В чём величие пьес уильяма шекспира? люди и страсти

В чём величие пьес уильяма шекспира? воля к смерти: шекспир и фрейд

Перейти к третьей части статьи

Литературовед Блум был уверен, что «в некотором смысле именно Шекспир создал психоанализ, изобразив работу человеческой души», и что открытия, сделанные Фрейдом, меркнут рядом с трудами драматурга. Писатели, как и психиатры, изучают человеческое сознание и человеческую душу, разница лишь в методах, которые используют наука и искусство. И кто знает, чей подход быстрее ведёт к цели?

Шекспир не создавал классификаций и не давал точных определений, но благодаря силе своего блистательного дарования, сумел увидеть то, что до него не видел никто другой, и проникнуть туда, куда не доходил ни один человеческий взгляд. Он не создавал теорий, не строил классификаций и не давал точных дефиниций, но нет оснований сомневаться, что его произведения позволили человечеству сделать ещё один шаг по направлению к тому, о чём писал великий Гегель:

Человек — существо, движимое страстями (хотя, конечно, не только ими). Сказать, что Шекспир создал «энциклопедию» человеческих страстей, благородных и низменных, будет, естественно, преувеличением, но едва ли мы ошибёмся, предположив, что он поведал о них всё самое главное, показав их величие и гибельность.

Обратите внимание

Как бы ни назвать этот «вечный движитель» людских поступков — потребностями, аффектами, инстинктами, влечениями или страстями, очевидно, что эти чувства составляют суть человеческого существа и неотделимы от него, и без них человеческое сообщество не смогло бы не только двигаться вперёд и развиваться, но и просто выживать.

Быть может, Шекспир призывает людей обуздать свои разрушительные и тёмные страсти, такие как себялюбие, агрессивность, чувство мести, честолюбие, манию величия, жадность, которые несут беды и самому носителю страсти, и окружающим людям? Но ведь и благородные чувства — любовь Ромео и Джульетты, прямота Кориолана, искренняя вера Лира в близких ему людей, чувство долга Брута, доброта и наивность Корделии — неотвратимо ведут их к гибели!

Как показывал в своих пьесах великий драматург, страсти, как низменные, так и самые высокие, будучи воплощёнными во всей своей полноте, говоря словами философа, «в себе и для себя», несут и доброе, и злое начало, потому что воля человека к жизни, воплощением которой выступает страсть, одновременно есть не что иное, как воля к смерти.

Многие выдающиеся учёные и философы не просто читали пьесы Шекспира, но внимательно изучали их. Среди них был и основатель психоанализа знаменитый З.

Фрейд, который уделял персонажам пьес великого драматурга не меньше внимания, чем своим реальным пациентам (впрочем, мысль Х.

Блума о том, что «Фрейд понимал, что в некотором смысле Шекспир создал психоанализ, изобразив работу человеческой души — в той мере, в какой сам Фрейд был в силах постигнуть и описать её», следует воспринимать всё-таки с известной долей юмора).

Наиболее известным его тезисом является трактовка образа Гамлета в духе сформулированного Фрейдом пресловутого «Эдипова комплекса». Я не собираюсь отбивать хлеб у психологов, но вне сомнения, поступки персонажей Шекспира (и тех, которых упоминал сам учёный, и многих других) представляют обширное поле для литературно-психологического анализа.

Вспомним знаменитую фрейдовскую триаду — «Оно», «Эго» («Я») и «Супер-эго» («Сверх-я»).

— писал Зигмунд Фрейд, и терзания героев Шекспира служат лучшим подтверждением его слов. Инстинкты, влечения, страсти — это сущность «Оно», но в то же время они при определённых обстоятельствах могут стать и частью человеческого «Я».

Важно

Фрейд считал, что «Я» по отношению к «Оно» «похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а „Я“ — заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конём, то ему не остаётся ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и „Я“ превращает волю „Оно“ в действие, как будто бы это была его собственная воля».

В такой трактовке шекспировский Яго («ягоизм») — человек, с гипертрофированным Я и сильным либидо (Оно); супер-эго (моральный цензор) в нём практически отсутствует, и он не ощущает разницы между добром и злом.

Яго разумен и расчетлив, и нельзя сказать, что конь «Оно» влечёт всадника куда ему заблагорассудится, скорее уж и седок, и его носитель превращаются в единое целое — некого зловещего кентавра, несущегося навстречу чужой и своей гибели.

Иное дело Макбет, «Супер-эго» которого, помимо его воли, постоянно напоминает о своём существовании, посылая видения погубленных честолюбцем людей. «Супер-эго» Гамлета имеет над ним сильную власть («то, что господствует в «Сверх-Я», является как бы чистой культурой инстинкта смерти, — писал Фрейд.

— …чем больше человек овладевает своей агрессией, тем больше возрастает склонность его идеала (Сверх-Я) к агрессии против его «Я»), но всё-таки главная причина его драмы — это противоречия между структурами личности героя, который ищет гармонии, как, быть может, никто другой из персонажей Шекспира, но никак не может её обрести, что и является, по сути, причиной страшного финала («порвалась связь времен…»).

Воззрения Фрейда на природу человеческих инстинктов и страстей в течение жизни видоизменялись. В своём труде «По ту сторону принципа удовольствия (1920) он сформулировал новую дихотомию между жизненными инстинктами (Эросом) и инстинктами смерти (Танатосом).

В соответствии с ней, сексуальные влечения, собственно, и являются влечениями к жизни: то, что они действуют в противовес другим влечениям, которые по своей функции ведут к смерти, определяет имеющуюся между ними противоположность; «инстинкты смерти», влечения к самосохранению, к власти и самоутверждению являются

Фрейд настаивал на резком различии, даже противоположности между Эросом и Танатосом.

Автор «Ромео и Джульетты» и «Макбета», будучи художником и творцом, а не учёным, не стремился чётко разделять или классифицировать формы человеческих вожделений.

