Как художник иван шишкин стал признанным мэтром пейзажной живописи?

Иван Иванович Шишкин

Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.

Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.

Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.

Обратите внимание

Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.

«Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.

Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком.

Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками» , — считают некоторые критики.

Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.

Утро в сосновом лесу

Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.

В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.

Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.

На севере диком

Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни; он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А.

Беггров, в 1884—1885 годах, издал в двух сериях сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.

Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.

Рожь

В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики.

Важно

Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.

Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли.

Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.

Итальянский мальчик

Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.

Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.

«Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.

Рубка леса

Источник: https://www.colors.life/post/1014025/

Неизвестный Иван Шишкин

?wod_1958 (wod_1958) wrote,
2017-03-20 20:57:00wod_1958
wod_1958
2017-03-20 20:57:00Оригинал взят у astori_18 в Неизвестный Иван Шишкин119 лет назад, 20 марта (по старому стилю – 8 марта) 1898 г. ушел из жизни знаменитый русский художник-пейзажист Иван Шишкин. Он умер за мольбертом, его смерть была внезапной и наступила от разрыва сердца.


Иван Шишкин и одна из самых знаменитых его картин – *Рожь* Хрестоматийный образ Шишкина как «поэта природы» и «певца русского леса» не дает представления о том, какие страсти на самом деле бушевали в душе художника. Ему пришлось пережить столько личных трагедий, что такой исход был вполне закономерным.

И. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина, 1873.

ФрагментВ первую половину жизни единственной страстью Ивана Шишкина была живопись. Он родился и вырос в Елабуге, на берегу Камы, и живописные окрестности вдохновляли его с самого детства. В 20 лет он отправился в Москву поступать в Училище живописи и ваяния.

К своим занятиям он относился со всей серьезностью: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всем, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность… Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище».

Знаменитый художник-пейзажист Иван Шишкин и его жена Евгения В 1867 г. Шишкин начал обучать молодого художника Федора Васильева, а вскоре познакомился и с его сестрой – Евгенией, которая в 1868 г. стала его женой. На тот момент Шишкину было уже 36 лет, а его избраннице – 21 год.

Племянница художника рассказывала: «Скитание по меблированным комнатам ему страшно надоело, и он всей душой предался семье и своему хозяйству. Для своих детей это был самый нежный, любящий отец, особенно пока дети были маленькие. Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и годы ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе».
И.

Шишкин изобразил свою жену на двух картинах: *Дама с собачкой*, 1868 и *Перед зеркалом. За чтением письма*, 1870Они прожили вместе всего 6 лет. В 1872 г. у художника началась черная полоса в жизни: сначала умер его отец, потом – маленький сын Владимир. От чахотки скончался брат жены Федор, с которым Шишкин был очень дружен.

А на следующий год болезнь забрала и любимую жену, спустя еще год умер сын Константин. У художника осталась только дочь Лидия. О том периоде он вспоминал с ужасом: «Белый свет померк, все, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга».
И. Шишкин. Кама близ Елабуги, 1895
И. Шишкин.

Богатый лог (Пихтовый лес на реке Каме), 1877На какое-то время он перестал писать и пристрастился к алкоголю. Но живопись спасла его от отчаяния. В этот период художник создает картины, которые позже назовут его программными произведениями, жизнеутверждающими и прославляющими красоту русской природы. Однако на самом деле эти пейзажи вряд ли можно назвать идиллическими.

На одной из самых известных его картин – «Рожь» – одна деталь заставляет некоторых исследователей сделать предположение о том, что она не написана с натуры, а добавлена преднамеренно. Погибшее дерево на заднем плане выглядит диссонансом на фоне этого торжества и могущества жизни.

Совет

Возможно, таким образом автор обозначил личную трагедию: после потери отца, жены и двоих детей он сам чувствовал себя высохшим деревом.
И. Шишкин. Рожь, 1878
И. Шишкин. Горная дорожка в Крыму, 1879
И. Шишкин. Первый снег, 1875 Возродиться к жизни ему помогла не только родная Елабуга, но и новое чувство, вспыхнувшее к художнице Ольге Лагоде.

Она была одной из первых 30 женщин, принятых в качестве вольнослушательниц в Академию художеств. Ольга стала ученицей Шишкина, а в 1880 г. – его второй женой. У супругов родилась дочь Ксения, а через полтора месяца после ее рождения Ольга скончалась от воспаления брюшины.

Ее смерть стала страшным ударом для художника, в письме другу он признавался: «Какую утрату я понес… Что это был за человек. Женщина, жена, мать, вместе с тем талантливая художница. Сердце замирает от боли».
Ольга Лагода-Шишкина. Автопортрет. Наброски, 1880
Знаменитый художник-пейзажист Иван ШишкинСестра Ольги Виктория заменила новорожденной мать.

