Туринская плащаница: святыня или подделка?

Туринская плащаница: реликвия или подделка?

Статья из журнала Naked Science (№13, май-июнь 2014).

Согласно преданию, именно ею Иосиф Аримафейский обернул тело Иисуса Христа после его мучительной смерти на кресте – и на ней отпечатались следы, принадлежащие христианскому мессии. Но может быть, священный саван – всего лишь средневековая подделка?

История плащаницы

Туринская плащаница – полотно чуть больше 4 м в длину и метра в ширину. Якобы на ней «отпечаталась» голова, руки и ноги Иисуса: можно увидеть черты умиротворенного лица, сохранившего спокойное и безмятежное выражение. Судя по отпечаткам, часть погребального савана положили под тело покойника, а другой обернули тело со стороны головы.

После смерти Христа плащаница исчезла более чем на 13 веков – продолжает предание. Впервые о ней заговорили в 1353 году, когда некий французский крестоносец привез саван из своих дальних странствий. Бытует мнение, что до разграбления европейцами Константинополя плащаница хранилась именно там, хотя достоверных свидетельств этому нет.

Уже потом семья рыцаря передала артефакт церкви города Лирей, и с этого момента берет начало другая история реликвии: к небольшому городку потянулись вереницы паломников. Интерес к плащанице начал было угасать, когда церковь объявила ее подделкой, которых в то время было великое множество. 

Обратите внимание

Однако спустя почти век, в 1452 году герцог Савойи Людовик I купил плащаницу, и она переехала в город Шамбери. В 1578 году ее перевезли в собор Иоанна Крестителя в Турине на севере Италии. Здесь она и «осела», получив свое привычное название.

Впрочем, настоящая слава пришла к ней много столетий спустя – в конце XIX века.

В 1898 году итальянский адвокат Секондо Пиа сфотографировал плащаницу и, работая над новыми снимками, заметил одну очень странную деталь.

На пленках было видно, что свет и тень на них как бы поменялись местами: Туринская плащаница была словно негативом. Следовательно, в руках у фотографа Секондо Пиа оказались фотографии в позитиве.

Это необычное явление привлекло массу энтузиастов, но научных опытов с плащаницей никто проводить в то время не стал. Церковь не желала выдавать реликвию посторонним, хотя и не подтверждала ее подлинности официально. Впрочем, технологии конца XIX века не смогли бы дать ответы на все вопросы любопытных. Всерьез за исследование артефакта ученые взялись лишь во второй половине XX.

Точных дат рождения и смерти Христа не существует. Предполагается, что он родился в промежутке между 12 и 4 годом до н. э. Его смерть обычно датируют 26-36 гг. н. э. Если верить некоторым ученым, сторонникам подлинности Туринской плащаницы, она была изготовлена в начале I века н. э. – в период жизни и смерти Христа.

Христос был альбиносом?..

Главный вопрос можно сформулировать так – почему Туринскую плащаницу считают подлинной? Дело в том, что на ней можно видеть не только отпечатки тела, но и следы от ран. Пугающие свидетельства распятия, многочисленные удары бичом, наконец, кровоподтеки на месте удара копья римского легионера – все это «отпечаталось» на реликвии.

Питер Пауль Рубенс, «Снятие с креста» / ©Собор Антверпенской Богоматери

Здесь есть один интересный момент, о котором не всегда упоминают. В христианской традиции принято изображать распятого Христа с гвоздями, забитыми в ладони. В настоящем же Древнем Риме гвоздями прибивали запястья. На Туринской плащанице отчетливо видно, что гвозди были забиты именно в запястья. 

Доказывает ли это ее подлинность? Не стоит спешить с выводами, ведь саван мог подделать искусный мистификатор – мастер, который был знаком с древнеримскими обычаями гораздо лучше, чем обычный священник Средних веков.

Можно ли провести анализ остатков крови на плащанице? Увы, даже в наш век невозможно с точностью сказать, есть ли на ней кровь – исследования не могут подтвердить ни ее наличия, ни ее отсутствия. 

Ученые скорее склоняются к тому, что пятна на саване – лишь красители, сернистая ртуть и охра. Казалось бы, вопрос можно закрыть, тем не менее художники больше 50 раз пытались скопировать изображение плащаницы, в том числе – с использованием новых методов – но достичь того же результата им не удалось.

Как мы уже упоминали, внимание публики привлекло то, что изображение Иисуса сохранилось в негативе. Некоторые объясняют это «эффектом засветки ткани» полотна. Есть на этот счет и гипотеза о примитивном фотоаппарате, который могли использовать для изготовления подделки.

Важно

ё Впрочем, если изображение на плащанице действительно негативное, то Иисус Христос окажется… альбиносом с белыми волосами и бородой того же цвета. Многие исследователи, однако, не рассматривают версию о негативном изображении на плащанице.

Они полагают, что часть ткани просто подверглась более сильному солнечному воздействию, поэтому получился такой эффект. Существует одно веское доказательство подлинности плащаницы.

В 1976 году ученые из Лос-Аламосской Национальной лаборатории поместили ее изображение в компьютер VP-8, способный интерпретировать оптическую плотность изображения и превращать плоскую картинку в рельефную. Результаты оказались неожиданными: на экране проявилось трехмерное изображение человека.

  Верующие получили серьезный козырь, но скептики не отступились: даже если плащаница не является простым изображением, это еще совсем не говорит о том, что ею было обернуто тело мессии. Для изготовления савана мистификатор мог использовать некий макет, а возможно, и настоящее тело человека.

Экспозиция Туринской плащаницы в соборе Святого Иоанна (Хертогенбос, Нидерланды) / ©Flickr/Anja

Поздняя датировка

Самый простой способ развеять мифы о подлинности савана – доказать, что он был сделан в Средневековье. Но все не так просто, как думали сторонники подделки.

Еще в 1950-е годы XX века ученые обратили внимание на то, что примитивная структура ткани полотна говорит о его раннем происхождении.

Согласно выводам тех времен, плащаница могла быть сделана еще в I веке нашей эры – именно тогда жил Христос.

Самые известные опыты с плащаницей были проведены в 1988 году. Сразу три независимые лаборатории – Оксфордского и Аризонского университетов, а также Федерального политехнического института в Цюрихе – получили образцы савана с целью установить его возраст путем радиоуглеродного анализа. 

К разочарованию многих верующих, все три лаборатории предоставили схожие результаты – плащаница была изготовлена не раньше XIII века. Ни о каком древнем происхождении полотна не могло быть и речи.