Но он сумел понять и отобразить в своих произведениях то, что любая страсть, независимо от того, является ли она созидательной или деструктивной, возвышенной или низменной, благородной или эгоистичной, замкнутая на самой себе, возведённая в абсолют и неограниченная в своём осуществлении, является, по сути, независимо от того как её назвать, одной из форм проявления «влечения к смерти». В этом, пожалуй, заключено коренное различие с идеями Зигмунда Фрейда.

Совет

Более того, в совершенстве разбиравшийся в том, что можно условно назвать «динамикой страсти», прекрасно понимавший ту изменчивость и непостоянство, которым подвержены человеческие эмоции, Шекспир чувствовал, что «идеальной страстью», которую жаждет увидеть зритель, может стать только «застывшая» в точке своего апогея любовь Ромео и Джульетты — не только потому, что продолжение истории могло бы разочаровать своим отклонением от канона, но и по той причине, что она полностью соответствует глубинной, имманентной сущности влечения как такового.

Иными словами, влечения жизни и влечения смерти, несмотря на всё своё различие, имеют в своей основе некое общее качество, которое с определённой долей условности можно назвать «тотальностью страсти», которое в своих крайних выражениях сближает и содержание, и последствия того пафоса, чьим порождением они являются.

Но что поможет защитить и самого человека, и общество от власти «немых, но мощных инстинктов смерти, которые стремятся к покою»? Может быть, такие духовные ценности, как моральные нормы, идеалы, чувство долга, которые, будучи восприняты человеком, становятся частью его самого, его «Супер-эго»?

Продолжение следует…

Источник: Shkolazhizni

Источник: https://klevo.net/v-chjom-velichie-pes-uiljama-shekspira-volja-k-smerti-shekspir-i-frejd/

В чём величие пьес уильяма шекспира? идеальный правитель и образцовый оппозиционер

Герои пьес Шекспира — это сильные, целеустремленные личности, люди, характер которых формирует, говоря словами Гегеля, «определённый в себе существенный пафос богатой и полной души».

Драматург ясно видел губительную силу действия страстей на человеческую душу, равно как и то, что такие «пассионарии», как Макбет и Яго, несут угрозу обществу, но описывал происходящее с позиций художника, а не моралиста или проповедника.

Генрих V в исполненни Тома Хиддлстона Кадр из сериала»Генрих V», 2012 г

Часто в качестве главных персонажей его произведений выступали исторические деятели, правители и короли, например Юлий Цезарь или Генрих V, и дело тут не только в сценических традициях и стремлении привлечь публику громкими именами, но и в собственном интересе автора к незаурядным личностям, на плечах которых лежит ответственность за судьбы мира.

Шекспир, несомненно, задумывался о том, каким должен быть идеальный человек, а применительно к сюжетам исторических пьес — идеальный правитель. В средневековье, чтобы удержаться на троне, необходимо было быть, в первую очередь, воином. В эпоху Возрождения, как показал Макиавелли, правитель должен был овладеть искусством политики, в том числе её низменными, тёмными сторонам.

С точки зрения Шекспира, идеальный государь — это человек, для которого превыше всего стоит чувство долга, осознание своих обязанностей перед другими людьми, человек, способный подчинять порывы души велениям закона и разуму. ru.wikipedia.org

Именно таким государем многие считают героя пьес Шекспира «Генрих IV» и «Генрих V» английского короля Генриха V.

Принц Гарри (Хел), наследный принц, ставший впоследствии королём, некогда собутыльник и приятель едва ли не самого яркого шекспировского персонажа, гуляки и краснобая Фальстафа, взойдя на трон, порвал со своим разгульным прошлым, одержал победу над французами и мудрым правлением стяжал славу одного из лучших правителей в английской истории.

Обратите внимание

Каким человеком был в реальности победитель при Азенкуре — это, конечно, дело историков.

Но настолько ли он безупречен в качестве правителя в рамках самой пьесы, как это принято считать? Один из персонажей драмы даёт такую характеристику Генриху: Послушайте, как судит он о вере, и вы невольно будете жалеть, что он король, а не прелат; начните с ним речь о государстве — он ответит, как будто б занимался целый век делами управленья… (череду восхвалений легко продолжить).

Генрих, вне всяких сомнений, — незаурядная личность, человек сильных страстей, и сама его дружба с Фальстафом говорит о многом. Превращение легкомысленного повесы в идеального короля, не будь оно столь внезапным, в общем-то, не выглядит чем-то слишком уж необычным (вспомним марксово «бытие определяет сознание»), но задуматься о метаморфозах, которые с ним произошли, будет явно не лишним.

Был ли он всегда «суровым и справедливым» правителем и только прикидывался бесшабашным прожигателем жизни и хулиганом, или, наоборот, образ «идеального государя» — не более чем личина, маска, которую он надел на себя в очередном действии театра жизни? Мир — театр; в нём женщины, мужчины, все — актёры; у каждого есть вход и выход свой, и человек один и тот же роли различные играет в пьесе, — писал Шекспир.

Фальстаф, узнав о смерти отца Генриха, спешит встретиться с бывшим другом в надежде на королевские милости и обращается к нему со словами: «Храни тебя господь, мой милый мальчик!»

Ответ короля суров, даже жесток: Не думай, что такой же я, как прежде. Известно богу — скоро мир увидит, что я от прошлого навек отрёкся и отрекусь от всех, с кем знался раньше.

В старом английском кино Лоуренс Оливье, играющий роль короля, произнося эти слова, пускает слезу, однако очевидно, что эта слеза является выдумкой создателей фильма, решивших смягчить бездушие новоиспечённого короля.

Конечно, толстый рыцарь едва ли мог оказаться полезным в деле управления государством, но ведь Генриху совсем не обязательно было назначать бывшего друга советником или военачальником.

Король не просто унизил Фальстафа, который относился к нему, как к собственному сыну, но удалил от себя, и даже повелел заключить в тюрьму.

Уистен Хью Оден не без оснований называет его «макиавеллиевским персонажом» и замечает, что «должность поглотила человека». Генрих, в отличие от других героев Шекспира, которых мучают страсти, нормален, возможно, даже слишком нормален.

