Классификация растений и животных. о чем думают ученые?

Классификация организмов — урок. Биология, Общие биологические закономерности (9–11 класс)

Учёные предполагают, что в настоящее время на планете обитает более (10) млн видов живых организмов. Поэтому очень важно их классифицировать, то есть распределить по группам в определённой последовательности.

Классификация — распределение объектов по соподчинённым группам в соответствии с определёнными признаками.

Классификацией живых организмов занимается систематика.

Систематика — наука о многообразии видов и родственных связях между ними.

В современной систематике рассматриваются особенности происхождения и исторического развития, внутреннего и внешнего строения, размножения, эмбрионального развития и т.д.

Первую научную систему живой природы создал в середине в. шведский учёный Карл Линней.

Обратите внимание

В основе систематики живых организмов лежат два принципа: бинарная номенклатура и иерархичность (соподчинение).

Бинарная номенклатура предусматривает двойное название каждого вида. Оно состоит из существительного и прилагательного. Существительное показывает принадлежность вида к определённому роду, а прилагательное обозначает вид. Например, пчела медоносная, ярутка полевая.

Иерархичность (соподчинённость) — порядок подчинённости низших систематических категорий высшим.

Близкие (родственные) виды животных объединяются в роды, роды — в семейства, семейства — в отряды, отряды — в классы, классы — в типы, типы — в царство. При классификации бактерий, грибов и растений вместо отряда используется порядок, а вместо типаотдел.

Используются также дополнительные категории: подкласс, надкласс, подтип, надцарство.

Иногда в систематике используют такую категорию, как империя.

Выделяют два надцарства эукариоты (ядерные) и прокариоты (доядерные), которые включаются в империю клеточных организмов. Вторая империя представлена неклеточными формами жизни — вирусами.

Таксон  Пример
 Царство  Животные
 Тип  Хордовые
 Подтип  Позвоночные  
 Класс  Млекопитающие  
 Отряд  Хищные
 Семейство  Медвежьи
 Род  Медведь
 Вид  Медведь гималайский  

Классификация растений

Таксон  Пример
 Царство  Растения
 Отдел  Цветковые (Покрытосеменные)  
 Класс  Двудольные  
 Порядок  Бобовоцветные
 Семейство  Бобовые
 Род  Горох
 Вид  Горох посевной  

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/obschie-biologicheskie-zakonomernosti/osnovy-evoliutcionnogo-ucheniia-246743/vid-kriterii-vida-biologicheskaia-klassifikatciia-246744/re-32dcb240-dd92-4865-bee7-96de4ee12880

Научная теория происхождения человека

К концу XVII века ученым уже были известны тысячи видов животных. Изучение такого огромного количества организмов требовало, чтобы они были, прежде всего, приведены в какой-то порядок, или, как говорят ученые, чтобы они были классифицированы. Но по какому признаку объединять животных в группы? Над этим вопросом очень долго бились ученые.

Нашлись такие наивные натуралисты, которые располагали названия животных в алфавитном порядке. Но подобный «порядок» ничуть не лучше любого беспорядка, так как при этом в одну группу могли попасть животные, ничего общего между собой не имеющие, например бык и блоха, воробей и верблюд, кабан и карась и т.д.

Важно

В этой статье попытаемся рассмотреть основные положения научной теории происхождения человека.

Лишь двести с лишним лет назад известный шведский ученый Карл Линней (1707–1778) создал классификацию животных, которая могла удовлетворить стоявшим перед тогдашними исследователями задачам. Весь животный мир Линней разделил на шесть классов: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы, млекопитающие. В основу своей классификации; он положил сходство телесного строения животных.

Хотя Линней был одним из выдающихся ученых ХVIII века, тем не менее он не был свободен от религиозного воззрения на мир. Как и большинство людей его времени, он верил, что видов растений и животных существует столько, сколько их было создано «в начале времен» богом.

Линней считал также, что человек, в отличие от всех животных, создан по образу и подобию божьему, что в нем заложен «божественный разум».

Однако, распределяя животных по классам, Линней на основе сходства телесного строения человека и высших животных объединил их в один класс млекопитающих, то есть животных, самки которых рождают живых детенышей и вскармливают их собственным молоком.

Из классов млекопитающих Линней выделил наиболее высокоорганизованных животных (приматов), куда включил полуобезьян, обезьян и людей. Тем самым Линней, сам того не желая, доказал, что человек – животное млекопитающее, наиболее близко стоящее к обезьянам.

В то время как Линней еще цеплялся за религиозные сказки о сотворении богом всего живого, наш великий соотечественник – Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), живший одновременно с Линнеем, открыто выступил против религиозного мировоззрения.

«…Напрасно думают, – писал Ломоносов в своем сочинении «О земных слоях», – что всё, как видим, с начала творцом создано». Ломоносов высмеивал ученых, придерживавшихся религиозного взгляда на природу. «Оным умникам, – говорил о них Ломоносов, – и легко быть философами, выуча три слова: бог так создал».

Надо также упомянуть знаменитого естествоиспытателя Петра-Симона Палласа (1741–1811), члена Российской академии наук. Еще, будучи начинающим исследователем, Паллас опубликовал труд, в котором указывал на связь, существующую между растениями и животными, которых он рассматривал как два ствола дерева, выросшие на одном корне.

У самого начала расхождения двух стволов – растительного и животного – Паллас поместил зоофитов, то есть простейшие организмы, имеющие много общего и с животными и с растениями. Правда, о зоофитах писали еще древние ученые за две тысячи лет до Палласа. Но их учение было забыто.

Совет

Паллас же не только возродил мысль о зоофитах как о родоначальниках животных и растений, но и развил ее дальше. Паллас считал, что зоофиты представляют начальную форму жизни. Первую же ступень в ряду животных составляют низшие беспозвоночные организмы, которых Паллас объединил в одну группу малюсков (мягкотелых).

