Как снимали драму «амадей»? экранизация мифа

Как снимали оскароносную драму «Амадей» (1984)

— На съемках эпизода фильма «Амадей», где смертельно больной Моцарт надиктовывает Сальери реквием, Том Халс нарочно пропускал строчки, чтобы запутать Ф. Мюррэя Абрахама и создать впечатление, что Сальери не мог полностью понять музыку, которую ему диктуют под запись;

— Несколько профессоров музыки, проанализировав музыкальный и видеоряд фильма «Амадей», подтвердили, что все ноты соответствуют тем клавишам, которые нажимают актеры в кадре. Другими словами, что зритель видит, то он и слышит;

— Съемки «Дона Джованни» проходили на той самой сцене, где опера впервые ставилась;

— Когда картина Милоша Формана победила в ежегодной церемонии вручения премий киноакадемии Оскар, объявлять победителя на сцену вышел сэр Лоуренс Оливье. Открыв конверт, он произнес «Амадей». Проблема в том, что он забыл перечислить всех номинантов;

— Для съемок фильма «Амадей» было построено всего четыре декорации – больничная комната Сальери, квартира Моцарта, лестничная клетка и театр-водевиль. Все остальные декорации были естественными;

— Маленький мальчик, играющий на пианино, которому улыбается Моцарт в эпизоде вечеринки – судя по всему, юный Бетховен;

— Милош Форман настоял на том, чтобы все актеры разговаривали нормально, со своим американским акцентом, дабы исполнители могли сконцентрироваться на актерской игре и проработке своих персонажей;

— Ф. Мюррэй Абрахам для своей роли научился читать ноты и дирижировать;

— Когда Моцарт превосходит Сальери, на ходу модифицируя его марш, написанный в честь императора, в кадре звучит произведение самого Моцарта – отрывок из его оперы «Свадьба Фигаро»;

— В одной из сцен Моцарт называет музыку Глюка «скучной», а также заявляет, что не любит творчество Генделя. На самом деле, оба названных композитора были фаворитами Моцарта;

— Концепция «безумного смеха Моцарта» была построена на письмах двух особ, имевших удовольствие встречаться с ним и сравнивавших его смех со звуком «металла, царапающего стекло».

Впрочем, большего об этих письмах ничего неизвестно, ни кто, когда и кому их писал.

В итоге мы вынуждены принять на веру сомнительные свидетельства, или авторское видение Формана, ибо исторически подтвержденных фактов на сей счет просто не существует;

— Тим Карри и Марк Хэмилл оба пробовались на роль Моцарта. Оба актера в свое время воплощали этот образ на Бродвее;

— В качестве средневековой Вены была использована Прага, родной город Милоша Формана;

— «Амадей» входит в число избранных лауреатов Оскара, не сумевших войти даже в первую пятерку по кассовым сборам;

— Целомудренная, платоническая любовь Антонио Сальери к оперной диве Катарине Кавальери была разрушена, когда он узнал, что певица состоит в плотской связи с Моцартом. В реальности Кавальери спала именно с Сальери;

— Исследуя некоторые аспекты своего образа, актер Том Халс в том числе изучал поведение на корте темпераментного теннисиста Джона МакЭнроя, знаменитого своим вспышками гнева;

— В книге Джона Харкнесса, посвященной церемонии Оскара, написано, что композитор Морис Жар, получивший статуэтку за свою работу над фильмом «Поездка в Индию» (1984), поблагодарил киноакадемию за то, что она не включила в список номинантов саундтрек «Амадея». Жар, разумеется, пошутил, ведь вся музыка в фильме «Амадей» не была оригинальной. Тем временем, саундтрек к фильму занял 56-е место в чарте Billboard, сделав этот классический альбом самым успешным в своем жанре за свою историю существования чарта;

— Весь фильм «Амадей» снимался при естественном свете. Дабы достичь нужного освещения в конкретных сценах, создатели ленты закрывали окна снаружи калькой;

— Вся музыка была записана предварительно и проигрывалась в момент съемки дубля, поэтому Том Халс четыре месяца практиковался игре на фортепиано, чтобы быть убедительным в кадре;

— Эпизод с оперой «Дон Джованни» частично снимался четвертого июля, в праздник Дня Независимости. Во время одного дубля, когда Форман крикнул «Начали!», с потолка неожиданно развернулся американский флаг.

Все 500 человек массовки встали и начали петь гимн США. Тем не менее, среди присутствовавших на площадке нашлось около 30 человек, никоим образом не среагировавших на флаг.

