Как тур хейердал заставил поверить в удивительные плавания древних мореходов?

Тур Хейердал

Он смог наглядно доказать: далекие предки сегодняшнего человека не были примитивными существами. Они были замечательными проекторами и конструкторами, путешествовали и пересекали моря, океаны, континенты, благодаря чему взаимодействовали между собой.

Юный исследователь-зоолог

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года в небольшом норвежском городке Ларвик. Его родители были достаточно зажиточными и уважаемыми людьми в городе — отец владел пивоварней, а мать была сотрудником антропологического музея.

И хоть в семье было семеро детей, каждому из них доставалось достаточно внимания родителей и их заботы.

Так, мать Тура занималась его образованием, и уже в юном детском возрасте парень был знаком с антропологической теорией Дарвина, а отец организовывал поездки в Европу.

Обратите внимание

Среди многочисленных детских увлечений Тура была любовь к природе. Будучи ребенком, он даже пытался организовать собственный музей на дому. Достоверно неизвестно, из каких экспонатов состояла его экспозиция, но ее «изюминкой» было чучело гадюки, которое с гордостью демонстрировалось частым гостям в доме Хейердалов в рамках небольшой экскурсии.

Исследование флоры и фауны нашей планеты чуть не закончилось для Тура фатально — однажды он чуть не утонул в речке, а, спасшись, на все детство приобрел страх воды. Юный Хейердал даже представить не мог, что в историю человечества он войдет благодаря своим плаваньям в открытом океане на плоту!

Когда в 1933 году 19-летний Тур поступил в университет Осло, для того чтобы постигать знания из области географии и зоологии, будущий ученый встретился с выдающимся путешественником Бьерном Крепелином.

Эта встреча сыграла важную роль в жизни Хейердала: Бьерн познакомил юного студента со своей коллекцией предметов с острова Таити и многочисленными книгами об истории народов Полинезии.

Тур был поражен полученными знаниями, в нем зародилось желание еще глубже постичь культуру малоизвестных народов. Это предопределило его будущее.

Райский остров Фату-Хива

После завершения обучения в жизни Тура Хейердала происходит два невероятно важных события: молодой ученый наконец-то женился на любимой женщине Лив Кушерон-Торп, в которую был влюблен с начала обучения, а также он оставляет родные края для важного научного исследования и едет на острова Полинезии. Жена отправилась с Хейердалом, и эта командировка стала настоящим свадебным путешествием для влюбленной парочки.

Целью Тура было исследование причин возникновения некоторых видов животных на удаленных островах Полинезии. Для этого научный деятель вместе со своей супругой пересек Атлантический океан, Панамский канал и отправился на Таити.

Здесь супруги провели месяц, живя в хижине местного вождя, который познакомил прибывших с бытом и культурой племени.

Важно

Увлеченные дикой нетронутой природой и необычной культурой, которую стремились изучить, чета Хейердалов отправилась на изолированный остров Фату-Хива.

Жизнь, лишенная благ современности, не отягощенная шумом города, очень пришлась по душе Туру и Лив.

Молодожены жили подобно Адаму и Еве в полной гармонии с природой, радуясь ее дарам и не вспоминая о том, что где-то существует другая жизнь — все вокруг казалось полноценным и естественным.

На протяжении целого года Хейердал с супругой жили на райском острове, но вскоре размеренной и тихой жизни пришел конец: Тур заболел и ему требовалась помощь квалифицированного врача, а Лив была беременна. После незабываемого отдыха Хейердалы вернулись в цивилизацию.

Война, вторгшаяся в планы ученого

Вернувшись в Норвегию, Тур стал отцом и издал книгу о своем путешествии под названием «В поисках рая». Год, проведенный на островах Полинезии, в корне изменил взгляды ученного на науку в целом. Его желание изучать животных было вытеснено желанием изучать людей и их историю: в голове у Тура сформировался ряд теорий, и он желал подтвердить их научными фактами. 

Так, исследователь предположил, что древние инки каким-то образом переплыли океан и заселили острова Полинезии. Чтобы обосновать эту гипотезу, Хейердал отправился в Канаду, но никаких фактов, доказывающих его предположение, найти не удалось.

Планы антрополога нарушила Вторая мировая война, во время которой Тур не собирался отсиживаться — как настоящий мужчина и патриот он отправился на фронт. За непростые военные годы Хейердал успел попутешествовать, поучаствовать в битвах и получить звание лейтенанта. А по окончании войны у исследователя появился детальный план научного эксперимента, который доказал бы правоту его теории.

Путешествие на «Кон-Тики»

Тур Хейердал решает соорудить плот по рисункам древних инков и на нем пересечь океан.

Научное сообщество смеялось ученому в лицо, доказывая невозможность затеи, но отчаянный антрополог был полностью уверен в успехе эксперимента.

Тур, вместе с другими пятью путешественниками и ученными, прибыл в Перу, где по старым схемам, рисункам и на основе многих легенд и рассказов отважные исследователи сооружают плот из бальсового дерева.

Названный в честь бога солнца плот «Кон-Тики» перетерпел все превратности длительного путешествия в 8000 км причалил к острову Туамоту, преодолев Тихий океан. 101 день путешествия был полон открытий и невероятных приключений, а сплоченный коллектив ученных доказал, что человек может не только выжить в условиях полного дискомфорта, но и найти взаимопонимание и дружбу.

Вернувшись домой Тур Хейердал пишет книгу «Кон-Тики», которая имела невероятный успех во всем мире, а документальный фильм, который ученый снимал во время плаванья, в 1952 году получил премию «Оскар». Но главным достижением экспедиции были не признание и слава, а доказательство возможности трансатлантических переправ древних инков.

Провал «Ра» и триумф «Ра II»

На этом исследования Хейердала не закончились. Антрополог решается на аналогичное путешествие для того, чтобы установить, могли ли жители Древнего Египта путешествовать через океан на своих судах. Для этого ученый с командой единомышленников сооружает судно из папируса под названием «Ра», но лодка не оправдала доверия своего создателя и посреди путешествия разломилась на две части.

Тур Хейердал не отчаялся такому провалу и, учтя конструкторские ошибки, соорудил лодку «Ра II», которая с успехом переплыла Атлантический океан и причалила к берегу Барбадоса. Впечатления от путешествия и свои открытия исследователь описал в книге «Экспедиция на «Ра»».