Вторая ступень – рыбы, за которыми следуют амфибии, или земноводные (в эту группу Паллас включил также пресмыкающихся). Наиболее организованными высшими животными являются четвероногие (так в прошлом называли млекопитающих).

Перечисленные животные – моллюски, рыбы, амфибии, четвероногие – составляют один общий ствол. Насекомые же и птицы являются боковыми ветвями этого ствола.

Рисунок 1 — Классификация животного мира по Палласу.

Мы видим, таким образом, что Паллас, как и Линней, разделил животный мир на шесть однородных групп (классов), хотя некоторые из них у обоих авторов имеют разные наименования, например черви и гады – у Линнея, моллюски и амфибии – у Палласа. И все же между системами (классификациями) Линнея и Палласа лежит огромная пропасть.

В то время как между выделенными Линнеем классами отсутствует какая-либо связь, выделенные Палласом группы связаны между собой родством, причем этот ученый уже различал прямое родство от бокового. Паллас сделал огромный шаг вперед, оставив далеко позади себя Линнея, который смотрел на природу глазами религиозного человека.

Еще дальше Палласа ушел вперед русский ученый Афанасий Каверзнев (1750–1778). Несмотря на свою молодость, Каверзнев успел внести большой вклад в науку.

Им была написана небольшая по размеру, но, полная глубокого смысла книжка «Философическое рассуждение о перерождении животных». Из самого названия книжки видно, что Каверзнев защищал идею «перерождения» животных, то есть происхождения одних видов от других.

Помимо того, в то время как Паллас ничего не говорил о родстве человека с обезьянами, Каверзнев утверждал, что человека и обезьян надо причислить к одной семье.

Обратите внимание

Так медленно, но все шире распространялась и укреплялась идея, что между животными имеется родственная связь, что животные «перерождаются», то есть развиваются (эволюционируют) от низших к высшим.

В развернутом виде учение об эволюции животного мира было изложено впервые известным французским ученым Жаном Батистом Ламарком (1744–1829) в книге «Философия зоологии» в начале XIX века, в 1809 году. В этой книге Ламарк уже уверенно писал, что высшие животные произошли от низших и что человек произошел от человекообразных обезьян.

Рисунок 2 — Жан Батист Ламарк (слепой).

Это правильное в своей основе учение Ламарк, однако, не смог подкрепить достаточно убедительными фактами, которых в его время еще не было. Некоторые же объяснения причин эволюции, которые Ламарк черпал не из явлений природы, а из головы, оказались неверными и неубедительными.

Этим воспользовались реакционные ученые, противники эволюционного учения, которые объявили эволюционный принцип ложным, – и учение Ламарка было забыто. Забыт был и сам Ламарк, окончивший жизнь слепым, в нужде и одиночестве.

Верной ему осталась лишь его дочь Корнелия, которая, утешая любимого отца, говаривала: «Потомство будет восхищаться тобой, оно отомстит за тебя, отец!».

Эти слова высечены на камне памятника, который был воздвигнут ученому в 1909 году в Париже, спустя сто лет после выхода в свет его книги «Философия зоологии».

Чарльз Дарвин о происхождении человека

Первым, кто вновь извлек на свет учение Ламарка, был величайший натуралист XIX века Чарльз Дарвин. Заметим, что в молодости Дарвин был очень далек от эволюционной идеи, являясь почитателем библии, которую он носил с собой и часто перечитывал.

Рисунок 2 — Чарльз Дарвин.

Но по мере того как во время длительного кругосветного путешествия у Дарвина накоплялся все больший и больший научный материал, говоривший в пользу изменчивости и развития растительного и животного мира, он начал отходить от религии и в конце концов полностью порвал с ней.

В 1359 году Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора». В ней на основе собственных и собранных его предшественниками материалов Дарвин сумел доказать, что растения и животные развились от простейших до высокоорганизованных.

Величайшей заслугой Дарвина является также и то, что он первый из ученых убедительно и не опровержимо объяснил, почему организмы не остаются неизменными, а развиваются и усложняются.

Важно

Своим учением Дарвин сделал огромный вклад в науку о жизни (биологию) и нанес жестокое поражение религиозным сказкам о сотворении богом растений, животных и человека неизменными.

(1

Источник: https://LibTime.ru/science/nauchnaya-teoriya-proishozhdeniya-cheloveka.html

Разница между классификацией растений и животных

В биологии научные подходы к классификации растений и животных очень схожи, но все же каждая из них имеет специфику. В чем она может заключаться?

Содержание статьи

Биологическая классификация растений предполагает отнесение того или иного объекта мира флоры к следующим основным категориям:

  1. царство (в данном случае — растений);
  2. отдел;
  3. класс растения;
  4. порядок;
  5. семейство объекта мира флоры;
  6. род;
  7. вид.

В некоторых случаях к данной классификации добавляется и такая категория, как надцарство.

Рассмотрим пример классификации объекта мира флоры на примере одного из самых распространенных из них — горного клевера.

Данное растение будет относиться к надцарству эукариотов — то есть организмов, в клетках которых присутствуют ядра. Очевидным образом клевер принадлежит к царству растений.

С точки зрения классификации по отделу клевер считается покрытосеменным, или же цветковым, растением. Этот объект мира флоры относится к классу двудольных, порядку бобоцветных, семейству, в свою очередь, бобовых.

Род растения — клевер, вид — горный клевер.

к содержанию ↑

Что представляет собой классификация животных?

Принятая в биологии классификация объектов мира фауны предполагает отнесение их к следующим категориям:

  1. как и в случае с растениями — царству (теперь — животных);
  2. типу;
  3. классу;
  4. отряду животных;
  5. семейству;
  6. роду и виду животного.

Аналогично, некоторые биологи также рассматривают классификацию животных и с точки зрения отнесения их к надцарству.

Изучим для примера то, как будет классифицироваться одно из самых распространенных животных — домашняя мышь.

