Что мы знаем об основателе компании «dolby digital»?

К истории объемного звучания от dolby

Наверное, не будет преувеличением сказать, что ни одна компания в мире не внесла больший вклад в профессиональную и домашнюю киноиндустрию, чем американская Dolby.

Рэй Долби, талантливый инженер, выпускник технического факультета Стэндфордского университета, доктор наук, научный консультант ООН, основал компанию Dolby Laboratories в 1965 году.

Техника увлекала Рэя с юности – с 16 лет он работал в лаборатории компании Ampex, в те времена считавшейся безоговорочным лидером в области магнитной звукозаписи. Делом всей жизни, Dolby Labs, Рэй занимался до конца своих дней.

Обратите внимание

Имя Dolby неразрывно связано не только с изобретением и внедрением объемного звучания в кино, но и с изобретением различных систем шумоподавления Dolby NR, системы динамического подмагничивания Dolby HX Pro.

Достигнутый в свое время технический предел качества звука при записи на катушечные и кассетные магнитофоны в немалой степени обязан наличию Dolby S Dolby и HX Pro. Из последних изобретений Dolby упомянем первую в мире систему трехмерного пространственного звучания Dolby Atmos, ставшую стандартом в индустрии коммерческого и домашнего кино.

Еще в 1975 году, Рэй Долби представил первую коммерческую систему объемного звучания Dolby Stereo, через семь лет получившую название Dolby Surround для домашнего применения, и получивший наивысшее развитие во времена стереофонических магнитофонов и проигрывателей аналоговых видеодисков LD.

Dolby Surround – матричный аналоговый формат, где в две аудиодорожки закодированы три канала – левый, правый, и монофонический тыловой( при этом неважно, сколько тыловых акустических систем установлено, на них подавался одинаковый сигнал). Спустя пять лет, формат был модернизирован до Dolby Surround Pro Logic, или просто Dolby Pro Logic, в котором таким же аналоговым методом были закодированы дополнительно сигнал для акустической системы центрального канала.

Декодер Dolby Pro Logic получил несколько вариантов развития – Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic IIx, Dolby Pro Logic IIz (в последнем была предпринята первая попытка ввести каналы вертикальных фронтальных эффектов, кодированные матричным способом из левого и правого каналов, но большого распространения данная технология не получила).

По-настоящему революционный шаг компания Dolby совершила в 1992 году, впервые в мире представив цифровой формат Dolby Stereo Digital, для домашнего сегмента получивший название Dolby Digital, он же Dolby Digital 5.

1 и Dolby AC-3(Acoustic Coding№3), использующий технологию психоакустического кодирования(сжатия) аудиоинформации.

Первые три года, Dolby Stereo Digital был доступен только для коммерческого кинопроката, а в 1995 году впервые был применен как Dolby Digital для записи на лазерный диск LD.

Важно

Dolby Digital предлагал шесть полностью дискретных, независимых каналов – левый, правый, центральный, левый тыл, правый тыл и сабвуфер.

Формат полностью избавился от недостатков аналогового кодирования – взаимопроникновения сигналов, низкого соотношения сигнал-шум, монофонического тыла, ограничения по числу аудиодорожек.

Впервые для формата окружающего звука стало возможным виртуальное перемещение звуковых образов не только назад-вперед и по фронту влево-вправо, но также перемещение по диагонали и по кругу.

Сколь угодно не были бы дороги и совершенны матричные системы, им пришлось без возражений быстро покинуть пьедестал почета, все призовые места которого заняли цифровые системы объемного звучания.

Дальнейшее развитие Dolby Digital выразилось в появлении более усовершенствованных версий.

Dolby Digital Surround EX добавил дополнительный центральный тыловой канал, для более реалистичного перемещения звуковых образов за спиной зрителя, Dolby Digital Plus реализовал два дополнительных тыловых дискретных канала, доведя число независимых тыловых каналов до четырех, и дополнительно предложил более высокое качество записи фонограмм (с более высоким битовым потоком, до 6 мегабит в секунду).

В декодере Dolby Digital Plus впервые появилась возможность упаковки нескольких языковых дорожек. И наконец, декодер Dolby True HD, первый в мире формат для записи фонограммы без сжатия звукового потока, используя для упаковки алгоритм MLP, разработанный легендарной британской компанией Meridian.

Совет

Вершиной творения Рэя Долби в настоящее время является Dolby Atmos – первый в мире цифровой 3D-Audio формат, обеспечивающий независимые перемещения звуковых образов в вертикальной плоскости, причем звуковые эффекты могут идти только от верхних динамиков, отдельно от нижних. Это особенно эффективно ощущается на фонограммах, связанных с событиями на высоте – например, облеты вертолета, воздушные бои, шум тропического ливня, сцены под землей.

Dolby Atmos построен на совершенно иных принципах, чем все предшественники, это так называемый объектно-ориентированный формат, способный передавать не только положение и скорость звукового образа, но даже его пространственные размеры. Теоретически, в домашних кинотеатральных системах может быть до 32 каналов, с соответствующим или большим числом акустических систем – это обеспечивает невероятный пространственный реализм и рендеринг аудиообъектов.

Диски Blu-Ray, а совсем скоро и диски новейшего стандарта UHD Blu-Ray, с фонограммой DolbyAtmos являются непревзойденными по эмоциональному воздействию на зрителей.

Источник: https://www.spb-hifi.ru/stati/k-istorii-ob-emnogo-zvuchaniya-ot-dolby

Эксклюзивно для Geektimes: интервью с генеральным директором и инженером по кинотехнологиям Dolby в России и СНГ

В 2012 году на экранах был показан первый фильм со звуком Dolby Atmos — «Храбрая сердцем» студии Disney. После появления объёмного звука Dolby 7.1 можно было предположить, что далее начнётся добавление новых каналов, но Dolby пошла по другому пути: Dolby Atmos хранит звук в виде виртуальных источников или звуковых объектов, которых может быть до 128.

Для каждого объекта заданы его координаты в трёхмерном пространстве. Подробнее о работе новой системы специально для Geektimes рассказали Алексей Угринович, генеральный директор Dolby в России и СНГ, и его коллега Алексей Прохорчук, инженер по кинотехнологиям.

В комментариях задавайте вопросы. Мы свяжемся с представителями компании и подготовим ответы.

Краткий экскурс в историю звукового кино

К моменту появления кинематографа существовал фонограф, а в 1884 году Томас Эдисон предпринял первые попытки объединить эти технологии. В 1900 году Леон Гомон синхронизировал аппарат Люмьера с фонографом, но синхронизация не была достаточно точной. Первый коммерчески успешный звуковой фильм появился спустя почти три десятилетия — это был «Певец джаза» 1927 года производства Warner Brothers.

В СССР первым художественным звуковым фильмом стала картина «Путёвка в жизнь» 1931 года. В 1932 году фильм получил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, а затем был показан в 107 странах мира. Фильм принёс международную известность советскому кинематографу, его купили 26 стран. Годом ранее Юлий Райзман снял немой фильм «Земля жаждет», но в 1931 году его озвучили музыкой и шумами.

До 1941 года использовалась только одна звуковая дорожка — не было появления звука справа или слева. Эту проблему решили специально для фильма «Фантазия» студии Disney в 1941 году: звукорежиссёры записали на киноплёнку три канала звука — два фронта и центр.

Для воспроизведения звука в кинотеатрах к проекторам добавили магнитофонные головки, а на плёнку стали писать звук.В 1970-е годы на кинематографическую сцену вышла компания Dolby. Первым фильмом, где использовалась технология шумоподавления Dolby A, стала картина Стэнли Кубрика «Заводной апельсин».

В 1974 году Dolby представила формат Dolby Stereo. Он используется и сейчас. Его популярность обусловлена в том числе и первым фильмом — одним из самых нашумевших произведений кинематографа: это были «Звёздные войны» Джорджа Лукаса.

Dolby разработала системы 5.1.

