Жизнь в обществе. как малые группы влияют на наше бытие?

29. Общество как система. Основные сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная

Как бы там ни было, общество – это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей.

В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни.

Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

Обратите внимание

Эти отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности.

Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако в конечном счете она прямо или косвенно обусловливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения.

Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, в том числе социально-классовых, национальных, семейно-бытовых и других.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.

Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности – созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существования. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.

Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни.

Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах материальной культуры, социально-политическом строе общества, духовных ценностях и т.д.

Значение всех этих факторов определяется тем, насколько они способствуют удовлетворению разнообразных потребностей людей, созданию условий для их развития, проявления их творческих способностей.

Важно

Общество — система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Общественное бытие имеет две стороны:

• объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;

• субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.

Основными сферами жизни общества являются:

• экономическая;

• социальная;

• политическая;

• духовная.

Экономическая сфера — базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

• производство;

• распределение;

• обмен;

• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Экономическая сфера существует в следующих формах.

• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

• деятельность институтов управления экономикой;

• способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

• производительные силы;

• производственные отношения.

Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

• орудия труда;

• сырье и материалы;

• здания, сооружения;

• транспорт и т. д.

Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:

• отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений — поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

• отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

• отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.

Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:

• создает материальную базу существования общества;

• способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

• непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

• влияет на политические процессы;

• влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

Социальная сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основные элементы социальной структуры общества:

• классы;

• страты;

• сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);

• люди города и деревни;

• представители физического и умственного труда;

• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

• национальные общности.

По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:

• классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;

• стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.

Особое значение имеет социальная мобильность — возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интеллигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.).

Социальная мобильность — основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно:

• страны с высочайшим уровнем мобильности — США, Италия, Япония;

• страны со средним уровнем мобильности — Канада, Великобритания;

• страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания.

Совет

В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе.

Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество — общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Тенденцией развития современного общества является:

• превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;

• усложнение структуры, дробление страт до микроуровня -так называемых «малых групп».

Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами политической системы общества являются:

• государство и государственные органы;

• политические партии;

• общественные организации;

• профсоюзы;

• иные институты.

Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих государственную власть.

Основными функциями государства являются:

• представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);

• регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);

• охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

• внешнеполитическая;

• интеграционная.

Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.

Основными элементами духовной жизни общества являются:

• духовная деятельность;

• духовные ценности;

• духовные потребности людей;

• духовное потребление;

• индивидуальное сознание;

• общественное сознание.

Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.

Обратите внимание

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдельных сторон бытия.

Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементами общественного сознания являются:

• обыденное и теоретическое сознание;

• общественная идеология и психология;

• формы общественного сознания.

Обыденное сознание — непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.

Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.

Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.

Формами общественного сознания являются:

• политическое;

• правовое;

• моральное;

• научное;

• религиозное.

Источник: https://www.i-po.ru/shpory/filosofia5/filosofia529.html

Малая группа. Человек в группе

Человек не может жить в полном одиночестве.

Социальная группа — объединение людей с це­лью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий.

Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общи­ми чертами психологического склада), профес­сии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам.

Группу можно определить как объединение людей по опреде­ленному признаку. Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, откло­нение от которых карается санкциями (от осуж­дения до бойкота и исключения из группы).

Все группы людей можно разделить на боль­шие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количе­ственная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (осо­бенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителя­ми группы).

Малая группа — это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.

Малую группу характеризуют: наличие об­щей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, опреде­ленный эмоциональный фон, длительность суще­ствования, добровольный характер, наличие вза­имных ожиданий.

Малые группы бывают:

— условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);

— реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);

— естественными (складывающимися сами по себе).

Естественные группы делятся на:

— формальные — группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

— неформальные — группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.

Все группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми.

Группа оказывает определенное давление на индивида.

По способу реакции на такое давле­ние определяют возможные модели поведения: конформизм или приспособленчество (измене­ние человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии), внушаемость (человек принимает линию поведения), активное согла­сие (сознательное отстаивание интересов груп­пы), нонконформизм (несогласие с большин­ством, отстаивание собственных интересов).

Группы могут быть первичными и вторичными.

Первичные группы — каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компа­ния). Здесь обычно формируется личность, каж­дый находит интимную среду, симпатии и воз­можности реализации личностных интересов.

Вторичные группы — социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер — бригада, тренер — команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

Религия, атеизм и свобода совести.

