Кто был отцом для льва и медвежонка? федор хитрук. мультфильмы из детства

Добрый волшебник Хитрук

Советской анимацией мы можем гордиться по праву. Произвела она около двух тысяч мультфильмов, и эта её продукция стала воистину непревзойдённой.

Не зря же папа Римский Иоанн Павел II утверждал: «Если хотите воспитывать своих детей в духе гуманизма, показывайте им советские мультфильмы».

Он на дух не переносил советской власти, но, будучи неглупым человеком, отдавал должное советской анимации: созидательной, светлой, духоподъёмной.

Обратите внимание

Если бы Фёдор Хитрук ничего в своей жизни не сделал, а только создал мультфильм о Винни-Пухе, то и тогда бы он навечно вписал своё имя в историю отечественной анимации. Но по счастью на счету российского мультипликатора, режиссёра, сценариста, педагога и переводчика Фёдора Хитрука более 200 мультипликационных героев в 102 мультфильмах.

Это он лично рисовал многих персонажей в «Серой Шейке», «Дяде Стёпе», «Оле-Лукойе», «Снежной Королеве», «Красной Шапочке», «Приключениях Буратино», «Царевне-Лягушке», «Каштанке», «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», «Аленьком цветочке», «Двенадцати месяцах».

Советскому, российскому и мировому зрителю Хитрук известен такими режиссёрскими работами, как «История одного преступления» – про тихого бухгалтера, убившего дворничиху; «Топтыжка» – про медвежонка из книг иллюстратора Чарушина; «Фильм, фильм, фильм!» – ироничная зарисовка про технологию кинотворчества; «Человек в рамке» м про чиновника, удушенного тисками своего равнодушия; «Каникулы Бонифация» – сказка про циркового льва, который приехал к бабушке в Африку. Бесспорной вершиной в веренице творений Хитрука явились три фильма про простодушного философа, чья голова набита опилками, Винни-Пуха. Эта советская экранизация сказки Алана Милна о забавном медвежонке стала одной из самых любимых и самых цитируемых за всю историю «Союзмультфильма».

Сам автор американской «диснеевской» версии Вольфганг Райтерман восторженно признавался, что Винни-Пух, сотворённый Хитруком, понравился ему куда больше собственного.

А знаменитый художник-мультипликатор, лауреат Государственной премии РФ Юрий Норштейн не устает повторять: «Все мы, отечественные анималисты, вышли из Хитрука»…

Ровесник революции Фёдор Хитрук родился в еврейской семье слесаря, который благодаря своему исключительному личному упорству стал инженером.

Далеко шагнувший в десятый десяток жизни, режиссёр-мультипликатор вспоминал: «Отец мой Савелий Давыдович, вопреки всем жизненным невзгодам, стал инженером-станкостроителем, хотя имел явную предрасположенность к изящным наукам.

Старый большевик, участник революции 1905 года, он был родом из Витебска и не раз мне рассказывал, как дрался в детстве со своим земляком, еврейским мальчиком по имени Марк, а по фамилии Шагал. Причём, с таким убеждением рассказывал, будто уже тогда между ними наблюдались какие-то идеологические раздоры.

Важно

Отец всю жизнь – а он чуть-чуть не дотянул до своего 100-летнего юбилея – оставался правоверным коммунистом. До конца дней выписывал только «Правду». Читал её с карандашом, отчёркивая наиболее важные, с его точки зрения, моменты. Даже мои первые работы в анимации он ухитрялся критиковать с позиции марксизма-ленинизма.

А мама была домашней хозяйкой и выполняла очень тяжёлую работу – растила трёх оболтусов-сыновей. Братья пошли по технической линии. А я один такой художник оказался. Когда мне было 7 лет, наша семья переехала из Твери в Москву.

В 1931 году Наркомтяжпром (существовала такая почтенная организация на площади Ногина) направил отца в Германию для приёмки заказанных там машин. Поездка намечалась длительная, поэтому отца посылали вместе с семьей.

Дома я застал лихорадочные сборы, но о предстоящем отъезде никто не говорил, и узнал я о нём в последний день, когда пришли люди из жилотдела опечатывать нашу квартиру. Всё это время я находился, как в трансе. Опомнился лишь на платформе Белорусского вокзала, когда увидел отца в фетровой шляпе.

Кажется, явись он в кайзеровском шлёме, я удивился бы меньше, чем этой шляпе, настолько необычно она смотрелась на нём. Тут я впервые осознал, что в моей жизни наступают большие перемены.

Источник: https://kinoistoria.ru/blog/43699177626

Советские мультфильмы: история их создания

10 июня 1936 года была создана крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм». Тогда она называлась «Союздетмультфильм», а в «Союзмультфильм» ее переименовали в августе 1937 года.

Как ни крути, а самыми лучшими мультиками советского детства можно смело назвать творчество студии «Союзмультфильм».

Совет

За годы своего существования она выпустила огромное количество мультфильмов на любой вкус, которые мы показываем своим детям и не устаем пересматривать сами.

Кроме того, большинство мультиков содержат множество секретов и деталей, заметных только самым внимательным. Давайте узнаем историю их создания.

Винни-Пух

Первая экранизация книги о Винни-Пухе принадлежит студии Уолта Диснея: в начале 60-х годов было выпущено несколько серий о забавном медвежонке и его друзьях. До начала работы над отечественным «Винни-Пухом» Федор Хитрук не видел диснеевской версии.

Однако ему хотелось отойти от образов, которые были изображены в книге, создать своих, новых и оригинальных персонажей. Безусловно, ему это удалось. Все, кто видели и диснеевский, и наш варианты, однозначно высказываются в пользу последнего.

Любопытно, что первоначально Винни-Пух был очень мохнат, уши у него выглядели немного «пожеванными», а глаза были разного размера. Пятачок же сначала получался у художников похожим на толстую аппетитную сардельку. Немало было нарисовано самых разных медвежат и поросят, прежде чем персонажи приобрели привычный нам вид.

Кстати, во второй и третьей сериях рисунки героев были упрощены: черные «очки» на мордочке Винни-Пуха приобрели четкие очертания, а румяные щечки Пятачка стали обозначаться одной красной линией.

Во время работы над мультфильмом про Винни-Пуха Федор Хитрук не знал о существовании анимационных картин про забавного мишку студии Диснея. Позже, по словам Хитрука, его версия понравилась диснеевскому режиссеру Вольфгангу Райтерману.

В то же время, так как советские мультфильмы были созданы без учета принадлежащих студии Диснея исключительных прав на экранизацию, их показ за рубежом был невозможен.

Малыш и Карлсон

Советский мультфильм «Малыш и Карлсон» режиссера Бориса Степанцева, снятый по мотивам повести шведской писательницы Астрид Линдгрен и вышедший на телеэкраны в 1968 году, был с восторгом воспринят как маленькими, так и взрослыми телезрителями.

Всего серий о Карлсоне вышло две: «Малыш и Карлсон» (1968) и «Карлсон вернулся» (1970). «Союзмультфильм» собирался делать и третью, но эта идея так и не была реализована. В архивах студии до сих пор хранится пленка, которую планировалось использовать для съемок мультфильма по третьей части трилогии о Малыше и Карлсоне — «Карлсон опять проказничает».

Обратите внимание

Если очень внимательно смотреть мультфильм про Карлсона, то можно заметить следующую деталь: в начале мультика, когда Малыш переходит дорогу, на проезжающем мимо автобусе видна реклама Air France.

