Почему важно быть, а не казаться?

Казаться, а не быть. Почему успешные люди впадают в отчаяние

Со стороны чужие будни выглядят полными веселья и грандиозных событий. На фоне чьих-то чекинов в Нью-Йорке наша жизнь во вторник вечером нам кажется беспросветным днищем. И всё было бы проще, если бы дело было только в Нью-Йорке, рассуждает Ануш Манасян, пресс-секретарь СУ 22 и консультант по личному брендингу.

Если у меня один вечер ничего не происходит — всё, накрывает отчаяние. Где-то там за забором у людей кипит жизнь, почему я не там? Эта паранойя была бы оправдана, сиди я без работы или в декрете. Но чем сильнее бурлит моя жизнь, тем ближе это липкое ощущение мрака и застоя.

Эти мысли так и болтались бы на периферии сознания, если бы не мой знакомый. К слову, он не последний человек в известном журнале, во всех смыслах обласканный публикой. Но даже ему не дают покоя 1,5 тысячи чужих лайков. Мне пришлось пожить с этими мыслями месяц, чтобы понять причины. Вот они.

Вам не дают покоя 1,5 тысячи чужих лайков

Болезнь нашего времени — это ненасытное тщеславие (спасибо соцсетям). Я каждый день возвращаюсь домой после 12 ночи, потому что с нуля отстраиваю бренд девелоперской компании, консультирую людей, пишу эту колонку. А у какого-то бородатого стартапёра в «Инстаграме» по 500 тысяч лайков на дежурное селфи. Что я делаю не так?

В такие моменты я напоминаю себе, что все грандиозные истории успеха происходят в нудной обстановке и полной тишине (при условии, что это ваша история успеха). Когда вы занимаетесь чем-то более-менее серьёзным, не ждите оваций.

Я бываю в изданиях, куда все хотят попасть на работу. Это только со стороны кажется, что там глобальная движуха и бесконечная атмосфера творческого экстаза. Представьте, там у людей вообще ничего не происходит. А когда? Они всё время работают.

Обратите внимание

Я спросила популярных в соцсетях отраслевых звёзд о том, не бывает ли у них ощущения, что их жизнь стоит на месте, а у других — веселье и рок-н-ролл.

Владелец Aviasales Константин Калинов: «Мне решительно по*уй на других, как они живут, что они думают, зависли или кипят. У меня своя жизнь, предпочитаю техно».

Так что отпишитесь от местечковых звёзд в «Фейсбуке» и перестаньте завидовать их дутым успехам.

Вы не там, где должны быть

И не льстите себе иллюзией, что тоска — это проклятие высокоранговых существ. Мол, «вся тварь разумная скучает». Ничего подобного. У тракториста тоже душа болит, об этом не раз писал Василий Шукшин в коротких рассказах о деревенской жизни.

Допустите мысль, что вы просто можете быть не на своём месте.

Не важно, что ваша мама страшно горда вашей должностью коммерческого директора в крупном холдинге. Публичная успешность ничего не значит, если вам в этом качестве плохо.

Вы несчастны? Уходите. Не с разбегу, разумеется. Продуманно.

И не бойтесь, что умрёте с голоду, рухнете на дно, станете бездомным и закончите на теплотрассе (все этого боятся). А так, мол, у меня хотя бы на визитке написано «коммерческий директор».

Я знаю бывшего топ-менеджера Сбербанка, которая сейчас зарабатывает на тайских духовных практиках больше, чем во время карьеры, которую, к слову, вспоминает с ужасом.

Соучредитель Sasha Unisex brand Анна Магрицкая:

«В найме мне не было интересно, я быстро уволилась. А однажды просто пришла в полуподвальный тату-салон сделать себе татуировку. Так и стала продюсером тату-художницы Саши Unisex. Со временем пришло понимание, что можно расширить бизнес и делать принты в стиле Саши не только на коже, но и на ткани. Так что не бойтесь менять жизнь. Пробуйте, пока не найдёте то, что реально любите».

Вы изменили обстановку, но не жизнь

Бродский говорил студентам Дартмута в своём эссе, известном как «Похвала скуке», что те изменят свою жизнь, но однажды утром проснутся с тем же чувством тоски. Чёрта с два.

Я ему не верю.

Так бывает, когда меняешь шило на мыло, лишь бы внести новизну. То есть вы сменили одну работу на другую (а внутри вас погибает бизнесмен), одну квартиру на другую (а мечтали о доме у реки), сменили одну жену на другую (а вам семья вообще не нужна).

В фильме «Прерванная жизнь» героиня Анджелины Джоли говорит девушке, которая выписалась из психиатрической больницы и живёт в своём доме: «Ты изменила обстановку, но не жизнь». Та всё так же сидит в комнате и горстями глушит валиум.

Важно

Я опросила 10 человек, которые успешны в своей отрасли. И почти все они пережили это чувство тоски и отчаяния в короткий период, когда занимались не тем, что им нравилось. Так что подумайте, на каком участке своей биографии вы свернули не туда. А может, вам давно пора свернуть, а вы всё топчетесь.

PR-директор Северо-Западного филиала «Мегафон» Кермен Манджиева:

«Иногда специально себя торможу, чтобы сохранить энергию, восстановиться, оглядеться, наполниться. А отчаяние возникает от разочарования, от бессилия. У меня так было только один раз, после аварии, когда я восстанавливалась 3 месяца и не могла работать в полную силу”.

А теперь мораль.

Если вы бежите со всех ног навстречу успеху, а ваше отчаяние растёт в геометрической прогрессии, то это не потому, что у вас нежная душа Франца Кафки, а потому, что вы бежите не в ту сторону. И ваше мнимое развитие может оказаться мутацией.

Остановитесь, отдышитесь и включите навигацию.

Источник: https://life.ru/938595

Быть или казаться

Мы видим только парадную сторону жизни другого человека. Что там за кулисами — можно только догадываться

Быть, а не казаться…

Мы видим только парадную сторону жизни другого человека. Что там за кулисами — можно только догадываться, строить гипотезы, но никогда не узнаешь. Что кроется за красивыми картинками? Всегда ли люди живут так, как показывают?

Муж рассказывал о разоблачении одного американского рэпера, который разместил у себя фото частного самолёта из интернета, мол, лечу по делам, а сам летел экономом, где и был пойман с поличным одним из подписчиков.

А ещё помню, была давно подписана на одну девушку с картинками об идеальной семье. Ребёнок, отпуска, фэмили-лук, подарки. А потом — бац — мы разводимся. Цветы я сама себе покупала, хоть и писала, что подарил он, в отпуске он пил целыми днями, и ребёнок вообще не его. У меня тогда случился ступор, я даже не знала, что можно так круто притворяться.