Религия — это мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которое определяется верой в существование сверхъестественного.

Типология религий:

1) Исторические типы:

а) Архаичные (древние) религии:

— тотемизм — вера в животных и растения (тотем), обладающих сверхъестественной силой.

— фетишизм — поклонение фетишу, неоду­шевленному предмету, наделяемому сверхъе­стественной силой. В дальнейшем приписы­ваемые предмету свойства стали, как бы «отделившись» от него, самостоятельными сущностями — «духами».

Читайте также:  Как создавалась «чукоккала»? несколько слов о литературном альманахе корнея чуковского

— анимизм — вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне с людьми.

б) Современные религии

— теистические — вера в богов (христианство, иудаизм, ислам)

— этические — вера в этические идеалы связи со Вселенной (буддизм, даосизм, конфуцианство)

2) По количеству богов:

— политеистические — вера в нескольких богов

— монотеистические — вера в одного единственного бога.

3) По степени распространения на планете:

— мировые — буддизм, христианство, ислам

— локальные (национальные) — иудаизм, конфуцианство, синтоизм.

Атеизм — система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. д.). Как система взглядов атеизм не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии.

Атеизм объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии. Атеизм следует отличать от других видов критики религии (антиклерикализм, вольнодумство и т. д.).

Это исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий.

Важно

Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…”

По Конституции Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.

Билет №9

1. Общество и его типы. Основные сферы общественной жизни.

Общество- в широком смысле — часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

— в узком смысле — совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов и т.п.)

Понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия — «перво­бытное общество», «средневековое общество», «российское общество», означающие определен­ный этап исторического развития человечества или конкретную страну.

Под обществом обычно понимают:

— определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.);

— людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);

— население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);

— все человечество (человеческое общество).

Функции общества:

• производство жизненных благ;

• систематизация производства;

• воспроизводство и социализация человека;

• распределение результатов труда;

• обеспечение законности управленческой деятельности государства;

• структурирование политической системы;

• формирование идеологии;

• историческая передача культуры и духовных ценностей

Человеческое общество включает в себя ряд об­ластей — сфер общественной жизни:

— экономическую — отношения между людьми в процессе производства, распределения, обме­на и потребления материальных и нематери­альных благ, услуг и информации;

— социальную — взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографичес­ких групп;

— политическую — деятельность государствен­ных организаций, партий и движений, связан­ная с завоеванием, удержанием и осуществле­нием власти;

— духовную — мораль, религия, наука, образова­ние, искусство, их влияние на жизнь людей.

Под общественными отношениями понима­ются многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельнос­ти. Различают отношения в сфере материально­го производства, в духовной жизни.

Проявление сфер общества:

а) Политико-правовая сфера:

— ратификация международного договора

— введение поправок к закону

— проведение выборов в парламент

б) Экономическая сфера:

— рост числа акционерных предприятий

— увеличение денежной массы в стране

— уменьшение производства товаров

— введение нового налога

— отношения собственности

в) Социальная сфера:

— демографические изменения в государстве

Типы обществ:

1) доиндустриальный (традиционный)- состязание человека с природой

Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2) индустриальный — состязание человека с преобразованной природой

Совет

Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники.

В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы.

Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.

3) постиндустриальный — состязание между людьми

Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук.

Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами.

Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

4) Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества — информационного.

2. Глобальные проблемы человечества.

Глобальные проблемы — это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века, и от решения которых зависит существование цивилизации.

Основные глобальные проблемы:

а) преодоление экологического кризиса и его последствий:

— истощение природных ресурсов

— загрязнение окружающей природной среды

б) демографическая проблема (проблема роста населения земного шара)

в) проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между странами

г) проблема предотвращения угрозы третьей мировой (ядерной) войны

д) борьба с международным терроризмом, с наркомафией и наркоманией

е) предотвращение распространения СПИДа

Глобальные проблемы:

— возникли во второй половине XX века

— все глобальные проблемы взаимосвязаны

— охватывают все стороны жизни людей

— касаются всех без исключения стран мира

— причины: эксплуатация ресурсов, гонка вооружений, низкая культура людей, рост населения

К числу социальных последствий НТР относится

— рост требований к подготовке специалистов

— увеличение доли работающих в сфере обслуживания

— увеличение продолжительности обучения в школе
— рост образования населения

Билет №10



Источник: https://infopedia.su/3xc1c7.html

Почему в обществе существует социальное неравенство

Социальное неравенство появилось в первобытных племенах и усилилось на последующих этапах развития общества.

