Кто из путешественников пытался на воздушном шаре покорить северный полюс?

К северному полюсу на воздушном шаре. гибель во льдах. июль-октябрь 1897 г

?хумус (humus) wrote,
2012-03-11 23:11:00хумус
humus
2012-03-11 23:11:00Categories:

  • путешествия
  • история

Саломон Август Андре (швед. Salomon August Andrée; 18 октября 1854, Гренна (англ.) — 1897) — шведский инженер, естествоиспытатель, аэронавт, исследователь Арктики.

Саломон Андре

Соломон Август Андре родился 18 октября 1854 г. в небольшом шведском городке Гренна в многодетной семье аптекаря (в семействе Андре было пять сыновей и две дочери).Под руководством матери Соломон обучился грамоте, затем поступил в среднюю школу Гренна, а в 1865 г. перешел в среднюю школу в Йончопинге.

Окончив пять классов, он уехал в Стокгольм, где прошел подготовительный курс и поступил в Королевскую высшую техническую школу (Kungliga Tekniska Hogskolan). Своей специальностью Андре избрал физику, в изучении которой ему помогал профессор Роберт Даландер. В 1874 г., окончив школу, Соломон Андре стал работать чертежником на механическом заводе Йоранссона в Стокгольме.

Спустя два года молодой физик отправился в Филадельфию (США), где при помощи шведского генерального консула устроился работать в шведский отдел Всемирной выставки 1876 г. В Филадельфии Андре впервые заинтересовался воздухоплаванием и даже получил первые уроки этой науки под руководством опытного воздухоплавателя Уайза, совершившего около четырехсот полетов.

Через полгода, серьезно заболев, Андре покинул Америку и вернулся в Швецию. Некоторое время он работал в качестве инженера, затем приобрел механическую мастерскую. Однако дела в мастерской шли плохо, и Андре был вынужден продать ее. С помощью профессора Даландера Андре получил место ассистента по физике в Королевской высшей технической школе.В 1882 г.

Обратите внимание

Швеция приняла участие в исследовании Арктики по программе Первого международного полярного года, организовав полярную обсерваторию на мысе Тордсон (Cap Thordsen) (Шпицберген). Руководителем обсерватории был назначен сотрудник Метеорологического общества в Стокгольме Нильс Густав Экхольм.

В число участников экспедиции был зачислен и Соломон Андре, которому было поручено проведение наблюдений над атмосферным электричеством и земным магнетизмом.

Шведская экспедиция на Шпицберген, 1883-1883. пятый справа доктор Нильс Экхольм, третий справа Соломон Август Андре

Экспедиция прибыла на Шпицберген в июле 1882 г., а 15 августа на мысе Тордсон начались регулярные метеорологические наблюдения. Активно включился в работу и Андре. По воспоминаниям Экхольна, наблюдения за электричеством, организованные на станции молодым физиком, были образцовыми. Благодаря энергии и изобретательности Андре исследования проводились без перерывов, вызванных техническими неполадками; за год работы станции было проведено около 15 000 наблюдений. 23 августа 1883 г. обсерватория завершила работу по программе Первого МПГ, и Андре вернулся в Стокгольм.В 1885 г. он был назначен руководителем технического отдела Бюро патентов. Работая на этом посту, он сумел добиться некоторых улучшений в законах об изобретателях, а также выступить инициатором организации шведского Общества изобретателей.Во второй половине XIX в. шведы совершили более 20 экспедиций в Арктику, большая часть которых пришлась на Свальбард (мыс Шпицберген) и его прибрежные воды. Основная цель этих экспедиций – выполнение научных исследований в разнообразных областях знаний, таких, как флора и фауна северных районов, дрейф полярных льдов, метеорологические явления, геомагнетизм и прочее. В противоположность многим британским, американским, французским и норвежским экспедициям, шведы в основном держались в области южнее 80о северной широты. В 1894 г. на одном из собраний Шведского общества географов и антропологов Андре познакомился со знаменитым полярным путешественником Э. Норденшельдом и рассказал ему о своей заветной мечте — предпринять научную экспедицию в Арктику на воздушном шаре. Норденшельд одобрил идею Андре и пообещал свою помощь в организации такого предприятия.Свой план организации воздушной экспедиции к Северному полюсу Соломон Андре впервые изложил 13 февраля 1895 г. на заседании Шведской Академии наук, а 15 февраля повторил свой доклад в Шведском географическом обществе.Согласно плану Андре необходимо было построить воздушный шар, способный поднять трех человек, провизию, приборы и инструменты (общая грузоподъемность такого шара должна была составлять около 3 т). Этот шар планировалось изготовить из плотного материала, чтобы он смог держаться в воздухе не менее 30 суток. Наполнить шар газом Андре предлагал непосредственно в полярной области. Опыт, приобретенный Андре во время полетов на «Свеа», позволил ему предложить снабдить шар парусами и гайдропами для обеспечения наибольшей управляемости.

Чертеж воздушного шара Андре

Научные учреждения поддержали Андрэ и таким образом сыграли ключевую роль в отношении Швеции к полярному проекту, а это, в свою очередь, гарантировало финансирование его идеи высшими кругами Швеции. Основные субсидии для двух своих экспедиций (1896 г. и 1897 г.) Андрэ получал от короля Швеции Оскара II, шведского промышленника Альфреда Нобеля и губернатора округа Гетеборг барона Оскара Диксона (начиная с 1860-х г г. и король, и Диксон финансировали ряд шведских полярных экспедиций).

Кнут Френкель

К моменту взлета воздушного шара из Свальбарда 11 июля 1897 г. план существенно не изменился. Несмотря на критику практически всех аспектов этого замысла со стороны иностранных экспертов в воздухоплавании, а также одного из членов экспедиции, Нильса Экхольма, Андрэ в последующие два с половиной года не сделал никаких существенных изменений ни в самом полярном воздушном шаре, ни в других составляющих проекта экспедиции. Официальная цель экспедиции Андрэ состояла в проведении в центральном полярном регионе разнообразных научных исследований: метеорологических, геомагнетических, географических и т. д. Но первостепенным желанием и движущей силой проекта было, конечно, достижение Северного полюса.

Нильс Стриндберг

Андрэ решил стартовать на Свальбарде. Первый этап экспедиции – это достижение самого полюса. Далее – полет к югу, к району Берингова пролива. Общая дальность путешествия, по расчетам, была около 3700 км. Со средней скоростью ветра 7 м/с (27 км/час) оно заняло бы 6 дней, а начальный полет к полюсу – 43 часа.Андрэ определил четыре условия, принципиально важные для проведения экспедиции:1) воздушный шар должен вмещать 3 человека, оборудование и запасы на 4 месяца, в целом 3000 кг;2) оболочка шара должна быть достаточно прочной, чтобы он мог продержаться в воздухе 30 дней;3) заправку водородом необходимо произвести по возможности ближе к полюсу;4) воздушный шар должен быть управляемым при перемещении по горизонталиРеакция шведов на проект Андрэ, как уже говорилось, была чрезвычайно позитивной, по крайней мере, среди общественности (нельзя забывать о том, что в то время Андрэ был единственным воздухоплавателем в Швеции) Уверенность Андрэ в своем воздушном шаре не разделял один из двух других участников экспедиции 1896 г. – Нильс Экхольм. Сразу по возвращении домой между Экхольмом, Андрэ и двумя спонсорами, Диксоном и Нобелем, разгорелся спор о проблемах, связанных с полярным воздушным шаром. Нобель предлагал финансировать производство абсолютно нового шара, но не смог убедить в этом Андрэ.Зимой 1896–1897 г г. по инициативе Лашамбра объем воздушного шара был увеличен на 300 м3.