А главное зачем!

Многие звёзды умеют создавать видимость шикарной жизни, когда в кармане нет ни гроша, и им верят. Некоторые имеют смелость признаться в этом, некоторые — нет.

А иногда человек с большим состоянием одевается в самые дешёвые и посредственные вещи. Как тот же Цукерберг. Я, например, всяким Гуччи-Шмуччи (хотя мой муж может мне купить и такие наряды) предпочитаю одежду, которую шьют девочки с любовью.

Не все идеальные родители идеальны за кадром, как и не все по-настоящему хорошие родители могут, умеют и хотят создавать такие витрины. Многие сфотографировались красиво с ребенком в фэмили-лук и отдали его обратно няне, чтобы жить не мешал. А подпись оставили, мол, мой ребенок – моя жизнь!

Выглядеть стройнее, моложе, красивее, умнее, успешнее, богаче, счастливее, любимее…

Но от того, что мы будем казаться другим такими на фото — ощущения внутри не изменятся.

Гораздо лучше стать той, кем хочешь казаться. И оставаться собой.

Иногда за идеальными картинками — пустота. А иногда — каторжный труд. Не всегда это так же красиво и приятно в жизни, как на фото.

Например, фото с нашего круизного путешествия выглядели очень красиво, хотя внутри было совсем не так, как казалось. Как и в знаменитом бассейне в Marina Bay Sands в Сингапуре с толпой китайцев с селфи-палками. Как и ещё много где.

Картинки получаются эффектные, а ощущения внутри — совсем не такие. Иллюзия.

И теперь это редкость, но так радостно, когда витрина совпадает со внутренним содержимым! Это такое счастье, словами не описать! Слава Богу, в моей жизни именно таких людей большинство, которые понимают разницу между «быть и казаться».

Давайте учиться не судить о людях по витрине. Мы все равно не знаем, что за ней скрыто.

И давайте больше сил тратить на то, чтобы быть, а не казаться. Это гораздо полезнее.опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/169259-byt-ili-kazatsya

Путь к себе: быть, а не казаться

Среди всего, что в нас переплелось,
Порой самодовольство нами правит.
«Казаться или быть?» — вот в чем вопрос,
Который время человеку ставит.
А. Макаревич

Человек – существо социальное, и во многом наше поведение формируется под влиянием общественного мнения.

Можно бесконечно спорить о пользе или вреде этого явления, но редко какая зависимость рискнет посоперничать в своей силе с зависимостью от мнения других людей.

Постоянное сравнение своих поступков с чужими представлениями уже так въелось в наш мозг, что незаметно перешло на уровень подсознания.

Совет

Конечно, именно благодаря общественному мнению у каждого из нас обретаются те или иные социальные навыки и нормы поведения: мы не позволяем себе дебоширить, заниматься сексом на улицах, не ходим голыми в магазин и на работу, соблюдаем церковный дресс-код и прочее. Но нередко человек настолько начинает бояться осуждения близких и дальних, настолько хочет выглядеть в глазах окружающих чище, добрее, лучше, что рано или поздно приходит к внутреннему конфликту, отнимающему радость жизни.

И это неудивительно, ведь следование желанию казаться всегда сопряжено с необходимостью жертвовать. Жертвовать уже своим мнением и своими личными желаниями, своим правом на те или иные поступки. Особенно уродливой получается ситуация, если такое поведение начинает объясняться чуть ли не высшей степенью христианского смирения.

Считаться кем-то, или кем-то быть?
Быть смелым, или делать вид, что смелый?
Ты жертвовал, творил, умел любить,
Или об этом лишь вещал умело,
Робея самому себе признаться,
К чему стремишься: быть или казаться?..
А. Макаревич

Собственно, толчком к написанию этого текста стала беседа с дочкой одного протестантского пастора, полностью ощутившей на себе все «прелести» состояния, в котором необходимость казаться превалирует над желанием быть самой собой. Уверяю вас, что с такой проблемой сталкиваются и многие-многие православные.

Сознательное принятие христианства накладывает на нас целый ряд обязательств. Именно к нам обращены слова Спасителя: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и про­славляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:14-16)

Подавая свод моральных ценностей в Нагорной проповеди, именно к нам обращается Господь: «будьте совершен­ны, как совершен Отец ваш Небесный!» (Матф. 5:48).

Оставим сегодня тот случай, когда стремление казаться совершенным продиктовано желанием получения каких-то привилегий в виде благосклонности священника, приближения к церковной кассе или продвижения по карьерной лестнице. Как правило, такие люди знают что хотят и редко отягчаются внутренними конфликтами. Давайте поговорим о нас, простых смертных, стремящихся примерить к себе слова Спасителя.

Боясь соблазнить братьев по вере, а особенно – неверующих, но не успев стяжать добродетели, мы окутываем свою жизнь коконом внешних атрибутов, которые по нашему мнению должны помочь сохранить в глазах людей образ примерного христианина.

Я не против длинных юбок, белых платочков, глаз – в пол, обязательного посещения всех служб, благочестивых разговоров о терпении и смирении. Я против ломки личности, ВЫНУЖДЕННОЙ ВЫГЛЯДЕТЬ идеально.

Обратите внимание

А эта ломка неизбежна, ведь по сути человек, делающий так, начинает отказываться от своей жизни, от своего уникального пути спасения, от своего предназначения.

Что стоит жизнь в довольстве иль покое,
Когда ее пытаются лепить,
Фальшивя переделанной строкою…
Легко казаться. Очень трудно быть…
А. Макаревич

Такой путь рано или поздно приводит к неизбежному столкновению с отсутствием реальных и удобоваримых плодов духовной жизни. На смену эйфории периода неофитства приходит разочарование, ощущение безысходности, отсутствие душевного комфорта и пустота. Если вовремя не сказать себе «стоп», то за этим «букетом» следует депрессия и разрыв тесных отношений с близкими людьми.

Моя знакомая рассказывала: «Я словно хожу по кругу. С одной стороны, будучи дочерью пастора, я должна быть примером для всех. У меня нет прав на ошибки, потому как это тут же ударит по репутации отца.

Я должна быть стойким оловянным солдатиком, но на самом деле – хрупкая ранимая девушка, мечтающая об успешной карьере и тихом семейном счастье с любимым человеком. Мне часто хочется плакать, но я вынужденна улыбаться.

У меня не складываются отношения с молодыми людьми и возникают проблемы на работе, но окружающие не должны видеть моих неудач».