Первым снятым в этом формате фильмом стал «Апокалипсис сегодня» 1979 года.

Звук Dolby Digital впервые появился в кинотеатрах в 1992 году — с ним был показан фильм «Бэтмен возвращается». Фонограмма этого формата содержит шесть независимых каналов объёмного цифрового звука.В 1993 году Стивен Спилберг инвестирует в формат DTS — Digital Theatre Systems, который использует для «Парка Юрского периода».

Аудиодорожка в кинотеатре играет синхронно с видео, но с отдельного цифрового носителя.Для фильма «Звёздные войны: призрачная угроза» 1999 года был впервые использован формат Dolby Surround EX. Формат даёт возможность воспроизводить звук в формате 6.1 (к двум боковым каналам добавляется один тыловой).

В 2010 году с переходом на полностью цифровой кинопоказ появляется формат Dolby Surround 7.1, где используется 2 независимых тыловых канала. Первый фильм — «История Игрушек 3» компаний Disney и Pixar.

На данный момент самый продвинутый формат звука для кинотеатров — Dolby Atmos.

Обратите внимание

Этот формат даёт возможность услышать не только горизонтальное направление звука, но и вертикальное, и позволяет звукорежиссёрам работать одновременно с 128 звуковыми объектами, задавая не только их направление, но и занимаемый объём.

Подробнее о системе специально для читателей Geektimes рассказали Алексей Угринович, генеральный директор Dolby в России и СНГ, и его коллега Алексей Прохорчук, инженер по кинотехнологиям.

Алексей Угринович, генеральный директор Dolby в России и СНГ
Алексей Прохорчук, инженер по кинотехнологиям Dolby в России и СНГ

Интервью с представителями Dolby в России и СНГ

Как осуществляется калибровка зала под Dolby Atmos? Как это делается для домашнего кинотеатра?

Алексей Прохорчук: В современном коммерческом кинопрокате используется формат DCP (Digital Cinema Package), разработанный организацией DCI (Digital Cinema Initiative), в которую входят все крупнейшие голливудские студии. Данный формат стандарта SMPTE способен нести в себе 16 каналов звука в формате AES. Для основной фонограммы в формате 5.1 из них используются 6. Остальные служат для передачи дополнительных сигналов, таких как аудиокомментарий для слабовидящих, инструкции для работы подвижных кресел и т.д., в том числе там хранится синхросигнал для кинопроцессора Dolby CP850, который воспроизводит звук в формате Dolby Atmos. Вся же звуковая информация хранится в отдельной области данных.

Dolby Atmos использует принцип объектно-ориентированного звука, то есть звук хранится в виде объектов – звуковых файлов, сопровождаемых служебными данными об их перемещении в трехмерном пространстве, в некоем виртуальном объёме – кубе с системой координат. Принцип системы основан на том, что этот куб может быть растянут до любых размеров зала независимо от пропорций. Таким образом, вне зависимости от размера помещения, панорамирование звуковых объектов будет воспроизведено в точности так, как это задумал звукорежиссер. Для этого необходимо иметь рендерер объектно-ориентированного звука и звуковую систему, которая обеспечит нужное покрытие зала. Рендерер находится в кинопроцессоре CP850. Получая из DCP синхросигнал он знает, что в пакете есть звук в формате Dolby Atmos, и, используя звуковые данные Atmos, «собирает» фонограмму, исходя из данных о конкретном кинозале. Всего система поддерживает одновременный рендеринг до 128-ми объектов (поток порядка 150 мегабит) используя до 64-х физических выходов.
Кинопроцессор Dolby CP850 (сверху) и сервер Dolby DSS200
Кинопроцессоры Dolby предыдущих поколений (это телевизионное оборудование, к кино отношения не имеет) Для каждого кинозала создается свой проект, в соответствии со спецификациями, где определяется количество и расположение динамиков, необходимоые для корректного воспроизведения формата. Каждый такой проект утверждается уполномоченным консультантом Dolby. При настройке процессора вносятся данные о размерах зала, о количестве и координатах размещения колонок, все характеристики колонок и ассоциируемых с ними усилителей и т.п. Каждый динамик в зале имеет индивидуальный канал усиления. Зал описывается для процессора так, чтобы исключить возможности ошибок. Потом идет процесс автоматической эквализации с использованием утилиты Dolby Atmos Designer: с помощью свип-теста для настройки, снимаемого 8-ю микрофонами, система в автоматическом режиме отбирает корректирующую огибающую для каждого динамика и для каждой группы динамиков для воспроизведения обычных форматов. Весь процесс происходит под контролем инженеров Dolby, которые при необходимости могут внести коррективы вручную. Что касается домашнего варианта Dolby Atmos — такой сложной системы нет. Максимальное количество физических выходных каналов 35, но в реальности, это чаще всего 7.1.2 с двумя потолочными, или 7.1.4 с четырьмя. Настройка немногим отличается от существующих систем. Так как все АВ-ресиверы с Dolby Atmos выпущены по лицензии Dolby, переживать за качество не стоит.

Что будет, если свести Dolby Atmos в обычное стерео? В наушники?

Алексей Прохорчук: Звукорежиссёр, работая на киностудии, может автоматически делать downmix до 5.1 и 7.1 7.1 (те самые, которые потом будут в DCP в формате AES). Если с дорожкой Dolby Atmos что-то случится, процессор автоматически будет воспроизводить обычный формат.

В домашней среде Dolby Atmos поддерживается кодеками Dolby Digital Plus и Dolby True HD. Они позволяют на конечных устройствах делать Downmix до 5.1 или в любой другой формат, хоть в моно, хоть в стерео. То есть Dolby Atmos Home Theater фонограмма может быть воспроизведена на любой системе, в том числе не имеющей колонок окружения.

Существует так же система Dolby Atmos Mobile, которая позволяет воспроизводить трехмерный звук в наушниках, используя приемы психоакустики. В Lenovo A7000, например, есть рендерер звуковых объектов.

Однако сама концепция передачи зуковых объектов в домашних форматах другая: в кинотеатральном Dolby Atmos на звук идут порядка 150 мегабит/сек, что в домашних условиях невозможно, поэтому используется технология пространственного кодирования (Joint-Object Coding). Все объекты лежат не отдельно, а сгруппированы в 16 кластеров и сведены в 5.

1 даунмикс, а к кадру DD+ добавляется расширение с метаданными, в которых содержатся инструкции для извлечения их из даунмикса и панорамирования в 3D-пространстве. Это позволяет сжать звук до 484 килобит/сек, что приемлемо для распространения через интернет или цифровое ТВ.

Таким образом, если АВ-ресивер поддерживает Dolby Atmos, то он воссоздаст трехмерный звук, используя метаданные пространственного кодирования, а если техника не поддерживает, то проигнорирует расширение и воспроизведет 5.1.
Lenovo A7000 — первый смартфон, поддерживающий Dolby Atmos. Скоро в России появится Lenovo Phab Plus с поддержкой Dolby Atmos

Сколько кинотеатров сейчас показывают фильмы в Dolby Atmos?

Алексей Угринович: Всего в регионе есть более 70 залов с Dolby Atmos. В кинотеатре Москва в ТЦ Модный сезон — 10 залов, это один из крупнейших в мире. Всего в столице — 14 кинотеатров с залами Dolby Atmos. В Казахстане — 7 залов, в Беларуси и Армении — по 2. Недавно в Екатеринбурге открыли зал в Президентском центре Бориса Ельцина.

В московском офисе Dolby висит карта, на которой фишками отмечены кинозалы в Dolby Atmos

Какая информация хранится в метаданных звуковых объектов, кроме положения в пространстве? Реверберация и эхо сведены заранее или тоже просчитываются в реальном времени с учётом акустики помещения?

Алексей Прохорчук: Эхо сведено заранее. Голливудские студии ревностно относятся к контенту, поэтому звукорежиссеры не будут доверять автоматике просчитывать реверберации и подобные истории, всё уже есть в звуковых файлах.

