Сколько у рубенса было детей? галерея портретов

Художник Питер Пауль Рубенс: картины и биография. Peter Paul Rubens

Автопортрет с Изабеллой Брант

РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul) (1577–1640), –  великий фламандский художник и дипломат.

Рубенс  как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.

Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист.

Особенности творчества Рубенса

Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Первое десятилетие  творчества Рубенса представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века.

Благодаря такому подходу  Питер Пауль Рубенс освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять.

Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. В 1610-е гг.

Обратите внимание

Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.

Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность.  Непревзойдённое искусство владения кистью Рубенса очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.

Факты биографии

 Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов.

Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс, вновь принявшая католичество, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен.

Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу, вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца.

Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574—1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. А Питер Пауль, все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников.

Рубенс учился у трех фламандских живописцев – Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 он был принят в гильдию св. Луки. В 1600 художник приехал в Италию; там он изучал античную архитектуру и скульптуру, итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе).

 Чтобы удовлетворить растущий спрос на свои картины, Рубенс за несколько лет создал большую мастерскую, где работали Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс и  Франс Снейдерс. Рубенс выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины.

Важно

Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики.

Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции; в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам.

Достижения Рубенса

  В своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом.

Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением; черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль.

Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность; украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, он способствовал распространению стиля барокко – художественного языка не только Контрреформации, но и светской культуры этого времени…

Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела.

Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени.

Что бы Рубенс ни рисовал — белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, — его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира.

«История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа», — писал о Рубенсе один из его биографов.

Союз Земли и Воды

Туалет Венеры 1612-1615

Суд Париса

Поклонение пастухов

Похищение дочерей Левкиппа

Симон и Перо

Drunken Silenus

Rubens. Marie de Medici. Queen of France

Rubens. Leda and the Swan.

Rubens. Lamentation of Christ.

Head Of Medusa

Head of a Franciscan Friar

Four Studies of the Head of a Negro

Duke of Lerma

Снятие с креста

Christoffel Plantin

Christ on the Cross. 1627

Boy with Bird

Assumption of the Virgin

Assumption of the Virgin

Персей и Андромеда

Пейзаж с руинами горы Палатин в Риме

Охота на крокодила и гиппопотама

Пьяный Силен

Распятие

Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми.

Шубка

Автопортрет в кругу друзей

Уверение Фомы

Четыре континента

Автопортрет Рубенса

Воздвижение креста

Суд Париса

Глава о творчестве Рубенса и книги: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1975.

Фламандское искусство — это прежде всего Рубенс и еще раз Рубенс. Хотя одновременно во Фландрии были другие выдающиеся художники, они все мыслятся как «круг Рубенса», «школа Рубенса», как планеты, вращающиеся вокруг солнца Рубенса.

XVII и XVIII века знали нескольких художников — баловней счастья и любимцев фортуны (по крайней мере такими они рисуются, судя по известным фактам их биографий). Они неизменно пожинали восторги, их окружала прижизненная слава и почет. Таков был в Италии Джованни Лоренцо Бернини, а позже — Тьеполо. Из этих редких процветающих счастливцев, вероятно, самым счастливым и процветающим был Рубенс.

Его младший современник Веласкес был придворным живописцем испанского монарха, а Рубенс — всего лишь придворным живописцем испанских наместников во Фландрии; но Веласкес находился на положении скромного полуслуги, а Рубенс занимал высокие дипломатические посты, жил в собственном роскошном дворце, возглавлял самую большую в Европе художественную мастерскую, исполнявшую заказы европейских венценосцев и богатых католических орденов. Он не знал неудач и потрясений, был счастлив в учениках, счастлив в семье, путешествовал, был богат. Можно заметить как некую закономерность, что «любимцами судьбы» оказывались художники хотя и замечательно талантливые, но не самые глубокие. И Рубенс не исключение. Он прекрасен как живописец, не очень глубок как художник. Золотую жилу своего искусства он разрабатывал усердно, но односторонне, и сама его плодовитость ныне ощущается как недостаток: может быть, Рубенс был бы более велик, если бы сделал меньше. Но, как бы то ни было, имя Рубенса — символ целой художественной эпохи. Эпохи, когда искусство, попадая в придворную золотую клетку и чуя угрозу внутреннего оскудения, оборонялось от него всеми своими внешними чарами. Оно с тем большей страстью и виртуозностью добивалось иллюзии доподлинной чувственности на холсте, чем более призрачной, «игровой» становилась его собственная роль в жизни общества.

Совет

Фландрия — южная часть Нидерландов (теперешняя Бельгия), которая после революционных событий конца XVI века осталась под протекторатом Испании и примкнула к католическому миру, в то время как Северные Нидерланды (Голландия) отделились и получили самостоятельность как буржуазная протестантская республика.

Раскол Нидерландов означал раскол их художественных традиций. Условно говоря, во Фландрии победила итальянизирующая струя, в Голландии — традиции, идущие от ван Эйков и Брейгеля.

Однако и та и другая линии очень видоизменились по сравнению с XVI веком, причем национальные нидерландские начала по-своему не менее сильно сказались и во фламандском барокко.

Рубенс, закладывая основы новой фламандской живописи, отталкивался не от маломощных нидерландских романистов, а прямо от искусства Италии, где он прожил в молодости несколько лет, работая при дворе герцога Мантуанского.

Его вдохновляли произведения венецианцев Высокого Возрождения — неизменных учителей лучших живописцев XVII столетия, а также произведения Мике-ланджело, отчасти и Караваджо.

Собственно итальянское барокко для Рубенса не было образцом — вернувшись уже в 1608 году в Антверпен, он сам стал создавать фламандскую школу барокко параллельно итальянской, а не следом за ней.