На похитителей белья из мультипликационной картины про Карлсона очень похожи сыщики из мультфильма о приключениях поросенка Фунтика. Кроме этого, на шведских родителей Малыша очень похожи советские родители Дяди Федора из «Простоквашино».

Кот Леопольд

Советский мультипликационный сериал про кота Леопольда и донимающих его мышей-хулиганов снимался на Творческом объединении «Экран» с 1975 по 1993 год. На момент создания мультсериала еще не было художественной мастерской. Поэтому первые две серии («Месть кота Леопольда» и «Леопольд и золотая рыбка») не рисовались, а были сделаны техникой перекладывания.

Мелкие детали героев и декорации вырезались из бумаги и перекладывались под стеклом. После каждого кадра детали сдвигались на мизерное расстояние, что создавало иллюзию движения. Дальнейшие серии мультфильма были реализованы с помощью рисованной анимации.

Создатели мультфильма долго ломали голову над именем главного героя. Авторы очень не хотели называть его слишком просто — «рядовым» Барсиком или Мурзиком. По их замыслам, имя должно было красиво звучать и в то же время легко произноситься.

Существует версия, согласно которой добродушного и обаятельного кота назвал сын автора сценария Аркадия Хайта. Во время работы над сюжетом мультика мальчик пытался делать два дела сразу: следить за взрослыми и смотреть по телевизору «Неуловимых мстителей».

Имя полковника-белогвардейца Леопольда Кудасова, одного из героев «Неуловимых», и натолкнуло на мысль так же назвать и кота. Хулиганистые мыши тоже не безымянные, как думают многие. Упитанного серого грызуна зовут Мотей, а худого белого зверька — Митей.

Однако в мультфильме мышей по именам ни разу не называют.

Чебурашка

Советский мультфильм про Чебурашку был снят режиссером Романом Качановым по мотивам книги Эдуарда Успенского, точнее, по их совместному сценарию. И хотя Успенский написал 8 историй про Крокодила Гену, Чебурашку и их друзей, всего было сделано 4 серии.

Известный сегодня мультяшный образ Чебурашки — милое существо с огромными ушами, большими доверчивыми глазами и мягкой коричневой шерстью — был придуман художником-мультипликатором Леонидом Шварцманом. Именно таким он впервые появился в мультфильме Романа Качанова «Крокодил Гена» (1969) и покорил сердца детей и взрослых.

Согласно предисловию к книге Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья», Чебурашкой называлась бывшая в детстве у автора книжки бракованная игрушка, изображавшая невиданного зверька: то ли медвежонка, то ли зайчонка с большими ушами.

Важно

По книге родители автора утверждали, что Чебурашка — это неизвестный науке зверь, который живет в жарких тропических джунглях. Поэтому в тексте книги, героями которой являются, как утверждает писатель, детские игрушки самого Успенского, Чебурашка действительно предстает перед читателями как неизвестный тропический зверек.

В одном из интервью Эдуард Успенский рассказал, что однажды пришел в гости к другу, у которого была маленькая дочка. В момент визита писателя девочка примеряла шубу, которая тащилась по полу. «Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу.

И ее отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!» Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» — это значит «упасть». Так и появилось имя моего героя», — признался автор.

Трое из Простоквашино

Мультипликационный сериал «Трое из Простоквашино» по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» снял режиссер Владимир Попов. Всего было выпущено три серии. Многое из того, что есть в литературном источнике, не вошло в мультфильм, однако популярность экранизации в несколько раз превысила популярность повести Успенского.

Работа над созданием экранных образов мультфильма «Трое из Простоквашино» была разделена между художниками-постановщиками по желанию режиссера Владимира Попова. Образ Галчонка очень долго не получался.

Поэтому каждого, кто заходил в помещение художников на «Союзмультфильме», просили нарисовать этого персонажа. К его созданию даже приложил руку художник Леонид Шварцман, придумавший мультяшного Чебурашку.

Дядя Федор — единственный типаж, по которому команда, работавшая над созданием мультфильма «Трое из Простоквашино», так и не пришла к единому решению. Поэтому его экранный образ сильно меняется от серии к серии. Такой непозволительный с точки зрения западной мультипликации ход в нашей стране восприняли совершенно спокойно.

Кстати, кота Матроскина могли наречь и Тараскиным. Дело в том, что, когда Эдуард Успенский писал свою повесть, он хотел назвать этого персонажа по фамилии сотрудника киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина, однако тот не разрешил использовать свое имя. Правда, позже пожалел об этом и признался писателю: «Какой я был дурак! Фамилию пожалел дать!»

Ну, погоди!

«Ну, погоди!» — это не просто мультсериал, это настоящая легенда, на которой выросло не одно поколение. В 1969 году «Ну, погоди!» был госзаказом. Чиновники решили дать наш ответ диснеевским мультикам и выделили довольно серьезный бюджет. Требования заказчиков ограничивались просьбой сделать что-нибудь смешное.

С этой просьбой руководство «Союзмультфильма» и обратилось к известным юмористам Александру Курляндскому, Аркадию Хайту, Феликсу Камову и Эдуарду Успенскому.

Много споров у создателей мультика возникло по поводу 12-й серии знаменитого мультфильма, когда Волк оказывается в саркофаге фараона Рамзеса. Допускалось даже, что в связи с этим правительство Египта может выразить протест. Но всё обошлось.

Совет

В мультсериале «Ну, погоди!» потрясающая музыкальная подборка, в которой использованы популярные записи западной и советской эстрады. Но они никогда не указывались в выходных данных мультфильма. Тогда это не было принято.

Музыка, которая звучит во время титров, — заставка «Ну, погоди!» — называется Vizisi («Водные лыжи») и была издана на сборнике венгерской эстрадной музыки фирмой «Мелодия» в 1967 году. Ее автор — венгерский композитор по имени Томаш Деак (Tamás Deák).

Падал прошлогодний снег

Как упоминал композитор Григорий Гладков во время выступления в юмористической передаче «Вокруг смеха», мультфильм «Падал прошлогодний снег» имел первоначальное рабочее название «Елки-палки, лес густой», а главным героем в нем был дворник из «Пластилиновой вороны». Потом визуальную концепцию главного персонажа доработали, впрочем, как и название картины.

Роль рассказчика в мультфильме «Падал прошлогодний снег» первоначально планировалось отдать Лие Ахеджаковой. Она даже озвучила мультфильм, но режиссеру Александру Татарскому не понравилось. В итоге обе роли — и мужика, и сказочника — отдали Станиславу Садальскому.

Садальский, который озвучил роли мужика и рассказчика в мультфильме «Падал прошлогодний снег», не был указан в титрах. Незадолго до сдачи мультфильма актера задержали в ресторане гостиницы «Космос» с иностранной гражданкой, после чего последовал донос председателю Гостелерадио С.Г. Лапину. В качестве наказания за общение с иностранцами фамилию актера было решено убрать из титров.

Мультику «Падал прошлогодний снег» не удалось избежать пристального внимания цензуры. «На сдаче “Снега” у меня было предынфарктное состояние, — вспоминал режиссер мультфильма Александр Татарский. — Мне заявили, что я неуважительно отношусь к русскому человеку: у вас всего один герой — русский мужик, и тот идиот!..»

Источник: https://VseZnaesh.ru/sovetskie-multfilmy-istoriya-ih-sozdaniya

Хитрук Федор Савельевич — биография режиссера, личная жизнь, фото, фильмы

Свой первый мультфильм как режиссер Федор Хитрук снял в весьма зрелом возрасте — в 43 года. И стал одним из главных отечественных мультипликаторов.

Читайте также:  Где грань между человеком и киборгом?