Прикрепленная однажды к груди табличка «Идеальная Дочь Идеальных Родителей» уже настолько срослась с сущностью этой девушки, что выгравированная фраза абсолютно не позволяет дышать на всю силу легких.

Читайте также:  Что американцы едят в день независимости?

Более того, юная христианка не только не может простить себе любые проявления своего несовершенства («что подумают люди обо мне и моем отце? У него не должна быть такая дочь!»), но не может поделиться своими проблемами с близкими.

Не может она довериться даже отцу («я не могу его разочаровать»).

Важно

Вы скажете, что это редкое проявление крайности? Но сколько раз на поле брани нашего сердца желание казаться суперхристианином побеждало желание быть просто человеком, искренне любящим Господа и своих ближних и готовым взять крест по своим силам? Сколько раз в угоду другим нам приходилось отказываться от своих убеждений? Всегда ли мы оставались верными призыву следования за Христом и не заменяли ли его необходимостью следования за чужим мнением?

Заблудился я в небе — что делать?
Тот, кому оно близко,- ответь!
Легче было вам, Дантовых девять
Атлетических дисков, звенеть.
О. Мандельштам

Оставим психологам разбор причин, заставляющих нас забывать о собственном Я в угоду Я чужого. Чаще всего истоки многих сегодняшних проблем базируются в раннем детстве и связаны с недостатком любви и признания. Увы, как бы мы не старались, но прошлого не может изменить никто, зато нам под силу изменить настоящее.

Правда, для этого придется потрудиться. И первым моментом в процессе мюнхгаузенского вытягивания себя из болота должно стать честное признание – проблема существует, и с ней надо что-то делать.

Нет-нет, не стоит переходить из одной крайности в другую и начинать противоречить всем и вся – очень часто в мнениях других людей есть немало полезного.

Важно понять, что все мы нуждаемся в любви, поддержке, одобрении и признании других людей, однако не менее важным является понимание уникальности каждого из нас. Мы – не роботы, не бездушные машины.

Господь не только наделил нас Своим Образом, но и подарил нам всем свободную волю, которой каждый может распоряжаться на свое усмотрение. А это значит, что наш Творец оставил нам право на ошибку.

Вправе ли мы в угоду мнения других требовать от себя абсолютной безгрешности? Не есть ли это признак гордыни?

Совет

Как по мне, путь совершенствования начинается не с выбора и примерки модного костюма, идеально сидящего на фигуре соседа. Путь совершенствования начинается с познания и принятия самого себя.

Сюда входит не только осознание своей греховности, но и понимание собственных стремлений, надежд и тайных движений сердца. Неплохо было бы научиться любить себя такими, какие мы есть.

Ведь только тогда мы откроем для себя умение любить ближних и только тогда подарим другим людям возможность любить нас – со всеми нашими положительными качествами и недостатками. А что может быть выше и чище жизни в Любви?

Ну, а для тех, кто ищет в нас червоточинки, всегда актуальными остаются слова апостола Павла: «Для меня очень мало значит, кáк судите обо мне вы или кáк судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Го­с­по­дь» (1Кор.4:3-4).

Источник: https://www.matrony.ru/put-k-sebe-byt-a-ne-kazatsya/

Надо Быть, а не казаться

Ехала я недавно в автобусе, и мое внимание привлекла одна женщина лет 45. Она выделилась среди немногочисленных пассажиров. Внешне очень симпатичная, красивое платье, аккуратная прическа, ухоженный внешний вид. «Вот молодец, — подумала я. – Следит за собой».

И тут на очередной остановке заходит другая женщина, и хочет занять свободное место у окна рядом с первой.

Не спросив, стала пробираться… И тут я ушам своим не поверила! Первая как начнет кричать на весь автобус на вторую, оскорбляя, и еще с такой яростью и агрессией! А потом еще и отсела, приговаривая что-то нехорошее и бросая злобные взгляды.

И вот тут я и задумалась, на сколько обманчив бывает внешний вид. Смотришь на человека  — красивый, хорошо одетый, ухоженный, стильный, респектабельный, но стоит открыть рот…

Вирусы в сознании

В детстве была такая забава – скушать конфетку и свернуть фантик аккуратно обратно, как был. Потом положить к другим, целым конфетам. Кто-нибудь возьмет конфетку – внешне такую же, как все, очень аппетитную и соблазнительную – развернет, а там пусто. Шутка удалась! Детство детством,  однако сейчас очень многие люди делают из себя такие же «конфетки».

 Внешне симпатичные, притягательные, но коснись внутреннего содержания — обнаруживается, что там пустота. А знаете, почему? Потому что система ценностей человечества переносится на внешнее.

Стоит включить телевизор или взять в руки модный журнал, как сразу же бросаются в глаза  очень красивые, стройные, нереально подтянутые, с идеальной кожей  женщины, физически крепкие, мускулистые, успешные мужчины. Дорогая одежда, сумочки, часы, серьги, кольца, высоченные каблуки, маникюр, макияж, престижные бренды, шикарные автомобили, дома и т.д.

Столько всего красивого, блестящего! Смотришь на все это, и в сознание начинают проникать вирусы – вот как надо жить, вот он пример для подражанияЭто настоящее! И бегут девушки в солярии, мучают тело диетами,  делают подтяжки, пластику и прочие неестественные процедуры.

Обратите внимание

Покупают каблуки в 15 см и еще пытаются на них ходить! Я мерила подобное – не то, что ходить, на них стоять сложно! Одежду выбирают, что бы по максимуму показать тело – смотрите, какая я красивая и стройная. Смотрите на тело, ведь тело – это всё, что я имею! Индивидуальность? Нет! Слепое следование шаблонам, пропагандируемым СМИ.

Сюда же можно отнести попытки самоутвердиться за счет дорогих вещей. Взять кредит и купить дорогущий автомобиль, несоразмерный по стоимости реальной заработной плате. А потом гордо на нем ездить, куря в окошко, или хвастаться знакомым.

И при этом экономить на всем остальном, еле сводя концы с концами.

Или покупать модные вещи, переплачивать за бренды, опять-таки отдавая последние кровные, но зато потом  многозначительно рассказывать друзьям, что у меня не просто трико или кепка, а самое настоящее, брендовое!

Вот и получается, что при таком отношении к жизни, человека просто не существует. Существует внешность, бренд или вещь и самоутверждение за счет этого. Попытка казаться, а не быть. В погоне за внешним, человек теряет внутреннее. Заботиться об истинных ценностях, о красоте Души никто не желает.