Все домашние системы Dolby Atmos имеют обновленный Dolby Surround UpMixer — он позволяет на домашних кинотеатрах с Dolby Atmos проигрывать старый контент с использованием потолочной акустики, однако в оригинальный микс он не вмешивается.

Читайте также:  Что такое память воды?

В стандарте Dolby Atmos большое внимание уделяется потолочным спикерам. А если звук должен идти снизу? Помогают ли в этом случае потолочные спикеры? Если, допустим, мыши бегают и пищат?

Алексей Прохорчук: Существуют звукорежиссерские техники, которые делают звук ниже в плане источника. Однако, чисто технически, ответ прост: если звук должен идти снизу — потолочные динамики не играют.

Процесс подготовки звуковой дорожки к фильму в стандарте атмос стал более или менее трудоёмким для звукорежиссера по сравнению с более старыми форматами?

Алексей Прохорчук: Dolby Atmos — это настоящая игрушка для звукорежиссеров, высоко оцененная голливудским звуковым сообществом. Есть специальные 3D панораматоры в виде плагинов для Pro Tools или физического блока в консолях – работать просто и удобно. Кроме того, появляются более широкие возможности для сведения музыки и использования окружения.

В чем проблема обычных кинотеатров: боковые и задние колонки в 5.1 системах имеют ограниченную частотную характеристику – во многом из-за размера.

Важно

В Dolby Atmos в зале устанавливаются от двух сабвуферов и более (в зависимости от размера), которые обеспечивают басовую поддержку каналам окружения — теперь туда можно спанорамировать взрывы, музыку, диалоги. Звукорежиссёры сами говорят, что им нравится работать с Dolby Atmos.

Что я слышал лично: говорят, что просто нужен опыт. Система даёт больше возможностей для работы со звуком. За счет высокой детализации системы теперь при монтаже можно использовать больше звуков, сделать более высокую детализацию звуковой картины. Не знаю, насколько всё это сложнее.

Это требует некой перестройки. Но что требует больше времени — сказать, наверное, нельзя. Фильм фильму рознь, но если человек понимает, что делает, то с этой системой он будет больше доволен.

Портит ли дубляж запись?

Алексей Угринович: Это философский вопрос. Мы обсуждаем его с представителями киностудий и кинотеатров. Любое искажение оригинальной фонограммы вряд ли идет на пользу фильму.

Это некая итерация, которая происходит после создания завершенного художественного произведения, в котором актёров подбирают не только по картинке, но и по голосу. Какие-то потери при дубляже случаются.

Тут вопрос в том, насколько профессионально сделан дубляж, насколько профессионалы при дубляже погружают зрителя в атмосферу фильма.

Я бы сказал, что, безусловно, внесение каких-то изменений в речь изменяет и сам фильм. Но на этот процесс повлиять, я боюсь, никак невозможно. В разных странах даже тембр голоса отличается, используются обороты речи. Мне один русский американец рассказывал о фильме «Неудержимые», что он разительно отличался в дублированном варианте и в оригинале.

Алексей Прохорчук:

Источник: https://habr.com/post/387331/

Многоканальный мир Рея Долби. История одной лаборатории

Теги: Прочее

Если бы пять лет назад какой-нибудь смелый аудиофил сказал мне, что у него на телефоне многоканальный звук и т.д., скорее всего он получил бы по глазам. В данный момент на моём смартфоне стоит логотип «DOLBY ATMOS» и знаете…звук, действительно, космический.

Сегодняшний материал посвящён торговой марке с пятидесятилетней историей, которая перевернула мир звука и кино.

Итак…начнём, как обычно, с возникновения и закончим последними разработками. Сложные обороты и понятия — оставим профессионалам. Простым языком — прямо в уши.

Совет

Для того чтобы нам охватить всю историю, перенесёмся в неспокойный 1941 год. Ведь именно тогда, уже довольно известная компания Disney, впервые использовала более одного канала звука в своём мультфильме.

Что самое удивительное, каналов было несколько — центральный, левый и правый. В те мрачные годы звук «моно» для некоторых был в диковинку, а тут сразу три независимых канала, ещё и записанных оптическим путём.

Потрясающе! Так говорили люди, выходившие из кинозала.

Но зачаточное состояние индустрии звукозаписи и начало мировой войны на 10 лет остановили этот процесс. Вдобавок ко всему этому, в Америке ещё не было магнитофонов, и первый аппарат был привезён, видимо, в качестве трофейного из Германии. Началась эра магнитной записи. Да, и в русском языке слово «магнитофон» появилось благодаря названию одной из немецких моделей именуемой Magnetofon.

Ну а дальше американцы включили китайцев и скопировали немцев. Фирма Ampex (USA) выпустила аппарат Model 200, который был копией магнитофона AEG Model K4 и который записывал уже на магнитную ленту. Стремительное развитие магнитной записи не заставило долго ждать многоканальный магнитофон, изобретённый парнем по имени Лес Пол (который, на минуточку, до этого придумал электрогитару).

В отличие от диснеевской оптической музыкальной дорожки, теперь звук писали прямо на самой киноплёнке, нанося магнитный слой. Встроенная в киноаппарат магнитная головка считывала этот слой и радовала публику. Киноиндустрия продолжала процветать, и появление широкоформатных плёнок 70 мм (а были 35 мм) и огромных экранов логично требовало соответствующей звуковой картины.

На тот момент существовало два звуковых формата для кино:

  • Cinemascope. Разработан для 35 мм киноплёнки компанией 20 век Фокс. 4 канала — правый, левый, центральный и surround-канал. Последний размещался позади зрителей и добавлял картину.
  • Todd-AO. Применялся для широкоформатной 70 мм плёнки и имел 6 каналов. К четырём прибавились ещё дополнительные — правый и левый.

Эти форматы успешно существовали до 70-х годов, пока на сцене не появилась компания Dolby Laboratories. И вот с этого момента началась совсем другая история.

Dolby Surround, Dolby Digital, DTS, Pro-Logic, Dolby Atmos — довольно известные вещи, не правда ли? Вообще, само слово Dolby стало нарицательным. А ведь это фамилия основателя компании, о которой я сейчас вам расскажу подробно.

Рей Долби родился в 1933 году в штате Орегон. В 16 лет этот любознательный и уже очень умный юноша работал в компании Ampex (да-да, в той самой, что «слизала» первый магнитофон у немцев), где быстро добился результатов.

В 1956 году инженеры компании произвели на свет первый видеомагнитофон, который был огромных размеров и стоил кучу денег, но был принят на ура и заменил старое оборудование на многих телекомпаниях. И в 1957 году Ampex получает премию ЭММИ за такой вклад (вот любят американцы что-нибудь вручать).

Обратите внимание

Рэй Долби быстро выбился в идейные лидеры и серьёзно увлёкся звуком, что в 1965 году привело к созданию компании — лаборатории «Dolby».

Вначале это была британская научная лаборатория, затем компания переехала в США. В то время очень остро стоял вопрос с проблемой шумоподавления в музыкальном материале. И наш юный любитель звука решил этот вопрос, создав профессиональную систему Dolby A.

Вскоре появилась Dolby B — система подавления шума, которая становится доступна обычным пользователям. Кстати, благодаря Dolby B получили широкое распространение магнитофонные кассеты.

Первый фильм, снятый в 1975 году с использованием системы шумоподавления, был «Заводной апельсин» Стенли Кубрика.

Следующим внушительным шагом компании Dolby стал переход к разработке аналоговой системы четырёхканального звука «Dolby Stereo».

Правый, левый, центральный и канал окружающего звука пришлись по вкусу зрителю, и кинотеатры один за другим стали внедрять эту систему в жизнь. Первая серия «Звёздных войн» Лукаса была показана в кинотеатре с логотипом «Dolby».

Это было всеобщее признание. Теперь с компанией Рея Долби работали все топовые режиссёры того времени (например, Стивен Спилберг).

