Кому посвящается «а зори здесь тихие…»?

«А зори здесь тихие» образца 2015 года

На экраны страны вышел ремейк советского фильма «А зори здесь тихие», снятого по одноименной повести Бориса Васильева… Старый фильм является, безусловно, шедевром советского кинематографа, да еще и основан на сильной литературной базе.

В связи с этим, ответственность на создателях нового фильма огромная… Справились ли они?

Я уверен, что да – справились! Фильм не является копией советского фильма 1972, но и не отклоняется от литературной основы.

За исключением некоторых моментов, о которых я скажу отдельно. Не могу сказать, что это шедевр, но фильм получился хороший. По крайней мере, я нисколько не пожалел о потраченном времени и не ерзал в кресле, ожидая конца сеанса.

Напротив, прекрасно зная сюжет, я тем не менее был вовлечен в действие картины и искренне переживал за главных героев.

Сюжет я пересказывать не буду. Он всем прекрасно известен. А кому неизвестен, тот может прочитать повесть «А зори здесь тихие». Это небольшая повесть, которую можно осилить за час вдумчивого чтения. Естественно, невозможно избежать сравнения с фильмом 1972 года. В самом начале я перечислю то, что мне не понравилось. А не понравилось мне категорически следующее.

В историях героинь, как всегда не удержались от идиотских тезисов про кровавую гебню. Оказывается, родителей Гали Четвертак репрессировалии поэтому она оказалась в детском доме.

Обратите внимание

Хотя по книге она хоть и выросла в детском доме, но являлась подкидышем, что вообще-то говоря совсем неудивительно для поколения, родившегося в годы Гражданской Войны… Это мерзость вообще-то такие от ходы делать.

И это еще не все. Лиза Бричкина оказывается тоже пострадала от режима. Чего там случилось непонятно, но типа в Сибирь угнали под конвоем НКВД. История не раскрывается, но понятно, что тоже не по доброй воле.

Хотя по книге она выросла на кордоне, история отца не раскрывается, указывается лишь что он красный партизан был.

Вот это вот мне категорически не понравилось! Зачем было домысливать и создавать сюжеты на потребу дня? Кому это нужно и как вообще относится к излагаемой истории? Типа, режим их лишил детства, но любовь к стране такая всепоглощающая, что все равно будем защищать? Мораль понятна. Но глупа и неправильна.

Впрочем, значения на сюжет фильм это не оказывает, сильно на этом не заостряются, поэтому просто еще раз скажу, что это НЕПРАВИЛЬНО в таких фильмах! Почему? Потому. Точка.

Второе, что не очень понравилось – выбор двух актрис, но это конечно уже художественные нестыковки, которые выявляются сильно только в сравнении с предыдущей экранизацией. Диссонанс настолько сильный, что без понимания этих персонажей, которое почерпнуто из книги и старого фильма, вообще невозможно составить то ощущение, которое вкладывалось автором. Короче, на мой взгляд, диссонансно выглядели две героини:

1. Лиза Бричкина. По сюжету эта девушка выросла в Сибири, на кордоне, все хозяйство было на ней, стреляла отлично, рубила дрова, крепкая, умелая. При этом мечтательная и добрая. В советском фильме эту роль исполняла Елена Драпеко. Получилось у нее это идеально. У новой исполнительницы Софьи Лебедевой получилось изобразить мечтательную и добрую, но вот крепкую и умелую… нет, не получилось. Даже момент гибели, который по сюжету обусловлен чрезмерным полаганием на собственные силы и близостью цели, в новом фильме выглядит просто неумелостью…2. Женя Комелькова. По сюжету это очень красивая девушка, которая к тому же еще и осознает свою красоту и даже пользуется ею. Ну хотя бы чтобы старшину в краску вогнать:) У нее нелегкая судьба, но она не потеряла озорства и бесшабашности. В старом фильме эту роль исполняла Ольга Остроумова. И справилась с этим блестяще. Новая актриса Евгения Малахова, играла хорошо. Но… Но при всем уважении, ее нельзя назвать сногшибательно красивой. Она ничем вообще-то не отличается от своих сослуживиц и определенно не является идеалом красоты. Она просто красива, как и все женщины. А Комелькова должна быть НЕЧТО! Этого нет. Не хочу обижать актрису, но на мой взгляд, реально просто непопадание в типаж героини. И ничего с этим не сделать…3. Третье, что не понравилось. Закадровый голос Гармаша. Ну сколько раз уже говорили, что не надо использовать голоса таких мощных и характерных актеров… Ну видишь этого актера, когда он говорит, а его в фильме-то нет!!! И не особо-то он в это вписывается, фактически начинает с Федотом Евграфычем конкурировать… Надо или нейтральные голоса брать, либо вообще воздерживаться от закадрового текста. Ведь закадровый текст, это в определенном смысле, доказательство кинематографического бессилия. Его можно использовать, когда ну абсолютно невозможно передать информацию иначе. Из правильных употреблений я знаю только закадровый голос в « 17 мгновениях весны». Больше уместного употребления даже не могу вспомнить. А злоупотребление закадровым текстом г-ном Никитой Михалковым меня вообще надолго отвадили от этого приема.

Ну вот что не понравилось, все сказал. Замечания серьезные. Но, как ни странно, фильм все-таки вышел хорошим.

Теперь о приятном.

Старшина Федот Евграфыч Васков. Эту роль сыграл Петр Федоров. Получился совсем не такой Васков, как в старом фильме. В старом фильме, старшина сразу же занял какую-то такую отеческую позицию к девушкам, что вообще говоря странно, ибо возраст у него был небольшой – всего 32 года. Тут нет этого.

Но нет, конечно, и никаких заигрываний! Это именно отношения командира и подчиненных. Но несколько другие.

Возможно, Федот Евграфыч образца 1972 года больше соответствовал замыслу авторов повести, ибо по книге девушки величали его «стариком», но тут нестыковки уже с книгой:) Ибо стариком-то называли, но довольно-таки намеренно постоянно его смущали, что означает одно – обычные женские проказы относительно мужчин репродуктивного возраста:) Да и Лиза Бричкина, очевидно немного влюбилась в Федота Евграфыча. Короче, тут есть некая неясность самого образа. Можно и так сыграть, и этак. И очень хорошо, что Петр не стал копировать Васкова из 1972 года, а сделал то, что соответствует его личной актерской и личностной концепции. Получилось очень хорошо. Без всякого перебора, очень убедительно. Это действительно старшина Васков. И это не копия, это пропущенный через себя образ, который очень органично воплотился на экране.

Очень хорошо, на мой взгляд, сыграла роль и попала в образ актриса Анастасия Микульчина, сыгравшая Риту Осянину. Исполнила роль она очень хорошо, хотя опять же не так, как в старом фильме где Риту играла Ирина Шевчук.

Причем, интересно, что в старой экранизации характер Осяниной раскрывается сразу, а в новом, характер героини раскрывается не сразу, но постепенно и неуклонно на протяжении всего фильма. Сцена же прощального разговора с Федотом Евграфычем сыграна очень хорошо. А сцена эта такая, где очень легко скатиться в перебор и искусственность, выдавливание слез и т.п.

Важно

Но нет… Все очень хорошо получилось. Хотя жаль, конечно, героинь фильма действительно до слез. Но их никто не выдавливает. Просто возникает сопереживание.

Соня Гурвич. Сыграла эту роль Агния Кузнецова по-своему, непохоже на старое прочтение в исполнении Ирины Долгановой, но хорошо. Впечатления особенного не оставила, но и роль совсем не испортила. На мой взгляд, опять неполное попадание в типаж, хотя… Ну короче, это уже вкусовщина.

Галя Четвертак. В старом в фильме эту роль сыграла Екатерина Маркова. В новом — Кристина Асмус, к которой я немного неравнодушен:), потому понравилось. Хотя конечно, кое-где проскальзывала доктор Варвар Варя из «Интернов»:), но есть моменты очень хорошие и совсем не в привычном для массового зрителя образе.

Вообще, странно используют режиссеры Кристину Асмус… На мой взгляд, она человек достаточно ценящий себя и мало рефлексирующий, однако роли ей достаются все каких-то немного не от мира сего девушек… На меня она производит впечатление решительного и умеющего держать свои эмоции человека.

