Рубенс. портрет яна гаспара гевертса. кто этот человек с манускриптом?

=История картины= Рубенс. Портрет Яна Вейена=

=История картины= Рубенс. Портрет Яна Вейена=
Рубенс.Портрет отца Яна Нейена, 1611 год, 95х74 смInn_Gallery

В
1611 году Питер Пауль Рубенс написал портрет отца Яна Нейена (отец в данном
случае – как обращение к церковному лицу). В творчестве великого художника
прижизненных портретов духовных лиц очень мало. Чтобы их пересчитать, достаточно
пальцев одной руки. С чем это было связано – неизвестно, но факт. То ли он их не
жаловал, то ли не было случая.

А вот Яна Нейена написал. С портрета на
нас смотрит упитанный краснощекий мужчина. Сказать, что он вызывает какие-то
симпатии – нет. И чувств никаких это произведение не будит. Что само по себе
непохоже на Рубенса. Кто же это такой – отец Ян Нейен?

О нем известно,
что он – генеральный комиссар (или генеральный министр, что одно и то же) ордена
францисканцев в Нидерландах, что он жил в 1569–1612 годах.

Небольшой
экскурс в историю. Религиозная жизнь в средние века не была чем-то однородным.

Сначала появился анабаптизм – течение в католичестве, которое говорило о том,
что человек должен креститься в зрелом возрасте.

Обратите внимание

У этого течения появилось
настолько много последователей, что они вызвали у папы Римского жгучее желание
подавить анабаптистов до последнего. Но потом появился Кальвин, а потом – Лютер,
а потом – еще и еще…

В общем и целом все эти течения выражали
стремление населения (и простолюдинов, и знати) выйти из абсолютного подчинения
папе Римскому. Уйти из-под гнета, который мешал процветанию.

В
католической церкви к тому времени уже было несколько течений, каждое из которых
проповедовало какие-то взгляды на жизнь и религию, вполне католические, но
выпячивающие отдельные стороны бытия. Одно из них – орден францисканцев,
нищенствующий орден.

Орден имел свою структуру управления: территории
делились на провинции, в каждой провинции был министр, во главе территориальной
общины стоял генеральный министр (территория, видимо, соответствовала
государству). Генеральный министр был выборным.

Вот выдержка из устава
ордена: «И те, кто уже принес обет послушания, пусть носят одну рясу с капюшоном
и другую без капюшона, кто захочет. И кто вынуждаем необходимостью, может носить
обувь.

И все братья пусть одеваются в скромные одежды, латать же их могут из
овчины и прочего тряпья по благословению Божию». (Все это – после того, как жена
отправлена в монастырь, а имущество продано.

)

Рубенс. Франциск Ассизский.1615 год. 99х79смInn_Gallery

Основателя
ордена – Франциска Ассизского – можно видеть на портрете работы Рубенса
(портрет, естественно, не прижизненный, а воображаемый, потому что Франциск жил
с 1181 по 1226 годы), на котором показаны особенности одежды францисканцев:
заплаты, ряса с капюшоном и веревка.

Когда-то Нидерланды входили в состав
Священной Римской империи и были относительно независимыми, среди прочего – и в
части верований. И это было очень существенно.

В 16 веке в той области,
которая называется Нидерландами, было 17 провинций, 17 областей с
самоуправлением. Нидерланды волей умершего императора Священной Римской империи
были переданы во власть Испании, которая пыталась искоренить все остатки
независимости.

Финансы провинций использовались Испанией для ведения
войн, знать была отстранена от управления.

Важно

Началось противостояние:
испанская корона использовала инквизицию для подавления «ересей», посылала
войска против восставших городов.

В 1576 году все провинции объединились
в борьбе против испанской короны. В 1581 году бунтари одержали победу, объявили
о том, что Нидерланды не признают власть испанского короля. Тем не менее
испанская корона не собиралась сдаваться и продолжала воевать. В 1595 году
верховным правителем Нидерландов был назначен эрцгерцог Альбрехт.

Поскольку военные действия не давали результата, а казна Испании была
истощена, король Филипп милостиво разрешил начать мирные переговоры, участниками
которых были и северные (протестантские), и южные (католические) провинции.
Эрцгерцог Альбрехт для этих переговоров использовал Яна Нейена – жителя
Антверпена и уроженца Зеландии, который был назначен официально, но
тайно.