Совет

Нужно ли говорить, что на этом история не закончилась. Любители мистики и просто верующие настаивали на том, что плащаница подверглась стороннему воздействию, что исказило результаты тестов. Действительно, в 1532 году саван обгорел при пожаре в Шамбери, и на плащаницу были нанесены заплатки.

Могли ли ученые сделать неверный вывод, имея под рукой более позднюю ткань? Маловероятно, ведь отличить оригинальное плетенье от средневековых заплаток очень просто. Едва ли на результаты эксперимента могло повлиять и другое внешнее воздействие, например, окрашивание.

Если бы плащаница была чем-то загрязнена, то это могло бы сыграть свою роль, но не настолько, чтобы ошибиться на тысячу лет. Во всяком случае, большая часть ученых считает именно так.

В 2001 году в «Вестнике РАН» была опубликована статья специалистов из Института криминалистики ФСБ России, Центра Туринской плащаницы и Министерства юстиции РФ. В ней утверждалось, что радиоуглеродный тест мог дать неправильные результаты, поскольку плащаница содержала средневековые масла.

Таким образом, возраст полотна «случайно» сдвинулся на 1300 лет. Уже после публикации материала другие исследователи провели ряд новых анализов. Выяснилось, что содержание масел в полотне могло бы внести погрешность в 276 лет, но никак не в тринадцать столетий.

Заметим еще, что у авторов вышеназванной статьи никогда не было настоящих образцов, все их выводы основаны на фотографиях плащаницы.

Собор Иоанна Крестителя в Турине, где находится плащаница  / ©depositphotos.ru

«Заговор вокруг Иисуса»

Существуют и весьма странные теории. Есть версия немецкого писателя Хольгера Керстена (Holger Kersten), по мнению которого результаты опытов 1988 года были верны, вот только сами образцы… подменили.

В защиту этой «гипотезы» говорит то, что из лабораторных записей, фиксировавших все происходящее, действительно, таинственным образом исчезли полчаса съемки.

За это время ткань савана вполне могли подменить.

Писатель не ограничивается историей о краже полотна, подвергая сомнению даже официальную позицию церкви в отношении Христа. Именно церковь, согласно версии Керстена, стоит за фальсификацией опытов, и причины у нее самые что ни на есть веские. 

Якобы Туринская плащаница содержит в себе свидетельства того, что на момент снятия с креста Христос вовсе не был мертвым. По мнению Керстена, раны мертвого человека просто не могли так кровоточить и не оставили бы таких следов на полотне.

Но как Иисус Христос мог пережить казнь? По версии немецкого писателя, у последователей Христа изначально имелись четкие планы по спасению своего мессии. Его сняли с креста через три часа после распятия.

Обратите внимание

Действительно, многие приговоренные висели на кресте больше пяти дней, и некоторые из них даже выживали. Христос потерял сознание после того, как к его лицу поднесли влажную губку, которая могла содержать какое-нибудь усыпляющее вещество.

Таким образом, надзирателей могли ввести в заблуждение сторонники Иисуса Христа.

Теоретически, на момент снятия с креста он еще мог оставаться живым, но это лишь догадки. Главное и, по сути, единственное свидетельство версии Керстена – Евангелие. Утром гробницу нашли пустой – утверждает Священное Писание.

Теория Керстена может объяснить и появление отпечатков тела на плащанице. Для заживления ран последователи Христа могли использовать масла алоэ и миро, и именно они стали причиной появления пятен на полотне. Все это и многое другое было описано в книге Хольгера Керстена и Эльмара Грубера «Заговор вокруг Иисуса».

Впрочем, основоположника этой теории заговора вряд ли можно назвать ученым. Известно, что он работал в воскресной школе Фрайбурга, после чего решил посвятить себя путешествиям и писательской карьере.

Помимо книги «Заговор вокруг Иисуса» Керстен опубликовал еще один труд с кричащим заголовком – «Иисус жил в Индии». Одних названий достаточно, чтобы сделать определенные выводы об уровне этих работ.

 В основе радиоуглеродного метода датировки лежит измерение соотношения изотопа 14C к стабильным изотопам углерода. Радиоуглеродный метод очень сложен и требует высочайшей квалификации – известны случаи, когда результаты опытов были перевернуты «с ног на голову». Впрочем, почти всегда такой анализ позволяет получить очень точные и обоснованные результаты.

В погоне за сенсацией Годы идут, а интерес к Туринской плащанице не угасает. И хотя доступ к реликвии ограничен, после 1988 года ученые сумели провести еще несколько опытов. В прошлом году научный мир потрясли результаты новых исследований.

Профессор Падуанского университета Джулио Фанти (Julio Fanti) решил опровергнуть выводы исследований конца 1980-х годов. Оригинальные образцы Туринской плащаницы были подвергнуты инфракрасной спектроскопии, а также механическим анализам.

Результаты исследований полностью противоречили результатам радиоуглеродной датировки: если верить Джулио Фанти, Туринская плащаница может оказаться на три века старше самого Христа!

Критикуя результаты предыдущих опытов, профессор не сказал ничего нового. Пожар и использование масел якобы сыграли с учеными злую шутку, заставив их ошибиться с датировкой на тысячу лет.

Эта версия детально изложена в книге Фанти «Тайны плащаницы», написанной в соавторстве с журналистом Саверио Гаетой. Как и в случае с Керстеном, здесь прослеживается классическая схема «невероятного открытия».

Все это очень напоминает дешевую сенсацию.

Важно

Одним из последних исследований стали исследования итальянских физиков Джузеппе Лачидоньи (Giuseppe Lacidogna), Aльберто Карпинтьери (Alberto Carpinteri) и Оскара Борлы (Oscar Borla) из Туринского политехнического института, результаты которых опубликованы в 2013 году.

Как и Джулио Фанти, ученые подвергли критике выводы эксперимента 1988 года, только теперь акцент был сделан не на пожаре или наводнении, а на землетрясении.

Якобы, незадолго до казни Христа в Иудее имело место землетрясение, которое изменило свойства и ориентацию частиц на полотне. 

Естественно, никаких научных подтверждений у этой версии тоже нет, и вряд ли они появятся. Существует немало сейсмически активных мест, но подобных явлений там не наблюдали.

Туринская плащаница – это цельное полотно, но древние иудеи, насколько можно судить, использовали в ритуальных обрядах не цельные саваны, а несколько кусков ткани. Одним из таких полотнищ, например, укрывали голову усопшего. Получается, что версия о подлинности плащаницы противоречит древним иудейским обычаям. 

Подделка?