В связи с этим, сцена, где Галя Четвертак не выдерживает психологического напряжения и выскакивает из укрытия прямо на немецкие пули, смотрится не столь убедительно, как в старом фильме… Я уверен, попади Кристина Асмус в такую переделку по-настоящему, она бы хладнокровно пропустила врага и точно всадила каждому пулю в затылок:) Впрочем, я ее не знаю лично, потому может и ошибаюсь:)

Еще понравилось, как сыграла Екатерина Вилкова сержанта Кирьянову. Это попадание точное. Хотя возможно перебор с неким цинизмом героини… Но это вопрос дискуссионный. В фильме персонаж занимает не главное место. Но даже достаточно короткая роль раскрывает характер героини.

Немного смешного, но чисто кинематографичного. Уже не знаю, кто из съемочной группы находится под впечатлением х/ф «Властелин колец», но точно есть какие-то хоть и уместные, но легко читаемые заимствования.

1. Пасторальные виды деревеньки, где расквартирован зенитный взвод… Зелень, луга, леса, беззаботные жители, война где-то далеко, курорт одним словом… Проход камеры, сочно снятая природа, мельком снятые эпизоды мирной деятельности, все почему-то напоминает первую часть… «Властелина колец»! И чтобы уж совсем было похоже – музыка, которая просто поразительно напоминает мелодию из незабвенного «Братства кольца», которую я пересмотрел наверно раз 20 в переводе о/у Гоблина, в миру Дмитрия Пучкова:)2. Моменты, когда девушки прячутся под обрывом, а мимо проходят немецкие диверсанты в кинематографическом плане сильно напоминают эпизоды, когда хоббиты прятались от назгулов, которые проезжали мимо. А учитывая перевод Гоблина, хоббиты прятались от конных эсэсовцев… Параллели там налицо. Ну и повторяется это несколько раз, что конечно не очень…Но может, конечно, это я пересмотрел «Братство кольца»… не знаю. В любом случае, фильм это не испортило, так… истинных ценителей заставило кое о чем задуматься:)

В общем, фильм не без недостатков, однако из серьезного мне не понравилось только отсылки про кровавую гебню. Однако, повторюсь, влияния ни на сюжет, ни на мораль это не оказывается, поэтому впечатление от фильма сильно не портит. Но лучше бы этого не было!!!

Очень красиво снята природа, сцены боев сняты убедительно, вообще с кинематографической точки зрения, фильм безусловно более богаче, чем старый советский. Это и понятно.

Технологии кино на месте не стояли, да и современный зритель привык и к немного другому ритму повествования, и к определенным кинематографическим приемам. Здесь все употреблено уместно и снято отлично. Фильм держит в напряжении даже того, кто знаком с сюжетом и знает, чем все закончится.

Есть моменты, которые даже сильнее получились, чем в советском фильме. Например, когда Федот Евграфыч вернулся после погони и вновь встретился с Ритой Осяниной и Женей Комельковой и те бросились ему на шее, обнимая его и целуя… это очень получилось тонко и берет за душу.

Совершенно становятся понятны слова старшины, когда он говорит, что, мол, теперь я вам брат вроде, называйте меня просто Федотом (а не по званию и имени отчеству).

Нет постоянно надрывно орущих в кадр актеров, преувеличенных эмоций и прочего непотребства, которое, к сожалению, частенько стало в российских фильмах… Эмоции убедительны, но четко выверены и не смотрятся искусственными.

Не знаю, специально так делали или нет, но приятно удивило, что сохраняя образы персонажей и безусловную преемственность с книгой и фильмом 1972 года, тем не менее, это абсолютно самостоятельное произведение, каждый герой имеет свой оттенок характера.

Это не тупое копирование, это реально пропущенный через себя сюжет и мораль.

Фильм рекомендуется к просмотру. Также, я очень надеюсь, что те, кто не видел старый фильм, посмотрят новую экранизацию и, возможно, захотят посмотреть фильм «А зори здесь тихие…» 1972 года, который, конечно же, навсегда вошел в образцы лучших произведений кинематографа.

Источник: https://movie-rippers.livejournal.com/323032.html

Сочинение на тему А зори здесь тихие… по повести Васильева рассуждение

Война, ворвавшись в мирную жизнь человека, обязательно несёт с собой горе и слёзы.

Продолжавшаяся долгие пять лет Великая Отечественная война превратилась в настоящую катастрофу для множества стран, и для России – в особенности.

Переступившие все законы человечества фашисты, в итоге сами оказались за рамками всех законов. Русский человек пережил всю тягость войны, но не склонил голову перед врагом.

Как бы печально не звучало, но в нынешнее время человечество подзабывает о героических поступках дедов, бабушек, прадедов. Используя хронику того времени, авторы-фронтовики помогают прочувствовать всю горесть и мужество простых людей, у которых было лишь одно намерение – спасти родных и отстоять Родину.

Совет

Книга Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» посвящена каждому не вернувшемуся с бесщадной войны, героическим поступкам девушек и женщин на войне. Пять абсолютно разных женских характеров и судеб.

Очень больно и жалко простых девушек, которые не успели познать жизнь. Юные, такие настоящие: Рита Осянина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Лиза Бричкина и Женя Комелькова. Все эти девушки отдали свои жизни за будущее, за Родину. Великая война не предоставила им право выбора, поделила их жизни на «до» и «после», заставила взять в нежные руки оружие.

Федот Васков сильно обвинял себя за смерть девушек. Он осозновал, что все женщины должны растить детей, а не воевать. Он отчаянно хотел отомстить тем фашистам за их гибель, так как жизнь каждой из них не стоила даже сотни немцев.

Повесть насыщенными красками повествует происходящее Великой Отечественной войны, как бы перенося читателя в кровавые сороковые года. Война была беспощадна ко всем советским семьям. В сражении участвовали и мужчины со стариками, и женщины, и даже дети…

Но всё же добро победило зло. Уцелевший старшина Васков с сыном погибшей Риты Осяниной расскажут будущему поколению о мощной любви к своей Родине и ненависти к врагу.

Пятеро мужественных и бесстрашных девушек навсегда останутся в памяти русского народа на почётных местах, навечно ставшие настоящими героями ужасной Великой Отечественной войны.

Вариант 2

Война. Это страшное слово, которое оставило слишком кровавый след в истории человечества. Слишком много людей погубила, слишком много ранила и слишком многих изувечила.

Множество писателей посветило свои произведения войне. Одним из таких и есть Борис Васильев. Он так же писал, о событиях 1940-х годов. Но его стиль легко отличить от других авторов. То, под каким углом он описывает войну, и то как он это делает, позволяет прочувствовать те события полностью на себе.

Произведение Васильева « А зори здесь тихие…» идет рассказ не о смелых и храбрых воинах-мужчинах, а о хрупких, юных и милых девушках, солдатах, которые добровольцами пошли на войну. Война гн имеет границ, ей безразлично кто перед ней, ребенок или старик, девушка или парень, она забирает всех.

Обратите внимание

Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – такие похожие и такие разные. Смелая и мужественная Рита. Женька Комелькова – жизнерадостная и озорная девчонка, ей бы еще гулять и гулять, радоваться жизни, но не дано… Соня Гурвич – девочка-отличница, умная, красивая и столь юная для войны.

Галина постоянно жила в собственном вымышленном мире энергичнее, чем в реальном, поэтому она опасалась…сильно опасалась этой ужасающей и жестокой войны … Лиза Бричкина, ей бы учиться, ездить по миру и узнавать что-то новое, двигаться вперед…

Она всегда понимала правила жизни, знала что нужно ждать, что жизнь любит осмысленность и неторопливость, единственное на войне нет времени медлить, нужно действовать.

Так много желаний, так много идей, но так мало времени. Ни одна из этих девчонок не смогла исполнить свою заветную мечту, их жизни оборвались, как тонкие нити.

Повесть показывает всю правду, она не скрывает ничего.  Дает прочувствовать и понять, какую же ценность представляет человеческая жизнь. В главных героинь впереди целая жизнь, невероятное количество планов и желаний, но в один момент все обрывается. Борис Васильев вынуждает задуматься о нашем предназначении и о том, какая эта жизнь хрупкая.

Война безжалостна. Пятеро юных и наивных девчонок отдали свои жизни, чтобы бы мы могли жить спокойно и не бояться.  Повесть «А зори здесь тихие…» не дает нам права забывать события тех лет, заставляет уважать героев войны и любить свои земли.