Ян Нейен несколько раз участвовал в мирных конференциях, бывал с
дипломатическими поручениями в Испании у короля Филиппа. Одно это говорит о том,
что отец Ян Нейен был заметной фигурой в политической жизни Европы.

Вернемся к портрету. Ян Нейен одет в гражданское платье (на нем нет
капюшона, как предписывает устав францисканцев). Да и по его виду не скажешь,
что этот человек – глава нищенствующего ордена – живет
милостыней.

Казалось бы – портрет как портрет, не самое лучшее
произведение Рубенса, ничего в нем такого нет. Но при внимательном рассмотрении
выделяется одна деталь: ухо. Остроконечное ухо.

Можно было бы и не говорить об
этом, если бы не особенность работ Рубенса: в них каждая деталь имеет свой
смысл. Так вот, подобную форму уха мы видим на картине Рубенса «Пьяный Геракл»,
написанной в 1611 году.

Как бы исподволь художник подводит к мысли, что в этом
благодушном на вид монахе есть что-то от нечистой силы (в дорубенсовских
картинах дьявола изображали с подобными ушами).

Совет

Такое отношение к этому
человеку могло быть вызвано историей семейства Рубенсов: отец бежал из
Антверпена из-за религиозных преследований, он был
протестантом.

Вероятнее всего, портрет был заказан эрцгерцогом Альбертом
(если не самим Яном Нейеном). Судя по манере исполнения, Рубенс не питал особого
расположения к этому монаху, просто выполнял заказ. И вложил в него капельку
своего отношения к католической верхушке.

Автор статьи — Борис
Рохленко

http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post242667991/

Источник: https://obiskusstve.com/220866445617399880/istoriya-kartiny-rubens-portret-yana-vejena/

Рубенс. Портрет Яна Гаспара Гевертса

Немолодой представительный человек в камзоле с белыми манжетами и белым воротником «мельничный жернов». Раскрытая книга (рукопись?), гусиное перо в руке, фолианты на книжной полке, резное кресло, бюст в стиле портретов древних…

Перед нами – Ян Гаспар Гевертс (Jan Gaspar Gevartius, 1593-1666). В момент написания портрета – секретарь городской управы Антверпена, очень влиятельное лицо в городе.

Ян Гаспар Гевертс родился в Антверпене, большую часть своей жизни провел в Париже. Профессор Лувенского университета. В 1611 году он получил должность историографа будущего императора Священной Римской империи Фердинанда III (будущему императору тогда было всего три года).

История знакомства Рубенса и Гевертса не прослеживается. Можно предположить, что это произошло с помощью Филиппа, брата Питера Пауля Рубенса.

Свело их всех вместе изучение стоицизма, модного в то время философского течения.

Именно поэтому на столе Гевертса – бюст римского императора Марка Аврелия Антонина, который по совместительству был писателем и философом-стоиком (о нем Гевертс написал трактат, который не был опубликован).

Когда они познакомились, неизвестно, но уже в 1620 году Рубенс передает Гевертсу опись своей коллекции, видимо, с целью привлечь к ней внимание эрудитов Франции. И это произошло.

Французский астроном, антиквар, энциклопедист Никола Клод Фабри де Перейск (1580–1637) пишет Яну Гаспару: «…Я с большим удовольствием просмотрел инвентарь (опись – Б.Р.) коллекции господина Рубенса, которому я прошу Вас передать мою нижайшую благодарность за все его любезности». (письмо от 17 января 1620 года).

И спустя два года: «Я вечно буду благодарен Вам за то счастье и удовольствие, которое Вы мне доставили, расположив ко мне господина Рубенса».

Таким образом, Ян Гаспар Гевертс способствовал сначала знакомству, а потом и дружбе двух выдающихся людей того времени (последнее опубликованное на русском языке письмо Рубенса Перейску датировано 14 сентября 1636 года).

Обратите внимание

Питер и Ян Гаспар были близкими друзьями, несмотря на разницу в возрасте. Портрет появился в 1628 году, а 15 сентября 1629 года Рубенс пишет своему другу: «…Я надеюсь, что мой сын унаследует мои обязательства по отношению к Вашей Милости, потому что и он пользуется Вашими благодеяниями и обязан Вам превосходным образованием, составляющим лучшую часть его самого».

Речь идет о старшем сыне Питера, Альберте, которому в 1629 году исполнилось 15 лет.

