Кто и когда поставил первую пьесу в россии?

Кто и когда создал первый театр в мире

Современное культурное общество в настоящем его виде во многом обязано театральному искусству, возникшему еще задолго до появления этикета и знакомых всем норм морали. Давайте погрузимся в древние времена истории. Во время этого Вы сможете узнать интересные факты о театральном искусстве, когда был создан первый театр и все, что связано с первыми актерскими выступлениями.

Создание первого театра в мире невозможно узнать точно, ведь это было еще в V веке до нашей эры в древней Греции, когда появился театр Диониса. Он был выполнен из дерева.

Два раза в год проходили торжественные выступления актеров на сцене, во время которых самые талантливые авторы тех времен боролись за право называться лучшими в разных жанрах. Человека, занимавшегося продажей билетов и контролировавшего проведение выступлений называли архонт.

Обратите внимание

Особо важных персон усаживали за шикарные мраморные кресла (установленные со временем), из которых был отличный обзор. Театр Диониса существует и в наше время. Последняя его реконструкция должна закончится в 2015 году.

Самый первый каменный театр возник в 52 году до нашей эры в Риме. Сцена представляла собой приподнятую площадку, на заднем плане которой был установлен экран. Перед сценой размещались сидения (в партере). Со временем римское театральное искусство прекратило свое развитие ввиду влияния христианства на культуру. 

Кто изобрел театр в России?

Первый отечественный театр — это академический драматический театр имени Ф.Г.Волкова, основанный в г. Ярославль. Год его создания — 1750. В один из теплых летних дней юный темпераментный Федор Волков вместе со своими товарищами выступили перед публикой. Выступление состояло из произведений Ломоносова, Сумарокова, Ростовского и собственных пьес молодого гения Волкова.

К слову, Ф.Волков был по совместительству декоратором, переводчиком, директором выступлений и архитектором. Актеры даже посетили императрицу Елизавету (согласно специально изданному ею указу) во время гастролей в Петербурге. Примечательно, что в ту пору существовали и другие актерские труппы.Но выступления носили закрытый характер и не были доступны широкой общественности.

Какой был первый современный театр?

В 1618 году итальянский город Парма подарил миру первый современный театр — Фарнези. Сцена была сконструирована довольно необычно — вдоль одной из стен. Актеров и зрителей отделял широкий занавес, который также помогал сменить декорации незаметно для гостей спектакля.

Знаете ли Вы? Самое длинное театральное выступление (около 10 часов) состоялось в 1672 в Подмосковье.

Источник: https://24smi.org/news/26138-kto-i-kogda-sozdal-pervyj-teatr-v-mire_facts.html

110 лет назад была впервые поставлена пьеса Чехова «Вишневый сад»

17 января 1904 года в Московском художественном театре была впервые поставлена пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Именно этой пьесе суждено было стать символом русской драматургии ХХ века.

Сцена из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».

«Вишневый сад» – последняя пьеса Чехова и вершина его драматургического творчества. Ко времени написания этой пьесы в 1903 году Чехов был уже признанным властителем дум и автором четырех пьес, каждая из которых стала событием, — «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».

Основная драматургическая особенность «Вишневого сада» – символизм. Главным героем-символом пьесы является не тот или иной персонаж, а сам вишневый сад. Этот сад выращен не ради выгоды, а для услаждения взгляда его владельцев-дворян.

Важно

Но экономические реалии начинающегося ХХ века неумолимо диктуют свои законы, и сад будет вырублен, как распадутся и дворянские гнезда, а вместе с ними уйдет в историю и дворянская Россия XIX столетия, и на смену ей придет Россия ХХ века с ее революциями, первая из которых уже не за горами.

Чехов уже тесно сотрудничал с Московским художественным театром. Работая над пьесой, он часто обсуждал ее со Станиславским, а главная роль Раневской изначально предназначалась для актрисы Ольги Книппер-Чеховой, ставшей в 1901 году женой писателя.

Антон Чехов и Ольга Книппер. Ялта, 1901.Труппа МХАТ в Ялте. 1901. Максим Горький (стоит третий справа), Антон Чехов (стоит пятый справа), Ольга Книппер, которая вскоре станет женой Чехова (сидит третья слева).

Премьера «Вишневого сада» прошла с большим успехом и стала главным событием в Москве в начале 1904 года, чему способствовали мастерство и слава Чехова, репутация МХТ, режиссерский талант Станиславского и блестящая игра актеров МХТ.

Кроме Ольги Книппер-Чеховой, в премьерном спектакле играли сам Константин Станиславский (выступивший в роли Гаева), Леонид Леонидов (в роли Лопахина), Василий Качалов (сыгравший Трофимова), Владимир Грибунин (роль Симеонова-Пищика), Иван Москвин (сыграл Епиходова), а Александр Артем приводил в восторг публику в роли Фирса, которую Чехов написал специально для этого своего любимого актера.

В том же 1904 году Чехов, у которого обострился туберкулез, уехал на лечение в Германию, где и умер в июле.

А.П. Чехов в своем рабочем кабинете в Ялте. 1903. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».

А «Вишневый сад» начал триумфальное шествие по театральным сценам России и мира, которое продолжается и поныне.

Только в 1904 году эта пьеса Чехова была поставлена в Харьковском театре Дюковой (одновременно с постановкой в МХТ, премьера – 17 января 1904 года), Товариществом новой драмы в Херсоне (режиссер и исполнитель роли Трофимова – Всеволод Мейерхольд), в Киевском театре Соловцова и в Виленском театре.

Совет

А в 1905 году «Вишневый сад» увидели и зрители в Петербурге – на сцене Александринки пьесу Чехова поставил Юрий Озеровский, а в качестве театрального художника выступил Константин Коровин.

Обложка альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Сцена из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Сцена из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова»Сцена из III действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Константин Станиславский в роли Гаева в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Леонид Леонидов в роли Лопахина в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Владимир Грибунин в роли Симеонова-Пищика в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Александр Артем в роли Фирса в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Василий Качалов. Репродукция рисунка А.А. Койранского из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Леонид Леонидов. Репродукция рисунка А.А. Койранского из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Владимир Немирович-Данченко. Репродукция рисунка А.А. Койранского из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Александр Артем. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Роли и их исполнители в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Маленькие роли и их исполнители в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Сцены из I действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Сцены из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Сцены из III действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Сцены из III действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Сцены из IV действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Афиша постановки «Вишневого сада» в Киевском театре. 1904.