Исследователи проделали огромную работу и кроме оправдания теории Хейердала, собрали образцы загрязнений в океане, после чего предоставили их ООН, а также доказали, что даже люди разной национальности, убеждений и религиозных взглядов могут мирно существовать на небольшом клочке суши, если их объединяет общая цель.

До самой глубокой старости великий исследователь Тур Хейердал не оставлял научной деятельности и сделал множество открытий, но всеобщую известность ему принесли именно его плаванья.

Целеустремленный и увлеченный, он не знал покоя ни в исследовательской деятельности, ни в личной жизни: он имел пятерых детей и трижды был женат.

Сделав колоссальный вклад в развитие научной мысли и войдя в историю как самый выдающийся норвежец ХХ века, Тур Хейердал умер в окружении родных ему людей, в возрасте 87 лет, от тяжелого заболевания — опухоли головного мозга.

Источник: http://proboating.ru/articles/people-and-sea/thor-heyerdahl/

10 самых безрассудных морских путешествий, совершённых за последние годы

Если пересечение океана на лодке кажется вам сомнительным и весьма рискованным предприятием, то, вероятно, вы несколько более разумный человек, чем десять капитанов из нашей подборки — они совершили морские кругосветные путешествия и оказывались в самых опасных для жизни условиях.

1. Таити Нуи I (1956)

В 1947-м году Тур Хейердал начал изучать теорию человеческой миграции и решил проверить её на себе: его самым известным путешествием была экспедиция «Кон-Тики», в которой он переплыл через Тихий океан на плоту по образу и подобию древних полинезийцев, чтобы доказать, что это возможно.

Но французский мореплаватель Эрик де Бишоп был не слишком высокого мнения относительно идей Тура Хейердала и не согласен с тем, что перуанцы пересекли Тихий океан и поселились в Полинезии. Вместо этого де Бишоп верил в крупную полинезийскую цивилизацию, существовавшую за тысячи лет до Рождества Христова и простиравшуюся на восток до Чили.

Эрик де Бишоп

Так что де Бишоп построил лодку из бамбука, намереваясь пересечь Тихий океан и доказать свою теорию: для достижения своей цели он сначала отплыл к югу от 40-й параллели, более известной как «ревущая сороковая» из-за почти постоянно бушующих в этом регионе ураганных ветров. Эксперты деликатно охарактеризовали этот маршрут как «самоубийственный», но к всеобщему удивлению, лодка пережила жестокие штормы южных морей и хорошо показала себя в суровых условиях.

На полпути к Южной Америке экипаж де Бишопа заметил, что их плот буквально распадается на части из-за заражения моллюсками под названием teredos. На 199-й день путешествия плот начал тонуть, и де Бишоп, наконец, использовал рацию для спасения — это произошло в 240-ка км от побережья Южной Америки.

2. Семь сестричек (1954)

В отличие от де Бишопа, у Уильяма Уиллиса не было никаких сложных академических теорий — он просто хотел проверить свой 61-летний организм на море. Он планировал проплыть на плоту из пробкового дерева в одиночку от Перу до Американского Самоа, но почти в самом начале путешествия столкнулся с ужасной неудачей.

Уильям Уиллис

Вся пресная вода, которую Уиллис взял с собой, оказалась загрязнена, а ему предстояло проплыть ещё 10,8 тыс км через Тихий океан — Уиллис выжил на дождевой воде, сырой муке, сгущённом молоке и маленьких чашках морской воды.

Во время одного особенно неприятного шторма большая волна вынесла на его плот «Семь сестричек» 2,7-метровую акулу.

Уиллис боролся с акулой и в конечном итоге забросил её обратно в океан, но та разорвала артерию на его предплечье, которую моряк каким-то образом ухитрился зашить прямо на себе.

Но ничто не могло сравниться (по крайней мере, для Уиллиса) со страхом потерять своего кота-спутника: именно поэтому каждый раз, когда бурное море выбрасывало кота за борт, седой старый моряк бросался за ним и боролся с Тихим океаном, чтобы спасти своего друга.

Чудом Уиллис, его кот и плот размером с гостиную достигли Американского Самоа в прекрасном состоянии: они проплыли на 3,2 тыс км больше, чем Тур Хейердал. На бис, в возрасте 70-ти лет, Уиллис отплыл на плоту из Южной Америки в Австралию и сумел в этот раз проплыть 17,7 тыс км.

3. Ра II (1970)

«Кон-Тики» было не единственным путешествием Тура Хейердала: после пересечения Тихого океана для проверки своей перуанской теории миграции норвежец нацелился на Атлантический океан для проверки, возможно, еще более древних морских традиций.

Есть мнение, что древнеегипетские суда из папируса были приспособлены только для путешествий по рекам, потому что в бурном море такое хрупкое судно непременно погибло бы. Тур доказал, что эта критика была справедливой, совершив первое путешествие «Ра I» из Африки в Америку — всё закончилось тем, что лодка набрала воды и развалилась.

Но Хейердала и его команду это не остановило: они построили вторую лодку из папируса, на этот раз с участием боливийских кораблестроителей, которые делают подобные лодки для плавания по озеру Титикака.

На «Ра II» Хейердал успешно проплыл от Марокко до Барбадоса (6450 км) за 57 дней: путешествие особенно впечатляет, если учесть, что корабль продержался вчетверо дольше, чем предполагали учёные.

4. Акали (1973)

Сантьяго Хеновес

«11 незнакомцев, выживших вместе на плоту» — возможно, вы слышали об этом эксперименте Сантьяго Хеновеса. Он работал с экспедициями Тура Хейердала, и его посетила идея, что маленький плот станет идеальным полигоном для изучения поведения человека — субъекты исследования не могут скрыть своё поведение на клочке суши площадью 12×7 м.

Хеновес, будучи в большей степени антропологом, чем моряком, отобрал пять мужчин и шесть женщин — добровольцев из разных культур: им предстояло совершить 101-дневное путешествие с Канарских островов в Мексику. Хеновес составил анкету из 8 тыс вопросов и ответов на основании опыта субъектов своего исследования.

