Музыка романтизма: какой она была? гектор берлиоз

Творческий облик Гектора Берлиоза

Творчество Гектора Берлиоза (1803-1869) – ярчайшее воплощение новаторского искусства. Каждое из его зрелых произведений открывало пути в будущее, дерзко «взрывало» осно­вы жанра; каждое последующее непохоже на предыдущее. Их не слишком много, как и жанров, привлекавших внимание композитора. Основные среди них – симфонические и ораториальные, хотя Берлиоз писал и оперы, и романсы.

Во французской музыке XIX века этот композитор занимает особое, даже исключительное место – первого французского симфониста мирового масштаба.

Если в немецкой музыке симфония уже давно была одним из основных музыкальных жанров, то Франция вплоть до последней трети XIX века была страной театральной, оперной, а не симфонической.

Обратите внимание

Когда 27-летний Берлиоз «ворвался» в музыкальную жизнь Парижа своей необычной «Фантастической симфонией», здесь всего лишь два года существовал симфонический оркестр, и публика впервые слушала симфонии Бетховена, причем слушала с недоумением, неприятием, даже возмущением.

Творчество Берлиоза развивалось в атмосфере романтизма, что определило его со­держание. В его музыке запечатлены новые романтические герои, наделенные не­истовыми страстями, она насыщена конфликтами, полярными противопоставления­ми — от небесного блаженства до дьявольских оргий.

Многое объединяет произведения Берлиоза с творчеством других романтиков – интимная лирика, фантастика, интерес к программности.

Как и другие романтики, Берлиоза увлекался революционными идеями, обра­ботал «Марсельезу» («для всех, у кого есть голос, сердце и кровь в жилах»), посвятил монументальные композиции – Реквием и Траурно-триумфальную симфонию – героям Июльской революции 1830-го года.

Что же касается музыкальных пристрастий, то наряду с Бетховеном, он с юности восхищался Глюком, классические образы которого не слишком привлекали других романтиков, а в последние годы жизни сделал редакции его опер и, что самое главное, написал оперную дилогию на античный сюжет «Троянцы» не без влияния Глюка.

Программные симфонии Берлиоза

Безусловно, самая интересная и самобытная область творческого наследия Берлиоза – это его программные симфонии. Рожденные новой эпохой, они не похожи ни на бетховенские симфонии, ни на симфонии немецких романтиков. Их особенности:

I – отражение острых проблем современности. Идейное содержание программных симфоний Берлиоза теснейшим образом перекликается с образами современной ему романтической литературы – Мюссе, Гюго, Байрона.

«Фантастическая» симфония является таким же манифестом романтиз­ма, как и роман Мюссе «Исповедь сына века», поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» – это первый в истории музыки музыкальный портрет молодого челове­ка XIX века, типичного героя своего времени.

Он наделен теми же чертами болез­ненной чувствительности, разочарования, одиночества и меланхолии, как и герои Байрона, Гюго. Сама тема «утраченных иллюзий», к которой обратился компо­зитор, была очень характерной для своего времени;

Важно

2 – элементы театральности. Берлиоз обладал редким театральным даром. Он мог с максимальной наглядностью показать в музыке тот или иной образ. И почти каждому музыкальному образу Берлиоза можно дать конкретное сюжетное истолкование.

Например, в «Фантастической симфонии»: «Появление возлюбленной на балу», «Перекличка пастухов», «Раскаты грома», «Казнь преступника» и пр.

В симфонии «Гарольд в Италии»: «Пение пилигримов», «Серенада горца»; в «Ромео и Джульетте» – «Одиночество Ромео», «Похороны Джульетты» и пр.

Конкретизируя музыкальные образы, Берлиоз приходит к целому ряду звукоизобразительных приемов, а также к сюжетной последовательности частей и эпизодов. Отдельные части в программных симфониях Берлиоза уподобляются актам театральной пьесы.

Наиболее «театральная» симфония – «Ромео и Джульетта», в которую введены солисты, хор и элементы оперного действия. Сам Берлиоз определил ее как «драматическую» в том смысле, что ее можно исполнить на сцене, как театральное произведение.

Характерно, что отдельные части берлиозовских симфоний порой называются «сценами», например, «сцена бала», «сцена в полях» в «Фантастической». Лист в своей симфонической музыке мыслит более обобщенно.

Итак, симфония у Берлиоз становилась «театром», так композитор по-своему вопло­щал излюбленную идею романтиков – идею синтеза искусств.

Но вот парадокс: этот истинно французский синтез, осуществленный истинно французским художником, не был понят именно во Франции, тогда как в Германии, Австрии, России композитор получил признание при жизни.

Совет

Показательна история получения Берлиозом Большой Римской премии, которую он завоевал только с 4-го раза, решив «стать настолько маленьким, чтобы пройти через врата рая» (т.е. написав кантату в традиционном академическом стиле). На протяжении всей жизни композитор так и не добился успеха в музыкальном театре.

Его опера «Бенвенуто Челлини» скандально провалилась. Материальная необеспеченность, стремление найти отзывчивую аудиторию вынуждали Берлиоза беспрерывно гастролировать в качестве дирижера с преимуществен­ным исполнением собственных сочинений (триумфальными были его выступления в Петербурге и Москве).

Берлиоз–дирижер обладал большим артистизмом. Наряду с Вагнером он за­ложил основы современной школы дирижирования. Дирижерский опыт Берлиоза сконцентрирован в знаменитом «Трактате об инструментовке». Он применял редко используемые инструменты – красочные, с ярко индивидуальными тембрами, необычные сочета­ния тембров, своеобразно звучащие регистры, новые штрихи, приемы игры, создающие неслыханные ранее эффекты.

Кроме того, Берлиоз был блестящим критиком: «Вечера в оркестре», «Гротески музыки», «Музыканты и музыка», Мемуары.

Список произведений

  • Оперное творчество: «Бенвенуто Челлини», дилогия «Троянцы» (по мотивам Вергилия), комическая «Беатриче и Бенедикт» (по комедии Шекспира «Много шуму из ничего»).
  • Кантатно-ораториальное творчество: драматическая легенда «Осуждение Фауста», ораториальная трилогия «Детство Христа», Реквием.
  • Симфоническое творчество: 6 увертюр («Уиверли», «Тайные судьи», «Король Лир», «Корсар», «Роб-Рой», «Римский карнавал») и 4 симфонии («Фантастическая», «Гарольд в Италии», «Ромео и Джульетта» и Траурно-триумфальная.

Источник: http://musike.ru/index.php?id=69

Берлиоз Гектор — композитор. 11 декабря 1803 — 8 марта 1869, Ла-Кот-Сент-Андре

Кто такой Гектор Берлиоз, и почему он считается классиком эпохи романтизма? Сегодня не каждый может ответить на этот вопрос. Между тем, Берлиоз заложил фундаментальные основы романтической симфонической музыки, дирижерского искусства и музыкальной критики, какими мы знаем их сегодня.

Гектор Берлиоз родился 11 декабря 1803 года в местечке Ла-Кот-Сент-Андре близ Гренобля. Его отец, Луи-Жозеф Берлиоз, был врачом и атеистом, а мать, Мария-Антуанетта, истой католичкой.

Религиозное напряжение в семье наложило отпечаток на характер будущего композитора.

Марию-Антуанетту часто описывают как фанатично религиозную и чопорную женщину, чей тяжелый характер оттолкнул Берлиоза от христианской веры.