Зачем, вот будет у меня машина и идеальное тело – и все остальное приложится.  Вот только не прикладывается. Вспомните историю с конфеткой. Вас действительно встретят по одежке, но проводят по уму.

Имея за модными вещами внутреннюю грязь и пустоту, злость или агрессию, или затянувшуюся инфантильность, вряд ли заведешь дружбу с достойными людьми.

А ЗНАЕТЕ, ЧТО ВАЖНО?

Можно быть внешне обычным человеком, одеваться скромно, и машина может быть недорогой, или вообще ее может не быть. Главное, что внутри у вас царит мир, гармония и доброта.  Когда глаза светятся радостью, улыбка чистая, лучистая, естественная, настроение позитивное, поступки благородные, слова доброжелательные, мудрые, отношение к людям поддерживающее и дружественное.

Наполняя себя изнутри  благородными качествами, развивая интеллект, расширяя знания, обучаясь новому, стараясь заглянуть в саму Суть Бытия, следя за здоровьем и питанием, поддерживая  чистоту и внутри и снаружи, вы увидите, что за внутренним следует и внешнее. Красивый изнутри человек красив и снаружиИ не важно, какой на нем бренд, важно какой след он оставляет за собой.

Сейчас сложно удивить кого-то мини юбкой и высоченными шпильками. И шикарных авто на дорогах тоже неимоверное множество. Намного сложнее удивить внутренним светом и чистотой. Так что, друзья,давайте Быть, а не казаться. Чтоб оставаться Людьми, а не фантиками от конфет.

Источник: http://lifeinroad.ru/nado-byit-a-ne-kazatsya/

Быть, а не казаться

Вспомнила к месту Л. Н. Толстого: «…на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно изыскивают себе занятие, для того, чтобы легче переносить опасность.

И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами.

Нет ни ничтожного, ни важного, все равно…» 

Страшно быть пустышкой, видеть собственную никчемность за нагромождением многих слов, дел, вещей. Мучительно казаться, а не быть.

 
Куда бы я не двинулась, всегда на задворках души я вижу, как в кривом зеркале, большой мыльный пузырь.

Важно

В этом отражении даже благородные страдания от осознания такой правды приобретают смешной и глупый характер, становятся очередной попыткой выглядеть лучше, значительнее, что-то из себя представлять. 

Любое слово, поступок отравлен тщеславием. В самых лучших порывах, самых светлых побуждениях найдется нотка самолюбования: «Вот, какая я хорошая». Эта едва уловимая примесь сводит на нет все усилия и превращает светлый праздник, где должно быть торжество духа, в балаган и кривляние. 

Это личная бездна, куда я погружаюсь, как только решаюсь быть более честной с собой. Хотя бездна, пожалуй, слишком сильное слово.  Так бывает не всегда, и, чаще всего, я нахожу повод отвлечься, убедить себя, что чего-то стою, делаю что-то значимое.  Какая же все это глупость. 

_______________

Наверняка есть что-то истинное внутри, иначе душа не тосковала бы так, не металась.  Я хочу найти свое небо, свою высоту. Но не громкую, не шумную, не на показ. А тихую, неприметную для других, такую, что будет освящать все мое внутри. 

Это тонкая радость души, которую не могут вызвать никакие внешние вещи. 

Но как отделить зерна от плевел? 
_______________

Первый шаг на пути к этому — смирение. Сложное для ума понятие и вызывает большое количество смысловых искажений. Часто смирение называют «принятием», но на мой взгляд, это представление более узкое. 

Смириться, значит освободиться от иллюзий. Реальная картина жизни сталкивается [в нашем воображении] с представлениями о том, кем или какими мы должны быть.

Попытка соответствовать образу, является настоящим внутренним насилием, которое мы совершаем над собой ежесекундно и откуда рождается большинство целей.

 
Смирившись, человек прекращает сопротивление, видит мир ясно и признает каждый момент как есть. 

В смирении заложена глубокая исцеляющая сила, возможность освободиться от чувства вины. Человек перестает судить себя и других, он легко прощает миру его несовершенство. 

Совет

Но прощать, не значит игнорировать дурное или ложное. Желание быть лучше, взращивать в себе нравственность, раскрывать способность к любви, к состраданию — это базовая потребность души и основа для ее развития.

Когда такое стремление идет под руку с чувством смирения, оттуда исчезают гордыня и тщеславие, качества, которые все портят противоположны настоящему смирению; здесь очень тонкая грань, которую трудно и, даже наверное, нельзя передать в словах, но можно почувствовать через опыт. 

Как только мы недовольны собой или тем, что получаем, сразу смотри: нет смирения. Значит уже повисла в голове картинка с которой себя сравниваем и морщимся. 
Когда сердце смирилось, мы делаем то, что нам по силам, спокойно идем вперед и благодарим за все, что у нас уже есть, даже за ошибки. 

Я ищу свою высоту. Иногда ясно чувствую, как прикасаюсь к чему-то прекрасному, невыразимому. Но бывает погружаюсь в полную темноту, и тогда смирение помогает находить дорогу обратно; я начинаю испытывать глубокую любовь к себе, к людям, миру вокруг, к Богу. И страдание исчезает.

Источник: http://WayOfHeart.ru/byt-a-ne-kazatsya.html

Социальная сеть для мыслящих людей

  Очень часто приходиться замечать, что для многих людей намного важнее то впечатление, которое они производят на других, чем то, каковы они на самом деле. Это выражается, прежде всего, в том, что люди тратят массу усилий на то, чтобы создать о себе хорошее впечатление, а не на то, чтобы на самом деле что-то изменить в себе к лучшему.

Они хотят выглядеть добрыми, умными, компетентными и т.д. — выглядеть, а не быть. Люди часто сами не знают, какие они на самом деле: настолько они зависят от мнения окружающих, разных жизненных ситуаций. Им неизвестны в полной мере ни их положительные качества, ни их недостатки. Часто мнение о себе они формируют на основе того, что думают и говорят о них другие люди.

Потребительские ценности, так широко распространенные в нашем современном обществе, приводят к тому, что люди оценивают друг друга и самих себя не по личностным качествам, а по некой «стоимости», которая складывается обычно из следующих составляющих: социальный статус + финансовое благополучие + физическая привлекательность + имидж.

Сумма этих параметров создает видимый для окружающих облик человека, по которому и определяется его «стоимость». Да, люди воспринимают самих себя и окружающих людей как товар. И стремятся как можно выгоднее разрекламировать и как можно дороже «продать» себя. Именно на это направлены все усилия людей в современном обществе.

