Кто автор «конька-горбунка»? ко дню рождения петра ершова

Биография П. П. Ершова, автора «Конька-горбунка» :

Тема статьи, предлагаемой читателю, — биография П. П. Ершова, литератора, чей «Конек-Горбунок» вошёл в золотой фонд отечественной культуры. Деревня, где родился выдающийся автор, с 1960 года носит его имя — Ершово. Она входила в состав Тобольской губернии, ныне это территория Тюменской области.

Происхождение

Отец Петра Павловича служил чиновником, из-за чего семья часто переезжала. Он занимал различные должности по полицейской, судебной и финансовой части. Семья жила исключительно на жалованье Павла Алексеевича, поэтому не особенно богато.

Хотя Ефимия Васильевна, мать будущего сказочника, происходила из обеспеченной семьи тобольских купцов Пиленковых. Во времена Петра I их предки перебрались в Сибирь, будучи оружейными мастерами.

Отец Ефимии Васильевны занимался торговлей скотом, в том числе имел коммерческие отношения с Китаем.

Обратите внимание

Родители известного сказочника познакомились в Тобольске, где в 1807 году обвенчались. Затем отца перевели в Ишимский уезд, где в деревне Безруково в 1815-м и родился маленький Пётр, о чём свидетельствует биография П. П. Ершова. День его появления на свет – 15 марта.

Родился малыш очень слабеньким, поэтому родители в тот же день окрестили его в Богоявленской церкви Ишима. Несмотря на обряд и ежедневные молитвы, ребёнок всё равно угасал, поэтому Павел Алексеевич и Ефимия Васильевна решили совершить магический обряд, продав ребёнка местному нищему за грош.

Считалось, что с покупкой человек забирал с собой и болезни малыша. Впоследствии с юмором всем рассказывал о своей цене в один грош Ершов П. П.

Краткая биография: детские годы

В семье Ершовых росло двое детей. У Петра был брат Николай 1813 г. р., вместе с которым в 1827 году они поступили в Тобольскую гимназию. Братья проживали в доме миллионера-мецената Николая Пиленкова, дяди по линии матери.

А директором учебного заведения стал в этом же году отец знаменитого учёного Дмитрия Менделеева, который преобразовал гимназию из четырёх- в семиклассную. Это сделало возможным поступление выпускников в вузы России.

Иван Павлович, будучи человеком творческим, устраивал для старшеклассников «литературные воскресенья», где читались и обсуждались не только известные произведения иностранных и российских авторов, но и собственные опусы учащихся.

Пробовал себя в этом и П. П. Ершов. Биография, интересные факты его жизни свидетельствуют, что Менделеев И. П. отмечал способности юного отпрыска и по сути стал его наставником в литературном творчестве.

Любопытно, что после смерти Ивана Павловича Пётр Павлович принимал активное участие в судьбе будущего учёного Дмитрия Менделеева, будучи инспектором гимназии в Тобольске.

Гениальный химик в своё время даже женится на падчерице Ершова.

Петербургская юность

В 30-е гг. братья успешно окончили гимназию, и отец добился перевода в Петербург, чтобы сыновья могли продолжить образование. Павел проявлял интерес к сибирскому фольклору, умел играть на органе и флейте, был знаком с композитором Алябьевым, автором «Соловья».

По прибытии в Северную столицу он претендовал на поступление на историко-филологический факультет императорского университета, но из-за слабого знания латыни сумел стать студентом лишь философско-юридического. Хотя от своего призвания не отступил. Биография П. П.

Ершова свидетельствует: как вольнослушатель, он посещал занятия на желаемом факультете.

Важно

Вскоре в семью приходит большая беда: друг за другом уходят из жизни отец и брат будущего сказочника. Оставшись с больной матерью на руках, Пётр Павлович не оставил обучения. Одним из его преподавателей был Пётр Плетнёв, друг А. Пушкина, занимавшийся изданием ряда его произведений. Он предложил своим студентам в качестве курсовой работы тему «Народное творчество».

Именно тогда Ершов написал первую часть «Конька-Горбунка», которую Плетнёв не смог не прочитать перед всеми в аудитории и не показать лично А. С. Пушкину. Тот высоко оценил стихотворный опус студента. Ему приписывают фразу о том, что в лице Ершова он увидел своего преемника. И якобы заявил, что этим видом поэзии сам может больше не заниматься.

«Конёк-Горбунок»

В школе изучается данное произведение, автор которого П. П. Ершов. Биография для детей требует знания истории появления этой сказки на свет. Как выяснилось, Пётр Павлович написал её в 19-летнем возрасте.

Стихотворная сказка имела три части и впервые была опубликована О. И. Синковским в журнале в 1934-м. Успех был огромным, поэтому в том же году произведение вышло отдельной книгой и вскоре заняло своё законное место на полках библиотек.

При жизни автора оно переиздавалось не менее семи раз.

Успех сказки основан не только на лёгкости стиха (четырёхстопный хорей), но и на её народном характере. В произведении чувствуется знание жизни простых людей, их обычаев, вкусов, взглядов.

Иван, младший из трёх сыновей, добросовестно служил царю, вздорному и глупому, выполняя его немыслимые поручения. И в награду ему осталось всё, что он добыл. Кроме того, юноша становится писаным красавцем и в придачу народ избирает его самого царём. Всё это не без помощи Конька-Горбунка. Но читателю и дорого то, что силы волшебства оказались на стороне простых, но добрых и честных людей.

Другие произведения автора

Биография П. П. Ершова чаще всего подаётся таким образом, что он является автором одной сказки. Это не так. В 1836 году по окончании университета Пётр Павлович вынужден был вернуться в Тобольск из-за отсутствия денег. Он учительствовал в гимназии, в которой учился вместе с братом.