Как потом выяснилось, то были агенты секретной службы Чехословакии;

— В одном из эпизодов по сюжету актриса Элизабет Берридж должна была есть пирожное. Никто не сказал девушке, что между дублями можно было выплевывать взятое в рот, и в итоге она схомячила порядка 15 штук марципановых кусков. Позднее Берридж призналась, что на вкус «пирожные» были отвратительными и вечером того дня ей пришлось действительно плохо;

— Согласно автобиографии Формана, одна из киностудий была согласно спонсировать постановку при условии, что на роль Моцарта будет приглашен Уолтер Мэттау, большой поклонник творчества композитора. Однако режиссер наотрез отказался, понимая, что актер, коему уже стукнуло 60, не сможет перевоплотиться в Моцарта, не дожившего до 35 лет;

— Портрет Леопольда Моцарта, видимый в кадре, хоть и был списан с актера Роя Дотриса, сыгравшего отца Моцарта, на самом деле сильно похож на оригинал, хранимый в Зальцбурге;

— Одна из четырех постановок, сумевшая завоевать как Тони за лучшую пьесу, так и Оскара за лучший фильм. К остальным трем относятся ленты «Моя прекрасная леди» (1964), «Звуки музыки» (1965) и «Человек на все времена» (1966);

— Том Халс и Ф. Мюррэй Абрахам сознательно избегали друг друга на съемочной площадке, подобно тому, как это делали их персонажи в фильме и в реальной жизни;

— Сценарист Питер Шэффер буквально разрыдался, впервые посетив пражскую оперу и зная, что именно здесь некогда выступал сам Моцарт;

— Для исполнения роли постаревшего Сальери актеру Ф. Мюррэю Абрахаму приходилось просиживать в гримерке по четыре с половиной часа;

— Бродвейская пьеса «Амадей» стартовала 17 декабря 1980 года и была показана 1181 раз, главные роли в ней исполнили Иэн МакКеллен и Тим Карри. Эта же пьеса стала основой для фильма, а ее автор Питер Шэффер написал сценарий. Патрик Хайнс тоже участвовал в экранизации, но сыграл другую роль. Для него участие в «Амадее» стало последней работой в кино;

— Изначально на роль Моцарта выбрали Кеннета Брэнну, но затем Форман решил задействовать на главных ролях исключительно американских актеров;

— Неудивительно, что ни одна из крупных голливудских студий не была заинтересована в финансировании трехчасовой биографии классического европейского композитора;

— Помимо Тима Карри на роль Моцарта также пробовались Мел Гибсон, лидер группы Rolling Stones Мик Джагер и Сэм Уотерсон;

— На роль Станци, жены Амадея Моцарта, изначально выбрали актрису Мег Тилли, но она неудачно подвернула ногу, играя в уличный футбол буквально накануне первого съемочного дня.

Источник: http://kinozlodey.ru/2016/05/08/kak-snimali-oskaronosnuyu-dramu-amadej-1984/

Амадей, сюжет

Русское название Амадей
Оригинальное название Amadeus
Жанр Фильм-биографияДрамаМузыкальный фильм
Режиссёр Милош Форман
Продюсер Саул ЗейнцМайкл ХауссманБертил Олссон
Сценарист Питер Шеффер
Актёры Ф. Мюррэй АбрахамТом ХалсЭлизабет Берридж
Оператор Мирослав Ондржичек
Композитор Вольфганг Амадей МоцартАнтонио Сальери
Компания The Saul Zaentz Company
Бюджет $18, 000, 000
Сборы $51 973 029
Страна США
Язык английскийитальянскийнемецкийлатинский
Время 153 мин.180 мин. (режиссёрская версия)
Год 1984
imdb_id 0086879

«Амаде́й» (enAmadeus) — кинофильм, снятый режиссёром Милошем Форманом по мотивам одноимённой пьесы. 8 премий «Оскар», ещё 32 награды и 13 номинаций. Фильм получил рейтинг MPAA — R (дети до 17 лет допускаются к просмотру совместно с родителями).

Пьеса была написана в 1979 году Питером Шеффером, под впечатлением от трагедии Александра Пушкина «Моцарт и Сальери» и одноимённой оперы Николая Римского-Корсакова, которые, в свою очередь, были вольной интерпретацией биографий композиторов Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери.

Сюжет

«Амадей» — трагическая история Антонио Сальери, способного, но не гениального композитора, который предстаёт перед нами в начале, как нежный, добрый и очень религиозный человек, но в конце сходится в яростной схватке с Богом.

Эта история поднимает множество вопросов об отношениях с Господом, о природе гения и ревности.

Ключевая тема фильма — то, почему Создатель даёт людям желание достичь чего-либо (в данном случае — стать блистательным композитором), но не даёт эквивалентных способностей.