И как жаркий подмалевок на его картинах просвечивает сквозь прозрачные лессировки, так во фламандском барокко явственно просвечивает исконная нидерландская подоснова. Кажется, что общего у Рубенса и Питера Брейгеля? А между тем некоторые композиции Брейгеля определенно предвещают фламандское барокко: хотя бы рисунок «Жатва», где на первом плане крестьянин жадно пьет из огромного кувшина. Кажется, что нужно сделать лишь шаг, превратив этих брейгелевских крестьян в «божества полей и источников», — и перед нами будет композиция в духе Рубенса. Ни блестящее образование, ни светский лоск, ни жизнь в Италии не истребили в Рубенсе «мужицкого» начала. Этот изящный светский человек, умный дипломат оздоровил придворное искусство притоком свежей крови своей родины.

 Он привил искусству барокко относительную вольность нрава, простодушно-грубоватую чувственность, заставил любоваться натуральным здоровьем и натуральной силой.

И все это у него удачно сплавилось с требованиями пышного декора, помпы, восхваления монархов и не вызывало ни малейшего протеста со стороны церкви.

Обратите внимание

А меж тем религиозный дух незаметно ускользнул из фламандского искусства: если в итальянском барокко его немного, то во фламандском нет и вовсе.

 Рубенс с равной готовностью писал картины и на религиозные сюжеты и на сюжеты античной мифологии — и те и другие выглядят у него вполне «языческими». Однако орден иезуитов был главным и постоянным заказчиком Рубенса.

Как истинный художник барокко, Рубенс изображал обнаженные и полуобнаженные тела в сильном, возбужденном движении и, где только возможно, вводил мотивы схватки, борьбы, погони, напряженных физических усилий. «Смешались в кучу кони, люди» — так почти во всех больших заказных картинах Рубенса.

Идет ли охота на кабана или вакхический пир, сражаются ли амазонки, мужчины ли преследуют женщин или женщина мужчину — всюду азарт борьбы, напряжение сил, то кипучее брожение материи, которое в отвлеченной форме выражает барочная архитектура.

И даже в «Воздвижении креста» происходит напряженная схватка — схватка людей с тяжелым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих.

 В этих постоянно, снова и снова варьирующихся мотивах схваток есть много, на современный взгляд, утомительного и внешнего. За ними чудится призрак пустоты. Усилия не пропорциональны цели.

Похищение дочерей Левкиппа — двух рыхлых нагих красавиц — не требует и не оправдывает такой яростно-динамической композиции с вздыбившимися конями, какую соорудил Рубенс на этот сюжет.

Кстати сказать, такое несоответствие между действием и целью, между предельной мобилизацией сил и незначительностью препятствий вообще составляет одну из характеристических черт стиля барокко — стиля принципиально атектоничного, пренебрегающего понятием целесообразности.

Важно

Барочные статуи с могучими телами помещаются в слишком узкие ниши, барочные конные памятники ставятся на узкие постаменты, пышные массивные здания иногда втискиваются в узкие переулки, под тяжеловесной роскошью костюмов прячутся тщедушные фигуры.

Читайте также:  Может ли свинья летать? миядзаки верит в это!

 Композициям и персонажам Рубенса недостает той духовной сосредоточенности, внутренней значительности, которой всегда исполнены «примитивы» — произведения старинных мастеров.

Вот почему Рубенс плохо смотрится в репродукциях, тогда как «примитивы» и в черно-белом воспроизведении сохраняют свое главное.

Рубенса можно смотреть только в подлиннике: оценить Рубенса — значит оценить его действительно прекрасную, сочную, сияющую и сквозистую живопись, его теплый, как живое тело, колорит. У него нет глухих теней — все светится.

 Он накладывал краску в тенях жидким прозрачным слоем, так что сквозь нее просвечивал теплый красноватый подмалевок, а освещенные места писал пастозно, то есть более густо, но переходы между тенью и светом не резки: все артистически обобщено и приведено в свето-цвето-вую гармонию.

Еще для Рубенса характерно письмо длинными, волнистыми, идущими по форме мазками: например, какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет одним движением кисти.

В живописном почерке Рубенса так много свободного артистизма, что его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят легкими, исполненными своеобразной грации. Все это можно почувствовать перед «Персеем и Андромедой» в Эрмитаже.

Женскую наготу Рубенс писал с особенной маэстрией. Нагота Андромеды, как вообще у Рубенса, далеко не классична: северные художники так никогда и не научились «античным» строгим и чистым линиям и пропорциям итальянских Венер.

 Они писали своих отечественных красавиц — пышных, широкобедрых и дебелых.

Совет

Рубенс отходил от классического типа красоты сознательно: он говорил, что не стоит раболепно подражать античным статуям, «ибо в наш век, полный заблуждений, мы слишком далеки от того, чтобы создать нечто им подобное», и добавлял, что человеческие тела теперь, увы, сильно отличаются от античных, «так как большинство людей упражняют свои тела лишь в питье и обильной еде».

 Все же Андромеда Рубенса прекрасна. Ее нежное тело, кажется, излучает свет. Обычное для Рубенса насыщение золотистых тонов кожи красноватыми оттенками в тенях здесь еще усилено рефлексами от красного плаща Персея — картина напоена тонами румяной зари.

В ней нет чрезмерного нагнетания движения, она относительно спокойна, даже лирична; подвижность вносят главным образом амуры, которые стягивают с Андромеды золотое покрывало, показывая ее Персею во всей прелести наготы, помогают Победе, венчающей Персея, заигрывают с его крылатым конем.

Эти шаловливые амуры — «путти» — начиная с позднего Возрождения и особенно в XVII и XVIII веках неизменно населяют композиции на мифологические сюжеты, а иногда фигурируют и в роли ангелов, окружающих мадонну.