Напротив, отец Берлиоза бесплатно занимался врачеванием и был уважаем в городе настолько, что в 1817 году получил титул мэра Ла-Кот-Сент-Андре. В юные годы он был для будущего композитора примером для подражания.

Луи-Жозеф хотел, чтобы сын сделал карьеру врача, поэтому детство Гектора было посвящено естественным наукам. Впрочем, музыкальным занятиям сына Берлиоз-старший поначалу не препятствовал. Гектор научился играть на гитаре и флажолете (разновидности флейты), начал самостоятельно изучать гармонию и сочинять.

Правда, музыкальные впечатления провинциального городка были небогаты: духовная музыка в церкви, народные песни – на улице, романсы – в гостиных друзей семьи.  Из серьезных произведений Берлиоз знал только «Орфея» Глюка, которого нашёл в библиотеке отца и полюбил на всю жизнь.

Ян Бартолд Йонгкинд, «Шато, Кот-Сент-Андре», 1882 © Wikimedia Commons

В 12 лет Гектор влюбляется в Эстеллу Дюбёф. Хотя взрослые не отнеслись к этой влюбленности всерьез, сам композитор впоследствии признавался, что мучительное чувство преследовало его всю жизнь. Он даже попытался возобновить отношения с Эстеллой в преклонном возрасте. Впрочем, более важную роль в его биографии сыграют другие женщины – об этом ниже.

После школы Гектор по настоянию отца едет в Париж учиться медицине. Но лекции в университете вызывают у него лишь отвращение и скуку, а пребывание в анатомическом театре – приступы тошноты. Берлиоз мечтает стать музыкантом.

Обратите внимание

Эта мечта вскоре приведет к разрыву с семьей и полунищенскому существованию: отец, узнав, что Гектор оставил медицинский факультет, прекратит высылать ему деньги. Но Берлиоза это не останавливает.

Он ходит в оперу, тайком, нелегально пробирается в Парижскую музыкальную библиотеку, где копирует ноты, а в 1822 году публикует первую критическую статью о творчестве Глюка.

«Тот кто не дрожит от волнения, слыша эту ноту виолончелей, недостоин слушать музыку», – пишет в ней Берлиоз об «Ифигении в Тавриде» Глюка.  

Пылкий максимализм, с которым Гектор защищает творчество любимого композитора, можно было бы списать на юный возраст. Но подобный стиль Берлиоз сохранит на всю жизнь: если уж громить, так не оставляя камня на камне, если хвалить, то превозносить до небес. Это относится не только к его литературному слогу, но и к музыкальному языку.

В 1824 году, окончательно забросив медицину, Берлиоз пишет первое крупное сочинение – «Торжественную мессу». Устроить ее исполнение сложно и затратно. В поисках средств молодой человек не побоялся обратиться к культовому писателю и политику Рене Шатобриану.

Труды оправдали себя – постановка мессы не прошла незамеченной для критиков. Правда, отзывы в музыкальной прессе были довольно смешанными, но кое-кто и хвалил. Например, знаменитый в то время критик Франсуа Фети прозорливо писал: «Господин Берлиоз подает самые блестящие надежды».

Однако кроме первого успеха «Торжественная месса» приносит автору множество финансовых трудностей – занятые на постановку деньги нужно было отдавать.

В результате вторая половина 20-х годов оказывается омрачена для Берлиоза постоянными поисками заработка.

Композитор ограничивал себя в тратах, давал уроки сольфеджио, флейты и гитары, пытался заработать на издании своих романсов – но все безуспешно.

Важно

В 1826 году Берлиоз впервые участвует в конкурсе на соискание Римской премии – самой значительной европейской музыкальной премии того времени, которая позволяла на протяжении трех лет пребывать в Риме, изучая старинное итальянское искусство и занимаясь творчеством. Но презрение Берлиоза к чопорным законам старинного контрапункта привело к провалу на первом же испытании.

Вынужденно вернувшись ненадолго домой, Гектор еще раз убеждается, что жизнь в провинциальном Кот-Сент-Андре для него невозможна.

Не удается наладить отношения с семьей: мать удаляется из дома, чтобы не быть с «нечестивцем» под одной крышей. Под проклятия матери Берлиоз уезжает обратно в Париж и, наконец, становится студентом консерватории.

Большую помощь в этом, как и в дальнейшем, ему оказал педагог и друг композитора Жан Франсуа Лесюёр.

Параллельно с учебой Гектор для денег работает хористом в парижском театре «Новости», по выходным играет незначительные роли в водевилях.

В 1827 году он снова претендует на Римскую премию и вновь не получает ее.

В этом же году происходит знакомство композитора с актрисой Генриеттой Смитсон.

Берлиоз мгновенно влюбляется в Генриэтту, но не находит ее расположения. Тогда он решает доказать ей, что «тоже художник», и устраивает концерт своих произведений. В центре программы – «Фантастическая симфония».

Сочинение необычно уже тем, что его героем является не вымышленный персонаж, взятый из литературы прошлого или настоящего, а сам композитор, томящийся от неразделенной любви. «Фантастическая симфония» станет не только первым крупным опусом Берлиоза, но и первым в истории музыки программным симфоническим сочинением.

Но Генриетта Смитсон его не оценит.

По-прежнему сдержана и оценка критиков, хотя постепенно романтизм, который представляет Берлиоз, пробивает себе дорогу в музыкальном эстеблишменте.

Баталии вокруг романтизма идут не только в музыке. В год создания «Фантастической симфонии» (1830) появляется пьеса Виктора Гюго «Эрнани». Вокруг нее разыгрывается исторический скандал между классицистами и романтиками. Совсем скоро новое течение в искусстве окончательно победит и Берлиоз станет одной из ключевых фигур музыкального романтизма.

Совет

А пока композитор, так и не добившись расположения мисс Смитсон, отдается новой страсти. Ее объект – парижанка Камилла Мок. Правда, родители Камиллы вовсе не торопятся благословить ее отношения с полунищим музыкантом.

Узнав о том, что возлюбленная выходит замуж за другого, Берлиоз покупает револьвер и платье горничной. В его воображении с драматургической точностью выстроена кровавая сцена: обманутый юноша, переодевшись служанкой, проникает в дом неверной невесты, убивает ее и ее мужа, а затем пускает пулю себе в висок.

К счастью, сцена эта осталась фантазией композитора. Он остынет, так и не добравшись до дома Камиллы, и отправится обратно в Рим – с третьего раза Берлиозу удается выиграть престижную Римскую премию! Победу ему приносит кантата «Последняя ночь Сарданапала».

Берлиоз пишет свою кантату, слыша уличные выстрелы – на улицах Парижа происходит знаменитая июльская революция. Впоследствии композитор очень переживал, что ему не удалось поучаствовать в исторических событиях и написал обработку Марсельезы для двух хоров, оркестра «и всех, у кого есть голос, сердце и кровь в жилах». Фактически, исполнителям предлагалось подпевать из зала.

В те времена этикет поведения публики был совершенно иным, чем сегодня. Неугодную музыку освистывали, концерты могли быть сорваны из-за потасовки в партере, а музыкантов могли неметафорически закидать помидорами. Но в то же время любимцев публики забрасывали цветами, а подпевать популярной арии, религиозному гимну или политической песне во время исполнения считалось обычным делом.

Пребывание в Италии далось композитору тяжело; к тому же за это время Камилла вышла замуж за другого. После возвращения во Францию в сердце Берлиоза вспыхивает прежнее чувство к Генриетте, и на этот раз Берлиозу удается завоевать её сердце.

