Как возлюбить ближнего своего? о манипуляторах и ложном смирении

Заповедь Христа «возлюби ближнего своего как самого себя», понятие «ближнего», толкование заповеди

Важнейшая заповедь Евангелия «возлюби ближнего твоего, как самого себя», на первый взгляд, является простейшим правилом, не требующим толкования. Тем не менее, именно вокруг этих простейших слов Христа мудрецы (и не только мудрецы) обожают вести интеллектуальные споры.

Прочитав ряд высказываний многих философов толкователей (от Ф. Ницше до отца Сергея Булгакова или Василия Розанова или Льва Красавина), верующий человек и сам может впасть в заблуждение. Перед ним неизбежно встанут вопросы, в одночасье превращающиеся из простых и понятных ─ в сложные и трудноразрешимые:

Кто есть ближний христианину, которого ему следует возлюбить?

Как именно следует любить ближнего – как самого себя?

Золотая заповедь христианской этики

Ведь в Евангелии действительно можно найти многократные упоминания Христом, что «много званых, да мало избранных», «враги человеку ─ близкие его» (от Матфея,10-39). «Нехорошо отнять хлеб у детей и давать его псам» (а женщине хананеянке, молившей о помощи, Мф., 15-26).

Следовательно, те, кого следует любить ─ вовсе не все окружающие христианина люди, но некие избранные? При этом » возлюбить ближнего своего как самого себя» Библия обозначает важнейшим условием Спасения? И как же «любить самого себя»?

Недавно пришедший к христианству человек, если не читает толкований Отцов Церкви и не ведет бесед со своим духовником, может усомниться и в том, что именно есть христианская любовь по отношению к самому себе.

Несмотря на риторические спекуляции, верующий поймет, что «любить себя» в евангельском духе ─ вовсе не означает позволять себе новые роскошные автомобили, разнообразить стол фуа-гра и экзотическими фруктами.

Обратите внимание

Напротив, из любви к себе следует вырвать себе «соблазняющий глаз», «оставить», а порой и «возненавидеть отца и мать» (от Луки,14-26).

То ж самое касается и любви к «ближнему твоему«, если уж она уподобляется любви к себе. Следует оберегать объект любви от излишеств, помогать, даже направлять с любовью на верный путь, не позволять усомниться в заповеди и Библии.

Чтобы избежать подобной пагубной путаницы, и следует знать толкования Святых отцов и просто церковных авторитетов на эту простейшую заповедь.

По своей сути, заповедь христова «возлюби ближнего твоего как самого себя» включает в себя, как и постулаты из Ветхого Завета, в частности, книги Иакова: «хорошо поступаете, любя ближнего, как самого себя (Библия, Иак.

, 2, 8) и современного золотого правила этики в положительном прочтении: «поступай с другими так, как хочешь, чтоб они поступали с тобой».

В этом заповедь Христа ─ вторая по важности, после любви к Богу, ─ всеобъемлюща и проста.

Но необходимо отметить, что христианство резко различает «всех» близких людей (например, достающуюся человеку вне зависимости от его желаний родню или коллег), и истинных «близких».

В притче о пострадавшем от разбойников, прямо отвечая на вопрос «кто есть ближний христианину», сам Иисус подчеркивает эту разницу. ─ Человек был ограблен и избит бандитами, лежит на дороге.

Мимо проходят те, кто должны бы позаботиться о нём: родич по племени и учитель законов (в применении к сегодняшним реалиям – кузен и народный депутат или даже недостойный батюшка). И только один из трех, человек неведомого племени («самарянин» во времена Христа или случайный кореец в нынешней ситуации), останавливается и помогает жертве налета.

Из этой притчи становится ясно: кого, в первую очередь, имел в виду Христос под понятием «ближнего». Но не только!

Кто же есть для человека «ближние его»?

Если внимательно читать Евангелия, то «ближними» христианину становятся те, кто, как и он исповедует истинную веру, сам следует заповедям. При этом важно понимать, что таким может оказаться вовсе не близкий по жизни в миру человек. Даже не родственник: «Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф., 12-50).

Тем не менее даже не любя родителей, ─ так как любовь есть чувство от Бога, и ей крайне сложно возникнуть в отношении тех, кто сбивает с пути праведного, или злословит на учение Христа, ─ настоящий православный должен почитать отца и мать.

Очень хороший, чёткий ответ на этот вопрос даёт св. Иоанн Златоуст в своём толковании о «боголюбии и человеколюбии». Даже брат или жена (муж), даже если они «любят» тебя телесной любовью, но не заботятся о твоём христианском самосовершенствовании, поощряют греховные наклонности — например, лень и чревоугодие — не являются «ближними» в евангельском смысле слова.

Ближние по крови и по духу в Евангелии и Библии

Но нельзя забывать, что заповедь о любви к ближнему является второй по значимости, первая же ─ о любви к Богу.

Из этого богословы делают вывод, что настоящий христианин, воспитанный в духе слов «Возлюби Господа от всего сердца, души и разумения», несмотря ни на что, сам должен стараться увидеть в каждом создание божие, относится, как отнесся самарянин к ограбленному, искать в сердце силы помочь самому заблуждающемуся, сделав того «ближним» своим. Нужно найти в сердце отзыв на страдания любого существа, и оно станет ближним твоим.

Тем более что слова Евангелия «возлюби ближнего твоего как самого себя» Библия многократно ставить в число важнейших заповедей и Ветхого Завета, например: книга Левит.19:18.

Вот краткий перечень трудов православных отцов церкви, в которых дается наиболее ясное толкование не только заповеди «возлюби твоего ближнего» но и того, кем должен является этот ближний (расширенный список литературы вы сможете найти на сайте Оптиной пустыни или на ресурсе «Азбука Веры» http://www.optina.ru/ , https://azbyka.ru/ ).

  • «Толкование на Святого Матфея» Св. Иоанна Златоуста.
  • «Заповеди Божии» епископа Южно-Американского из Буэнос-Айреса Александра Милеанта.
  • «О любви к Богу и ближним» преподобного Иоанна Кронштадтского.

Из этих ( и многих других сочинений или просто беседы со вдумчивым батюшкой), станет понятно, что истинный христианин должен считать «ближними своими»

  • тех, кто нуждается, кому он в силах помочь,
  • тех, кто хоть раз помог ему советом, наставлением или делом.
  • Но, в первую очередь тех, кто, как и он сам пытается постичь любовь к Господу, тех, кто близок ему по христианскому духу.

Остальных людей, особенно «злоречивых», христианин (если он не открыл в себе дара проповедовать и самому нести слово Божие) должен скорее избегать: «знайте, что вы и через брата будете (имеется в виду не «брат по Вере, но «брат по крови») выслушивать глубины сатанинские» (старец Амвросий Оптинский).

«Имейте общение с теми, кто Боится Господа и дает душе вашей утешение».

Пахомий Великий.

Для тех, кто хочет изучить проблему более углубленно, рекомендуем труд Н. Бердяева «Дух и реальность» или сочинение о. Павла Флоренского «Столп Веры».