Она жила в семье Шишкина, заботясь и о племяннице, и о его дочери от первого брака, и о нем самом. Его смерть стала для всех полной неожиданностью. Шишкину было 66 лет, он не жаловался на здоровье и продолжал писать. В то утро он, как обычно, занимался с учеником и работал над новой картиной «Лесное царство». Неожиданно он вздрогнул, уронил голову на грудь, ученик бросился к нему, но было уже поздно – смерть наступила мгновенно. Прибывший врач констатировал разрыв сердца.
И. Шишкин. На опушке соснового леса, 1897
Иван Шишкин у картины *На опушке соснового леса*, 1897

via

  • Любопытно наблюдать как две конкурирующих, непремиримых еврейских «семьи» (ОПГ) на Украине слились в «экстазе», что бы получить…
  • Версия. ///\ Земля — тюрьма или чистилище? Часть 1 — https://wod-1958.livejournal.com/6384084.html Версия. ///\ Земля — тюрьма или…
  • 26-го февраля произойдет второе 9/11? На протяжении последних, по меньшей мере, 30-ти лет, разного рода деятели от экономики с частотой не…
  • Среди православных сейчас распространена жуткая болезнь — желание учить друг друга духовной жизни. Это настоящая беда, и конечно, она губит…
  • ********************* Почему Нетаньяху внезапно отменил визит в Москву? Приемлемо ли оправдание «работа по объединению правых…
  • Индии, что крайне симптоматично: МиГ поставляет самолеты в эту страну еще с середины прошлого столетия. Наши источники сообщают, что не последнюю…
  • Вс, 12:11: Гуаидо — Махмуд, поджигай! https://t.co/KdFiSXkHog Вс, 15:25: (КОНТ). ///\ Кому грозит СТАРЧЕСКОЕ СЛАБОУМИЕ…
  • Версия. ///\ Земля — тюрьма или чистилище? Часть 1 — https://wod-1958.livejournal.com/6384084.html…
  • В высших эшелонах финансовой власти России назрел конфликт: Центральный банк РФ не поддерживает реформу топливного рынка, предложенную главой…

Источник: https://wod-1958.livejournal.com/5008326.html

Иван Иванович Шишкин — мастер пейзажа

Иван Иванович Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге — провинциальном городке на берегу Камы.

Отец — купец второй гильдии Иван Васильевич Шишкин интересовался историей и участвовал вместе с сыном в археологических раскопках древнего Болгарского царства на Волге.

Отец был образованным человеком и стремился привить мальчику интерес к самым разнообразным областям научных знаний. Помимо прочего, увлекался резьбой по дереву и камню, а интерес сына к рисованию всемерно поощрял.

В 12 лет будущего художника определили в Казанскую гимназию, где он нашёл себе товарищей, с которыми «мог рисовать и рассуждать об искусстве».

По прошествии четырёх лет Шишкин твёрдо решил оставить гимназию и целиком посвятить свою жизнь живописи: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию.

Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность».

В 1852 году И. Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, где учится под руководством А.Н.Мокрицкого. В то время намечается стойкий интерес именно к пейзажной живописи, передающей богатство  и разнообразие растительных форм. Подмосковные Сокольники становятся любимым местом для пленеров, в изображении любого дерева, листика, травинки оттачивается мастерство писать с натуры.

Шишкину исполняется 24 года… Он всё больше совершенствуется, как молодой художник, что подталкивает его к решению учиться профессионально в Академии художеств в Петербурге. Город на Неве становится единственной любовью даровитого молодого художника, где он с небольшими перерывами проживёт впоследствии всю жизнь. Обучаясь в Академии, художник получает множество наград за успехи.

Читайте также:  Что американцы едят в день независимости?

Так, в 1857 году ему вручают две серебряные медали — за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, исполненные летом в Дубках.

Неудивительно, что богатство натуры Иван Шишкин находит на Валааме, куда выезжают на практику студенты Академии. Суровая, величественная природа напоминает ему родное Приуралье. Именно за валаамские пейзажи художник получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку.

Обратите внимание

За три года художник побывал практически во всех крупных европейских государствах — Германии, Швейцарии, Чехии, Франции, Бельгии, Голландии. Посетив Прагу, он восторженно отозвался о рисунках «славянских типов» чешского реалиста Йозефа Манеса.

В 1863 году в Цюрихе Шишкин познакомился с техникой офорта, в дальнейшем активно работая в этой технике, он практически не знал себе равных в России.

По возвращении на Родину художник за картину «В окрестностях Дюссельдорфа» получает звание академика. У него было необычайное, загадочное умение рисуя пером, вдруг начать затирать свой блестящий рисунок, который чудом или волшебством не портился, а становился всё изящней и блистательней. Публика, на глазах которой происходило сие действо, буквально ахала!

Женился Иван Шишкин достаточно поздно, в 36 лет. Его избранницей стала сестра его друга — художника Фёдора Васильева. В доме супругов всегда царила дружелюбная атмосфера, его часто посещали гости, застолья были очень весёлыми, дружелюбными, Шишкин всегда был душой компании.

Спустя два года Шишкин вместе с Крамским, Саврасовым, Перовым, Мясоедовым, Ге становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, на одной из которых представленная Шишкиным картина «В лесной глуши» становится призёром, а он получает звание профессора.

Жена Шишкина умирает молодой, вслед за ней умирает сын. Художник остаётся вдовцом с маленькой дочерью на руках.

Это становится настолько сильным потрясением, что Иван Иванович начинает топить своё горе в вине… За закрытыми дверями своего дома он всё сильней погружается в уныние, практически перестаёт общаться с друзьями по товариществу.

Морально и нравственно опускается. И всё же невероятная сила организма, самобытный талант спасают его в конце 1870-х годов, когда он начинает много и плодотворно работать.

Важно

На очередной шестой по счёту Передвижной выставке картина Шишкина «Рожь» занимает первое место. Эта рожь, как писал критик В.В.Стасов, тучная, роскошная, наполняющая золотистыми отливами всю картину, разгибающаяся в обе стороны лишь в середине, где по вьющейся тропинке бредут по полю крестьянки.

