Есть ли место религии в современном мире?

Есть ли место религии в современном мире?

С одной стороны, в век информационных технологий, как могут многие заявить, нет места религии, она уже давно потеряла свою актуальность — это точка зрения атеистически настроенных людей.

Во многом они правы, но стоит ли так категорично списывать со счетов то, что веками было неотъемлемой частью сотен миллионов людей? Казалось бы, нет ничего проще, чем четко следовать развитию науки и попутно отвергать опыт предыдущих поколений, не так ли?

Стоит посмотреть на религию с точки зрения атеиста, найти минусы и озвучить их. Собственно говоря, эти минусы уже давно обозначены:

Обратите внимание

1) активное препятствование развитию науки, но, стоит заметить, что такое положение дел длилось недолго по историческим меркам и не являлось обязательным атрибутом всех мировых религий;

2) гонения на инакомыслящих, но, опять же, конкретные случаи сильно привязаны к географии и историческим периодам;

3) религиозные войны, которые актуальны и по сей день, правда, стоит обратить внимание на современные аспекты и подоплеки, например, радикальность той или иной ветви какой-либо религии.

По каждому из трех пунктов (которых может быть и более), как было замечено, есть свои оговорки и исключения.

А теперь рассмотрим религию с точки зрения людей верующих через призму полезности:

1) несомненно, главным плюсом являются нормы морали, которые оформились в стройную систему именно в религиозной среде и частенько влияют на весь социум в рамках отдельного региона или целых стран, но с одной оговоркой: эти нормы с некоторого времени вполне могут существовать в отрыве от «родителя»;

2) религиозная вера подстегивает людей совершать героические поступки ради общего дела или большой цели, но и тут есть яркие и наглядные примеры веры во что-либо без привязки к религиозным координатам, благодаря которой происходили немыслимые, не первый взгляд, свершения;

3) основная масса религиозных течений несет в себе сильную дисциплинарную составляющую, которая не только дополняет нормы морали, но и распространяется на другие сферы жизни отдельно взятого человека, в том числе и те, которые непосредственно с религией не связаны.

Важно

Как плюсы, так и минусы имеют свои особенности, которые не позволяют однозначно и категорично оценивать религию в общем. Каждый из пунктов, если отбросить оговорки, можно применить для оценки только конкретного религиозного течения в рамках какой-либо религии и только в определенных географических и/или исторических реалиях.

Какие выводы можно сделать? Может, стоит списать религию в утиль исходя из оценок частных случаев ее негативного проявления? А может, превознести до небес, ориентируясь только на ее положительные качества, которые, к слову, присущи не только ей одной?

Ошибкой будет как полное удаление религии из жизни людей, так и возведение оной в абсолют, но место в современном мире ей точно найдется. Исключением могут быть разве что религиозные секты. Но это уже совсем другая история.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/world/articles/69557/

Какое место в современном мире занимает религия?

1 вариант Если судить о состоянии религиозности сегодня по количеству верующих в Бога людей, то картина получается впечатляющая. Однако число верующих — хотя и важный, но не единственный и, пожалуй, не главный показатель действительного уровня религиозности.

Проведенные в 80-х годах в США опросы показали, что только 6% отрицают существование Бога, а более 80% верят в Бога, «как они его понимают».

Но при этом оказалось, что большая часть из них представляют себе Бога не так, как учит церковь, — не как личность, которая может отвечать на обращенные к ней молитвы, а как некое добро, гуманность, разум. Вселенную и т. д.

Те, кто верит в такое абстрактное начало, могут отрицать все сверхъестественное и, по существу, быть людьми вовсе не религиозными. Американские социологи приводят данные, согласно которым под влиянием науки и образования доля верующих в Бога как личность упала за последние 300 лет, с 1700 по 1980 г., примерно на одну треть.

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно.

Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности.

Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Весь опыт XX в.

показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в сегодняшнем обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности — наука и политика.

Оказалось, что и научно-техническое развитие, и социальная динамика в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас открывают для нее и новые возможности. Вопрос о том, усиливается или ослабевает влияние религии, требует сугубо конкретного анализа.

Если вопрос ставится в глобально-историческом масштабе, а не применительно к какой-то конкретной религии в каком-то отдельном регионе, то можно лишь попытаться выявить ту тенденцию, которая является определяющей.

2 вариант

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность

сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от

его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного

развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий,

лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь,

мир, надежда, справедливость.

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых

священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных

социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в

процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют церковь на

повышение нравственного потенциала человека.

Совет

Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Существует четыре основных функции религии. Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или – как) они влияют на жизнь людей.

Мировоззренческая функция религии – это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.

Политическая функция религии – это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.

Культуротранслирующая функция религии – это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

Нравственная функция религии – это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.

Это деление довольно условно, так как одно и тоже деление или идея может трактоваться как отражающее две, а то и все сразу функции религии. Во всех случаях, функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы [4, с. 35].

Мировоззрение – это совокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией.

Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, а соответственно и жизненные ориентиры (которые имеют нравственную природу), существует ли загробная жизнь и другие.

Обратите внимание

Если специальная информация интересует только людей определенной профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.

Сформировавшись на базе мифологического воззрения на мир, религия приняла в себя мифологию и фактически поглотила её. Неспособность человека осмыслить многие концепции формирующегося института религий без наглядности, некой воплощаемости мировых порядков, вылилось в то, что все древние религии имеют мощную мифическую составляющую.

Будь то дошедшие до наших дней буддизм или иудаизм, или почившие греческие или египетские верования. Каждая из ранних религий несла свой новый набор мифов, которые трактовали мир с определенных позиций, взаимосвязанность и взаимоперекликаемость многих из них оставили то, что можно назвать протосюжетом или архисюжетом.

Огромная заслуга древних религий в том, что они не только выполняли организующую и миротолкующую систему своего времени, но и, пройдя сквозь века, стали своеобразным фундаментом для общечеловеческого сознания.

Нельзя рассматривать древние религии только как базис, уже тогда были сделаны попытки ответить на важнейшие вопросы человека, и нельзя сказать, что мы достигли прогресса с того времени.

Заслуга религии в формировании современного мировоззрения и нравственность должны признавать не только люди верующие, но и убежденные атеисты, а попытки утверждать, что наш вид мог самостоятельно придти к современным общечеловеческим моральным нормам, подобны попыткам написать историю человечества в предположении обладания людьми двух противопоставленных больших пальцев на каждой руке [6, с.756].

Несмотря на то, что западные религии имели больший исторический резонанс, но в глубинном мировоззренческом, фундирующем все срезы бытия человека, смысле восточные религии преуспели на порядок больше.