Важно

Он вписывается в любую ситуацию и всюду выглядит на своём месте: в трактире с Фальстафом, в парламенте, на поле сражения и даже в сцене сватовства к дочери французского короля, меняя лицо и с ловкостью хамелеона приспосабливаясь к меняющимся обстоятельствам. Генрих руководствуется как будто чувством долга и доводами рассудка («Король мы христианский, не тиран, и наши страсти разуму подвластны»). Но какие действия предпринимает этот «идеальный правитель»? ru.wikipedia.org

Читайте также:  ​ есть ли бог на свете?

Отец его, получивший корону «путём окольным и кривым», перед смертью даёт сыну следующий совет: Веди войну в чужих краях, мой Генрих, чтоб головы горячие занять; тем самым память о былом изгладишь.

И тот, ничтоже сумняшеся, под надуманным предлогом («Скажите принцу, что мячи насмешкой он в ядра пушечные превратил, и тяжким будет для него отмщенье, что принесут они») начинает военный поход против Франции, обрекая её на разорение, а тысячи людей, французов и англичан — на гибель — не случайно Г. Брандес увидел в «Генрих V» «дух шовинизма».

Историки пишут, что в битве под Азенкуром по приказу Генриха были зверски убиты сотни знатных французских пленников из опасения, что предоставленные самим себе, они могут атаковать англичан с тыла. Наверное, стоит задуматься над словами Фальстафа, обращёнными к принцу Гарри: Ты самый настоящий безумец, хотя с виду кажешься разумным.

Гамлету не удалось добыть себе датский трон; Генрих, обладая макиавеллизмом Клавдия и воинственностью Фортинбраса, сумел, получив трон от отца, сохранить его, но какой ценой?

Ещё один положительный персонаж, руководствующийся доводами разума и чувством долга — Брут, персонаж пьесы «Юлий Цезарь». Известно, что Брут, один из приближённых к Цезарю людей, встал во главе заговора против него и возглавил группу убийц (стоит вспомнить знаменитые слова Цезаря «И ты, о Брут!», прозвучавшие и в пьесе Шекспира). ivan.arts.in.ua

Так кто же он — римский патриот или предатель, поднявший руку на друга и благодетеля? Как будто, ответ на вопрос дают слова сподвижника Цезаря Антония:

Брут лучший был, достойнейший из тех, что Цезаря убили. Все они из зависти убийство совершили; лишь он один из честных побуждений — из ревности к общественному благу. Так жизнь его промчалась безупречно, так лучшие начала в нём слились, что миру сама природа возвестить могла бы: «То был — человек!»

«Настоящий человек» в своём обращении к гражданам Рима так объяснил свой поступок: …любовь Брута к Цезарю не уступает его (Цезаря) любви. Если этот друг спросит, зачем же Брут вооружился против Цезаря, — вот мой ответ: не оттого я это сделал, что любил Цезаря меньше, но лишь оттого, что любил Рим больше..

. Так как Цезарь меня любил, я лью слезы о нем; так как успех улыбался ему, я радовался этому; так как он был отважен, я чествую его; так как он был властолюбив, я убил его. Я лью слезы за его любовь, я приветствую радостью его удачи, я чествую его за его доблести; за властолюбие же он поплатился смертью.

Совет

Не напоминает ли вам эта речь что-то очень знакомое? Мне лично — знакомый с детства стишок: «У попа была собака, он её любил, она съела кусок мяса, он её убил». Что же, попробуем разобраться. А пока — ещё одна цитата из Плутарха: Цезарь озирался, ища пути к спасению, но когда заметил, что оружие обнажает и Брут, разжал пальцы, накинул край тоги на голову и подставил тело под удары.

Продолжение следует…

Комментировать

Сообщить модератору о нарушении в статье

Источник: http://voozl.com/material/v-chyom-velichie-pes-uilyama-pravitel-i

Музыка эпохи Возрождения. Театр Уильяма Шекспира – энциклопедия человеческих страстей

Введение

Тема моего исследования «Великие люди эпохи Возрождения».

Я выбрал эту тему , потому что меня интересует эпоха Возрождения в целом. Именно в этот период наиболее высоко стала цениться образованность , искусство освободилось от запретов и ограничений , обратилось к свету , радостям земного бытия.

Возрождение – период в культурном и идейном развитии стран Западной Европы (в Италии Х1V-XVIвв. , в других странах конец XV-начало XVIIвв.) , переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.

Отличительные черты культуры Возрождения – антифеодализм в своей основе , светский характер , гуманистической мировоззрение , обращение к культурному наследию античности , как бы «возрождение» , отсюда и название эпохи.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Его предвестниками уже на рубеже XIII-XIV выступили поэт Данте , художник Джотто и другие. Творчество деятелей эпохи Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека , его воли и разума . Утверждается идеал гармоничной , раскрепощенной творческой личности , обращение к человеку происходит как к высшему созданию бытия.

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — общественные здания , дворцы ,галереи с использованием всевозможных арок ,колоннад , сводов , придающих постройкам величественность , гармоничность , соразмерные человеку этой эпохи.

Художники ( Донателло , Леонардо да Винчи , Рафаэль и др. ) также последовательно овладевали отражением всего богатства действительности : передачей объема , пространства , света , изображением человека в реальной среде- в интерьере или пейзаже.

Литература эпохи Возрождения создала величайшие памятники , соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре.

В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся открытия в области географии , астрономии , анатомии . Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом отвечали потребностям зарождающегося буржуазного общества.

Обратите внимание

В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже , чем , например , в Италии. Но у нее здесь были свои важные отличия.

Время это в Англии было трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми , кто не хотел , чтобы она освободилась от влияния

Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией , оберегавшей во всей Европе власть католицизма.

Естественно , первыми , кто стал выражать в книгах мысли и чувства нового времени , были гуманисты. Они не могли говорить лишь о том , как прекрасно быть человеком – они видели страдания простых англичан.

В начале XVIв. появилась книга первого великого гуманиста Англии Томаса Мора «Утопия». В ней описывался вымышленный остров Утопия – общество будущего , где царят справедливость , равноправие , изобилие. Книга Томаса Мора оказала огромное влияние не только на современников , но и на развитие коммунистических идей в будущем.

Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. В английском театре работала большая группа талантливых драматургов – Грин , Марло , Кид и др. Их обычно называют предшественниками Шекспира , творчество которого вобрало в себя и развило все лучшее , что было в их произведениях.

Поэтому Шекспир , на мой взгляд , является самым ярким представителем этой эпохи , а герои его произведений – подлинными героями своего времени , стремящимися быть гармоничными , свободными и счастливыми.

Биография

Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира живут до сих пор , волнуют и потрясают воображение зрителей.

Важно

Лучшие театры мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя экзаменом и счастьем поставить и сыграть шекспировский спектакль.

Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу Шекспира , хочется , наверное , побольше узнать о том , кто создал эти произведения. Но это не так просто.

О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир не писал воспоминаний и не вел дневника. Нет у нас и его переписки с современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира.

До нас дошло лишь несколько документов , в которых упоминаются разные обстоятельства его жизни. Каждый из этих документов , даже если в нем лишь несколько слов о Шекспире , исследован и истолкован .

Редчайшими историческими ценностями считаются те немногие клочки бумаги , на которых рукой Шекспира написано несколько строк или просто стоит его подпись.

Нужно было приложить очень много труда , чтобы мы могли прочитать о Шекспире то , что должен знать о нем каждый образованный человек.

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком английском городке Стратфорде , расположенном на реке Эйвон.

Его отец , Джон Шекспир , был в городе видным человеком и занимал разные должности в системе городского самоуправления , вплоть до бейлифа (в1568г.).

Совет

Мать , Мери , была дочерью Роберта Ардена, мелкопоместного дворянина из Уорикшира ,происходившего из древнего рода католиков Ардена.

Рассказ о детстве и юности Шекспира полон красочных подробностей. Однако наука не может признать их вполне достоверными.

Учился он скорее всего в Стратфордской грамматической школе — одной из лучших провинциальных школ Англии , где сыновья горожан получали бесплатное образование , главным образом изучая латинский язык и литературу.

Документальных сведений о его жизни после крещальной записи нет , вплоть до разрешения на брак с Энн Хетуэй из Стратфорда , выданного 27 ноября 1582г.Первый их ребенок , дочь Сьюзен , была крещена 26 мая 1583 года , близнецы Гамнет и Джудит – 2 февраля 1585 г.

Когда Шекспиру было немногим более 20 лет , ему пришлось внезапно покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир отправился в Лондон.

ворчество Уильяма

Шекспира

В предыдущем разделе мы коснулись темы творчества Шекспира, упоминая его как автора и постановщика своих гениальных пьес. Но он писал не только пьесы.

Шекспиру принадлежит цикл из 154 сонетов, опубликованный (без ведома и согласия автора) в 1609 году , но написанный по-видимому, еще в 1590-х годах . Во всяком случае уже в 1598 г.

промелькнуло сообщение о его «сладостных сонетах , известных близким и друзьям» и явившихся одним из самых блестящих образцов западноевропейской лирики эпохи Возрождения.

Успевшая стать популярной среди английских поэтов форма под пером Шекспира засверкала новыми гранями, вместив в себя огромнейшую гамму чувств – от интимных переживаний до глубоких философских раздумий и обобщений.

Исследователи давно обратили внимание на тесную связь сонетов и драматургических произведений Шекспира. Эта связь проявляется не только в органическом соединении лирического с трагическим, но и в том ,что идеи , одухотворяющие шекспировские трагедии , живут и в его сонетах.

Обратите внимание

Так же, как и в трагедиях, Шекспир затрагивает в сонетах постоянно волновавшие человечество проблемы бытия , ведет речь о счастье и смысле жизни , о соотношении времени и вечности , о бренности человеческой красоты и о ее величии. об искусстве , способном преодолеть неумолимый бег времени , о высокой миссии поэта.

Вечная, неисчерпаемая тема любви, одна из центральных в сонетах, тесно переплетена с темой дружбы. В любви и дружбе поэт обретает подлинный источник творческого вдохновения независимо от того , приносят ли они ему радость и блаженство или же муки ревности , печаль , душевные терзания.

Тематически весь цикл сонетов принято делить на две группы : считается , что первая (1-126) обращена к другу поэта , вторая (127-154) – к его возлюбленной – «смуглой леди».

В произведениях Шекспира, впрочем как и большинства поэтов и писателей эпохи Возрождения, важное место занимает тема дружбы . Она рассматривается как высшее проявление человечности. В такой дружбе гармонично сочетаются веления разума с душевностью.

Не менее значительны сонеты, посвященные любви. Если в сонетах Петрарки и его английских последователей обычно воспевалась златовласая англоподобная красавица, гордая и недоступная, то Шекспир , напротив , посвящает ревнивые упреки смуглой брюнетке – непоследовательной , повинующейся только голосу страсти.

Шекспир писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в знаменитом 66-м сонете находит оптимистический выход в «сонетном ключе».

Любовь и дружба пока выступают, как в «Ромео и Джульетте» , силой , утверждающей гармонию противоположностей. Разрыв Гамлета с Офелией еще впереди , как и разорванность сознания , воплощенная в принце датском.

Пройдет несколько лет, и победа гуманистического идеала отодвинется для Шекспира в далекое будущее.

Самое примечательное в шекспировских сонетах – постоянное чувство внутренней противоречивости человека. То вдруг источник наивысшего блаженства порождает боль, то , наоборот , в тяжких муках рождается счастье.

И все-таки главным делом Шекспира , страстью всей его жизни была работа драматурга , создание пьес. Язык его трагедий отличается необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное место в репертуаре театров всего мира.

Важно

Ликующая радость жизни , прославление здравого , сильного , отважного , ярко чувствующего , смело думающего человека – вот основное в первых пьесах Шекспира – комедиях «Укрощение строптивой» , «Комедия ошибок» , «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», написанных в 1593-1600гг.

Читайте также:  Какого известного русского поэта и писателя на самом деле никогда не было?

В них выражена важная для эпохи Возрождения мысль : человека нужно судить не по платью, не по знанию , не по сословию и богатству , а по его поведению и личным качествам. Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же сказочно-веселую, ясную, волшебную , как «Сон в летнюю ночь».

