Что такое устьянский рог?

Что такое устьянский рог?

Идея использовать в хозяйстве наросты на головах рогатых животных, наверное, родилась еще в глубокой древности человеческой истории. Насчитывающее почти четыре тысячи лет захоронение трехмесячного младенца рядом с мумией «лоуланьской красавицы» (северо-запад Китая) среди прочего инвентаря содержит и коровий рог — в качестве бутылочки для молока…

На такое использование рога наталкивала сама его естественная форма. По той же причине делали из рога пастушьи рожки, пороховницы, чернильницы — лишь опилив его, очистив и обеспечив пробками и иными деталями.

А вот «править» — выпрямлять рог, обрабатывать его как плоский материал — до этого в российских пределах додумались вологодские мастера.

Обратите внимание

Они изобретали новые приемы обработки, формы изделий, творили, воспаряя от рамок кустарного промысла к высотам искусства.

Устьянщина, давшая половину названия промысла — это юго-запад Кадниковского уезда Вологодской губернии. Вторая половина названия — «рог» — конечно, от использовавшегося материала. Сырье для промысла — это коровьи рога.

Ассортимент продукции промысла был широчайший.

Производились пуговицы (хотя они чаще вырубались из иного материала — копыт), вилки, ложки, зубочистки, гребни, шпильки, мундштуки, шкатулки (в том числе и украшенные мозаикой из рога), ножи для бумаги, а также принадлежности для аптекарской работы (пинцеты, совки, шпатели, чашечки), те же чернильницы, пороховницы, оправы для пенсне… Промысел был в состоянии удовлетворять массовый спрос на недорогие предметы повседневного обихода, но также и производить вещи уникальные, элитарные.

Изделия промысла сейчас хранятся в музейных коллекциях Москвы и Петербурга. Наиболее значительная же коллекция принадлежит Вологодскому государственному музею-заповеднику.

Это собрание включает в себя даже изготовленную из рога мебель — два кресла и туалетный столик! Здесь фонд формировался целенаправленно, экспонаты собирали в ходе историко-этнографических экспедиций.

Среди экспонатов оказались не только сами изделия, но и орудия производства — инструменты, станки, использовавшиеся мастерами.

Предполагается, что основателем промысла был вологодский крестьянин Андрей Андрианович Глинкин, который освоил «премудрость» в Петербурге, в конце 1830-х годов, и, вернувшись на родину, основал здесь дело по изготовлению гребней. Соотечественники Глинкина воодушевились его примером, промысел вышел за пределы и родной деревни, и Устьянской волости. В 1878 году занятыми в промысле числилось 158 мастеров, а в начале XX века — уже 700!

Обработка рога для изготовления всех этих вещей требовалась долгая, работа была весьма грязная.

Важно

Промысел не мог основываться только на местном сырье — потому существовала надобность в заготовителях, оптовых поставщиках (вспомним приснопамятную контору Остапа Бендера «Рога и копыта»!). Рог от местного скота был мелким, коротким.

Мастера предпочитали работать с рогом от черкасских волов, холмогорских быков. Закупали рог и за границей, отвозя туда готовые изделия. Широко сбывалась готовая продукция и на территории всей России.

Подготовка сырья ставила целью прежде всего очистить рог, выварить, чтобы он стал мягким, а затем — выпрямить под прессом, сделать плоским. Полученные таким образом плашки поступали к «роговщикам» — мастерам-художникам. От них требовалось определить назначение плашек, сообразуясь с природным рисунком, который выявила обработка.

Мастера активно применяли в работе над изделиями сквозную резьбу (хотя особенности материала не всегда позволяли это делать), окрашивали, шлифовали, полировали. Рог в процессе обработки обретал полупрозрачность и цвет (либо природный, либо приданный протравой). Полупрозрачность и волокнистость рога обеспечивали игру света в толще материала. Полированный рог был красив, приятен на ощупь.

Отходы производства — обрезки, стружка — использовались как удобрение и как сырье для клееварения.

Этот промысел — «устьянский рог» — выдается из ряда прочих народных художественных промыслов довольно четкими хронологическими границами своего бытования. С середины XIX до середины XX века жил он. Потребность рынка вызвала его к жизни, рыночная же реакция — конкуренция пластиковых изделий, полное отсутствие спроса — обусловила и его «смерть».