Как и растения, объекты мира фауны принадлежат к надцарству эукариотов, но царству животных. Тип, к которому относятся мыши, — хордовые. Класс, в свою очередь, — млекопитающие. Отряд, к которому принадлежат рассматриваемые животные, — грызуны. Относятся они также к семейству мышиных, роду мышей. С точки зрения вида данные животные считаются мышами домовыми.

Читайте также:  Что мы знаем об основателе компании «dolby digital»?

к содержанию ↑

Сравнение

Несмотря на очевидную схожесть рассмотренных нами схем отнесения организмов к тем или иным категориям, есть не одно отличие классификации растений от классификации животных. А именно:

  1. растения классифицируются исходя из отнесения к отделу, животные — исходя из отнесения к типу;
  2. в классификации растений предусмотрен порядок, животных — отряд.

В остальном с точки зрения отнесения организмов к таким категориям, как надцарство, царство, класс, семейство, род, а также вид, классификация растений и животных совпадает.

Определив, в чем разница между классификацией растений и классификацией животных, зафиксируем выводы в следующей таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Классификация растений Классификация животных
Что общего между ними?
Как растения, так и животные могут быть классифицированы исходя из их отнесения к надцарству, царству, классу, семейству, роду, а также виду
В чем разница между ними?
Предполагает классификацию растений исходя из их отнесения к отделам и порядкам, в то время как данные категории не предусмотрены в рамках классификации животных Предполагает классификацию животных исходя из их отнесения к типам и отрядам, в то время как данные категории не предусмотрены в рамках классификации растений

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-klassifikaciya-rastenij-ot-klassifikacii-zhivotnyh/

Классификация организмов. Принципы систематики. Современная биологическая система

Благодаря эволюции современный органический мир многообразен и уникален. Ученые предполагают, что сегодня на нашей планете обитает свыше 10 млн видов живых организмов. Поэтому очень важной является задача классифицировать известные виды по группам в определенной последовательности и системе. Это в итоге позволит установить для каждого организма свое место в мире живой природы.

Необходимость классификации живых организмов понимали еще ученые Древней Греции. Однако предложенные классификации того времени базировались лишь на немногочисленных признаках. Они касались преимущественно внешнего и внутреннего строения организмов и практически не учитывали родственные связи между ними. Эволюционная теория Ч. Дарвина заложила основу для создания современной классификации.

Классификация организмов — условное распределение всей совокупности живых существ по иерархически подчиненным группам в соответствии с какими-либо общими признаками.

Сегодня классификацией мира живой природы занимается систематика — наука о многообразии видов и родственных связях между организмами. В современной систематике при присвоении любому организму того или иного ранга основываются на ряде признаков.

Совет

Например, на особенностях происхождения и исторического развития, морфологического и анатомического строения, размножения, эмбрионального развития.

Также учитываются физиологические и биохимические особенности, тип запасных питательных веществ, химический состав клеток, число и состав хромосом и др.

Принципы систематики

Вы уже знаете, что первую научную систему живой природы создал в середине XVIII в. шведский ученый-естествоиспытатель Карл Линней. В основу данной системы автор положил два основных принципа: бинарной номенклатуры и иерархичности (соподчиненности). Эти принципы актуальны и в настоящее время.

По бинарной номенклатуре каждый вид в своем названии имеет два слова: существительное и прилагательное. Существительное означает название рода, к которому относится вид, а прилагательное — видовой эпитет. Например, кошка лесная (Felis silvestris), яблоня домашняя (Malus domestica).

По современным правилам после видового эпитета обычно ставят фамилию ученого, впервые описавшего данный вид. Например, улитка виноградная Линнея (Helix pomatia Linnaeus или Helix pomatia L.).

Подобно тому как в учебном пособии изучаемые вопросы объединяются в параграфы, параграфы — в главы, происходит объединение организмов в систематические таксоны. В систематике это называют принципом иерархичности (соподчиненности). Всего выделяют семь наиболее распространенных систематических таксонов:

Примеры классификации

ТаксоныЖивотноеТаксоныРастение
Вид Лягушка травяная Rana temporaria L. Вид Клевер ползучий Trifolium repens L.
Род Лягушки Rana Род Клевер Trifolium
Семейство Лягушачьи Ranidae Семейство Бобовые Fabaceae
Отряд Бесхвостые Anura Порядок Бобовоцветные Fabales
Класс Земноводные Amphibia Класс Двудольные Magnoliopsida
Тип Хордовые Chordata Отдел Покрытосеменные Magnoliophyta
Царство Животные Animalia Царство Растения Plantae

Так виды животных объединяют в роды, роды — в семейства, семейства — в отряды, отряды — в классы, классы — в типы, типы — в царства. Следует помнить, что при классификации бактерий, грибов и растений вместо таксона отряд используют порядок, а вместо таксона тип — отдел.

Иногда в систематике используют такие категории, как надцарство и империя. Выделяют два надцарства — эукариоты (ядерные) и прокариоты (доядерные), которые включаются в империю клеточных организмов. Вторая империя представлена неклеточными формами жизни — вирусами.

Биологическая система

В настоящее время наибольшее распространение получила биологическая система, разделяющая все живые организмы на пять царств: Бактерии, Протисты, Грибы, Растения и Животные. В то же время нельзя провести резкую грань между отдельными царствами только по нескольким признакам.

Например, для представителей царств Грибы и Растения характерны сходные признаки. Это неподвижный образ жизни, аэробное дыхание, наличие клеточной стенки, одинаково устроенные генетический аппарат и большинство клеточных органоидов и др. В то же время у них имеется ряд существенных отличий.

Например, фотосинтез у растений.

Только глубокий анализ совокупности признаков, основанный на их происхождении, закономерностях строения и жизнедеятельности, а также на тщательном изучении филогенетических связей между разными группами организмов позволяет отнести вид или более крупный таксон к тому или иному царству.