Источник: http://eaculture.ru/dates/1781

Евгений Писарев: «Свой первый спектакль я поставил «на слабо»

Евгений Писарев: «Свой первый спектакль я поставил «на слабо»

6 мая в Театре имени Пушкина состоится премьера спектакля Семена Серзина «Гардения» — история четырех женщин, чьи судьбы оказались во всех смыслах слова переплетены. Перед премьерой худрук театра, актер и режиссер Евгений Писарев рассказал «Газете.Ru» о новой постановке, своем театре и закате «Московского Бродвея».

«Гардения из лаборатории»

— Как родилась идея спектакля?

— Она родилась в режиссерской лаборатории, открывшейся в нашем театре в нынешнем сезоне. Надо сказать, что это оказалось, в принципе, удачное предприятие, результаты которого превзошли все ожидания.

Я сейчас стою перед сложным выбором: каким из десяти очень интересных, талантливых работ дать жизнь, чтобы из эскизов они превратились в полноценные спектакли Театра имени Пушкина, вошли в репертуар его филиала.

«Гардении» повезло: во-первых, режиссер Семен Серзин исхитрился и показал не эскиз, а практически готовый спектакль — репетировать долго не пришлось, и путь до премьеры оказался самым коротким.

Также повлияло то обстоятельство, что одну из главных ролей исполняет Александра Урсуляк, которая вне сцены готовится стать матерью. Нам пришлось выбирать: или откладывать постановку надолго, или поторопиться.

Я посоветовался с Александрой, она настроена на работу и намерена уйти в декретный отпуск как можно позже, и мы решились выпустить этот спектакль.

После «Гардении» нас ждут и другие постановки, вышедшие из нашей режиссерской лаборатории.

— Ваш театр называют развлекательным. Но «Гардения» довольно печальная и тяжелая. Как это укладывается в общую канву?

— Я не могу сказать, что пребывал в восторге от этой пьесы при первом знакомстве. Дело не в том, что она грустная, а я, мол, люблю веселые. Просто когда я прочитал пьесу, мне она показалась слишком литературной. Но в том и талант актеров и режиссера, что они сочинили живую, острую, ироничную историю четырех женщин.

Секреты репертуарного долгожительства

— В марте вы в последний раз показали спектакль Юлии Меньшовой «Любовь. Письма», выходивший с 2011 года. Какие постановки имеют шанс на долгую жизнь в вашем репертуаре?

— О, никогда невозможно угадать, какие спектакли окажутся «долгожителями», а какие тут же сойдут со сцены. Некоторые спектакли уже на премьере бурно принимаются, а потом вовсе не имеют жизни.

Другие премьеры, напротив, проходят довольно скромно, а потом набирают популярность и живут долгой жизнью. «Любовь. Письма» ушли из репертуара по вполне прозаической причине — об этом попросили артисты.

Это пьеса для двух актеров, и провести два часа на сцене — огромная нагрузка для исполнителей нежного возраста. А ведь играют большие актеры, «оскароносцы» — Владимир Меньшов и Вера Алентова.

Лично я очень сожалею, что этот замечательный спектакль ушел. Сегодня в театрах много постановок-ребусов, развлекательных пьес, а вот cопереживательных, обращающихся не к мозгу, а к сердцу, — мало. «Любовь. Письма» — постановка, на которой зрители действительно плакали на поклонах.

— А вот ваш фирменный, знаменитый «Аленький цветочек», спектакль – ровесник театра. Как он продержался столько лет с 1949 года?

— Хорошие детские спектакли живут долго, как «Малыш и Карлсон» в Театре сатиры или обладатель всех рекордов — «Синяя птица» в МХАТ имени Горького. И в нашем театре тоже есть такой спектакль — «Аленький цветочек».

Обратите внимание

Да, каждый новый худрук приходил в наш театр с твердым намерением снять постановку, ведь она вышла на сцену еще в 1949 году. Она похожа не просто на музейную реликвию, а на машину времени: такие декорации больше не делают, такими словами не разговаривают. Но чем больше проходит времени, тем большую ценность «Аленький цветочек» обретает.

В постановке задействованы совсем молодые артисты, недавно пришедшие в театр и играющие с огромным удовольствием. Быть может, «Аленький цветочек» держится так успешно во многом потому, что сегодня экспериментов в театре слишком много.

Эксперимент стал нормой, а классический спектакль в традиционных костюмах, с поднимающимся и опускающимся занавесом смотрится как эксперимент.

— Постановки в Москве очень разнородны, и театральная карта выглядит как лоскутное одеяло. По какому принципу вы выбираете постановки для репертуара?

— Репертуар всегда остается делом вкуса худрука, а вкус у меня очень широкий. Бывают театры и режиссеры, которые, где бы ни работали и что бы ни ставили, как будто всю жизнь играют один и тот же спектакль. Я стараюсь, чтобы у нас было иначе.

Читайте также:  Парфюмерия. как она завоевала мир?

Еще когда я работал в МХТ имени Чехова под руководством Олега Табакова, которого во многом считаю своим учителем, то увидел иную систему формирования репертуара. Там работали совершенно разноплановые режиссеры: Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Миндаугас Карбаускис и я в том числе.

То есть люди, которые сегодня определяют театральную карту Москвы. Мы все родились в этом соединении и сотрудничестве. Я знал, что мои артисты вчера репетировали у Юрия Бутусова, завтра играют у Карбаускиса. Это делало актеров синтетическими универсалами, не боящимися экспериментов и открытыми к любой новой системе и новому видению.

Уверен: то время — я говорю про начало 2000-х годов — еще войдет в историю театра.

Мне кажется, что такая полифония куда лучше, чем молиться одному пастырю. Я пошел по пути Олега Павловича и не стал заполнять театр одним собой. Конечно, у меня нет такой финансовой или иной поддержки, как у МХТ, но свой культурный центр Тверского бульвара мы сделали.

Когда я только пришел, сказал, что Театр имени Пушкина по-хорошему провинциален. Построить театральный Нью-Йорк или Париж у нас, конечно, не получится, но создать свой прекрасный Довиль мы способны. И мы это сделали.

Какая роль у худрука

— Вы занимаете пост худрука Театра имени Пушкина с 2010 года, а еще работаете режиссером-постановщиком и менеджером. Какая из указанных ролей вам удается лучше всего?