На конец XIX в. в России вообще приходился взлет интереса к художественным особенностям различных кустарных промыслов, постановка их на «научную» основу, начало их изучения. Тому свидетельство — всевозможные выставки, устройство кустарных музеев, преподавание ремесел в школах и училищах. А также внимание историков, этнографов к промыслам, истории их бытования.

Все эти этапы прошел в своем развитии и устьянский рог. Как это характерно для многих других промыслов, после революции 1917 г.

Совет

кустари-роговщики объединялись в артели, была попытка создания фабрики по производству роговых изделий. Удар, после которого промыслу не суждено было оправиться, нанесла Великая Отечественная война.

На фронте оказались мастера — без них некому было выполнять трудоемкую, требовавшую сильных мужских рук работу по правке рога.

После войны случился короткий период оживления промысла, но гораздо проще и выгодней оказалось делать ту же продукцию из пластмасс. В 1990-е годы была предпринята попытка восстановить промысел, но без государственной поддержки она оказалась обречена на неудачу.

Конечно, пытаться восстановить промысел в прежних формах и объемах — затея бессмысленная. Но как художественный промысел устьянский рог вполне мог бы существовать. Для того, например, чтобы самобытными сувенирами пополнить багаж туристов. И дать занятие местному населению. Но более всего — для того, чтобы региональная культурная жизнь имела оригинальный характер.

автор: Люба Мельник
источник: shkolazhizni.ru

Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/voprosy-istorii/chto-takoe-ustyanskij-rog.html

«устьянский рог»: история промысла

«УСТЬЯНСКИЙ РОГ»: ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА

Е. С. Куликова

И. Д. Попов, научный руководитель

Вологодский государственный технический университет

г. Вологда
«Устьянский рог» – традиционный промысел Вологодчины, который на протяжении многих десятилетий пользовался известностью в масштабах всей страны. Его история по-прежнему нуждается в расширении и углублении исследований.

В настоящей работе, помимо сведений научных трудов, привлечены материалы периодических изданий («Вологодские губернские ведомости», «Красный Север», «Русский Север», «Северная Новь») и изучены экспонаты «устьянского рога», выставленные в Усть-Кубинском краеведческом музее. Кроме того, автором проведён опрос жительницы д.

Филисово (Усть-Кубинский район) Надежды Александровны Плешковой (1926 г.р.), которая работала на фабриках, выпускавших в советское время роговые изделия. 

Возникновение «устьянского рога» относят к середине XIX в. Своё название промысел получил в связи с тем, что им занимались преимущественно жители Устьянской волости Кадниковского уезда.

Однако выделкой рога промышляло и население соседних волостей (Заднесельской, Корнеевской, Новостаросельской).

Особенностью изделий «устьянского рога» было их изготовление не на местном, а на привозном сырье [1, c. 239]. 

Основание промысла на Устьянщине приписывается Андрею Андриановичу Глинкину (д. Борисово), который, освоив технологию производства в Петербурге, обучил ей местных жителей. Устьянские кустари изготовляли в основном гребенные изделия. Многие из них на роговом промысле разбогатели и переселились в Петербург. Так, семья А.

Обратите внимание

Глинкина смогла купить значительное количество пахотной земли, 20 коров и 3 лошади, а также завести 2 роговые мастерские. Александр Андреевич Красавин (д. Филисово) был единственным мастером, занимавшимся выделкой черепахового панциря, а его родственник Александр Васильевич Красавин купил 4 дачи в Гатчине и 3 дома в Петербурге благодаря торговле продукцией промысла.

Хозяин Павел Платонович Паршин (д. Плющево) сумел механизировать свои мастерские, в которых изготовлялось до 140 видов изделий, получать годовой оборот в 200 руб., а вскоре построить кирпичный завод на реке Кихть. Механик-самоучка Иван Николаевич Костыльков (с. Устье) за изобретение уникальных машин по выпиливанию зубьёв у гребёнок удостоился премии в 5 тыс.

Читайте также:  Что такое психологическое насилие?

рублей, что составляло 8-летний заработок кустаря.

Всего в середине XIX в. в Устьянской волости работало 158 гребёнщиков, проживавших дома, и 42 временно проживавших в Петербурге. В начале XX в. этим промыслом занималось около 300 семейств «при 700 человек рабочих».