Специально для домашнего использования специалисты лаборатории урезали версию Dolby Stereo и «запилили» Dolby Surround.

Важно

Сначала это была трёхканальная система, но быстро выросла до полноценной — четырёхканальной (Dolby pro Logic), и лого компании стало настоящим знаком качества на аудиоаппаратуре.

Появилось понятие «домашний кинотеатр». А это 1987 год. Для нас (россиян) пройдёт ещё 10 лет, когда мы узнаем это слово…

Параллельно с основными разработками постоянно велась работа с обработкой и записью цифрового звука. В 1984 году это был Dolby AC-1, потом AC-2 и, наконец, в 1992 году появляется Dolby Digital 5.1 с шестью каналами объёмного, качественного, цифрового звука. Первым фильмом, показанным с применением этой технологии, стал «Бетмен возвращается».

В 1989 году система шумоподавления впервые используется на портативном кассетном плеере Сони, и компания Dolby выходит на совершенно новый уровень. Dolby Digital Plus — система, которая в 2012 году впервые появилась в смартфоне и пришла на смену плеерам. Более 150 моделей всех известных производителей стали использовать компрессию объёмного звука.

Самая последняя разработка компании — Dolby Atmos. Эта звуковая система работает с системой координат в пространстве и поддерживает до 128 каналов. И что самое интересное, она работает и на смартфоне. Atmos — это мощный инструмент и новый шаг в мире звука. Ближайшее будущее раскроет его потенциал полностью.

Буквально на днях была представлена новая система — Dolby Mobile. Думаю, ясно из названия, для каких целей она создана. Подробно можно прочитать тут.

Рей Долби умер в сентябре 2013 года. Получив 2 Оскара и Эмми, а также несколько десятков патентов, будучи директором Филармонии и управляя мощной командой, в душе оставался преданным звуку. Его тонкая природа и техника всегда были для него выше. Человек с Большой Буквы, который изменил навсегда мир звука.

В заключение хочу привести несколько выражений из интервью с Реем Долби, записанного в 2010 году для журнала «Esquire»:

Вот такая история…

Подробно про многоканальный звук тут. Само интервью.

Источник: https://blog.themarfa.name/mnoghokanalnyi-mir-rieia-dolbi-istoriia-odnoi-laboratorii/

Dolby Digital и другие Часть 1. История и теория

Различных технологий и обозначений, так или иначе связанных с многоканальным звуком, расплодилось ныне просто неимоверное количество. Такое впечатление, что производители намеренно пытаются заморочить голову потребителю, чтобы он покупал новую аппаратуру и не задавал лишних вопросов.

И, надо сказать, в какой-то мере этой цели они достигли — понять «who is who» в многоканальном звуке подчас совсем непросто.Развитие звуковых форматов в мире кино шло особым путем.

Начиная с рождения технологий стереозвука в кино было задействовано более двух каналов — несколько (от трех) фронтальных и один тыловой, расположенный за рядами зрительских сидений, получивший название «канал эффектов».

Из-за несовершенства технологий того времени доносившийся из тыловых громкоговорителей звук был шумным и некачественным, поэтому канал эффектов задействовался редко. Но с легкой руки разработчиков такой четырехканальный формат получил название «пространственного звука» (surround sound).

В середине 70-х Dolby предложила новую технологию передачи звуковой дорожки в фильмах — оптическим способом на 35-миллиметровой кинопленке. Этот формат получил имя Dolby Stereo, а в двух его дорожках матрично кодировались сигналы для левого, правого, центрального и тылового (surround) каналов.

Совет

В 80-х годах широкое распространение приобретает бытовая видеотехника и, соответственно, видеозаписи со стереозвуком. Аппаратура, которая могла раскодировать информацию тылового канала, начала маркироваться логотипом Dolby Surround, а чуть позже появились бытовые декодеры Dolby Surround Pro Logic, способные декодировать также и центральный канал.

Таким образом, в кинотеатрах, не оборудованных цифровым звуком, и по сей день используется Dolby Stereo.

На бытовых VHS-видеокассетах (и не только) можно встретить логотип Dolby Surround — это значит, что такая кассета содержит матричную двухканальную звуковую дорожку, которую декодеры Dolby Surround Pro Logic или Pro Logic II могут декодировать в 4, 5 или 6 каналов.

Pro Logic II является более «продвинутой» версией Pro Logic и позволяет «разложить» любой стереофонический сигнал в формат 5.1, даже если он не был специально подготовлен для этого.

Dolby Laboratories старается придерживаться правила обратной совместимости форматов, и поэтому даже самые современные ресиверы с Dolby Digital Surround EX все еще способны декодировать старый добрый Dolby Surround.

Разбираясь с технологиями следующего поколения — цифровыми — и прикинув на глаз их количество, невольно вспоминаешь расхожую фразу «как же все запущено!». Основная война на этом поприще развернулась между компаниями Dolby Labs и DTS (Digital Theater Systems). Кроме того, на рынке активно присутствует и такой игрок, как THX.

Dolby Laboratories на сегодня известна прежде всего технологией Dolby Digital (другое название — АС-3, Audio Code — 3), которая предоставляет 5.1-канальный звук как для кинотеатров, так и для их домашних воплощений.

Любопытной особенностью этой технологии является остроумное решение проблемы размещения информации, необходимой для работы системы. На 35-миллиметровой кинопленке цифровые данные физически расположены между перфорационными отверстиями.

Обратите внимание

При этом на ленте также располагаются и дорожки Dolby Stereo — для «нецифровых» театров.

С недавних пор начинает получать распространение новая версия данного стандарта — Dolby Digital Surround EX. Главной особенностью этой технологии является поддержка дополнительного surround-канала — тылового, для которого один (6.1-канальная система) или несколько (7.1-канальная) динамиков устанавливаются непосредственно позади слушателя.

При этом информация для дополнительного канала с помощью все того же матричного кодирования помещается в сигналы для обычных surround-каналов, обеспечивая таким образом совместимость для театров и систем, оснащенных только Dolby Digital 5.1. Почин был подхвачен индустрией, и уже сейчас на рынке можно найти как бытовую 7.1-канальную аппаратуру, так и звуковые платы с поддержкой этого формата.

Кроме этих технологий, интерес для нас могут представлять также и некоторые более экзотические решения от Dolby, например Dolby Headphone. Она позволяет имитировать (причем весьма реалистично) пространственное звучание в обычных стереонаушниках. Пользователю при этом предлагается выбрать на свой вкус размер виртуальной «комнаты для прослушивания».

Технологии Virtual Dolby Surround и Virtual Dolby Digital, а также их новые, более современные воплощения — Dolby Pro Logic II Virtual Speaker и Dolby Digital Virtual Speaker — позволяют имитировать пространственное звучание с помощью обычной 2.0- или 2.1-стереосистемы. Surround-эффект при этом создается за счет точной расстановки колонок и формирования процессором звуковой картины с учетом их местоположения в комнате.

Звезда компании DTS взошла в 1993 году с выходом на большой экран фильма Стивена Спилберга Jurassic Park. Звуковая дорожка к нему была записана в формате DTS Digital Surround (DTS-DS), и с тех пор, благодаря инвестициям студии Universal и поддержке ряда продюсеров, системы DTS инсталлированы более чем в 19 тыс. кинотеатров во всем мире.

Физически звуковая дорожка к фильму размещается на одном или нескольких дисках CD-ROM, а на кинопленке (помимо аналоговой звуковой дорожки) нанесены специальные временные метки, по которым процессор DTS автоматически синхронизирует звук и изображение. В случае же DVD-дисков пользователю часто предоставляется выбор между Dolby Digital и DTS.

Читайте также:  Кто-то теряет, а кто-то находит... оставили свои вещи в маршрутке? забудьте!