Кажется, художники просто не могли обходиться без этих голеньких детей с крылышками, порхающих, играющих, кувыркающихся и во все вмешивающихся.

 «Путти», конечно, всегда покровительствуют любви: в другой эрмитажной картине Рубенса — «Венера и Адонис» — целомудренный Адонис убегает от Венеры, а амур удерживает его за ногу. Наивно-лукавые амуры хлопочут около действующих лиц, сочувствуют, иногда поддразнивают и позволяют себе различные проказы.

 Через них события получают оттенок игры, освещаются светом какого-то беспечно-легкого восприятия, отделяющего «радостное искусство» от «серьезной жизни».

 Рубенс привлекательнее всего в его позднем периоде, когда меньше пишет заказные аллегорические композиции и больше — природу и портреты своей молодой жены. Создавший на своем веку столько бурных «вакханалий» и «битв», Рубенс как личность вовсе не имел ничего вакхического и воинственного: он был человеком степенным, умеренным, примерным и любящим семьянином.

 Овдовев и не чувствуя себя, как он писал, «готовым к безбрачию», он в пятьдесят три года вторично женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен; судя по портретам, она очень напоминала его первую жену, Изабеллу Брандт, — тот же миловидный, кроткий ясноглазый облик, который у Рубенса появляется в картинах часто и задолго до второго брака. Похоже, что в юной Елене Фоурмен Рубенс нашел свой постоянный идеал женщины. Ее портреты принадлежат к лучшему, что он написал.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/584-rubens.html

Питер Рубенс

Питер Пауль Рубенс – величайший гений своего времени. Его имя навсегда закрепилось в истории искусства. Художник с большой буквы, как известно, был еще и замечательным человеком: красив, умен, энергичен и уверен в себе. Художник, который при жизни не усомнился в своем творчестве.

Детство и юность

Питер Рубенс родился 28 июня в 1577 году в немецком городе Зигене. Хотя с датой рождения возникают некоторые споры: биография художника не раз переписана. Его семья эмигрировала из Бельгии в Германию во время начавшейся в Нидерландах гражданской войны и террора против протестантов.

Портрет Питера Рубенса

Отец художника, Ян Рубенс, был городским судьей в бельгийском Антверпене до 1568 года. Жена Мария Пейпелинкс воспитывала четырех детей. Вся семья оказалась в Германии, и в это время на свет появились еще трое детей. Среди них был и Питер Рубенс.

Первые одиннадцать лет детства живописца прошли в Кельне. Отец продолжил работать юристом, мать — воспитывать детей. Привычная стабильность пошатнулась, когда видный и богатый глава семейства вступил в отношения с супругой Вильгельма Оранского, Анной.

После этого Яна Рубенса лишили имущества и права работать адвокатом, а Марии приходилось торговать овощами на рынке, чтобы прокормить детей. Из Кельна Рубенс вместе с женой и потомством был послан в Зиген в 1573 году.

Обратите внимание

Автопортрет Питера Рубенса

В 1587 году Ян Рубенс скончался от болезни. В это же время Пейпелинкс потеряла несколько детей. Вдова Рубенса приняла католичество и вернулась на Родину, в Антверпен. Дети пошли в латинскую школу.

В то время в городе происходили изменения. Стало невозможным продолжать заниматься торговлей из-за закрытых морских путей. Каждому из детей Рубенса предстояло найти свое место в жизни. Девушки стали женами состоятельных мужей. Один из сыновей, Филипп, пошел по стопам отца, обучаясь на юриста. Старший Ян Баптист профессионально занялся живописью.

Живопись

В 16 веке в мире искусства происходили большие изменения. Фламандцы изобрели краску для рисования, более удобную и практичную. В ее основу вошло масло льна. Это добавило краскам яркости и увеличило время высыхания. Картины стали более глубокими, а работа превращалась в неспешное удовольствие.

Картина Питера Рубенса «Самсон и Далила»

Питера Пауля с детства влекло искусство. С 14 лет он обучался ремеслу у местных художников. Основы будущий живописец постигал у пейзажиста Тобиаса Вархахта, который был связан с ним родством.

Вторым мастером в жизни Рубенса стал еще один родственник: Адам ван Ноорт. Питер Пауль намеревался добрать у прославленного художника знания, не полученные во время работы с Вархахтом. Четыре года ученик трудился под присмотром Ноорта. За это время юный Питер проникся интересом к фламандской атмосфере. Позже это сказалось на его творчестве.

Картина Питера Рубенса «Суд Париса»

В 1595 году начинается новый этап в творчестве Питера Рубенса. Следующим учителем становится Отто ван Веен (в то время один из самых влиятельных художников). Его называют основоположником маньеризма и главным наставником Рубенса, чей талант приобрел новые грани во время обучения.

Питер Пауль Рубенс не стал писать в манере Веена, хоть его стиль и оказал большое влияние на мировоззрение художника. Наставник стал для него примером многогранности и образованности. Еще в детские годы Рубенс тянулся к знаниям, изучал языки (владел свободно шестью языками) и гуманитарные науки.

Картина Питера Рубенса «Сусанна и старцы»

Уроки у Отто Ван Веена Рубенс брал до 1599 года, а затем в официальном статусе «свободного художника» в 1600 году отправился в Италию, чтобы усовершенствовать мастерство и полюбоваться на произведения античности.

На тот момент живописцу было 23 года, но он уже обладал собственным почерком, благодаря чему практически сразу Питер Рубенс был приглашен на службу к Винченцо Гонзаге, правителю Мантуи. Герцог увлекался античным искусством, любил картины эпохи Возрождения. Рубенс часто писал для него копии.