Изделия устьянских мастеров постоянно экспонировалась и отмечалась медалями и премиями на всероссийских и международных художественно-промышленных выставках. Продукция поставлялась не только на местный рынок, но и сбывалась в Киеве, Харькове, Казани, Нижнем Новгороде, прибалтийских и польских губерниях, Германии и Османской империи.

Коллекции Усть-Кубинского музея насчитывают самые разнообразные роговые изделия, как правило, бытового назначения: гребешки, пуговицы, вешалки, кабинетные приборы, роговой подсвечник, свисток-манок, рожок для вскармливания младенцев.

Некоторые творения устьянских мастеров имеют настолько значительную художественную ценность, что выставлены в коллекциях Эрмитажа, Русского музея, Музея народного искусства Москвы и Русского этнографического музея [1, c. 228].

После Октябрьской революции кустари Устьянщины были объединены в артель роговых и кружевных изделий, которая располагалась в д. Филисово и насчитывала порядка 800 роговщиков и 130 кружевниц. В 1924 г. роговщики объединились в артель «Единение», которая в 1925 г. была переименована в «Первенец Севера».

Выпускали в основном пуговицы, гребешки и расчёски. В 1930 г. артель была реорганизована в фабрику, при которой были построены новые цеха, открылась спецшкола. Обновился ассортимент выпускаемой продукции (оправы для очков, аптекарская посуда, сувенирные изделия).

Однако в годы Великой Отечественной войны фабрика резко свернула производство.

После войны производство было восстановлено и фабрика выпускала до 118 видов изделий (преимущественно гребенные изделия). На фабрике в то время были зубильный, наждачный, пемзировочный и упаковочный цеха.

На каждом процессе была установлена своя норма выработки. По воспоминаниям Н.А. Плешковой, условия труда были тяжёлые, многое выполнялось вручную.

В помещении постоянно стоял удушливый запах распаренного материала из копыт крупного рогатого скота.

Важно

В 1950-х гг. рог сняли с производства как более дорогой и трудоёмкий материал, заменив его галалитом. Тем самым технология обработки рога стала утрачиваться. В 1964 г.

филисовское производство прикрепили к Вологодской пуговично-гребенной фабрике, которая в 1968 г. была переименована в «Фабрику ученических изделий». Производиться стали только гребешки из винипласта [1, c. 245-246].

А после распада Советского Союза было свёрнуто и это производство, цеха в Филисове окончательно закрылись.

В настоящее время большинство людей, владевших технологией обработки рога, либо умерли, либо разъехались, а сам промысел практически забыт. Тем не менее, в современных условиях роговые изделия нашли бы своего потребителя, поэтому хочется надеяться, что «устьянский рог» будет возрождён усилиями местных жителей и при помощи властей.

1. Глебова А.А., Бызова Л.А. Устьянский рог // Послужить Северу… : Историко-художественный и краеведческий сборник / Отв. ред. А.В. Быков. — Вологда: Арвидсура, 1995. – С. 226-249.

Источник: http://mognovse.ru/ywm-usteyanskij-rog-istoriya-promisla.html

Коллекция «Металл, дерево, орудия производства»

02.12.2016

Изделия из рога в коллекции АМЗ

В музейных собраниях встречаются небольшие, на первый взгляд, малозначимые коллекции, которые редко попадают в поле зрения специалистов, ученых. Одной из таких коллекций является коллекция изделий из рога, включающая в себя различные предметы как утилитарно-декоративного, так и художественного направления. (рис.1-4)

Что же подразумевается под термином «рог»? Рог-это костный стержень, покрытый роговым чехлом, который растет вместе с костным стержнем от основания рога, с годами покрываясь новыми слоями рогового вещества. Этим объясняется его слоистая структура.

Довольно тонкий у основания, роговой чехол постепенно утолщается, образуя на вершине очень плотный монолитный конец. Роговой чехол, из которого удален костный стержень, мастера обычно называют просто рогом. Одним из свойств рога является его упругость, он хорошо держит форму.

Правда, материал чувствителен к колебаниям температуры и влажности и может покоробиться или расслоиться. При прессовке в формах (рог при нагревании размягчается) он не позволяет делать резких изломанных линий, крутых поворотов.