В современном обществе выделяют большие социальные группы, различающиеся по величине дохода (богатства), по уровню образования, по профессии и характеру труда. Их называют классы, социальные слои.

В обществе существует социальное деление на группы богатых (высший класс), зажиточных (средний класс), бедных (низший класс).

Обратите внимание

К богатым, высшему классу относят тех, кто владеет большим имуществом, деньгами. Они находятся на верхней ступеньке социальной «лестницы», получают большие доходы, имеют крупную собственность (нефтяные компании, коммерческие банки и т.д.). Богатым человек может стать благодаря таланту и трудолюбию, получению наследства, удачной карьере.

Между богатыми и бедными находится средний класс людей зажиточных, обеспеченных денежными средствами. Они поддерживают достойный уровень жизни, позволяющий удовлетворять все разумные потребности (приобретать качественные продукты питания, дорогую одежду, жильё).

Бедные — низший класс — получают минимальный доход в виде заработной платы, пенсии, стипендии, социальных пособий. На эти деньги можно приобрести только наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека (продукты питания, одежду и т.д.).

Представим, что все люди социально равны. Всеобщее равенство лишает людей стимулов к продвижению вперёд, желания прилагать максимум усилий и способностей для выполнения обязанностей (люди будут считать, что получают за свою работу не больше того, что они получили бы, ничего не делая весь день).

Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим способностям, интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д.

В связи с этим проблема происхождения социального неравенства, отношения к нему и путей его устранения всегда вызывала повышенный интерес, причем не только у мыслителей и политиков, но и у обывателей, которые рассматривают социальное неравенство как несправедливость.

В истории общественной мысли неравенство людей объясняли по-разному: изначальным неравенством душ, божественным провидением, несовершенством человеческой природы, функциональной необходимостью по аналогии с организмом.

Немецкий экономист К. Маркс связывал социальное неравенство с появлением частной собственности и борьбой интересов различных классов и социальных групп.

Важно

Немецкий социолог Р. Дарендорф также считал, что экономическое и статусное неравенство, лежащее в основе непрекращающегося конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение власти и статусов, формируется в результате действия рыночного механизма регуляции спроса и предложения.

Российско-американский социолог П.

Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами: внутренними биопсихическими различиями людей; окружающей средой (природной и социальной), объективно ставящей индивидов в неравное положение; совместной коллективной жизнью индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что приводит к расслоению общества на управляемых и управляющих.

Американский социолог Т. Пирсоне объяснял существование социального неравенства в каждом обществе наличием иерархизированной системы ценностей.

Например, в американском обществе главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, поэтому более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д.

, тогда как в Европе господствующей ценностью является «сохранение культурных образцов», в связи с чем общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров.

Социальное неравенство, будучи неизбежным и необходимым, проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства.

В противном случае у индивидов пропал бы стимул заниматься сложными и трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию.

С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к занятиям нужными, но трудными и неприятными профессиями, поощряет более образованных и талантливых и т.д.

Проблема социального неравенства — одна из самых острых и злободневных в современной России.

Особенностью социальной структуры российского общества является сильная социальная поляризация — разделение населения на бедных и богатых при отсутствии значительного среднего слоя, выступающего основой экономически стабильного и развитого государства.

Совет

Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества, воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса ограниченны для достаточно большой части населения России.

Понравился материал? Поставь оценку и поделись в соцсетях чтобы и друзья были в курсе.
Остались вопросы? Задайте их в комментариях.

(1

Источник: https://voprosy-pochemu.ru/pochemu-v-obshhestve-sushhestvuet-socialnoe-neravenstvo/

Семья как первичная группа

Современный мир очень сложно структурирован. В нем присутствуют многочисленные социальные объединения, которые подчас сами состоят из менее масштабных групп, которые, в свою очередь, подразделяются на меньшие образования и так далее.

Однако целостность общества при такой серьезной дифференциации не просто сохраняется, но и продолжает укрепляться в связи с увеличением количества таких малых групп и усложнением социальных взаимодействий внутри них[1].

Во многом это происходит под усиливающимся влиянием на них первичных социальных групп.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоциональной вовлеченности членов в дела группы.

Первичные группы невелики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные личные контакты. Они имеют очень серьезное влияние на индивидов, вследствие чего влияют и на общественную ситуацию в целом.

