Философия как наука: существует ли она в наше время ?

Зачем нужна философия?

В настоящее время, во время компьютеризации и интернетизации, человек редко задается вопросами, волнующими всех еще 20 или 30 лет назад, потому что везде на все можно найти ответ. Тогда зачем же мне рассуждать или философствовать, спросит любой школьник или студент начального курса ВУЗа. В данной статье мы будем рассуждать о том, зачем нужна философия и нужна ли она вообще. 

Для ответа на вопрос о необходимости такой науки, как философия, надо попытаться определить, что же это такое. А это и есть размышления о жизни, о вечном, об окружающей нас действительности. Мысли на эти темы никогда не теряют своей остроты. 

Для чего необходима философия

  • Во-первых, эта наука помогает осмыслить все, что совершается человеком, потому что тем или иным образом мы задумываемся и пытаемся прийти к определенному пониманию происходящего.
  • Во-вторых, понимание того, зачем нужна философия, дает нам возможность понять прошедшие эпохи. Поскольку исторические события, имеющие место в то или иное время, были во многом охарактеризованы именно с философских позиций. Что очень облегчает нам сегодня их понимание.
  • В-третьих, философский путь мышления является объединяющим моментом целесообразности и непредвзятости сегодняшнего мира. Причем философия помогает классифицировать происходящее в полной мере. 

Главные направления философии

Следует провести обзор того, что находится в поле зрения науки. Это поможет определить, для чего нужна философия и каковы её направления.

  • Воспитание. Эта научная функция направляет ум человека в сторону самопознания, определения жизненных ценностей, расширения кругозора. 
  • Рефлексия. Помогает понять и объяснить мысли, определяющие существование цивилизации, методы её реализации и порядок жизнедеятельности. 
  • Онтология. Отвечает за отыскивание конструктивных технологий реальности и применение  основополагающих учений бытия. 
  • Познание. Дает человеку возможность пользоваться указателями и качествами классического направления в отношении постижения подлинных сведений о мире, исключительно с помощью глубокого изучения познавательных задач. 
  • Интеграция. Сводит воедино, восстанавливая и объединяя, все многообразие общественной жизни. 
  • Прогностика. Помогает вырабатывать учения об основных направлениях формирования социума и определения места человека в нем. 
  • Аксиология. Занимается определением потенциальных предпочтений морального, общественного, идейного, нравственного толка, а также чувства прекрасного.
  • Социология. Социологическая направленность философии собственно и объясняет, для чего нужна философия, т.к. она захватывает большинство социальных слоев общества, растолковывая  при этом его способ организации и обстоятельства трансформации духовности. 
  • Гуманизм. Помогает освоить и внедрить философскую направленность в жизнь отдельно взятого человека. А это, тем самым, ориентирует индивида на установление положительного порядка своей судьбы. 
  • Формирование мировоззрения индивидуума в поиске важных для него указателей при определении жизненной позиции. 
  • Формирование критичности индивидуума в отношении существующих реалий для того, чтобы верно установить их суть. 

Таким образом, можно установить, что философия человеку нужна для определения его места в жизни, для успешного роста, как личности, так и части социума. Поскольку знания, которые черпаются из этой науке, выгодно отличают индивида от всех остальных. 

Источник: https://elhow.ru/ucheba/filosofija/zachem-nuzhna-filosofija

Является ли философия наукой?

В последнее время весьма интенсивно обсуждается вопрос о том, может ли философия быть наукой[1]. В этом вопросе я разделяю мнение И. А.

Гобозова о том, что «есть разные философии, некоторые из них носят научный характер, а другие – нет»[2].

Для обоснования этого положения следует рассмотреть критерии научности знания и установить, может ли философия соответствовать этим критериям. Необходимость такого подхода справедливо отмечает В. Д. Рута[3].

К настоящему времени выработаны следующие критерии научности.

Доказательность, или рациональность – логическая обоснованность каждого положения другими, уже доказанными, положениями. В случае ненауки истинность знания либо вообще не доказывается (например, в искусстве), либо в качестве обоснования приводятся лишь некоторые доводы (в обыденном знании, религии, псевдонауке).

Обратите внимание

И только в науке неукоснительно соблюдается логический закон достаточного основания. Под таким основанием понимается совокупность заведомо истинных положений, из которых логически вытекает обосновываемое положение. Например, из положений «все металлы электропроводны» и «медь – металл» следует, что медь электропроводна.

Данный критерий исключает из науки аргумент верой, то есть утверждение: «Это истинно, так как я в это верю».

Непротиворечивость – в научном знании не должно быть взаимоисключающих суждений. Критерий служит следствием логического закона противоречия: два отрицающих друг друга высказывания не могут одновременно быть истинными.

В ненаучном знании противоречия встречаются: например, в религии признается, что все предопределено Богом и в то же время человек свободен; творец и управитель мира (Бог) всемогущ, всеведущ, абсолютно добр, но в мире существует зло.

Эмпирическая (опытная, практическая) проверяемость – установление истинности или ложности теоретических положений путем их соотнесения с практическими результатами, получаемыми в эксперименте или наблюдении за естественным ходом событий.

Критерий включает в себя два компонента – подтверждение (верификацию) и опровержение (фальсификацию). Первый компонент ориентирует на нахождение истинного, второй – на отсечение ложного в научном знании.

Совпадение предсказанных гипотезой следствий с фактами (достоверными практическими результатами) служит критерием ее истинности, их несовпадение – критерием ложности. Один акт подтверждения или опровержения не решает проблему истинности какого-либо знания.

Только благодаря длительному многоактному процессу верификации и фальсификации знание гносеологически приближается к объекту и становится возможным сделать заключение о его истинности. Эмпирическая подтверждаемость – ведущий критерий истины. Критерий истинности уже критерия научности.

Достоверность эмпирического материала – результаты экспериментов и наблюдений, которые использовались при разработке проблем и создании теорий, должны обладать статусом научных фактов, то есть они должны статистически устойчиво повторяться в наблюдении или воспроизводиться в эксперименте.

В научных публикациях принято описывать источники и методику получения эмпирического материала, по которым каждый ученый может повторить наблюдение или эксперимент и убедиться в достоверности фактов.

В социально-гуманитарных науках в случае изучения единичных событий аналогом множества наблюдений или экспериментов служит использование множества независимых источников или свидетелей.

Общезначимость (интерсубъективность) – вначале новые открытые положения, в том числе и законы, обычно признаются немногими лицами, но после их доказательства, включающего в себя и эмпирическое подтверждение, они принимаются всем научным сообществом или большинством его членов.

Системность (целостность, когерентность) – все элементы научного знания связаны между собой и зависят друг от друга.

