: «В “Камаринской”, как дуб в желуди, вся русская симфоническая школа». Симфонические сочинения «Могучей кучки» – это продолжение линии народно-жанрового симфонизма.
ДВЕ ИСПАНСКИЕ УВЕРТЮРЫ В середине 40-х гг. Глинка путешествовал по Испании и захотел написать фантазии на испанские темы.

Для проникновения в испанский национальный дух Глинка брал уроки испанского языка и уроки гитары. У народных исполнителей он записывал мелодии. Обе увертюры основаны на тех темах, которые он записывал. В Испании эти увертюры считают национальной классикой (!). Испанскую тематику потом продолжают Балакирев, Римский-Корсаков и др.

композиторы.

«АРАГОНСКАЯ ХОТА» – «БЛЕСТЯЩЕЕ КАПРИЧЧИО»

Здесь солирует скрипка. В оркестре звучат кастаньеты. Главный контраст между вступлением и основными танцевальными темами – в этом двойственность Испании.

Обратите внимание

Вступление суровое, мрачное, и очень резкий контраст – это ГП и ПП (в каждой по две темы). Здесь сонатность и вариационность. В разработке есть драматичные моменты, но в целом это жизнерадостное произведение.

«ВАЛЬС-ФАНТАЗИЯ»
Писалась долго, сначала как пьеса для ф.-п., затем для оркестра, и последнюю редакцию Глинка сделал незадолго до смерти.

Это не модный вальс, но симфоническая элегия, предвосхищающая лирику Чайков-ского. Основная тема не квадратная, а трехтактная, и отсюда интонация «задыхания»: 4# ступень (брошенная) и слабое секундовое окончание.

Форма многотемная и рондообразная.
РОМАНСЫ И ПЕСНИ
1) Это излюбленный жанр композитора. С романса начался творческий путь Глинки, романсом и закончился.

У Глинки был камерный тенор, он совершенствовал голос в Италии, сам любил петь и часто пел, давал уроки пения и разучивал партии своих опер с вокалистами (работал с Петровым и Петровой-Воробьевой, исполнителями главных партий в его опере «Жизнь за царя»).

Особое значение Глинка в пении придавал драматической выразительности, донесению текста – это одна из важных черт русской вокальной школы

Всего у Глинки более 150 вокальных сочинений.

2) Тексты в романсах Глинки очень разнообразные, но неизменно высокого качества. Глинка брал стихи лучших поэтов своего времени, в т. ч. Пушкина, Жуковского, Дельвига, Баратынского, Кукольника (всего 20 поэтов). Присутствуют также народные тексты («Не осенний частый дождичек», «Ах ты, душечка»).

Читайте также:  Жизнь не удалась? пусть недовольные завидуют

3) Соотношение музыки и текста. Суть подхода Глинки: музыка очень тонко выражает общий характер текста, создает основной образ, настроение в целом, поэтому в вокальной музыке Глинки ярко выражено мелодическое начало, кантилена преобладает над деклама-цией.

4) Партия фортепиано уравновешена с голосом и очень важна. Часто именно в партии фортепиано заключен главный образ песни или романса (например, вступление и заклю-чение в песне «Жаворонок», в романсе «Я помню чудное мгновенье» несет главный образ и обрамляет форму).

Важно

5) Жанровые разновидности. В творчестве Глинки представлены все виды романсов, и это соответствует богатству образов. Здесь есть элегии, русские песни, баркарола, психологический романс, романсы в ритме вальса, мазурки и т. д.

Столь же разнообразны формы романсов: от периода и куплетной формы до сложной сквозной, но Глинка всегда тяготеет к закругленным формам с обрамлением.

6) Периодизация. В ранних романсах чаще встречаются элегия и русская песня («Не искушай», «Ночь осенняя»). Зрелый период (середина 30-х годов) отмечен обращением к поэзии Пушкина (10 произведений). К этому периоду относится и цикл «Прощание с Петербургом» на стихи Кукольника. В более поздних романсах усиливаются деклама-ционные черты в мелодии.