Питер оставлял своего сына на попечение Яна Гаспара (Изабелла, мать Альберта, умерла за три года до этого): «Я с радостью узнал, что он теперь, слава Богу, поправляется, и сердечно благодарю Вас за это доброе известие и за честь, которую Вы оказали ему, посещая и утешая его во время его болезни». (из того же письма).

Читайте также:  Чем вдохновился алексей толстой? гиперболоиды жизни русского инженера

В 1630 году Гевертс написал хвалебную оду по случаю женитьбы Рубенса на Елене Фоурмент.

«На брак благородного и прославленного мужа, господина Петра Павла Рубения, рыцаря, секретаря Тайного совета Его Королевского Величества и пр., Апеллеса своего века, вступающего в желанный союз, и многодостойной девицы Елены Фоурмент, наделенной несравненной добродетелью и красотой, совершившийся в Антверпене в декабре 1630 года [лат.]

Ныне будь счастлив любовью, цветущего века Апеллес: Славе творений твоих тесен уже белый свет. Полно! теперь пред тобою смеется чистая дева,

Пальмы высокой ствола стан у невесты стройней.

Ныне, когда пронеслись над ним дважды пять пятилетий, Пусть он вернется опять к юным цветущим годам. Вновь станет юношей он в твоих, о дева, объятьях

И от твоей красоты силу и крепость возьмет».

(Апеллес – легендарный художник Александра Македонского, считавшийся непревзойденным).

Надо полагать, что только самый близкий друг мог написать строки, в которых делается намек на слабость художника: «и от твоей красоты силу и крепость возьмет».

В свою очередь, и Рубенс был посвящен в частные дела Гевертса. В письме к Яну Гаспару в 1629 году Питер пишет: «Я боюсь напоминать Вам о смерти Вашей дорогой супруги.

Важно

Я должен был написать Вам сразу, потому что ныне мои утешения будут лишь вынужденным и неуместным исполнением долга, они только будут не ко времени растравлять Ваше горе, тогда как лучше помочь забвению прошлого, чем напоминать о нем.

Ибо, если надеяться на какие-нибудь утешения от философии, то у Вас найдется, откуда их почерпнуть. Я отсылаю Вас к Вашему Антонину, из богатых запасов которого Вы можете уделять и друзьям».

(Антонин – тот самый римский император, бюст которого изображен на портрете; он правил со 161 года по 180 год, оставил после себя «Рассуждения о самом себе». Согласно его воззрениям, посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения.)

Ян Гаспар Гевертс – автор изданной в 1645 году книги с описанием древнеримских монет «Regum Imperatorum Romanorum Numismata».

Его перу принадлежит книга «Pompa introitus Ferdinandi Austriaci Hispaniarum infantis…

» («Торжественный въезд испанского инфанта Фердинанда Австрийского в Антверпен»), в которой описаны все арки, сделанные по проекту Рубенса в честь приезда Фердинанда в Антверпен в 1635 году.

Эта книга – бесценна по своему содержанию. Нигде так подробно не описывается проект Рубенса, нет других источников, которые бы могли пролить свет на замыслы великого художника. Ее ценность заключается в том, что значения всех фигур записаны со слов автора картин (а может быть, взяты из описаний, которые делал сам Рубенс, когда представлял управе Амстердама свои арки).

Долголетний друг, сохранивший для нас замыслы гения – Ян Гаспар Гевертс. Он смотрит на художника и на зрителя, как бы что-то припоминая. Он вспомнил, обмакнул перо и сию секунду запишет в книгу толкование еще одного момента еще одной арки Рубенса…

                                         Галерея

Рубенс. Портрет Яна Гаспара Гевертса. 1628 год, 119х98 см,Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Antwerpen

Титульный лист книги Яна Гаспара Гевертса «Торжественный въезд инфанта Фердинанда Австрийского в Антверпен».

shkolazhizni.ru

Источник: https://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/2492043/

Афина/Минерва — 2

sa_va_artpantry
Бартоломеус Шпрангер (1546—1611) (Spranger Bartholomeus), фламандский живописец, рисовальщик и гравер. Родился Шпрангер в Антверпене. В 1565 совершил путешествие в Париж, где учился у Никколо дель Аббате, а с 1567 работал в Италии ассистентом Таддео Цуккари.

В итальянский период Шпрангер расписывал алтари и создавал фрески в различных церквях. В 1570 римский папа Пий V назначил его живописцем святой курии в Риме. С 1575 Шпрангер приглашен на должность придворного живописца императора Максимилиана II в Вене.
С 1581 года Шпрангер стал работать в качестве придворного живописца императора Рудольфа II в Праге.