Картина Питера Рубенса «Тайная Вечеря»

Восемь лет Питер Пауль провел при дворе Гонзаги. Считается, что служба является удачным решением для художника, так как церковная власть того времени стала выступать против ереси на картинах современных художников.

За время, проведенное в Италии, молодой живописец побывал в Риме, Мадриде, Венеции, Флоренции. Выполнял поручения дипломатического характера.

Картина Питера Рубенса «Три грации»

В 1608 году Рубенс поспешно вернулся в Антверпен, узнав о смерти матери.

Отъезд обратно в Италию он не планировал: утрата казалась настолько тяжелой, что художник подумывал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог.

Помимо многочисленных заказов от богатых жителей родного города, ему поступило предложение работать при дворе эрцгерцога Альберта.

Важно

В Антверпене художник стал одним из востребованных. Он старался успевать выполнять заказы эрцгерцога, расписывать собор и писать картины для сотни других жителей города. В 1618 году появился шедевр «Союз Земли и Воды». В нем ярко выражено влияние итальянских художников на стиль живописца. Считалось, что главным замыслом полотна являлось единство Антверпена и реки Шельды.

Картина Питера Рубенса «Союз Земли и Воды»

Объем заказов стал значительно больше, и Питер Пауль открыл собственную мастерскую. Теперь он, некогда старательный ученик, делился знаниями с юными дарованиями (в истории остались такие имена, как Якоб Йордане, Франс Снейдерс). Ученики выполняли многочисленные заказы горожан. Это со временем стало продуманной системой, школой искусств.

Между тем в 1620 году появляется ещё одно произведение искусства, вершина творчества Рубенса — «Персей и Андромеда», сюжет которого связан с античным мифом, которым так увлекался Питер Пауль.

Картина Питера Рубенса «Персей и Андромеда»

Ближе к 1630 годам Питера Рубенса утомил насыщенный образ жизни. Некоторое время он пробыл в уединении, создавая очередную гениальную картину. «Три грации» и «Суд Париса» являются воплощением натуры их автора. Рубенса всегда привлекала красота и пластичность объемного женского тела

«Сусанна и старцы» стала классикой фламандской живописи. Сюжет обращен к Ветхому Завету.

Картины Рубенса, принадлежавшие соборам, связаны со Священным Писанием («Тайная Вечеря», «Самсон и Далила»), хотя его творчество больше охватывает другую область жизни – яркую, пышную, драматичную.

Не все картины церковной направленности вызывали одобрение. Одна из таких – «Воздвижение креста». Она считалась очень противоречивой.

Картина Питера Рубенса «Избиение невинных»

«Избиение невинных» олицетворяет сцену из библии, когда Ирод истреблял младенцев, боясь пришествия Иисуса. Биографы пишут, что эта работа полюбилась автору больше всех остальных.

Еще один памятник эпохи барокко – устрашающая «Медуза». Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. Люди были напуганы откровенностью произведения. Художник относился неравнодушно к политическим делам Антверпена.

Картина Питера Рубенса «Медуза»

Его творчество долгое время было связано с политикой, в том числе и «Медуза», которую местные жители расценили как знак предупреждения.

Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. Художник мечтал повлиять на ход войны в родной стране, но этого сделать ему не удалось. После многочисленных поездок 50-летний Рубенс осел в Антверпене окончательно.

Личная жизнь

После возвращения из Италии Рубенс взял в жены Изабеллу Брант, 18-летнюю дочь чиновника.

Портрет Изабеллы Брант

Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. Первая жена родила Питеру Паулю троих детей. В 1630 годах она умерла от инфаркта.

Читайте также:  Мужик и водка. а в чем, собственно, связь?

Питер Рубенс и Елена Фоурмен

В 50 лет Питер Рубенс снова женился. 16-летняя Елена Фоурмен – последняя любовь художника, его главная муза, мать пятерых детей.

Смерть

В 1640 году Питер Пауль Рубенс заболел. Из-за возраста оправиться от болезни художник не мог. Фламандский живописец умер 30 мая рядом с детьми и любимой женой Еленой.

Произведения

  • 1610 — «Воздвижение креста»
  • 1610 — «Самсон и Далила»
  • 1612 — «Избиение невинных»
  • 1612 — «Избиение невинных»
  • 1614 — «Снятие с креста»
  • 1616 — «Охота на бегемота и крокодила»
  • 1618 — «Похищение дочерей Левкиппа»
  • 1626 — «Успение Пресвятой Девы Марии»
  • 1629 — «Адам и Ева»
  • 1639 — «Суд Париса»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/14222-piter-rubens.html

Шедевры Рубенса и его учеников — в Москве — МК

Сегодня в ГМИИ открывается выставка произведений из коллекции князя Лихтенштейнского

19.06.2014 в 21:28, просмотров: 14646

В Пушкинском музее — грандиозная премьера.

Начиная с сегодняшнего дня и вплоть до конца октября здесь можно увидеть 55 шедевров из собрания княжеской семьи Лихтенштейна, второй по величине и мощи мировой коллекции (первенство принадлежит британскому королевскому дому).

В экспозиции выставки — произведения крупнейших мастеров фламандской живописной школы: Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Жака Йорданса и работы других первоклассных художников ХVII века.

Совет

Открытие выставки «Рубенс, ван Дейк, Йорданс» приурочено к 20-летию установления дипломатических отношений между Россией и Княжеством Лихтенштейн. Потому князь Макс Лихтенштейнский приехал лично, чтобы представить проект московской публике.

Заметим, что выставка уже побывала в Китае и Японии — в обеих странах она произвела фурор.