Поэтическое воображение Шекспира породило в ней фантастические , близкие к народным сказкам образы Горчичного Зернышка . Паутинки , Мотылька. Их участие в судьбе любящих приводит к счастливой развязке.

Но благородным гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его следующих пьесах тоже выражены идеи Возрождения , но краски пьес становятся мрачнее.

Он изображает столкновение прекрасных идеалов Возрождения с суровой реальностью. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели героев , особенно дорогих ему . воплощающих светлые гуманистические идеи.

Юные Ромео и Джульетта – герои первой великой трагедии Шекспира (1594г.) – пламенно любят друг друга. Любовь их наталкивается на непреодолимую преграду – старинную вражду семейств.

В неравном поединке с вековыми предрассудками , с кровавыми и бессмысленными законами , Ромео и Джульетта погибают. Но в их любви , не смирившейся с предубеждениями старины . заключена высокая нравственная победа.

Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра «Глобус» , который был похож на круглый загон под открытым небом. Приезжий иностранец , посетивший в 1599 году первое представление пьесы «Юлий Цезарь» , назвал этот театр домом с соломенной крышей. Он имел в виду крышу над сценой. Свое название театр получил от статуи Геркулеса , поддерживающего плечами земной шар.

После постановки «Юлия Цезаря» с 1601 по 1608 гг. Шекспир создал самые великие свои трагедии – «Гамлет» , «Король Лир» , «Макбет» , «Отелло».

Датский принц Гамлет горько скорбит о своем умершем отце. Но вдруг он с ужасом узнает – отец не умер , он был убит.

Совет

Убийца- родной брат убитого , дядя Гамлета – не только унаследовал престол покойного короля , но и женился на его вдове – матери Гамлета.

В трагедии изображено , как Гамлет вначале обличает лицемерие коронованного преступника , а затем и мстит ему за смерть отца. Но это только внешние события пьесы. Трагедия рисует сложные раздумья благородного человека о природе зла . о порочном королевском дворе , о лжи . таящейся в дворцовых стенах . о болезнях , которыми поражен век словно бы «вывихнутый в своих суставах».

Великий критик В.Г. Белинский писал о Гамлете : «Это душа , рожденная для добра и еще в первый раз увидевшая зло во всей его гнусности». Одиночество Гамлета – это одиночество человека , который опередил время , находится в трагическом разладе и поэтому погибает.

В последние годы творчества Шекспира (1608-1612гг.) его пьесы приобретают иной характер. В них звучат сказочные , фантастические мотивы.

Но и в этих пьесах – «Перикл» , «Зимняя сказка» , «Буря» — Шекспир осуждает деспотизм и своевластие , встает на защиту дорогих ему идеалов , прославляет силу любви , веру в лучшие побуждения человека , утверждает естественное равенство всех людей.

Восклицание героя одной из этих пьес: «Как прекрасно человечество!»- может служить знамением эпохи Возрождения , подарившей миру Шекспира.

Шекспир – автор 37 пьес , 2 поэм , а также 154 сонетов , отличающихся горячим чувством , насыщенностью мысли. Творчество Шекспира является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения.

Шекспир пережил разочарование в английском театре , уходившем от того великого пути , по которому он его вел.

Обратите внимание

А может быть в годы молчания он вынашивал замыслы новых гениальных созданий , которым так и не суждено было сбыться из-за смерти поэта.

Источник: http://razhivina.blogspot.com/2015/06/blog-post_14.html

Музыка эпохи Возрождения. Театр Уильяма Шекспира – энциклопедия человеческих страстей

Музыка эпохи Возрождения. Театр Уильяма Шекспира – энциклопедия человеческих страстей.

Музыкой эпохи Возрождения или музыкой Ренессанса, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1400 и 1600 годами . В Италии начало новой эпохи наступило для музыкального искусства в XIV веке.

 Нидерландская школа сложилась и достигла первых вершин в XV, после чего ее развитие все ширилось, а влияние так или иначе захватывало и мастеров иных национальных школ.

Признаки Возрождения отчетливо проявились во Франции в XVI веке, хотя ее творческие достижения были велики и бесспорны еще в предыдущие столетия.

К XVI веку относится подъем искусства в Германии, Англии и некоторых других странах Западной Европы. Со временем новое творческое движение распространилось и на страны Восточной Европы.

Королевский Шекспировский театр (Royal Shakespeare Theatre) — английский драматический театр открытый в 1879 г. в Стратфорде-он-Эйвон. Один из ведущих театров страны.

Здесь ставятся пьесы Уильяма Шекспира и проходят шекспировские фестивали. До 1961 г. Королевский Шекспировский театр назывался Шекспировским мемориальным театром.

(Краткая справка из «Большой советской энциклопедии»).

С XVI века, в эпоху Шекспира, сценическое искусство из любительского превращается в профессиональное. Возникают труппы актеров, ведущих сначала бродячее существование. Они переезжают из города в город, давая представления на ярмарках и в гостиничных дворах. Стало развиваться меценатство.

Представители богатых аристократических родов принимали актеров в состав своей челяди — это давало им официальное общественное положение, хотя и чрезвычайно низкое. Актеры считались слугами какого-либо вельможи. Это положение актеров и зафиксировалось в названии трупп — «Слуги лорда Камергера», «Слуги лорда Адмирала», «Слуги лорда Хендсона».

Когда на престол вступил Иаков I, право покровительствовать труппам было предоставлено только членам королевской семьи. Соответственно труппы были переименованы в «Слуг его величества Короля» или «Слуг его высочества Наследного принца» и т.д.

Театр в Англии с самого начала формируется как частное предприятие — им занимаются предприниматели.

Важно

Они строили театральные здания, которые сдавали внаём актерским труппам. За это владелец получал крупную долю сборов со спектаклей. Но существовали и актерские товарищества на паях. На таких началах строилась жизнь труппы, в которой состоял Шекспир.

Не все актеры труппы состояли пайщиками — актеры победнее были на жалованье и в дележе доходов не участвовали. Таково было положение актеров на второстепенных ролях и подростков, игравших женские роли.