Не на усовершенствование личности, а на создание видимости совершенства. Не на содержимое, а на обложку. По тому же принципу, по которому действуют многие компании, цель которых — продать, люди стремятся создавать не себя, а представление о себе. Качество продукции для производителя не так важно — важна только прибыль.

Читайте также:  Жизнь в обществе. как малые группы влияют на наше бытие?

А ее проще всего получить, сделав яркую красочную упаковку и обеспечив хорошую рекламу. Так и получается, что в погоне за продажами страдает качество. И у людей, стремящихся к созданию видимости, качество личности тоже страдает. 

 Как проявляется это в нашей жизни, какие негативные последствия несет? 

«Человек превратился в товар и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить. Если он в этом преуспел, то жизнь его имеет смысл, а если нет – он неудачник. Его ценность определяется спросом, а не его человеческими достоинствами: добротой, умом, артистическими способностями». Эрих Фромм.

Рассмотрим такой пример. При устройстве на работу человек проходит собеседование. На что обращает внимание потенциальный работодатель? На соответствующий внешний вид, на умение себя подать — иными словами на то, насколько грамотно человек может пустить пыль в глаза. Ни на подлинную уверенность в себе, основанную на опыте и знаниях, ни на сам опыт и знания.

Обратите внимание

Каждый студент знает, что прийти на государственный экзамен в строгом костюме — это уже три балла. Нести полнейшую чепуху, но уверенным тоном — твердый шанс на четверку, а то и на пятерку (в зависимости от того, насколько грамотные люди в комиссии).

То же самое в личных отношениях: девушки стремятся улучшить свою фигуру, накачать губы, создать привлекательный образ при помощи нарядов и косметики, — и привлечь таким образом наиболее платежеспособного «покупателя».

Ну а мужчины тоже подходят к выбору девушки, как к выбору товара, оценивая физическую привлекательность и другие параметры, соответствующие их запросам. Однако внешность и благосостояние — не единственные критерии, хотя для многих и являются решающими. Все-таки люди стремятся к тому, чтобы их работники или их избранники обладали определенным набором качеств.

Поэтому современный человек занят не только улучшением внешнего вида и финансовой картины, но и созданием имиджа, имитацией тех положительных качеств, которые, по его мнению, должны быть в человеке, претендующим на определенную должность, либо на место в сердце избранника.

К примеру, совсем не обязательно быть умным, или сильным, или богатым — надо только создать такую видимость. Это намного проще. Тем более, что для каждого отдельного случая можно создавать видимость именно того набора качеств или состояний, который нужен в данном случае.

Хотя есть и некий стандартный, универсальный набор, обладая которым, человек может рассчитывать на бонусы в любой ситуации. Этими наборами часто пользуются современные донжуаны, ну и мошенники, конечно. Создавая видимость положительных качеств, которыми они на самом деле не обладают, им легко вызывать доверие и обманывать людей.

Но и обычные люди в обычной жизни занимаются тем же созданием иллюзий о себе и такие же иллюзии они питают в отношении других людей. Неудивительно, что в итоге многие люди, вступая в отношения, через какое-то время начинают чувствовать себя обманутыми — ведь изначально они лгали друг другу.

А по-настоящему узнать друг друга — мало кто пытается, поскольку они и себя-то толком не знают, то им такое просто в голову не приходит. Поведение других людей они интерпретируют на свой лад, не пытаясь понять истинных мотивов поступков человека, а приписывая им либо свои собственные мотивы в аналогичных ситуациях, либо некие стереотипные мотивы, которыми, по их представлениям, должны руководствоваться люди. Им даже не приходит в голову, что человек — это личность, обладающая собственным набором качеств, представлений, ценностей, и что у разных людей и мотивы различаются. 

«Все люди лгут, но это не страшно: никто друг друга не слушает». Альберт Эйнштейн.

Важно

Однако, дефективность человеческих отношений — это еще не все печальные последствия подмены ценностей, подмены стремления к самосовершенствованию стремлением к созданию видимости. Фактически, когда все усилия уходят на создание и поддержание имиджа, то совершенно не остается времени и сил заниматься подлинным развитием.

Да и стремления такого нет — зачем, если и так находятся покупатели? Больше всего это напоминает показушное наклеивание нарисованных фасадов на полуразрушенные здания — привлекательная картинка, прикрывающая упадок и деградацию.

Спрашивается, кому нужна эта показуха? Тем, кто мимо проезжает на машинах, и кому дела нет до того, в каком состоянии здания, или самим жильцам? По сути — никому она не нужна. Все стараются создать видимость, а для кого — непонятно. Ведь по большому счету каждый из тех, кто к этому стремиться, озабочен только собой, до других ему дела нет.

И, тем не менее, каждый упорно пытается что-то из себя изображать. Бессмысленность и вредность подобных стремлений очевидна. По той же аналогии с домом — что вы предпочтете: построить/отремонтировать дом, в котором будете жить, или повесить нарисованный фасад? Фасад поможет создать видимость того, что дом в нормальном состоянии, но ни от дождя, ни от ветра он не спасет.

Кому нужна видимость, если мокро и холодно? Однако к самому себе человек проявляет подобное наплевательское отношение, и вместо того, чтобы чинить крышу, уверяет всех и каждого в том, что она и так в порядке. Можно сколько угодно создавать видимость ума — и даже убедить в этом окружающих — умнее от этого не станешь.

Видимость ума не поможет избежать ошибок, которых помогло бы избежать его наличие. Лучше всего это иллюстрирует сказка «Голый король»: сколько бы король не убеждал себя и других, что одет в прекрасное платье, сколько бы ему не поддакивали окружающие — он все равно остается голым. 

Подведем итоги. Стремиться к развитию, самосовершенствованию — естественно и правильно, тогда как стремление выглядеть — абсурдно и вредно. Вредно как для самого человека, т.к.

лишает его возможности развиваться и расти, ведет к деградации, так и для общества в целом — ибо какая польза от пустой обертки, от человека, который ничего из себя не представляет, а только делает вид? Тот, кто притворяется врачом — людей лечить не сможет; тот, кто только изображает из себя летчика — самолет не поведет. Притворство никому не нужно, а личностное развитие человека нужно и ему самому и окружающим. А иначе жизнь превращается в бесполезное и бессмысленное существование, где человек не живет своей жизнью, а играет какую-то непонятную, нелепую роль, причем при полном отсутствии зрителей — их нет, т.к. они все тоже что-то играют.

Тут будут похожие посты. Загружаются.