Какой должна быть христианская любовь к себе и ближнему?

Никакое высокое, настоящее возвышенное духовное чувство не может прийти к человеку даром. Философ о. Сергей Булгаков писал: «любовь, даже дружба, приходят после духовного подвига, аскезы».

Любовь к ближним, пришедшая христианину, должна быть достаточно суровой (как и к самому себе), чтобы стать чувством, способным уберегать ближнего — как и себя самого — от искушений, помочь удалиться от «делающих зло», спасти от ада.

Евангелие отвергает любовь, зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца

еп. Игнатий Брянчанинов

Важно

Это чувство ни в коем случае не должно оказаться потаканием: «ах, ближний мой хочет миллион долларов, надо помочь».

Христианская любовь в истинном православии, не смешанном с лютеранской теорий «успеха в жизни мирской», должна быть достаточно строгой.

В примере с миллионом долларов христианин, скорее должен не помочь заработать ближнему этот миллион, а указать опасности для его души, поджидающие на пути стяжательства.

Но и видеть в каждом ином человеке подобие божие, настоящий православный тоже должен. И помогать, по силам своим, своей любовью выйти из пагубных заблуждений на ту дорогу, с которой его столкнули разбойники из притчи. Любите ближнего как самого себя и никогда не отчаивайтесь!

Источник: https://pravoslavie.guru/bibliya/zapoved-hristova-vozlyubi-blizhnego-svoego-kak-samogo-sebya.html

Возлюби ближнего своего как самого себя. Статья. Духовная психология. Самопознание.ру

Как можно возлюбить кого-то так же, как себя? И как это мы любим себя? Что значить любить? Любить по-настоящему означает давать безусловную любовь. Не за что-то, а просто так.

То есть дать другому любви и не за что-то, а потому что… он есть. Как мать даёт своему ребёнку. В какой мере она это даёт? 100%.

А в какой мере мы любим себя просто так? И что мы можем, вообще, дать просто так? Признание.

Возлюбить ближнего своего, как самого себя — дать ему признание, как самому себе.

А признаём ли мы себя целиком? Положа душу на сердце, признаём, что есть плюсы, но видим и… минусы. Значит ли это признать, что другой не обязан быть совершеннее, и то, что и у него есть плюсы и минусы?

Да, наверное, так. А что значит — признать его минусы, как в себе самом? Это как? И какие минусы мы можем видеть? А мы можем видеть только то, что отзывается нам самим, и знакомо нам по… себе.

Так, может быть, возлюбить ближнего своего — это значить признать в нём столько плюсов и минусов, сколько есть в нас самих? А можем ли мы простить себя и признать свои минусы? И как конкретно это сделать?

И сказано: возлюби ближнего своего. Кто такой ближний? Тот, кто рядом с вами. А какие люди окружают нас? Те, с кем мы, очевидно, как-то связаны. Потому что те, кто просто рядом, но не имеет контекста с нами, существуют просто как часть шахматной доски.

Совет

Ближним человек оказывается тогда, когда между вами связь. И, очевидно, чем крепче связь, тем ближе он к вам. А кто обычно бывает рядом с нами? Семья? Да. Но также и все те, кто оказывает в данный момент на нас какое-то сильное влияние.

То есть любой, к кому мы испытываем сильное чувство — позитивное или… негативное — становится нашим, ближним!

Что это за люди? Они отражают то, что есть внутри нас самих. Что-то нас связало. Это что-то резонирует в нас обоих. Признайте это. И если признаете в себе, то сможете признать и в нём. А нужен ближний и связь между вами, потому что в зеркало смотреться проще — больше шансов увидеть реальную картину.

И… возлюбите ближнего как самого себя. То есть пройдите через этот процесс. Смотрите на него, что вам нравится и не нравится. И потихоньку найдите эти черты в вас самих. Найдите причины их возникновения.

Найдите момент, когда эта грань вашей личности проявилась и стала так неприятна и осуждаема вами, что вы загнали её в самый дальний уголок. Уберите осуждение и замените его простым пониманием, признанием. И… отпустите.

Нам больше незачем выпячивать свои другие стороны, скрывая эту. Она выполнила свою роль и может быть отпущена.

Ты изумишься, как именно поменяется твой окружающий мир и ближние. Они.. тоже повернутся к тебе другими гранями! Бывает, правда, просто уйдут из твоей жизни, но это только, если они перестали быть… ближними.

Таким образом, когда нас ничто не «цепляет» внутри, мы можем спокойно смотреть на другого человека и не реагировать негативно. Это не значит, что он орёт на тебя, а ты позволяешь ему это сделать. Это значит, что ты не орёшь на него в ответ.

Ты спокойно ставишь его на место, и с достоинством получаешь всё то, что по праву считаешь своим. И даже ещё лучше! Из жизни просто уходят, перестают появляться неприятные тебе люди. Потому что тебе теперь стало всё равно. Появляется только то, что есть внутри нас самих.

Обратите внимание

Нет отвращения к себе — и нет отвращения к идиотам вокруг. Зеркало срабатывает моментально.

Часто люди говорят: «Я даю ему столько всего, а он совершенно меня не понимает! Я поняла, почему мы встретились! Мне нравилось быть жертвой! А он мною воспользовался!».

Но всё, что ты видишь — это только ты. Именно ты уже сейчас ни во что не веришь, и именно ты кричишь: «За что мне всё это, ну почему Я»? И…опускаешь руки. Он делает то же самое, верно? Ему ничего не надо. Как и тебе. Так может быть всё, что ты успеваешь сделать, что-то не то? Бери в свои руки и исправляй.

Это не значит, что ты будешь делать чью-то чужую работу. Или, что сможешь изменить другого человека. Единственный, кого ты сможешь изменить — ты сам. Посмотри на себя, на своих ближних, и возлюби их, то есть прими, признай как самое себя — вот тебе и поле для работы.

Жизнь предоставляет нам ситуаций для очищения от своего собственного негатива с избытком.

Всегда ли, когда ты признаёшь что-то в себе, ты себя одобряешь? По-настоящему нет. Ты видишь свои дурные поступки. Коришь себя. И… не можешь отправить в небытие опыт своей души. Признания и безусловной любви — нет. А если ты сам не даёшь её себе, то как простить и полюбить другого?

Если мы сами себя не возлюбим, кто же сделает это за нас? Что спрашивать с других, если сами себе не даём? Если мы сами не сможем полюбить себя, то кто справится и сравнится с нами, кто отогреет наше сердце сильнее, чем можем мы сами? Ни дети, ни муж, никто не даст тебе того тепла, которое ты можешь дать себе. Так что начинать всё равно из твоего сердца.

Возлюби ближнего своего, как самого себя. Понимаешь? Первый шаг — возлюби себя. Признай.

Важно

Убери то, что не нравится, отпусти, не горюй над этим, не держи верёвками изо всех сил при себе сожаление и отчаяние, всё равно это не даёт тебе того, что желаешь. Отпуская, помни, что это твой опыт. Но он уже в прошлом. Надо жить дальше.