7) Основные романсы с определением жанра:

«Ночь осенняя» – русская песня, воссоздание народного стиля.

«Не искушай» – элегия (стихи Баратынского).

«Сомнение» – элегия.

«Ночной смотр» – баллада (стихи Жуковского).

«Жаворонок» и «Попутная песня» – из цикла «Прощание с Петербургом».

«Я здесь, Инезилья» (2 темы) – серенада.

«В крови горит огонь желанья» – романс-вальс.

«Не пой, красавица, при мне» – восточный романс.

«Ночной Зефир» – испанский романс.

«Я помню чудное мгновенье» – психологический романс. Пушкин посвятил стихи А. Керн, а Глинка посвятил романс её дочери. Романс написан в сквозной форме, но с репризой и фортепианным обрамлением.

«Венецианская ночь» – баркарола.

Песнь Маргариты из «Фауста» – драматический романс.

«Не говори, что сердцу больно».

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (1842)
1. Вторая опера Глинки по юношеской поэме Пушкина. Композитор писал эту оперу более 5 лет. Либретто писал Ширков, ноучаствовали Глинка, Кукольник. Они старались максимально сохранить пушкинский текст. Опера вызвала восторг знатоков музыки, например, Одоевского, Листа, который импровизировал на музыку Глинки, но официально премьера провалилась (Николай I ушёл из ложи).

2. Жанр Глинка определил как «большая волшебная опера», точнее – сказочно-эпичес-кая. Здесь явные черты gnd ореrа (5 действий, много массовых сцен с эффектами и балетными сценами, героика).

Эпические черты: замедленный темп; воссоздание легендар-ной древности, былинного стиля; образы богатырей и сказителя Баяна; большая интродук-ция; крупные рондообразные картины (с былинными повторами); обрамление – музыка свадебного пира.

3. Драматургия. 5 действий:

I – экспозиция, завязка;

II-III – развитие, поиски; с местными кульминациями;

IV – кульминация, бой Руслана с Черномором;

V — развязка, счастливый конец.

Несмотря на масштабы, опера стройная. Как и в «Сусанине», здесь 2 мира: реальный и волшебный (это станет традицией). Вместе с этим – парность персонажей. Добрые волшеб-ники очеловечены, а злые гротескны. У реальных героев вокальные характеристики, а злые волшебники передаются через инструментальные средства.

4. Музыкальный язык оперы. Очень разные истоки.

Конечно, русский фольклор, осо-бенно былины и городской романс + фольклор других народов, например, баллада Финна на подлинную чухонскую мелодию, персидский хор на подлинную кавказскую мелодию, ориентализм (царство Черномора и образ Ратмира). Гармонические находки романтизма — это альтерированные аккорды; терцовые сопоставления, целотонная гамма Черномора.

Реальные герои соединяют 2 начала: богатырскую героику и любовную лирику. Сначала отдельно, а в конце соединяются. Вся опера пронизана лейтинтонацией (I-III-V-VI –попевка Баяна). Она появляется в узловых моментах: в увертюре, интродукции, арии Руслана, заключительном хоре и т. д. Она связана с мужественными, героическими чертами.

Совет

5. Музыкальные характеристики главных героев. Поэма Пушкина иронична. Но Глинка выписал главных героев очень серьёзно, а отрицательных – комично, каждому дал лейттембр. У Руслана – кларнет, у Людмилы – сначала беззаботная флейта, а в IV действии рыдающая скрипка. Главная сцена Руслана – сцена на Мёртвом поле:

1) речитатив «О поле, поле»;

2) романсовое ариозо «Времён от вечной темноты»;

3) героическая ария в сонатной форме: ГП «Дай, Перун» (основано на лейтмотиве I-III-V-VI); ПП – «О, Людмила» (из увертюры).