Члены экспедиции «Акали» пережили невероятные трудности — попытку самоубийства, серьезные заболевания, ураганы и нападения акул: неудивительно, что молодые волонтёры за это путешествие стали бронзовыми от загара и значительно улучшили свою физическую форму. Кроме того, добровольцы свели на нет скуку во время путешествия за счёт различных сексуальных оргий, заключая между собой договорённости относительно своих действий сексуального характера.

5. Экскалибур (1981)

Кертис и Кэтлин Сэвилл любили риск, поэтому решили совершить путешествие на гребной лодке через Атлантический океан.

Читайте также:  Сша: mcdonald’s или starbucks?

Сэвиллы отправились в Марокко, однако столкнулись с бурей, заставившей их проплыть через зону боевых действий у берегов Испанской Сахары.

Но как только Сэвиллы добрались до открытого океана, небольшой размер «Экскалибура» позволил им с лёгкостью собирать образцы маленькой океанической жизни.

Совет

В длину «Экскалибур» был всего 7,6 м, ввиду чего морская вода легко попадала на палубу, и это дало паре возможность увидеть множество светящихся крохотных существ: супруги описали гораздо больше экземпляров такого типа, чем могли описать исследователи того времени, остававшиеся на суше.

Сэвиллы благополучно прибыли в Антигуа через 83 дня почти постоянной гребли.

6. Финикия (2007)

В 600-м году до н. э. греческий историк Геродот писал о группе финикийцев (Финикия — область на территории современных Сирии и Ливана), которые проплыли вокруг Африки за три года.

С тех пор учёные спорят о возможности такой поездки, используя в качестве аргумента то, что путешествия вокруг Африки не предпринимались до 1488-го года.

Источник сомнений прост: для того, чтобы сдвинуться хотя бы на шаг, всем финикийским галеям требовался ветер, постоянно наполнявший паруса в течение всего путешествия.

В 2007-м году Филипп Бил, авантюрист, историк и антрополог, решил подтвердить рассказ Геродота: Бил использовал аналогичный финикийскому корабль, построенный по образцу потерпевшей крушение финикийской галеи.

Единственным современным приспособлением на борту стал крошечный двигатель для того, чтобы избежать буксировки из гавани, в остальном же Бил получил корабль, который плавал так же, как его древний предшественник — плохо: без идеально благоприятных ветров корабль просто дрейфовал в открытом океане.

Проблем оказалось много: пытаясь управлять кораблем, Бил сломал девять рулей, а однажды штормы разорвали парус судна надвое — экипаж из 11-ти человек в полном составе выпрыгнул из набирающего воду судна, чтобы-то осталось на плаву. А поскольку Бил не оснастил корабль ничем вроде современной лебёдки или шкивы, экипаж чинил рей и ставил парус заново вручную.

Два года спустя, оставив за спиной более 27 тыс км, Билу и его экипажу удалось завершить свою поездку, проплыв через кишащий пиратами Аденский залив и едва избежав современного аналога цинги, которая, вероятно, была бичом в том древнем финикийском путешествии.

7. Пробковый плот (2002)

Джону Поллаку пришла в голову абсурдная идея: бывший составитель речей президента Клинтона решил построить лодку из винных пробок — из 165 321 отдельной винной пробки, если быть точными.

Потребовалось два года планирования, тестирования и труда, но он, наконец, скрепил тысячи пробок с помощью гениальной системы.

Каков же результат? Получился баркас вроде судна древних викингов, и, хотя лодка выглядела довольно симпатично, она была почти неуправляемой — это сделало путешествие пробкового плота через Португалию сложным и незабываемым. Интересно, что Португалия является крупнейшим поставщиком пробки в мире.

Поллак и несколько добровольцев провели более двух недель, гребя вниз по реке Дор к морю: с помощью случайно проходящего мимо буксира команда смогла преодолеть повороты на реке, и пробковый плот завершил своё путешествие почти целым.

8. Каноэ Старкеллов (1980–1982)

Дон Старкелл утверждал, что сможет преодолеть на гребной лодке больше километров, чем любой другой человек, и мы склонны ему верить: за одну поездку Старкелл добавил 19 999 к остальным своим километрам. Старкелл и двое его сыновей вынесли свой 6,4-метровый каноэ из дома в Виннипеге в 1980-м году.

Они проплыли через Красную реку в штате Миссисипи, через Мексиканский залив, Ориноко и, наконец, через Рио-Негро. Два Старкелла плыли в открытом каноэ на протяжении всего пути до устья Амазонки: один из сыновей Старкелла, Джефф, покинул каноэ в Мексике после того, как получил слишком много травм, грозящих ему смертью — на всём пути им встретилось огромное количество препятствий.

Обратите внимание

Дикие животные вроде змей и акул были, конечно, опасны, но в итоге стали наименьшей заботой Дона Старкелла — никарагуанские повстанцы, наркокурьеры и гондурасские грабители доставили гребцам куда больше проблем. 13 стран, 45 пробоин и, по крайней мере, 15 опрокидываний спустя Старкеллы прибыли в устье могучей реки Амазонки.

Но чиновники поверили в душераздирающую историю канадцев с большим трудом: Старкеллы едва смогли собрать необходимые документы, выдержали ряд интервью в Венесуэле и письма от различных посольств, зато их плавание вошло в Книгу рекордов Гиннеса как самое длительное путешествие на каноэ.

9. Лехи IV (1958)

В 1950-х годах антропологические теории о путешествиях через океан на плотах не строил только ленивый: теорий о доколумбовой колонизации Америки было пруд пруди, как и эксцентриков, готовых совершать сомнительные морские предприятия в целях поддержки различных теорий.

Девер Бейкер был одним из таких эксцентриков: после прочтения Книги Мормона (священного текста движения святых последний дней, или мормонов) Бейкер решил доказать, что израильтяне проплыли от Красного моря до Центральной Америки и колонизировали Новый Свет.

Не имея никаких археологических доказательств, Бейкер начал строить плоты, чтобы проверить свои теории. Обратите внимание на число «IV» после слова «Лехи» — первые три лодки Бейкера были неудачными, но с четвёртой попытки Бейкер, наконец, создал деревянную платформу, которой, правда, управлять было практически невозможно.