Личная жизнь потихоньку налаживается, зимой 1877 года Иван Иванович становится женихом молодой художницы Ольги Антоновны Лагоды. После свадьбы дом снова наполняет любовь, радость, веселье.

Но как будто злой рок не даёт художнику в полной мере ощутить всю полноту жизни, спустя четыре год вторая жена умирает, оставив месячную дочь Ксению наполовину сиротой. Трагические обстоятельства, однако, не сломили волю художника, он плодотворно трудится, происходит подлинный расцвет его таланта.

Картины «Лесные дали», Дубовая роща», «Среди долины ровныя» демонстрируют зрителю простоту и ясность сюжета, блестящую технику, невероятную тонкость натуры пейзажиста, оттачивающего своё мастерство ежедневно на этюдах.

Шишкин вместе с дочерью часто выезжает на дачу в Преображенское, где в тиши и умиротворении пишет на лугу дубы, в вечернем тумане у пруда — пишет ивы, а утром, чуть свет, на повороте дороги в деревню Желыны, где катятся сизые волны колосящейся ржи, под его кистью загораются и потухают росинки на придорожной траве.

Самым известным произведением художника, несомненно, стала картина «Утро в сосновом лесу» (1889). Буквально перед началом работы над ней его пейзаж «Туман в сосновом лесу», написанный в вологодских лесах, был высоко оценён на передвижной выставке в Москве.

Медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (первоначально из было двое) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах пейзажиста. По окончательному эскизу Шишкина (то есть в точности по задумке автора) медведей на полотне «Утро в сосновом лесу» написал передвижник К.А.Савицкий.

Медведи получились у Савицкого столь удачно, что Шишкин попросил его расписаться рядом с ним на картине. Однако приобретший полотно П.М.

Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина, поскольку в ней «начиная от замысла и кончая исполнением всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Шишкина называли мастером этюда, поскольку именно этот этап работы над картиной играл для художника главенствующую роль в его творчестве.

Нередко на персональных выставках Шишкин наряду с картинами представлял множество этюдов, некоторые из них приобретались П.М.Третьяковым.

Совет

Например, этюд «Пасека» (1882) с голубым облачным небом и прекрасно разработанной тёмной зеленью написан гораздо живописнее аналогичной по мотиву картины художника.

Шишкин какое-то время преподавал в высшем художественном училище при Академии художеств. От своих учеников он требовал: «Работать ежедневно, отправляясь на эту работу как на службу. Нечего ждать пресловутого «вдохновения»… Вдохновение — это сама работа!»

Последнее оконченное произведение художника «Корабельная роща» (1898) как бы венчает его полувековую творческую жизнь, это последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.

Жизнь художника закончилась у мольберта, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство», в 66 лет 8(20) марта 1898 года. Всю его жизнь, весь творческий путь как нельзя лучше заключил в своё высказывание В.М.Васнецов, написавший Шишкину в письме: «Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать!»

Источник: http://bibydel.ru/index.php/estet/284-ivan-ivanovich-shishkin-master-pejzazha

Художник Иван Шишкин (Shishkin), галерея живописи

Картины Ивана Шишкина. Пейзажи

Иван Иванович Шишкин (13.01.1832-8.03.1898), — знаменитый русский художник-пейзажист.  Один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Родоначальник реалистического и даже «портретного» пейзажа.

Внимание
Изображения в синей рамочке кликабельны.

Художник много путешествовал по просторам  России, изучая особенности ее природы. Его “художественной стихией” был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, березами и дубами.  Проникнутый бесконечной любовью к родине, Шишкин на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы.

Самые известные картины Шишкина : “Рубка леса” (1867), “Рожь” (1878), “Среди долины ровныя…” (1883),  “Лесные дали” (1884), “Сосны, освещенные солнцем” (1886), “Утро в сосновом лесу” (1889), “Дубовая роща” (1887),  “Вид на острове Валааме ” , “Корабельная роща” (1898).

Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина.1873

Биография Шишкина

Расцвет русской живописи второй половины 19 века во многом связан с появлением блистательной плеяды художников-пейзажистов. Здесь что ни имя, то новая страница в области русского пейзажа: Алексей Саврасов, Фёдор Васильев, Василий Поленов, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Архип  Куинджи. Среди них уникальной фигурой был Иван Иванович Шишкин.

Его популярность — при всей, казалось бы, общественной нейтральности пейзажного жанра – поистине легендарна. В этом случае, видимо, имеют значение внутреннее родство поэтической стихии творчества художника с эпико-героическими традициями русского фольклора, открытость и сила национального чувства, которое заложено в его искусстве.

Еще в начале творческого пути Иван Шишкин записал в свой альбом, что «главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры». На протяжении всей своей жизни Шишкин никогда не изменял этому принципу.

В конце жизни маэстро рассуждал перед учениками о не понятых еще таинствах природы, о будущем расцвете пейзажной живописи в России, ибо, как он считал, «Россия — страна пейзажа«.

 Так складывалась монолитная концепция творчества Ивана Шишкина, снискавшая ему, в силу своей цельности и органичности, столь широкое общественное признание. Неразделимость самого предмета творчества художника и его искусства бросалась в глаза современникам.