Источник: https://jbio.ru/klassifikaciya-organizmov-principy-sistematiki-sovremennaya-biologicheskaya-sistema

Система классификации Линнея

Карл Линней, шведский физиолог, был профессором медицины в университете города Упсала. Он заведовал большим ботаническим садом, который был нужен университету для проведения научных исследований.

Люди присылали ему растения и семена со всего света для выращивания в ботаническом саду.

Именно благодаря интенсивному изучению этой огромной коллекции растений Карл Линней сумел решить задачу систематизации всех живых существ — сегодня ее назвали бы задачей таксономии (систематики).

Обратите внимание

Можно сказать, что он придумал категории для популярной в Америке викторины «Двадцать вопросов», в которой первым делом спрашивают, относится ли предмет к животным, растениям или минералам. В системе Линнея действительно все относится либо к животным, либо к растениям, либо к неживой природе (минералам).

Чтобы легче понять принцип систематизации, представьте, что вы хотите классифицировать все дома в мире.

Можно начать с того, что дома в Европе, например, больше похожи друг на друга, чем на дома в Северной Америке, поэтому на первом, самом грубом уровне классификации необходимо указать континент, где расположено здание.

На уровне каждого континента можно пойти дальше, отметив, что дома в одной стране (например, во Франции) больше похожи друг на друга, чем на дома в другой стране (например, в Норвегии). Таким образом, вторым уровнем классификации будет страна.

Можно продолжать в том же роде, рассматривая последовательно уровень страны, уровень города и уровень улицы. Номер дома на конкретной улице будет той конечной ячейкой, куда можно поместить искомый объект. Значит, каждый дом будет полностью классифицирован, если для него будут указаны континент, страна, город, улица и номер дома.

Линней заметил, что подобным образом можно классифицировать живые существа в соответствии с их характеристиками. Человек, например, больше похож на белку, чем на гремучую змею, и больше похож на гремучую змею, чем на сосну. Проделав те же рассуждения, что и в случае домов, можно построить систему классификации, в которой каждое живое существо получит свое уникальное место.

Именно так и сделали последователи Карла Линнея. На начальном уровне все живые существа делятся на пять царств — растения, животные, грибы и два царства одноклеточных организмов (безъядерных и содержащих в ядре ДНК). Далее каждое царство делится на типы. Например, в нервную систему человека входит длинный спиной мозг, образующийся из хорды.

Это относит нас к типу хордовых. У большинства животных, обладающих спинным мозгом, он расположен внутри позвоночника. Эта большая группа хордовых называется подтипом позвоночных. Человек относится к этому подтипу.

Важно

Наличие позвоночника — критерий, по которому позвоночные животные отличаются от беспозвоночных, то есть не имеющих позвоночного хребта (к ним относятся, например, крабы).

Следующая категория классификации — класс. Человек является представителем класса млекопитающих — теплокровных животных с шерстью, живородящих и выкармливающих своих детенышей молоком. Этот уровень различает человека и таких животных, как пресмыкающиеся и птицы.

Следующая категория — отряд. Мы относимся к отряду приматов — животных с бинокулярным зрением и руками и ногами, приспособленными для хватания.

Классификация человека как относящегося к приматам отличает нас от других млекопитающих — таких, например, как собаки и жирафы.

Следующие две категории классификации — семейство и род. Мы относимся к семейству гоминид и роду Homo.

Впрочем, это разграничение мало что значит для нас, поскольку других представителей нашего семейства и нашего рода больше нет (хотя в прошлом они существовали). У большинства животных каждый род содержит несколько представителей.

Например, белый медведь — это Ursus maritimis, а медведь гризли — Ursus horibilis. Обаэти медведя относятся к одному роду (Ursus), но к разным видам — они не скрещиваются.

Последняя категория в классификации Линнея — вид — обычно определяется как популяция особей, которые могут скрещиваться между собой. Человек относится к виду sapience.

При описании животных принято указывать род и вид. Поэтому человек классифицируется как Homo sapiens («Человек разумный»).

Совет

Это не означает, что другие категории классификации не важны — они просто подразумеваются, когда говорят о роде и виде.

Главный вклад Линнея в науку состоит в том, что он применил и ввел в употребление так называемую бинарную номенклатуру, согласно которой каждый объект классификации обозначается двумя латинскими названиями — родовым и видовым.

Классифицируя таким способом живую природу, система Линнея определяет каждому организму свое собственное уникальное место в мире живых существ.

Но успех зависит в первую очередь от того, насколько правильно систематик выделит важные физические характеристики, и здесь возможны неверные суждения и даже ошибки — Линней, к примеру, отнес бегемота к отряду грызунов! В настоящее время при систематизации все больше учитывается генетический код отдельных организмов или история их эволюции — генеалогическое древо (этот подход называется кладистикой).

Источник: https://elementy.ru/trefil/21160/Sistema_klassifikatsii_Linneya

О чем думают растения?

Stefano Mancuso, Alessandra Viola

VERDE BRILLANTE

Sensibilita e intelligenza del mondo vegetale

Copyright for the original edition © 2013 by Giunti Editore S.p.A., Firenze-Milano.

www.giunti.it

В оформлении переплета использована иллюстрация: Larissa Kulik / Shutterstock.com Используется по лицензии от Shutterstock.com

Иллюстрации в книге используются с разрешения Стефано Манкузо

Введение

Есть ли у растений разум? Умеют ли они решать проблемы и общаться с окружающим миром – другими растениями, насекомыми и высшими животными? Или это пассивные и бесчувственные организмы безо всяких признаков индивидуального или социального поведения?

Со времен древних греков философы разных школ по-разному судили о том, существует ли у растений «душа».

Что направляло их рассуждения? И почему, невзирая на столетия научных изысканий, мы все еще не пришли к единому мнению по поводу того, есть ли у растений разум.

