Как формируются и развиваются интересы подростков?

Интересы современных подростков

Плановые консультации

Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения, меняется внутренний мир ребенка, его увлечения и интересы. Именно при их помощи подросток пытается выразить свое чувство взрослости, стремление к эмансипации.

Задача родителей на данном этапе — оценить степень  полезности или вредности  увлечений, но основная политика здесь – не мешать. Влиять на ситуацию имеет смысл лишь в том случае, если подросток чрезмерно увлекается своим хобби, когда ради него забрасывается даже учеба и общение со сверстниками, или же если увлечение настораживает своей странностью или асоциальным содержанием.

Занятие, которое интересно в принципе всем, независимо от возраста — общение со сверстниками. Человек  — существо социальное и просто не может жить без общения. Но в подростковом возрасте – общение с одногодками, а также групповое общение приобретает несколько иной характер.

Обратите внимание

Ребенок начинает искать новые знакомства, понимания среди друзей и сверстников, а также разделения его мнения и еще не оформившейся до конца жизненной позиции.

Подростки  часто сравнивают себя с другими людьми, сильно переживают, когда окружающие их оценивают ниже, чем они этого заслуживают. Ищут тех, кто мог бы принимать их такими, какие они есть, не осуждая, не сравнивая и не пытаясь «переделать».

Благодаря социальным сетям и интернету, современным подросткам легче восполнить потребность в общении.

Увлечение электроникой и техникой – это классика жанра для большинства мальчиков-подростков, вот уже несколько поколений. Кто-то увлекается мото- и автотехникой, кому-то интересна сборка и ремонт компьютеров. Сегодня, когда различные гаджеты стали широко доступными, увлечение достижениями технического прогресса коснулось и девочек-подростков.

Практически у каждого подростка есть планшет, рабочий компьютер и смартфон – все это требует определенных знаний и навыков, которые они приобретают в процессе работы с данными гаджетами.

Увлечение различными видами спорта снова набирает популярность. Спорт – это увлечение, которое не принесет вреда растущему организму. Поэтому, родителям важно всячески стимулировать и поощрять своего ребенка, если он вдруг заинтересовался спортом.

Современные подростки стали читать намного больше, чем дети даже 10-15 лет назад. Наверное, так происходит потому, что сегодня больше доступа к разным книгам, независимо от тематики. Подросток, который полюбил чтение, может увлекаться книгами слишком сильно и с упоением читать ночи напролет.

Чтение книг – это, безусловно, очень полезное для развития сына или дочери занятие, но оно не содержит элемента активности, поэтому важно научить подростка правильно распределять свое время, чтобы уделять его и любимому хобби, и общению, а также и физической активности.

В подростковом возрасте молодые люди часто очень озабочены своей внешностью. В большинстве случаев это связанно с просыпающимся интересом к противоположному полу. Девочки стремятся нравиться мальчикам, парни пытаются произвести впечатление на девочек.

Девочек начинает интересовать косметика, они учатся ее использовать, а также они увлекаются модой и стилем. Парни начинают следить за своим телом, работать над мышцами, интересуются модными и стильными новинками.

Важно

Интерес к собственной внешности – это естественное явление, но родителям нужно следить за тем, чтобы их ребенок  не впадал в крайности, и заботилось не только о наружном, но и о внутреннем мире.

Танец, как способ самовыражения и просто получения удовольствия, становится интересным еще маленьким детям. Они, заслышав веселую и энергичную музыку, начинают двигаться в такт. Но в подростковом возрасте формируются музыкальные вкусы, опять же под влиянием моды и окружающей группы.

Танцы интересуют старшеклассников все больше, поэтому они даже если не занимаются ими профессионально, то обязательно ходят в клубы и на дискотеки, где сочетают и общение, и прослушивание музыки, и танцы.

Сериалы и разные художественные фильмы были интересны большинству подростков, начиная с момента появления телевидения и кинотеатров. Походы в кино – излюбленное занятие молодежи уже нескольких поколений.

Сегодня же увлечения фильмами и сериалами набирает обороты за счет доступности их в интернете. Можно, например, скачать сериал и за день просмотреть все серии. Но, важно также в этом вопросе следить за соблюдением баланса.

Круглосуточный просмотр сериалов и фильмов не принесет пользы молодому человеку.