Фильм начинается в сумасшедшем доме, куда уже старый Сальери попал после попытки самоубийства. Молодой священник приходит исповедовать его, и Сальери рассказывает ему историю своей жизни, а события фильма переносят нас в Вену тридцатью годами ранее…

История Сальери берёт начало в те времена, когда он был придворным композитором при дворе императора Иосифа II (роль исполняет Джеффри Джонс). Он успешен и популярен, доволен своей жизнью и музыкой. Он благодарен Богу, которому поклялся в вечной верности, за дарованные успех и славу. Он ещё не встречал Моцарта, но наслышан о нём и его музыке.

Читайте также:  9 мая. зачем детям знать про войну?

Сальери заинтригован его популярностью и ищет с ним встречи на одном из приёмов. Но когда он наконец замечает Моцарта, это становится для него потрясением, ведь он видит его ползающим на корточках и грязно флиртующим с Констанц Вебер (впоследствии ставшей женой Моцарта).

Обратите внимание

Сальери шокирован, он не понимает, как столь прекрасная музыка может быть написана этим юным дураком.

Со временем, после ряда болезненных унижений Сальери понимает, что все его труды ничтожны по сравнению с музыкой Моцарта. Он не может понять, за что Бог предал его.

Почему наделил столь великим талантом кощунственного Моцарта, а не его, Сальери? Антонио Сальери, который всю жизнь был набожным католиком не может поверить, что Всевышний выбрал Моцарта, а не его для столь великого дара. Но больше всего Сальери не может понять, почему Господь, до этого благоволивший его стремлению к музыке, затем так жестоко сокрушил его.

Однажды он в отчаянии восклицает: «Всё, чего я когда-либо хотел — это просто петь Господу. Он дал мне желание этого, которое живёт, словно жажда в моём теле, но отказал мне в таланте. Почему?!».

Источник: http://www.cultin.ru/films-amadejj

Фильм Амадей (1984): описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Amadeus

РежиссерМилош ФорманАктерыТом Халс, Ф. Мюррэй Абрахам, Элизабет Берридж, Рой Дотрис, Саймон Кэллоу, ещеЖизнь статусного музыканта Сальери полностью перевернулась, когда он встретил Моцарта. Восхитительный гений играючи нарушает законы, как высшие, так и человеческие. Однако музыка соперника не знает себе равных.

Возмущенный этой несправедливостью, итальянец реализует коварный план. Он методично доводит конкурента до исступления и несчастий. Вершиной коварства становится зловещая мистификация о человеке в черном, который заказывает Реквием.

Будет ли наказан негодяй за свою зависть?ПродюсерыСол Заенц, Майкл Хаусман, Бертил ОлссонАктеры дубляжаВячеслав Баранов, Игорь Ясулович, Ольга Голованова, ещеМонтажМайкл Чандлер, Т.М.

Кристофер, Нена ДаневичОператорМирослав ОндржичекРежиссер дубляжаИрина Кротик-КороткевичСценаристПитер ШэфферХудожникиПатриция Фон Бранденстайн, Карел Черны, Теодор Пиштек, еще

  • На создание фильма режиссера вдохновили «Маленькие трагедии» Александра Пушкина и поставленная на этой основе опера Николая Римского-Корсакова.
  • Съемки венских сцен происходили в Праге.
  • На награждении фильма «Оскаром» Лоуренс Оливье забыл зачитать номинантов, он просто открыл конверт и произнес: «Амадей».
  • Все декорации аутентичны, кроме палаты Сальери, квартиры Моцарта, лестничной клетки и водевильного театра — их пришлось конструировать.
  • Освещение в фильме использовалось только естественное.
  • На роль Моцарта претендовал Мел Гибсон и Мик Джаггер.
  • Странный смех гения выдумка, хотя создатель фильма утверждает, что об этой характерной черте свидетельствуют письма современников.
  • Чтобы выглядеть достоверно, Том Халс играл на фортепиано по четыре часа ежедневно.
  • Профессора музыки гарантируют, что каждая нота в фильме взята правильно.
  • В эпизоде усовершенствования марша Сальери использована композиция из «Женитьбы Фигаро», вся сцена вымышлена.
  • Чтобы сыграть сумасшедшего старика, актеру приходилось проводить в гриме по четыре с половиной часа в день.
  • В реальности итальянец при жизни был популярнее Моцарта, в числе его учеников — Бетховен и Шуберт.
  • Спустя тринадцать лет после премьеры представители Миланской консерватории добились завершения невиданного следствия по делу об убийце Сальери и его предполагаемой жертве, обвиняемый был полностью оправдан — не убивал.
  • Ребенок в фильме, чья игра вызвала улыбку гения, по всей видимости, Бетховен.
  • Исполнительница роли будущей жены Моцарта растерялась: вместо того, чтобы выплевывать сласти, она их съедала с каждым дублем, отчего ей стало плохо.
  • Катарина Кавальери в реальности имела связь с Сальери, но осталась недоступной для конкурента.
  • «Черный человек» появился в жизни гения не зимой, а летом, и он был одет в серое.
  • Реквием заказал граф Франц фон Вальзегг в память об умершей жене.
  • Три мальчика во время обморока Моцарта — важные персонажи в его премьерной опере.
  • В сцене финальной диктовки Халс намеренно путает строки, чтобы его партнер убедительнее отыгрывал смятение.
  • Главный герой пренебрежительно высказывается о Глюке и Генделе, при том что в реальности композитор их очень ценил.
  • У Моцарта был не один, а двое детей из шести выживших.
  • В репетиции оркестра для «Волшебной флейты» Моцарт играет на челесте, но этот инструмент появился позже.
  • Бильярдные шары произвольно меняют положение.
  • На театральных костюмах можно заметить застежки-молнии.
  • Когда священник стоит у двери в палату, спиной к зрителям сидит женщина в красном пиджаке и с современной укладкой.
  • Свечи в канделябре, с которым Моцарт отправляется проведать ребенка, короче, чем когда он пришел в комнату.