На свойстве системности знания основывается логический критерий истины: если гипотетическое знание по законам логики соответствует уже принятому (достоверному) знанию, то оно тоже истинно.

Логический критерий истины производен от практического: в доказательстве истинности гипотетического знания используются положения, которые уже получили практическое подтверждение.

Важно

Принятие и использование учеными указанных критериев обеспечивает достижение максимальной объективности знания, что служит непосредственной целью науки. Все указанные критерии имеют не абсолютный, а относительный характер: в науках имеются фрагменты, не отвечающие каким-либо критериям.

В частности, в науке могут встречаться противоречия, но они стимулируют ее развитие и со временем разрешаются.

Например, противоречие «атом неделим – атом делим» стимулировало возникновение ядерной физики и разрешилось в положении «атом неделим при химических реакциях и делим при ядерных реакциях».

Для решения вопроса о научности или ненаучности какого-либо знания необходимо использовать весь комплекс приведенных выше критериев. Но в силу относительности указанных критериев в науке вместе с истинными положениями всегда существуют заблуждения, которые, однако, постоянно отсеиваются.

Может ли философия отвечать приведенным критериям? В воз-можности отнесения к философии таких критериев, как доказательность, непротиворечивость, системность, никаких сомнений не возникает. Все формы рационалистической философии этим критериям, в основном, удовлетворяют.

Менее ясно положение с другими критериями. Иногда высказывается сомнение в возможности отнесения к философии критерия эмпирической проверяемости. Нам думается, что этот критерий к ней может быть отнесен.

Обычно эмпирическая проверяемость ассоциируется с использованием специальных проверочных экспериментов. Это связано с тем, что критерии научности вырабатывались главным образом применительно к естествознанию.

Но следует вспомнить, что опыт (empeiria) включает в себя не только результаты экспериментов, но и наблюдений, экономических реформ, художественных творений, политических деяний, педагогической и правовой практики и др.

Совет

Конечно, экспериментальная проверка философских положений – вещь редкая, но, тем не менее, и она как способ обоснования философского знания имеет место.

Например, эмпирические данные медико-биологических наук об изменении сознания при механических, электрических, химических воздействиях на головной мозг подтверждают важнейшее положение научной философии о сознании как функции мозга.

А вот идея о существовании души вне тела не имеет достоверного эмпирического подтверждения и поэтому не является положением ни науки, ни научной философии, но входит в содержание ненаучной философии, псевдонауки и религии, принимающих ее на веру.

Еще примеры: переход воды на границе 100 °С из жидкого в газообразное состояние – подтверждение закона перехода количества в качество; наличие положительного и отрицательного электричества, ассоциации и диссоциации, возбуждения и торможения, наследственности и изменчивости и т. п. свидетельствует о существовании закона диалектической противоречивости.

Но большей частью проверка философских положений происходит не экспериментами, а иными формами опыта.

Поскольку философия опирается на обобщение всего человеческого опыта (производственного, научного, художественного, политического, правового, обыденного), то все формы опыта могут быть подтверждением философских положений, если последние верны, или их опровержением, если они неверны. Особенно большое значение для проверки философских идей имеют доказанные и подтверж-денные положения науки, поскольку именно они представляют собой максимально объективное и строго проверяемое знание. Эти данные выступают для философии как бы в качестве своеобразного эмпирического материала. Научная философия основывается главным образом на достоверном опытном материале, а ненаучная чаще всего использует недостоверные данные.

Огромную роль в существовании ненаучной философии играют внерациональные формы сознания: желания, эмоции и бессознательные установки.

Так, несмотря на то, что объективный идеализм и религия не имеют ни одного бесспорного эмпирического или теоретического подтверждения, они обладают мощным союзником – неистребимым и сильнейшим желанием людей (пока еще слабых) иметь заступничество Бога и загробное вечное существование. Благодаря этому союзнику они и существуют века.

Обратите внимание

По этой причине в истории философии преобладал идеализм и большинство крупных философов были идеалистами. Материалистическое мировоззрение требует от человека большего мужества, чем религиозно-идеалистическое.

Чтобы быть материалистом, необходимо, во-первых, противодействовать мощной многовековой религиозной традиции и, во-вторых, преодолеть бессознательное стремление к вечной жизни, признать, что эта, то есть земная, жизнь является единственной и никакой другой жизни не будет. В этом заключается трагическое мужество материализма.

Особым образом обстоит в философии дело с общезначимостью. Полной общезначимости в ней, разумеется, нет, но есть относительная общезначимость в пределах отдельных философских направлений и школ, то есть имеются группы единомышленников, объединенные общими для них идеями.

Впрочем, и в частных науках нет абсолютной общезначимости, в них тоже идет борьба различных направлений. Степень плюралистичности в философии выше, чем в частных науках. Это связано с влиянием мотивационно-эмоциональных факторов на позицию философов.

Например, сформированная с детского некритического возраста вера в бессмертие души, постоянно подпитываемая бессознательным и растущим с возрастом страхом смерти и желанием жить вечно, блокирует аргументы в пользу материалистического понимания мира.

И даже если приводятся настоящие доказательства истинности положений научной философии, эти доказательства для философа идеалистической ориентации не представляются убедительными и не принимаются.

Например, гибель младенцев в результате террористического акта не имеет разумного объяснения в случае признания существования Абсолюта – всемогущего, всеведающего, совершенно мудрого, доброго и справедливого Бога.

Какое бы объяснение мы этому факту ни дали, одно из качеств Бога непременно будет утрачено (либо всемогущество, либо всеведение, либо мудрость, либо доброта). Тем не менее, на религиозных людей и философов идеалистической ориентации этот аргумент не действует. Есть надежда, что когда человечество станет по-настоящему гуманным и интеллектуально смелым и ему не нужны уже будут утешительные иллюзии, как в наше тяжелое время, в философии будет больше единомыслия, исчезнет непримиримость, несовместимость основных идей, и дело с общезначимостью станет обстоять примерно так же, как и в частных науках.

Важно

Помимо соответствия отмеченным критериям каждая наука должна иметь свои особые предмет, методы и язык. Философия изучает мир в целом, общие законы бытия (законы диалектики), связи между разными сферами бытия. Частные же науки изучают законы отдельных сторон действительности. Научная философия имеет и свой особый метод, порожденный ею самою.

Им служит диалектический метод, включающий в себя принципы познаваемости сущностей, системности, историзма, релятивности, диалектического противоречия, взаимосвязи качества и количества, диалектического отрицания, восхождения от единичного к общему и обратно, детерминизма, единства необходимости и случайности, многовариантности развития.

Наконец, философия имеет и свой язык, и особый понятийный аппарат.

Обсуждая вопрос о научности философии, надо иметь в виду, что могут быть различные степени научности философии.

