Где можно увидеть одну из замечательных реликвий, наскальный лик христа?

Где можно увидеть одну из замечательных реликвий, наскальный лик Христа?

В лесистых горах Западного Кавказа раскинулся веер неповторимо красивых ущелий, уходящих к снежной гряде Главного Кавказского хребта. С заоблачных вершин и ледников стекают хрустальные ручейки и речки.

Одни из них не спешат: синими глазами озёр они долго рассматривают изломанный мир диких скал. Другие, нетерпеливые, сразу повисают в ущелье звенящими водопадами.

Собравшись внизу, уже не останавливаясь, бегут они сквозь альпийские луга, через леса и долины, вобрав в себя чистоту горного воздуха, холод льдов, белое кипение цветущих рододендронов, запах созревшей земляники и задумчивость семисотлетних великанов пихт.

Обратите внимание

Притоки сливаются в две уже большие реки — Псыш и Кизгыч, которые затем, у небольшого горного посёлка с романтическим названием «Архыз», образуют Большой Зеленчук, бурно несущий к Кубани свои необыкновенные зелёно-голубые воды.

Хребты около долины достигают в среднем 2500 м высоты и надёжно защищают её от ветров, в том числе и холодных северных, что создаёт особые условия, характеризующиеся малой облачностью, большим количеством солнечных дней, сухостью воздуха, отсутствием сильных ветров. Температура воздуха самого тёплого в Архызе месяца равна 24,8° С, а самого холодного — 5,8° С. Здесь не бывает изнуряющей жары и жгучих морозов. В Архызе много солнца. На Северном Кавказе его называют «полюсом ясности».

По количеству безоблачных солнечных дней Архыз превосходит такие известные курорты, как Кисловодск и Давос, и благодаря высокому напряжению солнечной радиации среднегодовая температура в Архызе на 1−2 градуса выше, чем в швейцарском Давосе. Зима солнечная, снежная, здоровая, мягкая и сказочно красивая. Длится в посёлке около четырёх месяцев, начинаясь во второй половине ноября.

Более тысячи лет назад через Архызскую долину проходила северная ветвь Великого шёлкового пути в Китай. Здесь в X—XI вв.еках находилась столица Аланского государства и религиозный центр Аланской епархии. На территории городища до настоящего времени сохранились три христианских храма XI века.

К Городищу Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии много лет устремлён поток паломников.

В последние годы он резко возрос: напротив среднего архызского храма обнаружен лик Христа, написанный красками на скальной поверхности.

Происхождение лика — сущая загадка! Даже просто взобраться по горной круче посильно далеко не каждому, тем более устроить там художественную мастерскую. Причём, сделали это не наши современники, а почитатели Иисуса, жившие в далёком Средневековье: анализ соскобов охры, взятых с иконы, позволил датировать её IX веком.

В Византийской империи, из которой через Кавказский хребет вдоль горной реки Большой Зеленчук протекала древняя дорога на Кубань, в то время бушевала стихия иконоборчества.

Неистовые императоры приравнивали красочные изображения Господа и святых к идолам и безжалостно их уничтожали. Может, спасаясь от гнева властных иконоборцев, в Нижний Архыз бежали христиане, не признававшие такую ересь.

Потому-то, видно, так надёжно упрятали они изображение от случайных глаз.

Важно

Аскетичное суровое лицо с впалыми щеками более всего напоминает облик распятого Христа, отпечатавшийся на Туринской плащанице. В мире больше нигде не существует подобных шедевров наскальной иконописи. Бесспорно, что на Северном Кавказе появилась реликвия.
Одна из самых замечательных в современном мире!

Сегодня к лику можно вскарабкаться по крутому склону, держась руками за кабель, кем-то заботливо привязанный к стволам сосен.

Истории наверняка известно лишь два случая чудотворного воздействия скальной иконы на людей. Зато каких! Женщина, постояв у иконы, ощутила, что впервые за много лет её отпустила боль в коленях. Обрадовавшись, она вернулась сюда со стариком-отцом, давно неходячим.

Уж как она тащила его на закорках к лику Спасителя, трудно представить. Но известно, что вниз он спускался самостоятельно. А вот смертельно больной, поднявшись к лику, стал просить Господа прекратить его мучения. И прямо здесь, у скального выступа, отдал Богу душу.

Пришлось вызывать спасателей, чтобы вернуть тело вниз.

Есть и другие «чудеса» в этих замечательных местах.

В Архызе находится крупнейшая в России специальная астрофизическая обсерватория, в составе которой гигантский, самый большой в Европе, оптический телескоп с диаметром зеркала 6 метров.

За селом Верхняя Ермоловка, не доезжая 24 километров до Верхнего Архыза, у подножья горы Пастухова, расположился замечательный, сияющий светом и чистотой посёлок — Нижний Архыз.

В Академгородке, словно сошедшем с картинок о Швейцарии, живут и работают астрономы — научные сотрудники САОРАН — Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук.

Это один из немногих отечественных центров, в котором проводятся наземные астрономические наблюдения во всём диапазоне электромагнитного излучения, с использованием крупнейших телескопов мира.

Совет

На окраине станицы Зеленчукской расположено строение в виде огромной чаши, вроде стадиона — это РАТАН-600 — РадиоТелескоп Академии Наук, образно говоря, радиоокно во Вселенную.

Основную кольцевую антенну составляют 895 алюминиевых щитов, совмещённых с высокой точностью. Диаметр антенны — 600 м. На РАТАН-600 изучается радиоизлучение Солнца, звёзд, туманностей, далёких галактик.

В своём классе антенн он до сих пор является непревзойдённым.

Главный оптический телескоп обсерватории — Большой Телескоп Альтазимутальный (БТА) с диаметром зеркала 6 м и весом 42 тонны без оправы (в оправе 84 тонны). Вес всего телескопа 600 тонн. Он расположен на одном из отрогов горы Пастухова, на высоте 2070 м.

«Око» планеты установлено в башне высотой 53 м и диаметром 44 м.

Оптическое зеркало БТА, собирающее в миллион раз больше света, чем человеческий глаз, в сочетании с регистрирующей аппаратурой, чувствительной даже к единичным квантам света, позволяет обнаруживать и изучать предельно слабые и далёкие объекты Вселенной.

Издавна Архыз известен прекрасным горным лечебным климатом. В целом климат здесь умеренно-континентальный. Он тонизирующе действует на организм человека. Чистейший горный воздух и полное отсутствие аллергенов способствуют эффективному лечению аллергических заболеваний, хронических болезней легких и функциональных нарушений нервной системы.

Благодаря разнообразию природных красот Архыз располагает прекрасными возможностями для активного отдыха: пешеходные маршруты, рафтинг, конные туры, ловля форели.