Все роговые изделия отличаются мягко — заоваленными контурами, спокойными формами, плавными линиями. Вещи удобны в эксплуатации, просты и красивы. Рог используют для изделий, которые условно можно разделить на 2 группы.

Первая – изделия, в которой художники используют природную форму рога-совки, черпаки, кубки, раструбы музыкальных инструментов (жалейка, волынка). Ко второй группе можно отнести предметы, сделанные из распрямленных пластин рога: гребни, лотки, женские украшения. [5]

Расскажем немного о технологии выделки рога. Коровий рог хорошо режется (в распаренном виде даже ножницами), гнется, прессуется, полируется и окрашивается. Его можно отделывать инкрустацией, гравировкой, ажурной резьбой, насечкой. Подготовка сырья включает в себя очистку и выварку рога — для того, чтобы он стал мягким.

Совет

Затем его выпрямляют под прессом. Полученные таким образом плашки поступают к мастерам-художникам, отсматривающим сырье, выявленный природный рисунок и определяющим, для чего их можно использовать. Рог в дальнейшем окрашивают, шлифуют, полируют. В процессе обработки после протравки он приобретает цвет или более ярко выявляется природный рисунок.

[7],[4] В производстве художественных изделий рог используют целиком, частями или отдельными распиленными и подобранными по цвету пластинками, предварительно подогретыми и выгнутыми в соответствии с разработанной композицией. Готовое изделие обтирают маслом во избежание растрескивания и расслоения.

[1] Отходы производства использовались как удобрение и сырье для клееварения.

Известно, что обработкой рога люди занимались еще с периода палеометалла. [6] Идея использовать в хозяйстве наросты на головах рогатых животных, наверное, родилась еще в глубокой древности.

Насчитывающее почти четыре тысячи лет захоронение трехмесячного младенца рядом с мумией «лоуланьской красавицы» (северо-запад Китая) среди прочего инвентаря содержит и коровий рог – в качестве бутылочки для молока. На такое использование рога наталкивала сама его форма. По той же причине делали из рога пастушьи рожки, чернильницы и т.п.

— достаточно было очистить рог, опилив его и снабдив необходимыми деталями (пробки и т.п.) А вот «править» — выпрямлять рог, обрабатывать его как плоский материал — идея вологодских мастеров. Они изобретали новые приемы обработки, формы изделий – таким образом появился целый промысел — устьянский рог, а изделия стали стремиться к высотам искусства [2].

Позже, уже в советское время, дело кустарных мастеров было продолжено в промышленных масштабах — рог прочно вошел в сферу художественной промышленности. Практически при каждом мясокомбинате обычно был художественный цех, который выпускал изделия из простой животной кости и рога.

Поскольку рог является отходом производства мясной промышленности, предприятия по его художественной обработке были широко распространены.

Основные из них: Сувенирная фабрика в Кисловодске, Хотьковская фабрика резных художественных изделий и игрушек, под Москвой, Сочинская сувенирная фабрика, Махачкалинский художественный комбинат, Калининское производственное объединение художественных изделий и игрушек, московский и ленинградские мясокомбинаты.[3],[1] В Астрахани изделия –сувениры из рога выпускались цехом ширпотреба Астраханского головного мясокомбината (с подчинением Управлению мясной и молочной промышленности РСФСР[8]). Часть изготовленных в нем в 1970-1971гг. сувениров хранится в фондах Астраханского музея-заповедника. Наиболее популярны скульптуры, изображающие животных, птиц, цветы (рис.1,2,4).

Художественные изделия из рога подразделяют по назначению и тематике. По назначению их делят на 3 группы: утилитарные изделия – это бытовые предметы (карандашницы, лотки) и предметы туалета (пудреницы), декоративные изделия — предметы украшения интерьера (декоративные рога, настенные панно, цветы, миниатюрная скульптура), сувениры.

Читайте также:  Как устроен мир? горизонтальная и вертикальная структуры мироздания

По тематике различают: изделия с трудовыми, героическими, спортивными, сказочными, басенными сюжетами и изделия, изображающие животных и птиц. Изделия из рога выпускают двух сортов — первого и второго. К художественным изделиям из рога относятся художественно оформленные предметы, изготавливаемые из рога крупного рогатого скота.