Например, философия Гегеля научна в тех своих моментах, в которых она основывается на достоверных данных и адекватно отражает процессы развития в мире.

Но она же ненаучна там, где использует недостоверные положения о существовании абсолютной идеи и отчуждении от нее объективного мира.

Некоторые авторы, например А. Л. Никифоров, полагают, что философия не может быть наукой в силу того, что к ней не применима истинностная оценка[4]. Эта позиция приводится и в некоторых учебных изданиях: например, утверждается, что «большинство философских утверждений нельзя оценивать как истинные или ложные»[5].

Интересно, размышляли ли процитированные авторы над тем, относятся ли эти их утверждения к истинным или ложным? Истина есть соответствие знания сущности объекта. Если истинностная оценка к философии не относится, то нельзя говорить о том, что философия чему-либо соответствует.

Что же это за знание, которое ничему не соответствует? И какова польза от такой философии? На мой взгляд, даже если философию считать не наукой, а мировоззрением или общей картиной мира, то следует давать ей истинностную оценку. Даже в такой философии, в которой философ описывает свои переживания и которую по классификации И. А.

Совет

Гобозова следует отнести к философии мироощущения[6], можно обнаружить определенное соответствие, а именно – соответствие описания переживанию.

Читайте также:  ​ есть ли бог на свете?

Отрицание истинностной оценки философии есть акт ее самоуничтожения: если философские высказывания не претендуют на истинность, то зачем их делать и зачем что-то в философии обсуждать? Без истинностной составляющей философия могла бы быть только средством самовыражения наподобие некоторых танцев или музыки.

Думается, что распространение положений о ненаучности философии и невозможности применения к ней истинностной оценки – это вызванный постмодернизмом у ряда наших философов результат растерянности и потери здоровой критичности к агностическим и релятивистским концепциям в условиях возникшего сейчас плюрализма мнений.

[1] См., например, информацию об обсуждении этой темы: Покровская, Т. П. Научно-теоретическая конференция «Философия и наука» // Вестник РФО. – 2003. – № 4; Марков, B. C. Философия как наука // Вестник РФО. – 2006. – № 1.

[2] Научно-теоретическая конференция «Философия и наука» // Вестник РФО. 2003. – № 4. – С. 78.

[3] Рута, В. Д. Наука или ненаука? // Вестник РФО. – 2003. – № 4.

[4] Научно-теоретическая конференция «Философия и наука» // Вестник РФО. – 2003. – № 4. – С. 77.

[5] Зорина, Е. В., Рахманкулова, Н. Ф. и др. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М., 2004. – С. 4.

[6] См.: Гобозов, И. А. Социальная философия. – М., 2007. – С. 5–6.

Источник: https://www.SocioNauki.ru/journal/articles/130024/

Философия как наука: существует ли она в наше время ?

Нужно отметить, что классическая философия в её «чистом» виде, отвечающая на вопросы «что есть всё?» или «что из чего?», перестала существовать с закатом античной Греции. Именно греческие философские школы эпохи Античности считаются «эталоном» мировой философии. Всё, что было в последующие эпохи, философией назвать весьма трудно.

В Средние века философия стала «служанкой» религии. Философские идеи эпохи Античности были заменены христианскими догмами.

В последующие столетия христианская теософия стала основой для так называемой политической философии, где на первый план выносились вопросы обустройства государства и общества для достижения всеобщего блага. Бэкон, Гоббс – классические примеры. Стали возникать разного рода «утопии».

В эпоху Просвещения тема создания идеального государства получила ещё большее развитие, но в более смелом воплощении. Здесь, конечно же, главную роль сыграли французские «энциклопедисты».

В девятнадцатом столетии на первый план в философских изысканиях вышли вопросы морали, этики и разума. Фихте, Шлегель, Кант и Ницше – великие имена. Но всё же немецкая классическая философия также не есть философия в «чистом» виде. Базовые вопросы – «что есть всё?» – заменяются вопросами о человеке и его роли в социокультурной среде.

Двадцатый век подарил нам социологию, психологию и диалектику. И как следствие, увёл философскую мысль ещё дальше от первых, основополагающих вопросов.

К началу двадцать первого столетия стало очевидно, что философов как таковых уже не существует. Вместо них есть экономисты, объясняющие историю человечества лишь с точки зрения торгово-денежных отношений.

Обратите внимание

Есть биологи, ставящие на первый план природные потребности живых существ. Есть политологи и социологи, утверждающие, что смысл человеческой жизни сводится лишь к построению идеальных государственных, политических и социокультурных систем (что априори невозможно!).

Есть также религиозные деятели, но это отдельная и довольно обширная тема…

И как венец философской эволюции – появление «мыслителей» от научно-технического прогресса (небольшой прослойки «креативного класса»), утверждающих, что в недалёком будущем люди станут наполовину «киборгами» и будут питаться продуктами, выращенными в специальных лабораториях.

Печально и страшно.

Конечно, прогресс не остановить. Прописная истина. Однако этот пресловутый прогресс необходимо держать в рамках, чтобы учёные мужи не выходили за рамки своей компетенции. Например, прекратить эксперименты с выращиванием «искусственных» людей на органы.

И вот тут-то на первый план стоит вынести базовые вопросы – «что есть всё?» и «что из чего?» и т.п. Это, разумеется, не поможет воскресить Платона или Аристотеля, да и цели такой у нас нет.

Это позволит взглянуть на мир и его историю сквозь призму вещей, когда люди жили без антибиотиков и телефонной связи, не говоря уже о сверхмощных компьютерах.

А трезвый и незамутнённый взгляд всегда помогал людям иначе взглянуть на проблемы того или иного периода всеобщей Истории.

На мой взгляд, главная задача философии как науки сегодня состоит в том, чтобы отвечать на вопросы постиндустриального мира – искать решение насущных проблем современного мирового сообщества. И на первый план нужно ставить не вопросы морали и разума (хотя это также важные категории, требующие внимания), а «коренные» вопросы человеческого Бытия.

Источник: http://domik.ua/novosti/filosofiya-kak-nauka-sushhestvuet-li-ona-v-nashe-vremya—n214060.html

Философия в наши дни: как она выглядит?

0:00, 04 апреля 2014 149   0   3311

Философия – мать всех наук! О ней уже много было сказано, и много написано, но это не делает её менее интересной с точки зрения современного человека.

Конечно, разбирать все направления философской мысли с доисторической эпохи и до сегодняшних дней, было бы очень долго, и то, вряд ли бы мы смогли рассказать обо всех её тонкостях, уж так она обширна. Но интересно, с позиции современного взгляда, вот что – эволюция философии.

Философия в наши дни: как она выглядит? И чем она отличается от той философии, что была раньше. Давайте немного окунёмся в историю этой науки.