Федор Хитрук родился 1 мая 1917 года. Родители отмечали, что их сын был не по годам спокойным и самостоятельным. Вместо того, чтобы играть с одногодками во дворе, мальчик мог часами сидеть в своей комнате, рвать газеты на мелкие кусочки, а потом собирать, как мозаику, или рисовать тепловоз.

Когда Федору Хитруку было 14 лет, его отца-инженера направили работать в Германию, вся семья поселилась в Штутгарте. Хитрук попробовал поступить в Академию искусств, но его не приняли, и он попал в художественно-ремесленное училище. Ученики тренировались делать наброски в местном зоопарке, наблюдая за животными.

Обратите внимание

Нарисовав несколько сотен эскизов, Хитрук решил, что это умение вполне может пригодиться в работе на знаменитой студии «Союзмультфильм».

Однако в штат студии Федора Хитрука зачислили только с третьей попытки — 10 ноября 1937 года, а через два года появился первый нарисованный им персонаж — дворник из мультфильма про Дядю Степу.

Во время войны работу на студии пришлось оставить. С 1941 года Федор Хитрук расшифровывал немецкие документы для советской разведки, после войны два года работал переводчиком в Берлине. Лишь в 1947 году он вернулся на «Союзмультфильм». Пришлось начинать все практически с нуля.

Художник работал над «Аленьким цветочком», «Каштанкой», «Снежной королевой», «Приключениями Буратино», рисовал много и с упоением. И лишь в 1962 году дебютировал как режиссер, сняв «Историю одного преступления».

Для советского зрителя многое в ней было непривычным: и «взрослый» сюжет, и новый стиль, и песня Элвиса Пресли.

«Подумать только, я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!» — эта фраза из сказки Милоша Мацоурека так понравилась Федору Хитруку, что у него родилась идея мультфильма. Лев Бонифаций отправляется в Африку на каникулы к своей бабушке, но в результате дает там больше представлений, чем в цирке.

Хитрук продолжал работать даже вне студии. «Никогда в жизни я не испытывал такого беспредельного, головокружительного счастья, как в тот день, когда мои рисунки, которые целый месяц маячили перед моими глазами, вдруг соединились в незнакомого мне человечка, и тот зажил собственной жизнью.

Произошло чудо, и я оказался к нему причастным», — писал Хитрук.

После создания льва Бонифация Федор Хитрук возвращается к жанру мультфильма для взрослых. Один за другим выходят «Фильм, фильм, фильм» (1968), «Остров» (1973), «Дарю тебе звезду» (1974).

Работы режиссера отмечают наградами: на Каннском фестивале 1974 года ему вручили «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм — «Остров», через год в Каннах специальным призом отметят «Дарю тебе звезду».

Важно

Однако миллионам зрителей всех возрастов Федор Хитрук запомнится серией мультфильмов об увальне-медведе, который очень любит мед, пыхтелки-сопелки и приключения.

Советская экранизация сказки Александра Милна о медвежонке Винни-Пухе стала одной из самых любимых и цитируемых за историю «Союзмультфильма», а ее автор был удостоен Государственной премии СССР 1976 года. А автор американской «диснеевской» версии Вольфганг Райтерманн признавался, что советский Винни-Пух понравился ему куда больше собственного.

В 1983 году Хитрук снял свой последний мультфильм — «Лев и бык». Это история о том, как шакал поссорил льва и быка. Животные сошлись в поединке и лишь перед смертью поняли, что шакал их обманул.

Мультипликатор вспоминал, что в детстве часто перечитывал эту восточную притчу: «…я… надеялся, что гордые звери не поверят шакалу. А они верили и погибали, и я ревел от горя».

Книга стала одним из самых сильных переживаний детства и, по словам Хитрука, впоследствии предостерегла его от подлостей.

В 1993 году он вместе с тремя ведущими отечественными мультипликаторами — Юрием Норштейном, Андреем Хржановским и Эдуардом Назаровым — создал школу-студию «ШАР» («Школа аниматоров-режиссеров»).

При поддержке студии, в частности, был снят мультфильм «Русалка» Александра Петрова, который вошел в список номинантов на премию «Оскар» в 1998 году.

До 2003 года Федор Савельевич также преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

Совет

В последние годы Федор Хитрук проводил много времени с семьей. Для внуков он был прежде всего просто дедушкой и лишь во вторую очередь — знаменитым мультипликатором.

Федор Савельевич Хитрук скончался 3 декабря 2012 года на 96-м году жизни, оставив после себя мультфильмы, с которыми связаны наши первые детские впечатления и теплые взрослые воспоминания.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8972/fedor-khitruk

Юрий Норштейн: Самым большим умом «Союзмультфильма» был Федор Хитрук

Накануне 100-летия выдающегося режиссера-аниматора («История одного преступления», «Остров», «Фильм, фильм, фильм», «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух») Федора Хитрука (родился 1 мая 1917 года), в Государственной Третьяковской галерее состоялась ретроспектива его фильмов.

Друг режиссера Юрий Норштейн рассказал зрителям о Федоре Савельевиче. Все называли мастера, учителя — по отчеству:

— Для меня большое счастье — рассказывать людям о Федоре Савельевиче.

Несмотря на то, что мы были очень близкими друзьями, и я не был его учеником в прямом смысле, для всех-всех мультипликаторов Хитрук, прежде всего, учитель. Но я хочу объяснить такую вещь: для того, чтобы стать учителем всех и каждого, нужно не ограничиваться рамками своей профессии.

Хитрук — больше, чем отечественная мультипликация. Хитрук был необычайно образованным человеком для своего времени. Его отца — инженера отправили в Германию, и он жил, учился в Штутгарте. Хорошо знал немецкий язык, обожал поэзию Гейне. Свой первый фильм Хитрук создал в 45 лет.

Сегодня молодежь сразу после окончания института требует денег для фильмов, а опыта у них — мизер. Я считаю, что для режиссера человеческий опыт необходим. Федор Савельевич был тонким психологом. Все его фильмы отличаются псхиологизмом. Хитрук был очень умным человеком.

Его справедливо называли «самый большой ум Союзмультфильма». Я уже сказал, что не был его учеником в буквальном смысле. У нас с ним даже разные методы работы. Федор Савельевич однажды спросил у меня: «Если я сценарий и все-все детально не проработаю, снимать не могу». А я люблю импровизацию», — заметил Юрий Норштейн.

На вопрос зала: «Не устарели ли фильмы Хитрука?», Юрий Борисович ответил:

— Нет. Хитрук — современный по мысли, и, скажу вам больше, его мысли дальше и глубже мультипликации, — ответил Норштейн.

Юрий Борисович рассказал залу о том, что Хитрук никогда не был доволен своими работами и что чувство «успокоения» ему чуждо:

— Федор Савельевич находился в бесконечном диалоге с самим собой.

Также, Норштейн образно описал редкое свойство, которым обладают только избранные, — никогда не пьянеть:

— Только очень культурные, истинно интеллигентные люди, выпивая, не пьянеют. Федор Савельевич мог выпить много, но от вина делался веселым, радостным и никогда не подвластным алкоголю, — поделился своими наблюдениями Норштейн.

Обратите внимание

Ретроспективу чудесных фильмов Хитрука открыли два ранних мультика — про циркового артиста — Льва Бонифация и простого Медвежонка по прозвищу Топтыжка.

Красавец, любимец публики Бонифаций так любил дарить людям радость, показывая трюки, что даже в Африке, на каникулах, между прочим, первых в своей жизни, от рассвета до заката работал для местных детишек.