И тогда ты не будешь просто существовать изо дня в день как сущность, отбывающая свой срок. Отпусти себя. Выпусти, выдохни свои обиды и своё несовершенство.

Если ты по-честному в состоянии провести работу с собой, поставить «стоп» на нежелательном проявлении, то это и есть истинное проявление любви к другому. Понимаешь? Отдели жалость от истинной любви. Если будешь жалеть себя — никогда не встанешь с колен.

Как только признаешь факт неприятной ситуации, то тут же рядом со своей жертвой можешь обнаружить, что можно и не впадать в жалость к себе. Можно встать, отряхнуться и начать тратить силы не на перемывание костей суженому с кумушками, а на то, чтобы… навести в своём доме порядок. Да, да, в чистом доме и сорить не хочется. Ни тебе, ни ему, никому.

Начинаем делать свой дом чистым и радостным, в котором принято доброе слово. А оно, как известно, и кошке приятно. А если ты не жертва, то, значит, никто и не виноват. Ни ты сама, ни муж твой. А если он не виноват, то он не откупается делами от вины, а по своей радости что-то делает для дома. А потом и для тебя. Ну, вот ты уже и на пути.

Только помни — чем дольше ты не принимал других, тем медленнее нужно делать первые шаги. Мир, твой мир, должен привыкнуть.

Ближний круг — это те, кто на тебя влияет и на кого ты влияешь.

Понимаешь? Незачем любить преступников.

…Пока. Но это уже и легче, не таким трудным кажется, и стало быть, можно начать Путь.

С любовью и уважением.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/vozljubi_blizhnego_svoego_kak_samogo_sebya/

В. Духанин. Что значит: «люби ближнего своего» / Православие.Ru

Представьте себе: на улице вы увидели, как с каким-то человеком стало плохо или, допустим, к нему пристают негодяи, но вы прошли мимо как ни в чем не бывало – а потом вдруг выясняется, что это был ваш родственник или близкий человек, которого вы просто в тот момент не узнали. Уж как тогда будет стыдно! Суть же этого примера заключается в том, что к другим надо относиться так, как если бы это были близкие нам люди.

Читайте также:  Туринская плащаница: святыня или подделка?

В сказке Андерсена «Девочка со спичками» рассказывается про девочку, которая пыталась согреть себя, зажигая спички одну за другой.

Совет

И с каждой вспышкой ей в ее детском воображении представлялись удивительные картины: теплая печь с блестящими медными шариками и заслонками, жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идет к ней, новогодняя елка с игрушками, покойная бабушка – так вплоть до того момента, пока она не замерзла. Ей всего лишь надо было обогреться, а никто не пришел на помощь.

У Достоевского есть, кстати, очень похожий рассказ – «Мальчик у Христа на елке»: ребенок замерз, потому что холоден мир людей. Но ведь эти два литературных персонажа – отражение наших реалий, того жестокого отношения к ближним, которое рождается в эгоистичном и безжалостном сердце.

Люди еще бывают способны к героизму и самоотверженной помощи в исключительных обстоятельствах. Помню, как вместе с близким священником, отцом Сергием, и его тремя детьми мы ездили на святой источник в Малинники.

На обратном пути, переезжая через железнодорожные пути, машина батюшки заглохла, и тут же закрылся шлагбаум, трезвоня о приближающемся поезде. Автомобиль категорически отказывался заводиться, времени на спасение оставалось не очень-то много.

Возле шлагбаума стояли еще две машины, из которых сразу же вышли люди и помогли нам вывезти автомобиль с путей.

Если бы мы были так же внимательны друг к другу в своей будничной жизни! Собственно, христианство призвано преображать наши будни, и Христос проповедовал Евангелие, чтобы оно было реализовано не где-то в экстремальных ситуациях или на войне, куда далеко не всем нам дается попасть, а в наших буднях, в повседневном общении с ближними.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34), – вот слова Спасителя. Конечно, и в Ветхом Завете Господь повелевал любить ближних (см.: Лев. 19: 18, 34).

Да и сама наша совесть, данная нам Богом, всегда свидетельствует о необходимости любви. Тем не менее, придя на землю, Господь обрел эту заповедь совсем забытой. Забываем ее и мы. Она и для нас, эта заповедь, всегда новая.

Любовь, принесенная в мир Христом, имеет и действительно новый, более возвышенный смысл – это любовь по примеру Самого Христа, жизнь свою полагающая за ближних.

Все мы, конечно, хотим, чтобы другие люди поступали с нами хорошо: были бы к нам добры, приветливы и услужливы.

Вот именно так поступать с другими людьми призывает нас Спаситель: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12).

Обратите внимание

Поэтому перед каждым своим поступком стоит подумать: я хочу сделать для другого человека то и то, а приятно ли было бы, если бы кто-то это сделал мне? Если сердце подскажет «да», тогда нужно делать, если же «нет», следует воздержаться.

А хотите определить, есть ли у вас любовь к вашему ближнему? Если у вас есть что-то очень нужное вам, и, когда это понадобится вашему ближнему, вы с радостью предложите ему, не ожидая взамен чего-либо, то вы любите ближнего. Причем это относится не только к какому-нибудь предмету, но и к самому времени, которого всем так не хватает и которым, конечно, всегда пожертвуешь ради того, кого любишь.

В «Достопамятных сказаниях» рассказывается, как однажды иноки в присутствии аввы Иосифа начали разговор о любви. Старец сказал: «Мы не знаем, что такое любовь.

Вот образец любви: авва Агафон имел ножик, необходимый ему для рукоделия. Пришел к нему брат и, увидев ножик, похвалил эту вещь.

Авва Агафон немедленно начал упрашивать брата, чтоб он принял ножик в подарок, и не дал брату выйти из келлии, пока не уговорил его принять понравившуюся ему вещь».

«Что же в этом особого? – скажет современный человек.

– Подумаешь, подарить ножик… Мы бы хоть сотни таких ножей раздарили!» Но надо учесть, что иноки IV–V веков были лишены финансового снабжения и каких-либо благ цивилизации, они жили в далеком от людских поселений, пустынном месте, где нож являлся одним из главных орудий труда, а приобрести новое орудие было крайне трудно. Это то же самое, что современному человеку отдать главное орудие своего пропитания – допустим, водителю отдать автомобиль, а банкиру пожертвовать банком. Отдавая ближнему то, что жизненно необходимо тебе, ты, конечно же, проявляешь любовь.

Вот история из жизни знакомых людей. Светлана Н., добрая, отзывчивая женщина, работала завучем в престижном образовательном центре. Ее брат, увлекшись идеалами золотого тельца, допустил серьезные просчеты, не рассчитал свои коммерческие возможности и разорился. К тому же он взял под кредит иномарку баснословной цены.

Пропустив положенный в договоре срок, он непомерно увеличил свой долг и оказался в кабальной зависимости. Светлана недавно по состоянию своего здоровья уволилась, средств к заработку не было, и, чтобы спасти брата, она продала собственную квартиру.

Долги брата оказались покрыты, но сама Светлана уже вынуждена жить в крайне стесненных условиях.