Зарождение философии. Рождением этой матери всех наук, считается период с  VII—VI вв. до н. э.

, причём зарождалась философия на разных частях земного шара: в Японии, Китае, Индии, средиземноморских греческих колониях.

Важно

Ещё в те времена, люди поняли, что есть вещи, которые просто так не понять, и создавали целые философские школы, где имело место определённое учение. Так зарождалась философия.

Греческая философия. С VI веке до н. э.

, берёт своё начало греческая философия, которая развивалась постепенно и делилась на раннюю философию, которая нам подарила такие великие умы, как Фалес, Демокрит, Пифагор, Зенон и другие.

Главным их вопросом было «что такое бытие?». Уже позже философия подарила нам такие великие умы, как Сократ, Платон и Аристотель, чьи исследования человеческого бытия знакомы нам и по сей день.

Римская философия. Ничто не стоит на месте – утверждает философия. После древней Греции, философия продолжила своё развитие в древнеримскую эпоху. Появлялись новые течения, развивались старые, философия взрослела  и обретала всё новые и новые направления мысли. Известный философ этого периода идеолог неоплатонизма Плотин.

Средние века.

Если античная эпоха была рассветом философии, и установила её основные каноны, то в средние века философия потеряла тот смысл, что имела раньше, и стала всё более «прислуживать» религии.

Появилась христианская философия, исламская, буддистская и многие другие направления, где в основу философии входили религиозные догмы. Самым знаменитым философом того времени считался Фома Аквинский.

Эпоха возрождения. Основой философии Возрождения явился гуманизм — концепция, ставящая человека в центр философской системы «мир-человек».

 Эволюция философской мысли Возрождения приходила в противоречие с христианскими догмами и философы Возрождения, совсем скоро, перестали доверять официальной церковной философии и стали искать другие источники знания, обратившись в первую очередь к забытым философам античности. Эпоха Возрождения подарила нам такие умы, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Коперник.

Новое время. Начиная с XVII века, стремительное развитие философии не стоит на месте, и мать всех наук обогащается множеством новых философских концепций и подходов.

Теперь религиозные догмы отодвинуты в сторону, и философы вновь возвращаются к тем базовым философским вопросам, поднятым в древности.

 Знаменитые умы того времени – Фрэнсис Бэкон, Галилео Галилей, Шопенгауэр, Вольтер, Жан-Жак Руссо и многие другие.

XX век. В XX веке философия, как наука теряет свою силу, и на смену её приходят уже другие, отходящие из философии, науки. Так, это время, подарило нам психологию, социологию, диалектику, и другие науки, которые увели философскую мысль от её прямых источников.

Наши дни. В наше время, философия и вовсе потеряла свой облик и существует лишь на страницах учебников, где на нас смотрят Сократ, Платон, Аристотель и другие, которые создали мать всех наук – философию. Надеемся лишь, что со временем, философия возродиться как это было когда-то, в далёкую эпоху Возрождения.

Источник: https://your-happy-life.com/filosofiya-v-nashi-dni-kak-ona-vyiglyadit/

Философия наука или нет?

Является ли философия наукой? О соотношении философии и частных наук было и, ви­димо, будет много споров, одни определяют философию как науку, другие как особый тип мировоззрения, третьи — как их симбиоз и т.д. «Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру».

В другом: «Философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и позна­ния». На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку современная наука явля­ется чрезвычайно сложным.

Первое с чего мы начнем, — это с выяснения сущности дан­ного социального феномена, определения самого понятия термина «Философия и наука».

Совет

Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство зна­ний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью по­стижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимо­связи.

Наука — это и творческая деятельность по получению нового знания и резуль­тат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определен­ных принципов и процесс их производства. Как и другие формы познания, наука — соци­ально-историческая деятельность, а не только «чистое знание».

Особенностями научной дея­тельности являются универсальность, уникальность, дисциплинированность, демо­кратизм. Философия (в пер. с греч, яз) — «любовь к мудрости». Несмотря на свой нема­лый возраст (а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначной интер­претации дан­ного понятия.

Философия выступает как мыслительный инструмент, она выраба­тывает прин­ципы, категории, методы познания, которые активно применяются в кон­кретных науках.

Сходства. Философия — это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпири­че­ского и теоретического познания действительности имеет дело с определенными поня­тиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями.

В филосо­фии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет — она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.

Философия и Наука — две взаимосвязанные деятельности, направ­ленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится по­знать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нере­альное. Для Философии нет границ — она стремится понять всё, даже иллюзорное.

Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п.

А каковы отличия философии и науки? Великий немецкий философ А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».

Обратите внимание

Гегель полагал, что в отличие от других наук «философия хочет познать неизменное вечное, «сущее» само по себе», её цель — истина» П.В.Алексеев и А.В.

Панин в своем учебном пособии писали «Предметом философии является всеобщее в системе «мир- человек». Философия — это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру».

Итак, наука и философия — не одно и тоже, хотя у них и немало общего.

Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объек­тов и явлений.

Разное — в том что:

1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разде­ляют их другие философы. Наука же в конечном счёте — плод коллективного труда;

2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать досто­вер­ные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе опреде­лённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или модели­ро­вать, как доступно ученому.

Вывод: Философия, — для одного она познается сквозь призму научного учения и явля­ется наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего — то, на чем основыва­ется его жизнь и таким образом философия для него это его мироощущение, мировос­прия­тия, но никак не наука, для четвертого философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал.

42. Можно ли считать практику полным и окончательным критерием истины?

Проблема обоснования истины является одной из значительных проблем философии. Человеческая деятельность, человеческая активность, социальная практика человека невозможны без познания их результата – истины.

Философия призвана исследовать основные принципы социальной деятельности человека, следовательно, проблема истины, вообще проблема обоснования истины, в частности выступают как актуальный объект и задача философского исследования.

Определяющая роль практики, как материальной деятельности людей, по отношению к познанию, как духовной деятельности, выражается, с одной стороны, в том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что она является и средством проверки истинности знаний, критерием истины. Обе эти стороны неразрывны уже потому, что любой акт практики всегда есть в то же время и средство проверки истинности имеющихся знаний, и источник получения новых знаний. Тем не менее разделять эти аспекты в теоретическом плане не только возможно, но и необходимо.

Важно

На стадии достижения результата практики субъект имеет возможность оценить эффективность своих действий, все те эмоциональные и рациональные моменты, которые их сопровождали.

Читайте также:  Сколько стоят отношения?

Практика становится критерием истинности, не всегда окончательным и исчерпывающим, но тем не менее всегда позволяющим сделать оценку истинности обстоятельной и содержательной.

Практика не единственный критерий истинности, но один из главных.