— Если говорить откровенно, то большая часть времени уходит на художественное руководство. И я чувствую себя в большей степени худруком, чем директором, режиссером, актером (хотя бывших актеров, конечно, не бывает). Три последние должности я могу разделить со своими коллегами: у меня есть первый заместитель — директор театра, в театре работают приглашенные режиссеры.

Но должность худрука, отвечающего за облик театра, — моя главная роль. И в этом плане я чувствую большую ответственность, да и работать на этом фронте мне интереснее.

На примере Олега Павловича Табакова видно, что худрук — это в первую очередь строитель театрального дела. Есть прекрасные режиссеры, которым не стоит занимать пост худруков: цель их существования — самовыражение, самореализация, генерация новых экспериментов или провокаций. Но для меня строительство театра является наиболее важной задачей, более значимой, чем постановка спектаклей.

— С 1999 года вы сами преподаете актерское мастерство в Школе-студии МХАТ, а с 2013-го у вас там свой курс. Как актер Евгений Писарев превратился в режиссера и педагога?

— Свой первый спектакль я поставил случайно, почти «на слабо». Я пришел к руководителю своего курса Юрию Еремину и пожаловался, что недоволен своей актерской судьбой.

Сказал, что мне не нравится роль в сказке, да и сама постановка плохая, халтурная. Он спросил: «Можешь сделать лучше?» Это были не просто слова. Еремин добавил: «Жду через неделю с названием.

Сколько времени тебе потребуется, чтобы написать инсценировку?»

Важно

Через полгода вышел мой спектакль «Остров сокровищ», который идет в Театре имени Пушкина до сих пор, больше 22 лет. Так я невольно стал режиссером, фактически — от актерских капризов. Режиссура — бацилла, заразная история.

Случайно став режиссером, я больше не мог от этого отделаться. И в какой-то момент я осознал, что как режиссер гораздо интереснее для окружающего мира, чем как актер. В итоге популярность и востребованность я заслужил уже как режиссер.

Только режиссер может увидеть картину целиком. Актеры — эгоцентричная профессия. Любой артист, когда читает пьесу, интересуется не замыслом или концепцией постановки, а в основном тем, насколько выгодная у него роль.

Вот тогда, пожалуй, я понял, что не до конца артист: я все время ко всем лез с вопросами. У осветителей, например, спрашивал: «Почему софиты так поставили?» Меня интересовало, как делают декорации, как шьют костюмы.

Одним словом, меня интересовало все вокруг.

— Вы отмечали, что не делаете постановок про героев своего времени. А кто же тогда герой ваших спектаклей? Герой какого времени?

— Что бы я ни ставил — развлекательную комедию «Одолжите тенора» или мрачную драму «Дом, который построил Свифт», это истории про творческих людей.

Я совершенно точно никогда не ставил спектакли про социальных типов. Может быть, потому, что я сам далек от подобной жизни и она меня не сильно интересует.

Вот почему я очень хорошо понимаю основателя Камерного театра, предшественника Театра имени Пушкина, Александра Таирова.

Выходец из простой провинциальной семьи, он всегда хотел ставить пьесы про королей и принцесс, поэтов и богов. Мне кажется, что мир, который не рядом с нами, я знаю лучше.

— Ваша новая постановка — спектакль «Дом, который построил Свифт» Григория Горина — удостоилась премии «Хрустальная Турандот». И это не единственная ваша награда. Какую награду вы считаете самой важной, самой любимой? Что вы считаете показателем признания для вас?

— Это вопрос уровня «что такое счастье?». Однажды, когда я еще работал актером и стоял на гастролях в Париже на поклонах вместе с Сашей Феклистовым, он сказал: «Запомни этот момент. Это действительно успех».

Я удивился и спросил: «Саша, ты успешный артист, у тебя столько таких моментов было!» А он ответил: «Отличай качество аплодисментов, отличай лица. Это настоящий успех».

Вот он, видимо, смог определить для себя показатель признания.

Совет

Мне же кажется, что признание, как и счастье, — это миг. Когда я получил первую премию — «Чайку», обрадовался страшно, напился на радостях. Долго возвращался домой, через сугробы пробирался пешком часа полтора: денег даже на такси не было.

И всю дорогу думал, что никому эта премия не нужна, ничего она в моей жизни не изменит, на главные роли никто из режиссеров не позовет. Вернулся домой и упал на кровать, а статуэтку куда-то на полку поставил. Проснулся, а ее нет. Я не расстроился, подумал: «Ну и черт с ней. Потерял, видимо, пока плутал».

А потом позвонила мама и сказала: «Женя, прости, пожалуйста, я твою премию на работу унесла. Я же должна пройтись по всем отделениям, коллегам показать!» И вот тут я понял: если не для меня, то для нее она важна. Почему лично меня радуют звания, премии? Потому что родственники радуются.

Значит, все было не зря, значит, они могут гордиться за сына, мужа, брата, отца.

— Судьба вашего «Дома, который построил Свифт» — не единственный пример ваших удачных постановок. А есть любимые вами спектакли, которые в итоге провалились?

— Действительно, принято считать, что я успешный режиссер: что ни постановка — то хит. В МХТ им. А.П. Чехова я выпускал очень удачные, коммерчески успешные постановки.

Почти перед самым уходом взялся за спектакль «Призраки» по пьесе Эдуардо де Филиппо. Я начисто убрал «игру в итальянцев», сократил комедийные моменты и представил романтическую философскую историю.

Историю довольно грустную, про тягу людей к иллюзорному, про нежелание видеть реальность, даже когда сталкиваешься с ней лицом к лицу.

Дело не пошло. Табакову сразу не понравился спектакль. Билеты продавались плохо, хотя там были заняты известные актеры: Александр Семчев, Станислав Дужников, Виталий Егоров. Мне до сих пор жаль «Призраков».

Он в наибольшей мере отражал мое внутреннее самочувствие. Быть может, это прозвучит банально, но каждый спектакль — как ребенок. И если он не всеми любим, то для меня еще дороже становится.

Пожалуй, я не там его сделал, не вовремя. Никто не знает.

С другой стороны, я стеснялся спектакля «Примадонны» по пьесе Кена Людвига. Считал, что он слишком пародийный, коммерческий. Однако уже больше 10 лет постановка идет при неизменных аншлагах, она объехала с гастролями множество городов. И продолжает идти два, а то и три раза в месяц в Москве.

Московский Бродвей — где он теперь?