Удивительно, что многие из тех вопросов, которые мы задаем себе сегодня, волновали ученых и философов уже несколько столетий назад, и связаны они не с научными проблемами, а с моральными и культурными представлениями, имеющими тысячелетнюю историю.

Хотя на первый взгляд может показаться, что растительный мир устроен довольно просто, на протяжении столетий периодически возникала идея о том, что растения – чувствующие существа, способные общаться, вести общественную жизнь и решать проблемы хитроумными способами, иными словами, что они обладают разумом. Философы и ученые (от Демокрита до Платона, от Линнея до Дарвина и от Фехнера до Бозе) в разные эпохи и в рамках разных культурных традиций предполагали, что растения обладают гораздо более сложными способностями, чем мы обычно замечаем.

Читайте также:  Может ли интернет сделать нас лучше?

До середины XX в. такие предположения оставались лишь блестящими догадками.

Однако за последние 50 лет были сделаны такие открытия, которые наконец позволили пролить свет на эту проблему и дали возможность взглянуть на растительный мир иными глазами.

В первой главе мы обсудим философскую сторону вопроса и увидим, что даже сегодня нежелание признать наличие разума у растений в большей степени связано не с недостатком научных данных, а с тысячелетней культурной традицией.

Обратите внимание

Кажется, пришло время изменить наш способ мышления. Десятилетия экспериментальных исследований показывают, что растения способны считать и делать выбор, учиться и запоминать. Несколько лет назад Швейцария стала первой в мире страной, где права растений определяются специальной декларацией.

Но что такое растения, и как они стали такими, какие они есть? Мы, люди, живем рядом с ними с момента нашего появления на Земле, но не можем сказать, что знаем о них абсолютно все. И дело не только в научном или культурном подходе, проблема гораздо глубже. Связь между людьми и растениями очень сложна, а пути нашей эволюции были совершенно различными.

Подобно всем животным, люди снабжены специфическими функциональными органами, и поэтому организм человека является неделимой единицей.

А вот растения ведут «сидячий образ жизни» (они не могут передвигаться с одного места на другое) и эволюционировали иным образом – имеют модульную структуру и не имеют специфических органов.

Причина такого «решения» очевидна: если растительноядное животное удаляет орган, функцию которого не может выполнить другой орган или другая часть растения, растение погибает.

До последнего времени это основополагающее различие между миром растений и миром животных было одной из главных причин, почему мы не могли понять и признать разумность растений. Во второй главе мы попытаемся разобраться в том, как возникло это различие.

Мы увидим, что каждое растение обладает способностью переживать нашествие растительноядных животных и что коренное отличие растений от животных заключается в их делимости: растения имеют множество «командных пунктов» со структурированной коммуникационной сетью, в некотором роде напоминающей интернет. Понять растения становится для нас все более и более важным.

Когда-то они позволили нам появиться на Земле (за счет процесса фотосинтеза, в результате которого образуется необходимый животным кислород), но и сегодня наше выживание зависит от них (они служат основанием пищевой цепи). Они также являются источником энергии (ископаемого топлива), поддерживающей нашу цивилизацию на протяжении тысячи лет.

Таким образом, растения – ценнейший «сырьевой материал» для нашего питания, медицины, энергетики и материальной базы. Кроме того, мы все больше и больше зависим от них в решении научных и технологических задач.

Важно

В третьей главе мы увидим, что растения обладают теми же пятью чувствами, что и люди: зрением, слухом, обонянием, а также вкусовыми и тактильными ощущениями. Конечно же, все они выражены на «растительный лад», но тем не менее совершенно реальны.

Можем ли мы в этой связи сказать, что они такие же, как мы? Ни в коей мере: они гораздо более чувствительны и кроме наших пяти чувств обладают еще как минимум пятнадцатью другими.

Например, они чувствуют и рассчитывают силу земного притяжения, ощущают электромагнитные поля и влажность и анализируют градиенты многих химических веществ.

Хотя нам трудно себе это представить, в социальной сфере растения в значительной степени похожи на нас.

В четвертой главе мы увидим, как растения используют свою способность ориентироваться в мире, взаимодействуя с другими растениями, насекомыми или животными и обмениваясь информацией посредством химических сигналов.

Растения разговаривают друг с другом, узнают родню и имеют многие другие характерные поведенческие признаки. Как и в мире животных, в мире растений есть оппортунисты, есть добряки, есть честные, а есть манипуляторы, благодарящие тех, кто им помогает, и наказывающие тех, кто им вредит.

Как же можно отрицать, что у растений есть интеллект? Вопрос этот отчасти терминологический и разрешается в зависимости от того, как мы трактуем понятие «интеллект».

Совет

В пятой главе мы поговорим о том, что интеллектом можно назвать способность разрешать проблемы, и при такой трактовке этого понятия растения не только разумны, но блестяще справляются с теми проблемами, которые возникают в их мире.

Они не имеют мозга подобного нашему, но способны адаптироваться в ответ на внешний стресс и, хотя употребление этого слова в отношении растений может показаться странным, «осознают» себя и свое окружение.

Первым о значительно более высоком уровне развития растений, чем принято считать, заговорил Чарльз Дарвин, опиравшийся на надежные научные данные.

Сегодня, полтора столетия спустя, результаты множества исследований показывают, что высокоразвитые растения действительно обладают интеллектом: они способны воспринимать внешние сигналы, обрабатывать информацию и принимать решения, необходимые для обеспечения собственного выживания.

Более того, они обладают неким «коллективным разумом», позволяющим им проявлять себя в качестве не только индивидуальных особей, но и членов сообщества; такое же поведение мы наблюдаем в колониях муравьев или стаях рыб или птиц.

Вообще говоря, растения прекрасно могут прожить без нас, но мы без них очень быстро погибнем. Однако во многих человеческих языках такие слова, как «растительный» или «овощной», используются для описания минимальных жизненных проявлений.

Если бы растения умели говорить, возможно, они спросили бы у нас, что мы имеем в виду.