В структуре практики много относительно самостоятельных моментов, значение которых неодинаково. Это находит отражение в специфике философских учений. Когда кантианцы анализируют практику, они исходят из активности субъекта. Марксисты переносят акцент на средства практики, придавая им особое значение.

Между тем практика есть единое целое, здесь все взаимосвязано. Поэтому-то практику саму надо брать во всем ее объеме, во всей ее сложности, подвижности, противоречивости. Необходимо учитывать объективные закономерности ее изменения, а также тенденцию и направление этих изменений.

Только в этом случае изменяющаяся практика может быть основой и критерием развивающегося объективно-истинного знания.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/14296.html

Философия и наука: сходства и различия. Соотношение философии и науки :

Сходства и различия науки и философии всегда привлекали внимание людей. Такие разные, но говорящие об одном и том же. Такие вечные и на первый взгляд привычные вещи, как время, пространство и расстояние, можно рассмотреть совершенно с разных сторон. О том, что сближает философию и науку, поговорим в материале статьи.

Как и где родилась философия

Философия как наука родилась больше двух с половиной тысяч лет назад в таких странах, как Египет, Китай, Индия и Древняя Греция.

Определение философии

Прежде чем искать сходства и различия философии и науки, рассмотрим каждое понятие в отдельности. На греческом «философия» означает любовь к мудрости, и это определение как нельзя лучше вмещает в себя всю суть понятия.

Кто был первым?

В любой науке есть первооткрыватели, и философия не стала исключением. Первым человеком, причислившим себя к философам, был Пифагор. А в отдельную дисциплину ее ввел Платон.

Наука — это..

Несмотря на сходства и различия философии и науки, само определение того, чем является научная деятельность, сформировано на основе философского знания, которое гласит, что наука — одна из форм духовной деятельности человека, направленная на понимание законов мироздания, природы и общества. Никаких открытий не было бы совершено, если бы у человечества не возникали философские вопросы и желание найти на них ответы.

Кроме того, термин «наука» несет в себе несколько смыслов:

  1. Сообщество ученых и вся совокупность университетов и научных учреждений.
  2. Совокупность достоверных знаний о человеке и обществе в целом.
  3. Наука как процесс получения сведений и знаний.

Характеристики науки

Наука обладает своим набором характеристик, среди которых:

  • изучение конкретного предмета реальности;
  • получение достоверных знаний или конкретного результата;
  • оперирование локальными понятиями;
  • эмпирические и теоретические знания;
  • реализация ценностей.

Основные характеристики философии как научной дисциплины

Философия обладает следующими признаками:

  • учит мыслить общими категориями;
  • формирует ценности, важные для каждого человека в отдельности;
  • признает наличие общей реальности, единой для всех. Объединяет людей в одну большую семью, без государств, национальностей и территорий, имея в виду прежде всего духовную сущность, а не физический облик;
  • целью философии является сформированное мировоззрение.

Религия и философия

Разберемся теперь, в чем разница между такими близкими на первый взгляд понятиями, как «религия» и «философия».

Понятие философии гораздо шире, чем религия. Религия — это уверенность в существовании бога как творца мира, глубокое уважение к нему и соблюдение определенных канонов, прописанных в священных книгах («Библия», «Коран»). Гегель ставил религию очень близко к философии и искусству.

Вера и религиозное сознание берут верх над разумом и логическим мышлением. Для религии характерно отсутствие какой-либо гибкости мышления, догматизм и консерватизм в суждениях. На сегодняшний день официальными являются три мировые религии — буддизм, христианство (сюда относят католиков, протестантов и православных) и ислам. Древнейшей из всех религий считается буддизм.

Философия и наука

В чем выражается соотношение философии и науки друг с другом? Это две совершенно разных формы познания мира, самостоятельные, но дополняющие друг друга. Соотношение философии и науки выражается не только в поиске сходств и различий. Одно не может существовать без другого.

Так, философия — это утверждения, с которыми согласен отдельный человек, совокупность его общих взглядов на мир. Наука помогает совершенствовать философию через новые открытия и дополняет ее фактами для обоснования той или иной теории. История развития науки знает немало примеров этого факта.

Так, например, раньше считали, что Земля плоская, а в результате сделанных наукой открытий удалось установить, что наша планета имеет форму шара. Это открытие опровергло одно философское мировоззрение на устройство мира и породило новые варианты. То же самое относится к природным явлениям, когда наводнение, землетрясение или гроза воспринимались исключительно как гнев богов.

Совет

Со временем наука научилась не только предугадывать погодные условия, но и во многом контролировать их.

История развития науки была бы неполной без философии. Она выполняет следующие функции:

  • формирует новые предметные области для открытий в науке;
  • формирует и объясняет представления и принципы, устраняет возникающие противоречия;
  • приводит к осмыслению полученного результата;
  • систематизирует полученные научные знания, помогая дисциплинам определять свое место в познании картины мира в целом, устанавливает контакты и взаимодействие не только с науками, но и людьми.

Взаимосвязь философии с науками

Связь философии и гуманитарных наук гораздо крепче, чем можно подумать на первый взгляд, и характеризуется тем, что из нее вышло несколько научных дисциплин, среди которых:

  • логика — наука, изучающая правильное мышление;
  • аксиология — наука, которая изучает ценности;
  • этика — учение о манерах поведения;
  • эстетика — наука о прекрасном;
  • антропология — дисциплина о человеке;
  • гносеология — изучает теорию познания;
  • онтология — изучает бытие.

Научное определение времени

Время в науке и философии воспринимается по-разному. Начиная с древности, все великие умы задавались тем, что оно из себя представляет.

Наука выдвигает несколько определений понятия времени, основываясь на его характеристиках:

  • Время — это величина, значения которой зависят от единиц измерения.
  • С помощью временных отрезков люди устанавливают интервалы между событиями, которые произошли в жизни.
  • Время — параметр, описывающий взаимосвязь нескольких процессов между собой.
  • Шкала измерения времени может быть равномерной и неравномерной.
  • Время всегда направляется в сторону будущего.

Единицы времени в науке

  1. Единое на всю планету — система Гринвич.
  2. Поясное — включает 24 часа.
  3. Истинное время, измеряемое солнечными часами, установленными в разных точках Земли.
  4. Солнечное — усредненное на определенной территории.

  5. Звездное — его используют в астрономии.
  6. Летнее — часы переводят для экономии ресурсов энергии.

Человек разделяет время на интервалы для описания конкретных событий своей жизни, но это деление относительно.

Настоящее — это временной момент, который сразу же становится прошлым.

Физика по-своему определила время, и это определение стало фундаментальным при создании часов: время — это обратимая величина движения объектов, которая измеряется последовательностью событий.