Когда в очередной раз смотришь «Каникулы Бонифация», поражаешься — с какой любовью, нежностью Хитрук показывает африканских девчонок. «Каникулы Бонифация» — самый трогательный, красивый гимн о дружбе народов языком анимации.

«Топтыжка» о том, что для дружбы нет социальных предрассудков и преград, и что только ограниченные люди выбирают друзей из своего клана. Медвежонок подружился с зайчонком и ринулся на его спасение отчасти потому, что проспавшая всю зиму Медведица не успела навязать своему сыночку вредную мысль: «Где это видано, чтобы медведи с зайцами дружили?»

О дружелюбном медвежонке Винни-пухе Федор Хитрук снял аж три фильма. А сразу после третьего Винни-Пуха («Винни-пух и день забот») Хитрук снял мультфильм для взрослых «Остров».

Юрий Норштейн рассказал зрителям кинозала Третьяковской галереи о том, что «Остров» хотели выдвинуть на премию Оскар, но советские чиновники воспрепятствовались этому».

Зато «Остров» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в 1974 году.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вдыхавший душу

Колонка обозревателя Елены Буловой

Пробегая недавно по Грайвороновской улице, я увидела во дворе дома 16 типичную трансформаторную будку, на которой детскими руками было изображено красочное граффити.

Нет, не привычные уродливо-переплетенные буквы, а веселенькие персонажи из фильмов Федора Хитрука — Бонифаций в тельняшке с пристроившейся вереницей негритят на фоне экзотических пальм, Винни-Пух с Пятачком в окружении любопытных пчел… И сразу вспомнилось, что не за горами 1 мая — день рождения Федора Савельевича, которому, будь он жив, в этом году исполнилось бы сто лет (далее…).

Источник: https://kino.rambler.ru/movies/36765938-yuriy-norshteyn-samym-bolshim-umom-soyuzmultfilma-byl-fedor-hitruk/

Федор Хитрук. Командир взвода и отец родной Винни — Пуха

«Куда идем мы с Пятачком, большой, большой секрет…» 

Источник: https://linagor.wordpress.com/2016/05/01/fedor-hitruk/

Знаменитому мультипликатору Федору Хитруку исполнилось 95 лет. Новости. Первый канал

Мастер отечественной анимации Федор Хитрук отмечает юбилей — ему исполнилось 95 лет. С праздником режиссера поздравили президент и премьер. Хитрук родился в 1917-м году, был участником Великой Отечественной войны, дошел до столицы Австрии. А потом снова вернулся к любимой профессии на радость нескольким поколениям зрителей в нашей стране.

Любимый с детства медвежонок припеваючи и неуклюже вошел в каждую семью. И только один человек знает, почему у него немного примято левое ухо. Это потому что Винни-Пух на нем спит, объясняет Федор Хитрук.

«Здесь ухо по горизонтальной оси и по вертикальной. Как вы его не ворочайте, они пришиты. Вот вы сказали это слово, которое я никак не мог найти: архитектура», — говорит Федор Хитрук.

Несовершенство этой архитектуры заметно, наверно, только взыскательному глазу Хитрука — лапы Винни-Пуха из-за технической ошибки отделены от тела, а поворачивается и наклоняется он сразу всем корпусом. И мало кто знает, что за этим образом спрятался сам его создатель.

«Это совпадало с жестами, характером движений самого Хитрука. На Винни-Пуха похож в первую очередь сам Хитрук. Когда он рассказывал, как это должно двигаться все, мы просто потешались», — вспоминает режиссер анимационного кино Эдуард Назаров.

Важно

Хитрук заболел анимацией, увидев мультфильмы Уолта Диснея. «Микки Мауса», «Трех поросят» и «Забавных пингвинов» в 35-м году впервые показывали в Москве. Выйдя из зала, начинающий иллюстратор четко понял, какое оно — дело его жизни.

«Я узнал, что есть такая студия «Союзмультфильм». И я пошел туда из любопытства и застрял там. Не сразу, меня не принимали долгое время туда», — говорит режиссер анимационного кино Федор Хитрук.

Он посвятит «Союзмультфильму» 50 лет своей жизни и создаст несколько десятков работ, которые станут шедеврами советской мультипликации. Хитрук как режиссер дебютировал с «Историей одного преступления». С нее же началась другая история — в советских телепрограммах появилась строчка «Мультфильмы для взрослых».

Потом были «Каникулы Бонифация», циркового льва, так похожего на самого Хитрука — он также без устали дарит радость детям. Но, пожалуй, самая автобиографичная картина – «Фильм, фильм, фильм». Прототипом героя считали то Эйзенштейна, то Рошаля, но режиссер на самом деле рассказал историю собственных невзгод.

«Я находился в состоянии абсолютного маразма. Я не знал, чем кончится фильм. Кошмары снились», — говорит Федор Хитрук.

Закончился «Фильм, фильм, фильм» всеобщим признанием и международными наградами, как и многие другие картины Хитрука. За «Топтыжку» «Бронзового льва» из Венеции ему привез Тарковский, по дороге сломав статуэтке хвост. А за ленту «Дарю тебе звезду», которую сам Хитрук считает своим провалом, ему вручили «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

В семье Хитрука никто не пошел по его стопам. Единственный, кто имеет хоть какое-то отношение к мультфильмам, его внук. Правда, полный тезка своего деда — не мультипликатор, а программист. Он создал сайт о российской анимации. Рисовать Федора Хитрука-младшего дед так и не смог научить.

«Дедушка иногда помогал мне рисовать рисунки по ИЗО. У меня, к сожалению, все с этим плохо. Очень хорошо помню, как мы с ним рисовали машинку», — вспоминает внук.

Начиная свой путь Хитрук-старший говорил, что мультфильм — это не диалог двух людей, это — разговор одного с миллионами. «Можно смоделировать любую ситуацию, любое положение, любой образ. И оживить его, вдохнуть, одушевить. Анимация идёт от слова «душа», — говорит Федор Хитрук.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2012-05-01/91150-znamenitomu_multiplikatoru_fedoru_hitruku_ispolnilos_95_let

Восемь пирогов и одна свечка: Главные картины «Союзмультфильма» — Статьи на КиноПоиске

10 июня «Союзмультфильму» исполняется 80 лет. К памятной дате КиноПоиск вместе со студией вспомнил историю создания самых известных и популярных ее картин, таких как «Трое из Простоквашино», 
«Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон» и другие. Интересные факты и редкие эскизы — в нашей юбилейной подборке.

«Ну, погоди!»

Наш ответ американским «Тому и Джерри» создавался в жарких спорах: кого взять на роли главных героев — лису и зайца, лису и петуха? После многочисленных обсуждений сценаристы остановились на зайце и волке — тоже традиционных для русских сказок персонажах. За идею отвечали известные юмористы Феликс Камов, Александр Курляндский и Аркадий Хайт, которых на «Союзмультфильм» пригласили специально для создания советского мультфильма-погони.

Однако первая серия, созданная в 1969 году режиссером-мультипликатором Геннадием Сокольским, руководству не понравилась. Место режиссера занял Вячеслав Котеночкин, а персонажи подверглись значительной переработке.

Котеночкин сразу нарисовал очаровательного положительного Зайца. С Волком было куда сложнее. Его образ долго не давался художникам. Вдохновение пришло на улице: незнакомый парень с длинными черными волосами и животиком лениво курил, прислонившись к стене дома.

С него и срисовали ставшего легендарным персонажа.