Воздушный шар в мастерской Анри Лашамбра

Нильс Френкель заменил Экхольма в качестве третьего участника экспедиции. Лейтенант армии Г. В. А. Сведенборг назначен запасным членом экипажа.

Участники экспедиции 1897 г. Слева направо Г. Сведенборг (запасной член экспедиции), Н. Стриндберг, Н. Френкель, С. Андрэ.

19 марта 1897 г. Андрэ представил новый состав экспедиции Шведскому обществу антропологии и географии. 18 мая 1897 г. канонерская лодка «Свенскунд», предоставленная шведским правительством в распоряжение экспедиции, вышла из Гетеборга. На ее борту находились воздушный шар, гондола и аппарат для добывания газа. В конце мая лодка бросила якорь у берега Шпицбергена. Туда же на судне «Вирго» прибыли и участники экспедиции.

Андре возле ангара на Шпицбергене, Норвегия

Наполнение шара проходило на том же самом месте, что и в предшествовавший год, и продолжалось с 19 по 22 июня. В телеграмме, отправленной Андрэ 28 июня шведскому ежедневному изданию “Афтонбладет”, говорилось, что все готово для старта.

Рабочий персонал возле аппарата для производства газа, Шпицберген

Защитная ткань воздушного шара перед накачиванием газа

Проверка герметичности оболочки шара на Шпицбергене, 1897 г.

Саломон Андре на воздушном шаре, Шпицберген в июле 1897 года.

Воздушный шар арктической экспедиции Андре на Шпицбергене в 1897 году.

Воздушный шар перед стартом до полудня 11 июля 1897.

Последние минуты до старта. В гондоле слева направо Андре, Френкель (на заднем плане) и Стриндберг.
11 июля 1897 г. в 13.46 полярный шар взлетел с острова Дэйнс.

В момент подъема воздушного шара на 11 июля 1897 года.

Вид на взлетающего «Орла» с корабля «Дева»
На его борту находились три аэронавта: Андрэ, Стриндберг и Френкель.

Члены экспедиции

Перед стартом шар окрестили “Орел”. Последними словами, услышанными из корзины, были слова Стриндберга “Lefve gamla Sverige!” (“Да здравствует старая Швеция!”). Шар нес 1234 кг балласта, включавшего 8 балластных канатов (404 кг), 3 гайдропа (485 кг) и песок (345 кг).

Полярный шар Андрэ после старта с острова Дэйнс 11 июля 1897 г.

Сразу после старта произошли два события, которые одним махом перечеркнули все предыдущие планы управления воздушным шаром. В первые минуты вылета из ангара порывы ветра прижали шар вниз. Через некоторое время корзина задела поверхность воды в заливе Вирго. Чтобы исправить ситуацию, экипаж выбросил за борт 207 кг песка, что составляло 60% всего песчаного балласта. Практически в это же время отвязались все 3 гайдропа; каким-то образом из-за волнообразных движений шара во время подъема нижние концы всех канатов отвинтились от верхних. Сначала гайдропы имели общий вес 785 кг, 485 кг из которого должны были висеть в воздухе (функция стабилизатора высоты), а остальная часть волочилась по земле за воздушным шаром. Теперь же около 2/3 гайдропов (530 кг) было потеряно и оставалось только 255 кг. Длина оставшихся частей была недостаточной, чтобы достичь земли из корзины на расчетной высоте в 150–200 метров.

Последняя фотография «Орла» в полете

Таким образом, экспедиция Андрэ отправилась в путь не на управляемом, как планировалось, а на свободно летящем шаре. Другая функция канатов, заключавшаяся в том, чтобы удерживать шар на одной высоте, также была в значительной степени утрачена. Оба навигационных механизма – стабилизатор и девиатор базировались, главным образом, на теоретических расчетах: сказалась нехватка реальных испытаний. Но даже эти теоретические расчеты отныне не действовали – шар, как и все обычные шары, будет полностью подвержен порывам ветра и другим атмосферным явлениям.

Маршрут путешествия Андре, Стриндберга и Френкеля от Шпицбергена до острова Уайта

Движимый попутным ветром, «Орел» пролетел в северо-восточном направлении около 480 км, то поднимаясь на значительную высоту, то опускаясь почти до поверхности и ударясь о лед. 14 июля Андре принял решение о прекращении полета. Шар опустился на лед в 800 км от цели экспедиции — Северного полюса.14 июля 1897 г., после 65 часов 33 минут путешествия, “Орел” приземлился на полярном льду в 480 км к северо-востоку от острова Дэйнс (82о 56' с.ш., 29о 2' в.д.).

«Орел» вскоре после посадки на лед, 14 июля 1897 года.

«Орел» на льду

Фотография, сделанная на месте крушения воздушного шара

Установка оборудования на месте посадки
Экспедиция была примерно в 800 км от своей цели – Северного полюса.

Ледяные торосы

За 10 часов и 29 минут полета шар двигался с различной скоростью на разной высоте на северо-восток. Остальные 55 часов и 4 минуты шар волокло по полярному льду или он двигался низко от него, или оставался недвижим. Уже на второй день путешествия шар значительно потяжелел под воздействием тумана и осадков. В отличие от зарубежных метеорологов, таких, как Берсон и Экхольм, Андрэ не относился к этому фактору серьезно. Позднее выяснилось, что в последние часы экспедиции иней утяжелил шар примерно на 1000 кг.

Лагерь на месте посадки.

Андреа и Френкель во временном лагере

В лагере на льдине.
После недельной подготовки к пешему походу 22 июля путешественники отправились в сторону мыса Флора (Земля Франца-Иосифа), где располагался склад продовольствия экспедиции.

Нильс Стриндберг во время прогулки в снегоступах.

Путь по дрейфующим льдам был чрезвычайно сложным, приходилось преодолевать трещины и разводья, перебираться через торосы.

Преодолевая разводья

Несмотря на нехватку продовольствия, холод и усталость, во время этого похода отважные исследователи не прекращали научных исследований: производили астрономические определения своего местоположения, выполняли метеорологические наблюдения, заносили в дневники описания встречавшихся животных. В конце сентября участники экспедиции достигли южного берега острова Уайт, установили на нем палатку и приступили к постройке дома.После 76 дней, проведенных на полярном льду в экстремальных физических и психологических условиях, они достигли южных берегов острова Уайт, расположенного к северо-востоку от Свальбарда. Последнее свидетельство их жизни позднее обнаружено в блокноте Стриндберга: 17 октября 1897 г. он написал: “Дома в 7,30 утра”.

Последние записи в календаре-альманахе Стриндберга.

Можно предположить, что вскоре после этого все трое погибли. В течение недели трое мужчин страдали от желудочных спазмов, поноса и прочих кишечных расстройств. Они были сильно ослаблены, постоянно боль, и не могли передвигаться. Признано что полярные исследователи погибли от употребления в пищу мяса убитого ими полярного медведя, оказавшегося зараженным.

Андре позирует возле тела убитого им медведя

Френкель и Стриндберг возле трупа медведя

Личинки трихинеллы найденные в остатках мяса полярного медведя
Первым умер Стриндберг 17 октября, Андре и Френкель промучились еще две недели. Кнут Френкель умер в своем спальном мешке, и Саломон Андре умер опираясь на скалу. Большое приключение закончилось. Через 33 года, 6 августа 1930 г., последний лагерь экспедиции Соломона Андре был обнаружен экипажем норвежского судна «Братвог».