Несмотря на кучу недоработок в своём судне, Бейкер отплыл из Редондо-Бич на Гавайях. Возникает очевидный вопрос: «Какое это имеет отношение к Израилю и Центральной Америке?» Ответ: никакого.

Бессмысленность этого путешествия не подлежит сомнению, и невероятным везением было то, что путешественнику постоянно благоприятствовали ветры, он не пережил ни одной серьёзной бури, а небольшой экипаж из студентов помог сделать это гавайское путешествие реальностью. Другим основным источником помощи был катер береговой охраны, которая помогла закончить поездку, отбуксировав «Лехи IV» к берегу.

«Лехи IV» не сделал вообще ничего для продвижения антропологических теорий, но, конечно, Бейкер получил славу, когда его жена написала книгу о путешествии от лица собаки, плававшей с ним.

10. Таити-Нуи II–III (1958)

Эрик де Бишоп не сдался после провала с «Таити-Нуи I»: нет, он построил новую лодку из кипариса, которую спустил на воду в Чили, намереваясь доплыть до Полинезии.

На первый взгляд дела у команды из пяти человек шли вполне неплохо: к июню, после двух месяцев путешествия, «Таити-Нуи II» осел всего на 20 см, но к концу июня лодка ушла под воду уже на метр, и экипаж был вынужден укрыться на крыше кабины лодки. Оставалось проплыть ещё 650 км до высадки на Маркизские острова, когда команда обнаружила, что лодку опять облепили моллюски teredos, проделав бесчисленные отверстия в древесине.

Недовольство членов экипажа, некоторые из которых ухитрились покинуть экспедицию, сокращение припасов и лихорадка не пошли де Бишопу на пользу: к августу лодка проделала всего 240 км и едва держалась на плаву, но де Бишоп выздоровел, и у него был план — «Таити-Нуи III».

Важно

Он и оставшиеся с ним люди построили новый плот, поменьше, использовав относительно целые брёвна и бочки с водой: в течение недели экипаж пытался построить новую лодку, при этом стараясь, чтобы старая могла хоть как-то плыть.

Им это удалось: палуба «Таити-Нуи III» была всего 1,5×1,8 м, но жалкое судёнышко, тем не менее, могло плыть, и члены команды отчаянно цеплялись за него, когда его швыряло через бурные морские волны — к берегу, к безопасности.

«Таити-Нуи III» выбросило на островах Кука, но, к сожалению, де Бишоп не пережил столкновения лодки с рифами. Тем не менее, благодаря своей удивительной изобретательности, его команда добралась до земли и, в конце концов, спаслась.

Читайте также «10 современных исследователей, которые совершают невозможное» на Фактруме.

Источник: https://www.publy.ru/post/4928

Тур Хейердал — как страх воды сделал из него великого мореплавателя

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года, в маленьком городке Ларвик, на Юге Норвегии.

Уже в раннем возрасте Тур начал интересоваться зоологией. Любовь к этой науке привила ему мать, работающая в музее антропологии. Все детство Тур Хейердал боялся даже подходить к воде, он дважды чуть не утонул. И кто бы мог подумать, что в недалеком будущем он пересечет два океана.

Тур закончил университет Осло, где изучал географию и зоологию, в декабре 1936 года. Сразу после окончания он женился на своей студенческой подруге Лив Кушерон-Торп, (она изучала там экономику). Можно сказать, что с этого знакомства и началась его история.

Фату-Хива

Сразу после женитьбы, Лив и Тур покинули Осло. Их путешествие началось в Марселе, где выйдя из марсельского порта, они переплыли Атлантический океан, прошли через Панамский канал и по Тихому океану дошли до Таити. .

Они жили у таитянского вождя, где усердно постигали науку выживания в диких, естественных условиях.

Спустя месяц обучения, они переехали на изолированный остров Фату-Хива и провели там целый год, закрепляя новоприобретенные знания.

Фото бухты Фату-Хива

В это же время, вышла первая книга Тура Хейердала «В поисках Рая», но в связи с разразившейся Второй мировой войной книга была полностью забыта. Позднее ее переиздали с новым названием «Фату-Хива».

Знакомство с жизнью Индейцев

Вторая мировая настигла Тура в Канаде. Там он знакомился с жизнью коренных индейцев региона. Его целью был поиск следов морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века.

Но как истинный герой он решил сражаться, в конце концов перебравшись в США, завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии, Хейердала и его товарищей из так называемой «I Group» подготовили к заброске в Норвегию, оккупированную немецкой армией .

После, уже в звании лейтенанта, он отправился на американском лайнере в Мурманск. В конце похода конвой подвергся атаке немецких подводных лодок, которая была отбита с помощью советских кораблей. По прибытии в Киркенес, группа Хейердала должна была поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда с Лондоном.

Прибыв в Лондон они услышали радостную новость — война закончилась.

Рисунки испанских конкистадоров и экспедиция «Кон-Тики»

На очередную экспедицию Тура подтолкнули рисунки конкистадоров. На них были изображены плоты Инков, а также легенды и рассказы. Некоторые позволяли предположить, что между Южной Америкой и Полинезией могла быть торговая связь.

В 1947 году в Перу, появился плот Кон-Тики, который построили Хейердал и еще пятеро путешественников. Он был достаточно маневренным, чтобы переплыть Тихий Океан, хоть и не выглядел особо надежным, сравнительно с прогрессивными металлическими судами.

Тур Хейердал управляется с парусами

Путешествие «Кон-Тики» доказало принципиальную возможность пересечения Тихого океана на плоту. Хейердал погрузился в изучение преданий рапануйцев об их «длинноухих» предках. Изучение острова привело его к выводу, что первыми жителями острова были южноамериканцы, а «менее развитые» полинезийцы прибыли на остров только в середине XVI века.

Совет

Тур Хейердал смог уговорить группу из последних потомков «длинноухих» воспроизвести все этапы изготовления статуй, вытесав их каменными молотками, перемещение толпой готовой 12-тонной статуи к месту установки волоком и установление её на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней и бревен. Таким образом, была экспериментально доказана возможность изготовления и перемещения гигантских статуй (моаи) без применения современной техники.

В 1949 году Хейердал развёлся с первой женой Лив. С ней он прожил в браке 12 лет, она родила ему двоих сыновей — Тура-младшего и Бьёрна. В том же году он женился на Ивонне Дедекам-Симонсен, и в этом браке у них родились три дочери — Анетта, Мариан и Хелен Элизабет.