Совет

С голосом Волка тоже возникли проблемы. Сначала озвучивать злодея должен был Владимир Высоцкий, но его кандидатуру не утвердили по идеологическим причинам. Так Волком стал Анатолий Папанов, но в первой серии его герой недаром насвистывает мелодию «Если друг оказался вдруг…» из фильма «Вертикаль». Так Высоцкий появился в мультфильме хотя бы намеком.

Сейчас «Ну, погоди!» занимает первое место в рейтинге самых любимых мультфильмов российских зрителей. Тем удивительнее узнать, что после первых четырех выпусков создатели «Ну, погоди!» планировали завершить серию. Но на студию поступило такое количество негодующих писем, что было решено продолжить бесконечную погоню. Только в советское время вышло 16 серий мультфильма.

Читайте также:  Что значит психологическая готовность?

Фаза движения из фильма «Ну, погоди!». Собрание Музея кино

Другие эскизы и иллюстрации к мультфильму есть здесь.

«Трое из Простоквашино»

Книгу Эдуарда Успенского режиссер Владимир Попов перенес на экран в 1978 году, через пять лет после публикации, и мультфильм стал популярнее литературной основы.

Правда, полюбившиеся зрителям персонажи менялись от серии к серии, и большинство помнит дядю Федора, кота Матроскина и их друзей такими, какими они предстали уже во второй и третьей частях под названием «Зима в Простоквашино» и «Каникулы в Простоквашино».

Героев первой серии придумал студийный художник Николай Ерыкалов, вторым художником фильма был Левон Хачатрян, иллюстрировавший журналы «Пионер», «Работница», «Огонек», а также создававший политические карикатуры в «Советской России» и «Известиях».

Во второй и третьей частях дядю Федора и его друзей рисовал Аркадий Шер — художник, работавший с Владимиром Поповым над лучшими его фильмами. Шер рассказывал, что он хотел бы сделать персонажей совсем другими, но далеко от первого мультфильма уйти не мог.

Зато к третьей серии художник-постановщик, по его же собственным словам, совсем обнаглел, сделав кота Матроскина еще толще и надев на него шапку с помпоном.

Тот же Шер вспоминал, что ажиотаж вокруг мультфильма поднялся не сразу. Поначалу зрители приняли «Простоквашино» не очень хорошо. Только через несколько лет к героям Успенского пришел настоящий успех. Зато теперь вокруг «Простоквашино» существует целая вселенная, включая молочные продукты и серию видеоигр.

Шер А.С. Эскиз к фильму «Зима в Простоквашино». Собрание Музея киноЕрыкалов Н.С. Раскадровка к фильму «Трое из Простоквашино». Собрание Музея кино

Другие эскизы и иллюстрации к мультфильму здесь.

«Винни-Пух»

Режиссер Федор Хитрук до создания своего «Винни-Пуха» в 1969 году не видел знаменитой диснеевской версии, вышедшей тремя годами раньше и в качестве материала использовал только книгу Алана Милна. Хитрук сознательно отказался от владельца медвежонка Кристофера Робина.

Присутствие мальчика подчеркивало игрушечность других обитателей леса. А вот характерная походка медвежонка, иноходь (куда движется левая нога, туда движется и левая рука) — это случайность, результат мультипликационной ошибки, которая придала персонажу дополнительного шарма.

Сложнее всего оказалось подобрать актера для озвучания медвежонка. В какой-то момент остановились на Евгении Леонове, но его голос не подходил тонально. Тогда звукооператор предложил ускорить голос актера. Команде так понравился получившийся эффект, что ускорение применили и к другим персонажам.

Обратите внимание

Озвучивавшая Пятачка Ия Саввина во время работы над мультфильмом пародировала героиню Беллу Ахмадулину в картине «Живет такой парень». После выхода Ахмадулина шутливо поблагодарила Саввину за то, что та «подложила ей свинью».

Эскиз персонажа к фильму «Винни-Пух». Собрание Музея киноЭскиз персонажа к фильму «Винни-Пух». Собрание Музея кино

Другие эскизы и иллюстрации к мультфильму здесь.

«Малыш и Карлсон»

В 1968 году вышли два первых мультфильма о Карлсоне: один в Чехословакии, а другой — в СССР. Мужчине в самом расцвете сил повезло больше, чем Винни-Пуху: права на экранизацию были приобретены официально. Астрид Линдгрен, кстати, была в восторге от картины, особенно от голоса Карлсона. Во время визита в Москву она настояла на встрече с озвучивавшим его Василием Ливановым.

После просмотра эскизов Ливанов заметил, что его герой похож на режиссера Григория Рошаля, поэтому он не просто озвучивал персонажа, а создавал пародию на конкретного человека. На премьере мультфильма Рошаль никак не мог понять, почему над ним смеется весь зал, но потом даже отправил Ливанову открытку с подписью: «Рошаль, который живет на крыше».

В роли Фрекен Бок режиссер Борис Степанцев видел только Фаину Раневскую, но актриса долго не соглашалась. Ее обижало внешнее сходство с героиней. В итоге она взялась за роль, но выгнала режиссера из студии во время озвучания, заявив, что лучше знает, как все делать.

Впрочем, последнюю фразу Фрекен Бок «Милый, милый!» пришлось произносить редактору, потому что Раневской не понравилась пародийная перекличка с фильмом «Весна». А вот с Малышом все сложилось идеально.

Он разговаривает голосом Клары Румяновой, озвучившей Зайца из «Ну, погоди» и еще более 300 мультипликационных персонажей.

В результате именно актеры придумали большую часть крылатых фраз мультфильма вроде «Дело-то житейское» или «А у вас молоко убежало». Всего этого не было ни в сценарии, ни тем более в книге. В мультфильме вообще довольно много отступлений от оригинальной истории.

Например, книжный Карлсон любит не варенье, а мясные тефтели и торт со взбитыми сливками. Мама Малыша на самом деле домохозяйка и нанимает домомучительницу на время своего отъезда. Сам же Карлсон получился гораздо добрее и мягче. В книге он все-таки настоящий хулиган.

Важно

Через два года после первого мультфильма, на экраны вышла вторая часть «Карлсон вернулся». В планах была и третья, но она так и осталась в виде пустой пленки. Пленка, подписанная «Карлсон опять проказничает», хранится до сих пор.

Савченко А.М. Раскадровка к фильму «Малыш и Карлсон». Собрание Музея киноСавченко А.М. Эскиз персонажа к фильму «Малыш и Карлсон». Собрание Музея кино

Другие эскизы и иллюстрации к мультфильму здесь.

«Бременские музыканты»

«Бременские музыканты» были сняты по мотивам сказки братьев Гримм, но получились настолько яркими и самобытными, что мало кто ассоциирует их сегодня с первоисточником. Первый мультипликационный мюзикл в СССР был выстроен вокруг песен. Именно они повлияли на сюжет и образы героев.

Например, принцесса в первоначальном варианте была в пышном кружевном платье, а голову трубадура украшал шутовской колпак. Это не вязалось с музыкальной стилистикой и не нравилось режиссеру Инессе Ковалевской.

В какой-то момент ей на глаза попалась картинка из западного журнала — блондин в клешах со стрижкой под „Битлз“ и девушка в коротком платье. Тогда Ковалевская решила превратить героев в хиппи.

На озвучание мультфильма выделили всего одну ночь. В те времена все записывались на студии «Мелодия», а попасть на нее было очень сложно.

Но в ту самую ночь утвержденные актеры по разным причинам не смогли приехать, и Олегу Анофриеву, который изначально должен был петь за трубадура, пришлось отдуваться за всех — четверку Бременских музыкантов, трех разбойников, короля и атаманшу. Атаманше Анофриев по просьбе режиссера пытался придать черты Фаины Раевской.