Правда, это уже не была та самая блестящая Генриэтта. Карьера актрисы клонилась к упадку, неудачные антрепризы привели к долгам, а повреждение ноги в 1832 году фактически стало концом ее театральной деятельности.

Читайте также:  Атребаты. кто просил клавдия вторгнуться в британию?

Близкие Генриетты недовольны финансовым положением Берлиоза, тогда как родителей Гектора смущает не слишком уважаемая в те времена профессия избранницы. Но, несмотря на неодобрение родственников и с той и с другой стороны, Гектор и Генриетта женятся, и через год у них появляется сын Луи.

Обратите внимание

Именно в 1830-е годы, в первые годы семейной жизни Берлиоза, одно за другим появляются сочинения, которые впоследствии составят громкую славу композитора: Реквием памяти жертв июльской революции, симфония «Ромео и Джульетта», Траурно-триумфальная симфония…  Каждое из них становится новой ступенью романтической музыки, новой трактовкой сложившихся жанров.

Хвалебные статьи о Берлиозе пишет Роберт Шуман, фортепианные транскрипции его симфонических сочинений делает и исполняет близкий друг композитора Ференц Лист, концерты Берлиоза в Германии устраивает Феликс Мендельсон, скрипач-виртуоз Паганини, услышав «Осуждение Фауста» бросается перед композитором на колени, а наутро присылает чек на внушительную сумму… И лишь французские газеты по-прежнему встречают премьеры композитора едкими карикатурами.

Берлиоз и Паганини © Wikimedia Commons

Правда, несмотря на кажущийся успех, денежное положение Берлиоза по-прежнему остается шатким. Основным источником заработка остается музыкальная критика: заметки и фельетоны Берлиоза выходят в парижских газетах и журналах почти ежедневно. Параллельно он пишет теоретический «Трактат об инструментовке».

В «Мемуарах» Берлиоз опишет печальную историю «ненаписанной симфонии ля минор». Композитор услышал ее во сне, но проснувшись, понял, что, если запишет первую часть, то захочет закончить сочинение, затем придется потратиться на бумагу для партий музыкантов, а затем вложить немалые деньги в исполнение… Подсчитав убытки, Гектор решил забыть приснившуюся музыку.

Расшатанные нервы Генриетты и невыносимые бытовые условия угасили любовный пыл. У композитора завязывается роман с вокалисткой Марией Ресио, и в 1842 году Берлиоз предпринимает решение отправиться вместе со своей новой пассией в гастрольный тур. Гастроли начинаются неудачно, но в конце концов окупаются.

Во время этих гастролей он задумывает оперу (или, как он сам характеризует этот жанр, драматическую легенду) «Осуждение Фауста».

Премьера оперы проходит в парижском театре Комической оперы в 1846 году, но приводит только к новым долгам. Выбраться из них композитору поможет хороший дружеский совет: Бальзак рекомендует ему поехать в Россию – она, по его словам, щедра к приезжим музыкантам.

Впоследствии Берлиоз не раз вспоминает Россию добрыми словами. Русские гастроли не только поправляют его материальное положение.

Здесь, в Петербурге и Москве, композитор находит горячих поклонников и истинных друзей – с русскими музыкантами он будет переписываться до конца своих дней.

Российское музыкальное сообщество по достоинству оценивает вклад Берлиоза в музыку, у него завязываются теплые отношения с членами «Могучей кучки»: Балакиревым, Кюи, и особенно – критиком Стасовым.

Важно

Государственный переворот Луи Бонапарта в 1851 году возродил надежды Берлиоза и на признание романтической «революции в искусстве». Увы, новое правительство и его окружение не имело столь высоких вкусов. В буржуазной Франции начинается расцвет оперетты и кафешантанов – музыкальных кафе с легкой развлекательной музыкой.

Зато Берлиоз, наконец, получает академические должности, которые по разным причинам ускользали от него ранее. В 1856 году его принимают в члены Академии искусств. Эмоциональный подъем приводит его к идее написать оперу на античный сюжет. Так рождается одно из главных произведений его позднего периода — оперная дилогия «Троянцы».

Гектор Берлиоз в 1857 году © Wikimedia Commons

К тому времени бывшая муза композитора, всеми покинутая Генриетта Смитсон уже много лет не выбирается из болезней и, по слухам, страдает алкоголизмом. В 1854 году Генриэтта умирает от инсульта.

Отношения с Марией Ресио к тому времени тоже перестали быть безоблачными, друг семьи Ференц Лист в письме к своей возлюбленной Каролине Витгенштейн пишет: «Обстановка дома ужасная». Но Берлиоз вынужден соблюдать приличия и женится на Марии Ресио, чтобы сохранить её честь.  

Многие годы он работает над оперой, а затем, как и с оперой «Бенвенуто Челлини», ждёт своей очереди на постановку.  Среди конкурентов «Троянцев» оказался и Вагнеровский «Лоэнгрин». Когда парижская постановка «Лоэнгрина» потерпела полный крах, Берлиоз не мог удержаться от злорадства и в письме к сыну с чувством сообщал: «Я жестоко отомщён».

Издание переложения оперы «Троянцы» для фортепиано и вокала, 1863 год
© Wikimedia Commons

Лист, который всю жизнь пропагандировал музыку Берлиоза, теперь часто вставал на сторону Вагнера и восторженно отзывался о его новых произведениях. Берлиоз воспринял это как предательство.

В начале шестидесятых композитор теряет близких одного за другим: в 1861 году умирает его сестра Адель, а в 1862 – вторая супруга, Мария Ресио. В 1864 году Берлиоз оставляет пост в газете Journal Des Debats, которому отдал большую часть своей жизни — 28 лет. К 1865 году он заканчивает свои «Мемуары», которые писал с большими перерывами на протяжении 17 лет.

Последние годы композитор все больше посещает родственников, находит время съездить к своей первой любви – Эстелле Дюбёф, которая стала теперь Эстеллой Форнье.

Совет

Гастроли выматывают его, Париж становится для него всё невыносимей. В 1867 году погибает его сын.

Берлиоз снова едет в Россию где его все уже знают и любят. По приезду он уже с трудом выбирается из постели; последние его письма обращены к русским друзьям. 8 марта 1869 года композитор скончался.

Анри Фантэн-Латур, «Рождение» (Берлиоз), 1878 год © Wikimedia Commons

Вместе с музыкой Берлиоза в искусство XIX века входит новый образ романтического героя. В его характере все чрезмерно, а в душе кипят истинно романтические страсти, для выражения которых композитору оказалось недостаточно существующих музыкальных форм и сложившегося состава оркестра (например, именно Берлиоз первым из крупных композиторов экспериментировал с саксофоном).

Его критические заметки не только повлияют на исполнительский уровень современников, но и окажутся важным документом целой эпохи. «Мемуары» переживут множество переизданий, а трактат «Искусство оркестровки» до сих пор изучают современные музыканты.

Источник: https://philharmonia.bm.digital/author/323262726539337728/berlioz-gektor

Г. Берлиоз «Фантастическая симфония»: история, видео, содержание, интересные факты

Г. Берлиоз «Фантастическая симфония»

Самое знаменитое и значительное произведение, вышедшее из-под пера Берлиоза, — Фантастическая симфония. Ее уникальность заключается в том, что она стала первой в музыке романтизма программной симфонией.

Гениальный композитор самостоятельно создал программу к ней в виде сценария, с подробным и ярким описанием всех событий, которые должны были развернуться на глазах публики. Таким образом, симфония вполне могла иметь сценическое воплощение.