Читайте также:  Питер устинов. как лучший эркюль пуаро стал человеком эпохи возрождения?

Карл Тусвик, д-р Гуннар Рога и капитан Педер Элиассен, члены экипажа норвежского судна «Братвог».1930 года.

Остатки саней экспедиции Андре найденные 6 сентября 1930.

Найденные останки экспедиции.

Дневник Саломона Андре. найденный на острове Уайт.
Останки отважных воздухоплавателей в октябре 1930 г. на канонерской лодке «Свенсксунд» в сопровождении почетного эскорта были доставлены в Швецию.

Похороны полярных исследователей в Стокгольме. 1930

Школьники на выставке в Стокгольмском музее разглядывают на обнаруженные вещи пропавшей арктической экспедиции. 1930

Источник: https://humus.livejournal.com/2458060.html

Уникальные кадры с Северного полюса. Первый в истории полет на край света — на воздушном шаре. Новости. Первый канал

Первые кадры из Арктики, где на днях завершилась уникальная экспедиция. Впервые до Северного полюса удалось добраться на воздушном шаре, и сделали это российские путешественники. Репортаж Сергея Косарева.

Точка отрыва — Мыс Арктический, пункт назначения — Северный полюс. Протяженность перелета — 980 километров. Транспортное средство — аэростат «Святая Русь».

Это событие уже вошло в историю, хотя мало кто верил в успех такого предприятия. Впервые в истории человечества экипаж Валентина Ефремова, Эдуарда Мазура и Виталия Газаряна достиг Северного полюса на воздушном шаре. Они шли к этому 7 долгих лет, а вся экспедиция заняла 41 день.

Валентин Ефремов, путешественник: «Самая большая сложность была — это потратить целый год на оформление этого маршрута. Чтобы собрать тысячи разрешений, которые нужны для этого полета, пройти инстанции чиновников, коридоры власти, даже больше, чем до полюса расстояние».

В обеспечении путешествия участвовали тысячи человек. Помогали пограничники — экспедиция базировалась на самой северной российской заставе острова Средний. Метеорологи Диксона давали прогнозы с точностью до ста процентов. Арктические вертолетчики работали не то что в экстремальных, в немыслимых для авиации условиях. Температура до минус 50 и полярные бураны.

Евгений Ионас, президент Фонда арктических исследований: «Они сделали уникальную операцию, об этом тоже нужно говорить. Никто еще в мире не достигал Северного полюса на вертолетах путем создания подбаз.

Они и сами сначала отказались резко, сказали, что этого не может быть. А потом, когда стали разрабатывать этот маршрут, сделали. Это не то, что Книга Гинесса, это отдельный для, специалистов разбор полетов».

Свидетели нового рекорда только коренные жители полюса — белые медведи и видеокамера. В эфире Первого канала уникальные кадры уникального достижения. Приборы фиксируют точку «ноль». На вершине мира — российский флаг и указатель расстояний. До Москвы 3821 километр. Ощущения участников были невероятные, Ефремов говорит, что слышно даже, как скрипит земная ось.

Важно

Валентин Ефремов, путешественник: «Смазывали земную ось. Она же скрипит. Она так уже заржавела, туда же мало кто приходит. Вот берешь хорошее масло — и смазываешь».

На протяжении всего маршрута, во время плановых посадок аэронавты отбирали пробы снега и воды. Их сейчас изучают в Московском университете. Научные результаты экспедиции еще только предстоит оценить, но таких данных сейчас нет ни у кого в мире.

Арктика — это индикатор загрязнения и кухня погоды планеты, и эти данные помогут лучше ее изучить. А организаторы экспедиции готовят документы для Книги рекордов Гиннеса.

Теперь, кто бы ни долетел до полюса на воздушном шаре, он будет всего лишь вторым.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2005-06-09/233179-unikalnye_kadry_s_severnogo_polyusa_pervyy_v_istorii_polet_na_kray_sveta_na_vozdushnom_share

Найденные фотографии из первой экспедиции на воздушном шаре на Северный полюс в 1897 году

Покорение Северного и Южных полюсов стало международной идеей фикс в конце 19-го века. Различные путешественники из разных стран разрабатывали планы, чтобы стать первыми, кто достиг Северного полюса, но ни одно путешествие не было таким же экзотичным и удивительным, как попытка шведа Саломона Андре пересечь Арктику на воздушном шаре, наполненным водором.

Чтобы понять, что пошло не так с миссией Андре, мы сначала должны обсудить технологию воздухоплавания того времени.

Воздушные шары, безусловно, были увлекательными для путешественников, но у них был фатальный недостаток: никто не знал, как ими управлять.

Как только воздушный шар поднимался в воздух, он становился игрушкой во власти ветра и просто дрейфовал. Андре задумался над этой загадкой и придумал интересное решение.

Экипаж с 1896 года, слева направо: Вильгельм Сведенборг (запасной член, не участвовал в экспедиции), Нильс Стриндберг, Кнут Фрэнкель, С. А. Андре.
Кнут Фрэнкель Саломон Август Андре Нильс Стриндберг Вильгельм Сведенборг

Он разработал схему управления шаром, подвешивая веревки к корзине и таща их по земле. Вес веревки и трение, которое они создавали, позволила Андре управлять своим воздушным шаром. После серии тестовых запусков, Андре убедился, что он может управлять воздушным шаром наполненным водородом через Арктику и наконец над Северным полюсом.

Идея Андре захватила воображение публики Швеции, но строительство воздушного шара и покупка необходимого оборудования и провианта была дорогостоящей задачей. К счастью для Андре, некоторые из крупнейших имен Швеции открыли свои кошельки; Он получил большие взносы от короля Оскара II и даже Альфреда Нобеля, чтобы построить свой воздушный шар, который он назвал «Орлом».

«Орел» за несколько минут до взлета

Совет

Андре нашел двух дополнительных членов экипажа, инженера Кнута Френкеля и молодого фотографа по имени Нильса Стриндберга. Четвертый член, Вильгельм Сведенборг, был выбран для замены, но в он не участвовал в экспедиции. Три путешественника взмыли на своем воздушном шаре 11 июля 1897 года, с острова Данскёя на архипелаге Свальбард. 

Теория Андре оказалась удивительно неэффективным в ледяных просторах Арктики. Они не смогли достаточно закрепиться за поверхность льда и воздушный шар стал дрейфовать по нисходящей тяге почти сразу после взлета. Корзина шара почти погрузилась в ледяную воду. Андри и экипаж вынуждены были сбросить мешки с песком за борт только для того, чтобы удержать воздушный шар над поверхностью.

Потеря необходимого балласта в самом начале путешествия стало серьезной проблемой для «Орла», но это стало только началом проблем. Всего за несколько часов воздушный шар потерял все три веревки для управления. Андре и его команда потеряла всякое управление своим судном.

 Потеряв более 1000 фунтов веревки и несколько сотен фунтов песка в результате неудачного взлета, воздушный шар стал постепенно подниматься высоко над землей. На такой большой высоте воздушный шар стал терять водород, и всего через 10 часов гондола с путешественниками стал скользить по арктическому льду. Воздушный шар, наконец, упал на 65 часу полета.