Итак, среди всех проведенных экспериментов самым авторитетным можно считать исследование 1988 года. Его результаты отчетливо показали, что Туринская плащаница, скорее всего, лишь средневековая подделка. 

Читайте также:  Переименование столиц: кому это надо? европа

Впрочем, разве в датировке дело? 

Что нам может дать установление точного возраста плащаницы? Ровным счетом ничего, что доказывало бы ее подлинность. Даже если плащаница и была изготовлена в I веке, это совсем не говорит о том, что в нее заворачивали тело Иисуса Христа.

Странным выглядит уже то, что после казни плащаница бесследно исчезала на тринадцать веков. А ведь она была ценной христианской реликвией.

Отпечаток лица – еще один интересный момент, на который не всегда обращают внимание.

Если предположить, что на плащанице отпечатался лик мессии, то почему этот след так похож на художественный портрет? Действительно, если бы ткань соприкасалась с телом человека, и на ней остались его следы, то при развороте полотна это лицо имело бы искаженные формы. Правда, по версии того же Керстена, лицо Христа отпечаталось на полотне не за счет прямого контакта, а за счет исходящего от тела тепла и разных масел.

Получается, что никаких реальных доказательств подлинности савана не существует. Даже церковь не берется подтвердить версию апологетов плащаницы. А если нет доказательств, то зачем выдумывать лишние поводы для новых опытов?..

Статья из журнала Naked Science (№13, май-июнь 2014).

С точки зрения науки

Илон Маск

Источник: https://naked-science.ru/article/nakedscience/turin-shroud-relic-or-fake

Туринская плащаница – реликвия или подделка?

Плащаница — это ткань, в которую, по преданию, ученики завернули Иисуса Христа, сняв его с креста, и которую нашли после Его чудесного воскресения в скальной гробнице Голгофы в Палестине.

Ткань хранит на себе отпечаток человеческого лица и тела со следами бичевания и ранами от гвоздей на руках и ногах, оставшимися после распятия. Верующие унесли ее в город Эдессу в Малой Азии. Отсюда она попала в Константинополь и была в XIV веке увезена крестоносцами во Францию.

Ее владельцем стал граф Жоффруа де Шарни, — как предполагают, потомок крестоносца Шарни. Далее она оказалась во владении герцогов Савойских, в 1578 году переехавших в Италию. С этого времени плащаница, по-прежнему не являющаяся собственностью церкви, хранится в Турине.

Совет

На протяжении многих веков считавшаяся подлинной,— хотя споры о ее подлинности велись с XIV века, когда она впервые была выставлена на всеобщее обозрение, — плащаница в 1989 году была официально объявлена подделкой.

Из истории известно, что многие тысячи евреев и неевреев и до, и после времени Христа шли на смерть через распятие на кресте.

Осужденного, раздетого догола перед распятием заставляли обхватить столб, связывали руки и подвергали зверским бичеваниям «треххвосткой» из ремней с металлическими шариками на концах. Вся спина и икры ног оказывались испещренными кровоточащими ранами.

Христос был одним из тех, с кем, согласно евангельской традиции, по приказу Понтия Пилата, наместника Рима в Иудее, именно так расправилась римская солдатня.

После распятия кровь из-под кованых гвоздей текла по рукам и ногам, по лицу из-под тернового венца, а вслед за ударом копья в бок открылось еще одно кровоизлияние. Это продолжалось, пока билось сердце.

В Евангелии (от Матфея, 27:57) описывается, как «богатый человек» покупает полотно. Вероятно, весьма дорогое. Это было добротное полотнище длиной 4,36 метра и шириной 1,1 метра, сплетенное вручную в виде «елочки» и украшенное по краям орнаментом — полосами.

Толщина этой ткани определялась как несколько более грубая, чем та, что идет на мужские рубашки.

…Был также принесен состав из смирны и алоэ, «литр» около ста (так в тексте от Иоанна, 19.39). Древнегреческое «литра», как и латинское «либра», означает фунт. Римский фунт I века от Р. X. был равен 327,45 грамма. Следовательно, смесь из масла смирны и сока алоэ весила около 33 килограммов.

Этого было, конечно, слишком много для совершения нового обряда миропомазания, но, возможно, тогда еще не было известно, сколько именно понадобится для неоднократного промачивания полотна и обертывания им израненного, но еще живого человека. Один из самых главных вопросов — как на полотне могло оказаться изображение человека.

Обратите внимание

Те, кто считал плащаницу подделкой, объясняли это делом рук художника, создавшего его.

Однако спустя пятьсот лет после первого Заявления о том, что плащаница — подделка, один фотограф, проявляя снимок с плащаницы, обнаружил, что негатив выглядит как позитивная фотография, то есть изображение на плащанице не нарисовано, а представляет собой негативный отпечаток тела. Как могло это случиться?

Миропомазание предназначалось для освежения тела перед погребением, но оно полностью не стерло сгустки запекшейся крови. Напротив миро пропитало их, как и все тело, покрыв и следы бичевания, и замаслив монеты, возложенные на глаза покойного.

Все эти частности отпечатались на сухом полотнище. Нижней его половиной устлано было дно гроба, другой же половиной тело было накрыто через голову.

Поэтому внизу получился сквозной контактный оттиск спинной части тела, вверху же — бесконтактный отпечаток лица, груди, живота и ног. Профессор биологии Парижского католического института П.

Виньон и преподаватель физики Парижского политехникума Кольсон экспериментальным путем установили, что объемное изображение возможно с помощью испарений миро. Испарения ложатся на ткань, создавая практически невидимый отпечаток.

Согласно первой гипотезе П. Виньона, изображение на плащанице возникло в течение 30—36 часов, протекших с пятничного вечера до воскресного утра, то есть с момента положения тела во гроб до воскресения Христа. Предположение основано на возможности выделения телом предсмертного пота, с переходом его через мочезину в аммиак.

Опытами двух исследователей было доказано, что испарения аммиака способны оказать химическое воздействие на содержащийся в алоэ алоэтин. Под этим воздействием алоэтин заметно темнеет. Именно в силу этих причин, по мнению Виньона, на промоченной в соке алоэ плащанице и появилось изображение.

Важно

Однако остается непонятным, как могли оказаться на полотне пятна крови, если она, как мы знаем, успела засохнуть.

Шло время, гипотеза Виньона кем-то разделялась, кем-то оспаривалась, пока другие профессора — Фраше из Моденской лаборатории и Филограмо из Туринского университета — не произвели химические анализы на гемоглобин, придающий крови красный цвет, и на группу крови (1973). Их независимые выводы гласили: это не кровь. Но если не кровь, то что?