Теперь вы знаете, что одно из чудес света располагается именно здесь.

Приезжайте в Архыз. У Вас есть возможность убедиться в этом!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/world/articles/12477/

В конце хх века в россии был обнаружен потаенный наскальный лик христа

Наскальных изображений Иисуса Христа в мире вообще совсем немного, но это — совершенно не похожее ни на одно другое. Это одна из самых высокорасположенных икон, из когда-либо существовавших.

Весной 1999 года в горах Карачаево-Черкессии близ посёлка Нижний Архыз был обнаружен наскальный Лик Христа. Изображение находится на большой высоте, на горе Мицешта на неприступной отвесной скале. Образ сразу стал почитаемой святыней и объектом паломничества верующих.

Люди едут за сотни километров, лишь бы поклониться наскальной иконе и вот уже полтора десятилетия спорят о том, кто, когда и зачем создал этот лик. Есть разные теории — от научных до фантастических, вплоть до предположения, что изображение на скале создали инопланетяне.

Обратите внимание

Предположение это основано на том, что в нескольких километрах расположена астрофизическая обсерватория РАН (объект 115), где у страны-бензоколонки находятся самый большой в Евразии оптический телескоп и самый большой в мире радиотелескоп.

Обсерватория предназначена для изучения объектов ближнего и дальнего космоса.

Специальная астрофизическая обсерватория РАН

Сейчас к иконе ведёт 345-ти метровая лестница из 526 ступеней, которую проложили в 2011 году. Раньше, когда её ещё не было, подъём к иконе был экстремальным путешествием, особенно в непогоду, в дождь, снег, изморозь.

Те, кто побывали у этой иконы, отмечают странное чувство – это не я пришёл посмотреть на Него, а Он смотрит на меня.

наскальный Лик Христа на горе Мицешта

Размер иконы 140 х 80 см., сравнительно не большой. Однако специалисты утверждают – это самое большое изображение Христа в России.

В годы Советской власти в этих местах появился отшельник Иван Ильич, который поставил в горах хижину и прожил там несколько десятилетий. Кто он и откуда – не известно. Он умер в начале 2-х тысячных. Его пустая хижина стоит и сейчас.

Иван Ильич знал про изображение Христа и искал его. Но он имел информацию только о самом факте существования этой наскальной иконы, примерный район в котором она находится. Искал долго и безуспешно.

Пока не привлёк к поискам двух местных жителей – братьев Сергея и Анатолия Варченко, который в настоящее время работает в МЧС горным спасателем.

Любознательные и подготовленные братья, которые интересовались и изучали разнообразные направления – авиацию, технику, космос, электронику, геологию гор, войну в горах и многое другое, поверили Ивану Ильичу и присоединились к поискам иконы.

Важно

Анатолий Варченко рассказывает — мы семь раз проходили мимо этого места, Лик то появлялся, то исчезал. Пока точно установили его местоположение.

Сергей Варченко, который, к великому сожалению, уже умер, рассказывал про свой первый подъём к Лику Христа – метр за метром я поднимался наверх по крутому склону, лил дождь, сверкали молнии, грязь липла к ботинкам.

Подъём давался невероятно тяжело. Я цеплялся за ветки и корни деревьев. Как выбрался на площадку не знаю. Помню только, что почувствовал на себе взгляд – прямой, спокойный.

Взгляд, который ни с чем не спутаю и не забуду никогда.

Лик расположен в естественном скальном гроте, защищающем его от непогоды. Грот сухой и хорошо прогревается солнцем. Взгляд Христа направлен строго на Восток.

Лестница к наскальному Лику Иисуса Христа в Нижнем Архызе

Сейчас нет сомнения, что это рукотворный Образ. Исследования показали, что икона была написана способом яичной темперы в технике, популярной в Византии в Х веке.

По словам историков, лик Христа очень похож на знаменитую синайскую икону Христа Пантократора, которая была списана с лика, проступившего на Туринской плащанице. Специалисты «Эрмитажа» также подтверждают, что рисунок выполнен в византийском стиле. И по составу красок, и по технике исполнения.

Исследователи нашли более 45 совпадений между Архызским Христом и синайской иконой Христа Пантократора, написанной в VI веке непосредственно с лика на плащанице.

Днем лицо Христа почти невидимо. Оно четко проступает ранним утром или вечером, на закате. Особенно величаво и таинственно икона смотрится в пасмурную погоду. Ненастья и яркое солнце за много веков не испортили изображения.

Совет

Архызский образ создан неизвестным художником на плоской поверхности светло-охристой скалы, в три слоя краски. Использованные цвета: темно-красный, коричневый и белый. Исследователь иконы В.А.

Кузнецов говорит об изображении так: «Лик написан в скупой цветовой гамме — контуры и тени выполнены темно-коричневым суриком, объемы выделены белилами, живопись подчинена канону, характеризующему иконографическое искусство Византии IX-XI веков: строго фронтальное расположение головы, огромные с пронизывающим взглядом глаза, тонкая светотеневая моделировка, намечающая объемность лика». Нет сомнений — икону на скале писал Мастер. Природа помогла художнику дополнить картину: лоб пересекает извилистая трещина в камне, похожая на терновый венец.

Наскальная икона Иисуса Христа

Как же все-таки образ Христа мог появиться в горах Карачаево-Черкесии? Сейчас это кажется удивительным, но Северный Кавказ — это одна из древнейших колыбелей христианства: религия пришла сюда уже в I веке н.э.

В IX-XIII веках на территории современных Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и некоторых районов Чечни и Ингушетии располагалось государство Алания, столица которого находилась в нынешнем Нижнем Архызе.

В Аланию христианство пришло гораздо раньше, чем в Киевскую Русь.

В 916 году именно здесь, в районе Нижнего Архыза проходило массовое крещение алан.

Здесь была столица древней Алании – Маас, 15-ти тысячный мегаполис. В то время в Германии и Франции города были меньшего размера. Он занимал площадь 63 га, больше, чем древние Афины. До сих пор там растут яблони, груши, черешня, крыжовник, смородина и приносят вкусные плоды.

Самые известные аланские святыни — Зеленчукские храмы: Северный, Средний и Южный. Северный построен в X веке, это была самая крупная христианская церковь, кафедральный собор всей Алании. Предполагается, что они древнее Софийского Собора. И именно на них направлен взгляд Христа.

Северный Храм — самый древний действующий православный Собор России

Местный священник – отец Евгений, так говорит об этом потаенном Лике Христа: «вера человека бывает слаба и для того, чтобы как-то укрепить её очень часто человеку бывают нужны некие движущие мотивы. Для кого-то вид этой иконы, написанной на скале, может быть станет тем фактором, который побудит его слабую веру».