Некоторые концепции времени

  • Классическая физика утверждает, что время является непрерывной величиной с точки зрения квантовой теории. Она первостепенная и неопределяемая. Время является обязательным параметром для протекания любых процессов. Оно одинаково для всего, что происходит в мире, в любой точке планеты. Несмотря на ускорение или замедление некоторых физических процессов, время течет равномерно, и ничто не может повлиять на его ход.
  • Квантовая механика также признает необратимость хода времени, но утверждает, что оно течет неравномерно. Согласно ей, измерение даст информацию о том, в каком состоянии объект находился в прошлом, но в будущем появится другое, новое состояние.
  • Эйнштейн выдвигал свою теорию, которая популярна и сегодня. Наибольший интерес представляет тот факт, что время и пространство не являются самостоятельными. Так вблизи, массивных объектов пространство способно искажаться, а время — замедлять ход.

Таблица «Философия и наука»

Философия опирается в основном на внутренние ощущения человека, его чувства и переживания. Наука признает конкретику и расчет. Сходства и различия науки и философии представлены в таблице.

Сходства Философия Наука
И философия, и наука ищут ответы на поставленные вопросы, призваны решать проблемы Ищет ответы на вопросы о смысле жизни, собственном пути, разделении на духовное и материальное. Наука призвана решать вопросы, возникающие в обществе в настоящее время.
Критическое осмысление прошлого, поиск новых решений, ведение мысленного диалога с предшественниками. Ученые не зацикливаются на открытиях прошлого.
Философия использует в основном абстрактные понятия. Наука призвана решать проблемы путем лабораторных исследований, опыта, наблюдения.
В философии могут вместе существовать несколько противоречивых подходов. Наука отвергает сосуществование нескольких взаимоисключающих подходов.
Знание в философии многослойно. Понятия науки точны и конкретны.
Философия призвана найти истину как способ согласовать мысли и существование человека. Ценности утверждает как форму согласования человеческого бытия с его мыслями. Абстрагируется от оценок и суждений, не делит на черное, белое, хорошее и плохое. Отвечает на конкретные вопросы: каким образом, для чего, почему и так далее.

Философия сегодня

Какие вопросы философия решает на сегодняшний день? В связи с развитием человека как личности, некоторые вопросы, которые были важны, скажем около 100 лет назад, на сегодняшний день ушли сами собой. Центральные вопросы философии сегодня:

  1. Является ли человек творцом своей жизни на самом глубоком уровне. Это не просто принятие решений, как было раньше, а вопрос формирования всех событий внутри индивидуального мира каждого человека.
  2. Взаимосвязь людей между собой как единого организма, даже тех, кто не подозревает о существовании друг друга. С этой точки зрения каждый человек воспринимается как клетка человеческого тела — нашей планеты. Каждая клетка выполняет свою работу, но она одновременно является маленькой частью большого целого организма.
  3. Есть ли существование разумной Вселенной или Бога-творца, и в каком направлении идет развитие.
  4. Вечные вопросы добра и зла. Некоторые философские произведения (такие как роман Булгакова «Мастер и Маргарита») затрагивают тему более глубоко, чем это принято в сказках и мифах. Герой произведения Иешуа перед своим распятьем утверждает, что не существует людей, которые были бы злы, потому что каждый выполняет свою задачу в этом мире.
  5. Поиск истины и личного пути каждого человека. Сегодня философия призывает человека не идти на поводу у маркетологов, психологов, магов и колдунов. Духовные лидеры, такие как Ошо, призывают человека доверять своей собственной жизни и всем происходящим в ней процессам, найти в себе мир. Современная философия говорит о том, что все ответы, которые человек пытается найти, все чувства, которые он хочет найти в других людях есть в нем самом. А его задача — раскрыть в себе источник силы и мудрости, который позволит быть счастливым, не привязываясь к людям, вещам, странам и обстоятельствам.
  6. Некоторые темы в философии и науке пересекаются, не смотря на различность методов: и философы и ученые пытаются сегодня разгадать тайну мозга и его взаимосвязь с организмом. Такая наука, как психосоматика, утверждает, что медицина сможет продвинуться далеко вперед, если вместо того, чтобы бороться с болезнью с помощью антибиотиков, вакцин и уколов, найдет первопричину ее возникновения внутри человеческого сознания. Известно, что острое нежелание человека жить приводит к таким заболеваниям как СПИД. Проблемы со спиной объясняют неуверенность человека в себе, собственной привлекательности и состоятельности.

Философия в культуре

Несмотря на все различия и сходства философии и науки, ей отведена особая роль в обществе. Культурная функция философии состоит в том, что, распространяясь в виде определенного знания, она создает условия для лучшего понимания окружающего мира, помогает сформировать новые представления, объединяя не только общество отдельного региона, но и нескольких стран между собой.

Эзотерика — наука будущего

Эзотерика — наука, изучающая сверхъестественные явления, которые человек пока не в силах объяснить ни с точки зрения философии, ни с точки зрения официальной науки. Сюда можно отнести вещие сны, разговоры с умершими родственниками, ощущение дежавю и много других необъяснимых, но интересных для человечества явлений.

Эйнштейн утверждал, что изучение физики помогло ему понять и поверить в существование Бога. Это утверждение доказывает, что философия и другие науки тесно связаны между собой.

Также знаменитый ученый считал, что человек может получить любую реальность, которую он захочет, настроившись на определенную частоту.

Поскольку все в мире состоит из энергии, человеку достаточно просто начать излучать в пространство те ощущения, мысли и эмоции, которые он хочет получить.

Никола Тесла, выдающийся физик, утверждал, что высшая точка развития человеческого сознания является в воплощении той реальности, которую человек может вообразить мысленно.

Надеемся, что представленный материал помог более четко проследить, как взаимодействуют между собой философия и другие науки, а также помог расширить горизонты восприятия привычных на первый взгляд вещей.

Источник: https://www.syl.ru/article/348343/filosofiya-i-nauka-shodstva-i-razlichiya-sootnoshenie-filosofii-i-nauki

Предмет философии и науки: сущность, современное звучание

Аннотация. В статье раскрываются особенности предмета философии науки, основные этапы его становления и развития. Анализируется всесторонняя взаимосвязь и взаимовлияние философии и науки, общее, особенное и отличное между ними.

Показывается, что философское знание на протяжении многих веков не отделялось от научного знания. Процесс отпочкования науки от философии был в основном завершен в Новое время.

В настоящее время идет процесс их сближения, которое приобретает новое звучание.

Читайте также:  Надо ли готовиться к своим похоронам?

Одной из важных форм жизнедеятельности человека и общества, социально-историческим, духовно-культурным феноменом выступает наука, истоки возникновения которой восходят к древнейшим временам цивилизации. В истории культуры существует большое количество определений науки.