Читайте также:  Символика цвета. как цвет влияет на психологию людей?

Сейчас люди хотят вычеркнуть со своих жизней прошлое. Пропускают все мимо себя, думая о том, что это не их проблемы и их это не тронет.

Почему же мы так относимся к нашему прошлому? Почему забываем своих героев? Потому что это все было в прошлом, и нам известно все, что необходимо? Повесь Васильева дает понять, что война – это не просто слово или совокупность букв, это люди, разрушенные семьи и судьбы, не сбывшиеся мечты, ужасные страдания и море слез. Задумайтесь только на секунду, ведь на месте героинь может быть каждый из нас.

← Характеристика Лизы и Эраста о повести Бедная Лиза ← Образ Русской земли в Слове о полку Игореве↑ ДругиеУроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина → Делать чудеса своими руками по повести Алые паруса →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/a-zori-zdes-tihie-po-povesti-vasileva-rassuzhdenie

«Письмо героиням повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»

Письмо героиням повести Б.Васильева

 «А зори здесь тихие…»

     Исторически сложилось, что война – это дело мужское, требующее от воина смелости, стойкости и даже порой чёрствости сердца. Война не может ожесточить честного, благородного человека, она лишь раскрывает лучшие качества его души.

     Среди произведений, написанных о войне, мне особенно близка повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Все его герои – люди сердечные, отзывчивые, с нежной душой. Эта повесть посвящена героической борьбе женщин и девушек на войне. После её прочтения так захотелось общения с ними, ведь у меня есть чем поделиться…

    Здравствуйте, дорогие девочки! Я чувствую, что между вами и мной есть связь – тонкая ниточка, которая переплетает наши судьбы, заставляет по-новому смотреть на действительность.

Важно

     Как мне хочется побывать с вами там, в мае тысяча девятьсот сорок второго года на разъезде коменданта Васкова Федота Евграфыча! Встретиться с вами, поближе узнать и понять вас, проверить себя.

     Риточка, Рита Муштакова! Я, как и ты когда-то, — на пороге выпускного школьного бала. Мне, как и тебе тогда, предстоит выбрать дорогу в жизни. Ты о многом мечтала, тихая, скромная девочка.

Наверно, и жизнь твоя должна была сложиться тихой, размеренной, как мечталось. Но в твоей жизни всё оказалось стремительным: встреча с лейтенантом Осяниным, первый поцелуй. Ты спешила, но как ты могла знать, что тебе так мало отмерено судьбой.

Ты очень любила мужа, не могла представить рядом с собой другого мужчину.

      Милая Рита, ты родила ему сына, а на второй день войны стала вдовой. Война разбила твою счастливую семейную жизнь. Затем ты попросилась на фронт  и  всё время беспокоилась о судьбе своего маленького сына. Умирая, ты поручаешь заботу о нём надёжному и мудрому Васкову. Я восхищаюсь тобой, когда, покидая этот мир, ты осознаёшь, что никто не сможет обвинить тебя в трусости.

    Именно к тебе, Рита, прислали Женьку, Женьку-русалку. Автор восхищается озорной, дерзкой Комельковой, посланной на разъезд после штабного романа. Вот как он описывает её: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза – детские, зелёные…».

    Женя, тобой невозможно было не любоваться и не любить в ту минуту, когда ты, зло рванув через голову гимнастёрку, бросила её на землю на виду у фашистов. Женька, ты же могла затаиться, переждать, сохранить жизнь, но ты, раненая, стреляла, и немцы убили тебя, а потом любовались истерзанным телом…

     Галя, привет! Для меня ты просто маленький романтик. Для тебя жизнь оказалась намного жёстче, чем ты её представляла. Я тебя понимаю. Ты и на войну просилась, потому что мечтала о подвиге.

Когда я читала книгу, я дошла до того момента, как ты плакала по ночам, и поняла, что я не имею права осуждать тебя, Галя, за то, что ты не могла преодолеть в себе страха.

Я и сейчас, читая повесть, испытываю ужас и страх. А как же вы?..

Совет

     Лиза, Лизавета Бричкина, ты, казалось, лучше всех была готова к военным трудностям: хорошо знала лес, была крепкого телосложения. Мне нравится в тебе твоё великое женское искусство – умение ждать. Я тоже, как и ты, живу в ожидании чего-то необыкновенного и прекрасного.

Мечтательная, ты гибнешь, желая поскорее перейти болото и позвать подмогу. Ты умираешь с мыслью о завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом.

И эти две «негероические» смерти при всей их кажущейся случайности связаны с самопожертвованием.

     Девочки, я расстаюсь с вами, но не прощаюсь. Страшна и в то же время возвышенна смерть каждой из вас. Многие поколения, читая эту повесть Бориса Васильева, будут размышлять, как шли девчата, подобные вам,  по войне и помогали миру освободиться от жестокости и насилия. Ещё не раз я буду садиться за письма к вам, чтобы сверять свои дела, мысли, поступки с вашими.

     До свидания. С уважением и скорбью к вам — Тащян Кнарик, ученица 11 класса.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/04/22/pismo-geroinyam-povesti-b-vasileva-a-zori-zdes-tihie

А зори здесь тихие..

Не девчачья война

Давлетьяров, конечно, рисковал. Никому из его коллег еще не удавалось снять достойный сиквел того или иного признанного советского шедевра. Нужны ли вообще такие сиквелы, думаю, спорить уже бесполезно — их снимали и снимать будут ввиду нехватки хороших и априори раскрученных среди массового зрителя историй.

Провалом работу Давлетьярова я назвать не могу, но и большим успехом — тоже. Объясню, почему.

Режиссер очень бережно подошел к оригинальной истории, не переиначивая ее на новый лад, не оголливудчивая ее — там все так же жизнеутверждающе вначале (даже личные драмы пышущих жизнелюбием девочек не подкосили) и также печально в конце (так и недолюбили, недорадовались, не дожили)…

Также Ренат Фаварисович позаботился об аутентичности декораций и костюмов (одни хэбэшные колготки в рубчик, у которых всегда свисают коленки, — привет из глубоко советских времен — чего стоят!). Но даже среди всех плюсов дьявол скрыт в деталях. Странно ведь, когда бойцы купают в болоте винтовки и пистолеты, а потом не удосуживаются их разобрать и просушить.

А винтовки и пистолеты все равно стреляют! Палки, с которыми старшина и девочки побрели по болоту, — ровненькие, как специально выточенные на подбор: ни одной кривой или нестандартной.

А когда Васкову и девчатам там было в марш-броске найденные в лесу палки подравнивать? Или вот еще — знаменитая еще по советскому фильму сценка в бане с прекрасными голыми девчонками: ну не могло быть в 40-е годы прошлого века — да еще в войну! — такой аккуратной эпиляции линии бикини. Скажете, это все пустяки? Ни фига! Эти пустяки создают атмосферу.

Именно атмосферы фильму Давлетьярова и не хватает — за исключением пары-тройки эпизодов все противостояние Васкова и девочек с компанией элитных фрицев смотрится неким соревнованием, а не войной.

Люди на обеих сторонах умирают, но все равно не «пахнет» войной от этого кино — слишком много вокруг красивой не тронутой природы и каких-то странно безбашенных привалов у героев. Разве что в упомянутой паре-тройке эпизодов ощущение войны «мелькает». Когда, например, отстреливается Рита, спасая старшину за секунду. Или валяется на болоте раненый измученный Васков, вдруг увидевший оставшуюся от Лизы палку с ее вещами «узелком». Но это заслуга исключительно конкретных актеров. Увы, не все они в новых «Зорях» одинаково талантливы. И уж точно — Евгении Малаховой далеко до шарма, обаяния и вызывающе неземной красоты молодой Ольги Остроумовой. Резюме от меня такое: о просмотре этого фильма я не жалею — в целом он вполне симпатичный, но знай я все его недостатки до просмотра, в кино бы не пошла.

Не победили они нас, понимаешь?

Сказать честно, я не люблю военно-патриотические фильмы и стараюсь их не смотреть. Я человек очень эмоциональный и восприимчивый, поэтому после просмотра такого рода картин мне попросту жить не хочется. В депрессию, наверное, впадаю. Наверное, поэтому и не хотелось посещать эту премьеру, однако получилось по-другому. И знаете, я не пожалел.