Однако музыкальное наполнение симфонии настолько богато и выразительно, что и одного ее исполнения достаточно, чтобы проследить все, о чем желал поведать автор.

История создания

Кто из вас может похвастаться оригинальным сюрпризом для своей второй половинки? А вот знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз, который влюбился буквально в первого взгляда, смог, да еще каким! Его можно понять, невозможно не влюбиться в очаровательную юную актрису Гариетт Смитсон, играющую Джульетту. К тому же, дело то все происходило в городе любви – Париже, где сама атмосфера пропитана романтическим настроением.

Молодой композитор делал все возможное, чтобы привлечь внимание девушки, в ход шли подарки, письма с признаниями и даже ноты. Однако все они оставались без ответа, она и слушать его не хотела.

Более того, актрису уже начинал раздражать надоедливый очередной поклонник, сильно усугубляло ситуацию то, что молодые люди говорили на разных языках и в этом плане между ними была огромная пропасть. Девушка была англичанкой, а Берлиоз, как известно – французом.

Но великий композитор нашел способ перекинуть мост через эту пропасть и растопить сердце красавицы, а состоять он должен был из музыки. Как же так, спросите вы? Все очень просто! Берлиоз, проведя тщательный анализ, решил написать своеобразную серенаду возлюбленной, которая открыла бы все его истинные чувства.

Обратите внимание

Этим зашифрованным любовным посланием стала «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза, первая его работа в подобном жанре. Все в ней необычно: сама музыка, яркие выразительные образы, оркестровка и количество частей. Она содержит пять частей, вместо привычных четырех.

Чтобы по ошибке никто не сделал поправки, композитор от руки сделал надпись о том, что опечаток нет и она должна исполняться именно в таком варианте. В сюжете «серенады» история любви молодого юноши-артиста, который безответно влюблен.

Знакомый сюжет, не правда ли? В каждой части возникает чудесная тема, которая рисует чувства героя.

На премьере «Фантастической симфонии» Берлиоза ждал восхитительный успех. Публика великолепно приняла новаторское произведение. Но главный сюрприз ждал его после премьеры! Послание сработало и актриса Гариетт Смитсон все поняла даже без слов, благодаря выразительной музыке.

Она подошла после концерта к тому, кто сочинил эту серенаду и… сама пригласила на свидание! Но это еще не все, через некоторое время Г. Берлиоз и его возлюбленная поженились, дописав счастливый финал в своей «Фантастической симфонии».

Вот она, настоящая сила музыки, для которой нет границ и преград.

Интересные факты

  • Берлиоз впервые в своем творчестве показал важность лейтмотива, и его способность изменяться в зависимости от настроения героя. В дальнейшем этот прием стал довольно популярным в музыкальной традиции, к нему прибегали многие знаменитые композиторы.
  • В финале симфонии композитор использовал тему «Dies irae», которая звучит во вступлении, и передал хоровод мертвецов, гремящих костями, с помощью уникального приема: игры на скрипке и альте древком смычка.
  • После завершения Фантастической симфонии, Берлиоз сочинил монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни», которая была построена лишь на материале симфонии. Это своеобразное продолжение, хотя на концертах эти произведения редко звучат вместе.
  • Несмотря на красивую историю создания, связанную с возлюбленной Гарриет Смитсон, посвящена симфония императору Николаю I.
  • Премьера успешно прошла 5 декабря 1830 года в Париже под управлением Франсуа Габенека. Спустя два года, была исполнена уже вторая и окончательная редакция композитора.
  •  После премьеры, на которой впервые была исполнена Фантастическая симфония, Берлиоз написал своему другу письмо и признался, что у него был «зверский успех»
  •  Несмотря на свою огромную любовь к Гариетт Смитсон, семейная жизнь у Берлиоза с актрисой не сложилась и вскоре он вовсе увлекся другой девушкой – испанкой Марией Ресио.
  •  Большим поклонником симфонического творчества Гектора Берлиоза был Никколо Паганини. Впервые услышав «Гарольд в Италии», маэстро был потрясен этим произведением. Он на следующий же день выписал на имя Берлиоза чек на сумму 20 тысяч франков. Паганини решил оказать такую финансовую помощь композитору, чтобы тот целиком посвятил себя сочинению новой симфонии. Кроме того, в прилагающейся к чеку записке Паганини назвал Берлиоза преемником великого Бетховена.
  • В кинематографе в качестве музыкального сопровождения «Фантастическая симфония» встречается в фильмах: «В постели с врагом» 1991; «Клерки 2» 2006; «Равные» 2015.

Содержание

Фантастическая симфония — история молодого, но слишком впечатлительного музыканта. Любовные переживания захлестывают его настолько, что он решает умереть, приняв смертельную дозу опиума. Однако смерть решила повременить, оставив молодого человека в пограничном состоянии.

Без сознания, но в окружении невероятных видений и галлюцинаций герой начинает абсолютно все свои переживания ощущать как музыку. Супруга его, ставшая причиной отчаянного поступка, также словно воплотилась в мелодии, которая навязчиво сопровождает его отныне везде и всегда.

Часть первая носит название «Мечтания. Страсти», и описывает воспоминания героя о днях, когда он только повстречал свою возлюбленную.

Первыми его эмоциями были страсть, смятение, беспокойство. Они предшествовали его судьбоносной встрече с любимой. Затем пришла она, и любовь накатила волной.

Важно

Вновь взыграли чувства, но теперь уже все было о ней: ревность, тревога, счастье новой встречи.

Часть вторая – «Бал», описывает пышное торжество, где герой снова встречает свою возлюбленную.

Третья часть, «Сцена в полях», начинается с деревенских мотивов, наигрываемых пастухами в бескрайних лугах, сопровождаемых едва различимыми звуками природы.

Эта картина успокаивает сердце музыканта, он приходит в умиротворенное и благостное состояние, которое прерывается появлением его любимой. И вновь душа наполняется тревогой и волнением, он подозревает обман, он не может поверить в свое счастье…

Вновь слышится пастушья трель, однако на этот раз второй пастух не отвечает ему, как бы подтверждая одиночество героя.

Часть четвертая, «Шествие на казнь». Героя продолжают мучить болезненные видения. В этот раз он оказывается убийцей, совершившим злодеяние против самого дорогого ему человека — своей любимой.

И возмездие настигло его — ему предстоит публичная казнь. Символизирует это трагическое шествие маршевая музыка, тяжелая и торжественная одновременно.

В конце герою вновь слышится мотив, олицетворяющие его любимую, как слабое напоминание, что она все еще жива.

Пятая часть, под названием «Сон в ночь шабаша», переносит героя в видение его загробной жизни. Он оказывается на устрашающем сборище жуткой нечисти, которая празднует его смерть, предаваясь самым безобразным утехам.

Читайте также:  Как не стать энергетическим донором? оставаться адекватным

И вот, среди этой вакханалии, вновь появляется Она, но уже совсем иная, без тени былого аристократизма, скромности и милого обаяния. Она включается в бешеную пляску, ее встречают, как давнюю знакомую, шабаш продолжается с новой силой… Завершает видение колокольный звон, оповещающих о похоронах.

Герой Фантастической симфонии встал в один ряд с типичными представителями романтических литературных произведений.

Музыка

Музыкальное содержание симфонии требует особого обзора, так как в нем как нашли отражение его первые композиторские опыты, так и родились уникальные решения, заменившие классические формы.