Его даже называли «лесным богатырем-художником», «царем леса», и в самом деле культ дерева, леса был присущ в высшей степени Ивану Шишкину. Художник видел в нем бесконечное разнообразие форм, воплощение бессмертия природы, материализацию чувства Родины. Не было в русском искусстве художника, который бы знал пейзаж столь «ученым образом» (Иван Крамской).

Иваном Крамским точно отмечена сама сущность творческого метода Шишкина, метода, в котором функции художественно-познавательные, эстетические естественно сочетались с функциями «естествоиспытательскими», научно-исследовательскими.

Обратите внимание

Но надо признать, такое сочетание не могло не привести к известным издержкам и потерям, к которым прежде всего относится недостаточная разработанность колорита в художественной системе художника.

Но у Ивана Шишкина сам пафос познания, благодаря именно своей мощи, целенаправленности и объективной истинности, приобретал нередко богатые образные потенции и нес немалое эмоциональное напряжение. Его стремление объектировать, очистить от всего личного и потому случайного свое восприятие природы приводило к тому, что картины Шишкина воспринимались как программные свидетельства принципиальной личной позиции художника, и поэтому  они не оставляли зрителя равнодушным.

Как откровения новой русской пейзажной живописи, противостоящей мертвому догматизму академической школы, были восприняты картины Ивана Шишкина, показанные на первых выставках передвижников. «Сосновый бор» (1872)-это «портрет» досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник.

Портрет, глубоко правдивый как в общей формуле, так и в мелких частностях, портрет торжественный по своему строю, требующий известной зрительской дистанции и в то же время откровенно личный по отношению к объекту.

При характеристике произведений Шишкина выявляется их нерасторжимая художественная целостность, в них одно качество не существует без другого.

Так, в его полотнах не выглядят диссонансами ни порхающие бабочки на фоне могучего корабельного леса, ни медведи, взирающие с вожделением на дерево с ульем в сосновом бору, или полевые цветы, пестрящие золотое море ржи и написанные с благоговейным вниманием.

Это единый живой мир природы во всей возможной для изображения полноте его воплощений. Иван Шишкин стремился выявить, запечатлеть устойчивые ценности пейзажа. Он создавал образы, в которых природа выражала себя почти в абсолютной степени. Величественный строй его произведений, производный прежде всего от самого объекта, во многом базируется и на постоянном соотнесении малого и огромного, эфемерного и вечного.

В полотнах живописца красноречиво выражены коренные качества русского пейзажа с характерным для него сочетанием могучих вертикалей и горизонталей, спокойной   гармонией масс земли и неба.

Сфера художественного воплощения приобретает, таким образом, учитывая реалистически достоверную изобразительную манеру, почти символический статус.

Важно

  Образ Родины прочитывается в картине «Рожь» (1878), где, кажется, мир сведен до основных «первоэлементов» бытия (плодоносящая земля, небо, ее объемлющее, и человек) и вместе с тем дан исчерпывающе полно. В полотне «Среди долины ровныя…» прекрасен и героичен великан-дуб, концентрирующий в себе растительную мощь земли.

Он свободно ассоциируется с вечным «древом жизни», старым дубом князя Андрея Волконского из «Войны и мира» или со своим прототипом из популярной песни. Такая подвижность границ образа происходит не от его нечеткости, а, скорее, от той же благодатной «элементарности», дающей возможность трактовать образ как реалистический символ.

Мясоедов Григорий. Первый оттиск. Портрет И.И. Шишкина 1891 187х123.

У Шишкина не было стремления к самодовлеющей пейзажности, его не увлекала дикая, первобытная красота природы — в картинах художника она всегда соприкасается с миром людей, миром живых существ, о котором напоминают то мотив дороги, то срубленное дерево, то фигура лесного сторожа и т. д.

Может быть, это было уступкой чрезмерной аналитической заостренности метода художника, пытавшегося такими традиционными внешними средствами «оживить» пейзаж, тем более что цветовому исполнению полотен отводилось, как правило, последнее место после тщательной графической и тональной проработки форм.

Несмотря на известные успехи Шишкина в области колорита, передачи световоздушной среды (а они очевидны в таких картинах, как «Полдень», 1868; «Среди долины ровныя…

«, 1883; «Лесные дали», 1884; «Сосны, освещенные солнцем»*, 1886), эти ценности лежали вне возможностей его творческого метода и были даже необязательными для его художественной концепции пейзажа-«памятника», пейзажа-«монумента».

Читайте также:  Как воспользоваться общественным транспортом будапешта?

Потому, вероятно, там, где он был свободен от этих задач — в чистой графике, гравюре, художник достигал более убедительных результатов. Его многочисленные офорты отличались виртуозным мастерством и пользовались огромным успехом.

Мастерство Шишкина, даже и доведенное до степени виртуозности, никогда не входило в противоречие с художественной правдой. Один неизвестный рецензент-современник точно сказал по поводу его выставки: «Шишкин тщательно с намерением избегает всего, что способно искусственно возвышать естественную поэтичность сюжета». А «сюжетом» его искусства был образ Родины, русской природы, которую он воплотил в своих произведениях полной могучих сил, неувядающей и облагораживающей красоты.

Источник материала: статья в книге « Художественный календарь. 1982.»

