Как «война миров» герберта уэллса вызвала в сша массовую панику?

Как радиопостановка переполошила половину Америки

30 октября 1938 года восток США охватила паника: регион подвергся нападению инопланетян, уничтожающих все на своем пути. Именно так люди восприняли невинную радиопостановку «Войны миров» Герберта Уэллса.

75 лет спустя «РГ» рассказывает об этой и других историях, когда шутка в СМИ повергла народные массы в настоящий шок.

Уэллс пугает Америку Уэллсом

История о том, как радиопостановка в 1938 году накануне Хэллоуина вогнала в страх немалую часть американцев и канадцев, является, пожалуй, самым известным примером шутки, спровоцировавшей массовую панику. Никому не известный радиорежиссер Орсон Уэллс решил сделать весьма своеобразный радиоспектакль на основе произведения «Война миров» своего знаменитого однофамильца — Герберта Уэллса.

Обратите внимание

Что же услышали радиослушатели с восточного побережья США вечером 30 октября 1938 года? Сначала диктор объявил грядущую инсценировку «Войны миров», но дальнейшее поначалу напоминало стандартный радиоэфир: прогноз погоды, концерт.

Слушатели уже и забыли о какой-то радиопостановке, а те, кто только включил приемник, тем более о ней не знали.

Но постепенно концерт начал прерываться сообщениями: сначала о необычной вспышке на Марсе, затем о метеорите, упавшем на американскую ферму, о выбравшихся из него пришельцах, о массовых убийствах людей и мобилизации армии. А затем — звук взрыва в репортаже с «места событий» и театральная пауза.

О том, что происходило дальше, красноречиво говорит тот факт, что телефонные линии в тот вечер были загружены в пять раз сильнее обычного. Перепуганные люди звонили в полицию, клиники — куда угодно, где их могли защитить от угрозы.

Осознав бессмысленность этих действий, люди хватали вещи, садились в машины и вставали в огромных пробках, пытаясь уехать и спрятаться хоть где-нибудь.

Страсти улеглись лишь к утру, а Орсон Уэллс, хоть и подвергся нападкам возмущенных американцев, прославился на всю страну — стал человеком, менее чем за час напугавшим половину Америки!

Хорватские пришельцы

Истории о нашествии инопланетян, как оказалось, могут и сегодня оказать тот же эффект, что и семь десятилетий лет назад.

Повторить шутку Орсона Уэллса решилась в 2008 году хорватская радиостанция «Антенна».

«В небе над Загребом обнаружено яркое световое пятно, НЛО идет на посадку», — сообщил во время эфира диктор, после чего на слушателей посыпались свидетельства «очевидцев» и комментарии «специалистов».

Важно

Удивительно, но и на этот раз люди поверили и поддались панике: сначала перепуганные земляне из Хорватии бросились названивать родным и близким, а потом, в точности по сценарию 1938 года, в полицию, мэрию и пожарную службу, требуя что-то предпринять и спасти граждан от надвигающейся внеземной угрозы. В течение дня представители радиостанции признались, что это был всего лишь розыгрыш, целью которого было проверить способности полиции, на нужды которой было выделено немало средств из городского бюджета.

Хищники в «каменных джунглях»

Даже в ту эпоху, когда телевидение и радио были только предметом научных фантазий, встречались в печатных СМИ не слишком удачные шутки, которые были способны поднять на уши целый мегаполис. В 1874 году редактор газеты «Нью-Йорк Геральд» решил по-своему раскритиковать местный зоопарк, уровень безопасности в котором, по мнению журналиста, был недопустимо низким.

Читатели издания в полуторамиллионном Нью-Йорке были повергнуты в шок: четыре полосы газеты, которую они раскрыли, заполнила статья под заголовком «Субботний карнавал смерти».

Содержание ее оказалось куда страшнее названия: журналисты «Нью-Йорк Геральд» сообщали, что из зоопарка сбежали все животные, в том числе опаснейшие хищники, жертвами которых уже стало 49 человек.

По городу якобы продолжали бродить носорог, леопард и бенгальский тигр.

До конца длинную статью, где указывалось, что это лишь возможный вариант развития событий, перепуганные горожане не дочитывали. Ведь нужно было в срочном порядке забирать детей из школ и покупать оружие для защиты от свирепых зверей.

Поддался панике, по слухам, даже редактор «Нью-Йорк Таймс», а когда стало ясно, что его коллега пошутил, первым опубликовал гневное опровержение.

Рассерженные горожане даже пытались взыскать с «Геральд» компенсацию за моральный ущерб, но вскоре страсти утихли и об этой истории все забыли.

Источник: https://rg.ru/2013/10/30/shutki-site.html

Паника в США: как американцы поверили во вторжение марсиан

В канун Хэллоуина 1938 года в эфир радиостанции CBS вышла радиопередача, которая извещала жителей США о нападении марсиан. Американцев охватила паника: на выезде из страны сформировались километровые пробки, а в полицейские участки стали приходить вооруженные добровольцы.

Как шуточный радиоспектакль заставил американцев массово покинуть дома и вступить на тропу межпланетной войны — в материале «Газеты.Ru».

Испортил ботинки, убегая от марсиан

Радиоспектакль артистов «Mercury Theatre» по произведению Герберта Уэллса «Война миров» планировался как шутка, приуроченная к празднованию Хэллоуина в Америке. В начале передачи, которая вышла вечером в эфире радиостанции CBS, прозвучало предупреждение, которому почему-то никто не придал значения:

За объявлением последовал стандартный прогноз погоды, после чего заиграла музыка.