Здесь сделаем небольшое отступление и остановим свой взгляд на решении истовой католички Маргариты Австрийской — заказать для хранения плащаницы металлический футляр. Это случилось почти за четверть века до пожара 1532 года.

О габаритах футляра можно судить по тому, что полотнище, сложенное вчетверо по длине и по ширине и представлявшее шестнадцати слойную стопку, имело размеры 1,10X0,25 метра.

При поисках материала для футляра выбор пал, по всей вероятности, на заморское серебро, потоком хлынувшее в Европу в начале XVI века, после завоеваний Мексики испанцами.

Возможны, разумеется, и другие предположения, например, что могло быть использовано самородное ртутное серебро, но точный ответ мы вряд ли получим, потому что в 1566 году серебряный футляр был списан и заменен железным ящиком, а до этого металлографический анализ сделан не был.

А теперь заглянем в мастерскую, где в 1509 году отливался футляр. Там работали химики (или скорее алхимики). Многие из них, и не только в этой мастерской, а вообще в Европе, стремились получить золото из серы и ртути. Уверенность их в успехе поддерживалась тем, что при присадке ртути к расплавленному серебру: оно приобретало золотистый оттенок.

Отсюда делался вывод, что золото где-то рядом. Оно и было рядом: при одном взгляде на «Периодическую систему» элементов Д. И. Менделеева можно увидеть, что золото занимает клетку по соседству с ртутью. Алхимики не могли знать, что черточку между клетками под силу будет сломать только ядерной физике, причем с огромными нерентабельными затратами.

Совет

В своих исканиях средневековые химики, вернее алхимики, применяли, прежде всего, нагрев.

Заметим, что испарение ртути происходит уже при комнатной температуре, а при 44 градусах Цельсия она начинает «закипать». Соединения ртути тоже летучи, но при более высокой температуре.

Так, сернистая ртуть (киноварь) начинает испаряться при 200 градусах Цельсия, а при 315 градусах она улетучивается полностью. Цвет киновари красный, от яркого до темного. Запомним.

Это нам пригодится при внимательном вглядывании в плащаницу.

Итак, ядовитые пары сернистой ртути, в угоду алчности уносившие подлинное богатство алхимиков — здоровье, не приближали их к мечте обогащения, но, соединяясь с серебром, в частности с серебром футляра на всех его поверхностях, не исключая внутренних, покрывали их тонкой пленкой непрочного сплава сернисто-ртутного серебра… Футляр был сделан, плащаница положена в него. И церковный мир вздохнул спокойно — теперь реликвия в безопасности. Покой длился менее двадцати пяти лет. Глухой декабрьской ночью 1532 года часовня в Сан-Тапель де Шанбери, где хранился футляр с плащаницей, загорелась.

Что же происходило в это время в футляре? По мере повышения температуры в отсыревшей при длительном хранении ткани образовывался перегревавшийся водяной пар, не дававший плащанице затлеть и вспыхнуть.

Одновременно начинался и процесс распада пленки сернисто-ртутного серебра. Появившиеся пары сернистой ртути пропитывали распаренную вместе с тканью сухую субстанцию, оставшуюся на ткани в результате длительного высыхания окисленной смеси.

При этом темноватые изображения, которые видели крестоносцы, окрашивались в темно- красный цвет.

Пожар погасили не сразу. С одного края крышка стала плавиться, а это означает, что футляр долго простоял в зоне тлеющих углей, развивавших более высокую, чем горящее дерево, температуру — выше точки плавления серебра (961,9 градуса Цельсия). Из образовавшейся клиновидной щели выплавленное серебро полилось на плащаницу…

Обратите внимание

Разводы, обнаруженные на ткани, по мнению П. Виньона, свидетельствуют, что футляр старались отстоять, заливая его водой. Поэтому нельзя считать чудом, что тысячеградусная ярость удара быстро угасла в распаренной ткани.

Если в верхней части стопки длина прожога составляла 0,3 метра, то в нижней, у самого дна, она стала вдвое короче — 0,15 метра. Изображение лица, к счастью, затронуто не было.

А шестнадцать прожогов через два года были заделаны ловкими руками монахинь.

Когда ткань стала остывать, пары киновари в соединении с кислородом перешли в твердую фазу — отвердели, закрепившись на обеих сторонах полотнища, где фигура покойного в прямом виде и зеркальном отражении, словно ткань была прозрачной, запечатлелась в натуральную величину (при полном росте 1,78 метра)… «Пятна крови» оказались пятнами киновари.

Источник: http://waking-up.org/religii-mira/turinskaya-plashhanitsa-relikviya-ili-poddelka/

Туринская плащаница оказалась подделкой! Как это раскрылось

Археологические подделки это целый мир. В советское время днем я работал экспертом в музее, а ночью патировал камни сверхстарым углеродным налетом. Проще говоря, брал уголь из золовников возрастом 2-3 тысячи лет, растворял и наносил на камень.

Любой углеродный анализ рапортовал о находке времен Исуса. Тем более тогда, когда мои поделки попадали мне же на экспертизу (с) бывший Ученый Историк, ныне живущий в Лондоне… В официальных музеях мира выставлено тонны подделок.

Иногда ученные об этом знают, чаще есть только подозрения. Главное, что бы вы не узнали. Хотя, репутация музея как сувенирной лавки, уже давно днище пробито. По крайней мере в кругах ученых. И вот как раз такой случай — Туринская плащаница оказалась подделкой.

Самое интересное то, как эту подделку раскрыли британские ученые.

Специалисты из Университета Ливерпуля (Великобритания) и Комитета по расследованию псевдонаучных утверждений в Италии выяснили, что следы крови на туринской плащанице не могли быть оставлены завернутым в нее телом.

Считалось, что эта кровь принадлежала распятому Иисусу Христу и вытекла из ран на руках и ногах после смерти. Ученые пришли к выводу, что плащаница не имеет никакого отношения к настоящей казни человека и имела лишь художественную ценность.

Результаты работы опубликованы в Journal of Forensic Sciences, кратко об исследовании рассказывает издание Science Alert.

Хотя радиоуглеродный анализ показал, что туринская плащаница датируется 1260-1390 годами нашей эры и не могла принадлежать Христу, некоторые специалисты предполагали, что по следам крови можно определить подробности об ударах плетью, пытках и последующем распятии того, кто был обернут в полотно. Считалось, что после омовения тела кровь продолжала сочиться из ран, которые располагались на ладонях, предплечьях, спине, ребрах и ногах.