Совет

В первой части главенствующую роль занимает медленное и томительное звучание скрипок. Затем наступает черед мелодии, которая лейтмотивом пройдет сквозь всю симфонию — темы его возлюбленной.

Она представлена унисоном скрипки и флейты, и по мере развития сюжета развивается в символ тревоги, мрачного настроения.

Во второй части Берлиоз совершает своеобразный прорыв в музыкальной традиции своего времени — впервые в симфонии звучит вальс, как олицетворение глубокого романтизма.

Третья часть пронизана неторопливым и безмятежным звучанием духовых, которое прерывается темой возлюбленной. Литавры, звучащие в конце, словно оповещают о грядущем горе. На контрасте с пасторальными мотивами особенное впечатление производит четвертая часть, с ее маршевым звучанием.

И снова музыка четко передает каждую деталь происходящего: рев толпы, тяжёлые шаги палача, роковой удар… Пятая часть начинается таинственно и пугающе: игра струнных в сопровождении литавр периодически взрывается отрывистыми аккордами духовых.

Вновь звучит лейтмотив возлюбленной, но он не романтически-тревожный, а вызывающий и гротескный, ведь она больше не скромная прелестница, а главная ведьма, которую встречают адским хохотом, передаваемым раскатами оркестра.

Заслуги Берлиоза в музыке можно сравнить с тем, что делал в своем творчестве В. Гюго и Делакруа в живописи. Композитор не боялся применять что-то новое в области музыкальной формы, гармонии, а также инструментовки.

Эти опыты были весьма успешны, хоть слава и всеобщее признание публики не сразу пришли к композитору. В дальнейшем его творчество оказало существенное влияние на многих композиторов эпохи Романтизма: Р. Вагнера, Ф. Листа, Р. Штрауса и других.

Обратите внимание

Сам же Гектор Берлиоз остается ярчайшим представителем романтизма в музыке и создателем симфонической программной музыки.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать «Фантастическую симфонию»

Источник: http://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/fantasticheskaya-simfoniya

Берлиоз. Фантастическая симфония

Первая симфония, «Фантастическая» (1830—1831), явилась та­ким же манифестом французского романтизма, как роман «Исповедь сына века» Мюссе или драма «Эрнани» Гюго. Передовые ху­дожники Парижа увидели в ней начало новой музыкальной шко­лы.

Партитуре была предпослана подробная программа, изложен­ная самим автором в виде сценария под заглавием «Эпизод из жизни артиста» *.

Берлиоз допускал возможность сценического ис­полнения симфонии, но не считал это необходимым. «Автор надеется, — писал он в предисловии, — что симфония сама по себе, может представлять музыкальный интерес, независимо от сцени­ческого воплощения».

И действительно, несмотря на то, что ряд частей этого произведения носит название «сцен» и весьма театра­лен, музыка симфонии настолько обобщена, образно-конкретна и самостоятельна, настолько выразительно и ясно передает основную мысль, что излишне дополнение в виде сценического действия: или подробного сценария.

Это только сужает идейное значение музыкального произведения *.

В предисловии к «Фантастической сим­фонии» сам Берлиоз указывал, что если симфония исполняется в концерте, то подробную программу можно слушателям и не раз­давать. Достаточно сохранить только заглавия пяти частей.

Сценарий композитора во многом автобиографичен. В нем рассказана история любви Берлиоза к Генриетте Смитсон. На первый взгляд, текст поражает своим интимным содержанием. Создается ощущение, будто сокровенные страницы дневника предаются огласке с ораторской трибуны.

Типично романтическая Тема любовного томления, которая неоднократно получала убедительное выражение в камерной романсной лирике («К далекой возлюбленной» Бетховена, «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» Шуберта и несколько позднее — «Любовь поэта» Шумана), кажется мало со­ответствующей симфоническому жанру.

Важно

Однако «лирическая исповедь» Берлиоза отображала типичную тему времени. Воплощенные в ней настроения «молодого человека XIX века», атмосфера разлада с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность уже получили яркое и широкое отражение в романтической литературе. Литературные истоки «Фантастической симфонии» вполне очевидны.

В ее программе легко установить связи с демоническими сценами из гётевского «Фауста», с произведениями Гюго, с «Грезами курильщика опиума» Де Квинси — Мюссе.

Музыка симфонии гораздо оригинальней и значительней лите­ратурного сценария. Субъективные переживания художника, тема любовных грез получают здесь широкую, многостороннюю трак­товку, поднимаясь (как будет видно дальше) до социальных обоб­щений.

Композитор был склонен видеть сходство между своей про­граммной пятичастной симфонией и «Пасторальной» Бетховена. На самом деле романтически-театрализованные, экзальтированные образы Берлиоза далеки от гармонической пасторали Бетховена, его объективного восприятия природы. Некоторые моменты в му­зыке «Фантастической» перекликаются с образами опер Керубини, Спонтини или Вебера.

Редкой оригинальностью отличается первая часть, носящая на­звание «Мечтания, страсти».

Впервые в симфонической музыке был воплощен сложный, раздираемый противоречиями душевный мир нового героя, запечатленный в литературных портретах Мюссе, Стендаля, де Виньи, Гюго.

Настроение этой книги особенно близ­ко определенным строкам одной из любимых книг Берлиоза, описывающим юношескую мечтательность и экстатичность *.

Психологическая тема симфонии, неизвестная ни оперному, ни инструментальному искусству предшественников Берлиоза, приве­ла к смелому преобразованию выразительных элементов сонатной формы.

Совет

Произведение начинается со вступления. Это — интимно-романтический прелюд, перекликающийся по настроению со вступитель­ным Adagio Четвертой симфонии Бетховена, В нем господствуют образы страстных грез. Подготовка во вступлении интонационных элементов сонатного Allegro является новым психологическим приемом, который станет типичным в музыке XIX века.

Сонатное Allegro можно назвать «психологической поэмой». Его музыка начинается с темы, олицетворяющей образ возлюбленной. Это — главная тема в ее классицистском понимании и по существу единственная, так как на ней (или на образующихся из нее мотивах) основывается музыка всей части.

Ее интонационное содержание, особенности структуры, тембровое звучание не ассоциируются с обликом тематизма классицистских симфоний:

Однако образы любовных грез не являются господствующими *.

Allegro agitato ed appassionato создает картину мятущейся души героя с ее «фаустианской» раздвоенностью и повышенной чувствительностью.

Почти все образы других частей симфонии зарождаются в пер­вом сонатном Allegro. Так, настроение любовной тоски будет поло­жено в основу «Сцены в полях». «Мефистофельские» интонации из разработки приводят к зловещей финальной картине. Церковный мотив (в конце части) переродится в «черную мессу» шабаша.

То, что в первой части показано как неразрывное единство психологи­ческих состояний, развертывается на протяжении всего цикла в ви­де резко контрастных эпизодов-сцен.

И, наконец, последовательное проведение темы возлюбленной через всю симфонию указывает на непосредственную связь всего цикла с образами первой части.

Трудно переоценить значение подобного драматургического приема, создающего крепкое единство внутри крупного, разделенного на части произведения. Этот монотематический принцип «Фантастической симфонии» по своей психологической функции соответствует роли лейтмотива в опере. Возможно, что именно от­туда Берлиоз и почерпнул идею «лейтмотива» для своей инстру­ментальной драмы.

Обратите внимание

В композиции цикла, основанной на заостренно-контрастном сопоставлении «сцен», ощутимо влияние французского театра того времени, равно как и шекспировской драмы.

За первой частью, выражающей образы душевных волнений, следует картина шумного, блестящего празднества — «Бал».