— Вы в своих интервью не раз подчеркивали, что не разделяете советский и российский театры. Вы говорите, что больше не существует традиций английского, равно как и русского театра…

— Так и есть. Безусловно, если говорить о классическом понимании театра, то можно признать: английский театр остался английским, русский — русским. Но сегодня все очень быстро развивается, за последние два десятилетия классическая форма перестала быть главенствующей даже в этих странах.

И в Англии, и в Италии, и в России, и в других странах редко можно идентифицировать спектакль, сделанный современным режиссером, по национальному признаку. Единственное отличие — актеры говорят на разных языках. Но сказать, что наша национальная черта отличает театр, мне кажется, нет, уже невозможно.

Российский театр движется в общеевропейских тенденциях, как правило — немецких. Я не говорю, что это плохо или хорошо, это факт.

— Портрет посетителей столичных музеев за последнее время серьезно омолодился. А что скажете о театрах? Можете нарисовать портрет посетителя вашего театра?

— Аудитория у нас смешанная, это люди разного возраста. Легко тем, кто говорит: «Старикам здесь не место, это место для молодых». Мне такой подход чужд. Это как сказать, что в нашей стране нет пенсионеров. У меня такая позиция: у нас любой желающий может найти что-то для себя.

Поначалу были прогнозы, что наш театр станет театром комедий и мюзиклов, но этого не случилось: наши артисты могут играть совершенно разные постановки. Наши спектакли, наш репертуар — это разные взгляды на мир. Они и должны быть разными, а зритель сам выберет, что ему ближе.

— Однажды вы заметили: «То, что происходит на Бродвее, может происходить только там, где есть индустрия». А когда в России сложится индустрия? И сложится ли вообще?

По моим ощущениям, «Бродвей» в России, наоборот, сворачивается.

Обратите внимание

Компания Stage Entertainment, впервые в России поставившая «Звуки музыки», «Красавицу и Чудовище», «Маму Мию», остается в этом году с одной площадкой вместо двух — из «России» на Пушкинской они уходят.

Индустрии как таковой нет: она развивалась до определенного момента. Нужно признать: мюзикл — это жанр, где требуется много денег, но сейчас не лучшее время: государство вкладываться не планирует, а частные инвесторы тоже стали осторожней.

В Москве, безусловно, есть потребность в музыкальных спектаклях, но, как ни жаль признавать, подобных постановок уже достаточно, рынок насыщен. На спектаклях «мюзикльных» театров залы не полные. Исключение — Театр «Московская оперетта», но ведь и постановки там идут не ежедневно.

— Вы говорили, что задачи должны быть невыполнимыми. Какие невыполнимые цели вы ставите перед собой теперь?

— Хорошо так раньше было говорить. Я не могу красиво закончить беседу и объявить, что лечу в космос или ставлю первый спектакль в космосе.

Отмечу лишь, что мы наметили много постановок. Здесь стало более-менее стабильно, ведь много работы уже проделано: мы провели режиссерскую лабораторию, отобрали очень интересные и талантливые идеи, так что на ближайший год планы есть, репертуар сверстан.

Теперь у меня есть возможность выйти, посмотреть, что в мире делается. Худрук должен дать чуть больше свободы режиссеру.

И я позволю себе сделать спектакль на Новой сцене Театра Табакова, а затем — в Театре имени Ленсовета, совершая таким образом ответный визит после премьеры у нас «Барабанов в ночи» Юрия Бутусова (руководитель Театра имени Ленсовета. — Газета.Ru).

Потом последует премьера новой оперы в Большом театре. К тому времени, надеюсь, я уже придумаю какую-нибудь новую космическую цель для нашего Театра имени Пушкина.

Источник: http://teatrpushkin.ru/articles/evgeniy-pisarev-svoy-pervyy-spektakl-ya-postavil-na-slabo

Мбоу «лицей № 19» города майкопа

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 19» является ведущим общеобразовательным учреждением Республики Адыгея, осуществляющим профильное обучение на русском языке по различным отраслям знаний.

Высокое качество образования, педагогическое мастерство преподавателей, творческий поиск, успешность обучения и воспитания – вот далеко не полный список достоинств нашего образовательного учреждения.

Лицей № 19 – образовательное учреждение, где стремление к овладению знаниями, саморазвитие и самореализация учителей и учеников пронизывает всю систему работы, где современные педагогические технологии позволяют  традициям Лицея шагать в ногу со временем.

Важно

      В Лицее № 19 каждый ребенок окружен теплом и заботой, ученика воспринимают как личность с ее неповторимыми возможностями, интересами и  потребностями.

Платные услуги в Лицее № 19 не оказываются.

Направления деятельности:

развитие системы профильного обучения и предпрофильной подготовки;

создание условий для широкого использования дистанционных форм обучения;

совершенствование воспитательной работы в Лицее;

реализация ФГОС.

Реализуемые программы:

начального общего образования;

основного общего образования и программы углубленного изучения математики, физики, информатики, химии и биологии;

среднего (полного) общего образования (по программам профильного обучения). 

В МБОУ «Лицей №19» обучение детей — инвалидов ведется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (абилитации). Основанием является п.1.ст.79 ФЗ №273.

Читайте также:  Мужик и водка. а в чем, собственно, связь?

Лицей является:

Региональной экспериментальной площадкой по направлению «Отработка механизмов организации внеучебной деятельности   обучающихся в условиях реализации проекта «Наша новая школа» в Республике Адыгея» на 2010-2013 годы;

Пилотной площадкой факультета МГУ им. М.В. Ломоносова — 2009 год;

Лауреатом федерального конкурса «Школа высшей категории»  за 2004, 2005, 2006 годы;

Лауреатом конкурса «Школа России» 2006, 2007, 2008, 2009 годы;

Лауреатом конкурса «Академическая школа» — 2008 год;

Победителем конкурса «Школа — территория здоровья» — 2010 год;

Обладателем свидетельства участника Национального реестра «Лучшие школы России»;

Победителем конкурса приоритетного национального проекта «Образование»    Российской Федерации за 2006, 2007, 2008 годы;

Одним из 100 лучших образовательных учреждений национального образовательного проекта «Интеллектуально-творческий потенциал России» по итогам 2009-2010 учебного года.

Источник: http://licey19.ru/index.php?catid=34:q-q&id=165:2013-10-27-08-09-50&Itemid=118&option=com_content&view=article

Когда в России был открыт первый театр?

Когда в России был открыт первый театр?