Многие теоретики наибольшее внимание среди первичных групп уделяют, как правило, семье.

В 1909 году Чарльз Кули впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье. Согласно Кули, семья считается «первичной группой», так как она играет основную роль в процессе социализации подрастающих членов общества.

Обратите внимание

Это означает, что для любого человека, появившегося на свет, семья становится базовой первичной группой, которая формирует человека как индивида, способного существовать в обществе, и осуществляет его первичную социализацию.

Читайте также:  Древнерусское духовное пение. каким оно было?

Сегодня большинство социологов склонно полагать, что состояние семьи и её положение демонстрирует сильную зависимость от многих параметров, существующих в обществе (Г.В. Антонов, М.С. Мацковский, Е.М. Черняк и др.). Это размеры дохода, жилой площади на каждого члена, уровень образования, тип занятости и т.д.

Поэтому можно говорить о модернизации структуры семьи под воздействием общества и о том, почему она остаётся первичной группой, несмотря на все происходящие с ней структурные изменения.

Для того чтобы определить, что мы называем современной семьей, надо узнать, каким образом она возникала как институт и совершенствовалась, какие взаимосвязи складываются внутри неё, а также каким образом она продолжает быть первичной группой в обществе вот уже на протяжении нескольких тысячелетий.

Начиная с самых давних времен, человек пытается приспособить к себе природные стихии, старается выжить в крайне агрессивной внешней среде, осуществляет все необходимые функции, которые в 1859 году Чарльз Дарвин охарактеризовал как естественный отбор[2].

Как считал сам ученый, во многом именно благодаря возникновению особо организованных групп людей наш вид оказался наиболее приспособлен к выживанию, что и послужило толчком к началу и развитию человеческого рода. С течением времени группы людей объединялись в кланы, которые уже тогда назывались «семьями».

Они жили бок о бок, выполняли строго разделенные между членами группы обязанности, вместе защищались и оберегали друг друга. Но эволюция двигалась вперед, и этим «семьям» становилось все сложнее добывать себе пищу и заботиться о потомстве, и они начинают объединяться с другими «семьями», приводя к появлению кланов.

Этот процесс естественно приводит к зарождению первых поселений, а они, в свою очередь, к становлению городов и торговли. Социальная жизнь усложняется, численность населения растет, и становится все сложнее существовать только в рамках родственных отношений.

Важно

Возникает дифференциация населения, вначале на «своих» и «чужих», затем это разделение переходит на уровень поселений, а потом доходит и до межнациональных различий.

С ростом городов семья стала играть все более важную роль в жизни человека, становясь самой важной первичной группой, в которой он проводит больше всего времени в жизни, с которой его связь становится все теснее и ближе, а любые разрывы этой связи – все более жесткими и критичными[3].

По прошествии множества столетий, значение слова «семья» несколько поменяло свой смысл.

Теперь его сложно определить однозначно, особенно в терминах науки, поэтому мы будем придерживаться суждения всемирно признанного социолога Энтони Гидденса, обозначающего семью как «группу людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой в первую очередь принимают на себя обязательства по уходу за детьми»[4]. Исходя из этого утверждения, можно определить основные функции семьи и сделать некоторые выводы о её роли в жизни современного человека и общества.

Одна из важнейших функций семьи заключается в воспитании подрастающего поколения. Невозможно переоценить роль семьи в этом благородном занятии.

Вместе с семьей ребенок впитывает в себя культурные ценности и нормы общества, в котором он будет жить, изучает способы взаимодействия с людьми, познает базовые потребности и доступные возможности их удовлетворения.

Семья – это надежный спутник ребенка в начале его пути, который должен способствовать его благоприятной первичной социализации.

Вторая, не менее важная функция семьи — это защита. На стадиях младенчества, детства и юности ребенка поджидают многочисленные опасности, которые возникают из-за увеличивающегося контакта ребенка с окружающим миром. С взрослением приходит осознание того, что вокруг тебя не только семья, но и другие люди, их группы и сообщества.

Ребенок все больше интересуется миром «по ту сторону семьи», из-за чего возникает опасность столкновения с его девиантной частью. На этом уровне семья немного отходит на задний план, теряется в массе многочисленных новых социальных взаимодействий, знакомств и открытий.

На ребенка обрушиваются потоки информации, что естественным образом серьезно затрудняет его взаимоотношения с близкими людьми. Поскольку ему хочется проводить больше времени с тем, что еще им не познано, постольку базовая первичность семьи может даже соскользнуть на задний план, уступая место друзьям или группе схожих интересов.