В коллекции «Металл, дерево, орудия производства» Астраханского музея-заповедника хранятся предметы, использовавшиеся в быту или аптекарском деле: весы для взвешивания лекарств с чашечками из рога, столовые приборы с костяными накладками (ножи). В коллекции «Этнография» — предметы декоративного плана — фигурки животных, растений из гнутого рога, изделия для туалета — гребни, расчески и др.

Даже обыкновенные чашечки для весов из музейных коллекций непохожи друг на друга благодаря неповторяющемуся узору из пятен и разводов различной причудливой формы, удачно подмеченных и подчеркнутых художником.

Обратите внимание

Найти и усилить природную красоту материала — одна из главных задач мастеров, работающих с рогом.

Своеобразие роговым изделиям придает волокнистое строение материала – полупрозрачные волокнистые слои, блестяще отполированные поверхности, отражающие свет, создают неповторимую игру и завораживают взгляд.

Рисунок роговых произведений чрезвычайно разнообразен, но преобладает мягкая гамма теплых оттенков. В одном изделии может быть целая палитра красок от белесых, светло-желтых до густых коричневых и даже черных.

Некрасивые роговые плашки мастера умело окрашивали, используя различные протравы для рога, умели красить рог и под «черепаху». Окрашивание рога возможно в широкую палитру оттенков — от черного до светло-серого. Роговый материал, неяркий и неброский, после химической обработки становился эффектным и декоративным.

В последнее время отмечают всплеск интереса к изделиям из рога, несмотря на дешевизну и, казалось бы, привлекательность аналогов из пластмассы, что позволяет надеяться на возрождение рогового промысла.

Ведь природная образность материала, теплота, мягкая эластичная упругость выгодно отличают его от любого вида искусственных материалов. Рог можно использовать в качестве инкрустации, сочетать с деревом, металлом.

Разнообразные колье, гривны, браслеты, цепи, красивые вставки в дамские сумочки, пояса, роговые бляшки в качестве подвесок в ювелирных украшениях и т.д. — все это, без сомнения, найдет своего потребителя.

Думается, что современными были бы различного вида портсигары, коробочки, а также столовые и десертные наборы, разнообразные лоточки. [2] В свою очередь, коллекция музея-заповедника может служить прекрасным материалом для мастеров.

Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4

Источник: http://astrakhan-musei.ru/article/article/view/17224

Секрет устьянского экономического чуда · Правда Севера

Такого количества успешных предпринимателей на один квадратный километр, как в Устьянах, нет ни в одном другом районе области…

Наверно, даже далекие от бизнеса люди слышали такие имена, как Владимир Буторин («Устьянская лесопромышленная компания»), Александр Фиалковский («Агрофирма Устьянская» и строительная фирма), Олег Воробьев (спорткомплекс в Малиновке и строительство деревянных домов). В общем, эти люди и есть флагманы основных направлений экономического развития района: лесопромышленный комплекс, сельское хозяйство, спорт и туризм, строительный бизнес.

За ними стоит целый ряд предпринимателей средней руки, также создающих рабочие места, платящих налоги и занимающихся инвестициями в бизнес.

Важно

На днях с устьянскими предпринимателями в рамках «президентского» формата встретился губернатор Игорь Орлов. И сложилось впечатление, что встреча была легкая.

Нет, о проблемах говорили, но в таком ключе: как сказал гендиректор «Дмитриевского ЛПХ» Константин Рогов: «Озвучил проблему – предлагаю решение».

По мнению почти всех предпринимателей, путь решения проблем лежит через взаимодействие власти и бизнеса, скажем так, на взаимовыгодных условиях.

Президент «Союза лесопромышленников Устьянского района» Николай Кротов обратил внимание главы региона на то, что у небольших местных переработчиков, несущих социальную нагрузку, нет собственного сырья.

Например, открывший первый в районе цех по производству пеллетов Владимир Шанин собственного сырья на своей лесопереработке имеет лишь двадцать процентов. Подобный «заброс» губернатору о необходимости поскрести по сусекам расчетной лесосеки или перераспределить лес от больших переработчиков малым делают в каждом районе.

 – Скажите, – обратился Игорь Орлов к лесникам, – бизнесмен будет открывать предприятие по продаже машин, если не будет знать, где брать эти машины? Нет. Мы должны понять, не приблизились ли к максимальному числу лесопереработчиков.