Внезапно музыка стихла — и диктор серьезным голосом объявил о появлении «чрезвычайно странных ярких вспышек на поверхности Марса». Музыка заиграла снова, однако теперь она все время прерывалась.

Совет

Шокирующие сообщения следовали одно за другим: сначала выступили астрономы, известившие о том, что в сторону Земли летит неопознанное крупное тело, далее в дело вступил уже «собственный корреспондент» радиостанции, вещавший с места падения гигантского метеорита.

Срывающимся от волнения голосом журналист описывал радиослушателям громадный кратер, массовые человеческие жертвы и толпы любопытных, которых разгоняла полиция.

Далее последовало интервью с фермером, лишившимся из-за метеорита скота и урожая и потерявшего соседей. Но этим дело не кончилось: упавшая глыба оказалась инопланетным кораблем, из которого вылезли странные существа с оружием небывалой разрушительной силы — «лучами смерти», испепелявшими все вокруг.

Продолжая удерживать внимание радиослушателей, корреспондент с криками «Мы все умрем!» бросился в бегство, после чего связь с ним «прервалась».

Эфир продолжил некий профессор Пирсон, рассказавший о высочайшем уровне развития технологий у марсиан, затем его прервал глава национальной гвардии Нью-Джерси Монтгомери Смит, который объявил военное положение в округах Мерсер и Мидлсэкс и направил четыре соединения национальной гвардии из Трентона в Гроверз-Милл для эвакуации мирных жителей.

В эфир продолжали поступать сообщения о приземлении новых машин, истреблявших людей и уничтожавших инфраструктуру. Неназванный министр внутренних дел (актеры пытались изобразить голос Франклина Рузвельта) вышел в эфир с призывом сохранять спокойствие, что еще больше уверило слушателей в реальности происходящего.

Следующий репортаж с места события буквально встряхнул Америку: марсиане якобы включили свое оружие на полную мощность и приступили к массовому уничтожению землян, испепелив армейское оцепление, а затем и целую деревню.

«Убегая» от смертоносных лучей, репортер успевал описывать забитые беженцами дороги, горящие дома, обезображенные трупы. Все действие происходило на фоне чудовищного скрежета, воя и взрывов.

Кульминацией спектакля стало сообщение репортера о том, что несколько инопланетных машин уже пересекает Гудзон, а сами пришельцы выпустили ядовитый газ, который отравляет все вокруг. Дальше трансляция прервалась, послышались помехи и робкие попытки некого радиолюбителя связаться хоть с кем-то.

Радиоприемники замолчали. Только в этот момент — примерно через 40 минут после начала постановки — диктор напомнил, что все это была художественная постановка.

Затем профессор Пирсон описал завершение атаки пришельцев, которые резко погибли из-за отсутствия иммунитета к земным бактериям, а в конце часа Орсон Уэллс вышел из образа и поздравил слушателей с Хэллоуином.

Однако писателя уже никто не слушал: Америку охватила массовая паника. Приняв спектакль за реальность, люди бились в истерике, выпрыгивали из окон, хватали первое попавшееся под руки и выбегали из домов.

Обратите внимание

На дорогах мгновенно выстроились многокилометровые пробки — американцы пытались уехать хоть куда-нибудь. В обстановке общего ужаса люди пытались спрятаться, убежать от того ужаса, который несут марсиане.

Перегружены оказались не только дороги, но и все телефонные линии: впоследствии телефонные компании отметят, что статистика превысила привычные показатели в пять раз. Нью-йоркская полиция за четверть часа получила более двух тысяч вызовов, а в Нью-Джерси даже успели мобилизовать Национальную гвардию и пожарные бригады.

В госучреждениях и больницах трезвонили телефоны — люди умоляли спасти их. Были и те, кто требовал раздать народу оружие, срочно заминировать пути следования марсиан, а также направить на них летчиков-смертников на наполненных взрывчаткой самолетах.

Как и следовало ожидать, вскоре объявились и «свидетели», чудом избежавшие смерти и желавшие поделиться своими историями. Люди признавались, что действительно видели всполохи от выстрелов марсиан и даже чувствовали запах их отравляющих ядов.

Окончательно успокоить разбушевавшуюся Америку удалось только к утру: люди стали возвращаться в свои дома, а на первых полосах газет стали появляться фотографии Орсона Уэллса с объяснением всего произошедшего.

Спектакль обсуждали еще больше месяца — всего за это время вышло 12,5 тысяч публикаций. По оценкам экспертов, опубликованным позже, охват аудитории радиопостановки составил 6 млн человек, причем поверили в реальность атаки 1,2 млн.

Со временем страх доверчивых американцев сменился гневом: многие даже подали в суд на радиостанцию CBS с требованием компенсации морального вреда. Все они были отклонены, за исключением одной — ее выплаты добился лично Уэллс: в суд обратился мужчина, который испортил свои новые туфли, убегая от марсиан.

Источник

Источник: https://wowavostok.livejournal.com/13206085.html

«Война миров»: как радиопостановка повергла в панику США

Прогноз погоды («в ближайшие сутки изменений температуры не ожидается»), «Кумпарсита» в исполнении оркестра Рамона Ракелло — 30 октября 1938 года вечерний эфир радио CBS шел по давно обкатанному сценарию.