Важно

Это связано еще и с тем, что восточные религии – это скорее философии, а именно философия всегда действует на манер поля, проникает в человеческое сознание постепенно, но зато внося необратимые изменения.

То, что насильственно пытались создать коммунистические государства (и то, что сейчас может породить масскультура) уже существовало, но в отличие от современных попыток обезличения восточные религии предлагают внутреннюю гармонию, которая для отдельно взятого человека чаще важнее, чем все достижения «прогресса». Возможно, эта гармония, тесно взаимосвязанная с «обезличиванием» в восточной религиозной традиции, и не является однозначным плюсом, но и назвать ее «минусом» также было бы ошибкой.

Еще одним из плюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции, дает людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций, внезапных приступов ужаса. От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума.

Религиозное утешение – это своеобразная форма психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас. Такое утешение спасает людей именно в часы перемен, невзгод.

Но здесь религию нужно контролировать, из-за вмешательства человеческого фактора.

Ведь для привлечения верующих (паствы), недобросовестный «священник» может пойти на искусственное создание ситуации, когда человеку необходимо утешение (и некоторые войны прошлого и конфликты настоящего используются именно для этой цели, которая называется властью).

Вообще, религиозное утешение имеет не только положительный эффект, но и отрицательный. Ведь если человек начнет слишком сильно полагаться на религию это расслабит его, может сделать слабее как личность. И в момент случайного разочарования в религии человек может получить травму еще более серьезную, чем та, от которой религия его спасла [7, с.155].

Другой плюс данной функции религии состоит в том, что она порождает и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением. Особенно сильно испытывают недостаток общения многие пенсионеры. Но страдают от одиночества и люди среднего возраста, и определенная часть молодежи. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодолевается [3, с. 423].

С точки зрения светского человека можно говорить о наличии двух минусов у мировоззренческой функции религии. Первый минус – отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку.

Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно.

Совет

Чем более сильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем более сильными является отчуждение между верующими разных конфессий.

К сожалению, решение этой проблемы зависит от самих религиозных организаций, которые подчас специально жестко трактуют верования для приобретения влияния и авторитета в мире (именно такой причиной, а не отстаиванием чистоты веры можно объяснить действие некоторых террористических организаций).

38. Однажды, когда к нему вошел Ксенократ, Платон попросил его выпороть раба: сам он не мог этого сделать. Он сказал рабу: «Не будь я в гневе, право, я бы тебя выпорол». — В чем вы видите мудрость этой притчи?

. Однажды, когда к нему вошёл Ксенократ, Платон попросил его выпороть раба: сам он не мог это сделать, потому что был в гневе.

А какому-то из рабов он и сам сказал: «Не будь я в гневе, право, я бы тебя выпорол!» Сев на коня, он тотчас поспешил сойти, чтобы не поддаться (так сказал он) всаднической гордыне.

Мудрость данной притчи в том, что не нужно принимать решений в гневе, ибо они, скорее всего не верны, либо он вообще мог не рассчитать силу и убить раба. Ксенократ был спокоен, поэтому мог это сделать.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/14295.html

Нужна ли религия современному человеку?

                                                                                                         Над проектом работали:

Читайте также:  Елисейские поля в париже. а почему елисейские?

                                                    Тимофеева Диана, 10а

                                                                      Горбунова Юля, 10а



Мы выбрали эту тему, потому что в своем окружении практически не встречаем действительно верующих людей. Если раньше соблюдение религиозных правил, обрядов, походы в церковь были обязательными, то сейчас, глядя на современную молодежь, напрашивается вывод об отсутствии необходимости исповедовать какую-либо религию. А зачем? Ведь в наш век мы можем найти любую интересующую нас информацию в Интернете. Вовсе необязательно обращаться к религии, чтобы ответить на вопрос о смысле жизни, добре и зле. С другой стороны, быть может отсутствие религиозности является причиной главных проблем российской молодежи- падение морали, вредные привычки и т.д.Так как религия учит нас совершать хорошие поступки, следовать правильным путем. Таким образом, нам предстоит разобраться в том, нужна ли религия сегодня.

Вопрос о необходимости существования религии в быстро меняющимся мире является актуальным, особенно среди молодежи.

Нам кажется, что роль религии среди наших сверстников становится все менее значимой. Но ведь в прошлом так не было- религия во многом определила историю нашего государства.

Поэтому сейчас важно понять как изменяется роль религии в жизни старшеклассников, и вообще нужна ли она им.

Проблема

Возможно, именно из-за низкой религиозности молодежь теряет свои нравственные ориентиры


Гипотеза

Мы предполагаем, что опрос покажет очень низкий уровень религиозности среди наших сверстников. Скорее всего, большинство из них считает религию пережитком прошлого и не видит необходимости её существования в современном мире.


Цель: ответить на главный вопрос исследования: нужна ли религия сегодня?

Объект исследования: учащиеся 9-х-11-х классов (15-17 лет)

Предмет исследования: религия в жизни современных подростков


Задачи

  1. Найти необходимый материал по теме

  2. Изучить теорию вопроса

  3. Проанализировать изученные материалы

  4. Изготовить электронный продукт

  5. Сделать выводы


Методы исследования


Основная часть:


  1. Понятие и характеристика религии

  1. Роль религии

  2. Особенности современных религий

  3. Результаты опроса

  4. Вывод о функциях религии в современном мире

Религия (лат. religare — связывать, соединять) особая форма мировоззрения, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, религиозная община).

Религия активно влияет на бытие человека, и это влияние отмечается на протяжении всей истории человечества. Ряд археологических данных заставляет задуматься о наличии элементов, похожих на религиозные, еще до появления человека как современного биологического вида. История не знает ни одного народа, который был бы совершенно лишен веры.

По мере усложнения общественной жизни, с появлением новых ее сфер – политики, государства, права, идеологии и т.д., религия становится их системообразующей основой. Даже с началом процессов секуляризации (конфискация государством церковных и монастырских имуществ), сильно выраженных в XIX–XX вв., ее влияние нельзя назвать утраченным, оно поменяло интенсивность и обрело иные формы.

По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема.

Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее основные компоненты: религиозные учреждения и организации, религиозную деятельность и массовое религиозное сознание.

Все эти компоненты религии и их взаимосвязи с различными компонентами структуры общества имеют социальные измерения и доступны как теоретическому анализу, так и эмпирическому наблюдению, и тем самым могут быть и становятся предметом социологического исследования.