Глава 1
Корень проблемы

Вначале все было зеленым – только масса растительных клеток. Позже Бог создал животных и в последнюю очередь самого достойного из них – человека. В Библии, как и во многих других космогониях, человек считается высочайшим результатом работы Творца и его избранником. Он появляется в конце акта Творения, когда уже все его ждут, готовые подчиняться и покоряться «высшему достижению Творца».

В библейском изложении Бог справился со своей работой за семь дней. Растения были созданы в третий день, тогда как самый самонадеянный из живых существ появился лишь на шестой день.

Эта последовательность событий в каком-то смысле коррелирует с современными научными данными, в соответствии с которыми первые клетки, способные осуществлять фотосинтез, появились на планете более трех с половиной миллиардов лет назад, тогда как современный человек, Homo sapiens, возник около 200 000 лет назад (это лишь несколько мгновений по эволюционной временной шкале). Однако столь позднее прибытие не уберегло людей от ощущения собственной привилегированности, хотя последние эволюционные исследования в значительной степени принизили нашу роль «хозяев Вселенной» и присвоили статус «новоприбывших», что не дает нам никакого априорного превосходства над другими видами вне зависимости от того, чему нас учит наша культурная традиция.

Обратите внимание

На протяжении нескольких столетий многие философы и ученые выдвигали идею о том, что растения обладают «разумом» или «душой» и что даже самые простые растительные организмы могут чувствовать внешние воздействия и реагировать на них.

Демокрит и Платон, Фехнер и Дарвин и многие другие самые выдающиеся умы всех времен верили в разумность растений.

Кто-то приписывал им способность чувствовать, кто-то воспринимал их в виде людей с зарытыми в землю головами: чувствующие живые существа, разумные и наделенные всеми человеческими способностями, за исключением тех, которые не могут реализоваться из-за… их странного положения.

Источник: http://iknigi.net/avtor-alessandra-viola/156419-o-chem-dumayut-rasteniya-alessandra-viola/read/page-1.html

Классификация растений

Наука, изучающая растения, называется ботаникой. Для удобства изучения ботаники разделили все растения на группы — классифицировали (систематизировали) их. Первые попытки классификации были основаны на внешнем сходстве растений.

Глубже изучая растения, учёные получали всё больше новых фактов и усовершенствовали классификацию. Современная классификация растений (как, впрочем, и всех других живых организмов) основана на теории Ч.

Дарвина и представляет собой родословное дерево.

Наука о классификации называется систематикой и определяет родственные связи между растениями.

Палеонтологические находки древних вымерших растений, анализ строения современных растений, данные биохимических и генетических исследований позволяют судить о происхождении того или иного вида, определить его предков.

Растения, имеющие общего предка, объединяются в одну группу в отличие от потомков другой растительной формы. Если предковые формы были родственны между собой, то группы их потомков составят более обширную группу. Так образуются «ветви» и «веточки» родословного дерева растений.

Исторический путь развития живых организмов называется эволюцией.

В ходе эволюции растения приспосабливались к меняющимся условиям жизни, приобретая необходимые для выживания новые признаки и закрепляя эти полезные изменения из поколения в поколение. Соответственно менялся и их облик.

Важно

Так, близкородственные виды, попав в разные условия, могли стать внешне совершенно непохожими. И, наоборот, попав в сходные условия, растения, произошедшие от разных предков, могли приобрести общие черты.

Ботаники прослеживают эволюционный путь растения и соответственно классифицируют его.Весь растительный мир делится на высшие и низшие растения. К низшим относятся водоросли и лишайники. К высшим — мхи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые растения.

Высшие и низшие растения подразделяются на отделы, отделы — на классы, классы — на порядки, далее следуют семейства, роды и виды растений. Каждое растение ботаники обозначают двойным именем: например, всем известная крапива имеет научное название крапива двудомная. При этом первое слово обозначает род растений, к которому она относится, а второе — вид.

Классифицируем эту крапиву Крапива двудомная Царство: растения. Отдел: цветковые растения. Класс: двудомные. Порядок: крапивные. Семейство: крапивные. Род: крапива.

Вид: крапива двудомная.

В современной науке существуют разные взгляды на классификацию растительного мира. Часто одно и то же растение исследователи относят то к одному, то к другому виду, меняется состав порядков и родов. Поэтому представленная классификация растений — лишь один из принятых вариантов.

Источник: http://ebiology.ru/klassifikaciya-rastenij/

Краткие сведения о додарвиновском периоде развития биологии

Можно считать, что свое начало современное естествознание берет с периода Эпохи Возрождения, т.е. со второй половины XV века.

В это время активно развивается торговля, многочисленные экспедиции отправляются в страны Азии, Африки и Америки, привозя оттуда богатейшие коллекции неизвестных ранее животных и растений, в быстро растущих городах разбиваются парки и создаются ботанические сады.

После длительного застоя средних веков бурно развивается естествознание, чему в немалой степени способствовало создание голландцем А. Ван Левенгуком микроскопа. В науке того периода господствовали метафизические представления, в которых природа рассматривалась как совокупность предметов и явлений, изначально созданных Богом и неизменных во времени.

Возникла острая необходимость в освоении накопленного фактического материала, его первичной обработке, расчленении явлений природы и их детальном изучении.

В это время предпринимались неоднократные попытки создания научной классификации известных растений и животных, однако они сталкивались с многочисленными трудностями, связанными в первую очередь с тем, что многие растения и животные были описаны разными учеными под разными названиями.

В середине XVI века Конрад Гесснер ввел в науку понятия «род» и «вид», а также впервые предложил использование бинарной номенклатуры. Согласно такой номенклатуре каждый вид получал двойное название: первое слово, существительное, означало название рода, а второе, прилагательное – вида, например – Betula alba или Береза белая.