Художник был типичным представителем маньеризма.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Аполлон, Паллда и музы, около 1600 г.Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам, сапожникам, врачам, учителям, ваятелям, поэтам и в особенности музыкантам. А значит и в гости к музам захаживала, сову прихватив.:)Художественно-исторический музей, Gemaeldegalerie, Вена, Австрия.Из коллекции императора Рудольфа II.

Бартоломеус Шпрангер

Зы: Глядя на картину, кажется мне, что дело происходит не на Парнасе, а на острове Лесбос. И музицирующий эксгибиционист Аполлон только усиливает это впечатление, ибо нафиг никому из дам на картине не сдался.:)))))

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Ещё одна картина на тему Муз.

«Минерва посещает Муз на горе Геликон».

Публий Овидий Назон, ” Метаморфозы”, книга пятая:…Вот, окруженная облаком полым,Бросив Сериф и Кита и Гиар направо оставив,Наикратчайшим путем через море отправилась в Фивы,На Геликон, обиталище Дев. Геликона достигнув,Остановилась и так обратилась к сестрам ученым:»Слава наших ушей об источнике новом достигла,Том, что копытом пробил в скале Быстрокрылец Медузы,Ради того я пришла. Я хотела чудесное делоВидеть. Я зрела, как сам он из крови возник материнской».»Ради чего б ни пришла, — отвечала Урания, — в наши

Сени, богиня, всегда ты нашему сердцу желанна!…»

Ханс Йорданс III (1595 — 1643 г.г., Антверпен) — фламандский живописец. Учился у своего отца, Ханса Йорданса II, который также был художником. С1620 года член Антверпенской Гильдии Св.Луки. Крайне мало удалось найти информации о нём, но его картины висят в разных музеях, в Эрмитаже, например.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

«Одиссей и Минерва», 1625г.

Одиссей ходил у Минервы/Афины в любимчиках, она ему помогала и покровительствовала во всём. Не знаю какая из их многочисленных встреч, описанных в мифологии, тут изображена, предположим что эта:

Рядом стою я во всяких трудах и тебя охраняю.

Совет

Я же и сделала так, что понравился всем ты феакам.Нынче сюда я пришла, чтоб с тобой о дальнейшем подуматьИ чтоб сокровища спрятать, какие тебе на дорогуСлавные дали феаки по мысли моей и совету,Также чтоб знал ты, какие судьба тебе беды готовит…

Гомер. Одиссея.

Песнь тринадцатая.

Instituut Collectie NederlandНеизвестный фламандский художник.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

«Минерва даёт Венере уздечку, чтобы обуздать Амура»

Зная как много горя и бед принесет Амур в мир, Зевс хотел, чтобы его умертвили еще при рождении, но Венера скрыла сына в непроходимом лесу, где его вскормили своим молоком две свирепые львицы.
Амур, он же Купидон, он же Эрот, часто подвергался наказанию за то зло или разочарование, которое причиняли его стрелы. Бывал наказан и самой Венерой — обычно изображается Венера отбирающая у Амура стрелы, но иногда она предстаёт и стегающей лежащего поперек её колен Амура розгами. Но особенно часто ему доставалось от Дианы и Минервы, олицетворяющих целомудрие.:)
The Chrysler Museum, Norfolk

Отто ван Вен (предположительно с участием Рубенса, как ученика и помошника)

Отто ван Вен, или Вениус(1556, Лейден — 1629, Брюссель) — фламандский живописец, один из учителей знаменитого Рубенса. Вениус учился живописи сначала в Люттихе, потом в Риме, где провел пять лет в школе Цуккаро. По возвращении в отечество он состоял в разных должностях сначала у люттихского князя-епископа, а потом в Брюсселе у пармского герцога. Только в 1594 г. вписался он в члены художественной корпорации св. Луки в Антверпене, а в 1603 г. избран старшиною. Помимо занятия живописью занимал должности то гофмаршала, то директора монетного двора.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

«Победа Ахилла над Гектором» 1630-32 г.г.

Гомер, «Илиада»:

Так у Пелида сверкало копье изощренное, коимВ правой руке потрясал он, на Гектора жизнь умышляя,Места на теле прекрасном ища для верных ударов.

Но у героя все тело доспех покрывал медноковный,Пышный, который похитил он, мощь одолевши Патрокла.