Возникновение религии

На проблему возникновения религии существуют три основные точки зрения:

  • Религиозная: человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывал себя в откровениях, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников.
  • Эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества.
  • Промежуточная:  с одной стороны, опирается на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основывается на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу.

Основные религии мира

Религия в жизни человечества

Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество на всём пути его истории. Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, какое будущее ждёт тысячелетние традиции и культы.

Тем не менее, несомненно одно: без религии, без учёта её влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации. Нет народа, у которого не существовало бы религии, и нет на Земле человека, который не имел бы к религии никакого отношения.

Это не означает, конечно, что все люди – верующие, если под «верой» понимать сознательное исповедание религии, принадлежность к определённой религиозной общине.

Обратите внимание

Дело в другом: любой человек, даже если он не совершает религиозных обрядов и не считает себя приверженцем какого-либо религиозного учения, всё равно в той или иной мере следует, пусть бессознательно, не задумываясь, нормам той религии, которую исповедовали его предки, или той, которая распространена в его окружении. Это касается обрядов, обычаев, семейных отношений, особенностей питания, способов похорон, представлений о добре и зле.

Люди обычно придерживаются той модели религии, которая им привычна, т.е. с которой прямо или косвенно (исторически) связаны они сами, их родственники, близкие, соотечественники.

Эта конкретная религия представляет собой образец, по которому, как правило, люди судят о других религиях, распространённых в мире.

Поэтому понять, что представляет собой религия вообще, религия как явление, невозможно, не познакомившись с различными религиозными учениями.

На протяжении многих веков все важнейшие события в общественной и частной жизни были освещены религиозными обрядами. Рождение ребенка, наречение его именем, заключение брака, уход из жизни – все эти события в любом обществе проходили под патронажем священнослужителей, будь то политеистическая или монотеистическая цивилизация.

Народные праздники, объявление войны, заключение мира и другие важные события в жизни любого общества сопровождались религиозными церемониями. К высшим силам народ через шаманов, жрецов, священников обращался с молениями о дожде во время засухи, или о ниспослании хорошего урожая, о прекращении эпидемий, об изгнании захватчиков с родной земли и т.д.

Язык каждого народа насыщен выражениями типа: «слава Богу», «не дай Бог», «помоги тебе Бог», «клянусь Богом».

Современный мир – это, прежде всего, пёстрое множество жизненных укладов, языков, мировоззрений, находящихся в непрерывном взаимодействии, которые в значительной мере обусловлены религиозными воззрениями прошлого и настоящего. Даже в нашей стране, где большинство населения десятилетиями воспитывалось в духе воинствующего атеизма, и многие люди утратили религиозность, в повседневной жизни они отмечают Рождество, Пасху, Троицу.

Практическая часть

Источник: http://59mvg.blogspot.com/2017/12/blog-post_5.html

Религия в современном мире

Почти все основные религии мира покинули те места, где они возникли, распространились по всему земному шару.

Так, в настоящее время большое число христиан живет в развивающихся странах, далеко от Ближнего Востока и Средиземноморья, где зародилась их вера, а во многих европейских странах ислам занял второе место по численности приверженцев.

Внутри большинства религий можно обнаружить поразительное разнообразие культур, языков и традиций. Надо помнить, что за такими широкими понятиями, как «христианство» и «буддизм», кроется множество различных пониманий веры и религиозной практики.

Религия и наука

Многие люди не проводят грани между религией и повседневной жизнью и точно так же не видят противоречий между религией и наукой. В основе даосизма, например, лежат поиски «пути Вселенной». Даосизм учит, что человек должен соблюдать естественные законы, а не идти наперекор им. Ислам придает большое значение познанию мира природы, но всегда в контексте подчинения Богу и его законам.

Научные исследования и теории порой провоцируют горячие споры внутри конфессий.

Примером этого может служить реакция приверженцев некоторых направлений в иудаизме, христианстве и исламе на современные теории возникновения вселенной.

Одни вообще отвергают научные теории, потому что они не соответствуют рассказу о сотворении мира Богом, изложенному в священных книгах, тогда как другие стараются осмысливать их в свете научных теорий.

Тибетские монахи (Индия) слушают буддийское учение. Многие здешние буддисты в свое время последовали за далай-ламой в изгнание из Тибета, и сейчас их община в Дха-рамсале процветает.

Важно

Ислам всегда поощрял научные изыскания, и многими научными открытиями мир обязан исламу. Христианство заложило основу современного эмпирического познания — согласно христианскому учению, все создано Богом и постижение всего сущего есть путь к познанию Бога.

Иногда складывается впечатление, что современная наука находит ответы на вопросы, которые традиционно входили в компетенцию религии, и многие люди считают, что с ростом научного знания религии утрачивают свои позиции. Но в последние годы возрос интерес и к религии, и к медиумам, и к гаданию.

Многие люди считают, что наука не в состоянии ответить на глобальные вопросы бытия.

Религия и политика

Многие люди также не видят четких границ между религией и политикой. Сама мысль, что религия не должна иметь никакого отношения к политике, обязана своим происхождением главным образом европейскому историческому опыту религиозных войн XVI-XVII столетий.

В древности ни один правитель не отправлялся воевать и не подписывал договор о мире, не посоветовавшись прежде всего с богами или с Богом. В Риме, если государство находилось в состоянии войны, ворота храма Марса, бога войны, оставались открытыми. Их закрывали только после объявления мира.

Для большинства религиозных общин религия, повседневная жизнь и политика составляют единое целое.

Однако в случае противоборства религий или культурных потрясений, вызванных вторжением извне, религиозные различия становятся политическими, и наоборот.

На ранних христиан смотрели как на врагов Римской империи, потому что они не поклонялись императору и тем самым угрожали нарушить равновесие между государством и религией.

Уже в XX веке в Японии при государственной роли синтоизма подвергались преследованиям не только последователи более поздних религий (таких, как христианство), но и исповедующие древний буддизм. Государство было заинтересовано в едином мировоззрении граждан.

Отсюда и проистекали гонения. Неудивительно, что зачастую горький опыт религиозных меньшинств приводил к политическому сепаратизму на религиозной почве. Многим сообществам во всем мире знаком страх оказаться принадлежащими к религиозному меньшинству.

Совет

Даже в отсутствие явных преследований институты и ожидания общества могут строиться на определенной религии или мировоззрении, что осложняет жизнь людям, придерживающимся других религиозных взглядов.

В Саудовской Аравии немусульмане могут совершать богослужение только частным образом, в своих домах, и никогда не должны пытаться обратить мусульман в свою веру.