Анофриев попытался даже исполнить партию принцессы, но она была написана для сопрано, так что посреди ночи вызвали однокурсницу Геннадия Гладкова Эльмиру Жерздеву. Роль осла согласился исполнить певец Анатолий Горохов, а самому Гладкову досталась реплика короля «Большой секрет!».

Прототипом образа принцессы стала супруга Юрия Энтина, Марина, и ее красное платье. «То самое красное платье, которое вы видите в мультфильме, я купил Марине за 40 рублей. В нем она и была на свадьбе. А Гладков и Ливанов были нашими свидетелями», — вспоминал потом Энтин.

Эскиз Принцессы к фильму «Бременские музыканты». Собрание «Союзмультфильма»Эскиз Трубадура к фильму «Бременские музыканты». Собрание «Союзмультфильма»

Другие эскизы и иллюстрации к мультфильму здесь.

«Маугли»

«Мы с тобой одной крови!», «Закон джунглей — каждый сам за себя!» и «Акела промахнулся» — эти фразы из советского мультфильма прочно вошли в нашу разговорную речь.

«Маугли» Романа Давыдова вышел в 1967 году, практически одновременно с диснеевской версией книги Редьярда Киплинга, однако кардинально отличался от американского собрата с его музыкальными номерами. Мультфильм Давыдова сосредоточен на взрослении человеческого детеныша в джунглях.

Отсюда и жестокие сцены (например, битва с рыжими собаками), и более серьезный тон.

Во время создания фильма Давыдов заставлял мультипликаторов вживаться в образы животных, «влезать в их шкуру и ощущать те мышцы, которые должны шевелить хвост».

«У вас есть дома кошка? Смотрите, изучайте ее», — говорил режиссер аниматорам, создававшим движения Багиры. Для некоторых сцен фильма мультипликаторы вдохновлялись эпизодами программы «В мире животных».

Благодаря этой подготовительной работе звери в «Маугли» получились очень реалистичными по манере и движениям, но при этом создателям удалось наделить их человеческими чертами.

Репкин П.П. Эскиз персонажа к фильму «Маугли. Ракша». Собрание Музея кино

Другие эскизы и иллюстрации к мультфильму здесь.

«38 попугаев»

Режиссера Ивана Уфимцева в сказке «38 попугаев», которую на студию «Союзмультфильм» принес писатель Григорий Остер, зацепил диалог Мартышки и Удава: «А куда ты ползешь?» — «Сюда, сюда ползу».

Мультсериал, который начал выходить в 1976 году, растянулся на 15 лет: с трогательными кукольными героями не хотели расставаться ни мультипликаторы, ни зрители. В итоге «Союзмультфильм» выпустил 10 серий о приключениях Мартышки, Удава, Попугая и Слоненка.

Иван Уфимцев лично попросил Остера написать продолжение истории четырех друзей.

Персонажей разрабатывал художник Леонид Шварцман, который потом признался, что дольше всего работал над Удавом: ходил в зоопарк, рисовал неприятных ему змей и часами пытался придать им человеческие черты. Ключом к успеху стали веснушки, приподнятые брови и удлиненная голова. Ромашки на чешую Удаву добавили, чтобы его не так боялись дети.

Совет

Кстати, одним из аниматоров на первых сериях работал Юрий Норштейн. Именно он предложил сделать Удава эдаким мыслителем, который кладет голову на кончик хвоста. Он же убрал хвост у попугая, чтобы тот был более шустрым и энергичным, добавил ему ораторских жестов. Получился вылитый Ильич, вспоминал потом Шварцман.

Шварцман Л.А. Эскиз персонажа к фильму «38 попугаев». Собрание Музея киноШварцман Л.А. Эскиз персонажа к фильму «38 попугаев». Собрание Музея кино

Другие эскизы и иллюстрации к мультфильму здесь.

«Чебурашка и крокодил Гена»

Когда художник Леонид Шварцман принялся за работу над мультфильмом, образы крокодила Гены и старухи Шапокляк дались ему легко — джентльмен с бабочкой и манишкой и дама из XIX века с жабо и кружевными манжетами. А вот с Чебурашкой ему пришлось повозиться.

Книжный Чебурашка серьезно отличался от привычного нам образа.

«Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат», — так описывал неизвестного науке зверя в своей повести Эдуард Успенский.

В итоге на эскиз ушастого героя у Леонида Шварцмана ушло два с половиной месяца — половина подготовительного периода. В итоге Шварцман решил изменить цвет глаз и укоротить лапки зверя. Уши Чебурашки сначала располагались сверху, но потом сползли вниз, закрепившись по бокам головы, и постепенно выросли до нужных размеров.

Шварцман Л.А. Эскиз к фильму «Крокодил Гена». Личный архив художникаШварцман Л.А. Чертежи кукол к мультфильму «Крокодил Гена». Личный архив художника

Другие иллюстрации и эскизы к мультфильму здесь.

«Каникулы Бонифация»

«Каникулы Бонифация» своим появлением обязаны случаю.

Проводя уборку на студии, режиссер Федор Хитрук нашел в одном из ящиков пару листков машинописного текста и, прежде чем выкинуть их, увидел фразу «Подумать только, — удивился директор цирка, — я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!» Так Хитрук заразился идеей нового фильма о льве-циркаче. Особенным Бонифаций стал благодаря художнику Сергею Алимову. Тот наградил персонажа живой гривой, у которой не было жесткого замкнутого контура. Эту гриву целая группа специалистов в каждой сцене создавала с помощью губок.

Юрий Норштейн считает мультфильм Хитрука эталоном режиссуры и образцом идеально построенного соотношения авторского текста и движения персонажа. Сам Хитрук называл «Каникулы Бонифация» автобиографическим фильмом.

Когда чувствуешь, что приносишь радость, не устаешь, считал он. Ровно так же лев Бонифаций, который все каникулы развлекал детей, в финале мультфильма говорил: «Какая замечательная вещь — каникулы!» Кстати, этой фразы не было в первоначальном сценарии.

Ее придумала редактор Раиса Фричинская.

Алимов С.А. Компоновка к фильму «Каникулы Бонифация». Собрание Музея киноАлимов С.А. Раскадровка к фильму «Каникулы Бонифация». Собрание Музея кино

Другие иллюстрации и эскизы к мультфильму здесь.

«Ежик в тумане»

Мультфильм про заблудившегося в тумане ежика, получивший более 35 наград и попавший в список любимых картин Хаяо Миядзаки, сделали девять человек, причем трое из них были актерами озвучания.

Обычно в картинах Юрия Норштейна есть только голос рассказчика, а персонажи не разговаривают, но для «Ежика в тумане» сделали исключение.

Голос Ежику подарила Мария Виноградова, которая после этого озвучивала Дядю Федора из «Простоквашино», а Медвежонку — актер Вячеслав Невинный, позже ставший Котенком с улицы Лизюкова.

Обратите внимание

Образ Ежика появился не за один день. Жена Норштейна художница Франческа Ярбусова сделала большое количество эскизов, но ни один из них не нравился режиссеру.

«Франческа перерисовала множество Ежиков, и однажды все дошло до такого раскаления! Я кричал: „Он должен появиться на 1/12 секунды и отпечататься! Профиль должен быть абсолютно четкий, ясный!“ И вот после всех этих страшных криков, сердечных капель она вдруг села и нарисовала», — так Норштейн описывает историю появления своего героя.

Франческа Ярбусова рассказывала, что в какой-то момент она сложила отдельные части тела, нарисованные на целлулоиде, и Ежик ожил. Самым важным в этом момент было не сдуть получившийся образ.