Важно

Исследователи провели эксперимент с использованием манекена и участием живого человека, чтобы выяснить, как будет течь кровь из различных ран. В качестве образцов применялась донорская человеческая кровь и жидкость с теми же свойствами.

Читайте также:  Мертвые неба не коптят? крематорий изнутри

Были проверены различные позы тела, в том числе стоя и лежа со сложенными в районе паха руками. Ученые сравнили полученные пятна крови с имеющимися на плащанице.

Этот метод известен как анализ брызг крови и используется судебными медиками и криминалистами для расследований.

Оказалось, что пятна на плащанице могли возникнуть только в том случае, если кровь на тыльной стороне ладони и кровь вдоль предплечья текла под разными углами, что невозможно для лежачего положения. В первом случае человек должен был стоять, подняв руки под углом 45 градусов, а во втором случае руки должны быть подняты вертикально.

Кроме того, рана, оставленная копьем, должна была оставить сплошное кровавое пятно, однако на полотне в этом месте видны следы от небольших потоков, что опять же свидетельствует о стоячей позе. Некоторые следы, например, «пояс» в нижней части спины, ученым вовсе не удалось воспроизвести, даже если учесть, что тело после омовения могло перемещаться.

Моделирование пятен на руках, контактировавших с деревянной поверхностью креста, дало неясные результаты.

Таким образом, картина распределения пятен от разных частей тела не согласуются с гипотезой, что человек был распят. По словам исследователей, все это указывает на то, что туринская плащаница скорее всего является имеющей художественную ценность подделкой XIV века и использовалась в качестве «иллюстрации» казни Христа.

Не пропустите другой громкий случай из официальной археологии — Расшифрован вавилонский скрижаль 3700 лет. Ученые в шоке. Поверьте, это действительно шок.

Совет

↓↓↓ Не пропустите обсуждение этой темы в комментариях. Крутите страницу вниз ↓↓↓, там мнения и отзывы копателей, МД специалистов, дополнительная информация и уточнения от авторов блога ↓↓↓

P.S. Обратите внимание ➨➨➨ Тема бомба — Находка кирпич. Знаете сколько стоят старые кирпичи?. Посмотрите, не пожалеете.

Копатели сейчас смотрят

Источник: https://md-arena.com/turinskaya-plashhanica-okazalas-poddelkoj-kak-raskrylos/

Туринская плащаница — святыня или подделка? Справка

Туринская плащаница — древнее четырехметровое полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. На плащанице отпечатался лик и тело Иисуса, и она стала одной из важнейших реликвий христианства.

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году (IV крестовый поход) плащаница хранилась в Константинополе в храме Святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной неделе и каждую пятницу. Сохранились свидетельства Николая Мазарита, спасшего плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 году («Похоронные Ризы Господни.

Они из полотна и еще благоухают помазанием») и летописца крестового похода Робера де Клари («И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой плащаницей после разгрома и расхищения города»).

Архиепископ Антоний Новгородский также видел плащаницу в Константинополе во время паломничества в 1200 году (она была подвешена над алтарем Софийского собора между столпами кивория в качестве катапетасмы).

После утраты в Константинополе плащаница была «обретена» во Франции в 1353 году: Жеффруа де Шарни объявил, что плащаница находится у него (все эти годы она тайно хранилась у тамплиеров, но орден был распущен в 1312 году, а позже многие тамплиеры казнены.

Вначале плащаница была выставлена в городе Лире во владениях де Шарни. В 1452 году ее выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года.

После переноса столицы в Турин в 1578 году плащаница хранится в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя в Турине.

Обратите внимание

Туринская плащаница открывается для обозрения паломников раз в четверть века. В последний раз это произошло летом юбилейного 2000 года. Тогда ее успели увидеть более миллиона человек.

Следующий раз плащаницу предполагается выставить в 2025 году.

В дни туринской Олимпиады 2006 году в подземной части Туринского собора при помощи компьютерной графики было выставлено виртуальное изображение плащаницы, а также устроена экспозиция, посвященная ее истории.

В фокусе Туринской плащаницы скрестились многие научные, исторические и теологические проблемы. В XX веке наконец появилась возможность активных научных исследований плащаницы с применением специальной аппаратуры. В ходе этих исследований были получены неоднозначные данные.

В 1973 году было подтверждено, что следы крови и отпечаток тела — естественного происхождения, а не «художественное изображение», как иногда предполагалось.

В 1988 году были сделаны попытки датирования методом радиоуглеродного анализа (был использован способ масс-спектрометрии с помощью пучка ускоренных частиц), давшие в разных лабораториях (в Аризоне, Оксфорде и Цюрихе) близкие диапазоны дат, но все «попадающие» в XII-XIV века нашей эры.

Однако в более поздних научных работах достоверность результатов радиоуглеродной датировки плащаницы была поставлена под сомнение. Раймонд Роджер, проанализировав химический состав ткани, высказал предположение, что образцы, снятые для радиоуглеродного анализа, были взяты не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок плащаницы.

В околонаучной литературе часто высказывается предположение, что полотно плащаницы могло быть загрязнено более «молодым» углеродом.

Это могло произойти во время одного из пожаров в 1201, 1349, 1532, 1934 годах (например, при пожаре в монастырском храме Шамбери в 1532 году плащаница в течение шести часов находилась под воздействием высокой температуры, углекислого и угарного газов, паров воды, а также катионов серебра — согласно летописям, монахи, спасая Плащаницу, два часа обливали водой сильно раскалившуюся в огне серебряную раку), или в 1508 году, когда плащаницу торжественно вынесли на поклонение народу, и, чтобы доказать ее истинность, долго кипятили ее в масле, подогревали, мыли и много раз терли, «но не могли снять и уничтожить отпечатки».

Важно

Сторонники подлинности плащаницы указывают, что ее датировка XII-XIV веками нашей эры не согласуется с иными проведенными над плащаницей работами.

Более древний ее возраст подтверждают исследования состава ткани, состава собранной с нее растительной пыльцы (в составе пыльцы резко преобладают либо собственно палестинские, либо формы, встречающиеся, кроме окрестностей Иерусалима, и в соседних странах), довольно четкие следы от монет, положенных на глаза завернутого в полотно (монеты «кесарь Тиберий», чеканились только около 30 года н.э.) и т.д.

Следует отметить, что с научной точки зрения большинство сообщений о результатах исследования плащаницы сомнительны.