Технология DTS-ES (от Extended Surround) является аналогом 6.1-канальной технологии от конкурентов. При этом, в отличие от Dolby, стандарт DTS-ES предусматривает два варианта: матричный DTS-ES 6.1, практически аналогичный Dolby Digital Surround EX 6.1, и «настоящий» семиканальный DTS-ES 6.1 Descreete. В последнем также предусмотрена полная совместимость с 5.1-канальными системами.

DTS 24/96 — пока что единственная технология, обеспечивающая многоканальный звук в формате 24-bit/96 kHz. При этом данная технология обратносовместима с обычным DTS 5.1 (Digital Surround). Кроме того, существует и 6.1-канальная версия: DTS-ES 24/96.

Важно

Также представляет интерес усовершенствованный матричный декодер DTS Neo:6. Эта система позволяет разложить на 5.1 или 6.1 любой двухканальный стереозвук, равно как и декодировать звук для центрального и surround-канала матрично закодированных записей.

Логотип DTS Interactive можно увидеть и на играх для PlayStation2. А технология DTS Virtual позволяет имитировать окружающее звучание 5.1- и 6.1-канальных систем с помощью двух динамиков (или наушников).

Компания THX в области многоканального звука занимает несколько обособленное положение. ТНХ не устанавливает собственных стандартов; вы также не увидите фильма, звук к которому записан в формате «ТНХ».

Зато ТНХ занимается другим очень важным делом.

Изначально эта компания была организована Джорджем Лукасом, после того как он лично посетил несколько кинотеатров и был совершенно неудовлетворен качеством звука, — его фильмы в различных залах звучали совершенно по-разному, иногда совсем не так, как того хотел их создатель. Таким образом, Лукас решил разработать и воплотить в жизнь программу контроля качества звучания для театральных звуковых систем.

Голливуд оказался благодатной почвой для этой идеи, и компания THX вполне успешно создает и воплощает новые стандарты качества и программы сертификации в мире большого кино. А с появлением систем домашних кинотеатров ТНХ прочно обосновалась и в этой области, но несколько в ином ключе.

По мнению ТНХ, основная проблема, которую необходимо решать производителям аппаратуры для домашних кинотеатров, состоит в следующем. Звуковое сопровождение в фильмах создается из расчета на большие кинозалы, заполненные людьми, и мощные театральные АС, расположение которых в зале стандартизировано.

Поэтому, когда такая звуковая дорожка воспроизводится на домашней аппаратуре, звук доходит до слушателя совсем не так, как задумывалось. Естественно, это можно и нужно исправлять с помощью различных электронных ухищрений, чем как раз и занимаются бытовые ресиверы и декодеры, получившие сертификацию ТНХ.

Программы сертификации бытовой аппаратуры от ТНХ носят названия THX Select и THX Ultra (а также ее более новая версия THX Ultra 2). Кроме того, современные 7.

Совет

1-канальные ресиверы и декодеры, соответствующие спецификациям ТНХ, часто маркируются «THX Surround EX».

В области мультимедиа ТНХ с недавних пор также взялась за сертификацию многоканальных мультимедийных акустических систем, и теперь вы сможете увидеть этот логотип даже на бюджетных комплектах акустики.

Источник: https://itc.ua/articles/dolby_digital_i_drugie_chast_1_istoriya_i_teoriya_12827/

Звуковое кружево, или Долби всё вокруг!

Чтобы обеспечить высокий уровень качества кинопродукции, выпускаемой с логотипом Dolby, фирма ввела строгую сертификацию кинотеатров, звукозаписывающих студий и собственно фильмов.

Ведь даже двухканальная фонограмма, воспроизведенная в разных помещениях и с разных громкоговорителей, звучит по-разному (изменяется общий частотный баланс, а также положение кажущихся источников звука), что уж тут говорить о четырехканальной surround-фонограмме.

Поэтому сертификация, для получения которой кинотеатр должен был обеспечить достаточно высокое качество звуковоспроизводящей аппаратуры, нужное звуковое давление во всех точках зала и хорошую акустику помещения, помогла сделать звучание фильма примерно одинаковым во всех сертифицированных кинотеатрах.

Сертификация студий звукозаписи (условия для студий примерно те же, что и для кинотеатров, плюс несколько специфичных параметров) необходима для того, чтобы звук, сделанный в этой студии и слышимый режиссером, был таким же, как и в кинотеатрах.

Все это сделало логотип Dolby приманкой для зрителя, который знал, что придя в кинотеатр, носящий такой логотип, он получит высокое качество окружающего звука и зрелище, недостижимое в домашних условиях. Именно с широким распространением Dolby Stereo связывают расцвет киноиндустрии, произошедший в начале 80-х годов, так как народ повалил в кинотеатры, чтобы испытать новые ощущения.

Кроме внедрения Dolby Stereo компания усовершенствовала звук и для широкоэкранного кино.

Способ записи был тот же, на магнитную полосу на 70-мм кинопленке, но теперь уже с шумопонижением Dolby A, кроме того, шестиканальный формат Todd-AO был модифицирован — две из пяти фронтальных дорожек (а именно левая и правые дополнительные) были убраны, так как время гигантских киноэкранов уже прошло, и вполне хватало одного центрального канала, а место удаленных занимало теперь два канала низкочастотных эффектов. Низкочастотные каналы для специальных «громоподобных» эффектов были внедрены впервые, и такая инновация была хорошо воспринята индустрией и используется по сей день. С тех пор в обозначении формата канал LFE (Low Frequency Effects) из-за ограниченного частотного диапазона (не выше 300 Гц, обычно ограничивают порогом 125 Гц) принято обозначать через точку, например «5.1». В1978 году формат был еще раз модифицирован — теперь surround-каналов стало два, левый и правый, и, таким образом, этот формат звука на 70-мм кинопленке стал предвестником современного окружающего звука, построенного по схеме 5.1. Первой картиной, выпущенной в этом обновленном звуковом формате стала «Apocalypse Now» Френсиса Форда Копполы, но в связи с закатом популярности широкоформатного кино фильмов с новым типом фонограммы вышло немного.

В начале восьмидесятых стало бурно развиваться домашнее видео, сначала с моно-, а затем и со стереозвуком, в 1980-м появился лазерный видеодиск. Домашние стереосистемы класса Hi-Fi уже стали обыденным делом, и в 1982 году Dolby представила домашний декодер для окружающего звука.

Обратите внимание

Сначала этот декодер (для потребителей он был назван Dolby Surround) мог декодировать только три канала — левый, центральный и правый, но уже в 1987 году был представлен Dolby Surround Pro Logic, способный извлекать из двухканальной фонограммы на видеокассете все четыре дорожки окружающего звука.

С этого момента «домашние кинотеатры» стали стремительно завоевывать рынок и из предметов роскоши превратились в обычную бытовую технику.

Девяностые годы характеризуются развитием цифровых технологий, и киноиндустрия не стояла в стороне. Первым на ниве доставки звука в кинотеатры в цифровой форме стал формат Cinema Digital Sound (CDS), разработанный Optical Radiation Corporation совместно с Eastman Kodak.

Дорожка цифрового звука в этом формате помещалась вместо аналоговой, а роль битов выполняли мельчайшие точки (пикселы) на кинопленке. Размер этих точек был очень мал, так как формат разрабатывался при поддержке Kodak, которая изготовила для CDS специальную кинопленку.

Благодаря малому размеру пикселов и тому, что они были расположены по всей длине кинопленки, на цифровую дорожку удалось «втиснуть» шесть (а точнее 5.

1) каналов несжатого цифрового звука с разрешением 12 бит (правда, эти биты были не линейные, как на компакт-диске, а логарифмические, то есть квантование звука было лучше адаптировано к особенностям человеческого слуха, что делало динамический диапазон записи в таком формате практически равным «обычным» 16 битам).

Но несмотря на то, что CDS был достаточно «продвинутым» для своего времени (например, там применялась схема обнаружения и коррекции ошибок), особого успеха он не снискал, и в нем успело выйти всего несколько фильмов. Причина этому — пренебрежение прошлым, то есть аналоговой оптической дорожкой.