Нет сомнений, что реакция отечественной публики будет не менее восторженной, ведь перед нами бесценные произведения (страховая стоимость выставки держится в секрете, однако очевидно, что она исчисляется миллионами).

Выставка начинается 19 полотнами основателя фламандской школы Питера Пауля Рубенса — они разместились в Белом зале. Встречает зрителей одна из самых известных его работ: портрет дочери мастера от первого брака Клары Серены Рубенс, умершей в возрасте 12 лет.

Рубенс пишет 5-летнюю Клару очень легко, живо, изящно — бесспорно, это один из самых трогательных детских портретов в истории искусства. В лице Клары легко угадываются черты ее матери Изабеллы Брант, дочери гуманиста Яна Бранта, с которой Рубенс прожил 17 счастливых лет и которую часто писал.

Вообще Рубенс — из тех художников, которым силу давали музы. Мировой славы художник добился как раз после женитьбы на прекрасной Изабелле, черты которой угадываются во многих женских персонажах самых разных его картин.

Спустя много лет после смерти жены 53-летний Питер Пауль встретил 16-летнюю Елену Фурман, которая позировала ему в 6-летней девочкой, и влюбился без памяти. Портреты второй супруги вошли в историю искусства как одни из лучших произведений гениального живописца.

Знаменитый портрет дочери мастера Клары Серены Рубенс.

Но секрет гения Рубенса, конечно, кроется не только в умении любоваться женской красотой и поэтично и легко передавать ее на холсте. В юности Рубенс путешествовал по Италии и был поражен мастерством Тициана, Тинторетто, Корреджо и да Винчи.

В Белом зале можно найти одну из ранних картин фламандца, написанную в 1601–1602 годах, когда художник впервые оказался в Риме.

«Обращение Савла» значительно отличается по своей манере от более поздних работ: краски более насыщенные, мазки грубее, нет той воздушности и поэтичности, которыми славится кисть гениального фламандца.

Обратите внимание

В других же произведениях — а это в основном монументальные полотна, написанные на заказ, — легко угадывается манера художника. Монументальные, мясистые и при этом воздушные персонажи рассказывают зрителю аллегорические сюжеты — евангельские («Оплакивание Христа») или древнеримские («Победа и Доблесть», «Марс и Рея Сильвия»).

Они написаны уже в родном Антверпене, куда Рубенс вернулся в 1609 году и где работал до конца своих дней. Там у Рубенса появилось множество учеников, которым он доверял дописывать свои работы, — заказов было так много, что выполнить их могла только целая артель художников. Лучшими из них были Антонис ван Дейк и Жан Йорданс.

Их работы продолжают выставку в Пушкинском.

Оба эти автора прославились как блистательные мастера портрета и пейзажа. Оба начали писать очень рано, но судьба художников сложилась по-разному. Ван Дейк уже в 14 лет начал работать самостоятельно — его обучил антверпенский художник Хендрик. Однако когда появился шанс поработать под руководством Рубенса, он без промедления отказался от амбиций и пошел к нему в ассистенты.

Сохранилось много легенд о взаимоотношениях гениального учителя с гениальным учеником. Вот одна из них: однажды ученики Рубенса повредили свеженаписанный холст. Один из мальчишек случайно упал на картину, смазав целый фрагмент, и упросил ван Дейка переписать это место.

На следующий день Рубенс долго удивлялся живости своей, как он думал поначалу, кисти, а когда обман вскрылся, он с не меньшим восхищением хвалил своего ученика. Скоро ван Дейк стал правой рукой Рубенса. И некоторые заказчики удивлялись, как изменились поздние работы Рубенса, — нет, они не стали хуже, даже наоборот, но чувствовалось, что это не его рука.

Правда, до сих пор точно не известно, какие из картин Рубенса дописаны (или написаны целиком) ван Дейком или другими его учениками.

В 21 год ван Дейк наконец поборол неуверенность в себе, решился начать самостоятельную карьеру и согласился стать придворным художником английского королевского двора. Они расстались с Рубенсом лучшими друзьями.

Ван Дейк умер через год после смерти Рубенса, в 1641 году, оставив после себя сотни потрясающих своим изяществом и техникой произведений.

Важно

У московской публики есть шанс познакомиться не только с его поздними работами, созданными под влиянием Рубенса, но и с одним из самых ранних произведений мастера — «Святой Иероним», написанным до того, как художник поступил в ассистенты к великому фламандцу.

Жан Йорданс тоже учился у Рубенса после того, как прошел школу антверпенского мастера Адама ван Норта. Он стал главным художником Антверпена после смерти Рубенса. Написал много монументальных исторических, мифологических и религиозных полотен.

Но вот что интересно в его биографии: несмотря на то, что он всю жизнь исправно выполнял заказы католической церкви, мастер в 1650-х годах перешел в кальвинизм. На выставке представлено немало его лучших полотен: например, картина «Мелеагра и Аталанта», создававшаяся более четырех десятков лет.

Среди его работ немало и светских сюжетов (богатых натюрмортов, изящных портретов и многофигурных сюжетов), как и у других последователей фламандской школы — Яна Брейгеля-старшего, Йоса ван Красбека или Адриана ван Сталбемта.

Словом, выставка фламандского искусства в Пушкинском — из тех, что нельзя пропускать. Она замечательна еще и тем, что предоставляет зрителям шанс сравнить произведения фламандских мастеров из княжеской коллекции с теми работами, которые хранятся в Пушкинском музее в основной экспозиции.

Источник: https://www.mk.ru/culture/2014/06/19/shedevry-rubensa-iego-uchenikov-vmoskve.html

Портрет Клары Серены Рубенс хотят продать дороже, чем замок её отца

Аукционный дом Christie’s выставляет на продажу «Портрет дочери художника Клары Серены» Питера Пауля Рубенса.