Мультфильм очень интересен с технической точки зрения. Детали марионеток были целлулоидные, а объем создавался за счет нескольких ярусов стекла, расположенных перед объективом. Героев и декорации снимали на разных ярусах.

Туман был сделан при помощи тонкой кальки, которую накладывали на изображение Ежика: если калька лежала на картинке, ее не было видно, но когда кальку поднимали, Ежик погружался в туман.

Кроме того, для мультфильма снимали настоящую воду, а затем при помощи проектора совмещали ее с рисованными героями и декорациями. Получившееся изображение заштриховывали для создания эффекта однородности.

Из каких деталей состоит персонаж Ежика. Рисунок из личного архива Ю.Б.НорштейнаТак снимали сцены «Ежика в тумане». Рисунок из личного архива Ю.Б.Норштейна

Другие эскизы и иллюстрации к мультфильму здесь.

КиноПоиск благодарит за помощь в подготовке материала историка анимации Георгия Бородина.

Авторы: Дарико Цулая, Лиза Окулова, Лиза Сурганова

Источник: https://www.kinopoisk.ru/article/2779842/

Федор Хитрук. Винни-Пух и всё досье // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр

Он дебютировал как режиссер мультфильмов лишь в 43 года, но сразу покорил всех «Каникулами Бонифация» и советским «Винни-Пухом».

Дальше были десятки работ, среди которых встречалась сатира для взрослых, как, например, «Остров», «История одного преступления», «Фильм, фильм, фильм», и десятки премий союзных и международных кинофестивалей.

Свою карьеру он красиво закончил в 66 лет притчей «Лев и бык», но после еще счастливо жил до 95 лет. Ровно три года назад не стало гениального мультипликатора Федора Хитрука.

Важно

Когда Федор Хитрук был маленьким, его мама очень волновалась, что с ребенком что-то не так. Он был средним из братьев в их еврейской семье и был самым спокойным. Даже флегматичным.

Для него не существовало большего удовольствия, чем сидеть одному с ворохом газет, рвать их на мелкие кусочки, потом собирать обратно.

«За этим занятием я правда мог проводить весь день, было из-за чего переживать, – напишет сам Хитрук позже в своих воспоминаниях. – Не знаю, конечно, что бы это могло предвещать».

Читайте также:  Как стать счастливым? шесть простых истин для гармоничной жизни

Критики после выхода его воспоминаний в свет, конечно, будут утверждать, что так в нем зарождался талант великого мультипликатора. Критики вообще любили находить связь между его биографией и творчеством. Например, после выхода в свет мультфильма «Каникулы Бонифация» говорили, что Бонифаций – это и есть сам Федор Савельевич.

Потому что после того как лев сутками напролет веселил детей в Африке, он сказал: «Какая все-таки замечательная вещь – каникулы!» И был искренне уверен, что действительно хорошо отдохнул. Хитрук тоже всегда говорил, что не чувствует усталости за работой, и критики интерпретировали: всё потому, что приносит детям радость. В этом, безусловно, была правда.

Как и в том, что работой над мультфильмами он радовал, в первую очередь, себя.

«Никогда в жизни я не испытывал такого беспредельного, головокружительного счастья, как в тот день, когда мои рисунки, которые целый месяц маячили перед моими глазами, вдруг соединились в незнакомого мне человечка, и тот зажил собственной жизнью.

Произошло чудо, и я оказался к нему причастным, – писал Хитрук о первом своем мультипликаторском опыте на “Союзмультфильме”, где ему нужно было оживить дядю Степу. – Много лет спустя мне довелось побывать у знаменитого канадского режиссера Нормана Мак-Ларена.

Он показал мне на монтажном столе кусок из фильма “Па-де-де”, над которым тогда работал.

Прокрутив пленку, Мак-Ларен повернулся ко мне и с детской радостью воскликнул: “Смотрите, двигается!” Словно впервые увидел кино, и не было за его плечами ни десятков сделанных фильмов, ни тридцати лет работы в кино, ни славы первооткрывателя новых видов анимации».

Чтобы пережить эту причастность к чуду, Хитрук прошел затейливый путь. О том, чтобы стать мультипликатором, он, конечно, не мечтал. Но тщательно срисовывая со страниц советских газет красноармейцев, пароходы и тепловозы («что может быть красивее тепловозов, мама?»), мечтал стать художником.

Совет

Мечта начала сбываться, когда его отца, инженера, отправили как представителя Станкоэкспорта в Германию, в город Штутгарт. Шел 1931 год, Хитруку было 14 лет. «Я одолел маму просьбами, и она повела меня не куда-нибудь, а сразу в Академию искусств, – вспоминал Хитрук. – И меня, конечно, с моими красноармейцами не взяли.

Сложно было предположить, что через 60 лет я вернусь сюда уже в качестве преподавателя». Не взяли в Академию искусств, но взяли в художественно-ремесленное училище: обучение было платное, брали всех желающих. Здесь Хитрук решил сменить свои художественные пристрастия и стал рисовать не технику, а зверей, целыми днями пропадая в зоопарке.

В основном – у вольеров с обезьянами. Несколько лет спустя его умение быстро рисовать обезьян поможет ему получить место стажера в «Союзмультфильме»: «После двух отказов принять меня на работу, я пришел в третий раз и попал на открытый конкурс на замещение должности художника-мультипликатора.

На конкурс явилось человек тридцать, все люди серьезные, не мне, мальчишке, чета. Нас усадили за стол и предложили сделать раскадровку одной из басен Крылова. Пока остальные рисовали рамочки для рисунков, я сделал десятка два картинок к басне “Мартышка и очки”. Принялся за другую басню – “Волк на псарне”, закончил и ее.

А все вокруг сидят, вдумчиво строят композицию. Ну, я совсем скис и ушел. А через две недели получил открытку, что я зачислен в штат студии в качестве стажера. Это случилось 10 ноября 1937 года».

До этого момента его талант признают лишь однажды, да и то монахи из соседнего с немецким училищем монастыря. Они предложили классу создать серию рисунков, посвященных Рождеству Христову, и работы Хитрука выиграли. Их напечатали в баптистском журнале, а мальчику выплатили гонорар – 40 марок.

Когда 15-летний Федор принес журнал и деньги домой, отца отпаивали валерьянкой: сын советского инженера рисует религиозные картинки и получает за это деньги! Журнал было приказано сжечь, гонорар – вернуть.

Вскоре, правда, в 1934 году семья засобиралась обратно в Москву: c приходом Гитлера к власти находиться в Германии стало «неуютно»: «Теперь перед началом занятий студентов собирали в актовом зале, зачитывали короткие рапорты, затем все вставали и пели нацистский гимн Die Fahne hoch».

«Как-то раз после такой “утренней молитвы” один из мальчишек стал всячески поносить Маркса. Я, хоть и не смыслил ничего в марксизме, всё же посчитал себя обиженным и выпалил сгоряча: “А твой Гитлер вообще говно!”, – пишет в воспоминаниях Хитрук. – На что мой сосед взял да и полоснул меня перочинным ножичком, которым точил в это время карандаш.

Обратите внимание

Прямо по запястью руки – как раз там, где проходит артерия. Едва ли Бруно (кажется, так звали этого парня) хотел меня поранить, потому что испугался больше всех, когда из моей руки фонтаном брызнула кровь. Но шрам до сих пор на моей руке. А я мог причислить себя к первым жертвам фашизма».

Вновь оказавшись в Москве, Хитрук поступил в художественный техникум, но оттуда его быстро выгнали за прогулы, потому что по ночам он выгодно халтурил – рисовал агитационные плакаты.