Образ Людмилы. Очень живой персонаж, развивающийся. Её главные сцены в I и IV действиях. В I действии – каватина (ария-портрет). Слово на свадебном пиру. Она сразу показана как жизнерадостная, счастливая невеста и тонкий, умный человек. Она обращается к отцу, Фарлафу и Ратмиру.

I раздел – медленный, обращение к отцу. По тексту это плач невесты. Начинает всерьёз, но ей нет причины грустить. II раздел – подвижный, трехчаст-ный. ГТ – полька, обращение к Фарлафу. Средний раздел – ориентальные краски, обращение к Ратмиру. И реприза польки.

Очень красочная кода с хором. В I действии Людмилу сопровождает флейта. В IV действии Людмила томится в садах Черномора. Здесь Людмилу сопровождает скрипка. 3 момента: 1) Ария Людмилы с солирующей скрипкой. 2) Плач Людмилы, рефрен («Вдали от милого в неволе»).

3) Ариозо – гневное, яростное («Безумный волшебник»).

Ратмир. Ориентальный персонаж (контральто; сопровождает английский рожок), соль-ные сцены: 1) И жар, и зной (медленная); 2) Чудный сон живой любви (вальсовая).

Наина: 2 лейтмотива. Деревянные духовые staccato с форшлагами.

Введён персонаж, которого нет у Пушкина – Горислава, которая любит Ратмира; страстная ария, предвещающая музыку Чайковского («Любви роскошная звезда»).

План увертюры. Вступление – богатырские удары. Эта тема и ГП обрамляют оперу, свадебный хор в конце на ту же музыку. В СП появляется целотонный ход – это интонации Черномора.

Обратите внимание

ПП –из арии Руслана на Мёртвом поле. В разработке развитие тем спотыкается об «аккорды оцепенения». В коде дважды проходит целотонная гамма Черномора.

Эта опера стала школой для русских композиторов (Римский-Корсаков и др.).

страница 1

Михаил иванович глинка

Источник: http://pora.zavantag.com/stati/mihail-ivanovich-glinka/main.html

Михаил Глинка- «Музыка — душа моя»

Презентация «Михаил Глинка» познакомит с ролью выдающегося композитора в судьбе русской музыки первой половины XIX века. Свою работу я оживила музыкальными иллюстрациями, но гиперссылки сработают только при просмотре презентации в программе PowerPoint. Не лишайте себя удовольствия погрузиться в мир музыкальных шедевров Глинки!

Прежде, чем погрузиться в волшебный мир музыки Глинки, думаю, полезно вспомнить то, что мы знаем о европейском музыкальном искусстве эпохи романтизма, а также неплохо ещё раз обратиться к творчеству русского живописца-романтика Ореста Кипренского.

Музыка – душа моя

 «Музыка – душа моя!» – эти слова Миши Глинки, сказанные им, когда он учился в Благородном  пансионе при Главном Педагогическом институте в Петербурге, определяют его отношение к музыке в течение всей жизни.

Будучи ребёнком  Михаил Глинка имел возможность слушать крепостной оркестр его дяди, и любовь к симфонической музыке и особый дар симфониста сохранились навсегда. В пансионе воспитателем Глинки был Вильгельм Кюхельбекер, товарищем его в стенах этого замечательного заведения стал брат Александра Пушкина Лев.

Окружение Глинки, общение после окончания пансиона с Жуковским, Одоевским, Гоголем, Пушкиным  не могло не сказаться на мировоззрении и интересах нашего героя.

Симфоническая и оперная музыка

Глинка в Испании

На иллюстрации вы видите карикатуры на Михаила Глинку, выполненные его приятелем художником Николаем Степановым. Кстати, Глинка нередко становился объектом для карикатурных изображений. Но карикатуры Карла Брюллова ему не нравились, казались злыми.