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Зимней ночью слуги обнаруживают на ковре окровавленного хозяина. Несостоявшегося самоубийцу спешно отправляют к врачу.

В следующее мгновение открываются виды дома скорби.

В одиночную палату заходит молодой пастор. Он предлагает пациенту исповедаться, но строптивец явно не готов.

Оказывается, сумасшедший старик — знаменитый в прошлом композитор Сальери.

Нехотя, он рассказывает о преступлении.

В сфере влияния итальянского музыканта появляется знаменитый Моцарт. Перед глазами завистника проходит череда унизительных уроков. Он хранит целомудрие, а пришелец — откровенный бабник, Сальери религиозен, а соперник ребячлив. Итальянец уверен, что таланты распределены несправедливо, и решает истребить гения.

Он поощряет слабости конкурента, а когда Моцарт разорен, создает мистификацию о том, что жесткий отец гения восстал из могилы и заказал сыну Реквием. Улучив случай, Сальери записывает музыку под диктовку композитора, чтобы присвоить ее себе. Но план срывается, жертва умирает от переутомления.

Пастор шокирован этой исповедью. Видя его замешательство, горделивый музыкант называет собеседника посредственностью.

Сумасшедшего вывозят в уборную. По пути старик прикидывается папой Римским и благословляет встречных пациентов. Он патетично закрывает глаза, и в этот момент звучит бесшабашный хохоток Моцарта.

Источник: https://www.ivi.ru/watch/100041/description

История жизни Моцарта, рассказанная в фильме «Амадей»

05.07.2014 (23:19)

История жизни Моцарта, рассказанная в фильме «Амадей»

Культовый фильм, хотя многие представители нового поколения его не видели, ведь он вышел на экраны в далёком 1984 году. И чтобы сегодня его посмотреть, нужно этого хотеть, или нужно чтобы кто-то посоветовал вам это сделать. Пусть это буду я.

Ведь наверняка у вас бывали такие вечера, когда что-то хотелось посмотреть, а вы не знали, что бы такое интересненькое посмотреть сегодня вечером? Так вот, есть отличный вариант провести свой вечер в окружении этой замечательной картины из жизни конца 18 века.

Тем более, что в фильме постоянно присутствует музыка великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Да, это правда фильм про Моцарта. Режиссёр фильма – Милош Форман.

Фильм не только художественный, но и биографический — мы с вами знакомимся с жизнью великого гения всех времён и народов! Друзья мои, думаю, вы не сомневаетесь ни на секунду, что Моцарт – великий композитор? Если вы всё ещё находитесь в сомнениях по поводу того, действительно ли он великий композитор, то после картины «Амадей» у вас развеются все сомнения. На сегодняшний день более искренней и пронзительной художественной картины о Моцарте не было снято. Многие считают этот фильм подарком кинематографу на долгие, долгие годы.

Том Халс в роли Моцарта

Важно

Трудно сказать, кто главный герой этого фильма: Моцарт или Сальери. Я думаю, что этот фильм не только о Моцарте и его музыкальном гении. Это и трагическая повесть о несчастном Антонио Сальери, который — с лёгкой шалости А.С. Пушкина в трагедии «Моцарт и Сальери» (1830) — говорит так:

Ремесло Поставил я подножием искусству: Я сделался ремесленник: перстам Придал послушную, сухую беглость

И верность уху.

Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп.

Поверил Я алгеброй гармонию. Тогда уже дерзнул, в науке искушенный,

Предаться неге творческой мечты.

Обратите внимание на фразу: «Звуки умертвив, музыку я разъял как труп…». Я думаю, что эти слова наиболее полно характеризуют пьесу Питера Шеффера, написанную в 1979 году. П.Шеффер как раз был впечатлён трагедией А.С.