Важно

Конечно, хотелось бы видеть, что Господь воздает за подобные жертвы благополучием и во внешней жизни. Но с позиций духовного мира, не внешняя жизнь имеет первостепенную ценность. По крайней мере, совершенно верно то, что люди безжертвенные носят в самих себе мучение, а жертвенным людям Бог подает утешение, причем утешение куда большее, чем иномарка, взятая под кабальный кредит.

Подлинная любовь к ближнему познается по той внутренней боли, которая является в сердце, когда мы узнали о скорби ближнего. Отсутствие любви проявляет себя в равнодушии – этой тишине мрачного омута, поглощающего живые и чистые чувства.

Если ваш ближний заболел и вы почувствовали скорбь как за себя самого, то вы любите ближнего. Если вы узнали, что у другого человека беда, и тут же подумали, что предпринять для помощи ему, то вы не лишены христианских чувств.

Но если, услышав о случившейся неприятности, вы подумали: «Хорошо, что меня в тот момент рядом не было, чтобы нести его тягости», – значит, вы далеки от любви.

Вместе с тем любовь – это не только когда ты сострадаешь скорбящему, но и когда ты радуешься чужой радости. Увы, есть люди, которые готовы попереживать, услышав о бедствии ближнего: «Ой, уж и как тебе тяжело, и как мне тебя жалко-то».

Но стоит им услышать о его благополучии, как их лица бледнеют, а сердца наполняются возмущением: «Так вот ты какой».

Народная мудрость по этому поводу создала афоризм: трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства.

Допустим, если я слышу, что кому-то дали литературную премию, и с досадой думаю: «А почему не мне?», то это уже эгоизм.

Если же, услышав от близкого мне писателя, что он победил в международном конкурсе, я порадовался за него, то, стало быть, и я, слава Богу, не лишен, пусть и малой, крупицы любви.

«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15), – говорил святой апостол Павел.

Понаблюдайте за собой, и вы точно поставите диагноз своим собственным внутренним чувствам. Суть же сказанного такова: радость о чужой радости есть верный признак любви к нашему ближнему.

Как еще заметить в себе христианское отношение к ближним? Если вы порадовались о ближнем, что ему, в отличие от вас, скажем, существенно повысили зарплату, что у него наступил в жизни успех, тогда как у вас неприятности, и вы прославили Бога за ближнего своего, то это, можно сказать, первые ростки христианской любви в вашей душе.

Совет

Напротив, отсутствие любви к ближним очень хорошо определяется по наличию в душе зависти. Зависть – всегда внутренний бунт: почему другой получил то, чего я не имею? Зависть – это самое очевидное, наглядное выражение эгоизма: всё только мне, а другим ничего.

Так согрешил первый ангел, обладавший высочайшим могуществом и славой, но позавидовавший славе Творца и из-за этого всё потерявший. Так постоянно грешат и люди, думая, что кому-то лучше, чем им.

В конечном итоге зависть есть самоуничтожение, ибо зависть – это неудовлетворенность заботой Божией о тебе и протест против того реального места, на которое Господь поставил тебя в твоей жизни.

Потому среди десяти заповедей последняя направлена как раз против зависти: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5: 21). Итак, зависть – самая наглядная противоположность любви.

Без любви к ближнему невозможно любить Бога, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20). А без любви к Богу невозможно спасение.

Значит, кто не любит ближних, тот человек погибший?

Не будем отчаиваться. По крайней мере, если любви нет, ее можно взращивать. Каким же образом? Это объясняет преподобный авва Дорофей: «Спаситель говорит: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22: 39).

Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: “Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?” Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима.

Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание – тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: “Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе?..

” Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается.

Обратите внимание

И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39)».

Собственно, путь христианской жизни к этому и ведет, и автор не раз видел, как люди, ранее холодные, жесткие сердцем и беспринципные, воцерковляясь, изменялись даже лицом – в их глазах появлялись добро и любовь.

А преподобный Макарий Великий объяснял это так: «Как пчела незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце – в доброе.

И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно покрывает его узорами и только после окончания своей работы показывает свою работу во всей ее красе – так и истинный Художник – Господь – украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет их, пока мы не переселимся из нашего тела, и тогда обнаружится красота нашей души».

Вот почему в жизни каждого из нас так важна аскеза, внутренняя работа над собой. Бог смотрит, прежде всего, на сердце человеческое, и значит, важно уделить внимание внутреннему очищению, чтобы в глубинах нашей души не затаились гордость, своенравие, жестокосердие и чтобы злые, нечистые мысли, словно разъяренные псы, не грызли наше собственное сердце.

По внешнему виду мы все добропорядочны и вряд ли похожи на откровенных преступников, но в своей подлинной сути человек таков, каким он является, прежде всего, в своем сердце. Поэтому надо честно всматриваться в глубины собственной души, дабы увидеть тех внутренних церберов, которые превращают нашу душу в мрачный аид.

А церберы эти проявляются в нас, когда мы общаемся с ближними.

Освобождая душу от оков страстей, мы освобождаем в сердце место для любви. Чистое сердце относится и к ближним чисто. Когда преодолено себялюбие, только тогда и возможна любовь к другим.

Источник: https://pravoslavie.ru/59592.html

Ложное смирение

Лжесмирение всего лишь вид гордыни, может быть — самый непоправимый из всех…

Протоиерей Александр Шмеман
«Дневники 1973-1983»

Смирение истинное и ложное

Смирение не видит себя смиренным. Напротив того, оно видит в себе множество гордости. Оно заботится о том, чтобы отыскать в себе все ее ветви; отыскивая их, усматривает, что и еще надо искать очень много… Ложное смирение видит себя смиренным: смешно и жалостно утешается этим обманчивым, душепагубным зрелищем…

Тщеславие и чада его — ложные наслаждения духовные, действующие в душе, не проникнутой покаянием, созидают призрак смирения. Этим призраком заменяется для души истинное смирение. Призрак истины, заняв собою храмину души, заграждает для самой Истины все входы в душевную храмину.

Ложное смирение так ослепляет человека, что вынуждает его не только думать о себе, намекать другим, что он смирен, но открыто говорить это, громко проповедовать. Жестоко насмехается над нами ложь, когда, обманутые ею, мы признаем ее за истину.

Важно

Благодатное смирение невидимо, как невидим податель его Бог. Оно закрыто молчанием, простотою, искренностью, непринужденностью, свободою. Ложное смирение — всегда с сочиненною наружностию: ею оно себя публикует.

Ложное смирение любит сцены: ими оно обманывает и обманывается. Смирение Христово облечено в хитон и ризу (Ин. 19:24), в одежду самую безыскусственную: покровенное этою одеждою, оно не узнается и не примечается человеками.[1]

Как много фарисеев, высоко ставящих себя, высоко ценящих свои «труды» и «заслуги» и готовых безстыдно говорить о себе: «Несмь, якоже прочии человецы» (Лк.18:11).