Степанов с юмором показывает нам, как проводил время наш герой во время путешествия по Испании. Глинка, увлекавшийся с детства книгами о путешествиях, любивший географию, не однажды побывал за границей: в Париже, Венеции, Неаполе, Милане, Вене, Берлине.

Кстати, в Берлине он подружился с педагогом-музыковедом Зигфридом Деном, оказавшим на него огромное влияние.

Но, вернёмся к испанским впечатлениям. Именно им мир музыки обязан появлением таких шедевров как «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». Идея «Ивана Сусанина» родилась у композитора ещё за границей. Вернулся на родину Глинка с твёрдым намерением написать оперу на отечественный сюжет.

Сюжет этот был предложен композитору Василием Жуковским. Интересный и трогательный, на мой взгляд, факт. С 1815 года в Большом Петербургском театре шла опера «Иван Сусанин» Катерино Альбертовича Кавоса, капельмейстера театра.

Но, познакомившись с музыкой Глинки, Кавос добровольно отказался от своей постановки, признав, что музыка Глинки лучше и высказывает истинно народный характер.

Сразу же после постановки «Ивана Сусанина» Глинка приступает к работе над второй оперой на пушкинский сюжет. С «Русланом и Людмилой» он познакомился ещё в стенах пансиона, когда Лев Пушкин зачитывал товарищам строки рождающейся поэмы своего брата. Эта опера стала своеобразным памятником погибшему поэту.

Вальс «Фантазия»

Можно было бы поговорить о романсах Глинки, которых он написал около восьмидесяти на стихи своих знаменитых современников: Баратынского, Батюшкова, Дельвига, Жуковского, Пушкина.

Но, пощажу ваше терпение, мой драгоценный читатель. Посмотрите фильм о Михаиле Глинке.

Будет здорово, если после знакомства с моей записью, вам захочется послушать музыку этого гениального композитора, узнать больше о его судьбе и творчестве.

Почитать о Глинке:

  • Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино. – М.: Аванта+, 2001.
  • Великович Э.И. Музыкальные путешествия в историях и картинках. СПб.: Информационно-издательское агентство «Лик», 2009.
  • И я открою землю … (Глинка). Композиция. Авт. композиции Н. Колосова. – М.: «Молодая гвардия», 1976.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.
  • Слово о музыке: Рус. композиторы XIX в.: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990
  • Сто великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. ‒ М.: Вече, 1999

Удачи!

Источник: https://jauchitel.ru/mihail-glinka-prezentaciya-po-mirovoi-hudojestvennoi-kulture/

Михаил Иванович Глинка

1 июня (20 мая за ст. ст.) 1804 года в селе Новоспасское, Смоленская губерния, в семье отставного капитана родился Михаил Глинка. До шести лет ухаживала за ним его бабушка по отцу, категорически запретившая матери заниматься им.

Михаил был мнительным, нервным и болезненным ребенком, отчасти благодаря воспитанию бабушки, однако вскоре она скончалась, и Глинка перешел под опеку матери. Последняя приложила все усилия, дабы стереть следы прежнего воспитания.

В 10 лет Михаил стал учиться игре на скрипке и фортепиано у приглашенной гувернантки В. Ф. Кламер.

Важно

В 1817 году Михаил помещен в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете. Там ему преподавал В. К. Кюхельбекер, поэт и декабрист. Но Глинка также берет уроки также и у ирландского композитора и пианиста Джона Филда. Именно там он заводит дружбу с Пушкиным, прекратившуюся только после смерти поэта.

В 1822 году Глинка завершает обучение в пансионе и сосредотачивается на музыке – изучает музыкальную классику западной Европы, музицирует в салонах дворянства, а порой и руководит дядиным оркестром.

В то же время он сочиняет вариации для фортепиано или арфы на тему из оперы «Швейцарское семейство» австрийца Йозефа Вайгля, таким образом проявляя себя в композиторской деятельности.