Этот контраст выражает одну из центральных мыслей в искусстве XIX века — противопоставление одинокого, разочарованного романти­ка чуждой ему веселящейся толпе.

К теме «герой и общество», в той же байронической трактовке, Берлиоз будет неоднократно воз­вращаться в других произведениях (Ромео на празднестве у Капулетти, Фауст, созерцающий веселое шествие крестьян).

В музыке сцены бала яркая жанровость сочетается с тонким французским салонным изяществом. Впервые основой симфонической части становится бытовой вальс *:

Напевная мелодия, танцевальность, прозрачная инструментов­ка (две солирующие арфы) придают этой сцене большую выразительность.

Эпизодически появляющаяся тема возлюбленной преображает­ся элементами вальса. Более простая и непосредственная, чем в первом варианте, она сливается с настроением праздника:

Третья часть — «Сцена в полях» — рисует образ одинокого, тоскующего героя на лоне природы.

Важно

В этом Adagio, в котором так ясны связи с искусством пред­шественников, на традиционном фоне особенно рельефно выступа­ют новые черты. Правда, интонации «лейтмотива возлюбленной» (появляющегося здесь, как и в сцене бала, эпизодически) окрашены в идиллические тона.

Но в целом вместо гармоничности, свой­ственной Шестой симфонии Бетховена или французским оперным пасторалям, Adagio «Фантастической симфонии» проникнуто на­строением раздвоенности: душевному смятению противостоит пас­тушеская идиллия.

С редкой художественной силой Берлиоз пока­зывает два плана в неразрывном единстве. Полное тоски состояние героя бросает сумрачные тени на величественную, безмятежную природу. Интонации светлого покоя преображаются под воздейст­вием усложненных музыкальных оборотов, характеризующих душевное томление героя.

Особенно оригинальны ладогармонический язык и медленно развертывающаяся, богатая психологическими нюансами мелодика.

В Adagio встречаются театрально-изобразительные моменты, близкие традициям французской оперы: диалог-наигрыш двух пастухов (перекличка английского рожка и гобоя), отдаленные раскаты грома, неожиданно наступившая тишина. Но они полностью подчинены общей эмоциональной атмосфере всей сцены. В музыке Adagio мастерски сплавлены психологические, жанровые и оперно-изобразительные моменты.

Четвертая и пятая части «Фантастической симфонии» образуют словно, раздвоившийся финал, где показаны силы зла в двух раз­личных аспектах. С протестующим отношением к ним героя связана их повышенная эмоциональность.

Четвертая часть — «Шествие на казнь» — потрясающая карти­на деспотического насилия. Ее содержание неизмеримо значитель­нее сюжета авторского сценария.

Музыка этой части олицетворяет гуманистическую идею, владеющую умами многих передовых сов­ременников Берлиоза, — обреченность бунтарей-одиночек, всту­пающих в единоборство с организованными силами реакции.

Совет

Во Франции тех лет ряд литературно-драматических произведений был посвящен этой же теме, в их числе роман «Красное и черное» Стендаля, драма «Мария Тюдор» Гюго, стихотворение «Прощание Марии Стюарт» Беранже.

Известно, что в период сочинения своей симфонии композитор находился под сильным впечатлением рассказа Мура о казни ирландского революционера-патриота Эммета. Он был глубоко по­трясен и произведением Гюго «Последний день осужденного».

Зловещая четвертая часть насыщена кошмарами, предчувстви­ем смерти. Железная маршевая поступь, пронизывающая музыку, рождает ощущение бездушной неумолимости и обреченности. В нисходящей гаммообразной мелодии, в отрывистых интонациях противосложения выражен острый трагизм:

Развитие темы вызывает ощущение безостановочного, неотвратимого движения к страшной цели. Мотив возлюбленной, мелька­ющий перед моментом казни, воспринимается как последнее воспо­минание о светлом идеале, которому была посвящена прерванная жизнь героя.

Несомненно, музыкальные образы этой сцены перекликаются с современной французской оперой. Здесь оживает эмоциональный пафос «оперы спасения» со свойственной ей атмосферой ужасов.

Многое в музыку марша перенесено из ранней оперы Берлиоза «Тайные судьи», где одна из сцен изображает шествие стражи в мрачное подземелье для совершения казни над заключенными. В блестящем маршевом эпизоде ощутим также военно-героический характер опер Спонтини.

Но оригинальность и выразительная острота этой симфонической сцены не имели себе подобных в музыке того времени.

В последней части — «Сон в ночь шабаша» — силы зла показаны в том демоническом аспекте, который стал типичным для романтиков.

Обратите внимание

Здесь ощутимы непосредственные связи как со сценой «Волчьей долины» из веберовского «Волшебного стрелка», так и с рядом новейших литературных произведений, в частности с «Вальпургиевой ночью» из «Фауста» Гёте, со стихотворением Гюго «Шабаш ведьм». Финал показывает «изнанку» жизни, выражает мефистофельскую иронию и безверие.

Знаменательно, что «лейтмотив Возлюбленной», который последовательно изменялся в соответст­вии с образно-эмоциональным содержанием каждой части, в финале нарочито искажен и приобретает характер гротеска (гнусаво-пронзительный звук кларнета in Es):

Финал — громадная «оперно-театральная» сцена, включающая ряд эпизодов. Выразительные оркестровые приемы — высокие тремоло скрипок, удары древком смычка, колокола, широкое ис­пользование медных инструментов — создают картину оргии.

Кру­жение в адском хороводе передано двойной фугой, которая положит начало использованию композиторами XIX века полифонии как средства выражения мефистофельской иронии (ср. сонату Ли­ста h-moll). Тема католической секвенции «Dies irae» служит для характеристики бесовской «черной мессы».

Эмоциональная неисто­вость финала, его сгущенные краски передают ненависть и отвра­щение героя к отрицательным сторонам жизни. Тема «несчастной любви» возвысилась в симфонии Берлиоза до значения трагедии «утраченных иллюзий».

Не удовлетворенный пессимистическим концом своего произве­дения, Берлиоз позднее присочинил к нему еще одну часть — «Лелио, или Возвращение к жизни» — лирическую монодраму для соло, хора и оркестра (1831). Она написана в своеобразной литера­турно-музыкальной форме *.

Однако музыка этой части основыва­лась преимущественно на старых сочинениях автора, мало связан­ных как между собой, так и с симфонией. Больше того, именно первый вариант симфонии (без монодрамы) особенно характерен как выражение разочарованности, присущей «молодому человеку» берлиозовского поколения.

Музыкальный язык «Фантастической симфонии» отличается редкой оригинальностью. Его наиболее характерные черты в большой мере типизируют творчество Берлиоза в целом.

Важно

Прежде всего поражает новизна мелодий. Они настолько непо­хожи на то, что было принято в музыке классицизма, что многие современники вообще отказывались признать у Берлиоза мелоди­ческий дар. На самом же деле композитор, умевший превосходно сочинять и в традиционном песенном стиле *,

создал в произведениях 30-х годов новый тип национальной французской мелодики.

Новым было, во-первых, тяготение к старинным и народным ла­дам *.

Во-вторых, привычный характер сонатно-симфонических ме­лодий радикально изменила свободная, разнообразная ритмика. Здесь сказалось влияние французской речи, ее особенностей, в ча­стности искусства декламации.

Читайте также:  Как избавиться от обиды?