Обратите внимание

Без капли преувеличения могу сказать, что фильм очень хорош. Следует отдать должное создателям – они сняли очень патриотичное, увлекательное и красочное кино, которое, на мой взгляд, сможет претендовать на зрительскую любовь. В первую очередь, «А зори здесь тихие» — лента, в очередной раз показавшая нам, насколько тяжелая доля выпала женщинам, служившим во время войны.

Это уже третий фильм после «Батальона» и «Битвы за Севастополь», раскрывающий эту тему, но именно лента Давлетьярова мне понравилась больше всех. И пусть в ней нет масштабности того же недавнего «Севастополя». «Зори» как бой местного значения, берет зрителя своей камерностью и подходу к героям.

У каждой из девушек своя непохожая на остальных история, свой надлом, своя причина воевать. Старшину тоже не обошли стороной, раскрыв персонажа наилучшим образом. Уже к середине фильма герои становятся тебе родными, и благодаря постоянному атмосферному напряжению, ты вовсю сопереживаешь им и с замиранием сердца смотришь, что будет дальше.

Несмотря на всю мрачность, которой пронизана картина, хочется отметить, что фильм снят очень качественно и зрелищно. В картине действительно много динамичности и действия (которое язык не поворачивается назвать экшен-сценами, хотя по сути так оно и есть), скучать явно не придется. Оператор проделал колоссальную работу.

Съемки радуют интересными ракурсами и яркостью красок, в то время, как композитор очень четко выделял нужные моменты, с помощью музыки делая их более проникновенными. Для привлечения широкой аудитории было сделано все – тут вам и яркие баталии, и слоу-моушен, и даже такой неожиданный элемент, как обнаженка.

Но, несмотря на все черты технологичного блокбастера, лента остается душераздирающим кино о войне. Главной мыслью было донести до молодежи, почему война была страшна. Она не щадила никого и ничто. Она забирала молодых, талантливых и многообещающих безо всякого сожаления. И об этом нужно помнить.

Как я уже успел упомянуть раньше, «Зори» рассказывают больше о женщинах, поэтому неудивительно, что состав скорее актрисский, нежели актерский. Углядев рекламные материалы к этому фильму, я сначала засомневался: «А вытянут ли?». Можно выдохнуть – все вытянули.

И Кристина Асмус, которая еще нескоро отделается от образа Вари Черноус, и Агния Кузнецова, запомнившаяся мне по «Грузу 200». Никто не подвел, все молодцы. На мой взгляд, режиссер сделал акцент на двух героинях – Рите Осяниной и Жене Комельковой, которых сыграли Анастасия Микульчина и Женя Малахова соответственно.

Важно

Главного и единственного мужского персонажа здесь воплотил Петр Федоров. Для него быть офицером не впервой, вспомнить хотя бы «нашумевший Сталинград». Но здесь его персонаж – старшина Федот Васков показался мне куда более глубоким и вдумчивым, нежели капитан Громов. Без пафоса в речах не обошлось, но здесь это скорее обязанность жанра.

Его герою веришь и боишься за него, ибо его история к этому располагает. «А зори здесь тихие» — это попытка рассказать современному зрителю о кошмарах военных лет на понятном ему языке. Фильм представляет собой дорогой и зрелищный эксперимент по совмещению стереотипов военно-патриотических лент и основ мейнстрима. На мой взгляд, задумка Рената Давлетьярова увенчалась успехом. Критики могут разнести картину только за то, что это ремейк, однако хочу похвалить картину за динамичность, зрелищность, продуманных героев и классных актеров. Фильм хоть и не шедеврален, но крепкую восьмерочку он все же заработал.

Посвящается памяти Андрея Васильевича Митченкова и всех фронтовиков посёлка Рождественский, что на Брянщине.

«…продюсер картины «А зори здесь тихие» Григорий Подземельный отметил, что фильм не является римейком известной ленты Станислава Ростоцкого. Он настаивает на том, что это новое прочтение повести Бориса Васильева… …на женские роли пробовали 150 актрис, причем никто из них не видел старый фильм Ростоцкого, а повесть Васильева читали лишь несколько человек…» INTERFAX.

RU Меня предупреждали, что положительную рецензию писать гораздо легче, чем отрицательную. Я не хочу употреблять слова «хвалебную-ругательную», поскольку выступаю здесь не судьёй, а зрителем, правда, зрителем искушённым, в библиотеках бывавшим и лапшу на уши не приемлющим.

Поэтому хочу сказать, что 150 миллионов рублей, запрошенных съёмочной группой у государства, могли бы действительно принести пользу. Сначала было Слово. И сказал его автор. Потом пришёл режиссёр и Слово изменилось. Так автор «умирает» в режиссёре. Потом режиссёр «умер» в актёрах, которые понесли искажённое Слово в народ: 1.

Федот Васков «из дремучего угла в коменданты выполз… и счёт знает в пределах четырёх классов», а исполнитель этой роли Пётр Фёдоров (очень хороший актёр) скорее мачо от Бандераса, чем деревенский мужик. Таким же образом, кто не видел наших пастухов середины ХХ века, будет представлять себе образ ковбоя из вестернов. 2.

Лиза Бричкина, «коренастая, плотная, то ли в плечах, то ли в бёдрах — не поймешь, где шире… здорова, хоть паши на ней» — и чем похожа на неё Софья Лебедева? Красивая и нежная — ей бы Настеньку в «Морозко» играть. С такими подходами к новым прочтениям мы еще увидим Ксению Собчак (не к ночи будь помянута) в роли Наташи Ростовой.

«… ещё издали Федот Евграфыч довольно заулыбался: вот толковая девка! Наломала лапнику елового, устелила ложбинку меж камней, шинелью прикрыла: бывалый человек. Даже поинтересовался:- Откуда будешь, Бричкина? — С Брянщины, товарищ старшина». А в «новом прочтении» Лебедева отвечает Фёдорову «из Сибири мы, с Енисея». Интересно, чем край партизанской славы не угодил режиссёру? 3.

«Рыжая Комелькова была чрезвычайно общительной и озорной.

То на потеху всему отделению лейтенанта какого-нибудь до онемения доведёт, то на перерыве под девичье «ля-ля» цыганочку спляшет, то вдруг роман рассказывать начнёт — заслушаешься»,- где Комелькова и где Малахова?? В такой выигрышной роли даже не спела нормально! Если в этом «прочтении» поставить рядом Комелькову и Четвертак, то большинство зрителей красавицей назовут вторую.

Совет

Я для молодой актрисы выбрал не самые щадящие слова, но надо же понимать: чтобы состязаться с самой Остроумовой требуется не только дерзость, но и другие способности. А почему из 150 претенденток режиссёр выбрал именно Малахову? Станиславский на этот вопрос ответил бы Давлетьярову: нужно любить искусство в себе, а не жену в искусстве. 4.

Сержант Кирьянова — помощник командира взвода «была боевой девахой: еще в финскую исползала с санитарной сумкой не один километр передовой, имела орден. Рита (Осянина) уважала ее за характер, но особо не сближалась». Это почти всё, сказанное о ней автором. Остальное — дело творчества и жизненного опыта актрисы и режиссёра. А этого как раз и не хватает.

Курящая «боевая деваха» с орденом — это совсем не бандерша тётя Песя, у которой и шутки двусмысленные, и взгляд «ниже пояса», и даже дым папироски отдаёт похабщиной. Я очень люблю актрису Вилкову, но не могу обойти стороной эту роль, так как, цитируя продюсера Подземельного, цель создателей экранизации — привлечь внимание молодой аудитории.

Поэтому не хочу, чтобы мои дети получали ложную информацию о Великой войне (беде). Актрисы этого фильма и сами почти ничего не знают о ВОВ, так ещё своё незнание хотят представить юному зрителю, как некую истину. Неправда маленькой не бывает, особенно в таком массовом инструменте пропаганды и образования, как Кино. Это очень большая ответственность, ведь не домашнее видео снимают.

Между прочим, работа актёра над ролью заключается, в первую очередь, в изучении первоисточника, прообразов и архивных документов, откуда можно узнать, что женщина на войне могла быть грубой и циничной, но не смела (и никто не смел — по закону военного времени) «стебаться» над старшим по званию. Это явление заимствовано из тюремных сериалов. 5. 6. 7. 8.