Первая экспедиция на Галапагосские острова

В 1952 Тур организовал археологическую экспедицию на Галапагосские острова, лежавшие в 965 км к западу от побережья Эквадора. Находки, сделанные в ходе раскопок показали, что острова посещались жителями Южной Америки еще в доколумбовую эпоху. А отсутствие здесь постоянных поселений объясняется наличием питьевой воды только в сезоны дождей.

Ра — реставрация папирусных лодок

Тур Хейердал создал проект по пересечению Атлантического океана на папирусных лодках с целью доказательств того, что древние мореплаватели, в частности египтяне, могли совершать трансатлантические переходы.

Следовательно, согласно его теории, индейцы Мексики и Перу могут быть потомками племён приплывших через Атлантику, а не перешедших через Берингов пролив. Тур Хейердал находил сходства между архитектурой майя, инков и египтян. Колоссальная работа была проделана им.

По прошествии 56 суток и более 5000 км пути «Ра» стал сгибаться из-за конструкционных недостатков, вызванных небольшим расхождением её конструкции с египетской схемой, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена покинуть судно.

Однако, несмотря на неудачу, уверенность Хейердала в правильности его теории лишь возросла, так как папирусная лодка не выдержала лишь несколько дней до конца пути.

Читайте также:  Какие опасности поджидают нас во время грозы и как избежать неприятностей?

Образец лодки РА-II

РА-II

Сразу после «РА», с учетом приобретенного опыта, была построена еще одна лодка мастерами с озера Титикака в Боливии, и так же из Марокко отправилась в плаванье. Лодка достигла Барбадоса, а значит – полный успех. Таким образом Тур доказал, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет.

Тур Хейердал, Тигрис и последние годы

В 1977 году, Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку.

Задачей «Тигрис», так ее звали, было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индийской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты.

Сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1979 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского рога.

Тигрис

Многие теории Хейердала, особенно теория о заселении Полинезии, подвергались критике. Хейердал увязывал создание статуй (моаи) с каменотёсными традициями Тиуанако, а также пытался проследить южноамериканские истоки рапануйских растений (в частности, батата).Но в настоящее время его гипотезы о переселении отвергнуты научным сообществом как псевдоархеологические после анализа ДНК рапануйцев.

Обратите внимание

После долгих лет исследований и путешествий, Хейердал продолжал заниматься многими экспедициями и археологическими проектами. Однако он остался наиболее известен своими морскими путешествиями на реконструированных лодках.

Хейердал на фоне моаи

В 1991 году, 77-летний отец пятерых детей Хейердал в третий раз сочетался браком. Его избранницей стала бывшая Мисс Франции 1954 года Жаклин Бир, которая была моложе мужа на 18 лет.

Много лет проживавший на итальянской Ривьере, Хейердал перебрался с супругой на Тенерифе. За свою жизнь Тур написал 20 книг и был удостоен множества наград и почетных званий от научного сообщества.

 Хейердал умер в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга, в итальянском городке Алассио, окруженный своей семьёй.

На родине ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме открыт музей.

18 января 2011 года в состав ВМС Норвегии вошёл современный фрегат «Thor Heyerdahl» (F312), названный в честь великого путешественника, а фирма flyingbro ориентировалась дизайном своих бафов на морские заметки, в которых Тур Хейердал описывал морской ветер, не щадящий лицо.

В 2012 году была снята приключенческая картина «Кон-Тики», повествующая об одноименной экспедиции Тура Хейердала. А в доме, где Хейердал проживал в молодые годы, был создан небольшой музей.

Дом музей Тура Хейердала

Источник: https://www.flyingbro.com/tur-hejerdal/

Люди из Стали. Часть 8. Тур Хейердал

Сегодняшний выпуск совместного с компанией «Полветра» проекта «Люди из стали» посвящён нашему современнику. Впрочем, не удивляйтесь. Вы наверняка до сих пор думали, что наша планета изучена и измерена вдоль и поперёк, и профессия «первооткрыватель» осталась в истории. Однако и в наши дни можно отыскать белые пятна неизведанных земель, где ещё не бывали люди.

Но речь пойдёт не об этом. Мы расскажем о человеке, который в ХХ веке отважился стать путешественником из прошлого, какими становимся и мы с вами, каждый раз отправляясь в море на «Штандарте». Наш сегодняшний герой — норвежский исследователь, великий путешественник Тур Хейердал.

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали

Весь мир узнал этого светловолосого человека в 1947 году, когда с пятью спутниками Тур отважился пересечь самый грозный из океанов — Тихий — на плоту из брёвен, носящем имя «Кон-Тики».

Экспедиция, продлившаяся 101 день, доказала, что древние люди из Южной Америки могли достигать островов Полинезии и поселяться там, давая начало новым цивилизациям.

Хейердала с юности занимали науки о Земле. Выбрав зоологию и географию для изучения в университете, со временем он заинтересовался этнографией. 23-летний норвежец с молодой женой отправляется на один из островов в Тихом океане — остров Фату-Хива, самый южный из Маркизских.

Важно

Молодые люди из цивилизованной Норвегии, не имея с собой никаких средств, обеспечивающих комфорт европейца, прожили целый год бок о бок с почти первобытными полинезийцами, чтобы почувствовать на собственном опыте всю жизнь в её первозданном смысле. Это был 1937 год.

Жизнь в европейских городах того времени теперь и нам кажется почти первобытной — ведь даже телефон и электричество были не везде. В 2013 году убежать от цивилизации намного сложнее. Тем более ценным может оказаться для нас опыт плавания на «Штандарте».

Но — об этом потом, а сейчас — о неугомонном Туре Хейердале, который, доказав всему миру, что Тихий океан во все времена можно пересекать на плоту, погрузился в дальнейшие исследования прошлого и настоящего.

Хейердал отправляется на остров Пасхи, где делает несколько важных открытий и реконструирует события, происходящие на этом острове в разные времена. Он пишет книги, больше популярные, чем научные, и они становятся бестселлерами, в то время как в научном сообществе теории Хейердала зачастую называют «сумасшедшими».