Там лишь, где выю ключи с раменами связуют, гортаниЧасть обнажалася, место, где гибель душе неизбежна:Там, налетевши, копьем Ахиллес поразил Приамида;

Прямо сквозь белую выю прошло смертоносное жало…

Рубенс (Rubens) Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский живописец.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Аллегория «Человек выбирает между добродетелями и пороками», около 1633-1635 г.

Пороки, в лице Бахуса и Венеры, охмуряют человека сидящего в кресле, а Минерва, с поддержкой в лице Геркулеса с дубиной, призывает бросить развратничать и вступить в ряды вооруженных сил.:) Сова сидит там, где и должно — где-то на границе света и тьмы.Но лучше покликать, размер позволяет рассмотреть всё в деталях.
Франс Франкен II (1581 — 1642, Антверпен) — фламандский живописец. Представитель семьи фламандских художников, пять поколений которой были известны в 16 и 17 столетиях. Франкены творили главным образом в Антверпене, хотя некоторые из них работали также во Франции. Франс II является наиболее известным и талантливым представителем семьи. Он часто копировал темы и стиль отца, но его диапазон был более широк. Он рисовал пейзажи, жанровые сцены, исторические картины, и был также одним из первых художников, которые использовали интерьер картинной галереи как предмет, давая миниатюрное воспроизводство работ в собрании. Его картины были еще меньше и более переполнены предметами, чем у отца, но они были более красочны.

В 2010 на ДОРОТЕУМ аукционе картина перешла от от одного частного владельца к другому за 9,4 миллиона долларов.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Читайте также:  В чём величие пьес уильяма шекспира? люди и страсти

Аллегория «Геркулес на распутье» или «Геркулесе между пороком и добродетелью»

Как-то в своей речи софист Продик из Кеоса, друг Сократа и Платона, рассказал такую аллегорическую историю: когда совсем еще юный Геракл (Геркулес) сидел на распутье и размышлял, какую дорогу выбрать, к нему подошли две женщины — Изнеженность и Добродетель. Изнеженность рисовала ему картины полной удовольствий жизни, Добродетель указывала на тяжелый путь служения людям и испытаний, ведущий к бессмертию и славе. Юный герой сознательно отверг легкий путь. С тех пор в языке появилось крылатое выражение «Геркулес на распутье» — так говорят о человеке, оказавшемся перед трудным нравственным выбором, от которого зависит вся его дальнейшая судьба. А в живописи появился сюжет, к которому не раз обращались художники Возрождения, да и более поздних эпох. В качестве Добродетели обычно рисуют Афину/Минерву, а изнеженная Венера выступает как Порок

Ян ван ден Хеске /Jan van den Hoecke/ ( 1611-1651 г.г.), известный также как Иоганн или Джованни Ван Хеске, или ван Хоек — фламандский живописец и рисовальщик.
Родился и умер в Антверпене.
Сначала учился у отца, художника Гаспар ван ден Хеске (1595-1648). Затем работал в студии Питера Пауля Рубенса, чьё влияние чувствуется в его картинах.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

И ещё одна на ту же тему и того же периода.

Аллегория «Геркулес на распутье»

Каспар де Крайер (1584, Антверпен — 1669, Тент)- фламандский художник.

Ученик Рафаэля Кокси в Брюсселе, Крайер в 1607 стал свободным мастером, а в 1614-1616 — деканом брюссельской гильдии живописцев.

Посланник при дворе кардинала-инфанта Фердинанда в 1635, он был назначен впоследствии художником короля и создал многочисленные официальные портреты.
В 1644 он переезжает в Гент и становится членом местной гильдии живописцев.

Обратите внимание

Его творчество, в котором преобладают большие картины для церквей, отмечено сильным влиянием Рубенса.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Афина Паллада является к Зависти, 1652 г.

О самом сюжете из мифологии в я уже писала тут
Художественная галерея Академии изящных искусств в Вене.

Карел Дюжарден (Karel Dujardin) (1622, Амстердам — 1678, Венеция) — нидерландский художник и гравёр.

Карел Дюжарден учился у Клааса Берхема и Паулюса Поттера. Он побывал в Италии и проживал в Лионе. В 1656 г. он участвовал в создании общества «Pictura» в Гааге. Позднее он некоторое время проживал в Амстердаме, потом уехал в Италию и умер в Венеции.Дюжарден писал в основном пейзажи Италии, на которых изображал для оживления животных, жанровые картины и изящные портреты и исторические полотна. Особенно известны его сцены из сельской жизни. Большое количество работ Дюжардена находится в Лувре и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а также в Амстердаме, Гааге, Касселе и Берлине.