Ведь из 11 миллионов расчетной лесосеки, которую рубит область в год, больше половины приходится на долю как раз малых предприятий. А такие гиганты, как Илим, Титан, УЛК, Онегалес, Регионлес, вместе взятые рубят меньше половины.

Поэтому соотношение между малым и крупным бизнесом более чем комфортное.

Другое дело – невостребованная инвестиционная лесосека, такую региональное правительство может забирать и забирает. Еще наша область стала пилотной по реализации проекта лесоустройства.

На этот год из федерального бюджета выделено порядка 30 миллионов рублей на три лесничества в южных районах области для проведения лесной ревизии. Работа на условиях софинансирования и государственно-частного партнерства будет продолжена и в следующем году.

Это может выявить резерв расчетной лесосеки, которая достанется социально ориентированным предпринимателям.

Совет

Один из таких предпринимателей, Константин Рогов, рассказал губернатору о бездорожье, мол, готов сам отремонтировать дорогу, только за счет своей переплаты за аренду леса в бюджет региона: «Верните ее мне».

— Все так рассуждают: мы переплатили, значит, деньги наши, отдайте нам. Но это деньги бюджета всей области, бюджет расходуется в соответствии с законом о бюджете. Но у вас в Киземе есть уникальный шанс решать проблему дорог за счет федеральных инвестиций, – предложил губернатор.

Кизема признана моногородом первого уровня. Для решения проблем таких моногородов правительство страны направляет десятки миллиардов рублей, в том числе на ремонт и строительство дорог и мостов.

Например, в Северодвинске, тоже признанном моногороде, на строительство автомобильного моста будет направлено 2,6 миллиарда рублей федеральных денег.

 Значит, Кизема, совместно муниципальная власть и бизнес, готовит проект ремонта и строительства, который представит федеральному правительству.

Сельхозбизнесу в Устьянах можно давать ордена. В Коми бы Александр Фиалковский, который недавно ввел в эксплуатацию новое современное предприятие на 1200 голов, точно бы его получил. Ведь там глава республики вручил ордена руководителям, чьи хозяйства дают больше пяти тысяч литров молока на корову в год. У Фиалковского – семь.

Он говорил о региональной части субсидии на молоко, которую хорошо бы, по его мнению, увеличивать пропорционально росту тарифов, стоимости ГСМ и так далее. А еще Фиалковский планирует в селе Молодоры строить новую ферму на 1200 голов. Значит, необходим кредит, а государство приостановило субсидирование процентов по кредитам.

Коллега Фиалковского, занимающийся мясным производством, Алексей Георгица посетовал на строгие требования по забою скота. Надо строить централизованную бойню, но везти туда хозяйству бычков дорого.

Но мясо и молоко – востребованный продукт. Особенно сейчас. Так, устьянское молоко ждут в Псковской области и предлагают Фиалковскому увеличить объемы поставки. А мяса КФК Алексея Георгицы не хватает даже основным потребителям – школам и детским садам района. Значит, правительство продолжит политику поддержки сельхозтоваропроизводителей.

Обратите внимание

Что касается организации в Устьянском районе туристического кластера, то здесь благодаря государственно-частному партнерству развеяны сомнения последних скептиков.

Олег Воробьев рассказал, что осенью примут в эксплуатацию первый этап строительства в Малиновке лыжебиатлонного центра. Сейчас заканчивается укладка покрытия лыжероллерного круга.

А уже в марте 2015 года в Устьянах состоится чемпионат России по лыжным гонкам.

Но тут встал вопрос: только спортсменов приедет более 500 человек. Пока гостиничных мест не хватает. Хотя строительство в Устьянах ведется хорошими темпами. За 2013 год в районе построен 91 жилой дом (252 квартиры), в том числе 72 – частных.

В 2014 году здесь планируют ввести в эксплуатацию детский сад на 220 мест и продолжают реализацию программы переселения граждан из аварийного жилья. Большинство подрядов выполняет местный домостроительный комбинат, которым руководит Роман Воробьев.

Претензий к качеству и срокам у властей практически нет.

Наверно, никакого секрета «устьянского чуда», которое бы объяснило здешнюю предпринимательскую активность, не найти. По словам главы региона, все дело в балансе интересов власти и бизнеса.