Читайте также:  Что ждут подрастающие дети от своих родителей? поддержка, последовательность, позитив

Фарисейское самопревозношение и «высокоглаголание», которое часто скрывается даже под напускной личиной мнимого «смирения», уступчивости и примирения со всеми, если это нужно для укрпления собственной славы и «популярности» — это одна из характернейших черт нашего лукавого времени.[2]

Что такое ложное смирение

Ложное смирение — это смирение показное. Во-первых, это напускной смиренный вид.

Во-вторых, это смиреннословие: человек говорит о себе, что он великий грешник и хуже всех, а если его на самом деле оскорбят, он тут же возмущается и очень ревностно отстаивает свои права.

В-третьих, ложное смирение проявляется в том, что человек мысленно повторяет какие-то заученные смиренные фразы, допустим изречения святых отцов о смирении, полагая, что он думает так искренно, но смысл этих фраз до его сердца не доходит.[3]

Мнимое смирение происходит от нерадения, лености и тщеславия. Человеку хочется быть смиренным, а трудиться над собой лень.

Вот он и вступает на путь ложного смирения, кичится и превозносится им и в своих собственных глазах, и перед другими. Обладающие мнимым смирением не выносят обличении и указаний на их недостатки.

Они обиженно умолкают или начинают спорить, оправдываться, раздражаться и сердиться на своих обличителей, а потом и вовсе охладевают к ним.

Мнимое смирение, выражающееся в словах самоуничижения перед людьми, является только рисовкой, маскирующей тщеславие и гордость, поэтому надо строго следить за собой, за своими словами. Некоторые, чтобы показать себя с благочестивой стороны и чтобы вызвать похвалу в свой адрес, очень часто крестятся и часто произносят слово Бог.[4]

Виды мнимого смирения

Мнимое смирение бывает двух видов. Одно, как говорится, злоумышленное, когда человек не думает о спасении, но сознательно лицемерит и притворяется смиренным для достижения определенной корыстной цели, а другое неосознанное, когда человек не понимает сути дела. Оно, в свою очередь, тоже делится на два вида.

К первому виду относятся люди, которые искренно ищут пути спасения и хотят быть истинно смиренными, но не знают закона духовной жизни, что спасение внутри человека и что надо скрывать свои подвиги и добродетели, поэтому они все свое внутреннее проявляют и внешне, не скрывая ничего, и тем опустошают себя. Эти люди быстро воспринимают замечания, не обижаются и сравнительно быстро исправляются. Но если они долгое время пребывают в таком состоянии, то может родиться и развиться тщеславие. В данном случае от мнимого смирения рождается тщеславие и гордость.

Ко второму виду относятся люди, которые уже заражены тщеславием в разной степени. Для них смирение… — ширма. У этого вида есть бесчисленное множество вариантов проявления мнимого смирения.

Совет

Как гордый человек гордится своей красотой, талантами, способностями и прочим, так мнимо смиренный тщеславится и услаждается своим показным смирением. Эти люди не воспринимают замечания, обижаются и медленно, с большим трудом исправляются.

Бывают случаи, когда совсем не исправляются, но это как исключение, когда человек в прелести. В данном случае мнимое смирение рождается от гордости и тщеславия.[5]

Примеры лжесмирения

Вот, например, мнимо смиренный в присутствии многих скорбит о своем ничтожестве, называет себя и грешным, и окаянным, и ненормальным… дурачком и другими нелестными именами. Присутствующие думают: «Спаси его, Господи! Какой он смиренный!..

Даже не стыдится при всех обзывать себя так». Но стоит только согласиться с ним и сказать: «Да, да! В тебе есть это!» как он тут же изменится и даже может возразить: «А ты откуда знаешь?» Но чаще он умолкает, затаив злобу и вражду на своего обличителя…

[6]

Во время Божественной Литургии, да еще в самый главный момент ее, во время Евхаристического канона, одна пожилая женщина сгоняла с места сидящую на стульчике сравнительно молодую женщину.

И на тихие, умоляющие слова последней, что она не может стоять из-за язвы на ноге, послышались страшные слова обидчицы: «Да чтоб твоя нога у тебя отгнила совсем и отвалилась!» А потом, как ни в чем не бывало, эта женщина крестилась, кланялась, пела «Отче наш» и, может быть, еще пошла причащаться Святых Христовых Тайн…

Мало того, оскорбим, обидим своим неуместным замечанием человека в храме, да еще лицемерно закончим свой приговор притворно-смиренными словами: «Прости меня, грешную!» Это звучит как хулиганская насмешка: «Прости, что мало попало». Вот ведь как лукава человеческая природа![7]

Как стяжать истинное смирение

Исполняй евангельские заповеди: вместе с ними будет вселяться в сердце твое, усваиваться им святое смирение, то есть свойства Господа нашего Иисуса Христа. Начало смирения — нищета духа, средина преуспеяния в нем — превысший всякого ума и постижения мир Христов, конец и совершенство — любовь Христова.

Смирение никогда не гневается, не человекоугодничает, не предается печали, ничего не страшится. Может ли предаться печали тот, кто заблаговременно признал себя достойным всякой скорби? Может ли устрашиться бедствий тот, кто заблаговременно обрек себя на скорби, кто смотрит на них, как на средство своего спасения?

Возлюбили угодники Божии слова благоразумного разбойника, который был распят близ Господа. Они при скорбях своих обвыкли говорить: Достойное по делам нашим восприемлем; помяни нас, Господи во Царствии Твоем (Лк. 23:41-42). Всякую скорбь они встречают признанием, что они достойны ее (прп. авва Дорофей, Поучение 2).

Обратите внимание

Святой мир входит в сердца их за словами смирения! Он приносит чашу духовного утешения и к одру болящего, и в темницу к заключенному в ней, и к гонимому человеками, и к гонимому бесами. Чаша утешения приносится рукою смирения и распятому на кресте; мир может принести ему только оцет с желчию смешан (Мф. 27:34).

Смиренный неспособен иметь злобу и ненависть. Он не имеет врагов. Если кто из человеков причиняет ему обиды — он видит в этом человеке орудие правосудия или промысла Божия. Смиренный предает себя всецело воле Божией. Смиренный живет не своею собственною жизнью, но Богом. Смиренный чужд самонадеянности, и потому он непрестанно ищет помощи Божией, непрестанно пребывает в молитве…[8]

Смирение — сила Христова

Смирение надеется на Бога — не на себя и не на человеков, и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно. Слепотствующие сыны мира называют это гордостью.

Смирение не дает никакой цены земным благам, в очах его велик — Бог, велико — Евангелие. Оно стремится к ним, не удостаивая тление и суету ни внимания, ни взора.

Святую хладность к тлению и суетности сыны тления, служители суетности называют гордостью.

Есть святой поклон от смирения, от уважения к ближнему, от уважения к образу Божию, от уважения ко Христу в ближнем. И есть поклон порочный, поклон корыстный, поклон человекоугодливый и вместе человеконенавистный, поклон богопротивный и богомерзкий: его просил сатана у Богочеловека, предлагая за него все царствия мира и славу их (Лк. 4:7)…

Смирение — учение евангельское, евангельская добродетель, таинственная одежда Христова, таинственная сила Христова. Облеченный в смирение Бог явился человекам, и кто из человеков облечется во смирение, соделывается Богоподобным.