Окончательный удар судя по фотографиям найденным среди вещей смелых путешественников был довольно щадящим. Все три члена экипажа и их оборудование оказались целы. Гондола была снабжена провизией, оружием, палатками, салазками и даже переносный лодкой на случай аварийной посадки.

Андре также договорился о том, что экспедиции будет оставлена провизия на двух островах в непредвиденной посадки. Экипаж собрал сотни фунтов продовольствия и снаряжения, погрузил их на сани и начал трудный путь до одного из этих складов.

Стриндберг захватил свою камеру, чтобы делать фотографии с места аварии и дальнейшего путешествия группы.

Однако и здесь экспедиция оказалась не достаточно подготовленной. Путешественники были учеными и инженерами, которые планировали дрейфовать через Северный полюс, сидя в корзине.

Их одежда не была достаточно теплой и водопроницаемой для похода. Их запасы тоже быстро истощились. Однако судя по фотографиям им удалось подстрелить несколько белых медведей и тюленей.

Обратите внимание

Сани экспедиции, разработанные Андре, были несколько жесткими, что также затрудняло переход по льдам Арктики.

Но хуже всего был дрейфующий лед, который двигался от склада с едой, а не к нему. Вследствие этого все продвижение сводилось на нет. В конце концов они решили поменять курс и направиться к второму складу, но перемещение ветров сделало эту попытку так же безнадежным начинанием. После почти двух месяцев тщетного похода экипаж решил создать зимний лагерь.

Здесь они прожили две недели, но в начале октября льдины начали колоться. Экипаж перевез свои принадлежности на соседний остров Квитойя, где и надеялись перезимовать. Описание перехода на остров — последняя известная запись, оставленная экипажем в своем дневнике.

Их причина смерти не ясна — историки сделали несколько предположений, включая те, что мужчины заболели от еды испорченного мяса белого медведя, истощения или переохлаждения.

Одно известно: все три члена экспедиции погибли всего за несколько дней после переезда на остров.

Тем временем, никто дома не знал, что стало с экспедицией. Очевидно, они не добрались до полюса, но их судьба оставалась загадкой. Более трех десятилетий понадобилось, чтобы другие исследователи Арктики смогли найти команду «Орла». В 1930 году экипаж судна «Братвааг» обнаружил полуразрушенный лагерь, останки трех исследователей, их журналы и камеру Стриндберга.

Останки трех мужественных исследователей были возращены обратно в Швецию, где экипаж «Орла» был встречен как герои. Удивительно, но 93 фотографии Стриндберга прекрасно сохранились, и в сочетании с дневниками и журналами экипажа они дают представление о тяжелом пути трех мужчин и их борьбе за жизнь.

Источник: http://ermakvagus.com/blog/balloon-rus.htm

К северному полюсу на воздушном шаре: тайны исчезнувшей экспедиции

Закованные льдами безбрежные пространства Арктики заинтересовали ряд стран во второй половине XIX века. Многие государства выделяли немалые средства на исследования приполярных областей и стремились водрузить свой флаг на Северном полюсе.

В Швеции достичь столь желанной точки на карте вызвался воздухоплаватель Соломон Андрэ; вместе с двумя спутниками он отправился к Северному полюсу на воздушном шаре.

Его экспедиция исчезла, и только через 33 года удалось узнать о ее трагической судьбе.

Мечта о полете над Арктикой

Важно

Соломон Андрэ родился 18 октября 1854 года в небольшом шведском городке Греннав многодетной семье местного аптекаря.

После окончания Королевской высшей технической школы в 1874 году он устроился работать чертежником на завод Йоранссона в Стокгольме.

Через два года Соломон отправился в США, где работал в шведском отделе Всемирной выставки 1876 года.

Именно эта поездка в Америку кардинально изменила его судьбу, ведь именно в Филадельфии он познакомился с известным воздухоплавателем Уайзом и «заболел» полетами на воздушном шаре.

Поэтому в 1882 году он с удовольствием принимает участие в экспедиции по организации полярной обсерватории на мысе Тордсон на Шпицбергене.

В составе экспедиции, которой руководил Густав Экхольм, молодой ученый занимался наблюдениями над атмосферным электричеством и земным магнетизмом. Экспедиция закончилась 23 августа 1883 года, она была для Андрэ как глоток чистого воздуха, он полюбил Арктику, вспомнил и о проекте американца Чейна, именно в это время у него возникла мысль воплотить его в жизнь.

В 1885 году он стал работать руководителем технического отдела Бюро патентов. Хотя эта работа была довольно интересной, Андрэ продолжал мечтать о путешествиях.

Он стал посещать собрания Шведского общества географов и антропологов, на одном из них в 1894 году ему удалось познакомиться и побеседовать с известным полярным путешественником Э. Норденшельдом.

Именно с ним он поделился своей мечтой — организовать экспедицию в Арктику на воздушном шаре и попытаться достичь по воздуху заветной точки на глобусе — Северного полюса. Норденшельд отнесся к этой идее весьма заинтересованно и даже обещал помочь.

Совет

Дерзкий план Соломона Андрэ Стоит отметить, что Андрэ уже не был дилетантом в вопросах воздухоплавания, к тому времени в 1893—1895 годах он совершил ряд полетов на воздушном шаре «Свеа» и даже сделал некоторые изобретения, позволяющие увеличить возможность управления полетом шара с помощью парусов и гайдропов.

По его плану, следовало изготовить воздушный шар из плотного материала грузоподъемностью не менее 3 тонн, чтобы он смог поднять трех человек и необходимые для них провизию и снаряжение. Шар наполнялся газом и должен был продержаться в воздухе не менее 30 суток, для этого его наполнение газом следовало производить не заранее, а перед стартом из полярного района.

По расчетам Андрэ, на осуществление его плана требовалось 130 тысяч шведских крон.

В Швеции многие отнеслись к его плану с большим энтузиазмом, он был весьма необычен и, на первый взгляд, вполне осуществим.

Однако в Швеции не было своих к воздухоплавателей, а вот в Лондоне, где Андрэ выступил на международном географичет ском конгрессе, они были. Там Соломону пришлось выслушать немало критических замечаний.

Однако эта критика не смогла поколебать уверенности Андрэ в своих силах. Своим энтузиазмом он завоевал сердца шведов. Начался сбор средств на его экспедицию. Половину нужной суммы пожертвовал Альфред Нобель, по 30 000 крон н внесли шведский король и барон Диксон, остальное было собрано по общественной подписке. Соломон Андрэ смог приступить к реализации своего дерзкого плана.

«Орел» исчезает в небе

Андрэ считал, что с помощью попутного ветра его воздушный шар сможет всего за 6 суток долететь от Шпицбергена через Северный полюс до Берингова пролива. В конечной точке ожидалось встретить какое-нибудь из китобойных судов и с его помощью добраться до цивилизации.

Аэростат для экспедиции объемом в 4800 куб. м изготовил известный французский фабрикант Анри Лашамбр, специализирующийся в этой области.

Обратите внимание

Гондолу воздушного шара сплели из испанского камыша, в ней было не только спальное отделение, но и специальная фотокомната, в которой прямо в полете собирались обрабатывать фотоматериалы.

Экспедицию планировали провести летом 1896 года, для воздушного шара на Датском острове, находящемся на северо-западе Шпицбергена, был построен специальный ангар. Из множества претендентов на участие в экспедиции Андрэ выбрал 2 5-летнего физика и фотографа Н.