— эти пункты я пропущу, руководствуясь чувством меры, но не могу пропустить — 9. Последняя страница повести Бориса Львовича Васильева: «Колыхались впереди немецкие спины, болтались из стороны в сторону, потому что шатало Васкова, будто в доску пьяного. И ничего он не видел, кроме этих четырех спин, и об одном только думал: успеть выстрелить, если сознание потеряет».

Но почему в «новом прочтении» старшина Васков ведёт другое количество пленных? Режиссёрская находка или неуважение к авторскому слову? Выше уже упоминалась цитата из повести о том, что старшина умел считать в пределах четырёх классов, но счёт этот он усвоил накрепко, ведь это была арифметика жизни и смерти: 16 диверсантов против старшины и пяти необстрелянных девчонок … Этот счёт, чуть ли не вслух, вели зрители театра на Таганке в 1971-м, а с 72-го в кинозалах всего СССР. Мода «новых прочтений» у нас началась с лёгкой руки К. Эрнста и Л. Парфёнова в середине 90-х по-настоящему праздничными, искромётными новогодними концертами «Старые песни о главном». Однако эстафету подхватили последователи, не всегда талантливые или порядочные, которых интересовал только заработок, мол, будет скандал — будут кассовые сборы. И если в песне текст и ноты не изменишь, за исключением пародий, то в прозе и кинодраматургии последовали сплошные купюры и литературные монтажи, что тоже не запрещено. Но (!) изменение типажей, характеров и, особенно, осовременивание исторических героев, костюмов и фактов — является преступлением перед потомками, которые лет через 50 посмотрят сегодняшнюю «летопись» о ВОВ и поверят в неё, а людей знающих, в том числе и меня, уже не будет. Дело в том, что костюмы, оружие и техника сохраняются в музеях, и природа в Карелии мало изменилась с 1942 года, за исключением браконьерских вырубок и охоты. Но победили в войне не оружие и техника, а ЛЮДИ, которые меняются очень быстро, и единственная возможность узнать, какими они были — это внимательно и бережно относиться к СЛОВУ автора. Поэтому следующую фразу поймут не все: обнажёнка в тулупе — это из другого кино. В целом фильм смотрится хорошо, оператору respectus. А со звуком — перебор, так озвучивали немое кино, когда нотами передавали эмоции и прочую информацию. Но зачем же и без того богатый звукоряд удобрять симфонизмами из «Властелина колец»? Взгляд упал полку комода, заставленную симпатичными безделушками — пользы никакой, а выбросить жалко. Стоят, пыль собирают.

Источник: https://kinoserial.tv/films/427-a-zori-zdes-tihie.html

Рецензия на фильм «А зори здесь тихие…»

Новая экранизация классической повести Бориса Васильева – один из лучших современных фильмов о Великой Отечественной войне.

Читайте также:  Как совершить путешествие из москвы в смоленск? на что посмотреть?

Май 1942 года. На севере от блокадного Ленинграда в маленькой деревушке базируется тыловая зенитная часть. Размещена она в этих местах на всякий случай, самолеты противника до нее почти не долетают, и потому бойцы шалеют от безделья и быстро спиваются.

Когда опытный старшина Васков (Пётр Фёдоров), прошедший Финскую войну и списанный в тыл после ранения, просит прислать солдат, которые бы не пили и по бабам не бегали, начальство заменяет его подчиненных подразделением молодых зенитчиц.

Пока старшина и девушки приноравливаются друг к другу, одна из зенитчиц замечает в лесу двух немецких диверсантов с взрывчаткой. Понимая, что враги могут подорвать стратегическую железную дорогу, старшина немедленно собирает маленький отряд и устремляется на поиски лазутчиков.

Обратите внимание

Однако, настигнув их, Васков обнаруживает, что диверсантов не двое, а шестнадцать, и что бой предстоит неравный – пятеро едва умеющих воевать зенитчиц и их командир против спецназа СС.

Петр Федоров был единственным, кого режиссер видел в главной роли, а вот исполнительниц женских ролей нашли в результате сложного и долгого кастинга

Когда видишь в расписании премьер новую экранизацию повести Бориса Васильева, заранее настраиваешься на разочарование.

Что можно добавить к ее великолепной экранизации, снятой в 1972 году Станиславом Ростоцким и немедленно ставшей «народным кино»? А отнять у старого фильма можно многое, и мы уже не раз видели, как новорусские режиссеры соревнуются с советскими предшественниками и выпускают позорнейшие ленты, которые хочется не просто забыть, а каленым железом выжечь из памяти. Правда, постановщик «Стальной бабочки» Ренат Давлетьяров, как мы в последние годы обнаружили, заметно лучший режиссер, чем продюсер (если судить по рейтингам его картин, а не по их сборам). Но все же его имя пока не вселяет автоматическую уверенность в будущем фильме. Тем более когда речь идет не об оригинальном проекте, а о состязании с классикой отечественной военной драмы.

Упоминаемая в фильме Кировская железная дорога соединяла Петрозаводск и Мурманск с Ленинградом. После войны она была включена в состав Октябрьской железной дороги, обслуживающей весь северо-запад России

И действительно, «…А зори здесь тихие» разочаровывают. Но разочаровывают приятно. Более чем приятно. Фильм заставляет забыть все заранее заготовленные критические штампы и вспомнить штампы хвалебные.

А когда после сеанса возвращаешься домой и пересматриваешь картину Ростоцкого, возникает упорное ощущение, что она хуже! Ощутимо хуже.

Особенно с точки зрения современной молодежи, выросшей на эпическом голливудском кино, а не на советских фильмах и спектаклях с их техническими ограничениями и художественными условностями.

Важно

Правда, лента Давлетьярова не безупречна. Она поддалась нашей новой киномании всюду видеть «проклятого Сталина», и потому две ее героини превратились в жертв репрессий.

Лиза Бричкина теперь – дочь сосланного на Енисей кулака, а Галя Четвертак – сирота из интеллигентной семьи, расстрелянной в 1930-е. На сюжете, правда, это никак не сказывается.

Просто дополнительная красочка к образам девушек, допустимая в случае Лизы (почему бы ей не быть «окающей» сибирячкой?), но не в случае Гали, поскольку для образа героини в повести важно, что Галя – подкидыш и что она не знает своих родителей, а потому фантазирует о них.

В фильме при этом сохранена обращенная к Гале реплика: «Читала я твои документы. Нет у тебя никаких родителей и никогда не было!» – которая с новым сюжетным поворотом теряет смысл, поскольку не стирала Советская власть из биографий такое клеймо, как «член семьи врага народа».

Прокол это раздражающий, но секундный и картину в целом не отравляющий.

Как не отравляет ее и чересчур откровенная банная сцена, которая фиксируется на изгибах женских тел и заставляет зрителей-мужчин почувствовать себя мальчишками, проковырявшими дырочку в женскую парную.

Да, это не фотосессия «Плейбоя», а фрагмент с определенным художественным смыслом. Но так ли уж он нужен был в фильме, который, по идее, предназначен для школьников?

Как видите, претензии к новой экранизации можно придумать. Но все это мелочи, заметные лишь потому, что все остальное в фильме замечательно.

Начиная с точного следования сюжету повести (сценарные изменения коснулись лишь флешбэков о довоенной жизни героинь) и заканчивая тем, что перестрелки Давлетьяров снял лучше, чем Ростоцкий. В новом фильме понятнее, кто в кого стреляет и кто при этом где находится.

Совет

А когда ближе к концу картины Васков и нацист пытаются задушить друг друга, у Давлетьярова эта сцена смотрится как жесткий поединок, а у Ростоцкого – как катание в грязи имитирующих схватку актеров.

Кстати, о Васкове. Если не считать цветной картинки фильма Давлетьярова, позволяющей лучше почувствовать красоту северной природы, главное отличие новой экранизации – в образе главного героя.

У Ростоцкого это был справный и колоритный, но забавный мужичок, слишком расслабленный для опытного солдата, который «прохлаждается» в тылу, пока его товарищи воюют на фронте в критичный для войны момент. В герое Петра Федорова, напротив, чувствуется взведенная пружина. Конечно, он не Рэмбо, не тикающая бомба, которая мечтает взорваться.