Люди, находившиеся рядом с иконой отмечают, что рядом с ней мысли приобретают размеренность, а в душе воцаряется покой, ощущали тепло, исходящее от иконы.

Обратите внимание

Впрочем, разговоры об этой иконе в Карачаево-Черкесии ходили давно. Согласно старинным преданиям, лик Христа открывается во время войн и в другие тяжелые времена. Но есть также легенда, что в горах Карачаево-Черкесии скрыт еще и лик Богоматери. Вот он-то проявится в самое трудное для христиан время. Его поисками искусствоведы и археологи занимаются уже несколько лет, но пока еще не нашли.

Читайте также:  «как я провел этим летом». зачем обманывать зрителя?

К иконе Христа стекаются многочисленные паломники, ставят свечи и молятся

Источник: cont.ws

Источник: http://russiantourism.ru/secrets/secrets_20830.html

Наскальный Лик Христа в Архызе: тайна раскрыта?

Наверное, одной из самых громких сенсаций 90-х годов был открытый в 1999 году напротив Нижне-Архызского городища Лик Христа на Мцеште. Исследователи отметили сходство образа с иконой Спаса-Вседержителя в Синайском монастыре и высказали мнение, что Лик является «современником» Аланской Епархии и датируется Х-ХII веками.

Паломники, посещающие это место, тоже полагают, что это древнее изображение, а некоторые верят даже в то, что оно имеет нерукотворное происхождение. Есть версия, однако, что это современная подделка. При этом учёные не высказали твёрдых предположений о том, кем был написан этот образ.

Однако, если рассмотреть все имеющиеся данные, кроме нерукотворности, — эта гипотеза не подлежит обсуждению в силу своей трансцендентности, — то определённые выводы сделать можно.

Темперная живопись

Начнём с красок. Изображение на скале темперное. Это старый способ живописи, использовавшийся до изобретения масляных красок и заключавшийся в смешении порошковых пигментов с эмульсией, чаще всего состоящей из желтка куриного яйца, вина или масла и клея.

История использования темперы насчитывает более трёх тысяч лет. Но в XVI в. были созданы краски на основе льняного масла. Они сохли медленно, их можно было смешивать и достигать невиданного ранее разнообразия оттенков. Масляная техника вскоре вытеснила темперу во всей Европе.

Однако в России и Греции на масло перешли только светские художники, иконы же всё это время писались только темперой, которую готовили, в отличие от масляных красок, вручную.

Из этого мы можем сделать вывод, что автором скальной иконы может быть только тот, кто учился живописи и знал рецепты приготовления и пропорции смешения темперных красок.

Как пишутся иконы?

Важно

Иконы — не картины, они пишутся по канону. Иконописец не имеет права вносить новшества в икону.

Начиная писать, он копирует, не искушаясь на уговоры беса гордыни: «А вдруг твоя работа со временем будет оценена выше, чем Андрея Рублёва?» Традиция изображения Христа, которая известна сейчас, сложилась к середине VI века: длинные, разделённые пробором, волосы, небольшие усы и короткая, иногда раздвоенная, борода, крестовый нимб вокруг головы. Иногда различаются цвет волос и цвет глаз, но в целом канон легко узнаваем. Именно поэтому по изображению на Мцеште мы ничего не можем сказать о времени его написания: так писали и в VI веке, так пишут и в наши дни.

Некоторые любопытные детали

Особенностью Архызского лика является отсутствие нимба. Возможно, он стёрся. Изначально буквы «ИС» и «ХС» с двух сторон головы читались, сегодня их уже не видно. А возможно, художник либо не смог его написать — человек среднего роста едва может дотянуться до изображения тернового венца Спасителя, либо по какой-либо причине не успел.

Можно предположить, что художник работал один и не по заказу, иначе бы ему помогли, принесли стремянку. Он явно творил по духовному порыву и не был озабочен тем, кто и что скажет о его работе. Возможно даже, что он не считал изображение иконой, просто рисовал дорогие каждому верующему черты Спасителя.

Из этого можно сделать очевидный вывод, что художник был истинным христианином.

Вера и здравомыслие

Есть и ещё один малоизвестный факт. Сразу после обнаружения лика рядом с изображением, в расселине скалы, нашли кисти в ветоши с остатками того же пигмента, который был на изображении. Их состояние описано как «окаменевшая щетина на почти целом древке».

Щетинка одной кисти была и в пигменте самого наскального изображения. Этот факт позволяет сделать ещё один вывод. Время создания иконы не может быть отделено от нас тысячелетней давностью. Необработанное дерево сгниёт за пять-шесть лет.

В XIX веке кисти обрабатывали раствором медного купороса или смесью борной соды и соли. 

В этом случае в относительно сухой расселине скалы они могли сохраниться максимум полтора-два столетия. Но не больше.

Совет

Правда, некоторые исследователи высказывают предположение, что кистями древнее изображение Х века было подновлено в наше время. Но и эта гипотеза не выдерживает критики, поскольку за столетия темперная краска на скальном основании без подложки сырой штукатурки на открытом воздухе просто не сохранилась бы.

Темпера, как и дерево, может сберегаться веками только в особых условиях — как хранились раскрашенные темперными красками деревянные саркофаги древнеегипетских фараонов: в наглухо закрытых потайных склепах герметичных каменных пирамид. Никто не может назвать ни одного темперного рисунка, пережившего тысячелетия на открытом воздухе.

На Мцеште изображение открыто ветровой эрозии, и за это время оно исчезло бы бесследно.

Свидетельства минувших веков

Итак, разумное сопоставление фактов привело нас к пониманию, что автора иконы нужно искать на протяжении последних ста пятидесяти-двухсот лет. То есть в XIX и ХХ веках. Но почти шесть десятилетий XIX века — это годы Кавказской войны.

Осмотр храмов, их зарисовки делали в это время майор русской армии Потёмкин, побывавший здесь в 1802 году, итальянский архитектор на русской службе И. Бернардацци, посетивший храмы на Большом Зеленчуке по поручению генерала Г.

Эммануэля после русско-турецкой войны 1828-1829 годов, и братья Нарышкины, совершавшие путешествие по Кавказу «с археологической целью» в 1867 году. Но ни у кого из них нет упоминания о скальной иконе.

Однако во второй половине XIX века здесь возникла Александро-Невская Афонская мужская пустынь, основанная по инициативе иеромонаха Серафима (Титова), прибывшего сюда с Афона в 1886 году с одиннадцатью монахами.

То есть сюда пришли люди, которые знали, что такое иконы, и имевшие их у себя. Монастырь просуществовал до 1918 года.