Все они сходятся к тому, что наука – это форма общественного сознания, духовно-теоретическая деятельность человека, направленная на производство новых знаний, сущностным предназначением которой является открытие законов, тенденций развития объективного и субъективного миров, основными принципами которой выступают истинность, объективность, непротиворечивость, доказательность.

История науки показала, что в развитии научного знания имеются такие моменты, которые не могут быть решены усилиями самой науки. Всё-таки наука – это конкретная форма деятельности людей, направленная на получение нового знания, которая «движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения» (Ф.

Энгельс). Как справедливо отмечал В.И. Вернадский, «ее (науки) содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных фактов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей» [1].

Обратите внимание

Наука не может заниматься проблемами общими и всеобщими, свойственными различным отраслям науки. Это прерогатива всеобщей методологии, роль которой выполняет философия. Прежде всего, философию определяют как методологию и мировоззрение, науку о наиболее общих законах бытия и мышления, науку о всеобщем учении о жизни и смерти. М.

Хайдеггер говорил, что философия ни наука, ни мировоззренческая проповедь, ни религия, ни искусство. Она есть размышление о предельных основаниях бытия человека. Бесспорно, человек – главный предмет философии, его бытие и небытие, жизнь и смерть всегда интересны философии.

Думается, она, с одной стороны, образ жизни, способ бытия, который проявляется через особый тип мышления, рефлексию над основами бытия мира и человека, требующая высокой духовности и мудрости. И в этом отношении философ должен быть апостолом, провозвестником этой мудрости, «совестливого разума».

С другой стороны, философия, метанаука, которая обобщает достижения всех наук, может выделять всеобщие закономерности развития многих научных знаний. Поэтому, обобщая достижения всех наук, стремясь выделить общее и всеобщее через единичное и частное, философия выполняет своё предназначение быть мировоззрением, т.е. системой знаний о мире и человеке; быть методологией, т.е.

универсальной логикой и гносеологией научного знания. И именно в этом качестве она абсолютно необходима для всякой науки, признаёт ли это наука, или явно, либо тайно отрицает. Можно вспомнить слова Ф. Энгельса о том, что, даже изгоняя философию через дверь, она вновь заходит через окно. И никакая наука не может обойтись без философского анализа, т.к.

всегда частное, единичное связано с общим и всеобщим. И данное понимание привело к необходимости возникновения в первой половине ХХ века новой научной дисциплины – философии науки, исследующей природу науки, ее сущность, определяющей ее роль и место в духовно-культурной системе общества.

Впервые понятие «философия науки» было введено в научный оборот в середине ХIХ века. Одними из первых этот термин использовали в своих трудах по истории наук и философии английский учёный Уильям Юэлл и немецкий философ Евгений Дюринг.

Следует отметить, что истоки философии науки восходят к временам античности Платону, Аристотелю, Гиппократу, Птолемею и другим философам-ученым. В частности, Гиппократом оставлено замечательное изречение: «Врач-философ подобен Богу». Проблемами философии науки в последующие времена занимались и многие известные учёные.

К примеру, Готфрид Лейбниц, будучи математиком, явился основоположником символической (математической) логики; Бертран Рассел в работе «Начала математики» обосновал положение, что математика является детищем дедуктивной логики, Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт внесли существенный вклад в разработку научной методологии и т.д.

Важно

Известно утверждение Альберта Эйнштейна, что современные физики занимаются философскими проблемами в гораздо большей степени, чем их предшественники.

Как самостоятельное научное направление философия науки сообразно смене научных парадигм прошла через ряд основных этапов:

  1. Середина ХIХ начало ХХ веков, во время которого происходит зарождение предмета, основных концепций философии науки, ненаучное (паранаучное) знание отделяется от научного. Это время характеризуется фундаментальными открытиями в области естествознания, медицинских и технических наук. Появляются новые научные гуманитарные дисциплины.
  2. Начало ХХ – конец 50-х годов ХХ века. В это время происходит собственно формирование философии науки как самостоятельной научной дисциплины. Идет становление методологической и понятийной базы науки. После революционных открытий А. Эйнштейна, М. Планка вводятся новые и переосмысливаются прежние категории. Появляются неопозитивистские концепции, сыгравшие важную роль в формировании научного знания.
  3. Середина ХХ – 90-е годы ХХ веков. Расширяется сфера философии науки. Возникают модернистские и постпозитивистские модели научного знания. Наука рассматривается как социокультурный феномен.
  4. Современный этап развития философии науки характеризуется укреплением ее позиции. В то же время набирают силу вненаучное, паранаучное знания. 

Встаёт вопрос: как взаимосвязаны между собой философия и наука, каков предмет философии науки? Философия и наука взаимопереплетены тысячами нитей – зримых и незримых, осязаемых и неосязаемых, расторжимых и нерасторжимых.

Прежде всего, они связаны на генетическом уровне, поскольку в древности под философией понимали всю совокупность знаний о мире и человеке. В этом отношении философия выступает материнским лоном науки, наукой наук. Наука «…есть существенно система, потому что истинное в самом себе и сохраняющее себя единство, т.е.

тотальность, и лишь посредством различия и определения различий может существовать их необходимость и свобода целого писал об общности философии и наук в плане их методологии и системности Гегель.

– Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию» [2, с.100].

На протяжении многих веков научное знание не отделялось от философских знаний.

По мере формирования понятийно категориального аппарата той или иной науки, развития проблемного поля, становления их статуса шел процесс медленного отделения или, как принято говорить, отпочкования науки от философии.

И этот процесс для некоторых наук затянулся вплоть до конца эпохи Нового времени. Философия как мировоззренческая и методологическая наука на всем протяжении своего существования вырабатывает определенные знания, идеи, правила, категории, принципы, методы духовно практической деятельности.

Возьмем, к примеру, математику. Она, как говорил Гегель, «избавляется от труда определения понятий, прибегая к формулам, не являющимися даже непосредственным выражением мысли», поскольку давать дефиниции понятиям, устанавливать их смысл может только философия.

Данное положение относится ко всем частным наукам. Философию и науку, функционирующих в условиях конкретных типов культуры, объединяет многое, ибо «философия связывается с наукой и мыслит в атмосфере всех конкретных наук» (К. Ясперс). Таким образом, философию и науку связывают следующие общие черты:

  1. Они выступают формами рационального, теоретического знания, которые имеют объективный характер, отличаются систематизацией, доказательностью, непротиворечивостью, обоснованностью. «Всякая наука и всякая философия есть просвещенный здравый смысл» (К. Поппер).
  2. Им присущ сугубо специфический понятийно-категориальный аппарат, при этом философские понятия являются универсальными, всеобщими. «Каждая специальная наука исходит из ряда особых посылок и понятий, которые она не проверяет, а берет в готовом виде как основу своей научной работы.. наряду с понятиями и посылками, общими всем или нескольким наукам, каждая наука имеет и свои особые, отдельные понятия и посылки, и часто посылки и понятия одной науки не только не совпадают с таковыми же другой науки, но даже как будто прямо им противоречат, писал С. Франк. Поэтому нужна особая наука, которая уясняет и проверяет высшие общие посылки и понятия всех специальных наук и таким образом создает систему цельного знания. Такая наука и есть философия» [3, с. 877].
  3. Они вырабатывают, вскрывают определенные законы, закономерности природы, общества и человеческого мышления.