Признаться в отчислении родителям он не мог, поэтому поступил в другой институт – Институт повышения квалификации художников-графиков. На самом деле, это были двухгодичные курсы, и принимали на них без экзаменов, но Хитрука это мало волновало.

Впрочем, именно здесь один из старых художников-преподавателей посоветует ему пойти поработать в «Союзмультфильм».

«И я бы не обратил ни малейшего внимания на его совет, если бы только что не посмотрел на Международном кинофестивале мультипликационные ленты Уолта Диснея – “Микки-дирижер”, “Три поросенка” и “Забавные пингвины”. Я был ими просто ошарашен. Из кинотеатра я вышел растерянный: в меня попал “вирус мультипликации”», – писал Хитрук.

По словам Хитрука, именно в «Союзмультфильме» он совершит мощный профессиональный прорыв под руководством мультипликатора Бориса Дежкина. Они работали вместе до самой войны, делая короткие сатирические киножурналы – впрочем, абсолютно в духе советской пропаганды. Ну, а летом 1941 года Хитрука призвали в армию.

«Я не люблю вспоминать о войне. Но насколько я помню, мы тогда не говорили о смерти, о ранах. Просто по любому поводу – гоготали», – скупо говорил о тех годах Хитрук.

После войны его на два года отправили в Берлин работать переводчиком, и только затем он вернулся на «Союзмультфильм»: «После десяти лет перерыва мне пришлось начинать всё буквально с нуля».

Впрочем, для руководства «Союзмультфильма» он в то время – один из самых талантливых специалистов. Он выступает художником-мультипликатором в таких фильмах, как «Цветик-семицветик», «Гуси-лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Пес и кот», «Двенадцать месяцев», и десятках других.

Но вот на режиссуру решается не скоро – только в 1962 году. «Просто первый фильм – в него вкладываешь всё, что накопил за всю жизнь. Когда я выбирал для него тему, я сравнивал себя с человеком, который встал на бочку и обратился к людям вокруг, – рассказывал Хитрук.

– Что ты им скажешь? Мультфильм – не диалог двух людей. Это разговор одного с миллионами».

Важно

И вот тема все-таки выбрана. Шум, создаваемый неделикатными соседями по дому в течение всей ночи, доводит добрейшего Василия Васильевича Мамина до покушения на убийство. «Всё рождается из малого. Мы жили на Тверском бульваре, и каждое утро дворничихи начинали страшно шуметь, а потом включали одну и ту же песню Утесова “Что-то я тебя, корова, толком не пойму”.

Я и сам не понимаю, как это вышло, но моим первым мультфильмом стала “История одного преступления”». После того как фильм вышел на экраны, его тут же стали считать началом нового стиля в советской мультипликации, отличного от канона предыдущих десятилетий, больше похожего на диснеевский.

Действительно, в фильме много непривычного для советского зрителя, в том числе – затерянная между кадрами песня Long Tall Sally Элвиса Пресли.

После успеха «Истории одного преступления» Хитрук берет перерыв, через два года выпускает сказку «Топтыжка», а еще через год – «Каникулы Бонифация». «Ну да, я, ветеран Великой Отечественной войны, снял “Каникулы Бонифация”, – оправдывался Хитрук. – Это очень понятно. После войны, этой мясорубки, люди хотели веселой истории».

Мультфильм начинался с того, что в руки Хитрука попал отрывок сказки Милоша Мацоурека. В этом отрывке была фраза: «Подумать только, – удивился директор цирка, – я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!» И она настолько пришлась по душе Хитруку, что он решился адаптировать сказку под мультфильм.

Правда, в итоге от сказки почти ничего не осталось: сценарий Хитрука представлял собой, по сути, совсем другую историю – не о грустном льве, который страдает из-за недостатка отдыха даже на каникулах, а о добром и сильном льве, который всему происходящему только рад.

В съемочной группе «Каникул Бонифация» несколько месяцев работал и Юрий Норштейн, которого Хитрук впоследствии будет считать наиболее точным последователем его направления в мультипликации. «Это было колоссальное впечатление, – вспоминал Норштейн. – Я увидел, что такое работа над ритмом фильма.

До сих пор этот фильм для меня – образец идеально построенного соотношения авторского текста и движения персонажа. В общем, эталон, тончайшая режиссура».

Совет

Выложившись в этом мультфильме, Хитрук отходит от детской темы и вновь возвращается к «мультфильмам для взрослых».

Друг за другом выходят его сатирические картины «Человек в рамке» о превышении статуса над сутью человека, «Остров» – эдакая история современного Робинзона, «Фильм, фильм, фильм» – пародия, смешно раскрывающая детали кинопроизводства.

А потом Хитрук решился сделать своего «Винни-Пуха», советского, без мальчика Кристофера Робина, чтобы герои были самостоятельные, и без одежды на медвежонке. «Мы, конечно, по наивности своей детской вообще не знали, что такое авторское право. И просто всё сделали сами, по-своему», – рассказывал Хитрук. Получилось идеально.

«Винни-Пуха я рассматривал как философа, придерживающегося формальной логики. Например. “Это «жжж» неспроста. Само дерево жужжать не может”. Первый тезис. “Зачем тебе жужжать, если ты не пчела?” Второй тезис. “А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед”. Так, ступенька за ступенькой, он приходил к истине.

“А зачем на свете мед? Чтобы я его ел”». Позже даже создатели диснеевского мультфильма признают, что Винни-Пух у Хитрука с его добродушием и склонностью к сочинительству получился ярче и точнее, чем у них самих. После первого мультфильма появятся еще два, где Винни-Пух пойдет в гости и где переживет день забот.

Все три мультфильма разойдутся на шутливые цитаты, а сам Хитрук получит множество премий – впрочем, только национальных, потому что на международные кинофестивали «Винни-Пуха» отправлять было нельзя. Однако награды международных кинофестивалей всё равно не обойдут Хитрука стороной: он получит и венецианского «Льва», и десятки других престижных наград.

Тем не менее в 1983 году Хитрук решит уйти, напоследок поставив фильм «Лев и бык». «Я прочитал эту притчу лет в шесть. Это была старинная восточная притча о том, как подружились два могучих гордых существа – царь зверей лев и вольный бык. И дружба их была такая же сильная, как они сами. Но появился шакал и стал разжигать между ними вражду.

“Берегись, – говорил он быку, – лев похваляется убить тебя”. А льву нашептывал: “Не доверяй быку, он посягает на твою корону”. Кончилось тем, что лев и бык сошлись в смертельном бою и оба погибли. Лишь перед смертью они узнали, что ни один из них не хотел нападать на другого. Собрав последние силы, лев задушил шакала… – пересказывал сюжет Хитрук.

– Я много раз перечитывал эту сказку, всё надеялся, что гордые звери не поверят шакалу. А они верили и погибали, и я ревел от горя. В конце концов у меня эту книжку отобрали, и долгое время она не попадалась мне на глаза.

Но я помню ее до сих пор как одно из самых сильных переживаний детства, и, кто знает, может быть, она впоследствии предостерегла меня от каких-то подлостей».

На этой красноречивой ноте Хитрук предпочел закончить карьеру. Но он прожил после этого еще один большой и счастливый этап – старость вместе со своей семьей и детьми. Он умер 3 декабря 2012 года в Москве в возрасте 95 лет, своими мультфильмами оставив нам всем возможность в любой момент посмеяться самим и научить чему-то своих детей.

Источник: https://jewish.ru/ru/people/culture/661/

Ссылка на основную публикацию