Коллекционирование по-прежнему интересно современным подросткам. Сегодня объектом вожделения могут быть спортивные майки, кепки футбольных команд, плакаты с любимым актером, книги определенной серии, значки из разных стран.

На сегодняшний день возможность фотографировать появилась практически у каждого подростка. Относительно недавно стали доступными гаджеты со встроенной фото- и видеокамерой.

Появление социальных сетей привело к тому, что дети все чаще стали фотографироваться и фотографировать, чтобы поделиться сделанными снимками со своими друзьями.

Увлечение селфи (запечатление самого себя на фотокамеру) — только на первый взгляд кажется безобидным. На самом деле это хобби сопряжено с опасностями для подростков, поэтому его окрестили «селфицидом».

Пытаясь сделать самое оригинальное фото, чтобы получить больше лайков и комментариев, дети забывают о безопасности. Страсть к селфи иногда становится для подростков фатальной.

Они погибают при разных обстоятельствах: одни пытаются сфотографироваться на мотоцикле и попадают в ДТП, не справившись с управлением, другие разбиваются в результате падения с высоты, третьи — нечаянно наносят себе увечья.

Компьютерные игры и симуляторы — это увлечение молодежи, которое заставляет психологов во всем мире бить тревогу. Родителям, чьи дети стали увлеченными «геймерами», необходимо много мудрости и терпения, чтобы помочь ребенку не потерять связь с реальностью.

Особенную обеспокоенность у психологов вызывает увлечение современных подростков разного рода симуляторами. Подросток в виртуальном мире проживает жизнь, которая далека от реальности.

Но он все чаще пытается погрузиться в свою виртуальную иллюзию, потому что там проще, чем в реальности. Все виртуальные «проблемы» легко разрешаются, причем всегда есть неограниченное количество попыток, а в реальности все по-другому.

Совет

Так формируется игровая зависимость, которая может провоцировать серьезные проблемы с психикой.

Подростки часто обращаются к экстремальному спорту, считая, что риск — легкий способ привлечь к себе внимание, заставить окружающих уважать себя.

Так, среди подростков популярен  паркур — преодоление препятствий без страховки (стен, заборов, лестниц и так далее).

Тинейджеры хотят «все и сразу» и, насмотревшись видео с трюками профессионалов, спешат повторить их без предварительной подготовки. Риск травмироваться в паркуре очень высокий, причем не только для новичков.

Опасное хобби — зацепинг. Подростки цепляются к последнему вагону поезда, карабкаются на крышу, а весь процесс снимается на телефон. Конечно, такое увлечение оборачивается огромным количеством несчастных случаев.

Любой родитель переживает за безопасность собственного ребенка. Поэтому, если появились подозрения в том, что подросток «подсел» на рискованные увлечения, необходимо срочно предпринимать меры. Но делать это крайне тактично и осторожно, чтобы не вызвать отторжение и потерю доверия.

Лучший способ — попытаться перенаправить неуемную энергию подростка в другое русло, постараться вовлечь его в более безопасные занятия, которые тоже могут быть интересными.

Нужно больше общаться с ребенком, интересоваться его проблемами, говорить ему, что он талантливый, красивый.

Обратите внимание

Если он будет чувствовать уверенность в себе и поддержку близких, у него не появится потребности доказывать что-то сверстникам рискованными способами.

Источники:

studbooks.net/1612073/psihologiya/podrostok_interesy

infourok.ru/material_k_roditelskomu_sobraniyu_v_9_klasse_na_temu-165576.htm

razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/opasnoe-hobbi-5-zanyatiy-kotoryie-mogut-prichinit-vred-rebenku.html

Источник: http://podrostok.68edu.ru/?p=5229

Как формируются увлечения и интересы подростков?

Как правило, увлечения и интересы подростков говорят об их сущности. В зависимости от того, чем увлекается человек, в чем заключаются его интересы, можно составить о нем определенное мнение.

Многие родители подвергаются недоумению, когда вдруг узнают о каком-то определенном увлечении своего ребенка.

А интересы и увлечения ребенка начинают формироваться еще с раннего возраста, когда он зацикливает свое внимание на каком-то предмете или начинает прислушиваться к какому-то доселе непривычному звуку.

Почему-то в этом возрасте родители не обращают внимания на такое поведение их малыша. А зря. Это именно тот период, когда нужно осознанно направлять интересы ребенка в нужное и правильное русло.