Пушкина и оперой Николая Римского-Корсакова, которые вольным образом дают ответ на вопрос при каких обстоятельствах ушёл из жизни Моцарт. Конечно же, нам не известны подробности смерти Моцарта, не сохранилось даже преданий, пусть и существуют некоторые музыковеды, утверждающие обратное.

Когда Питер Шеффер писал свою пьесу, по которой снимался этот фильм, он поставил цель создать более реалистичную историю, максимально приближенную к правде, насколько это вообще возможно.

В интерпретации Шеффера Антонио Сальери, конечно, не отравил Моцарта, но тем, что заказал ему написать реквием, он убил его.

Моцарт не выдерживает этого напряжения: Чёрный Человек, который к нему постоянно приходит и требует реквием, не выходит у него из головы. От переживаний Моцарт заболевает и умирает.

Фарид Мюррей Абрахам в роли Сальери

Но это лишь рассуждения о фабуле. Я убеждён, что когда вы сегодня будете смотреть эту картину, то непременно найдёте в ней что-то своё, то что никто не увидит кроме вас.

Андрей Кабилов

Источник: http://poetree.ru/blog/amadej_1984/2014-07-05-5292

«Амадей» (1984) — смотрите онлайн

Очень долго искал стимул для того чтобы начать слушать классическую музыку. Музыку, с которой все начиналось, музыка с которой связаны самые теплые воспоминания, музыка не для денег, а для души, для эстетического наслаждения и внутреннего катарсиса.

Одной из великих личностей в музыке был австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Его гений был замечен еще в раннем детстве. В четыре он написал свой первый концерт, первую симфонию в семь лет, первую большую оперу в двенадцать.

Прожил он немного лет, но после себя он оставил огромное наследие.

Тайна о его смерти до сих пор покрыта легендами, центральной же является версия, что его убил Антонио Сальери, с которым он был в весьма теплых отношениях.

Но как оказалось, великий классик XIX века написав свою «маленькую» трагедию про Моцарта и Сальери полностью исказил реальную картину, оставив потомкам образ врага и завистника.

Долгое время думали, как быть, а поколения движутся и все больше людей уверены в реальности этой исторической ошибки и приходит Милош Форман, задумавший снять реальное кино об исторических личностях и правдивой истории их взаимоотношений.

Совет

Кино раскрывает перед нами все грани этих двух личностей. Моцарт противопоставлен Сальери: если Сальери — серьезный и уравновешенный человек, находящийся на службе у императора, претерпевший лишения и горе, то Моцарт — немного безалаберный, сильно влюбчивый в противоположный пол и легкомысленный, но это не отменяет того факта, что у него есть талант и чувство музыки.

Говорю это как эстет, а не как знаток.

Повествование ведется от лица Антонио Сальери, который на протяжении всего фильма задавался одним лишь вопросом — «Почему талант достался такому человеку, который всякий раз смеется, когда скажет какую-нибудь глупость, почему этот выскочка обладает таким даром, но никак ему не соответствует?» В этом то и есть весь парадокс, что противоположности притягиваются.

Поначалу мне казалось, что это фильм основан на реальных событиях, но фильм основан на пьесе и сам факт того что Моцарт был популярнее Сальери оказался чистым вымыслом, призывающим показать как человек завидует таланту, желая обладать им с раннего детства. Самое странное, что Сальери обвинял сам себя, находясь уже в состоянии психического помешательства, ибо зависть может свести с ума.

Сила данного кино состоит в качественной режиссуре, в подаче материала и прекрасном музыкальном сопровождении. Вспоминая классические мотивы таких опер как «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» мы погружаемся во все новые и новые симфонии, открывая для себя классическую музыку с качественно новой стороны.

На героев не надо вешать никаких ярлыков и оценивать поступки героев как-то однозначно, надо просто наслаждаться музыкой, становится любителями оценивать музыкальное искусство, всё равно мы уже не узнаем, как было на самом деле и так ли уж права Википедия, говоря о том что они дружили, просто сейчас слишком много информации и просто не знаешь кому верить.

Давайте просто насладимся действом и послушаем классиков.

Актеры сыграли отлично. Том Халс мне понравился в роли Моцарта, но героя сделал таким не актер, а автор пьесы, образ которого актеру и пришлось сыграть. Игра актера на достойном уровне, также зацепили Мюррей Абрахам, Элизабет Берридж и Джеффри Джонс, именно эти персонажи являются основными в судьбе двух главных персонажей.

Лучшим фильмом режиссера по праву является «Пролетая над гнездом кукушки», который я оценил по достоинству, да и многие оценили его по достоинству. Данный фильм стоит на втором месте в списке лучших работ и по праву является таковой.