Каждая труппа имела своих драматургов, писавших для нее пьесы. Связь авторов с театром была весьма тесной. Именно автор разъяснял актерам как следует ставить пьесу.

Материальное положение драматургов, работавших на предпринимателей и живших только на литературный заработок, было достаточно трудным. Актер-пайщик и драматург Шекспир смог добиться более благоприятных условий для своего творчества. Кроме того, у него были покровители.

Значительные суммы он получил от графа Саутгемптона. Но в целом труд драматурга ценился низко и оплачивался плохо.

Местом для театральных представлений служили и банкетные залы во дворцах короля и знати, дворы гостиниц, а также площадки для травли медведей и петушиных боев. Специальные театральные помещения появились в последней четверти XVI столетия.

Начало строительству постоянных театров положил Джемс Бербедж, соорудивший в 1576 году помещение для театральных представлений, которое он назвал «Театр». В Лондоне с конца XVI века было три вида театров — придворный, частный и публичный.

Они различались по составу зрителей, по устройству, репертуару и стилю игры.

Театры для широкой публики строились в Лондоне по преимуществу за пределами Сити, то есть за пределами юрисдикции лондонского муниципалитета, что объяснялось пуританским духом буржуазии, враждебно относящейся к театру вообще. Театры не имели крыши. В большинстве случаев они были круглой формы. Шекспировский театр «Глобус» был восьмигранным. Его зрительный зал представлял собой овальную площадку, обнесенную высокой стеной, по внутренней стороне которой шли ложи для аристократии. Над ними размещалась галерея для зажиточных граждан. Зрители стояли вокруг трех сторон площадки. Некоторые привилегированные зрители сидели на самой сцене. Театр вмещал до 2000 человек. Плата со всех взималась при входе. Желавшие занять места на галерее платили за это дополнительно, так же как и зрители, сидевшие на сцене. Последние должны были платить больше всех. Спектакли шли при дневном свете, без антрактов и почти без декораций. Сцена не имела занавеса. Ее отличительной особенностью являлся сильно выступавший вперед просцениум и балкон в глубине — так называемая верхняя сцена, где также разыгрывалось действие спектакля. Сценическая площадка вдавалась в зрительный зал — публика окружала ее с трех сторон. Позади сцены находились артистические уборные, склады реквизита и костюмов. Сцена представляла собой помост высотой около одного метра над полом зрительного зала. Из артистического помещения был вход под сцену, где имелся люк, через который появлялись «привидения» (например, тень отца Гамлета) и куда проваливались грешники, предназначавшиеся для ада (как Фауст в трагедии Марло). Просцениум был пустым. По мере необходимости сюда выносили столы, стулья и прочее, но по большей части сцена английского театра была свободна от реквизита. Сцена делилась на три части: переднюю, заднюю и верхнюю. На задней было три двери, куда входили и выходили актеры. Над задней сценой находился балкон — в хрониках Шекспира на балконе появлялись персонажи и предполагалось, что они находятся на стене замка. Верхняя же сцена была трибуной или изображала спальню Джульетты. Выше верхней сцены помещалось строение, которое называлось «хижиной». Оно и по форме напоминало домик. Здесь было одно или два окна, которые служили для тех сцен, где по ходу действия персонажи разговаривали из окна, как Джульетта во втором акте трагедии. Когда в театре начиналось представление, на крыше хижины вывешивался флаг — он был далеко виден и служил опознавательным знаком того, что в театре дается спектакль. В ХХ веке не раз режиссеры будут возвращаться к принципам бедного и аскетичного театра времен Шекспира, вплоть до эксперимента по размещению зрителей на сцене.
Писаных декораций в театре «Глобус» было очень мало. Театр помогал зрителю понимать происходящее, вывешивая, например, таблички с надписями — с названием пьесы, с обозначением места действия. Многое в этом театре было условным — одно и то же место изображало то одну часть поля, то другую, то площадь перед зданием, то помещение внутри его. По преимуществу из речей героев зрители судили о перемене места действия. Внешняя бедность театра требовала от публики активного восприятия спектакля — драматурги, в том числе и Шекспир, рассчитывали на воображение зрителей.

Источник: http://julialisachovasamrabotmhk.blogspot.com/2015/03/blog-post_1.html

Уильям Шекспир — гуманист, драматург и человек Возрождения

О Шекспире правды не знает никто, есть лишь легенды,
мнения, некоторые документы и его великие произведения.

Никто не превзошел Шекспира как драматурга. Роль Гамлета, созданная еще в XVI веке — о ней мечтают все актеры, как спортсмены о золотой медали на Олимпиаде.

Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды (как в голливудском фильме «Шекспир», например) — все диалоги и мысли звучат очень актуально.

Совет

Чем объясняется феномен Шекспира как поэта и драматурга? В первую очередь тем, что он уже тогда, в эпоху Возрождения, затронул общечеловеческие ценности. Он буквально «взорвал» драматургию того времени, когда показал на сцене внутренний мир человека, превращая назидательные и фарсовые сюжеты в бессмертные произведения. Уильям Шекспир был гуманистом.

Идеалы эпохи Возрождения, где главным был Человек, его умение любить и сила личности, он перенес на сцену. О его биографии есть разные сведения. В разное время затевались «антишекспировские» кампании, где оспаривалось его авторство. Но это только подчеркивает значимость его творчества.

Из биографииУильям Шекспир родился с Стратфорде, небольшом городке на берегу реки, 23 апреля 1564 года.

Его мать, Мари Ардэн, происходила из дворянского рода, отец был зажиточным горожанином и одно время играл серьезные роли в местной политике — был мэром городка и олдерменом.

Отцу принадлежало несколько домов в Стратфорде, он торговал зерном, шерстью и мясом, поэтому у маленького Уильяма была возможность учиться в местной «грамматической» школе.

В школе преподавали основы риторики и грамматики, однако основным предметом была латынь: ученики читали в подлинниках великих мыслителей и поэтов древности — Сенеку, Овидия, Виргилия, Горация, Цицерона. Знакомство с произведениями лучших умов своего времени отразилось в дальнейшем на его творчестве.