Во Франции запрещается приходить в школу в одежде, предписываемой той или иной религией, тогда как для многих мусульманок ношение определенного головного убора необходимо по их представлениям о целомудрии и благопристойности. Конфликт ценностей и взглядов породил во Франции серьезные проблемы.

Однако, если жители государства исповедуют несколько религий, если между религиозными общинами существует напряженность, помогают светские государственные учреждения. В Индии, даже после того как она стала независимой в 1947 г.

, часто происходят кровавые стычки между индуистами и мусульманами, однако светское государственное устройство позволяет держать обстановку под контролем.

В настоящее время усиление религиозных партий и возможность возникновения индуистского государства, в котором мусульмане, христиане и последователи других религий будут чувствовать себя гражданами второго сорта, ставит это хрупкое равновесие под угрозу.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/religiya/religiya_v_sovremennom_mire.html

Религия в современном мире (стр. 1 из 2)

Религия в современном мире.

Религия является неотъемлемой частью современного ми­ра, по­скольку выполняет три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи «человек — Бог», в воспитании религиозности и гражданствен­ности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов.

Во-вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специаль­ным светским образованием, милосердием и благотво­рительностью.

В-третьих, предста­вители церквей активно уча­ствуют в общественной деятельности, способствуют нормализа­ции политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации.

Своеобразным ключом к пониманию роли религии в про­исходя­щих про­цессах служит свободное от крайностей, научное представление об этом феномене.

Понятие «религия» происхо­дит от латинского «religare», что означает «связывать, соеди­нять, объединять». Религия — это пред­ставление человека о все­общих мировых связях, выражаемое при помощи специфиче­ского поведения.

Читайте также:  Кто прославил итальянское кино? федерико феллини

Следовательно, религиозное учение есть не что иное, как систематизированное представление человека о все­общих мировых связях.

Обратите внимание

Различают мировые и народностно-национальные рели­гии. К мировым религиям религиоведы относят буддизм, хри­стианство, мусульман­ство, т. е. такие религии, которые надна­циональны по характеру и развиваются вне специфики монона­ционального самосознания определенной этнической группы.

Складывание народностно-национальных религий — иу­даизма, конфуци­анства, синтоизма и др. — возможно лишь на базе моноэтнического сообщества (не более 10-15 процентов инородцев) вследствие наличия в общественном сознании дан­ной этнической группы людей национальной исключительно­сти.

Развитые религии формируют религиозные системы, имеющие следую­щую структуру: 1 — вера в Бога; 2 — догматиче­ское богословие; 3 — нравственное богосло­вие и соответствую­щий ему морально-нравственный императив поведения; 4 — ис­торическое богословие; 5 — система культо­вой (обрядовой) практики; 6 — наличие церквей (мечетей, молельных домов и т.д.), проповедников, служителей.

Систематическим изложением религиозных взглядов, а также толкова­нием религиозных догматов занимается догмати­ческое богословие. Догматы (от греч. глагола «думать, полагать, верить») есть несомненно истинные и бесспорные основополо­жения о Боге и человеке, составляющие символ веры в каждой религии.

Отличительные признаки догматов: 1) умозритель­ность или созерцательность: они постигаются верой и не тре­буют рациональных доказательств-, 2) богооткровенность.

дог­маты даны человеку непосредственно Богом, поэтому искренни, непререкаемы и неизменны, однажды и навсегда записаны в священных писаниях; 3) церковность догматы признаются всеми церквами данной религиозной системы, именно церкви хранят и дают толкования догматам как божест­венному откро­вению, убеждают верующих в их неизменности и истинности, 4) общеобязательность для всех членов церкви, все верующие должны безусловно верить в истинность догматов и обязательно руководство­ваться ими в жизни, иначе следует отлучение от церкви.

В качестве основных отличий религиозных систем выде­ляются особенно­сти восприятия Бога (Бог как бы «растворен» в буддизме, троичен в христианстве, един в мусульманстве и т.п.).

Каждая из религий в догматическом отношении решает свою важную проблему. Отличия также имеются в историче­ском богословии (т. е.

) трактовка истории Вселенской церкви и конкретных церквей), в системе культовой или обрядовой прак­тики, проявляются в деятельности священников и мирян.

Итак, разность в понимании Бога и его способов общения с че­ловеком приводит к функционированию различных религи­озных систем, характеризующихся специфической религиозной практикой и самостоятель­ными религиозными объедине­ниями. Вместе с тем религии были и остаются духовным стержнем раз­вития земной цивилизации.

Структура общества. Социальные отношения . Социальная сфера — это область жизнедеятельности чело­веческого обще­ства, охватывающая систему социальных отно­шений, а также связи общества и личности. Содержанием соци­альной сферы являются отношения между социальными груп­пами, индивидами по поводу их положения, места и роли в об­ществе, образа и уклада жизни.

Важно

Важнейшими компонентами социальной сферы являются различные про­блемы общения, представляющие многоплано­вый процесс установления и развития человеческих контактов, обу­словленный потребностями современной деятельности. Об­щение включает в себя обмен инфор­мацией, взаимодействие людей, их взаимопонимание.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направлен­ность, содержание, средства бес­конечно разнообразны.

Социальная деятельность — это деятельность, направлен­ная на удовлетво­рение общественных потребностей. Конечно, люди занимаются самовоспроизводством, самоизлечением, са­мообразо­ванием, сами себя кормят и развлекают.

Однако вос­производство, сохранение жизни, стимулиро­вание активности, непосредственное обслуживание человека — настолько важное общественное дело, что общество не может его полностью дове­рить отдельным людям, семье.

Общество вклю­чается в этот процесс через системы образования, здравоохранения, культур­ного отдыха и быто­вого и социального обслуживания своих граждан.

Следует отметить, что все названные виды социальной деятельности всегда взаимосвя­заны, пере­крещиваются и взаимопроникают друг в друга. Таким образом, социальная сфера реально сущест­вует и проявляется в обществе именно в много­образной и сложной человеческой деятельности.

В этом её важ­нейшие особенности. Поэтому неверно было бы представлять общественную жизнь так, что в ней где-то в одном измерении существуют социальные общности, их связи, а в другом — мно­гообразная деятельность миллионов.

Нет, вся социальная сфера — это и есть не что иное, как грань, сторона, часть деятельности людей.

Социальная сфера общества очень сложна и многопланова. Это обуслов­лено, прежде всего, тем, что отношения между людьми, группами, обществами весьма различны в силу деле­ния людей по природным признакам — расы, нации, народно­сти, этнические группы, а также половозрастные группы.