Но новый Васков тяжело переживает все, что происходит со страной, с ним и с его подчиненными. И посмеяться над ним особенно не получится. В частности, потому что он говорит на литературном русском, а не «окает» напропалую. А вот уважать его есть за что.

Потому что и мужик серьезный, и командир грамотный, и воин доблестный, и настоящий «отец солдатам». Но при этом в нем достаточно человечности, чтобы он воспринимался как реальный старшина, а не как скучный советский супермен без страха и упрека.

Под стать обновленному герою и обновленный стиль постановки. Двухчасовая лента получилась красивой, динамичной, драматичной, пафосной и по-хорошему патриотичной, а также уместно и удачно использующей закадровый авторский текст.

Флешбэки напоминают не только о счастливых днях жизни героинь, но и о фашистских зверствах, приведших девушек на фронт, а от сочетания мощной музыки и эффектной картинки порой пробивает на слезы.

При желании можно упрекнуть режиссера в откровенной манипуляции зрительскими чувствами, но из всех жанров в военной драме такая манипуляция простительнее всего.

Обратите внимание

Ведь суть этого жанра не в том, чтобы бесстрастно изложить исторические факты, а в том, чтобы окунуть зрителей в прошлое и заставить их сопереживать людям, жившим в иную эпоху. Фильм Давлетьярова делает это всеми возможными способами, и у него отлично получается.

А что же молодые актрисы, которые, что греха таить, нередко оказываются самыми слабыми в российских лентах? Ни к подбору девушек, ни к их игре у нас никаких претензий.

Не поддавшись на искушение сделать сюжет приуроченного к 70-летию Победы фильма монотонно-героичным, Давлетьяров сохранил и подчеркнул физическое и психологическое разнообразие героинь, и перепутать их в его ленте еще сложнее, чем в картине Ростоцкого.

Как и повесть Васильева и предыдущая экранизация «Зорь», новый фильм напоминает о печальной правде – не все смерти на фронте были осмысленными или героическими, и не все солдаты (и офицеры) вели себя так, как ждали сами от себя.

Но это была не столько их личная вина, сколько вина тотальной войны, заставившей не созданных для этого людей взять в руки оружие. Ждать от всех доблести и даже простой полезности было нереалистично.

И чем лучше мы понимаем, что на фронте сражались не супергерои, а обычные люди с обычными человеческими недостатками, тем яснее становится, какой ценой давались подвиги, когда они все же случались, и каким кошмаром была война и для тех, кто дошел до Берлина, и для тех, кто остался на поле боя. Как говорится в старом и мудром анекдоте: «Не дай вам бог пережить все, что вы можете выдержать!»

С 30 апреля в кино.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс Дзен | Instagram | Telegram | Твиттер

Источник: https://www.film.ru/articles/na-severnom-fronte-bez-peremen

Сочинение по повести А зори здесь тихие… (рассуждение)

С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам того времени, мы до сих пор можем изучать произведения и вникать в хронику истории.

Произведение Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» было посвящено людям, которые прошли через жестокою войну, которые к сожалению не вернулись домой, а также своим друзьям и товарищам.

Эту книгу можно назвать памятью, ведь события описанные в ней близки каждому, кто хранит в себе память о Великой Отечественной Войне.

Важно

В произведении были описаны судьбы пяти девушек-зенитчиц, а также их командира, действия происходили во время Великой Отечественной войны. Читая этот рассказ я полностью прониклась сочувствием к главным героям, ведь они даже не успели еще почувствовать вкус жизни.

Главные героини-Соня Гурвич, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, молодые девушки, только начавшие жить, они яркие, веселые и настоящие. Но каждой из них выпала роль умереть в борьбе за защиту своей Родины, за любовь к ней и будущее.

Они боролись за свободу, но сами были жестоко наказаны судьбой, ведь война разрушила их планы на жизнь, не дав хотя бы капли на что-то светлое.

Это страшное события разделила их жизнь на два периода, и у них просто не было другого выхода, кроме как взять оружие в свои нежные руки.

Федот Васков был еще одним главным героем, автор очень проникновенно описал ту горечь и боль, которую испытывал Федот за каждой из девушек. Он был воплощением настоящего солдата, смелый и отважный, он понимал то, что девушка должна находится дома, рядом с детьми и домашним очагом, а не воевать. Видно, как ему безумно хочется отомстить фашистам, за то, что они сделали с молодыми девушками.

Борис Васильев использовал в своей работе то, что видел сам и чувствовал, поэтому повесть содержит четкие описания событий войны.

Благодаря этому читателю удается погрузиться в атмосферу тех самых страшных сороковых годов.

Совет

Я прочувствовала ужас того времени, и поняла, что война не выбирала кого убивать, это были и дети и взрослые, и старые и молодые, у кого-то убили мужа, у кого-то сына или брата.

Несмотря на всю боль происходящего, в конце автор дает понять, что чтобы там ни было, добро все равно победит зло. Эти пять девушек, которые отдали свою жизнь за Родину, навсегда останутся в наших сердцах и будут героями Великой войны.

Темы затронутые произведением А зори здесь тихие

1) Героизм и самоотдача

Казалось бы, еще вчера эти женщины были школьницами, которые спешат на занятия, а сегодня они молодые и храбрые бойцы которые воюют в одной колоне с мужчинами. Но идут они в бой, не из-за принуждения государства или близких, девушки идут туда из-за любви к родине. Как по сей день показывает нам история, эти девушки принесли огромный вклад в победу страны.

2) Женщина на войне

Но самый главный смысл всего произведения Васильева, это ужасающая мировая война, на которой на ровне с мужчинами воюют женщины. Они не поддерживают солдат сзади, не лечат и не кормят, а держат в руках ружье и идут в атаку.

У каждой из женщин есть своя семья, свои мечты и цели на жизнь, но у многих из них будущее оборвется на поле битвы.

Как говорит главный герой, самое страшно на войне не то что погибают мужчины, а что умирают женщины, и после умирает и вся страна.

3) Подвиг непрофессионала

Ни одна из этих женщин, которая вступила на тропу войны, не проходила постоянные годовые курсы. Они не служили подолгу в армии и не умеют досконально владеть оружием.

Они все непрофессиональные бойцы, а обычные советские женщины, которые могли стать женами и матерями, но, несмотря на это стали настоящими бойцами.

Даже не важна их некомпетентность, они сражаются на ровне и приносят огромный вклад в истории.

4) Мужество и честь

Несмотря на то что, каждая женщина во время войны принесла огромный клад в победе, есть и те которые выделились больше всего.

Например, можно вспомнить героиню из книги, под именем Женя Комелькова, которая позабыв о своем будущем, мечтах и целях, ценной своей жизни, спасла своих товарищей, переманив на себе фашистов.

Казалось бы, даже не каждый мужчина отважился бы на такой поступок, но это юная девушка вопреки всему, рискнула и смогла помочь своим сослуживцам. Даже после того как женщина получила серьезное ранение, она не жалела об этом поступке и хотела лишь своей родине победу.

5) Уважение к Родине

Один из героев Восков, после всех военных действий, очень долго себя винил и оскорблял, за то, что не смог уберечь и спасти слабый пол, который отдавал на поле битвы свои жизни. Мужчина боялся, что из-за смерти солдат, на бунт встанут их отцы, мужья, а главное дети, которые начнут обвинять Воского в том, что он не смог уберечь их женщин.

Солдат не верил, что какой-то Беломорканал стоит стольких ушедших душ. Но в один момент, одна из женщин Рита, сказала, чтобы мужчина перестал самобичеваться, унижать и постоянно раскаиваться в этом, так как война это не место для грусти и сожаления. Все эти женщины боролись не за обычные дороги или опустевшие здания, они боролись за свою родину и за свободу целой нации.

Читайте также:  Мог ли ссср выиграть войну без войск нквд?

Именно так автор, передает отважность людей и любовь их к родине.

11 класс, ЕГЭ

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/vasilev/po-povesti-a-zori-zdes-tihie-rassuzhdenie

«А зори здесь тихие» — краткое содержание

Повесть «А зори здесь тихие», краткое содержание которой приведено далее в статье, рассказывает о событиях, происходящих во время Великой Отечественной Войны.

Произведение посвящено героическому подвигу зенитчиц, неожиданно оказавшихся в окружении немцев.