В начале творчества Дюжарден предпочитал чистые золотистые цвета, а с 1660 г. он писал в холодных серебристых тонах. 52 гравюры Дюжардена являются шедеврами этого направления искусства.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

«Аллегория на царствование Людовика XIV» 1690 г.

Эскиз маслом к большой картине, которая находится в Эрмитаже. Там, на медальоне, куда Минерва указывает пальцем, должен быть нарисован портрет Людовика XIV. У привезённой же в Россию картины портрет Людовика впоследствии заменен на изображение Екатерины II. И называется она теперь Аллегория властиИ сова на шлеме Минервы отсутствует!!!The National Gallery, London Франческо Солимена (1657-1747) — итальянский художник эпохи Барокко. Солимена — ведущий неаполитанский живописец первой половины XVII в.

Прославился многочисленными монументальными росписями в соборах и церквах — Сан Паоло Маджоре, Джезу Нуово, Сан Доменико Маджоре и др., за что и получил прозвище Аббате Чиччо. Написал также огромное количество портретов, пейзажей, картин на исторические сюжеты.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

«Фридрих Великий, как Персей» (Аллегория о начале Семилетней войны 1756 г.), 1789 год.

Наши, к слову, там тоже поучаствовали — Петр III послал в помощь Фридриху русский корпус, выполняя союзный договор между Россией и ПруссиейТут на картине Персей готовится отрубить голову смертной Медузе, одной из трёх сестёр-горгон, глядясь в блестящий щит, протянутый Афиной.Bode Museum Berlin

Кристиан Бернхард Роде (1725 – 1797, Берлин)- немецкий живописец и гравер.

Известен своими историческими и аллегорическими картинами.Был директором Берлинской академии искусств с 1783 года вплоть до своей смерти.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

«От древнего Египта до Греции» — роспись на потолке музея Карла X в Лувре.

Musée du Louvre

Франсуа Эдуар Пико (1786—1868) — французский исторический живописец, ученик Франсуа Андре Венсена и Жака-Луи Давида, представитель неоклассицизма.

Важнейшие из произведений этого художника относятся к монументальной живописи.
Был одним из видных корифеев романтической школы и принес немаловажную пользу французскому искусству тем, что образовал многих учеников, к числу которых принадлежат такие художники, как Пильс, Кабанель, Бугеро, Леневе, Бенувиль, Г. Моро, Э. Леви и др.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

UPD:

Коллекция пополняется и после написания поста.:)Вот за эту фреску я очень благодарна Анне Шлимович.

«Меркурий и Минерва», 1566 г.

Palazzo Farnese Caprarola

Федерико Зуккари (ок. 1540/1541- 20 июля, 1609) — итальянский художник эпохи маньеризма и теоретик искусства.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

«Минерва и Кадм»

Томас Бланше (1614, возможно, в Париже — 21 июня 1689, Лион ) был французский живописец, рисовальщик, архитектор, скульптор и график.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

«Афина и Пегас», 1654 г.

Sotheby's

Теодор ван Тулден (1606-1669)- фламандский живописец.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

«Минерва вручает щит Персею»

Источник: https://sa-va-artpantry.livejournal.com/8969.html

Ян ван Эйк — мастер портрета

Бесценен вклад Яна ван Эйка в развитие портретного искусства. С именами его и Робера Кампена, можно связать появление в европейском искусстве портрета, как самостоятельного жанра. Представим здесь лучшие портреты, принадлежащие кисти Яна ван Эйка.

Ян ван Эйк. Тимофей

   Портрет молодого человека, называемый «ТИМОФЕЙ», написан в 1433 году. Это один из ранних портретов живописца. Кажется, какая-то мысль так увлекла юношу, что он воспарил к небесам, позабыв о земной жизни. Взгляд рассеян, рука машинально сжимает рукопись, свёрнутую в трубку.

Мечты совершенно преобразили некрасивое лицо с коротким широким носом, выступающими скулами, ввалившимися щеками. Перед нами одухотворённый мечтатель. Греческая надпись «Тимофей», сначала понималась, как имя молодого человека.

Кто он? Может быть, начинающий юрист, или ученый? Кто он по национальности? Француз, или фламандец? Затем родилась идея, что надпись «Тимофей» — означает не имя, а девиз: Я почитаю Бога». И, наконец, явилось предположение, что на портрете изображен музыкант, служивший при дворе Филиппа Доброго.