 Рожь

Утро в сосновом лесу

Хвойный лес. Солнечный день

Иван Шишкин. Зима

Иван Шишкин. Дубки

Среди долины ровныя

 Дождь в дубовом лесу

Иван Шишкин (1832-1898). Дубовая роща

Кама близ Елабуги

 За грибами

 Корабельная роща

Лес вечером

Лесные дали

Около дачи

Опушка леса

Пасека в лесу

Пейзаж Полесья

Первый снег

 Полдень. В окрестностях Москвы

Ручей в берёзовом лесу

Берёзовая роща. 1896

Бурелом. 1888

В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом. 1879

В парке. 1897

В роще. 1869

Вид на острове Валааме.

Вид на острове Валааме.1858

Деревенский двор. Конец 1860

Дубки

Дубы в Старом Петергофе. 1891

Еловый лес зимой. 1884

Заброшенная мельница

Кама. 1882

Корабельный лес. 1891

Лес.  1885

Лес с горы. 1895

Лесной ручей 1895.Этюд

Летний пейзаж с берёзой

На лесной опушке

Над набережной. 1887

Опушка леса

Осенний пейзаж. Парк в Павловске 1888

Парк дачи графа Мордвинова 1891

Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга. 1869

Речная заводь в лесу 1889-1890

Сосновый бор 1895

Стадо под деревьями. 1864

Старый дуб.  1866

Сумерки. 1874

Сумерки

Травки.Этюд 1892

Туманное утро. 1885

У берегов Финского залива(Удриас близ Нарвы) 1889

Цветы у забора.Середина 1880-х

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/435-shishkin.html

Штрихи к портрету: 7 историй о том, что хрестоматийный классик Иван Шишкин был живым, уязвимым и страстным человеком

Шишкин стал классиком при жизни. Но хрестоматийная известность иногда не позволяет зрителю по-настоящему встретиться с художником. Сознание в таком случае услужливо подсовывает некое бездушное «наше всё», о котором все знают, все видели, но всмотреться не пытались.

Нам бы хотелось снять этот налет позолоты с образа Ивана Шишкина, который был любящим, порывистым, иногда неловким и трогательным человеком.Нередко Шишкину в укор ставят излишнюю натуралистичность его картин, дескать, это уже фотография какая-то, а не искусство. Верность натуре Иван Иванович действительно считал важнейшим свойством пейзажа.

Однако не так всё однозначно с трактовкой его картин, случались и забавные истории. Однажды Шишкин работал на натуре, закончил соснового леса, наносил последние штрихи и был весьма доволен результатом: с протокольной точностью воспроизводил . Уносящиеся ввысь вершины деревьев, зыбкий густой воздух лесной чащобы, плотная, чешуйчатая кора стволов.

Кажется, всмотревшись, можно каждую хвоинку идентифицировать.

К Шишкину подошла местная крестьянка, долго смотрела на творение рук его, при этом тяжко вздыхала. Художник спросил, нравится ли ей картина, женщина горячо кивнула, куда ж, мол, лучше, еще как нравится! «А что здесь изображено?» — поинтересовался Шишкин. На что получил мгновенный ответ: «Должно, Гроб Господень».

Совет

Увидев по выражению лица странного барина, что, похоже, промахнулась, крестьянка поспешила его утешить: «Не угадала? Ну так погоди, сына Васютку пришлю, он грамотный — живо разгадает».

Любовь к природе не была единственным сильным чувством в жизни Шишкина. Известно о двух женах художника, обе рано умерли, оставив в его душе глубокие раны. В обоих случаях вернуться к жизни помогла родная Елабуга. И была еще любовная история, связанная с Елабугой.

В один из последних приездов на малую родину Шишкин увлекся местной молодой женщиной. Страсть была взаимной, женщина родила ему ребенка, но ни официальной женитьбы, ни признания ребенка не последовало.

Лев Анисов в биографии художника, написанной для серии ЖЗЛ, упоминает этот факт, но след той женщины, равно как и ребенка, затерялся.Шишкин очень не любил официальные мероприятия, долгие речи и всевозможные заседания.

Ему была отвратительна сама мысль о том, чтобы облачиться во фрак, слушать и произносить речи, отвешивать учтивые поклоны… Однако иногда этого не удавалось избежать. На XX передвижной выставке состоялось личное знакомство Ивана Шишкина с императором Александром III.

Художник экспонировал в тот раз «Летний день» и одно из многочисленных изображений соснового леса. Государь недвусмысленно выразил желание лицезреть знаменитого автора лесных пейзажей. Так что ненавистный фрак пришлось брать напрокат. В воспоминаниях Якова Минченкова читаем об этой встрече:

— Так это вы пейзажист Шишкин? — спросил царь.

Тот потряс бородой, молча соглашаясь с тем, что он действительно пейзажист Шишкин. Царь похвалил его за работы и пожелал, чтобы Иван Иванович поехал в Беловежскую пущу и написал там настоящий лес, которого здесь ему не увидеть. Шишкину и на это пришлось в знак согласия потрясти бородой.
Царя проводили, Иван Иванович подошел к зеркалу, посмотрел на свою фигуру, плюнул, скинул фрак и уехал домой без него, в шубе.

Поездка состоялась, но столь ценимых им уединения и слияния с природой Шишкину в тот раз испытать не удалось. Из царского охотничьего дворца был выслан экипаж, с художником нянчились, словно с дитем малым, чем чрезмерно его раздражали.