Ребенок зачастую именно благодаря такой «смене первичностей» и следующей за ней новой социализации испытывает то, что известная писательница Джанет Фитч назвала «взрослением»[5].

Совет

Однако не стоит забывать о том, что семья продолжает оставаться важным социальным институтом в жизни ребенка.

Взросление девочки в книге плавно перетекает в страдания, в крайние формы апатии и душевного расстройства, и единственно верный путь, который девочка находит – это возвращение в семью, к родителям, что в итоге помогает ей справится со всеми проблемами.

Так показывается неослабевающая важность семьи по отношению к ребенку и будущему взрослому, её главенство и необходимость. В современном мире эта функция постепенно приобретает наивысшую значимость.

Также семья может рассматриваться как первичная группа и в плане контроля над усвоением ребенком норм и ценностей той культуры, в которой он существует. Это происходит через передачу знаний ребенку о правилах поведения, нормах этикета и общения, общепризнанных ценностях (образование, добро, уважение и др.

), доступных методах и способах получения требуемого, и т.д.

В семье происходит контроль над соблюдением этих норм и ценностей (с помощью определенных негативных/позитивных мер), благодаря чему ребенок наилучшим образом усваивает культуру современного общества и приспосабливается к комфортному существованию в нем.

Семья как социальный институт существует многие тысячелетия. Тайна ее долговечности заключается в том, что она является важнейшим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации индивида.

Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов и из-за неспособности удовлетворения этих потребностей в одиночку.

Являясь частью социума, она помогает индивиду в этом, основываясь на принятых в обществе нормах, ценностях, образцах поведения.

Обратите внимание

Семья как ячейка общества, по мнению Энгельса, является его неотделимой составной частью. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи.

Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Таким образом, можно говорить о важнейшей функции семьи в становлении и правильном функционировании государства в целом.

Семья – это маленькое государство.

Семья – это первичная социальная группа, которую человек приобретает сразу после рождения, в которой проходит большая часть всей его жизни. Семья помогает ему в удовлетворении потребностей, в достижении его желаний и интересов.

Она защищает человека, обучает его правилам поведения с другими людьми, правилами существования в коллективе и обществе. Семья – это самая первая группа, с которой индивид начинает сравнивать свои собственные мысли и убеждения.

Это основная группа, на которую он равняется и к советам которой он прислушивается в первую очередь.

Семья является фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность воспроизводить население в каждом следующем поколении.

Но её роль не исчерпывается только воспроизводством населения: она способствует развитию общества и его прогрессу. Здоровая, крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества.

Это первичная социальная группа, состояние которой определяет состояние всего общества в целом.

Источник: http://thewallmagazine.ru/family-as-primary-group/

Проблемы современного общества: какими будут последствия?

Проблемы современного общества в большинстве своем вызваны потребительским отношением человека к окружающей среде и изменением жизненных приоритетов. Когда-то человек боролся за выживание, охотясь на диких зверей и выращивая хлеб, сегодня его целью стало получение богатства и власти.

Характеристика современного общества

Социологи, изучающие проблемы современного общества, назвали его постиндустриальным, не найдя более подходящего слова для описания существующей модели отношений. Постиндустриальной форме объединения людей предшествовали аграрная и индустриальная системы.

Первая существовала с момента, когда homo sapiens начал возделывать землю, пытаясь обеспечить себе пропитание и минимальные средства к существованию. Вторая появилась с развитием производства, когда сельское хозяйство отошло на второй план, а на первый выдвинулась промышленность.

Переход к обществу услуг ознаменовал возникновение постиндустриальной формации, в которой на первом месте стоит информатизация и технологические инновации.

Характерными чертами современного общества являются глобализация экономики и преобладание сферы услуг над промышленностью и сельским хозяйством. Когда мы говорим о сфере услуг, то имеем в виду, в первую очередь, информатизацию. Другими словами, в современном обществе главным источником доходов является не производство, а информационные ресурсы.

Глобальные проблемы современного общества

Казалось бы, прогресс и смещение акцентов в сторону информационных технологий должны были положительно сказаться на состоянии общества. Однако, результат оказался неоднозначным.

Информация не в состоянии прокормить и обеспечить насущные потребности человека — это прерогатива аграрного сектора и промышленности, и они никуда не делись, просто переместились из одних стран в другие.