Глинка пишет песни и романсы на слова популярных тогда поэтов, которые известны до сих пор – «Не искушай меня без нужды», «Не пой, красавица, при мне», «Ночь осенняя, ночь любезная» и другие. Но композитор не испытывает удовлетворения от результата и упорно пытается выйти за рамки жанров и форм бытовой музыки.

В 1823 году Глинка садится за струнный септет, рондо и адажио для оркестра, а также пишет две оркестровые увертюры. В это же время он знакомится с Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Василием Жуковским, Владимиром Одоевским (в дальнейшем они стали друзьями), Антоном Дельвигом.

Летом того же года Глинка побывал в Кисловодске и Пятигорске на Кавказе. В 1824-1828 года работал на должности помощника секретаря Главного управления путями сообщения. В 1829 году совместно с Н. Павлищевым был издан «Лирический альбом», в котором помимо сочинений различных автором были также пьесы Глинки.

Пропутешествовав по Германии, осенью 1830 года Глинка прибыл в Милан, один из крупнейших центров музыкальной культуры. Там он познакомился с Г. Доницетти и В. Беллини, стал изучать вокальный стиль bel canto, и сам сочинять в «итальянском духе».

Его произведения уже наделены мастерским стилем, в них нет ранее превалировавшего оттенка той классической школе, которой его учили.

Совет

Особенно это проявляется в его Секстете для фортепиано, альта, контрабаса, двух скрипок и виолончели, а также в Патетическом трио для кларнета, фортепиано и фагота.

В 1833 году Глинка работает в Берлине у Зигфрида Дена, немецкого теоретика, в области полифонии, композиции, инструментовки. Но в следующем году немедленно возвращается в Россию, узнав о смерти отца.

Продолжает творчество Михаил на предании об Иване Сусанине, идею для которой подал В. Жуковский. Ближе к концу 1835 года он обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, которая была его дальней родственницей. Молодожены отправились в Новоспасское, где Глинка и сел за написание оперы.

Читайте также:  Переход на летнее время. кому выгодно перевести стрелки?

В течение года опера была завершена, но композитор с трудом сумел утвердить ее постановку в Большом Театре Петербурга. Против был А.М.

Гедеонов, директор императорских театров, однако в конечном итоге работа была передана на оценку капельмейстеру Катерино Кавосу, считавшемуся тогда «директором музыке», который не замедлил дать произведению самый лестный отзыв.

Работа была принята, но название оперы было переименовано в «Жизнь за царя», а Глинку обязали не просить за оперу вознаграждения.

27 ноября (9 декабря) 1836 состоялась премьера «Ивана Сусанина». Успех был настолько ошеломительным, что Глинка с восторгом делился в письмах к матери впечатлениями о том, с каким рвением играли актеры и как доволен был государь император.

13 декабря было устроено чествование композитора у А.В. Всеволжского, где собрались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Виельгорский и сочинили «Канон в честь М.И. Глинки», положив его на музыку Владимира Одоевского.

Обратите внимание

После постановки оперы Глинка работал два года капельмейстером Придворной певческой капеллы, а затем отправился на Украину отбирать певчих для капеллы. Там он повстречал и впоследствии известного певца и композитора Семена Гулака-Артемовского.

В 1837 году Глинка садится без либретто за работу над оперой по сюжету «Руслана и Людмилы» Пушкина.

Он хотел составить план по указаниям автора, но внезапная его гибель заставила композитора обратиться к его друзьям и другим второстепенным поэтам.

Через 5 лет работа была закончена, и 27 ноября (9 декабря) 1842 года состоялась премьера оперы. Представление вызвало бурную критику, особенно яростным ее представителем был Ф. Булгарин, влиятельный на то время журналист.

В середине 1844 года Глинка едет во Францию. В столице он знакомится с Гектором Берлиозом, композитором и большим почитателем его таланта.