Из-за того, что она была вытеснена цифровой, CDS остался без подстраховки, и когда цифровая дорожка давала сбой (что случалось, в том числе из-за малого размера пикселей), то в лучшем случае в зале воцарялась тишина. Отсутствие аналоговой дорожки также требовало изготовления специальных прокатных копий для цифровых кинотеатров, что было накладно и неудобно.

Важно

Пустующая ниша не могла долго оставаться незаполненной, и в 1992 году вместе с премьерой фильма «Batman Returns» была представлена система Dolby Digital, в настоящее время являющаяся самым распространенным способом доставки цифрового звука в кинотеатры.

В Dolby Digital цифровой звук на кинопленке также кодируется с помощью пикселей, но располагаются они между перфорациями, что позволило сохранить аналоговую звуковую дорожку.

Ввиду большого размера пикселей (чтобы избежать проблем, возникавших с CDS) и ограниченного пространства между перфорациями, Dolby был применен алгоритм сжатия цифровых данных AC3 (о нем подробнее во врезке), который позволил «упаковать» звук формата 5.1 в цифровой поток скоростью всего 320 кбит/с.

Достаточно мощной коррекции ошибок в Dolby Digital не предусмотрено, только их обнаружение через контрольные суммы, поэтому при возникновении серьезных проблем с цифровым звуком декодер просто переключается на аналоговую дорожку со звуком Dolby Stereo, что, по крайней мере, дает возможность не прерывать показ из-за незначительных проблем с фонограммой.

Новая система довольно быстро завоевала признание кинопрокатчиков благодаря простоте инсталляции оборудования (нужна только специальная насадка на проектор и декодер), а также тому, что копия фильма с Dolby Digital могла быть воспроизведена (пусть не во всем многоканальном блеске) практически в любом кинотеатре — даже со старым аналоговым монозвуком.

Источник: https://www.ferra.ru/review/multimedia/s9394.htm

Dolby AC-4 – новая аудио-технология для вещателей и потоковых платформ

Осознавая потребности рынка в различных сферах – от создания до дистрибуции контента – компания Dolby Laboratories разработала новую систему доставки аудио — Dolby AC-4, которая должна объединить в себе возможности современной высокоэффективной компрессии звука, гибкого транспортного синтаксиса, а также мощные системные функции, необходимые для оптимизации процесса доставки и воспроизведения аудио на широкой линейке устройств.

Система Dolby AC-4 поддерживает привычное канальное аудио с низкой скоростью передачи данных, которое соответствует потребностям вещательных и потоковых платформ нового поколения, в сочетании с большим количеством улучшений существующих решений на системном уровне.

В частности, эти усовершенствования позволяют улучшить доступность решений в сравнении с существующими вещательными системами.

Кроме того, система Dolby AC-4 полностью поддерживает объектное аудио, создавая существенные возможности для улучшения качества восприятия звука, включая возможность погружения в звук и расширенную персонализацию системы в соответствии с желаниями пользователя.

Совет

Фактически компания Dolby описывает AC-4 как «новый аудио стандарт» и «элегантную архитектуру», разработанную с учётом опыта компании, полученного при создании Dolby Atmos – первой в мире коммерческой системы объектного аудио.

Битовый поток AC-4 способен нести в себе канальное аудио, аудио-объекты либо комбинацию этих опций. Декодер Dolby AC-4 объединяет в себе эти аудио-элементы, используя их в соответствии с возникающей необходимостью. К примеру, необходимость передавать аудио в стереофонической пульс-кодовой модуляции (PCM) на колонки или наушники или в режиме стерео/5.1 PCM через HDMI.

Когда декодер пересылает звук на устройство с усовершенствованным Dolby-блоком обработки – к примеру, сет-топ-бокс, подключённый к ресиверу Dolby Atmos A/V в системе домашнего кинотеатра – декодированные звуковые объекты могут пересылаться на AVR, который выполняет сложный интеллектуальный рендеринг, оптимизированный под существующую конфигурацию.

Система Dolby AC-4 может передавать привычные канальные саундтреки и объектные миксы. Вне зависимости от типа источника, декодер обрабатывает саундтрек и оптимизирует его согласно параметрам воспроизводящего устройства.

Архитектура декодера Dolby AC-4 позволяет эффективно осуществлять мощную обработку аудио в воспроизводящем устройстве, уменьшив вычислительные и мощностные требования в сравнении с отдельными, независимыми стадиями обработки.

Это особенно существенно в случае использования портативных устройств, имеющих ограниченные возможности для обработки и ограниченный объём батарей.

Это достигается благодаря использованию основных средств кодирования в домене банка зеркального фильтра квадратуры (QMF), что позволяет интегрировать мощную обработку аудио в QMF-домене в декодере без вычислительной стоимости дополнительных преобразований и из банка фильтра аудио-обработки.

Декодер Dolby AC-4 включает в себя многополосную обработку в QMF-домене для адаптации динамического диапазона и уровня исходящего сигнала к параметрам воспроизводящего устройства, что становится возможным благодаря опционным метаданным, включённым в битовый поток провайдером услуг или создателем контента. Это также даёт возможность добавить функцию оптимизации аудио согласно типу устройства – в частности, пространственное расширение и оптимизацию динамиков – непосредственно в QMF-домене, без дополнительных преобразований.

В результате общая сложность декодера Dolby AC-4, включая встроенную систему контроля громкости и динамического диапазона (DRC), равна уровню сложности декодера Dolby Digital Plus предыдущего поколения с обработкой прямого потока обработки Dolby Volume. Аналогично, общая сложность декодера Dolby AC-4 с встроенной виртуализацией добавленных наушников подобна сложности декодера Dolby Digital Plus предыдущего поколения с виртуализацией прямого потока наушников Dolby Audio.

На стороне кодировщика система Dolby Audio сочетает в себе набор мощных технологий для контента, которые транслируется через вещательные системы, потоковые платформы, демонстрируется в кинотеатрах или проигрывается на диске.

Обратите внимание

Ключевые элементы Dolby AC-4 были стандартизированы Европейским институтом телекоммуникационных стандартов под кодом TS 103 190 и приняты концерном DVB под кодом TS 101 154.

Таким образом, они готовы для использования в документации и службах нового поколения.

Система Dolby AC-4 интегрирует персонализацию и эффект погружения в вещательные операции, связанные с обработкой и пост-продакшном живого контента

Помимо поддержки привычных многоканальных и объектных аудио-форматов, решение по аудио от Dolby сочетает в себе кодирование как описательного, так и объёмного звука, включая персонализацию под аудиторию благодаря доставке индивидуальных элементов аудио-программы с метаданными (микрофоны в толпе, треки на дополнительных языках, дикторские микрофоны, музыка, звуковые эффекты) по всему маршруту до воспроизводящего устройства, в котором данные элементы могут микшироваться исходя из предпочтений зрителя.

На стороне производства и передачи система Dolby AC-4 также обеспечивает великолепную и эффективную компрессию; соответствующий требованиям ITU-R и шлюзовый контроль громкости речи, а также регуляторную информацию по автоматическому управлению громкостью на всей цепи доставки и воспроизведения; контроль многоканального и многополосного динамического диапазона, включая контроль прямого микширования и громкости преобразования; расширенный интерактивный контроль и контроль метаданных с идентификацией / синхронизацией программ.

Благодаря использованию Dolby AC-4 можно без проблем проводить объединение видео-кадров, поскольку скорость аудио / видео кадров остаётся неизменной

Ещё одним очень важным аспектом производства является тот факт, что система Dolby AC-4 выравнивает по длине видео-кадры с компрессированными аудио-кадрами, что даёт возможность бесшовно склеивать контент. Добавляя в кодер Dolby AC-4 синхронизацию входящего видео, система выравнивает границы аудио и видео кадров.

Читайте также:  Средневековая европа. карл великий – не только полководец, но и строитель, законодатель, политик и просто семейный человек?