Через год сюда пожаловал наследник престола, будущий император Александр II, в сопровождении В. Жуковского, знакомого с Ершовым. Поэт-сказочник преподнёс наследнику партитуру оперы под названием «Сибирский день» и хвалебную оду. Жуковский великолепно отрекомендовал талантливого коллегу, у которого затеплилась надежда вернуться в Петербург. Увы, этого не случилось.

Но Ершов продолжал писать и печататься из сибирской глубинки, в том числе и в «Современнике». Известна его поэма «Сузге», быль под названием «Сибирский казак», сборник рассказов «Осенние вечера».

Последние годы

Как провёл остаток жизни Ершов П. П.? Краткая биография для детей должна включать информацию о том, что дальнейшая жизнь автора прошла в Сибири. Трудовая деятельность была связана с гимназией, где он учительствовал, затем инспектировал её, а в 1857-м был назначен директором.

Пётр Павлович активно общался со ссыльными декабристами, увлекался театром, писал водевили и оперетты. Жизнь заставляла его всегда заботиться о хлебе насущном. Ершов женился трижды, дважды становившись вдовцом. От браков у него родилось 15 детей, однако дожили до возраста совершеннолетия лишь четверо.

Несмотря на это, он творил и мечтал написать десятитомную сказочную эпопею. Не успел. Он ушёл из жизни в 1869-м, 30 августа. Уже в XXI веке ему был установлен в Тобольске памятник, который находится в сквере его имени.

Источник: https://www.syl.ru/article/360674/biografiya-p-p-ershova-avtora-konka-gorbunka

Владимир ВИННИКОВ. «КОНЁК» МОЙ СНОВА ПОСКАКАЛ… К 200-летию со дня рождения автора «Конька-горбунка» — Газета День Литературы

Владимир ВИННИКОВ

«КОНЁК» МОЙ СНОВА ПОСКАКАЛ…

К 200-летию со дня рождения автора «Конька-горбунка»

Юбилей Петра Павловича Ершова (22 февраля (6 марта) 1815 – 18 (30) августа 1869) мы будем отмечать потому, что в 1834 году в майском номере журнала «Библиотека для чтения», только что основанного тогда знаменитым книготорговцем Александром Филипповичем Смирдиным по образцу французского «Bibliothеque Universelle», был опубликован отрывок из «поэмы» «Конёк-горбунок». Если бы не эта стихотворная сказка, фигура Ершова сегодня вряд ли могла заинтересовать кого-либо, кроме самых заядлых краеведов, даже несмотря на последующие публикации автора в столичных журналах (поэмы «Сибирский казак» и «Сузге», а также ряд стихотворений). Как и Александра Сергеевича Грибоедова, Петра Павловича Ершова можно назвать классическим представителем достаточно редкого рода творцов: homo unius libri – человека (писателя) одной книги.

И если в случае с создателем «Горя от ума» подобную ситуацию можно при желании легко и непротиворечиво объяснить как разносторонностью интересов этого безусловно гениального человека (дипломат, полиглот, композитор и т.д.), а также его безвременной гибелью в Тегеране, то в случае с Ершовым ситуация принципиально иная.

После публикации «Конька-горбунка» Петр Павлович прожил ещё более тридцати лет, причём достаточно далеко от «двух столиц», Санкт-Петербурга и Москвы, где кипела литературная жизнь, трудился на ниве просвещения в Тобольске (у него учился Дмитрий Иванович Менделеев), достаточно активно писал и публиковался (включая даже участие в литературном «проекте» Козьмы Пруткова), но ничего из написанного им для русской литературы и русской культуры, для русского мира в целом по своему значению даже не приблизилось к сказке, созданной им в ранней юности.

Совет

Что, разумеется, дало и повод, и основания сомневаться в истинности ершовского авторства. В качестве «альтернативного» создателя «Конька-горбунка» назывались и Пушкин, и погибший в 1844 году композитор и художник Николай Девитте, который проиллюстрировал одно из первых (1843 года) изданий сказки.

Тем не менее, на вопрос о том, стоит ли считать «Конька-горбунка» результатом ещё одной мистификации или псевдомистификации, которыми так богата история и мировой (взять хотя бы бесконечные споры о Шекспире), и отечественной (всем памятна многолетняя круговерть вокруг авторства «Тихого Дона») литературы, ответ будет, скорее всего, отрицательным.

Отрицательным – исходя даже не из совокупности каких-то привходящих внешних обстоятельств, но из текста самой сказки.

Хорошо известен тот факт, что многие композиторы прошлого, да и современности, чтобы избежать споров об авторстве и связанных с ним вопросов, в том числе правовых, попросту «вплетают» в музыку своё имя, выраженное через определённую последовательность нот. Этот приём, своего рода музыкальная подпись (монограмма) автора, равноценная подписи художника на холсте, зародился в европейской музыке ещё в XVIII веке (наиболее ярко – в творчестве И.-С.Баха) и широко используется до сих пор.

Тем же самым приёмом, следом за композиторами – не исключено, благодаря «проникающему» влиянию субкультуры масонства (кстати, в Тобольск были сосланы многие видные декабристы, с которыми Ершов там активно и на протяжении долгих лет общался), – похоже, начали широко пользоваться и многие писатели, в том числе отечественные. Например, у А.С. Пушкина во многих его произведениях присутствуют строки с упоминанием пушки как поэтической монограммы автора. Порой они выглядят совершенно естественно и необходимо: «Гром пушек, топот, ржанье, стон/ И смерть и ад со всех сторон» («Полтава), порой – как необъяснимый анахронизм: «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят» («Сказка о царе Салтане…»), порой – как перифраз других поэтов: «И медных пушек светлый ряд» («Воспоминания в Царском Селе», перифразируется строка Державина «И медных пушек светлый строй»).

Проблема литературного (и поэтического) монограммирования, в отличие от монограммирования музыкального[1], практически не разработана, однако в случае с «Коньком-горбунком», на мой взгляд, никакому сомнению даже не подлежит – рыба-ёрш присутствует здесь в качестве вроде бы побочного, но весьма яркого и запоминающегося персонажа, который, собственно, и решает судьбу Ивана-дурака, разыскав на дне морском сундучок с перстнем Царь-девицы.

Читайте также:  9 мая. зачем детям знать про войну?

«Будьте милостивы, братцы!

 Дайте чуточку подраться.

 Распроклятый тот карась

 Поносил меня вчерась

 При честном при всём собранье

 Неподобной разной бранью…».

Воспринимать этот эпизод иначе, нежели очевидную авторскую монограмму, да ещё такой величины, – значит, уподобляться бессмертным словам «любопытного» из басни И.А. Крылова: «Слона-то я и не приметил…».

Пушкин, по свидетельствам Е.Ф. Розена и самого П.П. Ершова, ознакомившись с текстом «Конька-горбунка», якобы сказал: «Теперь мне можно и оставить этот род поэзии». В данной связи интересно, что «этот род поэзии», собственно и был первой «визитной карточкой» пушкинского творчества.

Обратите внимание

Хотя собственно сказки активно писались «солнцем русской поэзии» уже в зрелости, на протяжении 1830-1834 годов (литературоведы также относят к их числу поэму «Жених» 1825 года), на первый план русской литературы Пушкин вышел с публикацией «Руслана и Людмилы» (1820), написанной им также в самом юном возрасте.

Рассматривать этот шедевр как типичную романтическую поэму, где история, тесно переплетённая со сказкой, играет лишь подчинённую роль, видимо, не совсем правильно. «Ключом» к поэме служит знаменитое вступление «У лукоморья дуб зелёный…», написанное Пушкиным уже в 1828 году.

К моменту создания «Конька-горбунка» из шести «классических» пушкинских сказок была опубликована (в 1832 году) только «Сказка о царе Салтане…», которая, видимо, и послужила «катализатором» для творчества Ершова. «Конька-горбунка» Пушкин, несомненно, и принял, и признал, не только подвергнув «внимательному пересмотру», но и лично поправил начало сказки, придав ей всем известный хрестоматийный вид:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе…

Как бы то ни было, любые споры об авторстве «Конька-горбунка» только подчёркивают бесспорную значимость этого произведения, прочно вошедшего в «золотой фонд» русской литературы, – ведь в противном случае не было бы даже повода для спора.

И здесь мы подходим, пожалуй, к самой большой загадке и к самому важному вопросу: чем обусловлена такая популярность данной авторской сказки у русского читателя? Особенно при том, что на иностранные языки она, можно сказать, не переводилась (советские издания на английском, немецком и испанском языках полноценными переводами назвать трудно) и за рубежом практически не издавалась?

Адекватный ответ на эти вопросы может быть только один: «Конёк-горбунок» каким-то образом полностью, а не частично, входит в ядро коммуникативной общности русского народа, а потому не может быть хоть как-то понят иноязычным/инокультурным читателем и не вызывает у него никакого интереса.

Хорошо известен датированный 1835 годом критический отзыв В.Г.

Белинского о «Коньке-горбунке», смысл которого сводится к тому, что сказки созданы народом, а задача писателя – «списать их как можно вернее под диктовку народа, а не подновлять и не переделывать», поскольку такого рода переделкам, вследствие «барской» образованности автора, всегда «будет недоставать этой неподдельной наивности ума, не просвещённого наукою, этого лукавого простодушия, которыми отличаются народные русские сказки».

Позже взгляд Белинского на данную проблему несколько меняется: «Всё это – больше, нежели портрет или зеркало действительности, но более похоже на действительность, нежели действительность походит сама на себя, ибо всё это – художественная действительность, замыкающая в себе все частные явления» («Горе от ума, сочинение А.С. Грибоедова», 1840).

Важно

И затем: «Есть у Пушкина русская баллада («Жених»), написанная им в 1825 году, в которой появилась и первая глава «Онегина». В народных русских песнях не больше русской народности, сколько заключено её в этой балладе» («Евгений Онегин», статья восьмая, 1844).

Как можно видеть, право и даже обязанность автора трансформировать «действительность», вернее – эстетический идеал действительности, в котором ранее Белинский отказывал всем писателям на примере сказки Ершова, впоследствии признавалось и провозглашалось им. Но уже без всякой «обратной» привязки к «Коньку-горбунку».

Между тем, именно в этом произведении ярче и глубже всего проявляются – да, в форме стихотворной сказки! – принципы реализма. И это вовсе не «сказочный реализм», а реализм, если можно так выразиться, коммуникативный.

Поскольку вся «действительность» русских сказок собрана здесь Ершовым, словно солнечные лучи стеклянной линзой, в единый фокус.

Здесь вы не найдёте никакой нечистой силы, с которой должен сражаться и которую должен побеждать главный герой: ни кощеев бессмертных с бабами-ягами, ни змеев-горынычей, ни злых колдунов, ни бесов, ни иноземных богатырей или царей с огромным войском.

«Конёк-горбунок», если не принимать во внимание его волшебных природных персонажей, – даже не сказка в привычном её понимании, а почти полный набор кодов социальной коммуникации. Большинство из них – вполне открыты и фольклорны.

Но некоторые – например, в описании путешествия Ивана-дурака на небо и его общения с матерью Царь-девицы, луной, которая вполне по-мужски именуется Месяцем Месяцовичем и выступает заодно как мать солнца, – аналогов в фольклоре, судя по всему не имеют, и являются своего рода «тайнописью», которую исследователям только предстоит расшифровать. Зато «китово царство», объемлющее собой все моря-океаны, озёра и реки, оказывается, представляет собой едва ли не полный подводный аналог царству человеческому, в котором существует главный герой.

Мир «Конька-горбунка», если можно так выразиться, предельно антропоцентричен, поскольку центром мира всегда и везде выступает главный герой, что смещает привычные системы координат уже в самом начале сказки:

Братья сеяли пшеницу

 Да возили в град-столицу:

 Знать, столица та была

 Недалече от села…

Образ Ивана-дурака в сказке даётся прежде всего не через авторские описания (хотя они тоже присутствуют), а через постоянное общение героя с другими персонажами и с самим собой.

Совет

В этом общении он, бывало и врёт (рассказ родным о потраве хлебного поля «дьяволом»), и запирается (разговор с царём по поводу пера жар-птицы), и ошибается (отказываясь от совета своего волшебного помощника, конька-горбунка), и меняет своё отношение (например, к Царь-девице), – то есть вовсе не представляет собой образ идеального «рыцаря без страха и упрёка». Но в нужный момент, при явном вмешательстве сверхъестественных (впрочем, для сказки – вполне естественных) сил, – он преодолевает все испытания, выходит из них победителем, обретает любовь и «становится царём» – справедливым и сильным, воплощая в себе архетип Русского мира, «русского царства»

««Конёк» мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь!..

Заслышав, тому уже 22 года, похвалу себе от таких людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнёв, и проскакав в это время во всю долготу и широту русской земли, он… тешит люд честной, старых и малых, сидней и бывалых, и будет тешить их, пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, то есть до скончания века…» – написал об этом сам Ершов в 1864 году, предваряя новое издание своей бессмертной сказки. Бессмертной – вместе с её автором.

 

[1]  Юферова О. А. Монограмма в музыкальном искусстве XVII-XX веков: Дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2006.

Источник: https://denliteraturi.ru/article/519

200 лет со дня рождения русского поэта, прозаика и драматурга, автора «Конька-Горбунка»

Стихотворная сказка Петра Ершова «Конёк-Горбунок» и в России, и во всем мире прославлена как наше национальное культурное достояние. Её звучные строфы с детства памятны каждому русскому. Но имя автора «Конька-Горбунка» мало что говорит широкому читателю. И не только давность лет тому причина. «Конёк-Горбунок» Петра Ершова был принят народом и был признан народным.

А у таких произведений отличительной чертой выступает не авторство, а всеобщность образного их содержания. Авторство уловимо в ткани стихотворного текста «Конька-Горбунка». Но оно не мешает воспринимать сказку каждым и всеми как общенациональное явление, как народную. Но за автором «Конька-Горбунка» стоял реальный человек с нелегкой биографией, педагог-подвижник, преданный родному краю.

Родился Петр Павлович Ершов (6.3.1815–30.8.1869) в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии в семье полицейского чиновника при Ишимском земском суде, детство прошло в разных городах, где служил отец: крепость святого Петра (ныне Петропавловск, Казахстан), Омск, Берёзов, Тобольск.

По окончании детьми в 1830 году Тобольской гимназии отец добился перевода в Санкт-Петербург, куда и переехал с семьей. В 1831–1834 гг. Ершов учился на философско-юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
В начале 1834 года студент представил профессору словесности П.А.

Плетневу в качестве курсовой работы первую часть сказки Конек-Горбунок, вскоре опубликованную в журнале«Библиотека для чтения». В том же 1834 году отдельным изданием вышла вся «русская сказка в трех частях». Ершов использовал многие народные сказочные сюжеты (об Иване-дураке, Сивке-Бурке, Жар-птице и др.; например, сказку Жар-птица и Василиса-царевна из сборника А.Н.

Афанасьева), создав на их основе вполне оригинальное произведение, по стихотворной форме (четырехстопный хорей с парной рифмовкой) близкое пушкинским литературным обработкам русских сказок (А. Ярославцев передавал слова А.С. Пушкина, сказанные автору Конька-Горбунка: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить»). Образ Конька-Горбунка вполне оригинален.

Тем не менее, сказка Ершова бытовала как народное произведение, вызывая к жизни множество подражаний и прямых подделок (например, в 1870–1890-х вышло около 40 поддельных «Коньков-Горбунков» общим тиражом около 350 тыс. экз.).

С подлинными образцами устного народного творчества «Конька-Горбунка» роднит не только особая сказительная манера – веселая, с прибаутками, балагурством, обращениями к слушателям и т.п.

, но и «космизм» запечатленного в сказке крестьянского мировоззрения («против неба – на земле»), соседство достоверно изображенных быта и нравов крестьян со сказочными чудесами (например, на спине наказанного кита стоит село, обитатели которого живут своими обыденными заботами и радостями) и мн. др.