Обратите внимание

Потом обитель была уничтожена, многие монахи погибли, и в последующие годы имя Христа на этой земле было забыто.

Первое упоминание о Лике приходится на предвоенное время. Лик видел житель станицы Зеленчукской Иван Толопа. Отметим и современное свидетельство Сергея Тоцкого.

Ещё в 1970-71 годах во время экспедиции юношеской геологоразведочной партии Черкесска они с одноклассниками Александром Дармиловым, Сергеем Ерофеевым и Олегом Лафишевым фотографировались на фоне образа.

Эти свидетельства окончательно отрицают гипотезу новодела последних лет.

Подытожим же сказанное, по древнему юридическому принципу сausa proxima, non remota spectatur, принимая во внимание ближайшую, а не отдалённую причину. Будем отыскивать искомое не в туманных далях веков, где нам хочется что-то увидеть, а там, где оно может быть. Таким образом, у нас для поисков тридцать два года: с 1886-го по 1918-й.

Черты живописца

По каким же чертам искать автора Лика? Художник, смешав темперу, явно возвращался к Лику несколько раз и подправлял изображение, устраняя огрехи, видимые снизу, но не заметные при лобовом рассмотрении. Это свидетельство профессионализма.

Но считается, что профессионализма для иконописи мало. Даже академики живописи признавались, что в этом жанре несостоятельны. Нужно быть верующим, недаром лучшие иконы — монашеские.

Итак, нам нужен профессиональный художник и истово верующий христианин, живший в конце XIX века и бывавший в монастыре.

Личность творца

Был ли на Кавказе в эти годы такой человек? Да. Это Дмитрий Струков. Он 1828 года рождения. В 1840 году поступил в рисовальную школу и уже в четвёртом классе школы, в семнадцать лет, написал образа для церкви села Люберцы. В библиотеке Московской духовной академии он изучал древнерусские иконы.

Важно

На 22-летнего учащегося обратили внимание, и по распоряжению Синода Струков ездил в Новгород, Псков, Владимир, Ростов Великий, где занимался копированием церковных древностей. В 1849 году он открыл рисовальную школу в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1850 году он приглашён настоятелем Саровской пустыни рисовать памятники обители, открыл школу рисования в Дивеево. В 1853 году получил звание неклассного художника по акварельной живописи. В это же время он выполнил копию с Гребнёвской иконы Божией Матери, которую поднёс императору.

Художник получил в награду перстень с бриллиантами и открытое свидетельство для рисования древностей в монастырях и церквах. В 1860-1880-е годы как член Императорского археологического общества Струков заинтересовался христианскими древностями Кавказа и Крыма.

В 1886 году, прожив в Александро-Невской пустыни всю осень, Дмитрий Михайлович очистил с помощью монахов стены храмов от копоти костров и пыли и сделал акварельные зарисовки не сохранившихся до наших дней фресок со стен храмов. В 1888 году он обнаружил в Зеленчукском ущелье знаменитую плиту с греческими буквами на аланском языке.

И ещё. Дмитрий Михайлович написал для возрождавшегося монастыря новую копию с чудотворной иконы Божией Матери Гребнёвской, которая была доставлена в Зеленчукскую пустынь 10 ноября 1889 года и стала одной из главных святынь монастыря.

Дальнейшие предположения

Будет ли натяжкой предположить, что этот человек, всю жизнь писавший иконы, мог написать её и здесь? Нет, не будет. При этом перед нами, безусловно, истинный подвижник, христианин, посвятивший жизнь Церкви, мастер живописи и иконописец. Время и место тоже совпадают, укладываясь в искомый отрезок в тридцать два года.

Других подобных мастеров в обители не было. Как археолог Струков обследовал местность, обратил внимание на скальный склон с древними захоронениями в сотне метрах от скалы Лика, обнаружил там кладбище из плитовых могил и один из участков зарисовал. Как художник Струков, разумеется, отметил расположение скалы.

Ведь именно с этой площадки написан вид монастыря тех лет, акварель Александро-Невской пустыни, литография с которой хранится в Ильинском храме и доступна всем желающим.

Совет

Но Струковым ли она написана? Аргументов «за» много: во-первых, в 1853 году Струков получил звание неклассного художника по акварельной живописи, сиречь, был акварелистом, во-вторых, он всегда, где была возможность, старался на пленэре занять возможно более высокую точку панорамирования, о чём говорят его многочисленные работы, в частности, рисунки Луцка, только на равнине его рисунки фронтальны. В-третьих, живописец всегда рисовал кроны деревьев лессировкой в графике и размытыми линиями в акварели. Не злоупотреблял излишней детализацией. На литографии именно такое изображение. Возможно, изначально художник просто искал самую высокую точку для написания акварели, несколько раз поднимаясь туда, отметил скалу, и ему пришла в голову мысль украсить ее изображением Спасителя. Это ещё не делает Струкова автором Лика, но зарисовки погоста непреложно доказывают, что иконописец там был, а знание принципов акварельного письма с большой вероятностью указывает на него как на автора акварели, написанной с уступа Лика Христа, а значит, и самого Лика.

Исследователи говорят, что в архиве Струкова в Москве и Петербурге нет акварели, которая могла бы стать макетом для этой литографии, кроме того, на ней есть объекты, которых в приезд Струкова ещё не было. Этот аргумент неубедителен. 

Отсутствие самой акварели в архиве Струкова не означает её несуществования. За столетие трёх революций мы потеряли сотни тысяч документов, артефактов и памятников культуры и искусства. Литографировано изображение было после смерти художника, и, если предположить, что автором был он, акварель просто некому было возвращать.

Что до несуществующих на тот момент монастырских объектов, это вопрос сложный: монахи никогда не вели летописи строительства каждого овина или братского корпуса. Но даже если какого-то объекта на момент рисования не было — кстати, момент рисования тоже твёрдо не зафиксирован, то сам факт наличия акварели всё равно ставит вопрос об авторстве.

Замечу к слову, что акварель — это высший пилотаж мастерства. Каждая деталь начинается и заканчивается в один приём, все цвета берутся сразу в полную силу. Нет возможности неторопливой работы с перерывами, изображение пишется «в одно касание».

Поэтому акварель требует отточенности письма и свободного владения кистью, необычайной сосредоточенности и идеального чувства композиции. Кто же мог написать вид монастыря, кроме акварелиста Струкова? 

Есть и ещё один вопрос. Знали ли монахи пустыни о работе Струкова? Почему ничего не говорили о Лике? Объяснение может быть только одно. Они знали автора и время написания скальной иконы, но не придавали Лику того значения, которое приписывают ему ныне. Они не видели в изображении ничего кощунственного, но и ничего удивительного тоже не видели. 