Не могу описать это на уровне кино, потому что оно мне понравилось на уровне чувств и эмоций, это кино вызвало у меня бурю, и я был просто поражен этой силой, не гарантирую, что прямо сейчас кинусь слушать гениев, но в ближайшее время обещаю это сделать.

Обратите внимание

В итоге мы получаем отличный фильм о гении и злодействе, о зависти и гневе, полный музыки и чувств, которые помогают понять несколько больше, чем то, что мы знаем. Как писал кто-то из зрителей «Форман не делал байопик, Форман сделал большое кино» и я с ним полностью согласен, потому что это — образец хорошего кино. Советую посмотреть

Источник: https://kino.mail.ru/cinema/movies/418608_amadej/

«Амадей » (1984) — смотреть фильм онлайн без регистрации

Самый крупный кинематографический успех чешского режиссера Милоша Формана в Голливуде.

Фильм получил восемь статуэток «Оскар», включая награду за лучший фильм (всего картина собрала множество премий на разных фестивалях).

Для сравнения, другой культовый фильм Формана, вышедший девятью годами ранее, – экранизация одноименного романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» – был отмечен «только» пятью «Оскарами».

«Амадей» – переложение на язык кино одноименной пьесы Питера Шеффера (он же выступил в роли автора сценария), которая, в свою очередь, является вольной интерпретацией хрестоматийной драмы Александра Пушкина «Моцарт и Сальери».

Действие фильма разворачивается в Вене XVIII века. Антонио Сальери (Фарид Мюррей Абрахам) – капельмейстер при дворе императора Иосифа II.

Он обласкан властью, пользуется неизменным уважением других композиторов, вполне доволен своей жизнью и благодарен Богу за щедро ниспосылаемые ему дары.

Встреча с Моцартом (Том Халс) переворачивает судьбу Сальери. Ему не дает покоя гений беспечного, чрезвычайно инфантильного и крайне легкомысленного вундеркинда, который тем не менее играючи творит поистине восхитительную музыку.

Глубоко религиозный Сальери не понимает, за что Господь, которому он всю жизнь преданно служил, посвящая свои творения, обделил его талантом, отдав божественный дар «гуляке праздному».

Снедаемый завистью, Сальери решает погубить выскочку.

На самом деле музыковеды и историки до сих пор не нашли ни одного подтверждения причастности Сальери к смерти Моцарта. Наоборот, при жизни у придворного композитора едва ли нашлись бы причины рассматривать юное дарование в качестве соперника. У Сальери было множество почитателей, а также учеников, в том числе Бетховен, Шуберт, Лист.

Но живучесть мифу обеспечила глубина конфликта, заложенного Пушкиным и развитого Форманом.

«Амадей» не просто история соперничества двух композиторов, гения и посредственности, а виртуозно рассказанная притча о природе дара, о том, что «дух веет, где хочет», о взаимоотношениях художника и Бога, о противостоянии свободы и несвободы, сытого обывательского существования и порыва.

Тема стихийного бунта, заявленная Форманом в «Пролетая над гнездом кукушки», продолжена в «Амадее» (действие пролога и эпилога происходит в больнице для умалишенных, где Сальери доживает свои дни, исповедуя священнику поступки тридцатилетней давности). Вдохновленный пушкинской «маленькой трагедией» Форман максимально драматизировал и заострил замысел русского классика.

Важно

Моцарт в исполнении Тома Халса (в качестве претендента на эту роль рассматривался также Мэл Гибсон), который в течение четырех месяцев перед съемками упражнялся в игре на фортепиано, – эгоистичный вечный ребенок с раздражающим смехом – деталь, взятая режиссером из воспоминаний современников композитора.

Но главное действующее лицо драмы, вопреки названию фильма, все-таки Сальери. Не зря воплотивший этот персонаж Ф. Мюррей Абрахам выиграл у Халса актерскую дуэль, забрав «Оскара» в номинации за лучшую мужскую роль. Именно его герой отвечает в фильме за психологический накал – сомнения, муки совести и пороки.

Форман максимально скрупулезно воспроизвел быт и приметы эпохи (фильм был удостоен высшей кинематографической награды за лучшие декорации и лучшие костюмы). Все происходящее на экране выглядит максимально достоверно, хотя Вену XVIII века режиссер снимал в родной Праге.

Венские площади, дворцы и улочки заменила столица Чехии 80-х годов. Наконец, картина буквально наполнена музыкой.

Кроме сочинений самого Моцарта (от оперы «Дон Жуан» до гипнотического «Реквиема»), фильм украсила оригинальная музыка Джона Штраусса, который позднее получит за свою работу премию Американской академии звукозаписи «Грэмми».

Источник: https://www.culture.ru/movies/428/amadei

Все отзывы о фильме «Амадей» (США, 1984) – Афиша-Кино

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о таланте и брюнете. Антонио Сальери – выдающийся музыкант и композитор, учитель Бетховена, Шуберта и Листа, автор большого количества опер.