Берлиоз даже исполнил весной 1845 года на одном из своих концертов сочинения Глинки – арию Антониды из «Ивана Сусанина» и лезгинку из «Руслана и Людмилы». Незамедлительный успех выступления натолкнул Глинку на мысль о благотворительном концерте из своих сочинений.

Идея не заставила себя долго ждать, и 10 апреля 1845 года в концертном зале Герца на улице Победы в столице Франции с успехом прошел большой концерт русского композитора.

13 мая Глинка отправился в Испанию, где изучал нравы, культуру, язык испанского народа. Там он записывает для себя испанские фольклорные мелодии и наблюдает народные традиции и празднества. В результате поездки Глинка написал две написанные на народные испанские темы симфонические увертюры – «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848), законченная по возвращении в Москву.

Важно

Летом в 1847 года Глинка непродолжительное время проводит в родном селе Новоспасском и хотел было возвратиться в Санкт-Петербург, но решает пересидеть зиму в Смоленске. Светская жизнь его быстро утомляет, и он решает вновь отправиться в путешествие. Из-за отказа в выдаче заграничного паспорта он доезжает в 1848 году до Варшавы и там останавливается на три года.

За это время Глинка пишет симфоническую фантазию «Камаринская» по мотивам двух исконно русских песен: бойкой плясовой и лирической свадебной «Из-за гор, гор высоких». В этой фантазии, благодаря необычно смелому сочетанию разных ритмов, настроений и характеров, был утвержден новый стиль симфонической музыки.

Пётр Чайковский считал, что в «Камаринской» заключена вся русская симфоническая школа.

Наконец, в 1851 году Глинка вернулся в Санкт-Петербург, где стал давать уроки пения, а также готовил камерный репертуар и оперные партии с такими певцами, как О.А. Петров, А.П. Лодий, Н.К. Иванов, Д.М. Леонова, А.Я.

Петрова-Воробьёва и другими. Вся русская вокальная школа развивалась под его влиянием. В то время Глинку также навещал А.С. Даргомыжский и А.Н.

Серов, записавший по его словам в 1852 году «Заметки об инструментовки»(но опубликованы они были лишь 4 года спустя).

В 1852 году Глинка вновь испытывает желание посетить Испанию, но задерживается в Париже на более чем два года. Там он стал работать над симфонией «Тарас Бульба». Из-за Крымской войны, Глинка был вынужден вернуться в Россию, по пути остановившись на две недели в Берлине.

В 1854 он возвращается в Петербург и садится за свои мемуары под названием «Записки», впервые опубликованные лишь в 1870 году.

Совет

В 1856 году Михаил Иванович вновь посещает Берлин, где изучает старинные русские церковные напевы, хоровые сочинения Палестрины и Баха, творчество старых мастеров. Там он первым стал писать церковные мелодии в русском стиле, но внезапная болезнь заставила его прекратить работу.

15 февраля 1857 Глинка умер в Берлине.

Его похоронили на лютеранском кладбище, но в мае того же года прах по настоянию младшей сестры перевезли в Санкт-Петербург и перезахоронили на Тихвинском кладбище.

На могиле был установлен памятник авторства архитектора А.М. Горностаева. На месте могилы композитора в Берлине сооружен его памятник с указания Военной комендатуры советского сектора города.

Источник: http://www.classicalm.com/ru/composer/21

Романсы Михаила Ивановича Глинки

Корниловская средняя школа.

Реферат по Мировой художественной культуре.

Тема: Романсы Михаила Ивановича Глинки.

Учитель: Волкова Зинаида Михайловна

Выполнил: ученик 11 «А» класса

Корниловской средней

школы

Меньшиков Роман Леонидович.

Проверила_________________________

пос. Двинской 2000 г.

«Так как народная песня всегда была душой русской

музыки, то для нас теперь неразрывно спаянная с ней напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинако-во, как родное былое и вместе с тем настоящее… Поэтому Глинка, как и народное песенное творчество, — поистине живой родник всей русской музыки».