  1. История театра в России начинается с XVII века. Новым явлением для отечественной культуры стало открытие в 1672 году при дворе Алексея Михайловича первого в России театра. До этого театральное действо разыгрывалось лишь в ярмарочные дни скоморохами для «толпы». Петрушка, не унывающий, непобедимый герой кукольных народных представлений в ярмарочных балаганах, считался защитником слабых и угнетенных, на понятном народу образном языке он высмеивал власть и церковные порядки. Царь же поручил пастору лютеранской церкви Готфриду Грегори создать придворный театр «для избранных» по западному образцу. Пастор собрал труппу из 60 иностранцев (в основном немцев) и предпринял постановку пьес на религиозные и исторические темы. Некоторые спектакли становились на немецком языке. На представлениях обычно присутствовали царь и его ближайшее окружение. однако сразу после смерти Алексея Михайловича в 1676 году этот театр был закрыт.
  2. Первый в Москве и в России театр европейского образца возник в 1672 при дворе царя Алексея Михайловича. В летней резиденции (в Преображенском) начали устраиваться спектакли, для которых была сооружена «Комедийная хоромина». Первыми актерами были иностранцы, через некоторые время стали набирать для обучения и русскую молодежь. Для зимних выступлений в 1673 было оборудовано помещение в Кремле. Сюжеты спектаклей брались из священной истории. После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт (1676). При Петре I в Славяно-греко-латинской академии существовал школьный театр. В 1702 на Красной площади было построено театральное здание («Комедиальная храмина»), где выступала приглашенная из Германии труппа. Театр был рассчитан на широкую публику, в нем ставились переводы пьес Мольера, Кальдерона и др. В 1706 он был закрыт, но спектакли ставились иностранными труппами, русскими любителями. В 1757 при Московском университете был открыт Университетский театр. С 1760 студенческая труппа стала профессиональной, получила название «Российский театр» (1760). В 1776 антрепренер М. Медокс и московский меценат князь П. В. Урусов создали первый в Москве постоянный публичный профессиональный театр (спектакли шли в доме Воронцова на Знаменке) , для которого в 1780 М. Медокс построил большое здание на ул. Петровке — Петровский театр. В 1783 здесь впервые в Москве была показана комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Со второй половины 18 в. большое распространение получили крепостные театры. В 1824 для драматической труппы был переоборудован дом купца Варгина. Это было открытие Малого театра, в котором блистали многие прославленные актеры. Для них создавал свои пьесы А. Н. Островский. Актер и режиссер А. П. Ленский в 1898 создал Новый театр, где играли его ученики, ставшие впоследствии крупнейшими мастерами Малого театра, в котором и доныне бережно сохраняются особенности «чисто московского» произношения. С конца 1860-х гг. вопреки монополии императорских театров в Москве предпринимались попытки создания частных театров. В 1872 работал Народный театр на Политехнической выставке (руководитель А. Ф. Федотов) , в 1880-82 — театр Бренко. В 1892, после отмены монополии императорских театров, антрепренер Ф. А. Корш открыл в Москве театр. В 1888 было основано «Общество искусства и литературы», где ставил спектакли молодой К. С. Станиславский. В 1898 К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Московский Художественный театр (МХТ) , ставший мировым явлением. С 1912 при МХТ были созданы студии. В 1913 К. А. Марджанов (Марджанишвили) создал «Свободный» театр. В 1914 А. Я. Таиров вместе с группой молодых актеров (А. Г. Коонен и др. ) организовал Камерный театр. Специально для многочисленных гастролей иностранных и петербургских трупп на Большой Никитской улице был выстроен Интернациональный театр («Парадиз»). Московская публика отличалась особой восприимчивостью и благодарностью. Москва приобрела репутацию «театрального города».

    После Октябрьской революции 1917 частные театры были национализированы, спектакли некоторое время давались бесплатно, в театр пришел новый зритель.

    Часть актеров эмигрировала, но в то же время возникло много новых театральных коллективов — Театр РСФСР 1-й (1920, с 1923 — Государственный театр имени Вс. Мейерхольда, Гостим) , 3-я Студия МХТ (1920, с 1921 — театр «3-я Студия МХТ», впоследствии Театр имени Евг.

    Вахтангова) , Театр Революции (1922, позже Театр имени Вл. Маяковского) , МХАТ 2-й (1924, на основе 1-й Студии МХАТа) , ТРАМ (1921, ныне Театр Ленком) и многие другие.

  3. Петровские преобразования затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность. Когда царь Алексей Михайлович строил корабли в подмосковном селе Дединове, в этом в этом участвовали лишь несколько русских плотников; строительство же флота при Петре I стало делом всей страны, так или иначе коснулось всего народа. Когда 17 октября 1672 году в придворном театре Алексея Михайловича был дан первый в истории России спектакль, его смотрели лишь сам царь и несколько высших аристократов. При Петре I театр стал достоянием всего общества. И так было во всм. Вот почему и по сей день не утихают споры о значении Петровских реформ в русской истории.