Работа, которую предварительно оценили в 3 — 5 млн фунтов стерлингов (4 — 6,8 млн долларов США), уйдёт с молотка во время вечерней распродажи произведений старых мастеров в Лондоне 5 июля.

До 5 мая портрет можно увидеть на предпродажной выставке в Нью-Йорке, затем он предстанет перед публикой в Гонконге,а после — в британской столице.

«Рубенсовские изображения членов семьи — более свободные и смелые, чем портреты богатых клиентов, — относятся к его самым большим достижениям в портрете.

Совет

Этот образ Клары Серены, единственной дочери художника и его первой жены Изабеллы Брант, был написан незадолго до безвременной кончины девочки в возрасте двенадцати с половиной лет.

Это первая крупная работа Рубенса, появившаяся на Christie’s в Лондоне после рекордной продажи „Лота и его дочерей“ в июле 2016 года», — заявил представитель аукционного дома Генри Петтифер.

Портрет Клары Серены

Питер Пауль Рубенс

1623, 35.6×26 см

Напомним, два года назад картина на библейскую тему, относящаяся к раннему периоду творчества Рубенса, была куплена за 44 млн 882,5 тыс. фунтов стерлингов (58 млн 167,7 тыс. долларов) после интенсивного сражения между четырьмя участниками торгов. Она стала самым дорогим произведением старых мастеров, проданных за всю 250-летнюю историю Christie’s.

Лот и его дочери

Питер Пауль Рубенс

1614, 190×225 см

Изображение Клары Серены относится к серии персональных портретов детей Рубенса.

Девочка была любимым первым ребёнком художника и умерла за три года до смерти своей матери Изабеллы Брант (позже у живописца родились ещё три дочери от второй жены Елены Фоурман). О жизни Клары Серены мало что известно.

Это изображение идентифицировано по сходству с образом Изабеллы Брант, выполненным Рубенсом и ныне хранящимся в Британском музее, а также с портретом девочки в более раннем возрасте из коллекции князя Лихтенштейна.

Питер Пауль Рубенс, «Портрет Изабеллы Брант» (ок. 1622). Британский музей, Лондон

Питер Пауль Рубенс, «Портрет Клары Серены» (ок. 1616). Коллекция Лихтенштейна, Вадуц

До 1947 года «Портрет Клары Серены», который ныне выставлен на продажу,неоспоримо приписывался Рубенсу. Однако в 1960 году, когда картина была подарена Метрополитен-музею в Нью-Йорке, её статус понизили до «последователя Рубенса». Спустя 53 года учреждение решило продать панель. 

Несмотря на то, что тогда предварительная оценка работы составляла скромные 20 — 30 тыс. долларов, она была продана за впечатляющие 626,5 тысяч. Лишь во время последующей реставрации картине вернули авторство художника эпохи бароккои в 2015 году включили в экспозицию «Личная жизнь Рубенса. Мастер изображает семью» в его Доме-музее в Антверпене.

Автопортрет с Изабеллой Брант

Питер Пауль Рубенс

1609, 178×136.5 см

«Портрет Клары Серены» — очень личная картина с уникальным характером, которая занимает особое место в творчестве Рубенса. Она не предназначалась для публичных показов и, в отличие от других портретов, написана без подготовительных эскизов.

Обратите внимание

В лице, изображённом с большой тщательностью и подробностью, заключена такая же психологическая сложность, что и в других законченных портретах. Обезоруживающая прямота, с которой Клара Серена смотрит на зрителя, не была типичной для портретной живописи того времени.

Она отражает как близость между отцом и дочерью, так и проявление глубокой привязанности, которую испытывал Рубенс к своему ребёнку.

Вид на замок Хет Стен ранним утром

Питер Пауль Рубенс

1636, 131.2×229.2 см

Напомним, в Бельгии выставлена на продажу загородная усадьба «Хет Стен», где Питер Пауль Рубенс жил со своей второй женой Еленой Фоурман с 1635 года до самой смерти.

Имение, включающее замок на 33 комнаты и территорию в восемь гектаров,оценено в 4 млн евро (4,8 млн долларов). Это несколько ниже эстимейта «Портрета Клары Серены».

Однако стоит учитывать, что хотя цены на недвижимость в Бельгии относительно невысоки по сравнению с соседними странами, высокие налоги и прочие издержки сводят на нет все краткосрочные выгоды.

https://artchive.ru/news

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2018/05/blog-post_11.html

Рубенс Петер Пауль

Другие известные живописцы

Рубенс Питер Пауль — фламандский живописец, глава фламандской школы живописи эпохи барокко.Родился Рубенс в семье юриста. В 1889 году поселился в Антверпене, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано начал заниматься живописью, Учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. 1591 — 94), О. Венуса (ван Вена; ок. 1594 — 98).

С 1600 по 1608 гг. жил в Италии ( Риме, Мантуе, Генуе), где изучал произведения Микеланджело, венецианских живописцев, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской.

Уже в первых произведениях Рубенса, выполненных после возвращения на родину, появилось стремление переработать впечатления от итальянских мастеров в духе национальных художественных традиций. Созданный Рубенсом в начале 1610 — х гг.

монумент религиозной композиции, идущие стилистически в русле барокко в соборе Онзе — ливе — Врауэкерк, Антверпен, отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.

Вместе с тем в них пробиваются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, характерного для последующего творчества художника.

В начале своего творческого пути Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций ( «Автопортрет с Изабеллой Брант» 1609, отличающихся интимной простотой композиции, тщательностью воссоздания облика моделей и нарядных деталей одежды. Серия 1610 -х гг. отмечена обращения Рубенса к классическим мотивам и традиционного воссоздания человеческой фигуры, ясности и монументальной цельности композиции.