В то же время, живя в маленьком провинциальном городке, где все друг друга знали и общались независимо от сословий, Шекспир был хорошо знаком с жизнью простых горожан. Он стал знатоком фольклора, и многие черты будущих героев были списаны с местных жителей.

Читайте также:  Мертв ли латинский язык?

Смекалистые слуги, чопорные вельможи, страдающие люди, кому было тесно в рамках условностей — все эти герои появились впоследствии в его комедиях и трагедиях.

Телец по гороскопу, Уильям отличался трудолюбием, тем более что начать работать ему пришлось очень рано — с 16 лет, потому что его отец запутался в делах и не мог содержать всю семью. Биографические сведения об этом времени разнятся. По одним данным, Уильям работал сельским учителем.

Обратите внимание

По другой легенде он был подмастерьем в лавке мясника, и, по преданию, уже тогда был гуманистом — перед забоем животных «он произносил над ними торжественную речь». В восемнадцатилетнем возрасте Уильям женился на Анне Хатауэй, которой было в то время 26 лет. Через три года после женитьбы он переехал в Лондон.

По легенде, Шекспир бежал от местного помещика, который преследовал его за то, что Уильям убивал оленей во владениях вельможи (убить оленя богача считалось доблестью).
В Лондоне Шекспир получил работу в театре.

Он присматривал за лошадьми приезжающих, и был поначалу «штопальщиком пьес» («playpatcher»), или, говоря современным языком, рерайтером — перерабатывал старые пьесы для новых постановок. Вероятно, он пробовал себя как актер, но не стал знаменит. Вскоре Шекпир стал драматургом театра.

Его творчество еще при жизни было оценено современниками по достоинству — в 1599 году, когда был образован театр «Глобус» (Globe), Шекспир стал одним из пайщиков. Видимо, в материальном плане его жизнь сложилась благополучно.

О творчествеШекспир по своей значимости для Англии занимает такое же место, как для России Пушкин. В трагедиях, и особенно комедиях, Шекспир широко использовал обороты народной речи, которые впоследствии органично вошли в литературный язык. Но ценность его творчества была не только в этом.

За 20 лет творческой жизни он создал то, что остается актуальным на протяжении пяти столетий. Его сонеты, трагедии и комедии стали классикой. Благодаря Шекспиру в литературе появились новые идеи, новый взгляд на жизнь. В театре на сцене героями стали живые люди, а не носители строго определенных идей, как это было свойственно драматургии того времени.

Уильям брал за основу распространенные сюжеты, и привносил в них передовые идеи того времени — эпохи Возрождения.

Известная и любимая всеми комедия «Укрощение строптивой» — один из примеров. В основу комедии лег сюжет домостроевского фарса, когда мужчина, в общем-то грубый и недалекий — Фернандо, укрощает «строптивую» и сварливую Катарину.

Важно

В конце Катарина произносит монолог, в котором прославляет патриархат, и суть которого в том, как прекрасно быть замужней покорной женой. Шекспир в своей комедии «Укрощение строптивой» пошел дальше фарса, показав гуманистические идеалы того времени.

Катарина уже не сварливая тетка, а девушка, которая страдает от условностей того времени и от поведения своего отца, которому просто необходимо быстрее выдать замуж дочерей для приумножения капитала.

Красавица-сестра Бьянка пользуется успехом у мужчин и очень хочет замуж, а Катарина, из-за своего характера — от рождения сильного и активного (идеал эпохи Возрождения), борется за свое счастье. Она не хочет просто так выходить замуж, лишь бы порадовать отца — она хочет любить и быть любимой.

В то же время, образ отца комичен — он и сам страдает от неадекватного поведения дочки, которая пользуется дурной славой среди местного мужского населения, и поэтому спит и видит, когда найдется смелый — и обязательно очень богатый! — мужчина, чтобы поскорее избавиться от проявлений характера старшей дочери.

В этой комедии помимо интересного сюжета и веселых диалогов, Шекспиру удалось показать несколько идей, которые по сей день современны, а в некоторых странах их даже можно назвать передовыми. В общем-то, суть пьесы не в прославлении находчивости мужчин, и даже не равноправия мужчины и женщины.

Шекспир здесь показал «равноценность» мужчины и женщины, которые гармонично дополняют друг друга, и последний монолог «покорной» жены Катарины как раз об этом. В ее словах звучит уважительное отношение к мужу:»…

В заботах о тебе Он трудится на суше и на море, Не спит ночами в шторм, выносит стужу, Пока ты дома нежишься в тепле, Опасностей не зная и лишений. А от тебя он хочет лишь любви, Приветливого взгляда, послушанья — Ничтожной платы за его труды».

Катарина не просто скандалила, а доказывала свою ценность как личности, которой нужен достойный партнер. Петруччо оказался таким — смелым и находчивым, который искренне заинтересовался девушкой (хотя деньги сыграли первоочередную роль).

Совет

Второй идеей, которая достаточно завуалирована, но отражает русскую пословицу «Не все то золото, что блестит» стало поведение прелестницы Бьянки, которая также обнаружила свой характер: «Так ты ведешь себя еще глупее, коль ставишь деньги на мою покорность».

С другой стороны, почему бы в этой фразе не увидеть то, что Бьянка просто по ходу пьесы кое-чему научилась у своей сестрицы?

Первый период творчества отличается особенной яркостью и жизнерадостностью. Шекспир в эти годы создал блестящий ряд комедий: кроме «Укрощения строптивой», широко известны пьесы «Двенадцатая ночь», Сон в летнюю ночь», «Как вам это понравится», «Много шума из ничего».

К первому периоду творчества Шекспира относятся его сонеты. Они широко известны, но интересно, что в отличие от предшественников, поэт в сонетах воспевает дружбу. По мнению Шекспира, она богаче любовной страсти. В сонетах нашли выражение разные мысли и чувства поэта. Он рассуждает о дружбе, любви, и о… государстве.