Стринберга и метеоролога Н. Экхольма. Однако в 1896 году экспедиции так и не удалось дождаться попутного ветра, и она не состоялась. Экспедицию покинул Н.

Экхольм, потерявший веру в ее благополучное завершение, он считал, что , шар очень быстро теряет водород и продержится в воздухе не более двух недель.

Экхольма заменил инженер Кнут Френкель. Летом 1897 года экспедиция вновь ждала попутный ветер на Датском острове. Шар был заполнен газом и находился в ангаре. Наконец, 11 июля подул южный ветер, и путешественники, посовещавшись, решили лететь.

Они разобрали стенку ангара, освободили шар, названный «Орлом», подвесили корзины с голубями, забрались в гондолу и под одобрительные крики провожавших перерезали канаты.

Читайте также:  Какая связь между аль капоне и чикагским аэропортом?

Шар стал медленно набирать высоту, неожиданно он довольно резко опустился вниз и почти коснулся поверхности воды, затем, после сброшенных нескольких мешков с балластом, резко взмыл вверх и через несколько минут «растворился» на горизонте.

Их нашли только через 33 года

15 июля с подстреленного норвежским шкипером судна «Алкен» почтового голубя была снята записка, датированная 13 июля. В ней сообщалось, что за два дня воздушный шар пролетел в северном направлении всего 250 км, далее движение пошло на юго-восток.

Важно

Стало ясно, что экспедиция пошла не по плану, возникли серьезные опасения за судьбу ее участников. Больше никаких сведений от экспедиции Андрэ не поступало. Отправленные в ряд точек Арктики спасательные экспедиции никаких следов ее не обнаружили.

Только через несколько лет в Исландии и Норвегии нашли пять буйков, из них только в двух были записки. Шли годы, об экспедиции писали все реже, а потом и совсем о ней забыли.

Сенсация грянула в 1930 году, когда моряки с норвежского промыслового судна «Братваг» обнаружили на острове Белом фрагменты лагеря Андрэ. Удалось найти останки всех трех участников экспедиции, их вещи, документы и даже фотопластинки, многие из которых удалось проявить.

В результате появился ряд уникальных фотографий, рассказывающих о драматических перипетиях исчезнувшей экспедиции.

С большим трудом исследователи разобрали записи в бортовом журнале и в дневниках. Выяснилось следующее. Ветер «предал» Андрэ в первый же день, сначала он увлек шар на северо-восток, затем на восток, а потом потащил к западу.

12 августа отяжелевший от влаги и тумана шар опустился на ледяную поверхность, корзину поволокло по льду, она подпрыгивала и билась о лед.

Только вечером ветер стих, и корзина остановилась; измученные вынужденной «скачкой» по льду путешественники смогли отдохнуть.

В утренние часы 13 августа они еле-еле оторвались ото льда и на небольшой высоте полетели к востоку. К вечеру шар опять опустился и корзину снова начало бить о лед.

Только сбросив 75 кг песку и 250 кг продуктов, а также 6 буйков, шар удалось снова поднять в воздух, но, увы, не надолго.

Когда оторвался последний гайдроп, шар всю ночь летел в северо-восточном направлении, а утром он окончательно опустился на лед, поднять его в воздух уже было невозможно. Началось путешествие по дрейфующим льдам к Земле Франца Иосифа, где располагался склад продовольствия.

Однако вскоре благодаря астрономическим наблюдениям выяснилось, что льды сносят их к юго-западу, 4 сентября группа Андрэ меняет свой маршрут и направляется к островам у северного берега Шпицбергена, где был еще один склад.

Совет

Продвижение к цели дается с большим трудом, их путь преграждают торосы и полыньи, а льды то и дело меняют направление своего дрейфа, сводя на нет все их усилия.

13 сентября измученные путешественники решают прекратить поход, строят себе дом из плотного слежавшегося снега и льда, в котором собираются зимовать.

Увы, их словно преследуют неудачи: 2 октября происходит раскол льдины, и дом рушится. Спасение они находят на небольшом островке, на берегу которого путешественники ставят палатку.

Записи их становятся все более короткими, в них они пишут о сильной вьюге, которая заносит их последнее прибежище.

Потом записи прекращаются, и только 17 октября Стриндберг пишет очень странные слова: «Домой в 7 ч. 05 утра».

Умерли воздухоплаватели не от голодной смерти, у них оставался запас продовольствия, оружие и патроны. Не нашли и следов насильственной смерти. Главной версией их гибели стало предположение медика Эрнста Триде о том, что они заразились трихинеллезом, употребляя мясо убитых ими белых медведей.

Выдвигалась еще версия об отравлении угарным газом, однако ее опровергает тот факт, что в ёмкости обнаруженной в палатке печи-примусе всё ещё был керосин.

Были и другие версии — ботулизм, цинга, отравление свинцом от канистр, нападение белого медведя и даже самоубийство с помощью имевшегося у путешественников опиума.

Обратите внимание

Мне больше импонирует версия, предложенная Чёльстрёмом, согласно которой участники экспедиции умерли от комбинации причин — общего истощения, обезвоживания, холода, апатии и безысходности. Возможно, ко всем своим бедам они были сильно простужены и даже страдали от воспаления легких.

    1227      

Поддержите проект Мир Знаний, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен

Источник: http://mir-znaniy.com/k-severnomu-polyusu-na-vozdushnom-share-taynyi-ischeznuvshey-ekspeditsii/

Покорение Арктики воздухоплавателями — Класс!ная физика

Првая попытка добраться к Северному полюсу на воздушном шаре

11 июля 1897 года шведский инженер Соломон Август Андре вместе со своими товарищами К. Френкелем и Н. Стриндбергом стартовал на воздушном шаре «Орел» к Северному полюсу.

Воздушный шар был оснащен особыми парусами, с помощью которых предполагалось изменять направление полета вопреки движению ветра. Подготавливая воздушный шар к старту, механики очень сильно перетянули винты, соединяющие гондолу и канаты.

На следующий день, 12 июля полет уже проходил не так, как предполагалось.

Из-за оборванных канатов «Орел» раз за разом ныряет вниз, и гондола в это время бьется об острые торосы. Путешественники пытаются заставить шар подняться, выбрасывая даже необходимый груз. Но все напрасно. И дальше условия полета мало меняются – туман, удары гондолы о ледяную поверхность.

Три дня такого «ада» привели к тому, что Андре принимает решение прекратить полет. Но спустившись, путешественники оказываются в ледяном безмолвии в районе северной оконечности Шпицбергена. До ближайшей земли – 300 км …

Только в 1930 году норвежская экспедиция обнаруживает на острове Белом лодку и два скелета, во внутреннем кармане куртки одного из них лежал дневник Андре. Неподалеку нашли и могилу третьего участника экспедиции.

Оказалось, что за три дня они преодолели на шаре около 500 км, а до полюса было еще 780. Надо было отправляться в обратный путь с надеждой дойти до Земли Франца-Иосифа или Шпицбергена, где были созданы склады продовольствия.

52 дня они шли по льду, таща за собой нагруженные нарты.

А на острове Белый решили устроить зимовку, разбив иглу. Первым скончался самый молодой исследователь Стриндберг. Андре и Френкель были обнаружены в палатке.

Полет дирижабля «Норвегия»

В 1926 году дирижабль «Норвегия» в составе экспедиции Амундсена стартовал в Кингсбейе для полета к Северному полюсу и далее на Аляску . Организаторами полета были Руаль Амундсен, Л. Элсуорт и У. Нобиле. Коструктором дирижабля был Умберто Нобиле.