Вы обращали внимание, что в продаже практически нет товаров, произведенных в США, зато масса продукции, завезенной из Китая? Развитые страны, преследуя цель удешевить свою продукцию за счет недорогой рабочей силы и снизить экологическую нагрузку на свои территории, перенесли большую часть производства в страны «второго» и «третьего» мира.

Угроза экологии

Однако это не решило экологическую проблему: государства не существуют изолированно друг от друга, и парниковый эффект оказывает одинаково негативное влияние на все страны.

Где выход? Пересесть на экологически чистые виды транспорта — электромобили и велосипеды, перейти на природные источники получения энергии, генерируя ее из силы ветра и солнечного тепла.

Наработки в этом направлении есть, но транснациональные корпорации тормозят внедрение экологических технологий, поскольку получают огромные доходы с продажи нефти, используемой при производстве бензина и дизельного топлива.

Перенаселение

Еще одной проблемой современного общества является перенаселение.

Ученые предупреждают: превышение численности населения в 12 миллиардов приведет к разрушению экосистемы планеты, в результате около 5 миллиардов человек из-за жары и голода окажутся на грани смерти.

Сегодня на планете проживает более 7 млрд. человек, согласно прогнозам ООН, при нынешних темпах прироста населения в 2100 году число жителей Земли достигнет 11 млрд. 

Важно

В качестве способов решения данной проблемы называются и фантастические (переселение на другие планеты), и поражающие своей жестокостью (третья мировая война).

Однако самым оптимальным способом регулирования численности населения называют ограничение рождаемости. Этическая сторона данного вопроса у кого-то может вызвать негодование. Однако здесь человечеству придется выбирать меньшее из зол: не допустить рождения ребенка или дать ему родиться, чтобы в муках умереть.  

Недостаток энергоресурсов

Дефицит энергоресурсов может стать причиной краха цивилизации. Запасов нефти, угля и газа в недрах планеты человечеству хватит примерно на 170 лет.

Без этих полезных ископаемых встанут электростанции, остановится производство, станет невозможным виртуальный обмен информацией; человечество, лишенное благ цивилизации, окажется на пороге вымирания и деградации. 

Как этого избежать? Разрабатывать альтернативные источники энергии. Но исследования в этом направлении движутся медленно по причинам, о которых мы упоминали выше.

Социальные проблемы современного общества

Развитие общества привело к смещению приоритетов и подмене моральных ценностей материальными.

Стремление обеспечить себе и своим близким комфортные условия существования переросло в жажду наживы, статус и положение в обществе ценятся выше нравственных качеств, а развитые государства во многом выживают за счет стран третьего мира, используя их трудовые и природные ресурсы.

Изменение шкалы ценностей

Аргументируя свои действия правом человека на свободу выбора, некоторые государства легализовали проституцию и наркотики, формируя тем самым в сознании подрастающего поколения новую систему ценностей, где продажа собственного тела приравнивается к работе медика и преподавателя, а курение марихуаны становится нормой жизни.

Высокий уровень преступности

В мире по-прежнему сохраняется высокий уровень преступности. По этому показателю абсолютным лидером является Гондурас, где на 100 тысяч человек приходится 90 умышленных убийств. Прослеживается закономерность: чем ниже уровень духовности в обществе и степень развития этого социума, тем выше там преступность. 

Читайте также:  ​ есть ли бог на свете?

Функции формирования духовности в обществе всегда возлагались на семью, церковь и искусство.

Если современные родители станут вкладывать своим детям в головы принципы честности и человечности, духовные отцы будут примером для своей паствы, а литераторы начнут ставить во главу угла не тиражи и доходы, а высокую художественность произведений, у нас появится шанс возродить духовность и побороть преступность.

Проституция и наркомания

Наркомания и алкоголизм — социальное зло, в основе которого лежит неудовлетворенность и стремление уйти от проблем. Фактически человек переживает духовное опустошение, и виновато в этом общество, создавшее условия, в которых личность теряет свое «я», начиная искать утешение или новые эмоции в дозе алкоголя или героина.

Кто-то, желая подзаработать, посадил наркомана на иглу, кому-то была безразлична его судьба и он отвернулся от товарища, не предприняв попытки спасти, — человеческое равнодушие убивает. Бездуховность ведет к потере сострадания и деградации общества. Отсюда и остальные беды человека: СПИД, рост проституции, киднепинг.