В 60-е годы Тур обращается к исследованию Южной Америки.

Изучив археологические и ботанические находки в разных уголках Атлантики, норвежец задумывается о том, что в древние времена, до появления инкской цивилизации, мореплаватели из Африки могли пересекать Атлантику и заселять Южную Америку.

Вопреки распространенной теории изоляционизма, утверждающей, что цивилизации на разных материках развивались независимо друг от друга, Тур смело заявляет, что океаны с их ветрами и течениями — это прекрасные дороги, соединяющие народы, и так было во все времена.

В научном сообществе это снова вызывает большие сомнения. Решение появляется незамедлительно — чтобы что-то доказать, надо сделать это самому. Так появляется идея строить «новый древний» корабль и идти на нём через океан, используя попутное Канарское течение.

Хейердал, как и всегда, готовится к задуманной экспедиции основательно. Он изучает барельефы и рисунки Древнего Египта, где изображены лодки из известного каждому школьнику папируса.

Вы знаете, что такое папирус? Когда мы слышим это слово, перед нами возникают образы древних египтян, изображенных на свитках из папируса, вроде древнерусских берестяных грамот.

А теперь представьте, что вы решили отправиться через океан на лодке из бересты или папируса… Для этого нужно большое мужество и сильное намерение. Папирус в действительности — это высокое травянистое растение с толстыми стеблями, обладающими повышенной прочностью и плавучестью.

Совет

Древние египтяне использовали папирус не только для изготовления бумаги, но и строили из него лодки, плели корзины, веревки и даже делали паруса. Знание об этом и использовал при строительстве нового судна Тур Хейердал.

Итак, в 1969 году папирусная лодка построена африканскими мастерами на озере Чад и перевезена в порт Сафи в Марокко, где уже собирается команда смельчаков.

Команда на этот раз была необычной — Тур намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас, национальностей, религий и политических убеждений.

Хейердал был убеждён, что перед лицом опасности все распри между народами будут забыты в пользу сотрудничества и взаимопомощи. Так и произошло.

Лодка была названа по имени древнеегипетского бога Солнца — «Ра». Одним из членов экипажа становится советский учёный и врач — Юрий Александрович Сенкевич.

Являясь исследователем поведения человека в экстремальных условиях — в космосе, в Антарктиде, в условиях изоляции — он прекрасно «вписывается» в команду наравне с итальянским кинооператором, американским штурманом, мексиканским антропологом и другими. Всего 7 человек, которых объединяет неиссякаемая энергия Тура Хейердала.

Именно экспедиции с Туром Хейердалом позже приведут Юрия Сенкевича в дом каждого советского и русского человека. «Добрый день, дорогие товарищи, дорогие любители путешествий»… — каждую неделю в доме тех, у кого был телевизор, раздавались такие слова, произнесённые голосом Сенкевича.

Люди не пропускали ни одного заседания «Клуба путешественников», ведь для большинства людей советского периода это была возможность увидеть мир. Сенкевич лично участвует в экспедициях к Северному полюсу, на Эверест, посещает множество стран, рассказывая об этом соотечественникам.

Обратите внимание

Кроме того, в программу приглашаются выдающиеся исследователи и путешественники — Тим Северин, Бернгард Гржимек, Жак-Ив Кусто, Фёдор Конюхов и другие. И конечно, Тур Хейердал.

В 1989 году выходит программа об экспедиции к берегам Шпицбергена на поморских кораблях — коче и ладье, в которой принимал участие капитан «Штандарта» Владимир Мартусь.

«Клуб путешественников» выходил на «голубые экраны» с 1960 года, с 1973 по 2003 все передачи вёл Юрий Сенкевич.

10 лет назад, 25 сентября 2003, Юрия Александровича не стало. Он ушёл из жизни прямо на рабочем месте, оставшись в памяти человеком, познакомившим нас с планетой. Хейердал и Сенкевич до конца дней оставались близкими друзьями.

В мае 1969 года «Ра» выходит из древнего финикийского порта Сафи, который находится в Марокко, немного южнее Касабланки. За 2 месяца плавания папирусное судно преодолевает 2700 морских миль, подвергаясь штормам, ветрам, а в штилевую погоду несомый течением.

Папирус, вопреки заявлениям ученых, проявляет превосходные плавучие свойства. Однако, к концу путешествия ошибки конструкции привели к тому, что лодка стала разрушаться и погружаться в воду.

Путешественникам пришлось отказаться от продолжения плавания, примерно на расстоянии недели пути от Барбадоса.

Однако Тур Хейердал и его спутники не сдались. Тур, понимая, что египтяне обладают большим опытом в хождении на папирусных судах по спокойной речной воде, обращается к опыту индейцев аймара с озера Титикака в Южной Америке, которые тоже умеют вязать лодки из папируса (и это ещё одно доказательство связи цивилизаций!).

Уже через год, в 1970, интернациональная команда снова собирается в Марокко, чтобы начать ещё одну экспедицию на папирусной лодке под названием «Ра-2». И теперь его ждёт удача.

Несмотря на огромные волны, раскачивавшие и заливавшие 12-метровую лодку, на то, что ни один из путешественников не обладал достаточным опытом работы с парусом, — увлекаемый течением и подгоняемый ветрами «Ра-2» через 57 дней завершил плавание, достигнув острова Барбадос.

Прочитать об обоих путешествиях можно в удивительных книгах Тура Хейердала «Экспедиции на «Ра» и «На «Ра» через Атлантику» Юрия Сенкевича. Часть пути «Ра» и «Ра-II» пройдёт и «Штандарт» на пути от Марокко к Канарским островам.

Тур Хейердал на достигнутом не остановился. После атлантических экспедиций он стоит ещё одну папирусную лодку, «Тигрис», чтобы доказать возможность перемещения в Персидском заливе, и сжигает её в знак протеста против военных действий в том регионе.

Затем он исследует Мальдивские острова, а в 1991 отправляется на Канары, где доказывает, что пирамиды — это не горы камней, а настоящие древние сооружения, ориентированные по звёздам. Мы, оказавшись на Канарских островах в декабре, обязательно увидим эти пирамиды!

Важно

Тур Хейердал скончался в 2002 году, оставив после себя огромное наследие теорий, подтверждённых практикой.