Источник: http://razumnye.org/blogs/chishko/206/byt-ili-kazatsya

Быть или казаться? — DRIVE2

Ночные бдения…

Что значит «быть»? Это значит, что Я такой, какой есть на самом деле: с особенностями своего характера, поведения и своей внешности, со своими убеждениями и привязанностями, достоинствами и недостатками, способностями и чувствами, умениями и не умениями, привычками и пр.

И вот именно таким Я вступаю в общение, в разного рода взаимоотношения с другими людьми. Мое поведение с ними естественно и искренне. Я могу ошибаться, заблуждаться, совершать неправильные действия — но все это результат того, как Я понимаю, что чувствую, что могу.

Мои поступки мотивированы моими внутренними побуждениями. Эти побуждения могут быть очень разными с точки зрения их социальной и нравственной ценности.

«Быть» — это не значит всегда быть хорошим, быть можно разным, все зависит от того, на какие ценности ориентирован человек, что для него в жизни главное, какова основная направленность его личности.

Совет

А что значит «казаться»? Это — стремиться проявить качества, которыми не обладаешь, проповедовать одно, а делать другое; в глаза льстить, а на стороне порицать; уверять в любви, дружбе, никаких чувств при этом, не испытывая; делать вид, что увлечен своей работой, завидуя при этом людям других профессий.

Такой человек с разными людьми и в разных ситуациях ведет себя по-разному, потому что сущность своего Я он даже от себя нередко глубоко прячет, а иногда и искренне забывает, кто же он, в конце концов, такой? В своем поведении он ориентирован, прежде всего, на внешние стимулы — должность, служебное и социальное положение, престиж, звания, одобрение вышестоящих. Помните, у И. А. Крылова: «Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!»К сожалению, таких людей вокруг нас немало. Больше того, в отдельных случаях мы принимаем их как нечто должное и не расцениваем их поведение как недостойное. Наверное, у каждого так бывало: слушаешь выступление на собрании своего приятеля — так он принципиально ставит вопрос, так уверенно излагает «свои» взгляды! — и думаешь: «Ведь еще сегодня утром совсем другое говорил». А потом махнешь рукой и скажешь себе: «Ну и правильно: одно дело — со мной говорит, другое — с трибуны».

Такое «двойное» поведение людей теперь мы относим к застойному периоду нашего общества. А сейчас? Так ли уж все изменили свое поведение и стремятся быть всегда самими собой?

Мы все еще нередко сталкиваемся с показной вежливостью, показной добротой и нежностью, показной чуткостью, за которыми стоит равнодушие к людям и их судьбам, переживаниям, страданиям.

Всем известна показная ученость какого-нибудь оратора или научного деятеля — все слова правильные, но ни одной своей мысли.

И чем меньше своих мыслей, тем больше пафоса, тем шире так называемый критический анализ, представляющий собой по существу пересказ чужих работ.

Следует сказать, что рано или поздно такие люди изобличают себя: всю жизнь «пыжиться» и «казаться» невозможно. Очень тонко и точно показал это А. П. Чехов в пьесе «Дядя Ваня».

Помните, Войницкий (дядя Ваня), поняв, наконец, суть Серебрякова, в отчаянии произносит: «О, как я обманут! Я обожал этого профессора, этого жалкого подагрика, я работал на него как вол! Я и Соня выжимали из этого имения последние соки… Я гордился им и его наукой, я жил, я дышал им! Все, что он писал и изрекал, казалось мне гениальным… Боже, а теперь? Вот он в отставке, и теперь виден весь итог его жизни: после него не останется ни одной страницы труда, он совершенно неизвестен, он ничто! Мыльный пузырь! И я обманут…» Человек, который берется не за свое дело, редко приносит людям пользу, а очень часто — вред и никогда — радость.

Иногда про кого-то говорят, что он на работе совсем другой человек, чем дома. Тут могут быть разные варианты: или тихий, вежливый на работе, а дома — грубый, капризный, или наоборот. Где же он настоящий? Трудно сказать. Одно только ясно, что это — некультурный человек.

Обратите внимание

Зная правила культурного поведения, он использует их только там, где считает необходимым, выгодным, удобным. А где можно, т. е. где для него неопасно, — там распускается и о всякой культуре забывает.

Культурный человек живет с позицией «быть», он прост, естествен, непринужден, а потому везде одинаков, ибо относится к окружающим в зависимости не от их должности, положения, родственных связей, а от их человеческой сущности. Он всегда самокритичен, доброжелателен, ответствен за свои действия, часто сомневается.

Так, например, знаменитый швейцарский хирург-мыслитель Теодор Кохер часто говорил: «., .Я так думаю, но может быть я и ошибаюсь». Вообще, сомнение в правильности своих мнений, утверждений, действий, допущение иных точек зрения — показатель культурности человека.

Тот, кто старается не «быть», а «казаться», знает все истины в последней инстанции, не допускает возражений, ведь чтобы отвечать на возражения, нужны аргументы, факты, собственные соображения — а откуда их взять? Новое может создать только тот человек, энергия которого направлена не на сохранение своего «сделанного» авторитета и придуманного образа, а на поиски истины, в каких бы областях науки и практики он ни работал. Человек с позицией «казаться» не может быть культурным человеком, хотя культурно вести себя, т. е. соблюдать установленные правила, может, особенно там, где ему выгодно произвести хорошее впечатление

Источник: https://www.drive2.ru/b/2372960/

Быть, а не казаться

Почему школа иезуитов до сих пор лучшая в мире?

+

– Что меня удивляет в России? – говорит отец Штефан и улыбается. – Если ребёнок болеет, его мама говорит: «Мы уже две недели болеем!». Я часто слышу такое… Но всё-таки это же не она болеет.

https://www.youtube.com/watch?v=CZmygR_tUME

Отец Штефан Липке – директор католического Института св. Фомы в Москве. Он принадлежит к ордену иезуитов или Обществу Иисуса и вплоть до прошлого года преподавал английский язык в католической гимназии Томска. Это единственная гимназия в России, где преподавание и воспитание учеников основано на принципах знаменитых иезуитских школ.

Когда о. Штефан удивляется нашему речевому обороту «мы болеем», его удивляет не русская грамматика, а наше отношение к личности – для иезуита здесь слишком много коллективизма и слишком мало отдельного человека. А вся иезуитская школа всегда про это – про личность, про пафос умного, взрослого, самодостаточного человека.

Читайте также:  Депрессия: что с ней делать? 10 симптомов впадения и 10 вариантов выхода

Эти ужасные иезуиты!