Как только малыш начинает реагировать на звуки, яркие цвета, предметы необычной формы или непривычного размера, некоторые проявления природы, нужно обратить на это свое внимание.

Именно сейчас можно определить, что больше всего привлекает внимание ребенка, чем он увлекается, а на что не реагирует вообще.

Однако со временем, вкусы и предпочтения ребенка могут меняться под влиянием различных факторов.

Важно

В самом начале помочь ребенку в выборе интересов и увлечений могут его же родители или члены семьи.

Если, к примеру, чувствуется, что ребенок увлекается танцами или музыкой, даже отвлекается от своих дел, услышав мелодичные звуки, значит, необходимо направить все усилия, чтобы развить в нем этот интерес.

Если же, наоборот, малыш больше увлекается книгами, гуманитарными науками, задает вопросы о человеческой сущности, о возникновении вселенной и жизни на земле, значит, такие вещи, как игры в футбол с дворовыми детьми его вряд ли заинтересуют.

Как правило, на интересы подростков, в первую очередь, влияет атмосфера в доме.

Если в семье царят домашний уют, спокойствие, доброжелательность, любовь и понимание, то ребенок растет осмысленным, умным, его интересуют и увлекают более высокие ценности.

Читайте также:  О чем говорит дистанция во время общения?

Если же в семье творится беспорядок, царят хаос и неуважение друг к другу, как правило, дети из такой семьи растут безалаберными, их ничто не интересует, единственное их увлечение заключается в проведении бесцельного времени на улице.

Обычно, в раннем возрасте интересы детей разносторонние, их интересует практически все, то они хотят стать космонавтами, потом врачами. Некоторые даже увлекаются историей и представляют себя на месте рыцарей и воинов, поэтому многих детей интересуют фильмы о войнах, боевики и прочие.

Однако со временем, чем взрослее становится ребенок, тем он становится осмысленнее, а действия осознанными. Он начинает понимать, что вымышленные истории о героях, космос и похожие проявления его уже не интересуют и не являются одним из видов увлечения.

Теперь его начинают интересовать занятия спортом, компьютерные игры и другие, подобного рода увлечения.

Немаловажную роль в формировании интересов и увлечений у подростка играет школа. Общаясь с разными детьми одного возраста, но разных образов мышления, начинают проявляться какие-то доселе незнакомые интересы. Как правило, подростков начинает объединять что-то общее, теперь они одинаков мыслят, одинаково реагируют, у них общие интересы и увлечения. Однако, и этот период проходит.

В старших классах все начинают увлекаться такими предметами, как физика, химия, электроника. Как правило, многие твердо решают углубиться в этом направлении, в связи с чем родители уже смиряются стем фактом, что их ребенок станет в будущем инженером, электромехаником, математиком.

Совет

Многие родители обычно решают вмешиваться в жизнь своих детей и искусственно направлять их в то русло, которое, по их мнению, будет наиболее подходящим для их чада. Однако это довольно распространенное и ошибочное мнение.

Подростку лучше знать, к чему он тянется, что его интересует и увлекает, за что он берется с воодушевлением.

Родители же поступают таким образом, диктуя свои правила, только потому, что в свое время они аналогичным образом были отдалены от определенных интересов и увлечений.

Кроме того, некоторые считают, что назло другим и напоказ им их дети должны стать известными профессорами, врачами, кандидатами наук и прочее. Однако они не понимают, что таким своим поведением мешают своим детям и реально меняют их жизнь. Ведь подростку придется жить с выбранной профессией всю свою оставшуюся жизнь.

Увлечения и интересы подростков зависят также от их умственного развития и интеллекта. Как правило, эти качества начинают проявляться в детском возрасте, когда ребенок реагирует на прочитанную сказку или указанный намек. Ошибка многих родителей заключается в том, что они постоянно сравнивают своих детей с чужими.

Им почему-то всегда кажется, что их дети не такие умные и не такие смышленые, как другие. Исходя из этих соображений, начинается тирада упреков и недовольных высказываний по поводу того, почему их ребенок не обладает достаточным интеллектом, широким кругозором, логическим умом и тому подобное.

Все это не может негативно не сказаться на характере ребенка, а также на его интересах, увлечениях и предпочтениях. Как правило, ребенок начинает замыкаться в себе, чувствовать себя ущемленным, таит в себе обиду, в нем постепенно развивается чувство неуверенности, что он сможет справиться с определенными вещами.