Решаемы ли проблемы современного общества? Да, решаемы. Мы видим это в масштабах отдельных, вполне благополучных стран: Швеции, Швейцарии, Норвегии.

Имеет ли человечество шанс выжить? Имеет. Но для этого нужно перестать бездумно гнаться за наживой, прикрываясь социальными лозунгами и показной благотворительностью, а бросить все имеющиеся ресурсы на борьбу за экологию, помощь отсталым странам и возрождение духовности.

Готово ли к этому человечество? Ответ на этот вопрос мы узнаем со временем.

Источник: http://megapoisk.com/problemy-sovremennogo-obschestva-osnovnye-ugrozy

Решу егэ

Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как «семейную координату» социальной системы. Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности.

Существование социальной системы имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми, и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей. При этом ничего не говорится о воспроизводстве людей как личностей  —  личность как система социальных, психологических и физиологических качеств уникальна, следовательно, невоспроизводима. Поэтому в социологии и демографии говорят о воспроизводстве населения (поколений), а не о «воспроизводстве» людей. Если бы сущность личности сводилась к инструментальному олицетворению статуса и функционированию в качестве исполнителя социальных ролей, то ни о каких социальных изменениях не было бы упоминания, не было бы никакой истории  —  торжествовало бы повторение пройденного, копирование уже созданного.

Поскольку же смена поколений сопровождается социализацией личности, становлением, «деланием» человеческого Я прежде всего в семье, постольку наблюдаются изменения в поведении, образе жизни, в исполнении старых ролей и изменения, связанные с инновациями самих структур.

Таким образом, воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей.

Воспроизводство населения создаёт демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей, не просто поддерживают существующие структуры и институты, но и изменяют их.

Эти изменения социума, в свою очередь, влияют на демографические процессы, вследствие чего режим воспроизводства населения может оказаться менее или более благоприятным. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей…

Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности  —  по поддержанию существования членов семьи и по рождению  —  социализации детей.

Совет

Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает ещё одно измерение  —  через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества.

( А. Антонов, В. Медное)

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=9628

Общество как форма жизнедеятельности людей

Человек и общество

Взаимодействие общества и природы

Природа в широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова – это весь материальный мир, за исключением общества, т.е.

совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

https://www.youtube.com/watch?v=TXb7oYjwcjg

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. 1.3. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

Основные сферы жизни общества

Общество можно подразделить на четыре области, или сферы.

Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Обратите внимание

Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

Политическая сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

1.4. Биологическое и социальное в человеке

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии; он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими.

Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и д р.

Основные отличия человека от животного

 Человек обладает мышлением и членораздельной речью

 Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

 Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.

 Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

 Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

Человек и общество

Общество как форма жизнедеятельности людей

В широком смысле, общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле, общество –

Важно

1. Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание.

2.Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество).

3.Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество).

4.Человечество в целом

Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Сферы (области) жизни общества – взаимодействующие части общества, главные ее составляющие.

Социальные нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

Возникновение человека и возникновение общества – это единый процесс. Нет человека – нет общества. Нет общества – нет и человека.

Функции общества:

производство жизненных благ; систематизация производства; воспроизводство и социализация человека;

Совет

распределение результатов труда; обеспечение законности управленческой деятельности государства;

структурирование политической системы; формирование идеологии; историческая передача культуры и духовных ценностей

Структура общества сложна. В него входят большие и малые группы людей.

По мере развития общества всё более сложными и многообразными становятся взаимодействия и взаимоотношения не только между отдельными индивидами, но и между различными большими и малыми группами людей.

Взаимосвязи и взаимозависимости, в которые люди вступают в процессе своей деятельности, называются общественными отношениями.

Основные сферы жизни общества.

Общество можно подразделить на четыре области, или сферы.

Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Обратите внимание

Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

Политическая сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека. Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

Группы потребностей: биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.

Обратите внимание

социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.

духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.

Группы потребностей по А. Маслоу:

Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.

Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.

Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.

Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.

Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.

Общество – это динамическая система.

Это означает, что:

Эта система, изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определенность

Общество как динамическая система меняет свои формы, развивается

Связь всех сфер жизни общества вытекает из целостности общества как системы

Сверхсложная система

Многоуровневая (каждый индивид включен в различные подсистемы)

Высокоорганизованная, самоуправляемая система (особенно важна подсистема управления)

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.

Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.

Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.

Человек и общество

Источник: https://cyberpedia.su/2x13d.html

Ссылка на основную публикацию