Лишь радиоуглеродный анализ 1988 года проводился независимо в трех разных лабораториях (и дал практически одинаковый результат), тогда как остальные сведения как со стороны сторонников подлинности плащаницы (например, о характере ткани, о монетах, о пыльце), так и со стороны противников (о частицах краски — охры по контурам тела и киновари в капельках крови) встречаются в сообщениях одиночных исследователей и другими исследователями не подтверждены. И поскольку для систематического изучения плащаница недоступна, споры о ее датировке являются по большей части умозрительными.

В марте 2008 года в сводках новостей появилась информация о том, что группа ученых Оксфордского университета под руководством профессора Кристофера Рамси заявила о поддержке выводов российской группы экспертов под руководством А.Фесенко, что данные радиоуглеродного анализа 1988 года, датировавшие плащаницу XII-XIV веками нашей эры, могут быть ошибочными. Результаты новых исследований ожидаются уже в этом году.

Справка о Страстной неделе (седмице) > > >

«Страсти по Христу» читайте здесь > > >

Источник: https://news.liga.net/society/news/turinskaya-plashchanitsa-svyatynya-ili-poddelka-spravka

Туринская плащаница: реликвия или подделка?

Одной из самых таинственных, но одновременно наиболее научно исследованных христианских реликвий, является Туринская Плащаница — льняное полотно, в которое, возможно, было завернуто тело Иисуса Христа, после Его страданий и Крестной смерти.

Ученые, историки и верующие до сих пор не могут получить точный ответ на вопрос: действительно ли это та погребальная ткань, о которой написано в Евангелии, или же средневековая подделка? Можно ли считать Туринскую Плащаницу одной из самых главных христианских реликвий или просто сакральным изображением, хотя необычным и исключительным?

Внимание ученых к Туринской Плащанице появилась в конце XIX века, когда фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал плащаницу.

Совет

Он заметил необычную вещь: изображение на Плащанице является как бы фотографическим негативом, который при возможном «проявлении», мог превратиться в позитив. Феноменом заинтересовались ученые.

Стали проводиться исследования, которые продолжаются до сегодняшнего дня и открывают все новые и новые тайны реликвии. Надо отметить, что изучением Туринской Плащаницы уже более 100 лет занимаются представители более 30 различных областей науки.

Внимание исследователей активизировалась в течение последних десятилетий ХХ века, когда Плащаница стала выставляться для публичного почитания. Поклониться уникальной реликвии в Туринский кафедральный собор приходило по несколько миллионов человек.

Этот интерес не уменьшился даже после того, как в 1988 году были опубликованы результаты радиоуглеродного анализа фрагментов Плащаницы, проведенные в лабораториях Оксфордского, Тусонского и Цюрихского университетов.

Согласно этому, одному из самых обстоятельных исследований, появление реликвии датируется периодом между 1260-1390 годами. Однако этот результат не является последним словом науки в этом вопросе.

Он был подвергнут серьезной критике, и многие подлинные исследователи Плащаницы продолжают сомневаться в его достоверности.

Дискуссию о природе Плащаницы эмоционально усложняет ее религиозное значение.

Ведь если таинственное изображение на ней — это изображение Иисуса Христа, созданное в результате необъяснимого процесса, произошедшего в Его гробнице, тогда Плащаница является самой драгоценной христианской реликвией.

Поэтому многие ученые-агностики и нехристиане, начиная еще с 1902 года требуют, чтобы изучение Плащаницы было лишено религиозной «предвзятости». Они предлагают изучать реликвию, сохраняя дистанцию, как будто это погребальная ткань, в которую была завернута одна из исторических фигур.

Обратите внимание

Сложно сохранить мир между теми, кто стремится любой ценой подтвердить неподлинность «католической реликвии», чтобы разбить веру в чудеса, и теми, кто стремится иметь научное доказательство Воскресения. Верующие, однако, хорошо знают, что истинная вера во Христа не подтверждается ни Плащаницей, ни какими другими объектами.

С другой стороны, надо заметить, что существует целый ряд ученых-агностиков и евреев, убежденных в том, что Плащаница действительно является тканью, в которую было завернуто тело исторической личности Иисуса Христа.

Но, в то же время, есть много католиков, которые скептически относятся к реликвиям и явлениям, и поэтому проявляют безразличие, а иногда даже враждебность к феномену Плащаницы.

Как видим, существуют самые различные точки зрения на природу этой святыни, поэтому сказать о ней что-то со стопроцентной уверенностью невозможно.

Но что сближает представителей различных точек зрения? Прежде всего, убежденность в том, что независимо от того, является ли Плащаница погребальной тканью I века, в которую было завернуто тело Христа, или относится к более позднему периоду, она представляет собой исключительный и уникальный объект для мировой науки. И даже если относится к эпохе средневековья, не обязательно должна быть подделкой.

Почти единогласно признается, что изображение на плащанице не является творением человека: это не картина и не выжигание. Механизм появления такого отпечатка наука не в состоянии объяснить.

На сегодняшний день остаются неизвестными такие физико-химические процессы, которые позволили бы создать подобное изображение.

Наиболее научно обоснованная версия говорит о непроницаемом потоке радиации, который оставил след на материале, помазанном алоэ и миром. Но откуда он взялся, неизвестно.

Важно

Научно доказано, что в Туринскую Плащаницу было завернуто тело человека на период от 30 до 36 часов, о чем свидетельствуют следы от почти 700 ран и ушибов, оставшихся на полотне.

Существуют веские доказательства того, что Плащаница не может быть средневековой. Многочисленные исследования подтверждают, что родиной этой ткани является сирийско-палестинская территория, а период ее создания — I век н.э.

Существуют и другие указания: на внутренней и на внешней стороне полотна была обнаружена пыльца растений, характерных для средиземноморского региона, а также отпечатки монет, отчеканенных в 29 году, во времена Понтия Пилата.

Кроме того, в Средневековье были неизвестны исторические подробности о методах пыток и распятия I-го века, отраженные на Плащанице.

Средневековая подделка не могла быть создана вопреки всем существующим в ту эпоху иконографическим канонам: с изображением следов от тернового венца, который имел форму шапки и покрывал всю голову; ранами от поперечной балки креста, которую Иисус нес на своих плечах на место казни; следами ран от гвоздей на запястьях, а не на ладонях.

Читайте также:  Как избежать осенней хандры?

Тот, кто хотел бы сделать средневековую подделку, нуждался в микроскопе, чтобы дополнить образ незаметными для человеческого зрения элементами: пыльцой растений, частицами глины и масла для помазания усопших.

Этот «художник» должен был знать о различиях между артериальным и венозным кровотечением и иметь способности и приспособления, чтобы отразить это на Плащанице.