Вполне естественно, что такой подросток не будет ничем интересоваться. За что бы он не брался, его постоянно будет преследовать чувство неуверенности, никчемности и отсутствия определенных умений и навыков.

Обратите внимание

Вместо того, чтобы принижать своих детей и критиковать их во всем, нужно присмотреться к ребенку и постараться выявить, какие предпочтения и интересы больше всего его увлекают. Помощь и участие родителей заключается в том, чтобы подросток смог сделать правильный выбор и не ошибся. В связи с этим не помешает откровенная беседа.

Во время беседы и дискуссии есть вероятность, что ребенок раскроет свои карты и чувства. Может, существуют определенные моменты, которые мешают ему сделать правильный выбор, он сомневается и не знает, как поступить. Общее же рассмотрение дел, обсуждение, тщательный подход — все это поможет определиться с интересами и увлечениями.

Поэтому не стоит относиться к этому скептически и полагать, что подростку рано еще думать о каких-то интересах.

Таким образом, как выясняется из вышеописанного, на увлечение и интересы подростков, особенно мальчиков, влияют различные факторы. Немаловажную роль среди которых играют психологические.

Поэтому роль каждого родителя заключается в том, чтобы правильно определить судьбу своего ребенка. Это проявляется в том, в какой садик был отдан ребенок, в какую школу он ходит, с кем общается и проводит свое свободное время.

Это наиболее важные и первостепенные моменты, которые могут повлиять на выбор интересов и увлечения у подростков.

Итак, в статье была представлена подробная и полезная информация о том, как формируются интересы и увлечения у подростков, каковы роль и участие их родителей, как влияет на выбор школа и общение со сверстниками.

Источник: http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/kak-formiruyutsya-uvlecheniya-i-interesy-podrostkov/

Познавательный интерес в подростковом возрасте

Чугунова К. А., Якунина Е. В. Познавательный интерес в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 963-965. — URL https://moluch.ru/archive/132/37143/ (дата обращения: 26.02.2019).



В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст

Фактором успешного обучения и развития личности школьника является познавательный интерес. Познавательный интерес — важное качество личности, формирующееся в социальных условиях. Познавательный интерес выступает одним из главных мотивов учебной деятельности школьника.

Формирование познавательного интереса начинается еще в дошкольном возрасте и проявляется в игре, как ведущей деятельности данного возрастного периода, а также в повышенной любознательности к предметам окружающего мира.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится — учебная. Именно в этом возрасте закладываются предпосылки успешного обучения.

Важно

Для учителя крайне важно сформировать заинтересованность школьника, а затем и познавательный интерес к учебным дисциплинам.

Младший школьный возраст сменяет новый — подростковый возраст — это переходный период развития личности, который начинается в 10–11 лет и продолжается до 14–15. Все изменения данного возраста обусловлены физиологической перестройкой организма.

Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью, возбудимостью, импульсивностью и резкими перепадами настроения. На данном этапе учеба перестает быть основной и главной задачей подростка. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками.

Поэтому важной задачей преподавателей на этом этапе становится стимулирование, поддержка и развитие познавательной активности подростков [1].

Сложный путь развития проходят учебные интересы подростка за четыре года его обучения в средних классах. В этом возрасте интересы многообразны и различаются как по своей направленности, так и по уровню развития. В коллективе любого класса — будь то пятый, шестой или седьмой — мы можем наблюдать это многообразие учебных интересов.

От мимолетных, ситуативных, меняющихся — до устойчивых ярко выраженных. У одного — к алгебре, у другого — к физике или иностранному языку, у третьего — к химии. В учебных интересах ребят все представляется, на первый взгляд, своеобразным, непохожим.

Но в этой многоликости учебных интересов подростков есть общее: путь их становления, в котором проявляется не только индивидуальный жизненный опыт детей, но и те отношения, в которые они вступают [2].

Подросткам присуща широта интересов: спортивные, технические, учебные. Все эти интересы взаимосвязаны.

Совет

Взаимодействуя, они образуют сложную систему, в которой нередко одна группа интересов, допустим, спортивная, становится главной, отчетливо выражающей направленность личности, а другие проявляются только временами, и то незначительно влияя на общую направленность школьника.