Он шагу не мог ступить, чтобы не наткнуться на заискивающее «куда вам угодно» да «чего изволите». Однажды Шишкин забрался в лесную чащобу, надеясь хоть тут отдохнуть от назойливых ухаживаний придворных и всласть поработать.

Обратите внимание

Вместо придворных подоспел управляющий лесом, взглянул на этюд, — а на первом плане красовалось полузасохшее дерево. Помялся-помялся и попросил стереть это дерево.

Шишкин удивился, а управляющий пояснил: «Ведь вы повезете картину в Петербург, а там посмотрят и скажут: „Ну и хорош управляющий — довел лес до того, что деревья стали сохнуть!“».

Император Николай II был поклонником творчества Шишкина, но не всегда ему удавалось заполучить в свою коллекцию то, что он хотел. Отношение к власть имущим по принципу «дороже отца родного» — такой подход Шишкину был несвойственен.

К примеру, племянник Николай Стахеев ему точно был милее царя.

Картину «На опушке соснового леса» публика впервые увидела в 1897 году на XXV выставке передвижников. Картину показывали в Санкт-Петербурге и в Москве.

Она чрезвычайно понравилась императору, он захотел ее приобрести в личную коллекцию, но получил отказ. Зато на желание своего племянника Николая Стахеева, владельца богатого собрания живописи, купить эту картину Шишкин ответил радостным согласием.

Так Николай II в тот раз остался с носом, а родственник художника — с картиной. Кстати, дальнейшая ее судьба тоже интересна.

После революции 1917 года Стахеев с семьей эмигрировал в Париж. Московский дом и большая часть его богатой коллекции были национализированы. Однако некоторые особенно дорогие для племянника Шишкина предметы искусства удалось вывезти, в том числе полотно «На опушке соснового леса».

В 1920-е годы у Стахеевых картину купил бельгийский художник Шарль Дефрейн (Charles Defreyn). Именно его потомки в июне 2016 года выставили работу на аукционе Sotheby’s.

Картина Шишкина оказалась самым дорогим лотом на торгах русского искусства, ее эстимейт определялся в 500−700 тысяч фунтов стерлингов (то есть высшая граница — миллион долларов) и был превышен в два раза. Наверняка абсолютно прозрачный провенанс тоже оказал свое влияние на ценообразование.

Важно

Разгорелась нешуточная борьба, дольше всех держались четверо покупателей. В итоге 7 июня 2016 года работа ушла за 1 млн 385 тысяч фунтов стерлингов (2,009 млн долларов). Покупатель находился в зале, но не пожелал разглашать свое имя.

Картина «На опушке соснового леса» изображает столь милые сердцу художника просторы родной Елабуги.

Некоторые исследователи полагают, что в фигуре на телеге Шишкин изобразил себя самого. Незадолго до этого он похоронил жену и двух сыновей, и всё, что у него осталось — родная Елабуга. Картина перекликается с его известнейшими полотнами — «Рожь» и «Полдень. В окрестностях Москвы».

Однажды художник был принят за «енерала, а не маляра». Мать Шишкина, Дарья Романовна, впервые побывала в большом городе на старости лет. Когда Иван был маленьким, она весьма сердилась на его увлечение, упрекала, что вместо чего дельного занимается «пачкотней бумаги», зато в коммерции проявляет дивное «слабоумие».

Правда, когда в 1850-м году в Елабуге случился страшный пожар, в первую очередь Дарья Романовна вынесла из огня рукописи и книги мужа, а также тетради и рисунки сына. А уж когда он возвращался в родной дом с медалями Академии, а после — со славой главного русского живописца, отношение мать переменила. Переменила, да не совсем.

Для того понадобилось Ивану Шишкину окончательно стать знаменитым, разбогатеть и привезти мать к себе в гости в Петербург. Она вошла в дом, оглядела увешанные картинами в золотых рамах стены, оценила обстановку и упрекнула сына: «Ах, Иван, Иван! Что же ты писал мне, будто ты маляр какой-то, а ты енерал». Дарья Романовна была твердо убеждена, что «маляры» так хорошо жить не могут.

Русский богатырь Шишкин показал себя в Германии. Вожделенная Большая Золотая медаль Императорской Академии художеств дала возможность Шишкину совершить пенсионерскую поездку в Европу. Очное знакомство с европейскими тенденциями позволило художнику в полной мере осознать, насколько дорог ему русский и русская реалистическая школа.

Новые веяния в искусстве его не затронули, а на любую попытку опорочить родное для него Шишкин реагировал с горячностью и иной раз даже с несвойственной его характеру агрессией. Художественный критик Дмитрий Успенский описывает такой случай: «…в одной из пивных Мюнхена немцы стали подтрунивать над русскими и Россией. Шишкин вступился.

Началась ссора, окончившаяся сокрушением целой толпы немцев. Дело дошло до суда, и там, в качестве вещественных доказательств фигурировал железный прут пальца в три толщиной, согнутый в дугу могучими руками сражавшегося Иван Иваныча. Суд оправдал Шишкина, а немецкие художники отнесли его из зала суда в ближайшую пивную, где и воздали честь собрату и доброму патриоту».

Совет

Шишкин не смог добиться успеха на педагогическом поприще. После реорганизации Императорской Академии художеств Шишкина пригласили вести мастерскую на площадке Академии. Это вызвало множество разногласий в Товариществе передвижных выставок (как и в принципе стремление части передвижников наладить отношения с Академией), страсти кипели нешуточные.