Важно

Надпись же введена для хвалебного сопоставления изображенного со знаменитым древнегреческим музыкантом Тимофеем из Милета, которого обожал Александр Великий Македонский.

Существует рассказ, что в юности царевич Александр, услышав победный пеан, написанный Тимофеем, пришёл в такой экстаз, что схватился за меч. До сих пор, созданный Яном ван Эйком, «Тимофей», словно сфинкс, хранит свою загадочную тайну.

Ян ван Эйк. Человек в тюрбане

    «ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА В ТЮРБАНЕ», созданный год спустя, столь же загадочен. Всё внимание сосредоточено на лице мужчины. Широкие складки красного тюрбана и тёмный кафтан, служат ему обрамлением. Лицо – самая светлая и наиболее выписанная часть портрета. Ясно видны многочисленные тонкие морщины и жилки на коже, складки около рта.

Читайте также:  Депрессия: что с ней делать? 10 симптомов впадения и 10 вариантов выхода

Взгляд, острый и внимательный, направлен прямо на зрителя. Художник стремился именно к этому – установить такую же связь между зрителем и изображенным на портрете. Личность человека в красном тюрбане не установлена.

Может быть, он родственник художника, например, его тесть? В его чертах есть сходство с портретом жены Яна ван Эйка – Маргариты.

Ян ван Эйк. Портрет жены

    «ПОРТРЕТ ЖЕНЫ» Ян создал через пять лет, в 1439 году. Худощавая женщина с длинным носом, большим тонким ртом и острым подбородком строго смотрит на зрителя. Голову украшает модный белый чепец. Известно, что Маргарита ван Эйк родилась в 1406 году.

Вероятно, художник женился на ней около 1434 года. Как раз время написания портрета человека в красном тюрбане. В этом же году родился первый сын Яна и Маргариты. Но о родителях жены художника сведений не сохранилось. Можно только сравнивать и предполагать.

   Портреты точны психологически. Вне сомнения, что натуралистически они столь же достоверны.  

Источник: http://biblioiskusstwo.blogspot.com/2013/11/blog-post_25.html

Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского

Вы знаете, что между Россией и княжеством Лихтенштейн всего лишь  20 лет существуют дипломатические отношения? А ведь когда-то, а именно в 1815 году, между Россией, Пруссией и Австрией, частью которой  являлось княжество Лихтенштейн, был заключен Священный союз, подаривший этим странам 30 лет мирной жизни.  Теперь мы дружим, и в Государственный Музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина приехали из Лихтенштейна величайшие шедевры фламандской живописи. Нам несказанно повезло, потому что эта коллекция является одной из лучших среди всех музеев мира.

Питер Пауль Рубенс. Портрет Клары Серены Рубенс, дочери художника. Ок. 1616

Афишей выставки «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» является портрет Клары Серены, дочери художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640).

Ей около пяти лет, а жить ей уготовано всего лишь двенадцать лет. Не хочется думать об этом, когда смотришь на ее прелестное радостное личико, полное детской непосредственности.

На портрет не было официального заказа, художник писал картину не на продажу, а для себя.

Питер Пауль Рубенс. Святая Анна украшает Марию цветами.1609

Шедевры фламандской живописи

На выставку фламандской живописи привезли 19 картин  великого Рубенса, и я теряюсь при выборе произведений для моего рассказа. Трогательным образом Девы Марии мы любуемся, глядя на картину «Св.Анна украшает Марию цветами». Мария готовится к введению во храм, и Св.Анна кладет на голову Марии цветочный венок. Видимо, Марии предстоит сейчас обручение с Иосифом.

Питер Пауль Рубенс.Оплакивание Христа.1612

В картине «Оплакивание Христа» Рубенс следует средневековой итальянской иконографии, в которой Христос изображался лежащим на плите. Над ним наклонилась переполненная горем Богоматерь, которая вынимает терновый шип из головы Сына.

Питер Пауль Рубенс. Сатир и служанка с корзиной фруктов. Ок. 1615

В 1609 году Питер Пауль Рубенс возвращается в Антверпен из Италии, где он близко познакомился с живописью Караваджо. И вот появляется картина «Сатир и девушка с корзиной фруктов». На ней образ Сатира воплощает неприхотливую, полную удовольствий жизнь в единении  с природой. Он питает страсть к вину, женщинам и танцу.