Как это часто бывает, иезуиты очень часто страдали от того, что делали свою работу хорошо. Иезуитские школы, появившиеся ещё с лёгкой руки основателя ордена Игнатия Лойолы в середине XVI века, ругали и протестанты, и гуманисты.

Вольтер, закончивший иезуитский колледж, со свойственной ему иронией замечал, что «отцы научили меня лишь немного латыни и глупостям». Впрочем, ревность гуманистов и протестантов вполне понятна – потенциальные ученики валом уходили от них к иезуитам.

Почему? Потому что, как говорил Френсис Бекон, «следует брать пример со школ иезуитов, ибо ничего не может быть лучше их».

И это действительно так. Иезуиты были первыми в Европе, кто задумался о системном и последовательном образовании, причём не религиозном, а светском.

Если даже оставить в стороне тему школьных учебников, которые появились впервые именно в иезуитских школах, нам останется самое главное – иезуиты первыми, если не сказать последними, научились формировать личность ученика в соответствии с чёткими моральными целями.

Важно

Именно этот факт послужил причиной некоторого мистического ужаса, которым окружён орден. Впрочем, этот ужас связан только с тем, что иезуиты просто очень хорошо выполняют свою работу.

Несмотря на некоторый скепсис о. Штефана, иезуитам есть, за что благодарить коллективистскую Россию. Когда в 1773 году папа Климент XIV распустил орден, Екатерина II запретила читать указ папы на территории России и тем самым спасла орден. Особо любви к иезуитам Екатерина не питала, но имела свой расчёт.

Она надеялась, что иезуиты помогут ей наладить российское образование. Иезуиты в долгу не остались и образование наладили. Уже после смерти Екатерины в Петербурге появился иезуитский колледж. Он процветал вплоть до скандала, разразившегося в царствие Александра I. Тогда крупный государственный чиновник князь Голицын, выпускник иезуитского колледжа, перешёл в католичество.

Это было уже слишком и бедных иезуитов попросили вон из страны.

– Иезуиты умели воздействовать и убеждать, – говорит историк религии Борис Филиппов. – Вот смотрите. Одно время в Италии на Сицилии процветала жуткая коррупция. Власти обратились к папе с просьбой помочь. Папа послал на Сицилию пятерых иезуитов. Что они могли сделать? Только одно – организовать школу.

И они её организовали. Через 15 лет выпускники этой школы выиграли все местные выборы и заняли ключевые позиции в администрации острова. На этом коррупция на Сицилии была практически уничтожена. Эти выпускники были просто не в состоянии даже подумать о том, чтобы принять взятку.

Понимаете, что такое иезуитская школа?

Со времён Игнатия Лойолы мало что изменилось. Иезуитские школы как были лучшими школами в мире, так ими и остались. Беда только в том, что их мало. К шестидесятым годам прошлого века в них училось меньше миллиона учащихся по всему миру. В России в единственной иезуитской гимназии учится всего пара сотен детей.

Иезуиты для элиты?

– А правда, что иезуитские школы – это образование для элит? – задаю я коварный вопрос о. Штефану.

– Так было раньше. Отчасти. Но сейчас уже нет, – отвечает о. Штефан, – Игнатий (Лойола – ред.) с самого начала требовал, чтобы все школы были бесплатными. Но понятно, что все равно там учились дети образованного сословия.

С XIX века школы стали платными, потому что стало трудно найти благотворителей. Сейчас все зависит от платы за обучение. Если государство поддерживает школы, как в Германии, то наше образование там почти бесплатно.

Но во многих странах такой поддержки нет и тогда это дорого.

Обучение одного ученика в иезуитской школе стоит от 1 до 4 тысяч евро в месяц. Кстати, наше государство поддерживает все лицензированные учебные заведения, поэтому стоимость обучения в Томской гимназии составляет всего 6 тысяч рублей в месяц.

Как учат иезуиты

– Есть такое выражение «июньская температура», – говорит о. Штефан. – Это когда перед экзаменами все начинают учиться, потом сдают экзамены и все забывают. Это не про нас.

Иезуитская школа всегда работает с каждым учеником в отдельности, а не с массой. Иезуитам совершенно безразлична формальная отчётность и, так сказать, валовые показатели. Им важно, чтобы каждый отдельный ученик понял и полюбил все, что изучается в школе.

– Говорят, что это иезуиты придумали оставлять учеников на второй год, – улыбается о. Штефан. – На самом деле это не так. Это началось в Парижском университете ещё до нас.

Совет

Но мы исходим из того, что ученику нельзя переходить к следующему материалу, если он не усвоил предыдущий. Мы хотим, чтобы он понял что-то очень важное, базовое в любой науке.

Чтобы он не просто запомнил что-то, а лично встретился с этой наукой. Пока этого не происходит, дальше двигаться нельзя.

Формировать, а не информировать – это один из принципов иезуитского воспитания. Поэтому учат монахи не экстенсивно, а интенсивно, то есть глубоко. Иезуитская школа – это, с одной стороны, очень медленная школа, а, с другой, – очень быстрая. Как смотреть.

Монахи придерживают принципа «лучше меньше, но глубже». Поэтому ученики не информируются в быстром темпе о массе разных вещей, а обстоятельно изучают каждый предмет. Самое интересное, что для такого обучения много времени не требуется.

По правилам ордена учебный год в школе длится не более 180–190 учебных дней (в нашей школе учебный год составляет 210 дней) и постоянно прерывается школьными лагерями, праздниками, экскурсиями. Каждый день ученик находится за партой не более 5 часов.

Вечную головную боль российского учителя о том, как успеть пройти всю программу, иезуиты снимают одним лёгким движением руки, просто сократив программу.

– Конечно, во всех странах есть свои стандарты, и мы должны соответствовать, – вздыхает о. Штефан. – В России очень перегруженная школьная программа. Мы в рамках возможного делаем все, чтобы её как-то уменьшить.

Результат такого «легкомыслия» сказывается в институтах, уже после окончания школы: выпускники иезуитов всегда бывают удивительно успешны. И не потому что очень много знают, а потому, что знают очень хорошо. Они умеют главное – свободно и самостоятельно использовать свои знания.

Напомним, что Россия при своём уникальном опыте качественного массового образования плетётся в самом конце списка по результатам PIZA – международного теста на умение  школьников практически применять свои знания.

У иезуитов с этим нет никаких проблем – если школьник не научился работать и думать самостоятельно, это значит, что мы просто сотрясаем воздух, считают монахи.

Латынь или математика?

Обратите внимание

Традиционная иезуитская школа – это школа гуманитарная. И хотя иезуиты очень гордятся, что первые в XVII веке ввели в курс среднего образования астрономию, все-таки главными предметами в колледжах всегда оставалась латынь и языки.