Для берлиозовской мелодики не характерны «повторно-ритмический» принцип, идущий от танцевальной музыки, или периодическая структура музыкальных фраз, связанная с поэтической строфой. В мелодике Берлиоза поэтиче­ски-размеренная речь уступила место приподнятой ораторской прозе.

Это и объясняет, почему мелодии его нередко звучат без гармонического сопровождения, почему они плохо воспроизводятся на рояле и не поются.

В развитии Берлиоз не прибегает к обычному для классицистской симфонии противопоставлению самостоятельных мелодий-тем. Основная тема развертывается постепенно, порождая множество мотивных переходов, связывающих между собой близкие образова­ния.

Мелодическое движение (в отличие от мотивной разработки и гармонически-функционального тяготения у венских классиков) определяет форму в симфониях Берлиоза. «Мелодия у Берлиоза выступает…

как актуальный, организующий форму и направляю­щий развитие музыки пластический и колористический фактор» (Асафьев).

Ведущую роль в создании образа у композитора играет оркестрово-тембровый элемент. В этой сфере он совершил подлинный пе­реворот. От Берлиоза ведет свое начало современная оркестровая музыка.

Совет

Новое в оркестре Берлиоза не ограничивается значительным расширением классицистского состава и увеличением общего коли­чества исполнителей *.

Источник: https://www.classic-music.ru/zm111.html

Конспект урока «Романтизм в зарубежной музыке. Творчество Гектора Берлиоза»

МОУ ДОД «Школа искусств №2»

г. Усть – Илимск Иркутская область

Романтизм в зарубежной музыке.

Творчество Гектора Берлиоза

(1806-1858)

Раздел: Преподавание МХК, 10 класс.

Урок выстроен по классическому для предмета мировая художественная культура методу художественно-педагогической драматургии.

Класс разделен на 3 группы для удобства работы. По времени — сдвоенный урок.

Цель: познакомить учащихся с одним из известнейших произведений

Г. Берлиоза «Фантастической симфонией»; проанализировать, как проявились черты романтизма, индивидуальность и новаторство композитора в музыке.

Развивать способность к восприятию музыкальных образов.

Воспитывать вдумчивого слушателя.

Задача: Создать условия для активного включения учащихся в познавательную (когнитивную) и эмоционально-ценностную деятельность.

Оборудование: Портреты Бетховена, Берлиоза, Наполеона.

Репродукции картин: Давид «Портрет Наполеона», Делакруа «Свобода, ведущая народ», Жерико «Скачки в Эпсоме», «Плот «Медузы»,

Музыкальный материал: Соната Бетховена №14, Симфония №9 Бетховена,

«Фантастическая симфония» Берлиоза.

Оформление доски:

Названия частей «Фантастической симфонии»:

1ч. Мечтания. Страсти.

2ч. Бал. Вальс.

3ч. Сцена в полях.

4ч. Шествие на казнь.

5ч. Шабаш ведьм.

До определенного момента надпись закрыта от учащихся.

Эпиграфы урока: 1. «Я подобрал музыку там, где Бетховен ее оставил»

Г. Берлиоз

  1. «Жаворонок величиной с орла»

Гейне о Берлиозе

3. – Согласитесь, однако, господин Берлиоз, что цель музыки – доставить приятное ощущение нашему слуху!

— Да нет же! Я хочу, чтобы от моей музыки меня лихорадило, чтобы …..

(остальной текст закрыт от учащихся)

Из разговора с Берлиозом.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Звучит фрагмент сонаты №14 Бетховена, часть 3.

На фоне музыки зрительный ряд: Давид «Портрет Наполеона», Делакруа «Свобода, ведущая народ», Жерико «Скачки в Эпсоме», «Плот «Медузы»

ЗАВЯЗКА

Учитель: Эти произведения позволяют нам окунуться в эпоху романтизма. Что мы уже знаем о романтиках? Каковы были основные идеи романтизма?

Ученики: Романтизм – это стиль в искусстве первой трети XIX века. Одновременно так называли целую эпоху. Романтики, отрицая действительность, критикуя абсолютизм и буржуазию, выдвинули идею бесконечного движения, развития.

Можно выделить 2 лагеря романтиков:у одних – человек – игрушка судьбы, объект пассивный. У других – личность, бунтующая против враждебного ей окружающего мира.

Их герой – мятущийся, борющийся, создающий свой мир, хотя пути ему не ведомы.

Звучит фрагмент финала симфонии №9 Бетховена.

Учитель: Чья музыка звучит?

Ученики: Это Симфония Людвига Ван Бетховена

Учитель: Что вы помните о новаторстве Бетховена в музыке?

Ученики: Бетховену, чтобы выразить полноту своих переживаний, ощущений, пришлось изменить состав оркестра – усилить группу медных духовых, ударных. Его симфония зазвучала призывно, темы героизма, борьбы – творческие принципы композитора. Он развивает программную симфонию. Героическим шагом было введение хора.

Учитель: Обратите внимание, мы видим картины французских художников, а музыка звучит немецкого композитора. Первое тридцатилетие 19 века подарило Франции Давида, Делакруа и Жерико, Гюго, Мюссе, де Виньи.

Для музыки оно было бесплодным, пока на небосклоне французского искусства не зажглась яркая звезда. Первый симфонист, одаренный писатель, публицист, критик, талантливый дирижер – Гектор Берлиоз.

Однажды он сказал: «Я подобрал музыку там, где Бетховен ее оставил».

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 1

Учитель: Гейне назвал Берлиоза «Жаворонок величиной с орла». Он имел в виду силу и мощь таланта, грандиозность замыслов, новаторство, страсть. Но было что-то в музыке, что делало ее не похожей на ту, которая звучала вокруг. И было что-то в личности композитора, что позволило

Р. Роллану сказать о нем: «Наполеоном музыки»

На экране высвечивается портрет композитора работы Н. Эрмана

Учитель: Почему Берлиоза называют так?

РАЗРАБОТКА 1

Учитель: Прочтите текст, выделите приемы, которые можно назвать новаторскими и которые указывают на романтизм.

Раздаются листы со следующим текстом. Ученики работают в группах.

«Берлиоз считал, что музыка – это высшая поэзия, не признающая господина. Он усиливал выразительность в области чистой музыки. Он не только ввел новые инструменты в оркестр, но и совершенно по-новому заставил звучать многих давно известных участников симфонического оркестра: соло альта (он всегда был на втором плане), тромбона (который вообще редко использовали).

Оркестр Берлиоза называли «одним из чудес XIX века». Музыка композитора программна: она представляет собой последовательное развертывание в музыкальных образах сюжета, как в литературном повествовательном произведении. Его симфонии – театр, который должен быть пережит, воссоздан исполнителем, а потом снова обращен в звуки. Он исполняет симфонию под открытым небом, как театральное действо.

И все в его творчестве было подчинено главному – достижению максимальной выразительности, глубины и полноты выражения. Берлиоз говорил: «Нужно чтобы музыка сама бросалась в огонь, как Наполеон, чтобы она шла в первом ряду фаланги, как Александр.

Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр, неистово шумящий, на помосте и через час забытый всеми, сказка в устах глупца, богатая словами и звоном фраз, но нищая значеньем!»

Ученики в группах обсуждают, затем каждая группа выбирает отвечающего. Идет обсуждение.

Ученики высказываются, что «Наполеоном» композитора можно назвать за его неординарность, смелость и решительность реформатора в музыке, страстную натуру, за то,

что он был лидером, революционером в музыке и т.п.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 2

Учитель: Обратимся к эпиграфу №3: «Из разговора с Берлиозом.– Согласитесь, однако, господин Берлиоз, что цель музыки – доставить приятное ощущение нашему слуху!- Да нет же! Я хочу, чтобы….