Б. В. Асафьев.

В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русской музыки, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского народа. Разнообразное по жанрам вокальное творчество Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики.

Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое.

Охватывающее широкий круг человеческих переживаний, облачённое в гармонически стройную форму, оно созвучно лирическим стихотворениям Пушкина, и не случайно лучшие из романсов Глинки сочинены были именно на стихи великого русского поэта.

«Во многих отношениях Глинка, — писал В. В. Стасов, — имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества – оба глубоко национальные, черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».

Развитию музыкальных способностей Глинки способствовало домашнее воспитание. Но и в Благородном пансионе для юношей, и после его окончания Глинка почти все свое свободное время отдавал игре на фортепиано и сочинению музыки.

В последние месяцы 1824 года Глинка сочинил романс «Моя арфа». Автор считал его «неудачной попыткой» и прозвал его «допотопным», так как написал его до 7 ноября 1824 года, дня страшного наводнения в Петербурге. Свой первый «удачный» романс Глинка написал только зимой следующего, 1825 года.

Действительно, романс «Не искушай» — одно из лучших, проникновенных по музыке сочинений. В том же году, трудясь «с большим напряжением», он написал первый струнный квартет (дошедший до нашего времени не полностью) и работал над сонатой для альта и фортепиано, не завершив её.

Впрочем, он полагал, что в этих сочинениях «мало толку».

«Романтическим устройством» натуры Глинки объясняется его тогдашнее стремление мечтать в сумерках за фортепиано и пристрастие к элегическим стихам Жуковского, трогавшим композитора до слёз. Отзвуком такого состояния его духа родились тогда печальные романсы на слова этого поэта «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец».

Обратите внимание

Весной 1828 года А. С. Грибоедов сообщил Глинке мелодию одной грузинской народной песни, на основе которой композитор написал один из лучших своих романсов «Не пой, красавица, при мне» на стихи А.С. Пушкина. В следующем году стараниями Глинки и Н. И.

Павлищева, зятя А. С. Пушкина, «явился в свет» «Лирический альбом на 1829 год».

В нем среди малозамечательных пьес друзей Глинки появилось два романса молодого композитора и в числе их «Память сердца» — одно из привлекательнейших по теплой искренности мелодики его сочинение тех лет.

Три года (1830 – 1833 гг.), проведенные Глинкой в Италии, стали временем окончательного созревания его таланта, годами вдумчивого труда. Здесь новыми чертами обогатилось его мелодическое дарование.

Глубокую красоту итальянской лунной ночи Глинка гениально передал в своей баркароле – романсе «Венецианская ночь», исполненном трепетного чувства радости жизни. Кроме «Венецианской ночи» на стихи И. И.

Козлова Глинка написал тогда еще два романса на стихи В. А. Жуковского и Феличе Романи.

В свое пребывание в Москве (1834 год) Глинка слушал сочинения местных композиторов и сам написал романс «Не называй ее небесной» на слова московского литератора Н. Ф. Павлова. Но самой важной была в то время мысль о написании русской оперы «Иван Сусанин».

В пору расцвета (1837 год) для своей «милой ученицы» Каролины Колковской в театральной школе Глинка сочинил полный любовного томления и проникновенной печали романс «Сомнение».

Глинка иногда и сам пел свои романсы. Его высокий голос не обладал красивым тембром, но, как вспоминал А. Н. Серов, «могуче-гениальный, как творец музыки, он был столь же гениален и в исполнении вокальном», поэзию которого Серов назвал «непередаваемой»!

Важно

28 марта 1839 г. Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью Анны Петровны Керн, чье имя освящено чувством к ней А. С. Пушкина. Волновавшие композитора чувства он выразил в двух посвященных Е. Керн сочинениях. Первым из них был пленительно изящный, овеянный элегической поэзией нежной влюбленности «Вальс – фантазия» (второе название — «Павловский вальс»).