Аще кто хощет по Мне ити, — возвещает святое Смирение, — да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16:24). Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной.

[9]

Смиряться смиренно

Нужно помнить, что все дается от Бога. Любая настоящая и укоренившаяся добродетель есть действие благодати. Надо отличать понуждение себя к добродетели и добродетель истинную, которую мы приобрели от действия благодати.

Поэтому больше и лучше всего в стяжании добродетелей помогает Иисусова молитва. Все, что приходит от непрестанной покаянной Иисусовой молитвы — настоящее, пусть малое, но настоящее.

А вот с искусственным понуждением себя к добродетели нужно быть довольно осторожным, чтобы не запутаться и вместо понуждения себя не перейти к актерству. Мы и сами не заметим, как это может случиться: будем что-то изображать не перед людьми даже, а внутренне, сами перед собой.

Важно

Поэтому самое главное — найти для себя ту меру смирения, которую ты искренне принимаешь сердцем, а уже от нее начинать двигаться дальше и понуждать себя к большему.[10]

[1] Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты

[2] Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия

[3] Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Как мы играем в смирение

[4] Схиигумен Савва. Семена Сатаны

[5] Схиигумен Савва. Семена Сатаны

[6] Схиигумен Савва. Семена Сатаны

[7] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди

[8] Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты

[9] Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты

[10] Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Как мы играем в смирение

Источник: http://elmiog.ucoz.ru/publ/6-1-0-4

Возлюбить себя самого – как?

Мерой любви к ближнему Господь поставляет любовь человека к себе самому. Поэтому, чтобы выполнить заповедь Спасителя, мы сначала должны понять: как же нам любить себя самих? На первый взгляд, это просто: делать всё, что хочешь.

А если сразу не получается делать всё, что хочешь, то надо стремиться к созданию условий для такой жизни. Возможность свободного удовлетворения всех желаний дают деньги. Следовательно, нужно постараться по возможности быстро заработать много денег, а потом жить без забот в свое удовольствие.

Логично? Еще бы! Именно так строит или пытается строить свою жизнь большинство наших современников.

Однако несмотря на всю логичность и естественность такого жизненного плана совесть и здравый смысл подсказывают нам, что навряд ли Спаситель имел в виду именно такую любовь к себе.

Если бы наша жизнь ограничивалась несколькими десятками лет, проводимыми на этой земле, тогда, вероятно, ничего лучшего и придумать было бы нельзя.

Но если мы надеемся войти в Царство Небесное – в таком случае, очевидно, нам придется сместить акценты.

Возлюбить себя самого – это значит в течение своей земной жизни создать предпосылки для того, чтобы наша жизнь продлилась в вечности, чтобы и здесь, и там мы были с Богом. Как это сделать? Об этом – всё Евангелие, об этом – апостольские послания, об этом – писания святых отцов.

А если коротко, то ответ дан в сегодняшнем чтении: прежде всего нам надлежит возлюбить Бога – возлюбить Его всем сердцем, всей душой, всем разумением.

Если стремление к Богу будет определяющим началом нашей жизни, если приближение к Богу станет нашей целью, а удаление от Него будет восприниматься как подобие смерти, – тогда мы поймем, что важно, а что второстепенно, что служит к нашей пользе, а что вредит, где мы проявляем любовь к себе, а где малодушно уступаем своим страстям.

Совет

Если мы возлюбим Бога всей душой, нам станет ясно, что вернейшее средство приблизиться к Нему – это отказаться от своей воли и подчинить ее воле Божией.

Может быть, именно в этом заключается если не конечная, то одна из важнейших промежуточных целей христианской аскезы.

Ведь подчиняя свою поврежденную грехом волю всесовершенной и благой воле Божией, мы ставим в центр собственной жизни не себя, а Бога, а значит – наносим удар по своей гордыне и самости. Взамен же получаем благодатную помощь нашего Творца и Спасителя.

Стало быть, жить, как хочешь – это не любовь к себе, а нечто противоположное. Собственно, это убеждение давным-давно сформулировано в русской поговорке: «Живи не как хочется, а как Бог велит». Веления Божьи нам известны, осталось лишь претворить их в жизнь.

Хорошо, допустим, мы знаем теперь, как любить себя самого. Но как же нам любить ближних? Заболел отец – мы говорим: «На всё воля Божья!» – и не двигаемся с места.

Жена говорит: «Милый, мы сто лет не были в кино», а муж отвечает: «Брось, это всё бесовщина, давай лучше акафист почитаем». Дочка просит: «Мама, мне новые джинсы нужны», а мама в ответ: «Юбку надень, бесстыдница, и платок не забудь на голову!».

Что-то здесь не так, согласитесь. Но что? Думается, мы поймем это, если перечитаем слова Спасителя. Первая заповедь: возлюбить Бога. Вторая – возлюбить ближнего, как самого себя.

Действительно ли мы возлюбили Бога всей душой – или это только мечтания и гордостное превозношение над ближними? Если мы и впрямь любим Бога, то становимся подобными Ему, становимся способными к сопереживанию, к терпению, к снисхождению.

Обратите внимание

Человек, поистине любящий Бога, будет видеть образ Божий в каждом человеке, будет стремиться к деятельному служению своему ближнему.

Возлюбивший всем сердцем Бога найдет слова, чтобы подвигнуть ближнего к высотам духа.

Тот, для кого Бог на первом месте, себя ставит на последнее место, а всех остальных – выше себя, а потому не будет рубить сплеча и поучать свысока, но будет приветлив и светел со всяким приходящим к нему.

Если же мы не можем засвидетельствовать о себе, что возлюбили Бога всем сердцем, если мы не отреклись от этого бренного мира, – тогда и с ближними нам надо быть попроще и поскромнее. Мы желаем себе здоровья? Так поможем сохранить его и другим людям.

Нам нужен отдых и не оскорбляющие нравственность развлечения? Не будем отказывать в этом и своим ближним.

Может быть, расставшись с цветущей юностью, мы стали равнодушны к одежде? Но постараемся понять, что не все люди таковы, как мы, и что в определенном возрасте подобные вещи могут казаться важнее всего на свете.

С чего же начать? Возлюбить ли нам Бога или же сосредоточиться на любви к ближним? Отделить одно от другого невозможно. Наша любовь к Богу должна проявляться прежде всего в верности Ему, то есть в исполнении Его заповедей – в том числе заповеди о любви к ближним.

Любовь же к людям мы сможем явить на деле, если в каждом человеке, с которым нас сводит жизнь, будем видеть Христа, нашего Спасителя и Бога.

Важно

А если осмелиться приложить подобное восприятие к самим себе, мы поймем, с каким трепетом и благоговением мы должны относиться к своей собственной душе, к своему телу и к своей жизни.

Источник: https://www.pravmir.ru/vozlyubit-sebya-samogo-1/

Публикации / Статьи

20.10.2015 13

Последние годы стала очень популярна фраза «возлюби себя». Что только люди не вкладывают в эту фразу. Наиболее популярный, несколько скрытый смысл – ублажай себя, не обращай особого внимания на окружающих. 