Люди различаются по социальным, политическим, территориальным, религиозным и гра­жданским признакам, обусловли­вающим принадлежность к каким-либо группам.

Имеется масса и других признаков, ибо самое непознанное, пожалуй, сам человек, нахо­дящийся на стыке двух ми­ров — природ­ного и социального

Совет

Сказанное позволяет выделить следующее значение соци­альной сферы: это такая среда, где реализуются межчеловече­ские отношения. Формируются различные направления дея­тельности и потребности самых разных социальных общностей.

Социальная сфера охватывает всё простран­ство жизни челове­ка, группы, общностей и общества в целом: от условий их труда и быта, здоро­вья и досуга до социально-классовых, националь­ных и общечеловеческих ценностей и отношений.

Основой (скелетом, каркасом) общества является его со­циальная струк­тура.

Структура — это совокупность частей, компонентов, эле­ментов какого-либо объекта, а также связей между ними, обес­печивающих устойчивость этого объекта.

Социальная структура чрезвычайно сложна. Её компонен­тами являются социальные общности, т.е. группы людей, объе­диненных по какому-либо признаку, которые охватывают все возможные состояния и формы бытия человека.

Из этого следует, что социальная общность — понятие чрезвы­чайно сложное.

В настоящем пособии под социальной общностью понимается любое достаточно устойчивое объединение людей на основе различных связей, например, территория проживания, деятель­ность, культура, владение материальными ценностями и др.

Современное общество — это совокупность социальных общностей различного уровня. Глобаль­ный уровень общества — это всё человечество в целом.

Человечество может быть разде­лено по раз­личным признакам, например, на классы по призна­ку отношения к собственности, на социальные слои и группы Сущность понятий «социальные организа­ции», «слои» и «группы» будут рассмот­рены далее.

Здесь же важно понять, что любые общности: классы, нации, социальные организа­ции, слои и группы могут выступать в качестве компонентов соци­альной структуры.

Обратите внимание

Для понимания сущности связей между компонентами социальной структуры общества введем понятие социальных отношений. Социальные отношения — это специфический вид общественных отношений, выражающихся в форме и характере взаимодействия социальных субъектов по поводу их положения в обществе и их роли в общественной жизни.

При этом понятие «социальные отно­шения» и «общественные отношения» — это не одно и то же. Известно, что общественные отноше­ния склады­ваются между социальными субъектами по поводу того или иного материального или духовного объекта.

Если эти отноше­ния по поводу средств производства — это экономические от­но­шения, по поводу власти — политические отношения, по поводу юридических норм — правовые отношения. Социальные отно­шения складываются по поводу реализации собственно соци­ального взаимодействия, возникающего между различными со­циальными общностями, классами, слоями, группами и инди­видами.

Социальные отношения всегда выражают положение людей и их общно­стей в обществе, потому что это всегда отно­шения равенства или неравенства, равноправия или неравно­правия, справедливости или несправедливости

Социальные отношения реализуются в форме:

— социальных ролей и их особенностей (люди с высоким уровнем обра­зования выполняют преимущественно умственную работу, с низким уровнем — преимуще­ственно физическую ра­боту, живущие в городах — в основном в промышленности, жи­вущие в сельской местности — заняты пре­имущественно в сель­ском хозяйстве и т.д.);

Источник: http://MirZnanii.com/a/317887/religiya-v-sovremennom-mire

Роль религии в жизни общества

Социальные институты, функционирующие в обществе, отвечают за ту или иную сторону человеческой жизни, влияют на неё и в какой-то степени определяют судьбу не только отдельной личности, но и всего социума в целом. Религия как один из таких институтов не становится исключением.

Роль религии в жизни общества исключительно велика. Более половины из всех живущих придерживается одного из четырёх мировых вероисповеданий или множества более мелких религиозных конфессий. Значит, есть в этом жизнеопределяющий смысл. История этого вопроса уходит ещё в первобытно-общинные отношения.

Уже тогда люди, не искушённые в естественных науках, стали обожествлять силы, которым они никак не могли противостоять. Среди этих сил преобладали природные явления, а также животные, которые оказывались могущественнее человека.

Зачем было нужно такое обожествление, а в конечном итоге и вера в Бога? На начальном этапе для того, чтобы просто учитывать существование силы, с которой нельзя не считаться. Позднее это перешло в абсолютизацию этой силы и преклонение ей.

Апофеозом такого психологического процесса стало олицетворение всемогущества над всем сущим на планете в образе божества. Внешне он подобен людям, только более совершенен, силен и справедлив, а главное, способен помочь.

Вера в существование такого божественного совершенства придаёт людям уверенность в собственных силах, спокойствие мятущейся душе, надежду на более счастливую участь, делает жизнь осмысленной и понятной.

Религиозное воздействие

Религия и ее роль в жизни современного общества определяется функциями, которые она выполняет в социальной среде. Основных из них пять. Только посредством этих функций религия влияет на мировоззрение как отдельной личности, так и всего народа в целом.

Регулятивная функция

Заключается в ориентировании всех своих адептов на определённые нормы и правила, регламентирующие все стороны человеческой жизни. Верующие обязаны выполнять предписанные религиозные требования и соизмерять с ними личную и общественную жизнь.

Коммуникативная

В данную функцию входит объединение конфессией своей паствы в одно сообщество с тесными коммуникативными и общественными связями. Общение верующих происходит в атмосфере церковных богослужений и личных коммуникаций, совместных молитв, медитативного обращения к Богу.

Интегративная функция

По сути, становится эволюционной версией функции коммуникативной. Вера в единого Бога не только сближает людей, но также интегрирует их в религиозные группы, влияющие на поведение общества, а в некоторых случаях и государства.

Компенсаторная функция религии

Опирается на утешение верующих, оказавшихся в сложной ситуации. Вера в помощь Всевышнего даёт людям уверенность в своих силах, надежду на лучшую участь даже в безвыходной ситуации. Но и жизнь людей, пребывающих в относительном благополучии, вера в Бога и служение ему окрыляют великим смыслом.

Воспитательная

У религиозности есть и воспитательная функция. Вера в Бога формирует духовный потенциал верующих, ограничивает их свободуопределённой моралью. Эта ограничительная особенность благотворно сказывается в применении к людям, страдающим пагубными пристрастиями, например, к алкоголю или наркотикам, а также в отношении к преступникам.

Религия и культура

Религиозность становится наиболее выдающейся формой общественной культуры. Корни её развития уходят в глубокую древность. Стремление жить в гармонии с Богом как существом всесильным и справедливым ещё на заре социальной истории порождало желание служить ему, поклоняться и приводить в пример другим. Само слово «культура» происходит от религиозного «культ», то есть служение Богу.