А что же хотел передать в своей музыке французский композитор? Давайте узнаем о том, каков был внутренний мир композитора, как принимали его самого и его музыку современники, давайте, наконец, послушаем музыку Гектора Берлиоза!

Дальнейший фрагмент урока по жанру можно назвать музыкально-литературной композицией. Здесь по усмотрению учителя можно добавить соответствующий антураж: свечи, стилизованные костюмы ведущих, предметы, характерные для той эпохи и т. п.

На экране высвечивается портрет Берлиоза работы Домье,

звучит фрагмент 1 ч. «Фантастической симфонии».

Ведущий 1:«Может показаться парадоксальным, если сказать, что нет ни одного музыканта, которого знают так плохо, как Берлиоза. Всякий уверен, что знает его.

Обратите внимание

Германия оспаривает у Франции славу формирования и поддержки его гения, Россия, своим триумфальным приемом утешившая Берлиоза после парижского равнодушия устами Балакирева сказала, что он был «единственным французским музыкантом». В том-то и несчастье, что думают, будто Берлиоза можно узнать, не тратя больших усилий.

Для него лучше быть закутанным в покровы: ибо, если ему суждено долго оставаться непонятным, зато, по крайней мере, когда его захотят понять, дадут себе труд доискаться до тайны его помыслов».

Ведущая 2: В нем все было обманчиво, начиная с внешности.

Кто не представлял его себе – согласно портретам и создавшемуся о нем легендарному представлению – в виде смуглого южанина с черными, как смоль, волосами, со жгучими глазами? Он был светлым блондином, и глаза у него были голубые.

Критики называют его «Наполеоном музыки», а сам о себе в «Мемуарах» композитор написал: «Я до последнего дня остаюсь бедным двенадцатилетним ребенком, разбитым непосильной для него любовью».

Ведущий 3: В том же году, когда Стендаль написал роман «Красное и черное», Делакруа – картину «Свобода, ведущая народ», Гектор Берлиоз создает «Фантастическую симфонию».

Он тогда был страстно влюблен в мисс Смитсон (знаменитую ирландскую актрису, лучшую исполнительницу Шекспировских ролей). Она не обращала на него никакого внимания. Он очень страдал.

В этом теле горца, крепком, худощавом и выносливом жила пламенная и хрупкая душа: «Неумолимая потребность в нежности убивает меня. Любить, любить, быть любимым: я готов все за это отдать».

Тихо звучит музыка 3 части симфонии

Ведущая 4: Название партитуры: «Фантастическая симфония». Чуть ниже названия надпись – «эпизод из жизни артиста». Необычно в ней все: и то, что она, как драма состоит из 5 частей-глав, и то, что в ней как в драме живые, реальные герои – молодой музыкант и его возлюбленная, и то, что в симфонии есть литературная программа.

Звучит фрагмент из 1 части симфонии.

Ведущий 5: «Вступление.

Молодой музыкант, с болезненной чувствительностью и горячим воображением, погруженный в тяжелый сон, сопровождающийся странными видениями, во время которых его ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. Сама же любимая женщина становится для него мелодией и как бы навязчивой идеей». Этой мелодией он связал все 5 частей симфонической драмы.

Ведущая 6: Каждая часть имеет свое название.

Открываются записи на доске. Названия частей иллюстрируются небольшими музыкальными фрагментами.

1ч. Мечтания. Страсти. Мелодия появляется у скрипок и флейт, как мечта о возлюбленной.

2ч. Бал. Вальс. Герой встречается с любимой среди шума пышного праздника.

Важно

3ч. Сцена в полях. Летний вечер в деревне. Музыкант слышит пастухов, которые наигрывают свои пастушьи попевки. Одиночество… молчание…

4ч. Шествие на казнь. Герою снится страшный сон: «Я убил ее. Меня осудили, ведут на казнь. Тема любви «как последняя мысль о любви, прерываемая роковым ударом».

5ч. Шабаш ведьм. «Я на шабаше ведьм, среди ужасного скопища теней колдунов, всяких чудовищ, собравшихся на мои похороны. Странные шумы, взрывы смеха, заглушенные крики, которым издали отвечают другие. «Она прибыла на шабаш. Рев радости при ее прибытии… звуки погребального колокола».

Звучит фрагмент пятой части. Звук постепенно усиливается, затем – замолкает.

Учитель ведет беседу с учениками о характере музыки, о том, какие чувства она выражает, что может изображать музыка, о тембрах музыкальных инструментов.

Учитель: Можно ли назвать эту симфонию романтическим произведением?

(Учащиеся анализируют произведение, обращая внимание на фантастические образы, характерные для романтизма)

Учитель: Бетховен говорил: «Музыка должна высекать огонь из сердец человеческих».Как вы думаете, какую цель видел в музыке Берлиоз, какого эффекта он хотел добиться?

Учащиеся: Он хотел заставить слушателя переживать те чувства, которые испытал сам. Он хотел своей музыкой потрясти и поразить. Его музыка – душевные метания и страдания человека.

Учитель: Давайте спросим самого композитора:

На экране высвечивается портрет Берлиоза, учитель открывает вторую половину

текста эпиграфа №3:

Согласитесь, однако, господин Берлиоз, что цель музыки – доставить приятное ощущение нашему слуху!

— Да нет же! Я хочу, чтобы от моей музыки меня лихорадило, чтобы нервы мои напрягались до крайности… Неужели же вы воображаете, сударь, что я слушаю музыку ради какого-то удовольствия?

КУЛЬМИНАЦИЯ

Учитель: Может быть поэтому он был не понят и не принят своим обществом. Как и Наполеон, он был всеми покинут и забыт. По-видимому, одиночество – удел гениев…

Звучит фрагмент из 4 части – тема марша. На фоне музыки звучит текст:

Учитель: Он совершил бы в музыке революцию. Но… его творчество не находило широкого признания в Париже. Слишком непривычным оно было. Сам композитор с горечью высчитал, что его намерения начнут понимать около 1940 года.

Великий реформатор музыки, которого многие считали «первым композитором века» проводил свои последние годы в безотрадном одиночестве. Одинокий – это слово, повторяется в музыке его юных дней и старости.

Это слово мы считаем на портрете перед нами, портрете, запечатлевшем Берлиоза со скорбным упреком, устремленным на эпоху, которая его не поняла.

ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ

На экране высвечивается портрет Берлиоза кисти Домье.

Звучит фрагмент из 4 части – тема марша, ученик читает стихи:

Как в ночь звезды падучей пламень,

Не нужен миру я,

Хоть сердце тяжело как камень,

Но все под ним змея.

Меня спасало вдохновенье

От мелочных сует;

Но от своей души спасенья

И в самом счастье нет.

Молю о счастии, бывало,

Дождался наконец,

И тягостно мне счастье стало,

Как для царя венец.

И, все мечты отвергнув, снова

Остался я один –

Как замка мрачного, пустого

Ничтожный властелин.

Рекомендуемая литература

Берлиоз Г. И.,А. Избранные письма, тт. 1-2. М. Г., 1984—1985

Чегодаев А.Д. Наследники мятежной вольности М., 1989

История зарубежной музыки (учебник для музыкальных училищ)

Источник: https://docbase.org/1258-konspekt-uroka-romantizm-v-zarubezhnoy-muzyke-tvorchestvo-gektora-berlioza.html

Ссылка на основную публикацию