Даже цикл исторических хроник — кровавых драм («Генрих IV», «Генрих V»), написанных в это время, не так мрачен: все завершается торжеством главного героя, есть и комедийный персонаж — сэр Фальстаф. Пожалуй, здесь Шекспир — желая того или нет — старался показать жизнь, как она есть — с радостью и трагедией.

Позднее он уже не будет так весел.Трагедия «Гамлет» открывает второй этап творчества поэта и драматурга. Здесь уже нет разудалого веселья, и герои из победителей все чаще превращаются в жертв, однако они все равно борются и живут.

Почти все актеры мечтают сыграть Гамлета, потому что на сцене разворачивается внутренний мир Гамлета, его метания, страдания, муки выбора. В то же время Гамлет пытается осмыслить свои действия, он тяжело размышляет о жизни и не видит выхода даже в смерти.

Когда б не страх чего-то после смерти, Неведомой страны, откуда ни один Еще доселе путник не вернулся. Вот что колеблет и смущает волю, Что заставляет нас скорей сносить страданья, Чем убегать к иным, неведомым бедам,

Да, малодушными нас делает сомненье…

Обратите внимание

После встречи с призраком отца — жизнь Гамлета переворачивается. И если он раньше был нежным мечтателем и просвещенным человеком, то теперь мир перевернулся и предстал своей другой стороной: «Каким докучным, тусклым и ненужным, Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!». Поклявшись отомстить отцу, Гамлет совершает тяжелый выбор и решается уничтожить убийцу отца — Клавдия.

Но ненависть и убийство влекут за собой тяжелые последствия: Гамлет убивает невинного Полония, став причиной сумасшествия и гибели любимой женщины Офелии. Его мать, королева и нынешняя жена Клавдия, тоже становится жертвой, хотя цели и Гамлета, и Клавдия совпадают — первый хочет убрать королеву от «плотного сгустка мяса», как он называет Клавдия, а Клавдий хочет оставить себе трон и жену.

Но королева выпивает яд, предназначенный для Гамлета, и умирает. В трагедии от одного убийства — разворачивается целая серия смертей. Попутно Шекспир в «Гамлете» показывает и другие стороны жизни общества, которое Гамлет (вслед за автором) считает несправедливым.

Речь идет о сцене, где 20 тысяч солдат — простых людей — посланы вельможей на смерть ради кусочка земли в Польше, за аренду которого жалко отдавать «пять дукатов». И хотя Гамлет делает свой вывод — о собственной нерешительности, но тема неценности человеческой жизни уже обозначена. Толкований «Гамлета» написано тысячи томов — каждый исследователь находит в нем что-то свое.

Каждый актер и режиссер ставит трагедию, чтобы также показать свое, выделить какие-то свои акценты, и все они оказываются справедливы. И это еще раз подчеркивает грандиозность Шекспира как драматурга. Умирая, Гамлет все же спас одну жизнь — своего друга Горацио, найдя для него нужные слова: «Дыши в суровом мире, чтоб мою поведать повесть».

В этот же, второй период творчества, написаны и другие известные трагедии — «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Произведения третьего творческого цикла не так известны: «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря».

Они написаны в жанре аллегорической фантастики, так как заказчиком театра, для которого писал Шекспир, уже становится знатная публика, которая хотела веселья и развлечений. Но и здесь гуманистические идеалы тоже находят свое выражение — это вера талантливого поэта и драматурга в светлое будущее человечества, обещание безмятежного спокойствия.

Источник: https://www.colors.life/post/776365/

Уильям Шекспир и его пьесы (из цикла «Великие люди»)

Наверное, вряд ли кто усомнится в том, что Уильям Шекспир был поистине великим человеком. Ведь ряд ли найдется в нашем мире писатель, о произведениях которого знают даже те, кто никогда их не читал и совсем не собирается этого делать.

Однако же знают – и это есть само по себе величие. Разве можно не знать, кто такие Ромео и Джульетта? Их любовь стала нарицательной. Разве можно не знать, кто такой Отелло, Гамлет или Король Лир? Это практически невозможно. И это еще не все.

Цитаты из произведений Шекспира настолько прочно вошли во все известные языки мира, что многие люди, употребляя их, даже не подозревают, что когда-то все эти выражения были созданы обычным смертным – «быть или не быть…», «есть вещи, друг Горацио, что и не снились нашим мудрецам…» и прочее, прочее.

Важно

В общем, рассказывать о популярности Шекспира, все равно рассказывать о солнце или небе – это общеизвестные явления.

Однако почему именно Шекспиру и только Шекспиру удалось добиться такой известности? Что в его пьесах такого особенного, что они стали популярны во всех странах мира, у всех народов, для человечества в целом и каждого в отдельности?

Все дело в том, что пьесы Шекспира рассказывают те истории, которые случаются не раз. Может быть, даже в жизни каждого человека случается хоть однажды история, описанная в одной из пьес.

Вот именно благодаря универсальности историй, благодаря тому, что шекспировские пьесы так напоминают человеку его жизнь и стали они известны всем и каждому, и мы говорим о них, даже не подозревая, что и сами зачастую являемся героями этих пьес.

И уже совсем неважно, кем именно был на самом деле автор – реальный ли он человек или вымышленный (по поводу этого историки спорят уже давно и будут спорить еще долгое время, утверждая, что либо действительно все написано Уильямом Шескпиром, либо имя настоящего автора – Эдуард де Вер), ведь есть сами гениальные пьесы, которые будут волновать умы человечества еще много лет, а значит останутся популярны и известны.

Так что Уильям Шекспир встал в ряд с другими великими потому, что создал вечные истории о людях и для людей, важность которых на сегодняшний день не стала меньше, чем когда эти были впервые написаны и поставлены.

Другие великие из цикла «Великие люди»:

 • Конфуций и его учение (цикл «Великие люди»)

 • Альберт Эйнштейн и его теория относительности (цикл «Великие люди»)

 • Иоганн Гутенберг и печатный станок (цикл «Великие люди»)

 • Антуан де Сент-Экзюпери – Большой Маленький принц (цикл «Великие люди») 

Поделиться самым интересным:

Источник: http://kanpot.ru/uilyam_shekspir.php

Ссылка на основную публикацию