Елена ПОНОМАРЕВА.

Фото автора.

Источник: http://PravdaSevera.ru/society/-079dbt4d

Патриот Поморья

ПодробностиКатегория: НовостиСоздано 04 Декабрь 2012Автор: AdministratorПросмотров: 2117

Память об «уходящей натуре» устьянского наречия стремятся сохранить авторы оригинального словаря

Читайте также:  Переход на летнее время. кому выгодно перевести стрелки?

Кто бывал в северной глубинке, знает, как часто приезжие не понимают речь местных. Вроде бы и на русском языке говорят, а поди ж ты! Мы с сестрой были маленькими, когда наша семья вернулась в устьянскую деревню из Северодвинска. Помню, как нас, недавних городских жителей, смешили местные выражения…

Порато прикольно?

Как-то двоюродный брат сказал: «Вам даве дадено» (вам уже давали), а мы хохочем: для нас «даве» с «давить» по смыслу связано. Соседа позовешь на улицу, а он в ответ: «Недосуг мне, помани!» Стоишь и думаешь: «Странный какой… Ведь не собака, чтобы его манить!» А на самом деле сказал он: «Некогда мне, подожди!»

Постепенно мы освоились, некоторые местные слова и сами стали использовать. Устьянский диалект вжился в нас, стал родным. Да и как не стать, если на нем разговаривали наши предки, наши родители! Но разговаривали мы все же в основном на русском литературном языке.

На протяжении жизни нашего поколения устьянский диалект стал стремительно исчезать. Но нашлись те, кто не остался равнодушным к этому процессу, кто решил сохранить наше «устьянско наречье».Началась работа над книгой с открытия темы «Местный диалект» в группе «Устьяны» в социальной сети «ВКонтакте».

Важно

Первое сообщение 28 октября 2007 в 17:32 написала Вера Курбатова: «Очень интересные слова в нашей местности встречаются, которые не знают в других географических местах нашей родины, например «порато». Очень хотелось бы узнать еще таких колоритных слов и щеголять ими.

Это же так прикольно!» Забегая вперед, скажу: кто мог предположить, что ровно через пять лет, почти день в день, 26 октября 2012 года, состоится презентация уже изданной книги?!Затем была создана группа «Устьянский словарь», где и закипела работа.

Постепенно сформировалась редакторская группа: Андрей Истомин (Архангельск), Василий Силин (Дюссельдорф), Александр Уваров (Москва), автор этих строк (Северодвинск).

К нам присоединились работавшие вне Интернета над устьянским диалектом Владимир Мамонов из деревни Зыково Устьянского района и Нина Филимонова из Архангельска.Участники группы охотно делились своими впечатлениями и воспоминаниями.

Свежое молоко для бажеников

«В детстве частенько приходилось гостить в деревне Малая Вирова. Детей, любя, называли бажениками, тысинками, мезоньками. Было потешно, но какое-то непонятное тепло исходило от этих слов. До сих пор так и не знаю, что они значили», — вспоминает Анатолий Попов.

«Детские воспоминания: толокно с брусникой, с молоком, простоквашей, — рассказывает Владимир Паршин. – Кстати, простоквашу называли «свЕжее молоко», так как свернулось, или говорили: «молоко сселось», а просто молоко – «пряснОе».

Когда научился читать, было непонятно, почему молоко, только что подоенное, называют «парным»? Считали, что «парное» – это «пропаренное», то есть из печи».

А этим поделился Геннадий Ручьев: «В детстве, если что неладно сделаем или «диковали» (тоже бабушкино слово) – дурачились, по-современному, – бабушка ругала: «Што ты, паре, дичь окаянная?! Берёзовой каши получишь!» Александр Любушин: «В свое время в нашей деревне жил древний дед с бабкой, так они порой фразу такую выдавали, когда говорили о людях, к ним приходящих: «Почто, паря, Митька, в обутке не смахнутом в Избу ходишь?»Людмила Михеевская пишет: «Я приезжала в гости в Ивашевскую, помню: «Возьми-ко, мезонька, вехоть, да вышоркай мост по-хорошому, с дресвой, да не жалей пяток-то, голиком да с дресвой пуще, пуще шоркай!» Доставалось и маленьким родственникам: «А вас-то лешой носит с кусками, не насоплИсь за столом-то. Шибани их вехтём-то по пИвиче/пИвице (затылку)!»А вот воспоминания Ирины Карташовой: «Встречаются две тетки – одна в магазин по хлеб, другая оттуда.– Сегодня хлеб-то цёрный цёрсвОй-цёрсвОй…– А белый?– А белый ницяво!»Когда приезжаешь домой, в Устьянский район, после долгого перерыва, местная речь так и ласкает слух, ее воспринимаешь, как музыку.