Читайте также:  Какие праздники отмечают японцы?

Автопортрет 1623 года

В 1612 — 20 гг. складывается зрелый стиль художника. Обращаясь к темам античности и христианской мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Картины этого периода отличаются многообразием композиции, светлостью колорита.

Важно

Постепенно отказываясь от применения локальных цветов, Рубенс достигал исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов.

Тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно — розовые, жемчужно — серые, красно — коричневые и мягкие зелёные оттенки сливаются в ликующую, праздничную и гармоничную красочную гамму. К 1615 — 20 гг. Рубенс получил широкое признание и известность.

Обширная мастерская художника ( в которой работали и крупные живописцы — А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс ) выполняла по заказам европейской знати многочисленные монументально — декоративные композиции. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи («История Марии Медичи» , ок.1622 — 25.

Лувр), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифические фигуры и иносказание с реалистическими элементами. что являлось новым словом в развитии исторической живописи. Он вып олнил много парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели ( портреты Марии Медичи, ок.

1622 — 25, Прадо и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620.Ст. пинакотека, Мюнхен).

Рубенс. Портрет мужчины 26 лет[22]. 1597. Масло на меди, 22 × 15 см. Метрополитен-музей

Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в т. ч. » Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (ок.1825.

ГЭ), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели. Около 1611- 18 гг. Рубенс выступил и в качестве архитектора ( отмеченный пышностью и роскошью собственный дом художника в Антверпене).

Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж. Используя приёмы «идеального» европейского пейзажа, он перерабатывал их в духе национальной пейзажной школы.

Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или поэзии сельского бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, мягкостью красок, они воспринимаются как обобщённый опоэтизированный образ фламандской природы.

В 1626 году, потеряв свою жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где вновь знакомился с произведениями Тициана, работами испанских мастеров. В 1630 -х гг.

начался новый период творчества художника: Рубенс подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевайте (Брабант). Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, эмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника Елены Фаурмент ( «Шубка» , ок. 1638 — 40, М.

истории истории искусств, Вена), иногда изображённой в виде мифических персонажей («Вирсавия», ок. 1635. Картинная галерея, Дрезден).

Положение во гроб. 1602, масло, холст. 180 × 137 см. Рим, Галерея Боргезе  

Совет

Тематика произведений этого времени многообразна. Наряду с поэтическими пейзажами он писал сцены деревенских празднеств, исполненные грубоватой правды и захватывающей жизнерадостности.

В «стеновский» период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной. Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость («Елена Фаурмент с детьми», ок. 16638 — 40, Прадо; «Вакх», около 1638 — 40, ГЭ). Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки.

зарисовки голов и фигур, изображения животных. эскизы композиций, другое.

Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских художников. Его влияние испытали также многие европейские художники 18 — 19 веков ( А. Ватто, Ж.О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и другие).

Геркулес и Омфала. Около 1602—1605, 278 × 215 см. Париж, Лувр  

История жизни Петера Пауля Рубенса

За свою жизнь в искусстве Рубенс создал более 3000 произведений живописи. На многих из них изображены женщины, при описании которых можно смело употреблять выражение «кровь с молоком». Изображение цветущего женского тела удавалось Рубенсу лучше, чем многим другим художникам.

Эти цветущие пышные женщины были идеалом красоты для своего времени. Их было, вероятно, и просто приятно рисовать: в их телах было столько впадинок, бугорков, ямочек и холмиков.

Уже в самом начале своей карьеры Рубенс стал любимцем при большинстве королевских дворов Европы, что позволило ему стать необычайно богатым человеком. 

Несмотря на то, что Рубенс изображал на своих полотнах обнаженных вакханок, у него была внешность банкира и манеры дипломата.

Его родители в свое время с трудом сумели спастись от приближающихся войск герцога Альбы, которые несли с собой смерть, насилие, пожары и разрушения, преследуя кальвинистов, интеллектуалов и купцов в Голландии. Семья поселилась недалеко от Кельна.

Его отец Ян Рубенс сумел получить должность советника по финансовым и юридическим вопросам при дворе 26- летней принцессы Анны Саксонской, прекрасной голубоглазой блондинки, чей муж Вильгельм Оранский оставил ее в их замке на несколько лет, а сам отправился освобождать Голландию от испанского владычества. Между Яном и Анной вспыхнула любовь, о которой стало широко известно, поскольку они особенно и не старались ее скрывать.

Конный портрет герцога Лерма. 1603, масло, холст. 290,5 × 207,5 см. Мадрид, Музей Прадо

Когда Анна забеременела, ее изгнали из замка, а Ян оказался в заключении. Принцесса родила дочь, и ей разрешили уехать с ребенком к своим родителям в Саксонию, где она и умерла через 5 лет. Яна Рубенса вскоре выпустили из тюрьмы, но ему и его семье запретили жить в Кельне. Именно в это время и родился Петер Пауль Рубенс.

Когда он был еще юношей, его отец умер, и Петер со своей матерью вернулись в родную Фландрию. В юности Рубенс вынужден был рано оставить учебу, поскольку его мать не могла платить за нее, собирая деньги на приданое к свадьбе его сестры. Рубенс стал служить пажем при дворе графини де Лялен.

Именно там он приобрел умение великолепно держаться в обществе и прекрасные манеры.

Служба Рубенса была нелегкой, поскольку графиня обожала жестокие игры и розыгрыши. Она, например, заставляла своих мальчиков-пажей переодеваться в женскую одежду и развлекать своих гостей-мужчин.

Обратите внимание

Рубенс, в конце концов, сумел убедить свою мать, чтобы она забрала его с этой службы при дворе, и стал учиться живописи. Вскоре он превзошел всех своих учителей и стал одним из самых выдающихся художников Европы. Ребенс дважды был женат.