После долгих размышлений художник принял предложение. Но сплетни в Товариществе и интриги в Академии сделали это время не особенно радостным. Как же Шишкин всю жизнь не любил пересуды, закулисные игры, сплетни, интриги! Избегал их по возможности, но иногда возможности не было.

При этом сомневаться в преподавательских способностях Шишкина мы не можем, к тому времени в его учениках числились Андрей Шильдер, Федор Васильев, Ольга Лагода (вторая жена Шишкина), Ефим Волков и другие. Нередко он мог взять учеников и за свой счет поехать с ними на натуру, чтобы работать, не отвлекаясь на суету.

В академической мастерской Шишкин бывал очень строг, барышни нередко выходили от него в слезах. Но уж если видел в ученике талант, то поддерживал всеми силами, помогал и советом, и протекцией, и деньгами при необходимости.

Нередко критики противопоставляют Шишкина и Куинджи, называя одного мастером рисунка, второго — непревзойденным колористом.

Определенные основания для такого сравнения есть. Мастерские этих художников существовали при Академии одновременно, и Шишкин сам предлагал Куинджи объединиться, чтобы он учил студентов рисунку, а Куинджи — колориту. Архип Куинджи наотрез отказался и даже заявил, что находит метод Шишкина вредным для живописи. Вообще, отношения этих двух мастеров являют собой весьма страстную историю, они нередко бурно ссорились, после чего мирились, но ненадолго, до следующей стычки.

Обучаться у Шишкина оказалось занятием более скучным, чем заниматься с Куинджи. Если Куинджи давал студентам свободу, то у Шишкина в зимнюю пору в классе учились делать всё более совершенные рисунки с фотографий.

Постепенно многие ученики Шишкина переметнулись в соседнюю группу, а сам Шишкин практически перестал приходить на занятия, с горечью утверждая, что никому там его обучение не нужно. Вскоре он оставил Академию — и по причине всех этих неурядиц, и по состоянию здоровья.

Впрочем, через пару лет ему снова будет предложено место руководителя пейзажной мастерской, Куинджи в Академии на тот момент уже не преподавал, место его занял Киселев. Шишкин согласился, но снова ненадолго — на этот раз вмешалась смерть.

Источник: https://artchive.ru/publications/2389~Shtrikhi_k_portretu_7_istorij_o_tom_chto_khrestomatijnyj_klassik_Ivan_Shishkin_byl_zhivym_ujazvimym_i_strastnym_chelovekom

Иван шишкин – русский художник пейзажист — философия

Известный во всем мире русский пейзажист Иван Иванович Шишкин проявил художественные способности еще в детстве. После обучения в училище живописи и ваяния (г. Москва), начинающий художник поступил в Академию художеств в Петербурге.

Художник настолько был увлечен делом своей жизни, что не ограничивался только занятиями в учебном заведении.

Он также много работал в свободное время, занимаясь написанием этюдов и зарисовками пейзажей, что привело к большим успехам молодого живописца на выбранном профессиональном пути.

Обратите внимание

Картины известного художника И. И. Шишкина известны практически каждому человеку своей достоверностью и мягким очарованием природы.

Его произведения обладают одновременно фотографической точностью и своеобразной сдержанной красотой русских пейзажей.

Благодаря неустанному труду и постоянному совершенствованию художественных навыков, он неоднократно был удостоен различных наград за свои работы.

Особенности творчества Шишкина

Художник Шишкин досконально изучил множество растений, умело изображал их со всеми отличительными чертами. Он максимально правдиво писал еловые и сосновые леса, валежник, корни, травы и ветви, отражая все мелкие подробности и шероховатости каждой детали пейзажа в своих полотнах.

Талант русского художника Ивана Шишкина был признан при его жизни: такие его картины, как Утро в сосновом лесу, Рожь, Рубка леса и многие другие находятся в Третьяковской галерее.

Смотреть на видео картины, жизни и творчество художника И. Шишкина

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….

Также его пейзажи есть в Русском музее, Московском публичном музее и других публичных и частных коллекциях.

Читайте также:  Надоели неудачи? начните мыслить позитивно!

Кроме живописи маслом, художник много времени уделял рисункам и офортам, тщательно изображая различные природные формы. Именно непостижимая и суровая красота русской природы вдохновляла этого живописца Шишкина на создание новых художественных пейзажей.

Картины природы родной земли (леса, поля, луга)  — основа пейзажей Ивана Шишкина.

Пейзажи художника Шишкина – известные и любимые народом

Утро в сосновом лесу является самым узнаваемым пейзажей художника Шишкина – эта картина была широко тиражируема в полиграфической продукции разного характера в советское время.

Также известный художник писал  прекрасные полотна, на которых изображал дубовые и березовые леса, ручьи и поля, но три медведя в сосновом лесу увековечили имя Шишкина в памяти современников на многие десятилетия.

Такие картины русского художника, как Дубовая роща, Вечер, Лесные дали и многие другие легко узнаваемы благодаря манере письма автора, его вниманию даже к совсем мелким деталям. Любой человек, даже не слишком понимающий в искусстве, легко может отличить пейзажи знаменитого русского художника Ивана Ивановича Шишкина от произведений других пейзажистов.