Философия и наука, выступая взаимосвязанными социальнокультурными формами деятельности, имеют и отличительные особенности, к которым можно отнести следующие:

  1. Если предмет исследования у философии шире, то у науки уже, поскольку задачей ее является объяснение фактов. Философия дает ответ на вопрос «в чем суть явления?», «какова его природа?», «для чего (зачем) оно существует?», наука отвечает на вопрос «как происходит то или иное явление?», «почему (откуда) оно происходит?».
  2. Если философия изучает ценностную сторону объекта, предмета, то наука далека от этого. Философия в отличие от науки вырабатывает культурные ценности.
  3. Если философия выступает личностным знанием, то наука результат коллективной деятельности ученых. Философия «не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их, писал М.К. Мамардашвили. – Философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта» [4, с. 14 -15].
  4. Если философия приемлет плюрализм мнений, положений, то наука выступает сугубо монистической системой. Положения, законы, категории науки едины для всего человечества, для всех народов.
  5. Если философское знание экспериментальным путем проверить проблематично, то научное знание обязательно должно быть верифицируемо, проверено на истинность.
  6. Если философия, заглядывая в будущее, занимается в большей степени его предсказанием, то наука прогнозирует это будущее и т.д.

Таким образом, взаимосвязь, взаимопереплетение, взаимодополнение философии и науки вызвали к жизни появление новой дисциплины «философия науки», тесно связанной не только с философскими, но и с научными областями знаний.

Философия науки рассматривает проблемы генезиса науки, её функционирования на современном этапе, изучает сущностную природу научного знания, раскрывает место и роль науки в системе культуры. Философия науки относится к динамично развивающимся системам.

И это понятно, поскольку объектом ее изучения является наука, которая, являясь ключевым фактором современной цивилизации, в своем ускоренном развитии оказывает мощнейшее влияние на все другие сферы жизнедеятельности социума.

Объектом исследования философии науки выступает наука, научное знание.

Наука есть система исследовательской деятельности общества, в результате которой создаётся новое знание.

В отношении структуры науки в современной методологической литературе сложились различные подходы, обусловленные, прежде всего, содержательными моментами. К примеру, по мнению В.И.

Вернадского, «основной неоспоримый вечный остов науки» это «1) математические науки во всем их объеме; 2) логические науки почти всецело; 3) научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения – научный аппарат, взятый в целом.

Все эти стороны научного знания – единой науки – находятся в бурном развитии, и область, охватываемая ими, все увеличивается» [1, с. 428]. Обобщая все подходы к данной проблеме, можно выделить следующую структуру науки, включающей в себя три важных элемента:

  1. коллектив учёных, обладающих определёнными профессиональными знаниями и объединённых общими научными целями;
  2. материально-техническая база науки – лаборатории, научно-исследовательские институты, аппаратура, препараты и т.д.;
  3. понятия, концепции, теории, методы, методики.

Именно этот третий элемент связывают с процессом научного знания. Наука более широкое понятие, чем научное знание. Она включает в себя как компонент научное знание.

Большую роль в исследовании значения науки в развитии общества сыграли известные методологи ХХ века Томас Кун, Поль Фейерабенд, Имре Лакатос, Карл Поппер и др.

Именно они показали, что возрастание роли науки обусловлено внешними социальными факторами и в какой-то степени, думается, игнорировали роль внутренних факторов, внутреннюю логику развития науки.

Эти исследования, как и исследования отечественных методологов науки, позволяют выделить следующие важные функции науки:

  1. Мировоззренческая, чтоозначает– научныеданныеиспользуются для обоснования научного мировоззрения (научной картины мира, о чём пойдёт речь дальше).
  2. Познавательная или гносеологическая. Речь идёт о том, что наука является самым мощным источником знаний.
  3. Воспитательная. Теория воспитания, основанная на научном подходе, является сущностным средством формирования личности на любом этапе её становления и развития.
  4. Социальная – достижения науки используются в решении очень многих политических и военных проблем, достаточно сказать о современных политических технологиях, без которых не проходит ни одна политическая акция. В военном отношении сегодня противоборство идёт в области военной техники, что означает противоборство современных научных военных течений. Известно, что США подчинили себе Ирак потому, что пользовались оружием ХХI века, а Ирак – оружием 70-х годов ХХ века.
  5. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Речь идёт о том, что научные открытия, начиная с ХХ века, непосредственно сразу превращаются в новую технику, в новое орудие труда. Например, появление кибернетики тут же привело к появлению электронно-вычислительных машин (ЭВМ).
  6. Технологическая (тесно связана с предыдущей функцией), направлена на усовершенствование технологии производства, управления обществом, образования людей и т.д. Важное значение эта функция придает и сферам услуг и быта, в которых наиболее динамично внедряются новые технологии, научные достижения [5].

Таким образом, философия и наука, возникнув как сложные социальные явления, занимают ведущее место в системе всех социальных явлений, они как бы изначально, имплицитно были присущи человеческой деятельности, культуре и цивилизации.

В настоящее время они глубоко взаимопроникают, взаимодополняют друг друга. Этот процесс настолько мощный, что до сих пор идут дискуссии и дебаты в отношении их предмета и современного звучания.

И это понятно, поскольку они выступают всеобъемлющими, самодостаточными, многогранными социально-культурными феноменами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вернадский В.И. О науке. Т.1. – Дубна, 1997. – С. 428
  2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1: Наука логики. М., 1974. – 324 с.
  3. Франк С.Н. Понятие философии. Взаимоотношение философии и науки. М., 1996. – 360 с.
  4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? М., 1990. – 546 с.
  5. Булекбаев С.Б., Хайруллаева В.Х. Физикалық және ментальдік феномендердің ара-қатынасы жайында жаңа ғылыми кӛзқарастар // Известия КазУМОиМЯ имени Абылай хана. Серия «Международные отношения и Регионоведение». 2015. №1 (19). С.35-41.

Фамилия автора: Бегалинова К.К., Ашилова М.С.

Источник: https://articlekz.com/article/19772

Ссылка на основную публикацию