    Дом по ул. Интернациональная 58, где был первый театр

  4. Когда в 1672 году в придворном театре Алексея Михайловича был дан первый в истории России спектакль, его смотрели лишь сам царь и несколько высших аристократов. После смерти Алексея Михайловича в 1676 году этот театр был закрыт. Петр I стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры. В 1698 1699 годах в Москве находилась труппа актеров — кукольников. Возглавлял их венгр Ян Сплавский. И вот в 1701 году царь дает тому же Сплавскому поручение отправиться в Данциг для приглашения на русскую службу комедиантов. В Данциге Сплавский вступил в переговоры с одной из лучших немецких трупп того времени, возглавляемой актером Иоганном Кунс-том и непосредственно связанной с известным реформатором немецкого театра Фельтеном. В конце 1702 г. постройка комедийной хоромины на Красной площади была завершена. Она имела в длину 18, а в ширину 10 сажен ( 36 х 20 м) , освещалась сальными свечами. Техническое оснащение было по тому времени роскошным: много декораций, машин, костюмов. Так как в намерения Петра входило создание общедоступного театра на русском языке, то Кунсту 12 октября того же 1702 года отдали в обучение русских юношей. Так начал свое существование русский общедоступный театр . Спектакли шли дважды в неделю, немецкие представления чередовались с русскими. Это продолжалось в течении года с лишним, то есть до смерти Кунста (1703), когда немецкая труппа в основном была отпущена на родину, вдове Кунста и актеру Бендлеру поручили продожить обучение русских актеров. Однако они, по-видимому, не могли справиться с заданием, и к 1707 году представления полностью прекратились. В столицах стали один за другим возникать доморощенные театры для различных слоев населения. Петр предпринимает новую попытку пригласить в Россию из-за границы труппу актеров, владеющих одним из славянских языков, в надежде что они скорее усвоят русский язык, Он приказал нанять из Праги компанию комедиантов . В Петербург приезжает странствующая группа Эккенбарга-Манна, которую Петр мог видеть за границей. Труппа дает насколько спектаклей и по инициативе Петра разыгрывает со зрителями первоапрельскую шутку. В этот день объявляется спектакль в присутствии царской семьи, в связи с чем Манн удваивает даже цены. Однако, когда зрители съезжаются, они узнают, что по случаю первого апреля спектакля не будет. Так, театральной шуткой Петр пользуется для того, чтобы популяризировать реформу календаря. В1723 году труппа Манна вновь появляется в Петербурге, для которой Петр велит построить новый театр, уже в центре, близ Адмиралтейства. Сам Петр не раз посещал театр Манна, в связи с чем для него соорудили типа царской ложи. Однако задач, которые Петр ставит перед театром эта труппа тоже не может разрешить. По указанию современников, Петр даже специально пообещал награду комедиантам, если они сочинят трогательную пьесу . По сути дела в России объявляется первый драматургический конкурс. Актерская труппа не оправдывает надежд Петра и покидает Петербург. Так неудачно завершается вторая попытка Петра утвердить в России публичный театр, на этот раз уже в новой столице. 30 августа 1756 года, указом российской императрицы Елизаветы Петровны был учрежден первый российский государственный театр. Эту дату, которая стала символом единения государства и театра, в сентябре отмечает вся страна. Дочь Петра Великого издала указ на 15 году своего правления. Этот документ стал одним из самых важных событий ее правления, да и вообще культурной жизни России XVIII века.»Александринка» — первый профессиональный театр России.

    Знаменитая «Александринка» находится в самом центре С. -Петербурга, на Невском проспекте. А напротив театра стоит памятни

  5. Я ЛОХ! НАПЕШИ МНЕ И БУДЕМ ВМЕСТЕ ИГРАТЬ В ТАНКИ! ОБАЖАЮ ТАНКИ!
  6. 17 октября 1672 г.
  7. 1651-1709
  8. оружейная палата
  9. 17 октября 1672 года
  10. привет всем

Источник: http://info-4all.ru/puteshestviya-i-turizm/goroda-i-strani/kogda-v-rossii-bil-otkrit-pervij-teatr/

Поставить в России пьесу иностранного автора становится всё сложнее

«Наша Версия» уже писала о проблемах российских театров, с которыми они сталкиваются в последнее время при постановке пьес зарубежных авторов.

Тогда, напомним, представители наследников Антуана де Сент-Экзюпери проинспектировали ряд постановок «Маленького принца» в России и высказали свои пожелания, как именно должен выглядеть этот роман на сцене. Но, как выяснилось, это были, так сказать, цветочки.

Из репертуара отечественных театров снимаются сразу несколько пьес иностранных авторов. Причиной тому – требования зарубежных обладателей прав на эти произведения. Причём чёрный список уже в самое ближайшее время может пополниться.

Одно из крупнейших актёрских и литературных агентств США – компания International Creative Management (ICM) – обратилось к Российскому авторскому обществу с требованием запретить постановку на отечественной сцене спектаклей «Милый лжец», «Маркиз де Сад» и «12 разгневанных мужчин». Именно ICM является обладателем прав на эти пьесы Джерома Килти, Юкио Мисимы и Реджинальда Роуза.

Совет

Агентство основывает свои требования на том, что с 1 января этого года в России вступила в силу поправка к Гражданскому кодексу РФ, касающаяся авторских прав. Теперь срок действия исключительного права на то или иное произведение составляет 70 лет (а не 50, как это было раньше).

С одной стороны, мы тем самым присоединяемся к мировому правовому пространству, и это, наверное, хорошо. С другой – в репертуарной сетке наших театров могут появиться, и, более того, уже появляются дыры.

Вообще, Российское авторское общество (РАО) занимается розыском обладателей прав на театральные постановки ещё с 2004 года, когда поправки к закону об авторском и смежном правах только были приняты.

Не стала исключением и пьеса Джерома Килти «Милый лжец», в основу которой положена реальная переписка драматурга Бернарда Шоу и актрисы Патрик Кэмпбелл.

Однако переговоры между ICM и РАО затянулись, и вот от американской стороны поступило категоричное требование запретить постановку этой пьесы во всех российских театрах.

Между тем в Театре им. Е. Вахтангова спектакль «Милый лжец» идёт вот уже 14 лет. Главные роли все эти годы исполняли блистательные Василий Лановой и Юлия Борисова. «Так как сегодня спектакль идёт только в Театре им. Е. Вахтангова, то именно их мы и проинформировали об этом.

Никаких объяснений этому решению американская сторона не дала, директор компании Бадди Томас просто написал, что официально запрещает постановку, – говорит советник председателя правления Российского авторского общества Хазби Джатиев.

– Выход у театра только один: найти самого драматурга, насколько я знаю, он жив и здоров, и обратиться непосредственно к нему».

В самом театре попытались своими силами договориться с правообладателями. Директор театра Сергей Сосновский вступил в переписку с Бадди Томасом, но в итоге тоже получил отказ. «Причём ответ был дан в довольно грубой форме, – рассказал Сосновский.

– Нам было сказано следующее: «В мире существуют сотни тысяч других пьес, пригодных для постановки». И что наши актёры могут, например, сыграть в пьесе под названием «Игра в джин». Дескать, по возрасту они подходят.

Читайте также:  Отдых в грузии. где вас ждут как друга?

А далее он заявил: «Однако я не являюсь обладателем прав на эту пьесу и не знаю точно, кто её представляет. Удачи вам, Бадди Томас».

Обратите внимание

После этого письма руководство Театра им. Е. Вахтангова приняло решение изъять спектакль из репертуара. В ноябре «Милый лжец» будет сыгран в последний раз.

В свою очередь, пресс-атташе Российского авторского общества Анна Ухмыленко рассказала, что на территории России авторские права на пьесу «Милый лжец» Джерома Килти подлежат охране с августа 2004 года.

«Ранее этот вопрос просто не возникал, так как пьеса впервые была опубликована в 1960 году». А в Советском Союзе охранялись права лишь на те произведения, которые были изданы начиная с 1973 года»,– пояснила Ухмыленко.