«…А он уж в Шангалах!»

Народный язык искренен, точен, порой грубоват, но этим и очарователен: к этому надо относиться как к особенности местной речи.  «Рассказ про мужа:

– Мой-то, как машину взял, ак к дому не притыкается: куды-нибудь да поехал, куды-нибудь да поехал… Какой день в огородце порхалась, чево и робила – не помню, чую: двери на крыльце схлопали. Думала, срать ушёл, а он уж в Шангалах…» (Александр Уваров).

Диалог из жизни от Василия Силина:

Бабушка: «Пощо голову-ту эдак запоўстила?»Внучка (16 лет): «Это начёс, бабушка, я в клуб собираюсь!»

Бабушка: «Говнос! Ужо в Утре почешош, как ума-та нет!»

«Наклади огню!»

Было что и мне вспомнить.

Мы с бабушкой заготавливали дрова. Она рубила ольху, я сучья обрубал, разводил костер. Бревнышки складывали в штабель. Когда закончили, бабушка сказала: «Хороший костер сегодня». Я подумал, что она меня как кострового похвалила, что-то ей про огонь начал рассказывать. Оказалось, она про дрова. А развести костер называлось «накласть огня». Помню: «Сашка, наклади огню да грий чайник!»

Совет

А как образны и емки наши поговорки и пословицы! Бабушка при неприятностях приговаривала: «Эко дело – солнце село: завтра новое взойдет!» И еще от нее: «Не тот богат, кто сыто ест, а тот, кто угощает»; «Не дай бог просить, а дай бог подать!» или ее же словами: «Пока здорова, так сама лучше кому помогу, а просить помощь не буду».

Есть в устьянском диалекте слова, которые есть и в русском языке, но значение совсем другое. Например, «садовник» – это огород, «пахать» – это подметать, «казак» – это наемный работник, батрак.

Если не мы, то кто же?

Общие мысли авторского коллектива выразил Василий Силин: «В кинематографии известен термин «уходящая натура». Он означает, что природа, ландшафт, на фоне которых происходят съемки, резко меняется, уходит.

Многим нашим землякам приходила в голову мысль о том, что культура наших предков-устьяков тоже безвозвратно уходит в прошлое. Особенно язык, местный наш устьянский диалект.

Он уходит вместе со стариками, которые с помощью его только и могли объясняться, вместе с их детьми, которые в современном обществе вынуждены перейти к общению по общепринятым в России языковым стандартам. Мы не хотим, чтобы он уходил насовсем.

Мы – это очень большой коллектив соавторов. Благодаря Интернету, мы смогли объединить наши усилия, собрать с миру по нитке и поместить под одной крышей: под обложкой этой книги. Мы не лингвисты и не претендуем ни на полноту, ни на абсолютную аутентичность собрания.

Нам хочется ухватить за хвост безвозвратно уходящее, пока это хоть отчасти возможно, и зафиксировать на бумаге по возможности актуальный отпечаток того, что вчера было иным и завтра будет снова иным. Очевидно, специалистам не до того.

А специалистов среди наших земляков, а только они в состоянии судить аргументированно, и вовсе раз-два и обчелся. Получается, кроме нас – некому».

Обратите внимание

Наш словарь народный не только потому, что посвящен народному диалекту, а и потому, что над ним работали всем миром, в авторах не один десяток человек. Итог работы вполне весом: в словаре около 4000 слов, почти 500 страниц, много примеров употребления в разделе «Живая речь Устьи».

Александр ШАНИН

Источник

03.12.2012

Витрина нашего Интернет-магазина

Источник: http://patriot-pomor.ru/index.php/novosti/3044-eko-delo-solntse-selo-na-yuge-oblasti-vyshel-slovar-dialektnykh-slov-ustyanskogo-rajona

Ссылка на основную публикацию