«Родители часто говорят: “Если наш ребёнок не научится высшей математике, как он поступит в колледж, как он станет инженером?”, – пишет отец Тирни в трактате «Учитель и обучение» 1915 года. – Ответ таков: если ваш ребёнок правильно сформировался к 18 годам и умеет мыслить, он может поступить в любой колледж и заниматься любыми предметами по своему выбору.

Это значит, что мы обучили его базовым вещам. Если человек знает алгебру и знает её хорошо, у него не будет проблем с анализом в колледже».

Иезуиты придумали специальный термин для описания базового принципа собственного образования – «совершенное красноречие».

В понимании иезуитов это способность правильно организовывать свои знания и выражать их в совершенной форме в устной и письменной речи.

Латынь и языки – это обучение культуре в самом широком значении этого слова: умение ценить яркую мысль, чувствовать красоту и точность её словесного оформления и уметь порождать её самостоятельно.

Самостоятельность – одно из важнейших понятий иезуитского образования. Вообще иезуитский учитель – это не тот, кто долго и нудно читает лекцию.

Учитель присутствует на уроке только для того, чтобы инициировать желание и способность ученика мыслить. Как это делается? Во-первых, учитель задает дома прочитать тему следующего урока и самостоятельно ее изучить.

Во-вторых, учитель должен приучить каждого ученика генерировать мысль в течение урока.

– Если к нам переводились ученики из других школ, они поначалу очень возмущались – почему меня спрашивают на каждом уроке? – говорит о. Штефан. – Но уже через один-два месяца они понимают, зачем это нужно, и наоборот сами рвутся отвечать.

Где личность?

Важно

В документе Ratio Studiorum, регулирующем правила жизни в иезуитских школах, говорится: «Развитие интеллектуальной способности учащегося есть основная задача школы. Однако это развитие примет искажённый и даже опасный характер, если оно не будет подкреплено и дополнено упражнением воли и формированием характера».

– Мы должны научить наших детей быть, а не казаться, – скромно сообщает о. Штефан.

Для этого, считают иезуиты, нужно относится к ученикам как к книгам, которые надо обязательно прочесть. Иезуиты – монахи. Они работают не за зарплату, а по призванию и послушанию. Им не жаль личного времени.

Учитель-иезуит находится со своими учениками не только на уроке, но почти постоянно. Каждого из них он должен понять и узнать.

Более того, узнавание ученика учителем всегда связано с тем, что и ученик узнает сам себя.

– Когда к нам приходят ученики, мы их всегда спрашиваем, как им удобно заниматься, когда надо побыть в одиночестве, когда надо отдохнуть, – говорит о. Штефан. – Все дети разные, все по-разному воспринимают. Мы должны сами это понимать и научить ученика прислушиваться к себе и понимать себя.

Традиционные иезуитские школы – это школы-интернаты. За эти интернаты иезуитам очень доставалось в прошлом. Злопыхатели утверждали, что коварные иезуиты таким образом полностью подчиняют учеников своей воле, что в школах царит дух доносительства и взаимной зависти. Однако сами ученики не жаловались.

И понятно почему. Иезуиты были первыми, кто отменил телесные наказания в школах. Дисциплина в школах всегда была очень мягкой.

Уподобиться Христу в милосердии – эта задача для иезуитских учителей имела прямое методологическое следствие: уважение учеников и строгая дисциплина достигается не страхом, а любовью.

Любовь невозможна без взаимной заинтересованности. Вот что говорит о. Тирни: «Учителя больше уделяют внимания не формированию интеллекта, а формированию души и характера.

Совет

Поддержание близких отношений есть средство вдохновлять учащихся, формировать высокие идеалы, учить своим примером в духовном и в интеллектуальном отношениях… Какую роль должен играть учитель в формировании характера ученика? Вообще говоря, он должен добиваться и усвоения принципов, и формирования навыков. Это требует от него постоянной активности и непростого, но определенного знания.

Простого знакомства с распространёнными слабостями человеческой природы недостаточно. Надо хорошо знать каждого мальчика и каждого учить индивидуально. Иначе это обучение будет бесполезным сотрясанием воздуха».

Учитель в иерархии иезуитов стоит очень высоко. Чтобы приступить к самостоятельной работе в школе, обычный монах должен пройти курс длиной в 11 лет. В Томской гимназии таких преподавателей только двое.

Да и всего-то в России проживает только одиннадцать иезуитов – холодно и трудный язык. Но приглашая преподавателей из обычных школ, о.

Штефан сразу объясняет местные правила: надо не только провести урок, но находиться с детьми постоянно, надо внимательно прислушиваться к каждому и оперировать не успеваемостью, а личными успехами каждого ученика.

– К нам довольно много учителей приходило, – говорит о. Штефан. – Но очень мало оставалось. Уже через пару месяцев становилось понятно, что человеку тяжело так работать, и он уходит.

Иезуиты очень рано поняли то, о чем школьные психологи начали говорить недавно: лучше всего знания усваиваются в процессе общего дела, которое всех страстно интересует. Поэтому иезуиты придумали школьный театр.

Традиционная практика требует, чтобы изучение каждого очередного литературного произведения заканчивалось спектаклем, который ставят сами ученики.

Нетрудно догадаться, что эта перспектива придаёт урокам литературы особенный азарт.

Оценки: с ними или без них

Обратите внимание

Ещё одна претензия к иезуитам – оценки и дух соперничества. Гуманистическая педагогика требует оценки отменить и дух соперничества из школы изгнать, ибо и первое и второе травмирует детей. Иезуиты придерживаются другого мнения. Оценки они ставят и дух соперничества приветствуют.

Каждый месяц ученики пишут конкурсное сочинение и выбирают победителя. Во всех, даже самых мелких занятиях, всегда есть тот, кто особенно отличился и кого надо обязательно похвалить. Это заставляет остальных подтягиваться. Такое соперничество вовсе не приводит к травматичным результатам, чего боятся педагоги-гуманисты.

Напротив, ученики становятся удивительно отзывчивы к чужим успехам.

– Моя задача, – говорит о. Штефан, – научить их радоваться, когда у другого что-то получается. И знаете, я смотрю на них со стороны, особенно в школьных лагерях, во время подготовки к спектаклям, и вижу – да, они радуются успехам своих товарищей! Искренне радуются! Значит, мы их чему-то важному научили.

Источник: https://s-t-o-l.com/obrazovanie/byt-a-ne-kazatsya/

Ссылка на основную публикацию