Читайте также:  Чем вдохновился алексей толстой? гиперболоиды жизни русского инженера

Бинарная номенклатура стала широкое примененяться после выхода работ английского священнослужителя Дж. Рея (1628-1705), который оставил заметный след в истории естествознания. Будучи одновременно и ботаником-систематиком, и зоологом, и путешественником Дж. Рей первым предложил разделять растения на две большие группы – однодольные и двудольные. Однако  считается, что создателем научной систематики является шведский натуралист Карл Линней (1707-1778). Он разработал правила и принципы классификации и построил первую иерархическую систему для известных в то время современных и ископаемых животных и растений. С его работами «Система природы» и «Философия ботаники» с середины XVIII века в научном мире окончательно утвердилось применение бинарной номенклатуры.

Совет

В созданной им системе классификации Линней предложил разделять животных и растения на несколько соподчиненных групп: классы, отряды, роды, виды и разновидности. Растения Линней классифицировал по строению генеративных органов. Классификация цветковых растений, например, строилась на особенностях формы, величины и числа тычинок и пестиков.

Такая классификация была искусственной, поскольку родственные растения часто оказывались в разных классах, а различные растения могли оказаться в одном классе. В основу деления на классы животного мира Линней положил особенности строения кровеносной и дыхательной систем.

Он выделил следующие 6 классов: млекопитающие, птицы, гады (амфибии и рептилии), рыбы, насекомые, черви (к червям были отнесены губки, кишечнополостные и моллюски). Интересно отметить, что Линней поместил человека вместе с обезьянами и полуобезьянами в один отряд приматов.

Несмотря на искусственный характер и другие недостатки система Линнея имела огромное значение: она подытожила многолетний труд ученых-биологов, обеспечила дальнейшее развитие систематики и вызвала большой интерес к изучению растений и животных.

Кроме этого, система Линнея привела к возникновению исторического взгляда на природу: применение бинарной номенклатуры вело к представлению о родстве форм в пределах рода, а соподчиненность таксономических единиц – к мысли об общности происхождения органических форм. Однако в силу господства в то время метафизического мировоззрения эти выводы сделаны не были.

Ярким представителем ученых-метафизиков XVIII века был французский натуралист Жорж Кювье. Он считал, что все виды были созданы творцом одновременно, и с тех пор не изменялись, поэтому основной задачей биологии является их описание и классификация. Для подтверждения своей точки зрения он приводил ряд доводов.

Так, в природе не встречается промежуточных форм между разными животными и растениями, т.е. виды не скрещиваются и не дают новых видов. Домашние животные лишь чисто внешне отличаются от диких предков, а египетские мумии и рисунки животных и растений в точности похожи на современные виды, т.е. виды не изменяются во времени.

Среди доступного ему огромного палеонтологического материала Кювье не нашел каких-либо переходных форм между вымершими и современными видами. Чтобы объяснить смены фаун в прошлой истории Земли он выдвинул «теорию катастроф». Согласно данной теории на протяжении всей истории поверхность нашей планеты периодически испытывала катастрофы, вызванные внутренними силами Земли.

Обратите внимание

Происходило поднятие и опускание суши, море отступало и заливало континенты, происходило потепление и похолодание климата и т.д. Результатом таких катастроф была гибель всех видов животных и растений на определенной территории, которая впоследствии заселялась другими видами с соседних территорий.

Как подтверждение изначальной целесообразности, заложенной творцом, и неизменности видов Кювье рассматривал высокую приспособленность животных к условиям обитания, выражавшуюся в определенных корреляциях (соотношениях органов).

Так, пищеварительная система хищников приспособлена к перевариванию свежего мяса, их челюсти и зубы позволяют схватить добычу и разорвать ее на куски, их органы чувств позволяют обнаружить добычу на расстоянии и поймать ее и т.д. У травоядных животных соотношения органов совершенно иные, но тоже прекрасно приспособленные к условиям обитания, а значит изначально целесообразные и неизменные.

Первое эволюционное учение, т.е. учение о естественном историческом развитии органического мира, создал великий французский натуралист Жан-Батист Ламарк (1744-1829), изложив его основные положения в своем труде «Философия зоологии» (1809).

Он полагал, что жизнь на Земле была создана Богом в виде достаточно простых форм, а сложные формы произошли из простых путем постепенного усложнения последних.

Строя свое эволюционное учение и создавая новую классификацию живых организмов, Ламарк считал, что превращение одних видов в другие идет по определенному принципу с постоянным усложнением организации.

Для каждого царства живых организмов существует определенный ступенчатый ряд (градация), в котором организмы располагаются по степени сложности их строения. Так в животном мире он выделил уже 14 классов (от простейших до млекопитающих), разделенных на 6 градаций (ступеней).

Таким образом, градация проявляется в расположении видов от все более простых к сложным. Ламарк считал, что градация заметна только в крупных систематических категориях. Например, нельзя построить лестницу видов, расположив их в один ряд по степени сложности организации. Причиной такого нарушения градации является внешняя среда, отклоняющая развитие от прямолинейного пути.

В качестве причин эволюционного процесса – усложнения организации живых организмов, Ламарк рассматривал внутреннее стремление организмов к совершенствованию, заложенное создателем, и способность организмов целесообразно изменяться под воздействием окружающей среды, передавая полезные признаки своему потомству по наследству.

Так, на растения и низших животных факторы среды (свет, температура, влажность) оказывают непосредственное влияние, а на высших животных – через нервную систему, т.е. косвенно. Изменение условий жизни вызывает у животных изменение потребностей и привычек. В результате одни органы упражняются и развиваются, а другие, наоборот, постепенно исчезают.

При длительном воздействии новых условий приобретенные признаки закрепляются и передаются по наследству.

Важно

Например, у беззубых млекопитающих (киты, муравьеды) исчезновение зубов связано с тем, что их предки проглатывали пищу, не пережевывая ее, у животных, обитающих под землей, глаза стали ненужными, в результате чего либо уменьшились в размере (крот), либо исчезли совсем (слепыш). Неупотребление крыльев привело к их исчезновению у многих насекомых.