Система Dolby AC-4 уже хорошо показала себя в вещательной среде по всему миру.

Компания Envivio, специализирующаяся на вещательных и потоковых кодеках, использовала компрессию Dolby AC-4 для трансляции различных событий, включая финал Лиги чемпионов UEFA 2015 года и Открытый теннисный турнир Франции 2015.

компания Harmonic – ещё один производитель оборудования для вещания и IPTV, который провёл успешные испытания Dolby AC-4 при более узкой пропускной полосе, чем прочие форматы аудио.

Стандарт Dolby AC-4 также нашёл своё применение в многочисленных разработках создателей SoC-систем, профессиональных партнёров, создателей бытовой электроники. В секторе потребительской техники Dolby недавно получила поддержку стандарта от VIZIO и Sony Visual Products.

Источник: http://mediasat.info/2015/09/02/dolby-ac4/

Что такое Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов, статья. Журнал «Stereo & Video»

По мнению экспертов и любителей новой вехой в кино станет формат многоканального звука Dolby Atmos. Попробуем разобраться, для чего его придумали, услышит ли зритель разницу и стоит ли уже сегодня покупать технику с его поддержкой.

Сохранить и прочитать потом —         

По мнению экспертов и любителей новой вехой в кино станет формат многоканального звука Dolby Atmos. Попробуем разобраться, для чего его придумали, услышит ли зритель разницу и стоит ли уже сегодня покупать технику с его поддержкой.

В последние годы эволюция многоканальных форматов шла путем наращивания количества этих самых каналов… Множились колонки и их типы, однако идеология оставалась прежней — многоканальная запись, сведенная в студии и рассчитанная на некое стандартное размещение акустики в неком стандартном помещении.

Киностудии в партнерстве с производителями техники дают точные описания того, как нужно сделать зал в кинотеатре: рекомендации его акустического оформления и технического оснащения.

Важно

Но если в коммерческих кинотеатрах можно еще попытаться идти по пути стандартизации (да и то с переменным успехом), то с домашними инсталляциями этого не получится в принципе. Вот почему новый стандарт Dolby Atmos имеет все задатки стать революционным.

Ведь дорожки в нем сведены не звукорежиссером на студии, а процессором или AV-ресивером у вас дома. Звукорежиссеры лишь чертят «карту», как все должно получится на выходе, а техника, исходя из особенностей конкретной инсталляции, исполняет правильный «микс». Но обо всем по порядку.

Атмосфера кинотеатра

Презентовали Dolby Atmos в известном голливудском кинотеатре Dolby Theatre в апреле 2012 года. Первой картиной, чей саундтрек был сделан в этом формате, стал мультфильм «Храбрая Сердцем» («Brave») студии Pixar.

За полгода после этой демонстрации по новому стандарту работало 25 кинотеатров, а в 2013 году их количество превысило три сотни — как видим, профессиональный рынок тут же проявил интерес к новому стандарту. Понятно, что производители домашней техники также не остались в стороне.

Этим летом поддержка Dolby Atmos появилась у некоторых моделей AV-ресиверов Onkyo, Integra, Denon, Marantz, Pioneer, Yamaha.

Потолочная акустика в большом кинозале

О главном отличии Atmos от других ныне существующих многоканальных стандартов в интервью американскому журналу Sound&Vision рассказал Брет Крокет (Brett Crockett), директор лаборатории звуковых исследований Dolby: «Dolby Atmos это первая аудиосистема для кинотеатра, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах.

Что такое «аудиообъект»? Каждый звук соответствует определенной сцене — плач ребенка, падение вертолета, гудок автомобиля — это все аудиообъекты. Кинорежиссеры, используя Dolby Atmos, решают, где именно находится источник звука и как он будет перемещаться по ходу сцены.

Это позволяет сконцентрироваться только на самом объекте.

В традиционной системе, основанной на конечном количестве каналов, режиссеры должны думать о громкоговорителях: из правой задней или левой передней колонки пойдет звук этого объекта? С Dolby Atmos создатели кино думают только о том, что происходит на экране, например, где кричит ребенок, как вертолет будет двигаться после взлета. Система Dolby Atmos, стоит она в кинотеатре или домашней системе, автоматически распределяет все источники звука согласно их положению, заданному звукорежиссером. Теперь он может точно указать место, откуда исходит звук и показать его движение в трехмерном пространстве. В том числе и в любом месте над головой».

128 дорожек на 64 колонки

Разработчики Dolby планируют, что Atmos отучит от традиционного понимания саундтрека, как записи, которая воспроизводится строго в том или ином канале аудиосистемы, и вообще отучит от «мышления каналами». Каждая звуковая дорожка — отдельный объект.

Некоторые из них статичные, как фоновая музыка или закадровый голос автора, другие — динамические, обычно это звуки движущегося транспорта, персонажей, спецэффекты и многое другое. Новый стандарт поддерживает внутренние маркировки дорожек.

Совет

Это необходимо для того, чтобы выделить треки, где записаны окружающие звуки и которые сводятся отдельно от остальных.

Dolby Atmos способна обрабатывать одновременно до 128 независимых объектов (фактически — звуковых дорожек), которые могут быть распределены на 64 выходных канала (фактически — акустических систем). Распределением, куда что пойдет, и занимается алгоритм Dolby Atmos.

Кстати, если углубиться в недра Dolby Atmos, мы найдем там специальную версию программного обеспечения для рабочих станций Pro Tools (хорошо известных у профессионалов), которое и занимается сведением дорожек. У каждого трека прописана громкость, с которой он должен играть, и его локализация (динамическая) в трехмерном пространстве.

И не имеет значения, сколько громкоговорителей установлено в зале — система задействует их все. И самое важное, отпадает необходимость в оптимизации одного и того же саундтрека под конкретное место воспроизведения — не нужно делать разные «миксы» под разные типы кинозалов.

Dolby Atmos сам в реальном времени определит в какой колонке/колонках и с какой громкостью должен звучать данный объект (звуковая дорожка).

По словам специалистов Dolby не нужно полностью переоснащать коммерческий или домашний кинозал, чтобы получить звук в новом формате. Можно использовать уже имеющиеся системы, лишь докупив процессор/ресивер и проведя необходимую калибровку.

Однако для трехмерного звука по всем правилам советуют установить потолочные колонки, расположенные в параллели с задними динамиками. Также рекомендуется поставить дополнительные сабвуферы.

Возможен постепенный апгрейд, после введения новых элементов система самостоятельно добавит их, чтобы учитывать при сведении дорожек.

Атмосфера дома

Обратите внимание

В этом году Dolby ответственно заявила, что Atmos станет доступным для домашних кинотеатров. Новый формат учитывает все «неприятности» обычных помещений, малое количество колонок и прочие вещи.

Однако большинство производителей пока анонсировали поддержку нового формата только для старших AV-ресиверов с конфигурациями 9.2 или 11.2. На самом деле Dolby Atmos вполне нормально работает и с 8-канальными системами (7.1).

Так что при покупке нового ресивера с Dolby Atmos можно обойтись текущей системой, а когда придет желание получить еще больше «трехмерности» — докупить и установить недостающие колонки (сабвуфер или потолочные системы).

Таким образом, для построения новой системы для Dolby Atmos можно использовать следующие варианты (как купленные с нуля, так и модернизированные/дополненные): 5.1 + 2 колонки на потолок; 5.1 + 2 верхние фронтальные колонки; 5.1 + 4 колонки на потолок; 5.

1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок; 7.1 + 2 колонки на потолок; 7.1 + 2 верхние фронтальные колонки; 7.1 + 4 колонки на потолок; 7.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок; 9.1 + 2 колонки на потолок; 9.1 + 2 верхние фронтальные колонки; 9.

1 + 4 колонки на потолок;

9.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок.