Иным настроением исполнен сочиненный в 1840 году романс «Я помню чудное мгновенье», проникнутый волнением светлой восторженности, лишь ненадолго уступающей место печальным раздумьям. Написанное на стихотворение А. С.

Пушкина, вдохновленное образом матери Екатерины Керн Анны Петровны, это произведение Глинки есть совершенное слияние высокой поэзии текста с музыкальным его выражением.

Работа над оперой «Руслан и Людмила» чередовалась у композитора с осуществлением и других его музыкальных намерений.

К тому же творчески необычайно плодотворному 1840 году относится и сочинение «гармонической галереи романсов» — цикла «Прощание с Петербургом» (на стихи Нестора Кукольника).

В него вошли такие «исполненные жизни, правды и увлечения» (по отзыву «Художественной газеты» от 1 сентября того же года) или лирические пьесы, как «Рыцарский романс», «Баркарола», «Жаворонок», «О дева чудная моя». Входила в цикл и своего рода прощальная «Попутная песня».

С 1844 по 1847 – «годы странствий»: Франция, Испания. Зимой 1847 – 1848 года в Смоленске Глинка пишет несколько фортепианных пьес и два романса.

Первый из них, «Милочка», — светлое воспоминание об Испании (для него композитор взял мелодию хоты, услышанную им в Вальядолиде).

Совет

Второй, «Ты скоро меня позабудешь» на слова молодой поэтессы Юлии Жадовской, — печальное обращение к любимому существу, полное глубокой любви и покорности перед неизбежным концом, стал новым шагом в развитии вокально – декламационного стиля Глинки.

Уединенная, творчески сосредоточенная жизнь композитора прекратилась в конце января 1848 года. «Суматошная жизнь» Петербурга после тихого Смоленска скоро привела Глинку в отчаяние и он в ожидании заграничного паспорта спешно уехал в Варшаву.

В польской столице, в пору творческого подъема лета и осени 1848 года, Глинка сочинил замечательные романсы: «Слышу ли голос твой» (на слова М. Ю. Лермонтова), «Заздравный кубок» (на стихи А. С. Пушкина), шутливо посвященный им «Вдове Клико», иначе говоря, шампанскому вину, и лучший из них – «Песнь Маргариты» (на слова И. В.

Гете); по образной глубине и силе трагической выразительности эта песня-романс примыкает уже к вокальной лирике последнего периода глинкинского творчества.

В ноябре 1844 года Глинка возвратился в Петербург, а весной вновь вернулся в Варшаву.

Но этот двухлетний период не был столь плодотворным, хотя было написано несколько новых романсов: осенью 1849 года Глинка посвятил Эмилии Ом романс «Rozmowa» («Беседа») на слова польского поэта А.

Мицкевича, затем последовало сочинение романсов «Адель» и «Мери» на стихи А. С. Пушкина, а также и другие произведения.

В начале 1856 года Глинка сочинил свой последний романс «Не говори, что сердцу больно» на стихи своего давнего московского знакомого Н. Ф. Павлова (тот «на коленях» вымолил у него музыку на свои слова).

«В них обруган свет, значит, и публика, что мне по нутру», — заметил Глинка в одном из писем к Нестору Кукольнику. Его раздражение было вполне понятно: отношение официальных кругов к музыке Глинки оставалось по-прежнему неприязненным.

Обратите внимание

Много неприятностей доставляло и развязное обращение с текстом романсов Глинки при их публикации издателем-дельцом Стелловским.

Но самым огорчительным для композитора были идейно враждебные ему и общему направлению зарождавшейся русской национальной школы самодовольно малограмотные рассуждения критиков о его сочинениях. Здоровье Глинки слабело и в феврале 1857 года великий композитор умер.

Источник: http://MirZnanii.com/a/316429/romansy-mikhaila-ivanovicha-glinki

Ссылка на основную публикацию