Вот как описывала наша «Красная газета» событие, имевшее место 5 мая 1926 года в Ленинграде: «Сигарообразная сталь уже над «Красным Путиловцем». Поворот. «Норвегия»  взяла курс к центру города… Проспект 25 Октября. В бинокль видно, как из кабины управления кто-то машет.

» В этот день со своей временной стоянки в Гатчине в направлении Шпицбергена вылетел дирижабль «Норвегия» Руаля Амундсена. Дирижабль «Норвегия» достиг острова Шпицберген и продолжил полет на север. Однако чуть позже он повернул на юг, хотя все его системы функционировали нормально.

Руководители полета получили сообщение, что Северный полюс уже достигнут другим воздухоплавателем, хотя только через 70 лет выяснилось, что это было ошибочное сообщение.

Полет дирижабля «Италия»

Важно

В мае 1928 года  дирижабль «Италия» под  командованием итальянского генерала Умберто Нобиле должен был обследовать районы Арктики. Экспедиция окончилась неудачно.

Дирижабль пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел катастрофу. Часть экипажа от удара об лед была выброшена из дирижабля, и облегченный аппарат снова взмыл вверх. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Предположительно дирижабль разбился на Шпицбергене.

Спасением части экипажа дирижабля занимались ледокол  «Красин» и гидросамолет «Латам». Самолет «Латам» исчез, и вместе с ним и находившийся на его борту знаменитый полярный исследователь Амундсен, открывший Южный полюс.

Впервые за всю историю освоения Арктики

23 мая 2005 года Российская экспедиция «Святая Русь» под командованием известного российского путешественника Валентина Ефремова достигла Северного полюса на воздушном шаре.

Полет на воздушном шаре от мыса Арктический архипелага Северная Земля до Северного полюса продолжался 38 дней. За это время было преодолено 980 километров при температуре минус 50 градусов по Цельсию.

Экипаж вел наблюдения за движением воздушных масс в Арктике и занимался изучением состояния организма человека в экстремальных условиях.

Интересно? … Следующая страница: «Современные аэростаты связи»
Вернуться в оглавление раздела «Воздухоплавание»

Источник: http://class-fizika.ru/vosd10.html

Конюхов отправился в кругосветку на воздушном шаре (видео)

65-летнийКонюхов намерен побить рекорд американца Стива Фоссетта, облетевшего мир навоздушном шаре за 13 дней.

«Он невероятный путешественник.Он, как бы я сказал, ответственно подходит к риску», – цитирует телеканал «Би-би-си» австралийского путешественника Дика Смита, который отметил, чтороссиянин вполне может улучшить результат Фоссетта.

Конюхов уверен, что его ждет успех, ведь за 13 лет современи полета Фоссетта технологии шагнули далеко вперед. Шар «Мортон» легче своего предшественника, да и аппаратура на борту более современная. Кроме того, Фоссетту удалась лишь шестая попыткакругосветного полета – пять пришлось прервать по разным причинам. Конюхов рассчитывает покорить воздушный океан с первого раза.

Легкой прогулки воздухоплаватель, конечно, не ожидает. Полетпроходит на высоте 10-11 тысяч метров на скорости 200-300 километров в часпри температуре воздуха -40 градусов. На протяжении всего путешествия Федор будет облачен в легкий космический скафандр и кислородную маску. Спать придетсяне больше четырех часов в сутки.

Конюхов объяснил, почему стартует из Австралии. По егословам, для кругосветного путешествия на воздушном шаре возможны два маршрута.Один из них пролегает в Северном полушарии. Им воспользовался в 1999 годушвейцарец Бертран Пиккар, который успешно завершил воздушную кругосветку (но неодин, а в составе международного экипажа).

Совет

Второй маршрут, по которому летелФоссетт, – в Южном полушарии. Его плюсы заключаются в том, что он в основномпролегает над пустынным океаном, в стороне от оживленных авиационных маршрутов.

Конюхов будет двигаться с запада на восток через Австралию, Тихий океан, минуетюжную оконечность Южной Америки, пересечет Атлантический океан, пролетит надЮАР, преодолеет Индийский океан и финиширует на австралийском побережье.

Действительный член Русского географического общества,капитан дальнего плавания Федор Конюхов совершил четыре кругосветныхпутешествия. На весельной лодке он в одиночку пересек Атлантику и Тихий океан,установив при этом два мировых рекорда.

Конюхов – первый в мире человек,который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северного географического, Южногогеографического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитомокеане, Эвереста (полюс высоты), мыса Горн (полюс яхтсменов). Он стал первымроссиянином, которому удалось выполнить программы «Большой шлем»(Северный полюс, Южный полюс, Эверест) и «7 вершин мира» (поднятьсяна высочайшую гору каждого континента). Портал Flightradar24 следит за маршрутом Конюхова.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://social.dni.ru/blog/43545703109

Самый известный воздухоплаватель прилетел к нам встречать Сагаалган

Путешественник специально прибыл в республику, чтобы отметить Новый год по восточному календарю и испросить благословение у забайкальского неба

Путешественник Валентин Ефремов на воздушном шаре «Святая Русь» долетел до Северного полюса планеты. Такое рискованное, но все-таки благополучно завершившееся путешествие оказалось первым во всей истории человечества.

Путешественник объездил на собачьих упряжках и облетел на воздушном шаре практически все считавшиеся недосягаемыми территории, расположенные вдоль Северного полярного круга.

Но Новый год по лунному календарю Валентин Ефремов решил встретить в Бурятии, впервые за многие годы путешествий оказавшись в Забайкалье.

Новый год я привык встречать необычно, поэтому и оказался в Улан-Удэ

Путешественник из Нижнего Новгорода Валентин Ефремов признался корреспонденту газеты «Номер один», что в Улан-Удэ он оказался, как и во всех других местах планеты: просто из любопытства и желания увидеть новые земли, познакомиться с новыми людьми.

Кроме этого путешественник сказал, что он совершенно не терпит традиционной формы встречи Нового года, такой, чтобы чинно, с салатами и телевизором.

Для предотвращения этого Валентин ежегодно в конце декабря покидает родной Нижний Новгород, встречая праздник в cамой необычной атмосфере.

«Новый год я привык проводить в необычных точках планеты. Для меня это новый шаг в новое время. В этом году 31 декабря я был в Оймяконе. Это настоящий полюс холода, температура там стояла минус 70 градусов.

Обратите внимание

После этого путешествия я прибыл в Бурятию, потому что очень хотел увидеть Байкал, людей, живущих здесь, посетить известный всей стране Иволгинский дацан и встретить здесь Сагаалган», — рассказывает Валентин Ефремов.

В Бурятии Валентин Ефремов увиделся с людьми, ранее знакомыми ему только по радиоэфиру, он выходил с ними на связь, когда путешествовал по Северному полюсу.

Кроме этого Валентин познакомился с ширээтэ-ламой Иволгинского дацана, вместе с которым он ненадолго поднялся в небо на своем воздушном шаре «Святая Русь», полетав над пригородом Улан-Удэ. Прямо в воздухе был совершен обряд поклонения богам.

Известный путешественник уверен, что молитвы ламы принесут ему удачу и в дальнейшем.

То, что не удалось Нобелю, покорилось русскому путешественнику

Во время встречи с журналистом «Номер один» известный путешественник рассказал и о своем уникальном путешествии на Северный полюс, которое он совершил в мае 2005 года.

Ровно сто лет назад шведский воздухоплаватель Андре с двумя своими товарищами уже попытался на своем аэростате достичь Северного полюса, но всех членов экипажа нашли мертвыми на Шпицбергене.

Читайте также:  Кто такие зацеперы?

Еще одну попытку предпринимал известный ученый Альфред Нобель, попытавшись на дирижабле достичь Северного полюса, но и его команда в 1927 году потерпела катастрофу. Больше реальных попыток достичь верхней точки планеты посредством воздушного шара практически не предпринималось.

Валентин Ефремов признался, что путешествиями увлечен уже многие десятилетия. «Закончив МВТУ имени Баумана, я был отправлен по комсомольской путевке на Камчатку, с тех пор просто влюблен в эти края.

Большинство моих путешествий проходили по полярному кругу.

Важно

Я проплыл на яхте весь северный морской путь, долгое время путешествовал на собачьих упряжках, ходил по Земле Санникова, был на островах Каменных великанов, расположенных у Верхоянских хребтов», — рассказывает Валентин Ефремов.

По словам Валентина Ефремова, север его влечет, прежде всего, своей нетронутостью, малозаселенностью и особым укладом жизни тех немногочисленных людей, которые живут там. Бурятия, кстати, покорила его тем же — чистотой и первозданностью природы.

Прежде чем приступить к своему уникальному путешествию на воздушном шаре на Северный полюс, Валентин Ефремов сделал предварительный, пробный полет. Он добрался на воздушном шаре из порта Тикси, расположенного в северной части Якутии, до одного из островов Северного Ледовитого океана.

Опробовав оборудование своего теплового шара, его поведение в условиях сильного холода, узнав уже на практике обо всех нюансах жизнеобеспечения в воздухе, Валентин решился на путешествие в самую верхнюю точку планеты.

На Северном полюсе совсем не было ночи

Вокруг земли, объяснил путешественник, на воздушном шаре облететь значительно проще, чем достичь северного полюса. Климатические условия, теплые ветра, которые сопровождают шар вдоль экватора, гораздо более благоприятны для полета, чем та суровая и непредсказуемая погода, с которой приходится буквально сражаться на пути к Северному полюсу.

Расстояние по маршруту остров Средний — мыс Арктический (архипелаг Северная Земля), откуда вылетел Валентин вместе со своим товарищем-путешественником их Якутска и московским видеооператором, до точки их приземления на Северном полюсе составляло всего 1100 км. Чисто полетный период, то есть время, которое они провели в воздухе, добираясь до Северного полюса, занял 39 часов. В остальные дни с 12 апреля по 23 команда провела на льдинах, ожидая благоприятных ветров.

За период их путешествия тепловой воздушный шар приходилось четыре раза заправлять газом, во время заранее организованных стоянок. Топливо в эти места завозилось вертолетами, всего за путешествие было израсходовано почти две тонны горючего.

Приземлившись на самую верхнюю точку планеты, команда, возглавляемая воздухоплавателем Валентином Ефремовым, сразу же совершила несколько основных ритуалов, которые были заведены теми немногими путешественниками, учеными и исследователями, которые побывали ранее в самой северной точке планеты.

«Среди основных ритуалов, главным, конечно, является установка столба с надписями родных путешественникам городов и указанием расстояния до них от обозначенной столбом точки. А вторым по значимости является ритуал, во время которого путешественники выпивают по кружке спирта», — рассказал Валентин Ефремов.

Совет

На льдинах Северного полюса воздухоплаватели провели чуть больше суток. За это время они ни разу не увидели сумерек, так как тогда там стоял полярный день, с легкостью обошли все часовые пояса и не встретили ни одного живого существа.

«На Северном полюсе жизни почти нет, только изредка встречаются белые медведи. По причине отсутствия пищи вся живность располагается вдоль островов Северного ледовитого океана. Вот там можно увидеть и нерпу, и маленьких полярных мышей — леменга, там есть и моржи, и птицы, и много медведей,» — поделился впечатлениями путешественник.

Тусовки воздухоплавателей мне неинтересны

Сегодня воздухоплавание является модным увлечением. На западе России достаточно много состоятельных людей, которые, приобретая для себя за немалые деньги воздушный шар, летают на нем в тихие выходные дни в окрестностях своего города. Путешественник Валентин Eфремов, окончив около десяти лет назад школу воздухоплавателей, стал применять свое умение по иному.

Он уверяет, что сейчас совершенно не интересуется многочисленными соревнованиями-фиестами, которые проводит ассоциация воздухоплавателей, почти не дружит ни с кем из 140 членов ассоциации любителей воздушных шаров.

Путешествовать на воздушном шаре, говорит Валентин Ефремов, это совершенно иное занятие, это не спорт и не развлечение, коим занимаются многие воздухоплаватели.

«В процессе путешествия происходит титаническая работа над собой. При обычном существовании у людей жизненные силы растекаются по многочисленным, возможно никчемным, ручейкам.

Каждый день куча забот, нужно чтото купить, что-то кому-то отдать, с кем-то встретиться.

Там, в воздухе, этого ничего нет, все жизненные силы сосредотачиваются в единый мощный канал, который направлен полностью на познание мира и самосовершенствование», — откровенно рассказал Валентин Ефремов.

В Улан-Удэ путешественник планирует пробыть до начала празднования Сагаалгана, а после этого отправиться на восток страны, готовиться к воздушному перелету на Аляску через Берингов пролив. Кроме этого, в планах у известного воздухоплавателя еще одно уникальное путешествие — уже на Южный полюс планеты.

Источник: http://baikal-info.ru/number1/2006/04/005001.html

Загадочный Северный полюс

Северный полюс — одно из самых удивительных мест на нашей планете. Тут в одной точке сходятся все меридианы. Здесь магнитная стрелка компаса, растеряно дрожа, перестает указывать на север, а все ветры дуют с юга.

Здесь Полярная звезда — звезда путешественников, словно застыла в зените над головой, а звезды не восходят и не заходят вместе с суточным вращением земли.

Здесь полгода длится полярный день, и полуночное неторопливое солнце бредет по белесо-голубому небу, а другие полгода царствует мрак полярной ночи, нарушаемый лишь мертвенно-желтым светом Луны да призрачными всполохами северного сияния.

Обратите внимание

Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает её поверхность в Северном полушарии.

Поскольку Северный полюс располагается в центральной части Северного Ледовитого океана, где глубины достигают более 4 тыс. м, круглый год здесь дрейфуют мощные многолетние льды. Средняя температура воздуха зимой около — 40°С, в летние месяцы средняя температура колеблется около 0°С

История открытия Северного полюса:

С незапамятных времен человек стремился проникнуть к сердцу Арктики — Северному Полюсу. Что лежит там, за кромкой горизонта? Неведомая земля, населенная диковинными народами и чудовищами или безжизненные острова, закованные в лед.

А может быть, там плещутся волны полярного моря, по которым можно проложить водный путь к сказочным богатствам Индии и Китая? Попытки добраться до Северного полюса на судах терпели крах. Встреченные непроходимыми льдами экспедиции отважных мореплавателей после безуспешной борьбы вынуждены были отступить.

И Северный полюс, как и прежде, оставался таинственной, недоступной точкой на одной из вершин Земного шара, манящим призом человеческому самолюбию.

«Omne ignotum pro maqnifico est» — «В неведомом таится манящая сила!», — гласит латинская пословица. В XIX веке стремление покорить Северный полюс вспыхнуло с новой силой.

По меткому выражению современников он превратился в «финиш для подлинных международных скачек». На лыжах и на собачьих упряжках все новые и новые смельчаки устремлялись по льдам Северного Ледовитого океана к заветной цели. Только американцы организовали четырнадцать крупных полюсных экспедиций. Но все они потерпели неудачу.

Не удалось осуществить планы покорения Северного полюса ни англичанам, ни шведам, ни итальянцам. Правда, одной из партий, возглавляемой Умберто Каньи удалось достичь 86° 31' с.ш. Но дальнейший путь преградили непроходимые льды. Не удалось дойти до Полюса и прославленному норвежцу Ф.Нансену в 1894 году.

А российская экспедиция Г.Седова, отправившаяся покорять полюс в 1912 году, была заранее обречена на провал из-за плохой подготовки. Мысль шведских исследователей использовать для достижения Полюса воздушный шар, кончилась трагически. Их шар исчез в бескрайних просторах Арктики.

Останки экспедиции были обнаружены 33 года спустя на острове Белом.

Арктика продолжала оберегать свои тайны. На пути незваных пришельцев то вздымались ледяные хребты-торосы, то расходились ледяные поля, образуя огромные разводы черной мертвой воды. Дорогу заметала пурга, кровь стыла в жилах от жестоких морозов.

И только 6 апреля 1909 года после двадцатилетних усилий американский полярный исследователь Роберт Пири достиг заветной точки. В этот день Пири записал в дневнике:«Северный Полюс наконец покорён. Моя мечта и цель двадцати лет жизни претворилась в действительность. Не верится. Все кажется таким простым и обычным».

Важно

Но каково было разочарование и ярость Пири, когда вернувшись в Соединенные штаты после многомесячного поединка с Арктикой, он узнал, что на роль первооткрывателя Северного полюса претендует доктор Фредерик Кук, побывавший там на год раньше, 21 апреля 1908 года.

Спор о том, кто же был первым Кук или Пири не утихает и сегодня. Но на этом история не кончается.В конце сороковых годов начались широкомасштабные исследования Центрального полярного бассейна. Десятки самолетов бороздили арктическое небо, совершали посадки на неподготовленные ледовые площадки, высаживая мужественных ученых, исследовавших природу Арктики.

Полюс пытались покорить на лыжах, на собачьих упряжках, на самолетах и дирижаблях. Первая попытка достижения Северного Полюса принадлежит Роальду Амундсену и датируется 1925 годом.Она закончилась катастрофой.

Стартовав со Шпицбергена 21 мая 1925 года, самолеты были вынуждены совершить аварийную посадку на 88 градусе после 24 часов полета. После нескольких недель ремонта исследователям удалось построить площадку для взлета.

И только 15 июня, на единственном уцелевшем самолете, они оторвались от земли и достигли континента. Год спустя, Ричард Берд предпринял удачную попытку достижения Северного Полюса по воздуху.

Буквально через два дня после возвращения Ричарда Берда в Кинг Бэй, с этого же плацдарма стартовал дирижабль «Норвегия» в составе 16 человек. Данную экспедицию возглавлял известный и бесстрашный исследователь – Роальд Амундсен. Этому путешествию суждено было стать успешным.

Дирижабль достиг Северного Полюса после 16 часов полета и даже совершил два облета вокруг Полюса и островов Аляски. Казалось бы, все варианты достижения Северного полюса были использованы. Уже сотни людей побывали в этой заветной точке – по земле и воздуху, даже подо льдами.

Но все также влечет с неудержимой силой романтика дальних странствий, все также волнуют душу бело-голубые арктические просторы, величественные гряды торосов, и сверкающие как драгоценные камни под лучами холодного солнца бескрайние снежные поля.

Совет

Сегодня путешествие к Полюсу стало реальностью для любителей экзотики в любом возрасте. Не надо изнурять себя тяжелыми лыжными переходами, страдать от холода и усталости, рисковать провалиться в трещину или оказаться погребенным под грудой торосящегося льда.

Покинув комфортабельную каюту, можно с палубы любоваться чарующими красотами Арктики.

Голубоватое небо, отражающее, словно зеркало, ледяной покров океана, причудливые нагромождения взломанного льда, похожие на груды рахат-лукума, ослепительное сияние снегов, напоминающее россыпи драгоценных камней, и величественные айсберги — плавучие ледяные горы, лениво покачивающиеся на волнах океана.

Все это не прекрасная легенда. Мы поможем Вам ощутить величие Арктики. Вас будет приветствовать властелин Арктики — белый медведь и любопытные тюлени будут выбираться на лед, чтобы взглянуть на невиданное чудо — корабль среди льдов.

А в непогоду, одевшись потеплее, можно, прислушиваясь к завываниям пурги, следить, как уносятся потоки снега, словно пыль на проселочной дороге.

Подставив лицо ледяному ветру, можно ощутить себя полярным путешественником, бредущим по пути к Полюсу.

В сентябре 2007 года на Северном полюсе был зафиксирован рекордно низкий уровень льда. По заявлению специалистов Национального центра данных по исследованию снега и льда в 2008 году арктические льды полюса могут полностью растаять. Тем не менее мир уже встретил 2009 год, но льды остались на месте.

Северный полюс, или точка, известная как Географический Северный полюс, лежит в океане среди дрейфующих льдов на расстоянии в 900 км от ближайшей земли. Это удивительное место: здесь нет четырех сторон света — куда ни повернись — везде юг, — и все ветры дуют туда.

Обратите внимание

Здесь вместе с суточным вращением Земли никогда не восходят и не заходят звезды, а Полярная звезда навечно застыла в зените; тут в одной точке сходятся все меридианы, и полгода длится полярный день, а полгода — полярная ночь. Северный полюс из всех экстремальных направлений является одним из самых труднодоступных.

Даже в Антарктике ежегодно бывает на порядок больше туристов, чем здесь.

Наблюдая с вершины планеты, как Арктический южный ветер (а на Северном полюсе другого и не может быть) лениво играет с развевающимися флагами стран — участников экспедиции, вы сможете почувствовать себя среди немногих избранных, кому довелось добраться до заветной точки 90° северной широты.

На Северном полюсе обитают белые медведи.Белый медведь, ошкуй (Ursus maritimus), хищное млекопитающее; типичный представитель арктической фауны. Для коренных народов Севера это культовый зверь, тотемный объект, человек в другом облике. Это единственный вид наземных млекопитающих, который приспособился к жизни на дрейфующих льдах.

Населяет область плавучих льдов вблизи побережий Северного Ледовитого океана. Длина тела может достигать до 3 м, вес до 700 кг. Мех белый, с густым подшерстком. Даже нижняя поверхность стопы покрыта волосами. Свой черный нос он прикрывает лапой только от ветра. Живут эти звери до 30 лет. Снежные мишки великолепно плавают и ныряют, под водой могут провести до 5-7 минут.

Белый медведь отлично ориентируется на льду и подо льдами. Основная пища – тюлени. Белый медведь не впадает в зимнюю спячку. На зиму в берлоги, расположенные на берегу, залегают только беременные самки. Медвежата, которых чаще бывает два, рождаются в декабре-январе слепыми и беспомощными и весят всего 300 граммов.

В конце марта-апреля вместе с малышами самка выходит из берлоги. Медвежата остаются с матерью около полутора лет.

Источник: https://lifeglobe.net/blogs/details?id=464

Ссылка на основную публикацию