«Милый лжец» отнюдь не единичный случай снятия пьесы иностранного автора из репертуара отечественных театров. Тот же Бадди Томас и агентство ICM запретили к постановке в России ещё две пьесы.

Это «Маркиз де Сад» Юкио Мисимы и «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза. Впрочем, по данным РАО, последняя сейчас не идёт нигде в России.

А вот произведение японского драматурга уже 11 лет находится в репертуаре Молодёжного театра Санкт-Петербурга.

«Недавно мне позвонил некто Бадди Томас из Америки, – поделился худрук театра Семён Спивак. – Оказывается, этот человек представляет интересы родственников Мисимы. Он без объяснения причин потребовал снять спектакль из репертуара.

Вслед за этим мы получили письмо из РАО с тем же самым требованием. Мы пытались как-то договориться с этим самым Томасом, но в ответ получили только ругань. Не знаю, что с ним такое, может, у него кто болеет или проблемы какие.

Будем надеяться, что всё наладится и он своё решение отменит».

Ну а пока Молодёжному театру приходится подчиниться требованию американской стороны и закрыть спектакль, так как если воля правообладателей будет нарушена, театру грозят суд и штрафные санкции (их сумма может составлять от 10 тыс. до 5 млн. рублей).

А в Елецком городском драматическом театре «Бенефис» недавно был запрещён к показу спектакль «Входит свободный человек» по пьесе английского драматурга Тома Стоппарда. Российское авторское общество наложило вето на эту постановку по настоянию самого Стоппарда.

Актёры, правда, ещё надеются, что проблема может быть решена в пользу зрителей. По словам директора «Бенефиса» Аллы Сиротиной, сейчас ведётся переписка с РАО и драматургом и спектакль пока ещё остаётся в репертуаре театра.

Важно

Однако это не первый запрет Стоппарда на постановку его пьесы в России. В 2006 году у театра «У Никитских ворот» возникли такие же проблемы.

Ещё во время репетиций пришло сообщение о том, что английский драматург выступает против постановки своего произведения на российской сцене.

Тогда спектакль спасли заступничество руководителя РАМТ Алексея Бородина (партнёр Стоппарда по совместному театральному проекту) и приезд самого драматурга в Москву. После личной встречи режиссёра Георгия Товстоногова-младшего и автора пьесы «зелёный свет» был дан.

Но запреты на постановку пьес современных авторов не единственная проблема российских театров. Так, наследники Бертольда Брехта очень пристально следят за интерпретациями произведений знаменитого драматурга и предъявляют к режиссёрам весьма строгие требования. Сейчас с этим столкнулся Кирилл Серебренников, который ставит «Трёхгрошовую оперу» в МХТ имени Чехова.

По требованию правообладателей постановщик не только не может делать купюры в тексте, но и не имеет права менять ни единой ноты в знаменитых зонгах к пьесе. Кирилл Серебренников продолжает репетировать, стараясь учитывать эти требования, а театр тем временем ведёт переговоры с наследниками, пытаясь смягчить их.

Наследники Астрид Линдгрен также ревностно следят, как интерпретируют первоначальные замыслы популярной писательницы современные режиссёры. Они разрешают использовать только те инсценировки, которые были сделаны самой Линдгрен.

Ну и, наконец, есть проблемы с выплатой гонораров авторам или их наследникам. Если в крупных городах России театры без особых проблем отчисляют положенное авторское вознаграждение, то театры в небольших городах делают это с большим трудом.

«Каждый театр должен за четыре месяца (раньше было за два) до готовящейся премьеры представить в РАО справку о готовящейся премьере по пьесе иностранного автора, – говорят в РАО. – Мы связываемся с автором или его наследниками и переводчиком и получаем либо не получаем разрешение на постановку.

Как правило, пьеса приносит автору 7% от сборов, переводчику – 4% , художникам по костюмам и сценографам – 3%».

Совет

Вот только на деле современные авторы порой заламывают такие суммы за свои произведения, что они оказываются по карману далеко не каждому театру. В советские времена было намного проще: существовали жёсткие фиксированные ставки. Скажем, за пьесу для взрослых (независимо от статуса театра) автору выплачивалась одна сумма, за детскую пьесу – другая, свои расценки были и для опер и оперетт.

Сегодня же ситуация изменилась: В итоге российские театры отнюдь не всегда могут вовремя заплатить автору, и в этом случае вспыхивают скандалы. Причём даже тогда, когда речь идёт о «копеечных» суммах. Так, весной этого года разразился скандал вокруг постановки в Красноярском крае пьесы болгарского драматурга Христо Бойчева. И теперь Канский театр драмы должен выплатить штраф 1 тыс. евро.

«Ещё в 2003 году мы отправили запрос в РАО, в котором просили разрешить нам поставить спектакль по пьесе «Полковник Птица», – рассказал директор театра Геннадий Селявко. – В апреле 2004 года РАО сообщило нам, что с Христо Бойчевым у них нет никаких контактов и что мы должны договариваться с ним напрямую.

Поэтому мы связались с его представителем – Росицей Лахановой. Она назвала сумму гонорара – 1,5 тыс. евро. Для нас это слишком большие деньги, мы обычно платим авторам процент от сборов.

В результате длительной переписки сумма за право постановки была снижена до 500 евро, но у нас и таких денег тогда не было, и мы сняли спектакль с репертуара, чтобы не нарушать авторских прав. И вот в 2007 году мы отважились представить его на фестивале «Театральная столица края».

С его показа мы не получили ни копейки, но «засветились» в прессе – и поднялась новая волна претензий. После этого болгары выставили нам счёт – 1 тыс. евро и уже не шли ни на какие уступки. А потом у них сменился расчётный счёт в банке, теперь я жду подписанного договора с изменёнными реквизитами».

В итоге получается, что российским театрам сегодня куда выгоднее иметь в репертуаре произведения классиков отечественной и мировой культуры. Требовать отчислений за «Гамлета» уже некому. Да и претензии к интерпретации авторского замысла вряд ли последуют. Может быть, именно поэтому в репертуаре отечественных театров так мало хороших современных пьес?

Источник: https://versia.ru/postavit-v-rossii-pesu-inostrannogo-avtora-stanovitsya-vsyo-slozhnee

Домашние театры: Тургенева, Толстого, Чехова и Оленина, где участвовали Пушкин и Крылов

В XIX веке домашние спектакли были одним из любимых развлечений интеллигенции и просвещенных помещиков. Во многих из них участвовали писатели. Вспоминаем, кто из русских классиков блистал на подмостках домашних театров.