Наконец, он должен был найти жертву, на тело которой нужно было нанести около 700 ран, а затем, после ее смерти, пронзить ей бок.

Совет

Было необходимо, чтобы облик этой жертвы в мельчайших чертах напоминал лик Иисуса Христа, каким он представлен в византийской иконографии начиная с IV века.

Католическая Церковь позволила ученым внести определённость в вопрос о подлинности этой реликвии, но продолжает почитать ее.

По словам Папы Франциска, образ с плащаницы похож на лица людей, раненых отсутствием уважения, войнами и насилием.

30 марта 2013 года он призвал верующих смотреть на плащаницу желая почтить ее — смотреть взглядом молитвы и даже больше, позволить ей смотреть на нас.

«Позволим этому взгляду, который смотрит не в наши глаза, а в сердце, достигнуть нас. Послушаем то, что он хочет сказать нам, в безмолвии, переходя через саму смерть», — призвал Святой Отец.

По материалам «Радио Ватикана»

Источник: https://www.katolik.ru/blog/item/3766-turinskaya-plaschanitsa-relikvi

«Плащаница – не подделка» / Православие.Ru

Итальянские ученые провели новое исследование Туринской плащаницы, сообщает Марко Тозатти в материале, опубликованном на сайте газеты La Stampa.

«Enea, Национальное агентство по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию Италии, опубликовало доклад о пяти годах исследований Туринской плащаницы.

Ученые пытались понять, как на льняной ткани Плащаницы так четко отпечаталось изображение.

Ученые также поставили перед собой задачу определить, какие физические и химические процессы могут привести к возникновению такого типа окрашивания полотна, как на Туринской плащанице», – пишет издание.

«Ученые (Ди Лаццаро, Мурра, Сантони, Никелатти и Балдаккини) исходили из последнего и единственного полного изучения полотна, осуществленного группой американских ученых STURP (Shroudof Turin Reasearch Project)», – сообщает Марко Тозатти.

«В результате собственных исследований итальянские ученые полностью опровергли утверждение, что Туринская плащаница является средневековой подделкой.

В докладе говорится: «Двойное изображение, фронтальное и заднее, человека, подвергавшегося истязаниям и распятию, которое просматривается на льняной ткани Туринской плащаницы, обладает многочисленными необычными характеристиками, химическими и физическими, которые в настоящее время невозможно воспроизвести в лабораторных условиях, невозможность повторения (а значит, и фальсификации) изображения на плащанице не позволяет сформулировать достоверную гипотезу о механизме формирования отпечатка. Это правда, сегодня наука не в состоянии объяснить, каким образом на Плащанице образовался отпечаток тела», – сообщает автор статьи.

«Происхождение отпечатка на Плащанице – неизвестно. Это и является сутью так называемой «тайны Туринской плащаницы», – говорят ученые. Под каплями крови нет изображения. Это значит, что следы крови появились на ткани до появления изображения. Таким образом, изображение сформировалось позднее.

Кроме того, все кровяные пятна имеют четкие очертания, таким образом, можно предположить, что тело не снималось с простыни. Кроме того, на ткани отсутствуют следы разложения, которые обычно проявляются спустя 40 часов после смерти.

Ученые также сделали вывод о том, что тело находилось на полотне не более двух дней», – пишет автор статьи.

«Одной из версий появления изображения на ткани было электромагнитное воздействие.

Но результаты экспериментов Enea свидетельствуют о том, что короткое и интенсивное, как вспышка, направленное ультрафиолетовое облучение способно окрасить льняную ткань таким образом, чтобы на ней были воспроизведены многие особенности отпечатка тела, включая тональность цвета, поверхностную окраску внешних волокон ткани и отсутствие флуоресценции».

Однако, подчеркивают ученые из Enea, «общая мощность ультрафиолетовой радиации, необходимой для мгновенного окрашивания поверхности льняной простыни, соответствующей телу человека среднего роста, равна 34 миллиардам ватт, а такую мощность не способен произвести ни один из существующих ныне источников ультрафиолетового излучения», – пишет Марко Тозатти.

«Ученые говорят: «Мы не закончили исследования, мы собираем фрагменты научного пазла, сложного и захватывающего». Тайна происхождения изображения на Туринской плащанице «бросает вызов нашему интеллекту», как сказал однажды Иоанн Павел II», – пишет автор статьи.

Источник: https://pravoslavie.ru/50442.html

Книга 50 знаменитых загадок Средневековья. Содержание — Туринская плащаница: реликвия или подделка?

До сегодняшнего дня творчество Нострадамуса представляло собой замкнутый мир, особую систему со своим стилем и своим языком. Ее толкование часто становилось произвольным из-за нехватки достоверных примеров для сравнения.

Нострадамус писал на старофранцузском языке, и потому его катрены (четверостишия) требуют перевода на современный французский.

Если уж более позднего Рабле нынешние французы не понимают без перевода, то можно себе представить трудности с пониманием метафизического Нострадамуса! В катренах очень много придуманных самим Нострадамусом неологизмов, то есть не существовавших в общепринятом языке слов.

Обратите внимание

Катрены представляют собой стихотворные миниатюры, часто построенные на астрологических символах и почти всегда на метафорах, тропах, сравнениях и поэтических образах. Общее их настроение: грядущие бедствия, войны, катаклизмы, потрясения. Предсказания Нострадамуса не случайно называют малым апокалипсисом.

В 1558 году Нострадамус издал вторую часть «Столетий», в которой поместил послание к Генриху, раскрывающее «методику» предсказательной работы.

«Мои ночные пророческие расчеты, — пишет он, — построены скорее на натуральном инстинкте в сопровождении поэтического исступления, чем по строгим правилам поэзии.

Большинство из них составлено и согласовано с астрономическими вычислениями, соответственно годам, месяцам и неделям областей и стран и большинства городов всей Европы, включая Африку и часть Азии… Хотя мои расчеты могут не оказаться правильными для всех народов, они, однако, определены небесными движениями в сочетании с вдохновением, унаследованным мной от моих предков, которое находит на меня в определенные часы… Это так, как будто глядишь в горящее зеркало с затуманенной поверхностью и видишь великие события, удивительные и бедственные…»

Иными словами, астрологические вычисления для Нострадамуса не были единственным источником для предсказания будущего. Наиболее конкретные и выразительные детали предстоящих событий он видел как бы духовным взором. Речь, видимо, идет о галлюцинациях, которые для него, человека XVI века, безусловно, имели силу реальности.