Читайте также:  Кто такая княжна тараканова?

Обычно это рекомендуется людям, имеющим много комплексов, неуверенным в себе. Но как можно советовать полюбить себя, если человек не знает, кто он? И всегда ли слово «любовь» подразумевает потакание слабостям? Разве, если вы по-настоящему любите ребенка, вы позволите ему есть, что он хочет и сколько хочет? Или, если вы любите свое тело, разве вы будете вести вредный для него образ жизни и пытаться удовлетворить все его прихоти? Это очень большая и важная тема. 

Мы представляем вам статью, которая поможет разобраться в этом вопросе, по-настоящему полюбить себя и стать гармоничным.

Как человек может полюбить ближнего своего как самого себя, если он себя не умеет любить? Для того, чтобы научиться любить себя, давайте сначала разберемся, что это значит.

Кого именно надо любить, когда любишь себя? Кто этот Я? И что действительно такое любовь? Как любить себя? 

Я – это часть этой Вселенной. Я – это часть Бога. В каждом из нас есть божественное начало – наша душа, которая исходит из Бога и является его частью. Раз мы все исходим из одного источника, и у нас у всех есть души, то получается, что мы все равны и едины на более тонком уровне.

Наша точка единства и соединения – это Бог. Раз мы все едины, и Бог проявляется частично в каждом, то если мы кого-то не любим (себя или кого-то другого), то значит, мы не любим Бога. Поэтому, чтобы полюбить себя и ближнего своего, и весь этот мир с любыми его ситуациями, надо научиться видеть Бога во всем и во всех, ВКЛЮЧАЯ СЕБЯ. Потому что Он стоит за всем и всеми. 

А Он ничего, кроме любви, нам не желает, потому что любовь – это именно тот клей, который все и всех объединяет. А основная цель нашей души – это слиться с Творцом, вернуться к Нему, но без любви к Нему это невозможно. Разве вы захотите обняться с кем-то, кого вы ненавидите? Когда любишь кого-то, то хочешь с ним объединиться и слиться в одно, именно это происходит в момент объятий возлюбленных. 
Поэтому мы приходим в этот мир, чтобы научиться любить и прочувствовать эту любовь к Богу через Его проявления. Вы спросите: «Если за всем происходящим стоит Бог, и в каждом Он присутствует, и мне все это надо любить, то как же я могу полюбить, например, убийцу? Легко полюбить того, кто нас все время гладит по головке. Для этого большой любви не надо. Но полюбить того, кто нам причиняет боль, куда трудней. А ведь настоящая любовь – бескорыстна и безусловна. 
Бог нас любит и принимает безусловно, какими бы мы ни были, и Он делает все, чтобы приблизить нас к Нему, развивая в нас чувство любви, чтобы мы пришли к Нему. Но это уже наша свобода воли, какой выбор мы сделаем в момент боли – в сторону любви или в сторону ненависти, гордыни, раздражения, гнева, обвинения, уныния и т.д. Например, представьте себе ребенка, который лезет в розетку. Ему, конечно, хочется, чтобы родитель ему это разрешил, ведь это так интересно – посмотреть, что же это за две дырочки и опробовать их. Но родитель знает лучше, надо туда лезть или нет, и не разрешает ему. 
А если ребенок все равно делает рывок к розетке, то родитель подбегает и отталкивает ребенка. Конечно же, ребенок начинает плакать и считает, что родитель его не любит, раз он так несправедливо (по его мнению) поступает, да еще и больно сделал, толкнув его. Ребенок не видит и не понимает полной картины и не имеет тех знаний, которые имеет родитель, поэтому он делает свои ограниченные выводы. Мы – как этот ребенок: не знаем, что для нас действительно хорошо, а что плохо. Бог – в более высокой позиции, как родитель, который знает, что для нашего же блага можно позволить, а что – нет. И нам может казаться очень несправедливым (с нашей точки зрения) и даже обидным то, что нас отталкивают от очередной розетки, в которую мы так хотим залезть. Но если мы упорно продолжаем биться, спорить и настаивать на своем, то иногда нам могут позволить все-таки испытать на себе то, к чему мы так рвемся.

Но потом мы пожинаем плоды своего упорства и натыкаемся на очередную розетку. Бог испытаний не по силам не дает. И все испытания, которые нам посылаются, предназначены для того, чтобы мы развили в себе больше любви, научились видеть Бога во всем и в конце слились с ним.

Поэтому все происходит для нашего же блага. Это может быть неприятным для нашего тела или ума, но это путь к освобождению и очищению нашей души. 


Я придумала для себя три этапа развития Божественной любви, которые мне помогают: 

1. Научитесь видеть Бога во всем происходящем. 
2. Примите любую происходящую ситуацию. Поймите, что за всем происходящим есть какой-то смысл, который вам может быть непонятен. Все происходит для вашего блага и развития как гармоничной и любящей личности. Даже если урок неприятный. Принятие ситуации – это состояние смирения. Принимать мы должны на внутреннем и эмоциональном плане. На внешнем уровне мы можем действовать, меняя ситуацию, но главное при этом – сохранять в себе чувство любви, не раздражаясь, не унывая, не обижаясь, видя за всем происходящим Творца, который кроме того, чтобы приблизить нас к себе, ничего не желает. 


3. Полюбите все происходящее, ведь оно для того и происходит, чтобы вы видели за этим Бога и любили Его. 


Если реализовать эти три пункта, то любой урок для вашей души будет наслаждением, и при его прохождении вы будете чувствовать любовь. Поэтому, чтобы полюбить себя и ближнего своего, надо, прежде всего, полюбить Бога. А настоящая любовь – она безусловна и бескорыстна, все и всех примет. 

Помните, что если вы не любите себя, то вы ущемляете то Божественное, что есть в вас. А если не любите другого, то ущемляете Божественное в другом. Любить надо и себя, и других, принимая их и себя такими, какие есть, безусловно и бескорыстно. Вы, как и каждый другой, тоже являетесь частичкой Бога. Любите и уважайте Бога в себе и в других и, соответствующим образом действуйте. 


По образу и подобию 

Человек создан по образу и подобию Бога. В каждом человеке есть своего рода мини-Вселенная по образу и подобию всей Вселенной. В нас есть целые нации (клетки определенного вида) и государства (зоны определенных органов, в которых клетки живут). 
Мы состоим из тех же элементов, из которых состоит и этот мир. У каждой клетки есть какая-то роль – ее можно также назвать предназначением или профессией, для которой была рождена эта клетка. 
Приведу в пример клетки иммунной системы, которые, как армия, стоят на обороне нашего организма. Есть разные виды клеток иммунной системы с разными обязанностями. Некоторые, как полиция, сначала распознают «преступника» (например, вирус), вторгшегося в наш организм, и начинают бить тревогу, другие отслеживают «преступника» и убивают его. 
В наших клетках заложен механизм самопожертвования (самоуничтожения) на благо сохранения всего организма. Бывает, что какая-то клетка заболела или повреждена, и ее уже вылечить нельзя, или она уже очень старая, и ей надо освободить место для новой клетки, а если она продолжит размножаться, то породит плохих потомков, которые навредят организму. Такая клетка «понимает», что ей придется пожертвовать своей жизнью ради блага всего организма. Или другой пример: когда у ребенка, развивающегося в утробе матери, формируются пальчики, между ними сначала образуются перепонки. Получаются ласты.