Иные исследователи считают, что иконописец не мог написать икону на скале, потому что таких примеров не было. На самом деле в тысячелетней истории христианства никто никогда не определял место, где можно, а где нельзя писать иконы. Христиане уходили в катакомбы — писали в катакомбах, выходили из катакомб — расписывали храмы. Теряли храмы — писали там, где молились.

Ещё один спорный аргумент — нравственный

Многие: и исследователи, и просто верующие — не желают поверить в авторство художника XIX века только потому, что им хочется, чтобы изображение было древнее. Но вера не нуждается в том, чтобы приписывать своим святыням лишние века. Нам надо научиться уважать себя и ценить свою подлинную историю, своих настоящих подвижников и иконописцев, а не дешёвый «нас возвышающий обман».

Читайте также:  Джеймс бонд. сколько лиц сменил главный герой бондианы?

Ольга Михайлова

Источник: https://ontv.su/articles/4155-naskalnyi-lik-hrista-v-arhyze-taina-raskryta.html

Лик Иисуса Христа на скале Архыза

В 1999 году вблизи Архыза, напротив Нижнеархызского городища, местные жители обнаружили наскальный Лик Христа. Найден он был абсолютно случайно, а его происхождение до сих пор окутано тайной.

Общая информация

Нерукотворный Лик Христа в Архызе нарисован прямо на скале: размер изображения — 80 на 140 сантиметров. Он расположен в гроте под нависающими скалами и надёжно защищён от дождя.

Учёные до сих пор не могут разгадать, откуда появился лик Иисуса Христа в Архызе. В течение долгого времени выдвигались разнообразные предположения о его происхождении.

В итоге, проанализировав косвенные признаки, исследователи пришли к выводу, что лик примерно в 9-10 веках нарисовал неизвестный византийский художник. В пользу этой гипотезы говорят и факты.

Обратите внимание

Во-первых, Нижний Архыз в 9-10 веках был центром Аланской Епархии, а неподалёку от города располагался храм, где проходило крещение Аланы.

Во-вторых, в этом же месте шла дорога Великого Шелкового пути — по нему византийские миссионеры путешествовали и пропагандировали христианство в других странах. Нельзя утверждать, что это предположение — стопроцентная правда: вполне возможно, что Лик Христа в Архызе появился гораздо позже. Сохранился он неплохо, но документальных свидетельств о нём не существует.

При взгляде на наскальный Лик Христа в Архызе вспоминаются образы раннехристианских икон и изображения ликов святых на них.

Здесь всё тот же, характерный для икон, созданных во время жестоких гонений христиан, сильный экстаз неотступной веры, не пошатнувшейся от преследований. Но нет трагической безысходности, которую можно увидеть в ликах на иконах более позднего времени.

Говорят, что самые яркие эмоции от созерцания лика можно получить, впервые посетив его. Затем они смягчаются, уступая место спокойным впечатлениям.

Нарисована икона тремя основными цветами: тёмно-красным, коричневым и белым. Главный цвет белый, которым написаны высветы лика. Химический анализ определил, что икона многослойна, а верхние слои написаны яичной темперой. Эти данные позволяют утверждать то, что Лик соответствует всем канонам профессиональной православной иконописи, которыми художник владел в полной мере.

Архыз. Лик Христа: история открытия иконы

В мае 1999 года научные сотрудники из Нижне-Архызского заповедника-музея решили провести археологическое исследование хребта Мицешта. Его лесистые отроги возвышаются над Нижне-Архызским городищем. Выбор места для исследования был неслучайным — именно в Нижнем Архызе местные жители Анатолий и Сергей Варченко видели нерукотворный Лик Христа.

Учёные занялись поисками. После долгих и утомительных археологических работ удалось найти архызский Лик Христа. По словам очевидцев, при первом же взгляде на икону стало ясно, что это работа настоящего и очень талантливого мастера. Огромные выразительные глаза, завораживающий спокойный взгляд, причудливая игра светотеней на поверхности скалы — икона поразила своей святостью и красочностью.

После того, как Лик Христа на скале в Архызе был найден, исследователи начали кропотливую работу. Им было необходимо тщательно изучить как саму икону, так и соседние участки горного хребта.

Важно

Поблизости удалось обнаружить несколько захоронений, но не одинаковых, а различного типа. На террасе, окружающей древнюю святыню, было найдено два скальных погребения, датированных VII-X веками.

Подобные захоронения хорошо изучены: они выполнялись по языческим обрядам, в сухом песке на их поверхности обнаружили фрагменты холста одежды.

В самой подошве скальной террасы, расположенной прямо под ликом, археологи обнаружили гробницу, построенную из массивных обтёсанных валунов. Исследователи сразу отметили, что, в отличие от остальных, языческих захоронений, эта гробница обустроена по христианским обрядам и ориентирована по направлению запад-восток.

Учёные не стали проводить доскональное археологическое исследование гробницы, потому что неподалёку от неё находились опасные горные отвалы.

Из-за расположения в непосредственной близости от иконы и изолированности от остальных погребений археологи предположили, что гробница — место захоронения иконописца, создавшего Лик Христа Спасителя, либо одного из христианских подвижников, который стремился принести христианскую веру в Архызские горные районы.

Немного позже в 180 метрах от Лика было обнаружено маленькое кладбище с полуразрушенными плитовыми могилами. Но не только древние погребения стали находками археологов. Здесь же была найдена старинная каменная статуя воина с крестом на шлеме (до наших времён не сохранилась).

Достопримечательности Архыза: Лик Христа как икона с глубоким религиозным значением

Лик — не единственная святыня этих мест. Архыз — место, где не отступили от старых русских традиций. Поэтому в нижнем Архызе заложили храм Христа Спасителя.

И этот храм, и сама нерукотворная икона — почитаемые среди христиан места, которые привлекают множество верующих со всего света. Возле Лика Христа постоянно проводятся церковные службы и молебны для прихожан.

Добраться к иконе достаточно просто благодаря обустроенному к ней пути.

Источник: https://etokavkaz.ru/kchr/zelenchukskij_rajon/arhyz/lik_hrista

Тайна лика Христа на Кавказе | Наука будущего

 спублик Северного Кавказа в Карачаево – Черкесии на склоне горы Мицешта, напротив Нижне – Архызского городища, неподалёку от зеленчукской обсерватории в конце 90-ых годов прошлого столетия был обнаружен лик Иисуса Христа.

Лик сражу же оброс мифами и легендами. Местная молва что только о нём не говорила. Для верующих наскальная икона стала религиозной реликвией, для скептиков, подделкой и фальсификацией. Некоторые вообще утверждали что это проделки инопланетян.

Споры не утихают до сих пор.