Но спросите любого – что он знает о нем? Ответ будет прост – Сальери убил Моцарта, отравил его, этакая паскуда! Кошмарная несправедливость, учитывая, что еще и не правда – в 1997 году он был официально оправдан, но многие ли об этом знают? Фильм пытается взглянуть на отношения этой удивительной пары – трудолюбивого работяги Сальери (Ф.

Читайте также:  День народного единства. что означает этот праздник?

Мюррей Абрахам) и молодом повесе и гуляке, которому музыка дается легко и просто, Вольфганге Амадее Моцарте (Том Хулц).

Совет

Картина ретроспективно наблюдает на эволюцию чувств более старшего и опытного композитора от обожания и восхищения к недоумению и, в конце концов, тяжелой и черной зависти, которая во многом и могла погубить молодого человека. Надо отдать должное, фильм не настаивает на том, что Сальере буквально подсыпал яд Моцарту, но вина гибели лежит исключительно на нем.

Милош Форман в 60-х оказался тем, кто возглавил прекрасное явление чешской «новой волны», в 70-х стал менестрелем свободы с сонетом «Отрыв» и симфонией «Пролетая над гнездом кукушки», и вот в 80-х он неожиданно оказался чуть ли не главным режиссером десятилетия, которому было что предложить избалованному зрителю. По крайней мере, когда на церемонии награждения «Оскар» на сцену вышел Лоуренс Оливье, и вместо того, чтобы начать перечислять номинантов, просто взволнованный голосом произнес «Конечно же, ‘Амадей’». Фильм действительно тогда не только сорвал огромное количество наград, но и стал объектом поклонения для многих пишущих кинематографических журналистов. Впрочем, к тому времени Форман был уже весьма уважаемым автором, но при этом он смог «не продаться Голливуду», более того, он к нему особо отношения никогда не имел, работая в основном или с независимыми подразделениями больших студий, или с независимыми продюсерами.

Так получилось и в этот раз. Продюсер Сол Заенц, с которым Форман уже работал на «Пролетая над гнездом кукушки», предложил режиссеру очень рискованный проект – экранизировать практически неэкранизируемую пьесу Петера Шаффера о жизни и яростных отношениях Моцарта и Сольери. Пьеса была слишком разрежена в плане событий, слишком специфична.

Но Форман справился с задачей просто блистательно. Получилась настоящая драма в горячечном бреду, которая опутывает густой эмоциональной атмосферой, отбрасывая подальше различные ненужные подробности и сухие факты. Режиссера в первую очередь интересуют переживания, а не какие-то исторические детали.

Но при этом и уровень аутентичности костюмов, и декорации – все это на недосягаемой высоте.

С декорациями, впрочем, получилось все просто. Дело в том, что Форман хотел снимать фильм в Вене, но власти города по каким-то причинам в сотрудничестве отказали, поэтому этим воспользовалась вечный соперник австрийцев – Прага, заманив своего воспитанника домой, куда он давно не возвращался. И смена декораций на пражские только пошло фильму на пользу.

Режиссер смог тут встретиться с Ханой Брейховой, которая десятилетия назад сыграла в его «Любовных похождениях блондинки» и в течении недели превратилась из никому неизвестной «младшей сестры первой жены Милоша Формана» в настоящий секс-символ целого поколения страны.

Она даже получила тут небольшую роль, но если вы ее не знаете и специально искать не станете, то и не обратите – у ней всего небольшое камео.

Обратите внимание

Вообще актерский состав отыграл тут просто умопомрачительно. И это, конечно, стало одним из важнейших факторов успеха, ибо когда фильм построен на эмоциональности, на последовательности переживаний, актеры решают все. И они тут заслуживают всех лестных отзывов.

Том Хулц олицетворяет все то, что есть в музыкальных звездах – его герой подкупает своей всепоглощающей харизмой, а также невероятным талантом, за который ему прощают и его истерический смех, и отсутствие воспитания, и слегка сомнительный моральный облик.

Моцарт – это Хендрикс 18-го века, со всеми вытекающими – девки, гульба, удивительное отсутствие богатства. Сальери же Ф. Мюррея Абрахама – прямая его противоположность.

Закрытый, озлобленный и ревнивый человек, который переживает тяжелейшую эмоциональную эволюцию от обожания к ненависти, чтобы обнаружить, что даже в своей победе, он все равно проиграл – больше, чем себя, он обожает музыку своего конкурента. Актерских нюансов тут очень много.