В религиозной философии выделяются несколько предпосылок, лежащих в основе образования религии и соответственного ей культурологического фона:

  1. Гносеологические предпосылки возникновения религии связаны с тем, что круг познавательного потенциала у людей ограничен и они не способны объяснить многие явления в окружающем мире.
  2. Психологические предпосылки веры в Бога обусловлены существованием в жизни индивида каких-либо неразрешимых психологических проблем и исходящих из этого тревоги и страха.
  3. Социально-культурные предпосылки религиозности определяются часто в основном политической конъюнктурой, заставляющей правящий класс объединить большие людские массы для выполнения своих задач, например, в годы войны.
  4. Непосредственно на культурный аспект религии влияет её антропологическая обусловленность, ориентированность на трансцендентные склонности людей. Поэтому в фетишах в виде скульптур, икон, живописных церковных фресок постоянно фигурируют человеческие образы, в которых людям представляются святые и боги.

Изначально виды человеческой культуры были сконцентрированы только на Боге и всём, что с ним так или иначе связано: архитектура церквей, письменность, книги, передававшие от одного поколения другому сказания о святых, являвшиеся нравственным нормативом для всех. Таким образом, религиозная культура стала основой для культуры всех человеческих обществ и цивилизации вообще.

Современное общество рассматривает религию как надёжное средство для связи человечества с Богом. Эта неразрывность дает личности ощущать себя не одиноким индивидом, а представителем человеческого рода, причастным ко всему происходящему рядом.

Социальные отношения присущи всем сторонам человеческой деятельности в политической, экономической, правовой, культурной, иных сферах.

Но только религия способна вобрать в себя это воедино и направить деятельность человека и общества в единое, солидарное русло.

Источник: https://mystroimmir.ru/religiya/eyo-rol.html

Религия в современном обществе: культурное наследие или живая вера?

Религия в современном обществе занимает совсем не ту нишу, которая принадлежала ей в древности или в средние века. В те времена священнослужители занимались и наукой, и медициной, поскольку были самыми образованными людьми.

Религия в современном обществе утратила эти функции, передав их самостоятельным отраслям знаний.

Функции законодательной и судебной власти, ранее выполнявшиеся религиозными институтами, за редким исключением переняло светское государство.

Кроме того, если в прежние времена религиозность в общем смысле процветала повсеместно (различались только верования и культы разных народов), то у религии в современном обществе появились конкуренты – агностицизм и атеизм. В то время как у каждой религии есть конкретное вероучение, претендующее на истинность, агностики считают, что в этих вопросах невозможно знать что-то наверняка. Атеисты же и вовсе отрицают существование Бога.

Религия в современном обществе: христианство

Среди всех мировых религий больше всех сдало позиции именно христианство.

Согласно исследованиям, в европейских странах, являющихся традиционным оплотом христианства, неуклонно растет количество людей, считающих себя неверующими.

А среди верующих всего лишь 3 процента регулярно посещают богослужения – и этот показатель в равной степени относится как к России, так и к странам Западной Европы.

Причины снижения влияния христианской религии в современном обществе

На вопрос, почему христианство уже не обладает той значимостью, которая была присуща ему всего лишь сто лет назад, сложно ответить однозначно. Факторы, поспособствовашие этому, принадлежат самым разным сферам жизни. Попробуем их обобщить.

  1. Многие верующие разочаровались в религии, столкнувшись со злоупотреблениями в среде церковного руководства или аморальным поведением отдельных священнослужителей.
  2. Глобализация и веяния постмодерна поспособствовали распространению потребительских ценностей, и в результате большинство людей сосредоточены не на духовных ценностях, а исключительно на приобретении и накоплении материальных благ.
  3. Такие движения, как феминизм, «гей-прайд», сексуальная революция, по своей сути вступающие в противоречия с традиционными христианскими ценностями, подорвали авторитет христианства, особенно среди молодежи.
  4. Рост миграции мусульман в европейские страны вынуждает политиков отказываться от христианских символов даже там, где они играют лишь культурную роль.

Эти тенденции в большей степени относятся к Западной Европе. Однако по причине глобализации они проникают и в страны СНГ, где после распада СССР наблюдался всплеск интереса к религии.

Религия в современном обществе: ислам

Ислам гораздо успешнее удерживает влияние на своей территории. Это во многом объясняется тем, что в таких странах Ближнего Востока, как Египет, Саудовская Аравия, Кувейт и др.

, ислам признан государственной религией. Это значит, что законодательные нормы в этих стран основаны на Коране.

Мусульманское право регулирует общественные, экономические, семейные отношения, и государство контролирует соблюдение религиозных правил.

В то же самое время, отношение остального мира к исламу довольно сложное и неоднозначное.

Важно

Это связано с тем, что многие средства массовой информации настойчиво связывают в умах людей ислам с терроризмом, все чаще ужасающим мировое сообщество.

И хотя часть так называемых исламских террористов действительно ссылается на джихад, оправдывая расправы с мирными жителями, многие мусульманские богословы утверждают, что терроризм противоречит сути ислама.

Другие мировые религии в современном обществе

В то время как терроризм бросает тень на репутацию ислама, а христианство уступает под натиском культа потребительства и секса, восточные религии (буддизм, даосизм, конфуцианство) привлекают внимание многих людей. Это объясняется тем, что традиционное для этих религий отстраненное созерцание, взгляд внутрь себя очень созвучны индивидуализму и плюрализму, характерным для постмодернистского общества.

А как вы думаете, нужна ли современному обществу религия?

Источник: http://www.womie.ru/licnost-i-obscestvo/religija-i-vera/religiya-v-sovremennom-obshhestve-prosto-kulturnoe-nasledie-ili-zhivaya-vera/

Религия в современном обществе

                      Раздел I. “Религия в современном обществе”.

К сожалению, в истории  человечества религия запомнилась  не только положительными веяниями и  деяниями, но и множеством преступлений. Поэтому важным для понимания  места религии в истории человечества будет рассмотреть такое явление, как религиозная патология [2;143].

Греческое слово  «патос» означает «болезнь». Под  патологией понимается и учение о  болезненных процессах, и сами эти  болезненные процессы внутри живых  организмов и общественных явлений. Религиозная патология – это  болезненные процессы внутри религиозных  конфессий.

Понимание роли религии  включает в себя и понимание характера  влияния религиозной патологии  на самих верующих и на окружение, в котором они живут. Религиозная  патология находит свое проявление в религиозном фанатизме, религиозном  экстремизме и религиозной преступности. А эти три явления взаимо связаны  и взаимно переходят друг в друга [3;34].