К аналогичным выводам Ламарк пришел, рассматривая происхождение пород домашних животных и сортов растений. Он считал, что то, что природа делает постепенно в течение длительного времени, человек совершает изо дня в день, меняя произвольно условия выращивания растений и содержания и воспитания животных.

Также заслуживают особого внимания рассуждения Ламарка о происхождении человека. Отмечая, что тело человека очень близко по своему строению к строению тела обезьян, он выдвинул предположение, что человек произошел от древних обезьян, которые по каким-то причинам перешли от древесного образа жизни к наземному, что освободило руки для других целей.

В результате постоянной тренировки задние конечности обезьян хорошо приспособились к хождению по земле, а передние – к выполнению разных действий. В результате накопления знаний об окружающем мире появилась потребность в общении, сначала с помощью жестов и звуков, а затем и речи. Постепенно эта прогрессивная порода обезьян вытеснила другие породы из лучших мест обитания, и в конечном итоге, из нее сформировался современный человек.

Несомненной заслугой Ламарка является создание первого эволюционного учения, его попытка взглянуть на современную природу как на результат длительного исторического развития. Однако движущие силы эволюции были определены им неверно.

Утверждение о заложенном всевышним стремлении организмов к совершенствованию явно ненаучно, а появление только полезных изменений, приводящих к абсолютной целесообразности, и наследование приобретенных признаков также не нашли научных подтверждений.

Таким образом, к началу XIX века весь ход развития естественных наук неуклонно вел к формированию исторического взгляда на природу. Этому способствовали успехи систематики, палеонтологии, эмбриологии, создание клеточной теории и эволюционного учения Ламарка.

Кроме того, социально-экономическое развитие стран Европы, и Англии в первую очередь,  способствовало развитию материалистических взглядов на природу. Англия стала крупнейшей капиталистической и колониальной державой с высоким уровнем развития производственных отношений.

Совет

Рост городов и капиталистический способ ведения сельского хозяйства требовал создания новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений, что значительно активизировало селекционную работу. Создание большого количества новых сортов растений и пород животных ставило под сомнение тезис о неизменяемости видов.

Для освоения новых земель снаряжались многочисленные военные, торговые и исследовательские экспедиции, в состав которых часто входили и ученые-натуралисты. В одной из таких кругосветных экспедиций на корабле «Бигль» (см. рисунок ниже) в 1831-1836 гг. принял участие молодой натуралист Чарлз Дарвин (1809-1882).

Акварель О. Стенли «Бигль» в Сиднейском порту

На формирование его мировоззрения большое влияние оказали работы Ламарка и других выдающихся биологов, а также работы геолога Ч. Лайеля, внесшие идеи исторического развития в геологию.

Лайель показал, что на Земле под влиянием выветривания, размывания, вулканической деятельности и других материальных сил происходили и постоянно происходят значительные геологические изменения, приводящие к постоянному изменению среды обитания живых организмов, и, следовательно, требующие постоянного изменения организмов для приспособления к меняющимся условиям. Социально-экономические условия Англии привели к широкому распространению идей о свободе конкуренции и борьбе за существование в обществе и природе. Таким образом, создание Дарвином эволюционной теории было объективно подготовлено всем ходом развития науки и социально-экономических условий. Это подтверждается еще и тем, что практически одновременно с ним основные положения теории естественного отбора были совершенно независимо сформулированы другим выдающимся английским ученым – Альфредом Уоллесом (1823-1913). Однако пальма первенства была по праву отдана Ч. Дарвину, показавшему на огромном фактическом материале причины и механизмы поступательного развития природы, а эволюционная теория получила его имя – дарвинизм.

Ч. Дарвин родился 12 февраля 1809 года в семье состоятельного практикующего врача и финансиста. С детства его увлечениями были ботаника, зоология, химия.

Он отучился два года медицине в Эдинбургском университете, но счел учебу там скучной и неинтересной, после чего поступил на богословский факультет Кембриджского университета, и собирался впоследствии стать священником. Но судьба распорядилась иначе, и по окончанию университета Ч.

Дарвин в качестве натуралиста отправляется в кругосветное путешествие на корабле «Бигль». Это плавание продолжалось почти пять лет, (1831-1836 гг).

Чарлз Дарвин

Это путешествие полностью изменило его дальнейшую жизнь. Если раньше Дарвин верил в божественное сотворение видов, то находки и наблюдения, которые он сделал во время своей экспедиции, диаметрально изменили его взгляды. Главными находками стали ископаемые остатки уже вымерших гигантских ленивцев, сходные с современными, и найденные в Южной Америке.

Обратите внимание

На Галапагосских островах Дарвин заметил, что некоторые виды вьюрков, также очень похожи на материковые виды. Некоторые различия в их строении он объяснил тем, что им приходилось приспособливаться к питанию различной пищей. Таким образом, постепенно возникла мысль, что не мог Творец для каждого отдельного острова создавать различные виды животных.

Множество видов вьюрков по версии Дарвина

Ч. Дарвин вернулся из этого путешествия убежденным материалистом. Он стал сторонником взглядов об изменяемости видов под влиянием среды. Но в то время господствовали взгляды о неизменности видов и изначальной целесообразности, а эволюционные теории, выдвигаемые до Ч. Дарвина, не давали ответа на три главные проблемы:

  • как из одного вида образуются другие;
  • как возникает удивительная приспособленность к среде обитания;
  • каковы движущие силы, факторы эволюции.

Позднее, в 1959 г., выходит в свет книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». Эта книга не только дала ответы на эти вопросы, но и произвела переворот во всей биологической науке.

Примерные экзаменационные вопросы по теме «Эволюционное учение».

Перейти к оглавлению.

Источник: http://www.studentguru.ru/pre-darwin-evolutionary-theory.html

Ссылка на основную публикацию