Смотреть на видео обзор картины художника И. Шишкина Рожь

Источник: http://filosofia.ru/ivan-shishkin-russkij-xudozhnik-pejzazhist/

Иван Шишкин: жизнь и творчество художника

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Содержание

Иван Иванович Шишкин – известный русский художник (пейзажист, живописец, гравер) и академик.

Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи.

После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах данного заведения Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга. Сейчас картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко.

В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика.

В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.

Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.

Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Полдень. В окрестностях МосквыВид на острове ВалаамеРубка Леса

Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу.

Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах.

Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Важно

Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)].

РожьСосновый борСреди долины ровныя

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе.

Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф.

Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Интересные факты из жизни Ивана Шишкина

Шишкин и медведи

А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу.

Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно.

Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей.

В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы.

Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Под влиянием священника

Родом из Елабуги был еще один удивительный человек – Капитон Иванович Невостроев. Был он священником, служил в Симбирске.

Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву перебраться в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранившихся в синодальной библиотеке.

Совет

Они начали вдвоем, а потом Капитон Иванович продолжил в одиночку и дал научное описание всех исторических документов.

Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние (как елабужане, они поддерживали связь и в Москве). Он говорил: «Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Его ни с кем не спутаешь.

Скажи мне как художник художнику…

– Фотоаппарат – это механический прибор, который просто фиксирует лес или поле в данное время при данном освещении. Фотография бездушна. А в каждом мазке художника – чувство, которое он испытывает к окружающей природе.

Так в чем же секрет великого живописца?  Ведь глядя на его «Ручей в березовом лесу», мы явственно слышим журчание и плеск воды, а любуясь «Рожью», в буквальном смысле кожей ощущаем дуновение ветра!

– Шишкин как никто другой знал природу, – делится писатель. – Он прекрасно знал жизнь растений, в какой-то степени был даже ученым-ботаником.

Однажды Иван Иванович пришел в мастерскую к Репину и, рассматривая его новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница?!» – удивился Репин.

И тут Шишкин стал объяснять, что разница велика: если построить плот из одного дерева, бревна могут набухнуть, если из другого – пойдут ко дну, а вот из третьего – получится справное плавучее средство! Его знание природы было феноменальным!

Голодным быть не обязательно

– И вправду, убеждение, что художник должен быть далек от всего материального и заниматься исключительно творчеством, прочно закрепилось в нашем сознании, – рассуждает Лев Анисов.

– Вот, например, Александр Иванов, написавший «Явление Христа народу», был так увлечен своей работой, что порой черпал воду из фонтана и довольствовался коркой хлеба! Но все же это условие далеко не обязательно, и на Шишкина оно уж точно не распространялось.

Творя свои шедевры, Иван Иванович, тем не менее, жил полной жизнью и не испытывал больших материальных затруднений. Он дважды был женат, любил и ценил уют. А его любили и ценили красивые женщины. И это притом, что на людей, плохо его знавших, художник производил впечатление чрезвычайно замкнутого и даже угрюмого субъекта (в училище его по этой причине даже прозвали «монахом»).

На самом же деле Шишкин был яркой, глубокой, разносторонней личностью. Но лишь в узкой компании близких людей проявлялась его истинная суть: художник становился самим собой и оказывался говорливым и шутливым.

Слава настигла очень рано

Российская – да, впрочем, не только российская! – история знает немало примеров, когда великие художники, писатели, композиторы получали признание широкой публики только после смерти. В случае с Шишкиным все было по-другому.

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкин хорошо был известен за рубежом, а когда молодой художник учился в Германии, его работы уже хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец одной мюнхенской лавки ни за какие деньги не согласился расстаться с несколькими рисунками и офортами Шишкина, украшавшими его магазинчик. Слава и признание пришли к пейзажисту очень рано.

Художник полудня

Шишкин – художник полудня. Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы – все эти явления писать действительно интересно.

Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них – Шишкин.

В любой избе – репродукция Шишкина

Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся!), что на своих полотнах он отразил именно их. Однако наш собеседник поспешил разочаровать. География работ Шишкина чрезвычайно широка.

Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.

Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Много работал Шишкин и за границей.

Впрочем, в последние годы жизни Иван Иванович нередко наезжал и в Елабугу и тоже писал местные мотивы. К слову, один из самых известных, хрестоматийных его пейзажей – «Рожь» – был написан как раз где-то неподалеку от его родных мест.

– Он видел природу глазами своего народа и был народом любим, – рассказывает Лев Михайлович. – В любом деревенском доме на видном месте можно было обнаружить вырванную из журнала репродукцию его работ «Среди долины ровныя…», «На севере диком…», «Утро в сосновом лесу».

Библиография

  • Ф. Булгаков, «Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш.» (СПб., 1892);
  • А. Пальчиков, «Перечень печатных листов И. И. Ш.» (СПб., 1885)
  • Д. Ровинский, «Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв.» (т. II, СПб., 1885).
  • И. И. Шишкин. «Переписка. Дневник. Современники о художнике». Л., Искусство, 1984. — 478 с., 20 л. илл., портрет.

    — 50 000 экз.

  • В. Манин Иван Шишкин. М.: Белый город, 2008, с.47 ISBN 5-7793-1060-2
  • И. Шувалова. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художники России, 1993
  • Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,1999

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , to-name.ru, znaeteli.

ru

Иван Шишкин: картины художника

Иван Шишкин — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Иван Шишкин: жизнь и творчество художника

4.8 (95.67%) 60 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/shishkin-ivan.html

Ссылка на основную публикацию