И, если многие ученые до сих пор считают исследования и выводы норвежца «псевдонаучными», то, по крайней мере, мы точно знаем, что есть множество людей во всём мире, которые изучают нашу планету благодаря Туру Хейердалу и его энергии, пробуждающей интерес к науке о Земле и нас — её обитателях.

Хейердала по праву можно назвать первооткрывателем. Он положил начало новой эпохе в истории, географии, этнографии. История на практике. Казалось бы, такое сочетание невозможно без непридуманной пока что машины времени.

Читайте также:  Что такое сила воли и как в себе это воспитать?

Однако, и Тур Хейердал, и все его последователи, ходившие и ныне выходящие в море на разнообразных исторических кораблях, получают именно такую возможность.

Вы тоже можете приобщиться к практической истории, если отправитесь с нами в плавание на «Штандарте»!

«…что мне, казалось бы, до древних мореходов? А вот вспомню о них — и радуюсь, и горжусь, что повторяю их маршрут», — Юрий Сенкевич, «На «Ра» через Атлантику».

Выпуск подготовила Ольга Преображенская, Проект «Штандарт»

Источник: https://www.shtandart.ru/news/news_detail.php?ELEMENT_ID=1764

Топ 10 путешествий Тура Хейердала

Многие любители телевизионной программы «Клуб КиноПутешественников» знают имя
знаменитого норвежского путешественника и антрополога Тура Хейердала. С детских лет Хейердал интересовался зоологией. А повзрослев, он сделал путешествия делом своей жизни. 10 самых знаменитых путешествий Хейердала представлены ниже.

1 Фату-Хива

Это было первое путешествие Хейердала и его жены. События, которые происходили с новобрачными, были описаны в книге «В поисках рая». Книга была опубликована, но в связи с начавшейся Второй мировой войной, оказалась почти забытой.

В последствии, в 1971 году книга была переведена на русский язык и выпущена под названием «В поисках рая. Аку-Аку».

2 Путешествие в Канаду

С целью найти следы морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века, но так и не достигших Полинезии ранее начала второго тысячелетия нашей эры, Тур Хейердал отправился в Канаду, где стал знакомиться с жизнью местных индейцев. Там его застала Вторая мировая война.

Совет

В звании лейтенанта, после окончания английской диверсионной радиошколы направлялся к берегам Норвегии. Цель акции — заброска группы на оккупированную немцами территорию. Во время похода, американский лайнер, на котором плыл Хейердал, был атакован немецкой подводной лодкой. (Спасение пришло в виде советского корабля.

) По прибытию на Киркенес, Хейердал занимался поддержкой радиосвязи отряда с войсками союзников.

3 Путешествие на «Кон-Тики»

После окончания войны, Хейердал вернулся к своим антропологическим изысканиям, и в команде с четырьмя неутомимыми исследователями отправился в Перу. Из древесины самого легкого дерева(бальсы), они построили плот, получивший название «Кон-Тики». Погрузив на него свои припасы, храбрая шестерка направилась к берегам Туамоту, расположенным на расстоянии 8000 км.

А 7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня плавания, они достигли цели. Своим путешествием они доказали возможность существования древних морских путей между Южной Америкой и Полинезией. Книга Т. Хейердала «Кон-Тики» была переведена на 66 языков мира!

4 Экспедиция на остров Пасхи

В 1956 году Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Хейердал вместе с профессиональными археологами, провел на острове несколько месяцев. За это время были проведены исследования, касающиеся каменных «истуканов» Пасхи.

Экспедиция опубликовала три больших тома научных отчётов. Эта экспедиция стала началом исследования «феномена» Пасхи, который продолжается и на сегодняшний день.

В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова.

5 Путешествие на лодке «Ра»

В 1969 была построена лодка из папируса, на которой Хейердал попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой берег Марокко (Африка).

Лодка, была спроектирована по изображениям лодок Древнего Египта, и названная «Ра». Ее создателями были строители с озера Чад, а камыш доставляли из Эфиопии.

Через несколько недель плавания, в связи с техническими проблемами, повлекшими гибелью «Ра», команда вынуждена была эвакуироваться.

6 Путешествие на лодке «Ра-II»

В 1970 году была построена доработанная версия «Ра», которую назвали «Ра-II». В ее строительстве, принимали участие мастера с озера Титикака.

Выйдя из того же порта что и «Ра», лодка успешно достигла Барбадоса, продемонстрировав, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя Канарское течение.

Экипаж «Ра-II» был международным. Нашу страну представлял Юрий Сенкевич.

7 Путешествие на лодке «Тигрис»

В 1977 году была построена ещё одна тростниковая лодка, названная «Тигрис». Целью путешествия было доказательство, что между Индской цивилизацией и Месопотамией могли существовать торговые, а также миграционные контакты.

8 Путешествие на Мальдивские острова

В 1983 году, Туром Хейердалом была организована экспедиция, целью которой было обследование курганов, найденных на Мальдивских островах.

Обратите внимание

Там были обнаружены фундаменты построек, ориентированных на восток, а также скульптуры бородатых мореплавателей с продолговатыми ушными мочками. Это подтвердило теорию о заселении Мальдив выходцами из Шри-Ланки.

Открытия, сделанные Хейердалом, описаны в книге «Мальдивская загадка».

9 Экспедиция на остров Тенерифе

1991 год связан с экспедицией Хейердала на острове Тенерифе, на котором он занимался исследованием пирамид Гуимар. Согласно теории Хейердала, они являются не горами булыжников, а астрономическими пирамидами.

10 Экспедиция в Азов

Последний проект Хейердала подробно описывается в книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого». Тур Хейердал рассказывает про поиски древней цивилизации Асгарда.

Согласно его теории, родиной асов (древних жителей Скандинавии) была территория северного Приазовья и Азербайджан.

Пытаясь доказать свою теорию, основанную на исландских сагах XII и XIII веков, Хейердал начал археологические раскопки у древнего города Танаис на берегу Азовского моря.

Преклонные годы своей жизни Тур Хейердал провел в итальянском городке Алассио, в окружении своей семьи. На родине (в Норвегии) ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме был открыт музей.

Источник: https://dekatop.com/archives/6302

Знаменитые мореплаватели

    Христофор Колумб.