О повести «а зори здесь тихие»

Впервые повесть была опубликована в 1969 году, ее одобрил редактор журнала «Юность».

Поводом к написанию произведения стал реальный эпизод военного времени.

Небольшая группа выздоравливающих после ранений солдат из 7 человек воспрепятствовала подрыву немцами Кировской железной дороги.

В результате операции в живых остался лишь один командир, который впоследствии по окончании войны получил медаль «За боевые заслуги».

Эпизод трагический, однако, в реалиях военного времени это событие теряется среди ужасов страшной войны. Тогда автор вспомнил о 300 тысячах женщин, несших фронтовые тяготы наряду с бойцами мужского пола.

И сюжет повести построился на трагических судьбах девушек-зенитчиц, которые погибают в ходе разведывательной операции.

Кто автор книги «А зори здесь тихие»

Произведение написано Борисом Васильевым в повествовательном жанре.

Когда началась Великая Отечественная Война, он едва закончил 9-й класс.

Борис Львович воевал под Смоленском, получил контузию, и потому знал о фронтовой жизни не понаслышке.

Литературным трудом он увлекся в 50-е годы, занимался написанием пьес и сценариев. За прозаические повести писатель взялся лишь спустя 10 лет.

Главные герои повести «А зори здесь тихие»

Далее представлены краткие характеристики и судьбы главных персонажей повести: старшины Васкова и пятерых героинь — зенитчиц.

Васков Федот Евграфыч

Старшина, в командование которого поступили зенитчицы, занимал комендантское положение на 171-м железнодорожном разъезде.

Ему 32 года, но девушки дали ему прозвище «старик» за несговорчивый характер.

До войны был обычным мужиком из деревни, имел 4 класса образования, в 14 лет вынужден был стать единственным кормильцем в семье.

Сын Васкова, которого он отсудил у бывшей жены после развода, умер до начала войны.

Гурвич Соня

Простая стеснительная девушка из большой семьи, родилась и выросла в Минске. Ее отец работал участковым врачом.

До войны она успела проучиться год в МГУ на переводчика, бегло говорила по-немецки. Первой любовью Сони был студент-очкарик, занимавшийся в библиотеке за соседним столом, с которым они робко общались.

Обратите внимание

Когда началась война, в связи с избытком переводчиков на фронте, Соня попала в школу для зенитчиков, а потом в отряд Федота Васкова.

Девушка очень любила стихи, заветной мечтой ее было снова повидать своих многочисленных домочадцев. В ходе разведывательной операции Соню убил немец двумя ударами ножа в грудь.

Бричкина Елизавета

Деревенская девушка, дочь лесника. С 14 лет вынуждена была оставить учебу и ухаживать за неизлечимо больной матерью.

Мечтала поступить в техникум, поэтому после смерти мамы, следуя совету одного из отцовских друзей, собиралась переехать в столицу. Но ее планам не суждено было сбыться, их скорректировала война — Лиза отправилась на фронт.

Хмурый сержант Васков сразу вызвал в девушке большую симпатию. Во время вылазки на разведку Лиза была отправлена через болото за подмогой, но слишком торопилась и утонула. Спустя некоторое время, ее юбку на болоте найдет Васков, тогда он поймет, что остался без подмоги.

Комелькова Евгения

Веселая и красивая рыжеволосая девушка. Немцы расстреляли всех членов ее семьи, беспощадная расправа произошла прямо на Жениных глазах.

Уберегла девушку от гибели ее соседка. Горя желанием отомстить за гибель родных, Женя подалась в зенитчицы.

Привлекательная внешность девушки и задорный характер сделали ее объектом ухаживаний полковника Лужина, поэтому начальство, чтобы прервать роман, перенаправило Женю в женский отряд, так она попала под командование Васкова.

В разведке Женя дважды проявила бесстрашие и героизм. Она спасла своего командира, когда он боролся с немцем. А затем, подставив себя под пули, увела немцев от места, где спрятались старшина и ее раненая подруга Рита.

Четвертак Галина

Очень молодая и восприимчивая девушка, отличалась низким ростом и привычкой сочинять истории и небылицы.

Выросла в детском доме и даже не имела своей фамилии. Из-за ее маленького роста престарелый завхоз, который относился к Гале по-дружески, придумал ей фамилию Четвертак.

До призыва девушка почти успела закончить 3 курса библиотечного техникума. Во время разведывательной операции Галя не смогла справиться со страхом и выскочила из прикрытия, попав под немецкие пули.

Осянина Маргарита

Старшее лицо по взводу, Рита отличалась серьезностью, была весьма сдержана и редко улыбалась. В девичестве она носила фамилию Муштакова.

В самом начале войны погиб ее муж, лейтенант Осянин. Желая отомстить за гибель родного человека, Рита отправилась на фронт.

Важно

Своего единственного сына Альберта она отдала на воспитание матери. Гибель Риты стала последней из пятерых девушек в разведке. Она застрелилась, понимая, что смертельно ранена и является непосильной обузой для своего командира Васкова.

Перед смертью она просила старшину позаботиться об Альберте. И тот сдержал данное обещание.

Другие персонажи «А зори здесь тихие»

Кирьянова

Была старшим боевым товарищем Риты, промкомвзвода. До службы на границе участвовала в Финской войне. Кирьянова вместе с Ритой, Женей Комельковой и Галей Четвертак были перенаправлены на 171-й разъезд.

Зная о тайных вылазках Риты к своему сыну и матери во время службы у Васкова, она не выдала давнюю сослуживицу, заступившись за нее в то утро, когда девушка встретила немцев в лесу.

Краткий пересказ повести «А зори здесь тихие»

События повествования приведены в сильном сокращении. Диалоги и описательные моменты опущены.

Глава 1

Действие происходило в тылу. На недействующем железнодорожном разъезде под номером 171 осталось всего несколько уцелевших домов. Бомбежек уже не было, но для предосторожности командованием были здесь оставлены зенитные установки.

По сравнению с другими частями фронта, на разъезде был курорт, солдаты злоупотребляли спиртным и заигрывали с местными жительницами.

Еженедельные рапорты коменданта разъезда старшины Васкова Федота Евграфыча на зенитчиков приводили к регулярной смене состава, однако картина снова и снова повторялась. Наконец, проанализировав сложившуюся ситуацию, командование направило под руководство старшины команду девушек-зенитчиц.

Проблем с выпивкой и разгулом у нового состава не было, однако для Федота Евграфыча было непривычным командование женским задиристым и обученным составом, так как сам он имел всего 4 класса образования.

Глава 2

Гибель мужа сделала Маргариту Осянину суровым и замкнутым в себе человеком. С момента утраты любимого, в ее сердце горело желание отомстить, потому она осталась служить на границе близ тех мест, где погиб Осянин.

На замену погибшей подносчице прислали Комелькову Евгению – озорную рыжую красавицу. Она тоже пострадала от фашистов – ей своими глазами пришлось видеть расстрел немцами всех членов семьи. Две непохожих девушки подружились и сердце Риты стало оттаивать от пережитого горя, благодаря веселому и открытому нраву Жени.

Две девушки приняли в свой кружок стеснительную Галю Четвертак. Когда Рита узнает о том, что можно перевестись на 171-й разъезд, она сразу соглашается, так как совсем рядом живут ее сын и мать.

Совет

Все трое зенитчиц поступают под командование Васкова и Рита с помощью своих подруг предпринимает регулярные ночные вылазки к родным.

Глава 3

Возвращаясь под утро после одной из своих тайных вылазок, Рита столкнулась в лесу с двумя немецкими солдатами. Они были вооружены и несли в мешках что-то тяжелое.

Рита немедленно сообщила об этом Васкову, который догадался, что это диверсанты, целью которых является подрыв стратегически важного железнодорожного узла.

Старшина предал важную информацию командованию по телефону и получил приказ прочесать лес. Он решил пройти к озеру Вопь коротким путем наперерез немцам.

На разведку Федот Евграфыч взял с собой пятерых девушек во главе с Ритой. Это были Бричкина Елизавета, Комелькова Евгения, Галина Четвертак и Соня Гурвич в качестве переводчика.

Перед отправкой бойцов пришлось научить правильно обуваться, чтобы не стереть ноги, а также заставить вычистить винтовки. Условным сигналом опасности было кряканье селезня.