Чтобы сформировались нормальные человеческие пальцы, клетки, которые составляют перепонки, должны умереть. Oни умирают сами, а иммунная система убирает их трупы. Это явление в биологии называется «апоптоз». 

Клетка «кончает жизнь самоубийством» на благо всего организма. Она начинает разваливаться и выставляет на себе «табличку», которая призывает иммунную систему ее убить и очистить от нее место. Наши клетки умеют жить очень гармонично сами с собой, с их окружением и со всем организмом. Каждая клетка заботится о себе и о других клетках. Она выделяет разные вещества, которые частично употребляет сама, отдает «соседям» или даже клеткам, находящихся в других органах и системах нашего тела. Также она может выделять различные вещества для функционирования наших органов — например, пищеварительный сок, необходимый для поддержания существования всего организма. Но для выполнения этого служения клетка должна заботиться о себе.

Совет

Организм заботится о клетке, снабжая ее кислородом, пищей и другими необходимыми веществами. Также он забирает ее отходы, а клетка принимает ту заботу, которую ей дает организм. 

Если клетка будет только служить, не умея принимать то, что ей дает организм, она погибнет. Если же клетка откажется от служения и будет жить только для себя, она превратится в раковую клетку, которая только потребляет. 
Масса таких клеток образует опухоль, и чем выше у них будет уровень потребления, тем более злокачественной она будет. Поэтому часто рак – это болезнь, которая, прежде всего, вызывается эгоизмом, концентрацией только на себе и своих потребностях, то есть негармоничным отношением к себе и обществу. 
Тогда человек полностью изолирует себя от Вселенной и перестает чувствовать единство с ней – как и раковая клетка, переставшая чувствовать единство с организмом. Эгоизм и потребительство ни к чему хорошему не приводят – хотя вначале раковая клетка (или эгоист-потребитель) может выигрывать и наслаждаться, но, в конечном итоге, это губит весь организм, и клетка умирает вместе с ним. Поэтому все, что исходит из эгоизма, имеет разрушительный эффект. 
Причиной серьезных проблем может стать и неверно понимаемый человеком чрезмерный альтруизм. Такое часто случается с людьми, всю жизнь посвятившими кому-то или чему-то в ущерб собственным потребностям и желаниям — в конце жизни они также могут заболеть раком или другим тяжелым заболеванием. 
Где же логика? – скажете вы. А подумайте, кем эти люди сделали того, кому они посвятили всю свою жизнь? Потребителем и эгоистом. Если кто-то способствует тому, чтобы вокруг него появлялись паразиты, тем самым он создает вокруг и внутри себя дисгармоничное пространство – подобно тому, как раковые клетки способствуют росту других раковых клеток, нарушая при этом гармонию и здоровье организма. Кстати, такие чрезмерные альтруисты часто накапливают внутри много обид и раздражения в адрес тех, кто не оценил по достоинству их помощь и настойчивое желание «догнать и причинить добро». 
Сейчас все больше современных исследователей приходят к выводу, что обида – это один из главных факторов, вызывающих рак и другие серьезные заболевания. Чтобы обидеться, нужно накопить много гордыни, а гордыня происходит от эгоизма и большой концентрации на себе. В нас целый живой мир. 
И наши клетки тоже общаются между собой (только не с помощью слов, а через химические элементы) и гармонично живут в этом общении внутри нас, исполняя свое предназначение. Если каждая клеточка в нашем теле умеет жить гармонично, исполняя свое предназначение, служить и жить на благо всего организма, при этом не забывая о себе, то почему мы забыли, как это делается? 

Этот потенциал и заложен в нас на уровне каждой клетки, нам надо лишь перестать противиться естественному течению жизни, внутренне открыться Вселенной и начать жить гармонично. Альтруизм в нас должен превышать эгоизм, клетка рождается для того, чтобы служить организму, а не себе, но для того, чтобы служить организму, она должна не забывать и о себе. 

Показатели того, что человек по-настоящему любит себя: 


1. Он (она) четко знает, что он есть вечная душа, время от времени воплощающаяся в этом материальном мире для прохождения определенных уроков, отработки кармических последствий прошлой деятельности. 

2. Он с любовью, уважительно и бережно относится к своему телу, имеет здоровый образ жизни, правильно питается. Душа, ведущая себя подобным образом, подобна хорошему водителю, внимательно следящему за состоянием своей машины. 
3. Ему не сложно попросить, если обстоятельства сложились так, что это необходимо, и отказать, если он не в состоянии помочь или знает, что исполнение этой просьбы принесет большие неудобства ему, его семье или другим людям (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти), что, исполняя желание другого человека, он делает его паразитом. Не стесняется назначать цену за свои услуги и брать деньги. 

4.Не позволяет обращаться с собой грубо и неуважительно, и сам, в свою очередь, общается с другими уважительно и вежливо. Избегает критики, обвинений и особенно осуждения как себя, так и других. Не оправдывается. 
5. Он сам планирует и строит свою жизнь, внимательно относится к чужому мнению или советам, но решения принимает самостоятельно. 

6. Очень внимательно относится ко времени, понимает, что прошедшую секунду не вернуть и за миллионы долларов. Избегает пустого и бессмысленного времяпровождения. 
7. Постоянно занимается самообразованием и саморазвитием. Умеет и любит оставаться в одиночестве, у него отсутствует зависимость от толпы, телевизора, Интернета. 
8. Его отношения с другими людьми строятся по принципу: ты выигрываешь – я выигрываю или мы не вступаем в какие-либо взаимоотношения вообще. Или «я – о’кей и ты – о’кей». 
9. Живет осознанно, не вступает в различные манипуляционные игры. Не входит в роль спасателя, жертвы или агресора. 
10.Принимает себя таким, какой он есть. Не гордится своими сильными сторонами, у него отсутствуют какие-либо комплексы относительно своих мнимых и настоящих недостатков. Но, вместе с тем, он работает над своими недостатками, слабостями и развивает свои сильные стороны, свои таланты. 
11. Он занят в жизни тем, что ему нравится, в соответствии со своими талантами и психофизической природой. Для него очень важно делать то, что приносит окружающим людям благо и делает их счастливыми и здоровыми. 
12. Он осознает в себе духовное Божественное начало, часть Единого Духа, и видит во всех, в первую очередь, душу. Любовь к себе проявляется у него в том, что он безусловно любит всех, любит Бога. Он знает, что высшее проявление любви к себе – это бескорыстное, смиренное служение миру. 

Рами и Марина Блект

Источник: http://www.bleckt.com/publication/articles/16949.html

Ссылка на основную публикацию