У него было в общей сложности восемь детей, к которым он относился с гораздо большей любовью, чем большинство отцов того времени. Он был другом римского папы Павла V и Марии Медичи. Чарльз I произвел его в рыцарское звание.

Став богатым человеком, Рубенс построил такое огромное поместье, что опись имущества в нем заняла позже 5 лет. В последние годы жизни Рубенс из-за подагры стал практически инвалидом. Он умер за месяц до своего 63-летия. 

Гераклит и Демокрит. 1603, масло по дереву. 95 × 125,5 см. Вальядолид, Национальный музей искусств

Во время учебы и работы в Италии (1600—1608 г.г.) у Рубенса было много любовных связей с итальянскими актрисами. Он также часто пользовался услугами проституток.

Первой его серьезной любовной связью стал роман с римской аристократкой, имя которой осталось неизвестным. Она, по всей вероятности, тоже полюбила его, но ее родители прекратили этот роман своей дочери с неизвестным художником-иностранцем.

В 32-летнем возрасте Рубенс женился в первый раз.

Его женой стала 18-летняя Изабелла Брандт из Антверпена. Изабелла была красивой высокой темноволосой девушкой. В отличие от большинства других художников Рубенс не был донжуаном.

В семье родилось трое детей, а позже супруги усыновили и обоих детей брата Рубенса, оставшихся сиротами после его смерти. Изабелла, по всей вероятности, была моделью для рубенсовских мадонн. Она умерла в возрасте 35 лет.

Рубенс тяжело переживал ее смерть. 

Мадонна делла Валичелла. 1608, масло, холст. 425 × 250 см. Рим, Санта-Мария-ин-Валичелла

После смерти Изабеллы у Рубенса была любовная связь с красавицей Сюзан Фурман, которая послужила моделью для его знаменитой картины «Соломенная шляпка «. Их роман продолжался год и закончился после того, как Сюзан вышла замуж за другого.

Через два года 53-летний Рубенс женился на 16-летней сестре Сюзан Елене, ослепительной красавице, которая стала его любимой натурщицей. Рубенс обожал рисовать ее обнаженной.

С помощью целой армии учеников и помощников Рубенс рисовал свою Елену, у которой были цветущее здоровье и великолепное тело.

Елена изображена на многих работах художника и является прототипом того, что называют «рубенсовская женщина». Кеннет Кларк написал: «Рубенсовские женщины одновременно и чутки, и бесстрастны…

Важно

Они счастливы и совершенно не застенчивы». Семейная жизнь Рубенса и Елены тоже сложилась счастливо. У них родилось 5 детей.

Последний их ребенок родился почти через девять месяцев после смерти Рубенса. 

Святая Домицилла, поддерживаемая святым Нереем и святым Ахиллесом Римским. 1608, масло, холст. 425 × 280 см. Рим, Санта-Мария-ин-Валичелла

Источник: https://tunnel.ru/post-rubens-peter-paul

Рубенс Питер Пауль (1577 — 1640)

На рубеже 16 — 17 веков Нидерланды разделились на две части: Голландия, как стали называть семь северных провинций, освободившихся от власти Испании, и южная часть, оставшаяся под владычеством Испании — Фландрия (ныне Бельгия). С этого момента искусство этих стран пошло по разным направлениям.

Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства.

Поэтому картины для замков, для городских домов антверпенских патрициев и величественные алтарные образа для богатых католических церквей — вот главные виды работ фламандских живописцев этого времени.

И поэтому фламандское искусство стремилось к пышности, к роскошному барокко.

Священные писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты — вот основные жанры искусства Фландрии.

Центральной фигурой фламандского искусства 17-го века был Питер Пауль Рубенс.

Он родился в Германии, где недолго жили его родители. Образование получил в Антверпене, изучал европейские языки, познакомился с античной истороией, а затем обучался живописи. По окончании обучения совершенствовал свое мастерство в Италии, где изучал творчество великих мастеров.

В 1608 году приехал на родину и женился на богатой девушке из бюргерского семейства Изабелле Брандт и прочно обосновался в Антверпене. С этих пор начинается его напряженная творческая работа, когда ему неизменно сопутствовал успех. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства, ему заказывают произведения иностранные дворы.

Искусство Рубенса — типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности. Даже в самых драматических картинах его чувства преобладают над рассудочностью, в них огромное жизнеутверждающее начало.

Совет

В них начисто отсутствует мистика. Физическая сила, страстность, иногда даже необузданность, упоение природой — вот характерные черты рубенсовской живописи.

Рубенс прославляет национальный тип красоты: женщины у него светлокожие, русоволосые, с пышными формами, мужчины — мощные атлеты.

Картины Рубенса полны бурного движения, это поистине мир, где нет покоя.

Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял античные образы в живописные. Но преимущественно избирал те сюжеты, где все находится в бурном движении.

Успех и всеобщее восхищение сопутствовали Рубенсу всю жизнь. Он написал огромное количество произведений на исторические, мифологические, религиозные сюжеты, писал портреты.

В целом во всех своих полотнах он прославлял радость земной жизни. Его образы полны цветущей силы и ликования. В его картинах всюду горячие, пылающие краски, роскошные одежды и сверкающие украшения, много пышной бело-розовой плоти.

Рубенс умер в 1640г., в расцвете творческих сил. Он оставил после себя гениальные произведения живописи, а главное — определил пути развития фламандской школы, имевшей огромное влияние на последующее развитие западно-европейского искусства.

Источник: http://cvetamira.ru/rubens-piter-paul-1577-1640

Ссылка на основную публикацию