Именно религиозная патология во всех своих проявлениях и стала основной причиной утраты религией своей роли, конечно появление науки также послужило важным фактором смещение религии. Но сосуществование религии и науки было возможно и без тех потрясений, которые испытало человечество. Именно внутренние проблемы религии стали причиной падения религии в глазах общества.

Причем падение не только в прошлом, неприятие современным западным обществом ислама происходит во многом из-за религиозных преступлений, совершаемых его приверженцами.

Мировой опыт распространения  религий показывает, что религиозный  состав населения не является статичным  и подвержен с течением времени  существенным, а иногда и коренным изменениям.

Динамика эта, по мнению ученых-религиоведов, вызывается комплексом причин, причем различного характера: миссионерской  деятельностью, разочарованием людей  в ранее исповедовавшейся ими  конфессии, переселениями и завоеваниями, различием в естественном приросте у различных религиозных групп (вследствие их неодинакового отношения  к деторождению, абортам, безбрачию  и т.п.), религиозными гонениями и  др.[12;109]  

Согласно данным ассоциации исследовательских компаний Gallup International две трети (66%) жителей  планеты считают себя людьми религиозными, вне зависимости от того, посещают они места религиозного поклонения или нет. Четверть опрошенных (25%), напротив, назвали себя нерелигиозными людьми. И только 6% сказали, что являются убежденными атеистами.

Совет

Наиболее сильна приверженность к религии на африканском  континенте, где 9 из 10 респондентов назвали  себя религиозными (91%), в таких странах  как Нигерия и Гана этот показатель составляет 94% и 96% соответственно и  является самым высоким в мире. Наименее религиозными оказались жители Эфиопии – религиозными себя назвали 66% респондентов и 23% нерелигиозными. 8 из 10 жителей Латинской Америки (82%) также назвали себя религиозными людьми. Исключением являются Гватемала (64%) и

Уругвай (54%). На Ближнем  Востоке 79% населения привержены к  религии. В Турции, 83% населения страны религиозны и только 1% — убежденные атеисты.

Результаты опроса населения  Израиля несколько выбиваются из общей ближневосточной картины — 52% считают себя религиозными людьми, 33% назвали себя нерелигиозными, 11% являются, по их утверждению, убежденными атеистами.

7 из 10 жителей Северной Америки считают  себя религиозными (73%), четверть — нерелигиозными (25%) и только 1% назвались атеистами. В Канаде доля религиозного населения  меньше – 58%,

33% — нерелигиозны, а  6% — атеисты.

Уровень религиозности  в Западной Европе в среднем составляет 60%. Греция – наиболее религиозная  страна среди западноевропейских стран (86%), а Норвегия – наименее религиозная (36%).

Хотя в большинстве стран  этого региона большая часть  населения является религиозной, в  таких странах как Норвегия, Нидерланды и Великобритания количество религиозных  и нерелигиозных жителей примерно одинаково.  

Во всех странах  Восточной и Центральной Европы как минимум 6 из 10 респондентов религиозны. Исключением является Чешская Республика, где половина населения считают  себя нерелигиозными (51%), а одна пятая  часть (20%) является атеистами. Наивысшие  показатели религиозности были обнаружены в Косово (86%), Македонии, Польше и  Румынии (85% во всех трех странах).

Азиатско-Тихоокеанский  регион по праву может называться регионом контрастов. В нескольких странах, например на Филиппинах (90%) и  в Индии (87%), приверженность к религии  очень сильна, в то время как  в Таиланде и Японии выявлено наибольшее число респондентов называющих себя нерелигиозными (65% и 59% соответственно).

Обратите внимание

Гонг-Конг – единственная страна в  мире, где доля убежденных атеистов превышает половину жителей страны — 54%. Интересны здесь также будут  данные и по атеистическому настроению среди населения планеты Земля.

По данным американского колледжа Питцер в первую десятку атеистических  стран вошли: Швеция (атеистами являются минимум 45%, максимум 85% жителей этого  государства), Вьетнам (81%), Дания (43-80%), Норвегия (31- 72%), Япония (64 — 65%), Чехия (54 — 61%), Финляндия (28 — 60%), Франция (43 — 54%), Южная  Корея (30 — 52%) и Эстония (49%).

Россия в  этом перечне оказалась на 12-м  месте (24-48%), а США не попали в список наиболее атеистичных государств мира. Важная характерная черта современной  религиозной ситуации в мире –  это религиозный плюрализм, многообразие религий.

По утверждению  Всемирной христианской энциклопедии, издающейся в Великобритании, в мире можно насчитать порядка 10000 различных  религиозных течений.

Самой большой, но не доминирующей религией является Христианство (33,0 % общего населения). Пятая часть  населения Земли исповедует Ислам (19,6 % населения Земли). 13,4 % исповедуют Индуизм. 6,4 % – Китайскую этническую религию. Буддисты представляют 5,9 %. Этнические религии – 3,6%.

Новые азиатские  религии – 1,7 %. Вне всякой религии  находятся 12,7 % населения Земли. Атеисты  – 2,5 % населения Земли. Менее одного процента составляют следующие малые  религиозные группы Сикхисты – 23 млн. человек, около 0,3%. Иудаисты –14 млн. человек, около 0,2 %. Бахаисты – 7 млн.

человек, около 0,1%.

Анализ приведенных  данных, позволил сделать следующий  вывод:  существует большое количество религий и религиозных направлений, которые различаются между собой по религиозным убеждениям. Но суммарное количество верующих значительно превышает количество атеистов.

https://www.youtube.com/watch?v=EqSkoSyO1kg

Раздел  II. “Функции религии.” 

Функциями религии называют — способы влияния религии на жизнь людей

Сколько у религии  функций и как  они  называются  —  это  пока  еще  предмет

дискуссии между  религиоведами. Мне кажется более  правильной  точка  зрения,

согласно которой  существуют четыре основные функции  религии.

 Существует четыре основных функции религии. Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или – как) они влияют на жизнь людей.

Мировоззренческая функция религии – это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.

Политическая  функция религии – это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.

Важно

Культуротранслирующая функция религии – это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

Нравственная  функция религии – это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.

Это деление довольно условно, так как одно и тоже деление  или идея может трактоваться как  отражающее две, а то и все сразу  функции религии. Во всех случаях, функции  религии вносят в жизнь людей  как положительные, так и отрицательные  результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы [4;35].

Мировоззрение – это совокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией.

Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, а соответственно и жизненные ориентиры (которые имеют нравственную природу), существует ли загробная жизнь и другие.

Обратите внимание

Если специальная информация интересует только людей определенной профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.

Сформировавшись на базе мифологического воззрения  на мир, религия приняла в себя мифологию и фактически поглотила  её. Неспособность человека осмыслить  многие концепции формирующегося института  религий без наглядности, некой  воплощаемости мировых порядков, вылилось в то, что все древние  религии имеют мощную мифическую составляющую.

Будь то дошедшие до наших  дней буддизм или иудаизм, или  почившие греческие или египетские верования. Каждая из ранних религий  несла свой новый набор мифов, которые трактовали мир с определенных позиций, взаимосвязанность и взаимоперекликаемость  многих из них оставили то, что можно  назвать протосюжетом или архисюжетом.

Совет

Огромная заслуга древних религий  в том, что они не только выполняли  организующую и миротолкующую систему  своего времени, но и, пройдя сквозь века, стали своеобразным фундаментом  для общечеловеческого сознания.

Нельзя рассматривать древние религии  только как базис, уже тогда были сделаны попытки ответить на важнейшие  вопросы человека, и нельзя сказать, что мы достигли прогресса с того времени.

Заслуга религии  в формировании современного мировоззрения  и нравственность должны признавать не только люди верующие, но и убежденные атеисты, а попытки утверждать, что  наш вид мог самостоятельно придти к современным общечеловеческим моральным нормам, подобны попыткам написать историю человечества в  предположении обладания людьми двух противопоставленных больших пальцев на каждой руке [6;756].

Несмотря на то, что западные религии имели больший  исторический резонанс, но в глубинном  мировоззренческом, фундирующем все  срезы бытия человека, смысле восточные  религии преуспели на порядок  больше.

Это связано еще и с  тем, что восточные религии –  это скорее философии, а именно философия  всегда действует на манер поля, проникает в человеческое сознание постепенно, но зато внося необратимые изменения.

 То, что насильственно пытались создать коммунистические государства (и то, что сейчас может породить масскультура) уже существовало, но в отличие от современных попыток обезличения восточные религии предлагают внутреннюю гармонию, которая для отдельно взятого человека чаще важнее, чем все достижения «прогресса». Возможно, эта гармония, тесно взаимосвязанная с «обезличиванием» в восточной религиозной традиции, и не является однозначным плюсом, но и назвать ее «минусом» также было бы ошибкой.

Еще одним из плюсов религиозной мировоззренческой  информации в том, что религия  помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции, дает людям  утешение. Люди нуждаются в преодолении  отрицательных эмоций, внезапных  приступов ужаса. От переизбытка  отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума.

Религиозное  утешение – это своеобразная форма  психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря  этому утешению многие люди продолжают жить сейчас. Такое утешение спасает  людей именно в часы перемен, невзгод.

Но здесь религию нужно контролировать, из-за вмешательства человеческого  фактора.

Обратите внимание

Ведь для привлечения верующих (паствы), недобросовестный «священник»  может пойти на искусственное  создание ситуации, когда человеку необходимо утешение (и некоторые  войны прошлого и конфликты настоящего используются именно для этой цели, которая называется властью).

Вообще, религиозное утешение имеет не только положительный эффект, но и отрицательный. Ведь если человек начнет слишком  сильно полагаться на религию это  расслабит его, может сделать  слабее как личность. И в момент случайного разочарования в религии  человек может получить травму еще  более серьезную, чем та, от которой  религия его спасла [7;155].

Другой плюс данной функции религии состоит в  том, что она порождает и поддерживает общение у людей с общим  для них мировоззрением. Особенно сильно испытывают недостаток общения  многие пенсионеры. Но страдают от одиночества  и люди среднего возраста, и определенная часть молодежи. При помощи религии  эта отрицательная сторона жизни преодолевается [3;423].

С точки зрения светского  человека можно говорить о наличии  двух минусов у мировоззренческой  функции религии. Первый минус –  отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку.

Имеется  в виду, что люди, принадлежащие  к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно.

Совет

Чем более сильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем более сильными является отчуждение между верующими разных конфессий.

К сожалению, решение этой проблемы зависит от самих религиозных организаций, которые подчас специально жестко трактуют верования для приобретения влияния и авторитета в мире (именно такой причиной, а не отстаиванием чистоты веры можно объяснить действие некоторых террористических организаций).

Руководство ряда религиозных  организаций учит своих последователей по-братски, по-товарищески относиться к людям с иной мировоззренческой  ориентацией. Во многих религиях (в  православии, католицизме, исламе) наличие  или отсутствие такого отчуждения или, по крайней мере, его степень зависят  от уровня культуры и уровня нравственного  развития верующих.

Важно

Наиболее цивилизованные верующие, вопреки догматике, подталкивающей к отчуждению, и в соответствии с нравственными нормами, призывающими к сближению, ведут себя по отношению  к инакомыслящим дружелюбно [3;223].

Но, тем не менее, при всей толерантности и приятию взглядов других людей есть границы, которые верующие не перейдут никогда, это полное принятие взглядов другой конфессии.

Второй минус  мировоззренческой функции –  понижения уровня социальной активности верующих людей. Под социальной активностью  понимается нерелигиозная деятельность, направленная на служение другим людям  или обществу в целом.

Это и  общественно-полезный труд и общественно-политическая деятельность, и научно-культурная деятельность, и помощь нуждающимся.

Религия через свою мировоззренческую  функцию в основном мешают участию  верующих в общественно-политической деятельности (участие в выборах, митингах и демонстрациях, в разработке и обсуждении политических документов, в деятельности профсоюзов, политических партий и т. д).

Многие религии  призывают к благотворительности. Благотворительность не есть единственная деятельность, заслуживающая внимания в этом мире, к тому же одновременно сила этого призыва в какой-то мере гасится ее мировоззренческой  функцией.

С точки зрения историков, здесь существует реальное противоречие, в котором в зависимости от традиции конфессии и уровня цивилизованности верующих доминирует или социально-пассивная или социально-активная сторона.

Любая религия требует времени на совершение некоторых «формальных» действий: молитва, действие культурного характера, формализации некоторых сторон жизни.

Совет

Тут же верующему нужно следить, чтобы вера не перетекала в ритуал и таким образом человек окажется потерянным и для светского общества и того, к которому он себя причисляет по инерции. Эта внутренняя формализация является одной из главных опасностей человека верующего.

Источник: http://stud24.ru/religion-mythology/religiya-v-sovremennom-obshhestve/416280-1427825-page1.html

Ссылка на основную публикацию