Глава 4

Кратчайший путь к лесному озеру шел через топкое болото. Почти полдня команде пришлось идти по пояс в холодной болотной жиже. Галя Четвертак потеряла сапог и портянку, и часть пути по болоту ей пришлось идти с босой ногой.

Добравшись до берега, вся команда смогла отдохнуть, выстирать грязные вещи и перекусить. Для продолжения похода Васков смастерил для Гали чуню из бересты. До нужной точки добрались только к вечеру, здесь нужно было устроить засаду.

Глава 5

Обратите внимание

Планируя встречу с двумя фашистскими солдатами, Васков сильно не беспокоился и надеялся, что захватить их в плен удастся с передовой позиции, которую он разместил среди камней. Однако, при непредвиденном случае, старшина предусмотрел возможность отступления.

Ночь прошла спокойно, только боец Четвертак сильно заболела, шагая босиком по болоту. На утро немцы потянулись к Синюхиной гряде между озерами, вражеский отряд состоял из шестнадцати человек.

Глава 6

Поняв, что просчитался, и что большой немецкий отряд ему не остановить, Васков отправил Елизавету Бричкину за подмогой. Он выбрал именно Лизу потому, что она выросла на природе и очень хорошо ориентировалась в лесу.

Чтобы задержать фашистов, команда решила изобразить шумную деятельность лесорубов. Они разожгли костры, Васков подрубил деревья, девушки аукались и весело перекликались. Когда немецкий отряд был в 10 метрах от них, Женька выбежала прямо к реке, чтобы, купаясь, отвлечь внимание вражеских разведчиков.

Их план сработал, немцы пошли в обход, и команде удалось выиграть целые сутки времени.

Глава 7

Лиза очень спешила за подмогой. Не выполнив указания старшины о перевале на островке посередине болота, она, уставшая и замерзшая, продолжила путь.

Почти дойдя до конца болота, Лиза задумалась и сильно испугалась большого пузыря, вспучившегося прямо перед ней в мертвой тишине топи.

Инстинктивно девушка рванулась в сторону и потеряла опору под ногами. Шест, на который пыталась опереться Лиза, сломался. Последнее, что она увидела перед смертью – это лучи всходившего солнца.

Глава 8

Важно

Старшина точно не знал о траектории движения немцев, потому решил отправиться на разведку вместе с Ритой. Они обнаружили привал, 12 фашистов отдыхали возле костра и сушили белье. Где были другие четверо, установить не удалось.

Васков принимает решение о смене места дислокации, а потому направляет Риту за девушками и заодно просит принести его именной кисет. Но в суматохе кисет забыли на старом месте, и Соня Гурвич, не дождавшись разрешения командира, побежала за дорогой вещью.

Через короткое время старшина услышал едва различимый крик. Как бывалый боец, он догадался, что этот крик означает. Вместе с Женей они отправились по направлению звука и нашли тело Сони, убитой двумя ударами ножа в грудь.

Глава 9

Оставив Соню, старшина с Женей оправились в погоню за фашистами, чтобы они не успели донести о происшествии своим. Ярость помогает старшине четко продумать план действий.

Одного из немцев Васков убил быстро, справиться со вторым ему помогла Женя, оглушив фрица прикладом по голове. Эта была первая рукопашная схватка для девушки, которую она очень тяжело перенесла.

В кармане одного из фрицев Васков нашел свой кисет. Вся команда зенитчиц во главе со старшиной собралась возле Сони. Тело сослуживицы достойно похоронили.

Глава 10

Пробираясь сквозь лес, команда Васкова неожиданно напоролась на немцев. В доли секунды старшина выбросил вперед гранату, затрещали пулеметные очереди. Не зная сил противника, фашисты приняли решение отступать.

Во время короткого боя Галя Четвертак не смогла перебороть страх и не участвовала в стрельбе. За такое поведение девушки хотели осудить ее на комсомольском собрании, однако, командир заступился за растерявшуюся зенитчицу.

Совет

Несмотря на сильную усталость, недоумевая о причинах задержки подмоги, старшина отправляется на разведку, взяв с собой Галину в воспитательных целях.

Глава 11

Галя была очень сильно испугана происходившими реальными событиями. Фантазерка и сочинительница, она часто погружалась в вымышленный мир, а потому картина реальной войны выбила ее из колеи.

Васков и Четвертак вскоре обнаружили два тела немецких солдат. По всем признакам, раненые в перестрелке бойцы были добиты своими же товарищами. Недалеко от этого места продолжали разведку оставшиеся 12 фрицев, двое из которых подошли уже совсем близко к Федоту и Гале.

Старшина надежно спрятал Галину за кустами и сам укрылся в камнях, однако девушка не справилась со своими чувствами и с криком выскочила из укрытия прямо под автоматную очередь немцев. Васков стал уводить немцев от оставшихся своих бойцов и добежал до болота, на котором и укрылся.

В ходе погони он был ранен в руку. Когда рассвело, старшина разглядел вдали Лизину юбку, тогда он понял, что теперь не может рассчитывать на подмогу.

Глава 12

Находясь под гнетом тяжелых мыслей, старшина отправился на поиски немцев. Пытаясь понять ход мыслей противника и исследуя следы, он набрел на Легонтов скит. Из укрытия он наблюдал, как группа фашистов из 12 человек прятали в старой избе взрывчатку.

Для охраны диверсанты оставили двоих солдат, один из которых был ранен. Васкову удалось обезвредить здорового охранника и завладеть его оружием.

Старшина с Ритой и Женей встретились на берегу реки, в том месте, где они изображали лесорубов. Пройдя через страшные испытания, они начали относиться друг к другу по-братски. После привала они стали готовиться к последнему бою.

Глава 13

Обратите внимание

Команда Васкова держала оборону берега так, как будто за ними была вся Родина-Мать. Но силы были неравны, и немцам все-таки удалось переправиться на их берег. Риту тяжело ранило при взрыве гранаты.

Чтобы спасти старшину и раненую подругу, Женя, отстреливаясь, убегала все дальше в лес, уводя за собой диверсантов. Девушку ранило в бок слепым выстрелом врага, но она даже не подумала, чтобы спрятаться и переждать.

Уже лежа в траве, Женя палила до тех пор, пока немцы не застрелили ее в упор.

Глава 14

Федот Евграфыч, перебинтовав Риту и завалив ее еловыми лапами, хотел отправиться на поиски Жени и вещей. Для спокойствия он решил оставить ей наган с двумя патронами.

Рита понимала, что смертельно ранена, она боялась лишь того, что ее сын останется сиротой. Поэтому попросила старшину позаботиться об Альберте, рассказав, что именно от него и от своей матери она возвращалась в то утро, когда столкнулась с немецкими солдатами.

Васков дал такое обещание, но не успел отойти от Риты на несколько шагов, как девушка выстрелила себе в висок.

Старшина похоронил Риту, а затем нашел и похоронил Женю. Раненая рука сильно ныла, все тело горело от боли и напряжения, но Васков решил отправиться в скит, чтобы убить хотя бы еще одного немца. Ему удалось нейтрализовать часового, в скиту спали пятеро фрицев, одного из которых он пристрелил сразу.

Заставив их связать друг друга, едва живой, он повел их в плен. Только тогда, когда Васков увидел русских солдат, он позволил себе потерять сознание.

Эпилог

Спустя некоторое время после войны, в письме своему товарищу, один турист описывает удивительные тихие места в районе двух озер. В тексте он также упоминает одного старика без руки, который приезжал сюда вместе с сыном Альбертом Федотычем, капитаном-ракетчиком.

Впоследствии этот турист вместе со своими новыми товарищами установили мраморную плиту с именами на могиле девушек-зенитчиц.

Заключение

Пронзительная повесть о женском героизме во времена Великой Отечественной Войны оставляет в сердцах неизгладимый след. Автор неоднократно подчеркивает в своем повествовании о противоестественности участия женщин в военных действиях по своей природе, и вина в этом лежит на том, кто развязал войну.

В 1972 году режиссер Станислав Ростоцкий снял по повести фильм. Он посвятил его той медсестре, которая унесла его с поля боя, избавив его от неминуемой смерти.

Источник: https://1001student.ru/literatura/a-zori-zdes-tihie-povest.html

Ссылка на основную публикацию