Если использовать максимальный комплект аудио по конфигурации 11.1 или 11.2, то домашний кинотеатр может быть представлен такой системой: 2 фронтальных громкоговорителя, 2 фронтальных верхних громкоговорителя (с небольшим наклоном вниз), 1 центральный громкоговоритель, 1 или 2 сабвуфера, 2 тыловых громкоговорителя, 2 тыловых центральных громкоговорителя, 2 потолочных громкоговорителя.

Но это еще не потолок — при максимальном развертывании, Dolby Atmos может работать в домашнем кинотеатре из 34-х акустических систем. При таком количестве громкоговорителей, конфигурация превратится в 24.1.10, а это: 24 напольных и полочных колонок (по всему периметру с учетом рядов в зале), сабвуфер и 10 потолочных АС.

Стоит заметить, что с потолочными динамиками обычно не все гладко — они требуют специальных потолков, подготовку помещения и многое другое.

Важно

Но благодаря автоматической настройке системы под управлением Dolby Atmos, условий остается всего два: будет неплохо, если потолок имеет отражающую звук отделку из штукатурки, гипсокартона, бетона или дерева и находится на высоте не более 4.3 метров.

Однако идеальная высота комнаты для использования системы в домашних условиях — 2.4–2.7 метра, поскольку когда стены выше, звуковая сцена может начать размываться.

И это не получится исправить покупкой более дорогого ресивера — увы, таковы законы физики и пределы настройки системы Dolby Atmos. Важно, что светильники, кондиционеры, системы отопления и прочие неустранимые потолочные преграды для звука при оптимальной высоте потолка не имеют значения (опять же, по словам экспертов).

Вообще, Dolby Atmos, как писалось выше, без разницы сколько каналов есть на выходе, алгоритм нужным образом распределит дорожки. Поэтому компания не скрывает, что скоро появится реализация и для стереосистем, и, что особенно интересно, для наушников. Причем, вполне возможно, что алгоритм будет работать даже на мобильных устройствах (полагаем, если хватит процессорных мощностей).

Где, как и почем?

Конечно, ни один стандарт не может существовать сам по себе. Помимо аппаратуры нужен и контент, созданный с применением новых технологий. Режиссеры не обошли вниманием новинку. Одной из первых с Dolby Laboratories поработала студия Питера Джексона Park Road Post Production.

В октябре 2013 года компании официально заявили о том, что главная премьера этого года «Хоббит: Неожиданное Путешествие» выйдет в формате Dolby Atmos, благодаря которому картина обретет еще максимально реалистичный звуковой ряд.

«Я всегда стремлюсь создавать картины, которые позволят зрителям не просто наблюдать за событиями на экране, а почувствовать себя их частью. Сейчас нам доступны потрясающие технологии, благодаря которым это достижимо: повышенная частота кадра, 3D, а теперь и потрясающая система окружающего звука Dolby Atmos», — рассказал тогда Питер Джексон.

Этот проект был реализован с участием лауреатов премии «Оскар» Кристофера Бойса, Майкла Хеджса и Майкла Семаника, команды, работавшей над фильмом «Властелин Колец: Возвращение Короля». Столь серьезная поддержка поспособствовала увеличению количества залов с Dolby Atmos. Перед анонсом таких кинозалов было всего 15, а к премьере их количество выросло до 100.

Недавно стало известно, что Деннис Сэндс, известный по работе со звуком в почти 300 фильмах, предложит свои услуги в качестве звукорежиссера для записи дорожек для Dolby Atmos. Для этого он уже изменил конфигурацию своей студии.

Совет

Остается главный вопрос: можно ли посмотреть фильм с дорожкой, сведенной в Dolby Atmos дома? Стандарт Blu-Ray меняться не будет. Инженеры обещают обратную совместимость, т.е. диск с дорожкой Dolby Atmos на проигрывателе, который не поддерживает этот формат, воспроизведет поток Dolby TrueHD или Dolby Digital Plus.

Вот только дисков с пометкой Dolby Atmos на сегодняшний день вы не найдете. И потокового контента также нет. Студии обещают первые релизы к концу 2014 года, в это же время появится контент и в потоковых сервисах.

Так что ответ на вопрос: «покупать или нет модели с поддержкой Dolby Atmos», а фактически «переплачивать ли за новую технологию» стоит отнести к вопросу о возможностях вашего кошелька, а не к сомнениям относительно совместимости, наличия контента или нежелании менять акустику.

Тем более, что в конце этой статьи я предложу вам список фильмов, которые уже сделаны со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos (он есть в Wikipedia). Рано или поздно они все появятся на Blu-Ray-дисках или в потоковых сервисах с пометкой Dolby Atmos.

То есть они все будут звучать так, будто бы звукорежиссер сел за вашей спиной, осмотрел комнату и давай в реальном времени сводить все так, чтобы вот здесь и сейчас, в этом месте и на этом оборудовании, все зазвучало так, будто и не дома вы смотрите кино, а в студии звукозаписи. Конечно, не точь-в-точь, но настолько близко, насколько это вообще возможно.

Фильмы со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos

2014:
Хоббит: Битва Пяти Армий; Skammerens Datter; Неудержимые 3; Черепашки-ниндзя; Стражи Галактики; Кундо: Возраст Буйный; Рассвет планеты обезьян; Трансформеры: Возраст исчезновения; Jersey Boys; Как приручить дракона 2; Край завтра; Очарованный (Kindom); Окна открываются; Прощай, моя наложница; Пагубный; Overheard 34; X-Men: Days of Future Past; Coming Home; Годзилла; Amazing Spider-Man 2; Великий Гипнотизер; 3D Iceman; Превосходство; Рио 2; Капитан Америка: Зимний солдат; Ной; 300 спартанцев: Расцвет империи; Мистер Пибоди и Шерман; Кано; Тарзан 3D; Gunday; Король обезьян; Я Франкенштейн; Jai Ho; 1-Nenokkadine; Jillâ; Veeram; Sholay 3D; Mindscape; Конгресс; Эль-Ниньо.

2013:
Vizha Tamil; Махабхарат; Тайная жизнь Уолтера Митти; Полицейская история; Бирьяни; Dhoom 3; Хоббит: Пустошь Смауга; Белый шторм; Замороженный; Голодные игры: И вспыхнет пламя; Тор: Царство тьмы; Игра Эндера; Гвадалквивир; Vanakkam Chennai; Metallica: сквозь невозможное; Вес; 3D Inferno; Young Detective Dee: Rise of the Sea Dragon; Ведьмы из Суггарамурди; Warning; Kvinden ja Buret; Проклятое место; Вилла; Коварная: Глава 2; Zanjeer; Sholay; Гроссмейстер; Кафе Мадрас; Элизиум; Самолеты; Thalaivaa; Перси Джексон: Море чудовищ; Росомаха; D-Day; Мистер Гоу; Turbo; Bhaag Milkha Bhaag; Тихоокеанский рубеж; Конгресс; Копы в юбках; Ghanchakkar; Университет монстров; Железный человек; Kuiba 2; Эпик; Star Trek into Darkness; Серебряный доллар; Shootout at Wadala; Napa Valley Dreams; Oblivion; Nautanki Saala!; Commando; Trance; GI Joe: Retaliation; Семейка Крудс; Aatma; Oz the Great and Powerful; A Good Day to Die Hard; Journey to the West: Conquering the Demons; ABCD-Any Body Can Dance; Ah Boys to Men 2; Race 2; Mama.

2012:
The Last Tycoon; The Guillotines; Chinese Zodiac; The Hobbit: An Unexpected Journey; 3D Sivaji; Back to 1942; Rise of the Guardians; Life of Pi; Ah Boys to Men; Chasing Mavericks; Taken 2; Brave.

P.S. Подробней о главном конкуренте и еще одном объектном кодеке DTS:X читайте в статье Что такое DTS:X, или Перестаньте считать колонки

Подготовлено по материалам журнала «Stereo & Video», август 2014 г. www.stereo.ru

Поделитесь статьёй:        <\p>

Источник: https://www.audiomania.ru/content/art-4025.html

Ссылка на основную публикацию