Александр Пушкин и Иван Крылов в усадьбе Приютино

В усадьбе Приютино всегда собиралось много творческой молодежи. Ее хозяином был президент Академии художеств Алексей Оленин, он питал слабость ко всякого рода искусствам и любил окружать себя одаренными людьми. В 1817 году в доме Оленина стал часто бывать юный Александр Пушкин.

Его приглашали слушать басни Ивана Крылова и играть в «шарады в живых картинах», в которых зрителям нужно было отгадывать зашифрованные слова по содержанию частей представления. Ставились на домашней сцене оленинского дома и любительские спектакли.

Однажды Пушкин сыграл здесь роль мичмана Альнаскарова в комедии «Воздушные замки» Ивана Хмельницкого — творчество этого молодого драматурга очень нравилось поэту.

Обратите внимание

Иван Крылов был звездой оленинского кружка, а по мнению Александра Пушкина — «шутником бесценным». Оленинский домашний театр стал для Крылова местом для бесстрашного выражения своих взглядов. Здесь он не стесняясь высмеивал чиновников и человеческие пороки.

Он много раз участвовал в спектаклях, сам ставил пьесы, которым путь на профессиональную сцену был заказан, исполнял собственные басни «в лицах». Однажды Крылов так выразительно читал басню «Осел и мужик», что слушающая его Анна Керн не обратила внимания на наблюдавшего за ней Александра Пушкина.

Этот вечер поэт описал в первых строфах стихотворения «Я помню чудное мгновенье…». Оно появилось летом 1825 года, когда Пушкин и Керн встретились вновь.

Иван Тургенев на вилле в Баден-Бадене

Увлечение любительскими спектаклями не обошло и Ивана Тургенева. Когда писатель жил в Баден-Бадене, он работал над комическими пьесами и опереттами для домашних постановок вместе со своей близкой подругой и композитором Полиной Виардо.

Писатель создавал текст на французском языке, а Виардо — музыку. Одна из их известных совместных опер — «Последний колдун» — была с политическим подтекстом: семьи Виардо и Тургеневы были настроены оппозиционно к режиму императора Наполеона III.

Для постановки «Последнего колдуна» на вилле Ивана Тургенева соорудили сцену, повесили зеленый занавес, в Париже заказали костюмы и декорации. Писатель вспоминал, как готовились к спектаклю: «С утра до вечера — дым коромыслом: ставятся балетные сцены, примеряются костюмы. Шум, гам, хохотня, веселость!»

На спектакль пригласили только тех, кто разделял политические взгляды авторов. Иван Тургенев сам исполнил главную роль — Кракамиша. В финале публика рукоплескала.

Музыка Виардо понравилась многим известным гостям-композиторам — Иоганнесу Брамсу, Шарлю Камилю Сен-Сансу, Антону Рубинштейну. Позже по рекомендации Ференца Листа оперу «Последний колдун» поставили в городах Веймар и Карлсруэ.

Она стала первой сыгранной на большой сцене оперой, музыку для которой написала женщина.

Лев Толстой в усадьбе Ясная Поляна

Семья Льва Толстого очень любила устраивать представления.

Толстые готовили для крестьян праздники и маскарады с угощениями и конкурсами, придумывали интересные программы для крестьянских детей на новогодние и рождественские праздники.

В Ясной Поляне часто ставили домашние спектакли, причем писатель приглашал сыграть на сцене «актеров» из народа. На выступлениях они превращались в маркитанток и карликов, поваров и шутов с горбами, а иногда — в маркизов и царей.

Одной из самых ярких постановок стала комедия «Плоды просвещения», исполненная в 1889 году. Сын писателя, Сергей Толстой, игравший в этом спектакле, писал:

Важно

На представлении было много публики: прибыли гости из Тулы и Москвы, приехали на повозках соседи, целыми семьями пришли местные жители. Присущий любительским театрам дилетантизм проявился в яснополянском спектакле в полной мере. Играющие на сцене чувствовали себя раскованно и свободно, смеялись невпопад, а забыв реплики — импровизировали.

Несмотря на это, публика приняла спектакль на ура. Ведь Лев Толстой создал пьесу для своих домашних, списав персонажей с них же самих. Зрители словно погрузились в очередной эпизод из жизни семьи Толстых в Ясной Поляне.

Так проявилось отношение писателя к усадьбе как к загородному дому, где не нужно было быть зажатым в рамки жесткого церемониала.

Антон Чехов дома в Алексине, в Таганроге и в Москве

Антон Чехов рано увлекся творчеством, и большую роль в этом сыграл Таганрогский театр. Впервые юный Чехов оказался на галерке в 13-летнем возрасте — это была оперетта Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена».

Позднее в одном из своих писем он написал: «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре». Многие герои его первых произведений были театралами.

Вдохновленный игрой актеров Таганрогского театра, Чехов вместе с братьями Александром и Михаилом ставил спектакли «для своих» в домашней обстановке. В 1873 году он поставил «Ревизора» — и сам сыграл в пьесе роль Городничего. Нередко он сочинял для домашней сцены комические сценки.

Свою любовь к камерным домашним постановкам Антон Чехов не утратил и в зрелом возрасте. Так, семья Чеховых лето 1891 года провела в усадьбе Богимово (под городом Алексин), в гостях у помещика Евгения Былим-Колосовского.

Также там гостили семьи знаменитого художника-пейзажиста Александра Киселева и зоолога Владимира Вагнера. Обитатели усадьбы поставили домашний спектакль — получилось нечто вроде «Ревизора». Актерами были Вагнер и Киселев, а также его жена и две дочери.

Сам Чехов участия в постановке не принял, но после написал на нее шуточную рецензию, пародирующую штампы тогдашних театральных критиков:

В 1895 году, планируя поездку в Москву, Чехов задумал поставить в столице любительский благотворительный спектакль.

Совет

В письме к своему другу журналисту Алексею Суворину он написал: «Играть будут только одни литераторы и дамы, имеющие отношение к литературе. Это моя затея. Выпишем Потапенку и Мамина.

Поставим, вероятно, «Плоды просвещения», я буду играть мужика. Когда-то я хорошо играл, теперь же, кажется, у меня не хватит голоса».

В дореволюционной России плата за посещение домашнего представления была распространенной практикой. Вырученные деньги обычно отдавали в богадельню, школу или больницу.

Источник: https://www.culture.ru/materials/182400/russkie-pisateli-na-scene-domashnikh-teatrov

Ссылка на основную публикацию