Отвечая на уже тогда высказывавшиеся, очевидно, упреки, что его катрены, как правило, совершенно невразумительны, Нострадамус пишет: «Опасность (нынешнего) времени, требует, чтобы такие тайны открывались только в загадочных выражениях, имея, однако, при этом только один смысл и значение и ничего двусмысленного». Здесь явный намек на то, что Нострадамус не желал возобновлять своего знакомства с инквизицией.

А что касается сбываемости пророчеств или вопроса о том, можно ли верить в откровения провидцев, таится ли истина за мистическим флером, то, в конце концов, в этом мире существуют только две вещи, способные подтвердить или опровергнуть любую теорию, — это здравый смысл и время, все расставляющее по своим местам и отсеивающее шелуху от зерен.

Туринская плащаница: реликвия или подделка?

Что такое Туринская плащаница — плод трудов искуснейшего фальсификатора или величайшее чудо истории? Главная ее загадка состоит в том, что и сегодня не понятно, как на полотне сформировался отпечаток. Предполагают, что это стало возможным благодаря неизвестной энергии. Но какой? Энергии воскрешения?

Плащаницу по праву можно считать одним из самых изученных памятников истории, учитывая 150 тысяч часов посвященных ей научных исследований.

С одной стороны, ученые-скептики до сих пор не в состоянии объяснить, как можно было столь умело подделать плащаницу в XIV веке, учитывая уровень развития тогдашней науки, с другой — многие с недоверием относятся к утверждению о ее сверхъестественном происхождении.

Важно

По версии убежденных христиан, плащаница — это погребальная пелена распятого и воскресшего Иисуса Христа. На другом полюсе — масса гипотез о различных вариантах фальсификаций, причем возраст этого куска ткани колеблется в разных версиях от одной до трех тысяч лет.

Что известно на сегодняшний день? Туринская плащаница (в Италии ее называют Santa Sindone) представляет собой льняное полотно чуть больше четырех метров в длину и одного метра в ширину (4,37х 1,11).

На нем видны отпечатки тела человека в натуральный рост, как на негативах фотографий, и пятна, которые напоминают пятна крови или, как говорят криминалисты, «похожи на следы жидкости, похожей на кровь».

Это льняное полотно, в которое, как предполагается, было обернуто тело мертвого Иисуса Христа, снятого после распятия (в Иерусалиме, 7 апреля 30-го года в 16–00), и в котором оно находилось почти 40 часов. Собственно, в плащанице и произошло чудо воскрешения.

Достоверной истории плащаницы больше шести с половиной столетий. Впервые о ней упоминалось в 1357 (по другим источникам — в 1353) году, когда один из рыцарей передал ее небольшому французскому храму.

Хроники сообщают, что некий рыцарь граф Жоффруа де Шарне участвовал в походе на Византию. Предполагают, что он и был тем, кто прятал плащаницу в годы гонений на тамплиеров и оповестил о ней мир, когда опасность миновала.

Де Шарне представил на всеобщее обозрение льняное полотнище с довольно смутно проступающим на нем изображением обнаженного тела в двух проекциях — спереди и со спины.

По утверждению графа, это полотнище являлось не чем иным, как подлинной погребальной пеленой Иисуса Христа, той самой, в которую распятого Учителя завернул Иосиф Аримафейский и которая, согласно евангелиям, была обнаружена в гробнице Петром и Иоанном.

Реликвия была помещена в специально выстроенной церкви в Лирее, владениях де Шарне близ Парижа. В 1452 году внучка графа Жоффруа Маргарита де Шарне передала плащаницу герцогам Савойским, чьи потомки позже стали властителями маркграфства Туринского.

Совет

С 1578 года и по сей день плащаница хранится в специальном ковчеге в соборе Джованни Батиста в Турине. 27 марта 1981 года последний итальянский король Умберто II (находящийся в изгнании в Швейцарии) подписал указ о передаче священного полотна Ватикану.

Надо сказать, что обретение плащаницы отнюдь не вызвало восторга у клерикальных властей. Перед Церковью и всем христианским миром встал тот самый роковой вопрос, ответа на который нет и по сей день: что такое Туринская плащаница?

Собственно говоря, ответов может быть только три, и церковным владыкам XIV века это было известно не хуже, чем их потомкам в XXI веке.

Либо плащаница действительно является подлинной погребальной пеленой Иисуса, хранящей отпечаток Его тела — след чудесного Воскресения; либо она — художественное воспроизведение этой пелены, подобие иконы чина «Лик Нерукотворный», созданное художником-иконописцем; либо ее надо считать подделкой под эту пелену, ее имитацией, делом рук ловких фальсификаторов, имевших целью ввести верующих в заблуждение.

Необходимость как-то «определиться» с обретенной реликвией еще в свое время поставила клерикальные власти в сложное положение. Поначалу плащаницу провозгласили подделкой. Нашелся художник, будто бы сознавшийся в том, что плащаница — творение его рук. Неизвестно, правда, при каких обстоятельствах и под каким давлением сделал он это признание.

Однако почитание, которым была окружена реликвия, заставило, видимо, церковные власти несколько смягчить приговор.

В 1390 году папа Климент VII вынес вердикт: плащаницу можно показывать в церкви, но только в том случае, если при этом разъяснять, что это не настоящее полотно, в которое Иосиф Аримафейский завернул тело Христа, а его художественное воспроизведение — икона.

Папа явно не решился взять на себя ответственность во всеуслышание подтвердить подлинность плащаницы как величайшей христианской святыни, не рискнул и публично заклеймить почитаемую реликвию как кощунство и обман. Вариант с иконой разрешал все проблемы: с одной стороны, иконе не возбраняется быть святыней, предметом благоговейного поклонения; с другой — снимаются щекотливые вопросы о чуде.

Обратите внимание

В таком неоднозначном статусе плащаница просуществовала до конца XIX века. Далее, по сути, все сто лет прагматически настроенные ученые искали и ищут «подвох», пытаясь распознать, с помощью какого трюка, фокуса или приема был получен на ткани этот странный отпечаток.

В том, что феномен Туринской плащаницы должен иметь чисто материалистическое объяснение, прагматики не сомневались. Вопрос заключался лишь в том, каким неведомым нам способом этот фокус был осуществлен.

«Ниспровергателям чуда» противостояли те, кто упорно верил или хотел верить, что Туринская плащаница — подлинная погребальная пелена Иисуса, чудесное свидетельство чудесного Воскресения.

51

Источник: https://www.booklot.org/genre/nauchnoobrazovatelnaya/istoriya/book/50-znamenityih-zagadok-srednevekovya/content/2991234-turinskaya-plaschanitsa-relikviya-ili-poddelka/

Ссылка на основную публикацию