Питер Пауль Рубенс. Нахождение младенца Эрихтония. Ок.1616

Совет

У Питера Пауля Рубенса была обширная библиотека, благодаря которой художник был прекрасно знаком с античной культурой. В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз».

У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост. Минерва спрятала его в корзину и запретила ее открывать. Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет, и тайна была раскрыта.

Рубенс изобразил тот драматический момент, когда любопытная Аглавра приоткрывает корзину и зовет сестер посмотреть на младенца.

Питер Пауль Рубенс.Марс и Рея Сильвия.1616

Рея Сильвия, жрица богини Весты,  следила в храме за вечным огнем. Весталки заботились о том, чтобы он никогда не погас, иначе государству грозили страшные беды.

На картине Рубенса Марс стремительно приближается к весталке. Сводником между Марсом и Реей Сильвией выступает бог любви Амур.

Римский поэт Вергилий повествует, что у Реи родились близнецы от Марса – Ромул и Рем, основавшие впоследствии Рим.

Антонис ван Дейк. Портрет Марии де Тассис. Ок. 1629

На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века, из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса.

  Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии.  На выставке в Музее изобразительных искусств, привезенной из Лихтенштейна, представлено 10 его работ. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз.

Обратите внимание

Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей».  Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис».

Антонис Ван Дейк.Святой Иероним.1615

В картине «Святой Иероним» Ван Дейк рассказал об ученом священнике, который перевел Библию на современную латынь. С большим трудом он подыскивал подходящие слова для перевода с греческого оригинала. Стопка книг создает ощущение надежного убежища ученого. Лев, которому по легенде Св.Иероним вытащил из лапы колючку, стал верным спутником Святого.

Жак Йорданс.Поклонение пастухов. 1615

После смерти Питера Пауля Рубенса в 1640 году Жак Йорданс (1593-1678) стал считаться ведущим мастером фламандской школы. Картина «Поклонение пастухов» Жака Йорданса считается одним из ранних его произведений. Краски яркие, а свечение, исходящее от Младенца, чистое и нежное. Тема рождения Иисуса Христа всегда трогательна, и близка зрителю.

Жак Йорданс.Девушка со стариком и попугаем.

В картине Йорданса «Девушка со стариком и попугаем» явно видна тема неравных пар, высказанная художником с иронией и насмешкой. Пожилой человек богат, судя по его одежде, и уверен в себе и в достижении своей цели. Тема вечная как мир, могу я добавить. В облике девушки художник изобразил свою дочь Элизабет Йорданс, часто служившую моделью для его произведений.

Франс Люйкс.Явление Христа Марии Магдалине и ангелам.1625

Картина Франса Люйкса (1604-1668) «Явление Христа Марии Магдалине и ангелам» представляет особый интерес, так как была написана в самом начале творческого пути, когда он покинул мастерскую Рубенса.

Иисус Христос, прежде чем вознестись на небо, несколько раз чудесным образом являлся ученикам. В первое воскресное утро он явился Св.Марии Магдалине.

Кроме Иисуса Христа, особенно запоминается облик Марии Магдалины.

Питер Брейгель младший.Перепись населения в Вифлееме.1607

Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего, и картина «Перепись в Вифлееме» является копией.

Вы помните, что император Август приказал провести перепись населения, поэтому Мария и Иосиф должны были отправиться в родной город Иосифа Вифлеем, где в хлеву Мария родила Иисуса. Поскольку Иисус родился в декабре, то Питер Брейгель старший поместил событие в зимний пейзаж.

Важно

На переднем плане изображены Мария, завернутая в голубой плащ, и идущий перед ней Иосиф с пилой. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни.

Хендрик Ван Бален.Похищение Европы

Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы». И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632).

Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. Чтобы при похищении девушки никого не испугать своим появлением, он превратился в великолепного быка, у которого шерсть сияла как золото.

Европа села на его спину, и бык увез красавицу на Крит. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой.

Ян Букхорст. Пять неразумных дев

Выставка совершенно уникальна, все картины являются мировыми шедеврами.

К сожалению, в своем рассказе я не могу показать все привезенные произведения, Но я надеюсь, что заинтересовала вас живописными работами из Княжества Лихтенштейн, и вы найдете их на просторах Интернета.

Выставка была открыта в Государственном Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина с 19 июня по 19 октября 2014 года по адресу: улица Волхонка, 12.

Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/rubens-van-deyk-yordans-shedevryi-flamandskoy-zhivopisi

Ссылка на основную публикацию