Читайте также:  Добрые дела вершатся в… голливуде? и регулярно!

Но вот танго смолкает, и диктор произносит: «Дамы и господа, мы прерываем нашу программу танцевальной музыки для специального сообщения…» В чикагской обсерватории зафиксировали серию мощных взрывов на поверхности Марса.

Ученые наблюдают «струи пламени», движущиеся в с сторону Земли.

Но, похоже, ничего страшного.

В эфир выходит профессор Пирсон из Принстона, который хоть не может объяснить явление, но не сомневается, что американцам бояться нечего: Марс далеко, а теории о враждебной расе, населяющей Красную планету, — антинаучная чушь. Вернемся к нашему танго.

Важно

Но, стойте, еще одно сообщение: на ферму в Нью-Джерси рухнул неопознанный объект, спровоцировавший землетрясение и сильнейший пожар. Наверное, на Землю упал метеорит! Корреспондент CBS Филипс срочно выезжает на место событий.

Все, кто в тот момент слушал радио вполуха, включили внимание на полную. Аудитория станции росла с каждой минутой.

Вряд ли репортер Филипс в своей жизни видел много метеоритов, но даже ему стало ясно, что этот экземпляр — один из самых странных: какой-то огромный металлический цилиндр на ножках, больше похожий на… Господи, корабль пришельцев! Да вот и сами они лезут из открывшегося люка, а вот какая-то установка, испускающая световые лучи. Зеваки, собравшиеся на месте катастрофы, вспыхивают, как спички! Мы все умрем!

Как выяснилось позже, трансляцию слушали около шести миллионов человек. Дикие сообщения о том, что марсиане, уже высадившиеся в Сент-Луисе, Чикаго и Нью-Йорке, на раз уничтожают силы Национальной гвардии и отравляют воздух токсичными газами, напрочь посрывали людям башни.

А когда с радиообращением выступил госсекретарь (почему-то говоривший голосом президента Рузвельта) и попросил граждан «сохранять спокойствие», паника достигла пика. Пока телефоны еще работали, полицию атаковали звонками с требованием раздавать населению противогазы и оружие.

Побросав свои дома, порой прямо в пижамах, американцы запрыгивали в машины и ехали, куда глаза глядят, — пробки из городов достигали сотен километров. Привычный мир рушился на глазах.

Когда на сороковой минуте светопреставления диктор CBS напомнил слушателям, что в эфире идет радиоспектакль по мотивам романа Греберта Уэллса «Война миров», на него никто не обратил внимания. В конце часа в эфир снова вышел профессор Пирсон, который почему-то поздравил всех с Хэллоуином.

Его роль исполнял Орсон Уэллс, будущий великий режиссер и актер, а в то время — 23-летний постановщик Mercury Theatre, который, собственно, и заварил всю эту кашу. Когда публика поняла, что все эти репортажи из ада — всего лишь розыгрыш накануне Дня всех святых, она пришла в бешенство.

Совет

Перед началом шоу прозвучало уведомление, что в эфире радиотеатр, но кто слушает этот бубнеж?

Сам же спектакль был сделан настолько достоверно — не только благодаря актерской игре, но и инновационным по тем временам звуковым эффектам — что люди приняли выдумку за чистую монету.

Скандал не утихал еще долго: тонны газетных статей, слухи, безрезультатные попытки привлечь CBS и Орсона Уэллса к ответственности за самоубийства отчаявшихся слушателей. Уэллс всерьез думал, что «Война миров» станет яркой точкой в его толком не начавшейся карьере, но на самом деле он сделал верную ставку.

Через три года на экраны вышел его великий «Гражданин Кейн», который, как считается, вряд ли увидел бы свет без шумихи, поднявшейся вокруг радиофарса о марсианском вторжении.

Почтеннейшая публика не единожды попадалась на удочку СМИ. Вот еще три самых известных подобных медиафарса в истории. 

  • Эквадорский синдром
  • Через десять лет после шоу Орсона Уэллса радиопостановку «Войны миров» осуществили в эквадорском городе Кито. Эффект оказался еще более шокирующим: в сообщение о нападении марсиан поверили даже полиция и пожарные. Гнев эквадорцев был страшен: узнав о розыгрыше, люди отправились громить радиостанцию и редакцию газеты El Comercio, сообщившей накануне эфира о появлении НЛО. Шестеро погибли.

  • Опасная связь
  • Куда менее масштабный, но, учитывая суровые времена, крайне опасный розыгрыш устроил в юности актер Николай Рыбников. 1 апреля 1951 года он позвал в свою комнату в общежитии ВГИКа приятелей, спрятался в шкафу и, имитируя голос диктора Левитана, зачитал «правительственное постановление» о снижении цен на продукты питания в пять раз, а на вино-водочные изделия — в семь раз. Студенты возликовали и, славя товарища Сталина, разнесли весь по округе. От суровой кары Рыбникова спасло только чудо.

  • Грибники у Ленина
  • 17 мая 1991 года в эфир Ленинградского телевидения вышла программа «Пятое колесо», в которой журналист Сергей Шолохов и музыкант Сергей Курехин с абсолютно серьезными лицами доложили тогда еще советским гражданам, что Владимир Ильич Ленин злоупотреблял галлюциногенными грибами и в итоге сам превратился в гриб. Те, кто имел хоть какое-то представление о деятельности авангардиста Курехина, давились от смеха, но многие травмированные перестроечным телевидением зрители поверили.

Источник: https://mhealth.ru/life/leisure/fars-atakuet-godovshchina-radioshou-ob-inoplanetnom-vtorzhenii/

Прогностическая фантастика Герберта Уэллса

Кадр из кинофильма The Time Machine (1960), снятого по одноименному роману Герберта Уэллса

Это настоящий праздник для любителей фантастики — вчера Герберту Джорджу Уэллсу исполнилось бы 150 лет. За свою жизнь он успел сделать очень многое, благодаря невероятному упорству и неиссякаемому таланту в творчестве и науке.

Несмотря на то, что Герберт Джордж Уэллс жил во времена Викторианской Англии, когда самой передовой техникой был велосипед с цепным приводом и надувными шинами, а дома освещались свечами и лампами, он смог предвидеть многие изобретения будущего.

Промышленная революция и технический прогресс того времени позволили Уэллсу вдохновляться научными открытиями различных сфер. Поскольку он был биологом-ученым, научный подход получил свое отражение в его фантастике. Уэллс проводил научные эксперименты с будущим, показывая, к чему могут привести различные открытия в настоящем.

Он показывал не только сторону прогресса и развития человечества, но и разрушительную мощь технологий, по причине эгоистичного использования научных открытий.

Известность к Герберту Джорджу Уэллсу пришла благодаря научно-фантастическим романам и рассказам, сделав его одним из основоположников жанра фантастики.

Особое место в его творчестве уделялось этике, путям развития человечества и месту человека в мире. Помимо будоражащей фантазии, его книги переполнены предсказаниями развития будущего науки и техники.

В этом посте мы разберемся, какие из его предсказаний стали реальностью.

Первооткрыватель в фантастике

Изначально к фантастическим прогнозам Уэллса критики относились холодно. Они считали его книги ненаучной фантастикой, но только до тех пор, пока фантазия писателя не стала явью. Современные исследователи его творчества утверждают, что прогнозы фантаста сбылись почти на 80 процентов. А.

Эйнштейн, прочитав об атомной бомбе, сделал заявление о том, что такая идея немыслима. Но спустя 30 лет атомные бомбардировки стерли с лица земли Хиросиму и Нагасаки.
Уэллс является первооткрывателем многих тем, которые стали популярными и породили множество направлений в современной фантастике.

К таким темам относятся:

  • четырехмерное пространство-время;
  • мировые войны с применением ядерного, химического и биологического оружия;
  • описание новых технических изобретений для ведения войн: авиация, танки, лазеры;
  • параллельные миры;
  • антигравитация;
  • эффект невидимости;
  • существование жизни на других планетах и инопланетное вторжение;
  • крионика.

Помимо этого, он стал одним из первых, кто смог предвидеть социальные изменения общества будущего: глобализацию, технократическую революцию, бум развития информационных технологий, а также процессы, связанные с последствиями этих явлений.

«Машина времени»

В 1895 году вышел первый роман Уэллса — «Машина времени». За 10 лет до открытий А. Эйнштейна и Г. Минковского в романе появилась возможность существования четырехмерного пространства-времени.

Образ «Машины времени» появился у писателя после того, как на заседании дискуссионного клуба он услышал доклад «О возможностях неэвклидовой геометрии» по мотивам книги Ч. Хинтона «Что такое четвертое измерение» (1884).

В 1891 году Уэллс написал эссе «Неподвижная Вселенная», в котором объяснял концепцию четырехмерного мира, с четырьмя координатами: длина, ширина, высота (пространство) и протяженность (время). В издательстве его эссе отвергли из-за того, что издатель понял не больше 10 процентов того, о чем писал Уэллс.

Обратите внимание

Впервые в романе была представлена идея о путешествиях во времени, которая в дальнейшем получила большую популярность у писателей.

Концепция технического изобретения — машины времени будоражит сознание ученых и писателей до сих пор.

«Человек-невидимка»

Следующим романом стал — «Человек-невидимка» (1897 год). Автор описал эффект невидимости, который в полной мере недоступен для современной науки.

Персонаж романа студент-медик Гриффин находит способ, благодаря которому свет огибает его тело таким образом, чтобы не отражаться от него. Для написания романа Уэллс обращает свое внимание на исследование свойств медуз, которые практически незаметны в воде.

Идея невидимости стала очень привлекательной для военных комплексов Америки. Сегодня изобретены невидимые для радаров стелс-самолеты и метавещественный камуфляж.

«Война миров»

Тема инопланетного вторжения была представлена впервые в фантастической литературе в книге «Война миров» в 1898 году. Ее создание было навеяно передовыми открытиями в астрономии того времени, в частности, исследованиями астронома-математика Персиваля Лоуэлла.

В результате наблюдений за Марсом в 1877 и 1892 годах астрономы смогли изучить его детально: были обнаружены его спутники, изучены полярные шапки и система каналов на поверхности планеты. После этих открытий появилось предположение о возможности существования жизни на Марсе.

Помимо научных стимулов, написание «Войны миров» дополнялось социальными факторами: усилением Германии на мировой арене и последствиями разрушительного воздействия на биосферу.

Книга была принята публикой радушно, но некоторые смогли найти в ней критику колонизаторской политики Великобритании.

В романе Уэллс предугадал использование оружия массового поражения и авиации в военных целях, что как раз и осуществилось в ходе Первой Мировой войны.

«Война миров» оказала сильное впечатление на Лео Сциларда, который в будущем приступил к разработке атомного оружия. А Роберт Годдарт посвятил свою жизнь ракетостроению, вдохновившись романом.

30 октября 1938 года радиопостановка Орсона Уэллса «Война миров» произвела фурор и массовую панику в Нью-Йорке из-за своей реалистичности. Аудиоспектакль передавался в формате радионовостей, из-за чего жители поверили в нашествие марсиан на землю. После этого инцидента в Америке ужесточили законы радиовещания.

«Остров доктора Моро»

В «Острове доктора Моро» (1896 г.) автор описывает последствия генетических опытов и выращивания зверолюдей. Такие опыты не давали положительных результатов в XX веке, но сейчас проводится исследование по выращиванию овец, биологически похожих на людей. Это позволяет выращивать органы для пересадки человеку.

«Когда спящий проснется»

В романе «Когда спящий проснется» (1899) Уэллс описывает процесс крионики, которая позволяет заморозить тело для того, чтобы воскресить его в будущем. Таким образом, появляется новый способ путешествия в будущее и увеличение продолжительности жизни.

«Первые люди на Луне»

Грезы об освоении космоса привели Уэллса к написанию книги «Первые люди на Луне» (1901 год).

Новшество писателя заключалось в создании антигравитации при помощи «кейворита», позволяющего избавиться от гравитации.

Путешествие таким способом до Луны сейчас кажется вымыслом, но она приобрела неожиданный поворот — создание концепции транспорта будущего «MagLev», который будет «парить» с помощью магнитных подушек.

«Война в воздухе»

Опубликованный в 1908 году роман «Война в воздухе» предвосхищает настроение Первой Мировой войны с использованием новой авиации в виде воздушных боев и предвидением войны между США и Германией, которая встанет на путь мирового господства.

«Освобожденный мир»

В 1914 году Уэллс выпускает свою книгу, предсказывающую появление атомной бомбы и радиоактивности. Роман был написан под влиянием Фредерика Содди — нобелевского лауреата по химии 1921 года, в нем Уэллс создает свой радиоактивный элемент «каролиний», который стал прообразом плутония. Помимо этого, он описал возможность существования еще более мощной бомбы — водородной.

Также в книге присутствуют отсылки к дате открытия радиоактивности — 1933 год. На самом деле, Нобелевская премия за открытие радиоактивности была присуждена в 1934 году супругам Жолио-Кюри. Уэллс примерно угадал пуск первой в мире атомной электростанции. Он предполагал, что это произойдет в 1953 году в Англии. На самом деле, это произошло в СССР в 1954 году.

Помимо радиоактивности, Уэллс описал военную технику, похожую на танки, которые начали использоваться во время Мировых Войн.

«Люди как боги»

Свои представления о прекрасном будущем Уэллс иллюстрировал в романе «Люди как боги». Жители Утопии прекрасны внешне и внутренне, благодаря научным достижениям. Создание «научного государства» позволило управлять наследственностью (евгеника), благодаря чему ленивые и апатичные особи вымерли, и остались только деятельные и творческие.

Впервые в фантастике Уэллс затрагивает тему параллельных миров, которую начал в рассказе «Дверь в стене» и развил далее в романе. Эта идея произвела революцию в сообществе фантастов, а спустя 62 года — в физике, благодаря открытиям Х. Эверетта, который предложил многомировую интерпретацию квантовой механики.

Заключение

Фантастические миры Уэллса нашли свое отражение в литературе последующих поколений фантастов. Экранизации его произведений до сих пор вызывают немалый интерес у режиссеров и зрителей. Но самое главное — его идеи направлены в то будущее, которое мы в состоянии застать.

Вдохновляя ученых-современников на открытия, Герберт Уэллс продолжает оказывать влияние на светлые умы современности. Многогранности его творчества можно только позавидовать: писатель-фантаст, талантливый педагог и автор учебников по биологии, «инженер мысли» в развитии науки и техники, утопический социалист, духовный сциентист.

Ознакомившись с огромным спектром его деятельности, остается только следовать его примеру и идти за мечтой, иногда сумрачной и переполненной множеством преград. Успех Герберта Джорджа Уэллса связан не столько с его природным талантом, сколько с его упорством и трудолюбием.

Важно

В 1970 году Международный астрономический союз присвоил имя Уэллса кратеру на обратной стороне Луны.

Источник: https://se7en.ws/prognosticheskaya-fantastika-gerberta/

Радиопостановка по какой книге Герберта Уэллса 30 октября 1938 года вызвала панику у американцев?

Сегодня суббота 21 апреля, а значит в эфире Первого канала очередной выпуск «Кто хочет стать миллионером» с Дмитрием Дибровым.

Пара игроков в студии будут отвечать на каверзные вопросы ведущего, имея при этом 4 подсказки. Посмотрим удастся ли им выиграть 3 миллиона рублей или нет.

Очередной вопрос от ведущего звучит так: Радиопостановка по какой книге Герберта Уэллса 30 октября 1938 года вызвала панику у американцев?

Варианты ответов:

А) “Машина времени”
В) “Война миров” С) “Война в воздухе”

D) “Пища богов”

Правильный ответ: В) “Война миров”.

«Война миров» — радиопостановка одноимённого романа в эфире станции «CBS» 30 октября 1938 года. Известна благодаря легенде о том, что радиослушатели приняли спектакль, поставленный «Mercury Theatre on the Air» под руководством Орсона Уэллса, за реальный новостной репортаж, и якобы более миллиона жителей северо-востока США поверили в нападение марсиан и ударились в паник.

По сообщениям газет, постановку слушали около 6 миллионов человек, и примерно пятая часть из них приняла её за реальные новостные репортажи.

Многие или не слышали начало программы с предупреждением о вымышленности событий (в это время часть аудитории переключила волну на станции, где шли новости начала часа), либо забыли про неё после начала концерта.

«Mercury Theatre on the Air» в то время не имел спонсора, поэтому мог не вставлять рекламные ролики в постановку; резонанс «Войны миров» привлёк «Campbell Soup», и следующие полтора года программа шла под названием «The Campbell Playhouse».

К тому времени как на 40-й минуте появилось напоминание диктора, многие уже не слушали радио, целые семьи баррикадировались с оружием в подвалах своих домов либо спешно собирали вещи, чтобы уехать на запад, многие требовали, чтобы вооружённые силы страны покончили с пришельцами либо раздали оружие всем желающим; были случаи, когда в полицейские участки приходили отряды вооружённых местных жителей, готовых оказать помощь в защите страны от вторжения.

Телефоны в тот вечер были перегружены в 5 раз, пробки из Нью-Йорка, Трентона и Филадельфии растянулись почти на 100 км. Нью-йоркская полиция только за четверть часа получила более двух тысяч вызовов, а в Нью-Джерси была мобилизована Национальная гвардия и моторизованные пожарные бригады.

Совет

Часть аудитории оказалась настолько невнимательна, что поверила в нападение немцев. Люди утверждали, что видели молниобразные залпы пришельцев и чувствовали запах их отравляющих газов. Радиопостановку слушали и на Западном побережье.

В её кульминационный момент вышла из строя электростанция городка Конкрет в штате Вашингтон; жители Конкрета не сомневались, что линии электропередачи уничтожены наступающими марсианами.

Вскоре страх слушателей сменился гневом, обращённым на «CBS». Многие из них подали в суд требования компенсации морального вреда. Все они были отклонены, но Уэллс настоял на компенсации материального вреда мужчине, который испортил свои новые туфли, убегая от марсиан.

В течение месяца после постановки в газетах появилось около 12,5 тысяч публикаций, связанных с ней. Газеты критиковали радиостанции, в том числе из-за опасений, что новый вид массовой коммуникации вытеснит их. Адольф Гитлер упомянул панику после «Войны миров» как пример упадка демократической системы.

28 октября 1940 года Орсон и Герберт Уэллсы появились в программе относительно небольшой радиостанции «KTSA», где шутили вместе со своим интервьюером.

Источник: https://tutotvety.ru/radiopostanovka-po-kakoj-knige-gerberta-uellsa-30-oktyabrya-1938-goda-vyzvala-paniku-u-amerikancev/

Как напугать Америку

30 октября 1938 года, в канун «Дня всех святых», сотни тысяч американцев с Восточного побережья в спешном порядке бросали свои дома и уезжали, куда глаза глядят — подальше от места жутких событий, угрожавших гибелью всему человечеству. От сообщений по радио кровь стыла в жилах.

Уэллс в квадрате

Радиорежиссеру Орсону Уэллсу, который впоследствии снимет в Голливуде «Гражданина Кейна», в 1938 году было 23, и он работал с труппой «Меркьюри-театр».

Незадолго до Хеллоуина ему пришла в голову мысль поставить радиоспектакль по книге знаменитого писателя-фантаста и однофамильца Герберта Уэллса «Война миров», речь в которой идет о внезапном нападении марсиан.

Обратите внимание

Орсон Уэллс пошел еще дальше и перенес действие в современную Америку. Злого умысла у молодого режиссера, конечно, не было, но шутка, мягко говоря, получилась неоднозначной.

С самого начала всё пошло как по маслу. Радиовещательная корпорация «Коламбиа», где работал Уэллс, объявила, что сейчас начнется радиопостановка, после чего зазвучала легкая музыка.

Она была прервана сообщением о том, что обсерватория в Принстоне зафиксировала странные вспышки на поверхности Марса. Затем снова заиграла музыка.

Через некоторое время трансляция снова была прервана, на этот раз сообщением о том, что в сторону нашей планеты летит большой объект.

Орсон Уэллс несмотря на свою молодость хорошо изучил психологию своих соотечественников. Он бил без промаха. «Собкор» CBS в следующем включении страшно волновался.

Он сообщил, что близ небольшой деревушки Гроверс-Милл, что в восьми километрах от Принстона, упал гигантский метеорит с Марса. Далее он стал описывать то, чему якобы был свидетелем.

Как стала откручиваться крышка летательного аппарата (а именно летательным аппаратом оказался метеорит), как невидимые тепловые лучи стали испепелять людей и животных…

Интервью с фермером, оплакивающим потерю убитых соседей и урожая. Заверения военных о том, что сейчас войска дадут непрошенным гостям отпор.

Важно

Последней каплей стало выступление липового министра внутренних дел, который призывал население не паниковать, заверяя, что ситуация находится под контролем.

Как благоразумные люди, американцы именно это заявление расценили как доказательство, что в стране действительно происходят ужасные вещи.

Извините, мы пошутили!

Люди поспешили к своим автомобилям, кто-то при этом выпрыгивал из окна. И, в общем-то, это не удивительно. Ведь по радио в это время диктор говорил следующее: «Бой, состоявшийся сегодня вечером у Гроверс-Милл, закончился одним из самых катастрофических поражений, которые когда-либо терпела армия в новое время.

7000 человек, вооруженных винтовками и пулеметами, сразились с единственным боевым аппаратом агрессоров с Марса. Известно, что уцелело сто двадцать человек. Остальные разбросаны по полю боя от Гроверс-Милл до Плейнсборо, сокрушены и затоптаны насмерть металлическими ногами чудовища, превращены в пепел его тепловым лучом.

Чудовище теперь держит под контролем среднюю часть штата Нью-Джерси, разрезав его по центру…»

Разумеется, постановка Уэллса вызвала скандал. И хотя в конце трансляции сообщили, что это был только розыгрыш, многие этого не слышали. А на следующее утро находились люди, которые уверяли, что видели марсиан своими глазами, а смерти избежали только каким-то чудом. Лишь к вечеру следующего дня люди стали возвращаться домой.

Орсон Уэллс стал знаменитостью. Через пару лет его переманят в Голливуд, где он заключит контракт, который даст ему абсолютную свободу на съемочной площадке. Людей, одураченных Уэллсом в 1938 году, оказалось более миллиона человек.

Война миров по-эквадорски и по-советски

Через 11 лет шутку артистов «Меркьюри театр» решили повторить в Эквадоре на популярном «Радио Кито». В 9 часов вечера 12 февраля радиотрансляция была прервана тревожным сообщением о высадке марсиан в двадцати километрах от Кито. Отличие в розыгрышах заключается в том, что обманутые эквадорцы оказались людьми более горячими и быстрыми на расправу.

Совет

Когда им сказали, что история о нападении марсиан — это шутка, многие направились к зданию, где располагалась радиостанция, и сожгли его, а шутников жестоко избили. Полиции пришлось применить слезоточивый газ, чтобы разогнать толпу. Но к тому времени шесть человек уже погибли, в том числе девушка режиссера-постановщика, желавшего славы Орсона Уэллса.

Удивительно, но радиопостановка в стиле Орсона Уэллса была воспроизведена и в Советском Союзе. Точнее — в последние дни СССР. Режиссер-постановщик Владимир Хлестов, в сущности, перевел на русский то, что сделали артисты «Меркьюри театр».

Анонсируя радиоспектакль, советская пресса вспоминала пугливых американцев: «Слушатели поверили в то, что на Землю напали марсиане. Через полчаса после начала трансляции спектакля американцы в панике, полицейские участки — в осаде (это правда — некоторые слушатели требовали выдать им оружие — авт.

), шоссе забиты машинами. Ни одно недоразумение в те дни не распространялось с такой скоростью. В течение нескольких дней людей, взбудораженных нашествием марсиан, невозможно было успокоить. Конечно, разразился страшный скандал.

Зато Орсон Уэллс очень убедительно доказал, какой мощной силой обладает радиотеатр».

Самое забавное, что премьера советской постановки «Войны миров» состоялась 20 августа 1991 года, то есть в дни путча, когда людей пугали «Лебединым озером» и безрадостными перспективами. Наверное, поэтому в нашей стране «Войну миров» в радиопостановке Хлестова никто по большому счету не заметил. Как тогда шутили, у нас реальность страшнее научной фантастики.

Иллюстрация в открытие статьи: афиша фильма «Война миров», 1953 год.

Источник: https://svpressa.ru/post/article/102601/

«Война миров» Герберта Уэллса: роман, аудиокнига, треножники, звуки

Приветствую всех любителей треножников, «Войны миров» и Герберта Уэллса! Вы хотите инопланетных вторжений?! У меня их есть для вас! Здесь и сейчас: радиоспектакль, роман, иллюстрации треножников, их звуки! И это еще не все!

Итак, начнем с радиопостановки. Радиоспектакль «Война миров» по роману Герберта Уэллса 1938 года вызвавшего массовую панику в США. Русская адаптация.

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Обратите внимание

30 октября 1938 года в штате Нью-Джерси транслировалась радиопостановка по роману Герберта Уэллса «Война миров» в виде пародии на радиорепортаж с места событий. Из шести миллионов человек, слушавших трансляцию, один миллион поверил в реальность происходящего.

Возникла массовая паника, десятки тысяч людей бросали свои дома (особенно после призыва якобы президента Рузвельта сохранять спокойствие), дороги были забиты беженцами. Телефонные линии были парализованы: тысячи людей сообщали о якобы увиденных кораблях марсиан.

Впоследствии властям потребовалось шесть недель на то, чтобы убедить население в том, что нападения не происходило.

Это интересные изображения треножников: современные и старые, особенно интересны старые — как люди себе представляли эти самые треножники, есть очень интересные идеи.

Я очень люблю этот роман! «Война миров» — это классическое вторжение! А эти треножники, как вообще можно было такое придумать! Очень круто. Но я еще больше полюбил этот роман после того, как в 2005 годы вышел фильм «Война миров» в Томом Крузом.

Это очень классный фильм, за исключением семейных сцен и этой мерзкой, отвратительной, паскудной, вечно орущей и истерящей девочки, чтоб ее треноги сожрали, заразу! Из-за этой белобрысой паскуды портиться все настроение фильма! А настроение у фильма шикарное — я это называю «ощущение полного пи***ца»! Не меньше! В этом фильме очень круто показаны треножники, здесь и правда есть ощущение того, что вот и все — конец человечества неминуем. Треножники медленно, не спеша, истребляют все на своем пути. Они ужасны, они выглядят и звучат очень крипово. За них, родных, я готов пересматривать фильм бесчетное количество раз.

Замечательная сцена, очень круто получилась: когда люди столпились, чтобы уплыть на пароме, потихоньку продвигаются. Все боятся, всем страшно, всем неимоверно хочется жить. Ночь.

Из громкоговорителя играет какая-то глупая, никому не нужная, но веселая музыка, которая якобы должна подбодрить людей. Но за этой музыкой скрывается зловещая тишина.

Важно

И вот он! Звук, этот вой с рокотом, который, услышав однажды,  уже ни с чем не спутаешь. А вот и они — треножники! Это просто шикарно!

Кстати, вот тот самый замечательный звук, который издают треножники:

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

От этих звуков внутри холодеет, этот звук означает только одно — вот и все…

Ну и на закуску забавный ролик по мотивам «Войны миров»:

И в завершение всего, собственно, книга «Война миров» в формате FB2: Война миров.fb2

Я надеюсь, что вам было интересно. Делитесь своими впечатлениями в комментариях, а с вами ненадолго прощаюсь.

Вместо эпилога:

Собак, которые ищут наркотики, нужно наряжать в костюмы единорогов. Многие будут палиться уже от одного их вида.

Источник: http://kbaott.ru/vojna-mirov-gerberta-uellsa-roman-audiokniga-trenozhniki-zvuki/

Война миров

«Война миров» считается первым художественным произведением, описывающим нападение на людей пришельцев с другой планеты. Впервые журнальный текст романа появился в издании «Pearson’s magazine» в апреле 1897. Книга была опубликована в издательстве «Heinemann» годом позже — в феврале 1898 года.

Роман состоит из двух частей: «Прибытие марсиан», «Земля под властью марсиан» — и Эпилога.

Повествование ведётся от лица безымянного главного героя, жителя викторианской Англии начала XX века, а сами события разворачиваются в Лондоне и его окрестностях: городках Хорселл и Уокинг графства Суррей. Всё вторжение, с момента приземления и до гибели марсиан, длится 21 день.

Сюжет романа довольно простой, линейный и сводится к описаниям происходящих событий.

За несколько лет до начала основных событий астрономы зарегистрировали на поверхности Марса сильную вспышку, а затем еще девять. Главный герой посещает обсерваторию и наблюдает приближающиеся со стороны Марса небесные тела. Через какое-то время над Англией проносится метеорит и падает где-то в пригороде Лондона.

На месте падения метеорита находят цилиндр правильной формы, лежащий посреди гигантской воронки. После охлаждения снаряда из него выбираются разумные существа — пришельцы с Марса. Несколько сотен собравшихся землян в страхе разбегаются. Марсиане, едва выбравшись из летательного аппарата, начинают сборку неких устройств.

Дальнейшие события показывают враждебные намерения пришельцев. Ближайшие зрители, стоявшие вокруг воронки и наблюдавшие за действиями марсиан, оказываются уничтожены неведомым для землян оружием — неким испепеляющим людские тела тепловым лучом.

Военные начинают оцеплять место приземления, однако марсиане успевают собрать свои средства передвижения в виде треножников.

Совет

За то время, в течение которого происходят описанные выше события, на Англию падает еще 9 цилиндров.

Главный герой спасается бегством. Оружие военных оказывается бесполезным против марсиан, и тем легко удается захват окрестностей места падения. После этого пришельцы, передвигаясь на треножниках, пользуясь тепловыми лучами и чёрным дымом (судя по всему, неким химическим оружием), обращают в бегство и уничтожают правительственные войска и захватывают Лондон.

Рассказчик пробирается по оккупированной стране. Марсианский летательный снаряд падает рядом с домом, где он остановился на ночлег, и ему приходится две недели прятаться в погребе вместе с лишившимся разума священником, страдая от голода и жажды.

Оттуда он наблюдает жизнь марсиан вблизи. Герой убегает из укрытия после того как пришельцы покидают это место. По дороге он встречает артиллериста, планирующего захват марсиан, но понимает несовершенность его идеи и продолжает путь.

Так он добирается до Лондона.

В опустевшем городе, полном трупов, главный герой обнаруживает, что марсиане остановили захват страны и всего мира.

Как показали дальнейшие исследования, инопланетных захватчиков поразили земные болезнетворные микроорганизмы, против которых у марсиан не было иммунитета.

Война окончилась, Англия начинает постепенно восстанавливаться после катастрофы, главный герой обнаруживает свою жену живой и невредимой.

Роман был написан в 1897 году, но даже через 40 лет он оказался способен наводить ужас.

Обратите внимание

Радиопостановка «Войны миров», стилизованная под репортаж в прямом эфире об инопланетном вторжении, в 1938 году вызвала массовую панику, даже несмотря на то, что действие книги разворачивалось в Англии, а трансляция велась в США.

Похожая по стилистике радиопостановка 1949 года, транслировавшаяся в столице Эквадора, вызвала панику среди местных жителей, а позже гнев и погром радиостанции, повлекший гибель 6 человек.

Роман дважды был экранизирован дважды. Классической считается экранизация 1953 года режиссёра Байрона Хэскина. Также существует вольная экранизация 2005 года, режиссером которой выступил Стивен Спилберг.

Источник: https://www.fern-flower.org/ru/media/voyna-mirov-1

Ссылка на основную публикацию