В свою очередь, учебные интересы подростков тоже образуют систему, которая проявляется как эмоционально- познавательное отношение к нескольким учебным предметам. В седьмом, а чаще всего в восьмом классе, как установил психолог В. Г.

Иванов, в системе учебных интересов подростка появляется ведущий интерес к одному или двум предметам. Поэтому у старших подростков эмоционально-познавательное отношение к учебным предметам приводит к формированию профессионального интереса.

Интересы очень многих подростков, особенно младших, неустойчивы, часто носят ситуативный характер. Ребята быстро и страстно увлекаются, но ненадолго. Это объясняется их возрастными особенностями: повышенной эмоциональностью, потребностью в разностороннем самоусовершенствовании, устремленностью к ярким впечатлениям. А также слабостью воли и быстрой утомляемостью [2].

Существует немало примеров того, учебные интересы учащихся, возникнув в четвертом или пятом классах, сохранялись в течение всех лет обучения в школе. Следует сделать вывод, что у младших подростков, несмотря на неблагоприятные возрастные явления (повышенная утомляемость и т. д.), в определенных условиях обучения и воспитания развивается устойчивый учебный интерес.

В большинстве случаев учащиеся называют интерес к знаниям- ведущим мотивом учения. Эмоционально- познавательное отношение к учению, в свою очередь, возникает только на фундаменте прочных знаний.

Если интерес младшего школьника направлен непосредственно на учебную деятельность, которая сама по себе доставляет положительные переживания, то подростка, особенно старшего, уже привлекает содержание учебного предмета.

А в старших классах интерес учащихся нередко направлен на саму науку и осознается как потребность в знаниях по данной науке.

Обратите внимание

Когда подростки умеют решать задачи несколькими приемами, когда в теоретических вопросах они способны выделить главные моменты, когда учебный материал пробуждает их фантазию, мы видим признаки увлеченности. Ее главный показатель- стремление к новым знаниям [3].

Читайте также:  Как строилась приволжская железная дорога?

Активность старшего подростка, одухотворенная интересом к предмету, проявляется в характере учебной деятельности. И во вдохновенном решении задач, и в творческих муках над страницами сочинения, и в ярком, полном мысли и чувства ответе у доски… И еще во многом и многом другом.

Внешнее выражение интереса у разных учащихся неодинаково и по форме, и по силе выразительности, но его отблеск виден всегда. И не только на уроке. Учебный интерес приводит подростка в предметный кружок или библиотеку.

Нередко подросток, не рассчитав своих возможностей, резерва времени, стремится успеть везде, и что-то обязательно остается несделанным. Зачитавшись в библиотеку, он забывает и про обед, и про наказ родителей… такова сила интереса, ставшего чертой личности подростка.

Его мысли направлены на поиск знаний и умений, удовлетворяющих интерес. Развивается неутолимая жажда знаний.

Когда учителя или родители пытаются сдерживать инициативу подростков в приобретении знаний, то они тем самым неизбежно гасят искры живого интереса.

Сила познавательного интереса подростков часто недооценивается взрослыми, в том числе и педагогами.

И развитие его нередко зависит от способностей подростка самостоятельно преодолевать многообразные трудности, возникающие на пути удовлетворения интереса. Долг учителя — помогать любознательным в поиске знаний [4].

Важно

В возможности детей надо искренне верить, интересы их надо всемерно поддерживать. Сегодня еще многим подросткам присущи неустойчивые эпизодические интересы. Это особенность не только возраста, но и условий формирования интереса, которые по разным причинам отнюдь не всегда благоприятны.

Каждому подростку, проявляющему в школьные годы интерес к знаниям, нужны внимание и забота старших. И в первую очередь — педагога. Такая помощь не бывает бесплодной. Она направляет развитие личности, позволяет разглядеть ее грядущий день. А это уже немало: предугадать силу интереса [3].

Направленность учебных интересов 14–15- летних школьников тесно связана с окружающей их жизнью. Более всего их воображение покоряет действенность точных наук. За будничностью и прозой формул они видят волнующий мир открытий.

Сегодня — формула, а завтра — трасса полета в космические дали. Этому возрасту, как правило, присущи широкие учебные интересы, т. е.

подросткам свойственно проявлять интерес ко всем предметам, по которым они устойчиво имеют хорошие знания и высокую успеваемость [4].

Таким образом, успешное формирование у подростков интереса к учению можно осуществить только на основе индивидуального подхода к ним, для чего необходимо знать: индивидуально — психические особенности воспитуемого; особенности качества, которое у него развивают; пути формирования этого качества, учитывая все виды воздействий на личность воспитуемого и непрерывность ее развития.

Чтобы знать личность ученика, надо ее изучать. Точно так же, как нет учебника «вообще», не существует и учебного интереса «вообще». Есть конкретная личность ученика с определенным уровнем развития у него интереса к учению.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы: ученые записки Ленинградского гос. Ун-та. — Л., 1959.
  2. Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. — М., 1986.
  3. Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина. Развитие мотивов учения у школьников, Известия АПН РСФСР», вып. 36, 1951.
  4. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, интерес, учебная деятельность, подросток, младший школьный возраст, ведущая деятельность, подростковый возраст, познавательное отношение, дошкольный возраст, успешное обучение.

познавательная деятельность, познавательный интерес, учебная деятельность, процесс обучения, урок, интерес, подростковый возраст, учебный процесс, учитель, школьник.

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы

Учебный интерес — это своеобразие эмоционально-познавательное отношение к изучаемым в школе учебным дисциплинам.

Познавательная активность направлена на удовлетворение познавательного интереса, а её уровень характеризует потребностно-мотивационную сторону детей младшего школьного возраста.

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы общения и обучения, в результате чего происходит совершенствование всех психических процессов.

Познавательный интерес в подростковом возрасте.

Познавательный интерес в подростковом возрасте. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку.

Совет

В настоящее время актуальным остается вопрос о формировании познавательного интереса у младших школьников как мотива, активизирующего интеллектуальную деятельность обучающихся.

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников, обучение, психическое развитие ребенка, школа.

Ключевые слова: подростковый возраст, интересы, выраженность интересов, учебная деятельность.

интересы подростков более осознанны и устойчивы, отличаются большей активностью, чем интересы младших школьников

подросток, учение, учебная работа, школа, учебный материал, интерес, том, ребята, подростковый возраст, умственный труд.

познавательная деятельность, познавательный интерес, учебная деятельность, процесс обучения, урок, интерес, подростковый возраст, учебный процесс, учитель, школьник.

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы

Учебный интерес — это своеобразие эмоционально-познавательное отношение к изучаемым в школе учебным дисциплинам.

Познавательная активность направлена на удовлетворение познавательного интереса, а её уровень характеризует потребностно-мотивационную сторону детей младшего школьного возраста.

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы общения и обучения, в результате чего происходит совершенствование всех психических процессов.

Познавательный интерес в подростковом возрасте.

Познавательный интерес в подростковом возрасте. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку.

Совет

В настоящее время актуальным остается вопрос о формировании познавательного интереса у младших школьников как мотива, активизирующего интеллектуальную деятельность обучающихся.

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников, обучение, психическое развитие ребенка, школа.

Ключевые слова: подростковый возраст, интересы, выраженность интересов, учебная деятельность.

интересы подростков более осознанны и устойчивы, отличаются большей активностью, чем интересы младших школьников

подросток, учение, учебная работа, школа, учебный материал, интерес, том, ребята, подростковый возраст, умственный труд.

Источник: https://moluch.ru/archive/132/37143/

Развитие интересов в подростковом возрасте

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути.

Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности.

В этот период развития наблюдается проявление интересов подростков как определенных потребностей.

Многие исследователи связывают интерес с познавательной потребностью и деятельностью человека. А. Г.

Ковалев пишет, что потребность в познании выступает как общая потребность в ориентировке: человек нуждается в знании мира, в котором живет, у него имеется стремление к познанию специфических явлений действительности (склонность к наукам). А. В.

Петровский считает, что интерес – это эмоциональное проявление познавательной потребности, форма проявления этой потребности.

Обратите внимание

Сходную мысль можно найти и в «Психологическом словаре»: интерес определяется как потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности. Наконец, А.Н.Леонтьев писал, что интерес – это специфическая познавательная направленность на предметы и явления действительности и что интерес приводит к накоплению знаний об интересующем предмете. [12, С. 167]

Ряд психологов определяют интерес через внимание. Так, К.К.Платонов пишет, что интерес – это окрашенное положительной эмоцией сосредоточение внимания на определенном феномене. С.Л.

Рубинштейн рассматривает интерес как сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов. [12, С.

172] Таким образом, интерес и внимание, несомненно связаны друг с другом, но в зависимости от того, что понимается под интересом, эта связь выглядит по-разному.

Интерес может выступать как одна из составляющих мотивации поступков. Как отмечает Л. И. Божович, в старшем школьном возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.

Прежде всего, это проявляется в упорядочивании, интегрировании всей системы потребностей их формирующимся мировоззрением.

Под влиянием мировоззрения возникает достаточно устойчивая иерархическая система ценностей, влияющая на взгляды и убеждения учащихся. Последние являются довольно строгим контролером возникающих у старшеклассников желаний и в тоже время побуждают их к самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению, в том числе и к выбору профессии.

Если у подростков выбор профессии (скорее декларируемый, чем обоснованный) еще в значительной степени импульсивен, совершается нередко под влиянием внешних обстоятельств (общественной моды, внешней романтичности и т.п.

) или является актом подражания старшим товарищам, то у старшеклассников этот выбор осуществляется на основе предварительной подготовки, внимательного анализа той деятельности, которую они готовы выбрать в качестве своей профессии.

При этом старшеклассники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. А это значит, что в процессе формирования социально направленных мотивов «внутренний фильтр» начинает играть ведущую роль. [12, С. 196]

Важно

О переходном периоде обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п.

Основным психологическим феноменом, характеризующим подростковый возраст является резкий скачок в процессе формирования Я-концепции. В основном это связано с развитием самосознания. В этот период оно обогащается таким важным открытием, как открытие подростком своего внутреннего мира.

Читайте также:  Мэрилин монро - успешная кинозвезда или звёздная неудачница?

Это открытие вносит значительные изменения в спокойную сознательную часть духовной жизни ребенка. В результате подросток получает почву для размышлений, которую обозначил еще Сократ: «Познай самого себя».

Вместе с открытием своего «Я» человек получает иногда неразрешимую задачу в определении, что же это такое — «Я»? Без, хотя бы приблизительного знания об этой психической реальности и, более или менее, полного овладения ею невозможна полноценная жизнь человека.

Без этого нельзя определить ни свое призвание!!!, ни позицию в общении, ни свое место в обществе, не говоря уже об основе всего этого — душевного равновесия и согласия с самим собой. Таким образом подросток, хочет он того или нет, получает духовную, психологическую задачу, которую он обязательно должен решить.

В этом, как мне кажется, и заключается, психологичесое ядро кризиса подросткового возраста. Помочь подростку в формировании его Я-концепции — основная задача близких ему взрослых. Помощь психолога может быть оказана как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Формирование Я-концепции может происходить, в определенном смысле (в смысле ее обогащения, углубления, переоценки и изменения системы ценностей и т.д.), в продолжении всей жизни. Несмотря на это, начавшись в подростковом возрасте, этот процесс, в основном, должен завершиться к концу юношеского. И затем уже только достраиваться, либо перестраивается.

Я-концепция — это система представления человека о самом себе и основанная на ней установка по отношению к себе и другим людям, а также характер взаимодействия с партнерами по общению.

Совет

Самосознание является ключевым, но только одним из компонент Я-концепции, а именно когнитивным — образ собственных психологических качеств, внешности, социальной значимости, индивидуальности, степени заинтересованности другими людьми и т.д.

Не менее важна эмоциональная сторона — самоуважение, любовь к себе, принятие либо непринятие себя, самолюбие, самоуничижение и т.д. Наконец, выделяют третью составляющую Я-концепции — оценочно-волевую.

Ее содержанием является стремление человека повысить свою самооценку, к самоутверждению, завоеванию уважения, вырабатыванию у себя качеств, соответствующих его представлению о том, каким он (она) должен или должна быть.

    Адекватная Я-концепция может сформироваться исключительно в процессе общения и практического взаимодействия с другими людьми. Только тогда появляется возможность проверить себя на деле, посмотреть на себя со стороны, получить обратную связь. Таким образом человек «смотрится как в зеркало в другого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я.

 Эмоциональные проблемы возраста имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфомании — озабоченности своим телом и внешностью, страха или бреда физического недостатка — в юности обычно уже проходит. Резкое увеличение в переходном возрасте количества личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания.

Хотя уровень сознательного самоконтроля у юношей гораздо выше, чем у подростков, они чаще всего жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влиянием и такие характерологические черты, как капризность, лень, ненадежность, обидчивость.

Многое в их жизни, включая собственные поступки, кажется совершающимся автоматически, помимо их воли и даже вопреки ей. Так называемые немотивированные поступки, частые в юношеском возрасте, вовсе не беспричинны.

Просто их мотивы вследствие тех или иных обстоятельств не осознаются подростком и не поддаются логическому анализу.

Обратите внимание

Старшим часто кажутся иррациональными многие подростковые увлечения спортом, компьютером …. Даже если их предмет вполне невинен и положителен, взрослых смущает и раздражает юношеская одержимость, страстность и односторонность: увлекаясь чем-то одним, подросток зачастую запускает другие, более важные с точки зрения старших дела.

Процесс формирования «Образа Я» морали, взглядов на мир сопровождается сильными аффективными переживаниями. Особого внимания заслуживает эмоциональный компонент самооценки подростка.

Развитие самооценки подростка связано с анализом своих переживаний, связанных как с внешними, так и с внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они не похожи на других людей, они уникальны и неповторимы. В силу этого у них возникает мысль, что никто не может их понять.

Под влиянием ощущения собственной уникальности подростку кажется, что все, что когда-либо случалось с другими людьми к нему не имеет ни какого отношения. Поэтому, они бывают бесстрашны и способны на очень рискованные действия.

К 16 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность. Если маленькие дети реагируют на все, что происходит вокруг них, то подростки, по сравнению с ними, более избирательны.

Процесс формирования мировоззрения подростков — становления самооценки и морали, выработки жизненных планов, формирования взглядов и убеждений — имеет сильную аффективную окрашенность. В частности, это выражается в страстном отстаивании своих взглядов, остром реагировании на слова и поступки, затрагивающие юношеские оценки и самооценки, принципы и установки.

Чрезвычайно важная характеристика эмоционального компонента Я-концепции — самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я».

Психологические тесты и шкалы самоуважения измеряют более или менее устойчивую степень положительности отношения индивида к самому себе. «Самоуважение выражает установку одобрения или не одобрения и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным.

Важно

Короче, самоуважение — это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе» (С.Куперсмит, 1965).

В зависимости от того идет ли речь о целостной самооценке себя как личности или о каких-либо отдельных исполняемых социальных ролях, различают общее и частное (например, учебное или профессиональное) самоуважение.

Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое — с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения — это «личная потребность максимизировать переживания положительных и минимизировать переживания отрицательных установок по отношению к себе» (Г.Каплан, 1980).

Высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия или не самокритичности. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что сможет преодолеть свои недостатки.

Низкое самоуважение наоборот предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности.

Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что так или иначе затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих.

Они болезненнее реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный.

Пониженное самоуважение и коммуникативные трудности снижают их социальную активность. Люди с низким самоуважением принимают значительно меньшее участие в общественной жизни, реже занимают выборные должности и т.д. Даже поставив перед собой определенную цель они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных.    

Совет

Расхождение реального и идеального «Я» — функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков и юношей расхождение между реальным и идеальным «Я», т.е.

между теми свойствами, которые индивид себе приписывает и теми, которыми он хотел бы обладать значительно больше, чем у ребят со средними способностями. То же — у более творческих людей, у которых гибкость и независимость мышления часто сочетается с недовольством собой, повышенной ранимостью.

Рефлексивная самокритичность творческой личности и пониженное самоуважение невротика схожи в том, что в обоих случаях присутствует стремление к совершенству и выбор настолько высокого образца, что по сравнению с ним наличные достижения и свойства «Я» кажутся незначительными.

Но в первом случае конфликт реального и идеального «Я» разрешается в деятельности. Этот конфликт развертывается на основе сильного «Я», которое может ставить себе трудные задачи и в этом проявляется мера самоуважения.

Типичная черта подростков — чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнению собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое в свою очередь противопоставляется «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо.

Разные способы социализации мальчиков и девочек которые существуют во всех обществах, с одной стороны, отражают, а с другой — создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем, речь идет не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и девочек, но и качественных различиях в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности.

При совместном проведении времени: на прогулках, при посещении музеев, театров, танцев, кино и т.д. могут возникать романтические отношения Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения.

Источник: https://studopedia.net/1_37066_razvitie-interesov-v-podrostkovom-vozraste.html

Ссылка на основную публикацию