Армавирское местное отделение русского географического общества ( РГО ) заинтересовалось наскальным ликом Христа в Архызе и отправилась в экспедицию в республику Карачаево-Черкесию. Мы постараемся разобраться, как на самом деле появилось это уникальное изображение, чтобы раскрыть загадку архызской иконы.

Совет

О наскальном лике написано не мало, но конкретики к сожалению, почти никакой, одни восторженные эпитеты. Интересно вот что, это едва не самая высокорасположенная икона из когда-либо существовавших в мире.

О находке известно не только от местных жителей, факт обнаружения иконы был подтверждён музейщиками, в том числе главным научным сотрудником Эрмитажа, советским и российским историком, специалистом по древнерусскому искусству, доктором исторических наук, профессором, почётным доктором Оксфордского университета и членом Петровской академии наук и искусств Борисом Викторовичем Сапуновым.

Нижнеархызский средний храм

Его сын, принимавший участие в исследованиях, Валентин Борисович Сапунов, профессор, вспоминал: «Непосредственно на место этого открытия мой отец не мог уехать в силу уже достаточно почтенного возраста и определённых сложностей, которые были на рубеже между ХХ и ХХ1 веками, ну материалы естественно дошли до него.

Он знакомился с вариографией, с подробным описанием». В Архызе мы встретились с художником иконописцем, исследователем и местным краеведом Андреем Пинкиным, который рассказал нам несколько интересных деталей: «Сам образ Христа находится на высоте около ста метров над уровнем реки Большой Зеленчук.

Желающим увидеть лик Христа вблизи, надо подняться по крутой лестнице. Чтобы приблизиться к архызскому чуду, нужно преодолеть более пятисот ступеней. Паломники так и называют эту лестницу «дорога к лику Христа». Точное количество ступенек пятьсот двадцать шесть. При строительстве лестницы к лику Христа не было срублено на одного дерева.

Примечательно, что лик расположен в естественном скальном гроте, защищающем его от непогоды. Если это просто стечение обстоятельств, то весьма удачное. Изображение имеет сравнительно небольшие размеры 140х80 сантиметров. Однако как утверждают специалисты, это самое большое изображение лика Христа на территории России.

Непосредственно наверх к самому лику подниматься нельзя из соображений безопасности, уж очень крутая скала, поэтому была создана смотровая площадка». Поднявшись на смотровую площадку, нам удалось увидеть архызское чудо так близко, как только возможно.

Рассматривая лик Христа вблизи, мы пришли к выводу, что все рассказы о том что лик вблизи кажется игрой света и тени не состоятельны, это действительно произведение живописного искусства, которое не возможно было бы создать в тесном помещении и это ответ на ещё одну гипотезу о том, что, дескать лик был нарисован в некоей монашеской келье.

Обратите внимание

Его вблизи даже разглядеть очень сложно, пропорции искажаются, и это ещё один повод отдать должное художнику, который даже трещину в скале умело вписал в это произведение, снизу она выглядит как терновый венец.

Андрей Пинкин размышляет: «Всё это и вправду чудесно! После очень долгого и трудного пути, обнаруживая все эти удивительные мелочи, любой путешественник, будь он верующий или атеист готов подтвердить, при взгляде на икону, будто возвращаются при подъёме затраченные силы.

Но у такой популярности есть и свои минусы. Изображение уже немало пострадало от чересчур рьяного поклонения.

Несмотря на то, что лик полагаеться созерцать со смотровой площадки, некоторые энтузиасты подбираются к нему прямо с молотком и откалывают на память кусочки скалы или дорисовывают изображение, царапая камень. Дважды на образе появлялись две выбоины в которые можно ладонь вложить.

Я не знаю как они исчезли. То есть теперь их нет. Говорят что даже на иконе были замечены следы от пуль, т.е. кто – то стрелял в архызского Христа. После этого перед иконой установили защитный экран.

В качестве дополнительной защиты от вандалов повесили табличку с надписью «исторический памятник охраняется государством», а ниже приписка «Братья и сёстры помолимся о душах тех несчастных, кто по невежеству осквернил письменами древнюю святыню и срубил деревья, которыми Господь окружил святой образ, дабы они корнями хранили скалу от обрушения».

Лик Христа в Архызе

Итак, что же это? Природный феномен или творение рук человеческих? По мнению верующих наскальный лик Христа в Нижнем Архызе – это нерукотворный образ явленный людям, дар небес. И потому не нужно пытаться найти данному явлению какое – то рациональное объяснение. Чудо, оно и есть чудо.

Главным аргументом в пользу этой точки зрения, считается тот факт, что написать икону на скале довольно сложно. Да и вообще, возможно ли? И даже просто взобраться на эту скалу, уже подвиг. Сейчас то есть лестница, но её построили всего то несколько лет назад и уже после открытия архызского чуда.

Важно

Кроме того художнику который создал образ, пришлось бы принести с собой наверх краски, кисти и прочие принадлежности. Вдобавок этот путь вверх и снова вниз нужно проделать не один раз. Рискованное и трудновыполнимое занятие. Но возможно дело того стоило. Смотря какую цель преследовал создатель архызского чуда.

Вот что думает по этому поводу местный священник, протоиерей, благочинный церквей Южного Карачаево – Черкеского церковного округа Евгений Субтельный: «Вера у человека бывает очень слаба. Для того чтобы как то укрепить её, нужны некие движущие мотивы, назовём их так.

Для кого то вид этой иконы, написанный на скале достаточно высоко на горе, может быть станет тем фактором, который побудит его слабую веру». Итак, вместе со специалистами мы пытаемся разобраться кто, когда и с какой целью мог создать столь необычную фреску? Вот одна из версий. В конце Х1Х века по Кавказу путешествовал художник и археолог Дмитрий Михайлович Струков ( 1828 – 1899 ).

Именно на берегах большого Зеленчука им было обнаружено знаменитая зеленчукская надпись, древнейший памятник осетинской письменности. В окрестностях Архыза Дмитрий Михайлович побывал дважды и перерисовал сохранившиеся фрагменты великолепных фресок, украшавших стены расположенных здесь древних храмов. Известно также что Струков Д.М. создал также для одного из местных монастырей копию

с Гребневской иконы Божией Матери. По легенде икона эта была когда то поднесена самому Дмитрию Донскому и считается чудотворной. Может прославленный мастер создал тогда же и ещё один образ, наскальный лик Христа? Эту версию можно услышать и от некоторых экспертов.

Лестница к лику Христа в архызе

Вот какой версией поделилась с нами сотрудник зеленчукского краеведческого музея им. С.Ф. Варченко Валентина Трифонова: «Струков когда приезжая исследовать городище, он мог как раз этот лик и нарисовать. Потому что с того места очень хорошо виден вид на всё городище. Поэтому вполне вероятна такая версия, так как там всё так, как на ладошке».