Терзающиеся сомнениями придворные австрийского короля, сам король, борющийся между требованиями приличия и восхищением наглым юношей, нежная любовь жены Моцарта Констанции. Актерская игра в этом фильме достойна отдельной статьи. Достаточно сказать, что Ф Мюррей Абрахам получил «Оскар», обойдя зубров, вроде Альберта Финни и Джеффа Бриджеса.

Нарративный ряд фильм построен на основе серии флэшбеков с периодическим закадровым голосом разбитого и наполовину сумасшедшего старика Сальери. Кстати о голосах. Известно, что практически все костюмированные драмы звучат с британским акцентом, даже если американский режиссер и актеры. У Формана же, наоборот, даже британские актеры говорят на американском диалекте.

Да, жанрово фильм, конечно, классическая костюмированная драма, но она просто на лопатки укладывает практически все британские классические эталоны. Укладывает, конечно, за счет наглости и напора, но укладывает.

Операторская работа просто завораживает – камера Ондржичека то лихо летит между толпами народа, то внимательно впитывает все эманации, испускаемые в изобилии персонажами.

Важно

В целом фильм задумывался очень рискованно. Сложно было поверить, что смесь из рок-эстетики, панковского эпатажа, анархия, бунт чувств, трагедия, психоанализ, декаданс, пышные краски смогут вместе сработать без всякого постмодернизма. При этом фильм может удовлетворить требования любого зрителя.

Нравится музыка того времени – ее тут вдоволь. Не нравится – она вовремя закончится. Хочется посмеяться – куча веселых моментов (тех самых, правда, чешских, которые чуть мрачноваты), хочется погрустить – нужная концентрация красок будет смешана. К фильму вообще очень сложно придраться, а главное – нет никакого желания.

Rock me, Amadeus!

Источник: https://www.afisha.ru/movie/166966/reviews/

«Амадей»: Музыкальное костюмированное шоу!

Название: Амадей
Оригинал: Amadeus
Год выхода: 1984
Страна: США
Жанр: Драма, биография, музыка
Слоган: «Мастер… Музыка… Безумие… Убийство… Киношедевр… … Все, что вы слышали, — правда.»

Продюсер: Сол Заенц, Майкл Хаусман
Сценарий: Питер Шэффер

Режиссер: Милош Форман
Актёры: Ф. Мюррэй Абрахам, Том Халс, Элизабет Берридж, Саймон Кэллоу, Рой Дотрис, Кристин Эберсоул, Джеффри Джонс, Чарльз Кей

«Амадей» — в достаточной степени вымышленная история взаимоотношений Моцарта и Сальери. В своем видении режиссер Милош Форман отталкивается лишь от того факта, что Сальери винил сам себя в смерти Моцарта на старости лет в состоянии психологического расстройства. На самом деле, вина Сальери так и не была доказана.

Дабы не мелочиться, я решил сразу смотреть режиссерскую версию, она длиннее на 30 минут и длится аж три часа. Осилил за раз, но если честно, с трудом. Я люблю режиссерские версии фильмов, особенно, когда они длиннее театральных не на 5 минут, а хотя бы на 20.

Обычно, дополнительный хронометраж составляют интересные эпизоды, которые не оказывают большого влияния на сюжетные линии, но позволяют еще глубже проникнуться историей.

А когда фильм один из любимых, каким для меня, например, является «Хранители«, лишние пол часа экранного времени с любимыми героями воспринимаются как подарок!

Но вернемся к «Амадею«. Фильм костюмированный и очень музыкальный.

Обычно такого вида костюмы меня раздражают, особенно парики по пол метра высотой и другие атрибуты, вообще не понимаю, зачем их носили в те далекие для нас времена, но в этот раз ничего, смотрелось гармонично.

Совет

Музыку хочу отметить отдельно, она великолепна! Красивые классические мелодии звучат практически весь фильм. Правда ее размеренные и успокаивающие мотивы начали меня усыплять во второй половине фильма, но я сумел противостоять этой силе!

Уже после просмотра я заметил, что у фильма целых 8 Оскаров. Мысленно, во время просмотра, за декорации, костюмы и грим я и сам отдал по Оскару, а вот что касается лучшей мужской роли, то мне игра Тома Халса (Моцарт) понравилась намного больше игры Ф. Мюррэя Абрахама (Сальери). Один только безумный смех Моцарта чего стоит!

В общем, такие старые фильмы я смотрю довольно редко, и смотреть «Амадея» у меня и в мыслях не было.

Но благодаря случаю, этот интересный и определенно заслуживающий моего внимания фильм не прошел мимо меня.

Скорее всего, от просмотра меня отталкивали как раз таки костюмы и история о композиторах, которые априори мне не очень интересны, а зря, ведь история вышла довольно занятной.

Рейтинг фильма:

Источник: http://a-kino.ru/film/amadei-muzykalnoe-kostyumirovannoe-shou.html

Ссылка на основную публикацию