Обратите внимание

Образ ершовского Ивана-дурака, ироничного, скрывающего за своими дурачествами, нарушениями общепринятых норм поведения настоящую мудрость, бескорыстие и внутреннюю свободу, выявил смысловые возможности «дураков» русских сказок, родственных юродивым в церковной традиции.
В 1834–1836 годах Ершов довольно активно участвует в литературной жизни столицы, входит в кружок В.Г. Бенедиктова, публикует лирические стихотворения, отмеченные влиянием последнего («Молодой орел», «Желание» и др.). Всего за этот период в печати (в основном в «Библиотеке для чтения») появилось 10 стихотворений Ершова. В те же годы Ершов опубликовал драматическую сцену «Фома-кузнец» (1835) и пьесу «Суворов и станционный смотритель» (1836).
смерть Пушкина

Читайте также:  Как не стать энергетическим донором? оставаться адекватным


В краю туманов и снегов,
Питомец северной природы
И горя тягостных оков,
Я был приветствован метелью
И встречен дряхлою зимой,
И над младенческой постелью
Кружился вихорь снеговой.
Мой первый слух был — вой бурана;
Мой первый взор был — грустный взор
На льдистый берег океана,
На снежный горб высоких гор.

Связан был Ершов и с декабристами. Именно Ершову мы должны быть благодарны за то, что свет увидело знаменитое стихотворение А.С. Пушкина, посвященное И. Пущину, – «Мой первый друг, мой друг бесценный…». Ершов отправил копию этого стихотворения в Петербург.

При жизни поэта не было издано ни одного собрания его произведений, хотя в начале 1847 года А.Ф. Смирдин
В наши дни в Тобольском архиве найдено дело объёмом в 112 листов.

На первом листе можно видеть прошение статского советника Петра Ершова его преосвященству Феогносту, епископу Тобольскому и Сибирскому: «… Я имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство о дозволении построить в деревне Безруковой церковь во имя преподобного отца Петра Столпника…» Крестьяне же на общем собрании «вынесли суждение»: «… Жертвуем землю, потребную под сию церковь и под ограду её… жертвуем для священника… девяносто десятин земли и обязываемся выстроить дом для священника». Первоначально предполагалось, что церковь будет деревянной. Но в 1861 году решили соорудить каменную. Строительство было начато в 1862 году, закончилось – в 1876-м, уже после смерти Ершова, но из книги А.К. Ярославцева, биографа П.П. Ершова, известно, что «заботы об устройстве церкви в селе Безруковой составляли для него одно из самых отрадных занятий до последних минут жизни». Известно даже, что, живя в крайней нужде, он заложил однажды золотую цепочку от часов, а деньги пожертвовал церкви…
Умер писатель в Тобольске 30 августа 1869 года. Похоронен на тобольском Завальном кладбище. Надпись на памятнике гласит: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки „Конек-Горбунок“».

Конёк-Горбунок. Мультфильм

Источник: https://politota-net.livejournal.com/90007.html

Календарь поэзии: Ершов написал «Конька-Горбунка» в 18 лет

Враги умолкли — слава Богу,

Друзья ушли — счастливый путь.

Осталась жизнь, но понемногу

И с ней управлюсь как-нибудь.

Затишье душу мне тревожит,

Пою, чтоб слышать звук живой,

А под него еще, быть может,

Проснется кто-нибудь другой.

Петр Ершов, 1861 г.

6 марта исполняется 200 лет со дня рождения Петра Ершова.

«Конек-Горбунок» — в ряду самых ярких и всемирно известных символов нашей словесности. Но при этом Ершов — одна из самых таинственных фигур в русской литературе.

Рукописей его главного произведения не сохранилось, сведения об истории появления «Конька-Горбунка» в печати — скудны и противоречивы.

Его религиозная лирика, поэмы, рассказы, педагогические труды, оперные либретто, статьи, которые поэт публиковал в «Тобольских губернских ведомостях», и сегодня известны лишь специалистам.

Вот и о детстве Ершова известно немногое. Мама Ефимия Васильевна происходила из купеческого рода. Отец будущего поэта Павел Алексеевич был скромным чиновником (служил комиссаром, заседателем, исправником). Ему приходилось вести кочевую жизнь, поскольку на одном месте в ту пору чиновникам не давали засиживаться.

Дмитрий Шеваров: Чеховские рассказы похожи на евангельские притчи

Петр Ершов родился 6 марта (22 февраля по старому стилю) 1815 года в селении Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Был в младенчестве очень слабым и болезненным. Наречен он был по святцам именем раннехристианского афонского подвижника Петра Столпника и Молчальника.

Когда Пете исполнилось девять лет, родители отправили его учиться в Тобольск. После окончания уездного училища и губернской гимназии Ершов вместе с братом и мамой отправился в далекий Петербург. Петр поступил на философско-юридический факультет.

И сегодня поражает ранний дебют Ершова: он написал «Конька-Горбунка» в восемнадцать лет! Впервые сказку читал на публике не автор, а друг Пушкина, профессор университета Петр Александрович Плетнев. Чтение это происходило в стенах Петербургского университета.

Плетнев был так восхищен произведением своего студента, что отменил собственную лекцию и вместо нее с восторгом продекламировал первую часть сказки. И только завершив чтение, профессор указал на смущенного автора.

Всех поразили легкость слога, веселость и озорство сюжета.

Плетнев рекомендовал сказку в журнал «Библиотека для чтения» (она появилась в третьем томе журнала в мае 1834 года). Некоторым читателям не верилось, что такое зрелое, мудрое и большое поэтическое произведение написал студент, мальчишка. Откуда такое знание жизни, характеров, такое виртуозное владение языком?

Важно

Пушкин был в восхищении от «Конька-Горбунка». Еще до публикации Плетнев принес ему рукопись «Конька…», после чего Александр Сергеевич сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Получив блестящее образование, войдя в круг столичных литераторов, автор «Конька…» нашел бы себе место и в Петербурге, но после окончания университета Ершов возвращается в Тобольск. Служит учителем, а впоследствии — директором гимназии и народных училищ.

В 1837 году у Ершова была возможность вернуться в столицу. Во время посещения Тобольска цесаревичем Александром сопровождавший его Василий Андреевич Жуковский, представляя Ершова, сказал: «Не понимаю, как этот человек попал в Сибирь». Петру Павловичу оставалось лишь изъявить наследнику престола свое желание служить в Петербурге, но ничего подобного Ершов не высказывает.

Он всегда оставался отзывчивым и благодушным человеком. В 1862 году Ершов написал под своим карандашным портретом:

Не дивитеся, друзья,

Что так толст и весел я;

Это плод моей борьбы

С лапой давящей судьбы;

На гнетущий жизни крест

Это — честный мой протест.

Петр Ершов умер в августе 1869 года. Утром он успел сказать жене: «Не отпускай детей: сегодня ветер».

Источник: https://rg.ru/2015/03/05/ershov.html

В тобольске в 192-ю годовщину со дня рождения петра ершова издают продолжение «конька-горбунка»

В 192-ю годовщину со дня рождения Петра Ершова продолжение его знаменитой сказки о приключениях Конька-Горбунка, написанное его земляками, будет издано в Тобольске. Полный текст сказки держится пока в секрете. А московский скульптор Михаил Переяславец привез в город бронзовую копию памятника писателю. По словам скульптора, он работал над монументом почти год.

Скульптора высотой около 4 метров изображает молодого автора бессмертного “Конька-Горбунка”, который стоит с пером жар-птицы в руках, а рядом скачет его верный друг Конек.

У ног поэта изображается чудо-рыба, на спине которой высится Тобольский кремль, пасутся коровы, мужики пашут поле, а девки собирают грибы.

Совет

Памятник будет установлен в березовой роще на стыке улиц Ремезова и академика Осипова, рядом с Тобольским кремлем, передает ИТАР-ТАСС.

Кроме того, в городе издается продолжение знаменитой сказки Ершова. Авторами новых глав стали более 30 участников конкурса “Новых приключений Конька-Горбунка”, который завершился в городе. “В нем участвовали совсем юные авторы и поэты со стажем”, – рассказал директор Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, член оргкомитета конкурса Евгений Акулич.

“Все работы написаны в стиле Ершова, с соблюдением его ритма и образов. События в новых приключениях самые актуальные”, – добавил он, уточнив, что полный текст сказки держится пока в секрете.

В книгу войдут главы пятиклассника Сергея Редькина, первоклассника Ромы Айтакова, который работал в соавторстве с бабушкой, второклассницы Лены Перской. Отредактированный “Конек-Горбунок-2”, по словам Акулича, обязательно будет издан отдельной книгой, которая поступит в ближайшее время в продажу.

Литературное соревнование впервые проходило в рамках VI регионального фестиваля “Ершовские дни-2007”, посвященного 192-летию писателя. Фестиваль завершился в понедльник, в день рождения писателя, возложением цветов на его могилу на Завальном кладбище.

Петр Ершов родился 6 марта 1815 года в деревне Безруково, близ города Ишима. Был директором тобольской гимназии.

Известность принесла ему сказка “Конек-Горбунок”, которую Ершов написал в девятнадцать лет в 1834 году.

Юноша, приехавший из глубинки, поступил на философско-юридический факультет Петербургского университета и показал свою сказку Плетневу – преподавателю, читавшему в университете курс словесности.

Педагог прочитал студентам с кафедры первую главу и показал сказку Пушкину. Великому поэту она очень понравилась. “Теперь этот род сочинений можно мне и оставить”, – сказал Пушкин, прочитавший сказку. Первое полное издание этой книги состоялось лишь в 1856 году, поскольку до этого сказка была запрещена цензурой.

Источник: http://www.gorod.lv/novosti/47243-v_tobolske_v_192_yu_godovschinu_so_dnya_rozhdeniya_petra_ershova_izdayut_prodolzhenie_konka_gorbunka

200 лет со дня рождения Петра Ершова

06.03.2015 | 11:28

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения создателя одной из самых обаятельных русских авторских сказок – писателя Петра Ершова. Своего «Конька-горбунка» он написал в возрасте 18 лет. Но рукописей не сохранилось. Да и сведения о жизни автора скудны и противоречивы. «Коньком-горбунком» восхищался сам Пушкин.

Ершов мог занять достойное место среди самых блистательных литераторов Петербурга. Но, окончив университет, он уехал в Тобольск и остался «автором одной книги». Сейчас на родине Ершова — в Ишиме – работает культурный центр его имени.

Но все же первыми, кто озаботился восстановлением памяти о мастере ещё в начале прошлого века, были омские писатели и краеведы.

Обратите внимание

В середине прошлого века правнук сибирского сказочника, почвовед Вадим Берников подарил омскому музею деревянный ларец с полуторавековой историей. 

«Ларец очень интересный. Он двойной. В нижней части, вероятно, Ершов хранил какие-то документы, может быть, свои рукописи, письма от родных и близких. И верхняя часть. Сохранились даже ключики, которыми открывался ларец», — рассказывает главный хранитель Омского историко-краеведческого музея Юлия Белоглазова.

Вместе с семейной реликвией в музей проникла и легенда о том, что именно в этом ларце Ершов спрятал переданные ему на временное хранение автографы стихотворений Пушкина, посвященных декабристу Ивану Пущину. Но сибирякам по нраву другая легенда. Всемирно известный «Конек-горбунок» – родом из Омска.

Отец будущего поэта по делам служебным приезжал с семьей сюда дважды. Жили на территории крепости и в Кадышевском форштадте. Иртышские просторы и местный базар с диковинными животными. Детские впечатления позже оживут в сказке, вмиг сделавшей Ершова знаменитым. «Мы с вами знаем про «чудо-юдо рыба-кит поперек пути лежит».

Откуда это взял писатель? Действительно, в его бытность, когда он жил в Тобольске, выбросило на берег кита вблизи Тобольска. И жители ходили смотреть на эту невидаль. Естественно, это осталось в памяти», — объясняет краевед Александр Лосунов. Посмотреть на красоты Тобольска, старинные сибирские храмы часто приезжал художник Кондратий Белов.

Можно видеть его рисунки, выполненные гуашью. На каждом графитным карандашом рукой мастера написана цитата из сказки.

«Классика русского жанра. Все взято из старых русских сказок, — говорит директор Омского музея Кондратия Белова, внук художника К. Белова Владимир Белов. — Много связано у нас с этим. Ершов — из Сибири. Кондратий Петрович – из Сибири. Кондратий Петрович очень много в Тобольске бывал. Это – его любимый город».

Читайте также:  Где снимается кино? в ростовском кремле!

В 1957 году омское книжное издательство тиражом в сорок тысяч экземпляров выпускает роскошно иллюстрированную Беловым ершовскую сказку. Было и более скромное издание 1937 года.   «Сам год трагический для истории нашей страны.

И, тем не менее, издавалась тогда классика очень активно. Именно в 1937 году у нас в Омске выходит не просто сказка Ершова, а собрание его сочинений в одном томе, избранные сочинения», — рассказывает заместитель директора Омского литературного музея им. Ф.М.

Достоевского Юлия Зародова.

Среди них – и почти забытая поэма «Сузге» о покорении Сибири Ермаком, стихи и пьесы Ершова. Со своими учениками в Тобольской гимназии он любил разыгрывать спектакли. А вот задуманную сказку об Иване-Царевиче и Сером волке в десяти томах и ста песнях он написать не успел. 

 К двухсотлетию со дня рождения Петра Ершова смотрите на нашем канале в субботу, 7 марта, художественный фильм Александра Роу «Конёк-горбунок». Начало в 13:30.

Новости культуры

литература, Новости культуры, Петр Ершов

Источник: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/129682/

Петр Павлович Ершов: к 200-летию со дня рождения

Петр Павлович Ершов — русский поэт, прозаик, драматург, просветитель. Автор любимой многими поколениями сказки «Конёк-Горбунок».
6 марта исполняется 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова.

Петр Павлович Ершов
(1815-1969)

 Петр Павлович Ершов, Русский поэт, прозаик, драматург. Родился 22 февраля (6 марта) 1815 в семье мелкого чиновника.

В 1824 году родители отправили Петра и его брата Николая в Тобольск учиться. Мальчики жили в купеческой семье Пиленковых — родственников матери, а когда окончили гимназию, отец перевёлся в Петербург, где братья поступили в Петербургский университет. 

В 1831—1835 годах учился на философско-юридическом отделении Петербургского университета. В студенческие годы Ершов сближается с профессором русской словесности Петром Плетнёвым, знакомится с Василем Жуковским, Александром Пушкиным.

Важно

  На их суд девятнадцатилетний студент отдаёт свое первое крупное произведение — сказку «Конёк-горбунок», прочитав которую Пушкин с похвалою сказал начинающему поэту: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Плетнёв во время одной из лекций с университетской кафедры прочитал отрывок из «Конька-горбунка» и представил изумленным слушателям автора чудесной сказки — их сокурсника Петра Ершова, сидевшего в аудитории. 

Отрывок из «Конька-горбунка» появился в «Библиотеке для чтения» (1834, т. 3), а в середине 1834 года сказка Ершова была опубликована отдельным изданием. Успех сопутствовал молодому поэту: в декабре того же года к печати была одобрена первая часть «Сибирского казака», а затем и вторая часть этой «старинной были». 

Вернувшись на родину летом 1836 года, работал учителем Тобольской гимназии, затем инспектор (с 1844 года) и директор (с 1857) гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. 

Был инициатором создания любительского гимназического театра. В театре занимался режиссурой. Написал для театра несколько пьес: «Сельский праздник», «Суворов и станционный смотритель», комическую оперу «Якутские божки», «Черепослов». 

Печатал свои стихотворения в «Библиотеке для чтения» Сенковского и в «Современнике» Плетнёва.

 Литературная деятельность 

Известность Ершову принесла его сказка «Конёк-горбунок», написанная им ещё на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3 томе «Библиотеки для Чтения» 1834 года, с похвальным отзывом Сенковского. 

Первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший её ещё в рукописи. Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в 1834 году и выдержала при жизни автора семь изданий, причем второе издание 1856 года — было сильно переработано автором и является на сегодня каноническим текстом. 

«Конёк-горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение. 

Совет

Белинский видел в сказке подделку, «написанную очень недурными стихами», но в которой «есть русские слова, а нет русского духа». 

Существует версия, что сказка «Конёк-горбунок» целиком написана Пушкиным и выпущена под именем Ершова. 

Кроме «Конька-горбунка» Ершов написал несколько десятков стихотворений. Есть также указания, что он публиковал стихи, рассказы и драматургические произведения под псевдонимами. Возможно, известен как Отец Пруткова. 

Всего с 1837 до конца его жизни в печати появилось 28 его новых стихотворений, в т.ч. отклик на смерть Пушкина «Кто он?» (1837). Самое значительное среди них – романтическая поэма из времен покорения Ермаком Сибири Сузге. Сибирское предание (1838), написанная «народным размером».

Публикация цикла из семи рассказов «Осенние вечер» (1857), с которыми Ершов связывал надежды на возвращение в литературу, и пьесы «Купец Базим, или Изворотливость бедняка» (1858) прошла незамеченной. Грандиозный замысел поэмы Иван-царевич в 10 томах и 100 песнях, о котором Ершов сообщал А.

Ярославцеву еще в конце 1830-х, остался неосуществленным. 

Около 30 стихотворений увидели свет много позже смерти поэта. 

Умер 18 (30) августа 1869 в Тобольске. Надпись на памятнике гласит: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок».

 Интернет-ресурсы:

Ершов, П. П. Конек-Горбунок / П. П. Ершов // Викитека. – Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%91%D0%BA-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA_(%D0%95%D1%80%D1%88%D0%BE%D0%B2) 

Ершов П. П. //Библиотека Максима Мошкова. – Режим доступа: http://az.lib.ru/e/ershow_p_p/ 

Обратите внимание

Ершов, П. П. Конек-Горбунок (воспроизведение издания 1834 г.) / П. П. Ершов. – Режим доступа: http://imwerden.de/pdf/konek-gorbunok_1834.pdf 

Ершов Петр Павлович. Конек-Горбунок / П. П. Ершов // Русская классика. —  Режим доступа: http://lib.ru/LITRA/ERSHOW/konek.txt

Знаете ли Вы, что 

«Конёк-горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение.

Первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший её ещё в рукописи. Сказка Ершова вышла отдельной книжкой и выдержала при жизни автора семь изданий.

Белинский видел в сказке подделку, «написанную очень недурными стихами», но в которой «есть русские слова, а нет русского духа». Существует версия, что сказка «Конёк-горбунок» целиком написана Пушкиным и выпущена под именем Ершова.

Начиная с 1911 года все попытки издать полное собрание сочинений Петра Ершова не увенчались успехом, архивы же, переходя из Тобольска в Санкт-Петербург, от одного человека к другому, исчезли, растворились во времени и пространстве.

Неизвестна и судьба большого количества писем Ершова, которые хранились у его биографа и однокурсника А. К. Ярославцова, поскольку архив последнего также утрачен.

Источник: http://lib.usfeu.ru/index.php/literaturnaya-stranichka/582-petr-pavlovich-ershov

Пётр Ершов 175 лет Книга — юбиляр О сказке и её авторе… o Автор сказки «Конек-горбунок» Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году. o Вo В детстве. — презентация

1<\p>

2 Пётр Ершов<\p>

3 175 лет Книга — юбиляр<\p>

4 О сказке и её авторе… o Автор сказки «Конек-горбунок» Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году. o Вo В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. o Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов — царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро.<\p>

5 И он тут же задумал написать своего «Конька-горбунка» — веселую сказку о смелом И он тут же задумал написать своего «Конька-горбунка» — веселую сказку о смелом Иванушке — крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Иванушке — крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина (они тогда только что появились). замечательные сказки Пушкина (они тогда только что появились).<\p>

6 Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о «Коньке-горбунке». Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину, и там прожил всю жизнь.<\p>

Важно

7 Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в 1834 году и выдержала при жизни автора семь изданий.<\p>

8 В основу произведения легли народные сказки. Отдельные эпизоды Ершов объединил в один богатый приключениями рассказ.<\p>

9 Сюжет<\p>

10 В тридесятом царстве жил-был царь. И задумал тот царь взять в жены девицу-красавицу.<\p>

11 А чтобы заполучить её, послал за ней Иванушку, крестьянского сына… А если не выполнит Иван царского задания, не сносить тогда ему головы.<\p>

12 Тут-то и пришел на помощь к Иванушке сказочный и волшебный Конёк- Горбунок…<\p>

13 Достать Жар-птицу. Какое первое задание дал царь Ивану? Царь, затрясши бородою: «Что, рядиться мне с тобою! – Закричал он. – Но смотри, Если ты недели в три Не достанешь мне Жар-птицу В нашу царскую светлицу, То – клянуся бородой! – Ты поплатишься со мной…»<\p>

14 Какое второе задание получил Иван? Найти Царь-девицу Царь, затрясши бородою: «Что, рядиться мне с тобою! – Закричал он. – Но смотри, Если ты недели в три Не достанешь мне Царь-девицу В нашу царскую светлицу, То – клянуся бородой! – Ты поплатишься со мной…»<\p>

15 Каким было третье задание царя? Достать перстень Царь-девицы. Достать перстень Царь-девицы. Вот Иван к царю явился, Царь к нему оборотился И сказал ему: «Иван! Поезжай на окиян; В окияне том хранится Перстень, слышь ты, Царь-девицы. Коль достанешь мне его, Задарю тебя всего».<\p>

16 Так, благодаря Коньку-горбунку, Иван смог преодолеть все трудности…<\p>

17 Царь-девица тут встает, Знак к молчанью подает, Покрывало поднимает И к прислужникам вещает: «Царь велел вам долго жить!<\p>

Совет

18 Я хочу царицей быть. Люба ль я вам? Отвечайте! Если люба, то признайте Володетелем всего И супруга моего!» Тут царица замолчала, На Ивана показала.<\p>

19 Сказка «Конёк-горбунок» впервые экранизирована в 1941 году Сказка «Конёк-горбунок» впервые экранизирована в 1941 году.<\p>

20 Презентацию выполнила ученица 8 «Б» класса КСОШ 3 Уфимцева Даша<\p>

21 Конец<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/40371/

Ссылка на основную публикацию