Но дело в том, что путешествия Струкова в Архыз довольно подробно задокументированы, да и ездил он не в одиночку. Однако никто из сопровождавших Струкова о факте создания им наскального лика почему то не упоминает.

В рукописном архиве Института истории материальной культуры Российской Академии наук хранится альбом с зарисовками, сделанным Струковым во время поездки, но там тоже ни намёка на архызский лик. Местные жители уверяют, что наскальная икона пришла к ним из глубины веков. Причём периодически она кому то открывается. Предпоследний раз, это будто бы было перед Великой Отечественной войной.

Совет

Старожилы также рассказали нам, как архызский лик был явлен миру в первый раз. Якобы несколько сотен лет назад молния ударила в скалу отколов огромный камень. На срезе оставшейся части скалы вдруг проступил лик Спасителя.

Читайте также:  Где в милане припасть к источнику высокого искусства? пинакотека «брера»

Это чисто напоминает известное на Руси предание о невидимом граде. В смутные времена, когда граду грозила опасность, Господь накрывал его своей дланью и град становился невидимым. Похоже что и архызский лик точно также в минуты опасности оставался невидимым для людских глаз.

История красивая, но смущает один момент. Икона вновь была явлена миру на рубеже ХХ – ХХ1 веков, как раз в канун 2000-летия христианства.

Невольно возникает мысль, уж не новодел ли это, который пытаються выдать за древнюю реликвию? Но кому бы могла прийти в голову такая циничная мистификация? Обычно в подобной ситуации подозрение прежде всего падает на первооткрывателя реликвии, но только не в нашем случае.

Ведь братья Варченко, обнаружившие архызский лик, не какие – нибудь авантюристы, а серьёзные и уважаемые люди. Пришло время пообщаться с человеком, непосредственно который обнаружил изображение Христа.

Это Анатолий Варченко, его брата Сергея, который также стал первооткрывателем архызского чуда, к сожалению уже нет в живых. Но Анатолий обещал с нами встретиться. Мы едем к нему на встречу, предварительно пообщавшись с ним по телефону. Конечно же наше исследование не может обойтись без разговора с одним из двух людей, обнаруживших архызский лик с Анатолием Варченко.

Лик Иисуса Христа в посёлке Архыз

Добравшись до места встречи, наш свидетель номер один Анатолий Варченко рассказал нам подробно историю обнаружения архызского чуда: «Мы с братом постоянно занимались самыми разнообразными направлениями, такими как: авиация, техника, горы, космос, электроника. Постоянно пытались в этом мире что то найти.

Найти себя, своё место. Изучали буквально всё: горы, породы гор, геологию, войну в горах, т.е. всё было нам с ним интересно. Изучая эту гору мы поняли что эта гора несёт загадку. Мы проходили разов семь мимо лика Христа, он то показывался, то исчезал. Долго мы его конечно разыскивали.

Обратите внимание

То видим его, то не видим и снова то видим, то не видим. Потом уже всё, поняли место. Поняли где он находится. Долго думали показывать не показывать. Страшно было что его разрушат». А вот как описывал свои ощущения Сергей Варченко: «Метр за метром я поднимался наверх по крутому склону.

Лил дождь, сверкали молнии, грязь липла к ботинкам. Подъём давался невероятно тяжело. Я цеплялся за ветки и корни деревьев, но всё равно шёл. Как выбрался на площадку не знаю. Помню только что почувствовал на себе взгляд, прямой, спокойный. Взгляд, который ни с чем не спутаю и не забуду никогда».

Знатоки этих мест подтверждают, о существовании архызского лика широкой общественности стало известно совсем недавно.

Вот какой дал комментарий по этому поводу доктор исторических наук, археолог Владимир Кузнецов, который в своё время занимался исследованием древнеаланского городка мёртвых Даргавса в Северной Осетии – Алании: «Дело в том, что я в течении многих лет, можно сказать чуть ли не половину своей научной карьеры провёл там, в Нижнем Архызе.

Шестьдесят лет я занимаюсь этим. Никто не знал об этой наскальной иконе. Ничего никто не знал. Я тоже никогда ничего не знал. Ну откуда мне могло прийти в голову, что надо на эти отвесные скалы залезть, чтобы увидеть этот лик». Однако по слухам, местные жители про наскальный образ знали давно.

О нём в частности несколько раз говорил отшельник по имени Иван Ильич, поселившийся здесь в советские времена и проживший в Нижнем Архызе несколько десятилетий. Сам Иван Ильич умер в начале 2000-тысячных годов, но мы нашли его жилище. Сейчас оно абсолютно заброшено. От кого бежал отшельник и от чего скрывался остаётся загадкой.

Но вроде бы по наущению Ивана Ильича братья Варченко отправились в горы на поиски иконы, т.е. вроде как знали зачем идут.

Лик Христа в Архызе под стеклом

Анатолий Варченко рассказывает: «Я честно говоря прочёл это в его душе, про этот лик. Это совершенно другая сторона, он показывал на совершенно другое место. Он называл всё совершенно по другому.

Важно

Ну видимо кто – то, несколько поколений назад видел и передавал в поколениях, видоизменял. Дошло до Ивана Ильича, он по своему рассказал. Но это было честно, видно было что информация правдивая, она не вымышленная. Т.е.

представление было что должно быть, мы знали что должно быть, но какое оно будет мы не знали».

Но вот вопрос? Если изображение существовало давно, отчего же его не обнаружили раньше? На этот счёт Андрей Пинкин рассказывает: «Разговоры о том, что что то такое существует я лично слышал и многие слышали и мне передавали это, но никаких подтверждений мы не знали. Люди говорили что существует образ в горах, но где именно и какой образ никто не сообщал». Возможно всё дело в труднодоступности места где находится архызская икона. Пока в 2011 году не проложили лестницу, скала была почти недосягаема.

Лик Христа в Архызе

Каждый год к иконе приезжает не только масса паломников, но и немало учёных решивших поближе изучить архызскую икону. И все они сошлись на том, что возраст её древний. Вот вопрос на сколько он древний? Хотя исследования лика показали что ему не менее 6-7 веков.

Установить более точную дату его создания пока ещё никто не смог.

Когда же на скале над горным селом мог появиться лик Христа? Впрочем это сегодня Нижний Архыз хотя и небольшое, но очень живописное горное село, а когда то именно здесь, по мнению учёных находился настоящий средневековый мегаполис 15-ти тысячный город Маас, столица древней Алании.

Владимир Кузнецов рассказывает нам: «По тем временам это был крупный город. В те времена в Германии города, во Франции города были меньше. Наш город больше чем древние Афины по своей площади. Шестьдесят три гектара занимал он». Сегодня это место известно как Нижне – Архызское городище.