    Это было 500 лет назад. Европейские мореплаватели искали путь в страну сказочных богатств – Индию. Самые отважные из них отправлялись в опасные плавания по неизведанным морям и океанам.

    Летом 1492 года адмирал Колумб отдал команду поднять паруса, и каравеллы «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» отплыли из Испании. Началось знаменитое путешествие через Атлантический океан – «Море Мрака». На семидесятый день плавания с мачты каравеллы «Пинта» раздался крик матроса: «Земля! Вижу землю!» Так была открыта Америка.

    Христофор Колумб не знал, что открыл новую часть света. До конца своей жизни он верил, что доплыл до Индии.

    Фернан Магеллан.

    Первое кругосветное путешествие совершил мореход из Португалии – Фернан Магеллан. Осенью 1519 года испанская флотилия под командованием Магеллана двинулась в путь.

Через Атлантический океан, через пролив в Южной Америке, корабли вышли на просторы Тихого океана.

Четыре месяца, страдая от жажды и голода, плыли путешественники по безбрежным водам Великого океана и, наконец, достигли неизвестных островов.

    Много потерь понесла экспедиция. И среди этих потерь – смерть адмирала Магеллана. На единственном уцелевшем корабле «Виктория» путешественники продолжали плавание. 6 сентября 1522 года, истерзанный бурями, корабль вернулся в Испанию. На его борту было всего семнадцать человек. Так окончилось первое в истории мореплавания кругосветное путешествие.

    Виллем Баренц.

    Голландский мореплаватель Виллем Баренц был одним из первых исследователей Арктики. В 1596 году во время третьего плавания в северных морях, корабль Баренца затёрло льдами у острова Новая Земля. Морякам пришлось покинуть корабль и готовиться к зимовке. Из брёвен  и корабельных досок они построили дом. В этом жилище путешественники провели долгую полярную зиму. Терпели и голод, и холод … Наступило долгожданное лето. Корабль по-прежнему находился в ледовом плену. И мореплаватели решили добираться домой на шлюпках. Случайная встреча с русскими мореходами – поморами спасли голландцев от гибели. Но среди спасённых уже не было Виллема Баренца. Мореплаватель умер на пути к родине, в море, которое потом назовут Баренцевым.

    Витус Беринг.

Важно

    4 июня 1741 года два русских корабля под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова отправились в плавание по Тихому океану. Им было поручено найти морской путь из камчатки в Америку.

    Путешествие было тяжелым. Корабль Чирикова, после многих месяцев скитаний по морю, вернулся на Камчатку. Беринг продолжал плавание один. В июле 1741 года Беринг  достиг берегов Америки. На обратном пути он открыл много островов. Удача радовала капитана. Но на корабле кончилась пресная вода и продовольствие. Болели матросы. Тяжело заболел цингой и сам Беринг. У неизвестного острова в шторм корабль выбросило на берег. На этом острове матросы похоронили командора. Теперь остров носит имя Беринга. Именем знаменитого капитана названо море и пролив между Азией и Америкой,по которым он прошёл.  

    Джеймс Кук.

    Джеймс Кук начал плавать на кораблях еще мальчишкой – юнгой. Прошло время, и Кук стал капитаном корабля. В 1768 году на корабле «Эндевер» капитан Кук вышел в своё первое кругосветное путешествие. На родину – в Англию он вернулся только через три года.

Скоро Джеймс Кук отправился в новое плавание, чтобы найти загадочную «Южную землю». «Южную землю» он так и не нашел, но открыл множество островов в Тихом океане. Корабли Кука плавали под палящим солнцем экватора, и среди льдов полярных морей.

Джеймс Кук был первым, кто трижды совершил путешествие вокруг Земли.

    Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

    Летом 1819 года из Кронштадта в дальнее плавание ушли два шлюпа – «Восток» и «Мирный». Кораблями командовали выдающиеся моряки русского флота Фаддей Беллинсгаузен  и Михаил Лазарев. Преодолев огромное расстояние, русские корабли вошли в холодные антарктические воды. Всё чаще встречались на их пути айсберги. Плавание становилось опасным.

Столкнётся корабль с ледяной горой – не сдобровать. Но отважные капитаны вели корабли к цели. И вот мореплаватели увидели берег. Берег таинственной «Южной земли» — Антарктиды. Шестая часть света была открыта. Это совершили русские моряки. Теперь именами Беллинсгаузена и Лазарева названы моря.

Две советские научные антарктические станции носят названия славных кораблей – «Востока» и «Мирного».

    Н.Н. Миклухо-Маклай.

    В 1871 году корвет «Витязь» доставил на остров Новая Гвинея путешественника Миклухо-Маклая. Здесь ему предстояло прожить долгое время, изучать жизнь обитателей острова – папуасов. Эти темнокожие люди жили, как во времена каменного века. И вот корабль отплыл, а русский путешественник остался на берегу. Враждебно встретили папуасы гостя.

Но Миклухо-Маклай добротой и смелостью завоевал доверие гвинейцев и стал их верным другом. Учёный восхищался их трудолюбием и честностью. Учил папуасов пользоваться инструментами из железа, подарил им семена полезных растений. Миклухо-Маклай не раз приезжал на Новую Гвинею.

Память о великом русском путешественнике до сих пор жива на далёком острове.

    Тур Хейердал.

Совет

    Бывает, и в наше время люди отправляются в путешествия на старинных судах. Такие путешествия совершил норвежский учёный Тур Хейердал.

    В Южной Америке высятся древние пирамиды. Они очень похожи на египетские пирамиды, которые стоят по другую сторону океана. Случайно ли это? Может быть, люди плавали с одного материка на другой ещё 5000 лет назад? Тур Хейердал решил проверить это. Он построил в Египте лодку из травянистого растения – папируса, как строили  в древности, и назвал её – «Ра».

На этом кораблике Хейердал вместе с друзьями переплыл Атлантический океан. Первый раз он пересек половину Тихого океана на плоту «Кон-Тики». Недавно Хейердал совершил ещё одно удивительное путешествие на тростниковом судне «Тигрис». Во всех путешествиях Тура Хейердала принимали участие представители разных стран. Среди них был и русский учёный Юрий Сенкевич.

Источник: http://seatheme.blogspot.com/2012/07/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию