Где грань между человеком и киборгом?

«Не понравится — выращу новую руку»: дизайнер протезов о выращивании конечностей и киберпанке в России — Будущее на vc.ru

Почему о правах киборгов стоит задуматься прямо сейчас и когда сотрётся грань между человеком и техникой.

Никита Реплянский — фанат научной фантастики. Он работает дизайнером в компании «Моторика», которая производит функциональные протезы для детей и взрослых, с помощью которых, например, можно оплачивать покупки в магазине.

В апреле 2018 года он представил на московской выставке Design Next прототип маски, с помощью которой люди в будущем смогут управлять окружающей средой, техникой, протезами и другими сложными системами. Она называется Cyber Warrior.

Обратите внимание

Реплянский сделал устройство специально для модели Сэмми Джабраиль, которая в 2017 году попала в аварию и потеряла ногу. В интервью vc.ru дизайнер рассказал о том, какими будут интерфейсы носимых устройств будущего, с какими угрозами может столкнуться человечество и почему уже сейчас стоит задуматься о правах киборгов.

Маска Cyber Warrior. Здесь и далее — фото Никиты Реплянского

Расскажи подробнее, как у тебя возникла идея Cyber Warrior?

Многие люди думают, что нейроинтерфейсы — это технология будущего, которая появится не скоро. Но это не так — самой технологии 30-50 лет, а на рынке уже появилось много таких устройств. Например, E-Motive, Muse, или MindBall.

Также многие компании занимаются разработой пользовательских интерфейсов для управления мозгом. Это ни в коем случае не чтение мыслей, это поиск зон головного мозга, которые активизируются при определённой деятельности.

Например, если просто подумать о поднятой руке — ничего не произойдёт. А если совершить фантомное действие — как будто поднять руку, то нейроинтерфейс лучше распознает мозговую активность.

Актуальность всех этих вещей связана с моей основной деятельностью — протезированием. Потому что возникает большой вопрос по поводу системы управления протезами и носимой электроникой.

Нам хочется управлять устройствами, не нажимая на кнопки и не открывая интерфейсы. В идеальном варианте интерфейса вообще не будет — действие будет происходить тогда, когда мы о нём подумаем, или совершим в мыслях.

Напоминает доктора Отто Осьминога из «Человека паука».

Отличный пример. Люди часто не понимают связи между протезированием и жизнью. Им, с одной стороны, интересен киберпанк, но с другой стороны, они не знают, как к себе это применить.

А Доктор Осьминог — это пример использования дополнительных конечностей, изменения своего тела и управления силой мысли.

Доктор Отто Осьминог. Кадр из фильма «Человек Паук-2» (2004)

У нейроинтерфейсов будет свой рынок. И как только мы станем использовать их на своём лице, то начнём превращать их в аксессуар. Поэтому я провёл визуальное исследование в этом направлении и показал варианты того, как мог бы выглядеть аксессуар с нейроинтерфейсом. Сейчас это нефункциональный прототип.

Важно

Тренд на маски пришёл из Азии. Только там их носят из-за плохой экологии, а у нас под влиянием моды. Когда мы уже создали маску, то обнаружили, что в Массачусетском технологическом институте опубликовали проект по управлению устройствами с помощью лицевых мышц.

Устройство MIT

Правильно ли я понимаю, что Cyber Warrior — это просто маска? Управлять техникой с её помощью пока нельзя?

Да, здесь я поработал дизайнером — показал, как может выглядеть устройство в этой сфере. Потому что очень часто инженеры думают только о задачах и процессах, но не о людях.

Людям важен внешний вид, ощущения от использования, эстетика, контекст, ассоциации, материалы, стоящая за продуктом идея. Мне постоянно пишут из студий и просят дать протезы и другие носимые устройства для съемок видео или фото. Они не понимают, что это протез, а нам приходится объяснять: «Ребята, ваши модели их даже надеть не смогут, это не перчатка».

Вы в «Моторике» разрабатываете современные протезы рук — например, со встроенным MIDI-синтезатором, с помощью которого можно играть мелодии. Какие функции будут у протезов будущего?

Учёные будут работать над тем, чтобы мы могли заново отрастить конечности. Например, с помощью 3D-печати органов и тканей. Это поможет людям, которые потеряли руку или уже родились с травмой.

Но мне кажется, что это всё произойдёт не так быстро, как нам бы хотелось. До этого у нас будет развиваться протезирование с использованием электроники и робототехники.

В первую очередь изменения коснутся аккумуляторов — сейчас для нас это боль №1, мы ждём изменений. Вторая задача — это поиск способов для обратной связи, чтобы вернуть пациенту осязание и другие чувства.

И когда появится протез с обратной связью, это кардинально изменит наше представление о мире. Если нам удастся оживить протез, и мозг начнёт воспринимать его как конечность, то появится полноценная искусственная часть тела.

В этот момент сотрётся грань между человеческим телом и электроникой: мы сможем чувствовать обратную связь от окружающей среды с помощью мозга и тела.

Прогресс не остановится на протезах, они будут только триггером. Возникнет много этических вопросов: «Что такое я? А что такое тело? Где оно заканчивается?».

Третья задача — это максимально приблизить функциональность протеза к функциональности руки. Но здесь тоже возникает несколько ремарок.

Во-первых, в наши дни протез похож на руку только потому, что так хотят люди. Пальцы на протезах не так необходимы. Сделать их — сложная инженерная задача: нужно пять штук, они будут ломаться, их нужно чинить. Но чтобы брать и держать вещи достаточно всего трёх пальцев.

Совет

Но людям важно выглядеть похожими на других. Хотя сейчас экстраординарные протезы с агрессивным дизайном становятся всё популярнее. Мне кажется, это общий тренд, кричащий дизайн можно встретить во многих современных фэшн брендах, например у Balenciaga.

Это приведёт к тому, что в будущем протезы начнут становиться всё менее похожими на руку, но это не будет так сильно шокировать людей. Я думаю, что это размоет внимание к людям с ограниченными возможностями, и на них перестанут коситься.

Модель Аймана Молдабекова с протезом «Моторика»

Четвертая задача связана с тем, что протез не нужно воспринимать в качестве замены руки. Я стараюсь ломать эту парадигму. Если человек потерял руку, или у него её нет с рождения — это плохо. Если нет обеих — ещё хуже. Но в наших силах принять решение, как с этим быть дальше. Над этим вопросом мы работаем уже несколько лет.

Протез — это новый интерфейс. При его проектировании не стоит пытаться повторить все функции человеческой руки. О протезе нужно думать как о новом манипуляторе, который может выглядеть и работать совсем иначе.

Я думаю, что протезы будущего покажут очень разные точки зрения на то, что человек может носить на себе. Если добавляется обратная связь, то интегрировать в такие устройства можно полноценные новые органы чувств.

Например, «чувство» Wi-Fi-волн, каких-то других излучений, можно добавить коммуникацию с миром дополненной реальности — например, физические ощущения от взаимодействия с цифровыми объектами.

Мы увидим очень много альтернативных конечностей (я бы назвал это так). Уже сейчас в интернете есть видео, где люди приделывают к протезам пушку, которая стреляет мыльными пузырями.

Но у приводов, управлящих протезами, немало ограничений, которые не позволяют менять состояние мягкости, гибкости, жёсткости, как наши реальные мышцы. Но я не вижу поводов ждать, пока это всё разработают. С идеологической, социальной и культурной точек зрения у нас ограничений нет никаких.

Год назад мы приняли участие в Mercedes-Benz Fashion Week. Мы входили в fashion-сообщество, а там — зачастую далёкие от технологий люди.

Обратите внимание

Но они приняли нас «на ура» — мы представили протез со встроенным беспроводным MIDI-синтезатором (один из первых в мире, управляющий внешними устройствами), а также протез-аксессуар с возможностью носить кастомные украшения (например, бабочку из перьев). С 11:00 до 23:00 мы только и делали, что рассказывали и показывали.

Fashion-сообщество оказалось максимально открытым к таким проектам. В итоге его представители стали моей основной аудиторией и по сей день оказывают проекту максимальную поддержку и проявляют интерес.

Расскажи, как по-твоему будут выглядеть интерфейсы будущего?

Я думаю, что будет два направления. В одном интерфейсы будут максимально незаметными — всё будет стремиться к тому, чтобы мы управляли техникой нативно.

Это есть уже сейчас — системы нейромаркетинга в магазинах, которые распознают покупателей и понимают, куда они идут и чего они хотят. В другом интерфейсы будут максимально заметными.

Мы это увидели на примере протезов. Половина людей хочет такой протез, чтобы не выделяться на фоне других людей — в виде обычной руки. А другие хотят кричащий, вызывающий дизайн.

Они говорят: «Пожалуйста, не закрывайте корпус — я хочу видеть, как там всё шевелится». Мне кажется, что вторая группа готова носить мои аксессуары.

Вообще, мне не нравится слово «инвалид» — оно звучит как приговор. Мне больше нравится слово disabled. У него есть несколько значений: «выключенный», «не работающий в данный момент», «человек с ограниченными возможностями». А если что-то выключено, то это уже задача инженеров и дизайнеров — сделать так, чтобы оно снова заработало или придумать альтернативы.

Как ты считаешь, появится ли в будущем движение людей, которые будут сознательно отказываться от биологических конечностей?

Важно

Конечно, потому что они уже есть в настоящем. Часть таких людей страдает от синдрома нарушения целостности восприятия собственного тела — они испытывают дискомфорт от какой-либо конечности (при том, что она здорова) и хотят от неё избавиться.

Также есть направление бодимодификаторов. Из знаменитых, например, — Стеларк. Это австралийский художник, который вшил себе третье ухо в руку. Есть люди, которые сейчас имплантируют себе разные шипы, гайки и так далее. Для них собственное тело — это материал.

Я стремлюсь к тому, чтобы мои проекты несли созидательный элемент, даже если это бодимодификация. Манифест моей деятельности как художника — Human. Changes. Shape. Так или иначе, это касается перемен, изменений человеческого тела, изучения новой телесности. Однако несмотря на это, я всегда ищу созидательный контекст, даже если он выглядит порой деструктивно или агрессивно.

Мы сейчас находимся на границе. Нам в России кажется, что этот киберпанк далеко и наступит не скоро, но мы заблуждаемся. Я исследую роль человека в контексте четвёртой индустриальной революции. Во многих аспектах мы сейчас сидим на пороховой бочке.

Например?

Предположим, что где-то на Западе разработают и сертифицируют блокатор старения. Через сколько он окажется в России? Моментально: у тех, у кого есть средства. И только одна эта технология может в корне всё изменить.

Настолько изменить само понятие общества, что те вопросы о будущем, которые мы обсуждали, нужно будет пересматривать. Изменится строй, правила поведения, закон, рабочий график, отношение к собственному телу и боли.

Это приведёт к новым вопросам. Например, как рассчитывать стоимость этих модификаций? Как стоимость кроссовок, которые сделаны из одного материала, но с разным дизайном стоят 15 тысяч рублей, а обычные — 7000 рублей?

Будет забавно, если в будущем появится подписка на модификацию тела — заплатил сколько-то тысяч рублей в месяц, и можешь регулярно менять свой облик.

Думаю, так и будет. Но вопрос в том, как будет рассчитываться стоимость подписки? Всем одинаково? А если человек не следит за здоровьем, регулярно пьёт и употребляет наркотики?

Мне кажется, что с точки зрения страховки ему потребуется больше затрат на модификацию, чем здоровому человеку. А спортсмену — меньше. И тут возникает система скоринга, как в «Чёрном зеркале» или как в Китае.

Кадр из сериала «Чёрное зеркало» (1 серия, 3 сезон)

Ещё один вопрос, который меня интересует: нужно ли как-то отмечать людей, которые будут развивать у себя суперспособности? Например, кто-то поставит себе очень крутые импланты расширенного слуха.

Совет

Ты разговариваешь по телефону, думаешь, что у тебя приватный разговор. А этот человек находится от тебя на расстоянии в 50 метров и слышит каждое слово.

Стоит ли оповещать окружающих при его появлении: «Осторожно, вас могут подслушать?» Или мы всё-таки должны будем внести законодательный запрет на сверхспособности? В будущем появится много этических вопросов, на которые мы пока не можем найти ответ.

Какие технологии кажутся тебе опасными?

Есть несколько видов, связанных с нейромаркетингом. Люди не понимают, насколько это жестокая вещь, когда ты заходишь в магазин, и система отмечает все твои параметры: как ты двигаешься, твоё сердцебиение.

Уже сейчас есть камеры, которые могут распознать учащение твоего пульса при взгляде на определённый товар.

При этом ограничивающих законов нет, и сами по себе они не появятся. Например, по поводу разработок, связанных с искусственным интеллектом. Поэтому многие умы бьют тревогу — тот же Илон Маск.

Важно поднимать все эти вопросы — нужно заботиться о защите наших приватных данных. Раньше это собиралось через соцсети и другие сервисы, а представь, что произойдёт, когда человек обвесит себя разными устройствами, которые будут вырабатывать огромное количество данных.

Читайте также:  Габсбурги-3. карлос ii зачарованный - катастрофа, которой могло и не быть?

«Моторика» создала проект «Кибатлетика» в рамках которого проходят соревнования киборгов, мероприятия, образовательные инициативы, а на днях мы запустили сообщество «Территория Киборгов».

Оно предназначено для людей, которые хотят или вынуждены стать киборгами, а так же инженеров и тех, кто хочет участовать в развитии кибернетизации. Мы планируем ряд мероприятий для развития этого направления.

С помощью сообщества мы сможем поднять важные вопросы в обществе. Например, мы предлагали посетителям Geek Picnic и Alfa Future People подписать Билль о правах киборгов.

Обратите внимание

Мы выступаем за то, чтобы люди с усовершенствованиями могли сами решать, кому доступны данные, которые будут вырабатывать их устройства — врачу по страховке, компаниям или ещё кому-то.

Я лично продвигаю идею о том, чтобы искусственные части тела и конечности охранялись особыми законами от кражи и порчи. По большому счёту это должно приравниваться к физическим увечьям — потому что это не то же самое, как если бы у человека украли куртку, а потом вернули.

Но законы сами себя не напишут, и сейчас мы хотим привлечь внимание людей к проблеме до того, как эта сфера окажется под крупными корпорациями.

#будущее #дизайн

Источник: https://vc.ru/future/43763-ne-ponravitsya-vyrashchu-novuyu-ruku-dizayner-protezov-o-vyrashchivanii-konechnostey-i-kiberpanke-v-rossii

Как мы станем киборгами и расширим потенциал

Скоро у людей будут новые тела, которые навсегда сотрут границу между естественным и механическим миром, говорит бионический разработчик Хью Герр. В этом незабываемом выступлении он рассказывает о NeuroEmbodied Design — методе для создания кибернетического взаимодействия, которое он разрабатывает в МТИ.

Также Герр показывает нам будущее, в котором мы расширили возможности наших тел настолько, что полностью изменили определение человеческого потенциала, — и, возможно, превратились в супергероев. «Я верю, что на закате этого века строение и динамика человеческого тела будут до неузнаваемости отличаться от того, какие они у нас сегодня, — говорит Герр.

— Человечество поднимется в небо и будет летать».

**

Я профессор в МТИ, но я не проектирую здания и не разрабатываю компьютерные системы. Я конструирую части тела: бионические ноги с улучшенными возможностями для ходьбы и бега.

В 1982 году я пострадал во время горного восхождения, и обе мои ноги пришлось ампутировать из-за повреждения тканей от обморожения. Можете посмотреть на мои ноги: 24 сенсора, шесть микропроцессоров и механизмы, подобные мышцам и сухожилиям. По сути, ниже колена я состою из гаек и болтов. Но с этой новейшей бионической технологией я могу прыгать, бегать и танцевать. 

Я бионический человек, но ещё не киборг. Когда я хочу сделать движение ногами, нервные импульсы из моей ЦНС проходят по моим нервам и приводят в действие мышцы в остатке моей ноги. Эти импульсы улавливаются искусственными электродами, и мини-компьютеры в бионической ноге превращают нервные импульсы в движение, которое я хочу сделать.

 Проще говоря, когда я хочу сделать движение, в механическую часть моего тела поступает команда. Однако эти компьютеры не могут передавать информацию в мою нервную систему. Когда я делаю движение механическими ногами или прикасаюсь к ним, я не испытываю нормального чувства осязания или движения.

 Если бы я был киборгом и мог бы чувствовать свои ноги через мини-компьютеры, передающие информацию в мою нервную систему, то, я думаю, это бы в корне изменило моё отношение к механической части моего тела. Сегодня я не чувствую ног, и по этой причине они для меня — просто механизмы, отдельные от моего тела и разума. Они не являются частью меня.

Думаю, если бы я был киборгом и мог бы чувствовать свои ноги, они бы стали частью меня, частью моего «я».

В МТИ мы работаем над NeuroEmbodied Design. В ходе такой разработки разработчик проектирует плоть и кости человека — само биологическое тело — и механику, чтобы улучшить двустороннюю связь между нервной системой и искусственным миром.

 NeuroEmbodied Design — это метод создания кибернетического взаимодействия.

 В ходе такой разработки разработчики видят перед собой будущее, где технологии — это уже не компромисс, не безжизненные механизмы, отдельные от тела и разума; будущее, где технологии полностью объединены с нашей природой; мир, где грань между биологическим и небиологическим, человеческим и нечеловеческим, естественным и неестественным навсегда будет стёрта. Это будущее даст людям новые тела. NeuroEmbodied Design откроет нашей нервной системе доступ в механический мир, а механическому миру — в нас, что в корне изменит то, кем мы являемся. Если сделать биологическое тело более приспособленным для общения с искусственно спроектированным миром, то к концу XXI века человечество положит конец инвалидности и заложит научную и технологическую основу для улучшения человека, для расширения человеческих возможностей за пределы врождённого и физиологического на когнитивном, эмоциональном и физическом уровне.

Важно

Есть много способов для массового создания новых тел: от биомолекулярного метода до выращивания тканей и органов. Сегодня я хочу поговорить об одной области NeuroEmbodied Design,где мы перестраиваем и формируем ткани человеческого тела с помощью хирургических и регенеративных процессов.

 Нынешняя процедура ампутации почти не изменилась со времён Гражданской войны в США, и она безнадёжно устарела в свете значительного прогрессаисполнительных механизмов, систем контроля и технологий нейронных связей.

 Её серьёзный недостаток — отсутствие динамических взаимодействий мышц для управления и проприоцепции.

Что же такое проприоцепция? Когда вы тянете ступню на себя, мышцы в передней части ноги сокращаются, а мышцы в задней части ноги одновременно растягиваются.

 А если потянуть ступню от себя, то происходит обратное: мышцы в задней части ноги сокращаются, а в передней — растягиваются.

 Когда эти мышцы сокращаются и расслабляются, биологические датчики в сухожилиях мышц передают эту информацию по нервам в мозг. Так мы чувствуем, где находятся наши ступни, даже если не видим их.

Нынешняя процедура ампутации разрывает эти динамические мышечные взаимодействия, тем самым препятствуя нормальным проприоцептивным ощущениям. Это значит, что стандартный протез не может передать нервной системе информацию о том, где он находится в пространстве.

Следовательно, пациент не чувствует и не ощущает положение своего протеза и движение его суставов, если не видит их своими глазами. Мои ноги ампутировали именно по этой методике времён Гражданской войны. Я чувствую свои ноги, чувствую их прямо сейчас, как фантомные конечности. Но пошевелить ими я не могу.

 Кажется, будто они в твёрдых лыжных ботинках.

Совет

Для решения этих проблем мы изобрели в МТИ агонистический-антагонистический мионевральный интерфейс, сокращённо АМИ. Метод АМИ соединяет нервы в остатке конечности с внешним бионическим протезом. Как устроен АМИ и как он работает? АМИ состоит из двух хирургически связанных мышц — агониста и антагониста.

 Когда при электрической активации агонист сокращается, то антагонист растягивается. Благодаря такому динамическому взаимодействию мышц биологические сенсоры в мышечном сухожилии отправляют по нерву в ЦНС информацию о длине, скорости и силе мышечного сухожилия.

 Именно так работает проприоцепция мышечных сухожилий, и это главный способ, каким мы, люди, чувствуем и ощущаем положение, движение и силу наших конечностей.

Если конечность ампутирована, хирург соединяет эти противодействующие мышцы в остатке конечности и создаёт АМИ. Можно создать и несколько АМИ, чтобы управлять суставами нескольких протезов и ощущать их.

 Затем на каждую мышцу АМИ ставятся искусственные электроды, сигналы от которых расшифровывают мини-компьютеры в бионической конечности,чтобы управлять мощными двигателями в этой конечности.

 При движении бионической конечностимышцы АМИ движутся вперёд и назад, отправляя сигналы через нерв в мозг и позволяя человеку испытывать естественные ощущения от движений протеза и его нахождения в пространстве.

Можно ли использовать эти принципы разработки тканей на настоящем человеке? Несколько лет назад мой дорогой друг Джим Юинг — мы дружим уже 34 года — попросил меня о помощи. С Джимом произошло ужасное несчастье.

 Во время скалолазания на Каймановых островах он упал с 15-метровой высоты, когда верёвка не смогла его удержать. Он получил много, много травм:пробитые лёгкие и многочисленные переломы костей.

 После трагедии он мечтал вернуться к любимому виду спорта, скалолазанию, но как можно было сделать это возможным?

Ответом стала «Команда Киборг» — команда хирургов, учёных и инженеров, которые собрались в МТИ, чтобы вновь позволить Джиму подниматься в горы. Доктор из команды, Мэттью Карти, ампутировал сильно пострадавшую ногу Джима в женской больнице Бригхэма в Бостоне, используя хирургическую процедуру АМИ.

Обратите внимание

 Были созданы блоки сухожилий и прикреплены к большой берцовой кости, чтобы соединить противодействующие мышцы. Процедура АМИ восстановила у Джима нервную связь между мышцами голеностопа и мозгом.

 Когда Джим делает движение своей фантомной конечностью, вновь связанные мышцы двигаются в динамических парах, и сигналы проприоцепции проходят через нервы в мозг, поэтому Джим чувствует положение и движения голеностопного сустава даже с закрытыми глазами.

Вот Джим в лаборатории МТИ после всех операций. Через электроды мы электрически подсоединили АМИ-мышцы Джима к бионической конечности, и Джим быстро научился двигать ей в четырёх различных направлениях.

 Мы были рады уже этим результатам, но потом Джим встал на ноги, и то, что произошло, было поистине поразительно. Вся естественная биомеханика, идущая от ЦНС, проявилась в механической конечности как непроизвольное, рефлексивное действие.

 Все тонкости движения ступни во время подъёма по лестнице… предстали у нас перед глазами. Вот Джим спускается по лестнице, тянется бионическим пальцем ноги к следующей ступеньке, автоматически демонстрируя естественные движения без какого-либо преднамеренного действия с его стороны.

 Поскольку ЦНС Джима получает проприоцептивные сигналы, она точно знает, как управлять механической ногой естественным образом.

Теперь Джим ходит и ведёт себя так, словно механическая нога — это часть его самого. Например, однажды в лаборатории он случайно наступил на рулон изоленты.

 Что вы делаете, когда что-то прилипло к вашей обуви? Вы так не наклоняетесь, это слишком неуклюже. Нет, вы трясёте ногой, и именно так сделал Джим всего после нескольких часов нервной связи с протезом.

Важно

 Самым интересным для меня был рассказ Джима о том, что он испытывал. Он сказал: «Робот стал частью меня».

Джим Юинг: На следующее утро после того, как меня впервые подсоединили к роботу, моя дочь подошла ко мне и спросила, каково это — быть киборгом. Я ответил ей, что не чувствовал себя киборгом. Я чувствовал, будто вернул свою ногу, и что не я подсоединён к роботу, а скорее робот подсоединён ко мне и робот стал частью меня. Он очень быстро стал моей ногой.

Хью Герр: Спасибо.

Двунаправленно соединив нервную систему Джима и механическую ногу, мы достигли неврологического слияния.

 Я предположил, что, поскольку Джим может двигать механической ногой силой мысли и поскольку он чувствует эти движения в своей нервной системе, протез уже является не отдельным механизмом, а неотъемлемой частью Джима, неотъемлемой частью его тела. Благодаря неврологическому слиянию Джим не чувствует себя киборгом. Он просто чувствует, что вернул себе ногу, что вернул себе тело.

Меня часто спрашивают, когда я сам установлю двустороннюю нервную связь со своими протезами,когда я сам стану киборгом. Но правда в том, что я пока не решаюсь стать киборгом. До того, как мне ампутировали ноги, я очень плохо учился. В школе я получал тройки с минусом, а то и двойки. А после ампутации я вдруг стал профессором в МТИ.

И я опасаюсь, что, восстановив нервную связь с ногами, мой мозг снова вернётся в своё не самое умное состояние.

Хотя, знаете, почему бы и нет — у меня уже есть постоянная должность в МТИ.

Я верю, что NeuroEmbodied Design выйдет далеко за пределы протезирования и приведёт человечество в миры, в корне меняющие определение человеческого потенциала.

 В нашем XXI веке учёные откроют нервной системе доступ к чрезвычайно сильным экзоскелетам, которыми можно будет управлять и которые можно будет ощущать силой мысли.

 Мышцы в теле могут быть перенастроены для управления мощными двигателями, а также для восприятия и ощущения движений экзоскелета, чтобы увеличить силу человека, высоту прыжка и скорость бега. Я верю, что в нашем XXI веке люди станут супергероями.

Совет

 Возможно, люди также смогут добавлять себе и нечеловеческие части тела, например, крылья, управляя каждым их движением и ощущая их в нервной системе. Леонардо да Винчи говорил: «Испытай полёт один раз, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречен тосковать о нём».

 Я верю, что на закате этого века строение и динамика человеческого тела будут до неузнаваемости отличаться от того, какие они у нас сегодня. Человечество поднимется в небо и будет летать. Джим Юинг упал на землю и серьёзно пострадал, но его глаза устремились в небо, о котором он всегда тосковал.

После трагедии он мечтал не только снова встать на ноги, но и вернуться к любимому виду спорта — скалолазанию. Специально для Джима команда Киборг в МТИ сделала протез для вертикального мира: ногу, управляемую мозгом, с полными ощущениями положения и движения. С этой технологией Джим вернулся на Каймановы острова, где с ним произошёл несчастный случай, став киборгом, чтобы снова пойти в горы и добраться до неба. 

Источник: https://fastsalttimes.com/sections/foto-video/1899.html

Наши люди и японские киборги: Что калининградцы ждут от премьеры «Призрака в доспехах»

Александр Крыков, 27 лет, учитель информатики

Читайте также:  Джек николсон: что общего между актёром и его отцом, которого он не знал?

– Не секрет, что «Призрак в доспехах» – культовое произведение. Вопреки популярному мнению, дело вовсе не в привлекательной женской агрессии киборга Кусанаги, а в той концепции сознания, которую придумал автор.

Здесь даже у искусственного интеллекта может появиться интуиция и некая личность. В конечном итоге всё этом может быть намёком на возможность переселения душ.Голливудскую экранизацию заранее и любят, и ненавидят.

Многие считают неправильным доверять столь важную работу западному режиссёру, а уж коренную американку Скарлетт Йоханссон в главной роли и вовсе воспринимают как оскорбление. Но я отношусь к подобному проще.

Фильм по мотивам столь важной манги нуждается в большом бюджете и высококлассной актёрской игре. При всём уважении к японскому кинематографу, обе упомянутые составляющие можно найти только на Западе.

Мне кажется, что оригинальную историю сильно исказят и переработают. Но если основные идеи оставят на месте, то может выйти примечательное кино. Вряд ли уровня «Матрицы», но всё равно интересное и не лишённое глубины.

Виталий Пелешенко, 29 лет, морской инженер

– Фильм является логическим продолжением самой идеи «призрака», берущего своё начало в одноимённой манге Shirow Masamune.

В Японии так принято, что множество мангаку хикикамори – асоциальные художники-одиночки, забившись в свои небольшие жилища размером с контейнер, день и ночь рисуют мангу, вкладывая в неё всю свою душу, всё своё существо, отношение к настоящему и будущему. Издавая главу за главой и публикуя своё творчество в сборниках, они зарабатывают себе на жизнь.

В Японии культ манги – это целая индустрия с множеством жанров и разным возрастным цензом. Читают все: от подростков до солидных чиновников. Одна манга из тысячи обретает общественное признание, и по ней снимаю аниме. Следующий этап – это съёмка фильма.

Если говорить о «призраке», то с момента издания манги до съёмок фильма прошло 30 лет! По сути, «призрак» дал старт целому жанру – киберпанк. Не знаю, жив ли сейчас Широ, но он явно был бы счастлив.

– За столько лет просто не было возможности воплотить замысел Широ, а сейчас — именно то время, когда фильм Абеля вобрал в себя всю мощь современных технологий и может стать действительно грандиозным.

Главное, чтобы в экшене не потерялась философия призрака – что есть сознание, что есть жизнь, где грань между нашей памятью, представляющей по сути биты информации и формирующие личность и душу, что есть любовь, доблесть, дружба, ради чего мы живём.

Через персонажей, их диалоги, события, «Призрак» общается с аудиторией, задаёт вопросы, создаёт атмосферу и особое чувство. В этом и кроется секрет «Призрака».

В этом фильме каждый найдёт что-то своё: зрелище, чувства, грусть, радость, смысл.

Валерий Ландо, 24 года, юрист

– Ожидаю от картины качественно иного подхода Голливуда к визуализации традиционного японского киберпанка. Есть желание увидеть максимально близкий пересказ первоисточника в лице манги Масамунэ Сиро и анимационного фильма 1995 года. И точно не хочу увидеть на выходе очередную голливудскую пустышку, лишённую философского подхода «Призрака», но завернутую в дорогую красивую обёртку.

Внешние данные Скарлетт Йоханссон, на мой взгляд, не соответствуют таковым у Майора из анимационного сериала или манги, но, думаю, как актриса, она заслуживает шанса показать зрителю другую, внутреннюю сторону Майора – её моральный облик, её философию и характер.

– Трейлеры и тизеры фильма, представленные общественности, произвели на меня очень положительное впечатление – присутствует и динамика, и красивые спецэффекты, выдержанные в духе японской фантастики, и хороший актёрский состав, видно бережное отношение авторов к оригиналу (отдельные сцены почти дословно воспроизводят анимационный фильм 1995 года) и, что для меня гораздо важнее, у съёмочной команды ощущается вкус и чувство стиля – чего стоят только грим, костюмы, аниматроника в кадре, работа с камерой, а в качестве вишенки на торте – превосходное музыкальное сопровождение – вечная «Enjoy the Silence» за авторством бесподобных Depeche Mode в исполнении электронщика KI: Theory.

Обратите внимание

Культ «Призрака» – это история становления японского киберпанка и его распространения далеко за пределы Японии. Вся история «Призрака» – история отношений традиционных японских ценностей и быта, японских представлений о технократии будущего, техническом прогрессе и падении моральных устоев.

– В «Призраке» поднимаются острые философские проблемы, будь то вопросы сохранения человечности в обществе модифицированных людей (киборгов) или вопросы существования души вне тела (или «призрака» в сети).

Где заканчивается человек и начинается машина? Делает ли технология жизнь проще, или только усугубляет социальную напряженность? Афоризмы Майора и её напарника Бато разошлись на цитаты не только в среде фанатов франшизы, но и в принципе в киберпанк культуре.

Кроме фанатов, этот фильм и вообще история «Призрака» будет полезна людям с прогрессивными взглядами, которым небезразлична научная фантастика и не чужд научный прогресс, которые осознают всю неизбежность прихода роботов и модификаций в нашу жизнь и которым интересны моральные аспекты сосуществования в будущем технологии и консервативных устоев, биологического и механического начал, наконец, существования души и «призрака». А также всем тем, кому интересно влияние японской киберпанк культуры на мировое сообщество.

Мария Суханова, 25 лет, рисует комиксы

– В первую очередь, не стоит ждать от этого фильма счастливого конца. В оригинале было слишком много размышлений о том, что такое настоящая душа, и стоит ли она того, что бы за неё бороться. Ведь для кого-то важными оказались красота, популярность, деньги и вечная жизнь. Именно поэтому большая часть индивидуумов решила отдать себя научному открытию.

Они без раздумий променяли свои настоящие органы тела на кибер-имплантанты – более долговечные. Меня больше всего удивила сама идея. В первоисточнике история начинается с женщины по прозвищу «Майор». У неё от человека остался только головной мозг, всё остальное – кибер-тело. Она не помнит своего прошлого. В какой-то мере это не было её желанием.

Ведь ей сказали, что это была вынужденная мера. Иначе она бы умерла. В трейлере будущего фильма я наблюдала примерно тот же сюжет. Естественно, создатели немного его переиначили, но суть осталась той же. Самое интересное – это наблюдать за ходом сюжета от её лица, несмотря на то, что задействовано много разноплановых персонажей. Чего только стоит её команда.

Они ведь пытаются бороться с кибер-преступностью.

– На этот фильм стоит сходить хотя бы ради самого сюжета. Он превосходен. И заставляет задуматься: «А человек ли я?», «Правильно ли я живу и поступаю?»

Само слово «Призрак» в аниме означает душу. И так уж случилось, что даже неодушевленные существа могли её каким-то неопределённым образом воссоздать.

Тогда появился другой вопрос: душа – это разум или что-то иное? Ведь робот научился сопереживать и рассуждать одновременно.

Тогда – что такое человеческая душа? Откуда у людей берётся вся эта чувствительность и эмоции? Веками человек копил в себе тонны информации о мире бытия. И пополнял свой жизненный опыт.

Я думаю, что из-за огромного количества диалогов и монологов зритель неосознанно начнёт искать своё настоящее я.

Максим Аносенский, военнослужащий, 27 лет

– Ожидаю, что фильм будет представлять собой очередной аттракцион, как и большинство фантастики, выпускаемой Голливудом в последнее время.

Тут стоит понимать: режиссёром фильма выступил Руперт Сандерс, известный как создатель короткометражных роликов и фэнтези «Белоснежка и охотник», оказавшегося не самым лучшим фильмом.

Ни репутации, ни особых заслуг Сандерс не имеет, и ждать от него чего-то «из ряда вон» не стоит.

Важно

К тому же, судя по трейлеру, концепция фильма изменена – если в оригинальном фильме главная героиня является киборгом, и это данность, то для нового фильма, похоже, будет характерно убийство, возможно, предательство главной героини, с последующим поиском виноватых и расплатой, а также, вероятно, борьба с системой, что сразу указывает на целевую аудиторию – подростки, на которую рассчитан фильм.

– Призрак в доспехах считается классикой киберпанка, а значит должен соответствовать всем канонам этого жанра. Это научно-фантастический нуар. Он циничен, мрачен. Его мир – антиутопия, герой соответствует этому миру, живя по его законам в рамках системы. Таким и был оригинальный фильм 95 года.

«Призрак» всегда был многогранен – это и философская притча, и стильный боевик. Вкупе с качественно проработанным сюжетом и анимацией, он поднимал вопросы будущего человечества.

Этот фильм несомненно придётся по душе любителям фантастики и боевиков, поклонникам Такеши Китано и Скарлетт Йоханссон, ценителям творческого тандема Йоханссон и Асбека, уже игравших вместе в фильме «Люси» и, разумеется, ценителям жанра киберпанк.

Напоследок вспомните классику электронной музыки: Wamdue Project — King of my castle, видео на которое представляет собой компиляцию фрагментов из классического «Призрака»:

Источник: https://www.tvoybro.com/exclusive/580035924000002_chto-kalininghradtsy-zhdut-ot-priemiery-prizraka-v-dospiekhakh

Мир и персонажи аниме «Призрак в доспехах»

Вышедшее в середине 1990-х аниме «Призрак в доспехах» стало настоящим откровением. Этим фильмом вдохновлялись братья Вачовски перед тем, как снять «Матрицу».

Громкая премьера по обе стороны океана с разницей всего в месяц, комбинация компьютерной графики и классической анимации, многомиллионный бюджет — картина опередила своё время и вошла в историю не только аниме, но и всей фантастики.

«Призрак в доспехах» вписался в каноны киберпанка, но при этом показал оригинальный и правдоподобный мир будущего, в котором грань между людьми и машинами практически стёрлась. Эта версия будущего пугает, но, в отличие от многих других мрачных вселенных в таком мире хочется жить, воочию наблюдая за развитием техники и человеческого разума.

Содержание у манги то же, что и у фильмов, но тон повествования гораздо легче. В манге Мотоко дерзит шефу, строит рожи и успевает поразвлечься на досуге

Ghost in the Shell начался не с аниме Мамору Осии, а с манги, созданной Масамунэ Сиро. На родном японском языке и аниме, и манга называются Kokaku Kidotai, что примерно переводится как «Мобильная группа бронированной полиции».

Американские издатели посчитали это название недостаточно глубокомысленным и киберпанковским и окрестили фильм Ghost in the Shell, что логичнее всего перевести на русский как «Дух в оболочке».

Однако в нашей стране закрепилось поэтичное, хотя и довольно бессмысленное название «Призрак в доспехах». Спасибо, хоть не «Привидение в раковине»!

Мир Ghost in the Shell

От роскошно детализированных пейзажей дух захватывает

Мир, описанный в аниме и манге, пережил ядерную Третью мировую войну и разрушительную Четвёртую. Империи распались, многие страны третьего мира оказались стёрты с лица Земли, но человечество не деградировало и не растеряло с кровью добытые знания.

Напротив, технологии стали главным козырем в руках лидеров уцелевших после всех катаклизмов государств. Японию войны обошли стороной, и благодаря своим невероятно развитым технологиям она вскоре оказалась впереди планеты всей.

Торговля информацией и поставки уникальных наномашин сделали Японию богатой страной, но даже там жизнь далека от утопических идеалов.

Совет

После войны в Японию хлынул поток беженцев и нелегальных иммигрантов из соседних стран. Это привело к нагнетанию социальной напряжённости и росту преступности.

Лишённые крова, работы и документов нелегалы становятся лёгкими жертвами для мафии и торговцев людьми, употребляют и распространяют синтетические наркотики. Коррумпированные чиновники и иностранные шпионы тоже не дремлют.

И если с этими проблемами силы правопорядка сталкивались во все времена, то развитие технологий добавило им головной боли.

Тело можно запросто заменить, главное — перенести в него человеческий разум

Мир «Призрака в доспехах» до отказа забит машинами. Роботизировано и наделено искусственным интеллектом здесь всё, что только можно, от танка до личного органайзера. Машины восстают против людей и сходят с ума — часто из-за сбоев в программе или физических поломок, но порой и по пугающе человеческим причинам. Да и сами люди становятся всё более похожими на роботов.

Даже у самых отъявленных ретроградов имеется мозговой имплантат, позволяющий подключаться к Сети и обмениваться информацией. Любую часть тела можно заменить на механическую, спроектированную на основе ДНК человека. Можно и целиком переселиться в синтетическое тело, оставив только мозг.

Тело киборга гораздо сильнее и выносливее человеческого, и при необходимости его можно целиком заменить.

Машину сложно сразить пулей, но не так трудно пробраться в её разум. В мире «Призрака в доспехах» переписывают память человека, будто фильм на жёстком диске.

Можно проснуться однажды и осознать, что красавица-жена, умница-дочка, многочисленная семья, друзья и любимая работа — всего лишь морок, созданный искусным хакером. Несложно передать любую картинку так, чтобы человек увидел её своими глазами и принял за реальность.

Читайте также:  Актуальна ли сегодня излишняя принципиальность?

Или, наоборот, подключиться к чужим глазам и смотреть через них. В мире, где тела меняют как перчатки, личность и воспоминания человека остаются его единственным достоянием, зыбким и уязвимым.

Борьбой с кибертерроризмом как раз и занимаются герои серии, сотрудники Девятого отдела Бюро общественной безопасности. Когда граница между объективной и виртуальной реальностями максимально размыта и угроза может исходить из любого закоулка, без работы им сидеть не приходится.

Досье на героев

Железная леди в буквальном смысле этого слова. Майор Мотоко Кусанаги — полностью киборг и нередко задумывается о том, есть у неё душа или же она всего лишь набор алгоритмов.

Пережившей в детстве авиакатастрофу Мотоко с ранних лет пришлось привыкать к искусственному телу и не раз менять его по мере взросления и обновления технологий, поэтому виртуальный мир давно стал для неё родным.

Обратите внимание

Она не только талантливый командир, агент и мастер обращения с оружием и камуфляжем, но и искусный хакер.

Внутренняя сила вкупе с загадочностью делают Мотоко очень интересным персонажем. Балансируя на тонкой грани между человеком и машиной, она ищет ответы на вечные вопросы, успевая разбираться, как с личными, так и рабочими проблемами.

Бато

Бато, словно Железный дровосек из «Волшебника страны Оз», заменяет части своего тела искусственными протезами, считая это совершенно обыденным явлением. Он обожает возиться с различной техникой, особенно с татикомами, одну из которых разбаловал и назначил своей личной машиной.

Профессионал до мозга костей, но может быть вспыльчив, когда в беду попадают сослуживцы. Из троицы главных героев Бато можно назвать самым приземлённым. Он выслушивает и философские рассуждения Мотоко, и детские шуточки татиком, продолжая просто жить и выполнять свою работу. Хотя, возможно, глубоко в душе он романтик.

Жаль, что его чувства к Мотоко не оказались взаимными…

Тогуса

В мире будущего Тогуса, несмотря на небольшой возраст, выглядит настоящим реликтом. Он отказывается от кибернетических «запчастей», ограничиваясь лишь мозговым имплантатом. Оружие Тогуса тоже предпочитает старомодное и не расстаётся с верным шестизарядным револьвером.

Он образцовый гражданин, женат, воспитывает детей и в работе полагается не на предоставленные бездушными машинами данные, а на свое чутьё, выработанное за годы службы в полиции, — именно поэтому Тогуса стал неотъемлемой частью Девятого отдела.

Есть у него и другая важная функция: будучи дальше всех в отделе от техники и ближе всех к людям, Тогуса зачастую выступает в роли морального компаса. Он может быть уязвимым и чересчур эмоциональным, но он — настоящий, живой человек.

Татикомы

Небольшие, проворные, вооружённые пулемётами и гранатомётами танки с искусственным интеллектом. Обладают игривым, добродушным характером, и, несмотря на постоянную синхронизацию, каждая из машин имеет индивидуальные черты. По отношению бойцов Девятого отдела к татикомам легко понять их отношение к роботам в целом.

Бато в них души не чает, Тогуса недолюбливает, а Мотоко молча следит за их развитием. В перерывах между миссиями татикомы развлекаются и дурачатся, как дети, разбавляя серьёзность сериала толикой юмора. Миловидные роботы стали маскотами серии и даже заполучили по собственной зарисовке в конце каждого эпизода.

Возможно, отважные маленькие танки даже обладали собственным сознанием.

Люди и куклы

В аниме «Призрак в доспехах», принёсшем серии мировую славу, сотрудники Девятого отдела преследуют Кукловода — беглый искусственный интеллект, разработанный Министерством иностранных дел для выполнения грязной работы.

Хитрая программа развила самосознание, нашла себе подходящее тело и сбежала. Но в отличие от многих внезапно осознавших себя фантастических систем не стала захватывать мир или уничтожать человечество.

Кукловодом двигало скорее любопытство, попытка понять собственную сущность.

Собрав тело без единой живой клетки, но обладающее сознанием, Кукловод удивил даже глав спецслужб

В этом они оказались очень похожи с главной оперативницей Девятого отдела, майором Мотоко Кусанаги. Эта сильная, волевая и обаятельная женщина давно стала почти полностью киборгом. Мозг, а значит, и душа у Мотоко человеческие, но она нередко задаётся вопросом о том, кто она такая. А что, если вся её жизнь — цифровая иллюзия?

Коллеги относятся к жизни проще: молодой Тогуса желает иметь с машинами как можно меньше общего и остаётся живым человеком из плоти и крови, а бывалый спецназовец Бато воспринимает технику как нечто само собой разумеющееся. Высокие искания Мотоко им непонятны, но подчинённые неизменно сопровождают майора как в расследовании, так и в минуты размышлений.

Человека, ставшего машиной, и машину, обретшую разум, тянет друг к другу. Возможно, вместе они смогли бы найти ответы на вечные вопросы. Кукловод предлагает Мотоко слить два их сознания воедино, и та соглашается.

Они превращаются в нечто большее, чем человек или программа. Авторы — как манги, так и фильма — воздержались от оценок и однозначных ответов.

Видеоряд «Призрака в доспехах» целиком состоит из намёков и отсылок, заставляет размышлять и выносить собственные суждения о том, что делает нас людьми и есть ли предел развитию.

Мотоко — мастер на все руки. И хакер, и детектив, и стрелок отличный

Хотя внимание большую часть времени приковано к красавице Мотоко, оставшаяся пара героев не меркнет на её фоне. Напротив, именно через призму восприятия всех троих персонажей, очень разных по возрасту, характеру и физическому состоянию, складывается целостная картина опасного, но такого многообещающего мира будущего.

Важно

В ещё более глубокомысленной «Невинности» Кусанаги появляется лишь мельком, но её невидимое присутствие ощущается постоянно. Дистанцировавшись от своих бывших подчинённых, она приглядывает за ними через Сеть, предупреждает об опасности и изредка вмешивается, взяв под контроль робота.

В центре повествования оказывается Бато, потерявший с уходом майора дорогого и, похоже, любимого человека. Теперь самым близким для Бато существом стал бассет, а в жизни образовалось много больше рутины.

Впрочем, даже в такой жизни нашлось место очередному громкому делу о роботах для секса, сходящих с ума и убивающих людей.

Роботы недаром напоминают традиционных японских кукол, с которыми в Стране восходящего солнца связано много историй

Расследование заканчивается жаркой битвой между обезумевшими машинами и наёмниками нелегально производящей их корпорации, и без помощи Мотоко Бато и Тогусе пришлось бы туго.

Как и первая часть, «Невинность», помимо лихих перестрелок, изобилует цитатами и не даёт лёгких ответов.

Роботы и люди не противопоставляются друг другу — напротив, всё делается ради их мирного сосуществования и во избежание трагедий.

Роботы-полицейские

Если в фильмах, хоть и не обделённых боевыми сценами, проблемы сосуществования роботов и людей, их сходства и отличия рассматриваются размеренно и отрешённо, то сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» представляет собой динамичный футуристический детектив. Боевиком его язык не повернётся назвать: несмотря на обилие погонь и перестрелок, разговоров, в том числе и достаточно нудных бесед о политике, здесь очень много.

Оба сезона и три дополняющие их полнометражные ленты посвящены суровым будням Девятого отдела, всё ещё находящегося под предводительством Мотоко Кусанаги.

В отделе собрались люди с совершенно разным, зачастую тёмным прошлым. Здесь нашлось место и бывшим наёмникам, и якудза, и талантливым хакерам.

Совет

В ход пошла и тяжёлая техника — на вооружении Девятого отдела находится отряд татиком, паукообразных танков с искусственным интеллектом.

В сериале команде Мотоко пришлось иметь дело с гениальным хакером, разоблачившим заговор правительственных чиновников и глав производящих наномашины корпораций.

Хакер пытался сделать добытые им данные публичными, но исчез, оставив на память о себе бело-синий смеющийся смайлик, которым ловко закрыл своё лицо на всех запечатлевших его камерах.

Знак «Смеющегося человека» стал узнаваемым и популярным, чем не преминули воспользоваться политики, чтобы инсценировать ряд террористических актов и обвинить в них хакера.

Девятый отдел то получает награды и благодарности, то оказывается вне закона. Политика — дело тонкое

Бороться с идущей изнутри угрозой оказалось сложнее, чем с самыми одарёнными хакерами. Докопавшийся до истины Девятый отдел оказался в немилости у правительства, был дискредитирован и объявлен вне закона.

Но стараниями Мотоко, Бато, Тогусы и компании информация о заговоре распространилась и породила огромный скандал. Распущенный отдел собирают вновь, и его работников ждёт новое дело, на этот раз касающееся напряжения между коренным населением Японии и хлынувшими в страну беженцами.

Обыкновенными стычками и терактами ситуация не ограничивается — здесь также задействованы высшие чины и сложные политические схемы.

Обратите внимание

Тема непростого сожительства роботов и людей в сериале ушла на задний план. Зато политические интриги будущего, заговоры японского правительства и могущественных корпораций показаны со всеми подробностями.

Несколько утомляют бесконечные диалоги и необходимость запоминать, какой из отделов бюро общественной безопасности Японии какому ведомству подчиняется, имена политиков и бизнесменов.

Но из-за быстрого темпа повествования загрузиться и заскучать не успеваешь.

Проделкам внезапно ожившего искусственного интеллекта в «Синдроме одиночки» тоже нашлось место. Но на этот раз цифровое сознание завелось не в далёких закоулках Сети или секретных лабораториях, а прямо в Девятом отделе.

Татикомы, хоть и совершенно не похожие на людей внешне, стали полноправными членами команды, и, даже будучи отстранёнными от дел, бросились на выручку своим сослуживцам-людям.

У Мотоко своеволие татиком вызывает подозрения, их подумывают уничтожить или перепрограммировать, но живые танки доказывают своё право на существование по-настоящему геройскими поступками. И погибают они как настоящие герои, доказав, что у них была, — может быть, детская, и, может, одна на всех, — но душа.

Тогуса, Мотоко и Бато — странные, но идеально дополняющие друг друга члены команды

Формат сериала позволил также заглянуть в прошлое героев, узнать больше об их происхождении и мотивациях. Больше всего внимания уделили, конечно, загадочной Мотоко, вынужденной с детства привыкать к искусственному телу. Уже тогда она выглядела отрешённой, одинокой и задумчивой. Она подчиняла себе мощь искусственного тела, с лёгкостью ломавшего стальными пальцами любимые детские игрушки.

Открытый интерфейс

Режиссёр Мамору Осии обожает бассет-хаундов. Дома у него живёт бассет Габриэль, которого хозяин превратил в свою неизменную пасхалку. В «Невинности» бассет-хаунд стал питомцем Бато

«Призрак в доспехах» вобрал в себя все элементы классического киберпанка. Здесь есть киборги и хакеры, могущественные корпорации и страшные трущобы. Но все они оказались в одной лодке, и нет прямого конфликта между машинами и людьми, смелым героем и поработившей мир компанией.

Картина мира не делится на чёрное и белое и походит на уличный карнавал в Тайване, где смешались в разноцветной толпе люди и куклы.

Технический прогресс стал неотъемлемой частью жизни, но, даже заключённые в броню механических тел, люди остаются сентиментальными и сохраняют ставшие абсурдными привычки — как Бато, со своими кибернетическими протезами упорно посещающий спортзал и балующий любимую собаку.

Важно

Люди остаются людьми и учатся использовать свои новые возможности. Искусственный интеллект постепенно обретает личность, становясь ещё одной формой жизни, с которой стоит сотрудничать и считаться.

Мотоко, Тогуса и Бато находятся в центре повествования, но их расследования не меняют мир — так, немного расшатывают японскую парламентскую систему.

Кукловод показал, на что способен дух, порождённый машиной, но вместо того, чтобы громко заявить о себе, тихо ушёл в Сеть, прихватив с собой Мотоко Кусанаги. И реальный мир продолжает жить без них, развиваясь и балуя людей всё новыми механическими диковинами.

В ремейке 2008 года трёхмерной графики стало много больше. Звуковую дорожку тоже обновили

При столь обширной и совершенно открытой вселенной франшиза «Призрака в доспехах» невелика. Пара фильмов, сериал в два сезона и несколько полнометражных дополнений вышли уже давно. Оригинального «Призрака в доспехах» пересняли в 2008 году с использованием современных технологий.

Solid State Society добрался до японских трёхмерных кинотеатров. И на этом, кажется, серию оставили в покое, но не забыли. В 2011 году в Сибуе установили стенд, где можно было при помощи сенсора Microsoft Kinect гоняться по киберпространству за татикомой.

А в 2017 году выходит голливудский ремейк с живыми актёрами, где главную роль играет Скарлетт Йоханссон.

Хочется верить, что в загадочный мир «Призрака в доспехах» ещё получится заглянуть. Ведь, как сказала, уходя, Мотоко, Сеть широка и безгранична. И сколько ещё опасных тайн и чудесных открытий впереди…

Совет

С помощью Kinect можно ненадолго погрузиться в киберпространство Ghost in the Shell (фото: Danny Choo, CC BY-SA)

Ghost in the Shell Ghost in the Shell 1.5: Human-Error Processor

Ghost in the Shell 2: Man-Machine Interface

Источник: https://www.mirf.ru/serial/mir-anime-prizrak-v-dospehah

Ссылка на основную публикацию