Как писал некий доктор Лысенко, побывавший на городище за сто лет до нас: «О жизни древних людей в этих местах свидетельствуют яблони, груши, черешня, смородина, крыжовник». И всё это до сих пор здесь цветёт и даже по славам местных жителей приносит вкусные плоды. Т.е. люди ушли, а жизнь осталась.

Предположительно древний город обезлюдел после нашествия грозного Тамерлана, но археологи нашли на городище немало свидетельств человеческой жизнедеятельности. Остатки крепостных стен древних улиц, у них теперь есть даже названия: «Центральная», «Подгорная», «Набережная» и даже каменную обсерваторию и также среди прочего, захоронения.

Совет

Местный краевед и археолог Василий Сысоев в 1895 году так написал в своём отчёте: «В зеленчукском ущелье в больших и малых пещерах естественного и искусственного происхождения находятся многочисленные погребения». Но подобные захоронения хорошо изучены археологами и датируются они 8-10 веками нашей эры. Т.е.

лик Христа вроде бы здесь ни при чём.

Источник: http://maxpark.com/community/603/content/6425579

Восемь главных реликвий христианства

На протяжении многих веков люди пытались во что бы то ни стало найти хоть какие-то, связанные с Иисусом Христом вещи, и не мудрено, ведь многие из них, по преданию, обладают целительными свойствами. Сегодня мы расскажем Вам о восьми самых важных реликвиях, связанных с Иисусом Христом.

Животворящий Крест

Животворящий Крест – крест, на котором, согласно христианским верованиям, был распят Иисус Христос. Является одной из главных христианских реликвий. По преданиям, крест был найден царицей Еленой, матерью римского императора Константина I, в 326 году.

Она приказала разрушить храм, построенный на месте распятия Христа, и выкопать три креста — один — преблаженный, на котором висел Христос, и два других, на которых были распяты разбойники.

По легенде, чтобы определить на каком из крестов был распят Иисус, все три креста подносили к смертельно больной женщине, которая выздоровела, как только коснулась Животворящего Креста.

За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Согласно исследованию, проведенному в XIXв, суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около 1,7 кг.[1][2][3]

Самая большая из известных частей Животворящего Креста (Храм Гроба Господня)

Плат Вероники

Плат Вероники

Плат Вероники (Вуаль Вероники) — нерукотворное изображение Иисуса Христа, которое, по преданию, появилось на платке, который святая Вероника подала Иисусу Христу, когда он нёс свой крест на Голгофу.

История этой реликвии довольно неоднозначна, ведь первые упоминания о ней встречаются лишь в средневековье.

В Средние века было создано множество копий платка, до тех пор, пока в 1600 году Папа Римский не издал запрет на его копирование.

Обратите внимание

По преданию, истинный Плат Вероники хранится в соборе св. Петра в Риме. Это тонкая ткань, в которой на просвет видно изображение лика Иисуса Христа. Ватикан называет Плат Вероники самой ценной реликвией христианства, которая хранится в Базилике Святого Петра.

В 1628 году Папа Урбан VIII издал запрет на публичный показ полотна, и с тех пор он вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году — в пятую воскресную вечерю Великого Поста. Время показа, при этом, ограничено, а сам плат показывается с высокой лоджии Столпа Святой Вероники.

Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.[4]

Плат Вероники показывают с балкона собора Святого Петра

Терновый венец

Терновый венец — венец из ветвей растения с шипами, который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания.

Сегодня реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, находится в Париже, в соборе Нотр-Дам де Пари. Несмотря на многочисленные исследования, подлинность венца доказать так и не удалось.

Реликвия выставляется напоказ в каждую первую пятницу месяца, Страстную пятницу, а также каждую пятницу Великого Поста.[5]

Терновый венец

Суда́рь

Суда́рь

Суда́рь (от лат. sudarium — «платок для вытирания пота с лица») — платок, которым накрыли голову Иисуса Христа после смерти. На материале нет никаких изображений, но его поверхность впитала в себя обширные пятна крови.

По данным некоторых исследований, пятна крови на сударе точно совпадают с формой соответствующих пятен на Туринской плащанице (см. ниже), что может указывать на то, что оба материала накрывали одно и то же тело.

Реликвия хранится в капелле Камара Санта собора Сан-Сальвадор в Испании, и выставляется напоказ три раза в год.[6]

Ларец с сударем в Овьедо

Гвозди

В то время как верующие по всему миру спорят о том, сколько гвоздей понадобилось, чтобы распять Иисуса Христа, три или четыре, в мире насчитывается уже не менее 30 таких реликвий.

По приданию, гвозди были найдены все той же царицей Еленой во время раскопок Животворящего креста. Часть гвоздей она подарила своему сыну Константину I, который использовал их для создания королевской диадемы и узды для своего коня.

По слухам, один из гвоздей был использован для создания Железной короны, которая хранится в  храме Иоанна Крестителя в Италии.[7][8]

Железная корона со Святым гвоздем внутри

Святой Грааль

Святой Грааль – чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя. Несмотря на титанические усилия многих поколений исследователей, Святой Грааль так и не был найден.

Сторонники конспирологии утверждают, что под словом «грааль» подразумевается кровь потомков Иисуса. По мнению же других исследователей, Святой Грааль может означать грудь Марии Магдалины.[9]

Крайняя плоть Иисуса Христа

Если Святой Грааль – самая желанная реликвия, то крайняя плоть Иисуса, – точно, самая необычная. Крайняя плоть (или препуций) – продукт Обрезания Господне, или говоря простыми словами, часть кожи полового члена Христа.

Многочисленные монастыри и церкви заявляли и заявляют о том, что у них находится священный препуций, а самой реликвии приписываются многочисленные чудодейственные свойства.

По некоторым данным, в мире насчитывается аж 18 препуциев, но официально, церковь не признает ни один из них.[10][11]

Туринская плащаница

Туринская плащаница

Туринская плащаница – несомненно, одна из главных христианских реликвий, хранящаяся в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине (Италия). Плащаница представляет собой четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, было завернуто тело Иисуса Христа после смерти.

На ней отчетливо видны два отпечатка человеческого тела в полный рост: со стороны лица и со стороны спины. Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, однако считает её важным напоминанием о Страстях Христовых.

Часть верующих убеждена, что на плащанице — настоящие отпечатки лика и тела Христа, но споры насчет ее подлинности продолжаются до сих пор.[12][13][14]

Туринская плащаница (негатив)

Источник: http://voobsheto.net/vosem-glavnyih-relikviy-hristianstva/

Ссылка на основную публикацию